Расширенный поиск

Постановление Правительства Ростовской области от 05.07.2012 № 599

 

 

 

 

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                         от 05.07.2012 N 599

 

                          г. Ростов-на-Дону

 

 

                       Об утверждении Концепции
                   развития угольной промышленности
              Ростовской области на период до 2030 года

 

      (В редакции Постановления Правительства Ростовской области      

                         от 29.12.2014 № 914)                         

 

     В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития
шахтерских территорий  Ростовской  области,  реализации  потенциальных
конкурентных  преимуществ  угольных  компаний  Восточного  Донбасса  в
рамках осуществления государственной энергетической политики, развития
производственного  потенциала  существующих  мощностей  по  добыче   и
переработке угля и освоения новых перспективных угольных месторождений
Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:

 

     1. Утвердить   Концепцию   развития    угольной    промышленности
Ростовской области на период до 2030 года согласно приложению.
     2. Контроль  за  выполнением  постановления возложить на министра

промышленности  и  энергетики  Тихонова М.М. (В редакции Постановления

Правительства Ростовской области от 29.12.2014 № 914)

 

 

     Губернатор
     Ростовской области                                   В.Ю. Голубев

 

 

Постановление вносит
министерство промышленности
и энергетики Ростовской области

 

 

 

                                                        Приложение
                                                      к постановлению
                                                       Правительства
                                                    Ростовской области
                                                   от 05.07.2012 N 599

 

 

                              КОНЦЕПЦИЯ
                   развития угольной промышленности
              Ростовской области на период до 2030 года

 

 

                          1. Общие положения

 

                            1.1. Введение

 

     Угольная   сырьевая   база  Восточного  Донбасса,  расположенного
на территории Ростовской области, оценивается в 28,2 млрд. тонн, в том
числе  балансовые запасы: категории А+В+С  – 6,6 млрд. тонн, категории
                                         1
С     3,1  млрд. тонн; забалансовые запасы составляют 3,8 млрд. тонн;
 2
прогнозные  ресурсы категории Р  – 2,1 млрд. тонн, категории Р    8,0
                               1                              2
млрд. тонн; категории Р  – 4,6 млрд. тонн.
                       3
     Балансовые  запасы  подсчитаны  до  глубины  1500 метров,  что  в
среднем  соответствует  абсолютной  отметке в 1300 метров.  Исключение
составляет Южно-Каменский  участок    2,  запасы  которого подсчитаны
до отметки –  2300  метров.  Прогнозные  ресурсы  углей,  составляющие
52 процента ресурсного потенциала, оценены до глубины 1800 метров.
     В  недрах Восточного Донбасса содержатся запасы углей всех видов:
бурые –  0,4  процента  от  общего  количества   балансовых    запасов
категорий А+В+С ; каменные – 13,2 процента (в том  числе коксующиеся –
               1
3,8 процента) и антрациты – 86,4 процента.
     Горно-геологические  и  гидрогеологические    условия   залегания
пластов  в  основном  благоприятные.  По  действующему  шахтному фонду
Восточного  Донбасса  запасы,  целесообразные к отработке,  составляют
около 200 млн. тонн.  Кроме  того,  имеется  10 перспективных участков
для  возможного  освоения   в   современных  экономических  условиях с
запасами более 545 млн. тонн угля.
     Большая  часть  запасов  угля  представлена  запасами антрацита –
лучшего  в  мире  угля  по  калорийности. Доля антрацита в разведанных
запасах  угля  составляет   более   90  процентов.   По   качественным
характеристикам  ростовские    антрациты  являются   уникальными:   по
важнейшему  показателю    степени  метаморфизма    они  отнесены   к
суперантрацитам и имеют широкий спектр применения.
     Помимо   антрацита    большую   ценность    представляют   запасы
коксующегося  угля,  доля  которого  составляет 5 процентов  от  общих
балансовых запасов угля в Ростовской области. Запасы коксующегося угля
марок Г, Ж, КЖ, К, КО,   ОС   сосредоточены  в  Каменско-Гундоровском,
Белокалитвинском и  Тацинском   геологических   районах.  В  настоящий
момент  добыча  коксующихся  углей  на  территории  Ростовской области
не ведется. Для разработки   месторождений  коксующихся углей наиболее
экономически    привлекательными   являются    разведанные    участки:
Михайловский,    Горняцкий    Западный,     Жерновный,    Быстрянский,
Богураевский-Глубокий. 
     Уникальное    географическое    и   геополитическое  расположение
Ростовской области,  наличие  развитой  инфраструктуры  (автомобильных
и железных дорог, трубопроводного транспорта, водных путей сообщения),
наличие   значительных    запасов   органического   топлива,   высокий
научный и технический  потенциал,  наличие  квалифицированной  рабочей
силы   предопределяют   хорошие    перспективы   развития     угольной
промышленности.
     До   1994  года   угольная   промышленность России, в том числе и
Ростовской   области,   находилась   в   федеральной    собственности.
Ее деятельность финансировалась  за  счет  государственной  поддержки.
Предприятия   угольной   промышленности    располагались   в    девяти
муниципальных образованиях  Ростовской  области с населением более 1,3
млн. человек. В   экономике  данных территорий угольная промышленность
была   преобладающей  отраслью,  а   для   городов  Гуково,  Зверево и
Новошахтинск угольная  отрасль  являлась    практически   единственной
сферой деятельности. От  результатов  работы    предприятий   угольной
промышленности   напрямую   зависело  исполнение  бюджетов  шахтерских
территорий,  состояние  их  социальной  и  коммунальной инфраструктур,
уровень  жизни  населения.  На  шахтах и вспомогательных производствах
было занято большинство трудоспособных жителей этих территорий.
     При   переходе  на  новые  условия хозяйствования выяснилось, что
угольная  промышленность  страны  требует  реформирования. Поэтому  на
федеральном  уровне  в  1993 – 1994  годах  была разработана Концепция
реформирования    угольной     промышленности    России,    одобренная
Правительством  Российской  Федерации  и оформленная  в виде «Основных
направлений реструктуризации угольной промышленности России».
     Намеченный  комплекс  мер  был  призван  обеспечить за достаточно
короткий   промежуток   времени   (до 2002    2003  годов)   создание
конкурентоспособных   предприятий      субъектов   угольного   рынка.
Одновременно должно было  осуществляться   социальное, экономическое и
экологическое оздоровление  и  реабилитация  угледобывающих регионов с
минимальными издержками для  работников  отрасли и жителей  шахтерских
городов и поселков.
     Однако, в связи с тем,  что  процессы  реструктуризации  угольной
промышленности   совпали   с   общим   кризисом   в  экономике  страны
и    осуществлялись    ускоренными    темпами,   в   условиях,   когда
законодательная   база  реформирования  нарабатывалась  в  ходе  самих
реформ, последствия реструктуризации угольной отрасли России оказались
хуже ожидаемых.
     Ростовская  область  относится  к числу регионов,  в  которых   в
процессе    реструктуризации   угольной    промышленности осуществлено
широкомасштабное       закрытие     горнодобывающих       предприятий.
Угледобывающие  предприятия  в  Ростовской  области   расположены   на
территории  Восточного  Донбасса    старейшего   угольного   бассейна
страны,  поэтому  к общеотраслевым  проблемам   добавились   проблемы,
характерные лишь для Ростовской области.   Большинство   шахт  области
эксплуатировались  значительное  количество лет, в основном отработали
благоприятные запасы,  имели  большую  глубину  ведения  горных работ,
отсталость горного хозяйства, многоступенчатую  транспортную  цепочку,
сложные  схемы  проветривания  и  не   могли   эффективно  работать  в
новых  экономических  условиях.  Поддержание  в  надлежащем  состоянии
горных  выработок,  обеспечение  деятельного  проветривания  требовало
значительных затрат и негативно отражалось на себестоимости продукции.
Кроме того, с целью сдерживания инфляционных   процессов   государство
искусственно    сдерживало  цены  на  природный  газ.  Более   высокие
потребительские свойства и низкая цена  на  природный  газ сделали его
основным видом топлива  в  стране,  вытесняя  уголь.  Последствия   не
замедлили сказаться.
     В  2014  году  шахтный  фонд представлен  13  шахтами.  С  начала
реструктуризации   количество  действующих  шахт  Восточного  Донбасса
сократилось с 64 в 1995 году до 6 в 2014 году. В 2014 году добыча угля
ведется  на  шахтах  «Садкинская», «Шерловская-Наклонная», «Алмазная»,
«Замчаловская»,    «Обуховская»,    «Дальняя»;    шахты   «Ростовская»
и «Гуковская»  находятся в режиме поддержания жизнедеятельности; шахты
«№  37»  и  «№  410»    на реконструкции. Имущество шахты  «Антрацит»
приобретено  на  открытых  торгах  и  на его базе учреждено ООО «Шахта
Октябрьская    Южная», начало добычи угля на которой запланировано на
1  квартал 2015 года.  Шахта «Быстрянская № 1-2» находится в процедуре
внешнего   наблюдения,   шахта   «Восточная»  ликвидируется  в  рамках
конкурсного производства.
     Добыча угля  в  Ростовской   области сократилась с 30 до 4,7 млн.
тонн в год. Закрыты все угольные предприятия  в  городах  Новошахтинск
и   Шахты.  Численность  трудящихся,  занятых  в  угольных  компаниях,
сократилась  со  117,3  тыс.  до 7,5 тыс. человек. Уровень безработицы
в шахтерских территориях один из самых высоких в Ростовской области.
     К 2005  году  завершилась   приватизация   угольных   предприятий
Ростовской   области.   К  управлению  пришли  частные   собственники,
которые для развития угольных  компаний  начали  принимать   серьезные
меры   по  оптимизации   горного   хозяйства.   Росла   добыча   угля,
улучшались   основные   технико-экономические    показатели     работы
угледобывающих предприятий,  однако  мировой  финансовый  кризис  2008
года усугубил положение  угольных  компаний  Дона.  Объем  внутреннего
рынка  угля сократился,  практически  прекратились  поставки  угля  по
зарубежным контрактам,  цены  на уголь упали. Доходы угольных компаний
снизились, при   этом  возможности  снижения  производственных  затрат
оказались     практически     исчерпанными.    Ужесточились    условия
предоставления кредитов  и  увеличились процентные ставки по кредитам,
выдаваемым угледобывающим предприятиям, что сократило объем инвестиций
на развитие производства и  вызвало  свертывание  лизинговых программ.
В  результате  в  2014  году  в  Ростовской  области  5  шахт  из   13
законсервированы на неопределенный период.
     Серьезной   проблемой  стало  обеспечение  занятости  трудящихся,
высвобожденных  с  предприятий  угольной  отрасли.  Реализация за счет
средств  государственной  поддержки  угольной  промышленности программ
местного   развития,  направленных  на  развитие  новых  не  связанных
с  угледобычей производств, не решила проблему трудоустройства жителей
шахтерских  территорий.  В  поисках  работы  трудоспособное  население
вынуждено  покидать  пределы  Ростовской области, оставляя свои семьи.
Местные  бюджеты, и без того убыточные, несут дополнительные нагрузки:
оказывают  услуги  семьям, а налоги уплачиваются по месту работы главы
семьи. Не способствует такое положение и укреплению семей.
     Развитие  угольной  промышленности  в Ростовской области имеет не
только отраслевое, но и важное социальное значение, так  как  позволит
ускорить  выход  из  депрессивного  состояния  шахтерских  территорий,
пострадавших в результате  массового закрытия шахт в рамках реализации
мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.

 

                    1.2. Завершение реструктуризации
               угольной промышленности Ростовской области

 

     Реструктуризация  угольной   промышленности   Ростовской  области
продолжается  более  20  лет.  За  это  время  общий объем федеральных
средств,  направленных  на  реализацию мероприятий по реструктуризации
угольной   промышленности  Ростовской  области,  составил  22,1  млрд.
рублей.   Основные   направления  использования  средств  федерального
бюджета представлены в таблице № 1.

 

         Направления использования средств федерального бюджета

 

                                                           Таблица № 1

 

№ пп

Мероприятия

Объем средств,

утверж-денных проек-тами ликви-дации на 1 января

2014 г.

Профи-нансиро-вано на

1 января

2014 г.

Процент финан-сиро-вания

План 2014 года

1

2

3

4

5

6

 

Всего (млн. рублей)

23 794

22 062

93

2 017

1.

Технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности (получатель средств – Министерство энергетики Российской Федерации)

9 497

7 770

82

527

1.1.

Ликвидация последствий горных работ

7 599

5 733

75

431

1.1.1.

Ликвидация горных выработок

230

230

100

1.1.2.

Снос зданий и сооружений

375

367

98

1.1.3.

Рекультивация земель и ликвидация иных экологических последствий ведения горных работ

6 994

5 136

73

431

1.2.

Обеспечение жизнедеятельности организаций в период ликвидации

665

664

100

1.3.

Мониторинг экологических последствий ликвидации шахт

1 233

1 373

111

2.

Межбюджетные трансферты на реализацию программ местного развития (получатель средств – Ростовская область)

14 297

14 292

100

1 489,5

2.1.

Снос ветхого жилого фонда

321

91

28

2.2.

Содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, семей

10 302,5

10 506,5

102

1489,5

11235

9914

 

870

2.3.

Реконструкция и замена объектов социальной инфраструктуры

2 630

2 500

95

2.4.

Эксплуатация природоохранных объектов

1 044

1 248

120

 

                   1.2.1. Технические работы по ликвидации
                     организаций угольной промышленности

 

     Полностью  завершены  мероприятия по ликвидации горных выработок,
по   сносу  зданий  и  сооружений,  по  обеспечению  жизнедеятельности
организаций   в  период  ликвидации,  ежегодно  проводится  мониторинг
социально-экологических последствий закрытия шахт Восточного Донбасса.
Потушено    и   рекультивировано   24   породных   отвала,   построены
и  эксплуатируются  6  водоотливных комплексов и 5 очистных сооружений
шахтных  вод  с  целью  предотвращения  подтопления  территорий  жилой
застройки  и  загрязнения питьевых водоносных горизонтов. Не завершены
мероприятия  по  рекультивации  земель и ликвидации иных экологических
последствий   ведения  горных  работ  (тушение  15  породных  отвалов,
устройство  дренажных  систем  шахтных вод, рекультивация промышленных
площадок закрытых шахт).

 

                     1.2.2. Реализация программ местного
                   развития шахтерских городов и поселков

 

     Проектами ликвидации шахт всего предусмотрено 23,8  млрд. рублей,
фактически  на  1  января  2014  г.    22,1  млрд.  рублей.  Основные
направления, на которые были направлены федеральные средства:
     реконструкция и строительство объектов социальной инфраструктуры;
     снос ветхого жилищного фонда;
     содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья  взамен
сносимого ветхого жилья;
     эксплуатация природоохранных объектов.
     За годы  реструктуризации  построено  209   объектов   социальной
инфраструктуры,  в  том  числе:  36  объектов газификации; 66 объектов
водоснабжения    и    канализации;    20   объектов   энергоснабжения;
23   котельных;   64   объекта   социального  назначения.  Завершаются
строительством в 2014 году еще 2 объекта.
     С  начала  реструктуризации переселено из ветхого жилья около  10
тысяч семей.   Не  обеспечены  финансированием в 2014 году по проектам
ликвидации  ветхого  жилья  276 семей, на их переселение дополнительно
потребуется 560 млн. рублей в 2015 году. По результатам инвентаризации
в    муниципальных   образованиях   шахтерских   территорий   выявлена
дополнительная  потребность  в  финансировании,  ввиду наличия ветхого
жилья,  не  включенного  ранее  в  проекты  ликвидации  угольных шахт.
На  сегодняшний  день  необходимы  средства  федерального  бюджета для
отселения порядка 2009 семей, проживающих в 860 ветхих домах.

 

                 1.2.3.  Эксплуатация природоохранных объектов,
                    переданных в муниципальную собственность

 

     В  Ростовской  области  за  счет   средств  федерального  бюджета
построены и  эксплуатируются  6  водоотливных комплексов  и 5 очистных
сооружений   шахтных   вод   с   целью   предотвращения    подтопления
территорий   жилой   застройки   и   загрязнения  питьевых  водоносных
горизонтов. Общий объем очищенных  шахтных  вод  составляет  около  30
млн. кубических метров в год. Финансирование эксплуатационных расходов
данных   природоохранных  объектов  до  2012  года  осуществлялось  из
федерального бюджета.
     Отдельные природоохранные объекты эксплуатируются от 6 до 10 лет,
на  некоторых  комплексах  фактический водоприток превышает проектный.
Оборудование,  материалы  и  сооружения  под  воздействием агрессивных
шахтных   вод  подлежат  замене  либо  ремонту.  Требуется  проведение
реконструкции    природоохранных    объектов    с   целью   увеличения
их   производительности  и  приведения  в  соответствие  с  проектными
требованиями.
     Начиная с 2012 года расходы  на содержание  данных объектов несут
муниципальные   бюджеты   шахтерских  городов  и  районов  (г.  Шахты,
Красносулинский, Октябрьский и Тацинский районы). Общий объем средств,
необходимый   для   поддержания   работы   природоохранных   объектов,
составляет  около  300  млн.  рублей  ежегодно.  Однако данные расходы
финансируются по остаточному принципу, что приводит к несвоевременному
выполнению   регламентных   ремонтных   работ,  а  расходы  на  замену
дорогостоящего   оборудования   и  утилизацию  иловых  осадков  вообще
не предусматриваются.
     Основные проблемы природоохранных объектов:
     1. Водоотливные  комплексы   шахт  «Шолоховская»   и  «Тацинская»
работают  с  производительностью  450 м3/час, что в два раза превышает
проектные показатели. Для данных водоотливных комплексов  в  2014 году
завершается   строительство    очистных    сооружений   шахтных   вод,
производственная мощность  которых  составляет  280  м3/час. Требуется
замена   насосов   водоотливов,   так   как   существующие  работают с
перегрузкой.
     2. Водоотливной   комплекс   с   очистными сооружениями шахты им.
Кирова с  проектной  нагрузкой 1200 м3/час в 2014 году принимает  1700
м3/час,  при   этом  уровень   шахтных  вод  превышает  допустимый  на
16 метров  и  продолжает  увеличиваться. Требуется  принятие  мер   по
снижению уровня шахтных вод.
     3. Водоотливные комплексы шахт  им. Кирова,  «Глубокая»,  «Южная»
эксплуатируются   более   10  лет.  За  время  работы  сметы  расходов
не   предусматривали   замену   оборудования   и   капитальный  ремонт
сооружений.   Необходимо  решение  вопроса  по  финансированию  данных
расходов.
     4. До  настоящего  времени  не  решен  вопрос  утилизации  иловых
осадков  (отходов)  от работы  комплексов  очистных сооружений шахтных
вод.
     Решение  вышеперечисленных   проблем   природоохранных   объектов
относится к полномочиям   муниципальных  образований    собственников
данных объектов и осуществляется за счет средств местных бюджетов.

 

               1.2.4. Мероприятия завершающего этапа
     реструктуризации угольной промышленности Ростовской области

 

     По  инициативе   Правительства   Ростовской   области  реализация
мероприятий по  реструктуризации  угольной   промышленности   продлена
до 2018 года  в   рамках  «Программы  развития угольной промышленности
России до 2030 года» в части мероприятий по  реконструкции  социальных
объектов,  пострадавших  от  ведения горных работ, переселения граждан
из  ветхого  жилья  (завершение),  а  также  мониторинга   последствий
закрытия шахт.
     В период 2015    2018  годы  в  Ростовской  области  планируются
к  реализации  следующие  мероприятия  за  счет  средств  федерального
бюджета:
     строительство  (реконструкция)  социальных объектов – 7 объектов,
517 млн. рублей;
     тушение и рекультивация 5 породных отвалов,  в  том числе на 2014
год – 110 млн. рублей – один отвал, четыре проекта в разработке;
     снос башенного копра шахты «Глубокая» – 59 млн. рублей;
     мониторинг экологических последствий ликвидации шахт    95  млн.
рублей ежегодно;
     снос вновь выявленных  по  результатам   инвентаризации   шахтных
зданий и сооружений старых шахт (проекты в разработке);
     реконструкция  (капитальный  ремонт) дополнительных 57 социальных
объектов  по  поручению  Президента  РФ – около 3 млрд. рублей. Из них
утверждено  Минэнерго  РФ  10  проектов,  на  утверждении  2  проекта,
на экспертизе 20 проектов, в разработке 3 проекта;
     реконструкция  природоохранных объектов – водоотливных комплексов
и очистных сооружений шахтных вод (перспектива);
     реконструкция объектов социальной инфраструктуры – 30 млн. рублей
(два объекта – завершение в 2014 году);
     эксплуатация    природоохранных   объектов     12  млн.   рублей
(один объект в Тацинском районе, 2014 год);
     снос ветхого жилья – 2 млн. рублей, 2014 год;
     содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья  взамен
сносимого ветхого – 721,0 млн. рублей (2015 – 2016 годы).
     Финансирование   мероприятий   по    реструктуризации    угольной
промышленности  осуществляется  за  счет  средств федерального бюджета
Минэнерго   России   в   рамках   подпрограммы   «Реструктуризация   и
развитие   угольной    промышленности»    государственной    программы
Российской Федерации «Энергоэффективность   и   развитие   энергетики»
в   соответствии с расходами,  утвержденными  на  очередной финансовый
год федеральным законом о бюджете.
     Вопросы    реструктуризации    угольной промышленности Ростовской
области, требующие решения на уровне Правительства РФ:
     1. О финансировании из федерального бюджета  работ  по устранению
последствий ликвидации шахт-банкротов, не имевших долю государственной
собственности на момент ликвидации.
     2. Дополнительное   выделение   средств   федерального бюджета на
содействие гражданам   в  приобретении  (строительстве)  жилья  взамен
сносимого  (ветхие дома, ранее не вошедшие в проекты ликвидации шахт),
всего 2009 семей, 3,8 млрд. рублей.

 

      2. Состояние угольной промышленности Российской Федерации

 

     Решение комплекса проблем, связанных с реструктуризацией угольной
промышленности,  позволило  создать  предприятия,  способные  работать
рентабельно  в  сложившихся  экономических условиях. На угледобывающих
предприятиях   растет   производительность  труда,  идет  концентрация
производства,  применяются  современные  технологии добычи угля, шахты
и  обогатительные  фабрики оснащаются высокопроизводительной техникой.
В  соответствии  с требованиями рынков сбыта, и прежде всего внешнего,
растет   качество   производимой   угольной  продукции.  С  2000  года
существенно (более чем в 1,5 раза) увеличились объемы обогащения угля,
в том числе энергетического – более чем в 2 раза.
     Реализуется  «Программа  по   обеспечению  дальнейшего  улучшения
условий   труда,   повышения   безопасности   ведения   горных  работ,
снижения   аварийности  и  травматизма  в  угольной    промышленности,
поддержания    боеготовности     военизированных    горноспасательных,
аварийно-спасательных    частей»    (утверждена   Минэнерго    России,
Минтрудом России, МЧС России, Ростехнадзором, НП ОООРУП 30.06.2014).
     За период с 2008 по 2012 год смертельный травматизм снижен с 0,19
до  0,15  человек  на  1  млн.  тонн  добычи угля. Продолжаются работы
по развитию трудовых отношений, совершенствуется система оплаты труда.
С   2011   года   доля  условно-постоянной  составляющей  в  структуре
заработной  платы  увеличилась  до  70 процентов. Утверждена Концепция
совершенствования   системы   подготовки   и   повышения  квалификации
персонала   для   организаций   угольной  промышленности,  выполняется
комплекс  мер  по  ее  реализации. Однако существует целый ряд проблем
развития  угольной  отрасли,  не позволяющих в полной мере реализовать
свои потенциальные возможности.
     Прежде    всего,    это    устойчивая  тенденция  снижения общего
внутреннего   спроса   на   угольную   продукцию,  в  том   числе:   в
электроэнергетике – за счет увеличения потребления газа; в металлургии
  за  счет использования   новых   технологий;   в   агропромышленном
комплексе и   жилищно-коммунальном  хозяйстве,  включая  население,  
за  счет интенсивной  газификации  территорий. Таким образом, основной
причиной   падения  спроса  на  уголь  на  внутреннем   рынке является
межтопливная   конкуренция  с  газом,  цены  на  который  регулируются
государством.  Сегодня   цена   потребления  газа в  европейской части
страны  лишь  на  20 –  30  процентов    Ростовской  области  на  50
процентов) выше  цены  угольного  топлива (в сопоставимом исчислении).
Расчеты и мировой опыт  показывают,  что  только  при  2-2,5   кратном
превышении  цены на газ возникает  коммерческий   интерес   инвесторов
к  развитию  угольной генерации.
     Существует также ряд проблем собственно угольной  промышленности.
Прежде всего, это ухудшение условий разработки угольных месторождений,
отсталость  горного  хозяйства  и  изношенность  основных фондов шахт,
превышающая в среднем 70 процентов.
     Остается  высокой  вероятность  возникновения  аварийных ситуаций
в    организациях    по    добыче    угля,   эксплуатирующих   опасные
производственные   объекты.   В   целях   коренного   снижения  уровня
производственного   травматизма   на  предприятиях  отрасли  требуется
создание   стройной   системы  управления  промышленной  безопасностью
и  охраной  труда.  В  последние  годы в угольной промышленности из-за
снижения   престижа  шахтерской  профессии  ощущается  острый  дефицит
специалистов   всех   уровней.  Средний  возраст  занятых  в  угольной
промышленности приблизился к пенсионному возрасту – свыше 45 лет.
     К другим проблемам следует отнести:
     неразвитость   промышленной  инфраструктуры  в  районах  развития
добычи угля;
     короткие сроки кредитования, избирательность кредиторов  в выборе
залогового имущества и высокий уровень процентных ставок по банковским
кредитам.
     Анализ    проблем  угольной   промышленности    показывает,   что
большинство из них носит межотраслевой  характер и требует координации
действий угольщиков с программами развития смежных отраслей.

 

   3. Текущее состояние угольной промышленности Ростовской области

 

     Вследствие  резкого  сокращения   объемов   добычи  угля в период
массового  закрытия   шахт   угольщиками   Ростовской   области   были
утрачены   традиционные  рынки  сбыта   в   странах ближнего зарубежья
(Белоруссия, Молдавия, Украина).
     Продукция угольных компаний Ростовской области имеет ограниченные
возможности  экспорта  угольной  продукции в страны дальнего зарубежья
из-за  высокого  содержания  серы (и отсутствия современных технологий
ее  извлечения)  и  неразвитости  транспортной  инфраструктуры (низкой
пропускной способности железных дорог, ограниченности грузоподъемности
судов  и  угольных  терминалов в российских портах Азовского и Черного
морей).
     В  2014  году  шахтный  фонд  Ростовской  области представлен  13
шахтами,  из  которых  на  6 шахтах ведется добыча угля, в том числе 3
шахты ведут  добычу  угля  на  глубинах до 500 метров (глубина ведения
горных работ на остальных  шахтах  достигает  1000  и  более  метров),
4  шахты эксплуатируются от  34 до 70 лет, шахта «Садкинская» – 25 лет
и шахта «Шерловская-Наклонная» – 7 лет. Большинство   шахт  отработали
благоприятные запасы, на которые ориентировались при их строительстве,
и  вовлекают  в  разработку  нижележащие,  периферийные и забалансовые
запасы,   увеличивая   протяженность  горных  выработок,  коммуникаций
и,    соответственно,    наращивая    трудозатраты.   Для   сокращения
производственных   затрат   предприятия   пошли  по  пути  оптимизации
и  концентрации горных работ, переходя на принцип работы «шахта-лава»,
что   неизбежно  ведет  к  снижению  стабильности  работы  предприятия
и возрастанию финансовых рисков.
     Основными проблемами  развития  эффективных  угольных предприятий
являются:
     сложность   привлечения   долгосрочных   инвестиций,  в том числе
кредитных, для реконструкции  действующих  мощностей  и  строительства
новых угольных производств;
     значительный удельный вес затрат (до 30  процентов  от  стоимости
проекта)   на   строительство   и  реконструкцию  объектов  инженерной
инфраструктуры      (транспорт,     энергоснабжение,     водоснабжение
и  водоотведение)  двойного  назначения  (оказывающих услуги угольному
предприятию,   сторонним   предприятиям  и  близлежащим  муниципальным
образованиям);
     необеспеченность отрасли рабочими и инженерными кадрами на период
строительства и последующей эксплуатации угледобывающего предприятия;
     зависимость от украинских предприятий горного машиностроения.
     В  группе  проблемных  предприятий  к  перечисленным трудностям в
работе добавляются:
     изношенность  объектов  шахтной   инфраструктуры   и   выемочного
оборудования;
     отставание в развитии горных работ;
     удаленность очистных забоев, необходимость  поддержания  большого
объема  горных  выработок,  многоступенчатость  транспортной  цепочки,
сложные схемы проветривания;
     низкий уровень заработной платы при высокой ее составляющей (30 -
40 процентов) в структуре себестоимости продукции.

 

       3.1. Действующий шахтный фонд и обогатительные мощности

 

     В  настоящее  время  на  территории   Ростовской   области   свою
производственную    деятельность   осуществляют   следующие   угольные
компании:
     ООО  «КИНГКОУЛ»  управляет 4 шахтами и  обогатительной  фабрикой,
из  которых  2  шахты  и  обогатительная  фабрика действующие, а шахты
«Гуковская»    и   «Ростовская»   находятся   в   режиме   поддержания
жизнедеятельности.
     Шахта   «Алмазная»   ОАО   «УК    «Алмазная»   располагается    в
Красносулинском    районе   Ростовской   области.   Шахта   введена  в
эксплуатацию в 1958 году с  проектной  мощностью  600 тыс. тонн горной
массы в год. В настоящее время  на  шахте установлена производственная
мощность 1200 тыс. тонн. Шахтой  отрабатывается  пласт  L    мощностью
                                                         6
1,3    1,7 метра. Пласт не  опасен  по  внезапным  выбросам и взрывам
газа  и  угольной  пыли.  Зольность   горной  массы    35,6 процента,
содержание серы    2  процента. Промышленные  запасы  шахтного   поля
составляют  6,2  млн. тонн угля. В   конце  января  2014  г.  на шахте
«Алмазная» смонтирован новый очистной забой (лава № 115). Лава    115
оснащена очистным комбайном «JOY»4LS20, скребковым  конвейером   «JOY»
2AFC001,   скребковым    консольным    перегружателем    «JOY»2AFC001.
Крепление  очистного  забоя  осуществляется   механизированной  крепью
3КД-90Т. Плановая  эксплуатация  лавы  началась   с  середины  апреля,
после   выхода    из   зоны   геологического    нарушения. В  связи  с
многочисленными  отступлениями   от  правил    эксплуатации,   высокой
аварийностью  и  отсутствием должного финансирования  очистные  работы
неоднократно останавливались контролирующими  органами. Среднесуточная
нагрузка  на  очистной  забой  составляет 1,5 – 2 тыс. тонн.
     Шахта   «Ростовская»   ОАО   «УК  «Алмазная»  в г. Гуково сдана в
эксплуатацию в  1953  году  с проектной мощностью 450 тыс. тонн горной
массы в год. Шахта  не  опасна   по   взрыву  газа  и  угольной  пыли.
На   шахте  отрабатываются  2  пласта:   L Н  мощностью  0,6     1,15
                                          3
метра и L 1Н мощностью 0,7 – 1,1  метра.  Зольность  угольных  пластов
         3
находится в  пределах  14 – 16 процентов, а содержание серы колеблется
от 0,1 до 6,8   процента.  Промышленные  запасы  шахтного  поля – 27,2
млн.  тонн  угля.  Шахта  «Ростовская»  в  сентябре 2013 г. отработала
лаву     0207  и  находится   в   простое.  Письмом   от   02.12.2013
№ 1-1/1041 ОАО «УК «Алмазная»  уведомило  Северо-Кавказское управление
Ростехнадзора  о  приостановке  деятельности  шахты  «Ростовская»  с 1
января 2014 г. 
     Шахта   «Гуковская»  ОАО   «УК  «Алмазная»  в  г.  Гуково сдана в
эксплуатацию в  1963  году  с производственной мощностью 900 тыс. тонн
горной массы  в  год.  Промышленные  запасы  шахтного  поля составляют
45,3 млн. тонн угля.  Шахтой  вскрыты  пласты  антрацита  k ,  k 1-в и
                                                           6    5
k в, мощностью от 1,0 до 1,7 метра. Наличие на шахте такого количества
 5
запасов угля  может обеспечить добычу угля объемом 1,5-2,0 млн. тонн в
год в течение длительного  времени.  Из-за  отсутствия  подготовленных
запасов угля шахта   «Гуковская»   с  2009  года  находится  в  режиме
поддержания жизнедеятельности.
     Технико-экономическое  обоснование инвестиций, выполненное в 2008
году    Проектно-конструкторским     бюро    закрытого    акционерного
общества   «Угольная   компания   «Гуковуголь», показало, что  вариант
развития  шахты   «Гуковская»  требует   значительных  материальных  и
финансовых затрат  (более 3 млрд. рублей) и сроков строительства в 2,5
– 3 года.
     Учитывая  предбанкротное  состояние   ОАО    «Угольная   компания
«Алмазная»   (задолженность  по  заработной  плате 2 месяца), возможна
преждевременная остановка  и  ликвидация  всех  шахт этой  компании  в
рамках конкурсного производства.
     Шахта «Замчаловская» ОАО «Замчаловский антрацит» в г. Гуково была
образована  в  1968  году  путем  объединения  в одну производственную
единицу  мелких  наклонных  шахт  «Замчаловская    1-2» и «Зверевская
Западная № 1-2», введенных в эксплуатацию в 1955 году и отрабатывающих
пласты К H и К 1В-1 мощностью 1,0 – 1,2 метра. В настоящее время пласт
        2     2
К Н  является  рабочим  пластом.  Зольность  угольных пачек составляет
 2
13-15  процентов.  Содержание  серы  находится  в  пределах  0,8 – 0,9
процента. Производственная мощность шахты – 350 тыс. тонн горной массы
в  год.  Шахта  не опасна по взрыву газа и угольной пыли. Промышленные
запасы  угля  составляют  10,0  млн.  тонн.  В  работе  находится один
очистной  забой  – лава № 410. Ведется подготовка последней в уклоне №
4   лавы.  Планируемый  срок  завершения  очистных  работ –  3,5 года.
В  дальнейшем  очистные  работы  планируется  перевести на прирезанный
участок   южнее   существующей   технической  границы  шахтного  поля.
В   настоящее   время   ведется   проектирование   работ  по  вскрытию
и  подготовке  запасов  угля  ниже  южной  технической  границы шахты.
Продолжительность строительства по проекту – около 5 лет.
     Обогатительная  фабрика  «Замчаловская»  в  г. Гуково построена и
принята  в  эксплуатацию  в  1997  году. Проектная мощность фабрики по
переработке  горной  массы  – 0,9 млн. тонн  в год. Метод обогащения –
тяжелые  среды  в   магнетитовой   суспензии,   глубина   обогащения –
0,5  мм.  На обогатительной   фабрике  предусмотрен  выпуск  следующих
сортов концентрата: АК, АО, АМ, АС, АШ.
     ОАО «Замчаловский антрацит» также находится в  сложном финансовом
положении и может быть объявлено банкротом.
     ОАО     «Донуголь»       управляет       действующей       шахтой
«Шерловская-Наклонная»  и  находящимися  в разных фазах строительства,
шахтой   «Обуховская        с   обогатительной  фабрикой  и  шахтой
«Кадамовская».
     Шахта  «Шерловская-Наклонная»  в  Красносулинском  районе   сдана
в  эксплуатацию  в  феврале 2007 года с производственной мощностью 650
тыс.   тонн   горной   массы   в   год.  Шахтой  отрабатывается  пласт
высококачественного антрацита К  средней мощностью 1,33 метра и углами
                               2
падения  от  10  до  21  градуса.  Средняя  пластовая зольность – 12,9
процента,  среднее содержание серы – 2,2 процента, содержание углерода
– 95,0 процента. Промышленные запасы шахтного поля составляют 6,7 млн.
тонн.
     Шахта   «Шерловская-Наклонная»    современное  высокоэффективное
предприятие,  обеспечивающее  высокие  для условий Восточного Донбасса
нагрузки   на  очистной  забой  и  темпы  проведения  подготовительных
выработок.
     Шахта  «Обуховская    1» с обогатительной  фабрикой  расположена
в  Красносулинском  районе.  Строительство  шахты ведется с 1995 года.
Балансовые  запасы  угля  шахтного  поля  составляют  123,5  млн. тонн
высококачественного  антрацита.  Основным  рабочим  пластом,  принятым
к  первоочередной  отработке,  является пласт К , имеющий кондиционную
                                               2
мощность  0,92    1,55  метра.  Условия  залегания рабочего пласта К2
в  пределах  шахтного  поля  определены  как  благоприятные.  По углам
падения    =  5-10  градусов) и колебаниям мощности (m = 0,92 – 1,55
метра) рабочий пласт К  относится к выдержанным. Шахта не газовая и не
                      2
опасная  по  самовозгоранию  угля,  по  взрыву  угольной пыли и горным
ударам.   Первоначально  производственная  мощность  шахты  составляла
2   млн.   тонн   горной   массы   в  год,  производственная  мощность
обогатительной  фабрики  по  переработке  горной массы – 2,7 млн. тонн
в  год.  Общая  численность  трудящихся  – 909 человек, из них рабочих
обогатительной фабрики – 126 человек.
     Из-за  прекращения  государственного  финансирования  из  средств
федерального бюджета строительство шахты «Обуховская № 1» в конце 90-х
годов  прошлого  века  было остановлено, а пройденные горные выработки
были законсервированы.
     В  августе  2008  года  строительство  шахты   «Обуховская    
с   обогатительной  фабрикой  было  возобновлено.  С  целью  повышения
эффективности  и конкурентоспособности строящегося объекта была начата
разработка «Проекта технического перевооружения шахты «Обуховская № 1»
с  обогатительной  фабрикой открытого акционерного общества «Донуголь»
в   период   их   строительства».  Проектом  предусмотрено  увеличение
производственной  мощности  шахты  до  3  млн.  тонн, а обогатительной
фабрики  до  3,8  млн.  тонн  в  год. Численность персонала возрастает
до  1700 человек. В настоящее время проект «Техническое перевооружение
шахты   «Обуховская         с   обогатительной  фабрикой  открытого
акционерного  общества  «Донуголь»  в  период их строительства» прошел
согласование в Москве в Главгосэкспертизе России.
     ОАО «Донуголь» разработало проект отработки запасов шахтного поля


Информация по документу
Читайте также