Расширенный поиск
Закон Дагестанской АССР от 18.12.1991 б/н ЗАКОН ДАГЕСТАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ ДССР Обеспечение верховенства Конституции ДССР и ее непосредственного действия на всей территории ДССР является неотъемлемой чертой демократического правового государства Республики Дагестан. Соответствие положений законодательства и практики их применения Основному Закону ДССР, деятельность высших органов государственной власти и управления ДССР в пределах компетенции, определенной для них конституционными нормами, гарантируются конституционным контролем. В согласии с принципами разделения властей конституционный контроль передается в ведение судебной власти как наиболее беспристрастной и независимой. Учреждение Конституционного Суда ДССР должно послужить укреплению конституционного строя Республики Дагестан, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Конституционный Суд ДССР - орган судебной власти 1. Конституционный Суд ДССР является высшим судебным органом конституционного контроля в ДССР, осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства. 2. Конституционный Суд ДССР осуществляет судебную власть путем: 1) рассмотрения в заседаниях дел о конституционности нормативных актов и заключенных республикой договоров; 2) рассмотрения в заседаниях дел о конституционности правоприменительной практики; 3) дачи заключений в установленных настоящим Законом случаях. 3. Конституционный Суд ДССР не рассматривает политические вопросы. 4. Конституционный Суд ДССР разрешает дела и дает заключения, руководствуясь Конституцией ДССР и правосознанием, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Статья 2. Цели и задачи Конституционного Суда ДССР 1. В целях охраны суверенитета народов ДССР, защиты конституционного строя ДССР, основных прав и свобод человека, признанных Конституцией ДССР прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержания верховенства и непосредственного действия Конституции ДССР на всей территории Республики Дагестан, Конституционный Суд ДССР устанавливает соответствие Основному Закону ДССР заключенных договоров ДССР, законодательства ДССР, а также практики применения законодательства ДССР, нормативных актов городских, районных, районных в городе Советов народных депутатов, глав местных администраций. 2. Всей своей деятельностью Конституционный Суд ДССР способствует утверждению законности, укреплению правопорядка, воспитанию в гражданах уважения к Основному Закону своей республики. Статья 3. Избрание Конституционного Суда ДССР 1. Конституционный Суд ДССР избирается в составе 5 судей Верховным Советом ДССР по представлению Председателя Верховного Совета ДССР тайным голосованием. 2. Кандидатуры на должности судей Конституционного Суда ДССР должны предварительно обсуждаться на заседаниях соответствующих постоянных комиссий Верховного Совета ДССР. 3. Каждый судья Конституционного Суда ДССР избирается в индивидуальном порядке. Избранным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа народных депутатов ДССР. 4. Конституционный Суд ДССР вправе приступить к своей деятельности при условии избрания не менее двух третей его состава. 5. На первом заседании Конституционного Суда ДССР судьи тайным голосованием и в индивидуальном порядке избирают из своего состава Председателя Конституционного Суда ДССР, его заместителя и секретаря большинством голосов от общего числа судей. 6. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда ДССР очередная сессия Верховного Совета ДССР избирает на его место в порядке, установленном настоящей статьей, другое лицо. 7. В случае, если окажется вакантной должность Председателя Конституционного Суда или его заместителя, на нее избирается судьями в порядке, установленном настоящей статьей, другое лицо из числа судей Конституционного Суда ДССР. Выборы должны быть проведены не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии. Статья 4. Срок полномочий и режим работы Конституционного Суда ДССР 1. Срок полномочий Конституционного Суда ДССР - десять лет. 2. Конституционный Суд ДССР является постоянно действующим органом. Его работа не может прерываться на каникулы. 3. Заседания Конституционного Суда ДССР проводятся по мере надобности, но не реже одного раза в месяц. Заседание Конституционного Суда ДССР должно быть во всяком случае созвано, если этого потребуют не менее двух судей и если вопрос, который они требуют включить в повестку дня, изучен или готов к рассмотрению. Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного Суда ДССР Основными принципами деятельности Конституционного Суда ДССР являются законность, независимость, коллегиальность и гласность, как они отражены в настоящем Законе. Статья 6. Основные принципы Конституционного Суда ДССР 1. Конституционный Суд ДССР и его судьи в своей деятельности независимы, самостоятельны и подчиняются только Конституции ДССР. 2. Судьи Конституционного Суда ДССР выступают в личном качестве. 3. Конституционный Суд ДССР и его судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, кооперативных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп. 4. Решения Конституционного Суда ДССР в соответствии с точным смыслом Конституции ДССР выражают правовую позицию судей, свободную от соображений практической целесообразности и политических склонностей. 5. Судьи Конституционного Суда ДССР разрешают дела и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не должны запрашивать или получать указания от каких-либо государственных или общественных органов, должностных лиц. 6. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного Суда не допускается и влечет за собой ответственность в соответствии с законом. Статья 7. Равенство прав судей Конституционного Суда ДССР 1. Судьи Конституционного Суда ДССР при решении в его заседаниях всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда ДССР, пользуются равными правами и возможностями. 2. Полномочия Председателя Конституционного Суда, его заместителя и секретаря Конституционного Суда ДССР устанавливаются настоящим Законом. Статья 8. Обязательность решений и требований Конституционного Суда ДССР 1. Решения Конституционного Суда ДССР, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории ДССР для всех органов государственной власти и управления, судов, а также предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан. 2. Заключения Конституционного Суда ДССР подлежат обязательному доведению до сведения Председателя Верховного Совета ДССР, народных депутатов ДССР, рассмотрению Верховным Советом ДССР с принятием постановлений по их существу. Заключение Конституционного Суда ДССР должно учитываться Председателем Верховного Совета ДССР, народными депутатами ДССР при принятии решений по затронутым вопросам. 3. Послания и представления Конституционного Суда ДССР подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы. 4. Требования Конституционного Суда ДССР об устранении выявленных им нарушений Конституции ДССР, о предоставлении текстов нормативных и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов; заверении документов и текстов нормативных актов; проведении проверок, исследований, экспертиз; об установлении наличия или отсутствия определенных обстоятельств; о выделении специалистов; о даче разъяснений, консультаций и об изложении профессиональных мнений по рассматриваемым им вопросам обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан, которым они адресованы. Конституционный Суд ДССР может запросить в Верховном Суде ДССР, Высшем арбитражном суде ДССР, судах, у других правоприменителей сведения соответственно по судебной, арбитражной или иной правоприменительной практике. 5. Требования Конституционного Суда ДССР или его Председателя о приостановлении процесса ратификации заключенного договора, действия нормативных и иных актов, обосновывающих правоприменительную практику, о приостановлении исполнения акта правоприменения до рассмотрения дела Конституционным Судом ДССР подлежат обязательному безотлагательному рассмотрению органами и должностными лицами, которым они адресованы, но их исполнение обязательным не является. 6. Постановления, заключения и иные решения, представления, требования Конституционного Суда ДССР должны быть рассмотрены и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Конституционному Суду ДССР в течение месяца со дня получения этих решений, представлений и требований. Требования Конституционного Суда ДССР о представлении ему документов и других материалов, о проведении проверочных действий, консультировании, оказании ему помощи и содействия, в которых указан срок их исполнения, должны быть рассмотрены и исполнены в указанный срок. Послания Конституционного Суда ДССР рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом. 7. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, представлений или требований Конституционного Суда ДССР, также умышленное введение его в заблуждение влекут за собой установленную законом ответственность. Статья 9. Законодательная инициатива Конституционного Суда ДССР 1. В соответствии с Конституцией ДССР Конституционному Суду ДССР принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете ДССР. 2. В случае, если Конституционный Суд ДССР обнаруживает, что соблюдению положений Конституции ДССР препятствует отсутствие соответствующего закона, он должен воспользоваться принадлежащим ему правом законодательной инициативы. Статья 10. Законодательство о Конституционном Суде ДССР Задачи, организация и порядок деятельности Конституционного Суда ДССР определяются Конституцией ДССР и настоящим Законом. Статья 11. Регламент Конституционного Суда ДССР Внутренние вопросы деятельности Конституционного Суда ДССР, правила процедуры и этикета в его заседаниях, принципы распределения работ между судьями, включая их возможную специализацию, требования к персоналу Конституционного Суда ДССР, этические нормы для судей, особенности делопроизводства и иные подобные вопросы, поскольку они не урегулированы Конституцией ДССР и настоящим Законом или нуждаются в дополнительном регулировании, определяются Регламентом Конституционного Суда, принимаемым Конституционным Судом ДССР. Раздел II СТАТУС СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ДССР Статья 12. Требования к кандидату на должность судьи Конституционного Суда ДССР Судьей Конституционного Суда ДССР может быть избран гражданин ДССР, достигший ко дню выборов возраста не менее 30 и не более 60 лет, обладающий обширными познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Конституционного Суда ДССР, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Статья 13. Присяга судьи Конституционного Суда ДССР 1. Председатель Верховного Совета ДССР на сессии Верховного Совета ДССР приводит к присяге лиц, избранных судьями Конституционного Суда ДССР. 2. Лицо, избранное судьей Конституционного Суда ДССР, принимает присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда ДССР, защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона ДССР, подчиняясь при этом только Конституции Дагестанской Советской Социалистической Республики - Республики Дагестан, ничему и никому более". Статья 14. Занятия, не совместимые с должностью судьи Конституционного Суда ДССР 1. Судья Конституционного Суда ДССР не может одновременно быть народным депутатом, занимать или сохранять за собой другие должности, выполнять работы и получать вознаграждение в каких бы то ни было государственных или общественных органах, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь частную практику. Судья Конституционного Суда ДССР имеет право на условиях совместительства или почасовой оплаты заниматься научной и педагогической деятельностью. 2. Судья Конституционного Суда ДССР не имеет права осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства в суде, арбитражном суде или иных правоприменительных органах, оказывать покровительство каким бы то ни было лицам в получении прав и освобождении от обязанностей. 3. Судья Конституционного Суда ДССР не может принадлежать к политическим партиям и движениям и материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо организаций и движений, хотя бы они и не преследовали политических целей. 4. Судья Конституционного Суда ДССР безусловно пользуется правом выражать свою волю гражданина и избирателя путем тайного голосования на выборах, при отзыве народного депутата, на референдуме и в других подобных случаях. Статья 15. Срок полномочий судьи Конституционного Суда ДССР 1. Судьи Конституционного Суда ДССР могут быть избраны не более чем на два срока подряд. 2. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда ДССР устанавливается в 65 лет. 3. Полномочия судьи Конституционного Суда ДССР не могут быть прекращены или приостановлены иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Законом. 4. Судья Конституционного Суда ДССР может быть уволен или, с его согласия, переведен на другую должность постановлением Верховного Совета ДССР в случае уменьшения численного состава Конституционного Суда ДССР на основании закона ДССР, но с сохранением за ним полного содержания в течение одного года после освобождения. Статья 16. Неприкосновенность судьи Конституционного Суда ДССР 1. Судья Конституционного Суда ДССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован, подвергнут приводу или мерам административного взыскания, кроме штрафа, взыскиваемого на месте совершения административного правонарушения, без согласия Конституционного Суда ДССР. 2. Уголовное дело, а также производство по делу об административном правонарушении в отношении судьи Конституционного Суда ДССР может быть возбуждено только прокурором ДССР и Генеральным прокурором РСФСР. Проникновение в жилище или служебное помещение судьи Конституционного Суда ДССР, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, обыска или выемки, личный досмотр или личный обыск судьи Конституционного Суда ДССР, а равно досмотр или выемка принадлежащих ему вещей и документов не могут производиться иначе как с санкции Прокурора ДССР или Генерального прокурора РСФСР и в связи с производством в отношении этого судьи. 3. Судья Конституционного Суда ДССР, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел в порядке производства по делам об административных правонарушениях, должен быть освобожден немедленно по выяснении его личности. 4. Уголовное дело по обвинению судьи Конституционного Суда ДССР по его требованию, заявленному до его предания суду, должно быть рассмотрено по первой инстанции Верховным Судом ДССР. 5. Судья Конституционного Суда ДССР не может быть подвергнут принудительным мерам медицинского характера, признан недееспособным или ограничен в дееспособности без согласия Конституционного Суда ДССР на возбуждение в суде соответствующего производства. 6. Председатель Конституционного Суда ДССР, как и никто другой в Конституционном Суде ДССР или вне его, не располагает в отношении судьи Конституционного Суда ДССР дисциплинарной властью Судья Конституционного Суда ДССР не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. 7. Судья Конституционного Суда ДССР не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им в заседании Конституционного Суда ДССР мнение, а также по результатам голосования и в связи с принятием решения в Конституционном Суде ДССР. Статья 17. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда ДССР 1. Полномочия судьи Конституционного Суда ДССР могут приостанавливаться решением Конституционного Суда ДССР в случаях, если: 1) при выборах лица на должность судьи Конституционного Суда ДССР был существенно нарушен порядок, установленный Конституцией ДССР и настоящим Законом; 2) было дано согласие Конституционного Суда ДССР на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; 3) судья имел занятия, не совместимые с его должностью; 4) судья изложил в средствах массовой информации свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению Конституционным Судом ДССР, до принятия решения по этому вопросу; 5) судья по состоянию здоровья не способен длительное время выполнять свои обязанности; 6) судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу; 7) судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 8) судья свыше трех раз подряд без уважительных причин не участвовал в заседаниях Конституционного Суда ДССР. 2. Наличие оснований для приостановления полномочий судьи Конституционного Суда ДССР констатируется решением Конституционного Суда ДССР, которое не может быть принято позднее одного месяца со дня обнаружения таких обстоятельств. 3. Конституционный Суд ДССР приостанавливает полномочия судьи до отпадения оснований к их приостановлению. 4. Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда ДССР не влечет за собой приостановления выплаты этому судье жалования или уменьшения его размера и не лишает судью гарантий неприкосновенности, установленных настоящим Законом. Статья 18. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда ДССР 1. Полномочия судьи Конституционного Суда ДССР прекращаются ввиду: 1) его просьбы об отставке; 2) достижения им предельного возраста для пребывания в должности судьи Конституционного Суда ДССР; 3) состоявшегося о нем обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу; 4) признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 5) призвания его умершим решением суда, вступившим в законную силу; 6) смерти судьи; 7) истечения срока полномочий. 2. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда ДССР констатируется решением Конституционного Суда ДССР. 3. С прекращением полномочий судьи Конституционного Суда ДССР прекращаются также его полномочия в качестве Председателя Конституционного Суда ДССР, его заместителя, а равно секретаря Конституционного Суда ДССР. Статья 19. Судья Конституционного Суда ДССР 1. Судья Конституционного Суда ДССР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Конституционным Судом ДССР, имеет право участвовать во всех его заседаниях, может требовать изучения и внесения в заседание Конституционного Суда ДССР любого подведомственного ему вопроса, а также обладает иными правами, предусмотренными настоящим Законом. 2. Судьи Конституционного Суда ДССР не вправе излагать свои особые мнения, предложения и требования совместно. 3. Судья Конституционного Суда ДССР не имеет права где-либо, кроме заседания Конституционного Суда ДССР, публично высказывать свое мнение о вопросе, изучаемом или принятом к рассмотрению Конституционным Судом ДССР, до принятия им решения по этому вопросу. Статья 20. Председатель Конституционного Суда ДССР 1. Председатель Конституционного Суда ДССР: 1) руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда ДССР; 2) в установленных настоящим Законом случаях возвращает ходатайства, индивидуальные жалобы, запросы, не соответствующие по форме требованиям настоящего Закона, с указаниями о необходимости исправления допущенных недостатков, оформления, восстанавливает пропущенный по уважительной причине срок исправления этих недостатков; 3) предлагает Конституционному Суду ДССР вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях; 4) созывает Конституционный Суд ДССР и председательствует в его заседаниях; 5) определяет меры по поддержанию порядка в заседаниях Конституционного Суда ДССР и обеспечению безопасности присутствующих; 6) в случаях, не терпящих отлагательства, в особенности угрожающих невосполнимым ущербом, направляет соответствующим государственным органам и должностным лицам требования о приостановлении процесса ратификации заключенных ДССР договоров, действия нормативных актов, решений, разъяснений, указаний и иных актов, обосновывающих правоприменительную практику до рассмотрения дел Конституционным Судом ДССР; 7) руководит подготовкой ежегодного послания Конституционного Суда ДССР Верховному Совету ДССР о состоянии конституционной законности в Республике Дагестан; 8) определяет обязанности заместителя Председателя Конституционного Суда ДССР, дает поручения судьям Конституционного Суда ДССР и предлагает Конституционному Суду ДССР на утверждение предложения по распределению обязанностей между судьями Конституционного Суда ДССР; 9) осуществляет общее руководство работой секретариата Конституционного Суда ДССР, пользуется правом приема и увольнения служащих и младшего обслуживающего персонала; 10) представляет на утверждение Конституционного Суда ДССР положение о секретариате Конституционного Суда ДССР, его структуре и штатном расписании, а также положение о Научно-консультативном совете при Конституционном Суде ДССР, утверждает положение о службах и иных подразделениях секретариата Конституционного Суда ДССР; 11) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством о Конституционном Суде ДССР. 2. Председатель Конституционного Суда ДССР издает приказы и распоряжения. Решения, подлежащие исполнению судьей Конституционного Суда ДССР либо определяющие его обязанности, должны издаваться Председателем Конституционного Суда ДССР в форме распоряжений. 3. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 6 части первой настоящей статьи, Председатель Конституционного Суда ДССР излагает свои решения и требования в виде мотивированного определения; такое определение может быть соответственно отменено или отозвано до начала его рассмотрения Председателем Конституционного Суда ДССР или Конституционным Судом. 4. Судья не может быть освобожден от должности Председателя Конституционного Суда ДССР иначе как по личному заявлению о сложении с себя этих полномочий. Сложение полномочий Председателя Конституционного Суда ДССР констатируется решением Конституционного Суда ДССР. Статья 21. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного Суда ДССР 1. В случае отсутствия Председателя Конституционного Суда ДССР, приостановления, прекращения или сложения его полномочий его обязанности временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда ДССР. 2. В случае отсутствия заместителя Председателя Конституционного Суда ДССР, приостановления, прекращения или сложения его полномочий, когда он должен в соответствии с частью первой настоящей статьи временно исполнять обязанности Председателя Конституционного Суда ДССР, эти обязанности временно исполняет секретарь Конституционного Суда ДССР. 3. После секретаря Конституционного Суда ДССР очередность на временное исполнение обязанностей председателя Конституционного Суда ДССР переходит к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда ДССР. Статья 22. Заместитель Председателя Конституционного Суда ДССР 1. Заместитель Председателя Конституционного Суда ДССР исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда ДССР по его поручению, а также в случае отсутствия Председателя Конституционного Суда ДССР, приостановления, прекращения или сложения его полномочий. 2. Судья не может быть освобожден от должности заместителя Председателя Конституционного Суда ДССР иначе как по личному заявлению о сложении с себя этих полномочий. Сложение полномочий заместителя Председателя Конституционного Суда ДССР констатируется решением Конституционного Суда ДССР. Статья 23. Секретарь Конституционного Суда ДССР 1. Секретарь Конституционного Суда ДССР избирается в заседании Конституционного Суда ДССР сроком на 2 года. 2. Секретарь Конституционного Суда ДССР наряду с выполнением обязанностей судьи Конституционного Суда ДССР: 1) осуществляет непосредственное руководство работой секретариата Конституционного Суда ДССР; 2) разрабатывает и представляет на утверждение Председателя Конституционного Суда ДССР положения о подразделениях секретариата Конституционного Суда ДССР; 3) осуществляет организационное обеспечение работой по подготовке заседаний Конституционного Суда ДССР; 4) организует ведение протокола в заседаниях Конституционного Суда ДССР; 5) подписывает протоколы заседаний и решения Конституционного Суда ДССР в удостоверение их верности; 6) организует направление решений, посланий, представлений Конституционного Суда ДССР соответствующим государственным и общественным органам, а также предприятиям, учреждениям и организациям, должностным лицам и гражданам; 7) производит действия, необходимые для исполнения принятых Конституционным Судом ДССР решений; 8) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда ДССР; 9) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством о Конституционном Суде ДССР. 3. Полномочия судьи в качестве секретаря Конституционного Суда ДССР прекращаются по истечении их срока, что констатируется решением Конституционного Суда ДССР. 4. Судья не может быть досрочно освобожден от должности секретаря Конституционного Суда ДССР иначе как по личному заявлению о сложении с себя этих полномочий. Сложение полномочий секретаря Конституционного Суда ДССР констатируется решением Конституционного Суда ДССР. Статья 24. Жалование, выходное пособие, социальное и бытовое обеспечение судьи Конституционного Суда ДССР 1. Судья Конституционного Суда ДССР за свою службу получает жалование, размер которого устанавливается Верховным Советом ДССР, однако не может быть менее десятикратной минимальной заработной платы. 2. Члены Конституционного Суда ДССР, имеющие равный стаж работы в должности судьи Конституционного Суда ДССР, получают одинаковое жалование. Верховный Совет ДССР может установить надбавку к жалованию судей Конституционного Суда ДССР за стаж работы в этой должности. Судье Конституционного Суда ДССР не может быть установлена персональная надбавка к жалованию. 3. Жалование члена Конституционного Суда ДССР во время пребывания его в должности не может быть уменьшено. 4. Судье Конституционного Суда ДССР, выбывшему из его состава по достижении предельного возраста пребывания в должности или в результате неспособности по состоянию здоровья длительное время выполнять свои обязанности, выплачивается выходное пособие в размере годового жалования. Конституционный Суд ДССР имеет право принять постановление о выплате выходного пособия в размере не свыше годового жалования судье Конституционного Суда ДССР, выбывающему из его состава по просьбе об отставке. 5. Пенсионное обеспечение судей Конституционного Суда ДССР осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 6. Каждый судья совместно с проживающими с ним членами его семьи не позднее шести месяцев после его избрания должен быть обеспечен благоустроенным жилым помещением в городе Махачкале. Статья 25. Право судей Конституционного Суда ДССР присутствовать на заседаниях государственных органов 1. Председатель Конституционного Суда ДССР, его заместитель, члены Конституционного Суда ДССР имеют право присутствовать на заседаниях Верховного Совета ДССР, постоянных комиссий Верховного Совета ДССР, Совета Министров ДССР, Президиума Верховного суда ДССР, Высшего арбитражного суда ДССР, коллегий Прокуратуры ДССР, министерств, государственных комитетов и ведомств РСФСР. 2. Исключения из правила, предусмотренного частью первой настоящей статьи, могут быть предусмотрены действующим законодательством. Раздел III ПОРЯДОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА ДССР Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ ДССР Статья 26. Коллегиальность 1. Рассмотрение дел и дача заключений производятся в Конституционном Суде ДССР коллегиально в составе не менее четырех пятых от списочного состава судей Конституционного Суда ДССР. Конституционный Суд ДССР принимает Регламент Конституционного Суда ДССР и вносит в него изменения, заседая в составе не менее трех четвертых от списочного состава судей Конституционного Суда ДССР. Рассмотрение вопроса о приостановлении полномочий судьи Конституционного Суда ДССР и ограничении его неприкосновенности производится в Конституционном Суде ДССР в составе не менее двух третей от списочного состава судей Конституционного Суда ДССР. Заседание Конституционного Суда ДССР по другим вопросам правомочно, если в нем принимает участие более половины списочного состава судей. 2. При определении списочного состава судей Конституционного Суда ДССР для исчисления кворума не принимаются в расчет судьи, чьи полномочия приостановлены в установленном настоящим Законом порядке. 3. Судья не может быть отстранен от участия в заседании Конституционного Суда ДССР, если его полномочия не приостановлены в установленном настоящим Законом порядке. Судья обязан заявить самоотвод и подлежит по его просьбе освобождению от участия в рассмотрении вопроса в случае, если его объективность может вызвать сомнения вследствие его прямой или косвенной заинтересованности в исходе рассмотрения. Статья 27. Гласность 1. Конституционный Суд ДССР оповещает о своих заседаниях путем вывешивания соответствующих объявлений в специально отведенных, доступных для граждан местах занимаемого им помещения, а также через средства массовой информации. 2. Заседания Конституционного Суда ДССР, связанные с рассмотрением дел о конституционности заключенных ДССР договоров, принятых нормативных актов и правоприменительной практики, происходят открыто в помещении, доступном для публики и представителей средств массовой информации. Присутствующие имеют право делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись с занимаемого ими места. 3. Киносъемка, фотосъемка и видеозапись заседаний Конституционного Суда ДССР допускаются с его разрешения. 4. С разрешения Конституционного Суда ДССР его заседание может транслироваться по радио и телевидению. 5. Конституционный Суд ДССР может назначить закрытое заседание, запретить фиксацию или обнародование хода заседания, когда это необходимо для охраны государственной, профессиональной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, для обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. 6. Конституционный Суд ДССР может после предупреждения удалить публику, если ею допущено массовое нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания Конституционного Суда ДССР, вмешательство в нормальный ход заседания путем выражения одобрения или неодобрения происходящего. 7. Совещание судей Конституционного Суда ДССР и голосование по рассматриваемым вопросам могут происходить без присутствия лиц, не являющихся судьями Конституционного Суда ДССР, если того потребуют не менее трех судей. В этом случае на совещание могут быть допущены только служащие Конституционного Суда ДССР, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Судьи и служащие Конституционного Суда ДССР, присутствующие в этом случае на совещании или при голосовании, не вправе разглашать высказывающиеся суждения, сообщать о выраженной тем или иным судьей позиции. 8. Решения Конституционного Суда ДССР во всех случаях провозглашаются публично и обнародуются без каких-либо ограничений, поскольку ими не разглашаются сведения, указанные в части пятой настоящей статьи. Статья 28. Устность разбирательства 1. Конституционный Суд ДССР обязан заслушать объяснения участников заседания и огласить имеющиеся документы. 2. В Конституционном Суде ДССР могут не оглашаться документы, имеющиеся у всех судей и участников заседания, если их содержание устно излагается в ходе заседания. Статья 29. Язык производства 1. Производство в Конституционном Суде ДССР ведется, решения излагаются и провозглашаются на русском языке. Документы, составленные на другом языке, представляются и оглашаются в переводе на русский язык. 2. Участники заседания, не владеющие русским языком, могут выступать и давать объяснения на родном языке и пользоваться услугами переводчика. Статья 30. Сроки рассмотрения вопросов в Конституционном Суде ДССР 1. Конституционный Суд ДССР должен начать изучение вопроса не позднее чем в семидневный срок с момента получения отвечающих требованиям настоящего Закона ходатайства, индивидуальной жалобы или запроса о проверке конституционности договора, нормативного акта, обыкновения правоприменительной практики, действия или решении должностного лица либо обнаружения иного повода к рассмотрению данного вопроса, подведомственного Конституционному Суду ДССР. 2. Рассмотрение вопроса должно быть окончено, а по поступившим материалам окончательное решение должно быть принято в Конституционном Суде ДССР в течение трех месяцев с момента получения соответствующего материала либо обнаружения соответствующего повода, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Статья 31. Пределы разрешения дела и дачи заключения Конституционным Судом ДССР 1. Конституционный Суд ДССР устанавливает и решает только вопросы права. 2. Конституционный Суд ДССР выносит решения и дает заключения только по предмету, затронутому в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе и лишь в отношении той части договора или нормативного акта, либо того обыкновения правоприменительной практики, а равно того действия или решения должностного лица, конституционность которых подвергается сомнению в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе. Конституционный Суд ДССР при этом не связан доводами и соображениями, изложенными в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе. 3. Конституционный Суд ДССР может, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение также и в отношении нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте либо воспроизводящих его положениях, хотя бы они и не упоминались в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе. 4. В случаях, когда Конституционный Суд ДССР вправе дать заключение по собственной инициативе, пределы рассмотрения вопроса определяются Конституционным Судом ДССР. 5. Конституционный Суд ДССР, проверяя конституционность нормативного акта, имеет в виду как буквальный его смысл, так и смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, а также сложившейся практикой его применения. 6. Конституционный Суд ДССР не вправе осуществлять предварительный контроль и рецензирование проектов договоров и нормативных актов, консультировать кого бы то ни было по подведомственным ему вопросам, высказывать суждения о конституционности неподписанных договоров, непринятых нормативных актов, отсутствующей практики их применения и несовершенных действий. Статья 32. Заседание Конституционного Суда ДССР 1. В одном заседании Конституционного Суда ДССР могут рассматриваться один или несколько вопросов. Рассмотрение каждого дела о конституционности заключенного ДССР договора, нормативного акта, правоприменительной практики, а также каждый случай дачи заключения образуют предмет особого заседания и не могут соединяться с рассмотрением другого вопроса, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 41 настоящего Закона. 2. Заседание Конституционного Суда ДССР происходит непрерывно, кроме времени, отведенного для отдыха или предоставленного участникам заседания для подготовки заключительной речи; оно может прерываться также при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. 3. Конституционный Суд ДССР не может рассматривать в перерыве другие вопросы. После перерыва рассмотрение вопроса продолжается с момента, на котором оно было прервано. 4. Заседание Конституционного Суда ДССР или рассмотрение в нем определенного вопроса может быть отложено, если Конституционный Суд ДССР найдет вопрос недостаточно подготовленным или нуждающимся в дополнительном разъяснении, которого невозможно достичь в том же заседании, либо при неявке стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, либо при непредставлении необходимых материалов. В этих случаях Конституционный Суд ДССР указывает время, на которое откладывается заседание или рассмотрение вопроса. 5. Отложение Конституционным Судом ДССР заседания или рассмотрения вопроса не препятствует рассмотрению других вопросов до возобновления отложенного заседания. Отложенное заседание возобновляется с начала или с момента, на котором оно было остановлено. Статья 33. Распорядок заседания Конституционного Суда ДССР 1. Заседания Конституционного Суда ДССР проводятся в торжественной обстановке с соблюдением всех требований судебного этикета. 2. Лица, не достигшие совершеннолетнего возраста, не являющиеся участниками заседания, в зал заседания Конституционного Суда ДССР не допускаются. 3. Председатель Конституционного Суда ДССР может распорядиться в целях обеспечения безопасности присутствующих на заседании Конституционного Суда ДССР о мерах проверки лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, досмотр проносимых вещей и личный досмотр. Председатель Конституционного Суда ДССР может распорядиться допускать публику на заседание по пропускам, распределяемым им или, по его поручению, секретарем Конституционного Суда ДССР. 4. Все присутствующие в зале заседания обязаны уважительно относиться к Конституционному Суду ДССР и принятым в нем правилам и процедурам. 5. Все участники заседания и другие лица, присутствующие в зале заседания, обязаны беспрекословно подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания. 6. Все присутствующие встают при входе судей Конституционного Суда ДССР. Все участники заседания обращаются к суду, выступают, дают объяснения, показания, произносят речи стоя. 7. Поддержание порядка в заседании Конституционного Суда ДССР возлагается на председательствующего, чьи требования обязательны для присутствующих. 8. Нарушение порядка в заседании Конституционного Суда ДССР, неподчинение распоряжениям председательствующего о соблюдении распорядка заседания, пренебрежение принятыми в Конституционном Суде ДССР правилами влекут установленную законом ответственность. Статья 34. Председательствующий в заседании Конституционного Суда ДССР 1. В заседании Конституционного Суда ДССР председательствует Председатель Конституционного Суда ДССР или, в его отсутствие или по его поручению, заместитель Председателя Конституционного Суда ДССР, а при их отсутствии - судья, избранный для данного случая Конституционным Судом ДССР, но не судья-докладчик. 2. Председательствующий руководит заседанием Конституционного Суда, принимая необходимые меры к обеспечению наилучшего порядка разбирательства, его полноты и всесторонности, фиксации его хода и результатов; устраняет из разбирательства все, что не имеет отношения к рассматриваемому вопросу; останавливает участников заседания, если они касаются вопросов, не имеющих отношения к разбирательству или не подведомственных Конституционному Суду ДССР, лишает их слова при самовольном нарушении последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении антиконституционных утверждений и призывов. 3. Председательствующий вправе удалить из зала заседания всякого, кто нарушает порядок или не подчиняется его законным распоряжениям. Участник заседания может быть удален с согласия большинства присутствующих судей в случае, если двукратное предупреждение председательствующего не возымело на него действия. 4. Председательствующий предупреждает публику в случаях, если ею допущено массовое нарушение порядка, мешающее нормальному ходу заседания Конституционного Суда ДССР, вмешательство в нормальный ход заседания путем выражения одобрения или неодобрения происходящего, о возможности удаления ее из зала заседания при повторении подобного нарушения. 5. Председательствующий объявляет перерыв в заседании Конституционного Суда ДССР, если это необходимо для отдыха, с наступлением нерабочего времени, для обеспечения участникам заседания возможности подготовиться к заключительной речи, при возникновении обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания, а также в силу иных уважительных причин. 6. В случае возражений кого-либо из участников заседания против распоряжений и действий председательствующего эти возражения заносятся в протокол заседания. 7. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по требованию участника заседания или любого из судей пересмотрены в том же заседании присутствующим составом Конституционного Суда ДССР. 8. Председательствующий руководит совещанием Конституционного Суда ДССР, обеспечивая судьям возможность свободно и беспрепятственно выразить свое мнение, добиваясь всесторонности и полноты обсуждения, организует голосование, фиксацию и изложение решения. Статья 35. Участники заседания Конституционного Суда ДССР 1. В заседании Конституционного Суда ДССР участвуют Председатель Верховного Суда ДССР, Прокурор ДССР и министр юстиции ДССР, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам. 2. В заседание Конституционного Суда ДССР приглашаются стороны и их представители: представители государственных органов, подписавших договор или издавших нормативный акт, чья конституционность подлежит проверке; представители государственных и общественных органов, народные депутаты ДССР, должностные лица, которые направили ходатайство о проверке конституционности заключенного ДССР договора или нормативного акта либо запрос о даче заключения, а также представители указанных народных депутатов ДССР и должностных лиц; индивидуальные жалобщики и их представители; должностные лица, о конституционности действий и решений которых дается заключение, и их представители. 3. Представителями сторон, кроме представителей по должности, могут быть в заседании Конституционного Суда ДССР только адвокаты или лица, имеющие высшее юридическое образование. Стороны обязаны явиться по вызову Конституционного Суда ДССР, дать ему объяснения и ответить на вопросы. Сторона вправе излагать собственную позицию по своему делу и задавать вопросы противной стороне, свидетелям и экспертам. Сторона может представлять на ходатайства и индивидуальные жалобы, письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам конституционного судопроизводства, знакомиться с отзывами других сторон. 4. Уведомления о заседании Конституционного Суда ДССР, повестка дня заседания или ее проект, копии ходатайств о проверке конституционности нормативных актов, копии проверяемых нормативных актов, копии подлежащих рассмотрению индивидуальных жалоб, поступивших отзывов на ходатайства и индивидуальные жалобы, копии запросов, проекты постановлений, заключений и иных решений, а при необходимости и иные документы направляются участникам заседания не позднее чем за десять дней до начала заседания. Сторонам направляются только материалы, имеющие отношение к их делу; отзывы направляются Конституционным Судом ДССР лишь в случае, если они поступили не позднее чем за две недели до начала заседания. 5. Неявка в заседание Конституционного Суда ДССР Председателя Верховного Суда ДССР, Прокурора ДССР, министра юстиции ДССР, а равно сторон и их представителей не препятствует рассмотрению дела, принятию постановления, даче заключения и вынесению и иных решений. 6. В заседаниях Конституционного Суда ДССР, не связанных с рассмотрением дел или дачей заключений, по приглашению Председателя Конституционного Суда ДССР могут участвовать члены научно-консультативного совета при Конституционном Суде ДССР, ученые, политические и общественные деятели, народные депутаты, судьи, представители международных организаций, государственных органов, общественных организаций, научных учреждений и высших учебных заведений. Приглашенные могут выступать с разрешения председательствующего. 7. На заседаниях Конституционного Суда ДССР имеют право присутствовать Председатель Верховного Совета ДССР, его первый заместитель и заместители, члены Президиума Верховного Совета ДССР, Председатель Совета Министров ДССР, Председатель Высшего арбитражного суда ДССР. Статья 36. Государственная пошлина 1. Каждое ходатайство о проверке конституционности нормативного акта облагается государственной пошлиной в размере 500 рублей. Каждый запрос о даче заключения Конституционным Судом ДССР облагается государственной пошлиной в размере 300 рублей. Каждая индивидуальная жалоба на неконституционность правоприменительной практики облагается государственной пошлиной в размере 50 рублей. 2. За повторную выдачу копии постановления, заключения или иного решения Конституционного Суда ДССР участникам заседания за выдачу копии постановления, заключения или иного решения другим лицам взимается государственная пошлина в размере 50 рублей. 3. Конституционный Суд ДССР не может уменьшить размер государственной пошлины. 4. Конституционный Суд ДССР не может возвратить государственную пошлину, кроме случаев ее излишней уплаты. В этих случаях о возврате излишне уплаченной суммы распоряжается Председатель Конституционного Суда ДССР, судья, изучающий вопрос, судья-докладчик или Конституционный Суд ДССР. 5. Отзыв ходатайства, индивидуальной жалобы или вопроса не влечет за собой ни уменьшения размера, ни возврата государственной пошлины. Статья 37. Источник покрытия расходов сторон 1. Стороны покрывают расходы, связанные с участием в конституционном судопроизводстве и пребыванием в месте нахождения Конституционного Суда ДССР, за счет собственных средств. 2. Сторона, уплатившая государственную пошлину, понесшая другие расходы в связи с производством в Конституционном Суде ДССР и пребыванием в месте его нахождения, может требовать возмещения понесенных ею расходов в порядке гражданского судопроизводства или арбитражного процесса. Статья 38. Вызовы в заседание Конституционного Суда ДССР 1. В заседание Конституционного Суда ДССР, где рассматривается дело или вопрос о даче заключения, могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие необходимыми сведениями или материалами, и в качестве экспертов - лица, обладающие специальными познаниями по рассматриваемому вопросу. 2. Свидетели и эксперты обязаны явиться по вызову, дать правдивые показания, представить необходимые материалы и ответить на вопросы. 3. В заседании Конституционного Суда ДССР свидетели и эксперты дают присягу, обязуясь изложить Конституционному Суду ДССР все им известное по делу, ничего не утаивая и не прибавляя. Текст присяги свидетеля и эксперта устанавливается Регламентом Конституционного Суда ДССР. 4. Свидетелям и экспертам возмещаются расходы по явке в заседание Конституционного Суда ДССР за счет средств республиканского бюджета ДССР. Статья 39. Протоколирование 1. В заседаниях Конституционного Суда ДССР обязательно ведутся протоколы. 2. Протокол должен содержать: указание на место и дату заседания с обозначением времени его начала и окончания; перечисление присутствующих и отсутствующих судей с приведением причин отсутствия каждого из них или пометкой о неизвестности таких причин; фамилию и должность председательствующего; формулировки рассматриваемых вопросов; данные об участниках заседания; сведения о действиях Конституционного Суда ДССР в том порядке, в каком они имели место, и их результатах; решения, принятые Конституционным Судом ДССР, без изложения их в отдельном документе; объяснения и выступления участников заседания; отметку о приведении свидетелей и экспертов к присяге; показания свидетелей и экспертов; заданные участникам заседания, свидетелям, экспертам вопросы и их ответы; указания на факты, которые участники заседания просили удостоверить в протоколе; упоминания об имевших место нарушениях порядка, иных проявлениях неуважения к Конституционному Суду ДССР, сделанных предупреждениях и наложенных штрафах, иных примененных мерах процессуальной ответственности; мнения судей, высказанные на совещании; вопросы, поставленные на голосование судей, и итоги голосования. 3. Если Конституционный Суд ДССР принял решение о проведении совещания или голосования по рассматриваемому вопросу без присутствия лиц, не являющихся судьями Конституционного Суда ДССР, высказанные на совещании судей мнения, поставленные на голосование судей вопросы и итоги голосования излагаются в отдельном протоколе, содержание которого не подлежит оглашению. 4. Все, что было произнесено в ходе судоговорения в заседании Конституционного Суда ДССР, должно фиксироваться в протоколе по возможности дословно. Для обеспечения полноты протокола может быть применено стенографирование. Стенографическая запись к протоколу не приобщается. 5. Во время заседания Конституционного Суда ДССР может применяться звукозапись, видеозапись или киносъемка. В этом случае фонограмма, видеопленка или кинопленка приобщается к протоколу заседания в качестве его части, о чем делается письменная отметка в протоколе. 6. Протокол должен быть изготовлен в течение трех суток с момента окончания заседания или перерыва в связи с наступлением нерабочего времени. Протокол должен быть напечатан. Протокол подписывается Председателем и секретарем Конституционного Суда ДССР в удостоверение его правильности. Статья 40. Подготовка заседания Конституционного Суда ДССР 1. Подготовка заседания Конституционного Суда ДССР осуществляется под руководством Председателя Конституционного Суда ДССР. Председатель Конституционного Суда ДССР должен стремиться к равномерному распределению между судьями работы по подготовке заседания Конституционного Суда ДССР. 2. Вопросы, предлагаемые Конституционному Суду ДССР для рассмотрения, должны быть предварительно изучены. Обязательному предварительному изучению в Конституционном Суде ДССР подлежат отвечающие требованиям настоящего Закона ходатайства, индивидуальные жалобы и запросы о проверке конституционности договоров, нормативных актов, правоприменительной практики, действий и решений должностных лиц, а также письменные предложения любого из судей Конституционного Суда ДССР о рассмотрении вопроса Конституционным Судом ДССР. 3. Председатель Конституционного Суда ДССР поручает изучение вопроса одному или нескольким судьям и устанавливает срок завершения этой работы, продолжительностью не более двух месяцев. Судья, изучавший вопрос, составляет справку и докладывает ее Председателю Конституционного Суда ДССР, а при необходимости и в заседании Конституционного Суда ДССР. 4. Конституционный Суд ДССР определяет по предложениям Председателя и судей Конституционного Суда ДССР вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях, выносит решения о принятии к рассмотрению вопросов о конституционности договоров, нормативных актов, правоприменительной практики, действий и решений должностных лиц, утверждает повестку дня очередных заседаний, определяет время и место их проведения. Конституционный Суд ДССР может соединить в одном производстве ходатайства о проверке конституционности одного и того же договора или нормативного акта, а также индивидуальные жалобы одного лица либо разных лиц, но на одно и то же обыкновение правоприменительной практики. 5. Для подготовки вопроса к рассмотрению, составления проекта постановления, заключения или иного решения Конституционного Суда, а также изложения материалов в заседании Председатель Конституционного Суда ДССР назначает судью-докладчика. Судьей-докладчиком назначается, как правило, судья, изучавший этот вопрос в предварительном порядке. 6. При изучении вопроса и подготовке его к рассмотрению судья Конституционного Суда ДССР вправе в соответствии с полномочиями Конституционного Суда ДССР истребовать необходимые документы и иные материалы, поручить производство проверок, исследований, экспертиз, воспользоваться консультациями специалистов, направить запросы. Судья-докладчик и Председатель Конституционного Суда ДССР определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, распоряжаются об уведомлении о месте и времени заседания и вызове в заседание соответствующих лиц, а также о направлении участникам заседания необходимых материалов. 7. Уведомления о заседании Конституционного Суда ДССР, повестка дня заседания или ее проект, копии ходатайств о проверке конституционности заключенных ДССР договоров или нормативных актов либо запросов о даче заключений, копии проверяемых договоров, нормативных актов, копии подлежащих рассмотрению индивидуальных жалоб, поступивших отзывов на ходатайства и индивидуальные жалобы, проекты постановлений, заключений и иных решений, а при необходимости и иные документы вручаются судьям Конституционного Суда ДССР не позднее чем за десять дней до начала заседания. 8. Конституционный Суд ДССР может рассмотреть вопрос, который не предполагает изложения решения в виде отдельного документа либо сопутствует вопросу, подготовленному к рассмотрению, без соблюдения установленного настоящей статьей порядка изучения, внесения в заседание Конституционного Суда ДССР, включения в его повестку дня и подготовки к рассмотрению этого вопроса. Статья 41. Порядок рассмотрения вопросов Конституционным Судом ДССР 1. В назначенное время председательствующий открывает заседание Конституционного Суда ДССР и сообщает, какие вопросы подлежат рассмотрению. Председательствующий удостоверяется в наличии достаточного количества судей и обеспеченности протоколирования. 2. Секретарь Конституционного Суда ДССР сообщает о присутствии Председателя Верховного Суда ДССР, Прокурора ДССР, министра юстиции ДССР и других участников заседания. 3. Председательствующий объявляет о начале рассмотрения каждого очередного вопроса в последовательности, определенной повесткой дня. Последовательность рассмотрения вопросов может быть изменена Конституционным Судом ДССР. 4. Затем председательствующий удостоверяется в явке сторон, свидетелей и экспертов, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из них или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий председательствующий ставит на голосование вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие стороны, без ее представителя или вызванного лица. Если Конституционный Суд ДССР признает невозможность рассмотрения вопроса, его рассмотрение откладывается. 5. Председательствующий обязан разъяснить сторонам их права и обязанности, а вызванным лицам - их обязанности и ответственность. 6. Рассмотрение каждого вопроса начинается с выступления судьи-докладчика, который излагает существо вопроса, повод и основания для его рассмотрения, содержание имеющихся материалов и информирует о мероприятиях по подготовке вопроса к рассмотрению. Судье-докладчику могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда ДССР. 7. Затем должны быть выслушаны объяснения сторон. Сторонам могут быть заданы вопросы судьями Конституционного Суда ДССР и другими участниками заседания. 8. При необходимости Конституционный Суд ДССР выслушивает показания свидетелей и экспертов, задает им вопросы. До выслушивания показаний свидетеля или эксперта председательствующий приводит его к присяге. 9. В заседании Конституционного Суда ДССР могут быть оглашены документы. 10. В заседании Конституционного Суда ДССР могут быть выслушаны выступления приглашенных лиц. 11. По окончании исследования объяснений, показаний и документов Конституционный Суд ДССР выслушивает выступления Председателя Верховного Суда ДССР, Прокурора ДССР, министра юстиции ДССР и заключительные речи сторон, если они пожелают выступить. 12. Если вопрос достаточно выяснен, председательствующий объявляет об открытии совещания судей. В противном случае председательствующим по собственной инициативе или по требованию любого из судей ставится на голосование вопрос о возобновлении или отложении разбирательства. Председатель Верховного Суда ДССР, Прокурор ДССР, министр юстиции ДССР имеют право на выступление, а стороны - на произнесение заключительных речей в конце возобновленного разбирательства, но лишь по поводу его результатов и их значения. 13. В ходе совещания судьи Конституционного Суда ДССР могут свободно излагать собственную позицию по рассматриваемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Статья 42. Решения Конституционного Суда ДССР 1. Решением Конституционного Суда ДССР является всякий акт, принимаемый в его заседании, выражающий его волю или констатирующий в соответствии с настоящим Законом определенные обстоятельства. 2. Итоговое решение Конституционного Суда ДССР по существу рассмотренного дела о конституционности заключенного ДССР договора, нормативного акта или правоприменительной практики именуется постановлением. Постановления выносятся Конституционным Судом ДССР именем Дагестанской Советской Социалистической Республики. 3. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, итоговое решение Конституционного Суда ДССР именуется заключением. 4. Послания и представления Конституционного Суда ДССР утверждаются его решениями. 5. Требования Конституционного Суда ДССР могут содержаться в его решениях либо направляться в иной форме. Статья 43. Принятие решения Конституционным Судом ДССР 1. Решения Конституционного Суда ДССР принимаются открытым, а по требованию не менее трех судей - тайным голосованием. Открытое голосование проводится поднятием рук, а по вопросам, требующим присутствия квалифицированного большинства судей, - поименным опросом. 2. Председательствующий ставит на голосование в порядке поступления предложения, содержащиеся в ходатайстве, или индивидуальные жалобы, в проекте решения, а также высказанные в ходе совещания судьями. В заседании Конституционного Суда ДССР, не связанном с рассмотрением дела или дачей заключения, председательствующий может поставить на голосование предложение, исходящее от участника этого заседания. 3. Судья не вправе воздерживаться или не участвовать в голосовании. При поименном опросе первыми выражают свои позиции судьи, имеющие меньший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда ДССР, но председательствующий подает свой голос последним во всех случаях. 4. Решение Конституционного Суда ДССР считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании судей и если в заседании имелся кворум. В случае, когда ни одно предложение не собрало большинства голосов, председательствующий ставит на повторное голосование два предложения, собравшие наибольшее количество голосов. В случае, когда голоса разделились поровну, дело считается разрешенным, а заключение - данным в пользу конституционности договора, нормативного акта, обыкновения правоприменительной практики, действия или решения должностного лица; по другим вопросам считается принятым решение, за которое голосовал председательствующий. 5. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, Конституционный Суд ДССР принимает решение об отказе в рассмотрении ходатайства, индивидуальной жалобы или запроса, прекращает дело. 6. Конституционный Суд ДССР может также принять решение о возобновлении или отложении разбирательства. Статья 44. Особое мнение судьи Конституционного Суда ДССР 1. Судья Конституционного Суда ДССР, не согласный с постановлением или заключением Конституционного Суда ДССР, вправе изложить свое мнение в письменном виде и приобщить его к протоколу заседания Конституционного Суда ДССР. 2. Изложение особого мнения судьи подлежит опубликованию в качестве приложения к постановлению или заключению Конституционного Суда ДССР. Судья Конституционного Суда ДССР вправе лично изложить собственное особое мнение для опубликования. Статья 45. Изложение решения Конституционного Суда ДССР 1. Решение Конституционного Суда ДССР в зависимости от усмотрения судей излагается в виде отдельного документа или протокольно. 2. В виде отдельных документов излагаются во всяком случае постановления и заключения Конституционного Суда ДССР, а также решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда ДССР либо об ограничении его неприкосновенности. 3. Решение Конституционного Суда ДССР, изложенное в виде отдельного документа, должно быть мотивированным. В зависимости от характера рассмотренного вопроса в нем указываются: наименование решения, дата и место постановления, решения; состав Конституционного Суда ДССР, постановивший решение; стороны и их представители; формулировка рассматриваемого вопроса, поводы к его рассмотрению; нормы Конституции ДССР и настоящего Закона, устанавливающие право Конституционного Суда ДССР рассматривать данный вопрос; требование, содержащееся в ходатайстве, индивидуальной жалобе или запросе; обстоятельства, установленные Конституционным Судом ДССР; полное наименование договора или нормативного акта, конституционность которых проверялась с указанием источника его опубликования или получения; описание обыкновения правоприменительной практики, конституционность которых проверялась со ссылкой на обосновывающие его правоположения; действие или решение должностного лица, конституционность которого проверялась; доводы в пользу решения, к которому пришел Конституционный Суд ДССР, при необходимости - доводы, опровергающие иные мнения; норма Конституции ДССР, которой руководствовался Конституционный Суд ДССР при оценке конституционности; краткая формулировка решения; порядок и срок исполнения решения, особенности его опубликования; указание на окончательность решения. 4. Конституционный Суд ДССР письменно излагает решение немедленно после его принятия. Конституционный Суд ДССР может отложить составление мотивированного решения на срок не более двух недель, ограничившись изложением формулировки решения, приобщаемой к протоколу заседания. 5. Исправления в решении оговариваются и заверяются подписью председательствующего. 6. Решение Конституционного Суда ДССР и его формулировка, изложенные в виде отдельных документов, подписываются председательствующим и секретарем Конституционного Суда ДССР. Статья 46. Исправление неточностей и явных ошибок в решении 1. Конституционный Суд ДССР может после провозглашения решения исправить допущенные в нем неточности в наименованиях и обозначениях, описки, счетные и другие явные ошибки редакционного характера. 2. Об исправлении допущенных в решении неточностей, описок, счетных и других явных ошибок принимается решение в заседании Конституционного Суда ДССР. Статья 47. Провозглашение решения Конституционного Суда ДССР Решение Конституционного Суда ДССР или его формулировка провозглашается немедленно после его изложения в виде отдельного документа. Решение Конституционного Суда ДССР, излагавшееся протокольно, объявляется немедленно после его постановления. Статья 48. Вступление в силу решения Конституционного Суда ДССР Решение Конституционного Суда ДССР вступает в силу немедленно после его провозглашения. Статья 49. Окончательность решения Конституционного Суда ДССР Решения Конституционного Суда ДССР по всем подведомственным ему вопросам окончательны и обжалованию не подлежат. Статья 50. Направление решения Конституционного Суда ДССР 1. Решение Конституционного Суда ДССР, изложенное в виде отдельного документа, не позднее чем в месячный срок со дня его постановления направляется: судьям Конституционного Суда ДССР; в Верховный Совет ДССР, в Совет Министров ДССР; Председателю Верховного Суда ДССР, Прокурору ДССР, министру юстиции ДССР; сторонам; государственным органам и должностным лицам, чьи нормативные акты, решения, разъяснения, указания послужили обоснованием неконституционной правоприменительной практики. 2. Председатель Конституционного Суда ДССР может распорядиться о направлении решения Конституционного Суда ДССР и другим государственным и общественным органам, а также предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам и гражданам. Статья 51. Толкование решения Конституционного Суда ДССР Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|