Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 07.07.2008 № 152

 


           ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                       от 7 июля 2008 г. N 152

                            г.Владикавказ


          Об организации и проведении аварийно-спасательных
              работ в Республике Северная Осетия-Алания


     Во исполнение федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного   характера",   от   12   февраля   1998   года   N 28-ФЗ
"О гражданской обороне"  и  в  целях  своевременного  реагирования  на
чрезвычайные ситуации и организации проведения работ по их  ликвидации
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

     1. Утвердить прилагаемое Положение об  организации  и  проведении
аварийно-спасательных работ в Республике Северная Осетия-Алания.
     2. Поручить руководителям республиканских органов  исполнительной
власти, рекомендовать главам муниципальных образований,  руководителям
организаций  независимо  от  организационно-правовой  формы  и   формы
собственности   организовать   заблаговременную   и   целенаправленную
подготовку   органов   управления   аварийно-спасательных   служб    и
аварийно-спасательных формирований к возможным действиям при угрозе  и
возникновении чрезвычайных ситуаций.
     3. Признать   утратившим   силу    постановление    Правительства
Республики Северная Осетия-Алания  от  10  сентября  1997  года  N 225
"Об организации   и   проведении   аварийно-спасательных    работ    в
чрезвычайных ситуациях в Республике Северная Осетия-Алания".
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
Первого заместителя  Председателя  Правительства  Республики  Северная
Осетия-Алания Дзансолова Е.Г.


     Председатель Правительства
     Республики Северная Осетия-Алания          Н.Хлынцов




                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                   Республики Северная
                                                         Осетия-Алания
                                               от 7 июля 2008 г. N 152


                              ПОЛОЖЕНИЕ

          об организации и проведении аварийно-спасательных
              работ в Республике Северная Осетия-Алания

                          I. Общие положения

     1. Аварийно-спасательные и  другие  неотложные  работы  (далее  -
АСДНР)   при   угрозе   или   возникновении   чрезвычайных    ситуаций
осуществляются  силами   и   средствами   территориальной   подсистемы
Республики  Северная  Осетия-Алания  единой  государственной   системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС)  и
звеньев ТП РСЧС муниципальных образований и организаций независимо  от
организационно-правовой формы и  формы  собственности,  на  территории
которых  сложилась   чрезвычайная   ситуация,   под   непосредственным
руководством комиссии  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности  соответствующего  уровня
ТП РСЧС. При недостаточности сил и средств для ликвидации  последствий
чрезвычайной  ситуации  председатель  комиссии  по  предупреждению   и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению  пожарной  безопасности
(руководитель) привлекает силы и средства участников взаимодействия.
     2. Аварийно-спасательные работы в учреждениях, на предприятиях  и
территориях,  подвергшихся  воздействию  аварий,  катастроф  или  иных
стихийных бедствий, осуществляются в целях:
     спасения жизни людей и сохранения их здоровья;
     снижения  размеров  материальных  потерь  и   ущерба   окружающей
природной среде;
     локализации зон чрезвычайных ситуаций и  прекращения  воздействия
опасных факторов.
     3. Одновременно с аварийно-спасательными работами организуются  и
проводятся другие неотложные работы, которые включают:
     прокладку  путей  колоннам  в  завалах  и  в  зоне   чрезвычайной
ситуации;
     укрепление или обрушение зданий, угрожающих обвалом;
     ремонт и восстановление поврежденных или разрушенных линий связи,
коммунально-технических  и  энергетических   сетей   для   обеспечения
выполнения аварийно-спасательных работ;
     обнаружение,   обезвреживание   и   уничтожение    невзорвавшихся
взрывоопасных предметов.

 II. Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

     4. Организация   проведения   аварийно-спасательных   и    других
неотложных работ (далее - АСДНР), как правило, включает три этапа.
     4.1. На первом этапе предусматривают:
     проведение разведки и рекогносцировки объекта (территории);
     локализацию аварий на газовых,  энергетических,  водопроводных  и
технологических  сетях,  прекращение  воздействия  аварийно  химически
опасных веществ (далее - АХОВ) в целях обеспечения безопасных  условий
проведения аварийно-спасательных работ;
     проведение поисковых работ по обнаружению пострадавших,  оказанию
им первой медицинской помощи и выводу (выносу) их в безопасное место;
     эвакуацию (отселение) населения из зоны чрезвычайной ситуации.
     4.2. На втором этапе предусматривают:
     выдвижение и ввод основных сил и средств на объект (территорию);
     непосредственное проведение АСДНР;
     всестороннее  обеспечение  действий  сил  в   зоне   чрезвычайной
ситуации;
     жизнеобеспечение пострадавшего  и  эвакуированного  (отселенного)
населения в местах эвакуации (отселения).
     4.3. На третьем этапе предусматривают:
     вывод сил и средств после завершения работ  и  возвращение  их  в
места постоянной дислокации;
     проведение дегазационных работ  и  работ  по  ремонту  техники  и
оборудования (при необходимости);
     возвращение   эвакуируемого   населения   в   места   постоянного
проживания;
     принятие  мер  по  решению  социальных  и  материальных   проблем
пострадавших.
     5. Основными принципами деятельности  всех  аварийно-спасательных
служб и формирований должны являться:
     принцип, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни  и
сохранения здоровья людей, защиты природной  среды  при  возникновении
чрезвычайных ситуаций;
     принцип     единоначалия     руководства      при      проведении
аварийно-спасательных работ;
     принцип  оправданного  риска  и  обеспечения   безопасности   при
проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     принцип  постоянной  готовности  аварийно-спасательных  служб   и
формирований  к  оперативному  реагированию  на  угрозу  возникновения
чрезвычайных ситуаций, а также на проведение работ по их локализации и
ликвидации.
     6. Успех проведения  аварийно-спасательных  и  других  неотложных
работ достигается:
     а) заблаговременной  и   целенаправленной   подготовкой   органов
управления, поисковых и аварийно-спасательных формирований к возможным
действиям на основе оценки риска возникновения чрезвычайных ситуаций и
прогнозирования возможной обстановки;
     б) оперативным  реагированием   на   возникновение   чрезвычайных
ситуаций;
     в) организацией   и   проведением    эффективной    разведки    и
развертыванием системы управления;
     г) всесторонней  оценкой   обстановки,   принятием   обоснованных
решений на ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
     д) созданием  и   наращиванием   необходимой   группировки   сил,
организованным  вводом  ее  на  участки  и  объекты  работ,   ведением
согласованных  действий  по  спасению   пострадавших   и   локализации
вторичных источников поражения;
     е) непрерывным ведением аварийно-спасательных и других неотложных
работ до полного их завершения;
     ж) применением эффективных способов и технологий  ведения  работ,
обеспечивающих наиболее полное использование возможностей спасательных
подразделений;
     з) непрерывным    и     устойчивым     управлением     действиями
аварийно-спасательных формирований и служб,  поддержанием  устойчивого
взаимодействия между ними;
     и) неуклонным выполнением спасателями требований охраны  труда  и
безопасности  ведения   работ   применительно   к   характеру   работ,
сложившейся   обстановке,   организацией   эффективного   медицинского
обеспечения, в том числе санитарно-эпидемических мероприятий;
     к) своевременной сменой подразделений, исходя из условий  ведения
работ, с целью восстановления их работоспособности;
     л) организацией      всестороннего      обеспечения       ведения
аварийно-спасательных и других неотложных  работ,  жизнеобеспечения  и
психологической помощи спасателям и пострадавшим.

                   III. Технология проведения АСДНР

     7. До  ввода  аварийно-спасательных  сил  и  средств  на   объект
(территорию)  проводится  общая  и   специальная   разведка   в   зоне
чрезвычайной ситуации, которая включает наземную,  воздушную,  водную,
радиационную, химическую, инженерную, медицинскую, бактериологическую,
биологическую, ветеринарную и др. виды разведки.
     Общая разведка проводится  для  определения  общего  характера  и
ориентировочного объема разрушений и  поражений  в  зоне  чрезвычайной
ситуации.
     Специальная разведка проводится в целях получения более полных  и
точных сведений о состоянии людей, о  характере  разрушения  зданий  и
сооружений, сетей коммунально-энергетического комплекса, о  заваленных
защитных сооружениях и наиболее безопасных путях  подхода  к  объектам
работ.
     8. Для получения сведений привлекаются силы и средства  разведки,
определенные   постановлением   (распоряжением,    приказом)    органа
исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, администрации
муниципального образования, руководителя учреждения или предприятия, а
также определенные планом разведки.
     Разведка проводится силами  разведывательных  формирований  служб
территориальной подсистемы Республики Северная  Осетия-Алания  (звена)
РСЧС, звеньев объектов экономики, штатных и нештатных  военизированных
разведывательных формирований, а также силами поисково-спасательных  и
аварийно-спасательных служб и формирований.
     9. Разведка должна установить:
     а) место возникновения чрезвычайной ситуации;
     б) степень зараженности окружающей среды (воды, почвы, воздуха);
     в) общую  обстановку   в   районе   аварии   или   предполагаемой
чрезвычайной ситуации;
     г) характеристику разрушения и предварительные потери;
     д) состояние  маршрутов  для  ввода  сил  и   места   расстановки
аварийно-спасательной техники;
     е) наличие опасных участков для проведения  аварийно-спасательных
и  других  неотложных  работ  (угроза  возможного  взрыва,   обрушения
конструкций, наличие электросетей, наличие АХОВ);
     ж) наличие  и  возможность  использования  для  проведения  работ
искусственных и естественных водоемов в зоне чрезвычайной  ситуации  и
за ее пределами;
     з) места,   удобные   для   развертывания   пунктов   управления,
медицинских пунктов, мест отдыха и жизнеобеспечения сил, участвующих в
ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
     10. Состав разведывательных формирований устанавливается решением
руководителя АСДНР  в  зависимости  от  стоящих  задач,  площади  зоны
чрезвычайной ситуации и объема предстоящих работ.
     Для проведения  специальной  разведки  привлекаются  специалисты,
знающие  территорию  объекта   (местности)   и   особенности   объекта
(местности).
     11. После проведения разведки проводится рекогносцировка  объекта
(территории) с целью определения объемов и способов ведения  АСДНР,  а
также проводится расчет необходимых сил и средств.
     Объект (территория) разбивается на  участки  проведения  работ  и
участки по видам работ. На  каждый  участок  назначается  руководитель
проведения аварийно-спасательных работ. Между  руководителем  АСДНР  -
председателем  комиссии  по  чрезвычайным  ситуациям   и   обеспечения
пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) и руководителями на  участках
работ устанавливается устойчивая телефонная или радиосвязь.
     Для обеспечения непрерывности управления силами  и  средствами  в
зоне чрезвычайной ситуации приводится  в  готовность  (развертывается)
подвижный пункт управления председателя КЧС и ПБ.
     К   рекогносцировке   в   обязательном    порядке    привлекаются
руководители (начальники) объектов, руководители аварийно-спасательных
работ   на   участках   работ,   командиры   поисково-спасательных   и
аварийно-спасательных формирований, представители служб ТП РСЧС, члены
оперативной группы КЧС и ПБ.
     При отсутствии времени на рекогносцировку проведение АСДНР  может
начинаться непосредственно после проведения разведки.
     12. Технологические приемы и способы проведения АСДНР зависят  от
состояния объекта  (территории),  на  котором  произошла  чрезвычайная
ситуация,  и  наличия  сведений  о  количестве  и  местах   нахождения
пострадавших.
     К аварийно-спасательным работам приступают только  после  доклада
об  окончании  локализации  аварий  на   газовых,   энергетических   и
технологических сетях,  прекращения  воздействия  АХОВ  и  определения
средств     индивидуальной     защиты     для     личного      состава
поисково-спасательных и аварийно-спасательных служб и формирований.
     13. При  наличии  сведений  о  нахождении  под  завалами  или   в
уцелевших    помещениях    (зданиях)    людей     основной     задачей
аварийно-спасательных  подразделений   является   поиск   и   спасение
пострадавших.
     Поиск пострадавших  проводится  с  использованием  информации  от
непосредственных свидетелей,  специально  подготовленных  и  обученных
собак,  специального  инструмента  и  приборов.  Установленные   места
нахождения людей обозначаются и об этом оповещаются все работающие  на
данном участке.
     К способам поиска пострадавших можно отнести:
     а) органолептическое  обследование  участка   работ:   визуальное
обследование, прочесывание, зондирование, поиск  по  следам,  поиск  с
использованием транспортных средств;
     б) кинологический;
     в) технический    (акустические,    магнитомеры,     тепловизоры,
радиопоисковые и оптико-волоконные зонды);
     г) по свидетельству очевидцев;
     д) изучение отчетной и проектной документации и страхового  фонда
документации объекта.
     14. При  проведении  аварийно-спасательных  работ   по   спасению
пострадавших необходимо использовать некоторые технологические приемы:
     убираемые конструкции не должны приводить к  уплотнению  завалов,
чтобы  исключить  поражение  живых,  которые  могут   находиться   под
завалами;
     перед подъемом конструкций (плиты,  столба,  ригеля,  швеллера  и
т.п.) проводится тщательная уборка мелкого мусора (кирпичей,  обломков
железобетона, досок и т.п.), находящегося на конструкции и вокруг нее;
     при сборе мелкого мусора используются емкости или контейнеры, что
позволяет освобождать объект работы от мусора,  а  не  заниматься  его
перемещением с одного места на другое;
     в целях экономии  времени  при  проведении  аварийно-спасательных
работ за опасными элементами разрушенной  конструкции  устанавливается
постоянное наблюдение.
     Для  подъема  и  перемещения   конструкций   максимально   должен
использоваться   электрический,   гидравлический   и    пневматический
инструмент, а  также  инженерная  и  специальная  техника.  Необходимо
предусматривать в составе аварийно-спасательного оборудования тросовое
и веревочное оснащение с надежно закрепленными и освидетельствованными
крюками и коушами.
     В ходе ведения спасательных работ в завалах и  в  других  сложных
условиях могут назначаться паузы "минуты  тишины",  продолжительностью
2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью
поиска пострадавших.
     15. Как правило, аварийно-спасательные работы  на  одном  участке
работ проводятся одним составом спасателей от  их  начала  до  полного
завершения.  В  сложных  условиях  обстановки  и   при   невозможности
выполнить данное условие организуется посменная работа  спасателей,  и
вся информация о ходе аварийно-спасательных и других неотложных  работ
передается при смене расчетов. Смена расчетов проводится  поэтапно,  в
соответствии с графиком.
     При   создании   смен,   по   возможности,   должна   сохраняться
организационно-штатная структура подразделения.
     Продолжительность работы спасателей в смене (включая перерывы  на
отдых) не должна превышать 8 часов в сутки и устанавливается в  каждом
конкретном случае с учетом тяжести работ и условий ее выполнения.
     В ночное время продолжительность работы каждой  смены  спасателей
уменьшается  на  25%,  соответственно  увеличивается   время   отдыха.
Организуется освещение  рабочих  площадок  и  непосредственно  рабочих
мест.
     Каждой  отработавшей   смене   предоставляется   отдых  не  менее
7-8 часов, который должен обеспечивать полноценный сон.
     При отрицательных  температурах  окружающей  среды  места  отдыха
организуются в теплых помещениях, а при жаркой погоде - в тени.
     При  продолжительности  проведения  АСДНР   более   шести   часов
проводятся мероприятия по обеспечению питанием  участников  ликвидации
последствий   чрезвычайной   ситуации   за   счет   средств    органов
исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, администрации
муниципального образования  или  организации,  на  территории  которых
произошла чрезвычайная ситуация.
     Прием пищи во время проведения АСДНР  организуется  до  начала  и
после окончания рабочей смены.
     16. В  целях  сохранения  жизни  и  поддержания  здоровья  людей,
пострадавших  от  чрезвычайной  ситуации,  заблаговременно   создаются
запасы неснижаемых материально-технических средств,  продовольствия  и
медицинского    имущества    для    всестороннего     жизнеобеспечения
пострадавших.
     В  зависимости  от  вида   и   масштаба   чрезвычайной   ситуации
продолжительность периода жизнеобеспечения, в течение которого  должно
осуществляться  устойчивое   снабжение   пострадавшего   населения   и
участвующих в  ликвидации  последствий  чрезвычайной  ситуации  сил  и
средств (по нормам чрезвычайной ситуации), можно принять:
     при чрезвычайной ситуации локального характера - 3 суток;
     при чрезвычайной ситуации муниципального характера - 7 суток;
     при   чрезвычайной   ситуации    межмуниципального   характера  -
14-20 суток;
     при чрезвычайной ситуации регионального характера - 30-40 суток.
     Аварийно-спасательные  работы  прекращаются  только  по   приказу
(распоряжению) руководителя АСДНР (председателя КЧС и ПБ).

                         IV. Руководство АСДНР

     17. Общее руководство организацией и проведением АСДНР на объекте
(территории) возлагается на председателя комиссии по предупреждению  и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению  пожарной  безопасности
соответствующего  уровня  в  зависимости  от   масштаба   чрезвычайной
ситуации.
     18. Непосредственным руководителем  АСДНР  является  руководитель
участка проведения  работ,  которому  подчиняются  все  работающие  на
данном  участке  аварийно-спасательные  силы  и  средства.  Он   несет
ответственность за организацию проведения АСДНР и безопасность  людей,
участвующих в работах.  Руководитель  аварийно-спасательных  и  других
неотложных работ обязан:
     а) провести комплексную разведку на месте чрезвычайной ситуации и
оценить обстановку для проведения АСДНР;
     б) определить штаб руководства на период проведения АСДНР;
     в) привлечь необходимую строительную и специальную технику;
     г) организовать взаимодействие  с  прокуратурой  для  обеспечения
сбора вещественных  доказательств  и  определения  мест  ограниченного
доступа спасателей и техники;
     д) поставить    задачи    аварийно-спасательным    формированиям,
организовать их взаимодействие и  обеспечить  выполнение  поставленных
задач;
     е) указать места расстановки аварийно-спасательной техники в зоне
чрезвычайной ситуации;
     ж) организовать  развертывание  пунктов  сбора   пострадавших   и
оказания медицинской помощи;
     з) определить места сбора и хранения личных  вещей  пострадавших,
обеспечить их охрану;
     и) определить порядок обеспечения пострадавших предметами  первой
необходимости;
     к) организовать  комендантскую   службу   в   зоне   чрезвычайной
ситуации, охрану общественного порядка и материальных ценностей;
     л) непрерывно следить за изменением обстановки в ходе  проведения
АСДНР, принимать соответствующие  решения,  привлекать  дополнительные
силы и средства, а также организовывать их встречу  и  расстановку  по
местам и видам работ;
     м) создать      резерв      аварийно-спасательных      сил      и
материально-технических  средств,   предусмотреть   посменную   работу
подразделений, их питание и отдых;
     н) назначить ответственного за соблюдение мер безопасности;
     о) по окончании работ  лично  убедиться  в  завершении  работ  по
ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;
     п) определить  порядок  убытия  аварийно-спасательных   служб   и
формирований, а также участников взаимодействия из  зоны  чрезвычайной
ситуации.
     19. При необходимости привлечения дополнительных  сил  и  средств
для ликвидации последствий чрезвычайной  ситуации  руководитель  АСДНР
должен учитывать:
     динамику развития чрезвычайной ситуации, воздействие определенных
факторов на ведение аварийно-спасательных работ;
     требуемое количество сил и средств для проведения АСДНР;
     необходимость привлечения специальных сил  и  средств,  с  учетом
особенности чрезвычайной ситуации.
     20. При  внесении  изменений  в  расстановку   сил   и   средств,
участвующих в проведении  АСДНР,  руководитель  работ  должен  принять
решение  о  перегруппировке  сил  и  довести  его   до   руководителей
аварийно-спасательных  формирований  с  указанием  кому,  куда  и  как
производить перегруппировку.
     21. В  случае  крайней  необходимости   руководитель   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  вправе  самостоятельно  принимать  решения  по
следующим вопросам:
     а) проведение эвакуационных мероприятий;
     б) остановка  деятельности  организаций,   находящихся   в   зоне
чрезвычайной ситуации;
     в) проведение   аварийно-спасательных   работ   на   объектах   и
территориях организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
     г) ограничение доступа людей в зону чрезвычайной ситуации;
     д) разбронирование в установленном порядке резервов  материальных
ресурсов организаций, находящихся в  зоне  чрезвычайной  ситуации,  за
исключением материальных ценностей государственного резерва;
     е) использование  в  порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации, средств связи и оповещения, транспортных средств
и  иного  имущества  организаций,  находящихся  в  зоне   чрезвычайной
ситуации;
     ж) привлечение к  проведению  работ  по  ликвидации  чрезвычайной
ситуации нештатных аварийно-спасательных формирований  и  общественных
аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих  в
состав  указанных  формирований,  при  наличии   у   них   документов,
подтверждающих  их  аттестацию  на  проведение   аварийно-спасательных
работ;
     з) привлечение на  добровольной  основе  населения  к  проведению
неотложных  работ,  а   также   отдельных   граждан,   не   являющихся
спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
     и) принятие  других  необходимых  мер,  обусловленных   развитием
чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

                        V. Финансирование АСДНР

     22. Финансирование   мероприятий   по   ликвидации   чрезвычайных
ситуаций природного и  техногенного  характера  производится  за  счет
средств  организаций,  находящихся  в  зонах  чрезвычайных   ситуаций,
органов  исполнительной  власти  республики,  средств  соответствующих
бюджетов, страховых фондов и других источников.
     При  недостаточности  указанных  средств  органы   исполнительной
власти республики  не  позднее  одного  месяца  со  дня  возникновения
чрезвычайной ситуации  могут  обращаться  в  Правительство  Российской
Федерации с просьбой  о  выделении  средств  из  резервного  фонда.  В
обращении  должны  быть  указаны  данные  о  количестве   погибших   и
пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и
израсходованных   на   ликвидацию   чрезвычайной   ситуации    средств
организаций, органов местного самоуправления,  органов  исполнительной
власти республики, страховых фондов  и  иных  источников,  а  также  о
наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
     Обращение, в котором отсутствуют указанные сведения, возвращается
без рассмотрения.
     23. Финансовое обеспечение мер  по  предупреждению  и  ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций:
     регионального и межмуниципального  характера  является  расходным
обязательством Республики Северная Осетия-Алания;
     в границах (на территории)  муниципального  образования  является
расходным обязательством муниципального образования.
     Организации  всех  форм  собственности  участвуют  в   ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  за  счет  собственных   средств   в   порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
     24. Финансовое обеспечение функционирования ТП РСЧС всех  уровней
и мероприятий по предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций
осуществляется   за   счет   средств   соответствующих   бюджетов    и
собственников   (пользователей)    имущества    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.



Информация по документу
Читайте также