Расширенный поиск
Постановление Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 07.08.2009 № 2-пПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ По делу о проверке конституционности решения Собрания представителей Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на землю" по запросу гражданки Кучиевой Е.Х. Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.В.Севастьянова, судей Л.Д.Бокоевой и О.Х.Качмазова, с участием полномочного представителя Правительства Республики Северная Осетия-Алания в Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания - кандидата юридических наук С.А.Макиева, представителя стороны, издавшей оспариваемый акт-главного специалистаюриста юридического отдела администрации Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания А.В.Лойко, руководствуясь статьей 1011 (пункт 4 части 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания, статьями 3 (часть 1), 21, 68, 89 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности решения Собрания представителей Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на землю". Поводом к рассмотрению дела явился запрос гражданки Е.Х.Кучиевой о нарушении ее конституционных прав решением Собрания представителей Моздокского городского поселения от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на землю". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 18, 19 и 36, оспариваемый заявителем акт. Заслушав сообщение судьи-докладчика А.В.Севастьянова, объяснения стороны, издавшей оспариваемый акт, выступления приглашенных в заседание представителя Парламента Республики Северная Осетия-Алания - ведущего консультанта Государственно-правового управления Аппарата Парламента Республики Северная Осетия-Алания Т.В.Цгоева, представителя Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия-Алания - ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения И.В.Галустян, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания установил: 1. Решением Собрания представителей Моздокского городского по селения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на зем лю" в целях установления экономически обоснованных размеров арен дной платы за землю с учетом прогнозируемого уровня инфляции на 2008 год, определенного Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", с 1 июля 2008 года увеличен размер базовой ставки арендной платы за землю на 8,5 процента. Указанное решение было опубликовано в газете "Моздокский вестник" 5 июля 2008 года. По мнению заявительницы Е.Х.Кучиевой, оспариваемым решением размер арендной платы повышается произвольно, без учета особенностей ведения хозяйства, связанных с использованием земли, размера получаемых доходов, что противоречит статьям 18, 19 и 36 Конституции Республики Северная Осетия-Алания, непосредственно закрепляющим права граждан, в том числе и право пользования землей. Кроме того, в своем обращении заявительница оспаривает также конституционность вступления в силу указанного решения - с 1 июля 2008 года, поскольку оно было опубликовано в газете "Моздокский вестник" лишь 5 июля 2008 года. 2. Конституция Российской Федерации вопросы владения, пользова ния и распоряжения землей, а также земельное законодательство относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72). Правовую основу зе мельного законодательства составляют соответственно Земельный ко декс Российской Федерации, федеральные законы и принимаемые в со ответствии с ними законы субъектов Российской Федерации. Таким образом, на основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации органы государственной власти Республики Северная Осетия-Алания в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. 3. Согласно статье 36 Конституции Республики Северная Осетия-Алания граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами в соответс твии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Северная Осетия-Алания. Пользуясь правом собственного регулирования земельных отношений, в рамках совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), Республика Северная Осетия-Алания приняла Закон от 14 мая 2004 года N 17-РЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания", закрепивший право органов местного самоуправления распоряжаться земельными участками до разграничения государственной собственности на землю (пункт 2 части 2 статьи 3). При этом вопросы установления порядка определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Северная Осетия-Алания, названным Законом отнесены к полномочиям Правительства Республики Северная Осетия-Алания (пункт 11 части 2 статьи 5). В силу реализации предоставленных полномочий Правительством Республики Северная Осетия-Алания было принято Постановление от 18 октября 2002 года N 249 (в редакции от 25 февраля 2005 года) "О методике определения арендной платы за земельные участки, входящие в состав земель, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 статьи 3 Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания"". Пунктом 3 указанного Постановления органам местного самоуправления города Владикавказа и районов республики рекомендовано принять в соответствии с утвержденной методикой нормативные правовые акты, регламентирующие установление арендной платы за земли в границах муниципальных образований. Вместе с тем в соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 29 октября 2007 года порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются только органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время в Республике Северная Осетия-Алания такой акт не принят, что создает пробел в правовом регулировании земельных отношений. Учитывая изложенное, Правительству Республики Северная Осетия-Алания надлежит нормативно урегулировать порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. 4. В соответствии с Конституцией Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Из статьи 2 (часть 4) Земельного кодекса Российской Федерации следует, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации). Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (абзац 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 (с изменениями от 17 апреля 2006 года) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Вместе с тем Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускает возможность передачи органом местного самоуправления муниципального района на основе соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, осуществление части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений (абзац 2 части 4 статьи 15). Статьей 1 Устава муниципального образования Моздокского городского поселения, принятого 31 марта 2006 года, правовой статус города Моздок определен как городское поселение. Следовательно, Моздокское городское поселение, не обладая статусом городского округа, вправе осуществлять распоряжение земельными участками на территории поселения, собственность на которые не разграничена, лишь при наличии соглашения о передаче таковых от Моздокского муниципального района. Указанные полномочия Моздокскому городскому поселению были переданы от муниципального образования Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания на основании соглашения от 26 января 2007 года "О передаче муниципальному образованию Моздокское городское поселение осуществления полномочий по земельным вопросам". Таким образом, муниципальным образованием Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания в силу прямого указания федерального закона было реализовано право на решение вопроса местного значения, а именно право распоряжения земельными участками в пределах муниципального образования до разграничения государственной собственности на землю. 5. Земельный кодекс Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 1, часть 1 статьи 65) устанавливает принцип платности использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом допускаются лишь две формы платы за землю: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливаются органами местного самоуправления (абзац 2 части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации). Решением Собрания представителей Моздокского городского поселения от 15 декабря 2006 года N 250 "Об арендной плате за землю" было утверждено Положение о порядке установления и взимания арендной платы за землю на территории Моздокского городского поселения. Данным положением определены порядок установления арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы. Кроме того, в приложении N 2 к названному решению Собрания представителей Моздокского городского поселения определены размеры базовой ставки и поправочных коэффициентов для расчета арендной платы за единицу площади в год на территории Моздокского городского поселения, произведена дифференциация потенциальных арендаторов по направлению и виду деятельности, по объекту аренды. Собранием представителей Моздокского городского поселения предусмотрены также льготы по арендной плате отдельным категориям арендаторов, причем льготы предоставляются исходя как из социально- экономического аспекта - многодетным семьям, арендаторам, участвующим в соответствующих программах развития города, так и с учетом фактического состояния арендуемого земельного участка (пункт 4 решения от 15 декабря 2006 года N 250). Согласно пункту 2.3 Положения изменение размера базовой ставки арендной платы осуществляется не чаще одного раза в год с учетом инфляции, при этом учет уровня инфляции производится путем умножения базовой ставки арендной платы на максимальный индекс инфляции, определенный на основании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Повышение размера базовой ставки арендной платы за землю пунктом 1 оспариваемого решения Собрания представителей Моздокского городского поселения произведено на 8,5 процента, что соответствует прогнозируемому уровню инфляции, установленному Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" (статья 1, часть 1). Таким образом, оспариваемый заявительницей пункт 1 решения Собрания представителей Моздокского городского поселения от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на зем лю", которым увеличен размер базовой ставки арендной платы за землю на 8,5 процента, не нарушает конституционные права граждан на поль-зование землей, закрепленные в Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 6. В соответствии с частью 3 статьи 14 Конституции Республики Северная Осетия-Алания любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Указанная норма воспроизведена в части 12 статьи 28 Устава муниципального образования Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания. Решение Собрания представителей Моздокского городского поселения от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на землю" опубликовано в газете "Моздокский вестник" 5 июля 2008 года. При этом пунктом 2 указанного решения установлено, что оно вступает в силу с 1 июля 2008 года, то есть до его официального опубликования. Фактически нормативному правовому акту муниципального образования придана обратная сила, что предполагает необходимость уплаты гражданами повышенного размера арендной платы за землю в период с 1 июля 2008 года по 5 июля 2008 года, следовательно, ухудшает их положение и, тем самым, противоречит статье 14 (часть 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Таким образом, пунктом 2 решения Собрания представителей Моздокского городского поселения от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на землю", устанавливающим вступление в силу оспариваемого нормативного акта до дня его официального опубликования, нарушены положения статьи 14 (часть 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания. Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 54, 55, 56, 57, 60, 71 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания постановил: 1. Признать пункт 1 решения Собрания представителей Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на землю", которым увеличен размер базовой ставки арен дной платы за землю на 8,5 процента, соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 2. Признать пункт 2 решения Собрания представителей Моздокского городского поселения Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2008 года N 30 "О повышении размера арендной платы на землю" в части установления даты вступления в силу указанного решения с 1 июля 2008 года не соответствующим статье 14 (часть 3) Конституции Республики Северная Осетия-Алания. 3. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 4. Согласно части 1 статьи 60 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в газете Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания "Моздокский вестник". г.Владикавказ 7 августа 2009 года N 2-П Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|