Расширенный поиск
Постановление Главы Администрации Астраханской области от 09.08.2000 № 265ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 9 августа 2000 г. N 265 Утратилo силу - Постановление Губернатора Астраханской области от 25.05.2010 г. N 201 Об областной целевой программе "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" В целях реализации требований статьи 8 Закона Астраханской области от 26 мая 2000 года N 22/2000-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказа МЧС России от 11 мая 1999 года N 261 "О мерах по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее-Программа). 2. Комитету экономики и инвестиционной политики (Максимова), финансовому управлению (Евлашев) Администрации области в течение всего периода реализации Программы при формировании бюджета включать ее в перечень областных целевых программ и осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в областном бюджете. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации области Володина Э.М. И.о. Глава Администрации области А.А.Жилкин УТВЕРЖДЕНО Постановление Главы Администрации области от 9 августа 2000 г. N 265 ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА" Введение Программа "Страховая защита населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Программа) разработана на основании Закона Астраханской области от 26 мая 2000 года N 22/2000-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказа МЧС России от 11 мая 1999 года N 261 "О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций". Программа направлена на повышение защиты населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций, изыскание местных финансовых и материальных ресурсов в целях создания их резервов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее-ЧС), создание страховых гарантий возмещения ущерба от ЧС населению и хозяйствующим субъектам области. Разработка Программы осуществлена главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Астраханской области (далее-ГУ по делам ГО и ЧС Администрации области). 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программы: Программа "Страховая защита населения и территории Астраханской области от ЧС природного и техногенного характера" Основание для разработки Программы: Закон Астраханской области от 26 мая 2000 года N 22/2000-ОЗ "О защите населения и территории Астраханской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказ МЧС России от 11 мая 1999 года N 261 "О мероприятиях по совершенствованию и развитию в субъектах Российской Федерации страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций" Заказчик Программы: Администрация Астраханской области Цель и основные задачи Программы: Целью Программы является обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих организаций области в условиях возможных ЧС за счет страхования; разработка системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС Основными задачами Программы являются: 1. Разработка мер по выявлению и регистрации источников природных и техногенных ЧС на территории области, оценке риска возникновения ЧС и оценке последствий ЧС. 2. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций при ЧС, возмещение в достаточном объеме вреда, нанесенного населению, окружающей природной среде в результате хозяйственной деятельности опасных производственных объектов. 3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение обязательного страхования ответственности организациями за причинение вреда населению и окружающей природной среде при эксплуатации опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений, мер, стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни и здоровья; разработка и внедрение экономических и социально эффективных страховых программ. 4. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих инвестирование страховыми организациями программ (проектов) по снижению рисков ЧС природного и техногенного характера. Сроки реализации Программа выполняется в 2001-2003 годах. Программы: Исходя из достигнутых результатов, развитие Программы будет связано с разработкой мероприятий на 2004-2006 годы по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, финансируемых за счет внебюджетных средств. Основные исполнители Администрация Астраханской области Программы в лице своих структурных подразделений, территориальных структур федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную надзорную и лицензионную деятельность в области промышленной безопасности, охраны окружающей природной среды, безопасности дорожного движения, охраны природных ресурсов, экологической безопасности; предприятия и организации, на которых техногенные аварии могут привести к возникновению ЧС, страховые компании, инженерно-консалтинговый центр "Промтехбезопасность" МЧС России (далее-ИКЦ "Промтехбезопасность"). Координацию исполнения Программы осуществляет ГУ по делам ГО и ЧС Администрации области. Объемы и источники Общий объем финансирования Программы финансирования за счет всех источников составляет 150 тыс. Программы рублей. Источники финансирования Программы: бюджет Астраханской области-110 тыс. рублей, денежные средства страховых компаний - 40 тыс. рублей. Ожидаемые конечные В результате реализации Программы результаты Программы предусматривается: - достижение уровня компенсации ущерба физическим и юридическим лицам от ЧС техногенного характера- не менее 60 процентов и то ЧС природного характера не менее 30 процентов; - достижение уровня страховой защиты от ЧС природного и техногенного характера, имущественных интересов физических лиц, связанных с их жизнью, здоровьем, владением, использованием недвижимым имуществом, - не менее 15 минимальных размеров оплаты труда; - достижение уровня страховой защиты имущественных интересов юридических лиц (предприятий промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства), связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, возмещением причиненного вреда третьим лицам, позволяющего обеспечить устойчивое функционирование объекта экономики в условиях возникновения ЧС (восстановление основных и оборотных производственных фондов предприятий, обеспечение выпуска объема продукции не менее чем на 50 процентов от объема выпуска до возникновения ЧС); - обеспечение страховой защиты объектов социального, культурного назначения, коммунального хозяйства, транспорта и энергетики, находящихся в государственной, муниципальной и федеральной собственности; - создание резервов финансовых и материальных средств предприятиями и организациями для предупреждения и ликвидации ЧС не за счет страхования. Система контроля Текущее управление Программой за исполнением осуществляет главное управление по делам Программы гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляет контрольная инспекция Главы Администрации области. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ На территории области функционируют 29 предприятий, использующих в технологическом цикле производства активные химически опасные вещества (АХОВ). Это хлор, аммиак, соляная кислота, сероводород. Возможность возникновения аварий на этих химических опасных производствах сегодня усугубляется тем, что на большинстве из них высокая степень износа производственных установок, отсутствуют эффективные системы контроля за технологическим процессом, автоматическим отключением производственного оборудования в случае аварий, не созданы локальные системы оповещения о возникновении ЧС и действиях в таких случаях рабочих и служащих объекта, населения, проживающего в санитарно-защитной зоне. На территории области осуществляет производственную деятельность 40 взрыво- и пожароопасных объектов. Ежегодный ущерб от пожаров, включая частный жилой сектор, составляет до 35% от общего ущерба, наносимого хозяйству и имущественному состоянию населения области от ЧС природного и техногенного характера. Постоянными и основными источниками ущерба хозяйству области являются последствия чрезвычайных ситуаций природного характера. Актуальной остается проблема предупреждения ЧС в жилищно-коммунальном хозяйстве населенных пунктов области. На всех видах транспорта области ежегодно не снижается число чрезвычайных ситуаций, ликвидация которых требует значительных затрат материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с Положением о классификации ЧС природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96 N 1094, в Астраханской области за 1999 год зарегистрировано и ликвидировано 25 ЧС природного и техногенного характера, подлежащих государственному статистическому учету (в 1998 году-18 ЧС). Заявленный ущерб от последствий ЧС в 1999 году составил 68,8 млн. рублей от ЧС природного характера, при этом величина компенсированного ущерба составила 4,3 млн. рублей из областного бюджета (в 1998 году заявленный ущерб составил 43,5 млн. рублей, компенсированный ущерб-3,6 млн. рублей из федерального бюджета и 30 млн. рублей из областного бюджета). Заявленный ущерб от последствий ЧС в 1999 году составил 2,4 млн. рублей от ЧС техногенного характера, при этом величина компенсированного ущерба составила 50 тыс. рублей из областного бюджета (в 1998 году заявленный ущерб составил 500 тыс. рублей, компенсированный ущерб-237 тыс. рублей из областного бюджета). Приведенные данные указывают, что дефицит бюджетных средств не позволяет в полной мере осуществлять в необходимом объеме компенсацию ущерба от ЧС. В то же время Администрацией области с функционирующими на территории области страховыми организациями взаимодействия по вопросу необходимого фонда финансовых средств для дефицита бюджетных средств на предупреждение и ликвидацию ЧС не осуществлялось. В настоящее время функционирующие на территории области страховые организации предпочитают заниматься такими видами страхования, которые с большой вероятностью гарантируют их от страховых выплат. Некоторые из них, занимаясь обязательным страхованием ответственности опасных производственных объектов за ущерб, нанесенный здоровью людей, вред окружающей среде, в случаях возникновения ЧС по их вине, и в целях привлечения страхователей, бесконтрольно и необоснованно занижают страховой тариф на опасный страхуемый вид производственной деятельности объекта. В то же время помимо непосредственного осуществления функции компенсации ущерба страхование является механизмом, стимулирующим проведение производственными объектами мероприятий, направленных на предупреждение ЧС. Учитывая, что затраты на предупреждение ЧС (прогнозирование, предотвращение, обеспечение готовности сил и средств к действиям в случае возникновения ЧС) в 5-7 раз меньше затрат на покрытие ущерба от ЧС, становится возможным уменьшение реального дефицита средств на восполнение потерь от ЧС на 50-70%. Реализация Программы предусматривает как обязательное условие содействие страховым компаниям, заинтересованным в установлении прочных и долговременных связей с Администрацией области и территориальными органами, осуществляющим контрольные и разрешительные функции в Астраханской области, прежде всего, с территориальными структурами МЧС России, Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства природных ресурсов РФ, Транспортной инспекции Минтранса РФ, Главгосэнергонадзора, Министерства энергетики РФ, Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и других. Опыт работы со страховыми компаниями на территории субъектов России свидетельствует о возможной организации взаимодействия страховщиков и государственных органов в виде: - реализации программ обязательного и добровольного страхования в установленном законодательством порядке; - привлечения страховых компаний администрациями регионов к проведению и развитию видов страхования в своих регионах; - совместного исследования причин возникновения и предупреждения чрезвычайных ситуаций; - участия в реализации программ страховой защиты населения и территории региона. Одной из основных трудностей при организации страхования гражданской ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, является неадекватное риску определение размеров страховых сумм, что происходит из-за желания страховщиков привлечь к себе больше страхователей, а также отсутствия реальных статистических данных по ЧС на страхуемых объектах, отсутствие в страховых организациях специалистов и методик по оценке риска возникновения ЧС. Между тем реальный страховой тариф при страховании техногенных и экологических рисков приведет к тому, что эксплуатация опасного производственного объекта с соответствующими риску страховыми платежами будет невыгодной. Предприятию будет выгодней вкладывать средства в безопасность промышленного производства и, таким образом, снижать тариф страхования. Большой опыт работы по экспертизе рисков, оценке ущербов от ЧС и идентификации опасных объектов имеет привлекаемый к реализации Программы ИКЦ "Промтехбезопасность" МЧС России. Проведенный анализ существующей тенденции возрастания природных и техногенных опасностей, возможностей организаций по предупреждению и ликвидации ЧС, недостаточная их обязательность по компенсации ущерба позволяет сделать следующие выводы о том, что: - одним из механизмов решения проблемы является развитие процесса страхования рисков ЧС природного и техногенного характера; - внедрение механизма страхования обеспечит взаимодействие населения, хозяйствующих субъектов, страховых и кредитных организаций, органов государственного управления и надзора в интересах защиты от ЧС. Все это требует принятия и реализации специальной областной целевой программы "Страховая защита населения и территории Астраханской области от ЧС природного и техногенного характера". 3. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Главной целью Программы является обеспечение достаточного уровня защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих организаций области в условиях возможных ЧС за счет страхования, разработка системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС. Целевые показатели Программы: 1. Достижение уровня компенсации ущерба физическим и юридическим лицам от ЧС техногенного характера не менее 60% и от ЧС природного характера не менее 30%. 2. Достижение уровня страховой защиты имущественный интересов физических лиц, связанных с жизнью, здоровьем, владением, пользованием, распоряжением недвижимым имуществом, не менее 15 МРОТ от ЧС природного и техногенного характера. 3. Достижение уровня страховой защиты имущественных интересов юридических лиц предприятий промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства), связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом, возмещение причиненного вреда третьим лицам, позволяющее обеспечить устойчивое функционирование объекта экономики в условиях возникновения ЧС (восстановление основных производственных фондов предприятий, обеспечение выпуска объема продукции), не менее чем на 50% от объема выпуска до возникновения ЧС. 4. Обеспечение страховой защиты объектов социального, культурного назначения, коммунального хозяйства, транспорта и энергетики, находящихся в государственной, муниципальной и федеральной собственности. 4. СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Программа рассчитана на три года и выполняется в 2001-2003 годах. Исходя из достигнутых результатов будет определено дальнейшее развитие Программы, связанное с разработкой мероприятий по предупреждению и смягчению последствий промышленных аварий и стихийных бедствий, повышению инвестиционного потенциала области за счет страхования. 5. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ ОТ ЧС Программа предусматривает систему целевых мероприятий, объединяющих и реализующих цели, задачи, состав исполнителей, необходимое ресурсное обеспечение для достижения главной цели Программы с заданными целевыми показателями и ожидаемым уровнем экономической эффективности. Мероприятия распространяются на отношения, возникающие в процессе деятельности федеральных органов исполнительной власти на территории области, органов государственной власти области и местного самоуправления, хозяйствующих субъектов на территории области и населения. Заложенный экономический механизм регулирования защиты населения и территории области от чрезвычайных ситуаций учитывает следующие факторы: - уровень возможных природных и техногенных рисков; - состояние и перспективы социально-экономического развития области; - объемы направляемых средств хозяйствующими субъектами области на решение проблем безопасности своих объектов; - уровень защиты от ЧС социальной сферы и среды обитания населения; - достигнутый уровень защищенности населения существующей системой мер защиты (в том числе за счет страхования) от последствий чрезвычайных ситуаций. Одним из важных элементов механизма регулирования является реализация стимулирующих льгот и мер принуждения хозяйствующих субъектов к снижению опасности эксплуатации объектов, повышению ответственности за страхование рисков, ответственности за причинение вреда от ЧС. В этих целях особое значение имеет действенный оперативный надзор за источниками ЧС техногенного и природного характеров. Важным элементом оперативного надзора является информационно-аналитическая база данных об опасных объектах и других источниках ЧС, количественная оценка основных природных и техногенных рисков, данных по авариям и факторам риска, страховым случаям. Такая база создается как инструмент для объективной оценки уровня безопасности территории области, оценки необходимости и достаточности финансовых и материально-технических средств для предупредительных мероприятий от ЧС и ликвидации ущерба от ЧС. Реализация механизма регулирования осуществляется внедрением системы программных мероприятий. Структурно мероприятия Программы распределены на взаимоувязанные блоки, позволяющие обеспечить достижение программных целей и задач. Программные мероприятия обеспечивают основные процедуры механизма государственного регулирования рисков и обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Система программных мероприятий состоит из четырех основных комплексов мероприятий: 1. Система мер по выявлению, регистрации источников природных и техногенных ЧС на территории, их мониторингу, оценке риска возникновения ЧС и последствий ЧС. 2. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих создание организациями резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, повышение устойчивости функционирования организаций в условиях ЧС, возмещение в полном объеме вреда, причиненного в результате деятельности организаций, связанных с повышенной опасностью. 3. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих проведение обязательного страхования ответственности организаций за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов, мер, стимулирующих добровольное страхование физическими и юридическими лицами имущества, жизни, здоровья, ответственности от рисков ЧС, разработка и внедрение экономически и социально эффективных страховых программ. 4. Разработка и реализация системы мер, обеспечивающих инвестирование страховыми организациями программ (проектов) по снижению рисков ЧС природного и техногенного характера. Развернутый состав программных мероприятий приведен в разделе 9 Программы. Реализация первого комплекса программных мероприятий предполагает создание компьютерной информационно-аналитической базы данных о источниках техногенных природных и экологических рисков, статистических данных и определение количественных характеристик рисков эксплуатации промышленных объектов, гидротехнических сооружений, природных и экологических рисков в сфере водо- и природопользования. Программные мероприятия по выявлению, оценке и учету (идентификации) техногенных, природных и экологических источников риска предусматривают: - формирование реестра опасных производственных объектов Астраханской области, его уточнение и дополнение на основании результатов декларирования, лицензирования, экспертизы опасных производственных объектов, сведений об условиях хранения опасных веществ и токсичных отходов; - инвентаризацию водных объектов и формирование регистра гидротехнических сооружений области; - формирование карты природных, техногенных и экологических рисков и ее зонирование по типу и степени проявления опасности для населения и территорий области. Формирование реестра опасных производственных объектов Астраханской области будет осуществляться в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.98 N 1371 "О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов". Данные мониторинга и прогнозирования ЧС будут использоваться страховыми компаниями для определения оптимальных тарифов страхования. Особое место отведено разработке Паспортов безопасности категорированных административных территориальных единиц области в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03-97. Второй комплекс программных мероприятий содержит мероприятия по созданию нормативно-правовых документов, определяющих порядок формирования и использования внебюджетных финансовых резервов в области для предупреждения и ликвидации последствий ЧС. Предусматривается повышение ответственности хозяйствующих организаций за безопасность эксплуатируемых ими опасных объектов, установление действенного контроля за реализацией мер по предупреждению ЧС, мер повышения готовности и обеспечения достаточности средств к локализации ЧС и ликвидации последствий ЧС. Реализация мероприятий этого комплекса позволит профинансировать мероприятия, направленные на снижение риска аварий и повышение уровня промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости, застрахованных объектов, создать систему проведения превентивных (предупредительных) мероприятий по управлению риском, уменьшению возможного ущерба жизни, здоровью людей, имуществу других лиц и окружающей природной среде, созданию дополнительного источника финансирования мероприятий, направленных на снижение риска возникновения страховых событий и возможных расходов на их ликвидацию. В рамках Программы предусмотрен ряд скоординированных по времени мероприятий направленных на повышение эффективности страховой защиты граждан и юридических лиц области от техногенных, природных и экологических рисков. Третий комплекс мероприятий направлен на привлечение страховых компаний к участию в решении проблем страховой защиты населения и территории области, на создание условий развития страхового рынка путем реализации страховых программ, создание методической базы для перспективных видов страхования, создание условий поддержки местным и привлекаемым страховым организациям при реализации Программы. Одной из целей реализации мероприятий этого комплекса является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, имущественное страхование, максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов. Эти мероприятия позволят расширить региональный рынок страховых услуг, существенно увеличить объем страховых гарантий по защите населения и территорий, сформировать дополнительные источники финансовых средств для решения задач предупреждения и ликвидации последствий ЧС. К основным мероприятиям по экономическому регулированию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций отнесены виды страхования гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам, имущественное страхование (в том числе основных фондов), страхование от катастрофических природных рисков физических и юридических лиц и др. Большое значение этому комплексу мероприятий придается в связи с тем, что на основе действующего страхового законодательства страховые компании могут: - финансировать реализацию предупредительных мероприятий по снижению страхуемых рисков из средств создаваемого ими резерва предупредительных мероприятий; - создавать, накапливать и выплачивать по заключенным договорам большие объемы средств при наступлении страховых случаев (страховые выплаты); - инвестировать существенные объемы средств своих резервов в региональные программы, проекты, ценные бумаги субъекта России и муниципальные ценные бумаги органов местного самоуправления. Данный блок является важной финансовой составляющей в обеспечении готовности предприятий и организаций к решению проблем предупреждения и ликвидации ЧС, компенсации ущерба от ЧС, в финансировании программ и планов снижения риска на предприятиях. Система государственного регулирования предусматривает создание дополнительных внебюджетных средств, т.е. средств для образования областного внебюджетного резервного фонда предупреждения и ликвидации ЧС. Четвертый комплекс программных мероприятий должен обеспечить инвестирование средств страховых компаний в проекты по снижению рисков ЧС в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах экономики области. Развитие страхования в области опирается на выработку единых методических принципов организации страхования в рамках действующего законодательства и ведомственных нормативных актов с учетом следующих условий: - страховая деятельность на территории области осуществляется страховыми организациями, зарегистрированными в Астраханской области и имеющими лицензии Департамента страхового надзора Минфина России на конкретные виды страхования; - правила размещения страховых резервов устанавливаются Департаментом страхового надзора Минфина России; - обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по внедрению обязательного страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта от 31.03.98, утвержденными Минфином России и согласованными с Госгортехнадзором России и МЧС России, и методическими рекомендациями по идентификации опасных производственных объектов, утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 25.01.99 N 10. Поэтому предусмотрены мероприятия по: - разработке мер правового и экономического регулирования, осуществляемых Администрацией области в целях содействия развитию страхового рынка, обеспечению эффективности страховой защиты населения и территорий от техногенных и природных рисков; - созданию системы информационного обеспечения субъектов страхового рынка и заинтересованных организаций по вопросам страхования; - принятию организационно-правовых решений по развитию страхования в области и организации взаимодействия Администрации области со страховыми компаниями по реализации страховых программ. 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Финансирование программных мероприятий будет осуществляться из средств бюджета области, средств страховых организаций и предприятий (страхователей), осуществляющих производственную деятельность на территории области (предприятий и организаций, эксплуатирующих опасные объекты). За счет областного бюджета финансируются работы по созданию в интересах Администрации области информационно-аналитического обеспечения системы управления рисками. Финансированием обеспечиваются программные мероприятия по разделу 9 Программы в следующих объемах: ---------------T------------------------------------------------¬ ¦Сроки финанси-¦ Объем финансирования Программы ¦ ¦рования Про- +------------------T-------------T---------------¦ ¦граммы ¦общий объем финан-¦объем бюджет-¦объем внебюд- ¦ ¦ ¦сирования Програм-¦ных средств ¦жетных средств ¦ ¦ ¦мы (тыс. рублей.) ¦(средства ¦(средства стра-¦ ¦ ¦ ¦бюджета субъ-¦ховых организа-¦ ¦ ¦ ¦екта РФ) ¦ций) (тыс. ¦ ¦ ¦ ¦(тыс. руб.) ¦руб.) ¦ +--------------+------------------+-------------+---------------+ ¦ 2001 г. ¦ 110 ¦ 110 ¦ - ¦ +--------------+------------------+-------------+---------------+ ¦ 2002 г. ¦ 40 ¦ - ¦ 40 ¦ +--------------+------------------+-------------+---------------+ ¦ 2003 г. ¦ ¦ ¦ ¦ +--------------+------------------+-------------+---------------+ ¦ ИТОГО ¦ +--------------T------------------T-------------T---------------+ ¦2001-2003 г.г.¦ 150 ¦ 110 ¦ 40 ¦ L--------------+------------------+-------------+---------------- 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ Заказчиком Программы является Администрация Астраханской области. Реализацию Программы осуществляют: - территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие госнадзорную деятельность; - структурные подразделения Администрации области; - администрации муниципальных образований области; - специализированные экспертные организации; - хозяйствующие субъекты; - страховые организации, заключившие соглашения с Администрацией области. Участие госнадзорных органов в реализации Программы в части обеспечения страховой защиты подконтрольных объектов определено ведомственными распорядительными документами. Привлечение специалистов государственных учреждений к реализации программных мероприятий осуществляется в рамках их учредительных документов. Разработка сценариев возможных аварий на промышленных объектах и определение количественных характеристик ущерба вследствие аварий осуществляется главным управлением по делам ГО и ЧС Администрации области и ИКЦ "Промтехбезопасость" МЧС России. Идентификацию источников риска в сфере промышленной безопасности, природо- и водопользования, охраны окружающей среды, определение количественных характеристик возможного ущерба осуществляют экспертные центры, созданные при территориальных структурах Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, МЧС России. Страховые организации участвуют в реализации мероприятий Программы на принципах конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. Реализация Программы осуществляется на основе договоров, определяющих условия и порядок страхования имущественных интересов юридических и физических лиц, финансирования предупредительных мероприятий, договоров по использованию информации о природных и техногенных рисках на территории области, выполнению работ, оказанию услуг, поставок продукции. Заказчик: - распределяет ежегодно выделяемые средства из бюджета области и осуществляет контроль за их целевым использованием; - принимает в пределах своей компетенции нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы по вопросам обеспечения страховой защиты населения и территории от ЧС, подготовки и реализации экономически эффективных программ снижения рисков и смягчения последствий ЧС; - организует разъяснительную работу среди хозяйствующих субъектов и населения об экономической целесообразности и необходимости страхования рисков ЧС природного и техногенного характера, разрабатывает и реализует систему мероприятий, стимулирующих страхование имущества, ответственности юридических и физических лиц, жизни и здоровья физических лиц; - предоставляет исполнителям Программы информацию о рисках природного и техногенного характера на территории области, оказывает содействие в разработке и реализации организационных, инженерно-технических мероприятий, направлений на снижение рисков, финансируемых с привлечением средств резервов предупредительных мероприятий страховых организаций. Страховые компании: - осуществляют страховую защиту населения и территории области от природных и техногенных рисков; - совместно с Администрацией области участвуют в разработке и реализации организационных, инженерно-технических мероприятий, направленных на снижение рисков, финансируемых за счет средств резервов предупредительных мероприятий; - участвуют в создании и ведении информационно-аналитической базы данных по природным и техногенным рискам на территории области. Страхователи: предприятия и организации, эксплуатирующие опасные объекты, градообразующие предприятия и организации, эксплуатирующие объекты жизнеобеспечения. 8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В качестве критериев оценки эффективности социально-экономических последствий реализации Программы принимаются: - уровень страховой защиты суммарных рисков предпринимательской деятельности, жизни, здоровья и имущественных интересов граждан от возможных природных и техногенных катастроф, как отношение доли застрахованных рисков ко всей совокупности потенциальных рисков на территории области; - уровень бюджетных затрат на предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф. Расчетными показателями эффективности реализации Программы являются: - объем страховых гарантий защиты населения и территорий как суммарная страховая сумма по региону в рамках заключенных договоров за год; - суммарный объем средств резервов предупредительных мероприятий (РПМ) страховых компаний по заключенным договорам в регионе, в том числе объем освоенных средств; - объем инвестиций страховых компаний (за счет части свободных резервов) в ценные бумаги области и в проекты, программы области; - размер снижения затрат из областного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф (в том числе произведенных страховых выплат). Количественная оценка эффективности экологических последствий реализации Программы в настоящее время затруднена из-за отсутствия нормативной базы, регламентирующей нормы страховой защиты природных ресурсов и среды обитания от вредных последствий техногенного характера. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная Программа страховой защиты населения и территорий Астраханской области от ЧС природного и техногенного характера предусматривает комплекс реализуемых мероприятий, обеспечивающих в 2001-2003 годах получение результатов по созданию практических мер предупреждения и смягчения последствий ЧС. Отличительной особенностью Программы является комплексно-целевая направленность решения проблем безопасности и защиты населения и территории области через интеграцию усилий органов различного назначения. Особое место в Программе отведено снижению нагрузки на областной и местные бюджеты, привлечению ресурсов хозяйствующих субъектов и страховых компаний к решению проблемы страховой защиты населения и территории, обязательности возмещения ущерба, реализации стимулирующих и предупредительных мер по обеспечению защищенности и устойчивости функционирования объектов экономики. Центральное место в Программе занимают вопросы по изысканию дополнительных источников финансовых средств, которые в первую очередь, будут направляться на предупредительные мероприятия от возникновения возможных ЧС. Программой предусматриваются пути повышения эффективности государственного надзора и контроля на основе информационно-аналитической баз данных (по объектам повышенной опасности), аппарата прогнозирования ЧС, расчета ожидаемой величины ущерба от них, осуществление оперативного планирования снижения и смягчения последствий ЧС. Определены цели, задачи, сроки, этапы и исполнители реализации мероприятий в увязке с источниками и объемами необходимого финансирования. 9. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СТРАХОВОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ПРИРОДНЫХ И ТЕХНОГЕННЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ----T------------------------T---------------T------T--------------T--------------------¬ ¦ N ¦Наименование мероприятий¦ Исполнители ¦Срок ¦Объем финанси-¦Ожидаемые результаты¦ ¦п/п¦ ¦ ¦реали-¦рования (тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зации ¦руб.) ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1. ¦Разработка и реализация ¦Федеральные и ¦II кв.¦Финансирование¦Создание и дальней- ¦ ¦ ¦системы мер по выявле- ¦территориальные¦2001 г¦осуществляется¦шее ведение реестра ¦ ¦ ¦нию, регистрации источ- ¦надзорные орга-¦ ¦за счет ¦опасных производст- ¦ ¦ ¦ников природных и техно-¦ны, ГУ по делам¦ ¦средств, выде-¦венных объектов ¦ ¦ ¦генных ЧС, их монито- ¦ГО и ЧС Админи-¦ ¦ляемых на го- ¦ ¦ ¦ ¦рингу, оценке риска ¦страции обла- ¦ ¦довое обеспе- ¦ ¦ ¦ ¦возникновения ЧС и по- ¦сти, ИКЦ "Пром-¦ ¦чение работы ¦ ¦ ¦ ¦следствий ЧС: ¦техбезопас- ¦ ¦федеральных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ность" ¦ ¦территориаль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных надзорных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦органов, ГУ по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦делам ГО и ЧС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области из ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦соответствую- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦щих бюджетов ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1.1¦Разработка и ведение ¦ГУ по делам ГО ¦III кв¦50 из област- ¦База данных об исто-¦ ¦ ¦информационно - аналити-¦и Админист- ¦2001 г¦ного бюджета ¦чниках техногенных ¦ ¦ ¦ческой базы данных об ¦рации области ¦ ¦ ¦и природных ЧС для ¦ ¦ ¦источников ЧС и послед- ¦ ¦ ¦ ¦управления рисками, ¦ ¦ ¦ствиях ЧС для оценки ¦ ¦ ¦ ¦их возможного воз- ¦ ¦ ¦ущерба от природных и ¦ ¦ ¦ ¦никновения и приня- ¦ ¦ ¦техногенных ЧС ¦ ¦ ¦ ¦тия мер по минимиза-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ции ущерба от по- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦следствий ЧС ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1.2¦Разработка и ведение ¦ГУ по делам ГО ¦III кв¦финансирования¦Паспорта безопасно- ¦ ¦ ¦паспорта безопасности ¦и ЧС Админист- ¦2001 г¦не требуется ¦сти ¦ ¦ ¦области и паспортов ¦рации области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦безопасности городов и ¦управление по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦районов области в соот- ¦делам ГО и ЧС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ветствии с требовниями ¦г. Астрахани, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГОСТ Р 22.2.03-97 ¦отделы по делам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ГО и ЧС органов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦местного само- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦городов и райо-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нов области ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1.3¦Формирование карты при- ¦ГУ по делам ГО ¦IV кв.¦10 из област- ¦оперативное слежение¦ ¦ ¦родных, техногенных и ¦и ЧС Админи- ¦2001 г¦ного бюджета ¦за источниками ¦ ¦ ¦экологических рисков ¦страции обла- ¦ ¦ ¦вероятных ЧС на тер-¦ ¦ ¦ ¦сти, комитет ¦ ¦ ¦ритории области ¦ ¦ ¦ ¦природных ресу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рсов по Астра- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ханской обла- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сти, государст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венный комитет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦по охране окру-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жающей среды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области. ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1.4¦Определение экспертными ¦ГУ по делам ГО ¦IV кв ¦50 из област- ¦Определение лимита ¦ ¦ ¦организациями на до- ¦и ЧС Админи- ¦2001 г¦ного ¦ответственности ¦ ¦ ¦говорной основе коли- ¦страции обла- ¦ ¦ ¦организаций, пред- ¦ ¦ ¦чественных характеристик¦сти, организа- ¦ ¦ ¦приятий, эксплуати- ¦ ¦ ¦основных природных и ¦ции, осущест- ¦ ¦ ¦рующих опасные ¦ ¦ ¦техногенных рисков ¦вляющие гос- ¦ ¦ ¦производственные ¦ ¦ ¦ ¦надзорную дея- ¦ ¦ ¦объекты и сооружения¦ ¦ ¦ ¦тельность на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦территрии обла-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сти, ИКЦ "Пром-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦техбезопас- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ность" ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1.5¦Разработка страховыми ¦Страховые ком- ¦IV кв ¦40 финансируе-¦Проекты новых видов ¦ ¦ ¦компания проектов новых ¦пании, ГУ по ¦2001 г¦тся страховыми¦услуг страхования и ¦ ¦ ¦новых видов услуг стра- ¦делам ГО и ЧС ¦ ¦организациями ¦предложения по их ¦ ¦ ¦хования, предложений по ¦Администрации ¦ ¦ ¦реализации на терри-¦ ¦ ¦их реализации и стимули-¦области ¦ ¦ ¦тории области ¦ ¦ ¦рованию осуществления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦программ страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1.6¦Разработка требований ¦ГУ по делам ГО ¦IV кв ¦финансирования¦Определение лимита ¦ ¦ ¦Администрации области к ¦и ЧС Админист- ¦2001 г¦не требуется ¦ответственности пед-¦ ¦ ¦страховым организациям, ¦рации области, ¦ ¦ ¦приятий и оптимиза- ¦ ¦ ¦участвующим в организа- ¦ИКЦ "Промтех- ¦ ¦ ¦ция страховых тари- ¦ ¦ ¦ции страховой защиты ¦безопасность" ¦ ¦ ¦фов ¦ ¦ ¦населения и территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области от ЧС, заключе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ние соглашений о сотруд-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ничестве между Админи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦страцией области и стра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ховыми организациями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦1.7¦Реализация системы мер, ¦ГУ по делам ГО ¦IV кв ¦Финансирование¦Обеспечение гаранти-¦ ¦ ¦обеспечивающих проведе- ¦и ЧС Админи- ¦2001 г¦осуществляется¦рованной страховой ¦ ¦ ¦ние опасными производст-¦страции обла- ¦до ¦по договорам ¦защиты физическим и ¦ ¦ ¦венными объектами обяза-¦сти, страховые ¦конца ¦страхования ¦юридическим лицам ¦ ¦ ¦тельного страхования от-¦компании, ¦2003 г¦ ¦области от послед- ¦ ¦ ¦ветственности за причи- ¦заключившие ¦ ¦ ¦ствий ЧС природного ¦ ¦ ¦нение вреда жизни и ¦договор с ¦ ¦ ¦и техногенного хара-¦ ¦ ¦здоровью людей, окружаю-¦Администрацией ¦ ¦ ¦ктера ¦ ¦ ¦щей природной среде в ¦области на осу-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦результате возможных ЧС ¦ществление сов-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на объектах, а также ¦местной дея- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мер, стимулирующих доб- ¦тельности по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ровольное страхование ¦обеспечению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦физическими и юридичес- ¦условий повыше-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кими лицами имущества, ¦ния уровня ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жизни и здоровья ¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасных произ- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦водст охраны ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружающей при-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦родной среды, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦защите населе- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ния от ЧС ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦2. ¦Создание и ведение ¦ГУ по делам ГО ¦1 кв. ¦Финансирования¦База данных о ¦ ¦ ¦информационно - аналити-¦и ЧС Админи- ¦2002 г¦не требуется ¦состоянии страховой ¦ ¦ ¦ческой базы данных о ¦страции области¦ ¦ ¦защиты населения и ¦ ¦ ¦состоянии страховой ¦ ¦ ¦ ¦территории области ¦ ¦ ¦защиты населения и тер- ¦ ¦ ¦ ¦от ЧС природного и ¦ ¦ ¦ритории области от ЧС ¦ ¦ ¦ ¦техногенного харак- ¦ ¦ ¦природного и техноген- ¦ ¦ ¦ ¦тера ¦ ¦ ¦ного характера: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦2.1¦Принятие распорядитель- ¦Предприятия и ¦1 кв. ¦Финансирования¦Принятие распоряди- ¦ ¦ ¦ных актов, определяющих ¦организации, ¦2002 г¦не трубуется ¦тельных актов, опре-¦ ¦ ¦порядок создания и ¦осуществляющие ¦ ¦ ¦деляющих порядок со-¦ ¦ ¦использования пред- ¦производствен- ¦ ¦ ¦здания и использова-¦ ¦ ¦приятиями, организациями¦ную деятель- ¦ ¦ ¦ния предприятиями, ¦ ¦ ¦резервов финансовых и ¦ность, связан- ¦ ¦ ¦организациями резер-¦ ¦ ¦материальных ресурсов ¦ную с возник- ¦ ¦ ¦вов финансовых и ¦ ¦ ¦для ликвидации ЧС при- ¦новением и ¦ ¦ ¦материальных ресур- ¦ ¦ ¦родного и характера ¦ликвидацией ¦ ¦ ¦сов для ликвидации ¦ ¦ ¦ ¦возможных ЧС, ¦ ¦ ¦ЧС природного и ¦ ¦ ¦ ¦ГУ по делам ГО ¦ ¦ ¦техногенного харак- ¦ ¦ ¦ ¦и ЧС Админи- ¦ ¦ ¦тера ¦ ¦ ¦ ¦страции области¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦2.2¦Реализация системы мер, ¦ГУ по делам ГО ¦IV кв.¦Резервы финан-¦Создание пред- ¦ ¦ ¦обеспечивающих создание ¦и ЧС Админи- ¦2002 г¦совых ресурсов¦приятиями и органи- ¦ ¦ ¦предприятиями и органи- ¦страци области,¦ ¦создаются ¦зациями собственных ¦ ¦ ¦зациями собственных ре- ¦предприятия и ¦ ¦предприятиями ¦резервов - финансо- ¦ ¦ ¦зервов финансовых и ¦организации, ¦ ¦и организа- ¦вых и материальных ¦ ¦ ¦материальных ресурсов ¦осуществляющие ¦ ¦циями за счет ¦ресурсов для преду- ¦ ¦ ¦для предупреждения и ¦производствен- ¦ ¦собственных ¦преждения и ликвида-¦ ¦ ¦ликвидации ЧС ¦ную деятель- ¦ ¦средств ¦ции ЧС ¦ ¦ ¦ ¦ность, связан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ную с возникно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вением и ликви-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дацией возмож- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных ЧС ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦3. ¦Разработка и реализация ¦Комитет эконо- ¦1 кв. ¦ ¦Инвестирование стра-¦ ¦ ¦системы мер, обеспечива-¦мики и инвести-¦2003 г¦ ¦ховыми организациями¦ ¦ ¦ющих инвестирование ¦ционной поли- ¦ ¦ ¦программ (проектов) ¦ ¦ ¦страховыми организациями¦тики Админи- ¦ ¦ ¦снижению рисков ЧС ¦ ¦ ¦программ (проектов) по ¦страции обла- ¦ ¦ ¦природного и техно- ¦ ¦ ¦снижению рисков ЧС при- ¦сти, ГУ по ¦ ¦ ¦генного характера ¦ ¦ ¦родного и техногенного ¦делам ГО и ЧС ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦характера ¦Администрации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------+ ¦3.1¦Осуществление страхова- ¦страховые ком- ¦2003 г¦Реализация за ¦Максимальный охват ¦ ¦ ¦ния на территории обла- ¦пании ¦ ¦счет средств ¦страховыми услугами ¦ ¦ ¦сти по страховым прог- ¦ ¦ ¦предприятий ¦различных видов хо- ¦ ¦ ¦раммам: ¦ ¦ ¦страхователей ¦зяйственной деятель-¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ности на территории ¦ ¦ ¦природных рисков (павод-¦ ¦ ¦ ¦области, включая ¦ ¦ ¦ков, пожаров и т. д.); ¦ ¦ ¦ ¦обязательное страхо-¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦вание и личное стра-¦ ¦ ¦ответственности органи- ¦ ¦ ¦ ¦хование населения ¦ ¦ ¦заций, эксплуатирующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасные производствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ные объекты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рисков объектов, отне- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сенных к сфере нефте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продуктообеспечения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рисков железнодорожных, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автомобильных, речных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦коммуникаций; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рисков, связанных с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эксплуатацией складов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦хранилищ, инженерных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сооружений, разрушение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(повреждение) которых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦приведет к нарушению ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нормального жизне- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обеспечения населения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- страхование рисков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦автодорожных предприя- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тий, содержащих на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦балансе дороги, мосты; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- страхование транспорт-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ных средств, перевозки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦опасных грузов авто- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦транспортом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- страхование рисков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦связанных с водохозяйст-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦венными бедствиями, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦влияющими на окружающую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦среду; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- страхование рисков, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦связанных с непрелнаме- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ренным нарушением техно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦логии добычи и пере- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦работки местных при- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦родных ресурсов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦аграрных рисков; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологических рисков при¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦эксплуатации газонефте- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦проводов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦жилого фонда; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- программа страхования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦объектов производствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ного, социального назна-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦чения, находящихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦муниципальной собствен- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ности (мосты, коллек- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦торы, газопроводы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦электросети, подстанции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и т. п.). ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---+------------------------+---------------+------+--------------+--------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|