Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15.10.2012 № 398РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 октября 2012 г. N 398 Об утверждении государственной программы Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.10.2013 г. N 326) Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы". 2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Куклина Н.И. Председатель Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 октября 2012 г. N 398 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013-2020 ГОДЫ" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.10.2013 г. N 326) ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013-2020 ГОДЫ" Ответственный Департамент экологической Исполнитель безопасности, Государственной природопользования и защиты населения программы Республики Марий Эл Соисполнители Министерство образования и науки Государственной Республики Марий Эл программы Участники органы местного самоуправления Государственной в Республике Марий Эл программы (по согласованию); государственное унитарное предприятие Республики Марий Эл "Территориальный центр "Маргеомониторинг" Подпрограммы "Развитие системы обращения с отходами Государственной производства и потребления в программы Республике Марий Эл"; "Развитие и использование минерально- сырьевой базы Республики Марий Эл"; "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл"; "Экологическая безопасность Республики Марий Эл" Цели Государственной обеспечение экологической безопасности программы на территории Республики Марий Эл; восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, защита от негативного воздействия вод; обеспечение устойчивого сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Марий Эл Задачи обеспечение экологически безопасного Государственной захоронения и переработки отходов; программы ликвидация накопленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды и санитарно- эпидемиологического благополучия населения республики; разработка и реализация единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами; сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Марий Эл; строительство сооружений берегоукрепления; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения в безопасное техническое состояние; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, превышающих их потребление Целевые индикаторы количество несанкционированных объектов и показатели размещения твердых бытовых отходов Государственной (далее - ТБО); программы доля площади территории Республики Марий Эл, занятой особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ), в общей площади территории Республики Марий Эл; доля разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых по отношению к общему объему добытых общераспространенных полезных ископаемых; доля гидротехнических сооружений (далее - ГТС) республиканской собственности Республики Марий Эл, приведенных в безопасное техническое состояние Этапы и сроки Государственная программа реализуется реализации в один этап. Государственной Сроки реализации Государственной программы программы 2013-2020 годы Объемы общий объем финансирования финансирования составляет 3 142 362,9 тыс. рублей, из Государственной 2013 год - 304 657,2 тыс. рублей программы 2014 год - 558 465,4 тыс. рублей 2015 год - 584 114,0 тыс. рублей 2016 год - 777 508,6 тыс. рублей 2017 год - 439 691,2 тыс. рублей 2018 год - 157 953,5 тыс. рублей 2019 год - 157 609,5 тыс. рублей 2020 год - 162 363,5 тыс. рублей; в том числе за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета) - 627 328,0 тыс. рублей, из них: 2013 год - 26 421,0 тыс. рублей 2014 год - 25 368,0тыс. рублей 2015 год - 87 945,0 тыс. рублей 2016 год - 86 120,0 тыс. рублей 2017 год - 98411,0 тыс. рублей 2018 год - 100 140,0 тыс. рублей 2019 год - 99 490,0 тыс. рублей 2020 год - 103 433,0 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 335 992,0 тыс. рублей, из них: 2013 год - 37 581,0 тыс. рублей 2014 год - 37 404,0 тыс. рублей 2015 год - 37 504,0 тыс. рублей 2016 год - 49 004,0 тыс. рублей 2017 год - 42 871,0 тыс. рублей 2018 год - 43 471,0 тыс. рублей 2019 год - 44 196,0 тыс. рублей 2020 год - 43 961,0 тыс. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований (при условии выделения средств из бюджетов муниципальных образований) - 66 666 тыс. рублей, из них: 2013 год - 3 431,0 тыс. рублей 2014 год - 6 817,0 тыс. рублей 2015 год - 11 095,0 тыс. рублей 2016 год - 10 471,0 тыс. рублей 2017 год - 8 949,0 тыс. рублей 2018 год - 8 565,0 тыс. рублей 2019 год - 8 146,0 тыс. рублей 2020 год - 9 192,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников (средства организаций, при условии выделения средств из внебюджетных источников) - 2 112376,9 тыс. рублей, из них: 2013 год - 237 224,2 тыс. рублей 2014 год - 488 876,4 тыс. рублей 2015 год - 447 570,0 тыс. рублей 2016 год - 631 913,6 тыс. рублей 2017 год - 289 460,2 тыс. рублей 2018 год - 5 777,5 тыс. рублей 2019 год - 5 777,5 тыс. рублей 2020 год - 5 777,5 тыс. рублей Ожидаемые ликвидация несанкционированных результаты объектов размещения ТБО; реализации уменьшение негативного воздействия Государственной хозяйственной и иной деятельности программы на компоненты природной среды; сохранение и воспроизводство биологического, ландшафтного разнообразия путем организации ООПТ республиканского значения; повышение экологической культуры населения посредством расширения информированности населения о состоянии окружающей среды и мерах по сохранению природных объектов, привлечения к мероприятиям экологической направленности; улучшение экологического состояния рек; снижение риска аварий ГТС; достижение превышения количества разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых над общим объемом их потребления; увеличение государственного фонда недр I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Одним из ключевых направлений развития республики является повышение уровня и качества жизни населения. Высокое качество жизни и здоровья населения, а также устойчивое экономическое развитие республики могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Государственная программа Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы" (далее - Государственная программа) содержит комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования и недропользования на территории Республики Марий Эл, осуществление которых будет способствовать обеспечению экологической безопасности, устойчивому функционированию естественных экологических систем, сохранению биоразнообразия, защите территорий и населения Республики Марий Эл от негативного воздействия вод, обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС), оздоровлению экологической обстановки на водных объектах, обеспечению сырьевых потребностей хозяйственного комплекса и созданию условий для повышения эффективности использования недр республики. Экологические проблемы Республики Марий Эл типичны для многих регионов России: нерешенные вопросы утилизации, переработки, повторного использования отходов производства и потребления, деградация почвенного покрова (эрозия, заболачивание, засоление почв, замусоривание), рост антропогенного воздействия на животный и растительный мир, загрязнение атмосферного воздуха, особенно в крупных городах, загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами. Наибольшую опасность воздействия на объекты инфраструктуры оказывает активность проявления опасных экзогенных геологических процессов (овражная эрозия, абразионно- оползневые и карстово- суффозионные процессы), проблема подтопления жилой и промышленной застройки подземными водами первого от поверхности водоносного горизонта. Анализ состояния окружающей среды в Республике Марий Эл, по данным природоохранных, санитарно-эпидемиологических органов, позволяет сделать вывод о негативных тенденциях изменения показателей ее качества. Для Республики Марий Эл характерна проблема обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы). Существующая система сбора, хранения, транспортировки и утилизации отходов несовершенна и приводит к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям. Основными причинами сложившейся ситуации в сфере обращения с отходами являются: изменившаяся структура потребления населения. Изменение структуры обусловлено увеличением доли различного рода упаковок в структуре отходов, а также увеличением доли новых видов отходов, несвойственных прежней структуре потребления; устаревшая и не отвечающая современному состоянию технология сбора и переработки отходов; значительный износ технической инфраструктуры, используемой в сфере обращения с отходами; недостаточный контроль за сферой образования отходов, отсутствие действенной системы учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, что приводит к их несанкционированному размещению в окружающей среде. По данным Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году", в 2011 году в Республике Марий Эл образовалось около 786,0 тыс. тонн отходов, из них твердых бытовых отходов - 73,0 тыс. тонн (в Приволжском федеральном округе - 162 762,4; Российской Федерации - 4 303 320,0; Республике Мордовия - 1 526,0; Удмуртской Республике - 1 152,0; Кировской области - 1 437,0; Нижегородской области - 2 669,0; Самарской области - 5 507,0 тыс. тонн отходов). В Республике Марий Эл в 2011 году использовано и обезврежено 89,4 процента образовавшихся отходов (в Приволжском федеральном округе - 54,6 процента, Российской Федерации - 46,3 процента, Республике Мордовия - 55,3 процента, Удмуртской Республике 63,6 процента, Кировской области - 100,1 процента, Нижегородской области - 81,1 процента, Самарской области - 69,6 процента). Источниками образования твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Республики Марий Эл являются организации, промышленные предприятия, объекты инфраструктуры, население республики. Для сбора ТБО в республике в настоящее время используется одноступенчатая схема, то есть отходы с территорий населенных пунктов собираются в специальные контейнеры, расположенные в утвержденных местах (контейнерные площадки), и затем доставляются спецавтотранспортом на объекты захоронения. Охват населения услугой по сбору и вывозу ТБО составляет около 66 процентов от общего количества проживающего населения. Обслуживаются только 456,8 тыс. человек из 692,4 тыс. человек. Причем большая часть обслуживаемого населения проживает в городских округах республики. Всего для приема и захоронения отходов в республике имеются 19 полигонов ТБО и полигон промышленных отходов научно - производственного кооператива "Эколог". Производственная мощность большинства полигонов ТБО закончится в ближайшие 2-3 года. Технологии захоронения часто не соблюдаются, что приводит к возникновению пожаров на полигонах и экологическим проблемам. Таким образом, остро стоит вопрос строительства новых, современных объектов захоронения ТБО. В республике функционирует один мусоросортировочный комплекс - в г. Йошкар-Оле. На остальной территории республики сортировка отходов не осуществляется. Необходимо строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций. В настоящее время в республике отсутствует действенный механизм учета и анализа потоков отходов на всех уровнях их образования, не разработана региональная схема обращения с отходами, что не позволяет создать единую эффективную систему обращения с отходами производства и потребления на территории Республики Марий Эл. Серьезной проблемой является утилизация иловых осадков очистных сооружений канализации муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Йошкар-Олы. Существует проблема обращения с отходами в части осветительных устройств, электрических ламп (ртутьсодержащих), ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых могут повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде. В воздушный бассейн городов с выбросами промышленных предприятий, транспорта и других источников загрязнения поступают тысячи тонн загрязняющих веществ, которые оказывают неблагоприятное влияние на состояние окружающей среды, ухудшают условия проживания. Наибольшая антропогенная нагрузка на качество атмосферного воздуха наблюдается в г. Йошкар-Оле и г. Волжске, при этом в структуре выбросов загрязняющих веществ преобладали твердые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота, летучие органические соединения. За период наблюдений с 2008 по 2012 год значение комплексного индекса загрязнения атмосферы (далее - КИЗА), который характеризует общий уровень загрязнения и определяет вклад каждой примеси в общее загрязнение атмосферы города, указывает на повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Йошкар-Оле по сравнению с городами Волжск и Козьмодемьянск. В 2012 году по отношению к 2011 году значение КИЗА повысилось в г. Козьмодемьянске. Угроза сокращения видового состава и численности объектов животного и растительного мира, утраты природных комплексов является глобальной проблемой, вызванной возрастающей антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Одним из наиболее актуальных направлений природоохранной политики республики является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого использования природных ресурсов. Его практическая реализация невозможна без эффективно функционирующей системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ). В Республике Марий Эл организована 51 ООПТ федерального и республиканского значения, занимающая площадь 96,5 тыс. гектаров, или 4,15 процента территории республики при среднероссийском показателе 7,0 процента. К ООПТ республиканского значения относятся 8 государственных природных заказников, 40 памятников природы, 1 ботанический сад. Площадь ООПТ республиканского значения Республики Марий Эл составляет 37,77 тыс. гектаров, или 1,7 процента территории республики. По рекомендациям Международного союза охраны природы площадь ООПТ субъекта Российской Федерации должна составлять не менее 10 процентов. Данный показатель является одним из признаков цивилизованного развития региона. В целях обеспечения сохранения и восстановления природных комплексов в рамках реализации Государственной программы расширяется сеть ООПТ республиканского значения. Увеличение общей площади территорий природно-заповедного фонда республики возможно за счет создания новых и расширения существующих ООПТ, что потребует направления на указанные цели финансовых средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. В республике достаточно высок уровень антропогенного воздействия на объекты животного и растительного мира. Это вызвано как причинами общего характера, такими как высокая плотность населения, открытость территории, так и прямым воздействием на объекты животного и растительного мира - химизацией сельского хозяйства, отходами промышленности, изъятием животных вследствие охоты и добычи водных биологических ресурсов. Растительный и животный мир является составной частью окружающей среды и выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, активно влияющее на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом. Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей. Особенностью объектов растительного и животного мира является их возобновляемость, но для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с их охраной. При истреблении, нарушении условий существования определенные виды могут исчезнуть и их возобновление будет невозможно. В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из полномочий субъекта Российской Федерации является ведение региональной Красной книги. Мероприятия в рамках ведения Красной книги Республики Марий Эл относятся к наиболее эффективным мерам по организации охраны редких представителей животного и растительного мира, сохранения и восстановления среды их обитания и произрастания. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Экологической доктриной Российской Федерации в числе принципов государственной политики в области экологии определены открытость экологической информации, участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом уровень экологической культуры и экологического сознания части населения нашей республики, включая руководителей хозяйствующих субъектов, остается довольно низким, что зачастую является причиной осуществления деятельности, негативно влияющей на состояние окружающей среды. С другой стороны, средствами массовой информации не всегда в полной мере обеспечивается предоставление населению объективной информации о состоянии окружающей среды. Государственной программой предусматривается проведение мероприятий, направленных на формирование экологического сознания и повышение уровня экологической культуры населения путем его информирования о состоянии окружающей среды и привлечения к участию в мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды. Поверхностные и подземные воды являются важнейшим компонентом природной среды, возобновляемым, ограниченным и уязвимым природным ресурсом, используемым и охраняемым как основа жизни и деятельности населения. Они обеспечивают экономическое, социальное, экологическое благополучие населения, существование животного и растительного мира. Кроме того, вода способна оказывать негативное влияние на окружающую среду. Последствия аварий ГТС могут быть непредсказуемы. Располагаясь, как правило, в черте крупных населенных пунктов или выше по течению реки и являясь объектами повышенного риска, при разрушении могут привести к затоплению обширных территорий, в том числе земель сельскохозяйственного значения, населенных пунктов, объектов экономики, и гибели людей. В зонах затопления могут разрушаться (размываться) системы водоснабжения, канализации, места сбора отходов производства и потребления. Минерально-сырьевая база в первую очередь призвана обеспечивать потребности экономики республики различными видами природных ресурсов. Потребление минерального сырья должно осуществляться на принципах их комплексного и рационального использования, обеспечивая подготовку поисковых заделов. Основные месторождения общераспространенных полезных ископаемых в Республике Марий Эл были выявлены в пятидесятые - восьмидесятые годы прошлого столетия. Часть месторождений отработана или дорабатывается, часть недоступна для освоения по экологическим и экономическим причинам. Высокие темпы развития строительного комплекса республики в ближайшее время могут привести к дефициту общераспространенных полезных ископаемых. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природоресурсной базы республики для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранения и воспроизводства ресурсного потенциала. В настоящее время требуется провести комплекс работ по геологическому изучению недр, оценке обеспеченности ресурсами минерального сырья и возможности вовлечения в эксплуатацию новых участков недр, выявлению перспективных площадей распространения видов общераспространенных полезных ископаемых. Комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального использования и охраны недр, создание информационно- аналитической системы позволят обеспечить учет и оперативное управление недропользованием. Органы исполнительной власти Республики Марий Эл будут обладать актуальной, своевременной и качественной информацией для принятия управленческих решений в части государственного регулирования использования минерально-сырьевых ресурсов Республики Марий Эл. Итогом влияния перечисленных накопленных и текущих экологических проблем является снижение качества жизни и среды обитания, повышение заболеваемости и смертности населения, снижение инвестиционной привлекательности республики. В случае роста объемов бюджетного финансирования деятельности в области охраны окружающей среды процесс перехода к экологически эффективному развитию существенно ускорится как за счет разработки и коммерциализации новых технологий в сфере ресурсосбережения, реализации практических мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления, снижения риска аварий ГТС, повышения эффективности деятельности действующих ООПТ и образования новых ООПТ, так и финансового обеспечения реализации новых мер государственного регулирования, в том числе модернизации экологического мониторинга и государственного экологического надзора. В этом случае к 2020 году возможно существенное сокращение удельных уровней негативного воздействия отраслей, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Учитывая взаимосвязанный характер актуальных проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов республики, а также необходимость привлечения финансовых средств из различных источников (из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации) в связи с затратностью большинства планируемых мероприятий и продолжительностью сроков их реализации, решение указанных выше проблем возможно только программно-целевым методом, предполагающим ориентацию деятельности на достижение поставленных целей. II. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Выбор приоритетов Государственной программы определен Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Стратегией долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214, Планом мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года в Республике Марий Эл, утвержденным распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 29 ноября 2011 г. N 730-р, Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г. N ПР-1102, Планом реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации в Республике Марий Эл на период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 27 мая 2013 г. N 299-р. Основным стратегическим приоритетом государственной политики в сфере реализации Государственной программы является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений. Исходя из стратегического приоритета основными целями Государственной программы являются: обеспечение экологической безопасности на территории Республики Марий Эл; восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, защита от негативного воздействия вод; обеспечение устойчивого сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы Республики Марий Эл. Достижение целей Государственной программы будет обеспечиваться решением следующих основных взаимосвязанных задач: обеспечение экологически безопасного захоронения и переработки отходов; ликвидация накопленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики; разработка и реализация единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами; сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Марий Эл; строительство сооружений берегоукрепления; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения в безопасное техническое состояние; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов; воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, превышающих их потребление. III. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Государственная программа реализуется в 2013-2020 годах без разделения на этапы, так как программные мероприятия будут выполняться в течение всего периода ее действия. Реализация Государственной программы позволит сконцентрировать усилия на решении первоочередных задач в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов. Достижение целей, установленных Государственной программой, обусловлено решением комплекса задач, обеспечивающих достижение следующих целевых показателей в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов: количество несанкционированных объектов размещения ТБО в разрезе муниципальных образований в Республике Марий Эл приводится в приложении N 7 к Государственной программе. Показатель характеризует реализацию мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных объектов размещения ТБО; доля площади территории Республики Марий Эл, занятой ООПТ, в общей площади территории Республики Марий Эл, которая отражает внимание республики к сохранению природных комплексов в рамках специально создаваемых охраняемых природных территорий. С целью повышения репрезентативности территории республики, сохранения мест с высоким процентом наличия редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл, запланировано создание новых ООПТ, что приведет при реализации Государственной программы в пределах действующих обязательств к увеличению данного показателя; доля ГТС республиканской собственности Республики Марий Эл, приведенных в безопасное техническое состояние; доля разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых по отношению к общему объему добытых общераспространенных полезных ископаемых. Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программы, подпрограмм и их значениях отражены в приложении N 1 к Государственной программе. IV. ПЕРЕЧЕНЬ ПОДПРОГРАММ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ С учетом основных направлений, отнесенных к сфере реализации Государственной программы, а также основных задач, решаемых в рамках Государственной программы, в ее состав входят подпрограммы: "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Республике Марий Эл" (приложение N 8); "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Марий Эл" (приложение N 9); "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл" (приложение N 10); "Экологическая безопасность Республики Марий Эл" (приложение N 11). ПОДПРОГРАММА 1. "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ" Основной целью подпрограммы является улучшение экологической обстановки в Республике Марий Эл, создание эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами производства и потребления. Основные задачи подпрограммы: обеспечение экологически безопасного захоронения и переработки отходов; ликвидация накопленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики; разработка и реализация единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами. Подпрограмма включает в себя одно основное мероприятие - разработку региональной схемы обращения с отходами Республики Марий Эл, создание системы информационного обеспечения. 1.1. Разработка региональной схемы обращения с отходами Республики Марий Эл осуществляется с целью проведения детального анализа существующего положения в сфере санитарной очистки и обращения с коммунальными отходами, обеспечения организации экологически безопасной и экономически выгодной системы санитарной очистки населенных пунктов Республики Марий Эл в разрезе муниципальных районов и городских округов. Региональная схема обращения с отходами Республики Марий Эл - проект, направленный на решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию бытовых отходов, уборке территорий населенных пунктов, и является территориально- планировочным документом, дающим право проектирования и строительства объектов в сфере санитарной очистки и обращения с отходами. 1.2. В рамках создания системы информационного обеспечения реализуется мероприятие по формированию и ведению регионального кадастра отходов для обеспечения доступности населению и хозяйствующим субъектам республики информации о движении отходов. 1.3. Организация системы сбора, хранения, транспортировки, утилизации твердых бытовых отходов включает в себя: приобретение контейнеров для сбора отходов строительство и обустройство контейнерных площадок; приобретение специализированных транспортных средств для вывоза отходов, собираемых в контейнеры; строительство мусороперегрузочных станций; строительство мусоросортировочных станций; приобретение специализированных транспортных средств и емкостей для мусороперегрузочных, мусоросортировочных станций; строительство объектов утилизации (захоронения) ТБО. Данные мероприятия направлены на создание эффективной системы сбора, хранения, транспортировки и утилизации ТБО. 1.4. Организация утилизации иловых осадков сточных вод. С целью исключения негативного влияния на окружающую среду осадков очистных сооружений сточных вод государственной программой предусмотрены следующие мероприятия: строительство временного полигона иловых осадков сточных вод с очистных сооружений канализации муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Йошкар-Олы"; разработка проекта строительства цеха термической сушки иловых осадков сточных вод очистных сооружений канализации муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Йошкар-Олы"; строительство цеха термической сушки иловых осадков сточных вод очистных сооружений канализации муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Йошкар-Олы". Реализация указанных выше мероприятий обеспечит создание современной системы утилизации иловых осадков очистных сооружений канализации г. Йошкар-Олы. 1.5. Организация рекультивации объектов захоронения отходов. Основным условием успешного функционирования современной системы захоронения и санации территории является проведение работ по рекультивации объектов захоронения отходов. Действующие в настоящее время полигоны ТБО по мере их заполнения подлежат закрытию и рекультивации. В рамках мероприятий по рекультивации объектов захоронения отходов должна быть произведена их инвентаризация с целью уточнения площадей, объемов накопленных отходов и формирование планов мероприятий по рекультивации. 1.6. Организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп от населения. С целью организации системы сбора отработанных ртутьсодержащих ламп от населения предусмотрено оборудование специальных помещений для их временного хранения. ПОДПРОГРАММА 2. "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ" Подпрограмма разработана в целях обеспечения рационального использования недр, воспроизводства и развития минерально-сырьевой базы Республики Марий Эл для удовлетворения текущих и перспективных потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства, социального развития и экологической безопасности Республики Марий Эл. Подпрограмма содержит характеристику проблем, связанных с обеспеченностью республики минерально-сырьевыми ресурсами, и систему мероприятий по их решению. Система программных мероприятий включает в себя основное мероприятие - развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы. 2.1. Сопровождение и пополнение геоинформационной системы "Недра Республики Марий Эл" - систематизированной геологической базы для поисково-разведочных работ в отношении твердых полезных ископаемых. В рамках реализации данного мероприятия будет осуществляться пополнение электронных баз данных информацией о результатах геологоразведочных работ, выполненных за период с 1950-х годов до 2020 года. Выполнение данного мероприятия обобщит и систематизирует имеющуюся информацию по нерудным полезным ископаемым, что позволит пополнять и проводить оперативную обработку информации для планирования геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, лицензирования объектов недропользования, мероприятий государственного надзора, а также отслеживать полноту и своевременность выполнения условий лицензионных соглашений. 2.2. Ведение мониторинга участков недр с использованием данных дистанционного зондирования. Выполнение данного мероприятия позволит осуществлять текущий контроль за использованием участков недр, а также выявлять несанкционированное пользование недрами. 2.3. Ведение мониторинга опасных экзогенных геологических процессов на территории Республики Марий Эл. Основной целью работ по ведению мониторинга опасных экзогенных геологических процессов является получение оперативной и достаточной информации о проявлениях экзогенных процессов на территории Республики Марий Эл. Данное мероприятие включает в себя системные наблюдения за активностью абразионно-оползневых и карстово-суффозионных процессов, развитием овражной эрозии и за режимом уровня подземных вод на подтапливаемых территориях. 2.4. Создание цифровой карты закономерностей размещения месторождений полезных ископаемых на территории Республики Марий Эл масштаба 1:200 ООО. Результатом выполнения данного мероприятия будет оценка фактического состояния минерально-сырьевой базы, определение возможностей прироста запасов полезных ископаемых и обнаружение новых видов минерального сырья. 2.5. Создание и ведение республиканского фонда геологической информации. В рамках реализации данного мероприятия будет осуществлен перевод геологической информации по Республике Марий Эл, хранящейся в Марийском филиале федерального бюджетного учреждения "Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу", с бумажных носителей на электронные путем проведения сканирования геологических отчетов и данных статистической отчетности по движению запасов полезных ископаемых. На основании полученных материалов будет вестись территориальный баланс запасов и кадастр месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ), а также осуществляться обеспечение электронного архива геологических отчетов. 2.6. Проведение комплексных поисково-оценочных работ с целью определения наличия общераспространенных полезных ископаемых в северо- восточных районах Республики Марий Эл. Результатом выполнения данного мероприятия будет обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы в наиболее населенной и экономически выгодной части республики, выявление перспективных геологических объектов. Главный результат реализации программных мероприятий - наращивание обеспеченности добычи запасами в целях повышения роста производства минерального сырья. ПОДПРОГРАММА 3. "РАЗВИТИЕ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ" Подпрограмма разработана с целью повышения эффективности использования и охраны водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Марий Эл и муниципальной собственности и расположенных на территории Республики Марий Эл. Основной целью подпрограммы является восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, защита от негативного воздействия вод. Основные задачи подпрограммы: строительство берегоукрепления; повышение эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений путем их приведения к безопасному техническому состоянию; восстановление и экологическая реабилитация водных объектов. Подпрограмма включает в себя 4 основных мероприятия: 3.1. Восстановление водных объектов, защита от негативного воздействия вод: строительство сооружений инженерной защиты; капитальный ремонт ГТС; осуществление государственного мониторинга водных объектов. Выполнение данного мероприятия повысит защищенность населения и объектов экономики от наводнения и другого негативного воздействия вод, обеспечит сокращение в паводковые периоды площади затопления территорий, увеличение пропускной способности рек. 3.2. Капитальный ремонт гидротехнических сооружений за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл: выполнение мероприятий по обеспечению безопасности, предотвращению и ликвидации последствий аварий на ГТС; капитальный ремонт ГТС, находящихся на территории Республики Марий Эл. Выполнение данного мероприятия повысит защищенность населения и объектов экономики от наводнения и другого негативного воздействия вод и предотвратит возникновение чрезвычайных ситуаций. 3.3. Субсидии на мероприятия федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах": осуществление строительства сооружений инженерной защиты; капитальный ремонт ГТС. Выполнение данного мероприятия повысит защищенность населения и объектов экономики от наводнения и другого негативного воздействия вод и предотвратит возникновение чрезвычайных ситуаций. 3.4. Субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений - осуществление мер по восстановлению и экологической реабилитации водных объектов. Выполнение данного мероприятия приведет к увеличению пропускной способности рек, улучшению экологического состояния рек. ПОДПРОГРАММА 4. "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ" Основной целью подпрограммы является обеспечение экологической безопасности на территории Республики Марий Эл для повышения защищенности компонентов природной среды, природных и природно- антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Реализация подпрограммы направлена на повышение эффективности, качества мониторинга за состоянием объектов окружающей среды, снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечение устойчивого развития республики путем формирования сети ООПТ республиканского значения и сохранения биологического разнообразия, повышение экологической культуры населения. Подпрограмма включает в себя основное мероприятие - обеспечение благоприятной для жизни человека природной среды. 4.1. Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды. Реализация мероприятия направлена на повышение эффективности, качества мониторинга за состоянием атмосферного воздуха на территории Республики Марий Эл, определение степени воздействия хозяйствующих субъектов на природную среду. Реализация мероприятий данного направления будет способствовать снижению уровня негативного воздействия хозяйствующих субъектов на окружающую среду, стабилизации экологической обстановки на территории республики. 4.2. Обеспечение радиационной и химической безопасности. Результатом реализации данного мероприятия станет сформированная система защиты от радиационной и химической опасности на территории республики. 4.3. Развитие ООПТ и сохранение биологического разнообразия. В рамках реализации данного мероприятия будет сформирована сеть ООПТ республиканского значения, обеспечено функционирование, обустройство ООПТ, сохранение и воспроизводство биологического разнообразия, разработана геоинформационная система "Республиканский кадастр особо охраняемых природных территорий". 4.4. Ведение Красной книги Республики Марий Эл. Ведение Красной книги Республики Марий Эл требует комплексного и систематического научного подхода. В рамках реализации мероприятия предусмотрены мониторинг редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл, выполнение работ по интродукции и реинтродукции редких растений, подготовка макета для переиздания Красной книги Республики Марий Эл, том "Животные". 4.5. Формирование экологической культуры населения. Данные мероприятия включают комплекс мер по содействию в активизации участия общественных организаций и населения в решении экологических проблем посредством проведения экологических акций, смотров, конкурсов, пропаганды экологических знаний через средства массовой информации и наглядную агитацию, информирования населения о состоянии окружающей среды в республике. Перечень основных мероприятий Государственной программы с описанием ожидаемых результатов их реализации приведен в приложении N 2 к Государственной программе. Мультипликативный эффект от реализации Государственной программы во многом достигается за счет комплексности решаемых проблем. В результате реализации Государственной программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в повышении качества компонентов окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечении благоприятной окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. V. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды, природопользования, недропользования осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, в том числе: Водным кодексом Российской Федерации; Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"; Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений"; Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2012 г. N 350 "О федеральной целевой программе "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах"; постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 августа 2011 г. N 231 "Об утверждении Порядка ведения регионального кадастра отходов производства и потребления на территории Республики Марий Эл"; постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 2011 г. N 107 "Об утверждении Порядка организации и осуществления регионального государственного экологического надзора на территории Республики Марий Эл"; постановлением Правительства Республики Марий Эл от 9 апреля 2012 г. N 114 "Об утверждении Порядка организации и упразднения особо охраняемых природных территорий республиканского значения в Республике Марий Эл"; постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 ноября 2012 г. N 434 "О республиканском кадастре особо охраняемых природных территорий Республики Марий Эл". В рамках Государственной программы предусматривается реализация мер по оптимизации правового регулирования в сфере охраны окружающей среды: разработка проекта закона Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений в области охраны окружающей среды"; разработка ряда нормативных правовых актов в области управления и организации функционирования ООПТ республиканского значения; разработка проекта постановления Правительства Республики Марий Эл "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр на территории Республики Марий Эл". Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Государственной программы приведены в приложении N 3 к Государственной программе. VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Расходы Государственной программы формируются за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а также средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл и внебюджетных источников. При реализации Государственной программы используются различные инструменты государственно-частного партнерства, в том числе софинансирование за счет собственных средств юридических лиц и привлеченных ими заемных средств. Средства федерального бюджета привлекаются при реализации мероприятий подпрограммы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл". Средства бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл привлекаются при реализации мероприятий подпрограмм "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Республике Марий Эл" и "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл". Средства внебюджетных источников предусмотрены в подпрограмме "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Республике Марий Эл". Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы составляет 3 142 362,9 тыс. рублей, из них: 2012 год - 304 657,2 тыс. рублей 2013 год - 558 465,4 тыс. рублей 2014 год - 584 114,0 тыс. рублей 2015 год - 777 508,6 тыс. рублей 2016 год - 439 691,2 тыс. рублей 2017 год - 157 953,5 тыс. рублей 2018 год - 157 609,5 тыс. рублей 2019 год - 162 363,5 тыс. рублей; в том числе за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета) - 627 328,0 тыс. рублей, из них: 2011 год - 26 421,0 тыс. рублей 2012 год - 25 368,0 тыс. рублей 2013 год - 87 945,0 тыс. рублей 2014 год - 86 120,0 тыс. рублей 2015 год - 98 411,0 тыс. рублей 2016 год - 100 140,0 тыс. рублей 2017 год - 99 490,0 тыс. рублей 2018 год - 103 433,0 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 335 992,0 тыс. рублей, из них: 2013 год - 37 581,0 тыс. рублей 2014 год - 37 404,0 тыс. рублей 2015 год - 37 504,0 тыс. рублей 2016 год - 49 004,0 тыс. рублей 2017 год - 42 871,0 тыс. рублей 2018 год - 43 471,0 тыс. рублей 2019 год - 44 196,0 тыс. рублей 2020 год - 43 961,0 тыс. рублей; за счет средств бюджетов муниципальных образований (при условии выделения средств из бюджетов муниципальных образований) - 66 666 тыс. рублей, из них: 2013 год - 3 431,0 тыс. рублей 2014 год - 6 817,0 тыс. рублей 2015 год - 11 095,0 тыс. рублей 2016 год - 10 471,0 тыс. рублей 2017 год - 8 949,0 тыс. рублей 2018 год - 8 565,0 тыс. рублей 2019 год - 8 146,0 тыс. рублей 2020 год - 9 192,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников (средства организаций, при условии выделения средств из внебюджетных источников) - 2 112 376,9 тыс. рублей, из них: 2013 год - 237 224,2 тыс. рублей 2014 год - 488 876,4 тыс. рублей 2015 год - 447 570,0 тыс. рублей 2016 год - 631 913,6 тыс. рублей 2017 год - 289 460,2 тыс. рублей 2018 год - 5 777,5 тыс. рублей 2019 год - 5 777,5 тыс. рублей 2020 год - 5 777,5 тыс. рублей. Объемы бюджетных ассигнований уточняются ежегодно при формировании федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл и бюджетов муниципальных образований в Республике Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период. Ресурсное обеспечение реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл по годам ее реализации представлено в приложении N 4 к Государственной программе. Прогнозная оценка расходов на реализацию целей Государственной программы приведена в приложении N 5 к Государственной программе. План реализации Государственной программы приведен в приложении N 6 к Государственной программе. VII. АНАЛИЗ РИСКОВ И ОПИСАНИЕ МЕР УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Возможными рисками в ходе реализации Государственной программы могут стать макроэкономические риски, связанные с возможными критическими ситуациями в общих тенденциях социально-экономического развития страны, и риски двух уровней, связанные с социально- экономическим развитием республики. Первый уровень рисков (угроз) может возникнуть при неполном ресурсном обеспечении программных мероприятий за счет средств федерального и республиканского бюджетов, повышении стоимости работ по объектам капитального строительства, связанного с инфляционными процессами в экономике, нарушении выполнения исполнителями обязательств по заключенным контрактам, выявленных в результате проверок хода выполнения работ в рамках реализации природоохранных мероприятий. Эти риски могут привести к нарушению сроков выполнения мероприятий и достижения запланированных результатов. Риски второго уровня возможны в случае недостатка (отсутствия) внебюджетных средств. Внутрисистемные (внутриотраслевые) риски возможны в связи с институциональными преобразованиями предприятий при их перепрофилировании, со снижением кадровой обеспеченности исполнителей работ, а также технико-технологическим отставанием. Соответственно, при этом возникает угроза снижения качества и результативности работ, выполняемых по государственным заказам. В целях предупреждения возможных рисков в ходе реализации Государственной программы исполнители осуществляют контроль и надзор за их выполнением. VIII. ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Реализация Государственной программы позволит достичь следующих результатов: ликвидация несанкционированных объектов размещения ТБО; уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды; сохранение и воспроизводство биологического, ландшафтного разнообразия путем организации ООПТ республиканского значения; повышение экологической культуры населения посредством расширения информированности населения о состоянии окружающей среды и мерах по сохранению природных объектов, привлечения к мероприятиям экологической направленности; улучшение экологического состояния рек; снижение риска аварий ГТС; достижение превышения количества разведанных запасов общераспространенных полезных ископаемых над общим объемом их потребления; увеличение государственного фонда недр. Геологоразведочные работы относятся к видам деятельности с отложенным во времени экономическим эффектом. Ожидаемые результаты помимо экономического эффекта в виде поступлений налогов и платежей в консолидированный бюджет окажут положительный эффект в работе всех базовых отраслей экономики. Интенсификация темпов воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, улучшение территориального размещения добывающих предприятий, их обеспечение запасами полезных ископаемых позволят создать более тысячи новых рабочих мест, включая занятых в сопутствующем гражданском и промышленном строительстве. Эффективность реализации Государственной программы выразится в повышении качества компонентов окружающей среды, сохранении благоприятной окружающей среды и безопасности жизни и здоровья граждан, рациональном природопользовании, воспроизводстве минерально- сырьевой базы республики. IX. МОНИТОРИНГ И КОНТРОЛЬ ХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОТЧЕТНОСТЬ О ХОДЕ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Ответственным исполнителем Государственной программы является Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл (далее - Департамент), который в установленном порядке принимает меры по полному и качественному выполнению мероприятий Государственной программы. Департамент в целях реализации Государственной программы взаимодействует с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Марий Эл и ежегодно, не позднее 1 декабря текущего финансового года, разрабатывает и согласовывает с соисполнителем план реализации Государственной программы, направляет его в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл. Мониторинг, контроль за исполнением Государственной программы и отчетность о ходе реализации Государственной программы осуществляются в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 30 декабря 2011 г. N 435 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Марий Эл". Департамент в процессе реализации Государственной программы по согласованию с соисполнителем может вносить в установленном порядке предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий Государственной программы, сроки их реализации, об изменении целевых показателей и ожидаемых конечных результатов реализации Государственной программы. В случае необходимости Департамент вправе вносить в Правительство Республики Марий Эл предложения о внесении изменений в объемы бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы. X. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ Методика оценки эффективности Государственной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации Государственной программы и основывается на оценке результативности Государственной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации. Методика оценки эффективности Государственной программы учитывает необходимость проведения оценок: степени достижения целей и решения задач подпрограмм и Государственной программы в целом; степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования бюджетных средств; степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации). Оценка эффективности реализации Государственной программы, включающей 4 подпрограммы, осуществляется ответственным исполнителем Государственной программы - Департаментом. Показатели результативности Государственной программы рассчитываются в соответствии с методикой расчета, представленной в таблице. РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ -------------------------------------------------------------------------- Наименование | Методика расчета | Источник данных показателя | показателя | для расчета -------------------------------------------------------------------------- Количество разница между по запрашиваемой несанкционированных количеством выявленных информации объектов размещения и количеством у муниципальных ТБО ликвидированных образований в несанкционированных Республике объектов размещения Марий Эл о количестве ТБО, единиц выявленных и ликвидированных несанкционированных объектов размещения ТБО Доля площади отношение суммы площади ООПТ, территории площадей ООПТ утвержденные Республики Марий Эл, Республики Марий Эл к в установленном занятой ООПТ, в общей общей площади порядке площади территории территории республики, постановлениями Республики Марий Эл умноженное на Правительства 100 процентов Республики Марий Эл Доля разведанных отношение количества по данным протоколов запасов фактически заседаний экспертной общераспространенных утвержденных комиссии по полезных ископаемых запасов к количеству общераспространенным по отношению к общему фактически добытого полезным ископаемым объему добытых сырья на конец и статистической общераспространенных отчетного отчетности (форма 5- полезных ископаемых года, умноженное на гр) 100 процентов добывающих предприятий - недропользователей Доля ГТС отношение фактического по данным отчетов республиканской количества капитально и оформленных собственности отремонтированных ГТС в установленном Республики на конец отчетного порядке Марий Эл, приведенных периода к общему актов приемки ГТС в безопасное количеству ГТС в эксплуатацию техническое республиканской состояние собственности, подлежащих капитальному ремонту, умноженное на 100 процентов ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к государственной программе Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы" СВЕДЕНИЯ О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013-2020 ГОДЫ", ПОДПРОГРАММ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.10.2013 г. N 326) ----T-------------------T--------T------------------------------------------------------------------- ¦Показатель (индика-¦Единица ¦ Значения показателей по годам ¦тор) (наименование)¦измере- ¦ ¦ ¦ ния ¦ ¦ ¦ +-----T------T------T-----T------T------T-----T------T------T------- ¦ ¦ ¦2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦2014 ¦ 2015 ¦ 2016 ¦2017 ¦ 2018 ¦ 2019 ¦ 2020 ----+-------------------+--------+-----+------+------+-----+------+------+-----+------+------+------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ----+-------------------+--------+-----+------+------+-----+------+------+-----+------+------+------- Государственная программа Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы" 1. Количество несанк- единиц 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 ционированных объ- ектов размещения ТБО 2. Доля площади терри- процен- 4,1 4,1 4,15 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,2 4,21 тории Республики тов Марий Эл, занятой ООПТ, в общей пло- щади территории Ре- спублики Марий Эл 3. Доля разведанных процен- 60 70 80 90 100 102 104 105 106 107 запасов тов общераспространен- ных полезных иско- паемых по отношению к общему объему до- бытых общераспро- страненных полезных ископаемых 4. Доля ГТС республи- процен- 67 83 83 83 83 83 83 83 100 100 канской собственно- тов сти Республики Ма- рий Эл, приведенных в безопасное техни- ческое состояние Подпрограмма 1. "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Республике Марий Эл" 5. Доля твердых комму- процен- 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 10,5 16,5 22,0 28,0 32,0 нальных отходов, тов использованных в качестве вторичных материальных ресур- сов 6. Доля отходов, захо- проценто 0 0 0 0 0 50 50 90 90 100 ронение которых в осуществляется на полигонах современ- ного типа Подпрограмма 2. "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Марий Эл" 7. Объем ежегодного млн. т 2,56 0 0 0 5,7 5,75 5,8 5,85 5,9 5,95 прироста запасов общераспространен- ных полезных иско- паемых 8. Территория Респуб- проценто 0 0 20,0 35,0 45,0 55,0 60,0 70,0 90,0 95,0 лики Марий Эл, на в которой ведется космический монито- ринг, к общей пло- щади территории 9. Количество геологи- проценто 15,0 20,0 20,0 20,0 23,0 26,0 29,0 32,0 35,0 38,0 ческих отчетов, в отсканированных и записанных на маг- нитные носители, к общему количеству отчетов Подпрограмма 3. "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл" 10. Протяженность новых км 0,33 0,33 0,33 0,33 0,33 0,35 и реконструирован- ных сооружений ин- женерной защиты и берегоукрепления 11. Доля ГТС с неудов- процен- 22,3 44,4 60,0 75,6 80 88,9 95,6 100 летворительным и тов опасным уровнем бе- зопасности, приве- денных в безопасное техническое состо- яние 12. Количество ГТС с единиц 10 10 7 7 2 4 3 2 неудовлетворитель- ным и опасным уров- нем безопасности, приведенных в безо- пасное техническое состояние 13. Численность населе- человек 3500 4000 4500 6000 ния, экологические условия проживания которого будут улучшены в резуль- тате реализации ме- роприятий по вос- становлению и эко- логической реабили- тации водных объек- тов 14. Объем выемки донных тыс. м3 4,650 3,045 2,025 3,285 отложений в резуль- тате реализации ме- роприятий по вос- становлению и эко- логической реабилитации водных объектов 15. Протяженность работ км 23,250 15,225 10,125 16,425 по восстановлению и экологической ре- абилитации водных объектов Подпрограмма 4. "Экологическая безопасность Республики Марий Эл" 16. Увеличение количес- единиц 1 1 1 1 1 1 1 1 1 тва ООПТ для созда- ния экологического каркаса Республики Марий Эл и сохране- ния биологического разнообразия 17. Количество постов единиц 8 8 8 8 8 8 8 наблюдений за со- стоянием природной среды 18. Доля населения, процен- 5,2 5,5 6,0 6,5 6,5 6,5 6,5 6,5 6,5 6,5 вовлеченного в эко- тов лого-просветительс- кие и эколого-обра- зовательные мероп- риятия, в общем ко- личестве населения республики ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к государственной программе Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы" ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013-2020 ГОДЫ" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.10.2013 г. N 326) -----T-----------------T-------------T-----------T------------------T-----------------T------------------ ¦ Наименование ¦Ответственный¦Срок (год) ¦ Ожидаемый ¦Последствия нере-¦Связь с показате- ¦ основного ¦ исполнитель ¦ ¦ непосредственный ¦ализации основных¦лем подпрограммы ¦ мероприятия ¦ ¦ ¦ результат ¦мероприятий Госу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дарственной про- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ граммы ¦ ¦ ¦ +-----T-----+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нача-¦окон-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ла ¦чания¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ре- ¦ ре- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦али- ¦али- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зации¦зации¦ ¦ ¦ -----+-----------------+-------------+-----+-----+------------------+-----------------+------------------ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 -----+-----------------+-------------+-----+-----+------------------+-----------------+------------------ Подпрограмма 1. "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Республике Марий Эл" 1.1. Разработка Департамент 2013 2020 создание эффектив- отсутствие терри- доля твердых региональной схе- экологической ных механизмов ториально- плани- коммунальных мы обращения с безопасности управления сферой ровочного доку- отходов, отходами Респуб- и защиты обращения с мента, дающего использованных в лики Марий Эл, населения отходами, обеспе- право качестве вторич- создание системы Республики чение доступности проектирования и ных информационного Марий Эл информации об от- строительства материальных обеспечения ходах объектов в сфере ресурсов, доля обращения с отхо- отходов, дами захоронение производства и которых потребления, от- осуществляется на сутствие система- полигонах совре- тизированной ин- менного типа формации об отхо- дах Подпрограмма 2. "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Республики Марий Эл" 2.1. Развитие и вос- Департамент 2013 2020 обеспечение орга- снижение доля разведанных производство ми- экологической низаций реального воспроизводства запасов нерально-сырьевой безопасности сектора экономики минерально- общераспростра- базы и защиты Республики Марий сырьевой базы нен- ных полезных населения Эл необходимыми республики, ископаемых по от- Республики запасами общерас- снижение ношению к общему Марий Эл пространенных по- обеспеченности объему добытых лезных ископаемых минеральным общераспростра- сырьем, нараста- нен- ных полезных ние ископаемых дефицита в обеспечении минеральным сырьем Подпрограмма 3. "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Марий Эл" 3.1. Восстановление Департамент 2013 2020 повышение угроза количество ГТС с водных объектов, экологической защищенности насе- возникновения неудовлетворите- защита от нега- безопасности ления и объектов чрезвычайных си- льным и опасным тивного воздейс- и защиты экономики от навод- туаций в резуль- уровнем твия вод населения нения и другого не- тате разрушения безопасности, Республики гативного воздейс- плотин и затопле- приведенных в Марий Эл твия вод; сокраще- ния территорий; безопасное ние в паводковые угроза ухудшения техническое периоды площади за- качества воды состояние топления террито- водных объектов рии, увеличение пропускной способ- ности рек, улучше- ние экологического состояния рек 3.2. Капитальный ре- Департамент 2013 2020 повышение угроза количество ГТС с монт гидротехни- экологической защищенности насе- возникновения неудовлетвори- ческих сооружений безопасности ления и объектов чрезвычайных си- тель- ным и опас- за счет средств и защиты экономики от навод- туаций в резуль- ным уровнем безо- республиканского населения нения и другого не- тате разрушения пасности, приве- бюджета Республи- Республики гативного воздейс- плотин и затопле- денных в безопас- ки Марий Эл Марий Эл твия вод ния территорий ное техническое состояние 3.3. Субсидии на меро- Департамент 2013 2020 повышение угроза количество ГТС с приятия федераль- экологической защищенности насе- возникновения неудовлетвори- ной целевой про- безопасности ления и объектов чрезвычайных си- тель- ным и опас- граммы "Развитие и защиты экономики от на- туаций в резуль- ным уровнем безо- водохозяйственно- населения воднения и другого тате разрушения пасности, приве- го комплекса Рос- Республики негативного воз- плотин и затопле- денных в безопас- сийской Федерации Марий Эл действия вод ния территорий ное техническое в 2012 - 2020 го- состояние дах" 3.4. Субвенции на осу- Департамент 2016 2020 обеспечение угроза ухудшения протяженность ра- ществление отде- экологической благоприятных качества воды бот по восстанов- льных полномочий безопасности условий для жизни водных объектов лению и экологи- в области водных и защиты населения и ком- ческой реабилита- отношений населения фортной среды оби- ции водных объек- Республики тания водных био- тов Марий Эл логических ресур- сов Подпрограмма 4. "Экологическая безопасность Республики Марий Эл" 4.1. Обеспечение бла- Департамент 2013 2020 выявление и про- угроза ухудшения увеличение коли- гоприятной для экологической гноз развития не- качества природ- чества ООПТ для жизни человека безопасности гативных процес- ной среды создания экологи- природной среды и защиты сов, сохранение ческого каркаса населения биологического Республики Марий Республики разнообразия, Эл и сохранения Марий Эл повышение биологического экологической ку- разнообразия льтуры населения ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к государственной программе Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы" СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ МЕРАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013-2020 ГОДЫ" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.10.2013 г. N 326) -----T----------------T--------------------------------T------------------------------T----------------- ¦Вид нормативного¦Основные положения нормативного ¦ Ответственный исполнитель и ¦Ожидаемые сроки ¦ правового акта ¦ правового акта ¦ соисполнители ¦ принятия -----+----------------+--------------------------------+------------------------------+----------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 -----+----------------+--------------------------------+------------------------------+----------------- Подпрограмма 4. "Экологическая безопасность Республики Марий Эл" 1. Закон Республики О регулировании отдельных отно- Департамент экологической 2014 год Марий Эл шений в области охраны окружа- безопасности и защиты населе- ющей среды ния Республики Марий Эл 2. Постановление Об утверждении Порядка осущес- Департамент экологической 2013-2014 годы Правительства твления регионального государс- безопасности и защиты населе- Республики твенного надзора за геологичес- ния Республики Марий Эл Марий Эл ким изучением, рациональным ис- пользованием и охраной недр на территории Республики Марий Эл 3. Постановление Об организации ООПТ республи- Департамент экологической 2014-2020 годы Правительства канского значения безопасности и защиты населе- Республики ния Республики Марий Эл Марий Эл ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к государственной программе Республики Марий Эл "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов на 2013-2020 годы" РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА 2013-2020 ГОДЫ" ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 25.10.2013 г. N 326) ---------T------------T-----------T-----------------T------------------------------------------------------------------------ Статус ¦Наименование¦Ответствен-¦ Код бюджетной ¦ Расходы (тыс. рублей) по годам ¦ Государс- ¦ ный ¦ классификации ¦ ¦твенной про-¦ исполни- ¦ ¦ ¦граммы, под-¦ тель, ¦ ¦ ¦ программы, ¦соисполни- ¦ ¦ ¦ основного ¦ тели ¦ ¦ ¦мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------T--------T--------T--------T-------T---------T--------T--------- ¦ ¦ ¦ ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ 2016 ¦ 2017 ¦ 2018 ¦ 2019 ¦ 2020 ---------+------------+-----------+-----------------+--------+--------+--------+--------+-------+---------+--------+--------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ---------+------------+-----------+-----------------+--------+--------+--------+--------+-------+---------+--------+--------- Государ- Охрана всего 84800000900000 37 581,0 37 404,0 37 504,0 49 004,0 42871,0 43 471,0 44 196,0 43 961,0 ственная окружающей програм- среды, ма Ре- воспроиз- спублики водство и Марий Эл использова- ние природных ресурсов на 2013-2020 годы ответствен- 84800000900000 37 561,0 37 404,0 37 504,0 49 004,0 42871,0 43 471,0 44 196,0 43 961,0 ный испол- нитель - Департамент экологичес- кой безо- пасности и защиты населения Республики Марий Эл соисполни- 20,0 тель- Минобрнауки Республики Марий Эл Подпро - Развитие ответствен- 8480605091000000 711,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 грамма 1 системы об- ный испол- ращения с нитель - отходами Департамент производства экологичес- и потребле- кой безо- ния в Ре- пасности и спублике Ма- защиты рий Эл населения Республики Марий Эл Основное Разработка ответствен- 84806050914967000 711,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 50,0 мероп- региональной ный испол- риятие схемы обра- нитель - 1.1. щения с от- Департамент ходами Ре- экологичес- спублики Ма- кой безо- рий Эл, со- пасности и здание сис- защиты на- темы селения информацион- Республики ного Марий Эл обеспечения Подпро- Развитие и ответствен- 8480404092000000 1 500,0 2 500,0 2 500,0 6 500,0 5 700,0 6 000,0 6 300,0 6 500,0 грамма 2 использова- ный испол- ние минера- нитель - льно- сырье- Департамент вой базы Ре- экологичес- спублики Ма- кой безо- рий Эл пасности и защиты населения Республики Марий Эл Основное Развитие и ответствен- 84804040924927244 1 500,0 2 500,0 2 500,0 6 500,0 5 700,0 6 000,0 6 300,0 6 500,0 мероп- воспроиз- ный испол- рия- тие водство ми- нитель - 2.1. нерально-сы- Департамент рьевой базы экологичес- кой безо- пасности и защиты населения Республики Марий Эл Подпро- Развитие ответствен- 8480406093000000 7 479,0 6 983,0 7 083,0 7 183,0 7 450,0 7 750,0 8 335,0 7 900,0 грамма 3 водохозяйс- ный испол- твенного нитель - комплекса Департамент Республики экологичес- Марий Эл кой безо- пасности и защиты населения Республики Марий Эл Основное Восстановле- ответс- 84804060934960244 4 583,0 5 283,0 5 283,0 5 283,0 5 450,0 5 450,0 5 600,0 5 600,0 мероп- ние водных твенный риятие объектов, за- исполни- 3.1. щита от нега- тель - Де- тивного воз- партамент действия вод экологиче- ской безо- пасности и защиты населения Республики Марий Эл Основное Капитальный ответс- 84804060937016243 2 896,0 1 700,0 1 800,0 1 900,0 2 000,0 2 300,0 2 735,0 2 300,0 мероп- ремонт твенный риятие гидротехниче- исполни- 3.2. ских сооруже- тель - Де- ний за счет партамент средств экологиче- республиканс- ской безо- кого бюджета пасности и Республики защиты Марий Эл населения Республики Марий Эл Подпро- Экологическая всего 8480603094000000 3 330,0 3 310,0 3 310,0 10 710,0 5 110,0 5 110,0 4 950,0 4 950,0 грамма 4 безопасность Республики Марий Эл ответс- 3 310,0 3 310,0 3 310,0 10 710,0 5 110,0 5 110,0 4 950,0 4 950,0 твенный исполни- тель - Де- партамент экологиче- ской безо- пасности и защиты населения Республики Марий Эл соисполни- 20,0 тель - Минобрнауки Республики Марий Эл Основное Обеспечение всего 84806030944923244 3 330,0 3 310,0 3 310,0 10 710,0 5 110,0 5 110,0 4 950,0 4 950,0 мероп- благоприят- риятие ной для жиз- 4.1. ни человека природной среды ответствен- 84806030944923244 3 310,0 3 310,0 3 310,0 10 710,0 5 110,0 5 110,0 4 950,0 4 950,0 ный испол- нитель - Департамент экологичес- кой безо- пасности и защиты населения Республики Марий Эл соисполни- 20,0 тель - Минобрнауки Республики Марий Эл Подпро - Обеспечение ответствен- 84806050952902000 24 561,0 24 561,0 24 561,0 24 561,0 24561,0 24 561,0 24 561,0 24 561,0 грамма 5 реализации ный испол- государс- нитель - твенной Департамент программы экологичес- кой Республики безопаснос- Марий Эл ти и защиты "Охрана ок- населения ружающей Республики среды, вос- Марий Эл производство и использо- вание при- родных ре- сурсов на 2013- 2020 годы" Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|