Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.07.2006 № 4-пКОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 июля 2006 года N 4-П по делу о проверке конституционности пункта 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего A.M. Цалиева, судей А.В. Бежанова, Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой, О.Х. Качмазова, с участием заявителя К.Б. Уртаева, представителя заявителя - адвоката Е.И. Климовой, представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания М.В. Гацоева, постоянного представителя Главы Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания В.Б. Ортабаева, представителя Прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания Е.Б. Нехаевой, представителя Главного управления "Росгосстрах - Юг" по Республике Северная Осетия-Алания М.Б. Толраровой, представителя Национального Банка Республики Северная Осетия-Алания А.Д. Саккаева, представителя Северо-Осетинского отделения N 8632 Северо-Кавказского банка Сберегательного Банка Российской Федерации Н.А. Гобаевой, представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Северная Осетия-Алания И.В. Бероевой, представителя Министерства внутренних дел Республики Северная Осетия-Алания Э.В. Никитина, представителя Северо-Осетинской таможни В.М. Гатеева, представителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания З.Х. Демеевой, представителя администрации местного самоуправления города Владикавказа А.А. Мзокова, представителя администрации местного самоуправления Ардонского района О.М. Храмцовой, представителя администрации местного самоуправления Правобережного района Н.С. Кокаевой, руководствуясь статьей 101(1) (часть 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частями 1 и 8 статьи 3, статьями 21, 56, 68 и 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности пункта 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания". Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданина К.Б. Уртаева о проверке конституционности пункта 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания оспариваемые заявителем положения. Заслушав сообщение судьи - докладчика Т.В. Батаевой, объяснения представителей сторон, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Пунктом 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания" установлено, что "в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных названным Положением, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществляет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания управление деятельностью районных и городских финансовых отделов, других органов управления финансами, а также создаваемых в соответствии с действующим законодательством подведомственных учреждений и организаций, координацию деятельности финансово-кредитных учреждений, налоговой инспекции, налоговой полиции, таможни, контроля за организацией учета и контрольно - ревизионной работы, контроля за ценообразованием, управление федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью по РСО-Алания, страховую деятельность финансовых и контрольно - учетных служб министерств и ведомств в Республике Северная Осетия-Алания". Заявитель полагает, что указанные положения оспариваемого им нормативного правового акта, управомочивающие орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контрольные, распорядительные и управленческие функции по отношению к органам местного самоуправления и территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, не соответствуют Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно части 2 статьи 14, части 3 статьи 61, частям 2 и 3 статьи 62, части 1 статьи 63 и части 1 статьи 91. В соответствии со статьей 56 Конституционного Закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, конституционность которой подвергается сомнению. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является оспариваемый гражданином К.Б. Уртаевым пункт 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294 "Об утверждении Положения, структуры и состава коллегии Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания", в части, уполномочивающей Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять управление, координацию деятельности и контроль в отношении органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. 2. Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в исключительном ведении Российской Федерации находятся: установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти (пункт "г"); установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки (пункт "ж"). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Статья 72 (пункт "н" части 1) Конституции Российской Федерации относит установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что позволяет субъекту Российской Федерации принимать в соответствии с федеральными законами нормативные правовые акты в этой сфере. 3. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации, статья 8 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Местное самоуправление в Республике Северная Осетия-Алания обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 108 Конституции Республики Северная Осетия-Алания); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 110 Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Конституция Российской Федерации и Конституция Республики Северная Осетия-Алания не содержат исчерпывающего перечня вопросов местного значения. Указанное понятие было конкретизировано Федеральным законом от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым к вопросам местного значения, наряду с другими, отнесены: местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения. При этом формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 2 статьи 35 Закона). Идентичное положение содержится и в Федеральном законе от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", где также установлено, что формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности (часть 2 статьи 2), формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования (часть 2 статьи 5). Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление определяется как самостоятельная и под свою ответственность деятельность по решению населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения (часть 2 статьи 1); устанавливается, что формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за его исполнением относятся к вопросам местного значения (пункт 1 части 1 статьи 14); формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 52). При этом недопустимость ограничения прав местного самоуправления и принадлежащих ему полномочий по вопросам местного значения составляет одну из основ конституционного статуса местного самоуправления. Из прямого содержания статьи 108 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, устанавливающей, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, следует, что вопросы местного значения могут и должны решаться именно органами местного самоуправления или населением непосредственно, а не органами государственной власти. На органы же государственной власти возлагается обязанность создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые и другие условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Такая правовая позиция была выражена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 января 1997 года N 1-П, от 15 января 1998 года N 3-П, от 30 ноября 2000 года N 15-П. Для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования является допустимым взаимодействие органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления. Однако осуществление Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания как органа государственной власти управления деятельностью районных и городских финансовых отделов, являющихся структурными подразделениями органов местного самоуправления, выходит за рамки указанного допустимого взаимодействия. Управление предполагает фактическое руководство чьими - либо действиями, которое может реализовываться посредством указаний, распоряжений, приказов, обязательных к исполнению, то есть наделение федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации распорядительными полномочиями в отношении местного самоуправления, что не предусмотрено законодательством. Иное означало бы вмешательство государства в самостоятельную, под свою ответственность, деятельность органов местного самоуправления, что допустимо только в случаях, прямо предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, возложение на Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания обязанности "осуществлять управление деятельностью районных и городских финансовых отделов" не соответствует Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 8, 108 (часть 1), 110 (часть 1), 111. 4. Пунктом 3 оспариваемого Положения Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания было уполномочено осуществлять "координацию деятельности финансово - кредитных учреждений, налоговой инспекции, налоговой полиции, таможни". Согласно Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти находятся в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "г" статьи 71). Установление же общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные положения во взаимосвязи с положениями частей 1, 2, 3, 5 статьи 76, статьи 77 Конституции Российской Федерации обязывают субъект Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и федеральным законодательством. 4.1. Заявителем оспаривается нормативное положение, устанавливающее правомочие Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять координацию деятельности финансово-кредитных учреждений. Финансовое и кредитное регулирование в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации (пункт "ж" статьи 71). Данное положение в нормативном единстве с частями 1 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации исключает возможность субъекта Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование в финансово-кредитной сфере, в том числе устанавливать правомочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации по координации указанной деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и кредитных учреждений за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. 4.2. Заявитель оспаривает также пункт 3 Положения в части координации деятельности налоговой полиции Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания. Деятельность налоговой полиции в Российской Федерации регулировалась Законом Российской Федерации от 24.06.1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции". Статьей 4 указанного Закона был установлен принцип подконтрольности и подотчетности налоговой полиции высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Этой норме корреспондирует пункт 6 Типового положения о территориальном органе налоговой полиции, утвержденного Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 17.01.2001 г. N 20, согласно которому контроль и координация деятельности территориального органа налоговой полиции осуществлялись Федеральной службой налоговой полиции России. Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была упразднена, а в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно Министру внутренних дел Российской Федерации, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации - начальник Службы криминальной милиции (пункты 2 и 3 названного Указа). Таким образом, координация Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания деятельности налоговой полиции также была недопустима и введение в оспариваемое Положение обязанности Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять указанную функцию являлось неправомерным вмешательством в деятельность федеральных органов государственной власти, что противоречит взаимосвязанным положениям статей 14 (часть 2), 62 (части 1 и 2), 63 (часть 1) Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 4.3. Указом Президента РФ от 31.12.1991 г. N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" была образована Государственная налоговая служба Российской Федерации. Деятельность данной службы в период действия оспариваемого Положения регулировалась Положением о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 31.12.1991 г. N 340, согласно пункту 1 которого органы Государственной налоговой службы Российской Федерации составляли единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Входящая в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации Государственная налоговая служба была подчинена Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Исходя из принципа независимости Государственной налоговой службы, территориальные органы Государственной налоговой службы (государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации) были подчинены руководителю Государственной налоговой службы Российской Федерации и ее вышестоящим органам. Поскольку основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации являлся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, названным Положением устанавливалось, что государственные налоговые инспекции на территории субъектов Российской Федерации в целях выполнения указанных задач производят в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет (подпункт "з" пункта 16); координируют проведение с правоохранительными и контролирующими республиканскими органами мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет (подпункт "л" пункта 16); осуществляют свою контрольную работу во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, правоохранительными и финансовыми органами, банками (подпункт "д" пункта 18); составляют, анализируют и представляют вышестоящим государственным налоговым органам установленную отчетность, а районным и городским финансовым органам - ежемесячные сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет (подпункт "н" пункта 18). Из изложенного следует, что федеральный законодатель предусмотрел единственную форму координационной деятельности - проведение мероприятий по усилению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет. Однако роль координатора в этой сфере отведена налоговым органам, но не органам исполнительной власти субъекта, как это установлено пунктом 3 оспариваемого заявителем Положения. Следовательно, передача Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания функции координации деятельности налоговой инспекции является вмешательством в компетенцию деятельности федеральных органов государственной власти. Согласно части 3 статьи 26.22. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют с территориальными органами федерального органа исполнительной власти по налогам и сборам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 года N 410 были утверждены Правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Суть указанного взаимодействия применительно к Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания как органу государственной власти субъекта Российской Федерации сводится к взаимному обмену информацией: Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания направляет в налоговые органы информацию о предоставленных законодательством Российской Федерации налоговых льготах, отсрочках, рассрочках, налоговых кредитах и инвестиционных налоговых кредитах, об административно-территориальном составе Республики Северная Осетия-Алания и т.д., а налоговые органы, в свою очередь, представляют в Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания информацию о начислениях в целом по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, о суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов и т.д. Будучи федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 783), Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляло возложенные на него функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы. При этом деятельность Министерства Российской Федерации по налогам и сборам осуществлялась во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Указанное взаимодействие со стороны Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания заключалось лишь в обмене информацией либо участии в заседаниях коллегии налоговой службы, но не допускало правомочие Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания по координации деятельности территориального органа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в Республике Северная Осетия-Алания. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу (ФНС России). Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункты 1, 2, 4). В своей деятельности ФНС России руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о ФНС России (пункт 3). В соответствии с положениями Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 года N 45н "Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации" осуществление координации и контроля деятельности находящихся в его ведении федеральных органов исполнительной власти, в числе которых ФНС России, является прерогативой Министерства финансов Российской Федерации. Данное правомочие Министерства финансов Российской Федерации вытекает из пункта 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации". Таким образом, пункт 3 Положения "О Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания" в части, предусматривающей правомочие Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания "осуществлять координацию деятельности налоговой инспекции", противоречит Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 14 (часть 2), 62 (часть 2), 63 (часть 1), 91 (часть 1). 4.4. В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в исключительном ведении Российской Федерации. Образованный Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 года N 2014 "Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации" Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК России) как федеральный орган исполнительной власти осуществлял непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественными объединениями (пункт 1 Положения). В своей деятельности ГТК России руководствовался Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также Положением о ГТК России. Согласно статье 401 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций. Следовательно, "координация деятельности таможни" Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания также была недопустима. 5. Пунктом 3 оспариваемого Положения "О Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания" предусмотрено осуществление контроля Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания за организацией учета и контрольно-ревизионной работы соответствующих органов. Между тем, Положением о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года N 888 "О территориальных контрольно - ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации", было установлено, что контрольно - ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации является территориальным контрольно - ревизионным органом Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющим свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями во исполнение своей задачи по осуществлению в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункты 1, 2 и 4). Контроль за деятельностью территориального контрольно-ревизионного органа в субъекте Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации (пункт 12). Из изложенного следует, что деятельность контрольно-ревизионного управления в Республике Северная Осетия-Алания осуществляется на территории Республики Северная Осетия-Алания самостоятельно и независимо от органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, что не допускает наличия контрольно-распорядительных функций со стороны исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в частности Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, в отношении федерального органа исполнительной власти и его территориального органа в Республике Северная Осетия-Алания. 6. На Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания пунктом 3 оспариваемого Положения был возложен также контроль за ценообразованием. В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" в целях дальнейшего углубления экономических реформ, повышения эффективности рыночной экономики и упорядочения государственного регулирования цен (тарифов) признана необходимой дальнейшая либерализация цен (тарифов) и предписано осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в основном только на продукцию естественных монополий. Правительству Российской Федерации предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1), и осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному названным Указом (пункт 2 Указа). Таким образом, названный нормативный правовой акт устанавливает право государственного регулирования цен лишь перечисленным в Указе органам и лицам, в нем не содержится ссылок на возможность передачи данных полномочий другим органам и лицам. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Пунктом 5 Постановления предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, Правительство Российской Федерации передало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственное полномочие Российской Федерации по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) по отдельным видам продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, но при условии согласования цен, тарифов и надбавок с соответствующими федеральными органами государственной власти, а также координации деятельности органов субъектов Российской Федерации по данному вопросу. Таким образом, вменение Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания в обязанность осуществление контроля за ценообразованием в Республике Северная Осетия-Алания было неправомерным, противоречащим принципу разграничения компетенции между органами исполнительной власти федерального и регионального уровней. 7. Заявителем оспаривается также положение, согласно которому Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществляет контроль за страховой деятельностью по Республике Северная Осетия-Алания. Страховой надзор в Российской Федерации осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами (часть 3 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"). Согласно пункту 2 части 4 статьи 30 данного Закона страховой надзор, наряду с другими полномочиями, включает в себя контроль за соблюдением страхового законодательства. В субъектах Российской Федерации страховой надзор осуществляется территориальными органами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) - инспекциями, созданными в соответствии с названным Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 г. N 609 "О территориальных органах страхового надзора". Указом Президента Российской Федерации от 14.08.1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была упразднена, а ее функции переданы Министерству финансов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 9 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 г. N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации разрабатывало и принимало в установленном порядке нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории Российской Федерации. В числе таких вопросов указанное Положение выделяло лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью, ведение единого государственного реестра страховщиков, а также реестра страховых брокеров, осуществление контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков (подпункт 31 пункта 6). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 330 "Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора" была создана Федеральная служба страхового надзора, осуществляющая контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела) в Российской Федерации непосредственно или через свои территориальные органы. Указанная Служба согласно пункту 2 Положения находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, которое осуществляет контроль и координацию деятельности Федеральной службы страхового надзора (пункт 2 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 329). Таким образом, возложение оспариваемым Положением полномочия по контролю за страховой деятельностью в Республике Северная Осетия-Алания на Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания является вмешательством органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в компетенцию территориального органа федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, уполномоченного в области страхового надзора, что является недопустимым. Исходя из изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 54, статьями 55, 56 и 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать не соответствующим статьям 8, 14 (часть 2), 62 (части 1 и 2), 63 (часть 1), 91 (часть 1), 108 (часть 1), 110 (часть 1), 111 Конституции Республики Северная Осетия-Алания пункт 3 раздела 1 Положения о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.1995 г. N 294, в части, уполномочивающей Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять управление, координацию деятельности и контроль в отношении органов местного самоуправления и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. 2. Согласно частям 1 и 2 статьи 61 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 3. Согласно статье 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному после его провозглашения опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания". Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|