Расширенный поиск
Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.09.2013 № 318 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.09.2013 г. Черкесск N 318 Об утверждении государственной программы "Развитие водохозяйственного
комплекса и охрана окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике
до 2020 года"
(В редакции Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 06.06.2014 г. N 172; от 07.11.2014 г. N 329;
от 26.02.2015 № 44; от 15.06.2015 № 155; от 07.07.2015 № 189;
от 05.02.2016 № 19; от 24.05.2016 № 140; от 19.08.2016 № 218;
от 09.02.2017 № 34)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Карачаево-Черкесской Республики П О С Т А Н О В Л Я Е Т: 1. Утвердить государственную программу "Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в Карачаево- Черкесской Республике до 2020 года" (далее - Государственная программа) согласно приложению. 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы в области водного хозяйства и охраны окружающей среды. Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики М.Я.Карданов Приложение к постановлению
Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 27.09.2013 N 318
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды
в Карачаево-Черкесской Республике до 2020 года"
(В редакции Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 06.06.2014 г. N 172; от 07.11.2014 г. N 329;
от 26.02.2015 № 44; от 15.06.2015 № 155; от 07.07.2015 № 189;
от 05.02.2016 № 19; от 24.05.2016 № 140; от 19.08.2016 № 218;
от 09.02.2017 № 34) г. Черкесск
2013 год П А С П О Р Т
государственной программы "Развитие водохозяйственного комплекса и охрана окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике
до 2020 года"
----------------------------------------------------------------- |Ответственный исполнитель |Управление охраны окружающей среды и| |Государственной программы |водных ресурсов Карачаево-Черкесской| | |Республики | |--------------------------+------------------------------------| |Соисполнители | | |Государственной программы | |
|--------------------------+------------------------------------| |Соисполнители Подпрограммы| |
|"Развитие | | |водохозяйственного | | |комплекса Карачаево- | | |Черкесской Республики" | | |--------------------------+------------------------------------| |Соисполнители Подпрограммы| |
|"Охрана окружающей среды в| | |Карачаево-Черкесской | | |Республике" | | |--------------------------+------------------------------------| |Соисполнители Подпрограммы| | |"Обеспечение условий | | |реализации Государственной| |
|программы "Развитие | | |водохозяйственного | | |комплекса и охрана | | |окружающей среды в | | |Карачаево-Черкесской | | |Республике до 2020 года" | | |--------------------------+------------------------------------| |Цели Государственной |Гарантированное обеспечение водными| |программы |ресурсами устойчивого социально-| | |экономического развития Карачаево-| | |Черкесской Республики и сопредельной|
| |территории Ставропольского края; | | |сохранение и восстановление водных| | |объектов до состояния,| | |обеспечивающего экологически| | |благоприятные условия жизни| | |населения; | | |обеспечение защищенности населения и|
| |объектов экономики от наводнений и| | |иного негативного воздействия вод; | | |соблюдение прав человека на| | |благоприятную окружающую среду за| | |счет стабилизации экологической| | |обстановки в Карачаево-Черкесской| | |Республике и ее постепенного| | |улучшения; | | |стабилизация, сохранение и улучшение|
| |экологической обстановки, повышение| | |уровня экологической безопасности| | |населения, содействие улучшению| | |демографического положения в| | |Карачаево-Черкесской Республике; | | |предотвращение экологически вредной| | |деятельности по несанкционированному|
| |размещению отходов производства и| | |потребления; | | |ликвидация накопленного| | |экологического ущерба; | | |сохранение и развитие сети особо| | |охраняемых природных территорий| | |регионального значения; | | |информирование населения о состоянии|
| |окружающей среды в республике; | | |создание необходимых условий для| | |эффективной реализации| | |Государственной программы; | | |обеспечение финансовых,| | |организационных, информационных и| | |научно-методических условий для| | |реализации Государственной| | |программы; | | |повышение эффективности реализации| | |Государственной программы; | | |обеспечение эффективной деятельности|
| |органов государственной власти в| | |сфере водохозяйственного комплекса и|
| |охраны окружающей среды в Карачаево-|
| |Черкесской Республике | |--------------------------+------------------------------------| |Задачи Государственной |Повышение эксплуатационной| |программы |надежности гидротехнических| | |сооружений (в том числе бесхозяйных)|
| |путем их приведения к безопасному| | |техническому состоянию; | | |обеспечение населения и объектов| | |экономики сооружениями инженерной| | |защиты с учетом экономической| | |целесообразности строительства таких|
| |сооружений на основе оценки и| | |сопоставления альтернативных| | |издержек; | | |обеспечение высокого уровня| | |защищенности территорий от| | |чрезвычайных ситуаций природного и| | |техногенного характера; | | |предупреждение и минимизация| | |негативного воздействия на| | |окружающую среду; | | |сохранение и развитие сети особо| | |охраняемых природных территорий| | |регионального значения; | | |повышение экологической культуры| | |населения; | | |развитие сети государственного| | |мониторинга водных объектов; | | |обеспечение деятельности Управления| | |охраны окружающей среды и водных| | |ресурсов Карачаево-Черкесской| | |Республики как ответственного| | |исполнителя (государственного| | |заказчика) Государственной| | |программы; | | |правовое и аналитическое| | |сопровождение реализации| | |Государственной программы; | | |формирование государственных| | |информационных ресурсов в сфере| | |охраны окружающей среды и водных| | |ресурсов; | | |обеспечение эффективного| | |межведомственного и межрегионального|
| |информационного обмена; | | |увеличение объемов и качества| | |государственных услуг,| | |предоставляемых организациям и| | |гражданам в электронном виде; | | |совершенствование системы| | |предоставления государственных услуг|
| |гражданам и организациям; | | |обеспечение эффективного управления| | |кадровыми ресурсами в сфере| | |реализации Государственной| | |программы; | | |повышение качества материально-| | |технического обеспечения; | | |информационное обеспечение| | |реализации Государственной программы|
|--------------------------+------------------------------------|
|Основные целевые |Численность населения, проживающего|
|индикаторы и показатели |на территории Карачаево-Черкесской|
|Государственной программы |Республики в районах возникновения|
| |локальных вододефицитов, надежность|
| |обеспечения которого водными|
| |ресурсами повышена. |
| |Доля населения, проживающего на|
| |подверженных негативному воздействию|
| |вод территориях, защищенного в|
| |результате проведения мероприятий по|
| |повышению защищенности от|
| |негативного воздействия вод, в общем|
| |количестве населения, проживающего|
| |на таких территориях до, 40,8%;|
| |доля построенных/реконструированных|
| |сооружений инженерной защиты и|
| |берегоукрепления от общей|
| |потребности в таких сооружениях до|
| |18,3%; |
| |доля гидротехнических сооружений, в|
| |том числе бесхозяйных, имеющих|
| |безопасное техническое состояние, в|
| |общем числе гидротехнических|
| |сооружений, в том числе бесхозяйных|
| |- до 91,5%. |
| |Снижение количества гидротехнических|
| |сооружений, в том числе бесхозяйных,|
| |уровень безопасности которых|
| |оценивается как неудовлетворительный|
| |или опасный до 9,6%. |
| |Снижение численности населения,|
| |проживающего на территориях,|
| |подверженных риску затопления в|
| |случае аварии на гидротехнических|
| |сооружениях, уровень безопасности|
| |которых оценивается как|
| |неудовлетворительный, опасный до|
| |27027 человек. |
| |Доля гидротехнических сооружений, в|
| |том числе бесхозяйных, на территории|
| |субъекта Российской Федерации,|
| |уровень безопасности которых|
| |оценивается как неудовлетворительный|
| |опасный, приведенных в безопасное|
| |техническое состояние. |
| |Размер предотвращенного ущерба в|
| |безопасное состояние|
| |гидротехнических сооружений, уровень|
| |безопасности которых оценивается как|
| |неудовлетворительный, опасный (по|
| |объектам, отремонтированным в|
| |текущем году). |
| |Численность населения, экологические|
| |условия проживания которого улучшены|
| |в результате осуществления|
| |мероприятия. |
| |Доля предприятий, получивших|
| |разрешение на выбросы загрязняющих|
| |веществ в атмосферный воздух от|
| |выявленных в результате контрольно-|
| |надзорных мероприятий - до 95%; |
| |доля предприятий, согласовавших в|
| |установленном порядке планы снижения|
| |выбросов вредных (загрязняющих)|
| |веществ в атмосферный воздух и|
| |сроков поэтапного достижения|
| |нормативов предельно допустимых|
| |выбросов от предусмотренного|
| |законодательством, до 100%; |
| |доля предприятий, получивших|
| |документ об утверждении нормативов|
| |образования отходов и лимитов на их|
| |размещение, к представленным до|
| |100%; |
| |доля водопользователей,|
| |осуществляющих использование водных|
| |объектов на основании|
| |предоставленных в установленном|
| |порядке прав пользования к общему|
| |количеству пользователей,|
| |осуществление водопользования|
| |которыми предусматривает|
| |приобретение прав пользования|
| |водными объектами на основании|
| |договоров водопользования и решений|
| |о предоставлении водных объектов в|
| |пользование - до 100%; |
| |доля утвержденных проектов округов и|
| |зон санитарной охраны водных|
| |объектов, расположенных на|
| |территории республики, используемых|
| |для питьевого, хозяйственно-бытового|
| |водоснабжения и в лечебных целях, а|
| |также установления границ и режима|
| |зон санитарной охраны источников|
| |питьевого и хозяйственно-бытового|
| |водоснабжения к представленным до|
| |100%; |
| |доля согласованных расчетов|
| |вероятного вреда, который может быть|
| |причинен в результате аварии|
| |гидротехнического сооружения на|
| |территории Карачаево-Черкесской|
| |Республики к представленным до 100%;|
| |проведение мониторинга состояния дна|
| |и берегов водных объектов или их|
| |частей, расположенных на территории|
| |республики в соответствии с|
| |утвержденной программой; |
| |объем доходов федерального бюджета|
| |от платы за пользование водными|
| |объектами; |
| |доля установленных (нанесенных на|
| |землеустроительные карты)|
| |водоохранных зон водных объектов в|
| |протяженности береговой линии,|
| |требующей установления водоохранных|
| |зон (участков водных объектов,|
| |испытывающих антропогенное|
| |воздействие), до 100%; |
| |доля вынесенных в натуру|
| |водоохранных зон и прибрежных|
| |защитных полос в общей протяженности|
| |установленных (нанесенных на|
| |землеустроительные карты)|
| |водоохранных зон - до 100%; |
| |доля протяженности участков русел,|
| |на которых осуществлены работы по|
| |оптимизации их пропускной|
| |к общей протяженности участков|
| |русел рек, нуждающихся в увеличении;|
| |доля населения, проживающая на|
| |защищенной в результате проведения|
| |противопаводковых мероприятий|
| |территории, в общей численности|
| |населения, проживающего на|
| |территориях подверженных негативному|
| |воздействию вод; |
| |доля поступивших средств за выдачу |
| |разрешений на выбросы загрязняющих|
| |веществ в атмосферный воздух|
| |(государственная пошлина), денежных|
| |взысканий (штрафов) за нарушение|
| |законодательства, установленное на|
| |водных объектах, находящихся в|
| |собственности Карачаево-Черкесской|
| |Республики, денежных взысканий|
| |(штрафов) за нарушение|
| |законодательства в области охраны|
| |окружающей среды, поступлений от|
| |денежных взысканий в возмещение|
| |ущерба от наложенных - до 90%; |
| |доля обследованных водоохранных зон|
| |водных объектов в границах поселений|
| |до 90%; |
| |доля устраненных нарушений от общего|
| |количества выявленных нарушений|
| |выполнения условий договоров|
| |водопользования, решений о|
| |предоставлении водных объектов в|
| |пользование - до 60%; |
| |доля ликвидированных и|
| |рекультивированных объектов|
| |несанкционированного размещения|
| |отходов от выявленных при|
| |осуществлении контрольно-надзорных|
| | мероприятий - до 90%; |
| |доля построенных и введенных в|
| |эксплуатацию полигонов твердых|
| |бытовых и производственных отходов|
| |от потребности – до 70%; |
| |доля выполненных работ по|
| |объектов размещения отходов от|
| |объема запланированных работ - до|
| |100%; |
| |доля использованных, обезвреженных|
| |отходов в общем объеме отходов,|
| |образовавшихся в процессе|
| |производства и потребления, до 55%; |
| |доля положительных заключений|
| |государственной экологической|
| |экспертизы к представленным до 100%;|
| |доля устраненных нарушений от общего|
| |количества выявленных нарушений при|
| |проведении контрольно-надзорных|
| |мероприятий по региональному|
| |государственному водному надзору -|
| |до 94%; |
| |доля устраненных нарушений от общего|
| |количества выявленных нарушений при|
| |проведении контрольно-надзорных|
| |мероприятий по региональному|
| |государственному экологическому|
| |надзору - до 92%; |
| |доля особо охраняемых природных|
| |территорий регионального значения,|
| |внесенных в кадастр ООПТ, к общему|
| |количеству региональных особо|
| |охраняемых природных территорий – до|
| |100%; |
| |доля выданных заключений по запросам|
| |юридических и физических лиц о|
| |наличии особо охраняемых природных|
| |территорий регионального значения к|
| |общему количеству поступивших|
| |обращений - до 100%; |
| |доля особо охраняемых природных|
| |территорий регионального значения с|
| |установленными границами к общему|
| |количеству региональных особо|
| |охраняемых природных территорий – до|
| |100%. |
| |Подготовка и опубликование|
| |ежегодного доклада «Об экологической|
| |ситуации в Карачаево-Черкесской|
| |Республике», эколого-просветительных|
| |материалов и увеличение доступа|
| |населения к электронным и печатным|
| |материалам - до 100% |
(В редакции Постановления Правительства Карачаево-Черкесской
Республики от 19.08.2016 № 218)
|--------------------------+------------------------------------| |Этапы и сроки реализации |Реализацию Государственной программы|
|Государственной программы |предлагается осуществить в 2014-2020| | |годах в 1 этап | |--------------------------+------------------------------------|
| Объемы бюджетных | Объем финансирования Государствен-|
| ассигнований | ной программы в 2014-2020 годах за|
| Государственной | счет всех источников составит|
| программы | 2463318,18 тыс.рублей, в том числе:|
| | 347435,399 тыс. рублей - за счет| | | средств республиканского бюджета; |
| | 1685742,86 тыс. рублей - за счет|
| | средств федерального бюджета (по|
| | согласованию); |
| | 64716,00 тыс.рублей – за счет |
| | средств муниципального бюджета|
| |(по согласованию). |
| |365423,92 тыс.рублей – внебюджетные|
| | средства (по согласованию). | | | Из них по годам: |
| | средства республиканского бюджета: | | | 2014 год - 48169,80 тыс.рублей |
| | 2015 год - 61294,22 тыс.рублей |
| | 2016 год - 64170,97 тыс.рублей |
| | 2017 год - 48039,359 тыс.рублей |
| | 2018 год - 25321,70 тыс.рублей |
| | 2019 год - 25321,70 тыс.рублей |
| | 2020 год - 75117,65 тыс.рублей |
| | средства федерального бюджета (по|
| | согласованию): |
| | 2014 год - 224683,50 тыс.рублей |
| | 2015 год - 265502,10 тыс.рублей |
| | 2016 год - 362066,30 тыс.рублей |
| | 2017 год - 413993,80 тыс.рублей |
| | 2018 год - 105164,30 тыс.рублей |
| | 2019 год - 73604,10 тыс.рублей |
| | 2020 год - 240728,76 тыс.рублей |
| | средства муниципального бюджета (по|
| | согласованию): |
| | 2017 год - 62472,00 тыс.рублей |
| | 2018 год - 2244,00 тыс.рублей |
| | внебюджетные средства (по|
| | согласованию): |
| | 2014 год - 19727,68 тыс.рублей |
| | 2015 год - 20495,03 тыс.рублей |
| | 2016 год - 19522,40 тыс.рублей |
| | 2017 год - 245678,81 тыс.рублей |
| | 2018 год - 20000,00 тыс.рублей |
| | 2019 год - 22000,00 тыс.рублей |
| | 2020 год - 22000,00 тыс.рублей |
| | Объемы финансирования |
| | Государственной программы могут |
| | корректироваться исходя из объемов |
| | доведенных лимитов на очередной |
| | финансовый год» |
(В редакции Постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.06.2014 г. N 172;
от 26.02.2015 № 44; от 15.06.2015 № 155; от 05.02.2016 № 19;
от 05.02.2016 № 19; от 24.05.2016 № 140; от 09.02.2017 № 34) |--------------------------+------------------------------------|
|Ожидаемые результаты |Гарантированное обеспечение водными| |реализации Государственной|ресурсами текущих и перспективных| |программы |потребностей населения и объектов| | |экономики Карачаево-Черкесской| | |Республики и сопредельных с ней| | |территорий; | | |создание условий для обеспечения| | |благоприятных экологических условий| | |для жизни населения; | | |повышение защищенности населения и| | |объектов экономики от наводнений и| | |другого негативного воздействия вод;|
| |улучшение экологической обстановки в|
| |Карачаево-Черкесской Республике,| | |оптимизация обращения с отходами| | |производства и потребления, снижение|
| |негативного воздействия на| | |окружающую природную среду,| | |вызванного несанкционированным| | |размещением отходов производства и| | |потребления; | | |завершение работы по определению| | |границ особо охраняемых территорий| | |регионального значения и постановки| | |их на кадастровый учет; | | |создание эффективной системы| | |управления реализацией| | |Государственной программы,| | |эффективное управление отраслями:| | |водохозяйственной и природоохранной;|
| |реализация в полном объеме| | |мероприятий Государственной| | |программы, достижение ее целей и| | |задач; | | |повышение качества и доступности| | |государственных и муниципальных| | |услуг, оказываемых в сфере| | |водохозяйственного комплекса и| | |охраны окружающей среды в Карачаево-|
| |Черкесской Республике; | | |создание условий для привлечения в| | |водохозяйственную и природоохранную| | |отрасли высококвалифицированных| | |кадров, в том числе молодых| | |специалистов; | | |повышение эффективности| | |информатизации в водохозяйственной и|
| |природоохранной отрасли; | | |формирование необходимой нормативной|
| |правовой базы, обеспечивающей| | |эффективную реализацию| | |Государственной программы и| | |направленной на развитие сферы| | |водохозяйственного комплекса и| | |охраны окружающей среды в Карачаево-|
| |Черкесской Республике; | | |своевременное принятие нормативных| | |правовых актов и подготовка| | |методических рекомендаций,| | |необходимых для реализации| | |мероприятий Государственной| | |программы; | | |наличие системы мониторинга и| | |контроля реализации Государственной| | |программы | ----------------------------------------------------------------- 1. Характеристика сферы реализации Государственной программы
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В условиях реформирования экономики, наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Состояние окружающей среды в Карачаево-Черкесской Республике остается напряженным, а уровень ее загрязнения - высоким. В этих условиях возрастает актуальность проведения ряда мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, разработки, реализации и систематизации мер по улучшению экологической ситуации в
республике, организации эффективного управления сферой деятельности. 1) Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации отходов на территории Карачаево-Черкесской Республики приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. Отсутствие в республике санкционированных полигонов для размещения твердых бытовых отходов (полигоны ТБО) приводит к катастрофической ситуации со сбором, вывозом, переработкой, размещением и утилизацией отходов, ликвидацией накопленного экологического ущерба. Во многих населенных пунктах отходы не вывозятся неделями, иные природоохранные мероприятия практически не проводятся. Из-за отсутствия полигонов ТБО население вывозит отходы либо на окраины населенных пунктов либо в поймы рек. Не организована вторичная переработка отходов. Большинство свалок твердых бытовых отходов эксплуатируется с нарушением требований санитарного и природоохранного законодательства, не имеет разрешительной документации, отводов земельных участков, проектов на объекты, не ведется должный учет захороненных отходов. Эти нарушения экологического баланса приводят к отравлению водных ресурсов, почвы, атмосферного воздуха. Все это не может не сказаться на устойчивом развитии республики как региона с уникальными бальнеологическими ресурсами, туристско- рекреационными возможностями и большим сельскохозяйственным потенциалом. В первоочередном порядке необходимо решать вопрос строительства отвечающих природоохранным и санитарным требованиям полигонов ТБО и организации вторичной переработки и утилизации отходов по всей территории республики. 2) В Карачаево-Черкесской Республике сформирована разветвленная сеть объектов природно-заповедного фонда, включающая в себя особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) практически всех категорий. Природно-заповедный фонд республики насчитывает 86 ООПТ, в
том числе 4 - федерального и 82 - республиканского значения (8 заказников и 74 памятника природы). Площадь ООПТ регионального значения - 200,2 тыс. га (14% от площади республики). ООПТ призваны обеспечивать сохранение экосистем, редких и охраняемых видов животных
и растений и являются экологическим каркасом региона. Границы ООПТ республиканского значения до сих пор не определены. Указанные ООПТ образованы в 70-80 годах прошлого века для установления особого режима использования данных территорий, в целях сохранения экосистем, редких и охраняемых видов животных и растений. На сегодняшний день в связи с неопределенностью границ режим использования ООПТ обеспечивается не в полной мере, что затрудняет выполнение данными территориями функции особо охраняемых природных территорий. 3) Карачаево-Черкесская Республика принадлежит к числу наиболее обеспеченных водными ресурсами регионов Российской Федерации. На ее территории протекает 419 рек, общая протяженность которых составляет около 4,2 тыс. км. Основной водной артерией, источником водоснабжения населения, хозяйственной и промышленной деятельности на территории республики является р. Кубань. Бассейн р. Кубань располагается в западной части Северо-Кавказского экономического района, ограничивается Главным Кавказским хребтом, Азовским морем и слабовыраженным водоразделом с реками равнинной части Ставропольского и Краснодарского краев. Общая площадь водосбора р. Кубани - 57,0 тыс. км-2, протяженность
составляет 870 км, суммарная длина всех ее притоков (более 10 км) - 14328 км. Основные крупные притоки в верховьях реки - р. Теберда, р. Малый Зеленчук, р. Большой Зеленчук, р. Уруп, р. Большая Лаба. Воды Кубани и ее притоков, а также малых рек республики питают Карачаево-Черкесскую Республику, Ставропольский и Краснодарский края. Общая потребность населения республики в воде питьевого качества составляет около 250,0 тыс. м-3/сутки. Объем речного стока р. Кубань - с. им. Коста Хетагурова составляет 2217 млн. м-3, р. Маруха - с. Маруха - 391 млн. м-3, р. Аксаут - с. Хасаут - Греческое - 561 млн. м-3, р. Большой Зеленчук - пос. Архыз - 984 млн. м-3. Подсчитанные эксплуатационные ресурсы пресных подземных вод переуглубленных речных долин бассейна р. Кубань составляют около 2,5 млн. м-3/сутки. Обеспеченность разведанными запасами пресных подземных вод составляет 0,26 м-3/сутки на человека, а прогнозными эксплуатационными ресурсами - 5,78 м-3/сутки. Общий объем забранной свежей воды из поверхностных и подземных источников в 2011 году составил 3271,36 млн. м-3/год. Объем забранной
из поверхностных водных объектов воды указан с учетом транзитной переброски воды с целью распределения поверхностного стока (составляющий 50% паводкового стока) из рек Аксаут, Маруха и Большой Зеленчук в р. Кубань на нужды гидроэнергетики, а также с учетом забора воды из р. Кубань в Большой Ставропольский канал - канал комплексного
назначения, из которого производится забор воды Ставропольским краем для нужд энергетики, сельскохозяйственного водопотребления, орошения. На территории республики существует три крупных водохозяйственных
системы: Большой Ставропольский канал - БСК; Водно-энергетический комплекс - Зеленчукская ГЭС (Марухское подпорное водохранилище, Аксаутское подпорное водохранилище, бассейн суточного регулирования, водозаборный гидроузел на р. Большой Зеленчук); регулирующее водохранилище на реке Эшкакон. В систему Большого Ставропольского канала, предназначенного для водоснабжения Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев, входит Усть-Джегутинское водохранилище (головные
сооружения канала), Кубанское водохранилище, Каскад Кубанских ГЭС. Общий забор воды в БСК из р. Кубань в 2011 году составил 2285 млн. м-
3. Большая часть емкости верхнего бьефа Усть-Джегутинского водохранилища заилена. Для увеличения водоподачи в магистральный канал
и водозаборные сооружения необходима реконструкция водохранилища, предусматривающая, в том числе проведение очистки ложа водоема от донных отложений. Кубанское водохранилище расположено на 47 км от головного сооружения БСК в пос. Кавказский. Наливное водохранилище создано в природной котловине. Эксплуатируется с 1967 года. Забор воды в Кубанское водохранилище осуществляется из БСК в паводковый период через гидроаккумулирующую электростанцию и холостой водосброс. В осенне-зимний период БСК наполняется водой в основном из Кубанского водохранилища. Водно-энергетический комплекс - Зеленчукская ГЭС в составе: Аксаутское подпорное водохранилище, Марухское подпорное водохранилище, бассейн суточного регулирования, водозаборный гидроузел на р. Большой
Зеленчук. Гидротехнический комплекс Зеленчукской ГЭС предназначен для энергетических целей. Регулирующее водохранилище на р. Эшкакон предназначено для обеспечения питьевой водой населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики и сопредельной с Карачаево-Черкесской Республикой территории эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края. Эшкаконский гидроузел представляет собой регулирующее водохранилище и гидротехнические сооружения водохранилища, совмещенные с комплексом очистных сооружений. Основные параметры водохранилища: площадь водосбора - 240 км-2, средний многолетний объем годового стока - 53,3 млн. м-3, объем водохранилища: общий - 8,27 млн. м-3, регулирующий - 8,075 млн. м-3, класс сооружений по капитальности - II. Съемка, выполненная ОАО "Севкавгипроводхоз" после паводка 2002 года, показала, что за период с 1997 по 2002 годы в водохранилище отложилось 1 млн. м-3 наносов (объем водохранилища по съемке 1997 года составлял
9,27 млн. м-3). В связи с тем, что полезный объем водохранилища снижен по сравнению с проектным и продолжает уменьшаться, а также для улучшения
качества питьевой воды, подаваемой в населенные пункты республики и в
эколого-курортный регион Кавказские Минеральные Воды, требуется реконструкция водохранилища. Серьезной проблемой является абразия берегов водохранилищ. Основными последствиями разрушения берегов являются выведение из землепользования значительных площадей сельскохозяйственных и лесных угодий, а также развитие оползневой опасности на застроенных территориях. Проблемой, требующей особого внимания, является сохранившийся высокий уровень негативного антропогенного воздействия на водные объекты. В водные объекты Карачаево-Черкесской Республики сбрасывается ежегодно порядка 55 млн. м-3 сточных вод, из которых порядка 9 млн. м- 3 сбрасывается без очистки и 45 млн. м-3 недостаточно очищенных. Структура сточных вод за 2011 года 17% стоков сброшено без очистки, 84,4% - недостаточно очищенных, 1,6% стоков - нормативно чистых без очистки, 0,2% - нормативно-очищенных на сооружениях очистки. Большое количество загрязняющих веществ со сточными, ливнево- дренажными водами сбрасывается в реки республики, загрязняя тем самым
их воды. Наиболее загрязненными и потерявшими способность к самоочищению являются оз. Соленое Прикубанского района, пруд пос. Московский, р. Абазинка г. Черкесск. Основными проблемами в Карачаево-Черкесской Республике являются ежегодные наводнения, ухудшение экологического состояния водных объектов, снижение объемов капиталовложений в водохозяйственную отрасль, хозяйственное освоение паводкоопасных территорий и размещение
там хозяйственных объектов и жилья. Источники питания рек в бассейне р. Кубань - снеговые и дождевые.
Доля дождевого питания с понижением абсолютных высот увеличивается, а
снегового уменьшается. Доля ледникового питания также сокращается к предгорьям. Годовой ход уровня характеризуется высоким летним половодьем (май - июль) и сравнительно устойчивой зимней меженью, длящейся с конца ноября до конца марта. Подъем уровня воды от таяния снега в пониженной части водосбора начинается в середине апреля и переходит в летнее половодье. Высокие уровни удерживаются в течение июня-июля, после чего начинается медленный спад, заканчивающийся в ноябре. Низкие меженные уровни сохраняются до начала апреля. Ход уровня воды нарушается резкими подъемами при дождевых паводках. В результате их наложения на высокий фон летнего половодья формируется наивысший годовой уровень, наблюдающийся в конце июня и реже в июле. На реках бассейна р. Кубань, где в непосредственной близости от уреза воды расположены почти все населенные пункты республики, ежегодно с периодичностью не менее двух-трех раз проходят бурные и разрушительные паводки. Уровень воды поднимается практически мгновенно при наложении на волну половодья от интенсивного таяния снежников, обильных атмосферных осадков. Из-за больших уклонов каждый паводок носит бурный характер, неся с собой большое количество влекомых наносов, карчей, топляка и обломочного материала горных пород. Реки меняют русло и происходит подтопление и разрушение берегов. Непринятие своевременных опережающих мер, направленных на предотвращение негативного воздействия паводковых вод, может привести к катастрофически неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям с возможными жертвами. По состоянию на 01.01.2012 на территории Карачаево-Черкесской Республики имеется 267 гидротехнических сооружений (ГТС), из них 9 ГТС находится на балансе объектов энергетики и промышленных предприятий. На балансе организаций, эксплуатирующих федеральные объекты, находится 41 ГТС. Остальные 217 ГТС предназначены для защиты земельных участков
и населенных пунктов от наводнений во время прохождения паводковых вод. Количество ГТС на территории республики, уровень безопасности которых оценивается как пониженный, неудовлетворительный, составляет 54 штуки. Разрушительные паводки наблюдались в июне 2002 года, когда в результате длительных дождей и значительной площади их выпадения в горах на реках Карачаево-Черкесской Республики сформировался катастрофический паводковый расход, тогда как вероятность прохождения
подобных паводков составляла 0,5% обеспеченности. Произошел разлив рек. Были полностью уничтожены и затоплены жилые дома. В домах вымыт грунт из-под фундаментов. Разрушены хозяйственные постройки. Смыт плодородный пахотный слой почвы на всем протяжении берегозащитных мероприятий. Был нанесен огромный экономический и экологический ущерб. В связи с этим вопрос обеспечения безопасности гидротехнических сооружений остро стоит на всей территории Карачаево-Черкесской Республики и носит общереспубликанский характер. Ветхость, изношенность и аварийность гидротехнических сооружений, а в некоторых
случаях их полное отсутствие, несет постоянную и повсеместную угрозу затопления ежегодными паводками жилых домов, которые находятся в непосредственной близости от водных объектов. Для предупреждения аварийных ситуаций на реках требуется постоянно проводить мероприятия
по капитальному ремонту существующих и строительству новых берегоукрепительных сооружений. Мероприятия должны проводиться планово
и последовательно с привлечением всех возможных средств. Обозначенные
проблемы необходимо решать программно-целевым методом. Общая площадь паводкоопасных районов на территории Карачаево- Черкесской Республики достигает 5,25 тыс. кв. км, из которых ежегодно
затапливает до 1,2 тыс. кв. км. Затоплению подвержены отдельные территории городов, населенных пунктов, хозяйственные объекты и более
7 тыс. га сельскохозяйственных угодий. Средний ежегодный экономический ущерб составляет более 280 млн. рублей. Численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 56,957 тыс. человек. Размыв берегов на реках бассейна р. Кубань (Теберда, Большой и Малый Зеленчук, Кяфарь, Аксаут, Джегута) увеличивает неустойчивость русла и ведет к интенсивному проявлению русловых деформаций. Активизация таких процессов значительно повышает риски для освоенных территорий и требует адекватных мер инженерной защиты. В целях обеспечения защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод и снижения размеров ущерба строительство и реконструкция сооружений инженерной защиты будут проводиться прежде всего в наиболее паводкоопасных и подверженных подтоплению районах и носить превентивный характер. Для ликвидации эрозионных процессов предусматриваются инженерные мероприятия, направленные на предотвращение разрушения берегов в границах населенного пункта. 4) Наблюдение за водными объектами (ведение мониторинга) является
жизненно необходимой функцией государства, обеспечивающей устойчивое развитие как отдельно взятых регионов, так и страны в целом. В настоящее время участились случаи возникновения опасных гидрологических явлений на реках Северного Кавказа, связанные с глобальными климатическими процессами, происходящими на Земле. Ущерб,
наносимый этими явлениями, серьезно сказывается на экономике и безопасности региона. Согласно Водному кодексу Российской Федерации одним из составляющих государственного мониторинга водных объектов является мониторинг состояния дна и берегов водных объектов, а также состояния водоохранных зон. Необходимость данного вида мониторинга вытекает из основного естественного свойства руслового процесса - Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|