Расширенный поиск
Постановление Правительства Волгоградской области от 27.11.2012 № 540-пПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 27 ноября 2012 г. N 540-п О долгосрочной областной целевой программе "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2013-2020 годы В целях повышения конкурентоспособности промышленности и обеспечения устойчивых темпов роста промышленного производства на территории Волгоградской области Правительство Волгоградской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2013-2020 годы. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию. И.о.вице-губернатора - председателя Правительства Волгоградской области О.В.Керсанов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Волгоградской области от 27 ноября 2012 г. N 540-п ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2013-2020 годы Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2013-2020 годы Наименование программы - долгосрочная областная целевая программа "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2013-2020 годы (далее именуется - Программа) Дата принятия решения о разработке Программы - распоряжение Губернатора Волгоградской области от 10 сентября 2012 г. N 1245-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Развитие промышленности Волгоградской области и повышение ее конкурентоспособности" на 2013-2020 годы" Государственные заказчики Программы - министерство промышленности и торговли Волгоградской области, министерство экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области, министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, министерство образования и науки Волгоградской области, министерство труда и занятости населения Волгоградской области Государственный заказчик - координатор Программы - министерство промышленности и торговли Волгоградской области Основной разработчик Программы - министерство промышленности торговли Волгоградской области Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели - цель Программы - обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышение конкурентоспособности промышленности Волгоградской области; задачи Программы: содействие модернизации и техническому перевооружению субъектов промышленной деятельности; содействие привлечению инвестиций и внедрению инноваций в промышленность Волгоградской области; содействие в обеспечении промышленности квалифицированными кадрами, отвечающими потребностям рынка; содействие совершенствованию внешней среды для развития субъектов промышленной деятельности; целевые показатели: увеличение индекса промышленного производства; увеличение объема отгруженных товаров, работ, услуг субъектами промышленной деятельности на 1 жителя; увеличение объемов инвестиций в основной капитал в обрабатывающие производства Сроки и этапы реализации Программы - реализация Программы будет осуществляться в два этапа: первый этап - 2013-2017 годы второй этап - 2018-2020 годы Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы на 2013-2020 годы составит 192000 млн.рублей, в том числе по источникам финансирования и по годам: а) областной бюджет - 1275 млн.рублей, в том числе: 2013 год - 225 млн.рублей; 2014 год- 150 млн.рублей; 2015 год- 150 млн.рублей; 2016 год- 150 млн.рублей; 2017 год- 150 млн.рублей; 2018 год- 150 млн.рублей; 2019 год- 150 млн.рублей; 2020 год - 150 млн.рублей; б) внебюджетные источники (средства предприятий) - 172225 млн.рублей, в том числе: 2013 год- 18225 млн.рублей; 2014 год - 19000 млн.рублей; 2015 год - 20000 млн.рублей; 2016 год - 21000 млн.рублей; 2017 год - 22000 млн.рублей; 2018 год - 23000 млн.рублей; 2019 год - 24000 млн.рублей; 2020 год - 25000 млн.рублей; в) федеральный бюджет -18500 млн.рублей, в том числе: 2013 год- 1800 млн.рублей; 2014 год - 2000 млн.рублей; 201 5 год - 2200 млн.рублей; 2016 год — 2300 млн.рублей; 2017 год — 2400 млн.рублей; 201 8 год — 2500 млн.рублей; 2019 год - 2600 млн.рублей; 2020 год - 2700 млн.рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - количество созданных рабочих мест в субъектах промышленной деятельности - 42 тыс.единиц; увеличение количества субъектов промышленной деятельности, участвующих в государственных и федеральных целевых программах, до 20 единиц; увеличение количества субъектов промышленной деятельности, принимающих участие в программах институтов развития, до 65 единиц; увеличение числа организаций, осуществляющих технологические инновации, до 200 единиц; увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами субъектов промышленной деятельности, до 1339 млрд.рублей; увеличение среднемесячной заработной платы в расчете на одного работника по полному кругу организаций по промышленным видам деятельности до 43,1 тыс.рублей; увеличение количества договоров с работодателями о взаимодействии в области оценки и сертификации квалификаций (с ежегодной пролонгацией предыдущих договоров) до 70 единиц Система организации контроля за исполнением Программы - контроль за исполнением Программы, координация контроля деятельности исполнителей Программы осуществляются в порядке, определенном разделом 7 Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ" 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом Основополагающими документами, определяющими политику Волгоградской области в сфере развития промышленного комплекса, являются: Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", которым определены целевые показатели экономического развития, и в целях их достижения дано поручение Министерству промышленности и торговли Российской Федерации разработать до конца 2012 года государственную программу "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"; Концепция развития промышленности Волгоградской области до 2020 года, утвержденная постановлением Администрации Волгоградской области от 26 сентября 2011 г. N 531 -п. В рамках Программы к субъектам промышленной деятельности относятся юридические лица (в том числе их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Волгоградской области, осуществляющие промышленную деятельность [в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды (разделы С, D, Е Общероссийского классификатора видов экономической деятельности)] на территории Волгоградской области и (или) способствующие реализации промышленной политики Волгоградской области. В структуре промышленности Волгоградской области за 2011 год наибольший удельный вес занимают следующие виды деятельности: производство нефтепродуктов - более 32 процентов; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 17,7 процента; производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды - 9,5 процента; химический комплекс — 8 процентов; производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака -8 процентов; добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -7 процентов; производство прочих неметаллических минеральных продуктов -4,5 процента; машиностроительный комплекс - 4,2 процента. Анализ структуры промышленности Волгоградской области в 2011 году по сравнению с 1990 годом показывает увеличение доли производства нефтепродуктов и металлургии и снижение доли отраслей, работающих на потребительский спрос (легкая и пищевая промышленность), а также отраслей, влияющих на инвестиционный спрос (машиностроительный и химический комплекс). Промышленность Волгоградской области представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, насчитывающий по состоянию на 01 января 2012 г. 3976 предприятий, в том числе 543 крупных и средних предприятия, из них 102 крупных предприятия с численностью работающих более 250 человек, 441 среднее предприятие с численностью работающих от 101 до 250 человек. На долю промышленности приходится 59 процентов налоговых доходов во все уровни бюджета Волгоградской области, более 35 процентов объема валового регионального продукта, более 33 процентов от объемов промышленного производства Южного федерального округа. По многим показателям промышленность Волгоградской области занимает ведущие позиции в Российской Федерации: по добыче полезных ископаемых - 28 место; по обрабатывающим производствам - 14 место; по производству и распределению электроэнергии, газа и воды -26 место. Индекс промышленного производства Волгоградской области за 2011 год составил 104,5 процента, за 9 месяцев 2012 г. - 104,1 процента (по Российской Федерации за 2011 год - 104,57 процента, за 9 месяцев 2012 г. - 102,9 процента). На обрабатывающие производства приходится более 80 процентов объема промышленного производства Волгоградской области и индекс промышленного производства по ним составил: за 2011 год -105 процентов к уровню предыдущего года, за 9 месяцев 2012 г. -105,2 процента. В добыче полезных ископаемых индекс промышленного производства за 2011 год вырос на 1,6 процента, за 9 месяцев 2012 г. снизился на 2,8 процента, в производстве электроэнергии газа и воды за 2011 год вырос на 4 процента к уровню 2010 года, за 9 месяцев 2012 г. - на 3,4 процента. Волгоградская область занимает ведущее место в Южном федеральном округе по объему отгруженной продукции, работ, услуг в расчете на одного жителя (за 2011 год - 213,1 тыс.рублей). Произведенная в регионе в 2011 году промышленная продукция в объеме 554,2 млрд.рублей приходится в основном (87 процентов) на два муниципальных образования: городской округ город-герой Волгоград -65,3 процента, городской округ город Волжский - 21,8 процента. За 9 месяцев 2012 г. произведено продукции на 425,1 млрд.рублей, что на 25,4 млрд.рублей выше аналогичного периода предыдущего года. Однако несмотря на положительную динамику темпов промышленного производства, у предприятий много нерешенных проблем, многие виды продукции неконкурентоспособны, что в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (далее именуется - ВТО) еще более усугубляет их положение. Отдельные предприятия находятся в сложном финансово-экономическом положении. Среди проблемных вопросов развития промышленности отмечаются: низкий уровень модернизации производства, устаревшие основные фонды предприятий; низкая обеспеченность и качество базовой инфраструктуры, низкий уровень обеспеченности производственно-промышленных площадок инфраструктурой; недостаток квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена технического профиля, отвечающих современным требованиям рынка; недостаточное участие субъектов промышленной деятельности в федеральных целевых программах; отсутствие организационных условий для эффективной деятельности субъектов промышленной деятельности в условиях вступления России в ВТО; увеличение себестоимости продукции вследствие роста затрат на энергоресурсы, а также реализация энергосберегающих мероприятий в недостаточном объёме. Одной из основных проблем промышленности региона является высокий уровень износа основных средств ряда предприятий. Без проведения масштабной модернизации производственного оборудования, внедрения новых технологий, производства продукции с более высокой степенью переработки развивать промышленное производство и производить конкурентоспособную продукцию практически невозможно. Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних субъектов промышленной деятельности составил: в 2009 году - 13,9 млрд.рублей, в 2010 году - 19,1 млрд.рублей, в 2011 году - 32,3 млрд.рублей, в том числе по обрабатывающим производствам 22,1 млрд.рублей. На модернизацию и реконструкцию производства и приобретение основных средств крупными и средними промышленными предприятиями региона направлено: в 2009 году - 9,6 млрд.рублей, в 2010 году - 12,3 млрд.рублей и в 2011 году -18 млрд.рублей. По ряду субъектов промышленной деятельности и видов деятельности существенным остается удельный вес полностью изношенных основных фондов, который составляет: в химическом производстве - 26,5 процента, в производстве транспортных средств и оборудования - 20,9 процента, в производстве машин и оборудования -20,1 процента, в производстве резиновых и пластмассовых изделий -14,7 процента. Доля устаревших основных фондов субъектов промышленной деятельности составляет: в добывающих отраслях -53,6 процента, в обрабатывающих производствах - 46,2 процента (в том числе в химических производствах - 58,7 процента, в производстве резиновых и пластмассовых изделий - 51,5 процента, в производстве электроэнергии - 27,2 процента). В условиях вступления России в ВТО высокий износ основных фондов промышленных предприятий и отсутствие стимулов для его снижения является существенным тормозом развития конкурентоспособных производств. На основании исследования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (далее именуется - Волгоградстат) выявлено, что наиболее негативно влияющими на индекс промышленного производства в регионе являются высокий износ основных фондов (каждый процент снижения индекса промышленного производства получен по причине роста износа основных фондов на 0,55 процента), низкая инвестиционная и инновационная привлекательность. Проблема с привлечением прямых инвестиций, в том числе иностранных, во многом связана с отсутствием готовых к строительству промышленных площадок с инфраструктурой, а также информации о них. Даже при всем желании открыть производство в Волгоградской области, инвестору сложно быстро сориентироваться, где именно открыть новое производство. Поиск правильной площадки для инвесторов занимает очень много времени. Данное обстоятельство играет значительную роль в уходе потенциальных инвесторов в соседние регионы. Отдельно следует выделить группу проблем, связанную с получением технических условий и дополнительных объемов инженерных мощностей, в особенности, электроэнергии. Особую актуальность эта проблема приобретает в случае реализации инвестиционного проекта за пределами крупного города, в условиях удаленности от существующей развитой инфраструктуры. По-прежнему остается низким уровень подготовки выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования: недостаточная практическая подготовка к работе на современном оборудовании, незнание передовых технологий, падение престижа инженерно-технических специальностей и рабочих профессий. В результате на отдельные предприятия для выполнения государственного заказа приходится привлекать кадры из других регионов. По данным, полученным от 30 субъектов промышленной деятельности, выявлена потребность более чем в 1 тыс.человек различных рабочих специальностей, а в целом по экономике - около 6 тыс.человек. Неоднократно данная проблема освещалась на заседаниях некоммерческого партнерства "Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области", членами которого являются руководители 170 организаций, из них порядка 90 - промышленных. Промышленные предприятия Волгоградской области недостаточно информированы о проводимых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации конкурсах и котировках, не имеют специалистов, владеющих навыками подготовки котировочных заявок и заявок на участие в открытых конкурсах, в том числе в системе подачи котировочных заявок и заявок на участие в открытых конкурсах в форме электронных документов. По итогам 2011 года в федеральных целевых программах приняли участие лишь 8 субъектов промышленной деятельности Волгоградской области на общую сумму 1,4 млрд.рублей, по оценке 2012 года - 9 субъектов промышленной деятельности привлекут в регион 1,6 млрд.рублей. Отсутствие организационных условий для эффективной деятельности субъектов промышленной деятельности в условиях вступления России в ВТО является также одной из основных проблем, затрудняющих развитие промышленности региона. Кроме того отмечается слабая информированность и следовательно недостаточная готовность значительного числа предприятий Волгоградской области к изменяющимся условиям работы при вступлении России в ВТО. Большинство субъектов промышленной деятельности нуждаются в информации о международных и зарубежных регламентах и стандартах, условиях выхода продукции на зарубежные рынки, в знаниях об использовании инструментов защиты от конкуренции. К числу факторов, также снижающих конкурентоспособность волгоградских предприятий по сравнению с аналогичными производителями и заинтересованность инвесторов в реализации своих проектов на территории нашего региона, - рост цен на услуги естественных монополий и увеличение себестоимости продукции вследствие роста затрат на энергоресурсы, реализация энергосберегающих мероприятий в недостаточном объеме, постоянные изменения на розничном рынке энергетики, высокая плата за техническое присоединение к энергосетям, высокие объемы перекрестного субсидирования. В структуре себестоимости субъектов промышленной деятельности доля затрат на электроэнергию, по данным Волгоградстата, достигает 12 процентов, в зависимости от вида экономической деятельности на отдельных производствах -40 процентов, по отдельным видам продукции - 60 процентов. Энергетическая составляющая влияет на себестоимость продукции, а в отдельных случаях является определяющей при формировании этого показателя. В условиях вступления Российской Федерации в ВТО вопрос стоимости электроэнергии все чаще связывается руководителями ряда предприятий региона с обеспечением их конкурентоспособности на внутреннем и внешних рынках. Проведенный анализ структуры себестоимости субъектов промышленной деятельности показал, что стоимость электроэнергии, поставляемой во втором полугодии на предприятия Волгоградской области, колеблется в пределах от 1,763 рубля за киловатт-час до 4,750 рубля за киловатт-час. Наибольшее влияние на величину стоимости электроэнергии оказывает сетевая составляющая, значение которой в отдельных случаях превышает стоимость покупки электроэнергии. Чаще стоимость услуг по передаче электроэнергии составляет 70-80 процентов от ее рыночной стоимости. Так же стоимость услуг по передаче электроэнергии в значительной степени зависит от того, по каким сетям осуществляется ее передача (во втором полугодии 2012 г. электроэнергия, получаемая по сетям открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", дороже электроэнергии, поставляемой по сетям открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", в 1,37 раза). Решение вышеперечисленных проблем возможно лишь в рамках программно-целевого метода. Задачей министерства промышленности и торговли Волгоградской области является обеспечение достижения конкретных показателей и индикаторов социально-экономического развития промышленности региона на основе программно-целевого метода путем реализации конкретных программных мероприятий. Успешное использование программно-целевого метода позволит с определенной точностью прогнозировать изменения экономического состояния региона. В соответствии с поставленной целью необходимо сохранять и развивать дифференцированную структуру основных видов промышленной деятельности на территории Волгоградской области. Глубокая дифференциация по видам промышленной деятельности является важным условием стратегической устойчивости промышленного комплекса. В Волгоградской области необходимо развивать традиционные виды промышленной деятельности, добычу нефти и нефтепереработку, металлургическое производство, химическое производство и машиностроение, легкую промышленность. Эти виды промышленной деятельности являются стратегическими. Особое внимание нужно уделить развитию перерабатывающей промышленности, организации высокой степени переделов, в первую очередь продукции агропромышленного комплекса, машиностроения, а также всех видов переработки сырья, в том числе нефтепродуктов. В условиях вступления России в ВТО большое значение приобретает ориентация на конечную продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках. В связи с этим необходимо стремиться к организации региональной производственной системы по замкнутому циклу воспроизводства и замещения всех видов ресурсов (в пределах крупных индустриальных центров, агломераций, территориальных образований) с полной переориентацией экономической деятельности на выпуск конечного готового продукта с высокой добавленной стоимостью. Эффективность реализации целей регионального развития во многом определяется возможностью совмещения интересов крупного бизнеса с проблемами развития региона, так как именно предприятия крупного бизнеса во многом определяют инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность региона в целом. Привлекая инвестиции в основной капитал, предприятия могут решать ряд насущных проблем региона. Программа как базовый системный документ определяет задачи промышленной деятельности в Волгоградской области на 2013-2020 годы и позволяет сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей, используя при этом в основном средства предприятий, частично средства областного бюджета, а также средства федерального бюджета (путем участия субъектов промышленной деятельности в государственных и федеральных целевых программах). 2. Основные цели и задачи Программы Целью Программы является обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышение конкурентоспособности промышленности Волгоградской области. Задачи Программы: содействие модернизации и техническому перевооружению субъектов промышленной деятельности; содействие привлечению инвестиций и внедрению инноваций в промышленность Волгоградской области; содействие в обеспечении промышленности квалифицированными кадрами, отвечающими потребностям рынка; содействие совершенствованию внешней среды для развития субъектов промышленной деятельности. Показателями, характеризующими степень достижения результатов Программы, являются: 3. Этапы и сроки реализации Программы Срок реализации Программы - 2013-2020 годы. Планируется реализация Программы в два этапа. Первый этап - 2013-2017 годы. Реализация Программы на данном этапе предусматривает: динамичный рост объемов производства, в том числе благодаря модернизации промышленных производств; расширение налоговой базы обрабатывающих производств и расширение возможностей финансирования инноваций; реализацию инвестиционных и инновационных проектов на крупных, средних и малых предприятиях, в фирмах и организациях; улучшение кадровой и социальной ситуации. Второй этап - 2018-2020 годы. На втором этапе планируется переход промышленности из стадии экономического роста к стадии интенсивного развития путем: повышения эффективности и конкурентоспособности промышленности региона без существенного наращивания производственных ресурсов; повышения инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, закрепления на существующих рынках за счет обновления ассортимента продукции, освоения новых технологий, создания кластеров и технопарков; повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования в промышленности, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. 4. Технико-экономическое обоснование Общий объем финансирования Программы на 2013-2020 годы составит 192000 млн.рублей, в том числе 1275 млн.рублей за счет средств областного бюджета. Кроме того, за весь период действия Программы планируется привлечь из федерального бюджета 18,5 млрд.рублей (в 2013 году - 1,8 млрд.рублей) и из внебюджетных источников 172,2 млрд.рублей (в 2013 году- 18,2 млрд.рублей). Средства из областного бюджета и внебюджетных источников будут направлены на реализацию Программы по трем основным направлениям: 1. Содействие модернизации, технологическому развитию и инновационной активности субъектов промышленной деятельности -1146 млн.рублей из областного бюджета (по 150 млн.рублей ежегодно), -172000 млн.рублей за счет внебюджетных источников. Реализация мероприятий раздела направлена на формирование благоприятных условий для технологического развития и модернизации субъектов промышленной деятельности, в том числе обновления парка оборудования, прежде всего за счет собственных средств предприятия и частично за счет областного бюджета в виде субсидий. Мероприятия финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности направлены на снижение издержек крупных и средних субъектов промышленной деятельности Волгоградской области на модернизацию производства, привлечение дополнительных внебюджетных источников, направленных на обновление основных фондов предприятий и организаций, находящихся на территории Волгоградской области. Субсидированию не подлежат затраты субъектов промышленной деятельности Волгоградской области, просубсидированные ранее органами исполнительной власти различных уровней и органов местного самоуправления в рамках иных программ (мероприятий). Субсидии будут предоставляться на конкурсной основе в соответствии с Положением о проведении конкурсного отбора субъектов промышленной деятельности на право получения субсидии, утверждаемым постановлением Правительства Волгоградской области. В данном документе будут определены категории и (или) критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидии, цели, условия и порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Для обеспечения эффективности использования бюджетных средств в качестве условий предоставления субсидий субъектам промышленной деятельности предусматриваются следующие требования: увеличение объемов производства, создание дополнительных рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет региона. 1.1. Мероприятие "Возмещение части затрат субъектов промышленной деятельности, связанных с приобретением оборудования в целях создания, развития или модернизации производства" направлено на создание новых современных производств, технологическое перевооружение и развитие действующих производств субъектов промышленной деятельности и их модернизацию. Реализация данного мероприятия позволит субъектам промышленной деятельности возмещать часть затрат, связанных с модернизацией производств, но не более 10 млн.рублей на одного субъекта. Все это позволит оценочно 15 субъектам промышленной деятельности региона ежегодно приобретать оборудование стоимостью до 2000 млн.рублей, увеличить ежегодно выпуск продукции на 5 процентов (на 2,8 млрд.рублей к выпускаемой продукции на сумму 21 млрд.рублей) и обеспечить рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет на 150 млн.рублей (дополнительно к 650 млн.рублей налогов, уплачиваемым ими в консолидированный бюджет области), создать дополнительно около 1200 рабочих мест, увеличить среднюю заработную плату на 10 процентов. 1.2. Мероприятие "Субсидирование части затрат, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретением лицензий и внедрением в производство инновационной продукции" направлено на возмещение части фактически произведенных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретение лицензий и внедрение в производство инновационной продукции. Реализация данного мероприятия позволит субъектам промышленной деятельности возмещать часть затрат, связанных с внедрением в производство инновационной продукции, но не более 3 млн.рублей на одного субъекта, что даст возможность ежегодно получать поддержку более 7 субъектам промышленной деятельности. Все это позволит внедрять новые технологии, выпускать новые, более конкурентоспособные в условиях ВТО виды продукции, увеличить затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы до 100 млн.рублей, увеличить выпуск производимой продукции на 150 млн.рублей в год и перечислить дополнительно в бюджет региона около 10 млн.рублей. 2. Совершенствование внешней среды для развития субъектов промышленной деятельности, содействие привлечению инвестиций и инноваций на период до 2020 года - 115 млн.рублей из областного бюджета (в 2013 году - 80 млн.рублей, в последующие годы по 5 млн.рублей в год), — 225 млн.рублей за счет внебюджетных источников. 2.1. Мероприятие "Создание центра кластерного развития". Создание и обеспечение деятельности центра кластерного развития планируется в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие кластеров, в том числе инновационных территориальных кластеров, и кооперационное взаимодействие участников кластеров между собой. В настоящее время рассматривается возможность организации Волгоградского инновационного территориального кластера по производству современных строительных материалов и высокочистых химических продуктов на основе Светлоярского и Наримановского месторождений хлористого магния на площадке закрытого акционерного общества "Бишофит-Авангард" со следующими консолидированными показателями всех проектов кластера: выручка - 10 млрд.рублей, налоговые поступления - более 800 млн.рублей, количество новых рабочих мест - 602 единицы. Разработан проект проведения в Волгоградской области стратегической сессии по данному кластеру - основного формата презентации федеральным органам исполнительной власти и экспертного обсуждения развития территориальных инновационных кластеров с участием представителей Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минрегиона России, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (далее именуется - Деловая Россия ), Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", профильных экспертов и консультантов. В рамках Соглашения о сотрудничестве от 21 декабря 2011 г. в целях координации и поддержки опорных проектов в несырьевых отраслях национальной экономики - крупных территориально-промышленных кластеров и иных инвестиционных проектов, заключенного между Деловой Россией, Минэкономразвития России, Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" и автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" была создана Рабочая группа по разработке механизмов и принципов реализации стратегии новой индустриализации России. Согласно требованиям названной Рабочей группы одним из основных условий функционирования кластеров является наличие в регионе центра кластерного развития, осуществляющего технологическое и организационное взаимодействие между участниками кластера. В результате создания центра кластерного развития планируется оказывать следующие виды услуг: стратегическое (кластерное) бизнес-планирование; бизнес-планирование предприятий отдельных участников; обеспечение договорной среды между участниками кластера; обеспечение консолидированного подхода при кредитовании; консультирование по вопросам взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, институтами развития, помощь в подготовке заявок для привлечения финансирования; маркетинговое, финансовое, технологическое консультирование; обеспечение межкластерного взаимодействия. В соответствии с решением правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Минэкономразвития России от 30 января 2012 г. был сформирован перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. Также в настоящее время Минэкономразвития России, Минфином России прорабатываются меры государственной поддержки участников кластеров совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Волгоградская область проводит работу по подготовке заявки на включение региональных проектов в перечень инновационных территориальных кластеров, которым будет оказываться содействие в развитии на федеральном уровне. 2.2. Мероприятие "Организация работы по формированию площадок с подготовленной инфраструктурой для размещения потенциальных инвесторов" предполагает формирование и актуализацию реестра инвестиционных площадок региона, размещение данной информации на портале Губернатора и Правительства Волгоградской области, содействие в поиске инвесторов для размещения на инвестиционных площадках. В дальнейшем предусматривается создание промышленных площадок с подготовленной инфраструктурой. 2.3. Мероприятие "Организация и проведение форумов, совещаний, круглых столов, семинаров, курсов и иных мероприятий" предусматривает размещение государственного заказа на проведение форумов, совещаний, семинаров, круглых столов и иных мероприятий, направленных на развитие промышленности региона. В целях привлечения дополнительных средств из федерального бюджета посредством участия субъектов промышленной деятельности в государственных и федеральных целевых программах планируется организация и проведение круглых столов, семинаров, конференций с участием сотрудников министерства промышленности и торговли Волгоградской области и представителей Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. В целях обеспечения субъектов промышленной деятельности дополнительными источниками финансирования для реализации инвестиционных и инновационных проектов планируется организация и проведение круглых столов, семинаров и конференций с участием промышленных предприятий и представителей институтов развития, включая открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", Российский фонд технологического развития, государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", государственную корпорацию "Ростехнологии", открытое акционерное общество "РОСНАНО", государственную некоммерческую организацию "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" и других. В рамках реализации мер по поддержке субъектов промышленной деятельности в условиях вступления России в ВТО планируется проведение семинаров, конференций, в том числе с приглашением экспертов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Российской торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей для обеспечения субъектов промышленной деятельности информацией о международных и зарубежных регламентах и стандартах, условиях выхода продукции на зарубежные рынки, об использовании инструментов защиты от конкуренции. Кроме того, в целях укрепления межрегиональных кооперационных связей между субъектами промышленной деятельности регионов, поиска новых и расширения существующих рынков сбыта, развития межрегионального научного и научно-технического сотрудничества, обеспечения интеграции науки и образования планируется организация и проведение ежегодного всероссийского промышленного форума на территории Волгоградской области. Реализация данного мероприятия будет способствовать увеличению к 2020 году количества предприятий, участвующих в государственных и федеральных целевых программах с ежегодным привлечением средств из федерального бюджета не менее 1,5 млрд.рублей, до 20 и количества субъектов промышленной деятельности, принимающих участие в программах институтов развития, до 65. 2.4. Мероприятие "Организация и формирование системы прогнозных показателей, отражающих соответствие между приходом и расходом топливно-энергетических ресурсов". Система прогнозных показателей, отражающих соответствие между приходом и расходом топливно-энергетических ресурсов (топливно-энергетический баланс) будет разрабатываться по региону в целом и даст возможность провести анализ эффективности использования энергоресурсов в производственных процессах, выявить потребности в них, определить рациональную структуру энергопотребления, целесообразность покрытия потребности в энергоресурсах из различных источников, а также решить задачи энергосбережения, рационализации энергетического хозяйства предприятия. 2.5. Мероприятие "Организация сбора данных о фактическом потреблении энергетических ресурсов, а также оценка потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности региона". Оценка потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности региона подразумевает под собой анализ фактически достигнутых показателей энергопотребления в отчетном периоде и показателей, которые могут быть достигнуты при реализации мероприятий, заложенных в Программе по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Таким образом, существует возможность просчитать экономическую выгоду и целесообразность применения тех или иных мероприятий по энергосбережению. 2.6. Мероприятие "Субсидирование части затрат, связанных с производством пивоваренной продукции" направлено на возмещение части затрат, понесенных при увеличении объемов производства и реализации пивоваренной продукции с объемной долей этилового спирта ниже 10 процентов. Реализация данного мероприятия позволит производителям пивоваренной продукции увеличивать производство продукции и использовать свои производственные мощности в полном объеме. Ежегодно получать поддержку смогут около 3 производителей пивоваренной продукции, что в свою очередь позволит увеличить выпуск производимой продукции на 500 млн.рублей в год, перечислить дополнительно в бюджет региона около 150 млн.рублей, сохранить около 300 рабочих мест, увеличить среднюю заработную плату на 5 процентов. 3. Содействие обеспечению субъектов промышленной деятельности квалифицированными кадрами -14 млн.рублей из областного бюджета (по 2 млн.рублей ежегодно). Реализация мероприятий раздела направлена на сохранение и воспроизводство кадрового потенциала субъектов промышленной деятельности. 3.1. Мероприятие "Участие работодателей в подготовке квалифицированных рабочих кадров в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Волгоградской области" будет способствовать развитию социального партнерства и механизмов взаимодействия между учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования и предприятиями - заказчиками рабочих кадров, подготовке кадров для конкретного субъекта промышленной деятельности. Мероприятие предполагает закрепление за учреждениями профессионального образования субъектов промышленной деятельности, приобретение ими статуса "базовое предприятие", создание механизма тесного взаимодействия между предприятием - заказчиком кадров и учреждением профессионального образования - поставщиком кадров для предприятия. Это позволит образовательным учреждениям использовать современное оборудование субъектов промышленной деятельности для производственной практики, стажировки педагогических работников, мастеров производственного обучения. 3.2. Мероприятие "Разработка порядка формирования ежегодного регионального заказа субъектов промышленной деятельности на профессиональную подготовку по высокотехнологичным профессиям рабочих субъектов промышленной деятельности, а также граждан для последующего трудоустройства на субъекты промышленной деятельности". Планируется разработка единого для всех субъектов промышленной деятельности порядка, устанавливающего сроки, правила, перечни документов, необходимых условий для оформления заявок на подготовку требуемых кадров. 3.3. Мероприятие "Создание регионального многофункционального центра прикладных квалификаций" позволит сбалансировать объемы и профили выпускаемых системой образования Волгоградской области рабочих и специалистов с потребностями работодателей в краткосрочной перспективе, создать систему сертификации профессиональных квалификаций, подготовить ПО региональных экспертов по оценке квалификаций, привлечь 70 работодателей (предприятий) во взаимодействие с региональным многофункциональным центром прикладных квалификаций в области оценки и сертификации квалификаций. Реализация мероприятия будет проходить в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". Организация регионального многофункционального центра прикладных профессиональных квалификаций позволит создать в регионе механизм, регулирующий подготовку кадров учреждениями профессионального образования, осуществляющими свою деятельность на территории Волгоградской области, за счет соответствующих исследований потребности предприятий в кадрах, потребности в квалификационных характеристиках и требованиях, предъявляемых работодателями к работнику, мониторинга качества профессионального образования, разработки и внедрения профессиональных (отраслевых) стандартов. Кроме того, создание регионального многофункционального центра прикладных квалификаций позволит с 2014 года осуществлять набор учащихся и студентов в учреждения профессионального образования Волгоградской области, основываясь на перспективной потребности промышленных предприятий в квалифицированных кадрах, и с 2015 года обеспечивать промышленные предприятия в Волгоградской области высококвалифицированными рабочими кадрами, снизить затраты предприятий на ввод работника на рабочее место после завершения обучения. 3.4. Мероприятие "Доработка подсистемы "Электронный работодатель" автоматизированной системы обработки информации службы занятости населения Волгоградской области" включает: разработку и внедрение в подсистему "Электронный работодатель" автоматизированной системы обработки информации службы занятости населения Волгоградской области банка видеорезюме высококвалифицированных рабочих, имеющих профессии, востребованные субъектами промышленной деятельности Волгоградской области; разработку и внедрение в подсистему "Электронный работодатель" механизма автоматизированной подачи заявок в службу занятости на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов из числа граждан, в установленном порядке признанных безработными, для последующего трудоустройства на предприятие. 5. Система программных мероприятий Перечень мероприятий Программы с объемами и источниками финансирования представлен в приложении к Программе. 6. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования Программы на 2013-2020 годы составит 192000 млн.рублей, в том числе по источникам финансирования и по годам: а) областной бюджет — 1275 млн.рублей, в том числе: 2013 год - 225 млн.рублей; 2014 год- 150 млн.рублей; 2015 год— 150 млн.рублей; 2016 год - 150 млн.рублей; 2017 год-150 млн.рублей; 2018 год- 150 млн.рублей; 2019 год- 150 млн.рублей; 2020 год - 150 млн.рублей. б) внебюджетные источники (средства предприятий) - 172225 млн.рублей, в том числе: 2013 год- 18225 млн.рублей; 2014 год - 19000 млн.рублей; 2015 год - 20000 млн.рублей; 2016 год - 21000 млн.рублей; 2017 год - 22000 млн.рублей; 2018 год - 23000 млн.рублей; 2019 год - 24000 млн.рублей; 2020 год - 25000 млн.рублей. в) федеральный бюджет - 18500 млн.рублей, в том числе: 2013 год- 1800 млн.рублей; 2014 год -2000 млн.рублей; 2015 год — 2200 млн.рублей; 2016 год - 2300 млн.рублей; 2017 год - 2400 млн.рублей; 2018 год - 2500 млн.рублей; 2019 год - 2600 млн.рублей; 2020 год - 2700 млн.рублей Средства федерального бюджета будут привлечены самостоятельно субъектами промышленной деятельности (без софинансирования) путем прямого участия в государственных и федеральных целевых программах. Финансирование Программы из областного бюджета осуществляется по следующим видам расходов: выполнение функций государственными органами - в сумме 40,2 млн.рублей; субсидии юридическим лицам - в сумме 1221 млн.рублей; субсидии автономным учреждениям - в сумме 13,8 млн.рублей. 7. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы строится на принципах партнерства, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей. Государственный заказчик - координатор Программы определяет основное содержание направлений и мероприятий Программы. Государственные заказчики Программы осуществляют следующие функции: организуют и проводят отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы; разрабатывают мероприятия по развитию промышленности Волгоградской области и повышению ее конкурентоспособности, организуют их реализацию; обеспечивают финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета. Механизм реализации Программы включает в себя: стратегическое планирование и прогнозирование; применение правовых рычагов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти; организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления). Реализация Программы осуществляется через: заключение государственных контрактов на закупку товаров, выполнение работ и (или) оказание услуг, необходимых для реализации Программы; предоставление субсидий. Реализация Программы в части выполнения мероприятий по приобретению товаров, работ, услуг осуществляется на основе государственных заказов. Размещение государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок, условия и критерии предоставления субсидий субъектам промышленной деятельности определяются нормативными правовыми актами Правительства Волгоградской области. 8. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения Руководителем Программы является министр промышленности и торговли Волгоградской области, который несет ответственность за: реализацию Программы; конечные результаты Программы; эффективное использование выделяемых для реализации Программы финансовых средств. Руководитель Программы определяет формы и методы управления реализацией Программы. Государственный заказчик- координатор Программы: с учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняет затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей; ведет отчетность в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ". 9. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы В состав Программы вошли мероприятия организационно-экономической, технической и образовательно-социальной направленности, для оценки эффективности выполнения которых используются показатели разных категорий. Для обоснования целесообразности выделения средств на выполнение мероприятий Программы следует учитывать эффекты разных категорий - экономический, технический, социальный и другие. При этом некоторые из мероприятий приводят к достижению сразу нескольких эффектов. Ожидаемые обобщенные последствия (эффекты) вытекают из программной цели обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства и повышения конкурентоспособности промышленности путем интенсивной модернизации и технического перевооружения, подготовки и переподготовки кадрового потенциала с формированием нового инженерно-технического поколения, способного обеспечить инновационный характер развития промышленности, создания условий для повышения инвестиционной привлекательности субъектов промышленной деятельности и обеспечения притока частных инвестиций в промышленность региона. Главный интегральный эффект, который предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в повышении качества жизни части населения Волгоградской области, прямо или косвенно зависящего от показателей функционирования промышленности, за счет увеличения заработной платы, повышения уровня интеллектуализации, мобильности, экологической безопасности и других факторов. Основной экономический эффект будет состоять в получении субъектами промышленной деятельности Волгоградской области прибыли в результате реализации тех мероприятий, которые имеют коммерческую направленность, а также в содействии повышению производительности труда и общему росту экономики региона. Основной технический эффект будет состоять в модернизации субъектов промышленной деятельности Волгоградской области и в более интенсивном развитии наукоемких производств и технологий. Реализация мероприятий Программы благодаря мероприятиям по техническому перевооружению и модернизации оборудования будет оказывать положительное влияние на экологическую ситуацию в Волгоградской области. При реализации Программы необходимо ориентироваться на достижение поставленной в ней цели, но при этом как сама цель, так и этапы продвижения региона к ней должны иметь индикативное выражение, позволяющее контролировать ход реализации Программы. Программа носит системообразующий характер для повышения эффективности использования и результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на цели модернизации субъектов промышленной деятельности Волгоградской области. Новое качество государственного управления как результат реализации Программы является важным фактором социально-экономического развития страны и повышения качества жизни населения. Оценка эффективности Программы проводится путем установления степени достижения ожидаемых результатов реализации Программы, сравнения с макроэкономическими показателями Волгоградской области и сопоставления их с уровнем финансирования Программы. Эффективность реализации Программы определяется исходя из соотношения среднего показателя, характеризующего социально-экономическую эффективность, эффективность достижения целевых показателей, определенных Программой, эффективность реализации основных мероприятий Программы и бюджетной эффективности Программы, и рассчитывается по формуле: СП Э =------- х 100%, где: БЭ Э - эффективность реализации Программы; СП - средний показатель, характеризующий социально-экономическую эффективность, эффективность достижения целевых показателей, определенных Программой, эффективность реализации основных мероприятий Программы; БЭ - бюджетная эффективность, характеризующая степень исполнения планируемых затрат по Программе из областного бюджета. Бюджетная эффективность рассчитывается по формуле: Зп БЭ= ----, где: Зф Зп — планируемые затраты из областного бюджета на реализацию Программы; Зф - фактические затраты из областного бюджета на реализацию Программы. Средний показатель, характеризующий социально-экономическую эффективность, эффективность достижения целевых показателей, определенных Программой, эффективность реализации основных мероприятий Программы, рассчитывается по формуле: Эсэ + Эцп + Эмп СП= -------------—----, где 3 Эсэ - социально-экономическая эффективность, характеризующая степень социальной и экономической результативности реализации Программы; Эцп - эффективность достижения целевых показателей Программы, характеризующая степень достижения целевых показателей; Эмп - эффективность реализации основных мероприятий Программы, характеризующая степень реализации основных мероприятий Программы. Социально-экономическая эффективность определяется исходя из среднего показателя, характеризующего динамику налоговых поступлений, средней численности работников и выручки от реализации товаров, работ и услуг субъектов промышленной деятельности, получивших финансовую поддержку в рамках Программы, и рассчитывается по формуле: НП + ЧР + ОТ Эсэ =---------------, где 3 НП - оценка динамики налоговых поступлений от субъектов промышленной деятельности, получивших поддержку; ЧР - оценка динамики средней численности работников субъектов промышленной деятельности, получивших поддержку; ОТ - оценка динамики объема отгруженных товаров, работ, услуг субъектами промышленной деятельности, получившими поддержку. Оценка динамики налоговых поступлений от субъектов промышленной деятельности (НП) рассчитывается по формуле: НПполуч НП= ---------,где: НПобщ НПполуч - темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области от всех субъектов промышленной деятельности, получивших поддержку, в отчетном году относительно предыдущего года (в процентах); НПобщ - темп роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Волгоградской области от субъектов промышленной деятельности в отчетном году относительно предыдущего года (в процентах). Оценка динамики средней численности работников субъектов промышленной деятельности, получивших поддержку (ЧР), рассчитывается по формуле: ЧРполуч ЧР = ----------, где ЧРобщ ЧРполуч - темп роста средней численности работников субъектов промышленной деятельности Волгоградской области, получивших поддержку, в отчетном году относительно предыдущего года (в процентах); ЧРобщ - темп роста средней численности работников всех субъектов промышленной деятельности Волгоградской области в отчетном году относительно предыдущего года (в процентах). Оценка динамики объема отгруженных товаров, работ, услуг субъектами промышленной деятельности, получившими поддержку (ОТ), рассчитывается по формуле: ОТполуч ОТ= ----------,где: ОТобщ ОТполуч - темп роста выручки от реализации товаров, работ, услуг субъектов промышленной деятельности, получивших поддержку, в отчетном году относительно предыдущего года (в процентах); ОТо6щ - темп роста выручки от реализации товаров, работ, услуг всех субъектов промышленной деятельности Волгоградской области в отчетном году относительно предыдущего года (в процентах). Эффективность достижения целевых показателей Программы, характеризующая степень достижения целевых показателей, указанных в таблице раздела 2 Программы, рассчитывается по формуле: п SUM Эцпi i =1 Эцп=------------, где: N Эцпi- эффективность достижения i-го целевого показателя Программы; п - количество показателей. Эффективность достижения i-го целевого показателя Программы (Эцпi) рассчитывается по формуле: Эцпфi Эцпi = --------, где Эцппi Эцпфi - фактические результаты достижения i-го целевого показателя Программы; Эцппi - планируемые результаты достижения i-го целевого показателя Программы. Эффективность реализации основных мероприятий Программы (Эмп), характеризующая степень реализации основных мероприятий Профаммы, рассчитывается по формуле: п SUM Эмпi i=l Эмп =------------, где: N Эмпi - эффективность реализации i-го основного мероприятия Программы; п - количество мероприятий. Эффективность реализации i-го основного мероприятия Программы (Эмпi) рассчитывается по формуле: Эмпфi Эмпi = --------, где: Эмппi Эмпфi - фактические результаты реализации i-го основного мероприятия Программы. Эмппi - фактические результаты реализации i-го основного мероприятия Программы. Индикаторы показателей результативности реализации мероприятий Программы на очередной год устанавливаются ежегодно не позднее 01 июня и утверждаются приказом министерства промышленности и торговли Волгоградской области. Уровень эффективности реализации Программы определяется исходя из значений эффективности реализации Программы (Э): более 100 процентов - высокий уровень эффективности; от 85 до 100 процентов - приемлемый уровень эффективности; от 60 до 85 процентов - низкий уровень эффективности; менее 60 процентов - критический уровень эффективности. Оценка эффективности Программы представляет собой механизм контроля за выполнением мероприятий Программы и проводится ежегодно, не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|