Расширенный поиск
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.06.2009 № 185РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 02.06.2009 г. Черкесск N 185 Об утверждении республиканской Концепции развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года В целях совершенствования организации воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики Правительство Карачаево-Черкесской Республики П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить республиканскую Концепцию развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года (далее - Концепция) согласно приложению. 2. Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики: 2.1. Обеспечить доведение Концепции до сведения подведомственных образовательных учреждений, педагогической общественности. 2.2. Организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов учитывать положения Концепции при разработке мер государственной поддержки образования, а также при реализации республиканских программ развития образования. 4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы образования. Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики В.Г.Кайшев Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 02.06.2009 N 185 К О Н Ц Е П Ц И Я развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года 1. Введение Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодёжи в Карачаево-Черкесской Республике Воспитание детей и молодежи в Карачаево-Черкесской Республике, как и по всей России, реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Эти изменения отрицательно сказались на семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства и влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи, получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность, учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Имеет место в республике безнадзорность и беспризорность детей, есть не обучающиеся и не работающие подростки. Среди несовершеннолетних правонарушителей - дети младшего возраста и девочки-подростки. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Наличие социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности. Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию. В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике. В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ. Эти факторы особенно актуальны для многонациональной Карачаево-Черкесии. Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действовали за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования: развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения. Недостаточный объем производства и издания современной научно-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно-методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием. В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений. В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов. Органы государственной власти Карачаево-Черкесской Республики несут ответственность за состояние воспитания детей также, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений. Такая политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, республиканских программ, выделение ресурсов на поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к оп ределению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов. Концепция развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года – документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области воспитания в системе образования с учётом особенностей многонационального субъекта Российской Федерации. Концепция определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики на долгосрочной основе. Государственный заказ на воспитание личности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации - Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803. В Закон Карачаево-Черкесской Республики от 6 января 1998 года N 376-XII "Об образовании", дополнительно к федеральному, введена статья 8: "Воспитание. Изучение истории, литературы и культуры народов Карачаево-Черкесской Республики", в которой подчёркнуто, что неотъемлемой частью деятельности образовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики является воспитание на принципах Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики и концепции национальной политики Карачаево-Черкесской Республики в области образования, международных актов о гражданских правах ребенка. Основной формой воспитательной деятельности в системе образования является воспитывающее обучение с использованием нравственного потенциала культуры, литературы, истории, традиций и обычаев народов. Воспитательная работа дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждений строится во взаимодействии с семьей, с учетом прав и обязанностей семьи, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Познавая другие культуры, можно увидеть особое отношение к материнству, детству, гостеприимство, презрение к трусости, проявление любви, уважение к труду. Всех людей объединяет общий дом - планета, нуждающаяся в особой заботе, поиске общего языка, в решении глобальных проблем человечества. Национальные ценности определяются менталитетом нации. Эти ценности делают самобытной жизнь человека и позволяют ему осознавать себя, идентифицируя себя по признаку национальной принадлежности. Например, в русской культуре к таким признакам относятся в первую очередь патриотизм, добро, красота, духовность. Объединяющим началом для людей разных национальностей, конфессий, политических взглядов являются государственные ценности, к которым можно отнести гимн, герб, флаг, территорию, общую историю. Для современной России необходимость признания актуальности возрождения приоритета государственных ценностей очевидна. В общеобразовательных, начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, в учебные планы вводятся специальные дисциплины, направленные на глубокое изучение и развитие культурных и духовно-нравственных ценностей, а также национальной литературы и фольклора коренных и других народов Карачаево-Черкесской Республики. Право граждан на изучение и освоение культурных и духовно-нравственных ценностей народов Карачаево-Черкесской Республики обеспечивается также созданием необходимого числа специализированных образовательных учреждений и соответствующих классов, групп, а также условий для их функционирования. В Концепции сформулированы теоретические основы воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию в современных условиях. Разработка республиканской Концепции осуществлена в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803, в соответствии с которой в ней обозначены следующие цели: обеспечить взаимодействие общества и государства, представленного республиканскими органами власти, органами управления образованием всех уровней, заинтересованными ведомствами, по созданию условий для повышения статуса воспитания детей и молодежи в российском обществе и в Карачаево-Черкесской Республике; создать организационные, нормативные, кадровые условия для реализации всестороннего воспитания в системе образования республики; увеличить охват детей кружками, секциями, объединениями, клубной работой, расширить доступность дополнительного образования для детей и молодежи; воссоздать в каждой школе, в каждом классе организации учащихся как форму самоуправления. Это позволит: вовлечь учащихся в процессы воспитания, социализации; привить им навыки общения, работы в коллективе; в большей мере реализовать естественно формирующиеся в школьном возрасте стремления к лидерству и самовыражению. Ежегодно, в каникулярное время, совместно с муниципальными органами власти планируется проведение операции "Подросток", направленной на: развитие сети профильных, оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха, учебно-исследовательских, краеведческих экспедиций; привлечение студенческих педагогических отрядов, общественности, ветеранов войны и труда к работе с подростками; обеспечение психолого-педагогической поддержки детей и подростков. 2. Основные направления и этапы развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года Современная стратегия воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на: необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок; восстановление ответственности и активной роли республики в воспитании юных граждан; достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи; расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность. Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики на новом качественном уровне являются: совершенствование республиканской законодательной базы по воспитательной деятельности; активизация мер по повышению социального статуса воспитания в обществе; развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях; формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи; демократического стиля руководства воспитательным процессом; создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением; развитие многообразия типов образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода; разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения; формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодо ление негативных проявлений среди детей и молодежи; реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения республики; усиление взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение средств массовой информации в процессы воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения; повышение социального статуса педагогических работников, создание условий для их профессионального совершенствования и творчества; информационно-методическое и научно-педагогическое обеспечение их деятельности; создание единой системы подготовки кадров в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений; создание условий для введения в штатное расписание образовательных учреждений педагогов дополнительного образования, старших вожатых, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей; активное использование возможностей морального и материального поощрения педагогических работников, активно занимающихся организацией воспитательной деятельности; развитие сети учреждений дополнительного образования детей, особенно клубов по месту жительства, в том числе в сельской местности; разработка критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности образовательного учреждения; выделить приоритетные направления, нуждающиеся в особом внимании и поддержке: "Наш двор" - организация работы с детьми и подростками по месту их жительства. Ожидаемые результаты: создание федеральных и республиканских экспериментальных площадок по развитию клубов и творческих объединений по месту жительства обучающихся в городах и сельской местности Карачаево-Черкесской Республики; решение правовых и финансовых вопросов организации работы с детьми и подростками по месту их жительства; охват занятиями по интересам в клубах по месту жительства до 30% подростков микрорайона; обобщение опыта по созданию "воспитательного пространства" микрорайона, города, сельской местности. "Быть рядом и чуть впереди!"- кадровое обеспечение развития воспитания в образовательных учреждениях. Ожидаемые результаты: обеспечение образовательных учреждений разных типов педагогическими и руководящими кадрами для организации воспитательной деятельности (разработка нормативов; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации различных специалистов); повышение роли высших педагогических профессиональных учебных заведений в подготовке педагогических кадров, способных решать задачи воспитания подрастающего поколения. "Лидер" - создание условий для участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, развитие деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений. Ожидаемые результаты: создание федеральных и республиканских экспериментальных площадок в городах и районах республики по разработке моделей участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями, внедрение передового опыта в практику работы общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики; создание условий для повсеместного развития детских и молодежных общественных организаций и объединений в образовательных учреждениях разных типов и по месту жительства обучающихся. Эти направления призваны не только повысить потенциал системы воспитания для достижения планируемых результатов, но и в целом способствовать эффективности модернизации образования Карачаево-Черкесской Республики на предстоящие годы. Концепция развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года определена с учетом особенностей развития воспитания в образовательных учреждениях разного типа, адресована органам управления образованием, органам по делам молодежи, педагогическим коллективам образовательных учреждений всех типов, ученым, родительской общественности, руководителям детских и молодежных общественных и других организаций, осуществляющих воспитание обучающихся и воспитанников. Дошкольное образование. В системе образования Карачаево-Черкесской Республики основной упор был сделан на сохранение и укрепление материально-технической базы сети дошкольных образовательных учреждений; совершенствование подготовки кадров воспитателей, ориентированных на решение современных задач; разработку и внедрение комплексных образовательных программ и воспитательных технологий. План действий по реализации положений Концепции должен быть направлен прежде всего на создание системы приобщения детей к культурным ценностям, индивидуализации их обучения и воспитания, социализации, формирование коммуникативных навыков с целью обеспечения преемственности образовательных программ дошкольного и общего образования; развитие форм педагогического просвещения родителей, оказания им помощи в воспитании детей; на активизацию работы с детьми, находящимися вне дошкольных образовательных учреждений. Общее образование. В целях создания условий для повышения воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений предполагается значительное усиление воспитывающей функции образовательного процесса; дальнейшее развитие психолого-педагогической службы как основы индивидуализации целостного образовательного процесса; организация всестороннего изучения личности обучающегося, его интересов и склонностей; функционирование общеобразовательного учреждения как открытой системы, способствующей укреплению взаимодействия с семьей, повышению роли родительской общественности в управлении общеобразовательным учреждением. На первой ступени общего образования приоритет будет отдан приобщению детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств воспитания юного гражданина, формирования духовно-нравственных качеств, основ культуры здоровья. На второй ступени общего образования особое внимание необходимо уделить участию обучающихся в управлении образовательным учреждением, развитию детских общественных организаций и объединений; вовлечению обучающихся в творческую деятельность по интересам в системе дополнительного образования детей, внеклассной и внешкольной деятельности, по месту их жительства; широкому привлечению семьи к организации воспитательной деятельности. На третьей ступени общего образования предполагается сделать акцент на развитии учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках научных обществ обучающихся (НОО), малых академий наук (МАН), очно-заочных школ по различным областям знаний; реализации дополнительных образовательных программ спортивной, художественной, технической и другой направленности, обеспечивающих предпрофильную подготовку и профильное образование старшеклассников, способствующих интеграции основного общего и дополнительного образования в целях расширения "воспитательного пространства" для самореализации личности, развития творческих способностей, формирования готовности к жизненному самоопределению; реализации под руководством педагогов социально значимых республиканских и федеральных проектов. Профессиональное образование - создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различного типа; формирование базовой культуры личности, овладение социальным опытом, навыками принятия жизненно важных решений; формирование самоуправления. Создание условий для дальнейшего развития личности в период обучения. Ориентация воспитательной деятельности на реализацию профессионального потенциала обучающегося в трудовой социально значимой деятельности в соот ветствии с реальными требованиями общества, потребностями личности и рынка труда. Использование возможностей дополнительного образования, досуговой, клубной деятельности, молодежных общественных организаций в формировании гражданского самосознания, духовно-нравственном становлении обучающихся; расширение сети служб социально-психологической помощи, воспитание толерантности по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья; развитие многоуровневой системы подготовки и переподготовки кадров, обеспечивающих организацию внеучебной деятельности. Реализация основных направлений республиканской Концепции развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года призвана способствовать: сохранению исторической преемственности поколений; развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Карачаево-Черкесской Республики; формированию духовно-нравственных качеств личности; воспитанию патриотов России, малой Родины - Карачаево-Черкесской Республики; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитию культуры межэтнических отношений; разностороннему развитию детей и молодежи; формированию их творческих способностей; созданию условий для самореализации личности; воспитанию у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения; формированию основ культуры здоровья; сознательного отношения к семейной жизни; формированию трудовой мотивации, обучению основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда. В основе воспитания должен лежать принцип, в соответствии с которым все люди равноценны, а их человеческое достоинство незыблемо. В процессе воспитания необходимо укреплять веру в то, что все люди уникальны, что каждый из них имеет предпосылки для развития своей личности и что индивидуальное своеобразие делает общество богатым и разносторонним. Воспитание должно показать значение знания как созидательной и преобразующей силы как для развития личности, так и для формирования гуманных отношений в обществе. 3. Воспитание в многонациональной школе Многонациональный состав школьных классов в Карачаево-Черкесской Республике со всей очевидностью требует осмысления проблем взаимодействия в процессе обучения различных этнокультурных групп. Необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся деятельности многонациональных учебных заведений - от реализации демократических идеалов воспитания до внедрения соответствующих программ, форм и методов обучения. Проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями - один из приоритетов многонациональной республиканской системы образования. Здесь необходимо учитывать национальные (этнические) различия, а также включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Такое образование и воспитание - мощный инструмент создания демократического и гуманного социального климата. В республике намечены пути удовлетворения культурно-образовательных потребностей учащихся - представителей разных этнических социумов. Внимание учителей акцентировано на актуальных вопросах, требующих практического решения в многонациональном классе. Ответы на то, как могут решаться эти вопросы, дает сравнительный анализ российского практического опыта поликультурного воспитания в многонацио нальных школах. В Карачаево-Черкесии используются модели, предусматривающие отказ строить воспитательный процесс в многонациональном классе лишь на монокультуре. При описании методик поликультурного воспитания отмечается, что их уместно применять с учетом специфики, целей, функций, содержания воспитания и обучения. Поликультурное (мультикультурное) воспитание - непременная потребность многонациональных сообществ. В современном мире школьное воспитание происходит при межэтническом и межкультурном взаимодействии больших и малых этносов. Этот процесс наряду с развитием общенациональной культуры обогащает как доминирующие, так и малые культуры. Подобная тенденция предполагает сопряжение через воспитание культурных ценностей всех учащихся - участников межэтнического и межкультурного диалога, создание общего культурного и национального пространства, в пределах которого каждый школьник обретает социальный и этнический статус, определяет принадлежность к тем или иным языкам, культурам. Цивилизация XXI века должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах многонациональных сообществ и систем образования на принципах интеграции, терпимости. Воспитание и образование в этих обстоятельствах выглядят важной гарантией сохранения выработанных всеми культурами гуманных ценностей человечества. Для Карачаево-Черкесской Республики учет многокультурности и полиэтничности является педагогическим приоритетом. Его соблюдение служит существенным условием демократизации воспитания и общественной жизни. Условия эффективного школьного воспитания в значительной мере находятся вне собственно педагогических усилий и зависят в огромной мере от действенности социальных и политических институтов. Вместе с тем, мультикультурное воспитание в многонациональной школе - заметный фактор выхода из кризиса межнациональных отношений, способствующий гармонизации контактов представителей различных культур. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен необходимостью межнационального диалога и сотрудничества. Многонациональной школе следует учитывать потребность воспитания основ межкультурного общения среди учащихся из семей самых разных социальных уровней и профессий. Задача бесконфликтного сосуществования национальных общин порождает потребность организации в многонациональной общеобразовательной школе соответствующего воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа. Поликультурное воспитание является важным способом преодоления негативных издержек наследия агрессивного национализма. В Карачаево-Черкесской Республике как и во всех регионах России злободневность теоретической и практической разработки поликультурного воспитания в многонациональном классе обусловлена необходимостью формирования и развития новой национальной общности - россиян. Проблема обострена четырьмя обстоятельствами: во-первых, кризисом идей и опыта социалистического интернационального воспитания; во-вторых, социально-демографическими подвижками; в-третьих, усилением процессов национально-культурного самоопределения народов Российской Федерации; в-четвертых, наличием негативных националистических настроений в обществе. Оценивая состояние поликультурного воспитания в учебных заведениях Карачаево-Черкесской Республики, следует признать, что оно ещё не в полном объёме является приоритетом школы и педагогики. В целом декларируются верные призывы к воспитанию в духе поликультурности. Однако, не всегда и не везде они внедряются в практику воспитания. Ученые нашей республики, учителя нередко замалчивают такие "неудобные вопросы", как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально определена и должна быть воспитана. В этих условиях особую актуальность для учебных общеобразовательных заведений Карачаево-Черкесской Республики приобретает внедре ние идей поликультурной педагогики, творческое использование позитивного мирового опыта мультикультурного воспитания в многонациональной школе. 4. Реализация государственной политики в области воспитания детей и молодежи в Карачаево-Черкесской Республике В ходе реализации Программы развития воспитания в системе образования России в Карачаево-Черкесской Республике были достигнуты определённые успехи. Вопросы воспитания являются приоритетными для всех уровней системы образования. В республике есть образовательные учреждения, являющиеся экспериментальными площадками федерального и республиканского уровней по решению задач воспитания: Дошкольное образовательное учреждение "Фатимка" в пос.Новый Карачай Карачаевского муниципального района; библиотека Муниципального образовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа аула Кош-Хабль" Хабезского муниципального района; Муниципальное образовательное учреждение "Лицей п. Медногорский" Урупского муниципального района и многие другие образовательные учреждения, которые в той или иной степени внедряют в своих детских коллективах современные методы воспитательной работы. В каждой общеобразовательной школе республики созданы детские общественные организации, объединённые в единую республиканскую детскую общественную организацию "Вертикаль", существующую уже 10 лет. При этом, каждая отдельно взятая детская общественная организация, соблюдая основные положения Устава республиканской организации, может иметь свои отличительные черты, как в содержании деятельности, так и во внешней атрибутике, не противоречащие Уставам головной организации и самих образовательных учреждений. Вместе с тем, практика показала, что, несмотря на наметившиеся позитивные тенденции в решении ряда проблем по обеспечению единства учебно-воспитательного процесса, необходимо более активное участие всех уровней государственной власти в создании условий для полноценного воспитания подрастающего поколения, их гражданского становления. До сих пор остаются нерешёнными вопросы о введении в штатное расписание образовательных учреждений общего и начального профессионального образования должностей психолога и социального педагога. Их решение в значительной степени будет способствовать усилению воспитательного процесса в образовательных учреждениях, организации свободного времени, формированию здорового образа жизни, предупреждению правонарушений, профилактике безнадзорности и беспризорности детей и подростков. Одним из приоритетных направлений в реализации Федеральной программы развития образования является развитие ученического само управления. В связи с этим возрастает необходимость усиления работы по созданию во всех учреждениях общего и начального профессионального образования детских и молодежных общественных организаций и объединений, направленных на самореализацию личности, формирование демо кратической культуры, личностного и профессионального самоопреде ления. Активное сотворчество детей и взрослых способствует форми рованию навыков созидательного труда, ответственности за свою малую родину, патриотическому воспитанию, сохранению преемственности поколений. Работа, начатая на рубеже 80-90-х годов прошлого столетия по внедрению обучения родным языкам во всех типах и видах школ, существующих в Карачаево-Черкесской Республике, продолжается на более высоком уровне с использованием информационных технологий. Внимание учителей акцентировано на актуальных вопросах, требующих практического решения в многонациональных классах. 5. Патриотизм и патриотическое воспитание Определение места и роли воспитания патриотизма у подрастающего поколения Карачаево-Черкесской Республики как важнейшего направления деятельности общества и государства. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей "малой Родине", патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотизм - это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. Патриотизм - это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан, и, в том числе, подрастающего поколения. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания Карачаево-Черкесии. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание предполагает формирование у подростков общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым подростком своей роли и места в служении Отечеству, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз. Большую актуальность патриотическое воспитание приобретает и в связи с тем, что Карачаево-Черкесская Республика стала одним из немногих приграничных регионов Российской Федерации. Цель патриотического воспитания - развитие высокой социальной активности учащихся, гражданской ответственности, духовности, становление их как граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить всё это в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач: утверждение в обществе, в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, Карачаево-Черкесии, к традициям, повышение престижа военной службы; создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения учащихся в решение культурных, экологических и других проблем; воспитание подростков в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Конституции Карачаево-Черкесской Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского долга; привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства - герба, флага, гимна Российской Федерации, Карачаево-Черкесской Республики, другой российской символики и исторических святынь Отечества; привлечение традиционных для Карачаево-Черкесии религиозных конфессий к формированию у граждан потребности служения Родине, её защиты как высшего духовного долга; создание условий для усиления патриотической направленности республиканского телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества; формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами. Реализация задач патриотического воспитания учащихся и подростков Карачаево-Черкесской Республики осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах. Принципами патриотического воспитания являются: принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по патриотическому воспитанию в системе образования Карачаево-Черкесской Республики; принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной и других групп. Он указывает на разноуровневую включенность в воспитание патриота таких факторов как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, место проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями; принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения подростков и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы; принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества; принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее. Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве. Патриотизм формируется в процессе воспитания на основе тесного взаимодействия объектов и субъектов воспитания. Основными группами граждан, выступающими объектами патриотического воспитания, являются: семья как основная социальная ячейка общества, в которой закладываются основы нравственного, духовного, культурного, физического развития личности. В семье происходит формирование ее жизненных ориентиров и ценностей, отношений к себе, к другим людям и к Отечеству; учащиеся, ученические и молодежные общественные объединения; военнослужащие воинских формирований, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, работники системы правоохранительных органов; трудовые коллективы предприятий, организаций, учреждений, предприниматели; представители законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные и муниципальные служащие; творческая интеллигенция и представители средств массовой информации; преподаватели и воспитатели; представители традиционных для Карачаево-Черкесии религиозных конфессий как носители духовно-нравственных идеалов и традиций российского народа. Объектная позиция названных социальных групп относительна. Будучи включенными в систему патриотического воспитания, они в то же время выступают и как субъекты патриотического воспитания. Проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают государство в лице республиканских и местных органов власти; учебные заведения всех уровней; различного рода общественные организации и религиозные объединения; учреждения культуры; семья; трудовые и воинские коллективы; средства массовой информации и другие. Субъекты патриотического воспитания специфическими возможностями и средствами решают задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в государственной политике Карачаево-Черкесской Республики в области воспитательной деятельности. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, Конституция Карачаево-Черкесской Республики, Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года N 24 "О концепции национальной безопасности Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 года N 122 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе", Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан на 2008-2011 годы", утвержденная Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2008 года N 11-РЗ. Система патриотического воспитания включает в себя соответствующие государственные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания у подрастающего поколения. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений. Она предполагает организацию мероприятий патриотической направленности как на республиканском, так и на городском и районном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятым ребёнком. Ведущее место в системе патриотического воспитания занимает семья. В семье как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, культурно-просветительских учреждениях, в общественных организациях. В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе государственными органами при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций и объединений, основных религиозных конфессий республики. Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах общества, а также новыми условиями современного мира. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя определение роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, произошедших во всех сферах жизни за последние годы; создание базы патриотического воспитания в системе образования. Педагогическое и методическое обеспечение предполагает: фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории воспитанников, развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого органами управления образованием и другими ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями; обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой патриотической работы; регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового педагогического опыта; проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств и сознания у детей, юношества республики; информационное обеспечение патриотического воспитания - утверждение патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах; активное использование элементов патриотического воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана; противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации патриотических ценностей в средствах массовой информации, недопущение к использованию в образовательных учреждениях учебных пособий, содержащих искажения исторических фактов военной истории страны и республики; использование позитивных возможностей идей патриотизма в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии ключевых республиканских органов исполнительной власти (Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерства внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике, Государственного комитета Карачаево-Черкесской Республики по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике, Государственного комитета Карачаево-Черкесской Республики по культуре и др.) Научно-теоретическое обеспечение означает организацию исследований в сфере патриотического воспитания и использование их результатов в практической деятельности; разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности гражданина; обогащение содержания патриотического воспитания посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного, идеологического и других компонентов; научное обоснование путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, их духовного освоения. Обеспечение взаимодействия городов и районов республики в системе патриотического воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее функциональных возможностей, создание на республиканском уровне, на уровне местного самоуправления межведомственных и межрайонных комиссий и советов по реализации целей и задач патриотического воспитания; разработку модели реализации основных направлений деятельности по патриотическому воспитанию в Карачаево-Черкесской Республике, апробацию ее использования в отдельных населённых пунктах. Кадровое обеспечение предусматривает организацию подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи патриотического воспитания граждан; повышение роли и возможностей республиканских органов исполнительной власти в подготовке специалистов по воспитательной работе с детьми: их предварительный подбор, переподготовку, повышение квалификации. Финансово-экономическое обеспечение патриотического воспитания означает оказание финансовой поддержки за счет ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ патриотического воспитания, разработанных в заинтересованных республиканских органах исполнительной власти, городах и районах и общественных объединениях; привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности патриотического воспитания; финансирование расходов органов исполнительной власти и организаций, реализующих мероприятия государственной программы в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета; финансирование мероприятий местных программ за счет соответствующих средств. Создание этих условий будет способствовать развитию социальной активности подрастающего поколения и совершенствованию управления системой патриотического воспитания. Содержание управления системой патриотического воспитания включает: анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания в республике; определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров; мониторинг состояния и действенности воспитательной работы и систематическое информирование органов исполнительной власти о ходе реализации задач патриотического воспитания; своевременную корректировку системы воспитательных воздействий; научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов патриотического воспитания прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы. Механизм управления содержит нормативно-правовую и содержательную составляющую: нормативные правовые акты и документы; учебные программы; сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе; условия жизни и труда; личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные ценности и некоторые другие. При осуществлении управления системой патриотического воспитания широко используются общественные институты. Республиканские органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляя руководство процессом патриотического воспитания, действуют в пределах своих полномочий и объединяют свои усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования. Республиканские органы исполнительной власти обеспечивают выполнение решений Правительства Карачаево-Черкесской Республики, положений Концепции и республиканских программ патриотического воспитания; в пределах своей компетенции разрабатывают ведомственные программы (планы) патриотического воспитания и организуют их выполнение. Органы местного самоуправления Карачаево-Черкесской Республики взаимодействуют с республиканскими органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений Концепции, республиканских программ и планов патриотического воспитания; вносят предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания; разрабатывают долгосрочные программы (планы) патриотического воспитания и осуществляют их реализацию; проводят мероприятия по привлечению общественных и религиозных объединений и организаций к решению задач патриотического воспитания; обеспечивают финансирование мероприятий программ. Для осуществления функций рабочего органа по воспитательной работе могут создаваться соответствующие штатные центры патриотического воспитания. Оценка результативности патриотического воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания. Основным критерием результативности является уровень патриотизма как одна из основных характеристик отдельной личности и коллектива в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности. Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем, достижение социальной и экономической стабильности. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание нынешнего подрастающего поколения будут в огромной степени определять будущее республики в составе России. Руководством по реализации Концепции в этом вопросе является выполнение Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года N 422, республиканской целевой программы "Патриотическое воспитание граждан на 2008-2011 годы", утвержденной Законом Карачаево-Черкесской Республики от 13 марта 2008 года N 11-РЗ. 6. Взаимоотношения системы образования Карачаево-Черкесской Республики с конфессиональными сообществами Общие принципы государственно-конфессиональной политики отражены в Конституции Российской Федерации. Согласно 14 статье Конституции Россия является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Аналогичные принципы отражены в Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Деятельность религиозных организаций в Карачаево-Черкесской Республике регулируется Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", принятом в 1997 году. В соответствии с российским законодательством в республике может свободно действовать любое религиозное объединение, не представляющее опасности для общества и государства. На территории Карачаево-Черкесской Республики действует 15 различных религиозных конфессий, направлений и толков. Религия является частью жизни и традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии. Православие и ислам внесли и вносят огромный вклад в формирование общественного сознания и духовного потенциала народов нашей республики. В современных условиях, когда не только в нашей стране, но и во всем мире произошел ощутимый рост интереса к национально-культурным и религиозным ценностям, необходимо воспитание детей и молодежи в духе толерантности, уважения традиций и культуры других народов. Правильному воспитанию подрастающего поколения наилучшим образом способствует ориентирование их на морально-этические ценности, заложенные в вероучениях ислама и христианства. Важнейшим направлением деятельности руководства республики, органов управления образования всех уровней в вопросе развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики является выстраивание отношений с представителями различных конфессий по вопросам изучения в образовательных учреждениях истории и культуры традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики. Строго выверенные шаги в данном направлении со стороны руководства республики позволили всем заинтересованным сторонам прийти к взаимному согласию. Решён вопрос включения учебного курса "История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесской Республики" в основное расписание общеобразовательных учреждений в рамках предмета регионального компонента "История и культура народов Карачаево-Черкесской Республики" в количестве 24 учебных часов за курс 10-11 классов. Совместно с представителями конфессий разработаны учебные планы и методическое пособие для преподавания курса. Цель курса состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с историей и культурой религий, традиционно исповедуемых народами Карачаево-Черкесской Республики. В задачи курса входят изучение происхождения, истории основ вероучения и религиозной практики ислама и православия, то есть историко-культурного аспекта христианской и мусульманской религий. Необходимость и полезность изучения религий объясняется и другими, весьма простыми соображениями. Прежде всего, без знания и понимания особенностей религий мира просто невозможно составить себе сколько-нибудь полное представление об истории. Невозможно правильно понять и глубоко осознать историю нашего Отечества - России и Карачаево-Черкесии без знания православия и ислама. Вся мировая культура связана с религией. Образы религии буквально пронизывают всю культуру, придают ей глубину, смысл, несут скрытую информацию, которую надо уметь прочесть. Серьезной проблемой является деятельность деструктивных религиозных культов, использующих религиозную фразеологию для достижения политических целей. Жизнь уже неоднократно доказала необходимость ознакомления учащихся с теоретическими и практическими элементами религиоведения. Столкнувшись за пределами школы с проповедником, ребенок должен иметь хотя бы минимум представлений о религии, чтобы не попасться в сети "ловца человеческих душ". Нужно помнить и о том, что в условиях нашей многонациональной республики, как нигде, необходимы знание, уважение и деликатное отношение к обычаям народа, в соседстве с которым ты проживаешь. Карачаево-Черкесия шагнула дальше, чем рекомендовано в инструктивном письме Министерства образования и науки Российской Федерации, где историю и культуру религий предлагается изучать на факультативной основе и во внеурочное время. В школах Карачаево-Черкесской Республики этот курс введён в основное расписание. Данное решение сразу сняло ряд противоречий между органами управления образованием и представителями религиозных конфессий республики. Сразу надо оговориться: существуют две различные вещи: изучение религии и обучение религии. Данный учебный курс предполагает именно изучение религии, а потому не нарушает принцип светскости образования. Изучать различные религии - это в значительной степени означает приобщаться к самым великим и сокровенным тайнам бытия и человеческой души. Воспитание на основе морально-этических ценностей, заложенных в различных вероучениях должно сопровождаться с тщательной проработкой программ, учебных планов изучаемого предмета; обеспечением учебного процесса профессионально подготовленными кадрами, необходимой методической литературой; созданием новых учебников совместно с профессионально подготовленными служителями культа. 7. Заключение Основным инструментом реализации республиканской Концепции развития воспитания в системе образования Карачаево-Черкесской Республики до 2010 года является Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы. Республиканская Концепция ориентирована на переоценку ряда традиционных представлений в области воспитания и создание условий для инновационных тенденций в организации, формах и методах практической деятельности. Концепция имеет открытый характер, опирается на демократические принципы. Предполагается участие в ее совершенствовании и развитии всех органов государственной власти республики, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных коллективов и организаций на основе их собственных инициатив. По мере поступательного развития Карачаево-Черкесской Республики и практической реализации воспитания в системе образования отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Концепция призвана способствовать значительной активизации важнейшего для общества республики и государства направления внутренней политики – воспитания граждан Российской Федерации. _________________________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|