Расширенный поиск
Постановление Главы Администрации Ростовской области от 13.01.1999 № 8Глава Администрации Ростовской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ 13.01.99 N 8 г.Ростов-на-Дону Утратилo силу - Распоряжение Главы Администрации Ростовской области от 11.01.2002 г. N 19 Об утверждении Программы совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области на 1999-2002 годы С целью создания условий совершенствования среднего профессионального образования в области, объединения интеллектуального и образовательного потенциала региона, развития системы непрерывного профессионального образования П О С Т А Н О В Л Я Ю: 1. Утвердить Программу совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области на 1999-2002 годы (приложение 1). 2. Министерству общего и профессионального образования области (Тищенко П.Н.): 2.1. Обеспечить координацию областных министерств и ведомств в реализации Программы и ее оперативную корректировку в соответствии с особенностями социально-экономической ситуации в области. 2.2. Ежегодно в срок до 1 декабря представлять на утверждение Главе Администрации (Губернатору) области мероприятия по реализации Программы на последующий год. 2.3. Заключить со всеми учредителями средних профессиональных учебных заведений (федеральными и областными министерствами и ведомствами соглашения, определяющие согласованный механизм взаимодействия образовательных учреждений среднего профессионального образования, расположенных на территории области (приложение 2). 2.4. Совместно с Советом директоров учебных заведений среднего профессионального образования области организовать методическую и юридическую службу учебных заведений среднего профессионального образования. 3. Областным министерствам и ведомствам ежегодно включать в свои отраслевые и ведомственные планы мероприятия по реализации Программы и обеспечить контроль их выполнения. 4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - члена Правительства Бедрика А.И., министра общего и профессионального образования области - члена Правительства Тищенко П.Н. Глава Администрации (Губернатор) области В. Ф. Чуб Постановление вносят: управление развития социальной сферы Администрации области; министерство общего и профес- сионального образования области Приложение 1 к постановлению Главы Администрации области от 13.01.99 N 8 Программа совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области на 1999-2002 г.г. г. Ростов-на-Дону Данная Программа обобщает практический опыт, накопленный учебными заведениями среднего профессионального образования Ростовской области. Сложившаяся социально-экономическая ситуация, введение государственных образовательных стандартов определили необходимость выработки стратегии и тактики развития среднего профессионального образования и единых подходов к реализации федеральной и региональной политики в области среднего профессионального образования. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программа совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области на 1999-2002 годы Основание для разработки Решение конференции работников образовательных учреждений среднего профессионального образования Ростовской области от 24 сентября 1997 года Решение коллегии министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18 декабря 1997 года N 08/3 Государственный заказчик Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Исполнители и соисполнители Министерство общего и профессионального образования области, министерство здравоохранения области, министерство культуры области, департамент по физической культуре, спорту и туризму Администрации области, Управление Северо-Кавказской железной дороги, образовательные учреждения среднего профессионального образования, органы местного самоуправления, привлекаемые научно-исследовательские подразделения и высшие учебные заведения. Обоснование Осуществляемые преобразования в России требуют дальнейшего развития образования, составной частью которого является среднее профессиональное образование. Оно играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и является связующим звеном между средним и высшим образованием. Реализация областной Программы совершенствования среднего профессионального образования позволит: - создать новые организационно-экономические механизмы развития на основе кооперации средних профессиональных учебных заведений; - реализовать идеи интеграции различных уровней профессионального образования, сократить сроки подготовки специалистов, а высвободившиеся средства направить на развитие учебных заведений и социальную защиту; - для подготовки специалистов оптимально использовать имеющуюся материальную базу, кадровый потенциал учебных заведений среднего и высшего профессионального образования; - выявить потребность в специалистах всех профессий и осуществлять контрактную подготовку в учебных заведениях среднего профессионального образования; - развить издание совместных учебников, учебных и методических пособий, используя финансовые и организационные возможности средних и высших учебных заведений. 1. Правовая база Программы Фундаментальной правовой основой современной государственной политики Российской Федерации в области образования, в том числе профессионального, служит Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 года N 1168 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем профессиональном учебном заведении)", от 18 августа 1995 года N 821 "Об утверждении государственного стандарта среднего профессионального образования ", от 19 сентября 1995 года N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", нормативные документы Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Регионализация системы среднего профессионального образования осуществляется на основе вышеупомянутых федеральных законодательных актов и нормативных документов, реализуемых в пределах компетенции субъектов Российской Федерации в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, соглашения между Правительством Российской Федерации и Администрацией Ростовской области "О разграничении полномочий в области науки, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования", Устава Ростовской области, Положения о министерстве общего и профессионального образования Ростовской области. Программа совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной региональной политики, которая определяет стратегию развития среднего профессионального образования и обеспечивает его стабильное функционирование. Программа дополняется отраслевыми и муниципальными программами, реализующими запросы отраслевых ведомств и муниципальных организаций местного самоуправления. 2. Исходное состояние системы среднего профессионального образования региона В 1997 году в Ростовской области реализуют базовые образовательно-профессиональные программы среднего профессионального образования 75 государственных учебных заведений, 5 негосударственных образовательных учреждений, 4 структурных подразделения вузов и 15 учебных заведений начального профессионального образования. Динамика сети и численности студентов характеризуется следующими данными: +-----------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1992¦ 1993¦ 1994¦ 1995¦ 1996¦ 1997¦ +-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦1. Число учебных ¦ 75¦ 75¦ 74¦ 77¦ 78¦ 79¦ ¦заведений и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦структурных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подразделений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦государственных ¦ 75¦ 75¦ 73¦ 74¦ 75¦ 70¦ ¦негосударственных¦ ¦ ¦ 1¦ 2¦ 2¦ 5¦ ¦структурных ¦ ¦ ¦ 1¦ 1¦ 1¦ 4¦ ¦подразделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦2. Число ¦69911¦68639¦64432¦66555¦68595¦68600¦ ¦студентов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дневное ¦48288¦47566¦45200¦47872¦49841¦50500¦ ¦вечернее ¦ 3311¦ 2940¦ 2250¦ 2144¦ 2224¦ 2200¦ ¦заочное ¦18312¦18133¦16982¦16537¦16530¦15900¦ +-----------------------------------------------------+ В 1997 году продолжилась реорганизация сети среднего профессионального образования. На базе Ростовских педагогических колледжей N 1, N 2 образован Донской педагогический колледж, образованы два негосударственных образовательных учреждения в городах Ростове-на-Дону и Шахтах, расширяется сеть филиалов государственных техникумов и колледжей. Азовский гуманитарно-технический колледж имеет филиалы в Ростовской области и Краснодарском крае. Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж имеет филиалы в городе Новошахтинске и в Абхазии, Ростовский железнодорожный техникум имеет разветвленную сеть филиалов, как в Ростовской области, так и в других субъектах Российской Федерации, по территории которых проходит Северо-Кавказская железная дорога. Таким образом, в области получают развитие правовые, экономические и иные гарантии свободного функционирования и развития среднего профессионального образования как органической части общего и профессионального непрерывного образования. Происходят серьезные структурные изменения в среднем профессиональном образовании, выразившиеся в сокращении подготовки специалистов в избыточных специальностях, усилении внимания к специальностям социальной и рыночной ориентации. В 1997 году наблюдался рост контингента студентов за счет подготовки сверх контрольных цифр приема. Отмечается снижение приема в учебные заведения на бюджетной основе: +------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ +------------+------+------+------+------+------+------¦ ¦Принято, ¦ 20676¦ 21157¦ 20943¦ 22161¦ 21600¦ 20600¦ ¦в том числе:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дневное ¦ 14895¦ 15265¦ 15142¦ 16181¦ 15758¦ 14500¦ ¦вечернее ¦ 848 ¦ 777 ¦ 658 ¦ 884 ¦ 833 ¦ 900 ¦ ¦заочное ¦ 4933 ¦ 5115 ¦ 5143 ¦ 5096 ¦ 5009 ¦ 5200 ¦ +------------------------------------------------------+ Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования всех отраслевых групп учебных заведений осуществлялся на конкурсной основе, в среднем по области конкурс составил 140 заявлений на 100 мест(1,4). В предшествующем году данный показатель составил 133 заявления на 100 мест (1,33). Наибольший конкурс отмечен в средние специальные учебные заведения отраслевых групп "здравоохранение" и "образование", где на 100 мест приходилось соответственно 191 и 176 абитуриентов (1,91 и 1,76). Прослеживается тенденция уменьшения выпуска студентов: +--------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦1997 ¦ +------------+-------+------+-------+------+------+------¦ ¦Выпущено, ¦ 22131 ¦ 17919¦ 17553 ¦ 15368¦ 17030¦16800 ¦ ¦в том числе:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дневное ¦ 16002 ¦ 12963¦ 12035 ¦ 10301¦ 11322¦13000 ¦ ¦вечернее ¦ 1709 ¦ 788 ¦ 951 ¦ 856 ¦ 680 ¦700 ¦ ¦заочное ¦ 4420 ¦ 4168 ¦ 4567 ¦ 4211 ¦ 5078 ¦3100 ¦ +--------------------------------------------------------+ Безработица экономически активного населения, обострение конкуренции на рынке труда значительно осложняют трудоустройство выпускников. В 1997 году из числа студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования получили направление - 30 %. Наибольшее число распределений имели выпускники, получившие профессиональное образование по таким группам специальностей, как здравоохранение, экономика и управление, образование, технология продовольственных продуктов. Реагируя на изменения экономической ситуации, в учебных заведениях области уже ведется обучение по возникшим во время экономических реформ новым специальностям: менеджмент, коммерция, банковское дело, маркетинг, бухгалтерский учет и аудит, таможенное дело, социальная работа применительно к основному профилю учебного заведения. Кроме этого образовательные учреждения все больше отказываются от обучения по одной специальности и осуществляют подготовку специалистов с широким спектром модулей подготовки, специализациями основных направлений. Период 1994-96 гг. содействовал созданию условий для перехода на разноуровневость, многоступенчатость и вариативность среднего профессионального образования, развития новых видов учебных заведений, переориентации содержания образования на потребности и интересы личности. С 1992 года начался процесс освоения повышенного уровня среднего профессионального образования. В режиме эксперимента возник новый тип образовательных учреждений - колледж, закрепленный решением Правительства Российской Федерации в 1994 году. В 1997 году в 34 колледжах области из общего числа выпускников получили диплом о базовом уровне 90 %, о повышенном уровне - 9,7 %. В них обучается 54,3% (37228) студентов. Сеть колледжей и количество обучающихся в них студентов в настоящее время выглядят следующим образом: +--------------------------------------------------------+ ¦ ¦Число государственных¦ Число студентов ¦ ¦ ¦колледжей ¦ ¦ +---------------+---------------------+------------------¦ ¦ ¦1995-96 ¦ 1996-97 ¦ 1995-96¦ 1996-97 ¦ +---------------+---------+-----------+--------+---------¦ ¦Всего, ¦34 ¦ 35 ¦ 35774 ¦ 37228 ¦ ¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦промышленность ¦16 ¦ 16 ¦ 15553 ¦ 16436 ¦ ¦строительство ¦2 ¦ 2 ¦ 1740 ¦ 2118 ¦ ¦транспорт ¦4 ¦ 4 ¦ 4823 ¦ 4780 ¦ ¦сельское ¦2 ¦ 2 ¦ 1861 ¦ 2007 ¦ ¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экономика ¦3 ¦ 3 ¦ 3680 ¦ 3614 ¦ ¦здравоохранение¦2 ¦ 2 ¦ 3083 ¦ 3056 ¦ ¦образование ¦5 ¦ 6 ¦ 5234 ¦ 5317 ¦ +--------------------------------------------------------+ Во исполнение решения коллегии от 24 апреля 1997 года N 5/2 и приказа от 17 июня 1997 года N 1216 Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации с 1997/98 учебного года вводится в действие государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные программы. Введение государственных образовательных стандартов в средних профессиональных учебных заведениях Ростовской области имеет ряд отличительных черт, обусловленных разветвленностью сети учебных заведений и разнообразием реализуемых специальностей, географическим, социально-экономическим положением области, ее культурным и научным потенциалом. По количеству учебных заведений среднего профессионального образования область занимает 3 место в Российской Федерации. В целом в учебных заведениях ведется подготовка специалистов по 134 специальностям, в том числе: +--------------------------------------+ ¦ Количество ¦ Количество учебных ¦ ¦специальностей ¦ заведений ¦ +----------------+---------------------¦ ¦ 1 ¦ 3 ¦ ¦ 2 ¦ 9 ¦ ¦ 3, 4, 5 ¦ 42 ¦ ¦ 6, 7 ¦ 8 ¦ ¦ 8 ¦ 3 ¦ ¦ 9, 10 ¦ 4 ¦ ¦ 16 ¦ 1 ¦ +--------------------------------------+ С учетом указанных особенностей региона введение государственных образовательных стандартов требует координации учебной, методической, научно-исследовательской работы учебных заведений, реализующих однопрофильные специальности. Исходя из потребностей молодежи и реальных социально-экономических трудностей, в последние годы учебные заведения расширяют спектр реализуемых специальностей, в результате чего стараются расширить отраслевые границы. В учебных заведениях промышленного профиля вводятся гуманитарные специальности отраслей "Образование, экономика, юриспруденция". Так, при отсутствии государственного среднего профессионального учебного заведения юридического профиля 11 техникумов и колледжей осуществляют подготовку по специальности 0201 "Правоведение". При наличии трех колледжей экономического профиля 29 учебных заведений осуществляют подготовку по специальности 0601 - "Экономика, бухучет и контроль". По специальностям 0608 - "Коммерция" - 7 учебных заведений, 1201 - "Технология машиностроения" - 12 учебных заведений, 0602 - "Менеджмент" - 7 учебных заведений, 2203 - "Программное обеспечение вычислительной техники и АС" - 6 учебных заведений. Для реализации временных государственных образовательных стандартов требуется государственное методическое, методологическое научное сопровождение, выработка наиболее эффективных методик, диагностических заданий и создание других условий, обеспечивающих высокий уровень подготовки специалистов. Учебные заведения г.г. Сальска, Каменска-Шахтинского, Константиновска, Волгодонска, Гуково и других городов, реализующие однопрофильные специальности, территориально удалены друг от друга, от научных и методических центров. В этих условиях возрастает роль Министерства общего и профессионального образования области для успешной апробации стандартов. Ростовская область имеет свои социально-экономические, этнокультурные и исторические особенности, формирующие региональные требования к направленности (специализации) реализуемых специальностей. Это может и должно найти отражение в содержании учебных планов и программ стандарта по каждой из специальностей. Введение и апробация государственных образовательных стандартов требует наличия соответствующей материально-технической базы, новых учебников, наглядных пособий, а также достаточно высокой квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Все это сдерживается, как указывалось выше, отсутствием достаточного финансирования. В результате, имеющиеся фонды учебной литературы в образовательных учреждениях устарели морально и изношены физически. В повышении квалификации и профессиональной переподготовке нуждается сегодня большинство работников образования. Часть мастеров производственного обучения и преподавателей не имеет необходимой образовательной базы для работы в условиях подготовки кадров повышенного уровня. Традиционные каналы повышения квалификации педагогических работников среднего профессионального образования практически не функционируют. Отраслевое подчинение профессиональных учебных заведений значительно сдерживает их перепрофилирование в соответствии с потребностями рынка труда. Этому же способствует ликвидация социального института базовых предприятий, за счет которого традиционно осуществлялись строительство, обеспечение оборудованием и материалами, производственное обучение и производственная практика. Приведенные данные свидетельствуют о том, что дальнейшее реформирование системы образования, в том числе и профессионального, будет проходить в условиях глубочайшего финансового дефицита. Это и заставляет поднять вопрос развития среднего профессионального образования в условиях реформирования системы образования на уровне области, выработать ряд мер, в том числе и освоение государственных образовательных стандартов в учебных заведениях области при наименьших финансовых затратах и достижении наибольшего качества. Кооперация деятельности учебных заведений, включение региональных научных и методических служб, использование богатого интеллектуального потенциала региона - основные пути решения данной проблемы. В области намечается постепенный переход к реализации принципа непрерывного профессионального образования посредством интеграции различных уровней образования, многоступенчатости и многопрофильности. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования реализуется подготовка квалифицированных рабочих кадров. В 22 высших профессиональных лицеях области, кроме начального профессионального образования, учащиеся имеют возможность осваивать профессии, относящиеся к четвертой ступени квалификационной структуры, и получать среднее профессиональное образование. В условиях финансового кризиса, отсутствия достаточного числа рабочих мест интересен опыт интеграции уровней профессионального образования, создания образовательно-профессиональных объединений. Необходимо развитие системы непрерывного профессионального образования как способа сохранения интеллектуального и образовательного потенциала региона, сокращения разрыва темпов и характера реформирования системы среднего профессионального образования по сравнению с системой высшего образования, сохранения сети имеющихся образовательных учреждений и развития сети негосударственных образовательных учреждений. Одной из проблем повышения качества подготовки специалистов является методологическое и организационное обеспечение контроля качества среднего профессионального образования, в том числе посредством научно-обоснованной системы аттестации средних профессиональных учебных заведений. В Ростовской области из 79 аттестовано 34 учебных заведения по 84 специальностям. Аттестация проводится комиссиями федеральных и региональных министерств. В условиях реформирования аттестация приобретает качественно новый характер с возможностью перенесения центра тяжести аттестации в регион. Это позволяет консолидировать богатый научный потенциал, накапливать опыт аттестации. Для разработки измерителей контроля качества возможно открытие на базе колледжей филиала исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, регионального представительства центра тестирования и филиала центра дистанционного образования. В образовательных учреждениях, Совете директоров средних профессиональных учебных заведений области, в малых Советах (г.г. Таганрог, Новочеркасск, Ростов-на-Дону, Шахты) накоплен богатый опыт общественно-государственной формы управления. В настоящий момент произошли качественные изменения в государственной структуре управления средним профессиональным образованием: образовано региональное министерство общего и профессионального образования, имеющее в структуре отдел высшего и среднего профессионального образования. На основании положений о министерствах (федеральном и областном), Советах директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования определены функции государственных и общественных органов управления. 3. Цели и задачи Программы В соответствии с концептуальными основами совершенствования и развития среднего профессионального образования основными целями Программы являются: - сохранение и развитие потенциала системы среднего профессионального образования; - создание нормативно-правовых, социально-экономических, организационных основ проведения в жизнь государственной политики и формирование областной политики; - прогнозирование модели будущего состояния системы среднего профессионального образования. В процессе достижения поставленных целей Программа призвана решить следующие задачи: - создание организационных основ осуществления государственной и областной политики в сфере среднего профессионального образования, обеспечение эффективного взаимодействия министерств, ведомств, территориальных органов управления образованием, общественных организаций, включая негосударственные образовательные учреждения; - определение путей, форм и методов проведения региональной политики в области среднего профессионального образования, координация действий в реализации областной программы; - сохранение и развитие основных образовательных, культурных, профессиональных, воспитательных и иных функций среднего профессионального образования; - обеспечение возможностей для создания и функционирования образовательных учреждений различных организационно-правовых и имущественно - хозяйственных форм; - достижение гарантированного высокого качества подготовки специалистов и их конкурентоспособности на рынке труда; - развитие различных форм интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования. Организация системы учебного и научно-методического обеспечения среднего профессионального образования. 4. Концептуальные основы совершенствования и развития среднего профессионального образования 4.1 Общие положения Учебные заведения среднего профессионального образования являются частью образовательного комплекса Ростовской области и системы профессионального образования Российской Федерации в целом. Среднее профессиональное образование развивается как многоуровневое, основанное на принципах непрерывности и интеграции со всеми уровнями профессионального образования (начальным, высшим) в регионе. Областная система среднего профессионального образования включает 79 учебных заведений различных форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих подготовку специалистов по 134 специальностям. Развитие областной системы идет с учетом запросов рынка труда и возможностей учебных заведений. Процесс развития может включать в себя элементы реформирования структуры, содержания при сохранении единого образовательного пространства. Обеспечение развития профессионального образования, как составной части образования в целом, является необходимым условием устойчивого социально-экономического развития области. 4.2 Приоритетные направления развития Анализ основных тенденций развития среднего профессионального образования в области выделяет следующие приоритетные направления: - формирование областной системы среднего профессионального образования как части федеральной системы образования; - развитие государственной системы среднего профессионального образования для удовлетворения интересов молодежи области; - оптимизация сети и специальностей подготовки среднего профессионального образования с учетом развития образовательных учреждений различных типов и видов, ведомственной принадлежности и форм собственности; - качественное обновление содержания и форм получения среднего специального образования на основе государственного образовательного стандарта, переход на разноуровневость и вариативность программ; - формирование областных образовательных профессиональных объединений (ассоциаций) учебных заведений начального, среднего, высшего профессионального образования; - научно-методическое сопровождение совершенствования среднего профессионального образования, развитие научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях, создание механизмов взаимодействия научной деятельности высших и средних профессиональных учебных заведений; - формирование новых подходов к управлению системой среднего профессионального образования на основе дальнейшего развития государственных образовательных структур, расширение прав органов местного самоуправления и академической автономности образовательных учреждений; - формирование областной и межрегиональной системы повышения профессиональной и научной квалификации педагогических кадров; - развитие многоканального финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования с целью повышения качества подготовки специалистов. 4.3 Совершенствование структуры системы среднего профессионального образования Концептуальной основой совершенствования и развития системы среднего профессионального образования в области является изменение структуры всей системы на основе оптимизации, рационализации сети образовательных учреждений в соответствии с изменением содержания среднего профессионального образования. Структура системы среднего профессионального образования в области развивается в следующих направлениях: - стабилизация сети учебных заведений, обеспечивающих развитие производственной сферы (по мере возобновления ее функционирования); - укрупнение учебных заведений на основе их объединения в ассоциации, образовательно-профессиональные комплексы; - преобразование техникумов (училищ) в колледжи различных типов: колледж, реализующий образовательные профессиональные программы повышенного уровня, колледж, реализующий образовательные профессиональные программы повышенного уровня и неполного высшего образования; - развитие профессиональных лицеев в техникумы или функционирование на их базах филиалов колледжей по профилю; - создание сети филиалов образовательных учреждений среднего профессионального образования по различным специальностям в сельских районах области. Структурные изменения будут направлены на гибкое удовлетворение запросов рынка труда, сокращение подготовки по избыточным специальностям, развитие всех образовательных учреждений и областной системы среднего профессионального образования в целом. Областная система предполагает сбалансированное функционирование государственных и негосударственных образовательных учреждений. Дальнейшая модель областной системы среднего профессионального образования представляет собой мощное ядро государственных образовательных учреждений федерального и областного подчинения, окруженное динамичной оболочкой своих филиалов и негосударственных образовательных учреждений, которые в силу своей специфики будут определять вектор перспективных направлений. Структура среднего профессионального образования формируется как многоуровневая, включающая: - допрофессиональную подготовку; - уровень начального профессионального образования; - базовый уровень среднего профессионального образования; - повышенный уровень среднего профессионального образования; - первый уровень высшего профессионального образования. Образовательные учреждения среднего профессионального образования, реализующие многоуровневую подготовку специалистов, кооперируются с высшими учебными заведениями, другими учебными заведениями в объединения профессионального образования, при сохранении прав юридического лица каждого из входящих в объединение. По мере готовности и согласования с учредителями проводится укрупнение и объединение учебных заведений, реализующих указанные выше уровни профессионального образования, формируются областные и муниципальные колледжи, реализующие образовательные программы начального, среднего и первой ступени высшего профессионального образования. С целью мобилизации и рационального использования интеллектуальных и кадровых ресурсов учебных заведений, интеграции науки и производства развиваются научно-образовательные, научно-образовательно-производственные комплексы. Формируется сеть образовательных учреждения, реализующие дистанционное образование, создается методическая база их функционирования и развития. 4.4 Совершенствование содержания среднего профессионального образования Совершенствование содержания профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития областной образовательной системы. Основополагающая цель состоит в переходе к многоуровневому и непрерывному образованию, использующему механизм постоянного обновления содержания среднего профессионального образования. Основным средством совершенствования содержания являются государственные образовательные стандарты, дающие возможность реализации многоуровневого среднего профессионального образования, включающего: базовый уровень, повышенный уровень, первый уровень высшего профессионального образования. Введение государственных образовательных стандартов расширяет доступ молодежи к получению уровня среднего профессионального образования, создает условия для перехода от унифицированного образования к образованию по выбору, ориентирует систему среднего профессионального образования на местные и областные запросы. Развитие содержания среднего профессионального образования осуществляется по мере введения стандартов на основе мониторинга качества подготовки специалистов и адаптации заказу общества и области. В целях обеспечения государственных образовательных стандартов учебными программами, учебниками, учебными пособиями, дидактическим и другим учебным материалом необходима фундаментальная разработка данных материалов, издание региональной учебно-методической литературы, комплектов тестовых заданий различного уровня, изучение возможных форм кооперации усилий для учебно-методического обеспечения. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования предполагается разработать варианты реализации федерального компонента базисного учебного плана общеобразовательной школы и национально-регионального компонента по специальностям. Совершенствование содержания образования потребует существенного пересмотра характера и системы обучения. Социализация профессионального образования найдет отражение в развитии блочно-модульной системы подачи знаний, интеграции уровней профессионального образования, выражающейся в: - согласовании преемственных образовательных профессиональных программ среднего и высшего профессионального образования; - в разработке и реализации государственных образовательных стандартов в системе непрерывного профессионального образования. В процессе обновления содержания образования приводится в соответствие с запросами рынка труда и образовательных услуг перечень направлений и специальностей среднего профессионального образования. Обеспечивается ориентация на подготовку специалистов широкого профиля, позволяющую выпускникам адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда. Для развития работы по обновлению содержания регионального компонента государственного образовательного стандарта применяется практика конкурсов и грантов на написание региональных учебников, учебных пособий. Для получения объективной информации о качестве среднего профессионального образования систематически проводится мониторинг, создается региональная система контроля качества, использующая возможности региональных центров тестирования. 4.5 Кадровое обеспечение среднего профессионального образования Основными механизмами реализации концепции совершенствования и развития являются обновление и переподготовка кадрового потенциала. Формирование кадрового потенциала, способного обеспечить качественную реализацию основных направлений Программы, основывается на: - формировании организационно-экономического механизма и научно-методической базы, осуществлении сбалансированной кадровой политики в области среднего профессионального образования; - исследовании потребности в педагогических кадрах средних профессиональных учебных заведений, организации службы мониторинга кадрового обеспечения; - разработке механизма межрегионального сотрудничества в подготовке и переподготовке кадров, включении среднего профессионального образования в международные программы академической мобильности; - разработке, апробации и внедрении системы стимулов, направленных на непрерывное повышение фундаментальной подготовки и профессиональной квалификации преподавателей, увеличении числа работников, повышающих научную квалификацию через аспирантуру и докторантуру; - совершенствовании аттестации педагогических и руководящих кадров на основе участия областных министерств; - разработке и обеспечении функционирования областной системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических работников с использованием научного потенциала области; - использовании возможностей повышения квалификации педагогов без отрыва от выполнения основных обязанностей на основе дистанционной формы обучения; - создании зональных центров педагогического (инженерно-педагогического) образования (на базе педагогических вузов и колледжей), концентрирующих условия по научно-методическому обеспечению обновления содержания и технологии; - расширении доступа педагогов к современным компьютерным сетям и базам данных; - совершенствовании деятельности методических служб образовательных учреждений среднего профессионального образования, создании региональной системы методической работы по проблемам среднего профессионального образования. 4.6 Научное сопровождение системы среднего профессионального образования Одним из направлений государственной политики в области образования является переустройство научной сферы. В связи с введением государственных образовательных стандартов повышенного уровня необходима единая согласованная научная политика в Ростовской области. В процессе совершенствования и развития профессионального образования при разработке и финансировании научно-прикладных программ будет происходить объединение потенциала федеральных и областных министерств и ведомств, учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, областных и муниципальных органов власти. Создание региональной системы научного сопровождения развития среднего профессионального образования базируется на расширении научно-исследовательской работы в образовательных учреждениях области, формировании научно-исследовательских структурных подразделений, повышении научной квалификации преподавателей, реализации научно-исследовательских программ. Наиболее важными направлениями научных исследований для реализации этой концепции являются: - научное сопровождение процесса развития среднего профессионального образования через систему областных научно-исследовательских проектов; - разработка единой областной политики и реализация областных научно-технических, инновационных проектов, обеспечивающих становление и функционирование системы профессионального образования как единого учебно-научно-производственного комплекса региона; - научно-методическое обеспечение введения и апробации государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования; - обоснование изменений структуры и содержания подготовки специалистов; - разработка системы мониторинга качества среднего профессионального образования; - научное обоснование экономических проблем среднего профессионального образования, сочетание бюджетного финансирования с дополнительным и грантовым финансированием коллективов и отдельных участников образовательного процесса; - научное обоснование содержания региональных учебников, учебных пособий, средств обучения, организация их экспертизы; - обеспечение международных проектов, участие в международных программах. Концептуальные основы совершенствования среднего профессионального образования в области являются базой для формирования долгосрочной и краткосрочных программ совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области. В качестве долгосрочной предлагается данная Программа совершенствования среднего профессионального образования в Ростовской области на 1999-2002 годы, определяющая цели, задачи развития среднего профессионального образования, сроки и этапы, механизм реализации и планируемый результат. 5. Этапы и ожидаемые результаты реализации Программы Первый этап - 1998 - 1999 учебный год - переход к сбалансированному совершенствованию и развитию среднего профессионального образования в области в сложившихся социально-экономических условиях. Основная цель данного этапа - определение комплекса мер, направленных на преодоление кризисных процессов и явлений в сфере среднего профессионального образования, создание механизмов реформирования и развития, адекватных областным и межрегиональным условиям и рынкам труда. Содержанием данного этапа является оптимизация размещения специальностей среднего профессионального образования (как самостоятельной системы, так и части непрерывного), динамичный характер роста. Реализация содержания данного этапа завершается подготовкой областной программы совершенствования системы среднего профессионального образования, разработкой нормативно-правовых основ ее функционирования в области. Предполагается, что в итоге реализации первого этапа будут решены наиболее болезненные проблемы реформирования и оптимизации системы среднего профессионального образования и преодолены негативные тенденции и процессы. Второй этап - 1999-2001 годы - этап устойчивого функционирования и динамичного совершенствования системы среднего профессионального образования. Основная цель этапа - эволюционное развитие областной системы среднего профессионального образования, удовлетворение потребностей личности и общества. Содержанием данного этапа является: - реализация целевых проектов (подпрограмм), апробация проектов стандартов среднего профессионального образования и их корректировка, формирование системы контроля за их реализацией, качественное обновление содержания среднего профессионального образования, развитие разноуровневости и вариативности образовательных программ, различных форм интеграции среднего и высшего профессионального образования, создание областных комплексов (объединений, ассоциаций) профессионального образования; - формирование системы научно-методического обеспечения среднего профессионального образования в области; - укрепление взаимосвязи образования, науки, производства, экономики, культуры, адекватной современной общественной практике, издание новых учебных, учебно-наглядных пособий; - отработка взаимодействия с одновременным разграничением компетенций в управлении развитием профессионального образования на федеральном, областном, муниципальном уровнях. Создание и функционирование областной модели управления профессиональным образованием; - переход на новые экономические механизмы ресурсного обеспечения, совершенствование конкурентоспособных механизмов развития профессионального образования. Предполагается, что по итогам второго этапа будут апробированы стандарты среднего профессионального образования. Стабилизируется сеть учреждений и перечень специальностей подготовки. Завершится формирование системы непрерывного профессионального образования. Сформируются организационно-экономические механизмы развития профессионального образования, позволяющие обеспечить необходимую автономию образовательным учреждениям. Расширится научно-исследовательская работа в колледжах. Реализуются целевые проекты (подпрограммы). Третий этап - 2001-2002 годы - этап анализа выполнения Программы. Целью работы на данном этапе является анализ результатов учебно-методической и научно-исследовательской значимости областной Программы развития среднего профессионального образования и издание новых учебников, учебно-методической литературы, корректировка и окончательное утверждение нормативно-правовой базы, функционирование областной системы среднего профессионального образования и образовательных моделей, интегрирующих различные уровни профессионального образования. 6. Управление комплексом программных работ Реализация Программы осуществляется поэтапно согласно мероприятиям и срокам. В ее выполнении участвуют средние профессиональные учебные заведения, министерства и ведомства, научно-методический центр профессионального образования Ростовской области, Совет директоров учебных заведений среднего профессионального образования области, привлекаются научно-педагогические силы высших учебных заведений. Координация деятельности исполнителей Программы осуществляется министерством общего и профессионального образования области через отдел высшего и среднего профессионального образования. Управление предполагает: - координацию деятельности участников Программы по ее реализации, поэтапному анализу и корректировке; - формирование областной модели профессионального образования на всех уровнях с приоритетом среднего профессионального образования; - отработку варианта государственного стандарта среднего профессионального образования как составляющей системы непрерывного профессионального образования; - мониторинг качества подготовки специалистов по специальностям, разработку системы комплексных заданий для его проведения; - выработку механизма размещения специальностей на территории области; - формирование системы научно-исследовательской работы по проблемам среднего профессионального образования, проведение совместных научных исследований, экспериментов, повышение научного уровня содержания и технологий подготовки, подготовку научных трудов, учебной литературы; - создание нормативно-правовой базы профессионального образования в пределах компетенции субъекта Российской Федерации. Министерство общего и профессионального образования области обеспечивает формирование краткосрочных ежегодных программ и их реализацию, подготовку аналитических материалов и оперативной информации, представление материалов Администрации области. 7. Экономическое обоснование и финансирование Программы Финансирование Программы осуществляется путем целевого финансирования существующих и разрабатываемых Программ развития отраслевых образовательных учреждений среднего профессионального образования. 1. Целевое финансирование раздела "Развитие содержания образования, структуры, научное сопровождение" осуществляется через Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. 2. Развитие учебно-материальной базы - через министерства, являющиеся учредителями соответствующих образовательных учреждений среднего профессионального образования. 3. Внебюджетные поступления - за счет дополнительных образовательных услуг. 4. Затраты на осуществление мероприятий Программы со стороны Ростовской области - в рамках предусмотренного финансирования образовательных учреждений среднего профессионального образования областного подчинения. Основными источниками финансирования являются средства федерального и областного бюджетов, доходы от различной коммерческой деятельности образовательных учреждений среднего профессионального образования, внебюджетных поступлений - за счет дополнительных образовательных услуг, поступлений от международных организаций и фондов. Ежегодные объемы финансирования и их назначение определяются мероприятиями по реализации Программы, которые формируются на основе данной Программы. 8. Планируемый результат от реализации Программы Данная Программа реализует государственную и региональную политику в сфере среднего профессионального образования в учебных заведениях Ростовской области. В результате реализации планируется: 1. Сформировать оптимальную сеть учебных заведений среднего профессионального образования и их филиалов, оптимизировать перечень специальностей подготовки специалистов с учетом запросов рынка труда. 2. Создать в учебных заведениях среднего профессионального образования условия для реализации гибкой системы непрерывной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, включающей многоуровневую, многопрофильную подготовку специалистов. 3. Сформировать областную модель профессионального образования, интегрирующую уровни начального, среднего и высшего профессионального образования. Данный путь подготовки имеет следующие преимущества по отношению к традиционным: - в сокращенные сроки обучения (на 1-2 года) можно получить профессиональное образование нескольких уровней (начальное, среднее, высшее), с расширением квалификаций. В традиционной системе сроки обучения составляли: образовательные учреждения среднего профессионального образования - 2-3 года, вуз - 5 лет (итого - 7-8 лет). В системе непрерывного профессионального образования срок обучения составляет 6-7 лет (начальное и среднее профессиональное образование - 3-4 года, вуз - 2-3 года, итого - 5- 7 лет); - предприятия, организации, учреждения области смогут получать высококвалифицированных специалистов в более короткие сроки; - учебные заведения профессионального образования получают возможность оптимально использовать учебно-материальную базу и профессорско-преподавательский состав средних и высших профессиональных учебных заведений; - образовательные учреждения смогут проводить совместные научные исследования в сфере профессионального образования. 4. Создать региональный компонент стандартов специальностей среднего профессионального образования исходя из социально-экономических и культурно-исторических условий Ростовской области. 5. В пределах компетенции субъекта Российской Федерации сформировать нормативно-правовую базу профессионального образования в области. 6. Оптимально использовать возможности федерального бюджета и внебюджетные средства для оплаты труда работников, развития профессионального образования в области. 7. Объединить усилия областных министерств, ведомств, организаций в создании дополнительных социальных гарантий, установленных государством для студентов и работников образовательных учреждений среднего профессионального образования. 8. Решить вопрос о разработке и издании учебно-методической литературы, используя научный потенциал учебных заведений на базе функционирующей сети. Заместитель управляющего делами - начальник общего отдела Администрации области Н.И.Гривенный Приложение 2 к постановлению Главы Администрации области от 13.01.99 N 8 С П И С О К федеральных и областных министерств и ведомств, являющихся учредителями средних профессиональных учебных заведений Ростовской области +------------------------------------------------------------+ ¦NN ¦ Учредитель ¦ Учебных ¦ ¦ ¦ ¦заведений¦ +---+----------------------------------------------+---------¦ ¦1. ¦ Министерство общего и профессионального ¦ 20 ¦ ¦ ¦ образования Российской Федерации ¦ ¦ ¦2. ¦ Министерство общего и профессионального ¦ 9 ¦ ¦ ¦ образования Ростовской области ¦ ¦ ¦3. ¦ Министерство культуры Ростовской области ¦ 5 ¦ ¦4. ¦ Министерство здравоохранения Ростовской ¦ 8 ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦5. ¦ Департамент по физической культуре, спорту и ¦ 1 ¦ ¦ ¦ туризму Администрации Ростовской области ¦ ¦ ¦6. ¦ Министерство сельского хозяйства и ¦ 6 ¦ ¦ ¦ продовольствия Российской Федерации ¦ ¦ ¦7. ¦ Государственный комитет Российской Федерации ¦ 2 ¦ ¦ ¦ по строительной, архитектурной и жилищной ¦ ¦ ¦ ¦ политике ¦ ¦ ¦8. ¦ Министерство топлива и энергетики Российской ¦ 2 ¦ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ ¦9. ¦ Министерство финансов Российской Федерации ¦ 1 ¦ ¦10.¦ Министерство труда и социального развития ¦ 1 ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦11.¦ Министерство торговли Российской Федерации ¦ 2 ¦ ¦12.¦ Министерство путей сообщения Российской ¦ 3 ¦ ¦ ¦ Федерации ¦ ¦ ¦13.¦ Федеральная дорожная служба России ¦ 1 ¦ ¦14.¦ Государственный комитет Российской Федерации ¦ 1 ¦ ¦ ¦ по связи и информатизации ¦ ¦ ¦15.¦ Федеральная служба России по ¦ 1 ¦ ¦ ¦ гидрометеорологии и мониторингу окружающей ¦ ¦ ¦ ¦ среды ¦ ¦ ¦16.¦ Государственный комитет Российской Федерации ¦ 1 ¦ ¦ ¦ по статистике ¦ ¦ ¦17.¦ Государственный комитет Российской Федерации ¦ 1 ¦ ¦ ¦ по кинематографии ¦ ¦ ¦18.¦ Центральный Союз потребительских обществ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ Российской Федерации ¦ ¦ ¦19.¦ Министерство транспорта Российской Федерации ¦ 4 ¦ +---+----------------------------------------------+---------¦ ¦ ¦ ИТОГО: ¦ 70 ¦ +---+----------------------------------------------+---------¦ ¦ ¦ - федеральных министерств и ведомств - 14;¦ 46 ¦ ¦ ¦ - областных министерств и ведомств - 4;¦ 23 ¦ ¦ ¦ - потребительское общество - 1.¦ 1 ¦ +------------------------------------------------------------+ Заместитель управляющего делами - начальник общего отдела Администрации области Н.И.Гривенный Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|