Расширенный поиск
Закон Ставропольского края от 31.12.1996 № 46-кзРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Утратил силу - Закон Государственной Думы Ставропольского края от 02.03.2005 г. N 12-кз О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ Принят постановлением Государственной Думы СК от 6 декабря 1996 года N 478-34 ГДСК (В редакции Законов Ставропольского края от 28.07.2000 г. N 21-кз; от 18.07.2001 г. N 44-кз) Настоящий закон направлен на реализацию основных положений о местном самоуправлении, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и Уставом (Основным Законом) Ставропольского края. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и термины 1. В настоящем Законе используются понятия и термины, применяемые в соответствии с Федеральным законом в следующих значениях: муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления; вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, законами Ставропольского края; местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения; органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования; должностное лицо местного самоуправления - выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно - распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения; муниципальная собственность - собственность муниципального образования; местные налоги и сборы - налоги и сборы, устанавливаемые органами местного самоуправления самостоятельно; муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. 2. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Статья 2. Местное самоуправление Местное самоуправление в Ставропольском крае - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно (сход, собрание, местный референдум) или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Статья 3. Право граждан на осуществление местного самоуправления 1. Граждане Российской Федерации, проживающие в Ставропольском крае, осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях по месту жительства в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. 2. Граждане Российской Федерации, проживающие в Ставропольском крае, имеют: равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; равный доступ к муниципальной службе; право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 3. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления В соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся: 1) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением; 2) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству; 3) обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления; 4) регулирование законами порядка передачи и передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность; 5) наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией; 6) установление государственных минимальных социальных стандартов; 7) регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами; 8) принятие федеральных программ развития местного самоуправления; 9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти; 10) регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; 11) обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; 12) установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 13) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления; 14) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов; 15) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 16) регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно - территориальных образованиях; 17) регулирование основ муниципальной службы. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Ставропольского края в области местного самоуправления В соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов государственной власти Ставропольского края в области местного самоуправления относятся: 1) принятие и изменение законов Ставропольского края о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением; 2) обеспечение соответствия законов Ставропольского края о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации; 3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности Ставропольского края в муниципальную собственность; 4) регулирование отношений между краевым бюджетом Ставропольского края и местными бюджетами; 5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; 6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями Ставропольского края, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией; 7) принятие краевых программ развития местного самоуправления; 8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления; 9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления; 10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов; 11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований; 12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Ставропольского края; 13) регулирование законами Ставропольского края в соответствии с Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций; 14) законодательство о муниципальной службе; 15) принятие и изменение законов Ставропольского края об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления; 16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований. Статья 6. Функции государственного управления на территории муниципального образования К функциям государственного управления на территории муниципального образования относятся: 1) управление государственной собственностью; 2) регулирование налично - денежного обращения; 3) ценовая политика; 4) лесопользование, выделение лесосечного фонда в государственных лесах; 5) содержание и строительство автомобильных дорог государственного значения; 6) контроль за использованием природных ресурсов, не отнесенных к муниципальной собственности, и охрана окружающей среды; 7) назначение и выплата государственных пенсий, пособий и осуществление других государственных социальных гарантий и льгот; 8) содействие внешнеэкономической деятельности; 9) содействие организации государственной статистической отчетности; 10) координация деятельности государственной системы транспорта и связи; 11) регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 12) управление в чрезвычайных ситуациях; 13) содействие призыву граждан на военную службу; 14) обеспечение деятельности судов, государственного нотариата и адвокатуры; 15) реализация государственных полномочий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта; 16) содействие санитарно - эпидемиологическому надзору; 17) реализация государственных программ по охране семьи, материнства, отцовства и детства и молодежных программ; 18) реализация государственных полномочий в области архивного дела; 19) регистрация актов гражданского состояния; 20) реализация государственных полномочий в области управления промышленным и агропромышленным комплексами; 21) управление государственным земельным фондом; 22) борьба с преступностью и содействие в обеспечении общественного порядка; 23) осуществление других государственных полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. Статья 7. Предметы ведения местного самоуправления 1. В соответствии с Федеральным законом в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. 2. К вопросам местного значения относятся: 1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением; 2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; 3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление и отмена местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; 4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования; 5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; 6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; 7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; 8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью; 9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; 10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства; 11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования; 12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; 13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; 14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом; 15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; 16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования; 17) организация утилизации и переработки бытовых отходов; 18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 19) организация и содержание муниципальных архивов; 20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи; 21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании; 23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; 24) организация и содержание муниципальной информационной службы; 25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования; 26) создание условий для организации зрелищных мероприятий; 27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании; 28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения; 29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования; 30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами Ставропольского края, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти. 3. Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, вопросы, предусмотренные подпунктами 3 (в части установления местных налогов), 4, 6, 7, 8 (кроме охраны общественного порядка), 9, 12, 13, 14, 15, 19, 20, 24, 25, 30 части 2 настоящей статьи являются предметами ведения муниципального образования, имеющего в своих границах другие муниципальные образования. Разграничение объектов муниципальной собственности, источников доходов местных бюджетов в отношении таких муниципальных образований производится в соответствии с законами Ставропольского края. В отношении внутригородских муниципальных образований предметы их ведения, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются уставом города. 4. Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается. Статья 8. Взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления 1. Регулирование взаимоотношений между органами государственной власти Ставропольского края и органами местного самоуправления осуществляются посредством: принятия законов Ставропольского края и иных правовых актов по вопросам местного самоуправления; наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; заключения договоров и соглашений между органами государственной власти и органами местного самоуправления; создания координационных, консультативных, совещательных, и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих. 2. Исключен. - Закон СК от 28.07.2000 N 21-кз. (см. текст в предыдущей редакции) 3. Государственные полномочия, которые не передаются органам местного самоуправления, осуществляются на территориях муниципальных образований и иных территориях непосредственно органами государственной власти, их территориальными подразделениями и уполномоченными должностными лицами во взаимодействии с органами и должностными лицами местного самоуправления. 4. Решения органов государственной власти Ставропольского края, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов местного самоуправления. 5. Органы государственной власти не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие законные полномочия органов местного самоуправления. 6. Споры и конфликты между органами государственной власти Ставропольского края и органами и должностными лицами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур, создания паритетных комиссий или в судебном порядке. Статья 9. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями 1. Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами Ставропольского края с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. 2. В число государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления в Ставропольском крае, могут входить: 1) организация и обеспечение деятельности учреждений и предприятий социальной защиты и социального обеспечения; 2) обеспечение занятости населения; 3) охрана окружающей среды на территории муниципального образования; 4) осуществление государственного архитектурно - строительного контроля; 5) ведение записи актов гражданского состояния; 6) ведение военного учета; 7) организация деятельности по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 8) обеспечение санитарно - эпидемиологической безопасности; 9) другие полномочия, предусмотренные законами Ставропольского края. 3. При наделении законами Ставропольского края органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органы государственной власти края вправе: принять решение в пределах указанных полномочий, если такое решение не было принято органом местного самоуправления, несмотря на прямое указание органов государственной власти края; приостановить действие акта органа местного самоуправления, нарушающего федеральное и краевое законодательство, до рассмотрения спора в судебном порядке. 4. Отдельные государственные полномочия могут быть переданы органами государственной власти Ставропольского края органам местного самоуправления на договорной основе. Не могут быть переданы на договорной основе государственные полномочия: относящиеся к совместному ведению Российской Федерации и Ставропольского края; которыми органы местного самоуправления наделены законом; осуществление которых органами одного муниципального образования ставят в подчинение этим органам органов другого муниципального образования (если второе не расположено в границах территории первого); по вопросам исключительной компетенции органов государственной власти. Порядок передачи отдельных государственных полномочий органами государственной власти края органам местного самоуправления устанавливается законами Ставропольского края. Независимо от того, переданы ли отдельные государственные полномочия органам местного самоуправления или нет, ответственность перед жителями края за надлежащее осуществление этих полномочий несут органы государственной власти края. 5. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами Ставропольского края. 6. В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми ресурсами, предусмотренными для их исполнения, органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. Статья 10. Правовая основа местного самоуправления 1. Местное самоуправление в Ставропольском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края, уставами муниципальных образований. 2. Законы Ставропольского края, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и Федеральному закону, настоящему Закону, а также ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления. Статья 11. Устав муниципального образования 1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются: 1) границы и состав территории муниципального образования; 2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования; 3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; 7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления; 8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий; 11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления; 12) условия и порядок организации муниципальной службы; 13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; 14) вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций; 15) другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами Ставропольского края. 2. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. 3. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом Ставропольского края. 4. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и законам Ставропольского края. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. 5. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования в средствах массовой информации, а при отсутствии таковых в данном муниципальном образовании - путем отдельного издания текста устава массовым тиражом. Статья 12. Ассоциации, союзы, совместные органы муниципальных образований. Объединение муниципальных образований 1. Муниципальные образования в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме районных, региональных и иных ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления. 2. По решению представительных органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных в границах административных районов края, и в соответствии с основанными на этих решениях договорами могут быть созданы на паритетных началах совместные коллегиальные органы (советы, собрания представителей муниципальных образований) для согласованного решения общезначимых для данных муниципальных образований вопросов местного самоуправления. В состав совместных органов муниципальных образований могут входить только выборные должностные лица местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Совместный орган считается созданным с момента заключения договора о создании данного совместного органа. В договоре о создании совместного органа определяются также цели его создания, полномочия и порядок деятельности. Совместные органы не могут наделяться полномочиями, отнесенными законом к исключительным полномочиям представительных органов местного самоуправления. 3. Муниципальные образования могут объединяться на добровольной основе с образованием нового муниципального образования. Решение об объединении принимается населением объединяемых муниципальных образований непосредственно либо представительными органами местного самоуправления муниципальных образований с учетом мнения населения соответствующих территорий и должно предусматривать: отказ от самостоятельного осуществления местного самоуправления на соответствующей территории; одобрение проекта устава образуемого муниципального образования; передачу полномочий органам местного самоуправления образуемого муниципального образования. 4. Муниципальные образования, объединившиеся в предусмотренном частью 2 настоящей статьи порядке, имеют право выхода с образованием самостоятельного муниципального образования по решению населения муниципальных образований, осуществляющих выход. Решение о выходе может быть осуществлено по истечении финансового года с передачей выделяющемуся муниципальному образованию финансовых и материальных средств по разделительному балансу. Статья 13. Символика муниципальных образований Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции. Глава II. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 14. Территории местного самоуправления 1. Местное самоуправление в Ставропольском крае осуществляется в границах городских и сельских поселений и на иных территориях муниципальных образований. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления допускается на отдельных территориях только федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 2. Территория муниципального образования является частью территории Ставропольского края, в фиксированных границах которой организовано и действует местное самоуправление. 3. Территории муниципальных образований устанавливаются в Ставропольском крае в соответствии со сложившимся административно - территориальным устройством Ставропольского края и соответствуют территориям административно - территориальных единиц: городов; других административно - территориальных единиц, являющихся частью городского поселения; сельсоветов, поссоветов, включающих в себя несколько населенных пунктов, имеющих общие для этих поселений административные границы и имеющих свой административный центр; отдельных поселков, сел, станиц, иных поселений; 4. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения. 5. Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном Законом Ставропольского края "Об административно - территориальном устройстве Ставропольского края" для случаев образования, преобразования и упразднения административно - территориальных единиц. Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города. Статья 15. Установление и изменение границ муниципального образования 1. Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти Ставропольского края. 2. Установление границ муниципальных образований производится с учетом границ соответствующих административно - территориальных образований (единиц) в административно - территориальном устройстве Ставропольского края. 3. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения данного поселения. Гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, устанавливаются законом Ставропольского края. Глава III. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 16. Органы местного самоуправления 1. К органам местного самоуправления относятся следующие органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом, настоящим и другими законами Ставропольского края и уставами муниципальных образований: выборные органы местного самоуправления - представительные органы муниципальных образований; другие органы местного самоуправления - органы управления муниципальных образований. 2. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. 3. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. 4. Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 6. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. 7. Органы местного самоуправления муниципального образования обладают: 1) полномочиями по решению вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления Федеральным законом и настоящим Законом; 2) отдельными государственными полномочиями, которыми они наделены федеральными законами и законами Ставропольского края; 3) отдельными государственными полномочиями, которые переданы им органами государственной власти на основании договора; 4) полномочиями, переданными органами местного самоуправления других муниципальных образований на договорной основе; 5) полномочиями, переданными членами местного сообщества, иными гражданами, а также организациями. Статья 17. Представительный орган местного самоуправления 1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Ставропольского края. 2. Уставами муниципальных образований могут быть установлены следующие наименования представительных органов местного самоуправления: дума; совет; станичный круг и другие. 3. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренный уставами муниципальных образований. 4. Полномочия и порядок организации деятельности представительного органа местного самоуправления определяются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом. 5. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. 6. В отдельных поселениях, входящих в состав сельсовета, поссовета, уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан, станичными кругами. Статья 18. Глава муниципального образования, иные выборные должностные лица местного самоуправления 1. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе должности председателя, заместителя председателя представительного органа местного самоуправления. Должность председателя представительного органа не предусматривается при наделении главы муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях. 2. Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами Ставропольского края. Председатель, заместитель председателя представительного органа местного самоуправления избираются из числа депутатов тайным голосованием. Иные выборные должностные лица могут избираться также открытым голосованием на сходах, собраниях (конференциях) граждан. 3. Уставами муниципальных образований могут быть предусмотрены следующие наименования главы муниципального образования, а также иных выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно - распорядительные функции: глава города (села, поселка и другого населенного пункта); глава администрации; председатель исполкома; атаман; староста. 4. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. Глава муниципального образования, избранный представительным органом местного самоуправления из своего состава, может быть одновременно избран председателем данного представительного органа и осуществлять полномочия по двум выборным должностям. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица могут наделяться полномочиями органа местного самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных настоящим Законом к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления. 5. Сроки полномочий главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования с учетом положений части 2 статьи 20 настоящего Закона. 6. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. Статья 19. Иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления 1. В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, указанных в статьях 17 и 18 настоящего Закона, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления (администрации, исполкомы, отделы, управления, комитеты) и должностные лица местного самоуправления (заместители выборных должностных лиц, руководители служб), соответственно образуемые и назначаемые для выполнения отдельных исполнительных и распорядительных функций. 2. Порядок формирования иных органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности этих органов и должностных лиц определяются уставами муниципальных образований. Названные органы и должностные лица подотчетны и подконтрольны соответствующим представительным органам и выборным должностным лицам и не могут наделяться компетенцией представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. 3. Если муниципальное образование имеет в своем составе поселения с небольшим числом жителей, не имеющие статуса муниципальных образований, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может назначить в каждом таком населенном пункте уполномоченного представителя (управляющего, старосту). Уполномоченный представитель (управляющий, староста): 1) доводит до сведения населения и организует в пределах своих полномочий исполнение законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных и распорядительных документов органов государственной власти края в части, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан - жителей населенных пунктов муниципального образования; 2) осуществляет постоянную взаимосвязь и взаимодействие жителей населенного пункта с органами местного самоуправления муниципального образования, организует участие населения в проводимых в муниципальном образовании выборах, референдумах, сходах, собраниях, конференциях, переписях, единовременных учетах, месячниках, смотрах, мероприятиях по благоустройству населенного пункта, медицинских, санитарных и других мероприятиях; 3) созывает сходы (собрания, конференции) жителей населенного пункта, председательствует на них, подписывает принимаемые на них решения и доводит до сведения органов местного самоуправления муниципального образования, совместно с активом осуществляет контроль за выполнением этих решений; 4) контролирует на подведомственной территории состояние общественного порядка, составляет протоколы об административных правонарушениях и передает их органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания; 5) контролирует режим работы почты, медпунктов, магазинов, подразделений службы быта, следит за состоянием дорог, колодцев, плотин, водоемов, мостов, объектов муниципальной собственности, вносит свои предложения по этим вопросам в органы местного самоуправления муниципального образования, на сходы и собрания граждан; 6) осуществляет контроль за уплатой гражданами налогов по самообложению; 7) не реже одного раза в полугодие отчитывается о проделанной работе сходу (собранию) граждан; 8) за выполнение своей работы получает вознаграждение в порядке, установленном сходом (собранием) жителей населенного пункта; 9) обладает другими правами и обязанностями, предусмотренными уставом муниципального образования и решениями сходов (собраний) жителей населенного пункта. 4. Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются. Статья 20. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления 1. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. 2. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий. 3. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового состава. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. 4. Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления, другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе. 5. Уставами муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Порядок отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается законом Ставропольского края. 6. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и ограничения, связанные со статусом этих органов и лиц, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, законами Ставропольского края. 7. Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без санкции прокурора Ставропольского края. 8. Депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются законами Ставропольского края. Статья 21. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты: коллегиальные органы местного самоуправления - в форме решений; главы муниципальных образований - в форме постановлений и распоряжений; иные должностные лица - в форме распоряжений. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования с учетом требований настоящего Закона. 2. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Акты органов и должностных лиц местного самоуправления должны быть доведены до сведения населения в полном объеме или в изложении. Акты, затрагивающие права граждан, доводятся до сведения населения в полном объеме. Форма официального опубликования определяется в уставе муниципального образования. 3. Акты органов местного самоуправления, связанные с исполнением отдельных государственных полномочий, а также затрагивающие права и свободы граждан и юридических лиц, доводятся до сведения органов государственной власти Ставропольского края. Статья 22. Органы местного самоуправления - юридические лица Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Статья 23. Муниципальная служба 1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. 2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законом Ставропольского края. 3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе. 4. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет местного бюджета. Глава IV. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 24. Местный референдум 1. По наиболее важным вопросам местного значения может проводиться местный референдум. 2. На местный референдум могут выноситься вопросы, определенные положением (уставом) о местном самоуправлении, за исключением: ликвидации органов местного самоуправления; избрания, утверждения, назначения или дачи согласия на назначение на должность и освобождения от должности должностных лиц; решения бюджетных и финансовых вопросов. 3. Решение о проведение местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования и Законом Ставропольского края "О местном референдуме". 4. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. 5. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. 6. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). 7. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом Ставропольского края. Статья 25. Муниципальные выборы 1. Выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан. 2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом Ставропольского края. Статья 26. Собрание (сход) граждан 1. В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. 2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Ставропольского края. В случае осуществления собранием (сходом) граждан полномочий представительного органа местного самоуправления, как это предусмотрено частью 6 статьи 17 настоящего Закона, собрание (сход) граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. 3. Решения, принятые собранием (сходом) граждан в пределах его полномочий, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории соответствующего муниципального образования. Эти решения могут быть отменены или изменены только собранием (сходом) граждан их принявшим. В случае несоответствия принятых решений действующему законодательству они могут быть признаны недействительными по решению суда. Статья 27. Народная правотворческая инициатива Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию). Статья 28. Обращения граждан в органы местного самоуправления 1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. 2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца. 3. Федеральным законом, законами Ставропольского края может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления. Статья 29. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, полномочия его органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Ставропольского края и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 2. Территориальное общественное самоуправление входит в систему местного самоуправления. Органы местного самоуправления муниципальных образований могут передавать свои отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления на основании решений и договоров с согласия органов территориального общественного самоуправления. Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями правовых актов. 3. Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном актами органов местного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами. В этом случае они подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом для регистрации некоммерческих организаций. 4. Граждане могут реализовать свое право на участие в местном самоуправлении через: общественные советы (комитеты, коллегии и другие органы), формируемые при органах и должностных лицах местного самоуправления; общественные объединения по вопросам самоуправления; собрания, конференции по месту жительства, другие формы общественной самодеятельности. Порядок формирования, организация деятельности и полномочия общественных советов, формируемых при органах и должностных лицах местного самоуправления, устанавливаются этими органами и лицами. Деятельность общественных объединений по вопросам самоуправления регулируется законодательством об общественных объединениях. 5. Наряду с предусмотренными настоящим Законом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам и настоящему Закону. Глава V. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 30. Экономическая основа местного самоуправления Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Статья 31. Муниципальная собственность 1. В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы (недра, воды, леса, растительный и животный мир), находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово - кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество, приобретенное органами местного самоуправления за счет собственных средств или переданное органам местного самоуправления в собственность на основании закона. 2. Передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность может осуществляться на основании решения органа местного самоуправления. 3. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну муниципального образования. 4. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами Ставропольского края и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Управление муниципальной собственностью осуществляется органами и должностными лицами местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования. 5. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. 6. Порядок и условия отчуждения муниципальной собственности, в том числе ее приватизации, определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в местный бюджет. 7. Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности. 8. Муниципальная собственность нескольких муниципальных образований может объединяться в общую долевую собственность данных муниципальных образований с передачей отдельных полномочий по вопросам управления и распоряжения общей долевой собственностью ассоциациям, союзам, совместным органам, предусмотренным статьей 12 настоящего Закона. Отдельные имущественные объекты могут находиться также в общей долевой собственности муниципальных образований и Ставропольского края. Статья 32. Земля и природные ресурсы 1. Земля на территории муниципального образования, не находящаяся в собственности граждан и юридических лиц либо в государственной собственности, признается муниципальной собственностью. 2. В ведение органов местного самоуправления могут передаваться для осуществления их полномочий государственные земли. Порядок передачи указанных земель определяется федеральным и краевым законодательством. 3. Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования. 4. Владение, пользование и распоряжение землей на территории муниципального образования не должно наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. 5. Собственники расположенных на территории муниципального образования земель сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается, могут осуществлять права владения и пользования своими земельными участками в пределах, определенных назначением этих земель. 6. Органы местного самоуправления на основании федеральных законов и законодательства Ставропольского края самостоятельно устанавливают ставки земельного налога и арендной платы за землю. 7. Органы местного самоуправления имеют право принудительного прекращения прав на землю по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 8. Земли общего пользования на территории муниципального образования, а также земли заповедников, ботанических садов, объектов оздоровительного и историко - культурного назначения и национального наследия не подлежат отчуждению. 9. Передача природных ресурсов, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории муниципального образования, в муниципальную собственность осуществляется по представлению органов местного самоуправления в порядке, установленном действующим законодательством. 10. Земельный налог (арендная плата за землю), платежи за использование природных ресурсов уплачиваются в бюджет муниципального образования, на территории которого находится земельный участок, горный отвод, лесосека и другие природные ресурсы, независимо от адреса юридического лица землепользователя (природопользователя). Статья 33. Финансово - хозяйственная деятельность органов местного самоуправления 1. В целях решения вопросов местного значения, удовлетворения экономических, социальных, культурных интересов и потребностей населения, проживающего на территории муниципального образования, органы местного самоуправления осуществляют финансово - хозяйственную деятельность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. 2. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. 3. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности. 4. Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Статья 34. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности 1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров. 2. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально - экономическом развитии территории муниципального образования, объединять на добровольной основе средства предприятий, учреждений, организаций для финансирования программ развития территории муниципального образования, участвовать в создании предприятий смешанных фоpм собственности. 3. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Ставропольского края. Статья 35. Муниципальный заказ Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально - культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных и привлеченных материальных и финансовых средств. Статья 36. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в интересах населения в установленном законом порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность, участвовать в мероприятиях в рамках внешнеэкономических связей Ставропольского края и Российской Федерации, обеспечиваемых органами государственной власти края. Статья 37. Финансовая основа местного самоуправления 1. Финансовую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета и целевых фондов, ценные бумаги, кредитные и иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края местные налоги, сборы и иные платежи, являющиеся источниками финансовых средств для осуществления функций местного самоуправления, а также льготы по их уплате. 3. Население непосредственно (путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан) или представительные органы местного самоуправления могут, с учетом мнения населения, предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения. 4. Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Ставропольского края получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории муниципального образования. 5. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения. Статья 38. Местные бюджеты 1. К местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований, представляющие собой баланс доходов и расходов органов местного самоуправления. 2. Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Органы государственной власти Ставропольского края могут влиять на формирование и исполнение местных бюджетов только в случаях государственного целевого финансирования через местный бюджет планов и программ, реализуемых на территории муниципального образования, и только при согласии на это соответствующих органов местного самоуправления. 3. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Статья 39. Доходы и расходы местных бюджетов 1. В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных и краевых налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Ставропольского края, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления. Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в местный бюджет. 2. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ставропольского края. Превышение доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не может служить основанием для снижения нормативов отчислений от регулирующих доходов на следующий год. 3. В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных и краевых полномочий. Статья 40. Обеспечение минимальных местных бюджетов 1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Ставропольского края в соответствии с законом обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. 2. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами Ставропольского края на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. 3. Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом Ставропольского края доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Ставропольского края передают органам местного самоуправления иные доходные источники, при этом свободные переходящие остатки местных бюджетов предыдущего года в расчет не принимаются. 4. Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных и краевых налогов. 5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке. Статья 41. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления 1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном и краевом бюджетах. 2. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Ставропольского края, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. Статья 42. Муниципальные внебюджетные фонды Представительные органы местного самоуправления вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации. При создании совместных органов, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона, могут образовываться совместные фонды социального и экономического развития соответствующих территорий. Глава VI. ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 43. Запрет на ограничение прав местного самоуправления 1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, запрещается. 2. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе принимать правовые акты, выходящие за пределы компетенции органов государственной власти. Споры о том, является ли то или иное действие, тот или иной правовой акт вмешательством в дела местного самоуправления, разрешаются в судебном порядке. Статья 44. Обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. 2. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда. 3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами. Статья 45. Рассмотрение обращений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями, к которым эти обращения направлены. 2. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Государственной Думе Ставропольского края по любым вопросам, отнесенным законодательством к ведению местного самоуправления, а также правом внесения поправок к рассматриваемым Государственной Думой Ставропольского края проектам законов и иных правовых актов. Выборные должностные лица местного самоуправления обладают правом внесения предложений по проектам нормативных и иных правовых актов Губернатору Ставропольского края и Правительству Ставропольского края. Статья 46. Обеспечение защиты прав на осуществление местного самоуправления 1. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений. 2. Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, граждане несут ответственность перед муниципальным образованием в лице органов местного самоуправления, в том числе имущественную, возмещают ущерб, причиненный их действиями или бездействием, в порядке, установленном законодательством. Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Статья 47. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. 2. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований. 3. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского края, федеральных законов, законов Ставропольского края, устава муниципального образования. 4. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами. 5. В случае установленных судом нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, Устава (Основного Закона) Ставропольского края, федеральных законов, законов Ставропольского края, устава муниципального образования Государственная Дума Ставропольского края может обратиться в краевой суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, законам Ставропольского края, уставу муниципального образования. Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному Закону) Ставропольского края, законам Ставропольского края, уставу муниципального образования является основанием для рассмотрения Государственной Думой Ставропольского края вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и одновременное назначение новых выборов осуществляются законом Ставропольского края. Статья 48. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Ставропольского края, уставами муниципальных образований. Статья 49. Прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, законов Ставропольского края и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. 2. Опротестованный прокурором акт органа или должностного лица местного самоуправления приостанавливает свое действие со дня принесения протеста прокурора до принятия решения по существу протеста. Глава VIII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 50. Период реформирования системы местного самоуправления в Ставропольском крае 1. В целях поэтапного перехода к новой системе местного самоуправления, предусмотренной Конституцией Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, исходя из положений Федерального закона, устанавливается период реформирования системы местного самоуправления в Ставропольском крае. 2. Период реформирования системы местного самоуправления включает в себя два этапа: этап организационно - правовой реформы местногосамоуправления; этап становления системы местного самоуправления. Статья 51. Задачи и сроки организационно - правовой реформы местного самоуправления Организационно - правовая реформа местного самоуправления в Ставропольском крае осуществляется в течение двух лет с момента вступления в силу настоящего Закона и направлена на решение следующих задач: приведение в соответствие с настоящим Законом нормативных и иных правовых актов Ставропольского края; проведение выборов и организация деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления; разработка, принятие и государственная регистрация уставов муниципальных образований; формирование местных бюджетов и муниципальной собственности. Статья 52. Определение структуры органов местного местного самоуправления 1. Выборы в органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, где такие органы не были сформированы ранее, должны быть проведены в соответствии с Федеральным законом. Дата проведения муниципальных выборов определяется Государственной Думой Ставропольского края. 2. До назначения даты проведения муниципальных выборов в каждом муниципальном образовании должен быть принят устав муниципального образования либо определены основные положения устава муниципального образования, предусматривающие структуру органов местного самоуправления в муниципальном образовании, а также: наименование, численный состав, срок полномочий представительных органов местного самоуправления; наличие выборных должностных лиц, наименование их должностей, способ замещения должности (избрание населением, представительным органом), срок полномочий. 4. Если на дату принятия решения о назначении даты муниципальных выборов не принят устав муниципального образования либо его основные положения, в муниципальном образовании должны быть проведены выборы в представительный орган местного самоуправления, численный состав которого устанавливается в зависимости от численности населения соответствующего муниципального образования: до 5 тысяч жителей - 5 депутатов, от 5 до 10 тысяч жителей - 7 депутатов, от 10 до 50 тысяч жителей - 9 депутатов, от 50 до 100 тысяч жителей - 11 депутатов. Статья 54. Подготовка и проведение первых первых муниципальных выборов 1. Подготовка и проведение первых муниципальных выборов осуществляются в соответствии с Законом Ставропольского края "О порядке проведения муниципальных выборов на территории Ставропольского края" и постановлением Государственной Думы Ставропольского края о назначении муниципальных выборов. 2. Если за 60 дней до установленной даты выборов не будут установлены в порядке, предусмотренном Законом Ставропольского края "О порядке проведения муниципальных выборов на территории Ставропольского края", границы округов по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления, то выборы депутатов представительного органа местного самоуправления проводятся в одном многомандатном округе, границы которого совпадают с границами муниципального образования. 3. Если на день назначения муниципальных выборов средства на проведение этих выборов не могут быть обеспечены бюджетами муниципальных образований и краевым бюджетом, финансирование выборов может быть осуществляться за счет кредитов, которые избирательные комиссии вправе взять в коммерческих банках на конкурсной основе. Размер кредита определяется соответствующими избирательными комиссиями по согласованию с избирательной комиссией Ставропольского края в пределах сметы на проведение данных выборов. Выплата кредитов и процентов по ним осуществляется из средств краевого бюджета в течение 1997 года. Статья 54. О полномочиях органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, избранных (назначенных) до вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные населением до вступления в силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. 2. Главы местных администраций, назначенные на должность государственными должностными лицами, органами государственной власти, а также в ином порядке, чем это предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сохраняют свои полномочия до избрания (назначения) соответствующего органа, должностного лица с учетом положений Федерального закона. Статья 55. Организация деятельности вновь избранных представительных органов местного самоуправления до принятия уставов муниципальных образований 1. Основной формой работы представительного органа местного самоуправления являются заседания. Периодичность заседаний и их регламент устанавливаются представительным органом местного самоуправления самостоятельно. Заседания представительного органа местного самоуправления проводятся открыто. Представительный орган местного самоуправления может проводить закрытые заседания в случаях, предусмотренных регламентом данного органа. 2. Представительный орган местного самоуправления собирается на свое первое заседание не позднее чем в трехнедельный срок после избрания не менее двух третей от общего числа депутатов представительного органа местного самоуправления. На первом заседании председательствует старейший по возрасту депутат представительного органа местного самоуправления. 3. Депутаты представительного органа местного самоуправления работают, как правило, на неосвобожденной основе. Статья 56. Осуществление полномочий органами местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления до принятия уставов муниципальных образований 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, избранные в порядке, предусмотренном статьями 16 и 17 настоящего Закона, до принятия уставов муниципальных образований осуществляют полномочия в соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", если это не противоречит Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящему Закону. 2. Органы местного самоуправления осуществляют функции государственного управления, предусмотренные пунктом 11 статьи 6 настоящего Закона, до принятия соответствующего федерального закона. Статья 57. Подготовка и принятие уставов муниципальных образований 1. Подготовка и принятие уставов муниципальных образований осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Закона, в течение года со дня вступления в силу настоящего Закона. Обязанность по обеспечению разработки проекта устава муниципального образования возлагается на выборное должностное лицо местного самоуправления данного муниципального образования. 2. Органы государственной власти Ставропольского края обязаны оказывать органам местного самоуправления юридическую и иную поддержку при подготовке уставов муниципальных образований. Статья 58. О формировании муниципальной собственности 1. В период организационно - правовой реформы местного самоуправления завершается разграничение объектов муниципальной и государственной собственности. Предложения по перечню объектов (имущества) муниципальной собственности, обеспечивающих осуществление местного самоуправления, органы местного самоуправления определяют самостоятельно, исходя из полномочий, предусмотренных законом. 2. Формирование в переходный период муниципальной собственности (включая землю) происходит за счет: муниципальной собственности, имеющейся на момент вступления в силу настоящего Закона; объектов государственной собственности, передаваемых на безвозмездной основе в муниципальную собственность для выполнения полномочий, предусмотренных настоящим Законом; передачи на безвозмездной основе находящиеся в государственной собственности предприятий (включая акции приватизированных предприятий), расположенных на территории муниципального образования, в целях обеспечения финансово - экономической самостоятельности местного сообщества; бесхозяйного имущества, находящегося на территории муниципального образования . 3. Органы государственной власти Ставропольского края обязаны в трехмесячный срок рассмотреть предложения органа местного самоуправления о передаче в муниципальную собственность объектов государственной собственности, обеспечивающих исполнение закрепленных за органами местного самоуправления полномочий, и принять решение о передаче объектов в муниципальную собственность. 4. Передача объектов государственной (краевой) собственности в муниципальную собственность осуществляется Правительством Ставропольского края. 5. Отказ в передаче объектов государственной собственности возможен лишь в случаях несоответствия назначения (профиля) данных объектов государственной собственности для обеспечения осуществления полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления. 6. Отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу настоящего Закона не является основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования. 7. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную собственность, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. 8. Положения частей 3, 4, 5, 6 настоящей статьи применяются после разграничения в установленном порядке полномочий между муниципальными образованиями. Статья 59. Формирование бюджетов муниципальных образований в переходный период 1. До внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство формирование местных бюджетов (кроме районных в административных районах края, где муниципальные образования не создаются) в переходный период осуществляется в соответствии с действующим федеральным и краевым законодательством. 2. Порядок перераспределения бюджетных источников в связи с упразднением администраций районов, созданием территориальных (районных) государственных администраций и созданием полноценных органов местного самоуправления в муниципальных образованиях определяется законодательством Ставропольского края. 3. До принятия закона Российской Федерации о государственных минимальных социальных стандартах органы государственной власти Ставропольского края устанавливают нормативы минимальной бюджетной обеспеченности местного самоуправления в пределах имеющихся финансовых ресурсов. Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 60. О вступлении в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 61. О приведении правовых актов в соответствие с настоящим Законом 1. Предложить Губернатору Ставропольского края привести правовые акты администрации Ставропольского края в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня вступления его в силу. 2. Ранее принятые нормативные правовые акты Ставропольского края до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Статья 62. Временное правовое регулирование отдельных отношений, не предусмотренных настоящим Законом Впредь до принятия законов Ставропольского края по отдельным отношениям, предусмотренным настоящим Законом, вопросы, подлежащие регулированию этими законами, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в предусмотренном настоящим Законом порядке. Губернатор Ставропольского края А.Л.ЧЕРНОГОРОВ г. Ставрополь 31 декабря 1996 года N 46-кз Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|