Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Республики Башкортостан от 14.07.1993 № ВС-18/22Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 22.07.2002 г. N 346-З ЗАКОН Республики Башкортостан О КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 02.07.96 г. N 36-З; от 23.06.2000 г. N 76-З) Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задача и сфера действия Закона Закон устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально - экономических интересов работников и работодателей. Действие Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Статья 2. Основные понятия Коллективный договор - правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации (в дальнейшем - предприятие) и содержащий взаимные обязательства указанных сторон. Соглашение - правовой акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. Статья 3. Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта) Условия коллективных договоров и соглашений, заключенных в соответствии с законодательством, являются обязательными для предприятий, на которые они распространяются. Условия соглашений, заключенных на трехсторонней основе, являются обязательными для местных органов власти и государственного управления. Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны. Положение трудовых договоров, которые более благоприятны для трудящихся, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору. Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Статья 4. Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются: соблюдение норм законодательства; полномочность представителей сторон; равноправие сторон; свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений; добровольность принятия обязательств; реальность обеспечения принимаемых обязательств; систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Статья 5. Недопустимость воспрепятствования деятельности по заключению, пересмотру и выполнению коллективных договоров и соглашений Запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению, со стороны органов исполнительной власти и хозяйственного управления, политических партий и иных общественных объединений, работодателей при заключении, пересмотре и выполнении коллективных договоров и соглашений. Не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти и хозяйственного управления, политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством. Глава II КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ Статья 6. Право на ведение переговоров Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон. Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры. Переговоры должны завершиться в сроки, оговоренные сторонами, но не более чем за три месяца. От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется профессиональным союзам в лице их соответствующих органов, а при их отсутствии иным уполномоченным работниками представительным органам. При наличии на республиканском отраслевом уровне на предприятии нескольких профсоюзов, а при их отсутствии иных уполномоченных работниками представительных органов каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников. Работодатели, органы исполнительной власти и хозяйственного управления обязаны вести переговоры по трудовым и социально - экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами. В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения. Статья 7. Порядок ведения переговоров Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон. Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения. Органы исполнительной власти, работодатели и их объединения должны предоставлять профсоюзам, иным уполномоченным работниками представительным органам имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к установленной законодательством ответственности. Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по независящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров. Статья 8. Разрешение разногласий Для урегулирования разногласий в ходе коллективных переговоров стороны используют примирительные процедуры. В течение трех дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней, обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон. Примирительная комиссия либо посредник в срок до семи дней рассматривает протокол разногласий и выносит рекомендации по существу спора. При недостижении согласия между сторонами относительно вынесенных рекомендаций допускается организация и проведение забастовок в порядке, не противоречащем законодательству. В поддержку своих требований при ведении переговоров по разработке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения профсоюзы, а при их отсутствии иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право проводить собрания, митинги, пикетирования, демонстрации в нерабочее время и без нарушения деятельности предприятий. Статья 9. Гарантии и компенсации за время переговоров Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением. Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями). Представители профсоюзных организаций и трудовых коллективов, участвующих в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа. Глава III КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР Статья 10. Право на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладает профсоюз в лице его полномочного органа, а при его отсутствии иной уполномоченный работниками представительный орган или непосредственно общее собрание (конференция) трудового коллектива. Статья 11. Стороны коллективного договора Коллективный договор заключается, с одной стороны, - работниками в лице одного или нескольких профсоюзов, а при их отсутствии иных уполномоченных работниками представительных органов, с другой стороны, - работодателями непосредственно или уполномоченными ими представителями. Коллективный договор заключается на предприятиях, в их структурных единицах, наделенных правами юридического лица, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Статья 12. Порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по предприятию и решением профсоюза, а при его отсутствии - иного уполномоченного работниками представительного органа. Если со стороны работников выступает одновременно несколько профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора. Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению работниками в подразделениях предприятия и дорабатывается с учетом поступивших замечаний, предложений, дополнений. Доработанный единый проект утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива и подписывается со стороны работников всеми участниками объединенного представительного органа. При недостижении согласия в объединенном представительном органе общее собрание (конференция) трудового коллектива принимает наиболее приемлемый проект коллективного договора и поручает профсоюзу, а при их отсутствии иному уполномоченному работниками представительному органу, разработавшему этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени трудового коллектива с работодателями. Профсоюз, а при его отсутствии иной уполномоченный работниками представительный орган вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать и заключать приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Приложение является неотъемлемой частью коллективного договора и имеет равную с ним юридическую силу. Работодатель обязан обеспечить профсоюзам, а при их отсутствии иным уполномоченным работниками представительным органам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов. С целью определения соответствия коллективного договора нормам законодательства, а также полномочности представителей сторон и для регистрации подписанные сторонами коллективный договор, приложения, протоколы разногласий в семидневный срок направляются работодателем в городской (районный) орган Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан по месту нахождения юридического лица. В случае обнаружения какого-либо несоответствия вышеуказанным требованиям орган Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан возвращает коллективный договор на доработку с указанием срока исполнения. Незарегистрированный коллективный договор с не имеет юридической силы. Статья 13. Содержание и структура коллективного договора Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам: форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков; улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков); добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование; соблюдение интересов работников при приватизации предприятия, ведомственного жилья; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; льготы для работников, совмещающих работу с обучением; контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов; отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их выполнении. В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие, в том числе более льготные трудовые и социально - экономические условия по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов, бесплатное или частично оплачиваемое питание работников на производстве и их детей в школах и дошкольных учреждениях, иные дополнительные льготы и компенсации). В коллективный договор включаются нормативные положения, если в действующих законодательных актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Статья 14. Действие коллективного договора Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет. Коллективный договор вступает в силу с момента подписания его сторонами либо со дня, установленного в коллективном договоре, и действует в течение всего срока. По истечении установленного срока коллективный договор действует до тех пор, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления предприятием, расторжения трудового договора (контракта) с руководителем предприятия. При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие на период реорганизации, затем может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон. При смене собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего. В ходе пересмотра коллективного договора должен быть решен вопрос о возможности сохранения льгот для работников и выполнения других условий, предусмотренных прежним коллективным договором. При ликвидации предприятия в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации. Статья 15. Изменения и дополнения коллективного договора Изменения и дополнения коллективного договора в течение срока его действия производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в коллективном договоре, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения. Статья 16. Гарантии при ликвидации предприятия При ликвидации предприятия претензии трудового коллектива по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемого предприятия до расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами. Размер средств, направляемых на удовлетворение претензий трудового коллектива по коллективному договору, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с профсоюзным, а при их отсутствии иным уполномоченным работниками представительным органом, подписавшим коллективный договор и приложения к нему. Статья 17. Контроль за выполнением коллективного договора Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также соответствующими органами Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, отчитываются о его выполнении на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Глава IV СОГЛАШЕНИЕ Статья 18. Виды соглашений В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться соглашения генеральные, отраслевые (тарифные), специальные. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы согласованного проведения социально - экономической политики. Отраслевое (тарифное) соглашение устанавливает направления социально - экономического развития отрасли, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп). Специальное соглашение устанавливает условия решения определенных социально - экономических проблем, связанных с территориальными особенностями. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть трехсторонние и двусторонние. Статья 19. Участники соглашений Соглашения могут заключаться: на республиканском уровне - между общереспубликанскими объединениями профсоюзов, а при их отсутствии иными уполномоченными работниками представительными органами; общереспубликанскими объединениями работодателей; правительством республики; на отраслевом или профессиональном уровне - между соответствующими профсоюзами, а при их отсутствии иными уполномоченными работниками представительными органами; работодателями (объединениями работодателей); Министерством труда и занятости населения Республики Башкортостан; на территориальном уровне - между территориальными (районными, городскими) объединениями (советами) профсоюзов, а при их отсутствии иными уполномоченными представительными органами; объединениями работодателей; органами исполнительной власти. Профсоюзы, а при их отсутствии иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений. Статья 20. Порядок и сроки разработки и заключения соглашения Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией, предусмотренной статьей 7 настоящего Закона, и оформляются ее решением. При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов), иных уполномоченных работниками представительных органов (их объединений) члены комиссии со стороны работников определяются по договоренности между этими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами (их объединениями). Проект соглашения разрабатывается комиссией и подписывается полномочными представителями участников соглашения. С целью определения соответствия соглашения нормам законодательства, а также полномочности представителей сторон, реальности обеспечения принимаемых решений, финансово - экономической обоснованности подписанное сторонами соглашение, приложения к нему в семидневный срок направляются работодателем (объединением работодателей) в городской (районный) орган Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан. В случае обнаружения какого-либо несоответствия вышеуказанным требованиям орган Министерства труда и занятости населения Республики Башкортостан возвращает соглашение на устранение недостатков с указанием срока исполнения. Незарегистрированное соглашение не имеет юридической силы. Статья 21. Содержание соглашений Содержание соглашений определяется сторонами. Соглашениями могут предусматриваться положения: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков); о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально - экономическим вопросам, не противоречащие законодательству. Статья 22. Действие соглашения Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашения и порядок контроля за его выполнением определяются сторонами в соглашении. Срок действия соглашения не может превышать трех лет. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени. Статья 23. Изменения и дополнения соглашения Изменения и дополнения соглашения производятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен - в порядке, установленном настоящим Законом для его заключения. Статья 24. Контроль за выполнением соглашений Контроль за выполнением соглашений на всех уровнях осуществляется непосредственно сторонами или уполномоченными ими представителями, а также Министерством труда и занятости населения Российской Федерации. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию. Глава V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Статья 25. Ответственность за уклонение от участия в переговорах Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, или нарушившие срок, установленный частью второй статьи 6 настоящего Закона или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до десятикратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. Статья 26. Ответственность за нарушение и невыполнение коллективного договора, соглашения Лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении и невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашению, подвергаются штрафу в размере до стократной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. По требованию профсоюза, а при его отсутствии иного уполномоченного работниками представительного органа собственник, орган хозяйственного управления обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не выполняются обязательства коллективного договора. Статья 27. Ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля Лица, представляющие работодателя, виновные в непредоставлении информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений, несут дисциплинарную ответственность или подвергаются штрафу в размере до трехкратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. Статья 28. Порядок привлечения к ответственности Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафов, предусмотренных настоящим Законом, регламентируются действующим законодательством. Дела, указанные в части первой настоящей статьи, рассматриваются по представлениям сторон коллективного договора, соглашения, соответствующих комиссий по инициативе органов по труду и занятости населения Республики Башкортостан или республиканских профсоюзных органов, либо по инициативе прокурора. Председатель Верховного Совета Башкирской ССР М.РАХИМОВ Уфа, 14 июля 1993 года N ВС-18/22 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|