Расширенный поиск
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.10.2015 № 253 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 06.10.2015 г. Черкесск № 253 Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике (В редакции Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 07.06.2016 № 151; от 20.06.2017 № 164) В целях реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Правительство Карачаево-Черкесской Республики П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить: 1.1. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому согласно приложению 1. 1.2. Порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания согласно приложению 2. 1.3. Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания согласно приложению 3. 1.4. Стандарты социальных услуг согласно приложению 4. 2. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2014 № 414 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике» признать утратившим силу.
П О Р Я Д О К предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (В редакции Постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2017 № 164) 1. Общие положения 1. Порядок предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (далее - Порядок) определяет правила предоставления социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги (далее - получатели социальных услуг). 2. Социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания. 3. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. 4. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (далее - заявление). 5. Получатели социальных услуг вправе участвовать в правоотношениях по предоставлению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому лично либо через законного представителя (далее - представитель). При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь законного представителя, равно как и участие законного представителя не лишает получателей социальных услуг права на личное участие в правоотношениях по получению социальных услуг. 6. В первоочередном порядке социальное обслуживание на дому предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким гражданам, имеющим инвалидность, одиноким супружеским парам, имеющим инвалидность, одиноким пожилым людям старше 80 лет, а также гражданам, нуждающимся в стационарном социальном обслуживании, до определения их в соответствующие организации. 7. Медицинскими противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание на дому являются: бактерио- или вирусоносительство, наличие хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных организациях здравоохранения и наличие заключения указанной медицинской организации. 8. Социально-медицинское обслуживание на дому предоставляется нуждающимся в постоянной или временной (до 6 месяцев) посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию и страдающим, тяжелыми заболеваниями, за исключением заболеваний, требующих лечения в организациях здравоохранения. 9. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, социальное обслуживание на дому предоставляется временно на период отсутствия объективной возможности осуществления ухода за ними членами семьи (командировка, лечение в лечебно-профилактических организациях, период временной нетрудоспособности, временное отсутствие по постоянному месту жительства в связи с отпуском, обучением), но не более чем на 6 месяцев. 2. Порядок обращения за получением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому 10. Для получения социальных услуг в форме социального обслуживания на дому гражданин (его законный представитель) вправе выбрать поставщика социальных услуг, оказывающего социальные услуги в такой форме. 11. Основанием для предоставления социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому является обращение гражданина (его законного представителя) к поставщику социальных услуг за получением социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. 12. Решение о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому принимается поставщиком социальных услуг на основании следующих документов, необходимых для получения социальных услуг на дому: заявление; документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг; документ, подтверждающий полномочия законного представителя (при обращении за получением социальных услуг законного представителя получателя социальных услуг); документы о месте жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг; документы о составе семьи получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии), и принадлежащего ему (им) имущества на праве собственности, необходимые для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно; документы (сведения), подтверждающие наличие у получателя социальных услуг обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, послуживших основанием для признания гражданина нуждающимся в социальных услугах в форме социального обслуживания на дому; документы, свидетельствующие о том, что получатель социальных услуг является пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; индивидуальная программа (при наличии действующей индивидуальной программы); заключение лечебно-профилактической организации о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому. Поставщик социальных услуг в течение 5 рабочих дней со дня обращения на основании представленных документов после определения жилищных условий, семейного положения гражданина, а также изучения возможности выполнения гражданином различных видов жизнедеятельности составляет индивидуальную программу, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. 13. Решение о предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому принимается поставщиком социальных услуг на основании следующих документов, необходимых для получения срочных социальных услуг на дому: заявление, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому; документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг; документ, подтверждающий полномочия законного представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг); документы, подтверждающие место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг. 14. Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляются получателем социальных услуг (его законным представителем) лично либо подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 3. Заключение договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому 15. Социальные услуги на дому предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателями социальных услуг или их законными представителями в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. 16. Форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2014 № 137 «Об утверждении формы договора о предоставлении социальных услуг». 17. При заключении договора о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому получатели социальных услуг (их законные представители) должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, правилами внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, о видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке, их предоставления, стоимости оказания этих услуг. Предоставление срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя и должен быть составлен не позднее 1 рабочего дня с даты предоставления получателю социальных услуг срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому. 18. Получателю социальных услуг в форме социального обслуживания на дому предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием «телефона доверия»; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги. 19. Перечень социальных услуг, оказываемых в форме социального обслуживания на дому, утвержден Законом Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2014 № 88-РЗ «О Перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике» (далее - Перечень). 20. Предоставление гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату дополнительных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, сверх социальных услуг, включенных в Перечень, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком по тарифам, утвержденным Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики. 21. При расчете объема предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому учитываются нормы и нормативы, установленные Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, исходя из которых осуществляется предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, в том числе нормы питания. В случае если соответствующие нормы и нормативы не установлены, объем предоставления социальной услуги в форме социального обслуживания на дому не может быть меньше объема, предусмотренного получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре. 22. Изменение и расторжение договора о социальном обслуживании осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 4. Права и обязанности получателя социальных услуг и поставщиков социальных услуг 23. При получении социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому получатели социальных услуг имеют право на: уважительное и гуманное отношение; выбор поставщика социальных услуг; получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости, о возможности получения этих услуг бесплатно; отказ от предоставления социальных услуг; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг; защиту своих прав и законных интересов, в том числе, в судебном порядке. 24. Получатель социальных услуг в форме социального обслуживания на дому обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг. 25. При предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщик социальных услуг обязан: осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг; обеспечить ознакомление получателей социальных услуг (их законных представителей) со своими правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги; обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг; предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе, сети «Интернет», почтовой связи; информировать получателей социальных услуг о правилах техники безопасности, пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования; обеспечить условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход; предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров о предоставлении социальных услуг; предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно; использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных; обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; предоставлять Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики информацию для формирования регистра получателей социальных услуг; осуществлять социальное сопровождение граждан в соответствии с Федеральным законом от 31.10.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание в стационарной форме. 26. При предоставлении социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому поставщик социальных услуг должен обеспечить условия доступности предоставления социальных услуг для получателей социальных услуг - инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, в частности, обеспечить: возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами; возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников; дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика; оказание иных видов посторонней помощи. 5. Оплата предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому 27. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату. 28. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно: участникам и инвалидам Великой Отечественной войны; несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий год (далее - предельная величина среднедушевого дохода). 29. Решение об условиях оказания социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (бесплатно, за плату или частичную плату) принимается на основании представляемых получателем социальных услуг (его представителем) документов, с учетом среднедушевого дохода получателя социальных услуг, а также тарифов на социальные услуги. 30. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг превышает предельную величину среднедушевого дохода. 31. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно в том случае, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода. Расчет среднедушевого дохода в отношении получателя социальных услуг, за исключением лиц, указанных в пункте 23 настоящего Порядка, производится на дату обращения и осуществляется на основании документов (сведений), предусмотренных настоящим Порядком, о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. 32. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 30.10.2014 № 317 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания». 33. Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг установлен постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 19.12.2014 № 407 «Об установлении Порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг». 34. Подушевые нормативы финансирования социальных услуг устанавливаются по видам социальных услуг с учетом Перечня. 35. Плата за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг, заключенным между получателем социальных услуг (его представителем) и поставщиком социальных услуг. 36. В случае изменения среднедушевого дохода гражданина, находящегося на социальном обслуживании на дому, размер платы за оказание социальных услуг может быть изменен поставщиком социальных услуг в порядке, установленном договором о предоставлении социальных услуг. 37. При наличии у гражданина пожилого возраста и инвалида родственников, обязанных в соответствии с действующим законодательством их содержать, руководитель поставщика социальных услуг в случае их согласия заключает трехсторонний договор на оказание социальных услуг на дому, предусматривающий оплату социальных услуг родственниками этих граждан в соответствии с утвержденными тарифами. 37.1. Решение об условиях оказания социальных услуг (бесплатно, с частичной или полной оплатой) и размер взимаемой с граждан платы за социальные услуги пересматриваются поставщиком социальных услуг при изменении доходов граждан пожилого возраста и инвалидов, среднедушевого дохода семей, предельной величины прожиточного минимума, установленного в Карачаево-Черкесской Республике для предоставления социальных услуг бесплатно на соответствующий год, но не более двух раз в год.». (Пункт дополнен - Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.06.2017 № 164) 38. Дополнительные услуги сверх объемов, определяемых стандартами социального обслуживания, оказываются гражданам на условиях полной оплаты. 6. Показатели качества и оценка результатов предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому 39. Основными показателями, определяющими качество услуг, предоставляемых получателям социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, являются: удовлетворенность социальными услугами получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, отсутствие обоснованных жалоб, число положительных отзывов о работе поставщика социальных услуг; обеспечение открытости документов, в соответствии с которыми поставщик социальных услуг осуществляет деятельность в сфере социального обслуживания на дому (устав (положение); руководства, правила, инструкции, методики работы с получателями социальных услуг и собственной деятельности; эксплуатационные документы на оборудование, приборы и аппаратуру, иные документы); численность получателей социальных услуг, охваченных социальными услугами у данного поставщика социальных услуг; доступность условий размещения поставщиков социальных услуг (в том числе доступность предоставления социального обслуживания для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, иные условия, влияющие на качество социальных услуг, предоставляемых получателям социальных услуг); укомплектованность штата поставщика социальных услуг специалистами и их квалификация; наличие специального и технического оснащения (оборудование, приборы, аппаратура) помещений поставщика социальных услуг; состояние информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг, организации стационарного социального обслуживания; повышение качества социальных услуг и эффективность их оказания. 40. При оценке качества социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предоставляемых получателям социальных услуг используют следующие критерии: полнота предоставления социальной услуги в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, исходя из объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить полноту предоставления социальных услуг. своевременность предоставления социальной услуги, в том числе исходя из степени нуждаемости получателя социальных услуг; результативность (эффективность) предоставления социальной услуги (улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг). 41. Качество социальных услуг, оказываемых на дому по видам социальных услуг, должно оцениваться совокупно исходя, в том числе из объема предоставляемых социальных услуг, сроков предоставления социальных услуг, иных критериев, позволяющих оценить качество социальных услуг. 42. Оценка качества оказания социально-бытовых услуг включает в себя оценку: содействия в приобретении и доставке на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов, приобретении топлива, оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, которое должно удовлетворять потребности получателей социальных услуг в своевременном приобретении необходимых продовольственных и промышленных товаров, а также в решении ими вопросов в сфере коммунально-бытового обслуживания, связи; оказания помощи в приготовлении пищи, приеме пищи (кормлении), обеспечении водой, уборке жилых помещений, отправке почтовой корреспонденции, организации помощи в проведении ремонта жилых помещений, которая должна обеспечивать удовлетворение нужд и потребностей получателей социальных услуг в решении этих проблем в целях создания им нормальных условий жизнедеятельности; обеспечения кратковременного присмотра за детьми получателя социальных услуг, которое должно отвечать не только критериям необходимости, своевременности, но и безопасности детей; предоставления гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход, которое должно обеспечивать выполнение необходимых получателям социальных услуг процедур без причинения какого-либо вреда их здоровью, физических или моральных страданий и неудобств; иных социально-бытовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг. 43. Оценка качества оказания социально-медицинских услуг включает в себя оценку: своевременного и в необходимом объеме выполнения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг; проведения наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; проведения процедур, связанных с сохранением здоровья получателей социальных услуг, оздоровительных мероприятий, которые должны быть осуществлены с максимальной аккуратностью и осторожностью без причинения какого-либо вреда получателям социальных услуг; мероприятий по консультированию получателей социальных услуг по социально-медицинским вопросам, которые должны обеспечивать оказание квалифицированной помощи получателям социальных услуг в правильном понимании и решении стоящих перед ними конкретных проблем, связанных с сохранением здоровья; оказания помощи в выполнении занятий по адаптивной физической культуре, которая должна обеспечивать овладение получателями социальных услуг доступного и безопасного для здоровья комплекса физических упражнений в целях его систематического выполнения для укрепления их здоровья; иных социально-медицинских услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг. 44. Оценка качества социально-психологических услуг включает в себя оценку: социально-психологического консультирования, которое должно обеспечить оказание получателям социальных услуг квалифицированной помощи по налаживанию межличностных отношений, в том числе для предупреждения и преодоления семейных конфликтов; психологической помощи, оказание которой должно помочь получателю социальных услуг раскрыть и мобилизовать внутренние ресурсы, решить возникшие социально-психологические проблемы; социально-психологического патронажа, который должен на основе систематического наблюдения за получателями социальных услуг обеспечивать своевременное выявление ситуаций психического дискомфорта, личностного (внутриличностного) или межличностного конфликта и других ситуаций, ухудшающих условия жизнедеятельности получателей социальных услуг, в целях оказания им необходимых социально-психологических услуг; иных социально-психологических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг. 45. Оценка качества социально-педагогических услуг включает в себя оценку: обучения практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами; организации помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности; социально-педагогической коррекции, включая диагностику и консультирование, осуществление которой должно обеспечивать оказание квалифицированной и эффективной педагогической помощи, в которой нуждаются получатели социальных услуг, получающие социальные услуги в форме социального обслуживания на дому; формирования позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) и организации досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия), которые должны обеспечивать удовлетворение социокультурных и духовных запросов получателей социальных услуг (как взрослых, так и детей), расширение кругозора, сферы общения, повышение творческой активности получателей социальных услуг. иных социально-педагогических услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг. 46. Оценка качества социально-трудовых услуг включает в себя оценку: проводимых мероприятий по использованию трудовых возможностей получателей социальных услуг и обучению их доступным профессиональным навыкам, их достаточности и своевременности; проводимых мероприятий по оказанию помощи в трудоустройстве; проводимых мероприятий, связанных с организацией получения или содействием в получении образования и (или) квалификации инвалидами (в том числе детьми-инвалидами) в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями, которые определяются тем, в какой степени созданные поставщиком социальных услуг условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими школьного образования, а также для получения образования взрослыми инвалидами способствуют успешному и результативному проведению воспитательной работы и обучению; иных социально-трудовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг. 47. Оценка качества социально-правовых услуг включает в себя оценку: оказания помощи в оформлении и восстановлении документов, которая должна обеспечивать разъяснение получателям социальных услуг содержания необходимых документов в зависимости от их предназначения, изложение и написание (при необходимости) текста документов или заполнение форменных бланков, написание сопроводительных писем; эффективности оказания юридической помощи получателям социальных услуг, которая должна обеспечить своевременное и объективное решение стоящих перед получателем социальных услуг правовых проблем; иных социально-правовых услуг, предоставляемых поставщиком социальных услуг. 48. Оценка качества услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, включает в себя оценку: обучения инвалидов (детей-инвалидов) пользованию техническими средствами реабилитации, которое должно развить у инвалидов (детей-инвалидов) практические навыки умения самостоятельно пользоваться этими средствами; проведения социально-реабилитационных мероприятий, которые должны способствовать восстановлению социального статуса получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, улучшить взаимодействие получателя социальных услуг с обществом; обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам поведения в быту и общественных местах, которое должно обеспечивать формирование получателя социальных услуг как самостоятельной личности, культурной, вежливой, предусмотрительной и благожелательной в отношении к окружающим, а также обучения внутренней дисциплине личности, способной обслужить себя в бытовых условиях; обучения получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, навыкам компьютерной грамотности, которое должно развить у получателей социальных услуг практические навыки умения самостоятельно пользоваться компьютером; иных услуг, оказанных в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, предоставляемых поставщиком социальных услуг. 49. Оценка качества срочных социальных услуг в форме социального обслуживания на дому включает в себя оценку своевременности и полноты объема оказанных социальных услуг применительно к потребности получателя социальных услуг в конкретных социальных услугах. 50. Показатели качества предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и оценка результатов их предоставления поставщиками социальных услуг определяются по результатам предоставления социальных услуг применительно к каждому конкретному получателю социальных услуг. 51. Условия предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому устанавливаются стандартами социальных услуг, с учетом условий, установленных получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре. 7. Прекращение (приостановление) или отказ в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому 52. Поставщик социальных услуг вправе отказать (приостановить) получателю социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому, в том числе временно, в связи с наличием медицинских противопоказаний при наличии соответствующего заключения уполномоченной медицинской организации, а также в случае непредоставления получателем социальных услуг сведений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, которые получатель социальных услуг обязан предоставить лично. 53. Прекращение предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому производится в следующих случаях: по письменному заявлению получателя социальных услуг (его законного представителя); окончание срока предоставления социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой и (или) истечение срока договора о предоставлении социальных услуг; при нарушении получателем социальных услуг (его законным представителем) условий предусмотренных договором о социальном обслуживании; смерти получателя социальных услуг или ликвидации поставщика социальных услуг; на основании решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим; осуждения получателя социальных услуг к отбыванию наказания в виде лишения свободы; возникновения у получателя социальных услуг медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, подтвержденных заключением уполномоченной медицинской организации. 54. Решение о прекращении или отказе в предоставлении социальных услуг принимается в течение 1 рабочего дня со дня наступления оснований, указанных в пунктах 52 и 53 настоящего Порядка соответственно. Поставщик социальных услуг информирует получателя социальных услуг или его законного представителя о принятом решении о прекращении или отказе в предоставлении социальных услуг в течение 1 рабочего дня со дня его принятия в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в заявлении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в заявлении.
П О Р Я Д О К предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания 1. Общие положения 1. Настоящий порядок предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания (далее - Порядок) определяет правила предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в полустационарной форме социального обслуживания и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги (далее - получатели социальных услуг). 2. Социальное обслуживание в полустационарной форме социального обслуживания включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности. 3. При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в полустационарной форме социального обслуживания, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. 4. Социальное обслуживание в полустационарной форме осуществляется поставщиками социальных услуг в определенное время суток и включает в себя оказание социальных услуг, необходимых гражданину с учетом его индивидуальной нуждаемости. 5. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, является поданное в письменной или электронной форме заявление о предоставлении социальных услуг, составленное по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг» (далее - заявление). Основанием для предоставления срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания является заявление, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. 6. Получатели социальных услуг вправе обратиться за получением социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания лично либо через законного представителя, иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений (далее - представитель). При этом личное участие получателей социальных услуг не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает получателей социальных услуг права на получение социальных услуг. 7. Медицинскими противопоказаниями к принятию на социальное обслуживание в полустационарной форме являются: бактерио- или вирусоносительство, наличие хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных организациях здравоохранения и подтвержденное заключением уполномоченной медицинской организацией. 8. Информирование граждан о порядке предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, перечне предоставляемых социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания осуществляется непосредственно в помещениях поставщиков социальных услуг, оказывающих социальные услуги в указанной форме социального обслуживания, с использованием электронной или телефонной связи, информационно-телекоммуникационой сети Интернет, а также иными общедоступными способами. 9. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям поставщиком социальных услуг в определенное время суток. 2. Порядок обращения за получением социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания 10. Для получения социального обслуживания в полустационарной форме получатель социальных услуг вправе выбрать поставщика социальных услуг, оказывающего социальные услуги в указанной форме, и обратиться к нему за получением социальных услуг. 11. Решение о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания принимается поставщиком социальных услуг на основании следующих документов: документа, удостоверяющего личность получателя социальных услуг; документа, подтверждающего полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг); документа, подтверждающего место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг; документа о составе семьи получателя социальных услуг, доходах получателя социальных услуг и членов его семьи (при наличии) и принадлежащего ему (им) имущества на праве собственности, необходимого для определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно; документов, свидетельствующих о том, что получатель социальных услуг является пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; заключения лечебно-профилактической организации о состоянии здоровья и отсутствии у заявителя медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в полустационарных условиях; индивидуальной программы реабилитации инвалида, разработанной органом медико-социальной экспертизы; индивидуальной программы получателя социальных услуг (при наличии действующей индивидуальной программы) (далее - индивидуальная программа); иных документов, необходимых для предоставления социальных услуг. В случае отсутствия у получателя социальных услуг индивидуальной программы на основании представленных документов поставщиком социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Срок составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг не должен превышать 10 рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания. 12. Решение о предоставлении срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания принимается поставщиком социальных услуг на основании следующих документов: документ, удостоверяющий личность получателя социальных услуг; документ, подтверждающий полномочия представителя (при обращении за получением социальных услуг представителя получателя социальных услуг); документы, подтверждающие место жительства и (или) пребывания, фактического проживания получателя социальных услуг; иные документы, необходимые для предоставления срочных социальных услуг. 13. Решение о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания получателю социальных услуг либо об отказе в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания принимается не позднее 5 рабочих дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания. 14. Документы, необходимые для принятия решения о предоставлении социальных услуг в форме полустационарной социального обслуживания, предоставляются получателем социальных услуг (его законным представителем) лично либо подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». 3. Заключение договора о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания 15. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателями социальных услуг или их законными представителями в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Срок заключения договора о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (представителем) (далее - договор) не должен превышать 1 суток с даты представления поставщику социальных услуг индивидуальной программы и документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания. 16. Форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена приказом Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики от 17.12.2014 № 137 «Об утверждении формы договора о предоставлении социальных услуг». 17. При заключении договора о предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания получатели социальных услуг (их законные представители) должны быть ознакомлены с условиями предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, правилами внутреннего распорядка для получателей социальных услуг, получить информацию о своих правах, обязанностях, о видах социальных услуг, которые будут им предоставлены, сроках, порядке, их предоставления, стоимости оказания этих услуг. Предоставление срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя и должен быть составлен не позднее 1 рабочего дня с даты предоставления получателю социальных услуг срочных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания. 18. Получателю социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием «телефона доверия»; социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги. Виды срочных социальных услуг, которые оказываются получателю социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в целях оказания неотложной помощи определяются в соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Несовершеннолетние, получающие социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, обеспечиваются горячим питанием. 19. В полустационарной форме социального обслуживания обеспечивается предоставление социальных услуг в объеме услуг, включаемых в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утверждаемый Законом Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2014 № 88-РЗ «О Перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Карачаево-Черкесской Республике» (далее - Перечень). 20. Предоставление гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, за плату дополнительных социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания, сверх социальных услуг, включенных в Перечень, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком по тарифам, утвержденным Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики. 21. При расчете объема предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания учитываются нормы и нормативы, установленные Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, исходя из которых осуществляется предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в том числе нормы питания, нормативы предоставления площади жилых помещений, оснащения мягким инвентарем. В случае если соответствующие нормы и нормативы не установлены, объем предоставления социальной услуги в полустационарной форме социального обслуживания не может быть меньше объема, предусмотренного получателю социальных услуг в индивидуальной программе и договоре. 22. Изменение и расторжение договора о социальном обслуживании осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. 4. Права и обязанности получателя социальных услуг и поставщиков социальных услуг 23. При получении социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в полустационарной форме социального обслуживания получатели социальных услуг имеют право на: уважительное и гуманное отношение; выбор поставщика социальных услуг; получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах, обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости, о возможности получения этих услуг бесплатно; отказ от предоставления социальных услуг; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной при оказании услуг; защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке. 24. Получатель социальных услуг в форме социального обслуживания на дому обязан своевременно в письменной форме информировать поставщика социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг. 25. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания поставщик социальных услуг обязан: осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. соблюдать права человека и гражданина; обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность получателей социальных услуг; обеспечить ознакомление получателей социальных услуг (представителей) с правоустанавливающими документами, на основании которых поставщик социальных услуг осуществляет свою деятельность и оказывает социальные услуги; обеспечить сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг; предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети Интернет, почтовой связи; информировать получателей социальных услуг о правилах пожарной безопасности, эксплуатации предоставляемых приборов и оборудования; обеспечить получателям социальных услуг условия пребывания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, а также надлежащий уход; предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров о предоставлении социальных услуг; предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законными представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно; использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации о персональных данных требованиями о защите персональных данных; предоставлять Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики информацию для формирования регистра получателей социальных услуг; осуществлять социальное сопровождение граждан в соответствии с Федеральным законом от 31.10.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей социальных услуг на социальное обслуживание в стационарной форме. 26. При предоставлении социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в полустационарной форме социального обслуживания поставщик социальных услуг должен обеспечить условия доступности предоставления социальных услуг для получателей социальных услуг - инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности, в частности, обеспечить: возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами; возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников; дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика; оказание иных видов посторонней помощи. 5. Оплата предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания 27. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, за плату или частичную плату. 28. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно: участникам и инвалидам Великой Отечественной войны; несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом Карачаево-Черкесской Республики на соответствующий год (далее - предельная величина среднедушевого дохода). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|