Расширенный поиск
Закон Чеченской Республики от 19.07.2006 № 24-РЗЗАКОН ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 25.03.2014 г. N 7-РЗ Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 25.02.2014 г. N 7-РЗ (В редакции Закона Чеченской Республики от 26.06.2007 г. N 37-РЗ) (В редакции Закона Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) (В редакции Закона Чеченской Республики от 14.02.2011 г. N 1-РЗ) "О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" Принят Народным Собранием Парламента Чеченской Республики «22» июня 2006 года Одобрен Советом Республики Парламента Чеченской Республики «7» июля 2006 года ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Настоящий Закон регулирует отношения по использованию и охране земель в Чеченской Республике как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Чеченской Республики. Земельное законодательство Чеченской Республики основывается на Конституции Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Конституции Чеченской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов Чеченской Республики и иных нормативных правовых актов Чеченской Республики. На основании и во исполнение земельного законодательства Российской Федерации и Чеченской Республики органы местного самоуправления в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права. ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ «Статья 1. Полномочия Чеченской Республики в области земельных отношений; К полномочиям Чеченской Республики в области земельных отношений относятся: 1) обеспечение соблюдения федерального земельного законодательства на территории Чеченской Республики; 2) изъятие для нужд Чеченской Республики земельных участков в порядке, установленном федеральным законодательством, в том числе путем выкупа; 3) разработка и реализация республиканских программ использования и охраны земель; 4) осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Чеченской Республики; 5) иные полномочия, не отнесенные к ведению Российской Федерации или органов местного самоуправления»; (В редакции Закона Чеченской Республики от 26.06.2007 г. N 37-РЗ) Статья 2. Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений в Чеченской Республике Регулирование земельных отношений в Чеченской Республике осуществляют: 1) Глава Чеченской Республики; (В редакции Закона Чеченской Республики от 14.02.2011 г. N 1-РЗ) 2) Парламент Чеченской Республики; 3) Правительство Чеченской Республики; 4) уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере регулирования земельных отношений; 5) органы местного самоуправления Чеченской Республики. Статья 3. Полномочия Главы Чеченской Республики в области земельных отношений (В редакции Закона Чеченской Республики от 14.02.2011 г. N 1-РЗ) Глава Чеченской Республики в сфере регулирования земельных отношений осуществляет следующие полномочия: (В редакции Закона Чеченской Республики от 14.02.2011 г. N 1-РЗ) 1) определяет орган государственной власти по распоряжению земельными участками; 2) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики. Статья 4. Полномочия Парламента Чеченской Республики в области земельных отношений Парламент Чеченской Республики в сфере регулирования земельных отношений осуществляет следующие полномочия: 1) устанавливает порядок владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в государственной собственности Чеченской Республики; 2) принимает законы Чеченской Республики в области земельных отношений; 3) утверждает республиканские программы по рациональному использованию и мониторингу земель, повышению плодородия почв, охране и учету земельных ресурсов Чеченской Республики; 4) утверждает, изменяет границы и правовой режим пригородных зон; 5) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики. Статья 5. Полномочия Правительства Чеченской Республики в области земельных отношений Правительство Чеченской Республики в сфере регулирования земельных отношений осуществляет следующие полномочия: 1) управляет и распоряжается земельными участками, находящимися в государственной собственности Чеченской Республики; 2) принимает решения о переводе земель из одной категории в другую в порядке, установленном федеральным законодательством; 4) резервирует земельные участки для нужд Чеченской Республики; 5) принимает решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Чеченской Республики, в том числе путем выкупа; 6) утверждает перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых не допускается для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством; 7) устанавливает порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Чеченской Республики; 8) принимает решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий республиканского значения с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности; 9) устанавливает порядок определения арендной платы, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Чеченской Республики; 10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики. Статья 6. Полномочия специального органа исполнительной власти Чеченской Республики в области земельных отношений 1. Специально уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики в сфере регулирования земельных отношений (далее - специально уполномоченный орган) осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет от имени Чеченской Республики юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Чеченской Республики в области управления и распоряжения земельными ресурсами, в том числе расположенными за пределами Чеченской Республики; 2) реализация перспективных направлений государственной политики в области управления земельными ресурсами и проведения земельной реформы, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам управления земельными ресурсами, государственного регулирования земельных отношений и развития земельного рынка; 3) осуществляет функции по приватизации земельных участков, переоформлению прав на земельные участки, выкупу земельных участков для государственных нужд Чеченской Республики и выступает арендодателем земельных участков; 4) заключает договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков; 5) контролирует перечисление средств в республиканский бюджет от продажи и аренды земельных участков, а также от продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах); 6) принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений федерального законодательства и законодательства Чеченской Республики в области земельных отношений путем предъявления исков и направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности; 7) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Чеченской Республики. 2. Специально уполномоченный орган исполнительной власти осуществляет свои полномочия непосредственно и через свои территориальные подразделения. Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления Чеченской Республики в области земельных отношений Органы местного самоуправления Чеченской Республики в сфере регулирования земельных отношений осуществляют следующие полномочия: 1) управляют и распоряжаются земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; 2) производят изъятие земель для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа собственности; 3) резервируют земельные участки для муниципальных нужд; 4) устанавливают порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; 5) устанавливают и прекращают публичные сервитуты в общественных интересах; 6) устанавливают порядок проведения и осуществления муниципального земельного контроля; 7) устанавливают иные виды земель особо охраняемых территорий местного значения, помимо установленных федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики; 8) устанавливают порядок отнесения, использования и охраны земель особо охраняемых территорий местного значения; 9) устанавливают правила землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений; 10) осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Чеченской Республики. ГЛАВА II. ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ Статья 8. Целевое назначение и правовой режим земель 1. Целевое назначение земель - установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) земель для конкретных целей в соответствии с их категорией. 2. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Целевое назначение и правовой режим земель отражаются в градостроительной, землеустроительной документациях, в документах, удостоверяющих права на земельные участки, а также в иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами Чеченской Республики. Статья 9. Состав земель в Чеченской Республике Земли в Чеченской Республике по целевому назначению в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации подразделяются на следующие категории: (Дополнен - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны, космического и иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Статья 10. Отнесение земель к категориям, перевод земель из одной категории в другую 1. Отнесение земель к категориям, перевод из одной категории в другую земель, находящихся в собственности Чеченской Республики, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется Правительством Чеченской Республики. 2. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 11. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 12. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 13. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 14. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 15. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 16. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 17. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) ГЛАВА III. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ПРАВА НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 18. Основания возникновения прав на землю Право собственности и другие права на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (N 122-ФЗ от 21.07.1997 г.) в установленном законодательством порядке. Статья 19. Документы о правах на земельные участки 1. Права на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (N 122-ФЗ от 21.07.1997 г.). 2. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (N 122-ФЗ от 21.07.1997г.), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Статья 20. Право собственности и другие права на земельные участки 1. Земельные участки в Чеченской Республике могут находиться в частной, государственной, муниципальной формах собственности. 2. Граждане могут иметь земельные участки: 1) на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, если это право возникло у граждан до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (N 136–ФЗ от 25 октября 2001г.) в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не допускается. Право на земельный участок, расположенный в черте населенного пункта и находившийся до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (N 136 – ФЗ от 25 октября 2001г.) в пользовании гражданина в силу исторически сложившихся обстоятельств, независимо от площади участка, устанавливается в следующем порядке: а) предоставление в собственность бесплатно – части площади данного земельного участка согласно ч. 2 ст. 42 настоящего Закона; б) приобретение права собственности или права на заключение договора аренды оставшейся части площади земельного участка - по кадастровой стоимости. 2) Граждане Российской Федерации - жители Чеченской Республики, постоянно проживающие в республике, не имеющие своего жилья и нуждающиеся в нем, в целях реализации своих конституционных прав на жилище, гарантированных статьей 40 Конституции Российской Федерации и статьей 37 Конституции Чеченской Республики, вправе по своему выбору однократно бесплатно получить в собственность или в аренду земельный участок по месту своего постоянного проживания (регистрации) для строительства индивидуального жилого дома в пределах установленной нормы площади по решению органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимаемому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. 3) Граждане Российской Федерации - жители Чеченской Республики, не нуждающиеся в реализации своего права на жилье, вправе по своему выбору однократно бесплатно получить в собственность вместо земельного участка, указанного в части 4 настоящей статьи, земельный участок по месту своего проживания (регистрации) для садоводства и огородничества, дачного строительства или ведения подсобного хозяйства в сельской местности в пределах нормы площади, установленной настоящим Законом, нормативным правовым актом органа государственной власти или местного самоуправления. 4) Во всех иных случаях и для иных целей, неоговоренных в настоящем Законе, или сверх установленной нормы площади, земельный участок в собственность предоставляется за плату по результатам торгов (аукционов, конкурсов), либо без проведения торгов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. Юридические лица могут иметь земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования и аренды, если иное не установлено действующим законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь земельные участки на праве собственности и аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и законами Чеченской Республики. 4. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) 5.Предоставление гражданам в собственность или в аренду земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 года N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования для использования в производственных и коммерческих целях, в том числе после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации учитывая ситуацию с оформлением документов и государственной регистрацией прав в Чеченской Республике, в целях приведения ее в соответствие с действующими нормами законодательства Российской Федерации, подлежат переоформлению по выбору правообладателя в собственность или в аренду за установленную настоящим Законом плату без проведения торгов (конкурса, аукциона) в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона. В качестве правоустанавливающего (правоподтверждающего) документа на ранее выделенные и находящиеся в пользовании у граждан и юридических лиц земельные участки для принятия исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления Чеченской Республики нового решения о предоставлении (закреплении) земельного участка в соответствии с настоящим Законом заявителем может быть представлен один из следующих документов: решение (акт) органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка; решение суда; договор купли-продажи (дарения, мены) недвижимого имущества; свидетельство о наследовании (по закону или по завещанию) на недвижимое имущество или земельный участок; свидетельство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество или земельный участок; свидетельство о праве собственности, пользования или владения на земельный участок, выданное ранее комитетом по землеустройству и земельным ресурсам; выписка из похозяйственной или поземельной книги органа местного самоуправления (для сельской местности); финансовые документы, подтверждающие факт оплаты заявителем налога на земельный участок (при отсутствии иных документов); иной документ, выданный исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренный ранее действовавшими на территории Чеченской Республики нормами земельного законодательства и достоверно подтверждающий факт нахождения земельного участка в пользовании. Данный перечень документов является исчерпывающим при наличии кадастрового плана земельного участка. (В редакции Закона Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Решения (акты), принятые исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления Чеченской Республики в пределах предоставленных им полномочий, на основании заявления заявителя и указанных в части 5 настоящей статьи документов имеют юридическую силу. Права граждан и юридических лиц на земельные участки, возникшие на основании решений (актов), принятых указанными органами в соответствии с настоящим пунктом, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Истребование органами дополнительных документов, подтверждающих ранее возникшие права, недопустимо. 6. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) 7. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Статья 21. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения 1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О товариществах собственников жилья». 2. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными и республиканскими законами. 3. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобре тение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными и республиканскими законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Федеральные казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом зда нии обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения. 4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения. 5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). 6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня поступления указанного в части 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении права постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. 7. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. 8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в части 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указан ных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка. 9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков, на которых расположены здания и сооружения, в собственность в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 22. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение 1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. 2. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком. 3. Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии со статьей 43 настоящего Закона. Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. 4. Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев: отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом. Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. Отчуждение доли в праве собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок, размер которой пропорционален доле в праве собственности на здание, строение, сооружение. Статья 23. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах) 1. Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. 2. В качестве продавца права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. 3. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка. 4. Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации. Статья 24. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения 1) При разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости и других форс-мажорных обстоятельств права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления вправе продлить этот срок. 2) Условия сохранения прав, указанных в части 1 настоящей статьи, за арендатором и субарендатором определяются договором аренды (субаренды) земельного участка. Статья 25. Право собственности Российской Федерации и Чеченской Республики на земельные участки 1. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) 2. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) 3. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Чеченской Республики, осуществляют органы исполнительной власти Чеченской Республики в пределах их компетенции, определяемой настоящим Законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Чеченской Республики. Статья 26. Право муниципальной собственности на земельные участки 1. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) 2. В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, не предоставленные в частную собственность по основаниям, предусмотренным федеральными законами. З. В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. 4. Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. ГЛАВА IV. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) ГЛАВА V. УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ Статья 30. Планирование и организация рационального использования земель 1. Планирование и организация рационального использования земель проводятся в целях совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель в Чеченской Республике. 2. Планирование использования земель осуществляется в целях определения долгосрочной перспективы развития территории на основании социально-экономических программ, землеустроительной, градостроительной, природоохранной или иной документации. Статья 31. Районирование земель сельскохозяйственного назначения 1. Природно-сельскохозяйственное районирование земель - разделение территорий с учетом почвенных, агроклиматических, геоморфологических и других условий применительно к агробиологическим требованиям сельскохозяйственных растений. 2. Использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляются с учетом природно-сельскохозяйственного районирования земель на территории Чеченской Республики. 3.Требования нормативных правовых актов о природно-сельскохозяйственном районировании земель сельскохозяйственного назначения относятся к обременениям земельных участков, установленным законодательством, и включаются в условия их предоставления. Статья 32. Организация и порядок проведения землеустройства 1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных федеральных исполнительных органов государственной власти, Правительства Чеченской Республики, уполномоченного органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. 2. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами. 3. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами и законами Чеченской Республики, а также иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики. Статья 33. Цели и задачи охраны земель 1. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических, природоохранных, технологических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного изъятия особо ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота, истощения почв. 2. Цели и задачи охраны земель: 1) предотвращение деградации в результате порчи земель, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности; 3) сохранение почв путем стимулирования применения экологически безопасных технологий производства и проведения агротехнических, лесомелиоративных и иных почвозащитных мероприятий; 4) внедрение в практику экологических нормативов землепользования; 5) рациональная организация территории. 3. Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков обязаны проводить следующие мероприятия по: 1) сохранению и повышению плодородия почв; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, а также загрязнения биогенного характера и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, от зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель; 5) сохранению и повышению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв и своевременному вовлечению в хозяйственный оборот; 7) сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова. 4. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном действующим законодательством. 5. Охрана почв и рациональное использование земельных ресурсов осуществляются на основе программ Чеченской Республики, местных программ по охране земель, повышению плодородия почв, ведению мониторинга земель, а также на основе федеральных программ. 6. В интересах охраны здоровья человека и защиты окружающей природной среды Правительством Российской Федерации и Правительством Чеченской Республики устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих землю. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. Статья 34. Экономическое стимулирование охраны земель 1. В целях повышения заинтересованности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах. 2. Полная или частичная компенсация собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земельных участков произведенных ими затрат по охране земель, повышению плодородия почв производится в соответствии с федеральными, республиканскими и местными программами. Статья 35. Экологические, санитарно-гигиенические и иные специальные требования к проектированию и вводу в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и других объектов, влияющих на состояние земель 1. При размещении, проектировании и вводе в эксплуатацию новых и реконструируемых зданий, строений, сооружений и других объектов, при внедрении новой техники и технологий должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по охране земель, соблюдению экологических, санитарно-гигиенических и других специальных требований (норм, правил, нормативов, стандартов). 2. Оценка отрицательного воздействия на состояние почв и эффективности предусмотренных мероприятий по их охране производится по результатам государственных экологических экспертиз, без положительного заключения которых запрещается внедрение новой техники и технологий, осуществление программ мелиорации земель, финансирование строительства (реконструкции) производственных и других объектов. Статья 36. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению 1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещается производство сельскохозяйственной продукции. 2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения на этих землях жилых домов, объектов производственного и социально-культурного назначения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия. ГЛАВА VI. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИЗ ЗЕМЕЛЬ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Статья 37. Ограничения оборотоспособности земельных участков 1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательствами. 2. 3емельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Земельные участки, отнесенные к землям общего пользования (дороги, пастбища, прогон скота и т.д.), не могут предоставляться в частную собственность, в аренду и другие формы землепользования. 3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Чеченской Республики. Статья 38. Полномочия органов исполнительной власти Чеченской Республики и органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков 1. Правительство Чеченской Республики осуществляет непосредственное распоряжение и управление следующими земельными участками из состава земель, находящихся в собственности Чеченской Республики: 1) расположенными на землях особо охраняемых природных территорий; 2) занятыми зелеными зонами, водоохранными, пригородными и защитными зонами; 3) занятыми пашней и другими сельскохозяйственными угодьями при предоставлении их для несельскохозяйственных нужд; 4) расположенными на землях рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения, а также, если под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр республиканского значения; 5) включенными в государственный резерв земель Чеченской Республики. 2. Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законом Чеченской Республики. 3. Уполномоченный орган исполнительной власти Чеченской Республики осуществляет распоряжение земельными участками из состава земель, находящихся в собственности Чеченской Республики, не указанными в части 1 настоящей статьи. 4. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определяется органами местного самоуправления самостоятельно. Статья 39. Общие правила предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам 1. Граждане или юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, обращаются с заявлением в уполномоченный орган, обладающий правом предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом. 2. Порядок и правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам определяются Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 40. Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности 1. Предоставление земельных участков для строительства в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. 2. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и без такового осуществляется в собственность или аренду, а лицам, указанным в части 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 20 настоящего Закона, в постоянное (бессрочное) пользование. 3. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); 2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 земельного Кодекса Российской Федерации; 3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). 4. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации. 5. В случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с пунктами 3 и 4 части 3 настоящей статьи. 6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. 7. Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. 8. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд. 9. В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. Предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Статья 41. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открыто сти и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предостав ления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения за явок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в передаче земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В указанном в части 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании указанного в части 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о передаче испрашиваемого земельного участка в аренду с приложением проекта его границ. Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Статья 42. Условия предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам 1. Предоставление земельных участков, находящихся в собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, в аренду и другие виды пользования гражданам и юридическим лицам осуществляется за плату, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом. 2. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности Чеченской Республики, в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства и ведения садово-огороднического хозяйства производится бесплатно: 1) выделенные для индивидуального жилищного строительства до введения в действие настоящего Закона; 2) главе семьи, зарегистрированной по месту его постоянного проживания, нуждающемуся в улучшении жилищных условий; 3) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики. 3. Повторное бесплатное предоставление земельных участков гражданам не допускается в соответствии с настоящим Законом. Продажа гражданами земельных участков, предоставленных им в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения садово-огороднического хозяйства, без выполнения целевого назначения земельного участка запрещается. 4. Предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности Чеченской Республики, в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления осуществляется бесплатно. Юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками без согласия собственника. Статья 43. Нормы предоставления земельных участков 1. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в аренду и другие виды пользования, находящихся в собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, устанавливаются: 1) Предельные максимальные размеры: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – 100 га; для садоводства и огородничества - 0,10 га; для животноводства (из пастбищ и сенокосов) – 300 га; для дачного строительства – 0,06 га. 2) Предельные минимальные размеры: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства – 50 га; для животноводства (из пастбищ и сенокосов) – 150 га; для дачного строительства – 0,04 га. 2. Размеры земельных участков из земель, находящихся в собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам в собственность, составляют: 1) гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях: для индивидуального жилищного строительства - площадью 0,10 гектара; 2) гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городах и поселках городского типа: для индивидуального жилищного строительства - площадью 0,06 гектара; для садово-огороднического строительства - площадью 0,04 гектара. 3. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается не более 5 гектаров, в том числе в пределах черты сельских поселений - 0,25 гектара. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена у граждан в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства. 4. Предельные размеры земельных участков, предоставляемых для целей, не предусмотренных частями 1, 2 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с утвержденными нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документациями. Статья 44. Безвозмездное срочное пользование земельными участками 1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год; 2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; 3) из земель организаций, указанных в части 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела; 4) из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. 2. Служебные наделы из земель, находящихся в собственности Чеченской Республики, предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водных, рыбных и охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников таких отраслей, имеющих право на служебный надел, устанавливаются Правительством Чеченской Республики. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. 3. Право на служебные наделы из земель, находящихся в собственности Чеченской Республики, сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего при исполнении служебных обязанностей. 4. Право на служебный надел сохраняется за иными лицами, определенными законодательством. 5. Максимальный размер земельных участков из земель, находящихся в собственности Чеченской Республики, предоставляемых гражданам в безвозмездное срочное пользование в качестве служебного надела, устанавливается равным 0,15 гектара, а для многодетных семей — дополнительно площадью 0,02 гектара на каждого члена семьи. ГЛАВА VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ И АРЕНДАТОРОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ Статья 45. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков 1. Собственники земельных участков имеют следующие права на использование земельных участков: 1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чеченской Республики; 2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения, в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием, с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; 3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы, в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; 4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. 2. Собственники земельного участка, кроме того, имеют право собственности на: 1) посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, либо безвозмездное срочное пользование; 2) расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных лесным кодексом Российской Федерации. 3. Лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные настоящей статьей, за исключением прав, установленных пунктом 2 части 2 настоящей статьи. 4. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные федеральными законами и настоящим Законом. 5. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом. Статья 46. Основания прекращения права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права аренды земельного участка 1. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, а также в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. 2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, а также в силу принудительного изъятия у землепользователя, землевладельца его земельного участка в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством. 3. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством. Статья 47. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 48. Неделимые земельные участки Если иное не предусмотрено федеральным законодательством, при совершении сделок с земельными участками, а также в иных случаях, при которых происходит их деление, не допускается выделение в натуре земельных участков, площадь которых составляет менее: 0,03 га. – для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства и садоводства; 0,05 га. – для земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства. Статья 49. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) Статья 50. Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земельных участков Возмещение убытков и потерь при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, при ухудшении качества земель в результате природно-климатических, техногенных и иных обстоятельствах, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей и арендаторов земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 57, 58 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом. Статья 51. (Утратил силу - Закон Чеченской Республики от 27.04.2009 г. N 29-РЗ) ГЛАВА VIII. ОСОБЕННОСТИ ОБОРОТА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 52. Оборот земель сельскохозяйственного назначения 1. Оборот земель сельскохозяйственного назначения в Чеченской Республике осуществляется в соответствии с настоящим Законом, основывающимся на особенностях и исторических традициях использования земель. 2. Не допускается совершение сделок с земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, если в результате таких сделок образуются новые земельные участки, размеры и местоположение которых не соответствуют требованиям настоящего Закона. 3. При формировании земельного участка должно быть обеспечено соблюдение следующих требований законодательства Российской Федерации о землеустройстве: пригодность земель для предполагаемого (разрешенного) использования; недопущение создания недостатков в землепользовании (вклинивание, чересполосица, дальноземелье). Статья 53. Принудительное изъятие и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения 1. Землепользователи, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель, не причиняя вреда земле как природному объекту, в том числе не приводить к деградации, загрязнению земель, отравлению, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. При ненадлежащем использовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, повлекшем за собой случаи, указанные в абзаце 1, заявление в суд о принудительном изъятии этого земельного участка у землепользователя, арендатора земельных участков направляется уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 2. Неиспользуемые в течение двух лет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в пользовании у землепользователей, арендаторов земельных участков, после их принудительного изъятия, уполномоченными органами исполнительной власти выделяются в самостоятельные земельные участки по правилам, установленным федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Аренда и другие формы пользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть принудительно прекращены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего Закона. Статья 54. Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности 1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Чеченской Республики или муниципальной собственности, прошедшие государственный кадастровый учет, могут быть переданы в соответствии с федеральным законодательством в аренду гражданам и юридическим лицам через открытые торги. 2. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключен на срок не менее пяти лет. Предельный срок аренды не может превышать 49 лет. 3. Арендатор, надлежащим образом исполняющий свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет, при прочих равных условиях, преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок в случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. 4. До разграничения государственной собственности на землю, если федеральным законодательством не установлено иное, порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, устанавливаются Правительством Чеченской Республики. Статья 55. Фонд перераспределения земель Чеченской Республики Фонд перераспределения земель Чеченской Республики создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота и находится в государственной собственности Чеченской Республики. Фонд перераспределения земель Чеченской Республики формируется и используется в соответствии с земельным законодательством. Статья 56. Публикация сообщений в средствах массовой информации 1. В средствах массовой информации, определяемых Правительством Чеченской Республики, публикуются сообщения по вопросам наличия предлагаемых для передачи в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Чеченской Республики. 2. Обязанность опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных Правительством Чеченской Республики, не лишает участников земельных отношений права на дополнительную публикацию в иных средствах массовой информации. ГЛАВА IX. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 57. Переходные положения 1. До разграничения государственной собственности на землю Правительство Чеченской Республики: 1) определяет уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности; 2) принимает решение об изъятии земельных участков для государственных нужд; 3) устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности; 4) распоряжается незастроенными земельными участками, находящимися в государственной собственности, в том числе: а) земельными участками, предоставленными органами государственной власти Чеченской Республики государственным унитарным предприятиям, а также государственным учреждениям и другим некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Чеченской Республики, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками; б) земельными участками из земель рекреационного назначения и земель особо охраняемых природных территорий для любого вида строительства и использования, а также землями городских лесов, городских парков, охраняемых береговых линий, охраняемых природных ландшафтов, отнесенными в установленном порядке к землям особо охраняемых территорий; в) земельными участками, расположенными на территории двух и более муниципальных образований; 5) утверждает перечень специализированных сельскохозяйственных предприятий; 6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики; 7) разрабатывает республиканские программы по: а) рациональному использованию и освоению земельных ресурсов, в том числе в горной части Чеченской Республики ( использование альпийских пастбищ и т. д.); б) разминированию и рекультивации земельных участков; 8) проводит полную инвентаризацию земель всех категорий. 2. До разграничения государственной собственности на землю уполномоченный орган в пределах полномочий, установленных Правительством Чеченской Республики: 1) осуществляет от имени Чеченской Республики юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Чеченской Республики в области управления и распоряжения земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности; 2) готовит перечни земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которые у Чеченской Республики возникает право собственности; 3) осуществляет функции по приватизации и переоформлению прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, на которых расположено недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Чеченской Республики или находившееся на момент приватизации в государственной собственности Чеченской Республики, а также в случае, если земельные участки были предоставлены в соответствии с решением органа государственной власти Чеченской Республики; 4) осуществляет организацию и проведение торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды; 5) заключает договоры купли-продажи, безвозмездного срочного пользования и аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности и выступает стороной по договору; 6) осуществляет учет договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности; 7) контролирует проведение работ по выбору и формированию земельных участков, находящихся в государственной собственности, для принятия решения об их предоставлении; 8) устанавливает регламент предоставления земельных участков органам государственной власти Чеченской Республики, государственным унитарным предприятиям, а также государственным учреждениям и другим некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти Чеченской Республики; 9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики. 3. До разграничения государственной собственности на землю органы местного самоуправления Чеченской Республики: 1) обеспечивают выбор и формирование земельных участков для предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности; 2) готовят перечни земельных участков, находящихся в государственной собственности, на которые у муниципального образования возникает право собственности; 3) готовят перечень свободных от прав третьих лиц земельных участков, на которых возможно размещение объекта, и направляет их в уполномоченный орган; 4) готовят перечень земельных участков, предлагаемых к изъятию для государственных и муниципальных нужд Чеченской Республики; 5) информирует уполномоченный орган о случаях прекращения прав органов государственной власти Чеченской Республики, государственных унитарных предприятий, а также государственных учреждений и других некоммерческих организаций, созданных органами государственной власти Чеченской Республики, граждан и юридических лиц на незастроенные земельные участки, а также в случае их отказа от права постоянного (бессрочного) пользования такими земельными участками; 6) если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом, распоряжаются земельными участками, находящимися в государственной собственности, а именно: а) земельными участками, предоставленными органами местного самоуправления муниципальным унитарным предприятиям, а также муниципальным учреждениям, другим некоммерческим организациям, которые созданы органами местного самоуправления; б) земельными участками, на которых располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности; в) земельными участками, на которых располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся в момент приватизации в муниципальной собственности; г) земельными участками для строительства и эксплуатации объектов жилищного фонда, гаражей и иных хозяйственных построек, а также объектов инженерной инфраструктуры в границах поселений в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией; д) земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота; е) земельными участками фонда перераспределения земель Чеченской Республики при предоставлении их в аренду на срок до десяти лет; ж) незастроенными земельными участками, площадь которых не превышает 1000 квадратных метров, при предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам для строительства объектов торговли, общественного питания, социально - бытового и иного назначения в соответствии с землеустроительной и градостроительной документацией исключительно путем продажи права аренды земельных участков на торгах (аукционах, конкурсах); з) земельными участками, необходимыми для эксплуатации недвижимого имущества, находящегося в частной собственности, кроме недвижимого имущества, указанного в статье 25 настоящего Закона; 7) принимает решение о приватизации земельных участков, находящихся в государственной собственности и заключает договор купли - продажи земельных участков на основании поручения уполномоченного органа; 8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Чеченской Республики. Статья 58. Приведение нормативных правовых актов Чеченской Республики в соответствие с настоящим Законом Предложить Главе Чеченской Республики и поручить Правительству Чеченской Республики привести свои нормативные правовые акты по вопросам владения, пользования и распоряжения землей в соответствие с настоящим Законом. (В редакции Закона Чеченской Республики от 14.02.2011 г. N 1-РЗ) Статья 59. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Чеченской Республики А.АЛХАНОВ г. Грозный «19» июля 2006 года N 24-РЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|