Расширенный поиск

Постановление Правительства Астраханской области от 30.06.2009 № 327-П

 



                         АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     30.06.2009 N 327-П


О концепции комплексной целевой программы "Социальная интеграция семей
       с детьми-инвалидами "В кругу друзей" на 2009-2011 годы"


     В целях социальной  интеграции  семей,  имеющих  детей-инвалидов,
адаптации  детей-инвалидов  в  среде  здоровых  сверстников,  развития
программ социальной реабилитации детей-инвалидов и  семей,  в  которых
они воспитываются,

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой
программы "Социальная интеграция семей с  детьми-инвалидами  "В  кругу
друзей" на 2009-2011 годы".
     2. Определить  государственным  заказчиком  комплексной   целевой
программы "Социальная интеграция семей с  детьми-инвалидами  "В  кругу
друзей" на 2009-2011 годы" министерство социального развития  и  труда
Астраханской области.
     3. Министерству социального развития и труда Астраханской области
(Лукьяненко   Е.А.)   разработать   комплексную   целевую    программу
"Социальная интеграция семей с детьми-инвалидами "В кругу  друзей"  на
2009-2011  годы"  и  внести  ее   на   утверждение   в   Правительство
Астраханской области в установленном порядке.
     4. Агентству связи и массовых коммуникаций  Астраханской  области
(Зайцева  М.А.)  опубликовать  настоящее  постановление  в   средствах
массовой информации.
     5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Губернатор
Астраханской области                                       А.А. Жилкин



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением
     Правительства
     Астраханской области
     от 30.06.2009 N 327-П

                              Концепция
                    комплексной целевой программы
  "Социальная интеграция семей с детьми-инвалидами "В кругу друзей"
                          на 2009-2011 годы"

                             1. Введение

     В современных условиях России, когда политическая,  экономическая
и  социальная  жизнь  страны  претерпела  и  продолжает   претерпевать
значительные изменения, решение проблем инвалидности  и  инвалидов,  в
первую очередь детей-инвалидов, а также членов  их  семей,  становится
одним из приоритетных направлений социальной политики государства.
     Низкий уровень и качество жизни большинства  инвалидов,  а  также
семей, имеющих детей-инвалидов, сопровождаются серьезными  личностными
проблемами,  обусловленными  дезадаптивностью  этих  людей  в   быстро
меняющейся социальной среде.
     Полноценная жизнедеятельность подавляющего  большинства  семей  с
детьми-инвалидами невозможна без  предоставления  им  различных  видов
помощи и услуг, соответствующих  их  социальным  потребностям,  в  том
числе реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных  средств  и
приспособлений  для  реабилитации   ребенка,   материальной   и   иной
поддержки. По данным различных исследователей, большая часть  семей  с
детьми-инвалидами относится к наименее обеспеченным  слоям  населения,
по понятным причинам отмечается особенно низкий показатель их трудовой
и социальной активности.
     Положительные  изменения  в  жизни  данной  категории   населения
возможны  только  при  условии  оказания  семьям  с  детьми-инвалидами
целенаправленной   помощи,   ориентированной,    в    частности,    на
самоопределение и самореализацию личности как самого ребенка-инвалида,
так и других членов его семьи.
     Целенаправленная помощь в этом  случае  складывается  из  системы
предпринятых  государственными  и   общественными   структурами   мер,
направленных на социализацию детей-инвалидов и членов их семей.
     Под социализацией понимается  освоение  людьми  знаний,  навыков,
стереотипов поведения, норм и правил,  обеспечивающих  их  полноценное
участие   в   стандартных   формах   социального   взаимодействия    и
коммуникации.
     Наиболее  распространенный,   доступный   и   действенный   метод
социализации и  интеграции  в  общество  -  привлечение  к  совместной
деятельности: творческой, спортивной, профессиональной,  общественной.
Причем совместной эта деятельность должна быть не  только  с  семьями,
имеющими  детей-инвалидов,  и  самими  детьми-инвалидами,  но   и   со
здоровыми сверстниками и семьями.

                        2. Содержание проблемы
  изолированности семей с детьми-инвалидами, обеспечения социальной
  интеграции детей-инвалидов и обоснование необходимости ее решения
                      программно-целевым методом

     По состоянию  на  1  января  2008  года  в  Астраханской  области
проживает  3951  ребенок-инвалид.  Из  них  501  ребенок  проживает  в
стационарных учреждениях социального обслуживания,  здравоохранения  и
образования  на  полном  государственном   обеспечении;   3450   детей
проживает в семьях. Всего в области насчитывается 3298 семей,  имеющих
детей-инвалидов.
     Основой социальной политики Правительства Астраханской области  в
отношении детей-инвалидов является создание условий для их полной  или
максимально возможной    реабилитации.    В    процессе   реабилитации
детей-инвалидов принимают участие все  министерства  социальной  сферы
Астраханской  области:  социального  развития  и труда,  образования и
науки,  здравоохранения, культуры, спорта и туризма, а также агентство
по занятости населения Астраханской области.
     Деятельность  учреждений   здравоохранения   в   первую   очередь
направлена на раннее  выявление  имеющейся  патологии  и  профилактику
детской инвалидности. Органами образования  планомерно  осуществляется
работа по реализации Закона Российской Федерации от 10.07.92  N 3266-1
"Об образовании" в отношении  детей  с  проблемами  в  психофизическом
развитии, основной  задачей  которой  является  создание  условий  для
получения образования, в том числе  дошкольного.  Органами  социальной
защиты населения координируется работа по реабилитации  и  социальному
обслуживанию детей-инвалидов в специально  созданных  для  этих  целей
учреждениях.
     Проводимая  работа  обеспечивает  соблюдение  законных   прав   и
интересов детей-инвалидов на территории Астраханской области.
     Тем не менее дети-инвалиды и их семьи  остаются  одной  из  самых
неблагополучных в социальном отношении  категорий.  Одной  из  главных
причин неблагополучия     является     изолированность     семей     с
детьми-инвалидами от общества. Изолированность имеет свои финансовые и
психологические причины.
     Более 80% семей с детьми-инвалидами являются малообеспеченными  в
силу объективных  обстоятельств:  необходимость  одному  из  родителей
осуществлять уход за больным ребенком и, как следствие,  невозможность
работать; уход одного из родителей из семьи с  больным  ребенком,  что
встречается почти в 50% случаев;  необходимость  больших  расходов  на
лечение и консультации детей, особенно с выездом за пределы области.
     Психологический    аспект    чаще     всего     заключается     в
закомплексованности самого ребенка, его боязни общаться  со  здоровыми
сверстниками,  низкой  самооценке  по  отношению  к  ним,  а  также  в
комплексах  членов  семьи:  боязни  за   своего   ребенка,   нежелании
сравнивать его со здоровыми детьми,  отсутствии  полноценной  семьи  и
т.п. Все это приводит к замкнутости в  кругу  семьи  и  ее  ближайшего
окружения, отсутствию социальных связей, невозможности ориентироваться
в  современных,  постоянно  изменяющихся  реалиях,  что  в  дальнейшем
приводит к новым проблемам.
     Государство прикладывает значительные усилия в  решении  вопросов
финансового  обеспечения  семей,  имеющих  детей-инвалидов.  Повышение
размеров  пенсии  по  инвалидности,  введение   ежемесячной   денежной
выплаты,   увеличение   размера   пособий   для   трудоспособных  лиц,
осуществляющих уход за ребенком-инвалидом,  сохранение 50%  скидки  по
оплате  жилого помещения и коммунальных услуг приводят к значительному
улучшению    финансового     благополучия     семей,     воспитывающих
детей-инвалидов.
     Психологический  же  аспект  проблемы  изолированности  семей   с
детьми-инвалидами остается нерешенным.
     В Астраханской области имеется некоторый  опыт  решения  проблемы
преодоления  изолированности семей с детьми-инвалидами и интеграции их
в общество.  Частично эти задачи осуществлялись посредством реализации
мероприятий  отраслевой  целевой программы "Дети Астраханской области"
(подпрограммы "Дети-инвалиды"),  которая действовала с 2004  года.  За
2006   год  на  реализацию  подпрограммы  "Дети-инвалиды"  из  средств
консолидированного бюджета было израсходовано 1785,1 тыс. руб., в 2007
году  -  5901,9  тыс.  руб.,  в  2008 году - 5831,35 тыс.  руб.  Всеми
мероприятиями    подпрограммы    ежегодно    охватывалось    до    50%
детей-инвалидов, проживающих в области.
     Но в связи с тем,  что  целевая  группа,  на  которую  направлены
мероприятия подпрограммы "Дети-инвалиды",  не  включает  членов  семей
детей-инвалидов и их здоровых сверстников,  а  также  с  тем,  что  ее
мероприятия  направлены  не  только  на   решение   задач   социальной
интеграции, подпрограмма "Дети-инвалиды" не решает означенной проблемы
в полной мере.
     Для возможности ее  решения  планируется  разработка  комплексной
целевой программы "Социальная интеграция семей с детьми-инвалидами  "В
кругу друзей" на 2009-2011 годы" (далее - программа).
     Программно-целевой метод позволит  объединить  и  скоординировать
усилия всех заинтересованных  ведомств  в  решении  задач  преодоления
изолированности семей с детьми-инвалидами и обеспечения их  социальной
интеграции.
     Новизна программы состоит в следующем:
     - ориентированность на поддержку  и  социальную  реабилитацию  не
только ребенка-инвалида, а всей семьи, в которой он воспитывается;
     - участие в программе наряду с семьями, имеющими детей-инвалидов,
их здоровых сверстников и членов их семей, в первую очередь  из  числа
безработных и потерявших работу в связи с финансовым кризисом;
     - использование современных технологий и  инноваций  при  решении
проблем семей с детьми-инвалидами;
     - направленность мероприятий Программы на  достижение  измеряемых
результатов, оцениваемых целевыми показателями и индикаторами.

                 3. Основные цели и задачи программы

     Основными целями программы являются  преодоление  изолированности
семей  с  детьми-инвалидами,  образование  новых  социальных   связей,
получение социальных навыков, социальная интеграция детей-инвалидов  в
среду здоровых сверстников, развитие программ  отдыха  и  оздоровления
детей-инвалидов и членов их семей, организация фестивалей  и  выставок
художественного и прикладного творчества, спартакиад, в  том  числе  с
участием семей со здоровыми детьми.
     Для  достижения   указанных   целей   программа   предусматривает
выполнение следующих задач:
     - методическое обеспечение социализации детей-инвалидов и  семей,
в которых они воспитываются;
     - создание условий для беспрепятственного общения детей-инвалидов
и членов их семей со здоровыми сверстниками;
     - объединение детей-инвалидов и  их  здоровых  сверстников  путем
развития физической культуры, спорта и туризма;
     - раскрытие творческого потенциала детей-инвалидов  и  членов  их
семей;
     - проведение работы  с  семьями,  имеющими  детей-инвалидов,   по
приобретению психологической и финансовой независимости.

                     4. Срок реализации программы

     Срок реализации программы - 2009-2011 годы.  Этапы  программы  не
выделяются в связи с тем, что  ежегодно  предусматривается  реализация
взаимосвязанных комплексов мероприятий.

                        5. Система программных
                  мероприятий и ожидаемые результаты

     Система программных  мероприятий  включает  в  себя  мероприятия,
осуществляемые в рамках задач программы и направленные на:
     - получение   аналитических   данных   о   потребностях  семей  с
детьми-инвалидами   в   оказании    социальной,    профориентационной,
психологической помощи;
     - формирование сети клубов общения семей  с  детьми-инвалидами  с
единым методическим центром;
     - внедрение новых технологий и форм работы  с  семьями,  имеющими
детей-инвалидов, включая интернет - консультирование;
     - содействие в профессиональной ориентации и временной  занятости
детей-инвалидов и членов их семей,  что  особо  актуально  в  условиях
финансового кризиса;
     - научно-методическое и  информационное  обеспечение  работы   по
социальной адаптации детей-инвалидов и их родителей;
     - повышение квалификации  кадров,  осуществляющих  социальную   и
психологическую поддержку семей с детьми-инвалидами;
     - проведение и обеспечение участия детей-инвалидов  и  членов  их
семей  в  региональных,  российских   и   международных   мероприятиях
социокультурной реабилитации;
     - выявление талантливых  и  одаренных  детей-инвалидов  с   целью
дальнейшей  поддержки  их  личностного   роста   и   профессионального
самоопределения;
     - обеспечение взаимодействия учреждений и ведомств,  общественных
организаций, органов местного  самоуправления,  а  также  концентрации
ресурсов в решении вопросов социализации семей с детьми-инвалидами.
     Реализация   мероприятий    программы    позволит    организовать
эффективную систему, направленную на преодоление изолированности семей
с детьми-инвалидами; создать условия  для  беспрепятственного  общения
детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками, формирования у них  общих
интересов, создания новых социальных связей, укрепления внутрисемейных
связей, обеспечения социальной интеграции детей-инвалидов.

                        6. Объемы и источники
                       финансирования программы

     Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют
90619,0 тыс. рублей, в том числе:
     из средств бюджета Астраханской области - 56625,0 тыс. руб.;
     - внебюджетных средств - 1830,0 тыс. руб.;
     - средств федерального бюджета - 8614,0 тыс. руб.;
     - средств, запрашиваемых в виде  гранта  Фонда  поддержки  детей,
находящихся в трудной жизненной ситуации (далее Фонд)  -  23550,0 тыс.
руб.
     В том числе по годам реализации:
     2009 год: всего 26250,0 тыс. руб., из них:
     бюджет Астраханской области - 17985,0 тыс. руб.;
     внебюджетные средства - 470,0 тыс. руб.;
     средства федерального бюджета - 995,0 тыс. руб.;
     средства Фонда - 6800,0 тыс. руб.;
     2010 год: всего 33119,0 тыс. руб., из них:
     бюджет Астраханской области - 19515,0 тыс. руб.;
     внебюджетные средства - 635,0 тыс. руб.;
     средства федерального бюджета - 5319,0 тыс. руб.;
     средства Фонда - 7650,0 тыс. руб.;
     2011 год: всего 31250,0 тыс. руб., из них:
     - бюджет Астраханской области - 19125,0 тыс. руб.;
     - внебюджетные средства - 725,0 тыс. руб.;
     - средства федерального бюджета - 2300,0 тыс. руб.;
     - средства Фонда - 9100,0 тыс. руб.
     Финансирование программных мероприятий за  счет  средств  бюджета
Астраханской   области   осуществляется   в   рамках   отраслевых    и
ведомственных программ  исходя  из  возможности  бюджета  Астраханской
области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе  из
средств:
     - направления "Семья с детьми-инвалидами"  подпрограммы  "Дети  и
семья" отраслевой целевой программы  "Дети  Астраханской  области"  на
2009  год,  утвержденной  постановлением  Правительства   Астраханской
области от 18.07.2008 N 381-П, - 232,0 тыс. руб.;
     - подпрограммы  "Социальная  поддержка  инвалидов  в Астраханской
области на 2007-2009 годы" отраслевой  целевой  программы  "Социальная
защита населения Астраханской области на 2007-2009 годы", утвержденной
постановлением Правительства  Астраханской  области  от  14.09.2006  N
329-П, - 150,0 тыс. руб.;
     - подпрограммы "Социальная  поддержка  инвалидов  в  Астраханской
области  на  2010-2011  годы" отраслевой целевой программы "Социальная
защита населения Астраханской области на 2010-2011 годы", утвержденной
постановлением  Правительства  Астраханской  области  от  28.05.2009 N
244-П, - 150,0 тыс. руб.;
     - аналитической ведомственной   целевой    программы    "Развитие
социального обслуживания и социальной  поддержки  отдельных  категорий
граждан Астраханской области на 2009-2011 годы", утвержденной приказом
министерства социального развития  и  труда  Астраханской  области  от
30.12.2008 N 211, - 56093,0 тыс. руб.
     Под внебюджетными средствами понимаются средства,  полученные  от
предпринимательской деятельности, и спонсорские средства.
     Под средствами федерального бюджета в данной программе понимаются
ассигнования федерального бюджета,  направленные  субъекту  Российской
Федерации на  поддержку  занятости  населения,  капитальный  ремонт  и
строительство объектов социальной сферы.
     Средства  Фонда  на  реализацию  комплексной  целевой   программы
"Социальная интеграция семей с детьми-инвалидами "В кругу  друзей"  на
2009-2011 годы" в виде гранта перечисляются  Астраханскому  областному
фонду социальной поддержки населения, который финансирует исполнителей
программы в соответствии с программными мероприятиями.

              7. Ожидаемые конечные результаты программы
          и показатели социально-экономической эффективности

     Осуществление   программных   мероприятий   обеспечит    создание
эффективной системы социализации детей-инвалидов и  членов  их  семей,
интеграцию их в общество, создание новых социальных связей,  раскрытие
индивидуальных возможностей с последующей самореализацией.
     Для  оценки  хода   реализации   и   эффективности   мероприятий,
предусмотренных программой, используются  следующие  статистические  и
качественные показатели эффективности.

|————————————————————————|—————————|—————————————|———————————————————————|
|Наименование показателя |   Ед.   |  Значение   |Прогнозные значения    |
|                        |измерения|показателя за|  показателей          |
|                        |         |   период,   |                       |
|                        |         |предшествую- |———————|———————|———————|
|                        |         |     щий     |2009 г.|2010 г.|2011 г.|
|                        |         | реализации  |       |       |       |
|                        |         |  программы  |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
| Наличие аналитических  | наличие |      -      |    +  |    +  |    +  |
| данных о потребностях  |         |             |       |       |       |
|    семей с детьми-     |         |             |       |       |       |
| инвалидами в оказании  |         |             |       |       |       |
|      социальной,       |         |             |       |       |       |
|  профориентационной,   |         |             |       |       |       |
| образовательной и др.  |         |             |       |       |       |
|         помощи         |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
|   Наличие ресурсного   | наличие |      -      |    +  |    +  |    +  |
| методического центра с |         |             |       |       |       |
| лекотекой и дататекой  |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
|Количество специалистов |чел.     |     20      |   30  |    30 |    30 |
|  по работе с детьми-   |         |             |       |       |       |
| инвалидами, повысивших |         |             |       |       |       |
|      квалификацию      |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
|       Количество       |ед.      |      1      |    6  |    11 |    16 |
| муниципальных районов  |         |             |       |       |       |
| Астраханской области и |         |             |       |       |       |
|  города Астрахани, в   |         |             |       |       |       |
| которых созданы клубы  |         |             |       |       |       |
|   общения для детей-   |         |             |       |       |       |
| инвалидов и членов их  |         |             |       |       |       |
|         семей          |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
|      Доля семей,       |    %    |     0,5     |   5,0 |   5,7 |   6,5 |
|   воспользовавшихся    |         |             |       |       |       |
|   услугами интернет-   |         |             |       |       |       |
|  консультирования, от  |         |             |       |       |       |
|  общего числа семей с  |         |             |       |       |       |
|   детьми-инвалидами    |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
|  Доля семей с детьми-  |    %    |     15      |   20  |    30 |    50 |
|      инвалидами,       |         |             |       |       |       |
|   воспользовавшихся    |         |             |       |       |       |
|  услугами социального  |         |             |       |       |       |
| такси, от общего числа |         |             |       |       |       |
|    семей с детьми-     |         |             |       |       |       |
|       инвалидами       |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
| Доля детей-инвалидов,  |    %    |     10      |   20  |    30 |    40 |
|  принявших участие в   |         |             |       |       |       |
|       спортивных       |         |             |       |       |       |
|   соревнованиях всех   |         |             |       |       |       |
|уровней, от общего числа|         |             |       |       |       |
|    детей-инвалидов     |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
| Количество проведенных |ед.      |      4      |    -  |    12 |    15 |
|  семейных акций "Мой   |         |             |       |       |       |
|      край родной"      |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
| Доля детей-инвалидов,  |    %    |     15      |   20  |    25 |    30 |
|  принявших участие в   |         |             |       |       |       |
|  областном фестивале   |         |             |       |       |       |
|   творчества детей с   |         |             |       |       |       |
|     ограниченными      |         |             |       |       |       |
|   возможностями, от    |         |             |       |       |       |
|  общего числа детей-   |         |             |       |       |       |
|       инвалидов        |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
|  Доля трудоустроенных  |    %    |     90      |   92  |    95 |    95 |
|   детей-инвалидов от   |         |             |       |       |       |
|  общего числа детей-   |         |             |       |       |       |
|инвалидов, обратившихся |         |             |       |       |       |
|   в службу занятости   |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|
|  Доля семей с детьми-  |    %    |      -      |   50  |    70 |    90 |
| инвалидами, охваченных |         |             |       |       |       |
|     мероприятиями      |         |             |       |       |       |
|  программы, от общего  |         |             |       |       |       |
| числа семей с детьми-  |         |             |       |       |       |
|       инвалидами       |         |             |       |       |       |
|————————————————————————|—————————|—————————————|———————|———————|———————|


      8. Управление программой и контроль за ходом ее реализации

     Организация управления и контроля за ходом  выполнения  Программы
осуществляется  координационным  советом  по   делам   инвалидов   при
Губернаторе Астраханской области (далее - совет).
     Координация  исполнения  мероприятий   программы   осуществляется
министерством социального развития и труда Астраханской области.
     Реализация   мероприятий   программы   осуществляется   основными
исполнителями  в  соответствии   с   перечнем   основных   мероприятий
программы, а также подведомственными им учреждениями.
     Государственным  заказчиком   программы   является   министерство
социального  развития  и   труда   Астраханской   области,   основными
исполнителями программы - министерство социального  развития  и  труда
Астраханской области, министерство образования  и  науки  Астраханской
области,  министерство  культуры  Астраханской  области,  министерство
спорта  и  туризма  Астраханской  области,  агентство   по   занятости
населения Астраханской области.
     Исполнители  программы  с   учетом   выделяемых   на   реализацию
финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и  показатели,
затраты по  мероприятиям  программы,  механизмы  реализации  и  состав
учреждений - непосредственных исполнителей.
     В ходе реализации программы министерство социального  развития  и
труда Астраханской области:
     - обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
     - разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые
акты, необходимые для реализации программы;
     - на основании предложений исполнителей программы  подготавливает
ежегодно в установленном  порядке  предложения  по  уточнению  перечня
мероприятий программы на очередной финансовый год;
     - уточняет механизм  реализации   и   затраты   по   мероприятиям
программы.
     Исполнители  программы  осуществляют  в   установленном   порядке
мероприятия программы.
     Министерство социального развития и  труда  Астраханской  области
совместно  с  исполнителями  программы   осуществляет   подготовку   и
представление   в   установленном   порядке    справочно-аналитической
информации о ходе реализации  мероприятий  программы  и  эффективности
использования  финансовых  средств   в   министерство   экономического
развития Астраханской области.
     Контроль за исполнением мероприятий программы  осуществляется  на
основании  отчетов  исполнителей   о   ходе   выполнения   программных
мероприятий,  которые  заслушиваются  на  заседаниях  совета  по  мере
необходимости, а также Правительства Астраханской области - один раз в
год.

Информация по документу
Читайте также