ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
О противодействии коррупции в Республике Северная Осетия-Алания
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 12.03.2013 № 7-рз);(В редакции Закона
Республики Северная Осетия-Алания
от 09.12.2014 № 49-рз);(В редакции Закона
Республики Северная Осетия-Алания
от 10.05.2017 г. № 26-рз-рз);
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 10.05.2017 г. № 26-рз)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные
понятия:
1) коррупция:
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение
взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное
незаконное использование физическим лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства в целях
получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для
третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному
лицу другими физическими лицами;
совершение деяний, указанных в абзаце втором настоящего пункта,
от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления, институтов
гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их
полномочий:
по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и
последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и
расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных
правонарушений;
3) иные понятия, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере
противодействия коррупции в Республике Северная Осетия-Алания
Правовое регулирование отношений в сфере противодействия
коррупции в Республике Северная Осетия-Алания осуществляется в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации, федеральными конституционными законами,
Федеральным законом "О противодействии коррупции", другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, Конституцией Республики Северная Осетия-Алания, настоящим
Законом, другими законами Республики Северная Осетия-Алания и иными
нормативными правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Республике Северная Осетия-Алания
основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод
человека и гражданина;
2) законность;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов
и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных
правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных,
информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского
общества, международными организациями и физическими лицами.
Глава 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ
Статья 4. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих
основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному
поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в органах государственной власти Республики
Северная Осетия-Алания, органах местного самоуправления, других
органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными
государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного
раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам
вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о
признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными
решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их
должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и
устранению причин выявленных нарушений;
(Дополнен - Закон Республики Северная Осетия-Алания
от 12.03.2013 № 7-рз)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных
требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или
муниципальных должностей и должностей государственной или
муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке
сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от
замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность
государственной или муниципальной службы, включенную в перечень,
установленный законодательством Российской Федерации, с замещаемой
должности государственной или муниципальной службы или для
применения в отношении его иных мер юридической ответственности,
непредставления им сведений либо представления заведомо
недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе
и обязательствах имущественного характера, а также представления
заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и
несовершеннолетних детей;
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 12.03.2013 № 7-рз)
5) внедрение в практику кадровой работы органов государственной
власти Республики Северная Осетия-Алания, органов местного
самоуправления правила, в соответствии с которым длительное,
безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным
служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке
учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении
ему воинского или специального звания, классного чина,
дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за
соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
Статья 5. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их
проектов
1. Антикоррупционная экспертиза законов, иных правовых актов
Республики Северная Осетия-Алания и их проектов направлена на
выявление и устранение несовершенства правовых норм, препятствующих
свободному осуществлению физическими и юридическими лицами своих прав
и обязанностей и повышающих вероятность коррупционного проявления.
Обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты
правовых актов Республики Северная Осетия-Алания, регулирующие
общественные отношения в сфере государственной и муниципальной
собственности, государственной и муниципальной службы, статуса лиц,
замещающих государственные и муниципальные должности, налоговых льгот,
природопользования, бюджетного, лесного, земельного, водного,
градостроительного, жилищного законодательства, законодательства об
охране окружающей среды и лицензировании.
2. Принятие решения и проведение антикоррупционной экспертизы
любого действующего закона Республики Северная Осетия-Алания, иного
правового акта Республики Северная Осетия-Алания осуществляется
уполномоченным органом в области противодействия коррупции.
К участию в проведении антикоррупционной экспертизы правового
акта по согласованию могут быть привлечены представители Главы
Республики Северная Осетия-Алания, Парламента Республики Северная
Осетия-Алания, Правительства Республики Северная Осетия-Алания,
органов местного самоуправления, а также приглашаемые в качестве
независимых экспертов представители научных и образовательных
учреждений, иных организаций.
3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта
закона Республики Северная Осетия-Алания принимается Парламентом
Республики Северная Осетия-Алания после его принятия в первом чтении.
Решение о проведении антикоррупционной экспертизы проектов
правовых актов иных государственных органов Республики Северная
Осетия-Алания принимается Главой Республики Северная Осетия-Алания или
Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания
вправе внести предложение в Правительство Республики Северная
Осетия-Алания о проведении антикоррупционной экспертизы
подготовленного импроекта правового акта.
Проведение антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов
государственных органов Республики Северная Осетия-Алания возлагается
на соответствующие подразделения Парламента Республики Северная
Осетия-Алания, Администрации Главы Республики Северная Осетия-Алания и
Правительства Республики Северная Осетия-Алания в пределах их
компетенции.
4. По результатам антикоррупционной экспертизы законов Республики
Северная Осетия-Алания, иных правовых актов Республики Северная
Осетия-Алания и их проектов составляется заключение, в котором должны
быть отражены наличие (отсутствие) в анализируемом правовом акте
коррупционных факторов, а также рекомендации по устранению (коррекции)
выявленных коррупционных факторов и (или) по включению в текст
превентивных антикоррупционных норм.
5. Правила проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов
и их проектов утверждаются Главой Республики Северная Осетия-Алания.
6. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов
органов местного самоуправления и их проектов устанавливается органами
местного самоуправления.
7. Общественная антикоррупционная экспертиза правовых актов и их
проектов может быть проведена по инициативе общественных объединений,
а также граждан. Материалы общественной антикоррупционной экспертизы
носят рекомендательный характер и обязательны для рассмотрения
уполномоченным органом в области противодействия коррупции.
Статья 6. Антикоррупционный мониторинг
1. Антикоррупционный мониторинг Республики Северная Осетия-Алания
включает мониторинг коррупции и эффективности реализации мер по
профилактике коррупции.
Результаты антикоррупционного мониторинга являются основой для
разработки проекта антикоррупционной программы Республики Северная
Осетия – Алания, плана мероприятий по противодействию коррупции
в Республике Северная Осетия–Алания.
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 09.12.2014 № 49-рз)
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 10.05.2017 г. № 20-рз)
2. Антикоррупционный мониторинг проводится посредством наблюдения
коррупции, коррупционных проявлений со стороны должностных лиц
государственных органов, органов местного самоуправления,
государственных или муниципальных служащих, их учета, анализа,
проведения опросов, обработки, оценки полученных в результате такого
наблюдения данных.
3. Антикоррупционный мониторинг проводится уполномоченным органом
в области противодействия коррупции.
Статья 7. Антикоррупционная программа, план мероприятий
по противодействию коррупции
1. Антикоррупционная программа Республики Северная Осетия–Алания,
план мероприятий по противодействию коррупции в Республике Северная
Осетия–Алания являются мерами реализации государственной политики
в области противодействия коррупции.
2. Антикоррупционная программа Республики Северная Осетия–Алания
представляет собой комплекс планируемых мероприятий правового,
экономического, образовательного, воспитательного, организационного
и иного характера, направленный на противодействие коррупции
в Республике Северная Осетия–Алания.
Антикоррупционная программа Республики Северная Осетия–Алания
является государственной программой Республики Северная Осетия–Алания
и утверждается Правительством Республики Северная Осетия–Алания.
3. План мероприятий по противодействию коррупции в Республике
Северная Осетия–Алания представляет собой комплекс взаимосвязанных
мероприятий, направленных на создание эффективной системы
противодействия коррупции в Республике Северная Осетия–Алания.
План мероприятий по противодействию коррупции в Республике
Северная Осетия–Алания утверждается Главой Республики Северная
Осетия–Алания.
4. Органы государственной власти Республики Северная
Осетия–Алания в пределах своих полномочий разрабатывают
и утверждают антикоррупционные программы (планы мероприятий
по противодействию коррупции), содержащие меры по обеспечению
противодействия коррупции.
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 09.12.2014 № 49-рз)
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 10.05.2017 г. № 20-рз)
Статья 8. Антикоррупционные образование и пропаганда
1. Антикоррупционное образование является целенаправленным
процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и
государства, основанным на дополнительных общеобразовательных и
профессиональных образовательных программах, разработанных в рамках
регионального компонента государственных образовательных стандартов и
реализуемых в образовательных учреждениях среднего общего и высшего
профессионального образования для решения задач формирования
антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и
правовой культуры, а также подготовки и переподготовки специалистов
соответствующей квалификации.
2. Организация антикоррупционного образования возлагается
Правительством Республики Северная Осетия-Алания на уполномоченный
орган исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в
области образования и осуществляется им во взаимодействии с субъектами
государственной политики в области противодействия коррупции на базе
образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Северная
Осетия-Алания, либо по договоренности на базе иных образовательных
учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Антикоррупционная пропаганда представляет собой
целенаправленную деятельность средств массовой информации,
координируемую и стимулируемую системой государственных заказов и
грантов, содержанием которой является просветительская работа в
обществе по вопросам противодействия коррупции в любых ее проявлениях,
укрепление доверия к власти.
4. Организация антикоррупционной пропаганды возлагается
Правительством Республики Северная Осетия-Алания на уполномоченный
орган Республики Северная Осетия-Алания в сфере массовых коммуникаций
и осуществляется им во взаимодействии с субъектами государственной
политики в области противодействия коррупции в соответствии с
Федеральным законом "О средствах массовой информации" и другими
нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
правовыми актами Республики Северная Осетия-Алания, регулирующими
отношения по получению и распространению массовой информации.
Статья 9. Государственная поддержка общественных объединений
Государственная поддержка общественных объединений, имеющих и
реализующих в качестве уставных целей и задач противодействие
коррупции, представляет собой совокупность организационных,
организационно-технических, правовых, экономических и иных мер,
направленных на укрепление и развитие общественных объединений, в
целях противодействия коррупции.
Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Статья 10. Организационные основы противодействия коррупции
1. Государственные органы Республики Северная Осетия-Алания и
органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции
в пределах своих полномочий.
2. В целях обеспечения координации деятельности государственных
органов Республики Северная Осетия-Алания и органов местного
самоуправления по реализации государственной политики в области
противодействия коррупции по решению Главы Республики Северная Осетия-
Алания создается уполномоченный орган в области противодействия
коррупции.
3. Парламент Республики Северная Осетия-Алания и Контрольно-
счетная палата Республики Северная Осетия-Алания в пределах их
компетенции осуществляют контроль над реализацией государственной
политики в области противодействия коррупции.
4. Общественные объединения и иные некоммерческие организации,
средства массовой информации вправе участвовать в реализации
государственной политики в области противодействия коррупции в
Республике Северная Осетия-Алания.
Статья 10.1. Порядок предотвращения и урегулирования
конфликта интересов
1. Для целей настоящего Закона используются понятия «конфликт
интересов» и «личная заинтересованность», установленные статьей 10
Федерального закона «О противодействии коррупции».
2. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 Федерального закона
«О противодействии коррупции», обязано принимать меры по недопущению
любой возможности возникновения конфликта интересов.
3. Лицо, указанное в части 2 настоящей статьи, обязано уведомить
в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем)
в соответствии с действующим законодательством, о возникшем конфликте
интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет
об этом известно.
4. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало
известно о возникновении у лица, указанного в части 2 настоящей
статьи, личной заинтересованности, которая приводит или может привести
к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению
или урегулированию конфликта интересов.
5. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может
состоять в изменении должностного или служебного положения лица,
указанного в части 2 настоящей статьи, являющегося стороной конфликта
интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных
(служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его
от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.
6. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов,
стороной которого является лицо, указанное в части 2 настоящей статьи,
осуществляется путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях
и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Непринятие лицом, указанным в части 2 настоящей статьи,
являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или
урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим
увольнение указанного лица в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
8. В случаях если лицо, указанное в части 2 настоящей статьи,
владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных
(складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях
предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные
бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах
организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским
законодательством.
(Статья дополнена - Закон Республики Северная Осетия-Алания
от 10.05.2017 г. № 26-рз)
Статья 10.2. Обязанности, налагаемые на лиц, замещающих
государственные должности Республики Северная
Осетия–Алания, муниципальные должности в Республике
Северная Осетия–Алания, в целях предотвращения
и урегулирования конфликта интересов
Лица, замещающие государственные должности Республики Северная
Осетия–Алания, муниципальные должности в Республике Северная
Осетия–Алания, обязаны сообщать в порядке, установленном действующим
законодательством, о возникновении личной заинтересованности при
исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может
привести к конфликту интересов, а также принимать меры по
предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
(Статья дополнена - Закон Республики Северная Осетия-Алания
от 10.05.2017 г. № 26-рз)
Статья 11. Уполномоченный орган в области противодействия
коррупции
1. Уполномоченный орган в области противодействия коррупции:
1) осуществляет координацию деятельности государственных органов
Республики Северная Осетия-Алания по реализации государственной
политики в области противодействия коррупции в Республике Северная
Осетия-Алания;
2) обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами,
иными органами и организациями, реализующими государственную политику
в области противодействия коррупции;
3) организует и осуществляет методическое и консультационное
обеспечение реализации мер по профилактике коррупции;
4) разрабатывает мероприятия по реализации государственной
политики в области противодействия коррупции;
(В редакции Закона Республики Северная Осетия-Алания
от 10.05.2017 г. № 20-рз)
5) организует и проводит антикоррупционный мониторинг в
Республике Северная Осетия-Алания;
6) организует и проводит антикоррупционную экспертизу законов и
иных правовых актов Республики Северная Осетия-Алания;
7) организует работу с обращениями граждан, должностных и
юридических лиц, содержащими сведения о коррупционных проявлениях в
органах государственной власти и органах местного самоуправления;
8) организует совместно с представителями нанимателя контроль за
соблюдением государственными гражданскими служащими Республики
Северная Осетия-Алания ограничений и запретов, предусмотренных
законодательством о государственной гражданской службе;
9) взаимодействует с комиссиями государственных органов
Республики Северная Осетия-Алания по соблюдению требований к
служебному поведению государственных гражданских служащих Республики
Северная Осетия-Алания и урегулированию конфликта интересов;
10) осуществляет подготовку ежегодного отчета о состоянии
коррупции и реализации мер государственной политики в области
противодействия коррупции в Республике Северная Осетия-Алания и
представление его Главе Республики Северная Осетия-Алания и Парламенту
Республики Северная Осетия-Алания;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с
законодательством.
2. Положение об уполномоченном органе в области противодействия
коррупции утверждается Главой Республики Северная Осетия-Алания.
Статья 12. Ежегодный отчет о состоянии коррупции и реализации мер
государственной политики в области противодействия коррупции
Уполномоченный орган в области противодействия коррупции
составляет ежегодный отчет о состоянии коррупции и реализации мер
государственной политики в области противодействия коррупции в
Республике Северная Осетия-Алания и представляет его Главе Республики
Северная Осетия-Алания и в Парламент Республики Северная Осетия-Алания
в срок до 15 марта года, следующего за отчетным. Указанный отчет
подлежит официальному опубликованию, за исключением содержащихся в нем
сведений, не подлежащих в соответствии с федеральными законами
разглашению.
Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после
дня его официального опубликования.
Глава Республики
Северная Осетия-Алания Т.Мамсуров
г.Владикавказ
15 июня 2009 г.
N 16-РЗ