Расширенный поиск

Постановление Парламента Республики Северная Осетия-Алания от 24.09.2015 № 653/37-5

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

 

 

Об информации о работе Комиссии Парламента Республики

Северная Осетия-Алания по анализу эффективности использования

земель сельскохозяйственного назначения

в Республике Северная Осетия–Алания

 

 

Заслушав и обсудив информацию о работе Комиссии Парламента Республики Северная Осетия–Алания  по анализу эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Северная Осетия–Алания (далее – Комиссия), Парламент Республики Северная Осетия–Алания  отмечает следующее.

На территории Республики Северная Осетия–Алания  площадь земель сельскохозяйственного назначения с учетом фонда перераспределения земель составляет 379 тыс. га, или 47,5 % от общей площади земельного фонда.

По данным администраций муниципальных районов республики, за 2014 год и первое полугодие 2015 года в структуре земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья занимают площадь 300,8 тыс. га, что составляет 79,4 % от земель сельскохозяйственного назначения республики, в том числе пашни – 186,2 тыс. га (61,9 %), сенокосы – 15,6 тыс. га (5,2 %), пастбища – 95,4 тыс. га (31,7 %), земли, занятые многолетними насаждениями, – 3,4 тыс. га (1,1 %), залежи – 0,2 тыс. га (0,1 %),  прочие земли (пески, овраги, нарушенные земли, лесные насаждения, внутрихозяйственные дороги и постройки, водные объекты) – 20,6%.

Основным звеном системы земледелия является рациональное использование пашни как основного средства производства сельскохозяйственной продукции. В Республике Северная Осетия–Алания из 186,2 тыс. га пашни используются 176,6 тыс. га, что составляет 94,5 %. Остальная часть пашни 9,6 тыс. га, или 5,5 % находится в фонде перераспределения земель.

В полном объеме пашня используется в Дигорском и Кировском районах (100%), в остальных районах пашня используется  на 85-90 %.

По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия–Алания, в 2014 году увеличены площади  пахотных земель под озимой и яровой пшеницей, картофелем, овощами и зернобобовыми культурами. Однако доминирующей культурой в республике остается кукуруза на зерно, площадь посева которой в 2014 году составила 97,3 тыс. га.

По мнению Комиссии, для рационального использования пашни наряду с традиционными культурами (озимая пшеница и кукуруза) сельскохозяйственным товаропроизводителям целесообразно осваивать технологии выращивания интенсивных культур (семенной картофель, подсолнечник, гречиха, клубника, плодовые, бахчевые культуры и т.д.), которые, как показывает практика, по рентабельности значительно превосходят зерновые. Так, например, в Кировском районе сельхозпроизводители с 2014 года сократили посевы кукурузы и перешли к выращиванию овощных и бахчевых культур, разведению клубники и черной смородины, увеличили площади под посадку садов (слива, яблоко, груша, персик). С начала 2015 года сельскохозяйственная продукция Кировского района поступает на  прилавки нашей республики и за ее пределы.

Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия–Алания совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов необходимо разработать программу по развитию сельского хозяйства в муниципальных образованиях с учетом климатических условий, в которой необходимо предусмотреть не только развитие сельскохозяйственного производства, но и строительство предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оптовых баз для ее хранения.

Вторым основным звеном в структуре сельскохозяйственных угодий являются пастбища.  Из имеющихся в республике 95,4 тыс. га пастбищ не используются более 65,4 тыс. га, расположенных в основном  в горной зоне: в Алагирском районе 42,1 тыс. га, в Ирафском районе 16,7 тыс. га, в Дигорском районе 1,2 тыс. га, в Кировском районе 2,2 тыс. га, в Пригородном районе 1,3 тыс. га. Степень хозяйственного использования горных пастбищ оставляет желать лучшего.

 Важной составляющей отрасли кормопроизводства являются сенокосные угодья, занимающие на территории республики 15,6 тыс. га и обладающие уникальным ботаническим составом. Большая половина сенокосов не используется, что приводит к ухудшению качественных показателей травостоя и снижению их продуктивности. Поэтому очевидно, что сенокосы, как и пастбища, необходимо ввести в сельскохозяйственный оборот, проводить  работы с применением энергоэкономных способов перезалужения с использованием бобово-злаковых травосмесей, которые не требуют внесения дорогостоящих азотных удобрений и позволяют получить высококачественные корма и повысить почвенное плодородие.

В связи с этим администрациям местного самоуправления Алагирского, Дигорского, Ирафского, Кировского и Пригородного районов необходимо провести в горной части республики инвентаризацию всех пригодных для сельскохозяйственного производства земельных угодий, земель  сельскохозяйственных предприятий, не использующихся последние 5 лет, в последующем передать их в аренду, определив правовой статус земель в соответствии с действующим законодательством.

Одним из основных показателей эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения является повышение плодородия почв. С целью прекращения дальнейшей деградации и повышения плодородия сельскохозяйственных земель, а также обеспечения их воспроизводства, следует шире внедрять интенсивные технологии, восстановить систему применения минеральных и органических удобрений, провести противоэрозийные, лесозащитные и мелиоративные работы, осуществить перевод земледелия на ландшафтную систему, что обеспечит в условиях республики высокую продуктивность сельскохозяйственных угодий.

По результатам агрохимического обследования, в республике 54,8 тыс. га (14%) кислых почв, которые  требуют известкования. Для улучшения состояния гумусного слоя почвы необходимо обеспечить внесение 70–80 % органических удобрений под пропашные культуры, шире использовать зеленое удобрение и запашку соломы зерновых культур для увеличения запасов органического вещества в почве. Однако на указанные мероприятия финансирование из республиканского бюджета в рамках Республиканской целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Северная Осетия–Алания на 2011–2015 годы» не поступало в течение всего срока действия программы.

В рамках реализации мероприятий  указанной Республиканской целевой программы необходимо рассмотреть вопрос о финансировании мероприятий, связанных с улучшением плодородия земель сельскохозяйственного назначения, из республиканского и муниципальных бюджетов. 

По данным Управления Россельхознадзора по Республике Северная Осетия–Алания, за 2014 год и первое полугодие 2015 года проведено 305 проверок организаций и индивидуальных предпринимателей на предмет выполнения требований по улучшению, защите и повышению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Количество выявленных нарушений – 151, сумма наложенных штрафов – 1199,4 тыс. рублей. Основным нарушением является отсутствие у сельхозпроизводителей паспорта агрохимического обследования. Наибольшее количество нарушений выявлено по Кировскому (39), Моздокскому (14), Правобережному (21) и Ардонскому (24) районам. Основной причиной данных нарушений является отсутствие агрохимического обследования почв и агрохимического паспорта.

Органам местного самоуправления  при заключении договоров аренды необходимо учитывать состояние почвенного плодородия арендуемого земельного участка,  не допускать его снижения.

По данным администраций муниципальных районов республики, общая площадь сельскохозяйственных угодий, предоставленных в аренду из земель муниципальной и республиканской собственности, за 2014 год и первое полугодие 2015 года  составляет 178,9 тыс. га, в том числе пашни – 152,02 тыс. га (или 82% от общей площади). В 2014 году площадь земель сельскохозяйственных предприятий (колхозы, СПК), переоформленных с права постоянного пользования на право аренды, в отношении которых установлена льготная арендная плата в размере 0,3 % от кадастровой стоимости, составила 53,2 тыс. га (или 35% от общей площади, находящейся в аренде), в 2015 году подлежат переоформлению в аренду земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании, – 11,2 тыс. га (6%).

Администрациям муниципальных районов республики во взаимодействии с Управлением Росреестра по Республике Северная Осетия–Алания необходимо  принять действенные меры по скорейшему переоформлению указанных земельных участков (с права постоянного пользования на право аренды) и проведению анализа заключенных после 01.07.2012 года договоров аренды земельных участков. В случае установления фактов необоснованных льготных арендных платежей, провести их перерасчет.

В Республике Северная Осетия–Алания сложилась порочная практика, когда органами местного самоуправления заключаются договоры аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения сроком до одного года, которые могут не проходить государственную регистрацию,  что, в свою очередь, позволяет уклоняться от налогообложения,  хотя пунктом 11 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлен срок аренды на земельные участки  сельскохозяйственного назначения от трех до сорока девяти лет. В результате ни арендодатель, ни фактический пользователь не несут ответственности за эффективное использование земли.

Учитывая вышеуказанное, необходимо внести изменения в Закон Республики Северная Осетия–Алания от 14.05.2004 г. № 17–РЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия–Алания» (в части дифференциации  сроков договоров аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения  от одного года и до сорока девяти лет с дроблением этих сроков на временные отрезки  с правом последующей поэтапной  пролонгации на 10-15 лет).

По данным Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия-Алания,  за 2014 год поступило земельного налога за пользование землями сельскохозяйственного назначения 4420,4 тыс. рублей, или 90 % от начисленного,  недоимка по земельному налогу составила 449,8 тыс. рублей, или 10 %. 

Согласно данным администраций муниципальных районов республики, Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия–Алания, общая  сумма арендной платы, подлежавшей внесению в бюджеты муниципальных образований и республиканский бюджет, в 2014 году составила 117,52 млн руб., фактически поступило 123,29 млн руб., из которых 45,69 млн руб. поступило в счет погашения образовавшейся задолженности за 2011–2013 годы.

Общая сумма  арендной платы, поступившей в муниципальные и республиканский бюджеты за 2014 год, по состоянию на 01.07.2015 год составила 77,6 млн руб. (или 66% от начисленной суммы). Работа, проведенная уполномоченными органами в 2015 году по погашению образовавшейся задолженности по арендной плате в период 2011-2014 годов, позволила ее снизить, и по состоянию на 01.07.2015 год она составила 24,29 млн руб.

Комиссией рассмотрены акты по переводу земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения, принятые органами государственной власти  республики в 2014 году. Анализ рассмотренных актов показал, что в них отсутствует информация по видам сельскохозяйственных угодий (пашни, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы, пастбища),  что затрудняет ведение учета земель сельскохозяйственного назначения по видам угодий в Государственном кадастре недвижимости.

Аналогичная ситуация наблюдается также  в актах органов местного самоуправления на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и уполномоченного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками, находящимися в республиканской собственности, что является следствием отсутствия необходимых норм в федеральном и республиканском законодательстве. Это также требует внесения изменений в Закон Республики Северная Осетия–Алания  от 14.05.2004 г. № 17–РЗ  «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия-Алания», позволяющих конкретизировать учет вновь появившихся (изменившихся) категорий земель.

Комиссией выявлены случаи нарушения земельного законодательства при переводе земельных участков сельскохозяйственного назначения в иные категории, связанные со снятием и перемещением плодородного слоя почвы  при добыче полезных ископаемых и инертных материалов. В связи с этим необходимо усилить муниципальный контроль со стороны администраций местного самоуправления муниципальных районов по сохранению или рациональному использованию плодородного слоя почвы и осуществлению мероприятий по проведению рекультивации нарушенных земель.

Мониторинг представленных сведений показал, что результативность деятельности администраций муниципальных образований по эффективности использования сельскохозяйственных угодий находится на низком уровне. Во всех муниципальных образованиях не проведена инвентаризация сельскохозяйственных земель, отсутствуют данные по количеству заключенных арендных договоров, не представлены данные по проведению муниципального контроля в отношении юридических и физических лиц, не прошедших процедуру переоформления прав аренды, не проводится мониторинг неплательщиков арендной платы и земельного налога.

Учитывая изложенное, в целях эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения Парламент Республики Северная Осетия–Алания постановляет:

 

1. Принять к сведению информацию о работе Комиссии Парламента Республики Северная Осетия–Алания по анализу эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в Республике Северная Осетия–Алания.

2. Признать деятельность органов государственной власти Республики Северная Осетия–Алания и органов местного самоуправления в Республике Северная Осетия–Алания, осуществляющих полномочия по обеспечению эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, неудовлетворительной.

3. Рекомендовать Правительству Республики Северная Осетия–Алания:

разработать и внести на рассмотрение Парламента Республики Северная Осетия–Алания  законопроект о внесении изменений в  Закон  Республики Северная Осетия–Алания от 14.05.2004 г. № 17–РЗ «Об особенностях регулирования земельных отношений в Республике Северная Осетия–Алания» (в части упорядочения учета земель сельскохозяйственного назначения по видам сельскохозяйственных угодий (пашни, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы, пастбища), а также установления дифференциации сроков договоров аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения  от одного года и до сорока девяти лет с дроблением этих сроков на временные отрезки с правом последующей поэтапной  пролонгации на 10-15 лет);

оказать содействие органам  местного самоуправления муниципальных районов в работе по скорейшему завершению  инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения;

совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов разработать программу по развитию сельского хозяйства в муниципальных образованиях с учетом климатических условий, в которой предусмотреть одновременно создание инфраструктуры по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции;

обеспечить финансирование мероприятий Республиканской целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия земель сельскохозяйственного назначения Республики Северная Осетия–Алания на 2011–2015 годы».

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов республики:

до конца текущего года завершить работу по проведению инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения с составлением экспликации этих  земель, с указанием всех хозяйствующих субъектов, занимающихся  сельскохозяйственным производством;

провести инвентаризацию земель, расположенных в горной зоне, принять программу их  вовлечения в сельскохозяйственный оборот;

провести мониторинг неплательщиков арендной платы для последующего принятия мер, предусмотренных действующим законодательством;

совместно с Управлением Росреестра по Республике Северная Осетия–Алания обеспечить переоформление земельных участков сельскохозяйственных организаций (колхозы, СПК) с права постоянного пользования на право аренды;

усилить муниципальный контроль за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения, их сохранением и рациональным использованием, осуществлением мероприятий по проведению рекультивации нарушенных земель.

5. Рекомендовать Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия–Алания совместно с органами местного самоуправления в Республике Северная Осетия–Алания обеспечить полное и своевременное взимание земельного налога, а также арендной платы за пользование земельными участками.

6. Рекомендовать Прокуратуре Республики Северная Осетия–Алания усилить контроль за  соблюдением земельного законодательства на территории Республики Северная Осетия–Алания и принять  меры прокурорского реагирования к правонарушителям.

7. Направить настоящее Постановление Главе Республики Северная Осетия–Алания, в Правительство Республики Северная Осетия–Алания, Прокуратуру Республики Северная Осетия–Алания, Министерство внутренних дел по Республике Северная Осетия–Алания, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия–Алания, Управление Росреестра по Республике Северная Осетия–Алания, органы местного самоуправления в  Республике Северная Осетия–Алания.

7. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Парламента Республики Северная Осетия–Алания по аграрной и земельной политике, экологии и природным ресурсам.

8. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Парламента

Республики Северная Осетия–Алания          А.Мачнев

 

 

гладикавказ

 

24 сентября 2015 г.

 

№ 653/37-5

 


Информация по документу
Читайте также