Расширенный поиск
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19.02.2000 № 50КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНЭ N 50 БЕГИМ N 50 ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 50 19 февраля 2000 г. Налшык къ. Нальчик ш. г. Нальчик О проекте закона "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике" Обсудив проект закона "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике" Правительство Кабардино-Балкарской Республики п о с т а н о в л я е т : 1. Одобрить представленный Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской республики проект закона "Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике" и внести его в Совет Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики для рассмотрения. 2. Назначить официальным представителем Правительства Кабардино-Балкарской Республики в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики при рассмотрении данного законопроекта Зумакулова Бориса Мустафаевича - министра труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики. Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики Х.Чеченов *** ПРОЕКТ ЗАКОНА "ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" Настоящий закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Глава I. Общие положения. Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе. В Законе используются следующие основные понятия: охрана труда - система мер по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие, которого на работника может привести к его травме; безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено, либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики об охране труда и сфера его применения 1. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, состоит из Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 г. N 181-ФЗ, настоящего закона, других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. 2. Действие настоящего закона распространяется на: работодателей; работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного, общего образования, проходящих производственную практику; военнослужащих, направляемых на работу в организации; граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в соответствующих организациях. 3. На граждан Кабардино-Балкарской Республики, работающих по найму, в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором и иными соглашениями Российской Федерации. 4. Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила и нормы международного договора Российской Федерации. Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда. 1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в законах и иных, нормативных правовых актах Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в пункте 2 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 4. Основные направления государственной политики в области охраны труда. 1. Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики об охране труда, а также Федеральных целевых, республиканских целевых и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда; государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление компенсаций определенных видов за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда; организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях; обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; международное сотрудничество в области охраны труда; проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей. 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда. К полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда относятся: определение и реализация государственной политики в области охраны труда на территории Кабардино-Балкарской Республики; разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики об охране труда; государственное управление - охраной труда на территории Кабардино-Балкарской Республики; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; разработка, утверждение и реализация республиканских и отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением; определение расходов на охрану труда за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики; разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; организация государственной экспертизы условий труда работников, сертификации работ по охране труда в организациях; передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований; обеспечение взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики в области охраны труда; координация научно-исследовательской работы и распространение передового отечественного и мирового опыта работы по улучшению условий и охраны труда. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в установленном порядке. Глава II. Право и гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Статья 7. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации до устранения такой опасности; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда, а также потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; обращение в органы государственной власти Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу для определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работы; периодический медицинский осмотр для динамического наблюдения за состоянием здоровья в условиях воздействия факторов, вызывающих профессиональные заболевания, профилактики и своевременного установления начальных признаков профессиональных заболеваний, выявления общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами, а также предупреждения несчастных случаев; внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями и сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, соглашением, коллективным договором, трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Статья 8. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 1. Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом) должны соответствовать требованиям охраны труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными иди опасными условиями труда. 3. На время приостановления работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушений требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. 5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Отказ работника от выполнения, работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными иди опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. 8. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований. Статья 9. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда. 1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. 3. Перечни тяжелых работ и работ с вредными иди опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаемые Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями профессиональных союзов, применяются на территории Кабардино-Балкарской Республики без изъятий. Глава III. Обеспечение охраны труда. Статья 10. Государственное управление охраной труда. 1. Государственное управление охраной труда на территории Кабардино-Балкарской Республики осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики непосредственно или по его поручению республиканским органом исполнительной власти по труду и другими республиканскими органами исполнительной власти. 2. Распределение полномочий органов исполнительной власти в области охраны труда осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики. 3. Республиканский орган исполнительной власти по труду осуществляет государственное управление охраной труда во взаимодействии с Правительством Кабардино-Балкарской Республики, Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, республиканскими судебными органами, органами Прокуратуры, объединениями профсоюзов, работодателей, отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления городов и районов, с органами надзора и контроля, и другими организациями. 4. Органы исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской федерации и Кабардино-Балкарской Республики предоставлено право осуществлять отдельные функции управленческого нормативного, правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с республиканским органом исполнительной власти по труду. 5. Нормы и правила по охране труда, утвержденные федеральным государственным органом управления охраной труда, обязательны для исполнения на территории Кабардино-Балкарской Республики всеми министерствами и ведомствами Кабардино-Балкарской Республики, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. 6. Должностные лица республиканского органа исполнительной власти по труду ответственные за охрану труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации. 7. Отраслевые органы исполнительной власти осуществляют государственное управление охраной труда в отрасли, организуют и координируют работу по обеспечению безопасных условий труда, осуществляют соответствующий ведомственный контроль через структурные подразделения по охране труда на подведомственных предприятиях, а также предприятиях отраслевой принадлежности. 8. Органы местного самоуправления городов и районов осуществляют управление охраной труда, организационную, исполнительную, координирующую и консультативную деятельность в границах соответствующего города (района), содействуют представителям специально уполномоченных органов в осуществлении надзора и контроля за соблюдением на предприятиях законодательства об охране труда. 9. Отраслевые органы исполнительной власти, органы местного самоуправления городов и районов, концерны, ассоциации и другие объединения предприятий обязаны создавать службы охраны труда. Статья 11. Служба охраны труда в организации. 1. Для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации о численностью 100 и более работников создается служба охраны труда иди вводится должность главного специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 2. В организации с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда или возлагает обязанности специалиста по охране труда на одного из своих специалистов с доплатой. 3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального и республиканского, органов исполнительной власти, ведающих вопросами охраны труда. 4. По своему статусу служба охраны труда приравнивается к основным службам организации и подчиняется работодателю. Служба охраны труда сокращается только в случае ликвидации предприятия. Статья 12. Комитеты (комиссии) по охране труда. 1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя, профессионального союза или иного уполномоченного работниками представительного органа. 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. Статья 13. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятиях. Взаимные обязательства работодателя и работников по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматриваются коллективным договором или контрактом. Работодатель и работники предприятия сотрудничают в деле обеспечения безопасности труда. Выполнение организационно-технических мероприятий по охране труда может проводиться на предприятии как силами специалистов самого предприятия, так и с привлечением организаций, предприятий, лабораторий, испытательных станций по контролю за безопасной эксплуатацией оборудования и условиями труда на производстве, имеющими лицензию на право проведения указанных работ на хозяйственной основе. Оценка соответствия лицензионной деятельности организаций (физических лиц) требованиям законодательных, нормативных правовых актов и других документов по охране труда осуществляется государственной экспертизой условий труда республиканского органа исполнительной власти по труду. Лицензии на право проведения конкретного вида работ выдаются органами государственного надзора и контроля по охране труда. На предприятиях повышенной опасности должны быть созданы спасательные службы для ликвидации аварий на производстве и опасения работающих. Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условии и охраны труда. 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики; приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, омывающих и обезжиривающих средств в соответствии с установленными норма работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты их комплектностью, исправностью и сроками испытания; проведение, аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным в установленном порядке; проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями и сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, при уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или не выполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, а также представителей органов общественного контроля к проведению проверок условий и охраны труда в организации и расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; своевременную уплату штрафа, наложенного органом государственного надзора и контроля за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда. Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда. Работник обязан: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; проходить, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, иди об ухудшении состоянии здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Перечнем вредных, опасных веществ и производственных факторов. Статья 16. Предоставление дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда. Дополнительные компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда на предприятии определяются коллективным договором или соглашением. Статья 17. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда. 1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. 2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в пункте 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 4. Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. 5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников. 6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной, и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республике, и иметь сертификаты соответствия. Статья 18. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. 1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, омывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. Статья 19. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда. 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации и Правительством Кабардино-Балкарской Республики. 2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых, на другую работу, работодатель (иди уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. З. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. 4. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования. 5. Государство обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования. Статья 20. Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей. Возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний, полученных при исполнении ими трудовых обязанностей, регулируется федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 21. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках республиканских целевых, отраслевых и территориальных (районных, городских) программ улучшения условий и охраны труда за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Кабардино-Балкарской Республики и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. 2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет: средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики о труде и законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; добровольных взносов организаций и физических лиц. 3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. 4. В отраслях экономики Кабардино-Балкарской Республики, на территориях (районах, городах), а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. 5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Глава IV. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. Статья 22. Государственный надзор и контроль. 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются государственной инспекцией труда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике. 2. Государственная инспекция труда. Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике руководствуется Положением о федеральной инспекции труда, утвержденным Правительством Российской Федерации. 3. Государственные инспектора труда при исполнении своих обязанностей имеют право: беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать, в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о труде, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке; приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности; выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве. 4. Государственные инспектора труда являются федеральными государственными служащими. 5. Государственные инспектора труда несут ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда наряду с государственной инспекцией труда осуществляются республиканскими органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля в пределах своих полномочий. Статья 23. Государственная экспертиза условий труда. 1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется государственной экспертизой условий труда республиканского органа исполнительной власти по труду. 2. Положение о государственной экспертизе условий труда республиканского органа исполнительной власти по труду утверждается в соответствии с Положением о Всероссийской государственной экспертизе условий труда. 3. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, за правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Заключение государственной экспертизы, условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда. 4. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства, и реконструкции производственных объектов, при лицензировании отдельных видов деятельности, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов. 5. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право: беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организации всех организационно-правовых форм; запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документацию, необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда; выдавать руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда; совместно с органами государственного надзора и контроля приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений, а также отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Статья 24. Общественный контроль за охраной труда. 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. 2. Профессиональные союзы в лице - соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников; осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке; обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. 3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Глава V. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Статья 25. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда. Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Статья 26. Ответственность научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских, организации за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда. Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений. Статья 27. Ответственность за нарушение требований охраны труда. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Статья 28. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделении вследствие нарушений требований охраны труда. 1. В случаях, если деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатация оборудования осуществляются с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда, указанные деятельность и эксплуатация могут быть приостановлены в соответствии с предписанием руководителя государственной инспекции труда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике и государственных инспекторов труда до устранения указанных нарушений. 2. Решения, принятые руководителем государственной инспекции труда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике и государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы в административном порядке или в суд. Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке. Статья 29. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда. Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителя государственной инспекции труда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда. Глава VI. Заключительные положения. Статья 30. О признании утратившим силу Закона Кабардино-Балкарской Республики "Об охране труда" в связи с принятием настоящего Закона. Признать утратившим силу Закон Кабардино-Балкарской Республики "Об охране труда" от 6 июня, 1995 г. N 10-РЗ. Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. --------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|