Расширенный поиск

Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23.03.2016 № 38-ПП

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ И ПРАВИТЕЛЬСТВЭМ И

УНАФЭ

 

КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВОСУНУ

БЕГИМИ

 

23 марта 2016 г.

N 38-ПП

г. Нальчик

 

О комплексном плане транспортного обслуживания

населения Кабардино-Балкарской Республики

на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года)

в части пригородных пассажирских перевозок

 

Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемый комплексный план транспортного обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года) в части пригородных пассажирских перевозок (далее - комплексный план).

2. Определить Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по транспорту и связи ответственным за реализацию мероприятий комплексного плана.

 

 

 

Председатель Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

 

А.Мусуков

 

 


УТВЕРЖДЕН

постановлением Правительства

Кабардино-Балкарской Республики

от 23 марта 2016 г. N 38-ПП

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН

транспортного обслуживания населения

Кабардино-Балкарской Республики

на средне- и долгосрочную перспективу (до 2030 года)

в части пригородных пассажирских перевозок

 

Введение

 

Комплексный план транспортного обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (далее – КПТО) – основной документ стратегического планирования в области пригородных перевозок в Кабардино-Балкарской Республике.

КПТО разработан во исполнение поручения исполняющего обязанности Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 1 июля 2015 г. N СА-28/8232, в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектом Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок, разработанными Министерством транспорта Российской Федерации (далее – Минтранс России).

После разработки КПТО направляется на согласование в Минтранс России, затем утверждается постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики и в течение 3 (трех) дней в установленном порядке размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для публичного доступа.

Под пригородными перевозками в настоящем документе понимаются перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом в пределах Кабардино-Балкарской Республики по сообщениям, включенным в Реестр пригородных железнодорожных сообщений, а также пригородными и межмуниципальными автобусами и внутренним водным транспортом по маршрутам, включенным в Реестр маршрутов пригородного транспорта.

Целями разработки настоящего плана являются:

повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения Кабардино-Балкарской Республики в части пригородных перевозок;

определение направления развития транспортной системы на долгосрочную перспективу;

повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счет создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса.

Настоящий План:

устанавливает основные цели и приоритеты транспортного развития Кабардино-Балкарской Республики;

определяет ключевые направления развития пригородного комплекса Кабардино-Балкарской Республики;

определяет требования к параметрам регионального транспортного заказа.

Основаниями для разработки КПТО являются:

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N1032-р);

Стратегия устойчивого развития сельских территорий в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2030 года;

государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Социальная поддержка населения Кабардино-Балкарской Республики" на 2013 - 2020 годы;

Прогноз социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов;

государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике" на период до 2020 года;

Концепция развития транспортной системы в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2020 года;

государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Обеспечение населения Кабардино-Балкарской Республики жильем" на 2013 - 2020 годы;

Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 857-р);

Письмо исполняющего обязанности Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 1 июля 2015 г. N СА-28/8232;

иные решения органов исполнительной и законодательной власти Кабардино-Балкарской Республики;

протоколы Правительственной комиссии по транспорту N1-5 за 2015 год.

 

1. Условия реализации комплексного плана транспортного

обслуживания населения в Кабардино-Балкарской Республике

на долго- и среднесрочную перспективу в части пригородных

пассажирских перевозок (КПТО)

 

1.1 Анализ общих тенденций социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики

 

Кабардино-Балкарской Республика как субъект Российской Федерации входит в состав Северо-Кавказского федерального округа, граничит со Ставропольским краем на севере, Северной Осетией на востоке и юго-востоке, Грузией на юге, Карачаево-Черкесией на западе.

Площадь ее территории составляет 12,5 тыс. квадратных километров. Численность населения (по состоянию на 1 января 2015 г.) – 860,1 тыс. жителей.

Плотность населения составляет 69 чел. на квадратный километр.

Столица Кабардино-Балкарской Республикиг. Нальчик с численностью населения 264,8 тыс. человек, площадь территории – 131 квадратный километр.

Крупнейшие населенные пункты Кабардино-Балкарской Республики:

городской округ Нальчик –264,8тыс. жителей;

городской округ Прохладный – 58 тыс. жителей;

городской округ Баксан – 57,9 тыс. жителей.

Основные социально-экономические показатели и их прогноз представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Прогноз социально-экономических показателей

Кабардино-Балкарской Республики на перспективу до 2030 года

 

N

стро-

ки

Наименование показателя

ед.

изм.

Значение показателя

2015

2016-

2020

2021-

2025

2026-

2030

1

2

3

4

5

6

7

1

Площадь территории субъекта РФ

тыс. км2

12,5

12,5

12,5

12,5

2

Валовой региональный продукт в постоянных ценах 2014 г.

млрд.

руб.

132,0

167,8

248,5

351,7

3

Производство валового регионального продукта на душу населения

тыс.

руб.

153,4

194,6

287,3

404,8

4

Темп роста валового регионального продукта

%

103,3

103,4

103,5

103,5

5

ИПЦ в % к предыдущему году

%

116,8

107,8

106,2

105

6

Численность постоянного населения, в т.ч.

тыс.

чел.

860,1

862,1

864,7

868,7

7

городского

тыс.

чел.

449,1

464,3

461,3

458,3

8

сельского

тыс.

чел.

411,0

397,8

403,4

410,4

9

трудоспособного возраста

тыс.

чел.

518

506

501

506

10

Темп роста численности населения

%

100,08

100,01

100,08

100,2

11

Коэффициент естественного прироста населения

на

1000

чел.

6,4

5,5

4,4

4,3

12

Коэффициент миграционного прироста

на

1000

чел.

-53

-47

-38

-28

13

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) в ценах

2014 г.

руб./

мес.

15800

21500

32000

42000

14

Темп роста среднедушевых денежных доходов

%

125

126

132

123

 

Методологические пояснения к таблице:

показатели социально-экономического развития региона рассчитываются в соответствии с "Методологическими пояснениями" Росстата Российской Федерации:

валовой региональный продукт – в текущих основных ценах в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

производство валового регионального продукта на душу населения – в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

темп роста валового регионального продукта – в % к предыдущему году в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

индекс потребительских цен – в % к предыдущему году в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

численность постоянного населения, в том числе численность городского и сельского населения, численность населения трудоспособного возраста – в среднем на 1 января отчетного года и в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.)

коэффициенты естественного и миграционного прироста населения – в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

среднедушевые денежные доходы (в месяц) – в среднем за год (для 2014-2015 гг.) и в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.);

темп роста среднедушевых денежных доходов – в % к предыдущему году в среднем за период (для 2016-2020, 2021-2025, 2026-2030 гг.).

Динамика показателей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и планируемые проекты по развитию хозяйства в перспективе определяют факторы, непосредственно воздействующие на конъюнктуру транспортного рынка. Они учитываются при прогнозировании и целевом моделировании состояния транспортной системы, при определении потребности в мероприятиях и объема регионального транспортного заказа.

 

Экономика Кабардино-Балкарской Республики

 

Общая экономическая ситуация в республике благоприятная.

Объем ВРП Кабардино-Балкарской Республики в 2014 году, по оценке, составил 123,5 млрд рублей.

В структуре ВРП преобладают промышленное производство, торговля и сельское хозяйство.

На перспективу ожидается увеличение ВРП до уровня 196,5 млрд рублей – в 2020 году, 400,1 млрд рублей – в 2030 году. Рост ВРП обеспечивается за счет следующих факторов:

1) социальная ориентация, главной целью которой является повышение уровня и качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики;

2) устойчивое развитие Кабардино-Балкарской Республики, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики, обеспечивающей занятость населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда;

3) сотрудничество, обеспечивающее сочетание региональных, межрегиональных и общероссийских интересов при решении стратегических проблем экономического, социального и территориального развития;

4) значительное увеличение добавленной стоимости в промышленности;

5) реализация дополнительных мер стимулирующего характера, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности республики.

На период 2016-2018 годов наибольшее влияние на ВРП окажут следующие факторы:

1) общероссийское ухудшение экономических условий в 2014–2015 годах;

2) последствия ввода санкций и контрсанкций.

 

Демография

 

Общая численность населения Кабардино-Балкарской Республики составляет 0,86 млн человек, в том числе городское население – 52%, или 448 тыс. человек.

Общая демографическая ситуация благоприятная.

Численность населения за период с 2016 по 2030 год увеличится с 861 до 871 тыс. человек.

Рисунок 1

 

Динамика численности населения Кабардино-Балкарской Республики

(не прилагается).

 

Структура населения изменится следующим образом:

1) численность трудоспособного населения снизится до 518 тыс. человек за счет естественного старения населения и низких темпов естественного прироста;

2) увеличится доля сельского населения до 450 тыс. человек;

3) доля городского населения уменьшится до 421 тыс. человек.

Естественный прирост населения обусловлен принятием дополнительных мер поддержки населения, в том числе направленных на улучшение качества здравоохранения.

Рождаемость к 2020 году уменьшится с 15,4 до 14,5 на 1000 человек. Понижение рождаемости произойдет в связи со вступлением в активный воспроизводственный возраст малочисленного поколения 90-х годов.

Смертность снизится с 8,8 чел. до 8,3 чел., при этом средняя продолжительность жизни увеличится с 72,5 лет до 76,9 лет.

Миграционный прирост в 2030 году составит - 5,0 чел. на 1000 жителей.

Основными факторами, определяющими миграционные процессы на перспективу до 2030 года, будет высокий естественный прирост населения, практически полностью компенсирующийся миграционным оттоком.

 

Рынок труда и доходы населения

 

Общая ситуация на рынке труда – неблагоприятная.

Общее число занятых в экономике Кабардино-Балкарской Республики составляет 305,8 тыс. человек. Средняя зарплата составляет 20323 рублей. Уровень безработицы – 9,5%.

Ключевыми негативными факторами, определяющими ситуацию на рынке труда, являются:

1) снижение численности лиц трудоспособного возраста, увеличение численности лиц в возрасте выше трудоспособного, а также (при продолжении тенденции к повышению рождаемости) некоторое увеличение численности лиц младшего возраста;

2) сложности социально-экономического развития республики;

3) отсутствие вакантных рабочих мест.

При этом позитивно на ситуацию влияют такие факторы, как перспективы ввода новых производств, намечаемых мероприятий государственных программ, в том числе по развитию предпринимательства и самозанятости населения, а также другие меры экономической политики, направленные на снижение напряженности на рынке труда и стимулирование занятости.

На перспективу ситуация на рынке труда будет улучшаться.

Такие изменения будут обусловлены рядом факторов, среди которых:

1) стабилизация социально-экономической ситуации в Российской Федерации;

2) сокращение уровня безработицы;

3) увеличение численности населения;

4) увеличение уровня заработной платы;

5) развитие производства и сельского хозяйства в регионе.

Сведения об уровне оплаты труда и занятости по видам деятельности представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Среднемесячная заработная плата

и численность занятых по видам экономической деятельности

 

Вид экономической деятельности

2014

2015

Число занятых,

тыс. чел.

Средняя заработная

плата,

тыс. руб.

Число занятых,

тыс. чел.

Средняя заработная плата,

тыс. руб.

Всего по  экономике

133,0

20323

132,8

(оценочно)

20045

(оценочно)

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

4,7

10933

4,7

12396

Рыболовство, рыбоводство

0,1

17257

0,1

16630

Добыча полезных ископаемых

0,4

11188

0,3

12710

Обрабатывающие производства

14,9

11793

14,9

12983

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

7,9

22927

7,9

23870

Строительство

3,1

18300

3,1

19228

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

6,6

11920

6,6

12647

Гостиницы и рестораны

0,8

10730

0,8

7682

Транспорт и связь

5,3

19062

5,4

17477

Финансовая деятельность

2,3

41259

2,3

40902

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

8,7

14770

8,9

17402

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

18,6

33149

18,6

35678

Образование

29,9

17099

29,9

17964

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

22,5

17848

22,5

18576

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

6,0

14934

6,0

16179

 

Средний уровень заработной платы в период с 2016 по 2030 год увеличится на 220 % (или 15 % в год).

Ключевыми драйверами роста средней зарплаты будут:

1) повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики;

2) принятие дополнительных мер стимулирующего характера, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики;

3) увеличение ВРП на душу населения.

 

Жилищный комплекс

 

В сфере жилищного строительства предприятиями и организациями с учетом индивидуального жилищного строительства в первом полугодии 2015 г. на территории республики было построено 772 новые квартиры общей площадью 104,4 тыс. кв. м, что на 11,4 тыс. кв. м, или 12,3% больше, чем в первом полугодии 2014 г. Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 102,6 тыс. кв. м жилья, что на 44,9% больше I полугодия 2014 г. Доля индивидуального строительства составила 98,3% от общей площади объема жилья против 76,2% в соответствующем периоде предыдущего года. В сельских поселениях введено 22,9 тыс. кв. м общей площади жилья, или 21,9% от общего ввода жилья по республике.

Состояние жилищного комплекса Кабардино-Балкарской Республики характеризуется следующими параметрами:

1) общая площадь жилых помещений – 16063 тыс. кв. м;

2) площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя – 18,7 кв. м;

3) площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в городской местности – 20,3 кв. м;

4) площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя,  в сельской местности – 16,9 кв. м;

5) средний размер одной квартиры – 66,2 кв. м.

Основной проблемой жилищного комплекса является высокая конечная стоимость строительства.

На развитие жилищного комплекса воздействуют следующие факторы:

1) демонополизация обслуживания жилищного фонда;

2) формирование рынка услуг и обеспечение конкуренции на нем;

3) высокая степень капитальности жилищного фонда;

4) развитие индивидуального жилищного строительства одновременно со строительством многоквартирных многоэтажных жилых домов;

5) положительная динамика жилищного строительства и среднегодового ввода жилья;

6) точечная застройка;

7) увеличение интереса к малоэтажному строительству;

8) ориентация жилищной политики на комплексное развитие территорий;

9) государственная поддержка  ипотечного кредитования Правительством Кабардино-Балкарской Республики.

В сфере жилищного комплекса Кабардино-Балкарской Республики реализуются программы "Обеспечение населения Кабардино-Балкарской Республики жильем" на 2013 - 2020 годы, "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Кабардино-Балкарской Республике в 2013 - 2017 годах".

К 2020 году ожидается ввод в эксплуатацию 630 тыс. кв. м жилых домов, объектов социального значения, инженерной инфраструктуры и др.

Динамика развития жилищной сферы в период до 2020 года будет определяться воздействием ряда факторов. Большой спрос, с одной стороны, и очень скромные возможности населения, с другой, не позволяют установиться более или менее прямой зависимости между объемами жилищного строительства, обеспеченностью жильем и приростом цен. Многие застройщики предпочитают работать с элитным жильем, которое приносит им максимальный доход, а недорогой застройке и домам эконом-класса внимания не уделяют. Таким образом, необходимо изменить структуру предложения жилья за счет увеличения доли жилья эконом-класса, в дальнейшем развить различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку.

Крупнейшими центрами жилищного строительства на перспективу будут являться городские округа Нальчик, Прохладный, Баксан.

 

Территориальное развитие

 

Ключевой тенденцией территориального развития является обеспечение комплексного и устойчивого социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики с учетом взаимодействия ее природных факторов, зон градостроительного, рекреационного, сельскохозяйственного и промышленного освоения.

На территории республики сформированы и развиваются 2 территориальных специализированных кластера.

Информация по территориальным кластерам Кабардино-Балкарской Республики приведена в таблице 3.

Таблица 3

Кластерные образования Кабардино-Балкарской Республики

 

N

Название кластера

Территориальная привязка

Цели создания

Сроки реализации

1

Автотуристский кластер "Зарагиж"

г. Нальчик

Увеличение количества туристов и отдыхающих в КБР

До 2030 года

2

Туристско-рекреационный кластер "Эльбрус-Безенги"

Эльбрусский и Черекский муниципальные районы

Увеличение доли туризма

в консолидированном бюджете КБР

До 2030 года

 

1.2 Ситуационный анализ условий реализации КПТО

Подходы к ситуационному анализу условий реализации КПТО

 

Ситуационный анализ условий реализации КПТО выполняется с учетом проведенного выше анализа для определения сдерживающих и способствующих развитию факторов, определяющих в перспективе конъюнктуру транспортного рынка.

Анализ выполняется в форме матрицы ситуационного анализа, адаптированной для целей анализа развития пригородного пассажирского транспорта. В ходе анализа выявляются позитивные, негативные факторы, а также ключевые неопределенности по следующим направлениям:

внешняя макросреда, включая политические, экономические, социальные, технологические, правовые тенденции;

среда влияния – факторы внешней среды, которые развиваются во взаимосвязи и во взаимозависимости с развитием транспортной системы: развитие пригородных территорий, непосредственно тяготеющих к железной дороге или автомобильным магистралям, распределение мест приложений труда и ряд других;

внутренняя среда, включая тенденции развития спроса и предложения транспортных услуг, регулирование и поддержка развития инфраструктуры и перевозочной деятельности.

 

Ключевые негативные факторы,

сдерживающие развитие пригородного транспорта

 

Анализ возможных негативных факторов развития транспортной системы произведен на основе представленной в предыдущих разделах информации. Результаты приведены в таблице 4.

Таблица 4

 

Негативные факторы развития пригородного транспорта

Кабардино-Балкарской Республики

 

Направление анализа

Ключевые негативные факторы

Внешняя макросреда

- маленькая площадь республики;

- особенности экономико-географического положения;

- неравномерное распределение транспортных центров.

Среда влияния

- повышение уровня автомобилизации с сохранением отрицательной динамики спроса на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом;

- нехватка денежных средств в бюджете Кабардино-Балкарской Республики на финансирование пригородных пассажирских перевозок;

Внутренняя среда

- низкая инвестиционная привлекательность пригородных перевозок;

- несоответствие оборудования остановочных пунктов нормативным требованиям;

- высокая неравномерность транспортного спроса в течение года.


Информация по документу
Читайте также