Расширенный поиск

Закон Республики Дагестан от 12.01.2005 № 4

 



                               ЗАКОН


                        РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН


   О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Дагестан
           "О защите прав ребенка в Республике Дагестан"

    Принят Народным Собранием
    28 декабря 2004 года                        Республики Дагестан

    С т а т ь я 1. Внести в Закон Республики Дагестан от 15 декабря
1998 года  N 24  "О защите  прав  ребенка  в  Республике  Дагестан"
(Собрание законодательства Республики  Дагестан,  1998,  N 12,  ст.
2550) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:

                              "ЗАКОН

                        РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

            О защите прав ребенка в Республике Дагестан

                     ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    С т а т ь я  1. Понятия, используемые в настоящем Законе

    Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
    ребенок - лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия);
    дети,  находящиеся  в  трудной  жизненной  ситуации,  -   дети,
оставшиеся без  попечения  родителей;  дети-сироты;  дети-инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
дети   -   жертвы   вооруженных   и   межнациональных   конфликтов,
экологических, техногенных катастроф, стихийных бедствий;  дети  из
семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети -  жертвы  насилия;
дети,  оказавшиеся  в  экстремальных  условиях;  дети,   отбывающие
наказание в виде лишения свободы в воспитательных  колониях;  дети,
находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети с
отклонениями в поведении; дети, проживающие  в  малоимущих  семьях;
дети, жизнедеятельность которых объективно  нарушена  в  результате
сложившихся обстоятельств и  которые  не  могут  преодолеть  данные
обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
    социальная адаптация ребенка - процесс активного приспособления
ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации,  к  принятым  в
обществе правилам и нормам поведения, а также  процесс  преодоления
последствий психологической или моральной травмы;
    социальная реабилитация ребенка - мероприятия по восстановлению
утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению  среды
жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
    социальные  службы  для  детей  -  организации  независимо   от
организационно-правовых форм и форм  собственности,  осуществляющие
мероприятия   по   социальному   обслуживанию   детей   (социальной
поддержке,    оказанию    социально-бытовых,     медико-социальных,
психолого-педагогических, правовых  услуг  и  материальной  помощи,
социальной реабилитации  детей,  находящихся  в  трудной  жизненной
ситуации, обеспечению  занятости  таких  детей  по  достижении  ими
трудоспособного возраста), а  также  граждане,  осуществляющие  без
образования юридического лица предпринимательскую  деятельность  по
социальному обслуживанию населения, в том числе и детей;
    социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий,
строений, сооружений), необходимых для  жизнеобеспечения  детей,  а
также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том
числе  детям,  и  деятельность  которых  осуществляется   в   целях
обеспечения  полноценной  жизни,  охраны   здоровья,   образования,
воспитания,  развития   детей,   удовлетворения   их   общественных
потребностей.

    С т а т ь я  2. Законодательство Республики Дагестан о защите
                    прав ребенка

    Законодательство Республики  Дагестан  о  защите  прав  ребенка
основывается на Конституции Российской  Федерации,  соответствующем
федеральном законодательстве,  Конституции  Республики  Дагестан  и
состоит из настоящего Закона  и  иных  нормативных  правовых  актов
Республики Дагестан в области  защиты  прав  и  законных  интересов
ребенка.

    С т а т ь я  3. Цель и задачи настоящего Закона

    Цель настоящего Закона  -  обеспечение  правовой  и  социальной
защиты ребенка в Республике Дагестан.
    Задачами настоящего Закона являются:
    создание  механизма  правовой  защиты  ребенка  от  любых  форм
дискриминации  в  обществе,  семье,  образовательном   и   лечебном
учреждении, социальной среде, учитывая особенности его  физического
состояния, этапы возрастного и социального развития;
    содействие   физическому,   психическому,    интеллектуальному,
духовному  и  нравственному   развитию,   воспитанию   патриотизма,
гражданственности и реализации личности ребенка  в  соответствии  с
традициями и обычаями  народов  Республики  Дагестан,  достижениями
отечественной и мировой культуры;
    конкретизация обязанностей  и  ответственности  государственных
органов как гарантов реализации правовой и социальной защиты детей;
    определение  источников  финансирования  социальной   поддержки
детей.

    С т а т ь я  4. Государственная политика в области защиты прав
                    ребенка

    1. Государственная  политика  в  области  защиты  прав  ребенка
является приоритетной и основана на принципах:
    законодательного обеспечения прав ребенка;
    поддержки семьи в  целях  обеспечения  полноценного  воспитания
детей,  защиты  их  прав,  подготовки  их  к  полноценной  жизни  в
обществе;
    ответственности должностных лиц, граждан за  нарушение  прав  и
законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
    поддержки  общественных   объединений   и   иных   организаций,
осуществляющих деятельность по защите  прав  и  законных  интересов
ребенка.
    2. Государственная политика в области  защиты  прав  ребенка  в
Республике Дагестан реализуется:
    формированием и реализацией республиканских целевых программ по
охране и защите детей, профилактике безнадзорности и предупреждению
правонарушений  несовершеннолетних,  а  также   других   социальных
программ и мероприятий в интересах детей;
    выделением  из  республиканского  бюджета  Республики  Дагестан
средств, необходимых для социальной поддержки детей;
    созданием государственной и муниципальной  службы  по  вопросам
семьи, детей и мониторингу проблем детства;
    осуществлением целенаправленной пропаганды охраны и защиты прав
и интересов ребенка;
    созданием благоприятных правовых, социальных,  экономических  и
экологических условий в Республике Дагестан,  обеспечивающих  детям
уровень жизни, необходимый для гармоничного физического и духовного
развития.

    С т а т ь я  5. Полномочия органов государственной власти
                    Республики Дагестан в области защиты прав
                    ребенка в Республике Дагестан

    К  полномочиям  органов   государственной   власти   Республики
Дагестан в  области  защиты  прав  ребенка  в  Республике  Дагестан
относятся:
    реализация государственной политики в интересах детей;
    решение   вопросов   социальной   поддержки    и    социального
обслуживания  детей-сирот  и  детей,   оставшихся   без   попечения
родителей  (за  исключением  детей,   обучающихся   в   федеральных
образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов;
    принятие законов и иных нормативных актов Республики Дагестан о
защите прав и свобод ребенка;
    определение   приоритетных    направлений    деятельности    по
обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его  здоровья
и нравственности;
    обеспечение реализации федеральных  целевых  и  формирование  и
реализация республиканских программ по улучшению  положения  детей,
профилактике   безнадзорности   и   предупреждению   правонарушений
несовершеннолетних, а также других мероприятий в интересах детей;
    финансирование  республиканских   мероприятий   по   реализации
государственной  политики  в  интересах  детей  за   счет   средств
республиканского   бюджета   Республики   Дагестан,    внебюджетных
источников и иных не запрещенных законом источников;
    участие в формировании внебюджетных фондов поддержки детства;
    осуществление   мероприятий   по   реализации   государственной
политики в  интересах  детей  в  области  воспитания,  образования,
здравоохранения, науки, культуры,  физической  культуры  и  спорта,
социального обслуживания, социальной защиты семьи.

     ГЛАВА II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

    С т а т ь я  6. Законодательные гарантии прав ребенка в
                    Республике Дагестан

    В   Республике   Дагестан   обеспечиваются   принадлежащие    и
гарантированные от рождения ребенку  права  и  свободы  человека  и
гражданина в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,
общепризнанными  принципами   и   нормами   международного   права,
международными  договорами   Российской   Федерации,   федеральными
законами  и  иными   нормативными   правовыми   актами   Российской
Федерации.

    С т а т ь я  7. Содействие ребенку в реализации и защите его
                    прав и законных интересов

    1.   Органы   государственной   власти   Республики   Дагестан,
должностные  лица  указанных  органов  в  соответствии   со   своей
компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его  прав  и
законных  интересов  с  учетом  возраста  ребенка  и   в   пределах
установленного  законодательством   Российской   Федерации   объема
дееспособности   ребенка   посредством   принятия   соответствующих
нормативных правовых актов, проведения методической, информационной
и иной работы с ребенком по разъяснению его  прав  и  обязанностей,
порядка защиты  прав,  установленных  законодательством  Российской
Федерации,  а  также  посредством  поощрения  исполнения   ребенком
обязанностей, поддержки практики правоприменения в  области  защиты
прав и законных интересов ребенка.
    2. Родители ребенка (лица, их  заменяющие)  содействуют  ему  в
осуществлении самостоятельных действий, направленных на  реализацию
и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и
в пределах установленного  законодательством  Российской  Федерации
объема дееспособности ребенка. По вопросам, затрагивающим  интересы
ребенка, достигшего  возраста  десяти  лет,  родители  и  лица,  их
заменяющие,  обязаны  учитывать  мнение  ребенка,  за   исключением
случаев,  когда  это  противоречит  его   интересам.   В   случаях,
предусмотренных законом, органы опеки и попечительства  или  суд  в
соответствии с федеральным законодательством могут принять  решение
только с согласия ребенка, достигшего десяти лет.
    В случае, если орган государственной власти Республики Дагестан
или   орган   местного   самоуправления   при   решении    вопроса,
затрагивающего законные интересы  ребенка,  считает  целесообразным
принять во внимание мнение ребенка,  не  достигшего  установленного
законодательством возраста, с которого учет его мнения  обязателен,
указанные органы вправе самостоятельно определить порядок  и  форму
представления мнения ребенка.
    Орган государственной власти Республики Дагестан, вступающий  в
отношения с ребенком по вопросам реализации и  защиты  его  прав  и
законных  интересов  через  посредство  родителей   или   лиц,   их
заменяющих, устанавливает порядок и  форму  подтверждения  ребенком
своего согласия на такое  представительство  его  прав  и  законных
интересов.
    При  наличии  разногласий  между  родителями,   а   также   при
установлении факта осуществления родительских прав в ущерб правам и
законным интересам ребенка на время до принятия решения  о  способе
урегулирования взаимоотношений между ребенком и его родителями  или
лицами, их заменяющими, непосредственная  защита  прав  и  законных
интересов ребенка до определения ему  конкретной  формы  воспитания
осуществляется с участием органа опеки и попечительства.
    Должностные  лица  органов  государственной  власти  Республики
Дагестан и органов местного самоуправления в соответствии со  своей
компетенцией ведут работу среди детей  по  разъяснению  их  прав  и
обязанностей,  включая  также   вопросы   повседневного   поведения
(правила  дорожного  движения,  правила  поведения  в  общественных
местах и другие).
    Образовательные учреждения в соответствии со  своими  целями  и
государственными  образовательными  стандартами  ведут   подготовку
ребенка к осуществлению его прав и законных  интересов,  исполнению
обязанностей.
    3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи
и другие специалисты, которые в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации несут ответственность за работу по воспитанию,
образованию, охране здоровья, социальной  поддержке  и  социальному
обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и
других компетентных органов могут  участвовать  в  мероприятиях  по
обеспечению защиты прав и  законных  интересов  ребенка  в  органах
образования,  здравоохранения,  труда   и   социального   развития,
правоохранительных и  других  органах,  занимающихся  защитой  прав
ребенка.
    4. Общественные  объединения  (организации)  и  иные  некоммер-
ческие   организации   могут   в   соответствии    с    федеральным
законодательством осуществлять деятельность по подготовке ребенка к
реализации им своих прав и исполнению своих обязанностей.

    С т а т ь я  8. Меры по защите прав ребенка при осуществлении
                    деятельности в области его образования и
                    воспитания

    1. При  осуществлении  деятельности  в  области  образования  и
воспитания   ребенка   в   образовательном,   специальном   учебно-
воспитательном  учреждении  или  ином  оказывающем  соответствующие
образовательные  и  воспитательные  услуги  учреждении   не   могут
ущемляться права ребенка.
    2. В  соответствии  с  принципами  государственной  политики  в
интересах детей администрация образовательных учреждений не  вправе
препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников  в
возрасте старше восьми лет общественных  объединений  (организаций)
обучающихся, воспитанников,  за  исключением  детских  общественных
объединений    (организаций),    учреждаемых    либо    создаваемых
политическими партиями, детских религиозных организаций.
    Указанные общественные объединения  (организации)  осуществляют
свою деятельность в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации об общественных объединениях.
    3. Обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений (кроме
дошкольных и начального общего образования, а также соответствующих
им   подразделений   иных   образовательных   учреждений)    вправе
самостоятельно   или   через    своих    выборных    представителей
ходатайствовать  перед  администрацией   указанных   учреждений   о
проведении  с   участием   выборных   представителей   обучающихся,
воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников
образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права  ребенка.
Администрация  обязана  рассмотреть   соответствующее   ходатайство
обучающихся и воспитанников в течение семи дней со дня его подачи.
    Если обучающиеся и воспитанники образовательных  учреждений  не
согласны с решением администрации образовательного учреждения,  они
вправе  через   своих   выборных   представителей   обратиться   за
содействием  и  помощью  в  уполномоченные  государственные  органы
власти и органы местного самоуправления.
    Обучающиеся и воспитанники указанных образовательных учреждений
могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по  вопросам
защиты  своих  нарушенных  прав.   Администрация   образовательного
учреждения не вправе препятствовать  проведению  таких  собраний  и
митингов, в том числе на территории и в помещении  образовательного
учреждения,   если   выборными   представителями   обучающихся    и
воспитанников   образовательных   учреждений   выполнены    условия
проведения указанных собраний  и  митингов,  установленные  уставом
образовательного учреждения. Такие  собрания  и  митинги  не  могут
проводиться в нарушение установленных законодательством  требований
соблюдения  общественного  порядка  и  не   должны   препятствовать
образовательному и воспитательному процессам.
    4.  В  образовательных  учреждениях   и   иных   осуществляющих
образовательный и воспитательный процессы учреждениях,  а  также  в
местах, доступных для  детей  и  родителей  (лиц,  их  заменяющих),
вывешиваются тексты уставов, правил  внутреннего  распорядка  таких
учреждений, списки органов государственной власти, органов местного
самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов  связи  с
ними)  по  месту  нахождения  указанных  образовательных   и   иных
учреждений,  осуществляющих  контроль  и  надзор  за   соблюдением,
обеспечением и защитой прав ребенка.

    С т а т ь я  9. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

    В целях обеспечения прав детей на охрану  здоровья  в  порядке,
установленном    законодательством    Российской    Федерации,    в
государственных   и   муниципальных   учреждениях   здравоохранения
осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской
помощи,  предусматривающей  профилактику  заболевания,  медицинскую
диагностику,   лечебно-оздоровительную   работу,   в   том    числе
диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и
детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное
лечение детей.

    С т а т ь я  10. Защита прав и законных интересов детей в сфере
                     профессиональной ориентации, профессиональной
                     подготовки и занятости

    1.   Органы   исполнительной   власти    Республики    Дагестан
осуществляют   мероприятия    по    обеспечению    профессиональной
ориентации, профессиональной подготовки детей,  достигших  возраста
14 лет.
    2. В случае приема  на  работу  детей,  достигших  15  лет,  им
гарантируется вознаграждение за  труд,  охрана  труда,  сокращенное
рабочее время, отпуск. Работникам  моложе  18  лет  предоставляются
льготы при совмещении работы  с  обучением,  проведении  ежегодного
обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих  мест  для
трудоустройства,  расторжении  трудового  договора  (контракта)   и
другие   льготы,   установленные    законодательством    Российской
Федерации.

    С т а т ь я  11. Защита прав детей на отдых и оздоровление

    Органы государственной  власти  Республики  Дагестан  и  органы
местного самоуправления в пределах  своих  полномочий  осуществляют
мероприятия по обеспечению прав  детей  на  отдых  и  оздоровление,
сохранению и развитию учреждений, деятельность  которых  направлена
на отдых и оздоровление детей.

    С т а т ь я  12. Защита прав и законных интересов ребенка при
                     формировании социальной инфраструктуры для
                     детей

    1.  Органы  исполнительной  власти  Республики   Дагестан   при
принятии  решений  по  вопросам  социально-экономического  развития
территории  учитывают   установленные   Правительством   Российской
Федерации    нормативы    строительства     объектов     социальной
инфраструктуры для  детей,  составляющих  среду  жизнедеятельности,
образования, воспитания и развития ребенка, в том числе  нормативы,
специально принимаемые в отношении  детей,  находящихся  в  трудной
жизненной ситуации.
    2. Органы исполнительной власти Республики  Дагестан  и  органы
местного самоуправления  при  принятии  решений  по  реконструкции,
модернизации, изменению назначения, ликвидации объектов  социальной
инфраструктуры для детей, являющихся государственной собственностью
Республики   Дагестан   и   (или)   муниципальной   собственностью,
осуществляют  специальные  мероприятия   по   оценке   (экспертизе)
последствий  такого  решения  для  обеспечения   жизнедеятельности,
образования, воспитания и развития детей, оказания им  медицинской,
лечебно-профилактической помощи, социального обслуживания. В случае
отсутствия  экспертной  оценки  такое  решение  в  соответствии   с
федеральным законодательством признается недействительным с момента
его вынесения.
    3.   Имущество,   являющееся   государственной   собственностью
Республики  Дагестан  (земельные  участки,   здания,   строения   и
сооружения, оборудование и иное имущество), относящееся к  объектам
социальной инфраструктуры для детей  и  возникновение,  обособление
или приобретение  которого  предназначено  для  целей  образования,
воспитания,    развития,     оказания     медицинской,     лечебно-
профилактической помощи  детям,  социальной  защиты  и  социального
обслуживания детей, может использоваться только на указанные цели.
    Порядок    изменения    назначения    имущества,    являющегося
муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и
сооружения, оборудование и иное имущество), относящегося к объектам
социальной инфраструктуры для детей, возникновение, обособление или
приобретение  которого   предназначено   для   целей   образования,
воспитания  и  социального  обеспечения  детей,  в  соответствии  с
федеральным  законодательством  устанавливается  органами  местного
самоуправления при условии предварительного создания (приобретения,
изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения задач
образования, воспитания и других функций социальной  инфраструктуры
для детей.
    4.  Изменение  формы   собственности   имущества,   являющегося
республиканской либо муниципальной собственностью и относящегося  к
объектам социальной инфраструктуры для детей, может  осуществляться
в  установленном  законом   порядке.   Если   республиканское   или
муниципальное   учреждение,    являющееся    объектом    социальной
инфраструктуры для  детей,  сдает  в  аренду  закрепленные  за  ним
объекты  собственности,  а  также  земельные  участки,   заключению
договора об аренде в соответствии с  федеральным  законодательством
должна  предшествовать  проводимая  учредителем  экспертная  оценка
последствий   такого   договора   для   обеспечения    образования,
воспитания,  развития  детей,  оказания  им  медицинской,  лечебно-
профилактической   помощи,   социальной   защиты   и    социального
обслуживания.  Договор  аренды   в   соответствии   с   федеральным
законодательством  не  может   заключаться,   если   в   результате
экспертной  оценки  установлена  возможность  ухудшения   указанных
условий. Договор аренды  может  быть  признан  недействительным  по
основаниям, установленным гражданским законодательством.

    С т а т ь я  13. Защита ребенка от информации, пропаганды и
                     агитации, наносящих вред его здоровью,
                     нравственному и духовному развитию

    1. Органы государственной власти Республики Дагестан  принимают
меры по  защите  ребенка  от  информации,  пропаганды  и  агитации,
наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию,  в
том числе от национальной, классовой, социальной  нетерпимости,  от
рекламы алкогольной продукции и  табачных  изделий,  от  пропаганды
социального, расового, национального и религиозного неравенства,  а
также   от   распространения   печатной   продукции,    аудио-    и
видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию,
наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
    2. В целях обеспечения здоровья, физической,  интеллектуальной,
нравственной, психической  безопасности  детей  законом  Республики
Дагестан   устанавливаются   нормативы   распространения   печатной
продукции,   аудио-   и   видеопродукции,   иной   продукции,    не
рекомендуемой ребенку для пользования в  соответствии  с  частью  1
настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.
    3. В целях обеспечения  безопасности  жизни,  охраны  здоровья,
нравственности ребенка, защиты  его  от  негативных  воздействий  в
порядке,   определенном   Правительством   Российской    Федерации,
проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая,
санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и  игровых
сооружений для детей.

    С т а т ь я  14. Защита прав детей, находящихся в трудной
                     жизненной ситуации

    1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации
(за  исключением   содержащихся   и   обучающихся   в   федеральных
государственных   образовательных   учреждениях),    осуществляется
органами государственной власти Республики Дагестан в  соответствии
с законодательством Республики Дагестан.
    2. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие
организации, в том числе международные объединения (организации)  в
лице   отделений   в   Республике   Дагестан,   осуществляют   свою
деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной  жизненной
ситуации, в соответствии с  общепризнанными  принципами  и  нормами
международного   права,   международными   договорами    Российской
Федерации,     законодательством     Российской     Федерации     и
законодательством  Республики   Дагестан.   Указанные   объединения
(организации) вправе в судебном  порядке  оспаривать  неправомерные
ущемляющие  или  нарушающие  права  детей,  находящихся  в  трудной
жизненной    ситуации,    действия    должностных    лиц    органов
государственной власти и учреждений, организаций,  граждан,  в  том
числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических,  медицинских,
социальных работников и других  специалистов  в  области  работы  с
детьми.
    3. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием
детей и (или) защитой их прав и законных  интересов,  а  также  при
принятии  решений  о  наказаниях,  которые  могут   применяться   к
несовершеннолетним, совершившим  правонарушения,  должностные  лица
органов  государственной  власти   Республики   Дагестан,   органов
местного самоуправления действуют в соответствии с  общепризнанными
принципами    и    нормами    международного    права,     нормами,
предусмотренными международными договорами Российской Федерации,  в
том  числе  в  части  гуманного  обращения  с  несовершеннолетними,
оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством
Российской Федерации.
    Обязательными  являются  обеспечение   приоритета   личного   и
социального   благополучия   ребенка,   обеспечение   специализации
правоприменительных процедур (действий) с его участием  или  в  его
интересах,  учет  особенностей  возраста  и  социального  положения
ребенка.
    В  случае   освобождения   несовершеннолетнего   от   уголовной
ответственности или от наказания с применением  принудительных  мер
воспитательного  воздействия  суд  в  соответствии  с   федеральным
законодательством, принимая решение о применении указанных мер,  за
исключением  такой  меры,  как  помещение  в  специальное   учебно-
воспитательное  или   лечебно-воспитательное   учреждение,   вправе
признать   необходимым   проведение   мероприятий   по   социальной
реабилитации несовершеннолетнего.
    Если ребенок, с участием  которого  или  в  интересах  которого
осуществляется правоприменительная процедура (действие),  нуждается
в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи,
в  социальной  реабилитации,   должностное   лицо,   осуществляющее
правоприменительную процедуру (действие),  независимо  от  предмета
рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия
соответствующих  мер  и  просит  уведомить   его   о   предпринятых
действиях.

    С т а т ь я  15. Меры по социальной адаптации и социальной
                     реабилитации ребенка

    1. Меры  по  социальной  адаптации  и  социальной  реабилитации
ребенка предпринимаются соответствующими учреждениями  образования,
социального обслуживания, здравоохранения или  иными  учреждениями,
определяемыми уполномоченным на то органом  государственной  власти
Республики Дагестан и органом местного самоуправления.
    Указанные учреждения на основе  оценки  (экспертизы)  состояния
ребенка,  в  том  числе  проведенной  учреждениями  здравоохранения
оценки состояния здоровья  ребенка,  разрабатывают  и  осуществляют
самостоятельно  либо  совместно  с  образовательными  учреждениями,
учреждениями здравоохранения, другими учреждениями реабилитационную
программу,   предусматривающую    психотерапевтические    и    иные
антикризисные  меры,  а  также  долгосрочные  меры  по   социальной
реабилитации ребенка.
    2. Возмещение расходов на осуществление указанной  в  настоящей
статье реабилитационной программы производится за счет  виновной  в
нарушении прав ребенка стороны,  если  это  предусмотрено  решением
суда, и в соответствии с законодательством. В  случае  установления
судом вины родителей  (лиц,  их  заменяющих)  в  нарушении  прав  и
законных интересов ребенка компенсация вреда, нанесенного  ребенку,
определяется в соответствии с федеральным законодательством судом с
учетом проведения необходимых  мер  по  социальной  реабилитации  и
социальной адаптации ребенка.

          ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ
                   РЕБЕНКА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

    С т а т ь я  16. Органы исполнительной власти  Республики
                     Дагестан, осуществляющие гарантии прав ребенка
                     в Республике Дагестан

    Компетенция органов исполнительной власти Республики  Дагестан,
которые  осуществляют  мероприятия  по  реализации  государственной
политики в интересах  детей,  в  соответствии  с  законодательством
Республики   Дагестан   устанавливается   Государственным   Советом
Республики Дагестан и Правительством Республики Дагестан.

    С т а т ь я  17. Финансирование республиканских мероприятий по
                     реализации государственной политики в
                     интересах детей

    Финансирование  республиканских   мероприятий   по   реализации
государственной политики в интересах детей осуществляется  за  счет
средств республиканского бюджета Республики Дагестан,  внебюджетных
источников в соответствии с законодательством Республики Дагестан.

    С т а т ь я  18. Государственный доклад о положении детей и 
                     защите прав ребенка в Республике Дагестан

    Государственный доклад о положении детей и защите прав  ребенка
в Республике Дагестан ежегодно разрабатывается в целях  обеспечения
органов  государственной  власти  Республики  Дагестан  объективной
систематизированной аналитической информацией о положении  детей  в
Республике Дагестан и тенденциях его изменения.
    Государственный доклад о положении детей и защите прав  ребенка
в  Республике  Дагестан  представляется  Правительством  Республики
Дагестан Государственному Совету и  Народному  Собранию  Республики
Дагестан. Порядок его  разработки,  распространения,  в  том  числе
опубликования, определяется Правительством Республики Дагестан.

        ГЛАВА IV. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА

    С т а т ь я  19. Ответственность за нарушение законодательства
                     о правах ребенка

    За нарушение законодательства  Российской  Федерации  о  правах
ребенка, в результате которого создаются препятствия  в  реализации
ребенком прав и свобод либо  ребенку  причиняется  имущественный  и
(или) моральный  вред,  должностные  лица  органов  государственной
власти  Республики  Дагестан  и  органов  местного  самоуправления,
организаций, учреждений, родители или  лица,  их  заменяющие,  иные
граждане несут ответственность,  предусмотренную  законодательством
Российской Федерации.

    С т а т ь я  20. Порядок разрешения споров относительно
                     исполнения настоящего Закона

    Родители или лица, их заменяющие, а также лица,  осуществляющие
мероприятия по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной
адаптации,  социальной  реабилитации  либо  иную   деятельность   в
интересах  ребенка  или  с  его  участием,  вправе   обратиться   в
установленном законом порядке  в  соответствующий  суд  с  иском  о
защите  прав  ребенка,  а  также  о   возмещении   ребенку   вреда,
причиненного незаконными действиями (бездействием) в отношении  его
здоровья,  образования,   воспитания,   нравственности,   а   также
имущества, и морального вреда.".

    С т а т ь я  2. Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со дня его
официального опубликования.


    Председатель Государственного Совета
    Республики Дагестан                                 М.МАГОМЕДОВ

    Махачкала
    12 января 2005 г.
    N 4


Информация по документу
Читайте также