Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23.03.2016 № 85

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ

"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

 

Правительство Республики Башкортостан постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу "Развитие образования Республики Башкортостан", утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 21 февраля 2013 года N 54 (с последующими изменениями).

 

Премьер-министр

Правительства

Республики Башкортостан Р.Марданов

 

Уфа, 23 марта 2016 г.

N 85

 

 

 

 

Утверждены

Постановлением Правительства

Республики Башкортостан

от 23 марта 2016 г. N 85

 

ИЗМЕНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ

"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН"

 

1) в паспорте государственной программы "Развитие образования в Республике Башкортостан" (далее - государственная программа):

а) раздел "Цель и задачи государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечить внедрение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций";

б) раздел "Сроки и этапы реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:

 

"Сроки и этапы реализации государственной программы

2013 - 2025 годы без деления на этапы";

 

в) подпункт 8 раздела "Перечень подпрограмм" изложить в следующей редакции:

"8. "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Республике Башкортостан";";

г) раздел "Ресурсное обеспечение государственной программы" изложить в следующей редакции:

 

"Ресурсное обеспечение государственной программы

Общий объем финансового обеспечения государственной программы в 2013 - 2025 годах составит 518475124,1 тыс. рублей,

в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 492227832,5 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 34055248,0 тыс. рублей;

2014 год - 34578108,2 тыс. рублей;

2015 год - 35570565,9 тыс. рублей;

2016 год - 38410525,1 тыс. рублей;

2017 год - 39114673,1 тыс. рублей;

2018 год - 39468618,6 тыс. рублей;

2019 год - 38718584,8 тыс. рублей;

2020 год - 38718584,8 тыс. рублей;

2021 год - 38718584,8 тыс. рублей;

2022 год - 38718584,8 тыс. рублей;

2023 год - 38718584,8 тыс. рублей;

2024 год - 38718584,8 тыс. рублей;

2025 год - 38718584,8 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 5679433,3 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 2797689,8 тыс. рублей;

2014 год - 1748933,5 тыс. рублей;

2015 год - 1048121,5 тыс. рублей;

2016 год - 84688,5 тыс. рублей;

в) местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 2481,8 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 264,8 тыс. рублей;

2014 год - 431,8 тыс. рублей;

2015 год - 1785,4 тыс. рублей;

г) внебюджетных источников - 20565376,5 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 1525641,4 тыс. рублей;

2014 год - 1636797,4 тыс. рублей;

2015 год - 1792122,7 тыс. рублей;

2016 год - 1591371,4 тыс. рублей;

2017 год - 1591856,4 тыс. рублей;

2018 год - 1553448,4 тыс. рублей;

2019 год - 1553448,4 тыс. рублей;

2020 год - 1553448,4 тыс. рублей;

2021 год - 1553448,4 тыс. рублей;

2022 год - 1553448,4 тыс. рублей;

2023 год - 1553448,4 тыс. рублей;

2024 год - 1553448,4 тыс. рублей;

2025 год - 1553448,4 тыс. рублей";

 

2) раздел 1 государственной программы изложить в следующей редакции:

"1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

Реализация государственной политики Республики Башкортостан в сфере образования направлена на повышение роли образования как инструмента инновационного развития социально-экономической сферы и обеспечения социального благополучия населения в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 (с последующими изменениями), Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (с изменением, внесенным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 года N 1121-р), Законом Республики Башкортостан "Об образовании в Республике Башкортостан", а также со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370.

В республике на 1 января 2015 года насчитывалось 3,4 тыс. образовательных организаций, 1567 дошкольных образовательных организаций, 2344 школы, из них 1362 юридических лица и 709 филиалов, школ-интернатов, лицеев, гимназий и 5 негосударственных общеобразовательных организаций, 10 вечерних (сменных) общеобразовательных школ, 20 детских домов, 225 организаций дополнительного образования, 85 профессиональных образовательных организаций; функционировало 10 самостоятельных государственных образовательных организаций высшего образования и 15 филиалов государственных образовательных организаций высшего образования. В образовательных организациях обучаются и воспитываются свыше 883,4 тыс. человек, работают более 147,4 тыс. педагогических работников и обслуживающего персонала.

Общее число обучающихся в Республике Башкортостан в 2015 - 2016 учебном году - 440586 человек.

Современная система образования нуждается в модернизации согласно требованиям инновационного, социально ориентированного развития республики и страны в целом. В условиях стремительных социально-экономических изменений необходимы разработка механизмов реализации основных направлений развития образования и соответствующее эффективное использование финансовых ресурсов.

Одной из основных проблем развития системы образования Республики Башкортостан является износ материально-технической базы государственных и муниципальных образовательных организаций, не отвечающих современным стандартам организации учебно-воспитательного процесса и нормативным требованиям санитарной и пожарной безопасности. Не менее важны строительство новых и реконструкция существующих объектов образования.

Актуальна проблема, связанная с нехваткой мест в дошкольных образовательных организациях, в связи с чем необходимо увеличивать объемы их строительства, оказывать поддержку негосударственным детским садам, развитию и внедрению альтернативных моделей дошкольного образования.

Программные мероприятия в сфере дошкольного образования полностью направлены на ликвидацию очередности на получение мест в детских садах для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года. К 2017 году необходимо обеспечить переход дошкольного образования на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС).

Имеются нарушения, связанные с ведением образовательной деятельности, получением лицензии на ее осуществление и государственной аккредитации, обеспечением необходимого качества образования. По этой причине требуется усиление государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере образования.

Не менее важно повышать уровень квалификации руководителей образовательных организаций в областях менеджмента и экономики в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к должностным обязанностям.

В связи с введением в образовательный процесс ФГОС второго поколения с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) предъявляются новые требования к квалификационному уровню педагогов. Требует совершенствования организация повышения квалификации работников образования в целях обеспечения непрерывности и адресного подхода к повышению их квалификации, учета индивидуальных особенностей и потребностей.

Продолжает оставаться актуальным привлечение, в том числе с использованием мер государственной поддержки, перспективных выпускников педагогических вузов на работу в образовательные организации.

В республике число общеобразовательных организаций, применяющих инновационные методы обучения, составляет 9,9%, в них обучаются 23,2% человек. В круг первоочередных задач до 2017 года входит увеличение доли инновационных общеобразовательных организаций, обеспечивающих всестороннее развитие детей, ориентированных на достижение ими высоких профессиональных результатов. В целях расширения работы с одаренными детьми из сельской местности необходимо усилить деятельность инновационных школ-интернатов, которые характеризуются разнообразием предметной и профессиональной ориентации, среди них школы-интернаты экономической, политехнической, художественной, музыкальной, спортивной направленностей.

На базе государственной автономной образовательной организации дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан создан Научно-методический центр развития одаренности. Однако требует дальнейшего совершенствования система подготовки преподавателей к работе с одаренными детьми. В частности, недостаточно развиты меры стимулирования таких педагогов. Очевидна задача создания единой региональной системы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Необходимо совершенствование сети специализированных образовательных организаций, а также непрерывное сопровождение одаренных детей в период их самореализации.

В целях обеспечения развития талантливых и творчески работающих педагогов ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Педагог года", "Мастер года", "Лучший классный руководитель", "Сердце отдаю детям". С 2010 года проходят конкурсы: "Учитель-мастер", "Педагог-исследователь", "Информационно-коммуникационные технологии в творчестве учителя".

Обучение в организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, завершается государственной итоговой аттестацией (далее - ГИА), при успешном прохождении которой выпускнику выдается аттестат об основном общем или о среднем общем образовании.

С 2014 года ГИА по образовательным программам основного общего образования проводится в двух формах: основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.

ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится тоже в двух формах: единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.

Обязательными для сдачи ГИА являются учебные предметы "Русский язык" и "Математика".

В целях организованного проведения ГИА в Республике Башкортостан осуществляются подготовка и обучение всех участников процесса.

В соответствии с Положением о размере и порядке выплаты компенсации педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена и единого регионального экзамена по башкирскому языку в Республике Башкортостан, утвержденным Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 марта 2014 года N 125, ежегодно выплачивается денежная компенсация в пределах средств бюджета Республики Башкортостан, выделяемых Министерству образования Республики Башкортостан (далее - Минобразования РБ) на указанные цели.

Для обеспечения объективности проведения единого государственного экзамена каждая аудитория пунктов, в которых он проводится, оборудована системами видеонаблюдения. В 2014 году видеотрансляция единого государственного экзамена в режиме он-лайн осуществлялась в 60% аудиторий, в 2015 году - в 50%, а в 2016 году этот показатель планируется довести до 75%. Благодаря принятым мерам количество удалений с экзамена за допущенные нарушения установленного порядка проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования значительно сократилось (в 2013 году - 30 случаев, в 2014 году - 21 случай, в 2015 году - 8 случаев). В течение 2014 и 2015 годов факты размещения контрольных измерительных материалов в сети Интернет не зафиксированы (в 2013 году было зафиксировано 18 таких фактов).

Несмотря на положительную тенденцию соблюдения порядка проведения ГИА, необходимо подключение в режим он-лайн 100% действующих систем видеонаблюдения.

Особого внимания требует процедура проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования, а именно: тиражирование и пакетирование экзаменационных материалов; их доставка до мест проведения экзамена и обратно в Центр мониторинга в образовании и сопровождения государственной итоговой аттестации для их дальнейшей обработки; выплата денежной компенсации лицам, привлекаемым к проверке и технологической обработке экзаменационных работ.

Остается ряд проблем в развитии системы дополнительного образования детей, в том числе в части повышения профессионального уровня педагогов и укрепления материально-технической базы соответствующих организаций. Особое внимание следует уделить взаимодействию общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования детей при их внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

Материальная база большинства загородных детских оздоровительных организаций не отвечает современным реалиям: требуются ремонт медицинских пунктов, спальных корпусов, пищеблоков, замена холодильного и технологического оборудования, обновление инвентаря. При этом ежегодно растут требования надзорных служб и родителей к условиям пребывания детей.

В связи с изложенным стратегическими задачами современной системы образования Республики Башкортостан являются:

повышение информационных компетенций работников образования;

внедрение современных методов обучения на базе ИКТ.

По данным соответствующего мониторинга, 83% учителей республики владеют ИКТ, вместе с тем удостоверения о повышении квалификации в данной сфере имеют 53,5% учителей. Наблюдается нехватка квалифицированных кадров в сфере информатизации, менее чем в 10% государственных и муниципальных общеобразовательных организаций республики имеются дополнительные штатные единицы по информатизации.

Оснащение средствами информатизации государственных и муниципальных организаций образования республики производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан в рамках реализации комплекса мер по модернизации общего образования:

в 2011 году были оснащены 154 базовые школы республики на общую сумму 36,8 млн. рублей, приобретено программное обеспечение для реализации дистанционного обучения в базовых школах на сумму 10,35 млн. рублей;

в 2012 году было приобретено 18000 ноутбуков на сумму 258,0 млн. рублей для учителей начальных классов, информатики и других предметов, активно применяющих ИКТ в учебном процессе; 686 школ были оснащены компьютерными классами (по 12 компьютеров каждый) на сумму 138,4 млн. рублей; был закуплен сервер для организации дистанционного обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях республики на сумму 964,0 тыс. рублей; приобретено программное обеспечение на сумму 10,5 млн. рублей.

Необходимы комплексное применение ИКТ в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении, а также развитие инфраструктуры республиканской образовательной информационной системы путем создания сети территориально распределенных центров информатизации (республиканского и муниципальных центров, информационных центров базовых школ и центров информационных технологий, профессиональных образовательных организаций). Надо усилить сетевое взаимодействие организаций образования, внедрить в практику информационные системы управления государственными и муниципальными образовательными организациями, создать электронный мониторинг системы образования республики. Требуется расширить применение технологий дистанционного обучения в Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов на дому.

Особые требования предъявляются к системе сопровождения социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прежде всего проживающих в условиях учреждений интернатного типа. Одной из важнейших проблем остается низкий уровень самостоятельности таких детей в решении жизненно важных задач: трудоустройства, налаживания семейных отношений, социальной адаптации, освоения и выполнения общественных ролей. Поведение выпускника детского дома при решении задач жизнеустройства зачастую является противоречивым, конфликтным, напряженным.

Большие изменения претерпевает система профессионального образования. Происходит сокращение контингента в профессиональных образовательных организациях, вызванное снижением численности выпускников общеобразовательных организаций и перераспределением их потоков в пользу высшего образования. Отдельные отрасли экономики испытывают проблемы, связанные с дефицитом рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Таким образом, сфера образования Республики Башкортостан сегодня формирует современные модели дошкольного, общего и профессионального образования, направленные на обеспечение соответствия этой сферы как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества по поводу качества и доступности образовательных услуг. При этом необходимо соблюдение государственных гарантий прав граждан на получение общего и среднего профессионального образования.";

3) раздел 2 "Цели и задачи государственной программы" дополнить абзацем следующего содержания:

"обеспечить внедрение односменного режима обучения в 1 - 11 (12) классах общеобразовательных организаций";

4) раздел 3 государственной программы изложить в следующей редакции:

"3. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

 

Государственная программа реализуется в 2013 - 2025 годах без деления на этапы.";

5) в разделе 5 "Ресурсное обеспечение государственной программы":

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Финансовое обеспечение государственной программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан и внебюджетных источников.";

б) Методику распределения межбюджетных трансфертов, перечисляемых в виде субвенций и субсидий в местные бюджеты муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан изложить в следующей редакции:

"МЕТОДИКА

распределения межбюджетных трансфертов, перечисляемых

в виде субвенций и субсидий в местные бюджеты муниципальных

районов и городских округов Республики Башкортостан

 

Наименование методики распределения средств

Наименование программного мероприятия

Основание для распределения трансфертов

1

2

3

Способ (методика)

расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству

организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству

приложение N 4 к Закону Республики Башкортостан

"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"

Способ (методика)

расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по образованию и обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах муниципальных образований Республики Башкортостан

образование и обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах муниципальных образований Республики Башкортостан

приложение N 2 к Закону Республики Башкортостан

"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"

Методика распределения иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на выплату ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

ежемесячная надбавка к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2010 года N 332

"О порядке и условиях финансирования и выплаты ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования"

(с последующими изменениями)

Способ (методика)

расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей

(за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)

организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время)

приложение N 6 к Закону Республики Башкортостан

"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"

Порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на софинансирование расходов муниципальных образований Республики Башкортостан на проведение капитального и текущего ремонтов и приобретение оборудования для муниципальных стационарных загородных детских оздоровительных лагерей

проведение капитального и текущего ремонтов и приобретение оборудования для муниципальных стационарных загородных детских оздоровительных лагерей

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 16 июня 2014 года N 266

"Об утверждении Порядка предоставления и расходования из бюджета Республики Башкортостан субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов муниципальных образований республики на проведение капитального и текущего ремонтов и приобретение оборудования для муниципальных стационарных загородных детских оздоровительных лагерей"

Способ (методика)

расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных организациях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

отдых и оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

осуществление государственных полномочий по предоставлению бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в образовательных организациях независимо от их организационно-правовой формы, на период обучения

приложение N 1 к Закону Республики Башкортостан

"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"

Способ (методика)

расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по социальной поддержке учащихся муниципальных общеобразовательных организаций из многодетных малоимущих семей по обеспечению бесплатным питанием и школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий

предоставление мер государственной поддержки многодетным малоимущим семьям по бесплатному обеспечению учащихся школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий;

предоставление мер государственной поддержки по бесплатному питанию учащихся из многодетных малоимущих семей

приложение N 3 к Закону Республики Башкортостан

"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"

Методика распределения субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи

выплата единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи за счет средств федерального бюджета

Закон Республики Башкортостан

"О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по назначению и выплате единовременных пособий при передаче ребенка на воспитание в семью"

Способ (методика)

расчета норматива для определения годового объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан для осуществления государственных полномочий по назначению и выплате компенсации части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

приложение N 5 к Закону Республики Башкортостан

"О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан"

Методика распределения субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на содержание детей в семьях опекунов и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемным родителям

содержание ребенка в приемной семье;

содержание ребенка в семье опекуна;

вознаграждение, причитающееся приемным родителям

Закон Республики Башкортостан

"О вознаграждении, причитающемся приемным родителям, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье"

Методика

определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях

(за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в части расходов на оплату труда педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек муниципальных дошкольных образовательных организаций и муниципальных общеобразовательных организаций

Закон Республики Башкортостан

"Об образовании в Республике Башкортостан"

Порядок предоставления и расходования субсидий из бюджета Республики Башкортостан местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на софинансирование расходов муниципальных образований Республики Башкортостан на строительство и реконструкцию муниципальных объектов дошкольного и общего образования

ввод новых мест в общеобразовательных организациях за счет строительства зданий, пристроев к зданиям общеобразовательных организаций и реконструкции этих зданий

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года N 285

"Об утверждении Правил формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы"

(с последующими изменениями)

Методика определения общего объема субсидий, предоставляемых местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан из бюджета Республики Башкортостан на создание новых мест в общеобразовательных организациях за счет капитального ремонта

ввод новых мест в общеобразовательных организациях за счет капитального ремонта

приложение N 7 к государственной программе

";

 

6) в разделе 6 "Перечень, обоснование и описание подпрограмм" государственной программы:

6.1) подпункт 8 изложить в следующей редакции:

"8) "Создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в Республике Башкортостан";";

6.2) в подразделе 6.1 "Подпрограмма "Развитие систем дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан":

6.2.1) в паспорте подпрограммы:

а) раздел "Сроки и этапы реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Сроки и этапы реализации подпрограммы

2013 - 2025 годы без деления на этапы";

 

б) раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2025 годах составит 381790624,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 375418724,8 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 24356471,7 тыс. рублей;

2014 год - 26175706,8 тыс. рублей;

2015 год - 27145452,2 тыс. рублей;

2016 год - 28467128,8 тыс. рублей;

2017 год - 30502689,1 тыс. рублей;

2018 год - 30502689,1 тыс. рублей;

2019 год - 29752655,3 тыс. рублей;

2020 год - 29752655,3 тыс. рублей;

2021 год - 29752655,3 тыс. рублей;

2022 год - 29752655,3 тыс. рублей;

2023 год - 29752655,3 тыс. рублей;

2024 год - 29752655,3 тыс. рублей;

2025 год - 29752655,3 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 5080937,4 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 2580264,6 тыс. рублей;

2014 год - 1600672,8 тыс. рублей;

2015 год - 900000,0 тыс. рублей;

в) местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан - 2481,8 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 264,8 тыс. рублей;

2014 год - 431,8 тыс. рублей;

2015 год - 1785,4 тыс. рублей;

г) внебюджетных источников - 1288480,5 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 90769,5 тыс. рублей;

2014 год - 127052,1 тыс. рублей;

2015 год - 144450,3 тыс. рублей;

2016 год - 92595,8 тыс. рублей;

2017 год - 92580,8 тыс. рублей;

2018 год - 92629,0 тыс. рублей;

2019 год - 92629,0 тыс. рублей;

2020 год - 92629,0 тыс. рублей;

2021 год - 92629,0 тыс. рублей;

2022 год - 92629,0 тыс. рублей;

2023 год - 92629,0 тыс. рублей;

2024 год - 92629,0 тыс. рублей;

2025 год - 92629,0 тыс. рублей";

 

6.2.2) подраздел 6.1.1 изложить в следующей редакции:

"6.1.1. Краткая характеристика сфер дошкольного и общего

образования в Республике Башкортостан

 

Система дошкольного образования Республики Башкортостан представляет собой многофункциональную сеть из 1567 дошкольных образовательных организаций различных видов.

В 2012 году в Республике Башкортостан дошкольным образованием были охвачены 62,6% детей в возрасте от 1 года до 6 лет и 82,2% детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2013 году - 65,7% детей в возрасте от 1 года до 6 лет и 85,3% детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2014 году - 67,4% детей от 1 года до 6 лет и 86,9% от 3 до 7 лет.

Очередность на получение мест в дошкольные образовательные организации среди детей в возрасте от 3 до 7 лет на 1 января 2016 года ликвидирована. Очередность детей от 0 до 3 лет - 92 тыс. заявлений.

Обеспечение прозрачности и открытости записи в детские сады гарантирует действующая с 2013 года единая электронная республиканская очередь.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части принятия мер, направленных на ликвидацию к 2015 году очередей на зачисление детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные образовательные организации, Минобразования РБ был разработан Комплекс мер ("дорожная карта") по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации (далее - "дорожная карта").

В рамках реализации "дорожной карты" в период с 2013 по 2015 год планировалось дополнительно ввести в эксплуатацию 27700 мест за счет строительства новых дошкольных образовательных организаций, возврата в сеть ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций, соответствующих реконструкции и перепрофилирования иных зданий, а также развития альтернативных форм дошкольного образования.

По итогам реализации "дорожной карты" введены в эксплуатацию 37492 места, из них в:

2013 году - 15050 мест (альтернативные формы - 6927 мест);

2014 году - 13644 места (альтернативные формы - 6980 мест);

2015 году - 8798 мест (альтернативные формы - 3000 мест).

С 2011 года на основании постановлений администраций в 10 муниципальных образованиях Республики Башкортостан организована работа по выплате компенсаций многодетным, малообеспеченным и неполным семьям, имеющим не посещающих детские сады детей в возрасте от 1,5 года до 3 лет. За 2011 - 2013 годы на указанные цели из местных бюджетов направлены средства в объеме 134,6 млн. рублей на 5502 детей, в 2014 году компенсация выплачена на 2601 ребенка в объеме свыше 60 млн. рублей.

В республике развивается сеть частных детских садов. Так, на 1 февраля 2016 года функционировали 152 частных детских сада, в том числе 15 дошкольных образовательных организаций, имеющих лицензию на образовательную деятельность, и 137 детских садов, организованных индивидуальными предпринимателями. Всего услугами частных детских садов охвачены 3000 детей.

В целях дальнейшего развития сети частных детских садов распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 3 декабря 2015 года N 1361-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по поддержке негосударственного сектора дошкольного образования в Республике Башкортостан.

С 1 января 2016 года Приказом Минобразования РБ от 27 ноября 2015 года N 2300 за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, установлен средний размер родительской платы по республике в размере 1440 рублей, в 2015 году - 1140 рублей.

Минобразования РБ разработан проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан об утверждении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми для муниципальных образований Республики Башкортостан, который проходит установленную процедуру согласования в Правительстве Республики Башкортостан.

Увеличение количества мест в дошкольных общеобразовательных организациях повлекло рост числа педагогических работников, что потребовало обеспечения их материального стимулирования. На указанные цели в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 16 июля 2010 года N УП-426 "Об установлении ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" предусмотрены межбюджетные трансферты администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. Выплаты рассчитаны согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 2 сентября 2010 года N 332 "О порядке и условиях финансирования и выплаты ежемесячной надбавки к заработной плате работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" (с последующими изменениями).

В общеобразовательных организациях республики организовано обучение по 13 профилям, охват профильным обучением составляет 56,5% старшеклассников.

По численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Республика Башкортостан занимает 4-е место в Российской Федерации (после Москвы, Московской области и Краснодарского края). Количество обучающихся, приходящихся на одного учителя, на начало 2015 - 2016 учебного года составляло 12,1 человека (в 2012 - 2013 учебном году - 9,9; в 2013 - 2014 учебном году - 10,5; в 2014 - 2015 учебном году - 11,5).

Между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан и Минобразования РБ ежегодно заключаются соглашения, в рамках которых в муниципальных образованиях Республики Башкортостан предусмотрено доведение до нормативных уровней:

наполняемости классов: в городской местности - до 25 человек, в сельской местности - до 14 человек;

количества учащихся, приходящихся на 1 учителя, - до 15 человек;

численности прочего персонала (физических лиц) в общеобразовательных организациях - до 53% от оптимальной численности педагогического состава.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года N 294 внесены изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199. Вместо показателя "Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций" введен новый показатель "Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях".

В республике в 2014 - 2015 учебном году значение данного показателя составляло 85,1%. Численность обучающихся во вторую смену в дневных учреждениях, реализующих программы общего образования, в 2014 - 2015 учебном году - 64289 человек (14,9%), из них в городской местности - 49198 учащихся (19,2%), в сельской местности - 15091 человек (8,6%).

При этом за период с 2011 по 2014 год доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях постепенно снизилась с 15,7% до 14,9%.

В целях исключения второй смены обучения в общеобразовательных организациях республики ведется планомерная работа по вводу новых и реконструкции существующих объектов общего образования. Так, за 2010 - 2014 годы в Республике Башкортостан введен в эксплуатацию 41 объект общего образования на 11163 ученических места, в том числе построено 27 объектов на 5891 ученическое место и реконструировано 14 школ на 5272 ученических места.

Одним из основных путей повышения эффективности расходования бюджетных средств, обеспечения доступности качественного образования за счет улучшения материально-технической базы школ и обучения в них как можно большего количества детей в настоящее время является создание базовых школ.

Для школ республики в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования за 2011 - 2013 годы приобретены 616 школьных автобусов на сумму 655,8 млн. рублей, в 2014 году - 65 автобусов более чем на 92,86 млн. рублей. В 2014 году для организации подвоза обучающихся к общеобразовательным организациям было задействовано 1143 школьных автобуса. Несмотря на это, количество учащихся, нуждающихся в доставке в базовые школы, остается значительным. В 2015 году для муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан было приобретено 170 школьных автобусов.

В регионе ведется целенаправленная работа с одаренными детьми. В образовательных организациях проходят олимпиады, научные конференции, турниры, конкурсы, фестивали, выставки, соревнования по всем направлениям творческой деятельности. Создаются очные и очно-заочные (дистанционные) школы, организуются другие формы соответствующей работы. Ежегодно проводится научно-практическая конференция Малой академии наук школьников.

С каждым годом увеличивается количество участников от региона во всероссийских олимпиадах по различным предметам: с 53% от числа победителей в 2011 году до 65,3% в 2014 году.

В целях стимулирования деятельности учителей-предметников, работающих с одаренными детьми, принят Указ Президента Республики Башкортостан от 19 декабря 2011 года N УП-676 "О премиях Главы Республики Башкортостан педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских олимпиад, конкурсов, фестивалей и спортивных соревнований в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (с изменениями, внесенными Указом Главы Республики Башкортостан от 25 декабря 2015 года N УГ-353).

В целях методического сопровождения работы с детьми, в том числе с одаренными, для учителей-предметников проводятся тематические Интернет-педсоветы, дистанционные курсы по инновационным педагогическим технологиям, в том числе с использованием возможностей системы дистанционного обучения edu02.ru.

До 2025 года в сферах дошкольного и общего образования в Республике Башкортостан предстоит решить следующие задачи:

развивать сеть дошкольных образовательных организаций, в том числе негосударственных;

внедрить новые модели предоставления услуг дошкольного образования, создать условия для организации предшкольной подготовки детей, не посещающих детский сад регулярно;

повысить качество и укрепить систему дошкольного образования высококвалифицированными педагогическими кадрами;

обеспечить инновационный характер функционирования системы дошкольного и общего образования в соответствии с современными социально-экономическими условиями;

обеспечить введение в сферу образования и реализацию ФГОС основного общего образования;

внедрить новые механизмы аттестации, а также повысить уровень подготовки и квалификацию педагогических и руководящих кадров государственных и муниципальных образовательных организаций.";

6.2.3) в подразделе 6.1.4 "Ресурсное обеспечение подпрограммы":

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

"Финансовое обеспечение подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан и внебюджетных источников.";

б) дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

"В целях привлечения федеральных средств предусматривается финансовое обеспечение реализации подпрограммы за счет средств местных бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан в соответствии с решениями об этих бюджетах в пределах объемов, определенных соответствующими муниципальными программами в части мероприятий, касающихся сферы общего образования.";

6.3) в подразделе 6.2 "Подпрограмма "Развитие системы профессионального образования в Республике Башкортостан":

6.3.1) в паспорте подпрограммы:

а) раздел "Сроки и этапы реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Сроки и этапы реализации подпрограммы

2013 - 2025 годы без деления на этапы";

 

б) раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2025 годах составит 71182866,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 55515538,8 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 4584342,3 тыс. рублей;

2014 год - 4710586,5 тыс. рублей;

2015 год - 4245506,5 тыс. рублей;

2016 год - 4182548,5 тыс. рублей;

2017 год - 4194665,4 тыс. рублей;

2018 год - 4199736,2 тыс. рублей;

2019 год - 4199736,2 тыс. рублей;

2020 год - 4199736,2 тыс. рублей;

2021 год - 4199736,2 тыс. рублей;

2022 год - 4199736,2 тыс. рублей;

2023 год - 4199736,2 тыс. рублей;

2024 год - 4199736,2 тыс. рублей;

2025 год - 4199736,2 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 37999,6 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 13935,6 тыс. рублей;

2014 год - 12432,0 тыс. рублей;

2015 год - 11632,0 тыс. рублей;

в) внебюджетных источников - 15629328,0 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 1163675,2 тыс. рублей;

2014 год - 1238224,5 тыс. рублей;

2015 год - 1357496,9 тыс. рублей;

2016 год - 1217758,1 тыс. рублей;

2017 год - 1217758,1 тыс. рублей;

2018 год - 1179301,9 тыс. рублей;

2019 год - 1179301,9 тыс. рублей;

2020 год - 1179301,9 тыс. рублей;

2021 год - 1179301,9 тыс. рублей;

2022 год - 1179301,9 тыс. рублей;

2023 год - 1179301,9 тыс. рублей;

2024 год - 1179301,9 тыс. рублей;

2025 год - 1179301,9 тыс. рублей";

 

6.3.2) подраздел 6.2.1 изложить в следующей редакции:

"6.2.1. Краткая характеристика сферы развития системы

профессионального образования в Республике Башкортостан

 

На территории Республики Башкортостан в 2015 году функционировали 10 самостоятельных государственных образовательных организаций высшего образования и 15 филиалов государственных образовательных организаций высшего образования, головные организации которых расположены в других регионах России, 85 профессиональных образовательных организаций с общим контингентом студентов и обучающихся около 220 тыс. человек.

В соответствии со сводным прогнозом кадровых потребностей отраслей экономики Республики Башкортостан, сформированным Министерством экономического развития Республики Башкортостан, в системе профессионального образования:

сокращен прием по укрупненным группам специальностей "Образование и педагогика", "Гуманитарные науки", "Экономика и управление";

прием по специальностям технического профиля увеличен до 69%;

реализуются мероприятия по оптимизации сети государственных профессиональных образовательных организаций и созданию на их базе многопрофильных образовательных учреждений.

В настоящее время структура и объемы подготовки кадров за счет средств бюджета Республики Башкортостан приведены в соответствие с потребностями приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России и республики.

Приняты дополнительные меры по трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций, в первую очередь обучавшихся по укрупненным группам специальностей, соответствующих приоритетным отраслям региональной экономики: благодаря этим мерам доля выпускников профессиональных образовательных организаций, не трудоустроившихся в первый год после выпуска, в общем количестве завершивших обучение в профессиональных образовательных организациях сократилась с 3,5% до 2,6%.

Проводится работа по повышению престижа рабочих профессий и инженерно-технических специальностей: Республике Башкортостан ежегодно выделяется квота на получение стипендий Правительства Российской Федерации для обучающихся в профессиональных образовательных организациях по специальностям, обеспечивающим приоритетные направления модернизации и технологического развития отечественной экономики; учреждена стипендия Правительства Республики Башкортостан для обучающихся по рабочим профессиям; администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан совместно с работодателями учреждены стипендии для обучающихся в профессиональных образовательных организациях, достигших особых успехов в учебе и производственной деятельности.

Совершенствуется организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации занятого населения на базе профессиональных образовательных организаций.

Работодатели активно участвуют в разработке профессиональных образовательных программ.

В процессе модернизации системы профессионального образования республики были определены основные направления развития этой системы в 2013 - 2025 годах:

обеспечение соответствия квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций современным требованиям экономики;

консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования;

создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

Организациям системы профессионального образования в 2011 - 2015 годах была предоставлена государственная поддержка из бюджета Республики Башкортостан в размере 4300,2 млн. рублей, объем софинансирования со стороны работодателей за указанный период составил 550,0 млн. рублей. Благодаря этому на базе 39 профессиональных образовательных организаций сегодня функционируют ресурсные центры подготовки кадров для высокотехнологичного машиностроительного, нефтехимического, полиграфического, агропромышленного и деревообрабатывающего производств, для строительной отрасли, жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, в том числе на базе 8 из них созданы многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Одна из главных задач, которую решает модернизация системы профессионального образования, - привязка образовательных проектов к инновационному развитию отраслей экономики республики путем оказания государственной поддержки инновационным образовательным программам, разрабатываемым и реализуемым с участием работодателей.

Повышается интерес работодателей к организациям профобразования и в плане использования их ресурсной базы для организации повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки своих работников в соответствии с заключенными договорами.";

6.4) в подразделе 6.4 "Подпрограмма "Формирование здорового образа жизни и организация отдыха, оздоровления и дополнительной занятости детей, подростков и учащейся молодежи Республики Башкортостан"":

6.4.1) в паспорте подпрограммы:

а) раздел "Сроки и этапы реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Сроки и этапы реализации подпрограммы

2013 - 2025 годы без деления на этапы";

 

б) раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2025 годах составит 11413990,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 11143203,5 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 854201,5 тыс. рублей;

2014 год - 1118384,8 тыс. рублей;

2015 год - 852346,2 тыс. рублей;

2016 год - 831827,1 тыс. рублей;

2017 год - 831827,1 тыс. рублей;

2018 год - 831827,1 тыс. рублей;

2019 год - 831827,1 тыс. рублей;

2020 год - 831827,1 тыс. рублей;

2021 год - 831827,1 тыс. рублей;

2022 год - 831827,1 тыс. рублей;

2023 год - 831827,1 тыс. рублей;

2024 год - 831827,1 тыс. рублей;

2025 год - 831827,1 тыс. рублей;

б) федерального бюджета в 2014 году - 18450,0 тыс. рублей;

в) внебюджетных источников - 252336,5 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 8250,0 тыс. рублей;

2014 год - 406,5 тыс. рублей;

2015 год - 20380,0 тыс. рублей;

2016 год - 21880,0 тыс. рублей;

2017 год - 22380,0 тыс. рублей;

2018 год - 22380,0 тыс. рублей;

2019 год - 22380,0 тыс. рублей;

2020 год - 22380,0 тыс. рублей;

2021 год - 22380,0 тыс. рублей;

2022 год - 22380,0 тыс. рублей;

2023 год - 22380,0 тыс. рублей;

2024 год - 22380,0 тыс. рублей;

2025 год - 22380,0 тыс. рублей";

 

6.4.2) подраздел 6.4.1 изложить в следующей редакции:

"6.4.1. Краткая характеристика сфер формирования

здорового образа жизни и организации отдыха, оздоровления и

дополнительной занятости детей, подростков и учащейся

молодежи в Республике Башкортостан

 

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и учащейся молодежи - одно из приоритетных направлений государственной социальной политики, проводимой по обеспечению защиты прав и законных интересов детей всех возрастных категорий.

На протяжении нескольких лет в республике наблюдается положительная динамика в организации и проведении детской оздоровительной кампании в круглогодичном режиме.

Система отдыха, оздоровления и занятости республики позволяет ежегодно охватывать около 385 тыс. детей всех возрастных категорий, что составляет 96% от общего количества детей школьного возраста, подлежащих отдыху и оздоровлению.

Однако остаются актуальными вопросы повышения качества и доступности услуг в сфере организации различных форм отдыха и оздоровления детей в регионе, а также укрепления материально-технической базы загородных стационарных организаций отдыха и оздоровления детей.

Инфраструктура отдыха, оздоровления и занятости детей всех возрастных категорий в республике представлена широким спектром форм: ежегодно проводятся специализированные тематические смены, детские и молодежные научные экспедиции, слеты, профильные лагеря, спортивные и туристические соревнования, многодневные и категорийные походы, направленные на повышение интеллектуального и культурного развития, самореализацию и профессиональное самоопределение детей, подростков и учащейся молодежи.

Основную роль в организации деятельности лагерей играет грамотно подобранный кадровый состав, имеющий необходимый уровень профессиональной подготовки.

Решению задач повышения качества предоставления и доступности услуг в сферах отдыха и оздоровления детей способствуют мероприятия по повышению профессиональной подготовки педагогических кадров. Каждый год проводятся республиканские конкурсы: "Лучший лагерь Башкортостана", "Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха", "Конкурс молодых специалистов в сфере отдыха детей и молодежи". Их победители принимают участие в подобных конкурсах Российской Федерации.

Охват детей дополнительным образованием составил в 2015 году 273 тыс. детей (77,5% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет), а к концу 2025 года должен составить 80%. Данную работу ведут 225 организаций дополнительного образования детей, которые обеспечивают не только развитие, но и занятость ребенка во внеурочное время, что очень важно для его успешной социализации.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 30 апреля 2013 года N 510-р (с последующими изменениями) определены целевые показатели охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования к 2018 году: 75% - от общего количества детей данного возраста по Российской Федерации; 78,2% - в Республике Башкортостан.

Реализация программных мероприятий направлена на достижение плановых значений данных целевых показателей и позволит решить проблемы занятости детей и подростков во внеурочное время, профилактики их асоциального поведения.";

6.5) в подразделе 6.5 "Подпрограмма "Благополучное детство и укрепление семейных ценностей":

6.5.1) в паспорте подпрограммы:

а) раздел "Сроки и этапы реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Сроки и этапы реализации подпрограммы

2013 - 2025 годы без деления на этапы";

 

б) раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2025 годах составит 35825565,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 35343093,4 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 3306358,5 тыс. рублей;

2014 год - 2147179,6 тыс. рублей;

2015 год - 2419026,1 тыс. рублей;

2016 год - 2748350,9 тыс. рублей;

2017 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2018 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2019 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2020 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2021 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2022 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2023 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2024 год - 2746908,7 тыс. рублей;

2025 год - 2746908,7 тыс. рублей;

б) федерального бюджета - 288150,0 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 152672,1 тыс. рублей;

2014 год - 34669,7 тыс. рублей;

2015 год - 52536,8 тыс. рублей;

2016 год - 48271,4 тыс. рублей;

в) внебюджетных источников - 194322,1 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 31035,7 тыс. рублей;

2014 год - 1425,9 тыс. рублей;

2015 год - 1475,5 тыс. рублей;

2016 год - 16038,5 тыс. рублей;

2017 год - 16038,5 тыс. рублей;

2018 год - 16038,5 тыс. рублей;

2019 год - 16038,5 тыс. рублей;

2020 год - 16038,5 тыс. рублей;

2021 год - 16038,5 тыс. рублей;

2022 год - 16038,5 тыс. рублей;

2023 год - 16038,5 тыс. рублей;

2024 год - 16038,5 тыс. рублей;

2025 год - 16038,5 тыс. рублей";

 

 

6.5.2) подраздел 6.5.1 изложить в следующей редакции:

"6.5.1. Краткая характеристика сферы организации

благополучного детства и укрепления семейных ценностей

 

Приоритетными направлениями государственной политики являются обеспечение благополучного и защищенного детства, социальная поддержка всех категорий детей, в том числе особенно нуждающихся в заботе и поддержке государства.

Особый объект государственной заботы - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которых в республике по состоянию на 1 января 2016 года насчитывалось 14163 человека (на 1 января 2015 года - 14655).

Подпрограмма "Благополучное детство и укрепление семейных ценностей" (далее - подпрограмма) направлена на решение задач в области профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

В 2015 году было выявлено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 16,1% меньше, чем в 2014 году (в 2014 году - 1749 человек, в 2015 году - 1473 человека). В 2014 году показатель семейного устройства составлял 98,33%, в 2015 году - 98,39%, а к 2025 году планируется достигнуть 98,49%.

В целях развития форм семейного устройства в Республике Башкортостан совершенствуется система мер социальной поддержки и материального стимулирования граждан, принявших детей в семьи на воспитание.

Законом Республики Башкортостан "О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей), в Республике Башкортостан" установлено единовременное денежное пособие при усыновлении (удочерении) в размере материнского капитала. С 2013 года при усыновлении (удочерении) ребенка-инвалида размер пособия увеличился на 100 тыс. рублей.

В 2014 году данное пособие было выплачено на 239 усыновленных (удочеренных) детей, из них 15 детей-инвалидов.

За период вступления в силу обязательства Республики Башкортостан по предоставлению гражданам единовременного денежного пособия на его получение в Минобразования РБ подали документы 657 граждан, 585 из которых обратились за разрешением на использование данного пособия на предусмотренные законодательством цели.

Своевременное выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их устройство в семьи граждан и дальнейшее сопровождение замещающих семей являются приоритетными направлениями деятельности Минобразования РБ, органов опеки и попечительства в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результатами данной работы становятся ежегодные уменьшение количества выявленных сирот и увеличение количества сирот, устроенных в семьи в первый год после выявления.

В целях развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионе в соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан от 31 января 2007 года N УП-21 "О республиканском конкурсе опекунов (попечителей), приемных и патронатных семей" (с изменением, внесенным Указом Президента Республики Башкортостан от 7 октября 2011 года N УП-499) один раз в три года проводится указанный конкурс. В 2013 году в нем приняла участие 41 семья; 3 семьи, ставшие победителями, получили премии по 100 тыс. рублей, остальные конкурсанты были награждены ценными памятными подарками.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 14 декабря 2012 года N 448 утвержден Порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В 2012 году такую подготовку прошли 436 кандидатов, желающих принять детей на воспитание в семьи, в 2013 году - 522 кандидата, в 2014 году - 1380 кандидатов, в 2015 году - 1650 граждан.

Благодаря целенаправленной работе за последние 6 лет количество воспитанников, проживающих в детских домах, сократилось с 1450 до 595 человек. С 2008 года закрыты 8 детских домов. В 2015 году ликвидированы 2 детских дома. Большинство воспитанников детских домов передаются в замещающие семьи граждан.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 сентября 2013 года N 438 (с последующими изменениями) утверждены Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, и Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в преодолении трудной жизненной ситуации.

В связи с принятием в 2014 году Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан" установлена новая мера дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа - проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих им на правах пользования или собственности.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 августа 2014 года N 410 утвержден Порядок проведения ремонта ранее занимаемых жилых помещений, расположенных на территории Республики Башкортостан, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2014 года отремонтировано 106 жилых помещений лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 59% от общего числа жилых помещений, требующих проведения ремонта (в 2014 году - 47 помещений, в 2015 году - 59 помещений).";

6.6) в подразделе 6.6 "Подпрограмма "Мероприятия в системе образования Республики Башкортостан, направленные на обеспечение высокого качества образовательных услуг":

6.6.1) в паспорте подпрограммы:

а) раздел "Сроки и этапы реализации подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Сроки и этапы реализации подпрограммы

2013 - 2025 годы без деления на этапы";

 

б) раздел "Ресурсное обеспечение подпрограммы" изложить в следующей редакции:

 

"Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансового обеспечения подпрограммы в 2013 - 2025 годах составит 2200230,6 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

а) бюджета Республики Башкортостан - 2198620,6 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 211158,4 тыс. рублей;

2014 год - 140396,5 тыс. рублей;

2015 год - 665199,7 тыс. рублей;

2016 год - 207786,6 тыс. рублей;

2017 год - 107786,6 тыс. рублей;

2018 год - 107786,6 тыс. рублей;

2019 год - 108786,6 тыс. рублей;

2020 год - 107786,6 тыс. рублей;

2021 год - 108786,6 тыс. рублей;

2022 год - 107786,6 тыс. рублей;

2023 год - 108786,6 тыс. рублей;

2024 год - 107786,6 тыс. рублей;

2025 год - 108786,6 тыс. рублей;

б) внебюджетных источников - 1610,0 тыс. рублей, из них по годам:

2013 год - 400,0 тыс. рублей;

2014 год - 100,0 тыс. рублей;

2015 год - 120,0 тыс. рублей;

2016 год - 99,0 тыс. рублей;

2017 год - 99,0 тыс. рублей;

2018 год - 99,0 тыс. рублей;

2019 год - 99,0 тыс. рублей;

2020 год - 99,0 тыс. рублей;

2021 год - 99,0 тыс. рублей;

2022 год - 99,0 тыс. рублей;

2023 год - 99,0 тыс. рублей;

2024 год - 99,0 тыс. рублей;

2025 год - 99,0 тыс. рублей.";

 

6.6.2) подраздел 6.6.1 изложить в следующей редакции:

"6.6.1. Краткая характеристика сферы обеспечения

высокого качества образовательных услуг"

 

В республике регулярно проводятся различные слеты, смотры, конкурсы, фестивали, олимпиады, спортивные соревнования. Детские коллективы постоянно участвуют в международных, всероссийских и межрегиональных мероприятиях.

Одним из значимых направлений патриотического воспитания детей и подростков является их вовлечение в краеведческую деятельность. С этой целью действуют свыше 1250 детских творческих объединений краеведческого направления с охватом более 23 тыс. детей.

Повсеместно возрождены военно-спортивные игры "Зарница" и "Орленок" (ежегодный охват составляет свыше 100 тыс. человек).

Участие республики в федеральных проектах по оснащению средствами информатизации значительно улучшило состояние материально-технической базы общеобразовательных организаций, которое можно охарактеризовать как достаточное для перехода к повсеместному внедрению системы электронного образования. Основная задача сегодня - повышение эффективности использования имеющихся соответствующих средств и ресурсов.

С 2013 года проводится республиканский форум "Электронная школа", по итогам которого определяют 20 лучших "электронных школ", призванных стать "точками роста" в сфере электронного образования. В 2015 - 2016 учебном году в заочном этапе форума приняли участие 147 общеобразовательных организаций, из которых к очному этапу допущены 30 школ.

На конец 2014 - 2015 учебного года 181 школа (13%) вела инновационную деятельность в каком-либо направлении электронного образования.

Согласно данным соответствующего мониторинга, доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в сфере ИКТ не менее 72 часов, составляет 26%; не менее 108 часов - 14% (в дистанционной форме - 16%).

100% школ применяют электронные образовательные ресурсы и электронные приложения к учебникам в образовательном процессе.

Доля обучающихся, применяющих электронные образовательные ресурсы в образовательных организациях, в общем количестве обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях составляет 42,8%; а доля обучающихся, применяющих электронные образовательные ресурсы в домашних условиях, в общем количестве обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях - 49,9%.

17,4% учителей республики регулярно используют дистанционные образовательные технологии, в том числе в системе объединенных коммуникаций, к которой подключены все общеобразовательные организации республики.

100% школ республики подключены к республиканской системе дистанционного образования, дистанционные уроки и вебинары проводятся ежедневно. К ним может подключиться каждый пользователь системы, расписание размещено на портале www.edu02.ru.

С точки зрения законодательства, современных запросов потребителей образовательных услуг и общества в целом качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия требованиям ФГОС, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов усвоения образовательной программы.


Информация по документу
Читайте также