Расширенный поиск

Закон Кабардино-Балкарской Республики от 07.07.1994 № 1

 
Къэбэрдей-Балъкъэр                                        Къабарты-Малкъар
 Республикэм и                                              Республиканы
    Закон                                                       Закону

                                          Утратил силу - Кодекс
                                     Кабардино-Балкарской Республики
                                         от 06.01.2000 г. N 2-РЗ

                              З А К О Н
                   Кабардино-Балкарской Республики
           ________________________________________________
 
                       ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
                   КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
  
 
Принят Советом Республики                         15 июня 1994 года
     Парламента КБР

     Настоящий Кодекс определяет экономические,  социальные и правовые
основы градостроительной деятельности в Кабардино-Балкарской Республи-
ке в целях устойчивого развития городов,  других поселений и их систем
с учетом рационального природопользования и территориальной  организа-
ции производительных сил,  исходя из исторически сложившегося расселе-
ния населения, его национально-этнических, демографических и иных осо-
бенностей.
     Градостроительство должно обеспечивать создание здоровой и  безо-
пасной  среды  жизнедеятельности человека,  ее оздоровление в процессе
дальнейшей урбанизации, а также сохранение историко-культурного насле-
дия на всей территории Кабардино-Балкарской Республики.
     В совокупности с другими законодательными  актами  Кабардино-Бал-
карской  Республики и актами органов местного самоуправления настоящий
Кодекс устанавливает равные возможности для всех участников градостро-
ительной деятельности и связанных с ней отношений для реализации своих
прав и повышения  ответственности  за  градостроительство  в  Кабарди-
но-Балкарской  Республике,  а  также устанавливает компетенцию местных
органов самоуправления,  определяет статус,  права и обязанности граж-
дан,  их объединений, разработчика и заказчика градостроительной доку-
ментации, органов архитектуры и градостроительства.
     Положения настоящего Кодекса действуют на всей территории  Кабар-
дино-Балкарской  Республики по отношению ко всем субъектам градострои-
тельной деятельности, независимо от форм собственности, включая юриди-
ческих и физических лиц,  граждан других республик и иностранных госу-
дарств, если иное не предусмотрено соответствующими международными до-
говорами и законодательными актами  Российской  Федерации  и  Кабарди-
но-Балкарской Республики.

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Градостроительная деятельность и градостроительное
               законодательство Кабардино-Балкарской Республики

     1. Градостроительная деятельность в Кабардино-Балкарской  Респуб-
лике  осуществляется  юридическими и физическими лицами и регулируется
настоящим Кодексом, другими законодательными актами Кабардино-Балкарс-
кой  Республики,  а  также  решениями местных органов самоуправления в
пределах их компетенции по вопросам планировки,  застройки и благоуст-
ройства подведомственных территорий.
     2. Градостроительная деятельность осуществляется на  основе  гра-
достроительной документации, государственных стандартов, экологических
нормативов, строительных норм и правил, правил застройки городов, дру-
гих поселений и их систем,  положений (уставов) о местном самоуправле-
нии.
     3. Градостроительная деятельность в г.Нальчике - столице Кабарди-
но-Балкарской Республики - регулируется правилами застройки  г.Нальчи-
ка,  утвержденными  Кабинетом Министров (Правительством)Кабардино-Бал-
карской Республики.
     4. Действие настоящего Кодекса, других законодательных актов гра-
достроительства  в  Кабардино-Балкарской  Республике  распространяется
также на специальные и временные поселения.

     Статья 2. Принципы градостроительства в
               Кабардино-Балкарской Республике

     1. Градостроительная деятельность в Кабардино-Балкарской  Респуб-
лике  осуществляется в соответствии с законодательством,  определяющим
пути реализации градостроительных программ через представительные  ор-
ганы  власти,  местную администрацию и органы территориального общест-
венного самоуправления населения.
     2. Юридическим  лицам  гарантируется право на прямое и экспертное
участие в градостроительной деятельности в пределах их компетенции.
     3. Градостроительная  деятельность осуществляется с учетом много-
образия и равенства всех форм собственности.
     4. Запрещается освоение территорий,  строительство новых, реконс-
трукция и расширение действующих объектов  производственного  назначе-
ния,  когда их размещение вызывает неблагоприятные экологические и де-
мографические изменения или другие негативные последствия.
     Все градостроительные проекты,  предусматривающие размещение про-
мышленных объектов, должны пройти экологическую экспертизу.

     Статья 3. Задачи градостроительного законодательства
               Кабардино-Балкарской Республики

     Задачами градостроительного законодательства Кабардино-Балкарской
Республики являются:
     - регулирование градостроительных отношений в процессе реализации
социально-экономической, градостроительной, экологической, архитектур-
ной  и  научно-технической политики в интересах населения с учетом его
исторических, национальных и иных особенностей;
     - обеспечение  соблюдения всеми субъектами градостроительной дея-
тельности требований рационального природопользования, функционального
зонирования территории,  формирования архитектурных, градостроительных
и природных комплексов и ансамблей, возрождения и развития исторически
сложившейся  системы  расселения  городов и других населенных пунктов,
охраны окружающей среды,  памятников истории,  культуры и архитектуры,
эффективного использования существующего фонда городов, других поселе-
ний и их систем.

     Статья 4. Основные направления градостроительной
               деятельности в Кабардино-Балкарской Республике

     Основными направлениями градостроительной деятельности являются:
     1. Прогнозирование,  проектирование и регулирование территориаль-
ной  организации расселения,  определяющее размещение производительных
сил, формирование инженерных, транспортных, социальных инфраструктур с
учетом экологического состояния окружающей среды и демографической си-
туации.
     2. Разработка градостроительных решений по планировке, застройке,
реконструкции и благоустройству городов и других  населенных  пунктов,
сбалансированному  их развитию в соответствии с национальными,  регио-
нальными и другими местными условиями и  особенностями  в  гармоничном
сочетании с природной средой.
     3. Рациональное землепользование, охрана окружающей среды, ресур-
сосбережение,  инженерная  подготовка  и  защита территорий от опасных
природных и техногенных процессов.
     4. Сохранение и восстановление историко-культурного наследия, па-
мятников градостроительства,  архитектуры и монументального искусства,
ландшафтов и других сохраняемых территорий.
     5. Развитие санаторно-курортных и других  рекреационных  террито-
рий.
     б. Взаимосвязанное развитие жилищного, общественного и производс-
твенного  фонда при обязательном опережающем развитии инженерно-транс-
портной инфраструктуры.

     Статья 5. Объекты градостроительной деятельности

     Объектами градостроительной деятельности являются:
     1. Республиканская  система взаимосвязанной территориальной орга-
низации расселения производительных сил,  коммуникаций и инфраструктур
в комплексе,  административно-территориальных образований,  природоох-
ранных, рекреационных и других зон.
     2. Районные системы территорий, городов, других поселений, терри-
ториально-производственных (агропромышленных,  гидротехнических,  про-
мышленных) комплексов.
     3. Города,  села и другие поселения всех категорий  и  типов,  их
системы.
     4. Жилые, иные районы и зоны, кварталы, а также участки для заст-
ройки, независимо от назначения и форм собственности.
     5. Градостроительные,  архитектурные,  ландшафтные комплексы, ан-
самбли, здания, сооружения, памятники истории и культуры.
     6. Инженерные и транспортные сооружения и коммуникации.

     Статья 6. Субъекты градостроительной деятельности

     Субъектами градостроительной деятельности в  Кабардино-Балкарской
Республике являются:
     1. Граждане  Кабардино-Балкарской  Республики,  других  субъектов
Российской  Федерации  в пределах полномочий,  установленных законода-
тельством Кабардино-Балкарской Республики и не ограниченные им в своей
деятельности, а также объединения граждан, общественные и иные органи-
зации.
     2. Органы  государственной власти и управления,  местного самоуп-
равления в Кабардино-Балкарской Республике.
     3. Предприятия  и  организации  с различной формой собственности,
другие (в том числе инвесторы) участники градостроительной деятельнос-
ти.
     4. Иностранные юридические и физические лица,  государства и меж-
дународные организации на основе соответствующих соглашений между сто-
ронами.

     Статья 7.  Градостроительные отношения.

     1. Градостроительные отношения представляют собой взаимосвязанные
действия субъектов градостроительной деятельности по созданию,  разви-
тию,  ремонту,  реконструкции и сохранению объектов  градостроительной
деятельности.  Основным принципом градостроительных отношений является
обеспечение реализации прав каждого из субъектов градостроительной де-
ятельности без нарушения и ущемления прав других субъектов.
     2. Органы государственной власти и управления не вправе принимать
к своему рассмотрению вопросы,  отнесенные к компетенции органов мест-
ного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законода-
тельством.  Органы государственной власти и управления могут принимать
решения в пределах своей компетенции и издавать инструктивно-норматив-
ные документы,  обязательные для исполнения всеми участниками градост-
роительной деятельности.
     3. Отношения в области инвестиционной и иной деятельности, оказа-
ния разнообразных услуг субъектам градостроительной деятельности  рег-
ламентируются договором (соглашением).
     Органы государственной  власти и управления не имеют права вмеши-
ваться в осуществление договорных отношений между субъектами  градост-
роительной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных дого-
вором и законодательством Кабардино-Балкарской Республики.
     4. Отношения  участников  градостроительной  деятельности  должны
предусматривать обязательное  опережающее  проведение  природоохранных
мероприятий и развитие инженерно-транспортной инфраструктуры  городов,
других  поселений  и  их систем при осуществлении жилищно-гражданского
строительства с учетом стимулирования строительства индивидуальных жи-
лых  домов, рационального размещения объектов культурно-бытового назна-
чения и коммунального хозяйства,  а также производственных объектов на
основе градостроительной документации.

     Статья 8.  Градостроительные нормативы

     1. Средством государственного регулирования градостроительной де-
ятельности являются градостроительные нормативы,  содержащие необходи-
мый  комплекс количественных и качественных показателей,  регулирующих
разработку и реализацию градостроительной документации.
     2. Градостроительные  нормативы,  разработанные  на  определенный
срок органами государственной власти и управления  Российской  Федера-
ции, а также нормативы, разработанные органами власти и управления Ка-
бардино-Балкарской Республики с учетом  региональных,  национальных  и
иных особенностей, являются основой для государственной, ведомственной
и независимой экспертизы,  контроля за градостроительной деятельностью
и решения спорных вопросов в градостроительной деятельности.
     3. Средством  регулирования  градостроительной  деятельности   на
местном уровне являются правила застройки данного населенного пункта.

           II. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
         И МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

     Статья 9. Полномочия городского (районного подчинения),
               поселкового, сельского, станичного органа
               самоуправления и городской (районного подчинения),
               поселковой, сельской, станичной администрации
               в области градостроительства.

     1. Городской (районного подчинения), поселковый сельский, станич-
ный  орган  самоуправления и городская (районного подчинения),поселко-
вая, сельская, станичная администрация:
     1.1. Организуют  разработку,  рассматривают  и согласовывают гра-
достроительные планы, программы и правила застройки населенных пунктов
на подведомственной территории,
     1.2. Решают вопросы о предоставлении и изъятии земельных участков
и  иного  фонда,  а также использовании природных и других ресурсов на
подведомственной территории в соответствии с утвержденной  градострои-
тельной документацией.
     1.3. Согласовывают размещение на подведомственной территории про-
мышленных и других объектов в соответствии с районными и республиканс-
кими градостроительными планами и программами.
     1.4. Вносят  представления  в вышестоящий орган самоуправления об
изменении городской, поселковой черты, установлении и изменении границ
подведомственной территории, а также правового режима прилегающих тер-
риторий.
     1.5. Ведут опорный план, участвуют в проведении работ по инвента-
ризации земель населенных пунктов и создают банк данных в системе тер-
риториального кадастра.
     1.6. Осуществляют контроль за реализацией утвержденной градостро-
ительной документации на подведомственной территории.
     Контролируют на своей территории соблюдение природоохранного  за-
конодательства,  вносят предложения о проведении экологической экспер-
тизы строительства.
     1.7. Получают  от  расположенных  на  подведомственной территории
предприятий и организаций сведения о факторах, влияющих на экологичес-
кую и градостроительную ситуацию,  и информируют о них население, при-
нимают решения о наложении штрафов и вносят предложения  о  ликвидации
предприятий и производств, наносящих ущерб окружающей среде и нерацио-
нально использующих природные ресурсы.
     1.8. Приостанавливают строительство и эксплуатацию объектов, осу-
ществляемых с нарушением градостроительных норм и правил, а также при-
родоохранного законодательства, участвуют в приемке зданий, сооружений
и объектов  инженерной,  транспортной  инфраструктур,  благоустройства
территории.
     1.9. Определяют в соответствии с законодательством порядок прива-
тизации  муниципального  фонда  и  устанавливают  за  счет собственных
средств льготы для стимулирования индивидуального жилищного строитель-
ства.
     1.10. Осуществляют охрану памятников истории, культуры и архитек-
туры, организуют их использование.
     1.11. Обеспечивают права граждан на участие в  разработке,  расс-
мотрении и реализации градостроительной документации,  организуют про-
ведение общественной экспертизы планов, программ и проектов.
     1.12. Разрешают в пределах своей компетенции споры,  связанные  с
градостроительной деятельностью.
     1.13. Защищают  права  застройщиков,  собственников,  владельцев,
пользователей и арендаторов земельного и иного фонда.
     1.14. Заключают с предприятиями, организациями, не находящимися в
его собственности,  договоры о сотрудничестве в благоустройстве и  со-
держании территорий.
     2. Разграничение полномочий между органами представительной и ис-
полнительной власти регулируется Законом КБР "О местном самоуправлении
в Кабардино-Балкарской Республике."

     Статья 10. Полномочия районного органа местного
                самоуправления и районной администрации в области
                градостроительства

     1. Районный орган местного самоуправления и районная  администра-
ция:
     1.1. Организуют разработку и осуществление проекта планировки ра-
йона,  генеральных планов, проектов планировки и застройки, планов зе-
мельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории  ра-
йона.
     1.2. Утверждают градостроительные программы,  планы  земельно-хо-
зяйственного устройства,  правила застройки на подведомственной терри-
тории.
     1.3. Решают вопросы о предоставлении и изъятии земельных участков
и иного фонда,  а также использовании природных и других  ресурсов  на
подведомственной  территории в соответствии с утвержденной градострои-
тельной документацией.
     1.4. Согласовывают  и  выдают  разрешение на осуществление строи-
тельства,  изъятие и предоставление земельного и иного фонда на подве-
домственной территории, осуществляемого в соответствии с республиканс-
кими градостроительными планами и программами.
     1.5. Устанавливают границы земель, передаваемых в ведение городс-
ких (городов районного подчинения),поселковых, сельских, станичных ор-
ганов самоуправления.
     1.6. Решают в соответствии с законодательством вопросы  админист-
ративно-территориального  устройства на подведомственной территории на
основе градостроительной и природоохранной документации,  вносят пред-
ложения  в Парламент Кабардино-Балкарской Республики об изменении гра-
ниц территорий района.
     1.7. Осуществляют  государственный  контроль  за реализацией гра-
достроительной и природоохранной документации, приостанавливают строи-
тельство и эксплуатацию объектов, осуществляемых с нарушением градост-
роительных, экологических норм, правил застройки и утвержденных проек-
тов.
     1.8. Запрещают размещение новых и реконструкцию действующих  про-
мышленных предприятий и других производственных объектов на подведомс-
твенной территории, которые не отвечают эколого-градостроительным тре-
бованиям, вызывают неблагоприятные изменения демографической ситуации.
     1.9. Контролируют соблюдение  природоохранного  законодательства,
организуют экологическую экспертизу проектов и строящихся объектов,  а
также предприятий и организаций,  расположенных на территории района и
загрязняющих окружающую среду.
     1.10. Согласовывают в соответствии с законодательством порядок  и
условия создания и преобразования предприятий и иных объектов,  разме-
щение их на подведомственной территории в соответствии с  утвержденной
градостроительной и природоохранной документацией.
     1.11. Получают от предприятий,  организаций и хозяйств,  располо-
женных на подведомственной территории,  сведения о факторах,  влияющих
на экологическую и градостроительную ситуацию и информируют о них  на-
селение района.
     Принимают решения о наложении штрафов и вносят предложения о лик-
видации предприятий и производств,  наносящих ущерб окружающей среде и
нерационально использующих природные ресурсы.
     1.12. Отменяют  решения нижестоящих органов,  противоречащие гра-
достроительному и природоохранному законодательству.
     1.13. Ведут опорный план,  участвуют в проведении работ по инвен-
таризации земель населенных пунктов на  территории  района  и  создают
банк данных в системе территориального кадастра.
     1.14. Организуют работу архитектурно-градостроительных органов  и
архитектурно-строительного надзора, назначают государственные приемоч-
ные комиссии,  утверждают акты о приемке  в  эксплуатацию  законченных
строительством  объектов жилищно-гражданского и производственного наз-
начения, расположенных на территории района.
     1.15. Определяют за счет собственных средств дополнительные льго-
ты и преимущества в градостроительной деятельности для граждан, прожи-
вающих на подведомственной территории.
     1.16. Определяют в соответствии с законодательством порядок  при-
ватизации  муниципального  фонда  и  устанавливают за счет собственных
средств льготы для стимулирования индивидуального жилищного строитель-
ства.
     1.17. Обеспечивают права граждан на участие в  разработке,  расс-
мотрении и реализации градостроительной документации,  организуют про-
ведение общественной экспертизы планов, проектов и программ.
     1.18. Разрешают  в пределах своей компетенции споры,  связанные с
градостроительной деятельностью.
     2. Разграничение полномочий между органами представительной и ис-
полнительной власти регулируется Законом КБР "О местном самоуправлении
в Кабардино-Балкарской Республике".

     Статья 11. Полномочия городского органа самоуправления
                и городской администрации в области
                градостроительства

     1. Городской орган самоуправления и городская администрация:
     1.1. Организуют разработку,  согласование и вносят на утверждение
Кабинета Министров(Правительства) Кабардино-Балкарской Республики про-
екты градостроительных планов и программ,  генерального плана  города,
правил его застройки и организуют их осуществление.
     1.2. Устанавливают в  соответствии  с  законодательством  порядок
изъятия, предоставления и распоряжения земельными участками, иным фон-
дом и природными ресурсами, а также принимают решения по этим вопросам
на  подведомственной территории в соответствии с утвержденной градост-
роительной документацией.
     1.3. Организуют  разработку,  финансирование,  утверждение и осу-
ществление проектов планировки и застройки, благоустройства и озелене-
ния подведомственных территорий,  а также схем и проектов развития ин-
женерной и транспортной инфраструктур ,планов  земельно-хозяйственного
устройства.
     1.4. Устанавливают в соответствии с законодательством  порядок  и
условия  размещения предприятий и других объектов с учетом градострои-
тельной документации.
     1.5. Вносят  предложения в Парламент Кабардино-Балкарской Респуб-
лики об изменении границ города, пригородной зоны и ее правового режи-
ма.
     1.6. Ведут опорный план, участвуют в работе по инвентаризации зе-
мель и создают банк данных в системе территориального кадастра.
     1.7. Представляют на основании утвержденного генерального  плана,
проектов планировки и застройки города земельные участки,  иной фонд и
ресурсы.
     1.8. Изымают  на  основании  утвержденного генерального плана зе-
мельные участки,  иной фонд (в том числе осуществляют выкуп и принуди-
тельный выкуп у собственников) для государственных нужд в соответствии
с законодательством.
     1.9. Выдают разрешение на строительство на территории города всех
объектов социально-бытового и производственного назначения, коммуналь-
ного хозяйства, приостанавливают строительство, осуществляемое с нару-
шением утвержденных проектов, правил и планов застройки.
     1.10. Определяют за счет собственных средств дополнительные льго-
ты и преимущества в градостроительной деятельности для граждан, прожи-
вающих на подведомственной территории.
     1.11. Определяют в соответствии с законодательством порядок  при-
ватизации  муниципального  фонда  и  устанавливают за счет собственных
средств льготы для стимулирования индивидуального жилищного строитель-
ства.
     1.12. Отменяют решения нижестоящих органов,  противоречащие  гра-
достроительному и природоохранному законодательству.
     1.13. Осуществляют государственный контроль за  реализацией  гра-
достроительной и природоохранной документации, приостанавливают и зап-
рещают строительство и эксплуатацию объектов, осуществляемых с наруше-
нием  градостроительных  и экологических норм,  утвержденных проектов,
правил застройки города и его пригородной зоны.
     1.14. Контролируют  соблюдение природоохранного законодательства,
обеспечивают проведение экологической экспертизы проектов и строящихся
объектов,  а также предприятий и организаций, расположенных в городе и
административно подчиненных населенных пунктах и загрязняющих окружаю-
щую среду.
     1.15. Получают от предприятий,  организаций и хозяйств,  располо-
женных на подведомственной территории,  сведения о факторах,  влияющих
на эколого-градостроительную ситуацию и информируют о  ней  население.
Принимают  решения о наложении штрафов и вносят предложения о ликвида-
ции предприятий и производств,  наносящих ущерб окружающей среде и ра-
циональному использованию природных ресурсов.
     1.16. Организуют на подведомственной территории  работу  архитек-
турно-градостроительных  органов и архитектурно-строительного надзора,
назначают приемочные комиссии,  утверждают акты о приемке в эксплуата-
цию  законченных строительством объектов жилищно-гражданского и произ-
водственного строительства.
     1.17. Осуществляют  охрану  и организуют использование памятников
истории, культуры и архитектуры.
     1.18. Обеспечивают  права граждан на участие в разработке,  расс-
мотрении и реализации градостроительной документации,  организуют про-
ведение общественной экспертизы планов, проектов и программ.
     1.19. Разрешают в пределах своей компетенции споры,  связанные  с
градостроительной деятельностью.
     2. Разграничение полномочий между органами представительной и ис-
полнительной власти регулируется Законом КБР "О местном самоуправлении
в Кабардино-Балкарской Республике."

           III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
             И УПРАВЛЕНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
              И ОРГАНОВ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
             В РЕГУЛИРОВАНИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     Статья 12. Полномочия органов государственной власти
                и управления Кабардино-Балкарской Республики
                в регулировании градостроительных отношений

     Органы государственной  власти  и управления Кабардино-Балкарской
Республики:
     1. Организуют разработку государственных градостроительных планов
и программ,  проводят государственную  градостроительную  политику  на
территории Кабардино-Балкарской Республики, утверждают схемы и проекты
районной планировки, генеральные планы городов.
     2. Разрабатывают и утверждают законодательные и нормативные акты,
обеспечивающие правовое регулирование  градостроительной  деятельности
на территории Кабардино-Балкарской Республики.
     3. Организуют разработку и утверждают  республиканские  государс-
твенные стандарты, градостроительные нормы и правила.
     4. Организуют финансирование и реализацию градостроительных  пла-
нов,  программ и документации республиканского и межрайонного назначе-
ния.
     5. Организуют деятельность и осуществляют лицензирование органов,
учреждений и организаций в  области  архитектуры,  градостроительства,
создают необходимые службы и подразделения.
     6. Организуют деятельность государственного архитектурного надзо-
ра.
     7. Проводят технико-экономическую и экологическую экспертизу про-
ектов.
     8. Организуют ведение территориального кадастра.
     9. Разрешают в соответствии с законодательством споры администра-
тивно-территориальных образований,  связанные с градостроительной дея-
тельностью.
     10. Назначают государственные приемочные комиссии, утверждают ак-
ты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, имею-
щих республиканское и межрайонное значение.
     11. Разрабатывают и реализуют программы охраны окружающей среды и
историко-культурного наследия.
     12. Решают  в соответствии с законодательством вопросы границ ад-
министративно-территориальных образований.
     13. Предоставляют  по согласованию с органами местного самоуправ-
ления земельные участки для строительства и расширения  объектов  рес-
публиканского  значения,  размещения  индивидуального жилищного строи-
тельства для городских поселений, а также осуществляют контроль за ис-
пользованием земель, предусмотренных для дальнейшего развития.
     14. Организуют с участием общественных организаций  и  творческих
союзов  конкурсы  на лучшие проекты планировки и застройки населенного
пункта,  отдельных зданий и сооружений, а также благоустройства и озе-
ленения территорий.
     15. Координируют работу научно-исследовательских и проектных инс-
титутов  в области градостроительства на территории Кабардино-Балкарс-
кой Республики.
     16. Организуют  проведение и финансирование научных исследований,
имеющих республиканское и межрайонное значение,  осуществляют экспери-
ментальное проектирование.
     17. Определяют потребность и оказывают  содействие  в  подготовке
архитектурно-градостроительных кадров.
     18. Отменяют решения нижестоящих  органов  власти  и  управления,
противоречащие градостроительному и природоохранному законодательству.
     19. Осуществляют международное сотрудничество в области  архитек-
туры и градостроительства.

     Статья 13. Участие органов государственной власти и
                управления, органов местного самоуправления
                в регулировании градостроительной деятельности

     1. Органы  государственной  власти и управления,  органы местного
самоуправления, являющиеся юридическими лицами, вправе:
     1.1. Объявить  в соответствии с законодательством зоны отчуждения
собственности, преимущественного приобретения государственной недвижи-
мости  и  запрещение в пределах их границ размещения всех видов строи-
тельства и капитального ремонта зданий, сооружений и иного фонда.
     1.2. Использовать  преимущественное право на выкуп в зонах отчуж-
дения у собственников и владельцев зданий, сооружений, предприятий для
государственных и общественных нужд.
     1.3. Совершенствовать правовые,  инвестиционные и другие экономи-
ческие механизмы достижения градостроительной цели.
     1.4. Принимать  различные  способы  стимулирования:  преференции,
торговые льготы для зарубежных фирм и других предприятий и организаций
иностранных государств,  осуществляющих  градостроительные  проекты  и
программы особой важности.
     2. Порядок применения льгот устанавливается в соответствии с  за-
конодательством Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики
по налогообложению.
     3. Органы  государственной  власти и управления обязаны организо-
вать осуществление опережающими темпами строительство  объектов  инже-
нерной  и транспортной инфраструктур в районах перспективного размеще-
ния зданий производственного назначения и жилой застройки.

     Статья 14. Компетенция местных органов архитектуры
                и градостроительства в регулировании
                градостроительных отношений

     Органы архитектуры и градостроительства органов местного  самоуп-
равления:
     1. Организуют разработку,  рассмотрение, согласование и представ-
ление  на  утверждение в установленном порядке градостроительной доку-
ментации.
     2. Вносят предложения по совершенствованию законодательства в об-
ласти градостроительства.
     3. Принимают  решения в пределах их компетенции по вопросам архи-
тектуры и градостроительства.
     4. Согласовывают проекты строительства объектов жилищно-гражданс-
кого,  производственного,  коммунального и природоохранного назначения
на соответствующей территории.
     5. Объединяют средства застройщиков и иных инвесторов для  финан-
сирования разработки градостроительной документации.
     6. Выступают в роли заказчика градостроительной  документации  за
счет собственных средств, средств исполнительного органа власти и иных
организаций.
     7. Осуществляют  контроль  за  ходом разработки градостроительной
документации,  выполняемой за счет средств инвесторов, и оказывают со-
действие  ее разработчикам в согласовании проектов с заинтересованными
организациями.
     8. Осуществляют регулирование и контроль за застройкой населенных
пунктов, ходом реализации градостроительной документации.
     9. Выдают  в установленном порядке разрешения на производство ин-
женерных изысканий, проектирование и строительство, участвуют в лицен-
зировании  проектных и строительных организаций и творческих коллекти-
вов.
     10. Оказывают услуги населению, предприятиям, учреждениям и орга-
низациям по осуществлению ими градостроительной деятельности.
     11. Представляют  все  необходимые  данные в городские (районные)
кадастровые бюро для создания основы ведения государственного  земель-
ного кадастра.
     12. Отводят земельные участки под все виды строительства, реконс-
трукцию  существующей  застройки  и благоустройство территории в соот-
ветствии с законодательством.
     13. Участвуют в разработке проектных предложений,  выполняют про-
екты на строительство и благоустройство территорий в соответствии с их
компетенцией.

                  IV. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
                           И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ

     Статья 15. Градостроительная документация и ее статус

     1. Градостроительная документация служит основой  для  разработки
проектов  жилищно-гражданского,  промышленного  и коммунального строи-
тельства в городах и других населенных пунктах и их системах и являет-
ся обязательной для всех юридических и физических лиц,  осуществляющих
градостроительную деятельность в Кабардино-Балкарской Республике.
     2. Основные виды градостроительной документации:
     - схема расселения,  природопользования и территориальной органи-
зации производительных сил Кабардино-Балкарской Республики,  групп ад-
министративных районов;
     - территориальные комплексные схемы охраны природы и природополь-
зования;
     - схемы и проекты районной планировки;
     - генеральные планы городов, других поселений и их систем, а так-
же  селитебных,  промышленных,  рекреационных  и других функциональных
зон;
     - проекты детальной планировки,  проекты застройки зон,  районов,
кварталов, участков;
     - проекты городской и поселковой административной черты,  а также
сельских поселений.
     По заданию  заказчика могут выполняться и другие виды градострои-
тельной документации.
     3. Порядок  разработки и стадийность градостроительной документа-
ции, согласования и утверждения, состав экспертизы устанавливаются го-
сударственными органами управления в соответствии с законодательством.
     4. Градостроительная документация разрабатывается,  как  правило,
на конкурсной основе, является собственностью заказчика и передается в
распоряжение органов архитектуры и градостроительства  соответствующих
уровней для рассмотрения,  согласования и представления на утверждение
в государственные и местные органы власти в установленном порядке.
     5. Заказчиками градостроительной документации являются органы го-
сударственной власти и управления, местного самоуправления, территори-
ального общественного самоуправления, юридические и физические лица.
     6. Разработчиками градостроительной документации могут  быть  уч-
реждения,  организации, творческие коллективы и другие юридические ли-
ца,  имеющие право на выполнение градостроительной документации на ос-
новании лицензионного свидетельства,  выдаваемого в порядке,  установ-
ленном Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров (Пра-
вительством) Кабардино-Балкарской Республики.
     Внесение изменений в градостроительную документацию может  произ-
водиться  только  с  разрешения утвердившего ее органа государственной
власти и управления и автора проекта.
     8. Утвержденная  градостроительная  документация  обязательна для
исполнения всеми участниками градостроительной деятельности.

     Статья 16. Реализация градостроительной документации

     1. Реализация градостроительной документации в соответствии с ре-
шениями органов местного самоуправления обеспечивается исполнительными
органами власти путем координации и контроля за деятельностью заказчи-
ка (застройщика), проектировщика, подрядчика.
     Субъекты градостроительных отношений - заказчики - участники  ин-
вестиционной  деятельности,  инвесторы  могут  передавать свои функции
специальным посредникам (застройщикам) -организаторам разработки и ре-
ализации градостроительной документации.
     2. Органы местного  самоуправления  регулируют  градостроительные
отношения в соответствии с законодательством на основе градостроитель-
ной документации, утвержденной в установленном порядке.
     3. Строительство,  реконструкция  городов,  других поселений и их
систем, комплексов, отдельных зданий и сооружений осуществляются толь-
ко  в  соответствии со схемами и проектами районной планировки,  гене-
ральными планами населенных пунктов и разработанными на их основе про-
ектами детальной планировки, проектами застройки районов, зон, кварта-
лов и участков.
     Ни одно изменение в планировке,  застройке и благоустройстве тер-
ритории населенного пункта,  его части,  комплекса зданий и сооружений
не  может  быть осуществлено без соответствующего проекта,  разрешения
местных органов власти и управления  и  согласования  с  разработчиком
проекта.
     4. Органы местного  самоуправления  устанавливают  последователь-
ность реализации градостроительной документации,  используют имеющиеся
в их распоряжении финансовые,  трудовые,  природные, иные материальные
ресурсы и фонды,  развивают хозяйственную предприимчивость собственных
подразделений и привлекают других застройщиков в соответствии с устав-
ными  целями и программами социально-экономического развития соответс-
твующих территорий.  Кооперируют на добровольной основа средства насе-
ления,  предприятий, учреждений и организаций для финансирования целе-
вых социальных программ,  участвуют собственными ресурсами и с привле-
чением  дополнительных  инвестиций  в создании и деятельности финансо-
во-кредитных учреждений на акционерной или паевой основе,  а также со-
действуют  иной  экономической  или предпринимательской деятельности с
целью решения градостроительных задач и удовлетворения  социально-эко-
номических потребностей населения.

     Статья 17. Источники финансирования градостроительных
                планов и программ

     1. Разработка и реализация градостроительных планов,  программ  и
документации  осуществляются  за счет бюджетных и внебюджетных средств
органов местного самоуправления,  государственных централизованных ис-
точников,  добровольных взносов и пожертвований граждан,  предприятий,
учреждений и  организаций,  получаемых  кредитных  ресурсов,  валютных
средств,  а также средств органов территориального общественного само-
управления.
     2. Парламент  Кабардино-Балкарской Республики принимает решение и
утверждает капитальные  вложения  на  проектирование  и  строительство
крупнейших народнохозяйственных комплексов, природоохранных и социаль-
ных объектов.  Кабинет Министров (Правительство)  Кабардино-Балкарской
Республики  несет ответственность перед Парламентом Кабардино-Балкарс-
кой Республики за технико-экономическую обоснованность  проектирования
и строительства этих объектов.
     3. Решение о проектировании,  финансировании и строительстве объ-
ектов,  осуществляемых за счет средств местного бюджета, принимает со-
ответствующий орган местного самоуправления на основе планов  и  прог-
рамм  социально-экономического  развития  подведомственной территории,
включая программы жилищного строительства, благоустройства, коммуналь-
но-бытового  и  социально-культурного  обслуживания населения,  охраны
природы, разработки генеральных планов, проектов планировки и застрой-
ки, проектов строительства.
     Для экономической  поддержки  крупномасштабных  градостроительных
проектов  и  программ  органы местного самоуправления вправе создавать
целевые фонды.
     Финансовые ресурсы  органов местного самоуправления могут быть на
договорной основе объединены со  средствами  предприятий,  учреждений,
организаций  и граждан для разработки градостроительной документации и
финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной
и производственной инфраструктур.
     4. Централизованные  фонды  территориального  развития  (Кабарди-
но-Балкарской Республики,  районов, городов, районов в городах) форми-
руются за счет средств,  образуемых из отчислений от  территориального
налога,  внебюджетных поступлений, включая штрафы за загрязнение окру-
жающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, причи-
ненный ущерб памятникам истории,  культуры и архитектуры, а также пос-
туплений от иностранных кредиторов и инвесторов.
     Финансирование градостроительных проектов,  планов и программ, их
реализация могут осуществляться из валютных фондов,  формируемых орга-
нами  местного  самоуправления  за счет отчислений от валютной выручки
предприятий, расположенных на соответствующей территории.
     Органы местного  самоуправления вправе использовать для обеспече-
ния разработки и реализации градостроительной документации,  планов  и
программ следующие доходы бюджетов:  местные налоги,  сборы и пошлины,
иные доходы в соответствии с законодательством,  результаты  тарифной,
таможенной  политики,  лицензирования  и квотирования товаров и услуг,
акционирование капитала,  внедрение системы льгот в  рамках  государс-
твенного протекционизма,  в том числе преференции, государственное ин-
вестирование н инфраструктуру вновь осваиваемых территорий.

                  V. УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ
                       СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 10. Экологические требования к градостроительной
                деятельности

     1. Охрана среды обитания в  области  градостроительства  включает
систему мер, направленных на рациональное ее преобразование и оздоров-
ление,  защиту атмосферного воздуха,  водоемов, недр, территории насе-
ленных  пунктов и природных зон от вредного воздействия,  а также нап-
равленных на сохранение природных комплексов,  лесов, почв, раститель-
ного и животного мира и регулируется Законом Кабардино-Балкарской Рес-
публики "Об охране окружающей среды и природопользования."
     2. При  размещении,  строительстве и вводе в действие новых и ре-
конструируемых предприятий,  зданий и сооружений,  а также внедрении в
процессе  их  эксплуатации новых технологий,  отрицательно влияющих на
состояние окружающей среды,  должны предусматриваться и осуществляться
мероприятия  по охране природы и рациональному использованию природных
ресурсов.
     3. Оценка  отрицательного  влияния на состояние окружающей среды,
эффективности предусмотренных защитных мероприятий производится по ре-
зультатам государственной экологической экспертизы.
     4. Размещение объектов строительства, не предусмотренных градост-
роительной природоохранной документацией, не разрешается. Невыполнение
требований заключений государственной экологической экспертизы  влечет
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

               VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУБЪЕКТОВ ГРАДО-
                      СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 19. Права и обязанности граждан

     1. Граждане имеют право на:
     1.1. Среду обитания,  отвечающую экологическим и санитарно-гигие-
ническим требованиям.
     1.2. Обеспечение  социально-культурных,  бытовых и других условий
проживания в городах и иных поселениях в соответствии  с  действующими
нормативами.
     1.3. Достоверную информацию о состоянии окружающей природной сре-
ды в городах и других поселениях и их системах.
     1.4. Участие в обсуждении градостроительных проектов через систе-
му  социологических опросов,  личных предложений граждан,  организацию
разработки альтернативных проектов в период до утверждения градострои-
тельной документации.
     1.5. Проведение независимой экспертизы  градостроительных  проек-
тов.
     1.6. Содействие в реализации градостроительных проектов.
     2. Граждане обязаны:
     2.1. Беречь и улучшать среду обитания.
     2.2. Сохранять  памятники градостроительства и архитектуры,  при-
родный ландшафт.
     2.3. Пользоваться земельным участком в соответствии  с  правилами
застройки, землевладения и землепользования.
     2.4. Соблюдать строительные нормы и правила  производства  работ,
эксплуатации зданий и инженерных сооружений.
     3. Граждане несут ответственность за нарушение  градостроительных
норм и правил в соответствии с законодательством.

     Статья 20. Права и обязанности заказчиков
                градостроительной документации

     Заказчики градостроительной документации:
     1. Готовят задание на разработку градостроительных планов и прог-
рамм,  других  целевых  комплексных  программ социально-экономического
развития территории.
     2. Принимают  участие  в составлении и рассмотрении схем размеще-
ния, развития и специализации предприятий и организаций различных форм
собственности.
     3. Представляют проектным организациям исходные данные для разра-
ботки градостроительной документации, оказывают им помощь в согласова-
нии проектов,  обеспечивают финансирование и  осуществляют  надзор  за
строительством.
     4. Заключают и расторгают договор на выполнение градостроительной
документации,  осуществляют контроль за ходом ее разработки,  проводят
экспертизу проектов и своевременное финансирование.
     5. Участвуют  в решении вопросов реализации градостроительной до-
кументации, проектирования и строительстве городов, других поселений и
их систем.

     Статья 21. Права и обязанности разработчика
                градостроительной документации

     1. На основании полученного заказа разработчик  градостроительной
документации:
     1.1. Участвует  в разработке и подготовке к утверждению законода-
тельных и нормативных актов в области архитектуры и  градостроительст-
ва.
     1.2. Принимает  участие  в  разработке градостроительных планов и
программ, а также программ социально-экономического развития, выполня-
ет все виды градостроительной документации,  проекты зон охраны памят-
ников истории, культуры и архитектуры, схем инженерной защиты террито-
рии  от  опасных природных и техногенных процессов,  комплексной схемы
развития всех видов пассажирского транспорта и др.
     1.3. Участвует  в  рассмотрении и согласовании с соответствующими
органами местного самоуправления градостроительных планов, программ, а
также  схем и проектов благоустройства и озеленения территорий,  инже-
нерной, транспортной и социальной инфраструктур.
     1.4. Вносит предложения по объему и составу материалов градостро-
ительной документации с учетом особенностей объектов градостроительной
деятельности.
     1.5. Вносит предложения по изменению ранее  принятых  градострои-
тельных решений,  совершенствованию порядка, системы разработки и реа-
лизации градостроительной документации, ее содержания, методики проек-
тирования,  градостроительных  норм и правил застройки,  а также банка
данных в системе территориального кадастра.
     1.6. Участвует  в  работе  комиссии по выбору площадок для строи-
тельства объектов производственного, жилищно-гражданского назначения и
коммунального хозяйства.
     1.7. Ведет разработку градостроительной документации в  соответс-
твии  с действующими инструктивными положениями и нормативными актами,
строительными нормами и правилами, государственными стандартами.
     1.8. Обеспечивает выполнение требований к составу градостроитель-
ной документации,  осуществляет проектирование в соответствии с  дейс-
твующими положениями и заданиями на проектирование.
     1.9. Осуществляет на основании договора  с  заказчиком  авторский
надзор за реализацией градостроительной документации, вносит в нее из-
менения и дополнения,  а также обеспечивает согласования с заинтересо-
ванными организациями и защиту при ее утверждении.
     1.10. Соблюдает проектные решения предшествующих видов или стадий
утвержденной градостроительной документации.
     1.11. Выступает юридическим лицом в градостроительных  отношениях
на весь период действия градостроительной документации.
     1.12. Участвует и разрешении градостроительных споров.
     2. Авторское участие проектировщиков в разработке градостроитель-
ной документации определяется в соответствии с Законом РФ "Об  авторс-
ком праве и смежных правах. "

           VII. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ В ГРАДОСТРОИ-
          ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
                 ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     Статья 22. Государственные гарантии прав субъектов
                градостроительной деятельности

     1. Государство гарантирует всем субъектам градостроительной  дея-
тельности обеспечение равных прав для осуществления деятельности в со-
ответствии с настоящим Кодексом.
     2. Гарантии прав собственников, владельцев, пользователей и арен-
даторов зданий,  сооружений обеспечиваются законодательством.  Изъятие
или выкуп для государственных и общественных нужд домовладений граждан
производится после выделения по их желанию органом местного самоуправ-
ления  равноценного  земельного участка,  строительства на новом месте
предприятиями, учреждениями и организациями, для которых изымается до-
мовладение,  жилых домов, производственных и иных построек взамен изы-
маемых и возмещение в полном объеме всех других убытков,  включая упу-
щенную выгоду.
     3. Гарантии прав участников градостроительных отношений обеспечи-
ваются государственной собственностью на объекты градостроительной де-
ятельности,  природные ресурсы и историко-культурные ценности, которые
выступают в виде федеральной собственности Российской Федерации,  сов-
местной собственности Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Рес-
публики и собственности Кабардино-Балкарской Республики, за исключени-
ем земель, иного фонда, находящихся в собственности граждан, акционер-
ных обществ и других юридических лиц,  а также муниципальной собствен-
ности на жилищный фонд,  инженерно-транспортную и социальную  инфраст-
руктуры, объекты коммунального хозяйства, благоустройства территории и
природоохранные устройства.
     4. Органы  местного самоуправления гарантируют гласность в обсуж-
дении важных градостроительных вопросов,  принимают решение  с  учетом
мнения общественности по вопросам градостроительной деятельности, спо-
собствуют объединению усилий граждан  в  реализации  градостроительных
проектов и программ.
     Государственные органы власти и управления,  хозяйственные и  об-
щественные организации,  должностные лица и граждане обязаны соблюдать
права субъектов градостроительной деятельности и содействовать ее  ре-
гулированию в соответствии с законодательством.

     Статья 23. Ответственность за нарушение
                градостроительного законодательства

     1. За  нарушение  градостроительного  законодательства   Кабарди-
но-Балкарской Республики применяется дисциплинарная, административная,
а в отдельных случаях,  предусмотренных законом, уголовная ответствен-
ность.
     2. Применение указанных видов ответственности не освобождает  ви-
новных от возмещения причиненного ущерба.
     3. Нарушением градостроительного  законодательства  следует  счи-
тать:
     - нарушение установленного порядка утверждения  градостроительной
документации,  а  равно внесение в нее изменений без разрешения утвер-
дившего ее органа;
     - осуществление  градостроительной деятельности без лицензионного
свидетельства;
     - нарушение прав граждан на участие в обсуждении, разработке аль-
тернативных проектов и проведении независимой  экспертизы  градострои-
тельных проектов;
     - воспрепятствование контролю органами архитектуры и  градострои-
тельства за реализацией градостроительной документации;
     - превышение своей компетенции и вмешательство в договорные отно-
шения субъектов градостроительной деятельности;
     - самовольное занятие муниципального и иного фонда городов,  дру-
гих поселений и их систем;
     - самовольное строительство зданий, сооружений, других объектов и
их комплексом;
     - строительство зданий, сооружений, других объектов и их комплек-
сов,  по проектам,  не прошедшим государственную вневедомственную экс-
пертизу и не утвержденным в установленном порядке;
     - строительство зданий, сооружений, других объектов и их комплек-
сов с отступлением от утвержденной в установленном  порядке  проектной
документации.
     4. Нарушения,  перечисленные в пункте 3 настоящей статьи,  влекут
наложение штрафа:
     - на должностных лиц от 10 до 20-кратного размера  установленного
законом минимального размера оплаты труда;
     - на граждан от 1- до 10-кратного размера установленного  законом
минимального размера оплаты труда.
     Административная ответственность предприятий, учреждений, органи-
заций и объединений за правонарушения в области строительства устанав-
ливается Законом РФ "Об административной ответственности  предприятий,
учреждений,  организаций  и  объединений  за  правонарушения в области
строительства."
     Порядок и  сроки рассмотрения дел о правонарушениях регламентиру-
ются Кодексом РФ об административных правонарушениях.
     6. Самовольно занятые территории, здания и сооружения возвращают-
ся по их принадлежности без возмещения затрат,  произведенных за время
незаконного пользования.
     7. За нарушение  земельного  законодательства  юридические  лица,
граждане и должностные лица несут ответственность в соответствии с Зе-
мельным Кодексом Кабардино-Балкарской Республики и действующими норма-
тивными актами в области земельного законодательства.
     8. Организации,должностные лица и граждане,виновные в  совершении
противоправных  деяний,нарушающих природоохранное законодательство,  и
причиняющие тем самым вред окружающей природной среде и здоровью чело-
века,несут дисциплинарную, административную либо уголовную ответствен-
ность в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики "Об ох-
ране окружающей природной среды."
     9. Штрафы за указанные правонарушения налагаются (в  пределах  их
компетенции) специально уполномоченными на то государственными органа-
ми управления и контроля Кабардино-Балкарской Республики.
     10. Конкретный  размер  налагаемого  штрафа определяется органом,
налагающим штраф,в зависимости от характера и вида совершенного право-
нарушения,степени вины правонарушителя и причиненного вреда.
     11. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суде
или Арбитражном суде.
     12. Сумма взыскиваемых штрафов зачисляется в  организации,  долж-
ностные ей в соответствии с законодательством.
     13. Средства, поступившие в порядке возмещения ущерба муниципаль-
ной и иной деятельности,  зачисляются в бюджеты разных уровней в соот-
ветствии с действующим законодательством и используются  для  освоения
новых территорий, улучшения обслуживания населения, повышения качества
застройки и благоустройства населенных пунктов, охраны окружающей сре-
ды и историко-культурного наследия, а также разработки градостроитель-
ной и природоохранной документации, необходимой для осуществления ука-
занных мероприятий.

                  VII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ
                  С ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

     Статья 24. Органы по разрешению споров, связанных
                с градостроительной деятельностью

     1. Споры, связанные с градостроительной деятельностью, разрешаются
органами власти и управления Кабардино-Балкарской  Республики, органами
местного самоуправления, судом или Арбитражным судом,  а также третейс-
ким судом в пределах их компетенции.
     2. Поселковый,  сельский, станичный, городской орган самоуправле-
ния разрешает споры, связанные с градостроительной деятельностью, меж-
ду предприятиями,  учреждениями,  организациями и гражданами,  жилой и
иной фонд которых находится в ведении или на их территории.
     3. Районный  орган  самоуправления  разрешает споры,  связанные с
градостроительной деятельностью,  между предприятиями, организациями и
гражданами,  жилой и иной фонд которых находится на территории района.
Районный орган самоуправления рассматривает  споры  между  гражданами,
предприятиями,  учреждениями, организациями и сельской, станичной, по-
селковой,  городской (городов районного подчинения) администрацией при
возникновении разногласий по изъятию,  предоставлению земельных участ-
ков и другим вопросам регулирования градостроительных отношений.
     4. Республиканский  орган архитектуры и градостроительства разре-
шает споры,  связанные с градостроительной деятельностью, между предп-
риятиями,  организациями и гражданами, жилой и иной фонд которых нахо-
дится на территории республики,  рассматривает также споры между граж-
данами, предприятиями, учреждениями, организациями и нижестоящей адми-
нистрацией при возникновении  разногласий  по  вопросам  регулирования
градостроительных отношений.
     5. В судах в качестве следующей инстанции разрешаются споры, свя-
занные с градостроительной деятельностью, в части предоставления жило-
го и иного фонда,  его изъятия и выкупа для государственных и  общест-
венных целей, снова строений в связи с размещением нового строительст-
ва,  осуществления природоохранных мероприятий,  прекращения права  на
земельный  участок для застройки,  по вопросам аренды,  обслуживания и
приобретения фонда,  а также все споры,  связанные с градостроительной
деятельностью между гражданами, в том числе о неразделенных домовладе-
ниях и ином фонде.
     В судебном  порядке рассматриваются также жалобы на решения мест-
ных органов самоуправления по спорам,  связанным  с  градостроительной
деятельностью.
     6. Арбитражный суд в качестве следующей  инстанции  рассматривает
споры, связанные с градостроительной деятельностью, между предприятия-
ми, учреждениями, организациями в соответствии с его компетенцией.

     Статья 25. Порядок рассмотрения споров, связанных
                с градостроительной деятельностью

     1. Споры, связанные с градостроительной деятельностью, рассматри-
ваются по заявлению одной из сторон в месячный срок со дня поступления
заявления.
     2. Споры, связанные с градостроительной деятельностью, рассматри-
ваются  в  присутствии сторон,  за исключением случаев,  когда одна из
сторон уклоняется от участия в рассмотрении спора или  письменно  уве-
домляет о нежелании участвовать в нем.
     3. Стороны должны быть в установленном порядке уведомлены о  вре-
мени и месте рассмотрения спора.
     4. Неявка сторон без уважительных причин по вторичному вызову  не
приостанавливает  рассмотрение  споров,  связанных с градостроительной
деятельностью,  включая вопросы о неразделенном домовладении, возмеще-
нии причиненного ущерба при принятии по ним решения.
     5. При рассмотрении споров стороны имеют право знакомиться с соб-
ранными по нему материалами,  градостроительной и иной документацией в
установленном порядке,  давать пояснения,  предоставлять свои доводы и
предложения,  ходатайствовать об отсрочке рассмотрения споров и прове-
дения дополнительных исследований и проверок, об истребовании докумен-
тов,  возражать против доводов и просьб другой стороны, получать копию
решения по спору, связанному с градостроительной деятельностью.
     6. По  результатам  рассмотрения споров,  связанных с градострои-
тельной деятельностью,  местная администрация принимает решения, в ко-
торых предусматриваются порядок их исполнения и мероприятия по восста-
новлению нарушенных  прав  собственников,  владельцев,  пользователей,
арендаторов жилого или иного фонда.
     7. Решение местного органа самоуправления вступает в силу  с  мо-
мента его принятия и выдается на руки сторонам в семидневный срок.
     8. Обжалование решений в суд или Арбитражный суд приостанавливает
их исполнение.

                  IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В
                    ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Статья 26. Международное сотрудничество в
                градостроительной деятельности

     1. Юридические  и физические лица Кабардино-Балкарской Республики
вправе осуществлять градостроительную деятельность за рубежом,  исходя
из  настоящего  Кодекса и законодательства соответствующих иностранных
государств.
     Правоотношения субъектов  градостроительной деятельности Кабарди-
но-Балкарской Республики за рубежом регулируются международными  дого-
ворами.
     2. Градостроительная деятельность,  осуществляемая государствами,
международными организациями, юридическими лицами, а также иностранны-
ми гражданами на территории Кабардино-Балкарской Республики, регулиру-
ется  законодательством  Российской  Федерации  и Кабардино-Балкарской
Республики в области градостроительства,  а также  Законом  Российской
Федерации "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и законами Кабарди-
но-Балкарской Республики "Об иностранных инвестициях в  КБССР"  и  "Об
охране окружающей природной среды КБР."



       Президент
   Кабардино-Балкарской
       Республики                                   В.Коков


г. Нальчик
7 июля 1994 года
N 1


Информация по документу
Читайте также