Расширенный поиск
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 19.06.1998 № 7-РЗКъэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и З А К О Н --------- Къэбарты-Малкъар Республиканы З А К О Н У ----------- З А К О Н Кабардино-Балкарской Республики ---------- Утратил силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 04.08.2004 г. N 35-РЗ О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от 02.07.2002 г. N 41-РЗ; от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) Принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 9 апреля 1998 года ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Местный референдум Местный референдум в Кабардино-Балкарской Республике - голосование граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, федеральными законами, законодательством Кабардино-Балкарской Республики и уставом муниципального образования. Статья 2. Общие принципы проведения местного референдума Местный референдум проводится тайным голосованием на всей территории соответствующего муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Граждане участвуют в местном референдуме лично и каждый из них обладает одним голосом. Участие в местном референдуме является добровольным и свободным. Никто не вправе воздействовать на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме, а также влиять на его свободное волеизъявление. Статья 2-1. Правовая основа местного референдума Правовую основу местного референдума составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Конституция Кабардино-Балкарской Республики, настоящий Закон, уставы муниципальных образований, иные нормативные правовые акты о местных референдумах, принимаемые в Российской Федерации. В случае принятия в период кампании местного референдума закона или устава муниципального образования, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в указанный период в закон или устав муниципального образования изменений и дополнений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, указанные нормативные правовые акты, изменения и дополнения применяются к местному референдуму, назначенному после вступления в силу этих нормативных правовых актов, изменений и дополнений. (Статья дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) Статья 3. Право граждан на участие в местном референдуме В местном референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, место жительства которого расположено в границах муниципального образования и достигший на день проведения местного референдума 18 лет. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в местном референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности запрещаются. Статья 4. Вопросы местного референдума На референдум выносятся наиболее важные вопросы местного значения за исключением: 1) отнесенных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, федеральными законами и законами Кабардино-Балкарской Республики к компетенции органов государственной власти, в том числе к государственным полномочиям, которыми наделены органы местного самоуправления; 2) принятия и изменения бюджета муниципального образования, отчета об его исполнении; 3) установления местных налогов, сборов и льгот по ним; 4) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 5) принятия прогнозов и программ развития муниципального образования, утверждения отчетов об их исполнении. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации. (Часть исключена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.(Часть дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) Местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса может быть проведен не ранее чем через два года со дня официального опубликования результатов местного референдума.(Часть дополнена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) Статья 5. Агитация по вопросам, вынесенным на местный референдум Общественные объединения, граждане вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения местного референдума, за или против участия в местном референдуме, за или против вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум. Агитация может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, иных мероприятий; путем выпуска и (или) распространения печатных и иных агитационных материалов; в иных не запрещенных законом формах. Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Средства массовой информации обязаны обеспечить равные возможности для агитации по вопросу (проекту решения), выносимому на местный референдум. Агитационные материалы с согласия собственников или владельцев объектов могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме помещений комиссий по проведению местного референдума, участков местного референдума, административных зданий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы: органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; воинским частям, военным учреждениям и организациям; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам комиссий по проведению местного референдума. Агитация заканчивается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню проведения местного референдума. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению местного референдума, сохраняются на прежних местах. Комиссии по проведению местного референдума, поставленные в известность о нарушениях установленного порядка проведения агитации, вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Статья 6. Гласность при подготовке и проведении местного референдума Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, комиссий по проведению местного референдума, общественных объединений, участвующих в организации и проведении местного референдума, осуществляется открыто и гласно. Все решения, касающиеся подготовки и проведения местного референдума, а также вопросы, выносимые на местный референдум, подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации и в иных средствах в течение пяти дней с момента их принятия соответствующими органами. Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны давать соответствующие разъяснения по существу вопроса, выносимого на местный референдум. Местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания, заседания, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, и получение соответствующей информации. На заседаниях комиссий по проведению местного референдума вправе присутствовать депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Парламента Кабардино-Балкарской Республики, представительного органа местного самоуправления, представители средств массовой информации. В день проведения местного референдума в помещениях участков местного референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, общественными объединениями, зарегистрированными в установленном законом порядке, а также представители средств массовой информации. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме общественным объединением или инициативной группой, чьи интересы они представляют, с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера участка местного референдума, на который они направляются. Их полномочия действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление участковой комиссии по проведению местного референдума о направлении наблюдателя на участок местного референдума не требуется. Наблюдатель вправе: знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в местном референдуме; присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне помещения участка местного референдума; присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования; обращаться в участковую комиссию по проведению местного референдума с предложениями и замечаниями; обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии по проведению местного референдума. Превышение полномочий наблюдателями во время проведения местного референдума не допускается. Статья 7. Финансирование местного референдума Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума с момента принятия решения о его назначении, производятся за счет средств соответствующего местного бюджета. В случае недостаточности средств местного бюджета при проведении районного, городского (городов республиканского подчинения) референдума органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечивают дополнительное целевое поступление средств в соответствующий местный бюджет в порядке, определяемом Парламентом Кабардино-Балкарской Республики. В случае недостаточности средств местного бюджета органа местного самоуправления села (поселка) дополнительное целевое поступление средств в соответствующий местный бюджет обеспечивают органы местного самоуправления района, города. Средства, выделенные на организацию и проведение местного референдума, поступают из местного бюджета в распоряжение территориальной комиссии по проведению местного референдума на основании сметы предполагаемых расходов, утвержденной соответствующим представительным органом местного самоуправления. Порядок перечисления денежных средств участковым комиссиям, учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, устанавливаются территориальной комиссией по проведению местного референдума. Формы финансового отчета комиссий по проведению местного референдума о расходовании денежных средств устанавливаются финансовыми органами местной администрации в соответствии с законодательством. Председатели комиссий по проведению местного референдума распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям этих комиссий по финансовым вопросам. Территориальная комиссия по проведению местного референдума представляет финансовый отчет в соответствующий орган местного самоуправления о расходовании средств местного бюджета не позднее 30 дней после опубликования результатов голосования. Остатки денежных средств, выделенных комиссиям по проведению местного референдума из местного бюджета на подготовку и проведение местного референдума, не израсходованные ими на указанные цели, возвращаются в местный бюджет. ГЛАВА 2. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 8. Назначение местного референдума Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. Основанием для принятия решения о проведении местного референдума является представление: главы местного самоуправления ; депутатов представительного органа самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов; граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число подписей, необходимое для назначения местного референдума, по представлению граждан, устанавливается численностью не менее 5 процентов от общего числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Инициатива проведения местного референдума может исходить от общественных объединений, трудовых коллективов предприятий, организаций и учреждений независимо от их организационно-правовых форм, действующих на соответствующей территории. В период между назначением местного референдума и опубликованием его результатов субъекты, упомянутые в части второй настоящей статьи, не имеют права выдвигать требование о назначении нового местного референдума, а соответствующий представительный орган местного самоуправления не вправе принимать решение о назначении нового местного референдума. Статья 9. Порядок реализации инициативы о проведении местного референдума главой местного самоуправления, депутатами представительного органа местного самоуправления Инициатива главы местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления о проведении местного референдума оформляется в письменном виде с указанием вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, даты его предполагаемого проведения и направляется в представительный орган местного самоуправления. Статья 10. Порядок реализации инициативы граждан о проведении местного референдума Право сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума принадлежит каждому гражданину или группе граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеющих право на участие в местном референдуме. Граждане реализуют свое право на сбор подписей добровольно и самостоятельно. Сбор подписей организуют и осуществляют инициативные группы по проведению местного референдума численностью не менее 5 человек, образуемые в соответствии с требованиями настоящего Закона из числа граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Статья 11. Регистрация инициативной группы местного референдума Регистрация инициативной группы производится представительным органом местного самоуправления. Для регистрации инициативной группы достаточно обращения граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, в соответствующий представительный орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается формулировка вопроса или текст проекта решения, предлагаемого для вынесения на местный референдум, фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса места жительства, номера и серии паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы. К заявлению должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении местного референдума и об избрании уполномоченных представителей. Заявление подписывается всеми членами инициативной группы. Решение представительного органа местного самоуправления о регистрации инициативной группы местного референдума с утверждением формулировки вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, либо о мотивированном отказе в ее регистрации должно быть принято не позднее 10 дней с момента получения заявления и выдано уполномоченному представителю инициативной группы не позднее трех дней с момента принятия данного решения. Отказ в регистрации инициативной группы по мотивам нецелесообразности не допускается. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициативной группой положений Конституции Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, федерального или республиканского законодательства, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован заинтересованными лицами в суд. Данные о зарегистрированной инициативной группе передаются представительным органом местного самоуправления главе местной администрации. Статья 12. Порядок и сроки сбора подписей инициативной группой местного референдума С момента получения постановления о регистрации инициативная группа по вопросу проведения местного референдума вправе организовать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах в поддержку инициативы о проведении местного референдума. Общий период сбора подписей не должен превышать одного месяца со дня выдачи постановления о регистрации созданной по данному референдуму инициативной группы. Расходы по сбору подписей несет инициативная группа. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимое количество подписей граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, дальнейший сбор подписей прекращается. С инициативой о проведении местного референдума по тому же вопросу разрешается выступать не ранее чем по истечении одного года со дня прекращения сбора подписей в порядке, предусмотренном настоящим Законом. При этом ранее собранные подписи не учитываются. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы. По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей. Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются соответствующему представительному органу местного самоуправления, который проверяет соблюдение инициативной группой требований настоящего Закона при сборе подписей. При обнаружении в подписных листах двух или более подписей одного гражданина учитывается только одна подпись. Статья 13. Подписной лист местного референдума Листы для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать: наименование муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан; номер постановления, дату регистрации и наименование представительного органа местного самоуправления, зарегистрировавшего инициативную группу по проведению местного референдума; формулировку вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум; фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, номер и серию паспорта или заменяющего его документа каждого гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, его подпись и дату подписания. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, и уполномоченного представителя инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, номера и серии паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц. Бланки подписных листов изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону. Статья 14. Принятие решения по инициативе о проведении местного референдума Представительный орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления инициативы о проведении местного референдума вправе принять одно из следующих решений: о назначении местного референдума; о мотивированном отклонении инициативы о проведении местного референдума в случае нарушения положений Конституции Российской Федерации, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, федерального и республиканского законодательства, устава муниципального образования. В случае принятия решения об отклонении инициативы о проведении местного референдума оно может быть обжаловано в суд. В решении о назначении местного референдума указываются дата его проведения, вопрос или проект выносимого на местный референдум решения. (Часть исключена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) Местный референдум проводится по истечении 70 дней со дня подписания решения. Решение представительного органа местного самоуправления о назначении местного референдума в пятидневный срок публикуется в местных средствах массовой информации либо иными средствами доводится до сведения граждан. Допускается проведение местного референдума одновременно с выборами в представительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики. В случае проведения местного референдума одновременно с выборами по решению представительного органа местного самоуправления функции территориальной и участковых комиссий по проведению местного референдума могут быть возложены на соответствующие избирательные комиссии. Территории участков местного референдума могут совпадать с территориями избирательных участков, образованных для проведения выборов. ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 15. Комиссии по проведению местного референдума Для подготовки и проведения местного референдума образуются территориальные (районные, городские, поселковые, сельские) и участковые комиссии. При подготовке и проведении местного референдума комиссии по проведению местного референдума в пределах своих полномочий независимы от органов местного самоуправления. Статья 16. Порядок формирования комиссий по проведению местного референдума Формирование комиссий по проведению местного референдума осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений общественных объединений, собраний граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законодательством Кабардино-Балкарской Республики и уставом муниципального образования. Участковая комиссия по проведению местного референдума формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума в количестве 5-10 человек. Территориальная комиссия по проведению местного референдума формируется представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня проведения местного референдума в количестве 5-9 человек. (Часть исключена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 02.07.2002 г. N 41-РЗ) Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии по проведению местного референдума избираются тайным голосованием на первом заседании комиссии из числа ее членов. Статья 17. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума Территориальная комиссия по проведению местного референдума: осуществляет контроль за подготовкой и проведением местного референдума на соответствующей территории, обеспечивает соблюдение настоящего Закона; координирует деятельность участковых комиссий по проведению местного референдума, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) участковых комиссий и принимает по ним решения; устанавливает единую нумерацию участков местного референдума; распределяет денежные средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения местного референдума, на обеспечение деятельности участковых комиссий, контролирует целевое использование указанных денежных средств; контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения местного референдума; устанавливает форму бюллетеня для голосования на местном референдуме, форму списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, протоколов заседаний комиссий по проведению местного референдума, образцы ящиков для голосования, печатей комиссий, порядок хранения документации местного референдума; утверждает текст бюллетеня для голосования на местном референдуме, обеспечивает их изготовление и снабжение ими участковых комиссий; контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и предоставления их для всеобщего ознакомления; заслушивает сообщения руководителей органов местного самоуправления, их структурных подразделений, муниципальных предприятий, организаций, учреждений по вопросам организационно-технической подготовки и проведения местного референдума; содействует организации встреч, лекций и других мероприятий, направленных на разъяснение сути вопросов или иного решения, вынесенного на местный референдум; определяет результаты местного референдума, публикует их в средствах массовой информации муниципального образования; устанавливает порядок хранения и передачи в архив документации местного референдума; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Полномочия территориальной комиссии по проведению местного референдума прекращаются после оформления протоколов, опубликования итогов референдума, представления финансового отчета. Статья 18. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума Участковая комиссия по проведению местного референдума: оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования; составляет и уточняет список граждан по участку местного референдума, знакомит с ним граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, принимает и рассматривает заявления о неточностях в указанном списке, об ошибках и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования; контролирует соблюдение на территории участка местного референдума правил размещения агитационных материалов; организует голосование на участке местного референдума; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку местного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его территориальной комиссии по проведению местного референдума; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки и проведения местного референдума и принимает по ним решения; осуществляет другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Полномочия участковой комиссии по проведению местного референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов местного референдума в случае, если в адрес вышестоящей комиссии по проведению местного референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.07.2002 г. N 41-РЗ) Статья 19. Статус членов комиссии по проведению местного референдума Члены территориальной и участковой комиссий по проведению местного референдума имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии. Инициативная группа местного референдума, общественные объединения после формирования комиссий по проведению местного референдума вправе назначить в соответствующие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Члены комиссии по проведению местного референдума как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях комиссий; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящей комиссий и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения комиссией по проведению местного референдума члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются после опубликования результатов местного референдума. Член комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочия по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики; выезда члена комиссии на новое место жительство за пределы территории соответствующего муниципального образования; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Выдвижение и назначение нового члена в состав комиссии по проведению местного референдума с правом решающего голоса производится в порядке, установленном настоящим Законом. Член комиссии с правом решающего голоса по решению соответствующей комиссии может освобождаться на время подготовки и проведения местного референдума от выполнения производственных или служебных обязанностей. Оплата труда члена комиссии с правом решающего голоса в этом случае производится за счет средств, выделенных из местного бюджета на проведение местного референдума, в размере денежного содержания по месту работы. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Статья 20. Организация работы комиссий по проведению местного референдума Комиссии по проведению местного референдума проводят свои первые заседания не позднее трех дней с момента их формирования. Комиссии по проведению местного референдума обеспечивают своевременное информирование населения через средства массовой информации и иными способами о составе комиссии, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования, списках граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, и других обстоятельствах, имеющих значение для надлежащей подготовки и проведения местного референдума. Деятельность комиссий по проведению местного референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения местного референдума, об установлении итогов голосования, о признании местного референдума несостоявшимся или недействительным принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений комиссии в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим. Решения комиссии по проведению местного референдума подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе выразить особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии и доводится до сведения территориальной комиссии по проведению местного референдума не позднее чем в течение трех дней, а за три дня до проведения местного референдума и в день проведения - немедленно. Решения комиссии по проведению местного референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами. Заседания комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Комиссии по проведению местного референдума могут создавать на период подготовки и проведения местного референдума временные аппараты, структура и штаты которых устанавливаются соответствующими комиссиями в пределах выделенных им бюджетных средств. Комиссии по проведению местного референдума вправе обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок. Статья 21. Содействие деятельности комиссий по проведению местного референдума Органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм, а также их должностные лица обязаны содействовать комиссиям по проведению местного референдума в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения местного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению местного референдума в течение трех дней, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. Статья 22. Обжалование решений и действий комиссий по проведению местного референдума Решения и действия (бездействие) территориальной комиссии по проведению местного референдума и ее должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Решения и действия (бездействие) участковых комиссий по проведению местного референдума и их должностных лиц могут быть обжалованы в территориальную избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в территориальную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. При этом территориальная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса. Решения по жалобам (заявлениям), поступившим в территориальную комиссию, принимаются в трехдневный срок с момента поступления их в комиссию, а за три дня до дня проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. Территориальная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы (заявления), отменив решение участковой комиссии. Статья 23. Образование участков местного референдума Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, образуются участки местного референдума. Участки местного референдума образует глава местной администрации по согласованию с территориальной комиссией по проведению местного референдума с учетом местных и иных условий не позднее чем за 45 дней до дня проведения местного референдума из расчета не более 3000 граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, на каждый участок. В больницах, санаториях, домах отдыха, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, в труднодоступных и отдаленных местах участки местного референдума могут образовываться в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения местного референдума. Военнослужащие голосуют на участках местного референдума. Списки участков местного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссий должны быть опубликованы соответствующей комиссией в местной печати или доведены до сведения населения иными способами не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Статья 24. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме Список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по участку местного референдума составляется участковой комиссией на основании сведений, представляемых главой местной администрации в двух экземплярах по форме, утвержденной территориальной комиссией, и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии. Сведения, необходимые для составления списков, направляются главой соответствующей местной администрации в участковую комиссию не позднее чем за 40 дней до дня проведения местного референдума. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в территориальную комиссию не позднее чем за 10 дней до дня проведения местного референдума. Основанием для включения гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, в список по конкретному участку является факт его проживания на территории данного участка. Гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, может быть включен в список только на одном участке местного референдума. В список включаются все граждане, имеющие право на участие в местном референдуме на момент голосования. Список составляется в алфавитном порядке, удобном для проведения голосования. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина. Список военнослужащих и членов их семей, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части. Военнослужащие, проживающие вне пределов расположения воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 01.02.2003 г. N 14-РЗ) Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме и находящихся в день проведения местного референдума в санаториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в местном референдуме, проживающие в общежитиях, включаются в списки по месту проживания на общих основаниях. Граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, но поселившиеся на территории участка местного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой-либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка местного референдума. Списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за тридцать дней до дня проведения местного референдума. Каждый гражданин вправе заявить в участковую комиссию о пропуске и невключении его в список граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление не позднее чем в двухдневный срок, а за три дня до проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно проверить и устранить ошибку или неточности, внести необходимые исправления либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть им обжаловано в территориальную комиссию по проведению местного референдума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три дня до проведения местного референдума и в день проведения местного референдума - немедленно. Решение суда является окончательным. Исправления в списке в соответствии с решением суда производятся участковой комиссией по проведению местного референдума немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, после начала подсчета голосов запрещается. ГЛАВА 4. ГОЛОСОВАНИЕ НА МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ Статья 25. Время и место голосования На всех участках местного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению местного референдума оповещает граждан не позднее чем за двадцать дней до дня проведения местного референдума. Статья 26. Помещение для голосования Помещение для работы участковой комиссии и голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой соответствующей местной администрации безвозмездно. В помещении для голосования должны быть определены места для выдачи бюллетеней, для голосования на местном референдуме, установлены ящики для голосования, оборудованы в достаточном количестве кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на местном референдуме не допускается. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на местном референдуме, текст вопроса или проекта решения, выносимого на местный референдум. Статья 27. Бюллетень для голосования на местном референдуме В бюллетене для голосования на местном референдуме воспроизводится текст вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" и "против" или "да" и "нет" - в зависимости от того, как сформулирован вопрос, под которыми помещаются пустые квадраты. При вынесении на местный референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на местном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные проекты решений также последовательно нумеруются. В случае проведения местного референдума в один день с иным референдумом, выборами в органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления бюллетени для голосования на каждом референдуме или выборах изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из них имеет отличительный знак. Бюллетени печатаются на государственных языках Кабардино-Балкарской Республики. Каждый бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. Территориальная комиссия по проведению местного референдума утверждает форму, цвет и текст бюллетеня для голосования не позднее чем за двадцать дней до дня проведения местного референдума, обеспечивает их изготовление. Участковые комиссии по проведению местного референдума получают от территориальной комиссии бюллетени для голосования не позднее чем за четыре дня до дня проведения местного референдума. Передача бюллетеней территориальной комиссией производится по акту, составленному в двух экземплярах, один из которых остается в территориальной комиссии, второй передается участковой комиссии, получившей бюллетени. По каждому участку местного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии, которые заверяются печатью участковой комиссии. Незаверенные участковой комиссией бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. Статья 28. Досрочное голосование Гражданин, имеющий право на участие в местном референдуме, который в день голосования по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего проживания, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной (за 4-15 дней до дня проведения местного референдума), участковой (за 1-3 дня до дня проведения местного референдума) комиссии. При этом не должна быть нарушена тайна голосования. При получении бюллетеня гражданин расписывается в списке лиц, имеющих право участвовать в референдуме. Заполненный бюллетень гражданин вкладывает в конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей комиссии по проведению местного референдума, которые заверяются печатью комиссии. Территориальная комиссия по проведению местного референдума передает список досрочно проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня проведения местного референдума. Статья 29. Голосование в день проведения местного референдума В день проведения местного референдума в 8 часов по местному времени председатель участковой комиссии объявляет участок местного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются. Перед началом общего голосования председатель участковой комиссии предъявляет присутствующим конверты с заполненными бюллетенями, проверяет их целостность, наличие на конвертах печати и подписей двух членов комиссии, проверяет соответствие количества конвертов с отметкой в списках для голосования. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии. После этого конверты вскрываются и бюллетени опускаются в ящик для голосования. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, приступить к голосованию. Бюллетень для голосования выдается по спискам граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. При получении бюллетеня для голосования на местном референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, против своей фамилии серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа и расписывается. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается. В случае, если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня для голосования, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой комиссии, наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию и расписывается в списке в графе "Подпись гражданина в получении бюллетеня". Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение бюллетеней для голосования на местном референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением члена участковой комиссии, наблюдателя. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, рядом с подписью гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, о получении бюллетеня для голосования на референдуме. В тех случаях, когда граждане, имеющие право на участие в местном референдуме, не могут по уважительным причинам прибыть на участок для голосования, участковая комиссия при наличии устного или письменного заявления поручает двум членам участковой комиссии организовать голосование вне помещения участка. В этих целях на участке местного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования. Количество переносных ящиков для голосования определяется решением территориальной комиссии. При проведении голосования вне помещения участка местного референдума вправе присутствовать наблюдатели. Устное заявление о предоставлении возможности проголосовать на дому должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии. Одновременно в списке граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения для голосования. При возвращении членов участковой комиссии в помещение для голосования переносной ящик не вскрывается до начала подсчета голосов. В случае, если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему ему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан справа от фамилии соответствующего гражданина. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Если гражданин голосует за принятие вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за" или "да". Если гражданин голосует против вынесенного на местный референдум вопроса или проекта решения, он ставит знак "плюс" или любой знак в квадрате под словом "против" или "нет". Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление гражданина. Решение об этом принимается участковой комиссией по проведению местного референдума. По истечении времени голосования на местном референдуме председатель участковой комиссии объявляет о том, что получить бюллетени для голосования могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования. ГЛАВА 5. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ГРАЖДАН, ПРИНЯВШИХ УЧАСТИЕ В МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ, И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 30. Подсчет голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, участковой комиссией по проведению местного референдума После заявления председателя участковой комиссии об окончании голосования участковая комиссия вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени для голосования на местном референдуме, число этих бюллетеней оглашается и заносится в протокол участковой комиссии об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность пломб или печатей на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии, наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно: вначале - переносные ящики для голосования, затем - стационарные ящики для голосования. Число бюллетеней для голосования на местном референдуме, находящихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число заявлений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка местного референдума. В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего числа бюллетеней для голосования, чем число указанных заявлений, все бюллетени, находящиеся в переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными. Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии, обеспечивающих проведение голосования вне помещения участка местного референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии по проведению местного референдума. При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией, и недействительные бюллетени для голосования на местном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на местном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. При возникновении сомнения в действительности бюллетеня для голосования участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на местном референдуме недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой комиссии. Недействительные бюллетени упаковываются и хранятся отдельно от других бюллетеней для голосования. Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, должен проводиться членами участковой комиссии с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о чем должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. Члены участковой комиссии по проведению местного референдума подсчитывают и заносят в протокол об итогах голосования следующие данные: число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных по участку местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно; число бюллетеней, полученных участковой комиссией; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней, выданных гражданам в помещении участка местного референдума; число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно; число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения участка местного референдума; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; число действительных бюллетеней; число бюллетеней, признанных недействительными; число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум; число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. В случае вынесения на местный референдум альтернативных вариантов решения вопроса в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в местном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, поданных против всех вариантов. Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно. После подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, участковая комиссия по проведению местного референдума в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей составляет в трех экземплярах протокол об итогах голосования, который подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой комиссии, не согласные с его содержанием или отдельными положениями, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Протоколы заполняются чернилами или шариковыми ручками. К первому экземпляру протокола прилагаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию по проведению местного референдума, принятые по ним решения участковой комиссии, а также акты, составленные в случае повреждения пломбы или печати на ящиках для голосования, и недействительные бюллетени. Первый экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в территориальную комиссию по проведению местного референдума. Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на местном референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Статья 31. Установление результатов местного референдума Территориальная комиссия по проведению местного референдума на основании подлинных протоколов всех участковых комиссий путем суммирования содержащихся в них данных не позднее одних суток со дня проведения местного референдума определяет результаты местного референдума. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса. Территориальная комиссия по проведению местного референдума составляет протокол о результатах местного референдума, который подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные: число участковых комиссий по проведению местного референдума; число протоколов участковых комиссий по проведению местного референдума; число граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, зарегистрированных на всей территории местного референдума, включая граждан, внесенных в список дополнительно; число бюллетеней, полученных участковыми комиссиями; число погашенных бюллетеней; число бюллетеней, выданных гражданам в помещениях участков местного референдума; число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно; число бюллетеней, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений участков местного референдума; число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы); число извлеченных из ящиков для голосования бюллетеней неустановленной формы; число действительных бюллетеней; число бюллетеней, признанных недействительными; число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на местный референдум; число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на местный референдум. Местный референдум признается несостоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, имеющих право на участие в местном референдуме. Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу подписей в списках граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, при получении бюллетеней для голосования. Территориальная комиссия по проведению местного референдума признает решение принятым на местном референдуме, если за него в целом на соответствующей территории проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании, в противном случае местный референдум признается несостоявшимся. Если на местный референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными и местный референдум признается несостоявшимся. Если местный референдум признан несостоявшимся, то по тому же вопросу он может быть проведен не ранее чем через год. При подписании протокола о результатах голосования члены территориальной комиссии, не согласные с содержанием протокола о результатах местного референдума, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К протоколу территориальной комиссии прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий. Протокол территориальной комиссии по проведению местного референдума о результатах местного референдума составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии с правом решающего голоса. Первый экземпляр протокола территориальной комиссии и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий об итогах голосования на соответствующем участке местного референдума, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствующих при установлении результатов местного референдума и составления протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы. К первому экземпляру протокола приобщаются также жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению местного референдума, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Второй экземпляр протокола территориальной комиссии и копия сводной таблицы предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации. Результаты местного референдума могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе проведения местного референдума или при подсчете голосов нарушений настоящего Закона, повлиявших на результаты голосования. В этом случае территориальная комиссия вправе поручить соответствующим участковым комиссиям провести повторное голосование не позднее тридцати дней со дня опубликования решения территориальной комиссии по проведению местного референдума. Статья 32. Опубликование и вступление в силу решения, принятого на местном референдуме Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования доводятся до граждан через средства массовой информации и иными средствами территориальной комиссией по проведению местного референдума не позднее 5 дней после определения результатов местного референдума. Итоги голосования по каждому участку местного референдума в объеме данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину соответствующей территории, наблюдателю, а также представителю средств массовой информации. Принятое на местном референдуме решение вступает в силу со дня его опубликования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на местном референдуме. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять акт в месячный срок. Статья 33. Использование автоматизированной информационной системы В случае использования в ходе местного референдума автоматизированной информационной системы комиссия по проведению местного референдума образует группу из числа членов комиссии с правом решающего голоса и членов комиссии с правом совещательного голоса для контроля за использованием автоматизированной информационной системы. Все члены соответствующей избирательной комиссии имеют право на ознакомление с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее. С момента начала голосования до момента подписания протокола территориальной комиссией о результатах местного референдума автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и итогами голосования путем передачи данных от участковых комиссий территориальной комиссии. В течение этого времени запрещается передача каких-либо данных от информационного центра территориальной комиссии информационным центрам участковых комиссий. Данные о ходе и результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения. К протоколу соответствующей комиссии по проведению местного референдума об итогах голосования, хранящемуся у секретаря комиссии, должен быть приложен текст компьютерной распечатки, содержащей данные, введенные в автоматизированную информационную систему. Подлинность компьютерной распечатки подтверждается подписями членов группы контроля за использованием автоматизированной информационной системы и лица, ответственного за введение в автоматизированную информационную систему информации. Статья 34. Юридическая сила решения, принятого на местном референдуме Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами, должностными лицами органов государственной власти или местного самоуправления и обязательно для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории соответствующего муниципального образования и может быть отменено не иначе, как путем принятия решения на новом местном референдуме, а также может быть обжаловано в судебном порядке в случае его противоречия настоящему Закону, законодательству Российской Федерации или Кабардино-Балкарской Республики, уставу муниципального образования. Статья 35. Хранение документации местного референдума По завершении местного референдума участковые комиссии сдают свою документацию в территориальную комиссию по проведению местного референдума не позднее 10 дней после опубликования результатов местного референдума. Территориальные комиссии по окончании своей работы сдают всю документацию в местный архив на постоянное хранение. Бюллетени для голосования на местном референдуме по истечении года уничтожаются, о чем составляется акт. ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в местном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов местного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в местном референдуме, или иным путем либо препятствующие работе комиссий по проведению местного референдума, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей, либо препятствующие выполнению решения, принятого на местном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством. Президент Кабардино-Балкарской Республики В.Коков г.Нальчик, Дом Правительства 19 июня 1998 года № 7-РЗ Приложение к Закону Кабардино-Балкарской Республики "О местном референдуме в Кабардино-Балкарской Республике" _________________________________________________________________ (Наименование муниципального образования, где собираются подписи граждан, имеющих право на участие в местном референдуме) ----------------------------------------------------------------- Номер | Дата |Наименование представительного органа постановления|регистрации|местного самоуправления, | |зарегистрировавшего инициативную группу | |по проведению местного референдума ----------------------------------------------------------------- | | ----------------------------------------------------------------- Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении местного референдума с формулировкой вопроса (проекта решения) _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ----------------------------------------------------------------- № |Фамилия,| Дата | Адрес |Серия и номер| Дата | Подпись п/п|имя, |рождения| места |паспорта или |подписи| |отчество| |жительства|заменяющего | | | | | |документа | | ----------------------------------------------------------------- 1.| | | | | | ----------------------------------------------------------------- 2.| | | | | | ----------------------------------------------------------------- | | | | | | ----------------------------------------------------------------- 10.| | | | | | ----------------------------------------------------------------- Подписной лист удостоверяю ______________________________________ _________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный представитель инициативной группы ________________ _________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного представителя инициативной группы) (Подпись и дата) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|