Расширенный поиск

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2002 № 29-рз

                                         Утратил силу - Закон
                                  Карачаево-Черкесской Республики
                                      от 18.05.2007 г. N 35-РЗ



                               ЗАКОН
                  КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

         Об охране труда в Карачаево-Черкесской Республике


Принят Народным Собранием                          5 июля 2002 года

        (В редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики
                     от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)

    Настоящий Республиканский    закон    устанавливает    гарантии
осуществления права работников на охрану труда, обеспечивает единый
порядок  регулирования  отношений  в  области  охраны  труда  между
работодателями и работниками и направлен на создание условий труда,
отвечающих требованиям сохранения жизни  и  здоровья  работников  в
процессе трудовой деятельности.

                     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Понятие охраны труда
    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в
процессе   трудовой   деятельности,  включающая  в  себя  правовые,
социально-экономические,                организационно-технические,
санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные
и иные мероприятия.

    Статья 2.  Законодательство Карачаево-Черкесской Республика  об
охране труда и сфера его действия
    Законодательство Карачаево-Черкесской  Республики   об   охране
труда основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных
законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации,  на
Конституции      Карачаево-Черкесской     Республики,     настоящем
Республиканском законе,  а также издаваемых в соответствии  с  ними
нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики.
    Гарантии реализации  права  работников  на   охрану   труда   и
нормативные    требования    по    охране    труда,   установленные
законодательными  актами Карачаево-Черкесской  Республики, не могут
быть  ниже  гарантий  и  нормативных   требований,  предусмотренных
законодательством Российской Федерации в сфере охраны труда.
    Действие настоящего  Республиканского  закона  распространяется
на:
    работодателей;
    работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями;
    членов кооперативов,  участвующих в совместной производственной
и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом
участии;
    студентов, учащихся и учеников всех форм  и  видов  обучения  в
период прохождения ими производственной практики;
    военнослужащих, направляемых, на работу в организации;
    граждан, отбывающих  наказание  по приговору суда,  в период их
работы в организациях.
    На иностранных  граждан  и  лиц  без гражданства,  работающих в
организациях,  находящихся  в  юрисдикции  Российской  Федерации  и
Карачаево-Черкесской  Республики, распространяется законодательство
об охране труда Российской Федерации,  если иное  не  предусмотрено
международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

    Статья 3.   Основные  принципы  и  направления  государственной
политики в области охраны труда
    Государственная политика в области охраны труда предусматривает
совместные  действия  органов  государственной  власти   Российской
Федерации   и  Карачаево-Черкесской  Республики,  органов  местного
самоуправления,  объединений работодателей, профессиональных союзов
в   лице  их   соответствующих   органов   и   иных  уполномоченных
работниками представительных органон по улучшению условий и  охраны
труда,     предупреждению     производственного    травматизма    и
профессиональных заболеваний.
    Основными направлениями   государственной  политики  в  области
охраны труда являются:
    признание и  обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья
работников;
    принятие и  реализация  законов  и  иных  нормативных  правовых
актов, способствующих достижению высокого уровня безопасности труда
и  предотвращению  несчастных  случаев  на  производстве,  а  также
территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
    координация деятельности  в  области  охраны  труда,  в  других
областях экономической и социальной политики,  а  также  в  области
охраны окружающей природной среды;
    установление единых нормативных требований по условиям и охране
труда,  обязательных  к  исполнению для организаций,  независимо от
организационно-правовых форм;
    государственное управление   деятельностью   в  области  охраны
труда,  включая государственный надзор и  контроль  за  соблюдением
законодательных  и  иных  нормативных  правовых актов об условиях и
охране труда;
    общественный контроль  за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда на  производстве,  осуществляемый
работниками  через профессиональные союзы в лице их соответствующих
органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;
    взаимодействие и    сотрудничество   органов   государственного
управления,  надзора  и  контроля  в   области   охраны   труда   с
работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих
органов  и  иными  уполномоченными  работниками   представительными
органами,  заинтересованными в разработке и практической реализации
государственной политики в области охраны труда;
    проведение эффективной    налоговой   политики,   стимулирующей
создание  здоровых  и  безопасных  условий  труда,   разработку   и
внедрение  безопасных техники и технологий,  средств коллективной и
индивидуальной защиты работников;
    применение экономических    санкций    в    целях    соблюдения
работодателями  и  работниками  нормативных  требований  по  охране
труда;
    обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью,
средствами      коллективной      и      индивидуальной     защиты,
лечебнопрофилактическим  питанием,  необходимыми  профилактическими
средствами за счет средств работодателей;
    обязательное расследование   каждого   несчастного   случая   и
профессионального заболевания на производстве;
    установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и  работы  с
вредными   или   опасными   условиями  труда,  не  устранимыми  при
современном техническом уровне производства и организации труда;
    защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев
на производстве  или  получивших  профессиональные  заболевания,  а
также   членов   их   семей  на  основе  обязательного  социального
страхования;
    подготовка и  повышение  квалификации  специалистов  в  области
охраны труда,  в том числе в образовательных учреждениях  высшего,и
среднего профессионального образования;
    установление государственной   статистической   отчетности   об
условиях   труда,   о   несчастных   случаях   на   производстве  и
профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;
    информирование работников  о состоянии условий и охраны труда в
организациях;
    осуществление мероприятий  по  пропаганде  передового  опыта  в
области охраны труда;
    участие государства  в  финансировании  мероприятий  по  охране
труда;  международное сотрудничество  при  решении  проблем  охраны
груда.

    Статья 4.    Полномочия    органов    государственной    власти
Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления в
области охраны труда
    К полномочиям       органов       государственной        власти
Карачаево-Черкесской Республики в области охраны труда относятся:
    реализация государственной политики в области охраны  труда  на
территории республики;
    принятие законов   и   иных    нормативных    правовых    актов
Карачаево-Черкесской Республики об охране труда;
    государственное управление   охраной   труда   на    территории
республики;
    участие в разработке и реализации федеральных целевых  программ
улучшения условий и охраны труда;
    разработка и  утверждение  республиканских   целевых   программ
улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;
    определение расходов на охрану труда за  счет  средств  бюджета
Карачаево-Черкесской Республики;
    разработка и осуществление мер экономической заинтересованности
работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
    организация обучения специалистов  по  охране  труда,  проверки
знаний   требований   охраны   труда   лицами,   ответственными  за
обеспечение безопасности труда;
    организация и  осуществление государственной экспертизы условий
труда, сертификации работ по охране труда в организациях;
    передача в случае необходимости органам местного самоуправления
отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на
территориях муниципальных образований;
    другие полномочия,  не   отнесенные   к   полномочиям   органов
государственной власти Российской Федерации в области охраны труда.
    Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных
направлений  государственной  политики  в  области  охраны  труда в
пределах  своих  полномочий,  а  также  полномочий,  переданных  им
органами  государственной  власти Карачаево-Черкесской Республики в
установленном порядке.

       Глава II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

    Статья 5.  Право работника на труд в условиях,  соответствующих
требованиям охраны труда
    Каждый работник имеет право  на  труд  в  условиях,  отвечающих
требованиям охраны труда, в том числе:
    на рабочее место,  защищенное от воздействия  вредных,  опасных
производственных  факторов,  которые могут вызвать производственную
травму,     профессиональное     заболевание      или      снижение
работоспособности;
    обязательное социальное страхование от  несчастных  случаев  на
производстве   и  профессиональных  заболеваний  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
    на получение    достоверной    информации    от   работодателя,
государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны
труда на рабочем месте,  существующем риске повреждения здоровья, а
также о принятых мерах по его защите  от  воздействия  вредных  или
опасных производственных факторов;
    на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него  от
выполнения  работ в случае возникновения непосредственной опасности
для его жизни и здоровья  вследствие  нарушения  требований  охраны
труда,   за   исключением   случаев,  предусмотренных  федеральными
законами, до устранения этой опасности;
    на обеспечение  средствами коллективной и индивидуальной защиты
в соответствии с требованиями законодательных  и  иных  нормативных
правовых актов об охране труда за счет средств работодателя;
    на обучение безопасным методам и приемам труда за счет  средств
работодателя;
    на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя
в случае приостановки деятельности или закрытия организации,  цеха,
участка,    либо    ликвидации    рабочего     места     вследствие
неудовлетворительных   условий  труда,  а  также  в  случае  потери
трудоспособности в связи с несчастным случаем на  производстве  или
профессиональным заболеванием;
    внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с
медицинскими  рекомендациями  с  сохранением  за  ним  места работы
(должности) и среднего заработка на  время  прохождения  указанного
медицинского    осмотра;    компенсации,   установленные   законом,
коллективным   договором    (соглашением),    трудовым    договором
(контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными
или опасными условиями труда.
    на проведение инспектирования органами государственного надзора
и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том
числе по запросу работника на его рабочем месте;
    на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной
власти,  а  также  профессиональные  союзы  и  иные  уполномоченные
работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными
условиями и охраной труда;
    личное участие  или  участие  через  своих   представителей   в
рассмотрении вопросов,  связанных с обеспечением безопасных условий
труда на его рабочем месте,  и в расследовании происшедшего  с  ним
несчастного   случая  на  производстве  или  его  профессионального
заболевания;
    на участие  в  проверке  и  рассмотрении вопросов,  связанных с
улучшением условий и охраны труда;
    на защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.

    Статья 6. Гарантии права работника на охрану труда
    Защита права работника  на  труд  в  условиях,  соответствующих
требованиям охраны труда, гарантируется государством.
    Условия трудового договора (контракта)  должны  соответствовать
требованиям охраны труда.
    На  время  приостановления  работ  в  связи  с приостановлением
деятельности   или   временным   запретом  деятельности  вследствие
нарушения  требований  охраны  труда  не  по  вине работника за ним
сохраняются  место  работы  (должность) и средний заработок. На это
время работник с его согласия может быть переведен работодателем на
другую  работу  с  оплатой  труда по выполняемой работе, но не ниже
среднего   заработка   по   прежней   работе.  (В  редакции  Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения
непосредственной  опасности  для  его  жизни  и  здоровья  либо  от
выполнения  тяжелых  работ  с  вредными  и опасными для его жизни и
здоровья  условиями,   не   предусмотренными   трудовым   договором
(контрактом),  за исключением случаев, предусмотренных федеральными
законами,  работодатель обязан предоставить работнику другую работу
на  время  устранения  опасности.  В  случае,  когда предоставление
другой работы по объективным  причинам  невозможно,  время  простоя
работника   до  устранения  опасности  для  его  жизни  и  здоровья
оплачивается  работодателем  в  соответствии  с   законодательством
Российской  Федерации.  Отказ  работника от выполнения работ в этом
случае  не  влечет  за  собой  его  привлечения  к   дисциплинарной
ответственности.
    В случае необеспечения работника  средствами  индивидуальной  и
коллективной  защиты  (в  соответствии  с  нормами) работодатель не
вправе требовать от работника выполнения  трудовых  обязанностей  и
обязан оплатить  возникший по этой причине простой в соответствии с
Трудовым Кодексом Российской Федерации.
    В случае  причинения  вреда  жизни  и  здоровью  работника  при
исполнении им трудовых  обязанностей  возмещение  указанного  вреда
осуществляется   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
    В целях  предупреждения и устранения нарушений законодательства
об   охране   труда   государство   обеспечивает   организацию    и
осуществление  государственного  надзора  и контроля за соблюдением
требований   охраны   труда   и    устанавливает    ответственность
работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований.

    Статья 7. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными или
опасными условиями труда
    На тяжелых  работах и работах с вредными или опасными условиями
труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе  18  лет,  а
также  лиц,  которым указанные работы  противопоказаны по состоянию
здоровья.  Перечень тяжелых работ или работ с вредными или опасными
условиями  труда,  на которых запрещается применение труда женщин и
лиц моложе 18 лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом
мнения   Российской   трехсторонней   комиссии   по   регулированию
социально-трудовых отношений.
    При обнаружении   у   работника   признаков   профессионального
заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия
вредных  или  опасных  производственных  факторов  работодатель  на
основании  медицинского  заключения  должен перевести его на другую
работу в порядке, установленном федеральным законодательством.

    Статья 8.  Дополнительные  гарантии  охраны   труда   отдельным
категориям работников
    В   случаях,  предусмотренных  законами  и  иными  нормативными  
правовыми  актами,  работодатель обязан соблюдать установленные для 
отдельных  категорий  работников  ограничения  на  привлечение их к 
выполнению  тяжелых  работ  и  работ  с вредными условиями труда, к 
выполнению  работ  в  ночное время, а также к сверхурочным работам; 
осуществлять  перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья 
в  предоставлении  им  более  легкой  работы,  на  другую  работу в 
соответствии  с  медицинским заключением с соответствующей оплатой; 
устанавливать  перерывы  для  отдыха,  включаемые  в рабочее время; 
создавать   для   инвалидов   условия   труда   в   соответствии  с  
индивидуальной    программой    реабилитации;    проводить   другие   
мероприятия.

    Статья 9.    Санитарно-бытовое    и    лечебно-профилактическое
обслуживание работников
    Обеспечение санитарно-бытового    и   лечебно-профилактического
обслуживания работников организаций в соответствии  с  требованиями
охраны   труда   возлагается   на  работодателя.  В  этих  целях  в
организации по установленным нормам  оборудуются  санитарно-бытовые
помещения,  помещения  для  приема  пищи,  помещения  для  оказания
медицинской  помощи,  комнаты  для  отдыха  в   рабочее   время   и
психологической разгрузки;  создаются санитарные посты с аптечками,
укомплектованными набором лекарственных средств  и  препаратов  для
оказания   первой   медицинской  помощи;  устанавливаются  аппараты
(устройства) для обеспечения работников горячих  цехов  и  участков
газированной соленой водой и другое.
    Перевозка в  лечебные  учреждения  или   к   месту   жительства
работников,  пострадавших  от  несчастных случаев на производстве и
профессиональных  заболеваний,  а   также   по   иным   медицинским
показаниям  производится  транспортными средствами организации либо
за ее счет.

                Глава III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

    Статья 10. Государственное управление охраной труда
    Государственное управление охраной труда заключается:
    в реализации государственной политики в области  охраны  труда,
раз  эаботке  законодательных  и  иных нормативных правовых актов в
этой  области,  а  также  требований  к   средствам   производства,
технологиям и организации труда,  гарантирующим работникам здоровье
и безопасные условия труда;
    в координации  работ  по  обеспечению  надзора  и  контроля  за
соблюдением  законов  и  иных  нормативных правовых актов по охране
труда Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики;
    в содействии работодателям в  организации  обучения  работников
безопасным   приемам  труда,  в  проверке  знаний  правил,  норм  и
инструкций по охране труда у работников организации.
    Государственное   управление   охраной   труда   на  территории
Карачаево-Черкесской    Республики    осуществляется   федеральными
органами  исполнительной  власти, Министерством труда и социального
развития   Карачаево-Черкесской   Республики   и   иными   органами
исполнительной  власти  республики  по  охране  труда в пределах их
полномочий.  Распределение полномочий органов исполнительной власти
Карачаево-Черкесской    Республики    в    области   охраны   труда
осуществляется  Правительством  Карачаево-Черкесской Республики. (В
редакции  Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N
13-РЗ)
    (Абзац   исключен   -   Закон  Карачаево-Черкесской  Республики
от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Должностные лица      органов       исполнительной       власти
Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления в
области охраны труда при исполнении  служебных  обязанностей  имеют
право    беспрепятственного   посещения   организаций   всех   форм
собственности и доступа к необходимой информации.
    Нормативные правовые акты в области охраны труда,  утвержденные
Министерством труда  и  социального  развития  Карачаево-Черкесской
Республики  в пределах его компетенции,  обязательны для исполнения
на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.

    Статья 11.  Служба охраны труда и комитеты (комиссии) по охране
труда в организациях
    В целях  обеспечения  соблюдения   требований   охраны   труда,
осуществления  контроля  за  их  выполнением  в каждой организации,
осуществляющей паоизводственную деятельность,  с численностью более
100 работников создается служба охраны труда или вводится должность
специалиста по охране труда,  имеющего  соответствующую  подготовку
или  опыт  работы в этой области.  В организации с численностью 100
работников и менее решение  о  создании  службы  охраны  труда  или
введении   должности   специалиста   по  охране  груда  принимается
работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.
    При отсутствии  в  организации службы охраны труда (специалиста
по охране труда) работодатель заключает  договор  со  специалистами
или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
    Структура  службы  охраны  труда  в  организации  и численность
работников  службы охраны труда определяются работодателем с учетом
рекомендаций    федерального    органа    исполнительной    власти,
осуществляющего  функции  по  нормативно-правовому  регулированию в
сфере  труда. (В редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от
20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе
работников  либо  их  представительного  органа  создаются комитеты
(комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят
представители  работодателей,  профессиональных  союзов  или  иного
уполномоченного   работниками   представительного  органа.  Типовое
положение  о  комитете  (комиссии)  по  охране  труда  утверждается
федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющего функции
по  нормативно-правовому  регулированию  в сфере труда. (В редакции
Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Комитет (комиссия)  по  охране  труда   организует   совместные
действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны
труда,    предупреждению    производственного     травматизма     и
профессиональных   заболеваний,   а   также  организует  проведение
проверок условий и охраны труда на рабочих местах и  информирование
работников  о  результатах  указанных проверок,  сбор предложений к
разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

    Статья 12.  Обязанности работодателя по обеспечению  безопасных
условий и охраны труда
    Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда  в
организации возлагаются на работодателя.
    Работодатель обязан обеспечить:
    безопасность работников   при   эксплуатации   производственных
зданий,  сооружений,  оборудования,  безопасность   технологических
процессов и применяемых в производстве сырья и материалов,  а также
эффективную  эксплуатацию  средств  коллективной  и  индивидуальной
защиты;
    соответствующие требованиям законодательства  об  охране  труда
условия труда на каждом рабочем месте;
    организацию надлежащего          санитарно-бытового           и
лечебно-профилактического обслуживания работников;
    режим труда и отдыха работников,  установленный  федеральным  и
республиканским законодательством;
    приобретение за счет собственных средств и  выдачу  специальной
одежды,  специальной  обуви и других средств индивидуальной защиты,
смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными
нормами   работникам,  занятым  на  производствах  с  вредными  или
опасными условиями труда,  а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением;
    эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных
производственных факторов на здоровье работников;
    обучение, инструктаж работников и проверку  знаний  работниками
норм,  правил  и  инструкций по охране труда,  недопущение к работе
лиц,  не прошедших в установленном порядке обучение,  инструктаж  и
проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
    информирование работников о состоянии условий и охраны труда на
рабочем   месте,   о  существующем  риске  повреждений  здоровья  и
полагающихся   работникам    средствах    индивидуальной    защиты,
компенсациях и льготах;
    беспрепятственный  допуск  должностных  лиц федеральных органов
исполнительной     власти,     уполномоченных     на     проведение
государственного   контроля  и  надзора  за  соблюдением  трудового
законодательства  и  иных  нормативных  правовых  актов, содержащих
нормы   трудового  права,  органов  Фонда  социального  страхования
Российской  Федерации, а также представителей органов общественного
контроля  в  целях  проведения  проверок  условий  и охраны труда в
организации  и  расследования  несчастных случаев на производстве и
профессиональных      заболеваний;      (В      редакции     Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    необходимые меры по обеспечению  сохранения  жизни  и  здоровья
работников  при  возникновении  аварийных  ситуаций,  в  том  числе
надлежащие моры по оказанию первой помощи пострадавшим;
    предоставление   федеральным   органам  исполнительной  власти,
осуществляющим  функции  по  нормативно-правовому  регулированию  в
сфере    труда,    федеральным   органам   исполнительной   власти,
уполномоченным  на  проведение государственного контроля и надзора,
органам  исполнительной  власти  Карачаево-Черкесской  Республики в
области  охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением
законодательства  о  труде  и охране труда информации и документов,
необходимых  для  осуществления  ими  своих полномочий; (В редакции
Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    обязательное социальное  страхование  работников  от  временной
нетрудоспособности  вследствие  заболевания,  а также от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    проведение за    счет    собственных    средств    обязательных
предварительных (при поступлении  на  работу)  и  периодических  (в
течение  трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований)
работников,  внеочередных   медицинских   осмотров   (обследований)
работников   по   их   просьбам   в   соответствии  с  медицинскими
рекомендациями с сохранением за ними  места  работы  (должности)  и
среднего  заработка  на  время  прохождения  указанных  медицинских
осмотров;
    недопущение работников  к  выполнению ими трудовых обязанностей
без  прохождения  обязательных  медицинских  осмотров  в   случаях,
предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации,  законами и
иными нормативными правовыми актами,  а также в случае  медицинских
противопоказаний;  расследование  и  учет  в установленном Трудовым
Кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами
порядке  несчастных  случаев  на  производстве  и  профессиональных
заболеваний;
    периодическое, не  реже  чем  один  раз  в  пять лет проведение
аттестации  рабочих  мест   по   условиям   труда   с   последующей
сертификацией работ по охране труда в организации;
    своевременную оплату     штрафа,      наложенного      органами
государственного  надзора  и контроля за нарушения законодательства
об охране труда и нормативных  правовых  актов  по  безопасности  и
гигиене труда;
    ежегодную разработку и реализацию  программ  по  охране  труда;
разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или
иного уполномоченного работниками органа инструкций по охране труда
для работников;
    наличие комплекта  нормативных   правовых   актов,   содержащих
требования  охраны  труда в соответствии со спецификой деятельности
организации.

    Статья 13. Обязанности работника в области охраны труда
    Работник обязан:
    соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
    правильно  применять  средства  индивидуальной  и  коллективной
защиты;  (В  редакции  Закона  Карачаево-Черкесской  Республики  от
20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    немедленно сообщать  своему  непосредственному  руководителю  о
любом несчастном случае,  происшедшем на производстве,  о признаках
профессионального заболевания,  а также о ситуации, которая создает
угрозу жизни и здоровью людей;
    своевременно проходить  обучение  и  проверку  знаний по охране
труда: проходить установленные медицинские осмотры.

    Статья 14.  Соответствие производственных  объектов  и  средств
производства требованиям по охране труда
    Проектирование, строительство и реконструкция  производственных
объектов,  разработка  и  выпуск  средств  производства,  внедрение
технологий,  а также машины,  механизмы и  другое  производственное
оборудование,   технологические   процессы  должны  соответствовать
требованиям охраны труда.
    Запрещаются     строительство,    реконструкция,    техническое
переоснащение  производственных  объектов, производство и внедрение
новой   техники,   внедрение   новых   технологий   без  заключений
государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в
части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда. (В
редакции  Закона Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N
13-РЗ)
    Новые  или  реконструируемые  производственные объекты не могут
быть   приняты   в   эксплуатацию  без  заключений  соответствующих
федеральных     органов    исполнительной    власти    в    области
государственного  надзора  и  контроля  за  соблюдением  требований
охраны труда. (В редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от
20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Запрещаются применение  в  производстве  вредных  или   опасных
веществ,  материалов,  продукции,  товаров  и  оказание услуг,  для
которых  не  разработаны  методики  и   средства   метрологического
контроля      и     токсикологическая     (санитарно-гигиеническая,
медико-биологическая) оценка которых не проводилась.
    В  случае  использования новых или не применяемых в организации
ранее  вредных  или  опасных  веществ работодатель обязан до начала
использования   указанных   веществ  разработать  и  согласовать  с
соответствующими  федеральными  органами  исполнительной  власти  в
области   государственного   надзора   и  контроля  за  соблюдением
требований  охраны  труда  меры  по  сохранению  жизни  и  здоровья
работников.  (В  редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от
20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Машины, механизмы   и   другое  производственное  оборудование,
транспортные  средства,  технологические  процессы,   материалы   и
химические вещества,  средства индивидуальной и коллективной защиты
работников,  в  том   числе   иностранного   производства,   должны
соответствовать   требованиям   охраны   труда,   установленным   в
Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

    Статья 15.  Обучение и инструктирование  работников  по  охране
труда. Подготовка специалистов по охране труда
    Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны
проходить  обучение  по  охране  труда и проверку знаний требований
охраны труда  в  порядке,  определенном  Правительством  Российской
Федерации.
    Для всех поступающих на работу,  а также переводимых на  другую
работу  лиц  работодатель обязан организовать и провести инструктаж
по охране труда,  обучение безопасным методам и приемам  выполнения
работ и оказанию первой помощи пострадавшим.
    Для лиц,  поступающих на производство  с  вредными  и  опасными
условиями труда, работодатель обеспечивает предварительное обучение
безопасным методам и приемам выполнения  работ  со  стажировкой  на
рабочем  месте  и  сдачей  экзаменов  и  последующим  периодическим
переобучением и проверкой знаний требований охраны труда.
    Государство содействует  организации обучения по охране труда в
образовательных учреждениях начального  общего,  основного  общего,
среднего     (полного)     общего    образования    и    начального
профессионального,     среднего     профессионального,      высшего
профессионального и послевузовского профессионального образования.
    Государство обеспечивает      профессиональную       подготовку
специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего
профессионального и высшего профессионального образования.

    Статья 16.  Финансирование мероприятий по улучшению  условий  и
охраны труда
    Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны  труда
осуществляется  в рамках федеральных,  отраслевых и территориальных
целевых программ улучшения условий и охраны труда за  счет  средств
федерального   бюджета,  бюджета  Карачаево-Черкесской  Республики,
местных    бюджетов,    внебюджетных    источников    в    порядке,
предусмотренном     законодательством     Российской     Федерации,
республиканским законодательством и нормативными  правовыми  актами
представительных органов местного самоуправления.
    Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны  труда
осуществляется также за счет:
    средств от штрафов,  взыскиваемых за нарушение законодательства
о  труде  и  об  охране  труда,  перечисляемых  и  распределяемых в
соответствии  с   федеральным   законом,   а   также   в   порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
    добровольных взносов организаций и физических лиц.
    Финансирование мероприятий  по улучшению условий и охраны труда
в  организациях  независимо  от  организационно-правовых  форм  (за
исключением   федеральных   казенных   предприятий   и  федеральных
учреждений) осуществляется в размере не менее  0,1  процента  суммы
затрат на производство продукции (работ,  услуг), а в организациях,
занимающихся эксплуатационной деятельностью,  - в размере не  менее
0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.
    В целях  финансирования  мероприятий  по  улучшению  условий  и
охраны  труда  и  оздоровления  работников  в  Карачаево-Черкесской
Республике может создаваться  республиканский  фонд  охраны  труда.
Положение  о  фонде  охраны труда Карачаево-Черкесской Республики и
его  Правление  утверждаются  Правительством   Карачаево-Черкесской
Республики.
    В отраслях экономики,  на территориях,  а также в  организациях
могут   создаваться   фонды   охраны   труда   в   соответствии   с
законодательством   Российской   Федерации   и    законодательством
Карачаево-Черкесской Республики.
    Средства, направляемые  в  фонды  охраны   труда,   расходуются
исключительно  на  оздоровление  работников  и  улучшение условий и
охраны труда. Запрещается использование средств фондов охраны труда
не по назначению.
    Работник не несет расходов  на  финансирование  мероприятий  по
улучшению условий и охраны труда.

            Глава IV. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
                 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА

    Статья 17. Органы государственного надзора и контроля
    Государственный  надзор  и  контроль  за соблюдением требований
охраны   труда  в  Карачаево-Черкесской  Республике  осуществляется
Государственной инспекцией труда в Карачаево-Черкесской Республике,
которая  является  территориальным  органом  Федеральной  службы по
труду и занятости и осуществляет свою деятельность в соответствии с
федеральным      законодательством.      (В     редакции     Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Государственный надзор  и  контроль  за  соблюдением требований
охраны  труда  осуществляется  также  иными  федеральными  органами
исполнительной    власти    на   территории   республики,   которым
предоставлено право  осуществлять  функции  надзора  и  контроля  в
пределах своих полномочий.

    Статья 18. Государственная экспертиза условий труда
    Государственная экспертиза   условий   труда   на    территории
Карачаево-Черкесской Республики  осуществляется федеральным органом
исполнительной   власти   и    органами    исполнительной    власти
Карачаево-Черкесской Республики, ведающими вопросами охраны труда.
    Государственная экспертиза  условий  труда   осуществляется   в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
    Задачами  государственной  экспертизы  условий  труда  являются
контроль   за  условиями  и  охраной  труда,  качеством  проведения
аттестации   рабочих   мест   по   условиям   труда,  правильностью
предоставления  компенсаций  за  тяжелую работу и работу с вредными
или  опасными  условиями  труда,  а также подготовка предложений об
отнесении   организаций   к   классу   профессионального   риска  в
соответствии  с  результатами  сертификации работ по охране труда в
организациях. (В редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от
20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Заключение государственной  экспертизы  условий  труда является
обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации
организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований
охраны труда.
    Государственная  экспертиза  условий  труда  осуществляется  на
рабочих  местах,  при  проектировании строительства и реконструкции
производственных    объектов,   а   также   по   запросам   органов
государственного  надзора  и  контроля  за  соблюдением  требований
охраны  труда и судебных органов, органов управления охраной труда,
работодателей,      объединений      работодателей,     работников,
профессиональных  сэюзов,  их  объединений  и  иных  уполномоченных
работниками    представительных   органов.   (В   редакции   Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Работники, осуществляющие  государственную  экспертизу  условий
труда,  имеют  право  беспрепятственно  при  наличии  удостоверений
установленного     образца      посещать      организации      всех
организационно-правовых  форм,  запрашивать и безвозмездно получать
необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда
документацию.

    Статья 19.  Общественный  контроль  за  соблюдением  требований
охраны труда
    Общественный контроль  за соблюдением прав и законных интересов
работников в области  охраны  труда  осуществляют  профессиональные
союзы  в  лице  их  соответствующих  органов  и иные уполномоченные
работниками представительные органы, которые могут создавать в этих
целях собственные инспекции. (В           редакции           Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 20.03.2006 г. N 13-РЗ)
    Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные органы имеют право:
    осуществлять контроль     за     соблюдением     работодателями
законодательства об охране труда;
    проводить независимую экспертизу условий  труда  и  обеспечения
безопасности работников организаций;
    принимать участие  в   расследовании   несчастных   случаев   и
профессиональных заболеваний на производстве;
    получать информацию от руководителей  и  иных  должностных  лиц
организаций  о  состоянии  условий  охраны  труда,  а  также о всех
подлежащих  регистрации  несчастных  случаях   и   профессиональных
заболеваниях на производстве;
    защищать права и интересы  членов  профессионального  союза  по
вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве
(работе);
    предъявлять работодателям  требования  о  приостановке  работ в
случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
    направлять работодателям    обязательные    для    рассмотрения
представления об устранении выявленных нарушений законодательства и
иных нормативных правовых актов по охране труда;
    осуществлять проверку   состояния   условий    охраны    труда,
предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
    принимать участие в работе комиссий по испытаниям и  приемке  в
эксплуатацию  производственных  объектов  и  средств производства в
качестве независимых экспертов;
    принимать участие   в  разработке  и  согласовании  нормативных
правовых актов по охране труда;
    обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении
к   ответственности   должностных   лиц,   виновных   в   нарушении
законодательных  и иных нормативных правовых актов по охране труда,
сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
    принимать участие  в рассмотрении трудовых споров,  связанных с
нарушением законодательства и иных нормативных  правовых  актов  по
охране труда,  обязательств, установленных коллективными договорами
или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
    Уполномоченные (доверенные)     лица     по     охране    труда
профессионалыых   союзов   и   иных   уполномоченных    работниками
представительных  органов  имеют право беспрепятственно проверять в
организациях  соблюдение  требований   охраны   труда   и   вносить
обязательные  для  рассмотрения  должностными лицами предложения об
устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

    Статья 20.  Приостановка  деятельности   организаций   или   их
ликвидации за нарушение требований по охране труда
    В случаях,  когда производственная деятельность организаций или
их    структурных    подразделений,    эксплуатация    оборудования
осуществляются  с  опасными  для  жизни   и   здоровья   работников
нарушениями  требований охраны труда,  указанная деятельность может
быть приостановлена  по  предписанию  руководителя  Государственной
инспекции    труда    по    Карачаево-Черкесской    Республике    и
государственных инспекторов по охране труда  на  срок,  необходимый
для устранения выявленных нарушений.
    Решение о   ликвидации   организации   или   ее    структурного
подразделения   принимается   судом   в   порядке,  предусмотренном
федеральным законодательством.

                 Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 21.   О    признании    утратившими    силу    отдельных
законодательных актов Карачаево-Черкесской Республики
    Признать утратившими силу:
    Закон Карачаево-Черкесской  Республики  N 200-XXII от 8 декабря
1996 года "Об охране труда в Карачаево-Черкесской Республике";
    Закон Карачаево-Черкесской  Республики N 592-XXII от 12 февраля
1999  года  "О  внесении  изменений  в  Закон  Карачаево-Черкесской
Республики "Об охране труда в Карачаево-Черкесской Республике".

    Статья 22.   О   приведении   нормативных   правовых   актов  в
соответствие с настоящим Республиканским законом
    Предложить Президенту    Карачаево-Черкесской    Республики   и
поручить  Правительству  Карачаево-Черкесской  Республики  привести
свои   нормативные   правовые   акты  в  соответствие  с  настоящим
Республиканским законом.

    Статья 23. Вступление в силу настоящего Республиканского закона
    Настоящий Республиканский  закон  вступает  в  силу  со дня его
официального опубликования.

            Президент
Карачаево-Черкесской Республики                          В. Семенов

город Черкесск
17 июля 2002 года
N 29-РЗ





Информация по документу
Читайте также