Расширенный поиск

Постановление Администрации Ростовской области от 30.05.2011 № 314

 



                   АДМИНИСТРАЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            30.05.2011          N 314          г. Ростов-на-Дону


                         О внесении изменений
                    в постановление Администрации
                Ростовской области от 22.11.2010 N 302


     В  соответствии  с  приказом  Министерства  финансов   Российской
Федерации и Министерства экономического развития Российской  Федерации
от 29.12.2010 N 194н/701 "Об утверждении Методических рекомендаций  по
разработке  и  реализации  региональных   и   муниципальных   программ
повышения эффективности бюджетных расходов"

                             ПОСТАНОВЛЯЮ:

     1. Внести  в  приложение  N 1   к   постановлению   Администрации
Ростовской области от 22.11.2010 N 302  "Об утверждении  Программы  по
повышению эффективности бюджетных расходов  в  Ростовской  области  на
период до  2012  года"  изменения  согласно  приложению  к  настоящему
постановлению.
     2. Контроль  за  выполнением  постановления  возложить на первого
заместителя    Главы    Администрации    (Губернатора)    области    -
Вице-губернатора Горбаня С.И.


     Глава Администрации
     (Губернатор) области                                 В.Ю. Голубев


Постановление вносит
министерство финансов
области



                                                         Приложение
                                                      к постановлению
                                                       Администрации
                                                    Ростовской области
                                                   от 30.05.2011 N 314


                              ИЗМЕНЕНИЯ,
              вносимые в приложение N 1 к постановлению
         Администрации Ростовской области от 22.11.2010 N 302
         "Об утверждении Программы по повышению эффективности
   бюджетных расходов в Ростовской области на период до 2012 года"

     1. Раздел I "Обоснование и необходимость разработки и  реализации
Программы" изложить в следующей редакции:
   "I. Обоснование и необходимость разработки и реализации Программы
     Ростовская область на протяжении ряда лет реализовывала реформы в
сфере  общественных  финансов.  Эти  реформы  затрагивали  организацию
бюджетного  процесса,  систему   межбюджетных   отношений,   налоговую
политику,  порядок  осуществления   бюджетных   расходов,   управление
государственным  и  муниципальным  долгом,   имуществом,   организацию
кассового обслуживания областного  и  местных  бюджетов,  контроль  за
расходованием бюджетных средств, организацию системы  государственного
и муниципального заказа.
     В  процессе  формирования  областью  налоговой  политики  приняты
правовые   акты    Ростовской    области,    регулирующие    налоговые
правоотношения, в том числе Областной  закон  от  02.11.2001  N 186-ЗС
"О некоторых вопросах  налогообложения".  Данный  законодательный  акт
способствовал  повышению  налогового  процесса  в  части   оптимизации
количества и  объема  представленных  налоговых  льгот  и  обеспечения
развития доходной части консолидированного бюджета Ростовской области.
     В период  проведения  реформ  приняты  правовые  акты  Ростовской
области, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе  областные
законы  от  22.10.2005  N 380-ЗС  "О межбюджетных  отношениях  органов
государственной власти и органов местного самоуправления в  Ростовской
области" и от 03.08.2007 N 743-ЗС "О бюджетном процессе  в  Ростовской
области". Принятые Администрацией  Ростовской  области  правовые  акты
способствуют повышению эффективности бюджетного процесса, в том  числе
за  счет  ежемесячного  кассового  планирования  доходов  и  расходов,
обеспечения безусловного исполнения бюджетных  обязательств,  развития
института  главных  распорядителей   бюджетных   средств   и   главных
администраторов  доходов,   регламентации   порядка   санкционирования
бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
     Обеспечивается  формирование  и   исполнение   консолидированного
бюджета  Ростовской  области  по  предусмотренным  Бюджетным  кодексом
Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с
соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга  и
дефицита бюджета.
     Областной и местные бюджеты формируются преимущественно на основе
программно-целевого метода планирования с  учетом  принятых  областных
целевых программ.
     Осуществляется формирование государственных заданий  на  оказание
государственных услуг.
     В практику бюджетного планирования введено представление главными
распорядителями средств областного бюджета докладов  о  результатах  и
основных  направлениях  их  деятельности.  Это обеспечивает расширение
сферы  применения  и  повышение  качества  программно-целевых  методов
бюджетного планирования,  а также способствует формированию областного
бюджета в зависимости от планируемого уровня  достижения  поставленных
целей     в     соответствии     со     среднесрочными    приоритетами
социально-экономической политики и в пределах  прогнозируемых  объемов
бюджетных ресурсов.
     Обеспечен  переход  на  новую  отраслевую  систему  оплаты  труда
работников   бюджетных    учреждений.    Финансирование    образования
осуществляется на основе подушевых нормативов.
     Кассовое обслуживание областного бюджета и  местных  бюджетов,  а
также операций со средствами бюджетных учреждений от приносящей  доход
деятельности осуществляется  в  органах  Федерального  казначейства  с
открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса.
     В Ростовской области в полном объеме реализована реформа местного
самоуправления,  в  том  числе   ее   финансовая   составляющая.   Это
способствовало  повышению  бюджетной  инициативы   и   ответственности
органов  местного  самоуправления  за  счет  разграничения   расходных
полномочий, а также заинтересованности в  росте  собственной  доходной
базы местных бюджетов.
     Созданная   в   Ростовской   области   система   государственного
финансового контроля  области  в  целом  обеспечивает  систематический
контроль за правомерным и целевым  использованием  средств  областного
бюджета.
     Создана и эффективно действует система  управленческого  учета  в
части планирования, фактического  исполнения  и  последующего  анализа
расходов, осуществляемых в рамках областных  и  муниципальных  целевых
программ  и  мероприятий.  Данная  система  включает  в  себя  приказы
министерства  финансов   Ростовской   области   от   09.09.2010   N 64
"О дополнительном расширенном отчете "Об исполнении консолидированного
бюджета  Ростовской  области",  от  31.12.2010  N 101  "Об утверждении
Порядка составления и представления месячной и квартальной  отчетности
об исполнении  областного  и  консолидированного  бюджетов  Ростовской
области", а также ряд ежемесячных, квартальных и годовых аналитических
и справочных таблиц.
     В  рамках  реализации  бюджетных  реформ  в  Ростовской   области
действуют  и  разрабатываются  новые  подходы  к  системе   управления
государственными и муниципальными финансами, в том числе:
     разработка стратегии расходования  бюджетных  средств  исходя  из
долгосрочных перспектив;
     организация бюджетного процесса исходя из  принципа  безусловного
исполнения действующих расходных обязательств;
     разграничение полномочий и, соответственно, доходных источников и
расходных обязательств публично-правовых образований;
     повышение результативности расходования бюджетных средств за счет
их ориентации на достижение конечного результата наиболее  эффективным
способом;
     повышение уровня среднесрочного планирования, переход от годового
бюджета на бюджет в формате "скользящей трехлетки";
     введение  формализованных  процедур   и   методик   распределения
бюджетных  средств,  в  том  числе  межбюджетных  трансфертов  местным
бюджетам;
     увеличение степени самостоятельности  и  ответственности  главных
распорядителей, разработка  и  внедрение  методов  и  процедур  оценки
качества финансового менеджмента  на  ведомственном  уровне,  развитие
внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;
     совершенствование системы управленческого учета в части расходов,
осуществляемых программно-целевым  методом,  с  учетом  персонализации
ответственности за качество финансового управления;
     обеспечение   прозрачности   и    эффективности    закупок    для
государственных и муниципальных нужд.
     Анализ  сделанного   в   реформировании   общественных   финансов
позволяет  сделать  вывод,  что  не  все  заявленные  планы   в   этом
направлении были реализованы. Не удалось  на  практике  применить  ряд
законодательно введенных норм, принципов и механизмов и  урегулировать
ряд  методических  вопросов.  Как  следствие,   в   сфере   управления
общественными финансами сохраняется ряд нерешенных  проблем.  К  числу
основных относятся следующие:
     не  в  полном  объеме  созданы  условия  для  мотивации   органов
государственной власти и  органов  местного  самоуправления,  а  также
бюджетных учреждений в повышении эффективности  бюджетных  расходов  и
своей деятельности в целом;
     недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается  применение
инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
     требование   дальнейшего    распространения    опыта    внедрения
государственных  (муниципальных)  заданий,  совершенствования  системы
стандартов качества государственных и  муниципальных  услуг,  а  также
критериев их оценки.
     Необходимость  поддержания  сбалансированности   и   устойчивости
бюджетной системы является важнейшим  базовым  условием  в  достижении
долгосрочных  целей   социально-экономического   развития   Ростовской
области, что, в свою очередь, увеличивает  актуальность  разработки  и
реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления, модернизации
управления финансовыми ресурсами.".
     2. В разделе IV  "Совершенствование  разграничения  полномочий  и
организация деятельности публично-правовых образований":
     абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
     "проводить  мониторинг  просроченной  кредиторской  задолженности
местных  бюджетов  и  муниципальных  унитарных  предприятий,  а  также
просроченной задолженности по долговым обязательствам этих предприятий
с целью ликвидации и недопущения образования указанной задолженности в
дальнейшем;";
     абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
     "обеспечить   выполнение   муниципальных    программ    повышения
эффективности бюджетных расходов, а также  планов  мероприятий  по  их
реализации,  с  учетом  Методических  рекомендаций  по  разработке   и
реализации   региональных   и   муниципальных    программ    повышения
эффективности бюджетных расходов, утвержденных  приказом  Министерства
финансов Российской Федерации и Министерства  экономического  развития
Российской Федерации от 29.12.2010 N 194н/701;";
     абзац двадцатый изложить в следующей редакции:
     "разрабатывать проекты местных бюджетов на 3-летний период исходя
из принципов программно-целевого  метода  бюджетного  планирования  на
основе муниципальных целевых программ со сроком  реализации  не  менее
трех лет, необходимости принятия мер по повышению  уровня  собственных
бюджетных   доходов   муниципальных    образований,    первоочередного
обеспечения социально значимых  расходов  и  расходов,  способствующих
привлечению инвестиций;";
     дополнить абзацами следующего содержания:
     "принять комплекс  мер  по  снижению  и  ликвидации  недоимки  по
налогам и сборам, уменьшению долговой  нагрузки  на  местные  бюджеты,
повышению эффективности использования муниципального имущества;
     проводить оценку и анализ предоставляемых налоговых льгот;
     соблюдать нормативы формирования расходов на  содержание  органов
местного самоуправления;
     развивать внутренний финансовый контроль;
     организовать внешний  контроль  за  эффективностью  использования
бюджетных ассигнований;
     обеспечить  внедрение  мероприятий  по  повышению  энергетической
эффективности;
     разработать  мероприятия  по  развитию   информационной   системы
управления муниципальными финансами, в том числе в части:
     повышения  объема   и   регулярности   обновления   общедоступной
информации о муниципальных финансах;
     обеспечения  публичности  информации  о  плановых  и  фактических
результатах деятельности организаций муниципального сектора;
     обеспечения условий для осуществления общественного  контроля  за
принятием решений в сфере муниципальных финансов.".
     3. Раздел V "Областные программы и совершенствование  программной
структуры расходов бюджета" изложить в следующей редакции:
              "V. Областные программы и совершенствование
                программной структуры расходов бюджета
     В  качестве  одного  из  инструментов   повышения   эффективности
бюджетных расходов  как  составной  части  эффективности  деятельности
органов  государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления
предусматривается  дальнейшее  развитие  программно-целевого  принципа
организации их деятельности.
     Будет продолжено  формирование  системы областных программ исходя
из     целей      и      индикаторов      Концепции      долгосрочного
социально-экономического  развития  Российской Федерации,  нормативных
актов,  утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством
Российской   Федерации,  Стратегии  социально-экономического  развития
Ростовской области на период до 2020 года.
     Областная    программа    (долгосрочная    целевая     программа,
ведомственная  целевая  программа)  -  документ,  определяющий   цель,
задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной
политики, направленные на достижение целей и  реализацию  приоритетов,
установленных Стратегией социально-экономического развития  Ростовской
области на период до 2020 года.
     Состав  подпрограмм  и  планируемые  результаты   их   реализации
определяются областной программой,  а  бюджетные  ассигнования  на  их
достижение утверждаются областным законом об областном бюджете.  Кроме
того,  в  рамках  областных  программ  решениями  Главы  Администрации
(Губернатора) Ростовской области могут предусматриваться и приниматься
выходящие  за  пределы  лимитов   бюджетных   обязательств   расходные
обязательства, в результате  чего  существует  возможность  заключения
долгосрочных  государственных  контрактов  по  конкретным  проектам  и
объектам.
     Принятая в  Ростовской  области  Областная  долгосрочная  целевая
программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности  в
Ростовской области на период до 2020 года направлена на:
     обновление основных производственных фондов экономики области  на
базе новых ресурсосберегающих технологий и  автоматизированных  систем
учета;
     сокращение в сопоставимых условиях расходов областного бюджета на
оплату коммунальных услуг;
     снижение   удельных    показателей    потребления    топлива    и
энергоресурсов при производстве продукции, а также  в  общественных  и
жилых зданиях;
     повышение уровня ответственности за неэффективную деятельность по
использованию энергоресурсов;
     предоставление за счет областного бюджета  субсидий  организациям
области  на  возмещение  части  их  затрат  по  уплате  процентов   по
банковским    кредитам    на    покупку,    разработку,     применение
энергосберегающих материалов или оборудования, а также  на  возмещение
части  затрат  на  приобретение  основных  средств  для   производства
энергосберегающего оборудования или материалов;
     наращивание  темпов  комплексного  оснащения  зданий   средствами
инструментального  учета,  контроля  и  автоматического  регулирования
энергоносителей;
     совершенствование и повышение достоверности статистического учета
и отчетности по производству, передаче  и  потреблению  энергетических
ресурсов.
     В целях подготовки трехлетнего областного бюджета на  2012 - 2014
годы до начала его  формирования  предстоит  обеспечить  разработку  и
принятие областных программ на этот период, а также внесение изменений
в  действующие  областные  программы  с  учетом   следующих   основных
принципов:
     охват  областными  программами  всех  сфер  деятельности  органов
исполнительной  власти  и  соответствующих  бюджетных  ассигнований  и
других  материальных  ресурсов,  а   также   интеграция   регулятивных
(правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых
(бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных,  долговых
и валютных) инструментов для достижения целей областных программ;
     формирование областных  программ  исходя  из  четко  определенных
долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов  их
достижения;
     установление   для   областных   программ   измеримых    конечных
результатов,  характеризующих  удовлетворение   потребностей   внешних
потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и
качество оказания государственных услуг, прогнозируемых  при  заданных
условиях;
     проведение регулярной  оценки  результативности  и  эффективности
реализации областных программ, оценки их  вклада  в  решение  вопросов
модернизации и инновационного развития экономики, а также установление
ответственности должностных лиц за реализацию областных программ.
     Инструментом стратегического и операционного  планирования  будут
являться преобразованные в соответствии с новыми  задачами  доклады  о
результатах   и    основных    направлениях    деятельности    органов
исполнительной власти. Этот же инструмент целесообразно использовать и
в качестве отчета о результатах деятельности,  который  должен  носить
публичный характер и размещаться в сети Интернет.
     Дальнейшее    совершенствование    программно-целевого     метода
осуществления бюджетного процесса предполагает завершение в 2012  году
перехода к  формированию  программной  структуры  расходов  областного
бюджета.
     По  мере  развития   программно-целевого   принципа   организации
деятельности  областных  органов   исполнительной   власти   возрастет
необходимость  расширения  их   ответственности   и   полномочий   при
реализации соответствующих областных программ, уточнения  структуры  и
полномочий органов исполнительной власти по отдельным программам.
     В соответствии с постановлениями Администрации Ростовской области
от 31.03.2009 N 146 "О Порядке принятия решения о разработке областных
долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации и  Порядке
проведения  и  критериях  оценки  эффективности  реализации  областных
долгосрочных  целевых  программ"  и  от  06.07.2009  N 322  "О Порядке
принятия решения  о  разработке  ведомственных  целевых  программ,  их
формирования и реализации и  Порядке  проведения  и  критериях  оценки
эффективности реализации ведомственных целевых программ"  руководитель
областной  программы  несет  ответственность  за  текущее   управление
реализацией   программы   и    конечные    результаты,    рациональное
использование  выделяемых  на  ее   выполнение   финансовых   средств,
определяет формы и методы управления реализацией программы.
     С целью создания условий для повышения  эффективности  бюджетного
процесса предусматривается возможность утверждения  областным  законом
об областном бюджете бюджетных ассигнований консолидировано в  разрезе
областных программ  и  подпрограмм,  реализуемых  областными  органами
исполнительной власти.
     Ведомственная структура  расходов  областного  бюджета  с  учетом
вносимых  поправок  в  бюджетное  законодательство  (с  распределением
бюджетных ассигнований по областным органам  исполнительной  власти  -
главным распорядителям средств областного бюджета) может  утверждаться
Администрацией области.
     В целях  повышения  прозрачности  и  функциональности  областного
бюджета уже с 2011 года  будет  изменен  порядок  отражения  отдельных
расходов   по   бюджетной   классификации.   В    отдельные    разделы
функциональной   классификации   расходов   выделяются   расходы    на
обслуживание государственного  долга,  физическую  культуру  и  спорт,
поддержку средств массовой информации.
     Для учета всех бюджетных ассигнований, направляемых на реализацию
задач и  мероприятий  в  определенной  отрасли,  целевые  межбюджетные
трансферты, а также дотации государственным внебюджетным фондам  будут
отражаться в  соответствующих  функциональных  разделах  классификации
расходов  бюджетов.  В  разделе  "Межбюджетные  трансферты"  останется
только нецелевая финансовая поддержка муниципальных образований.
     Предусматривается с 2012 года изменить бюджетную классификацию  в
части формирования структуры и содержания видов расходов.  Они  должны
стать едиными категориями, отражающими определенные Бюджетным кодексом
Российской  Федерации  виды  бюджетных  ассигнований.  Эти   изменения
повлекут  за  собой  корректировку  отдельных  позиций   классификации
операций сектора государственного управления.
     Для реализации изложенных подходов потребуется с учетом  вносимых
изменений в  федеральное  законодательство  рассмотреть  необходимость
внесения  изменений  в  правовые  акты  Ростовской  области,   порядки
разработки и реализации долгосрочных и ведомственных целевых  программ
Ростовской области, Положение о  докладах  о  результатах  и  основных
направлениях  деятельности  субъектов  бюджетного   планирования   как
инструмента  управления  на  уровне  органов   исполнительной   власти
Ростовской области.
     Аналогичные меры   по   разработке   муниципальных   программ   и
формированию    местных    бюджетов     с     помощью     инструментов
программно-целевого  бюджетного  планирования  должны быть реализованы
органами местного самоуправления муниципальных образований области.".
     4. Раздел    VI     "Оптимизация     функций     государственного
(муниципального) управления и повышение эффективности их  обеспечения"
изложить в следующей редакции:
      "VI. Оптимизация функций государственного (муниципального)
          управления и повышение эффективности их обеспечения
     Данное направление Программы предполагает продолжение  реализации
административной реформы по следующим направлениям:
     оптимизация системы и структуры полномочий  и  функций  областных
органов исполнительной власти;
     разработка и внедрение стандартов государственных и муниципальных
услуг и административных регламентов;
     управление по результатам;
     противодействие коррупции;
     совершенствование процесса сопровождения инвестиционных проектов;
     совершенствование системы предоставления гражданам и организациям
услуг в сфере начального профессионального образования;
     повышение  эффективности  взаимодействия  органов  исполнительной
власти и общества.
     Основными  направлениями  повышения  эффективности   деятельности
органов исполнительной власти должны стать:
     оптимизация состава и полномочий органов  исполнительной  власти,
результатом которой должно стать  сокращение  дублирования  функций  и
полномочий, а также оптимизация численности государственных служащих;
     повышение мотивации руководителей органов исполнительной власти в
отношении оптимизации предельной численности работников  и  сокращения
бюджетных расходов на их деятельность;
     оптимизация   в   органах   исполнительной   власти   соотношения
численности гражданских служащих и работников,  замещающих  должности,
не являющиеся должностями гражданской службы;
     проведение мониторинга соблюдения норматива формирования расходов
на содержание органов государственной власти;
     оценка эффективности деятельности органов  исполнительной  власти
по результатам мониторинга качества финансового менеджмента;
     формирование "электронного правительства", в том числе переход на
оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий  органами
власти в электронной форме, а именно:
     повышение уровня       использования       информационных       и
телекоммуникационных      технологий      в      ключевых       сферах
социально-экономического  развития  Ростовской  области  (образование,
здравоохранение  и   медицина,   культура,   социальное   обслуживание
населения,  транспорт,  потребительский  рынок  и  услуги,  физическая
культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство);
     создание и развитие архитектуры  "электронного  правительства"  в
Ростовской области для повышения эффективности функционирования систем
государственного управления;
     формирование   нормативной    правовой    базы,    обеспечивающей
эффективное  использование   информационных   и   телекоммуникационных
технологий  в  системах   государственного   управления   и   местного
самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также  поддержку
развития информационных и телекоммуникационных технологий в Ростовской
области;
     разработка  единых  требований  и   программ   повышения   уровня
квалификации и профессиональной подготовки и переподготовки работников
органов   государственной   власти   области   и   органов    местного
самоуправления, социальных работников в  Ростовской  области  в  сфере
использования информационных и телекоммуникационных технологий;
     развитие  у  населения  навыков  использования  информационных  и
телекоммуникационных технологий и подготовка государственных служащих,
работников бюджетной сферы и муниципальных  служащих  к  использованию
таких технологий в профессиональной деятельности.
     В  целях   повышения   инициативы   и   ответственности   главных
распорядителей средств,  главных  администраторов  доходов  областного
бюджета предусматривается разработать и внедрить  с  2011  года  новую
систему  мониторинга  и  оценки  финансового  менеджмента   участников
бюджетного процесса. Такая оценка будет  проводиться  по  совокупности
процедур, обеспечивающих эффективность использования бюджетных средств
и охватывающих весь бюджетный процесс: составление проекта  областного
бюджета, его  исполнение,  бюджетный  учет  и  отчетность,  финансовый
контроль. Органами исполнительной власти  должны  быть  приняты  планы
повышения качества финансового менеджмента.
     Формирование  расходов  на  содержание  органов   государственной
власти будет осуществляться при строгом соблюдении  установленного  на
федеральном уровне норматива  таких  расходов.  Необходимо  продолжить
работу  по  оптимизации  расходов  на  содержание   органов   местного
самоуправления, в том  числе  направленных  на  разработку  нормативов
формирования расходов на содержание органов  местного  самоуправления,
исходя из нормативов штатной численности работников  органов  местного
самоуправления.
     Важной   сферой   оптимизации   деятельности    публично-правовых
образований является управление  государственной  собственностью,  для
повышения  эффективности  которого  предлагается  реализация  мер   по
следующим основным направлениям:
     инвентаризация объектов государственной собственности -  внесение
их в реестр государственного имущества Ростовской области  в  порядке,
установленном  постановлением  Администрации  Ростовской  области   от
14.11.2008 N 547 "О совершенствовании учета государственного имущества
Ростовской области";
     работа  по  государственной  регистрации  права   государственной
собственности   Ростовской   области   на   объекты   недвижимости   в
соответствии с пунктом 3  решения  коллегии  Администрации  Ростовской
области от 28.06.2010 N 72;
     оптимизация сети государственных унитарных предприятий Ростовской
области.
     Аналогичная  работа   по   повышению   эффективности   управления
муниципальной  собственностью  должна  проводиться  органами  местного
самоуправления.".


     Начальник общего отдела
     Администрации области                                 М.В. Фишкин

Информация по документу
Читайте также