Расширенный поиск
Закон Ростовской области от 16.08.2000 № 98-ЗСРостовская область ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Ростовской области от 22.10.2005 г. N 387-ЗС О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" Принят Законодательным Собранием 4 августа 2000 года Статья 1. Внести изменения и дополнения в Областной закон "Об организации опеки и попечительства в Ростовской области", изложив его в следующей редакции: "ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В целях всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, настоящий Областной закон устанавливает принципы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, определяет структуру и полномочия органов, осуществляющих функции по опеке и попечительству. Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Областном законе В настоящем Областном законе используются следующие основные понятия: дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не может быть обеспечен в достаточной степени необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления; граждане - физические лица, проживающие на территории Ростовской области; опека - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов недееспособных граждан, устанавливаемая над малолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, и над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными; попечительство - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов не полностью дееспособных граждан, устанавливаемая над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, оставшимися без попечения родителей, и над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами; попечительство в форме патронажа - правовая форма защиты личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; попечители, опекуны - совершеннолетние дееспособные граждане, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних, граждан, ограниченных судом в дееспособности, недееспособных либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные граждане, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа; приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью); план по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и охраняемых законом интересов ребенка, сроки их выполнения и разграничение ответственности по защите прав и охраняемых законом интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка) и уполномоченным муниципальным органом (службой); план составляется для каждого ребенка, нуждающегося в государственной защите, уполномоченным муниципальным органом (службой) в письменной форме с обязательным привлечением представителей образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных служб, а также общественных организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана; план утверждается районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченные муниципальные органы (службы) по опеке и попечительству (далее - уполномоченные органы (службы) - органы местного самоуправления, на которые возложены функции по опеке и попечительству на основании настоящего Областного закона. Статья 2. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства Органы опеки и попечительства в Ростовской области в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ростовской области, настоящим Областным законом и другими нормативными правовыми актами Ростовской области, уставами муниципальных образований и другими нормативными актами муниципальных образований. Статья 3. Основные задачи органов опеки и попечительства Основными задачами органов опеки и попечительства являются: - защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения; - защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, которые ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном законодательством; - защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными; - защита личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов дееспособных совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Статья 4. Основные принципы организации работы органов опеки и попечительства в Ростовской области 1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Осуществление функций по опеке и попечительству органами местного самоуправления возлагается на соответствующие уполномоченные муниципальные органы (службы): - муниципальные органы управления здравоохранением в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; - муниципальные органы социальной защиты населения в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья; - муниципальные органы управления образованием в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в особо трудных обстоятельствах. 2. Для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, охраны прав несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, координации деятельности органов управления здравоохранением, образованием, и органов социальной защиты населения в сфере опеки и попечительства органами местного самоуправления могут создаваться отделы по охране прав детства из расчета 1 специалист на 10 тысяч детского населения, но не менее 3-х специалистов на муниципальное образование. 3. Для координации деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, реализации государственной молодежной и семейной политики на территории Ростовской области Главой Администрации (Губернатором) области может быть создан специализированный орган в составе Администрации Ростовской области. 4. Методическое руководство деятельностью органов опеки и попечительства в отношении детей, координация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов возлагается на орган исполнительной власти Ростовской области по управлению образованием, а в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в патронаже, - на орган исполнительной власти Ростовской области по социальной защите населения. Статья 5. Функции органов местного самоуправления по организации и осуществлению опеки и попечительства В соответствии с возложенными на них задачами органы местного самоуправления: 1) выявляют детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки и попечительства; 2) устанавливают опеку и попечительство над детьми, оставшимися без попечения родителей, гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, дееспособными совершеннолетними гражданами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, назначают опекунов и попечителей; 3) назначают представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречия между интересами детей и родителей (лиц их заменяющих); 4) на основании правового акта органа местного самоуправления производит немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью у родителей (лиц их заменяющих); 5) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое, либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение их из любого образовательного учреждения; 6) заключают договоры доверительного управления имуществом граждан в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации; 7) выбирают граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также для освобождения или отстранения опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей; 8) в случаях, предусмотренных законодательством, дают предварительное разрешение на совершение сделок с имуществом; 9) ведут учет граждан, в отношении которых установлена опека или попечительство; 10) в установленном законодательством порядке осуществляют защиту личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; 11) подготавливают материалы о назначении денежных выплат на содержание подопечного в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации; 12) участвуют в судебных процессах по делам подопечных в случаях, предусмотренных законом; 13) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройстве подопечных; 14) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства; 15) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают по ним необходимые меры. Статья 6. Компетенция органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних 1. К компетенции органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится принятие решений по следующим вопросам: - о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Областным законом); - о передаче ребенка на полное государственное обеспечение; - о направлении его в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; - об установлении опеки (попечительства); - об отобрании ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью у родителей (лиц их заменяющих); - о назначении представителя для защиты прав и интересов детей в случае противоречия между интересами детей и родителей (лиц их заменяющих); - о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом; - о разрешении на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения или государственной регистрации; - о разрешении на совершение от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом о порядке управления имуществом подопечного; - о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав; - о разрешении на раздельное проживание попечителя и подопечного; - о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством; - о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством; - о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста; - о признании несовершеннолетнего эмансипированным; - решение иных вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, в соответствии с законодательством. 2. В сфере опеки и попечительства органы местного самоуправления заключают договоры: - о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; - о доверительном управлении имуществом. 3. Органы местного самоуправления утверждают план по защите прав ребенка, вносят в него изменения и дополнения на основании результатов проверок его выполнения, утверждают заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривают жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка. 4. Муниципальные органы управления образованием, как уполномоченный муниципальный орган (служба): - выявляют и ведут учет детей, нуждающихся в государственной защите; - проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; - дают заключение в судебные органы об обоснованности и соответствии интересам ребенка усыновления (удочерения), отмены усыновления (удочерения), участвуют в судебных процессах по делам об установлении либо отмене усыновления (удочерения); - осуществляют защиту прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - подбирают граждан, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к опекунам, попечителям, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также для освобождения или отстранения опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей; - ведут учет граждан, в отношении которых установлена опека или попечительство; - в установленном законом порядке осуществляют защиту личных неимущественных и имущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; - готовят материалы о назначении денежных выплат на содержание подопечного в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации; - участвуют в судебных процессах по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством; - осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных; - проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка; - обеспечивают устройство нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних граждан, а также сохранность их имущества; - осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения; - ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, способных к выполнению обязанностей усыновителя; - в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение); - осуществляют подбор граждан, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проект договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью; - проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью; - оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании и организации отдыха подопечных; - дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и охраняемых законом интересов подопечного; - дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным); - разрешают в пределах своей компетенции споры между родителями по вопросу воспитания детей; - подают в судебные органы исковые заявления о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие заявления в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам; - дают заключения и участвуют в судебных процессах по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов; - проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют в судебные органы заключения по вопросам, связанным с воспитанием детей; - участвуют в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации, в исполнении решений суда, связанных с отобранием и передачей ребенка; - осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества; - готовят документы для дачи разрешения на вступление в брак гражданам, не достигшим совершеннолетия; - разрешают вопросы, связанные с присвоением и изменением фамилии, имени несовершеннолетних, в случаях, предусмотренных законодательством; - привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры. 5. Порядок управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества определяется Положением о порядке управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (приложение 1 к настоящему Областному закону). Статья 7. Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав 1. Для эффективного решения вопросов, касающихся опеки и попечительства, органы местного самоуправления в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования, образуют комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия) и руководят ее работой. 2. Положение о Комиссии утверждается нормативным правовым актом органа местного самоуправления. 3. Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными функциями. 4. Для рассмотрения конкретного дела ребенка в состав Комиссии на основании правовых актов органов местного самоуправления включаются по должности работники государственных и муниципальных органов и учреждений - представители образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов внутренних дел, социальной защиты населения и других муниципальных органов. Статья 8. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными 1. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства: - устанавливают опеку над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами; - назначают опекунов и попечителей в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации; - освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации; - выносят решение о помещении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты, на полное государственное обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного; - принимают меры по защите жилищных прав подопечных; - решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; - дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, либо изменение объема указанных прав; - подают в судебные органы исковые заявления о защите прав и охраняемых законом интересов подопечных; - выносят решение о создании в учреждениях социальной защиты населения опекунских комиссий, утверждают их персональный состав и положение, осуществляют контроль за их деятельностью; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры. 2. К компетенции органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства в отношении граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, относится принятие решений: - об установлении опеки, попечительства; - об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей; - о прекращении опеки, попечительства; - о помещении гражданина, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение; - о реализации в установленном законом порядке имущества недееспособного гражданина, в случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное обеспечение; - о создании в учреждении социальной защиты населения опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения. 3. Муниципальные органы управления здравоохранения, как уполномоченный муниципальный орган (служба): - выявляют и ведут учет граждан с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки; - оказывают необходимую помощь до установления опеки гражданам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства; - подбирают граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна (попечителя), а также для освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей; - ведут учет граждан, в отношении которых установлена опека и попечительство; - в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи; - осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными; - осуществляют устройство граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения; - подают в судебные органы исковые заявления о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие заявления о защите прав и охраняемых законом интересов подопечных; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают по ним меры. 4. Учреждения социальной защиты населения в сфере опеки и попечительства: - осуществляют функции опекуна либо попечителя над гражданами, признанными судом недееспособными либо ограниченными судом в дееспособности, поступившими к ним на постоянное проживание; - осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных, через опекунские комиссии распоряжаются текущими доходами в интересах опекаемых граждан. 5. Управление имуществом граждан, признанных недееспособными, и граждан, признанных ограниченно дееспособными, осуществляется опекунами и попечителями в соответствии с Положением о порядке управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (приложение 1 к настоящему Областному закону). Статья 9. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа 1. К компетенции органов местного самоуправления по осуществлению попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится принятие решений: - об установлении попечительства в форме патронажа; - о разрешении на регистрацию попечителя на жилой площади подопечного на время исполнения им попечительских обязанностей; - об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей; - о прекращении попечительства в форме патронажа. 2. Муниципальные органы социальной защиты населения как уполномоченный муниципальный орган (служба): - оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности; - в случае необходимости оказывают содействие в подборе граждан, способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также для освобождения или отстранения попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей; - ведут учет граждан, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа; - в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи; - осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения социальной защиты населения; - рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры. 3. Порядок установления и осуществления попечительства в форме патронажа определяется Положением о порядке установления и осуществления попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами (приложение 2 к настоящему Областному закону). Приложение 1 П О Л О Ж Е Н И Е о порядке управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества 1. При выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, подлежащего устройству в детское учреждение или установлению над ним опеки (попечительства), муниципальный орган по управлению образованием обязан выяснить наличие у несовершеннолетнего имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и принять надлежащие меры по охране имущественных прав несовершеннолетнего и сохранности этого имущества. Под охраной имущественных прав подразумевается: выявление, хранение имущества, которое по закону должен наследовать несовершеннолетний, и управление этим имуществом; истребование имущества несовершеннолетних от лиц, незаконно завладевших им; взыскание денег с должников; взыскание и возмещение причиненных несовершеннолетнему убытков; заключение в соответствии с законом договора доверительного управления имуществом и т.п. Меры по охране имущества несовершеннолетних, оставшихся без родителей или близких, которые их воспитывали и содержали, должны быть приняты органами опеки и попечительства немедленно при получении сведений о смерти родителей или близких. Опись имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, производится представителем органа опеки и попечительства с приглашением понятых. При описи могут присутствовать и иные заинтересованные лица. Если опись имущества была уже произведена жилищными органами, нотариальной конторой или другими уполномоченными организациями, то представителем органа опеки и попечительства по копии ранее составленной описи производится проверка наличного имущества и составляется соответствующий акт. Опись составляется во всех случаях, если после смерти родителей (усыновителей) к несовершеннолетнему должно перейти по наследству имущество, независимо от того, будет ли он помещен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или передан под опеку, попечительство родственника или постороннего лица. В опись заносятся предметы домашней обстановки, хозяйственные и носильные вещи с указанием отличительных признаков каждой из них, степени ее изношенности. Если в составе имущества имеется дом, скот, предметы роскоши, ценности, денежные суммы и т.п., то опись подлежит нотариальному удостоверению. Если несовершеннолетний является собственником, сособственником дома (квартиры), где он проживает, или наследником собственника, сособственника дома (квартиры), сведения о том, за кем зарегистрировано строение и оценка его, также должны быть указаны в описи. Опись имущества составляется в трех экземплярах. Один экземпляр хранится в органах опеки и попечительства (в личном деле несовершеннолетнего), второй передается лицу, принявшему имущество на хранение, третий экземпляр также находится в личном деле подопечного и при проведении проверки имущества вручается лицу, производящему проверку имущества. После проверки этот экземпляр с отметками о результатах проверки возвращается органам опеки и попечительства. Подписывается опись всеми лицами, присутствовавшими при ее составлении. На ней должна быть расписка лица, принявшего имущество на хранение до установления над несовершеннолетним опеки (попечительства). 2. При установлении опеки (попечительства) над несовершеннолетним опекун (попечитель) без предварительного разрешения органов опеки и попечительства расходует на содержание подопечного суммы, следуемые подопечному в качестве пенсий, пособий, алиментов, стипендий, заработка, иных доходов подопечного. Денежные суммы и ценные бумаги подопечного, кроме денег, необходимых на его содержание и управление имуществом, помещаются в сберегательный банк и не могут храниться у опекуна (попечителя) на руках. При наличии у подопечного имущества расходы, признанные органами опеки и попечительства необходимыми и полезными, возмещаются из доходов от имущества, а при бездоходности этого имущества или недостаточности доходов от него - из самого имущества. Расходование имущества подопечного (независимо от ценности его) допускается исключительно с разрешения органа опеки и попечительства. Без разрешения органа опеки и попечительства опекун (попечитель) не имеет права совершать какие бы то ни было сделки в отношении имущества, принадлежащего его подопечному. Не допускается выдача разрешений на совершение сделок с подопечным опекуну, попечителю, их супругам и близким родственникам, а также не разрешается опекуну, попечителю представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Орган опеки и попечительства не вправе совершать дарений от имени подопечного, равно как и обязываться от его имени по договору поручительства. 3. Сделки по отчуждению либо передаче в пользование имущества подопечного стоимостью до 10 минимальных размеров оплаты труда могут производиться опекуном (попечителем) с разрешения муниципального органа управления образованием. Если стоимость имущества превышает 10 минимальных размеров оплаты труда, то вопрос разрешается главой муниципального образования. 4. Разрешение на отчуждение, продажу имущества и расходование денежных сумм выдается опекуну (попечителю) в письменном виде. Копии документов о разрешении на отчуждение, продажу имущества хранятся в личном деле подопечного. В разрешении указывается, на какие нужды может быть израсходована опекуном (попечителем) полученная сумма. Опекун, попечитель не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, распоряжаться жилой площадью подопечного: заключать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению жилой площади, уступать часть жилого помещения, вселять кого-либо, отказываться от права приватизации жилой площади и т.п. Денежные средства, вырученные от продажи имущества подопечного, вносятся опекуном (попечителем) в Сберегательный банк на имя подопечного. В этом случае в личном деле подопечного указываются данные о внесенной сумме, номер отделения или филиала Сберегательного банка и текущего счета подопечного. При продаже опекуном (попечителем), с разрешения органа опеки и попечительства, носильных вещей, мебели и другого имущества подопечного копии товарных чеков либо иных документов, подтверждающих вырученную от реализации сумму, хранятся в личном деле подопечного. В тех случаях, когда опекуну (попечителю) разрешается расходовать средства, вырученные от продажи имущества подопечного, на приобретение другого имущества, в опись имущества подопечного дополнительно вносятся данные о приобретенном имуществе, а в личное дело подопечного приобщается расписка опекуна (попечителя) о принятии этого имущества на сохранение и под ответственность. Имущество подопечного, скоропортящееся или которое может обесцениться, прийти в негодность вследствие длительного хранения, может быть продано (реализовано) опекуном (попечителем), с последующим представлением отчета о вырученной сумме и ее использовании. 5. Опекун (попечитель) имеет право на возмещение за счет наследства подопечного расходов, понесенных им по охране наследственного имущества и по управлению этим имуществом. В этом случае выдача разрешения на получение из средств (имущества) подопечного причитающихся сумм производится органом опеки и попечительства. 6. При наличии у воспитанника детского дома, школы-интерната, другого воспитательного учреждения или учреждения социальной защиты населения вклада, ценных бумаг в его личном деле указывается размер суммы, номер филиала или отделения банка и текущего счета. В случае перевода воспитанника в другое учреждение, выпуска его или передачи под опеку, попечительство, на усыновление сберегательная книжка, ценные бумаги и документы соответственно передаются тому учреждению, самому воспитаннику, достигшему совершеннолетия, опекуну, попечителю или усыновителю. Об этом составляется акт в двух экземплярах и делается отметка в "Книге движения воспитанников" детского учреждения. Воспитанники старше 14 лет обязательно присутствуют при передаче их имущества, ценных бумаг и иных документов попечителю. 7. Органы опеки и попечительства регистрируют в настольном реестре документы об управлении имуществом раздельно от дел по опеке над личностью, и они имеют свою нумерацию по порядку номеров, начиная с первого января каждого года. Опекун (попечитель) обеспечивается органами опеки и попечительства контрольной тетрадью, в которую им записываются все получаемые на подопечного суммы (за исключением средств на содержание подопечного) и произведенные из них расходы. Опекун (попечитель) ежегодно, не позднее 1 февраля, представляет в орган опеки и попечительства письменный отчет за предыдущий год о хранении имущества подопечного и управлении этим имуществом. Годовой отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен проданного, доходах, полученных от управления имуществом, и произведенных расходах. Если опекуном (попечителем) использованы для нужд подопечного носильные вещи, вещи домашнего обихода, значащиеся по описи (не представляющие ценности, скоропортящиеся, могущие прийти в негодность), об этом также указывается в годовом отчете. В отчете опекуна (попечителя) должны быть перечислены и указаны даты получения сумм с текущего счета подопечного, вырученных от отчуждения имущества в течение отчетного года, и затрат, произведенных из них для нужд подопечного. К отчету прилагаются документы, подтверждающие произведенные расходы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и др. платежные документы). Отчет опекуна (попечителя) утверждается муниципальным органом управления образованием. На основании утвержденного отчета опекуна (попечителя) из описи имущества подопечного исключаются использованные вещи и вносятся соответствующие дополнения, изменения в опись имущества. Утвержденный отчет опекуна хранится в личном деле подопечного. Проверка сохранности имущества несовершеннолетних подопечных осуществляются органами опеки и попечительства не реже двух раз в год. 8. При обнаружении недобросовестного отношения опекуна к имуществу несовершеннолетнего (порча его, хранение в ненадлежащем виде, расходование не по назначению и др.) органы опеки и попечительства составляют об этом акт и предъявляют к опекуну (попечителю) требования о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему. При установлении факта использования опекуном (попечителем) имущества подопечного в личных интересах (использования опеки в корыстных целях) органы опеки и попечительства отстраняют опекуна (попечителя) от выполнения опекунских обязанностей и передают материал в прокуратуру. Одновременно должен быть предъявлен иск о возмещении ущерба. 9. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации орган опеки и попечительства заключает договоры доверительного управления имуществом несовершеннолетнего подопечного при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом. Права и обязанности доверительного управляющего определяются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. В отношении имущества, не переданного в доверительное управление, сохраняются полномочия опекуна или попечителя. Приложение 2 П О Л О Ж Е Н И Е о порядке установления и осуществления попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами Над совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, устанавливается по их просьбе попечительство в форме патронажа. Под патронажем как формой попечительства понимается регулярное оказание помощи в осуществлении и защите прав и выполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в этом по состоянию здоровья (болезнь, физические недостатки, немощность по старости). Гражданским кодексом Российской Федерации определен исчерпывающий перечень лиц, которые ни при каких условиях не могут быть попечителями (помощниками): несовершеннолетние, граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, лишенные родительских прав. Попечители (помощники) подвергаются соответствующей проверке, в ходе которой определяются личные качества гражданина и способность к выполнению обязанностей по попечительству. Для предотвращения возможных злоупотреблений при выборе и назначении конкретного попечителя (помощника), даже при согласии нуждающегося в этом гражданина, должны быть соблюдены требования Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок установления попечительства в форме патронажа 1. Заявление об установлении попечительства в форме патронажа подается гражданами, нуждающимися в попечительстве, в муниципальное управление социальной защиты населения по месту их регистрации по месту жительства. Учет и регистрация заявлений об установлении попечительства в форме патронажа ведется муниципальным управлением социальной защиты населения в специальном журнале. Муниципальное управление социальной защиты населения, принявшее заявление об установлении попечительства в форме патронажа, проводит обследование материально-бытового положения гражданина, нуждающегося в попечительстве в форме патронажа, с составлением акта, который заверяется подписями этого гражданина и лиц, проводящих обследование. 2. Для рассмотрения вопроса об установлении попечительства в форме патронажа представляются следующие документы: 1) Для лица, нуждающегося в попечительстве в форме патронажа: - заявление об установлении попечительства в форме патронажа; - паспорт; - выписка из финансового лицевого счета либо выписка из домовой книги жилищного органа; - медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья и нуждаемости в постороннем уходе. 2) Для лица, назначаемого попечителем (помощником): - заявление о согласии исполнять попечительские обязанности; - паспорт; - выписка из финансового лицевого счета либо выписка из домовой книги жилищного органа; - автобиография; - справка с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работы (есть ли командировки, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднять исполнение попечительских обязанностей либо способствовать их исполнению); - справки психоневрологического, кожно-венерологического, наркологического и туберкулезного диспансеров; - письменное согласие мужа (жены), совместно проживающих совершеннолетних членов семьи попечителя на установление попечительства в форме патронажа. 3. С учетом принятых документов и по результатам произведенного обследования муниципальное управление социальной защиты населения готовит заключение о целесообразности установления попечительства в форме патронажа. При составлении заключения учитываются способность гражданина к выполнению обязанностей попечителя (помощника), его нравственные и иные личные качества, отношения, существующие между ним и гражданином, нуждающимся в попечительстве в форме патронажа. 4. Решение об установлении попечительства в форме патронажа принимается органом опеки и попечительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и оформляется правовым актом Главы муниципального образования. Попечитель (помощник) назначается в течение одного месяца со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления над гражданином попечительства в форме патронажа. Распоряжение об установлении попечительства в форме патронажа направляется в муниципальное управление социальной защиты населения. Копии распоряжения выдаются на руки подопечному и попечителю (помощнику). В случае отказа в установлении попечительства в форме патронажа глава администрации официально извещает об этом заявителей и муниципальное управление социальной защиты населения. Распоряжение имуществом подопечного 5. Попечитель, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с самим подопечным, а также представлять его интересы при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом попечителя (помощника) и его близкими родственниками. 6. Граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными, они вправе самостоятельно совершать все необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами. Управление имуществом подопечного может осуществляться попечителем (помощником) как на основании договора с подопечным о доверительном управлении имуществом, так и на основании договора поручения. Исполнение попечителем своих обязанностей 7. Обязанности по попечительству в форме патронажа исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Попечители (помощники) обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Попечители (помощники) оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотребления со стороны третьих лиц. 8. Попечители (помощники) обязаны извещать муниципальные управления социальной защиты населения о перемене места жительства подопечного совместно с попечителем, самого попечителя или подопечного. Для осуществления своих обязанностей попечитель (помощник) не обязан проживать совместно со своим подопечным. Проведение обследований материально-бытовых условий лиц, находящихся под патронажем 9. Муниципальные органы социальной защиты населения ведут учет граждан, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа, и осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов подопечных. Обязательные контрольные обследования проводятся два раза в год, если необходимость более тщательного контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая. По результатам обследования составляется акт, который заверяется подписями подопечного и лиц, проводивших обследование, и приобщается к личному делу подопечного. Освобождение или отстранение попечителей от исполнения ими своих обязанностей 10. Попечитель (помощник) может быть освобожден по его просьбе от исполнения своих обязанностей при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, при отсутствии взаимопонимания с подопечным и т.п.). При помещении подопечного на постоянное место жительства в соответствующее лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение орган опеки и попечительства освобождает ранее назначенного попечителя (помощника) от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного. 11. Попечитель (помощник) может быть отстранен от исполнения им своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения им возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им попечительства в корыстных целях, а также при оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи. 12. В случаях, указанных в пунктах 10 и 11 настоящего Положения, муниципальное управление социальной защиты населения готовит заключение о нецелесообразности выполнения попечительских обязанностей данным лицом. Решение об освобождении или отстранении попечителя (помощника) от исполнения им своих обязанностей принимается органом опеки и попечительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и оформляется правовым актом Главы муниципального образования. Распоряжение об освобождении или отстранении направляется в муниципальное управление социальной защиты населения и приобщается к личному делу подопечного. Прекращение попечительства в форме патронажа 13. Попечительство в форме патронажа прекращается: - по требованию гражданина, находящегося под патронажем; - в случае смерти лица, находящегося под патронажем. Решение о прекращении попечительства в форме патронажа по требованию гражданина, находящегося под патронажем, принимается органом опеки и попечительства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и оформляется распоряжением Главы муниципального образования. Распоряжение о прекращении попечительства в форме патронажа направляется в муниципальное управление социальной защиты населения и приобщается к личному делу подопечного.". Статья 2. Вступление настоящего Областного закона в силу Настоящий Областной закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования. Органам государственной власти Ростовской области и органам местного самоуправления привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Областным законом в течение месяца со дня вступления его в силу. Глава Администрации (Губернатор) области В. Чуб г.Ростов-на-Дону 16 августа 2000 года N 98-ЗС Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|