Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.09.2002 № 433

 
            КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭ 
            КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУ 
            ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

                          ПОСТАНОВЛЕНЭ N 433
                             БЕГИМ N 433
                         ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 433

28 сентября 2002 г.                                         Налшык къ.
                                                            Нальчик ш.
                                                            г. Нальчик
                                   Утратилo силу - Постановление
                                 Правительства Кабардино-Балкарской
                                             Республики
                                     от 25.12.2004 г. N 365-ПП

         О проекте целевой программы "Развитие промышленности 
          Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы"

     Правительство           Кабардино-Балкарской           Республики
п о с т а н о в л я е т:

     1. Одобрить  проект  целевой  программы  "Развитие промышленности
Кабардино-Балкарской Республики на 2002-2006 годы" (далее - Программа)
и внести на рассмотрение Президента Кабардино-Балкарской Республики.

     2. Просить  Президента  Кабардино-Балкарской Республики направить
указанный   проект    Программы    на    утверждение    в    Парламент
Кабардино-Балкарской Республики и назначить официальным представителем
Правительства Кабардино-Балкарской Республики при рассмотрении данного
вопроса   в   Парламенте   КабардиноБалкарской   Республики   министра
промышленности и связи Кабардино-Балкарской Республики С.Б. Аброкова.


     Председатель Правительства
     Кабардино-Балкарской Республики          X. Чеченов

                                * * *

                                                 Приложение
                                     к постановлению Правительства КБР
                                        от 28 сентября 2002 г. N 433

                                                                Проект

                            Правительство
                   Кабардино-Балкарской Республики


                              Программа
           "Развитие промышленности КБР на 2002-2006 годы"

     Подпрограммы:

     1. Развитие цветной металлургии КБР на 2002-2006 гг.
     2. Развитие машиностроительного комплекса КБР на 2002-2006 гг.
     3. Развитие легкой промышленности КБР на 2002-2006 гг.
     4. Развитие медицинской промышленности КБР на 2002-2006 гг.
     5. Развитие деревообрабатывающей промышленности КБР на
        2002-2006 гг.
     6. Развитие промышленности строительных материалов на
        2002-2006 гг.


                        г. Нальчик, 2002 г.


                              СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

2. ВВЕДЕНИЕ

3. СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

5. МЕРЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ И ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

   5.1. Финансовое оздоровление и меры государственной
        поддержки предприятий
   5.2. Структурная перестройка, реформирование и инвестиционная
        политика
   5.2.1. Цветная металлургия
   5.2.2. Машиностроение и металлообработка
   5.2.3. Легкая промышленность
   5.2.4. Медицинская промышленность
   5.2.5. Деревообрабатывающая промышленность
   5.2.6. Промышленность строительных материалов
   5.3. Регулирование процесса банкротства
   5.4. Обеспечение занятости населения

6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМА ТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ
   ПРОМЫШЛЕННОСТИ

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Приложения:

1. Динамика основных показателей развития промышленности КБР на
   2002-2006 гг.
2. Объем промышленного производства в разрезе отраслей и
   предприятий промышленности КБР на 2002-2006 гг.
3. Перечет, наиболее крупных инвестиционных проектов, подлежащих
   реализации в 2002-2006 гг.
4. Структура объема производства по отраслям промышленности КБР
5. Динамика объема производства по отраслям промышленности КБР
   (в млн. руб. и % к 2002 г.)
6. Объем эмиссии акций (капитализации основных фондов) для
   привлечения инвестиций на 2002-2006 гг. и сроки разработки
   необходимой документации


                              I. ПАСПОРТ
                  Программы "Развитие промышленности
          Кабардино-Балкарской Республики па 2002-2006 годы"
+---------------------+----------------------------------------------+
| Наименование        | республиканская целевая программа            |
| Программы           | "Развитие промышленности КБР на              |
|                     | 2002-2006 гг."                               |
+---------------------+----------------------------------------------+
| Государственный     | Правительство Кабардино-Балкарской           |
| заказчик Программы  | Республики                                   |
+---------------------+----------------------------------------------+
| Основные исполнители| Министерства и ведомства Кабардино-Балкарской|
| Программы           | Республики                                   |
|                     | Промышленные предприятия - участники         |
|                     | Программы                                    |
+---------------------+----------------------------------------------+
| Основные разработ-  | Министерство промышленности и связи Кабарди- |
| чики Программы      | но-Балкарской Республики, Министерство строи-|
|                     | тельства КБР, промышленные предприятия       |
+---------------------+----------------------------------------------+
| Основные цели и     | Основные цели Программы                      |
| задачи Программы    | Создание высокотехнологичного, социально     |
|                     | ориентированного промышленного комплекса     |
|                     | и достижение па этой основе активного        |
|                     | экономического роста.                        |
|                     | Основные задачи Программы:                   |
|                     |    - увеличение объемов производства         |
|                     | пользующейся платежеспособным спросом        |
|                     | продукции с высокой добавленной стоимостью;  |
|                     |    - проведение структурной перестройки и    |
|                     | повышение инвестиционной привлекательности   |
|                     | предприятий, ввод новых производств,         |
|                     | реформирование предприятий;                  |
|                     |    - финансовое оздоровление предприятий,    |
|                     | повышение эффективности и рентабельности     |
|                     | производства;                                |
|                     |    - усиление участия государства в          |
|                     | регулировании процесса банкротства           |
|                     | предприятий, проведение политики предот-     |
|                     | вращения негативных социальных последствий,  |
|                     | связанных с реорганизацией и ликвидацией     |
|                     | предприятий;                                 |
|                     |    - увеличение численности работающих в     |
|                     | отрасли, достижение сбалансированности       |
|                     | спроса и предложения рабочей силы на         |
|                     | рынке труда.                                 |
+---------------------+----------------------------------------------+
| Объемы и источники  | Затраты на финансирование Программы состав-  |
| финансирования      | ляют 1788 млн. руб.                          |
| Программы           | Источники финансирования мероприятий и       |
|                     | проектов:                                    |
|                     | - средства федерального и республиканского   |
|                     |   бюджетов;                                  |
|                     | - собственные средства предприятий;          |
|                     | - кредиты коммерческих банков, других        |
|                     |   финансово-кредитных учреждений;            |
|                     | - иностранные кредиты;                       |
|                     | - эмиссия акций;                             |
|                     | - другие источники.                          |
+---------------------+----------------------------------------------+
| Ожидаемые конечные  | Реализация Программы позволит увеличить в    |
| результаты от       | 2006 году по сравнению с 2001 годом:         |
| реализации Программы| - объем промышленного производства на        |
|                     |   189,9%;                                    |
|                     | - объем отгруженной продукции в 2,2 раза;    |
|                     | - прибыль от хозяйственной деятельности в    |
|                     |   2,0 раза;                                  |
|                     | - среднемесячную заработную плату в 2,4      |
|                     |   раза.                                      |
|                     | Будет создано 1990 новых рабочих мест.       |
|                     | Повышение финансовой устойчивости предприятий|
|                     | позволит увеличить отчисления в бюджет и     |
|                     | во внебюджетные фонды всех уровней           |
+---------------------+----------------------------------------------+
| Организация контроля| Министерство промышленности и связи          |
| за исполнением      | Кабардино-Балкарской Республики,             |
| Программы           | Министерство строительства КБР               |
+---------------------+----------------------------------------------+

                             II. ВВЕДЕНИЕ

     Программа разработана  Министерством промышленности и связи КБР и
Министерством   строительства   КБР   с   участием    заинтересованных
промышленных  предприятий  в  соответствии  с решением Инвестиционного
совета при Президенте КБР.  В  Программе  дается  оценка  современного
состояния  отраслей  промышленности  и определяются основные параметры
развития отраслей и предприятий.

              III. СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КБР

     Промышленные предприятия  КБР  являются   крупными   поставщиками
вольфрамо-молибдеиовой    продукции,   специального   инструмента   из
природных и синтетических алмазов,  нефтепромыслового  оборудования  и
торцевых   уплотнителей,   кабельной   продукции   широкого  диапазона
применения, высоковольтных выключателей, деревообрабатывающих станков,
электровакуумных приборов,  искусственной кожи и пленочных материалов,
глушителей  шума  к  легковым  и  грузовым  автомобилям,  ряда  других
изделий.
     В структуре промышленного производства  наибольший  вес  занимает
машиностроение   и  металлообработка,  цветная  металлургия  и  легкая
промышленность,  на долю которых приходится 40,9% всего объема крупных
и   средних   предприятий  республики.  Из  них  на  долю  предприятий
машиностроения  и  металлообработки  приходится   26,9%,   предприятий
цветной металлургии - 10%, предприятий легкой промышленности - 4%.
     Производственная база    строительного    комплекса    республики
располагает   мощностями   по   производству   сборных  железобетонных
конструкций и изделий,  в том числе деталей КПД, кирпича, неплоблоков,
пиленого  туфа  и  других мелкоштучных стеновых материалов,  столярных
изделий,  асфальтобетонной смеси,  облицовочных изделий из  природного
камня,  теплоизоляционных  материалов,  извести и гипса,  карьерами по
добыче нерудных строительных материалов.
     В настоящее время проектные мощности большинства этих предприятий
используются на  30-60%,  а  активная  часть  их  основных  фондов  за
последние 10-12 лет,  из-за отсутствия финансирования,  практически не
имела возможности обновления и модернизации.
     С 1998г.  н  промышленности  республики отмечается поступательный
рост, который характеризуется следующими данными:
   (объем производства в % к предыдущему году в сопоставимых ценах)

+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
|       Отрасли       |1997 г.|1998 г.|1999 г.|2000 г.|2001 г.|2001 г.|
|                     |       |       |       |       |       | в % к |
|                     |       |       |       |       |       |1997 г.|
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
|          1          |   2   |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| Промышленность -    |       |       |       |       |       |       |
| всего               |  99,7 | 103,1 | 118,5 | 145,1 | 117,8 | 208,8 |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| в том числе:        |       |       |       |       |       |       |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| - машиностроение и  |       |       |       |       |       |       |
|   металлообработка; |  89,1 | 106,5 | 116,9 | 143,3 | 111,9 | 199,6 |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| - цветная           |       |       |       |       |       |       |
|   металлургия;      | 115,6 | 120,1 | 180,0 | 101,7 | 113,8 | 250,2 |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| - легкая            |       |       |       |       |       |       |
|   промышленность;   |  49,2 | 100,8 | 143,5 | 260,0 | 208,3 | 783,4 |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| - деревообрабатываю-|       |       |       |       |       |       |
|   щая промышленность|  46,2 | 110,9 |  63,2 | 139,3 | 115,6 | 112,9 |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+
| - промышленность    |       |       |       |       |       |       |
|   строительных      |       |       |       |       |       |       |
|   материалов        | 115,4 |  84,6 | 100,3 | 101,3 |  96,3 |  90,1 |
+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

     Несмотря на значительный рост объема промышленного производства в
1998-2001гг.,  финансовое  состояние  многих  промышленных предприятий
республики     остается     неудовлетворительным     из-за      низкой
конкурентоспособности выпускаемой продукции.
     Снижение инвестиционной   активности   способствует   образованию
значительных   объемов  физически  и  морально  устаревшего  основного
капитала.  В результате сложилась ситуация,  кода требуется масштабная
замена   производственных   мощностей,  не  способных  реагировать  на
конъюнктуру потребительского рынка.
     Главными причинами  неудовлетворительного  финансового  состояния
предприятий республики являются:
     - низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции и отсутствие
платежеспособного спроса на нее;
     - снижение  инвестиционной  активности  и недоступность кредитных
ресурсов   для   структурной   перестройки   производства,   внедрения
прогрессивных ресурсосберегающих технологий;
     - неудовлетворительная работа руководителей и  специалистов  ряда
предприятий   по   изучению  конъюнктуры  рынка  и  снижению  издержек
производства.

            IV. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Экономический потенциал      Кабардино-Балкарской      Республики
определяется  в  первую  очередь  состоянием  и  уровнем  развития  ее
промышленного комплекса. Успех экономических реформ в республике будет
определяться эффективностью развития промышленности.
     Стратегической целью      Программы       является       создание
высокотехнологичного,    социально    ориентированного   промышленного
комплекса и достижение на этой основе активного экономического роста.
     Для реализации  стратегической  цели Программы должны быть решены
следующие основные задачи:
     - увеличение  объемов  производства пользующейся платежеспособным
спросом продукции с высокой добавленной стоимостью;
     - проведение  структурной  перестройки и повышение инвестиционной
привлекательности  промышленного  комплекса  республики,  ввод   новых
производств, реформирование предприятий;
     - финансовое оздоровление предприятий,  повышение эффективности и
рентабельности производства;
     - усиление  участия   государства   в   регулировании   процессов
банкротства   предприятий,   проведение   политики  по  предотвращению
негативных  социальных  последствий,  связанных  с  реорганизацией   и
ликвидацией предприятий;
     - увеличение  численности  работающих   в   отрасли,   достижение
сбалансированности спросп и предложения рабочей силы па рынке труда.
     Программа, осуществляется в два этапа:
     Первый этап - 2002-2003гг.;
     Второй этап - 2004-2006гг.
     На первом  этапе  предусматривается  достижение  целей  и решение
задач, обеспечивающих создание условий для реализации Программы:
проведение     необходимых    мероприятий    по    ре4юрмированию    и
     - реструктуризации предприятий;
     - реализация   первоочередных   высокоэффективных  инвестиционных
проектов;
     - формирование портфеля  инвестиционных    проектов,   подлежащих
реализации на втором этапе;
     - отработка  механизмов финансирования инвестиционных проектов за
счет собственных  и  заемных  средств,  поддержки  из  федерального  и
республиканского бюджетов.
     На первом    этапе    реализуется     ограниченное     количество
первоочередных  инвестиционных  проектов,  отработанных  с  учетом  их
высокой коммерческой эффективности и быстрой окупаемости.
     В качестве  мер государственной поддержки могут быть использованы
гарантии   Правительства   Российской   Федерации   и    Правительства
Кабардино-Балкарской  Республики,  привлечение инвестиционных кредитов
за счет федерального и  республиканского  бюджетов  в  соответствии  с
действующим      законодательством      Российской     Федерации     и
Кабардино-Балкарской Республики.
     Создаются необходимые  предпосылки  для  динамичного  наращивания
инвестиционно-финансового потенциала предприятий - основы последующего
финансирования  инвестиционных  проектов,  намеченных  к реализации па
следующем этапе.
     На втором этапе реализации Программы предусматривается увеличение
доли  собственных  средств  и  средств  инвесторов  при  одновременном
сокращении   масштабов   учас   тия  федерального  и  республиканского
бюджетов.

       V. МЕРЫ П0 ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ И ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

                 5.1. Финансовое оздоровление и меры
                государственной поддержки предприятий

     Одним из  главных  препятствий  на пути к финансовой стабилизации
является кризис неплатежей.
     Важнейшей задачей  промышленных  предприятий  республики является
эффективная работа но совершенствованию структуры предприятий с  целью
повышения финансовой устойчивости,  активизация маркетинговой работы и
на этой основе - значительное увеличение объема реализации  продукции,
снижение   просроченной   дебиторской  и  кредиторской  задолженности,
остатков готовой продукции.
     Долгосрочные экономические интересы республики требуют проведения
активной  промышленной  политики  по   выявлению   и   государственной
поддержке   перспективных   производств.   Государственная  финансовая
поддержка должна быть ориентирована в первую очередь  на  предприятия,
способные   использовать   предоставленные   финансовые   средства   с
максимальной отдачей.  Меры государственной поддержки будут направлены
на:
     - развитие  системы   предоставления   государственных   гарантий
инвесторам под высокоэффективные проекты;
     - конкурсное  размещение   кредитных   ресурсов   на   пополнение
оборотных средств и реализацию эффективных проектов;
     - стимулирование   привлечения   внебюджетных   источников    для
осуществления значимых проектов;
     - предоставление отсрочек,  рассрочек, налоговых и инвестиционных
налоговых крсдитог,  по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом
Российской Федерации;
     - поддержание  спроса  на конкретные виды продукции через закупку
товаров для республиканских (КБР) государственных нужд.
     На структуру издержек производства, цену выпускаемой продукции и,
как  следствие,  конкурентоспособность  товаров  существенное  влияние
оказывает   наличие   на   балансе   предприятий   значительной  части
незадействованных в производстве основных фондов.  В целях финансового
оздоровления  предприятий,  снижения  себестоимости,  цены и повышения
конкурентоспособности выпускаемой продукции,  необходимо принять закон
Кабардино-Балкарской    Республики,    предусматривающий    вывод   из
налогооблагаемой базы по налогу на имущество  и  консервацию  основных
фондов   предприятий,   временно   не   задействованных   в   процессе
производства.
     Осуществление мероприятий  ни финансовому оздоровлению,  наряду с
ростом объемов  производства,  позволит  в  2006  году  довести  объем
прибыли  па  промышленных предприятиях министерства до 330 млн.  руб.,
что в 2,7 раза превышает показатели 2001 года.

            5.2. Структурная перестройка, реформирование и
                       инвестиционная политика

     Ключевым фактором   стабильного   экономического  роста  является
структурная перестройка промышленного комплекса  республики.  Суть  ее
состоит в том,  что, наряду со свертыванием и ликвидацией производств,
не удовлетворяющих требования рыночной экономики, необходимо развивать
современные эффективные конкурентоспособные производства.
     Преобразования, осуществленные в ходе экономических  реформ,  уже
привели  к  тому,  что  на структурные сдвиги в экономике возрастающее
влияние оказывают рыночные механизмы  и  практически  все  предприятия
испытали  на себе спросовые ограничения,  поэтому все большее значение
приобретают  анализ   и   прогноз   динамики   объемов   и   структуры
производства, выявление эффективных точек роста.
     Устойчивое расширение  сбыта  продукции   как   главный   признак
экономического   роста   возможно   только   при   условии   повышения
конкурентоспособности  выпускаемой  продукции.   Из   этого   вытекает
необходимость   ориентации  производства  и  инвестиций  на  внедрение
прогрессивных    ресурсосберегающих    технологий    и    современного
высокопроизводительного  оборудования,  повышение  качества продукции,
увеличение доли продукции конечного потребления.
     Основными направлениями  структурной  перестройки  промышленности
республики должны стать:
     - обеспечение   условий   формирующих   "сектора   развития"   на
перспективных научно-технических направлениях;
     - избирательное    развитие   принципиально   новых   энерго-   и
ресурсосберегающих технологий;
     - развитие  производства  наукоемкой продукции с целью расширения
экспортного потенциала республики;
     - развитие производства импортозамещающей продукции;
     - восстановление и развитие  отраслей,  обеспечивающих  социально
значимые  потребности  населения  и  удовлетворяющих  платежеспособный
спрос.
     Государственную поддержку  получат  конкурентоспособные,  с точки
зрения    платежеспособною    спроса,    подотрасли    промышленности,
определяющие перспективный облик Кабардино-Балкарской Республики:
     - цветная металлургия;
     - машиностроение  и  металлообработка  (производство современного
технологического  оборудования   для   добывающих   и   обрабатывающих
отраслей,    изделий    электротехнической   промышленности,   средств
автоматизации технологических процессов, телекоммуникационных систем и
средств   связи,   изделий  медицинского  назначения  и  лекарственных
средств, потребительских товаров и бытовой техники);
     - медицинская промышленность;
     - легкая промышленность;
     - промышленность строительных материалов.
     Для успешной работы  в  условиях  рыночной  экономики  необходимо
провести реформирование предприятий.
     Целью реформ ы  предприятий  является  обеспечение  устойчивой  и
эффективной   работы   в   условиях   рыночной   экономики,  улучшение
управления,        повышение        эффективности        производства,
конкурентоспособности  выпускаемой продукции,  рост производительности
труда, снижение издержек произволе тва.
     Средством достижения  поставленной цели является реструктуризация
предприятий,  заключающаяся в осуществлении комплекса  мероприятий  по
приведению   функциональных   структур   в  соответствие  с  выбранной
стратегией  развития.  Программа  реформирования  предприятий   должна
включать следующие направления:
     - анализ   положения   предприятия    на    рынке,    результатов
финансово-хозяйственной   деятельности   и   эффективности  управления
предприятием;
     - инвентаризация   имущества   и  осуществление  реструктуризации
имущественного   комплекса   предприятия,   вывод   неиспользуемых   и
устаревших основных фондов, снижение  накладных расходов на содержание
избыточных мощностей;
     - выделение  отдельных  производств,  не  обремененных  долговыми
обязательствами и создание на их основе самостоятельных предприятий;
     - проведение  реструктуризации задолженности по платежам в бюджет
и внебюджетные фонды;
     - разработка мер по снижению не денежных форм расчетов;
     - выработка   стратегии   развития   предприятия,    эффективного
распределения и использования всех материальных,  финансовых, трудовых
ресурсов,  технологий и на этой  основе  -  устойчивого  положения  на
рынке;
     - отбор,  подготовка  и   переподготовка   кадров,   формирование
кадровой   политики,   предусматривающей  наем  на  конкурсной  основе
квалифицированного персонала, необходимого для реформы предприятия.
     Правительство, не вмешиваясь прямо во внутренние дела предприятий
(значительная часть которых является акционерными  обществами),  будет
создавать более благоприятные условия хозяйствования тем предприятиям,
которые сами активно реформируются.
     Такие предприятия должны получить преимущества:
     - при  распределении  государственных  инвестиций   и   кредитных
ресурсов на конкурентной основе;
     - при   размещении   заказов   на    поставку    продукции    для
государственных нужд;
     - право приобретения в собственность по льготным ценам  земельных
участков, на которых они размещены. В результате повысится ликвидность
предприятий.
     Реформа предприятий создаст необходимые предпосылки для повышения
инвестиционной  привлекательности  и  эффективности  инвестиций,   что
существенно   в   условиях   ограниченности   источников   и   объемов
инвестирования,  и,  в конечном счете - для экономического подъема  на
базе освоения новых перспективных технологий.
     Структурная перестройка     и     реформирование      предприятий
промышленности  республики  потребует  значительных ресурсов.  Поэтому
4)инансовое  обеспечение  структурной  перестройки  и   реформирование
предприятий  должно  с  гать  приоритетным направлением деятельности в
области промышленной политики.
     Объем финансовых  ресурсов  на  период до 2006г.,  необходимый на
реализацию разработанных  промышленными  предприятиями  инвестиционных
проектов, составляет 1787,85 млн. руб. (таблица 3).
     Важнейшими источниками  финансирования  структурной   перестройки
промышленности    республики   должны   стать   собственные   средства
предприятий,  в  том  числе,  за  счет  использования  амортизационных
отчислений  по  сво  ему  прямому  назначению  и выпуска предприятиями
акций, конвертируемых облигаций, обеспеченных залогом имущества.
     Собственные средства  предприятий  на  осуществление  структурной
перестройки на период до 2006 года оцениваются в 82 млн. руб.
     Финансирование инвестиционных   проектов   предприятий   за  счет
средств федерального бюджета будет  осуществляться  в  соответствии  с
Перечнем  федеральных целевых программ и федеральных программ развития
регионов,  предусмотренных к финансированию из федерального бюджета, и
оценивается до 2006 года в 267 млн. руб.
     В связи  с  жестким  дефицитом  федерального  бюджета  необходимо
значительно  повысить  долю  негосударственных ресурсов для реализации
инвестиционных проектов предприятий.
     Долгосрочные кредиты    по    иностранным    кредитным    линиям,
коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений на  период
до 2006 года оцениваются в 674,1 млн. руб.
     Важным направлением    должно    стать    развитие     лизинговой
деятельности.   Внедрение   лизинга   позволит   вывести   из  кризиса
предприятия,  в которых  наблюдается  резкое  моральное  и  физическое
старение  основных  фондов,  а  традиционные  источники финансирования
капитальных вложений не обеспечивают поддержания производственной базы
на необходимом уровне.
     До 2006 года предлагается привлечение инвестиций за счет  лизинга
оборудования на сумму 35,1 млн. руб.
     Будет привлечено инвестиций за счет эмиссии акций предприятий  на
сумму 706 млн. руб.
     Инвестиционная политика  в  промышленности  будет   нацелена   на
выработку  эффективных  механизмов мобилизации средств отечественных и
иностранных   инвесторов   и   обеспечение   реализации    приоритетов
структурных    изменений.    Важной   задачей   является   преодоление
инвестиционного   кризиса,   поскольку   сокращение    инвестиций    в
производство  в  долгосрочной перспективе закрепляет техноло!  ическое
отставание промышленности республики.
     Основными условиями,   способствующими   притоку   инвестиционных
ресурсов в промышленность, должны стать:
     - создание  привлекательной и стабильной законодательной базы для
повышения инвестиционной активности  и  надежной  защиты  вкладываемых
средств;
     - повышение инвестиционной привлекательности предприятий;
     - расширение   финансовой   базы   инвестиций  за  счет  широкого
применения инвестиционных торгов и привлечения  к  ним  стратегических
инвесторов;
     - двусторонние соглашения с иностранными инвесторами  о  взаимном
поощрении и содействии инвестициям.
     Важным направлением  деятельности  по   привлечению   иностранных
инвестиций   будет   работа  по  своевременной  подготовке  конкретных
проектов в соответствии с международными стандартами.
     Основными механизмами привлечения инвестиций станут:
     - повышение эффективности инвестиций в промышленность республи ки
путем   отбора   для  финансирования  наиболее  эффективных  и  быстро
окупаемых инвестиционных проектов,  организация системной  работы  для
привлечения инвестиций из всех источников;
     - создание  совместных  предприятий,  в  том  числе   организация
производства изделий иностранных фирм, на предприятиях республики;
     - расширение    межрегионального     сотрудничества,     создание
финансово-промышленных  групп,  объединение  финансовых и материальных
ресурсов для структурной перестройки производства ее участников.
     Привлечение инвестиций   и   структурная   перестройка   создадут
необходимые   условия   для   динамичного   развития   всех   отраслей
промышленности Кабардино-Балкарской Республики.

                      5.2.1. Цветная металлургия

     Развитие отрасли  в  предстоящий  период  связывается,  в  первую
очередь,  с необходимостью проведения  технической  реконструкции  ОАО
"Тырныаузский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "Гидрометаллург".
     Основными задачами реконструкции  и  технического  перевооружения
предприятий  является  повышение  эффективности  производства  за счет
снижения издержек производства и выпуск конкурентоспособной продукции,
решение экологических и социальных проблем.
     Разработанный бизнес-план     финансового     оздоровления      и
технико-экономическое  обоснование  реконструкции ОАО "ТГОК" позволяют
рассчитывать на постепенный выход комбината из кризисною  состояния  и
переход  к рентабельной добыче и переработке 1 млн.  тонн руды в год в
течение не менее 25 лет.
     Проект реконструкции    и    технического    перевооружения   ОАО
"Тырныаузский горно-обогатительный  комбинат"  включен  в  федеральную
целевую   программу  "Юг  России".  Необходимый  объем  инвестиций  на
реализацию программы составляет 801 млн.  руб., в том числе кредит под
гарантии   федерального   бюджета  -  160  млн.  руб.,  эмиссия  акций
комбината - 641 млн. руб.
     Выполнение мероприятий, предусмотренных бизнес-планом, позволит:
     - обеспечить   устойчивую   работу   ОАО   "ТГОК"   с    ведением
горно-капитальных   работ  по  реконструкции  подземного  рудника  для
отработки богатых  руд.  При  этом  обогатительная  фабрика  на  рудах
текущей  добычи будет работать в безубыточном режиме за счет вывода из
эксплуатации и списания с баланса до  90%  основных  фондов,  а  также
сокращения потребления электроэнергии более, чем в 5 раз;
     - осуществить  реконструкцию  флотационного  отделения  за   счет
использования     свободных     площадей    корпуса    самоизмсльчения
производительностью 1 млн.  тонн руды в год,  что обеспечит  повышение
извлечения   вольфрама  и  молибдена  на  20-25%,  улучшение  качества
концентратов,  а также  позволит  получить  медно-висмутовый  продукт,
извлечь золото и серебро, вывести комбинат на рентабельную работу;
     - организовать   производство   обработки   камня,   облицовочных
изделий, сварочных электродов, силикат-глыбы;
     - сократить численность  технологического  персонала  в  основном
производстве  и  создать  новые  рабочие  места за счет диверсификации
производства.
     В ОАО   "Гндрометаллург"   за   счет  собственных  средств  будут
реализованы 4 инвестиционных проекта:
     - разработка технологии,  изготовление оборудования и организация
производства  металлического  порошка  заданного   гранулометрического
состава для последующего получения карбидов вольфрама и твердосплавных
смесей (совместное предприятие с ОАО "Терекалмаз").  Необходимый объем
инвестиций - 25 млн.  руб. Ожидаемый результат от реализации проекта -
выпуск 160 тонн твердосплавных смесей в год на сумму 50  млн.  руб.  и
создание 28 новых рабочих мест;
     - разработка,  освоение  и  организация  эффективной   технологии
обогащения    отвальных   вольфрамо-молибденовых   кеков   -   отходов
гидрометаллургического производства. Необходимый объем инвестиций - 21
млн.  руб.  Ожидаемый  результат  от реализации проекта - производство
продукции на 30 млн. руб. в год и создание 50 новых рабочих мест;
     - разработка    и   создание   производственного   комплекса   по
переработке отходов гидрометаллургического обогащения отвальных  кеков
с  целью  получения клинкера и пылевозгонов с повышенной концентрацией
оксидов вольфрама  и  молибдена  (портландцемент).  Необходимый  объем
инвестиций - 8,9 млн. руб. Ожидаемый результат от реализации проекта -
производство  продукции на 20 млн.  руб.  В  год и создание  50  новых
рабочих мест;
     - разработка технологии и создание производственного комплекса по
выпуску  поливиннлацетатпой дисперсии.  Необходимый объем инвестиций -
12 млн. руб.
     Ожидаемый результат   от   реализации   проекта   -  производство
продукции на 56 млн. руб. в год и создание 23 новых рабочих мест.
     Реализация намеченных  мер  позволит  ОАО "Гидрометаллург" в 2006
году выпустить продукции па 750 млн. руб.
     Ввод мощностей  но обработке цветных металлов в 000 "Налкат" даст
прирост объемов производства на 350 млн. руб. в год.
     В целом  по  цветной  металлургии  объем производства в 2006 году
увеличится по сравнению с 2001 годом в 1,8 раза и составит  1,4  млрд.
руб.

               5.2.2. Машиностроение и металлообработка

     Реструктуризация и   развитие   предприятий   машиностроительного
комплекса республики предусматривает:
     - развитие    новых   эффективных   производств   и   технологий,
позволяющих произвести значительное обновление выпускаемой продукции;
     - модернизация    производственных    мощностей,   обеспечивающих
соответствие требованиям платежеспособного спроса.
     В целях повышения качества продукции и расширения рынка сбыта ОАО
"Терекалмаз" разработаны два инвестиционных проекта:
     - организация  производства  камнеобрабатывающего  инструмента  с
применением новых  технологий.  Необходимый  объем  финансирования  на
реализацию  проекта  составляет  45 млн.  руб.  Ожидаемый результат от
реализации проекта - создание  25  новых  рабочих  мест  и  увеличение
объема производства на 36 млн.руб. в год;
     - модернизация и  реконструкция  производства  высококачественных
прецизионных роликов. Необходимый объем финансирования - 100 млн. руб.
Ожидаемый результат - создание 50  новых  рабочих  мест  и  увеличение
объема производства на 75 млн. руб. в год.
     В целом  за  5  лет  объемы  производства  в   ОАО   "Терекалмаз"
увеличатся  в 1,85 раза и составят в 2006 году 270 млн.  руб.  Прибыль
предприятия возрастет по сравнению с 2001 годом в 2,5 раза и  составит
45,млн. руб.
     ОАО "Нальчикский электровакуумный завод" разработаны  программные
мероприятия по выводу предприятия из кризиса, предусматривающие:
     - увеличение объемов производства  пользующейся  платежеспособным
спросом продукции;
     - проведение структурной перестройки производства, реформирование
предприятия и повышение инвестиционной привлекательности;
     - финансовое    оздоровление,    повышение    эффективности     и
рентабельности производства.
     Предприятием разработаны 4 инвестиционных проекта:
     - организация производства малогабаритных кинескопов с диагональю
8-16 см.  Необходимый объем финансирования - 30  млн.  руб.  Ожидаемый
результат  от  реализации  проекта  - создание 80 новых рабочих мест и
увеличение объема производств;" ликвидной продукции на 80 млн. руб.;
     - реконструкция  производства  газообразных  продуктов (кислород,
азот, водород). Необходимый объем финансирования - 5 млн. руб.;
     - развитие  производства  осциллографических трубок.  Необходимый
объем финансирования - 12 млн.  руб. Ожидаемый результат от реализации
проекта  -  создание  100  новых  рабочих  мест  и  увеличение  объема
производства ликвидной продукции на 25 млн. руб.;
     - восстановление  производства  индикаторных трубок типа 23ЛМ21Э,
16ЛМ7-2.  Необходимый объем финансирования -  7  млн.  руб.  Ожидаемый
результат  -  сохранение рабочих мест и увеличение объема производства
на 8,3 млн.руб.
     Выполнение мероприятий  по  финансовому оздоровлению,  реализация
инвестиционных  проектов   позволит   предприятию   увеличить   объемы
производства более, чем на 100 млн. руб.
     Будут освоены  новые   высоковольтные   изделия   (ОАО   "НЗВА"),
опреснительные  установки  е применением электродиализного метода (ОАО
"Техно-прнбор"),  новые модификации деревообрабатывающего оборудования
(ОАО   "Станкозавод"),  регуляторы  напряжения  и  коммутаторы  нового
поколения для автомобильной промышленности (ОАО "ПЗПП") и  ряд  других
изделий.
     В целом на предприятиях машиностроения и  металлообработки  объем
промышленного  производства увеличится по сравнению с 2001 годом в 1,5
раза и составит 3027 млн. руб.

                     5.2.3. Легкая промышленность

     Главной задачей   развития   отрасли    является    использование
потенциальных    преимуществ    предприятий   легкой   промышленности,
вытекающих из следующих особенностей данной отрасли:
     - быстрая   но  сравнению  с  другими  отраслями  оборачиваемость
оборотных средств, позволяющая работать па "коротких деньгах" и дающая
максимальную отдачу в минимальный срок;
     - наличие емкого и стабильного рынка;
     - низкая фондоемкость и высокая фопдоотдача производства.
     В условиях острого инвестиционного кризиса легкая  промышленность
с ее быстрым капиталлообразованием может стать "точкой роста" и важным
источником бюджетных поступлений.
     В обеспечении  позитивного развития отрасли важное значение будет
иметь создание должной  базы  конструкторских  разработок,  отвечающих
требованиям  и  вкусам потребителей,  снижение издержек производства и
расширение ассортимента выпускаемой продукции.
     Более 27%  объема  производства предприятий легкой промышленности
выпускается  в   ООО   "Искож-Метхимком".   Предприятием   разработаны
программные   мероприятия  по  обеспечению  динамичного  роста  объема
производства,  расширению   рынка   сбыта   и   повышению   финансовой
устойчивости на 2002-2006 годы.
     Программные мероприятия предусматривают:
     - техническою перевооружение предприятия с объемом инвестиций 5,1
млн. руб.;
     - улучшение   качества,   расширение   ассортимента   выпускаемой
продукции и рынков сбыта;
     - увеличение  производительности  труда  и перевод предприятия на
многосменный режим работы.
     Реализация     программных      мероприятий      позволит     ООО
"Искож-Метхимком":
     - увеличить объем производства и реализацию продукции в 2006 году
по сравнению с 1991 годом в 2 раза и довести удельный вес  выпускаемой
продукции в общем объеме предприятий легкой промышленности до 31,4%;
     - повысить  финансовую  устойчивость  предприятия   и   увеличить
отчисления  в  бюджеты  всех  уровней  в 2006 году по сравнению с 2001
годом в 2,5 раза.
     Реализация инвестиционных  проектов  ОАО  "Нальчикский трикотаж",
ОАО "Каббалкодежда",  ОАО  "Прохладнснская  швейная  фабрика"  и  ряда
других   предприятий  легкой  промышленности  позволит  довести  объем
производства в отрасли в 2006 году до 618 млн.  руб.,  что  составляет
201,5%  к уровню 2001 года.  Отрасль выйдет на рентабельную работу и в
2006 году прогнозируется получение прибыли в объеме 24 млн.  руб.  при
убытках за 2001 год 0,5 млн. руб.

                  5.2.4. Медицинская промышленность

     На 01.08.2002г.  в  000  "Эльфарми"  на  площадях  12,5  тыс.  м2
смонтировано технологическое оборудование:
     - по  производству  шприцев  однократного  применения  с  годовым
объемом выпуска 72 млн. шт.;
     - линия  по  производству твердых лекарственных форм (таблеток) с
годовым объемом выпуска 500 млн. таблеток;
     - линия  по  производству  инфузионных  систем  с годовым объемом
выпуска 15 млн. шт.;
     - частично  смонтированы  две  линии  по производству инфузионных
растворов с годовым объемом 4 млн. бутылок в полиэтиленовых флаконах и
10 млн. в ПВХ пакетах.
     Запуск в полном объеме мощностей 000 "Эльфарми" в соответствии  с
утвержденным   графиком  и  освоение  рынка  лекарственных  препаратов
позволит создать дополнительно 700  новых  рабочих  мест  и  выпускать
изделий медицинского назначения на сумму 1 млрд. руб. в год.
     В ОАО  "Севкаврентген"  будут  реализованы   два   инвестиционных
проекта:
     - создание и  организация  производства  рентгенодиагностического
комплекса на три рабочих места;
     - создание и организация производства переносного  рентгеновского
диагностического аппарата.
     Необходимый объем   инвестиций   на   реализацию   инвестиционных
проектов предприятия составляет 1005 тыс. руб.
     Реализация намеченных    мер    на    предприятиях    медицинской
промышленности  позволит  увеличить  объем производства в 2006 году по
сравнению с 2001 годом в 5,6 раза и довести  удельный  вес  отрасли  в
объеме промышленного производства до 17,5%.

              5.2.5. Деревообрабатывающая промышленность

     В отрасли  будет  проведено  переоснащение  производства  с целью
перехода на новые технологии.
     На Черекском     райпромкомбинате     предлагается    реализовать
инвестиционный проект по ор1 апизации щитов для  изготовления  мебели.
Стоимость  проекта  составляет 30 млн.  руб.  и он будет реализован за
счет лизинга оборудования.  Реализация  проекта  позволит  предприятию
довести объем производства в 2007 году до 70 млн. руб.
     В ОАО  "Казак"  будет  освоена  новая   технология   производства
различной мебели, а также мебели в декоративном исполнении.
     Производство промышленной продукции  на  предприятиях  отрасли  в
2006 году составит 22,3 млн. руб., что в 1,6 раза больше чем в 2001 г.
     На таких предприятиях, как ОАО "Техноприбор", ОАО "Телемеханика",
ОАО  "Телеавтоматика"  и  ряде  других предприятий машиностроительного
комплекса  республики  созданы  и   будут   развиваться   участки   по
производству    мебели    и    других   изделий   деревообрабатывающей
промышленности.

            5.2.6. Промышленность строительных материалов

     В прогнозируемом периоде предусматриваются качественные изменения
отрасли, организация производства новых видов строительных материалов,
изделий  и  конструкций  с   целью   повышения   конкурентоспособности
продукции на внутреннем и внешнем рынках.  Изменения предполагаются за
счет развития местной минеральносырьевой базы строительных  материалов
и структурной перестройки производственной базы отрасли.
     Повышение эффективности  функционирования  производственной  базы
строительства предполагает:
     - реконструкцию и   техническое    перевооружение     действующих
предприятий  с  целью  снижения ресурсо- и энергозатрат в производстве
традиционных  и  новых  видов  строительных  материалов,   изделий   и
конструкций;
     - освоение производства легких теплоизоляционных  материалов  для
повышения теплозащитных свойств ограждающих конструкций зданий;
     - утилизация  отходов  промышленных  предприятий  и  туфокаменных
карьеров;
     - производство гипса,  в том числе и высокопрочного, и изделий на
его основе;
     - увеличение объемов производства щебня и облицовочных материалов
из природного камня с расширением их номенклатуры.
     В развитии  минерально-сырьевой  базы   строительных   материалов
приоритет   отдается   разработкам  месторождений,  которые  обеспечат
производство материалов, пользующихся возрастающим спросом на рынке. К
ним    относятся:    кирпичпо-черепичное    сырье   для   производства
облицовочного кирпича, карбонатные породы и песчаники для производства
облицовочных  материалов и строительной извести,  двуводного гипса для
производства обычного и высокопрочного гипса, перлита для производства
теплоизоляционных материалов.
     Основной задачей  развития  отрасли  в  рассматриваемом   периоде
является  полное  покрытие потребностей внутреннего рынка и увеличение
поставок за пределы  республики  строительных  материалов  и  изделий,
производимых  предприятиями  строительных материалов и строй индустрии
КБР.
     Реализация подпрограммы   "Развитие   предприятий  промышленности
строительных материалов и стройиндустрии республики на 2002-2006 годы"
позволит увеличить в 2006 году, по сравнению с 2001 годом:
     - объем промышленного производства в 3,9 раза;
     - прибыль от хозяйственной деятельности в 1,6 раза;
     - среднемесячную заработную плату в 2,5 раза.
     - будет создано 484 новых рабочих мест.
     Объём финансовых ресурсов на период до 2006 года,  необходимый на
реализацию    намеченных    предприятиями   инвестиционных   проектов,
составляет 277,45 млн. рублей.
     В ОАО   "Нальчикские   дорожпо-строительныс  материалы"  за  счет
собственных  средств   определены   следующие   направления   развития
производства с учетом складывающейся конъюнктуры на рынке отрасли:
     - производство щебня кубовидной формы  из  карбонатных  пород,  с
внедрением роторных дробилок с вертикальным или горизонтальным валом;
     - производство стеновых мелкоштучных блоков  и  теплоизоляционных
материалов из ячеистых бетонов неавтоклавного твердения;
     - производство элементов благоустройства  территорий  (тротуарные
плитка, бордюрные камни, архитектурные элементы ограждений);
     - производство чистого фракционного  песка,  применение  которого
позволит снизить расход цемента в бетонных смесях.
     В основе  разработанных  в  ОАО   "Каббалкстром"   инвестиционных
проектов заложено: техническое перевооружение, частичная реконструкция
действующих производств и карьеров, строительство  цехов, приобретение
необходимого технологического оборудования:
     - "Организация    производства     облицовочных     изделий     и
дорожно-бордюрных   изделий   из  туфов  и  гранитов"  (Лечинкайского,
Эльджуртипского, Ташлы-Талипского месторождений).
     На основе   Бедыкского   месторождения   двуводного   гипса   ОАО
"Эльбрус-стром"    (000    "Кяббалктипс")    планируется     завершить
строительство  в  г.  Тырпыаузе  завода по производству вяжущего гипса
мощностью до 300 млн. руб. в год, в том числе высокопрочного гипса.
     На основе     высокопрочного    гипса    намечено    производство
пазогребневых перегородок и других изделий.  Высокопрочный гипс найдет
применение  и  в  медицинских  целях.  Расчетная себестоимость изделия
будет  значительно  ниже  стоимости  ввозимых  в  настоящее  время   в
республику.
     В ОАО  "Малая   механизация"   ОАО   АК   "Каббалкпромстрой"   по
безавтоклавному производству изделий из пенобетона проведены работы по
монтажу емкостей под  склад  цемента,  установлен  бункер  песка.  Для
закупки недостающего технологического оборудования необходимы средства
в размере 0,6 млн. рублей.
     Применение пенобетона   позволит   производить   легкие  стеновые
материалы,  теплоизоляционные стяжки под полы и  кровельные  покрытия,
теплоизоляцию трубопроводов.
     На заводе ОАО "Стройизделие" ОАО АК "Каббалкпромстрой" проводятся
мероприятия   по  расширению  производства  конкурентоспособных  видов
строительных  материалов.  С   этой   целью   на   предприятии   будет
организовано    и    расширено    производство   9   видов   продукции
стройматериалов.
     На сегодняшний  день  по  линии "Тенсиланд" оборудование получено
полностью и проведен монтаж на  80%.  Для  полного  окончания  монтажа
автоматики БСУ и проведения пусконаладочпых работ необходимо 10,0 млн.
руб.
     Пуск этой  липни  позволит  существенно снизить сроки и стоимость
строительства индивидуального и малоэтажного жилья в республике.

               5.3. Регулирование процессов банкротства

     Одним из регуляторов повышения эффективности производства  должна
стать работа с неплатежеспособными предприятиями.
     Задача состоит    в    проведении    государственной    политики,
направленной  на  предотвращение  негативных  социальных  последствий,
связанных  с  реорганизацией  и  ликвидацией  предприятий   в   случае
признания их несостоятельными (банкротами).
     На Черекском    райнромкомбинате     предлагается     реализовать
инвестиционный  проект  по  организации производства клееных щитов для
изготовления мебели.  Стоимость проекта Составляет 30 млн.  руб.  и он
будет реализован за счет лизинга оборудования.
     Реализация проекта    позволит    предприятию    довести    объем
производства в 2007 году до 70 млн. руб.
     Для осуществления   данной   задачи    Территориальному    органу
Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в
КБР,  отраслевым  министерствам  предстоит   осуществлять   мониторинг
финансового  состояния предприятий всех форм собственности,  принимать
меры по предупреждению  несостоятельности  (банкротства)  предприятии,
попавших   в   зону  кризиса,  а  также  стимулировать  предприятия  к
самостоятельному выходу из состояния финансовой неустойчивости.
     Принятие решения   о  возбуждении  процедуры  банкротства  должно
основываться на селективной политике,  отражающей  реальный  спрос  на
продукцию     конкретных    предприятий,    основные    характеристики
производственного и рыночного потенциалов,  оценку внутренних резервов
и эффективности тех мероприятий,  которые предполагается реализовать в
целях финансового оздоровления.
     В зависимости  от  особенностей функционирования предприятий,  их
места в сложившейся системе хозяйственных связей,  роли,  которую  они
играют  в  республиканском хозяйственном комплексе и в соответствующей
отрасли,  будут применяться такие процедуры,  как  внешнее  управление
имуществом    должника,    разделение    производства   на   несколько
самостоятельных структур, реализация в установленном порядке излишнего
имущества, продажа предприятия.
     Важным является привлечение инвесторов,  участвующих в  процессах
оздоровления неплатежеспособных предприятий. Переход таких предприятий
к новому собственнику даст возможность  осуществить  комплекс  мер  по
реорганизации  предприятия  и  восстановлению  его платежеспособности.
Ликвидация неплатежеспособно! о бесперспективного предприятия, продажа
его  имущества  позволит осуществить реструктуризацию производственных
активов и организовать новым собственникам  производство  на  базе  не
обремененных   обязательствами   имущественного   комплекса,  послужит
толчком к развитию  малого  и  среднего  предпринимательства,  заложит
основу для создания новых и сохранения старых рабочих мест.
     Особое внимание  будет  уделено  предприятиям,  которые,  обладая
высоким производственным и рыночным потенциалом, оказались в кризисном
финансовом положении.
     Со стороны государства будет осуществляться активная подготовка и
поддержка деятельности профессиональных антикризисных управляющих.

                 5.4. Обеспечение занятости населения

     Использование трудового   потенциала   и   увеличение   занятости
населения  будет  обеспечиваться  намечаемыми  мерами  по  структурной
перестройке  экономики,   активной   промышленной   и   инвестиционной
политикой,   мероприятиями,   предусмотренными  Программой  содействия
занятости населения Кабардино-Балкарской Республики.
     В целях   предотвращения   массового   высвобождения   работников
намечается разработка социальных планов предприятии. Предусматривается
развитие  системы непрерывного профессионального образования,  включая
внутрипроизводственное обучение, расширение возможностей самообучения.
     С учетом  протезируемой  ситуации  политика  в области увеличения
численности работающих в промышленности  в  предстоящий  период  будет
направлена на:
     - преодоление неблагоприятных  тенденций,  связанных  с  падением
инвестиционной  активности,  и на этой основе - создание новых рабочих
мест, ввод новых предприятий и мощностей;
     - обеспечение   прогрессивных   сдвигов  в  отраслевой  структуре
занятости населения;
     - повышение   спроса   на   квалифицированную  рабочую  силу  как
необходимую  предпосылку  для  роста  эффективности  труда,  улучшения
качества продукции и услуг;
     - усиление  роли  профессионального   труда   в   росте   доходов
работающих и соответствующее изменение трудовой мотивации.
     Сложившаяся профессионально-квалификационная   структура    рынка
рабочей  силы  мало  восприимчива  к  изменяющимся  отношениям в сфере
производства,  что  в  значительной  степени  сдерживает   возможности
реализации  программы  структурной  перестройки  экономики,  повышения
качества и конкурентоспособности продукции.
     В настоящее  время  система  подготовки  кадров  на  производстве
находится в критическом состоянии. Результатом этого является снижение
профессиональноквалификационного  уровня рабочих и служащих,  особенно
высвобождаемых  работников,  которые  нуждаются   либо   в   повышении
имеющейся квалификации, либо в получении новой специальности.
     С учетом этого будет восстановлена внутрипроизводственная система
обучения,   повышения   квалификации   и   подготовки   персонала   на
производстве.

            VI. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПАЗЫ
                       РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

     Осуществление экономических реформ, переход к рыночным отношениям
требует  серьезного   обновления   федерального   и   республиканского
законодательства,  приближение  законодательных  актов к международным
правовым стандартам.
     За последние  годы на федеральном уровне приняты Налоговый кодекс
Российской  Федерации,  Гражданский   кодекс   Российской   Федерации,
Трудовой кодекс Российской Федерации, закон "Об акционерных обществах"
и ряд других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере
экономики и производства.
     В законодательство введены новые понятия,  возникли новые формы и
методы государственного регулирования рынка,  имущественных отношений.
Парламентом Кабардино-Балкарской Республики приняты законы:
     - "О государственной промышленной политике в Кабардино-Балкарской
Республике";
     - "О налоговых льготах инвесторам,  организациям,  осуществляющим
внешнеэкономическую  деятельность  или  выпускающим  импортозамещающую
продукцию";
     - "Об       управлении       государственной       собственностью
Кабардино-Балкарской Республики";
     - "О  государственной   поддержке   лизинговой   деятельности   в
Кабардино-Балкарской Республике";
     - "Об инвестиционном налоговом кредите";
     - "Об    инвестиционной   деятельности   в   Кабардино-Балкарской
Республике";
     - "О  досудебной  санации  (финансовом оздоровлении) организаций,
имеющих     задолженность     перед      республиканским      бюджетом
Кабардино-Балкарской Республики";
     - "О приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской
Республики" и ряд других законов.
     Однако проблема законодательного обеспечения экономических реформ
по-прежнему остается достаточно острой, и ее решение является одним из
важных условий динамичного развития отрасли.
     Для создания  эффективной  системы совершенствования существующей
нормативно-правовой базы необходимо осуществлять постоянный мониторинг
эффективности  действующего  законодательства  и  возникающих  при  их
применении проблем.
     Требует совершенствования   налоговое  законодательство,  которое
должно стимулировать развитие сферы материального производства.
     Необходимо ускорить   принятие  Парламентом  Кабардино-Балкарской
Республики Закона КБР "О порядке предоставления  льгот  по  налогу  на
имущество юридических лиц в связи с консервацией имущества".  Принятие
данного  закона   позволит   вывести   неиспользуемые   и   устаревшие
производственные    мощности    (включая   незавершенное   капитальное
строительство)   из   налогообла-гаемой   базы   с   целью    снижения
себестоимости продукции и налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
     Требуется ускорить принятие законов КБР "О  стимулировании  роста
объема производства в Кабардино-Балкарской Республике",  "О финансовом
оздоровлении  предприятий,  имеющих  задолженность   по   платежам   в
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики".
     Своевременным было бы принятие Федерального закона "О защите прав
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  при  проведении
государственною контроля (надзора)".
     Накопившееся за  последние  годы отставание в инновационной сфере
требует   разработки   н    реализации    механизмов    стимулирования
товаропроизводителей  к  использованию инноваций как способа повышения
конкурентоспособности.
     Привлекательная и   стабильная   законодательная   база   создаст
необходимые   условия   для   динамичного   развития    промышленности
республики.

          VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Реализация программы     "Развитие    промышленности    КБР    на
2002-2006 гг." позволит увеличить в 2006  году  по  сравнению  с  2001
годом:
     - объем промышленного производства на 189,9%;
     - объем отгруженной продукции в 2,2 раза;
     - прибыль от хозяйственной деятельности в 2,0 раза;
     - среднемесячную заработную плату в 2,4 раза.

     Будет создано 1990 новых рабочих мест.
     Повышение финансовой устойчивости предприятий позволит  увеличить
отчисления в бюджет и во внебюджетные фонды всех уровней.
 
                                * * *

                                                             Таблица 1
                                                           к программе
                                          "Развитие промышленности КБР
                                                     на 2002-2006 гг."

                               ДИНАМИКА
           основных показателей развития промышленности КБР
                           на 2002-2006 гг.
                   (крупные и средние предприятия)

+-------------------------+------------+-------+---------------------------------------+----------+
|        ПОКАЗАТЕЛИ       |  Ед. изм.  |2001 г.|                Прогноз                |  2006 г. |
|                         |            | отчет +-------+-------+-------+-------+-------+   в % к  |
|                         |            |       |2002 г.|2003 г.|2004 г.|2005 г.|2006 г.|  2001 г. |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|             1           |      2     |   3   |   4   |   5   |   6   |   7   |   8   |     9    |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| 1. Производстно промыш- |            |       |       |       |       |       |       |          |
|    ленной продукции     |  млн. руб. | 3588,3| 3667,7| 4324,2| 5063,8| 5905,1| 6812,8|   189,9  |
|    (с 2003 г. в ценах   +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    2002 г.)             |% к пред. г.|      х|      х|  117,9|  117,1|  116,6|  115,4|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    в том числе:         |            |       |       |       |       |       |       |          |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |  млн. руб. |  770,3|  491,0|  750,0|  960,0| 1160,0| 1400,0|   181,7  |
|    Цветная металлургия  +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  152,7|  128,0|  120,8|  120,7|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Машиностроение и     |  млн. руб. | 2060,4| 2292,5| 2451,2| 2639,4| 2820,7| 3027,0|   146,9  |
|    металлообработка     +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  106,9|  107,7|  106,9|  107,3|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |  млн. руб. |  306,8|  315,2|  349,0|  388,2|  517,7|  618,7|   201,5  |
|    Легкая промышленность+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  110,7|  111,2|  133,4|  119,4|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Медицинская          |  млн. руб. |  184,9|  234,0|  385,7|  587,5|  789,4| 1041,5|   563,3  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  164,8|  152,3|  134,4|  131,9|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Деревообрабатывающая |  млн. руб. |   14,1|   15,0|   16,6|   18,2|   20,1|   22,3|   158,2  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  110,7|  109,6|  110,4|  110,9|       Х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Промышленность       |  млн. руб. |  250,7|  318,3|  366,7|  465,0|  589,0|  697,4|   398,0  |
|    строительных         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    материалов           |% к пред. г.|      х|      х|  115,2|  126,8|  126,7|  118,4|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |  млн. руб. |    1,1|    1,7|    5,0|    5,5|    6,0|    6,5|   590,9  |
|    Прочие отрасли       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  294,1|  110,0|  109,1|  108,3|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| 2. Объем отгруженной    |            |       |       |       |       |       |       |          |
|    продукции сооств-го  |  млн. руб. |3043,40|3532,30|4283,70|4992,70|5851,40|6720,20|   220,6  |
|    пр-ва (с 2003 г. в   +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    ценах 2002 г.)       |% к пред. г.|      х|      х|  121,3|  116,6|  117,2|  114,8|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    в том числе:         |            |       |       |       |       |       |       |          |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |  млн. руб. |  711,8|  490,0|  750,0|  960,0| 1150,0| 1380,0|   193,9  |
|    Цветная металлургия  +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к прел. г.|      х|      х|  153,1|  128,0|  119,8|  120,0|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Машиностроение и     |  млн. руб. | 1702,6| 2166,9| 2419,8| 2591,5| 2796,0| 2975,9|   171,7  |
|    металлообработка     +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  111,7|  107,1|  107,9|  106,4|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Легкая               |  млн. руб. |  295,2|  314,4|  349,3|  388,3|  518,0|  618,0|   209,3  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  111,1|  111,2|  133,4|  119,3|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Медицинская          |  млн. руб. |   66,7|  235,5|  387,3|  588,0|  790,0| 1041,5| в 15,6 р.|
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  164,5|  151,8|  134,4|  131,8|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Деренообрабатывающая |  млн. руб. |  13,70|   15,0|   16,6|   18,2|   20,1|   22,3|   162,8  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  110,7|  109,6|  110,4|  110,9|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Промышленность       |  млн. руб. |  252,3|  308,8|  355,7|  441,2|  571,3|  676,0|   267,9  |
|    строительных         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    материалов           |% к пред. г.|      х|      х|  115,2|  124,0|  129,5|  118,3|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |  млн. руб. |    1,1|    1,7|    5,0|    5,5|    6,0|    6,5|   590,9  |
|    Прочие отрасли       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  294,1|  110,0|  109,1|  108,3|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| 3. Прибыль (убытки)     |  млн. руб. |  166,7|   89,1|  175,0|  221,2|  272,5|  330,3|   198,1  |
|    промышленных         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    предприятий          |% к пред. г.|      х|      х|  196,4|  126,4|  123,2|  121,2|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    в том числе:         |            |       |       |       |       |       |       |          |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |  млн. руб. |   18,6|   -8,0|   20,0|   26,2|   32,0|   38,0|   204,3  |
|    Цветная металлургия  +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|      х|  131,0|  122,1|  118,8|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Машиностроение и     |  млн. руб. |  144,3|   89,1|  116,7|  134,1|  150,9|  188,8|   130,8  |
|    металлообработка     +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  131,0|  114,9|  112,5|  125,1|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Легкая               |  млн. руб. |   -0,5|    1,0|   10,7|   17,8|   20,7|   24,0|       х  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х| 1070,0|  166,4|  116,3|  115,9|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Медицинская          |  млн. руб. |    3,7|    5,9|   26,2|   41,5|   66,9|   77,2| в 20,8 р.|
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  444,1|  158,4|  161,2|  115,4|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Деревообрабатывающая |  млн. руб. |   -0,1|    0,3|    0,5|    0,6|    0,7|    0,9|       х  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  166,7|  124,0|  119,4|  116,2|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Промышленность       |  млн. руб. |    0,8|    1,8|    0,8|    0,9|    1,1|    1,3|   162,5  |
|    строительных         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    материалов           |% к пред. г.|       |       |  100,0|  112,5|  122,2|  118,2|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |  млн. руб. |   -0,1|    0,0|    0,1|    0,1|    0,1|    0,2|       х  |
|    Прочие отрасли       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|      х|  120,0|  116,7|  114,3|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| 4. Среднесписочная      |    чел.    |18517,0|17708,0|18317,0|19087,0|19633,0|20308,0|   109,7  |
|    работающих в         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    промышленности       |            |       |       |       |       |       |       |          |
|    численность          |% к пред. г.|      х|      х|  103,4|  104,2|  102,9|  103,4|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    в том числе:         |            |       |       |       |       |       |       |          |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |    чел.    | 2225,0| 2170,0| 2230,0| 2250,0| 2300,0| 2350,0|   105,6  |
|    Цветная металлургия  +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  102,8|  100,9|  102,2|  102,2|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Машиностроение и     |    чел.    | 9816,0| 9077,0| 9233,0| 9412,0| 9578,0| 9868,0|   100,5  |
|    металлообработка     +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  101,7|  102,0|  101,8|  103,0|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Легкая               |    чел.    | 3050,0| 2566,0| 2625,0| 2680,0| 2840,0| 3130,0|   102,6  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  102,3|  102,1|  106,0|  110,2|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Медицинская          |    чел.    |  734,0|  830,0| 1135,0| 1540,0| 1550,0| 1555,0|   211,8  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.       х|      х|  136,7|  135,7|  100,6|  100,3|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Деревообрабатывающая |    чел.    |  172,0|  148,0|  150,0|  155,0|  165,0|  180,0|   104,6  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  101,4|  103,3|  106,5|  109,1|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Промышленность       |    чел.    | 2476,0| 2877,0| 2904,0| 3007,0| 3150,0| 3180,0|   128,4  |
|    строительных         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    материалов           |% к пред. г.|      х|      х|  100,9|  103,5|  104,8|  101,0|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |    чел.    |   44,0|   40,0|   40,0|   43,0|   45,0|   45,0|   102,3  |
|    Прочие отрасли       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  100,0|  107,5|  104,7|  100,0|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
| 5. Среднемесячная       |            |       |       |       |       |       |       |          |
|    заработная плата     |    руб.    | 1793,0| 2191,0| 2583,0| 3224,0| 3733,0| 4321,0|   241,0  |
|    работающих и         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    промышленности       |% к пред. г.|      х|      х|  117,9|  124,8|  115,8|  115,8|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    в том числе          |            |       |       |       |       |       |       |          |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |    руб.    | 2545,0| 2460,0| 2990,0| 4014,0| 4505,0| 5020,0|   197,2  |
|    Цветная металлургия  +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  121,5|  134,2|  112,2|  111,4|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Машиностроение и     |    руб.    | 1693,4| 2287,0| 2642,0| 3250,0| 3750,0| 4300,0|   253,9  |
|    металлообработка     +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  115,5|  123,0|  115,4|  114,7|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Легкая               |    руб.    | 1028,6| 1597,0| 1950,0| 2360,0| 2850,0| 3470,0|   337,4  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
                          |% к пред. г.|      х|      х|  122,1|  121,0|  120,8|  121,8|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Медицинская          |    руб.    | 1648,9| 2080,0| 2570,0| 3180,0| 3700,0| 4250,0|   257,7  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  123,6|  123,7|  116,4|  114,9|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Деревообрабатывающая |    руб.    |  994,0| 1591,0| 1910,0| 2315,0| 2780,0| 3350,0|   337,0  |
|    промышленность       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  120,1|  121,2|  120,1|  120,5|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    Промышленность       |    руб.    | 1788,5| 2189,6| 2628,6| 3154,3| 3784,0| 4541,0|   253,9  |
|    строительных         +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|    материалов           |% к пред. г.|      х|      х|  120,0|  120,0|  120,0|  120,0|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |    руб.    | 1512,0| 1645,0| 2083,0| 2708,0| 3180,0| 3750,0|   248,1  |
|    Прочие отрасли       +------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+
|                         |% к пред. г.|      х|      х|  126,6|  130,0|  117,4|  117,9|       х  |
+-------------------------+------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+----------+

  Таблица 2 не прилагается






Информация по документу
Читайте также