Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.03.2001 № 128

             КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ
            КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ
            ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                          ПОСТАНОВЛЕНЭ N 128
                             БЕГИМ N 128
                         ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 128

31 марта 2001 г.                                            Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик

                                   Утратило силу - Постановление
                                 Правительства Кабардино-Балкарской
                                             Республики
                                     от 25.12.2004 г. N 364-ПП

О Комплексе мероприятий по
страховой защите населения и
территории КБР от чрезвычайных
ситуаций природного и
техногенного характера

     В соответствии с федеральными законами от 21.12.1994 г.  N  68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера",  от 21.07.1997 г.  N 116-ФЗ  "О  промышленной
безопасности     опасных     производственных    объектов",    Законом
Кабардино-Балкарской Республики от 21.11.1996 г.  N  30-РЗ  "О  защите
населения   и   территорий   от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера",  постановлением   Правительства   Российской
Федерации  от 01.10.1998 г.  N 1139 "Об основных направлениях развития
национальной   системы   страхования   в   Российской   Федерации    в
1998-2000   годах"   Правительство    Кабардино-Балкарской  Республики
п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить прилагаемый Комплекс мероприятий по страховой защите
населения и территории Кабардино-Балкарской Республики от чрезвычайных
ситуаций    природного   и   техногенного   характера,   разработанный
Министерством Кабардино-Балкарской  Республики  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий.
     2. Министерству    Кабардино-Балкарской   Республики   по   делам
гражданской обороны,  чрезвычайным ситуациям и ликвидации  последствий
стихийных бедствий (А.Т. Туркинов):
     - до    01.05.2001     г.     представить     в     Правительство
Кабардино-Балкарской   Республики   состав   комиссии   по  реализации
указанного Комплекса мероприятий;
     - обеспечить  координацию  деятельности  министерств  и ведомств,
местных администраций  городов  и  районов  республики  по  реализации
указанного Комплекса мероприятий.
     3. Рекомендовать       органам       исполнительной        власти
Кабардино-Балкарской  Республики,  территориальным органам федеральных
органов   исполнительной   власти,   осуществляющим   контрольные    и
разрешительные  функции  в  области промышленной безопасности,  охраны
окружающей среды  и  экологической  безопасности,  принять  участие  в
реализации  Комплекса  мероприятий  по  страховой  защите  населения и
территории Кабардино-Балкарской Республики  от  чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого  заместителя  Председателя  Правительства Кабардино-Балкарской
Республики Ю.К. Альтудова.


     Председатель Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики          Х. Чеченов

                                 ***

                                                    Утвержден
                                          постановлением Правительства
                                       Кабардино-Балкарской Республики
                                             от 31 марта 2001 г. N 128

                         Комплекс мероприятий
              по страховой защите населения и территории
           Кабардино-Балкарской Республики от чрезвычайных
             ситуаций природного и техногенного характера

                               ВВЕДЕНИЕ

     Комплекс мероприятий по страховой защите населения  и  территории
Кабардино-Балкарской Республики  от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного  характера  разработан  на  основании   Закона   КБР   от
21.11.1996 г. N 30-РЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера".
     В Комплексе предусмотрены мероприятия по выполнению постановления
Правительства КБР от 06.02.1999 г.  N 52 "Об утверждении  Положения  о
государственном   надзоре   в   Кабардино-Балкарской   Республике   за
выполнением мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций  и
готовностью к действиям при их возникновении".
     Комплекс мероприятий   направлен   на   повышение    безопасности
населения   и   территории   КБР,   изыскание   местных  финансовых  и
материальных ресурсов в целях создания внебюджетного  республиканского
фонда  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций,  создание
необходимых резервов у хозяйствующих субъектов  для  предупреждения  и
локализации  ЧС,  образование  внебюджетных  источников финансирования
предупредительных мероприятий,  создание страховых гарантий возмещения
ущерба от ЧС населению и хозяйствующим субъектам, в первую очередь, по
объектам жизнеобеспечения и градообразующим предприятиям.
     В основу  Комплекса  мероприятий положены:  концепция Федеральной
целевой программы Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до
2005  г.",  методические   рекомендации   по   разработке   "Программы
формирования  страховой  защиты  от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного  характера"  МЧС  России,  рекомендации   общероссийского
семинара   в   городе   Екатеринбурге   (16-18  марта  1999  года)  "О
формировании в субъектах Российской  Федерации  реестров  потенциально
опасных объектов и обеспечении страховой зашиты от аварий, катастроф и
стихийных бедствий".

                   1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ

+---------------------------------------------------------------------------------------------------+
      Наименование              | Комплекс мероприятий по страховой защите населения и
                                | территории Кабардино-Балкарской Республики от ЧС природного
                                | и техногенного характера
+---------------------------------------------------------------------------------------------------+
 Заказчик Комплекса               Правительство КБР
 мероприятий
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
 Цель и основные задачи           Цель Комплекса мероприятий по страховой защите населения и
 Комплекса мероприятий            территории от ЧС - комплексное решение проблемы снижения
                                  природных и техногенных рисков, обеспечение достаточного
                                  уровня защиты интересов личности, общества, хозяйствующих
                                  субъектов в условиях возможных ЧС за счет страхования.
                                  Основными задачами Комплекса мероприятий являются:
                                  1. Разработка мер по выявлению и регистрации источников
                                  природных и техногенных ЧС на территории КБР, их мониторингу,
                                  оценка риска возникновения ЧС;
                                  2. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание
                                  организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для
                                  ликвидации ЧС, подготовка и поддержание в готовности к применению
                                  сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;
                                  3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение
                                  обязательного страхования ответственности организаций за
                                  причинение вреда при эксплуатации опасных производственных
                                  объектов, стимулирующих добровольное страхование физическими и
                                  юридическими лицами имущества, жизни и здоровья от рисков ЧС
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
 Сроки реализации                 Комплекс мероприятий выполняется в 2001-2003 годах. С учетом
 Комплекса мероприятий            достигнутых результатов дальнейшая корректировка Комплекса
                                  будет связана с разработкой мероприятий по предупреждению и
                                  смягчению последствий ЧС на 2004-2005 годы
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
 Основные исполнители             Министерства и ведомства КБР; территориальные структуры
 Комплекса мероприятий            федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие
                                  государственную надзорную и лицензионную деятельность в
                                  области промышленной безопасности, охраны окружающей среды,
                                  охраны природных ресурсов, экологической безопасности;
                                  предприятия и организации, на которых опасные природные
                                  явления и техногенные аварии могут привести к возникновению
                                  ЧС; страховые компании
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
 Объемы и источники               Внебюджетные средства предприятий и организаций за счет
 финансирования                   реализации договоров между исполнителями Комплекса
 Комплекса мероприятий            мероприятий и страховыми компаниями. Частичное финансирование
                                  из республиканского (КБР) бюджета и муниципальных бюджетов
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
 Ожидаемые конечные результаты    В результате реализации Комплекса мероприятий
 Комплекса мероприятий            предусматривается:
                                  - достижение уровня страховой защиты от ЧС природного и
                                  техногенного характера имущественных интересов физических лиц,
                                  связанных с жизнью, здоровьем, владением, использованием,
                                  распоряжением недвижимым имуществом не менее 50 минимальных
                                  размеров оплаты труда;
                                  - достижение уровня страховой защиты имущественных интересов
                                  юридических лиц (предприятий промышленности, транспорта,
                                  энергетики и др.), связанных с владением, пользованием,
                                  распоряжением имуществом, возмещением причиненным третьим
                                  лицам вреда, позволяющее обеспечить:
                                  а) устойчивое функционирование объекта экономики в условиях
                                  возникновения ЧС;
                                  б) страховую защиту объектов социального, культурного
                                  назначения, коммунального хозяйства и энергетики;
                                  в) достижение уровня централизованного финансирования в КБР
                                  превентивных мероприятий не менее чем 0,01 % от общего объема
                                  выпуска продукции предприятиями промышленности, транспорта,
                                  энергетики, сельского хозяйства
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
 Система контроля исполнения      Текущее управление Комплексом мероприятий осуществляет
                                  комиссия по реализации мероприятий по страховой защите
                                  населения и территории КБР от чрезвычайных ситуаций
                                  природного и техногенного характера
+---------------------------------------------------------------------------------------------------+

        2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ
              РЕШЕНИЯ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

     На территории КБР имеются в большом количестве в  промышленности,
энергетике   и  коммунальном  хозяйстве  химические,  пожароопасные  и
взрывоопасные производства,  представляющие  серьезную  опасность  для
населения  и  окружающей  природной  среды.  Возможность возникновения
аварий  на  этих  производствах  сегодня  усугубляется  тем,  что   на
большинстве  производств  имеет  место высокая степень износа основных
производственных фондов,  практически не осуществляются  модернизация,
ремонт и профилактические работы, продолжается падение технологической
дисциплины.  В этих условиях проблема обеспечения защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера приобретает
особую актуальность.
     Органами госнадзора   РФ   совместно   с   МЧС   КБР   проводится
систематическая работа по анализу возможных  чрезвычайных  ситуаций  в
республике,  принимаются  меры  по  предупреждению техногенных аварий.
Проводится контрольно-надзорная работа.  Из выявленных нарушений более
50%  составляют  нарушения при производстве работ на химически опасных
объектах,    включая    аммиачно-холодильные    установки,    объектах
котлонадзора,  газового надзора. Данные о ЧС в КБР за последние 3 года
показывают, что количество и масштаб последствий промышленных аварий и
стихийных бедствий становятся все более опасными для населения.

+-----------------------------------------------------------------------------------+
 Годы  | Количество опасных | Количество ЧС | Количество ЧС | Размер ущерба от ЧС
       | производственных   | техногенного  | природного    | природного характера
       | объектов           | характера     | характера     | (млн. руб.)
+-----------------------------------------------------------------------------------+
 1997    5710                      2               7                 62
 1998    5582                      4               9                 192
 1999    7469                      -               3                 305
+-----------------------------------------------------------------------------------+

     Федеральный закон от 21.12.1994 г.  N 68-ФЗ "О защите населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций   природного   и   техногенного
характера"  определяет  предупреждение  ЧС  как  приоритетную задачу в
области защиты населения.  Однако ни Закон, ни принятое в соответствии
с ним постановление Правительства РФ от 26.10.2000 г. N 810 "О порядке
выделения  средств  из  резервного  фонда   Правительства   Российской
Федерации  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций и
последствий   стихийных   бедствий"    не,    устанавливают    порядок
финансирования  мероприятий  по  предупреждению  ЧС,  что не позволяет
реализовать в полном объеме  необходимые  предупредительные  меры  для
снижения риска возникновения ЧС.
     Дефицит средств не позволяет осуществлять  в  необходимом  объеме
инвестиции   в   мероприятия  по  предупреждению  и  снижению  тяжести
последствий ЧС.
     Эффективным механизмом   компенсации   ущерба   от  ЧС,  снижения
нагрузки на бюджет КБР и  федеральный  бюджет  может  и  должен  стать
механизм страхования.
     Действующие в КБР  страховые  организации  (филиал  СК  "Лукойл",
Кабардино-Балкарский   филиал   "ЧСК",   ОСАО   "Ингосстрах-КБР",  ОАО
"Росгосстрах-КБР") в 2000 году свои  средства  на  снижение  риска  не
направляли  и  не  участвовали  в проведении мероприятий,  позволяющих
снизить риск возникновения ЧС природного и техногенного характера.
     В настоящее  время  деятельность  органов  государственной власти
КБР,    предприятии     и     организаций     независимо     от     их
организационно-правовой формы в области предупреждения и ликвидации ЧС
регулируется соответствующими положениями Конституции РФ, федеральными
законами  от  21.12.94 г.  N 68-ФЗ "О защите населения м территорий от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного   характера",   от
21.07.97   г.   N   116-ФЗ   "О   промышленной   безопасности  опасных
производственных объектов",  от 25.09.99 г. N 158-ФЗ "О лицензировании
отдельных  видов  деятельности"  и  принимаемыми в соответствии с ними
иными нормативными правовыми актами РФ и КБР.
     Как показывает  анализ природных рисков,  сильные ветры,  шквалы,
обильные выпадения осадков с градом,  засуха приводят  к  существенным
разрушениям  и  повреждениям  объектов  социальной  и производственной
сферы,  коммуникаций,  мостов и  гидротехнических  сооружений,  гибели
сельскохозяйственных культур. Решение вопроса смягчения последствий ЧС
с учетом сложившейся экономической  обстановки, природно-климатических
особенностей   территории   КБР,   высокой   концентрации   источников
повышенной  опасности  техногенного  характера   и   уровня   развития
страховых услуг требует применения программных методов.
     Опыт работы со страховыми компаниями свидетельствует о  возможной
организации  взаимодействия  страховщиков  и государственных органов в
виде:
     а) реализации  программ обязательного и добровольного страхования
в установленном законом порядке;
     б) совместных  исследований  причин  возникновения и профилактика
(предупреждение) чрезвычайных ситуаций;
     в) участия в реализации Комплекса мероприятий по страховой защите
населения и территории КБР.
     Проведенный анализ существующей тенденции возрастания природных и
техногенных  опасностей,  ограниченных   возможностей   экономики   по
предупреждению и ликвидации ЧС, позволяет сделать следующие выводы:
     один из механизмов решения проблемы - развитие страхования рисков
ЧС;
     внедрение механизма   страхования   предполагает   взаимодействие
хозяйствующих     субъектов,     страховых     организаций,    органов
государственного управления и надзора, требует решения задач правового
и организационного характера.
     Все это  приводит  к  необходимости   разработки   и   реализации
специального  Комплекса  мероприятий  по  страховой защите населения и
территории Кабардино-Балкарской  Республики   от   ЧС   природного   и
техногенного характера.

                3. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ

     Главной целью  Комплекса  мероприятий являются:  решение проблемы
снижения природных и техногенных рисков,  компенсация ущерба населению
и  территории  при  возникновении ЧС,  обеспечение достаточного уровня
защиты  имущественных  интересов  личности,  общества,   хозяйствующих
субъектов,  уровня  безопасности окружающей среды в условиях возможных
ЧС за счет страхования.

              4. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ

     Комплекс мероприятий  рассчитан  на  три  года  и  выполняется  в
2001-2003  годах.  С  учетом  достигнутых результатов будет определена
дальнейшая корректировка Комплекса мероприятий.

                        5. СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
           ПО СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС

     Комплекс предусматривает систему мероприятий,  объединяющих цели,
задачи, состав исполнителей, необходимое ресурсное обеспечение.
     Заложенный механизм   регулирования   безопасности   населения  и
территории от чрезвычайных ситуаций учитывает следующие факторы:
     уровень природного и техногенного риска;
     состояние и перспективы социально-экономического развития КБР;
     объем направляемых  средств  хозяйствующими субъектами на решение
проблем безопасности своих объектов;
     уровень создания   защиты   социальной  сферы  и  среды  обитания
населения  (устойчивость  и  защищенность  объектов  жизнеобеспечения,
градообразующих     предприятий,     объектов    транспорта,    связи,
энерго-теплоснабжения и т.д.);
     уровень защищенности  населения  от ЧС системой мер защиты (в том
числе за счет страхования).
     В основу Комплекса мероприятий положен системно-программный метод
управления рисками на территории субъекта РФ.  Механизм  регулирования
обеспечивает   управление   всем  комплексом  вопросов  по  рискам  ЧС
(природного  и  техногенного  характера),  ликвидации  последствий   и
возмещению ущерба от ЧС.
     Особое значение  имеет  оперативный  надзор  за  источниками   ЧС
техногенного  и  природного характеров.  Важным элементом оперативного
надзора является информационно-аналитическая база  данных  об  опасных
объектах  и источниках ЧС,  количественных оценок основных природных и
техногенных рисков,  данных по авариям и инцидентам,  факторам  риска,
страховым случаям. Такая база создается как инструмент для объективной
оценки  уровня  безопасности  территорий,   оценки   необходимости   и
достаточности    финансовых    и    материально-технических    средств
предупредительных мероприятий.  Отсутствие в  настоящее  время  в  КБР
полной   информации   по   страхованию  не  позволяет  сделать  анализ
возможности  использования  механизма  страхования  в  целях   решения
вопросов страховой защиты населения и территорий.
     Постоянный дефицит   средств   у   предприятий   и   организаций,
недостаточный  объем резервов в республиканском (КБР) бюджете часто не
позволяют покрывать ежегодные затраты  на  ликвидацию  ущерба  от  ЧС,
создавать в необходимых объемах средства для реализации мероприятий по
предупреждению ЧС.
     Поэтому механизм   регулирования   включает   решение  актуальной
проблемы  получения  и  проведения  анализа  информации  о   состоянии
страхования  в  КБР,  об  объемах страховых сумм - страховых гарантиях
страхуемых рисков.
     Мероприятия по  страховой  защите  населения  и территории КБР от
чрезвычайных   ситуаций   природного    и    техногенного    характера
сгруппированы по 3 разделам:
     1. Система мер по выявлению,  регистрации источников природных  и
техногенных  ЧС  в КБР,  их мониторингу,  оценке риска возникновения и
последствий ЧС.
     2. Разработка  и реализация системы мер,  обеспечивающих создание
организациями  резервов  финансовых  и   материальных   ресурсов   для
ликвидации  ЧС,  возмещение  в  полном  объеме  вреда,  причиненного в
результате  деятельности,  связанной  с  повышенной   опасностью   для
окружающих.
     3. Разработка   и   реализация   системы   мер,    обеспечивающих
обязательное  страхование  ответственности  организаций  за причинение
вреда   при   эксплуатации    опасных    производственных    объектов,
стимулирующих  добровольное  страхование  физическими  и  юридическими
лицами имущества, жизни и здоровья.
     Реализация первого   раздела  мероприятий  предполагает  создание
компьютерной информационно-аналитической  базы  данных  об  источниках
техногенных  рисков,  определение  количественных характеристик рисков
эксплуатации промышленных объектов, природных и экологических рисков.
     Мероприятия по   выявлению,   оценке   и   учету  (идентификации)
техногенных,    природных    и    экологических    источников    риска
предусматривают:
     а) формирование реестра опасных  производственных  объектов  КБР,
его  уточнение  и  дополнение на основании результатов декларирования,
лицензирования,  экспертизы и инспектирования опасных производственных
объектов;
     б) формирование  электронной  карты  природных,   техногенных   и
экологических  рисков  по  типу  и  степени  проявления  опасности для
населения и территории КБР.
     Формирование реестра     опасных     производственных    объектов
осуществляется в порядке,  установленном постановлением  Правительства
РФ  от  24.11.98  г.  N 1371 "О регистрации объектов в государственном
реестре опасных производственных объектов".
     К числу  мероприятий  этого раздела отнесена деятельность МЧС КБР
по созданию Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
в  республике  и  обеспечению  его взаимодействия с существующей сетью
наблюдений.
     Центр мониторинга  и  прогнозирования  обеспечит заблаговременное
предоставление  страховым  организациям   прогнозной   информации   об
авариях,   катастрофах   и  стихийных  бедствиях,  включающей  в  себя
инженерно-технические,  физико-химические,  биологические   и   другие
характеристики    страхового   события.   Результаты   прогнозирования
формируются  в  виде  таблиц,  графиков,  карт  КБР,   в   том   числе
электронных, и словесного описания.
     Данные мониторинга и прогнозирования ЧС будут использоваться  при
их идентификации для определения оптимальных тарифов страхования.
     Второй раздел  мероприятий  содержит  мероприятия   по   созданию
нормативно-правовых  документов,  определяющих  порядок формирования и
использования   внебюджетных   финансовых   резервов   в    КБР    для
предупреждения и ликвидации последствий ЧС.  Предусматривает повышение
ответственности    хозяйствующих     субъектов     за     безопасность
эксплуатируемых   ими   опасных  объектов,  установление  действенного
контроля за реализацией мер по  предупреждению  ЧС.  Реализация  этого
раздела   позволит   профинансировать   мероприятия,  направленные  на
снижение риска аварий и  повышение  уровня  промышленной  безопасности
застрахованных   объектов,   создать  эффективную  систему  проведения
предупредительных мероприятий по  управлению  риском,  снижению  риска
возникновения страховых событий и возможных расходов на их ликвидацию.
     Мероприятиями предусматривается повышение координирующей роли МЧС
КБР при создании страховых фондов аварийных комплектов документации на
объекты повышенного риска, объекты систем жизнеобеспечения населения.
     Третий раздел  мероприятий  направлен  на  привлечение  страховых
компаний к участию в решении  проблем  страховой  защиты  населения  и
территорий,  на  создание  условий  развития  страхового  рынка  путем
реализации  страховых  программ,  создание   методической   базы   для
перспективных видов страхования.
     К основным мероприятиям по экономическому регулированию  вопросов
предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  отнесены  виды
страхования гражданской ответственности за  причинение  вреда  третьим
лицам,  имущественное  страхование  (в  том  числе  основных  фондов),
страхование  от  катастрофических  природных   рисков   физических   и
юридических лиц и др.
     Большое значение этому комплексу мероприятий придается в связи  с
тем,  что  на  основе действующего законодательства страховые компании
могут:
     финансировать предупредительные     мероприятия    по    снижению
страхуемых рисков;
     создавать, накапливать  и  выплачивать  по  заключенным договорам
большие объемы средств при наступлении  страховых  случаев  (страховые
выплаты);
     инвестировать существенные  объемы  средств  своих   резервов   в
программы, проекты, ценные бумаги субъекта РФ.
     Данный блок является важной финансовой составляющей в обеспечении
готовности  предприятий и организаций к решению проблем предупреждения
и  ликвидации  ЧС,  в  финансировании   планов   снижения   риска   на
предприятиях.
     Система государственного регулирования  предусматривает  создание
дополнительных  внебюджетных  средств,  т.е.  средств  для образования
республиканского внебюджетного фонда предупреждения и ликвидации ЧС.

                       6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     Финансирование Комплекса   мероприятий    будет    осуществляться
частично  из  средств  бюджета КБР,  местных бюджетов,  а в основном -
средств   страховых   организаций   и   предприятий   (страхователей),
осуществляющих  производственную деятельность на территории республики
(предприятий  и   организаций,   эксплуатирующих   опасные   объекты),
республиканского внебюджетного фонда предупреждения и ликвидации ЧС.
     За счет республиканского (КБР) бюджета финансируются, в интересах
Правительства КБР,  работы по информационно-аналитическому обеспечению
системы управления  рисками,  разработке  страхового  фонда  аварийной
документации     по     бюджетным    предприятиям    и    организациям
жизнеобеспечения.
     Финансированием обеспечиваются  мероприятия  в главе 10 Комплекса
мероприятий в следующих объемах:

+------------------------------------------------------------------------------+
 Сроки           |     Объем финансирования Комплекса мероприятий
 финансиро-      |-------------------------------------------------------------+
 вания           | Общий объем    | Объем бюджетных  | Объем внебюджетных
                 | финансирова-   | средств (средств | средств (средств
                 | ния, тыс. руб. | бюджета КБР),    | страховых организаций,
                 |                | тыс. руб.        | предприятий), тыс. руб.
+------------------------------------------------------------------------------+
 2001 г.               20                 0                    20
 2002 г.               300                150                  150
 2003 г.               200                50                   150
 ИТОГО
 2001-2003 г.          520                200                  320
+------------------------------------------------------------------------------+

+--------------------------------------------------------------------------------------------+
 N раз- | Основные мероприятия,        | Сроки  | Объем финансирования мероприятий
 дела   | финансируемые при            |        |--------------------------------------------+
        | разработке и реализации      |        | Общий объем    | Объем     | Объем
        | Комплекса                    |        | финансирова-   | бюджетных | внебюджет-
        |                              |        | ния мероприя-  | средств,  | ных средств,
        |                              |        | тий, тыс. руб. | тыс. руб. | тыс. руб.
+--------------------------------------------------------------------------------------------+
  1       Система мер по выявле-         2001 г.       0             0             0
          нию, регистрации источ-        2002 г.       150           100           50
          ников природных и тех-         2003 г.       50            0             50
          ногенных ЧС, их монито-        Итого:        200           100           800
          рингу, оценке риска
          возникновения ЧС и
          последствий ЧС
----------------------------------------------------------------------------------------------
  2       Разработка и реализация        2001 г.       0             0             0
          системы мер, обеспечивающих    2002 г.       100           50            50
          создание организациями         2003 г.       150           50            100
          резервов финансовых и          Итого:        250           100           150
          материальных ресурсов для
          ликвидации ЧС возмещение
          вреда, причиненного в
          результате эксплуатации
          опасных производств
----------------------------------------------------------------------------------------------
 3        Разработка и реализация        2001 г.       20            0             20
          системы мер, обеспечивающих    2002 г.       50            0             50
          проведение страхования         2003 г.       0             0             0
          ответственности за             Итого:        70            0             70
          причинение вреда при
          эксплуатации опасных
          производственных объектов,
          разработка и внедрение
          экономически и социально
          эффективных страховых
          программ
+--------------------------------------------------------------------------------------------+

     Основным источником  для  финансирования  Комплекса  мероприятий,
связанных с привлечением экспертных и иных организаций, будет являться
республиканский внебюджетный фонд предупреждения и ликвидации ЧС.
     Центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС КБР
предусматривается  создать  на  правах  учреждения  в  соответствии  с
Федеральным  законом от 12.01.1996г.  N 7-ФЗ (в редакции от 26.11.1998
г. N 174-ФЗ) "О некоммерческих организациях".

            7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ И
                     КОНТРОЛЬ ХОДА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ

     Заказчиком Комплекса мероприятий является Правительство КБР.
     Реализацию Комплекса мероприятий осуществляют:
     территориальные органы госнадзора;
     министерства и ведомства КБР;
     администрации муниципальных образований КБР;
     специализированные экспертные организации;
     хозяйствующие субъекты;
     страховые организации,  заключившие соглашения  с  Правительством
КБР.
     Участие органов госнадзора в реализации Комплекса мероприятий,  в
части обеспечения страховой защиты подконтрольных объектов, определено
ведомственными распорядительными документами. Привлечение специалистов
государственных  учреждений  осуществляется  в  рамках  их должностных
обязанностей.  Идентификацию источников  риска  в  сфере  промышленной
безопасности,  природе  и  водопользования,  охраны  окружающей среды,
определение    количественных    характеристик    возможного    ущерба
осуществляют   экспертные   центры,   имеющие  лицензии  на  этот  вид
деятельности.
     Реализация Комплекса   мероприятий   осуществляется   на   основе
договоров,  определяющих порядок страхования  имущественных  интересов
юридических   и   физических   лиц,  финансирования  предупредительных
мероприятий.
     Заказчик:
     ежегодно распределяет средства,  выделяемые  из  республиканского
(КБР) бюджета и осуществляет контроль за их целевым использованием;
     принимает нормативно-правовые  и  организационно-распорядительные
документы   по  вопросам  обеспечения  страховой  защиты  населения  и
территории от ЧС;
     организует разъяснительную     работу     среди     руководителей
хозяйствующих субъектов и населения об экономической  целесообразности
и   необходимости   страхован  рисков  ЧС  природного  и  техногенного
характера,   разрабатывает   и    реализует    систему    мероприятий,
стимулирующих   страхование  имущества,  ответственное  юридических  и
физических лиц, жизни и здоровья физических лиц;
     предоставляет исполнителям  Комплекса  мероприятий  информацию  о
риск природного и техногенного характера на территории КБР,  оказывает
содействие  разработке  и  реализации  мероприятий по снижению рисков,
финансируемых привлечением средств резервов страховых  организаций  по
статье "предупредительные мероприятия".
     Страховые компании:
     осуществляют страховую  защиту  населения  и  территории  КБР  от
природных техногенных рисков;
     совместно с   Правительством   КБР   участвуют   в  разработке  и
реализации  организационных  мероприятий,  направленных  на   снижение
рисков,   финансируешь  за  счет  средств  резервов  предупредительных
мероприятий.
     Страхователи:
     предприятия и  организации,  эксплуатирующие   опасные   объекты,
градообразующие  предприятия  и  организации,  эксплуатирующие объекты
жизнеобеспечения.

                 8. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД
                    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧС

     аккумулирует внебюджетные средства;
     финансирует работы, предусмотренные Комплексом мероприятий;
     организует выполнение   работ   по  реализации  предупредительных
мероприятий.
     Координацию деятельности   по  выполнению  Комплекса  мероприятий
осуществляет комиссия, утвержденная постановлением Правительства КБР.
     В состав  комиссии  входят  члены  Правительства  КБР,  надзорные
органы страховые  организации.  Комиссия  анализирует  ход  выполнения
Комплекс   мероприятий,   обоснованность  затрат  денежных  средств  и
представляет отчет о ходе реализации мероприятий председателю комиссии
по чрезвычайным ситуациям Правительства КБР.

            9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     В качестве    критериев   эффективности   Комплекса   мероприятий
принимаются:
     А) уровень  страховой  защиты  жизни,  здоровья  и  имущественных
интересов  граждан  от  возможных  природных  и  техногенных  ЧС   как
отношение    доли   застрахованных   рисков   ко   всей   совокупности
потенциальных рисков на территории КБР;
     Б) уровень   бюджетных  затрат  на  предупреждение  и  ликвидацию
последствий ЧС.
     Показателями эффективности Комплекса мероприятий являются:
     А) объем страховых гарантий защиты  населения  и  территорий  как
общая страховая сумма по КБР в рамках заключенных договоров за год;
     Б) суммарный объем средств резервов предупредительных мероприятий
(РПМ; страховых компаний по заключенным договорам в республике;
     В) размер снижения затрат из республиканского  (КБР)  бюджета  на
предупреждение   и  ликвидацию  последствий  природных  и  техногенных
катастроф.
     Количественная оценка   эффективности  экологических  последствий
реализации Комплекса мероприятий в настоящее  время  затруднена  из-за
отсутствия  нормативной базы,  регламентирующей нормы страховой защиты
природных  ресурсов  и   среды   обитания   от   вредных   последствий
техногенеза.

                 10. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЕ
      НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ
      ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
  N  | Наименование мероприятий           | Исполнители               | Срок                 | Объемы финан-           | Ожидаемые результаты
 п/п |                                    |                           | реализации           | сирования               |
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+
 1     Разработка и реализация              Территориальные и           3 кв. 2001 г.          Финансирование            Создание и ведение
       системы мер по выявлению,            федеральные надзорные                              осуществляют              республиканского реестра
       регистрации источников               органы, МЧС КБР                                    потенциально              потенциально опасных объектов для
       природных и техногенных ЧС на                                                           опасные                   предупреждения и локализации
       территории, их мониторингу,                                                             предприятия,              возможных ЧС
       оценке риска возникновения ЧС и                                                         страховые
       последствий ЧС                                                                          компании, бюджет
                                                                                               КБР
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 1.1   Разработка и ведение                 МЧС КБР, КБ Управление      4 кв. 2001 г.          50 тыс. руб.              База данных о техногенных,
       информационно-аналитической          Госгортехнадзора России,    Разработка                                       экологических и природных ЧС для
       базы (банка данных) об               Комитет природных           2002-2003 гг.                                    управления рисками и принятия мер
       источниках ЧС и последствиях         ресурсов по КБР             Ведение                                          по минимизации ущерба
       ЧС для оценки ущерба от
       природных и техногенных рисков
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 1.2   Сбор и анализ статистических         МЧС КБР,                    2 кв. 2001 г.          Финансирование не         Аналитическая справка для комиссии
       данных по ЧС природного и            территориальные и                                  требуется                 по чрезвычайным ситуациям
       техногенного характера,              федеральные надзорные                                                        Правительства КБР по ущербам,
       произошедшим на территории           органы                                                                       связанным с ЧС природного и
       КБР за последние 3 года, их                                                                                       техногенного характера
       экономическим и социальным
       последствиям
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 1.3   Разработка и ведение                 МЧС КБР                     2 кв. 2001 г.          50 тыс. руб.              Регистрация организаций и
       территориального реестра МЧС                                     Разработка                                       предприятий, обязанных
       потенциально опасных объектов -                                  2002-2003 гг.                                    лицензировать свою деятельность и
       источников вероятных ЧС в КБР                                    Ведение                                          страховать гражданскую
       (включая хранилища токсичных                                                                                      ответственность за причинение вреда
       отходов, источники природных и                                                                                    населению и окружающей природной
       экологических рисков)                                                                                             среде
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 1.4   Создание республиканского            МЧС КБР                     2001-2002 гг.          100 тыс. руб.             Оперативная система контроля и
       Центра мониторинга и прог-                                                                                        прогнозирования ЧС на
       нозирования ЧС, обеспечение его                                                                                   территории,получение информации
       техническими и программными                                                                                       для фиксирования страховых случаев,
       средствами, осуществление                                                                                         принятие управленческих решений
       информационной интеграции с                                                                                       для предупреждения и локализации
       ведомственными системами                                                                                          ЧС, система оперативного
       наблюдения и контроля,                                                                                            реагирования на чрезвычайные
       организация мониторинга                                                                                           ситуации и происшествия на
       состояния технических                                                                                             территории КБР
       систем, оборудования,
       зданий, потенциально опасных
       объектов
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 2.    Разработка и реализация мер,         Правительство КБР,          2001 г.                                          Разработка проекта закона КБР "О
       обеспечивающих создание              Министерство финансов КБР,                                                   формировании внебюджетного фонда
       организациями резервов               Министерство экономики и                                                     предупреждения и ликвидации ЧС
       финансовых и материальных            торговли КБР, МЧС КБР                                                        природного и техногенного
       ресурсов, а также страховых                                                                                       характера". Экономический эффект
       средств для ликвидации ЧС,                                                                                        составит:
       возмещение вреда в результате                                                                                     2001 г. - 30 тыс. руб.,
       ЧС.                                                                                                               2002 г. - 70 тыс. руб.,
       Создание республиканского                                                                                         2003 г. - 170 тыс. руб.
       внебюджетного фонда
       предупреждения и ликвидации
       ЧС
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 2.1   Создание информационной              МЧС КБР, Министерство       4 кв. 2001 г.          Финансирование не         Банк данных для принятия
       системы о наличии, составе и         финансов КБР                Разработка             требуется                 оперативных решений КЧС
       использовании ресурсов,                                          программы,
       финансовых и материальных                                        2002-2003 гг.
       средств для ликвидации ЧС на                                     ведение
       территории КБР
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 2.2   Разработка и реализация мер          Организации,                2001-2003 гг.          150 тыс. руб.             Планы предупреждения и ликвидации
       предприятиями и организациями,       эксплуатирующие ПОО,                                                         ЧС, готовность предприятий и
       эксплуатирующими потенциально        МЧС КБР, КБУ                                                                 организаций к ликвидации ЧС
       опасные объекты, подготовка          Госгортехнадзора России
       планов: по предупреждению и
       ликвидации ЧС, по созданию и
       подготовке аварийно-
       спасательных служб, по созданию
       резервов материальных и
       финансовых ресурсов для
       ликвидации ЧС
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 2.3   Осуществление государственной        Инженерные центры,          2001-2003 гг.          Финансирование за         Экспертные заключения на объекты
       экспертизы предполагаемых для        имеющие                                            счет предприятий,
       реализации проектов объектов,        соответствующие                                    представляющих
       которые могут быть источниками       лицензии                                           проекты на
       ЧС                                                                                      экспертизу
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 2.4   Осуществление государственного       МЧС КБР, КБУ                2001-2003 гг.          Финансирование не         Оперативная система надзора и
       надзора и контроля в области         Госгортехнадзора России                            требуется                 контроля в соответствии с приказом
       защиты населения и территорий                                                                                     МЧС России от 25.05.99 г. N 284
       от ЧС в целях проверки полноты
       выполнения организациями
       мероприятий по предупреждению
       ЧС
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 2.5   Создание страхового фонда            Правительство КБР,          2002-2003 гг.          100 тыс. руб.             Аварийные комплекты документации
       аварийных комплектов                 МЧС КБР                                                                      предприятий
       документации на объекты
       повышенного риска и объекты
       жизнеобеспечения
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.    Разработка и реализация              МЧС КБР, КБ управление      2001-2003 гг.          Внебюджетное              Создание системы гарантий по
       системы мер, обеспечивающих          Госгортехнадзора России,                           финансирование за         выплатам в результате ЧС
       проведение обязательного             страховые компании,                                счет средств              Обеспечение имущественных
       страхования ответственности          заключившие соглашения с                           страхователей             интересов физических и
       организаций за причинение вреда      Правительством КБР                                                           юридических лиц
       при эксплуатации опасных
       производственных объектов,
       разработка и внедрение
       экономически и социально
       эффективных страховых
       программ
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.1   Создание комиссии по                 Правительство КБР, МЧС      2 кв. 2001 г.          Финансирование не         Структура, реализующая внедрение
       реализации Комплекса                 КБР, надзорные органы,                             требуется                 Комплекса мероприятий
       мероприятий и организация ее         страховые компании
       работы
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.2   Создание информационно-              МЧС КБР, КБ управление      3 кв. 2001 г.          Финансирование не         Создание для Правительства КБР
       аналитической базы данных о          Госгортехнадзора России,    Создание               требуется                 банка данных о страховании
       состоянии страховой защиты           страховые компании          2002-2003 гг.
       населения и территорий КБР от                                    Ведение
       ЧС природного и техногенного
       характера
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.3   Получение и анализ информации        МЧС КБР, КБ Управление      4 кв. 2001 г.          Финансирование не         Отчет для Правительства КБР,
       о состоянии страхования              Госгортехнадзора России,                           требуется                 годовые отчеты МЧС КБР
       ответственности за причинение        Лицензионная палата при
       вреда третьим лицам при              Правительстве КБР
       эксплуатации опасных
       производственных объектов
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.4   Получение и анализ информации        Министерство экономики и    1 кв. 2002 г.          Финансирование не         Отчет для Правительства КБР
       о состоянии страхования              торговли КБР, МЧС КБР,                             требуется
       основных производственных            предприятия и организации
       фондов предприятий, служб
       коммунального хозяйства,
       жизнеобеспечения, жилья
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.5   Осуществление страхования в          Страховые компании,         2001-2003 гг.          Разработка за счет
       КБР, разработка и реализация         заключившие соглашения с                           средств страховых
       программ:                            Правительством КБР                                 компаний
       - программы страхования
       природных рисков
       (ураганов, селей и т.д.);
       - программы страхования
       ответственности организаций,
       эксплуатирующих ПОО;
       - программы страхования
       аграрных рисков;
       - программы страхования
       объектов производственного
       назначения, находящихся в
       муниципальной собственности
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.6   Создание и реализация системы        Кабардино-Балкарское        2001-2003 гг.          Внебюджетное
       предстраховой экспертизы             Управление                                         финансирование за
       потенциально опасных                 Госгортехнадзора России,                           счет страховых
       производственных объектов            страховые компании                                 компаний
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 3.7   Создание и реализация системы        МЧС КБР, страховые          2001-2003 гг.          Внебюджетное              Система информирования населения
       расследования страховых              компании, Министерство                             финансирование за
       случаев (промышленные аварии         печати и информации КБР                            счет страховых
       и стихийные бедствия)                                                                   компаний
+------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Данный Комплекс  мероприятий  по  страховой  защите  населения  и
территории   Кабардино-Балкарской   Республики   от  ЧС  природного  и
техногенного характера предусматривает  получение  в  2001-2003  годах
результатов от практических мер предупреждения и смягчения последствий
ЧС.
     Отличительной особенностью Комплекса мероприятий является целевая
направленность решения  проблем  безопасности  и  защиты  населения  и
территории   КБР   через   интеграцию  усилий  различных  надзорных  и
разрешительных территориальных структур федеральных ведомств.
     Особое место  отведено  развитию  рыночного механизма компенсации
ущерба от ЧС,  снижению нагрузки на республиканский  (КБР)  и  местный
бюджеты,  привлечению  ресурсов  хозяйствующих  субъектов  и страховых
компаний  к  решению   проблемы   защиты   населения   и   территорий,
обязательности   возмещения   ущерба,   реализации   стимулирующих   и
предупредительных  мер  по  обеспечению  защищенности  и  устойчивости
функционирования объектов экономики.
     Уделено большое внимание  снижению  ущерба  окружающей  природной
среде  и  снижению  материальных  потерь  хозяйствующими  объектами от
влияния ЧС.
     Центральное место   в   Комплексе  мероприятий  занимают  вопросы
изыскания дополнительных источников финансовых средств,  которые будут
направляться на предупредительные мероприятия.
     Комплексом мероприятий    предусматриваются    пути     повышения
эффективности   государственного   надзора   и   контроля   на  основе
информационно-аналитической  базы  данных  (по   объектам   повышенной
опасности),  аппарата  прогнозирования ЧС,  расчета ожидаемой величины
ущерба от них,  осуществление оперативного планирования снижения риска
и смягчения последствий ЧС.  Определены цели,  задачи,  сроки, этапы и
исполнители мероприятий в увязке с источниками и объемами необходимого
внебюджетного финансирования.

                         --------------------


Информация по документу
Читайте также