Расширенный поиск

Постановление Правительства Астраханской области от 02.07.2008 № 345-П

 



                         АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     02.07.2008 N 345-П


О концепции отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного
        образования в Астраханской области на 2009-2011 годы"



     В соответствии с  Законом  Астраханской области  от 29.10.2004  N
54/2004-ОЗ  "О территориальном  прогнозировании  и целевых  программах
Астраханской  области",   постановлением  Правительства   Астраханской
области  от 22.06.2007  N  227-П "О  Порядке  разработки и  реализации
комплексных и отраслевых  целевых программ на территории  Астраханской
области", а также  в целях  развития системы дошкольного  образования,
обеспечивающей   максимальный   охват   детей   дошкольного   возраста
Астраханской области вариативным качественным дошкольным образованием,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию отраслевой  целевой
программы  "Развитие системы  дошкольного  образования в  Астраханской
области на 2009-2011 годы".
     2. Определить  государственным   заказчиком  отраслевой   целевой
программы  "Развитие системы  дошкольного  образования в  Астраханской
области  на   2009-2011   годы"  министерство   образования  и   науки
Астраханской области.
     3. Министерству образования и науки Астраханской области  (Гутман
В.А.) в  двухнедельный срок разработать  отраслевую целевую  программу
"Развитие системы  дошкольного образования в  Астраханской области  на
2009-2011 годы" и внести ее на утверждение Правительства  Астраханской
области в установленном порядке.
     4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор
Астраханской области                                       А.А. Жилкин



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением
     Правительства
     Астраханской области
     от 02.07.2008 N 345-П

                              Концепция
отраслевой целевой программы "Развитие системы дошкольного образования
              в Астраханской области на 2009-2011 годы"

                             1. Введение
     
     Конституция Российской Федерации  гарантирует  права  граждан  на
образование.   Однако   в   условиях  сложной  социально-экономической
ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере.
     На современном   этапе   развития  России   образование   в   его
неразрывной, органичной  связи с  наукой становится  все более  мощной
движущей силой экономического роста, что делает его одним из важнейших
факторов благополучия каждого гражданина
     Главная задача российской образовательной политики -  обеспечение
современного   качества   образования   на   основе   сохранения   его
фундаментальности   и   соответствия   актуальным   и    перспективным
потребностям личности, общества и государства.
     Гармоничное воспитание  молодого  поколения  является  одним   из
приоритетных направлений социальной политики государства.
     Эта цель достижима при условии активного вовлечения в  реализацию
образовательной  политики   граждан  России,   семьи  и   родительской
общественности, федеральных и региональных институтов  государственной
власти,           органов           местного           самоуправления,
профессионально-педагогического   сообщества,   научных,   культурных,
коммерческих и общественных институтов.
     Вместе с тем ситуация с развитием системы дошкольного образования
на территории Астраханской области вызывает тревогу.
     Именно поэтому    особое   значение    приобретает    обеспечение
государственных   гарантий   доступности   качественного   дошкольного
образования и равных  стартовых возможностей  детей при поступлении  в
школу.
     Концепция отраслевой   целевой   программы   "Развитие    системы
дошкольного  образования в  Астраханской  области на  2009-2011  годы"
(далее - концепция),  разработанная министерством образования и  науки
Астраханской области,  представляет  собой комплексную  многоуровневую
систему  мероприятий,  направленных на  развитие  системы  дошкольного
образования в Астраханской области.
     Правовую основу  концепции   составляют  Конституция   Российской
Федерации,  федеральные  законы  и другие  нормативные  правовые  акты
Российской Федерации и Астраханской области, регламентирующие  вопросы
развития системы образования.
     
    2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
                      программно-целевым методом

     В соответствии       с       действующим        законодательством
общеобразовательные   программы  дошкольного   образования   реализуют
дошкольные образовательные  учреждения (далее -  ДОУ), учреждения  для
детей   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста,   а   также
общеобразовательные учреждения. Перечисленные учреждения предоставляют
комплексные  услуги по  образованию,  присмотру и  уходу  за детьми  в
течение дня или круглосуточно. Большая доля занятого платежеспособного
населения,   имеющего   детей   дошкольного   возраста    предпочитают
воспользоваться именно этой объединенной услугой.
     Всего в Астраханской области  проживает 67057 (в  том числе в  г.
Астрахани - 33209) детей дошкольного возраста (от одного года до  семи
лет,  не посещающих  1  класс), из  них  35331 дошкольник  -  посещает
полнодневные  группы   в   образовательных  учреждениях,   реализующих
программы  дошкольного образования  (в  том  числе  в г.  Астрахани  -
18888). На 1  января 2008 года охват  детей дошкольным образованием  в
Астраханской области составил 52,6  %, а численность детей,  состоящих
на учете  для  определения в  образовательные учреждения,  реализующие
программы дошкольного образования  для получения комплексной услуги  -
18 450 (27,5%) человек, из  них в г. Астрахани  - 14 611, в области  -
3839.
     Ситуация дефицита мест в дошкольных образовательных  учреждениях,
сложилась  по  ряду  причин:   рост  рождаемости  и  сокращение   сети
образовательных   учреждений,   реализующих   программы    дошкольного
образования;  несовершенная  региональная нормативная  правовая  база,
регулирующая  вариативное  развитие сети  образовательных  учреждений,
предоставляющих  услуги  дошкольного  образования  в  зависимости   от
гражданского заказа.
     До 2000  года,  в  период снижения  рождаемости  и  экономической
нестабильности,  система   дошкольного   образования  претерпела   ряд
изменений  и   стала  представлять   собой  многофункциональную   сеть
дошкольных образовательных  учреждений, предоставляющую  разнообразный
спектр  образовательных услуг  с  учетом возрастных  и  индивидуальных
особенностей развития ребенка. При этом 16 дошкольных  образовательных
учреждений Астраханской области  были переданы  в аренду, проданы  или
закрыты (в том числе 14 - по г. Астрахани).
     Последние годы в Астраханской области,  как и в целом по  России,
наблюдается улучшение демографической ситуации. При условии сохранения
тенденции  роста  рождаемости,  к 2010  году  общее  количество  детей
дошкольного возраста составит 88 525.
     Данные динамики изменения численности детей дошкольного  возраста
по  региону   на  01.01.2008   представлены  территориальным   органом
федеральной службы государственной статистики по Астраханской  области
в таблице N 1.
                                                           Таблица N 1
  |—————————————————|————|————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|
  |                 |2001|2002|2003 |2004 |2005 |2006 |2007 |Всего|
  |—————————————————|————|————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|
  |Всего по области |9530|9714|10888|11965|12197|11959|12267|78520|
  |—————————————————|————|————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|
  |В том числе      |4461|4492|5289 |5947 |6059 |6148 |6074 |38470|
  |г. Астрахань     |    |    |     |     |     |     |     |     |
  |—————————————————|————|————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|
  |% прироста       |    |1,9 |12   |9,9  |1,9  |- 2  |2,6  |     |
  |последующего года|    |    |     |     |     |     |     |     |
  |к предыдущему    |    |    |     |     |     |     |     |     |
  |—————————————————|————|————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|
  |% прироста       |    |1,9 |14,2 |26   |28   |25,5 |28,7 |     |
  |последующего года|    |    |     |     |     |     |     |     |
  |к 2001           |    |    |     |     |     |     |     |     |
  |—————————————————|————|————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|
     При изменении   числа   дошкольников   одновременно   происходило
изменение  сети  образовательных  учреждений,  реализующих   программы
дошкольного образования. Динамика изменений  за период с 2000 по  2008
год представлена в таблице N 2.
                                                           Таблица N 2
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|                    |2000 |2001 |2002 |2003 |2004 |2005 |2006 |2007 |2008   |
|                    |     |     |     |     |     |     |     |     |прогноз|
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|Всего               |366  |378  |348  |338  |354  |333  |331  |334  |346    |
|образовательных     |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|учреждений,         |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|реализующих         |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|программы           |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|дошкольного         |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|образования, из них:|     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|Муниципальных ДОУ   |298  |292  |264  |258  |260  |230  |236  |242  |246    |
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|Негосударственных   |37   |37   |32   |27   |25   |24   |14   |10   |9      |
|ДОУ                 |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|Областные ДОУ       |     |     |     |     |1    |1    |1    |2    |2      |
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|Учреждений для      |17   |17   |20   |20   |17   |17   |17   |16   |14     |
|детей дошкольного и |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|младшего школьного  |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|возраста            |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|Общеобразовательных |14   |32   |32   |33   |51   |61   |63   |64   |75     |
|учреждений с        |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|группами            |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|дошкольного         |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|образования         |     |     |     |     |     |     |     |     |       |
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
|Кол-во детей в них  |27634|27575|27335|27905|29392|30902|32938|35331|35850  |
|————————————————————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|—————|———————|
     
     По данным   мониторинга   министерства   образования   и    науки
Астраханской  области,  потребность   опрошенных  семей  в   получении
дошкольного образования в полнодневных группах, организованных на базе
различных учреждений,  составляет 80,8 %,  причем полнодневные  группы
при дошкольных образовательных  учреждениях предпочли  бы 63,1 %,  при
центрах дополнительного образования - 9,1 %, а при школах - 8,6 %.
     В связи   с   недостатком   мест   в   полнодневных    дошкольных
образовательных  учреждениях  и  (или)  по  другим  причинам   (слабое
здоровье дошкольников,  невозможность родителей оплачивать  содержание
ребенка в полнодневных группах  или желание индивидуального подхода  к
ребенку и возможность оплатить  более комфортные условия) часть  семей
предпочла   воспользоваться   альтернативными   формами    дошкольного
образования:
     - группами кратковременного пребывания,  организованными на  базе
центров      дополнительного      образования,      негосударственными
образовательными учреждениями или частными предпринимателями;
     - услугами частных воспитателей, гувернеров;
     - воспитанием и образованием ребенка-дошкольника в семье.
     В зависимости    от   организационно-правового    статуса    сеть
образовательных учреждений Астраханской области предоставляющих услуги
дошкольного  образования  (группы  кратковременного  и   полнодневного
пребывания детей) подразделяются на:
     - муниципальные     образовательные     учреждения    (дошкольные
образовательные учреждения - 243, образовательные учреждения для детей
дошкольного и младшего школьного возраста - 15,  дошкольные группы при
школах организованы в 64 образовательных учреждениях,  14  учреждениях
дополнительного образования);
     - областные государственные учреждения (областное государственное
образовательное   учреждение   "Детский   сад  компенсирующего  вида",
областное  государственное  образовательное   учреждение   для   детей
дошкольного   и  младшего  школьного  возраста  "Верботон",  областное
государственное    общеобразовательное     учреждение     специального
профессионального   образования   "Черноярский   губернский  колледж",
специальная  коррекционная  общеобразовательная   школа-интернат   N7,
областное  государственное  образовательное учреждение дополнительного
образования детей - 4;
     - негосударственные  (Центр  развития ребенка ООО "Газпром добыча
Астрахань" - 5,  НДОУ "Связьинформ" -  1,  некоммерческая  организация
"Школа Престиж",  международный лингвистический центр "Полиглот",  ООО
"Универсальное агентство "Алекс Эль",  частный предприниматель "Мамина
школа").
     В настоящее время  в  муниципальных образовательных  учреждениях,
реализующих программы  дошкольного  образования (полнодневные  группы)
административные  должности   занимают  -   323  человека,   должности
воспитателя  - 2244,  должности  специалистов  -  585. Из  них  высшее
образование имеет 38,5%, среднее специальное  - 60%, среднее - 1,5  %.
Средний возраст воспитателей составляет 48 лет.
     Распределение педагогических  работников  ДОУ  по  стажу   работы
выглядит следующим  образом: доля  педагогических работников,  имеющих
стаж работы 15 и более лет, составляет - 58 %, а молодых специалистов,
имеющих стаж работы до 5 лет, - 13 %.
     Дефицит высококвалифицированных кадров испытывают все  дошкольные
образовательные  учреждения,  особенно в  городе  Астрахани.  Основной
причиной  такого  положения,  прежде  всего,  является  крайне  низкая
заработная  плата.  На  сегодняшний  день  отсутствуют   материальные,
социально-правовые  факторы  роста  престижа  педагогического   труда,
закрепления квалифицированных кадров и молодых специалистов в  системе
дошкольного образования.
     Анализ показал, что действующая сеть образовательных  учреждений,
реализующих  программы   дошкольного  образования,  не   соответствует
декларируемому   принципу   доступности   качественного    дошкольного
образования и ведет к социальной напряженности.
     Разрешение данного несоответствия осложняется рядом проблем:
     - отсутствие вложения финансовых средств для строительства  новых
дошкольных   образовательных  учреждений  (стоимость  строительства  и
комплектации типового здания ДОУ на 280 мест обходится около  70  млн.
рублей);
     - недостаточно   развитая   сеть   образовательных    учреждений,
предоставляющих   услуги   дошкольного   образования,   обеспечивающих
вариативные возможности получения детьми дошкольного образования;
     - отсутствие сформулированного гражданского заказа;
     - нерациональное   использование   имеющихся   ресурсов   системы
образования  в  сложившихся демографических условиях (муниципалитетами
не в полной мере используются  возможности  оптимизации  использования
сети  дошкольных,  общеобразовательных  учреждений  и  образовательных
учреждений дополнительного образования детей);
     - отсутствие нормативной правовой базы,  регламентирующей порядок
организации надомных групп, домашних детских садов, групп предшкольной
подготовки;
     - дефицит высокопрофессиональных кадров дошкольного  образования,
связанный   с   падением   престижа  профессии  воспитателя  и  низкой
заработной платой.
     Развитие дошкольного     образования    осложняется    и    рядом
финансово-экономических  причин,   таких   как:   остаточный   принцип
финансирования  дошкольного  образования  из  муниципальных  бюджетов,
приводящий  к  затруднению  мероприятий  по  строительству   новых   и
проведению своевременного капитального ремонта функционирующих зданий,
а также недостаточному оснащению образовательных учреждений и снижению
качества предоставляемых услуг.
     Федеральным законом  "Об  общих  принципах  организации  местного
самоуправления в  Российской Федерации"  установлено, что  организация
предоставления общедоступного  бесплатного дошкольного образования  на
территории  муниципального  района  (городского  округа)  относится  к
полномочиям  муниципального  района  и  это  является  его   расходным
обязательством. Между тем Астраханская область осуществляла  выделение
субвенций местным  бюджетам на реализацию  образовательных программ  в
муниципальных   дошкольных   образовательных   учреждениях   в   части
финансирования расходов на оплату  труда работников этих учреждений  в
пределах, предусмотренных законами  Астраханской области о бюджете  на
очередной финансовый  год.  С 2008  года  местным бюджетам  выделяется
субсидия  на  предоставление  бесплатного  дошкольного  образования  в
муниципальных детских дошкольных  учреждениях. Расходы на  организацию
дошкольного образования  и содержание  зданий (строительство,  ремонт,
коммунальные услуги) финансируются из средств муниципальных  бюджетов,
внебюджетных  источников.   Финансирование  расходов  на   организацию
питания (приобретение  продуктов питания, транспортные  расходы по  их
доставке,  затраты  на  приготовление  пищи)  и  сна  детей  (в  части
приобретения  постельных принадлежностей)  муниципалитет  осуществляет
совместно с родителями, используя систему адресной социальной  помощи,
а  также  целевое  финансирование из  местного  бюджета  на  основании
социальных  программ  данной  местности. При  этом  предельный  размер
родительской  платы  за  содержание  ребенка  в  государственных   или
муниципальных   образовательных  учреждениях,   реализующих   основную
общеобразовательную программу  дошкольного  образования, не  превышает
20% от всех расходов на содержание ребенка в указанных учреждениях.
     Общие затраты на одного  ребенка в  месяц составляют порядка  3,2
тысячи рублей в месяц (компенсация родителям из федерального  бюджета,
содержание здания, коммунальные расходы, приобретение мебели, игрушек,
заработная  плата,  питание  и   т.п.),  что  явно  недостаточно   для
обеспечения качественной дошкольной образовательной услуги.
     В таблице  N  3 представлены  расходы  муниципальных  образований
Астраханской области на дошкольное образование (без учета родительской
платы).
                                                                                           Таблица N 3
|————|———————————————————————|———————————————————————|———————————————————————————————————————————————|
|Год |Расходы на дошкольное  |В том числе на оплату  |Затраты на 1 ребенка (руб.)                    |
|    |образование из         |труда (тыс. руб.)      |———————————————————————|———————————————————————|
|    |бюджетов муниципальных |                       |В год                  | В месяц               |
|    |образований            |                       |                       |                       |
|    |(тыс. руб.)            |                       |                       |                       |
|    |————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|
|    |Всего по МО |В том     |Всего по МО |В том     |Всего по МО |В том     |Всего по МО |В том     |
|    |Астраханской|числе МО  |Астраханской|числе МО  |Астраханской|числе МО  |Астраханской|числе МО  |
|    |области     |"Город    |области     |"Город    |области     |"Город    |области     |"Город    |
|    |            |Астрахань"|            |Астрахань"|            |Астрахань"|            |Астрахань"|
|————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|
|2003|395 266     |225 589   |276 658     |157 912   |14 018      |14 818    |1 168       |1 235     |
|————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|
|2004|440 189     |225 698   |308 132     |157 989   |16 885      |16 792    |1 407       |1 399     |
|————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|
|2005|491 622     |273 516   |346 235     |191 482   |17 633      |17 598    |1 469       |1 467     |
|————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|
|2006|638 528     |391 067   |401 278     |251 515   |23 730      |25 036    |1 978       |2 086     |
|————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|
|2007|857 032     |502 183   |527 029     |303 407   |27 733      |29 533    |2 311       |2 461     |
|————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|————————————|——————————|
     
     В соответствии  со  статьей  41 Закона  Российской  Федерации  от
10.07.92  N  3266-1  "Об  образовании"  финансирование   муниципальных
образовательных    учреждений     субъекта    Российской     Федерации
осуществляется на основе федеральных нормативов и нормативов  субъекта
Российской  Федерации.  Однако  муниципальными  образованиями   данные
нормативы  не  выполняются   в  полном  объеме.  Система   дошкольного
образования испытывает дефицит средств.
     Ограниченное финансирование  не  позволяет  в  достаточной   мере
приобретать  необходимое   технологическое,  медицинское,   спортивное
оборудование,   мебель,   мягкий  инвентарь,   учебно-методические   и
дидактические  материалы,   игрушки,   благоустраивать  территорию   и
оборудовать площадки малыми архитектурными формами.
     В соответствии  с  действующим  законодательством   руководителям
образовательных   учреждений   разрешается   привлекать   внебюджетные
средства.   Основным    источником   дополнительного    финансирования
образовательных   учреждений,   реализующих   программы    дошкольного
образования,  являются  поступающие  в  виде  целевых  и   ежемесячных
благотворительные взносы  родителей. Однако недостаточно  используются
возможности  привлечения  внебюджетных  средств  путем  предоставления
дополнительных платных услуг.
     Малоразвитая социальная      ответственность,       недостаточные
информированность  и  заинтересованность  сказываются  на   отсутствии
целевых внебюджетных поступлений от бизнес-структур.
     Доля внебюджетных  поступлений  за 2007  год  по  муниципалитетам
представлена в таблице N 4.
                                                                                                                                                                         Таблица N 4
|——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————|
|Доля внебюджетных поступлений в процентном отношении к исполненным бюджетам муниципальных образований                                                                             |
|——————————|————————————|————————————|————————————|————————|————————————|————————————|—————————————|——————————|——————————————|————————————|——————————————|————————————|————————————|
|МО "Город |МО          |МО          |МО          |ЗАТО    |МО          |МО          |МО           |МО        |МО            |МО          |МО            |МО          |Средний %   |
|Астрахань"|"Ахтубинский|"Володарский|"Енотаевский|Знаменск|"Икрянинский|"Камызякский|"Красноярский|"Лиманский|"Наримановский|"Приволжский|"Харабалинский|"Черноярский|внебюджетных|
|          |район"      |район"      |район"      |        |район       |район"      |район"       |район"    |район"        |район"      |район"        |район"      |поступлений |
|——————————|————————————|————————————|————————————|————————|————————————|————————————|—————————————|——————————|——————————————|————————————|——————————————|————————————|————————————|
|13,5      |12,9        |33          |11          |8,1     |14,9        |14,9        |17,8         |13,4      |0             |28,9        |0,14          |11,3        |    13,8    |
|——————————|————————————|————————————|————————————|————————|————————————|————————————|—————————————|——————————|——————————————|————————————|——————————————|————————————|————————————|

     На сегодняшний день  более  31% зданий  ДОУ Астраханской  области
нуждается в капитальном ремонте. Поступающих бюджетных и  привлеченных
внебюджетных  средств   хватает  лишь   для  поддержания   минимальных
санитарных условий.
     Анализ системы  дошкольного   образования  Астраханской   области
позволяет выделить следующие основные проблемы:
     - отсутствие  достаточного  количества  мест  и   образовательных
учреждений,    предоставляющих    услуги    дошкольного   образования,
обеспечивающих вариативные возможности  получения  детьми  дошкольного
образования,    приводящее    к   переуплотнению   групп,   увеличению
очередности;
     - несовершенные  финансово-экономические  механизмы,  при которых
финансирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется по
остаточному   принципу   и   приводит   к  нестабильному  формированию
материально-технической   базы,   несоответствию   состояния   зданий,
сооружений   современным   требованиям   санитарных   правил  и  норм,
недостаточному   обеспечению   учебно-методическими   материалами    и
игрушками,  снижению  качества предоставляемых образовательных услуг и
услуг по содержанию дошкольников;
     - дефицит   высококвалифицированных   кадров   в  образовательных
учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, проводящий
к снижению качества предоставляемых дошкольных образовательных услуг.

           3. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Проблема общедоступности  дошкольного  образования   Астраханской
области решается  сегодня  за счет  использования внутренних  резервов
системы   образования.   Все   свободные   помещения   в    дошкольных
образовательных  учреждениях   используются  по  прямому   назначению.
Открываются   дошкольные   группы   (как   кратковременного,   так   и
полнодневного  пребывания  детей)  на  базе  центров   дополнительного
образования детей и общеобразовательных учреждениях.
     Однако в связи с дефицитом финансовых, кадровых, технологических,
интеллектуальных и  иных ресурсов  в  системе дошкольного  образования
организация  дополнительных  мест   для  детей  дошкольного   возраста
происходит  медленно.  Отсутствие   достаточного  количества  мест   в
дошкольных  образовательных   учреждениях  приводит  к   недоступности
дошкольного  образования для  всех  желающих, переуплотнению  групп  и
нарушению  санитарных правил  и  норм  содержания  детей, что  в  свою
очередь ведет к социальной напряженности.
     Реализация приоритета   доступности   качественного   дошкольного
образования  всем  слоям  населения в  создавшейся  социокультурной  и
экономической ситуации  возможна  лишь при  условии определения  новой
стратегии развития дошкольного образования в регионе.
     Программно-целевой метод  позволит создать  эффективный  механизм
развития  системы  дошкольного  образования  и  определить  стратегию,
тактику  развития,   сконцентрировать  финансовые  и   организационные
ресурсы, привлечь разнообразные источники финансирования, ведомства  и
органы  местного  самоуправления  для  достижения  поставленной  цели.
Данный подход позволит  повысить эффективность выполнения  программных
мероприятий.

 4. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
             без использования программно-целевого метода
     
     Без комплексного решения программно-целевым методом  обозначенных
проблем ситуация, связанная с доступностью дошкольного
образования всем слоям населения, еще более усугубится.
     При сохранении   сложившихся   тенденций   в   развитии   системы
дошкольного образования неизбежны:
     - социальная  напряженность  среди  жителей Астраханской области,
связанная с невозможностью продолжения трудовой деятельности одного из
родителей по причине отсутствия мест в полнодневных группах дошкольных
образовательных учреждений;
     - неравные  стартовые  возможности детей при поступлении в первый
класс;
     - увеличение    заболеваемости    детей   дошкольного   возраста,
посещающих   дошкольные   образовательные   учреждения   по    причине
переуплотнения  групп  и  несоответствия  содержания  детей санитарным
нормам и правилам.

5. Предложения по целям и задачам, показателям, позволяющим оценивать
                   ход реализации целевой программы

     Главной целью  отраслевой  целевой  программы  "Развитие  системы
дошкольного  образования в  Астраханской  области на  2009-2011  годы"
является  развитие  системы  дошкольного  образования,  обеспечивающей
максимальный  охват детей  дошкольного  возраста Астраханской  области
вариативным и качественным дошкольным образованием.
     Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
     - развитие   сети  образовательных  учреждений  (в  том  числе  и
негосударственных),  реализующих  программы  дошкольного   образования
обеспечивающих  вариативные  возможности  получения детьми дошкольного
образования;
     - разработка    и    внедрение    новых   финансово-экономических
механизмов,  стимулирующих педагога дошкольного  образования  повышать
качество образовательных услуг;
     - разработка   и   утверждение   региональных   и   муниципальных
нормативов   на   реализацию   образовательных   программ  дошкольного
образования  в  бюджетных   дошкольных   образовательных   учреждениях
Астраханской области;
     - разработка   и   внедрение   механизмов   адресной    поддержки
муниципальных  бюджетов,  позволяющих улучшить материально-техническую
базу образовательных  учреждений,  реализующих  программы  дошкольного
образования  и  повышающих  качество  предоставляемых  образовательных
услуг  и  услуг  по   содержанию   детей   в   учреждении;   внедрение
государственно-общественного управления ДОУ.
     Развитие сети образовательных  учреждений, реализующих  программы
дошкольного   образования,  обеспечивающих   вариативные   возможности
получения детьми дошкольного образования, включает в себя:
     - мониторинг   и  формулирование  гражданского  заказа  с  учетом
адекватности  системы  дошкольного   образования   нормативно-правовым
требованиям и социально-экономической ситуации для проектирования сети
дошкольного образования и  планирования  дополнительных  услуг  внутри
учреждений;
     - разработку предложений по изменению нормативной правовой  базы,
регулирующей  размещение  на первых этажах жилых зданий учреждений или
групп, реализующих программы дошкольного образования;
     - строительство    новых    зданий   дошкольных   образовательных
учреждений на условия софинансирования;
     - разработку  и  внедрение региональной нормативно-правовой базы,
регулирующей  механизмы  создания,  организацию  работы   и   контроля
вариативных   форм   дошкольного   образования   (группы  предшкольной
подготовки, надомные дошкольные группы, гувернерская служба и т.п.);
     - разработку   предложений   по   изменению   нормативной   базы,
регулирующей   льготы   по   налогам   и    аренде    помещений    для
негосударственных  образовательных  учреждений,  реализующих программы
дошкольного образования.
     Разработка базовых   показателей  региональной   системы   оценки
качества дошкольного образования и оценка качества муниципальной  сети
образовательных   учреждений,   предоставляющих   услуги   дошкольного
образования потребует:
     - создания  рабочей  группы  для  разработки  базовых показателей
региональной  системы   оценки   качества   дошкольного   образования,
образовательного   учреждения,   реализующего   программы  дошкольного
образования, дошкольных педагогических работников.
     - принятия   нормативно-правовых   актов,   утверждающих  базовые
показатели   региональной   системы   оценки   качества    дошкольного
образования.
     - обучения  специалистов  методике  оценки  качества  дошкольного
образования.
     - издания методических материалов,  разъясняющих методику системы
оценки качества дошкольного образования.
     Улучшение качества предоставляемых услуг учреждениями дошкольного
образования будет достигнуто путем:
     - разработки   и   внедрения   механизмов   грантовой   поддержки
учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
     - внедрения  государственно-общественного  управления  ДОУ,  т.е.
участия  граждан  в  развитии дошкольного образования (оценка качества
образования, инвестирование в дошкольное образование);
     - повышения      квалификации      педагогических      работников
образовательных   учреждений,   реализующих   программы    дошкольного
образования;
     - разработки   и    внедрение    новых    финансово-экономических
механизмов;
     - разработки  механизма  реализации  государственных   финансовых
обязательств   через   внедрение   механизма  нормативного  подушевого
финансирования  образовательных  учреждений,   реализующих   программы
дошкольного   образования   и   проведения   конкурсных   процедур  на
государственный  (муниципальный)  заказ   по   предоставлению   услуги
дошкольного образования;
     - разработки и внедрения механизмов оценки  качества  дошкольного
образования,  в том числе и негосударственных учреждений,  реализующих
программы дошкольного образования;
     - разработки  и внедрения иной системы оплаты труда руководящих и
педагогических  работников   отдельных   образовательных   учреждений,
реализующих  программы  дошкольного  образования.  Разработка  базовых
показателей  системы  оценки  качества  деятельности   руководящих   и
педагогических работников дошкольного образования.
     Программа направлена  на  увеличение  охвата  детей   дошкольного
возраста Астраханской области качественным дошкольным образованием  за
счет  развития  сети  учреждений,  реализующих  программы  дошкольного
образования, обеспечивающих  вариативные возможности получения  детьми
дошкольного  образования.   Ее   реализация  предполагает   достижение
следующих результатов:
     - введение в систему дошкольного образования Астраханской области
не менее 10 новых дошкольных образовательных учреждений;
     - завершение  строительства  не   менее   5   зданий   дошкольных
образовательных учреждений;
     - введение в систему дошкольного  образования  в  соответствии  с
гражданским  заказом  не  менее  350 новых групп в общеобразовательных
учреждениях,  центрах дополнительного  образования  детей  или  других
учреждениях образования и культуры;
     - охват дошкольным образованием детей 5,5-7 лет не менее 95 %;
     - охват дошкольным образованием детей 2-5 лет не менее 35 %;
     - создание и функционирование  сети  вариативных  образовательных
учреждений, реализующих программы дошкольного образования;
     - формирование и утверждение  региональной  нормативной  правовой
базы,    регулирующей    порядок    организации,    финансирования   и
функционирования филиалов ДОУ, групп предшкольной подготовки;
     - разработку   и   внедрение   отраслевой  системы  оплаты  труда
руководящих и педагогических  работников  образовательных  учреждений,
реализующих программы дошкольного образования;
     - разработку  и  внедрение  механизмов  нормативного   подушевого
финансирования   образовательных   учреждений,  реализующих  программы
дошкольного образования;
     - наличие  сформированной  региональной  системы  оценки качества
дошкольного образования;
     - разработку   индикаторов,   показателей  и  инструментария  для
принятия управленческих решений;
     - разработку    и   внедрение   механизма   грантовой   поддержки
образовательных   учреждений,   реализующих   программы    дошкольного
образования;
     - наличие  системы  информационных  потоков   между   участниками
дошкольного образования и заинтересованными лицами.
     
   6. Предложения по объемам и источникам финансирования программы
     
     Финансирование мероприятий  программы предусматривается  за  счет
средств  федерального,  областного  бюджетов,  бюджетов  муниципальных
образований и внебюджетных источников.
     Привлечение средств  федерального  бюджета  предполагается  через
участие в конкурсах и  других мероприятиях, проводимых на  федеральном
уровне.
     Содержание мероприятий и объемы финансирования в ходе  реализации
программы  корректируются  и  уточняются  ежегодно  при  распределении
средств на очередной финансовый год.
     Общая сумма расходов на реализацию программы на 2009-2011 годы
составляет 1 608 938 тысяч рублей, в том числе:
     200000 тысяч рублей - средства федерального бюджета;
     900112 тысяч рублей - средства бюджета Астраханской области;
     478826 тысяч рублей - средства бюджетов муниципальных образований
Астраханской области;
     30000 тысяч рублей - средства внебюджетных источников.
     
   7. Предложение по участию исполнительных органов государственной
      власти Астраханской области, ответственных за формирование
                        и реализацию программы
     
     Управление исполнением      Программы     будет      осуществлять
межведомственный  совет по  развитию  системы дошкольного  образования
Астраханской  области,   состоящий   из  представителей   министерства
образования и науки Астраханской области, министерства строительства и
дорожного хозяйства Астраханской области, министерства имущественных и
земельных отношений Астраханской области, управления  Роспотребнадзора
по  Астраханской  области;  органов местного  самоуправления  в  сфере
образования.
     
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам программы
     
     Государственным заказчиком   программы   является    министерство
образования  и  науки   Астраханской  области,  которое   осуществляет
реализацию мероприятий программы  на основе  договоров и соглашений  с
исполнителями программных мероприятий.
     Механизм реализации  программы в  соответствии  с ее  содержанием
предусматривает   отработку    организационно-финансовых   схем    для
исполнения мероприятий.
     Заказчик программы уточняет мероприятия и объемы финансирования с
учетом выполненных    работ,    представляет    заявки    министерству
экономического  развития  Астраханской области  на  финансирование  из
областного бюджета.
     Мониторинг программы осуществляется с помощью проведения  анализа
результатов реализации программных мероприятий.
     Государственный заказчик  программы   несет  ответственность   за
своевременное   выполнение    мероприятий   программы,    рациональное
использование выделенных  бюджетных средств. Государственный  заказчик
программы ежеквартально, до  15 числа  месяца, следующего за  отчетным
кварталом,  представляет   в   министерство  экономического   развития
Астраханской   области   отчеты   о  ходе   реализации   программы   и
эффективности использования  бюджетных  ассигнований по  установленной
форме.

Информация по документу
Читайте также