Расширенный поиск

Постановление Правительства Астраханской области от 29.04.2010 № 186-П

 



                         АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


     29.04.2010 N 186-П
                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Астраханской области
                                        от 29.11.2012 г. N 527-П

   О концепции комплексной целевой программы "Ранее вмешательство"
                          на 2010-2012 годы"


     В целях минимизации отклонений  в  состоянии  здоровья  детей  на
основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до трех лет)

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Одобрить и утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой
программы "Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы.
     2. Определить  государственным  заказчиком  комплексной   целевой
программы  "Раннее  вмешательство"  на  2010-2012  годы   министерство
социального развития и труда Астраханской области.
     3. Министерству социального развития и труда Астраханской области
(Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную  целевую  программу  "Раннее
вмешательство"  на  2010-2012  годы  и  внести  ее  на  утверждение  в
Правительство Астраханской области в установленном порядке.
     4. Агентству связи и массовых коммуникаций  Астраханской  области
(Зайцева  М.А.)  опубликовать  настоящее  постановление  в   средствах
массовой информации.
     5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


И.о. Губернатора
Астраханской области                                     К.А. Маркелов



     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением
     Правительства
     Астраханской области
     от 29.04.2010 N 186-П

                              Концепция
                    комплексной целевой программы
               "Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы

                             1. Введение

     В современных   условиях  развития  России,  когда  политическая,
экономическая и социальная жизнь претерпевает значительные  изменения,
решение проблемы минимизации детской инвалидности путем абилитационных
и реабилитационных мероприятий детей раннего возраста (от 0 до 3  лет)
становится  одним  из  приоритетных  направлений  социальной  политики
государства.
     Отмечается высокий  уровень  роста  числа  детей,  рождающихся  с
нарушением здоровья или  заболевающих  в  первые  годы  жизни,  что  в
конечном  итоге  в   большинстве   случаев   приводит   к   дальнейшей
инвалидизации ребенка, проблемам, с которыми  сталкивается  семья  при
воспитании, обучении и развитии ребенка- инвалида.
     Профилактика  и  коррекция  нарушений  развития  (физического   и
психологического) детей раннего возраста невозможна без предоставления
им различных видов  помощи  и  услуг,  соответствующих  их  социальным
потребностям,  в  том  числе  реабилитационных  и  социальных   услуг,
вспомогательных средств и  приспособлений  для  абилитации  младенцев,
материальной и иной поддержки.
     По данным различных исследований, большая часть  семей  с  детьми
раннего  возраста  с  нарушениями  развития   относится   к   наименее
обеспеченным  слоям  населения,  что  приводит  к  низким  показателям
трудовой и социальной активности.
     Положительные изменения  данной  категории  населения  (семей   с
детьми  раннего  возраста  с нарушениями развития) возможны только при
условии      оказания      им      целенаправленной       медицинской,
психолого-педагогической   и  социальной  помощи,  ориентированной  на
максимально возможное  развитие  детей  данной  категории  в  условиях
семейного  воспитания,  их социализацию,  подготовку к самостоятельной
жизни и интеграцию в общество.
     Наш опыт работы с детьми раннего возраста с нарушениями  развития
показывает,  что  наиболее  действенными  являются  не  только  усилия
специалистов по абилитации и реабилитации детей, но и активное участие
в данном  процессе  родителей  (семей),  воспитывающих  детей  раннего
возраста.

                        2. Содержание проблемы
   профилактики детской инвалидности и обоснование необходимости ее
                     решения программным методом

     В последние десятилетия в России, как и во всем мире, сохраняется
негативная тенденция в состоянии здоровья детей: снижаются  показатели
здоровья, возрастает детская инвалидность, растет количество  детского
населения с ограничением жизнедеятельности вследствие пренатального  и
перинатального органического поражения  центральной  нервной  системы,
проявляющегося в постнатальном периоде  различной  по  выраженности  и
тяжести неврологической патологией.
     Статистика в Астраханской области такова,  что  более  70%  (2006
год- 69,8%; 2007 год - 72,4%; 2008 год - 75%) детей  от  0  до  3  лет
рождаются  больными,  имеют  пограничные  состояния  или   приобретают
хронические заболевания в раннем возрасте. Ведущее место  в  структуре
детской инвалидности принадлежит врожденным аномалиям развития (41,7%)
и патологии центральной нервной системы  (32%).  Необходимо  отметить,
что за последние годы в структуре детской инвалидности в  Астраханской
области увеличился удельный вес детей- инвалидов в возрасте от 0 до  3
лет: с 26,6% в 2006 году до 32% в 2008 году.
     Актуальность проблемы   состоит   в   следующем:  во-первых,  это
поколение будет определять будущее  России  в  ближайшие  десятилетия,
уровень  ее  интеллектуального  и экономического развития;  во-вторых,
необходимы экономические затраты государства на лечение,  реабилитацию
и    социальное    обеспечение    этой   группы   населения   для   их
социально-бытовой адаптации и улучшения качества жизни.
     В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее  мобилен
и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать
компенсаторные  возможности  ребенка.  Ранняя  адекватная  комплексная
помощь ребенку позволит эффективно  предупредить  либо  минимизировать
имеющиеся у ребенка отклонения в развитии.
     Увеличение числа детей  с  ранней  детской  патологией  выдвигает
проблему раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии  на
передний план и  требует  комплексного  осуществления  мероприятий  по
раннему   выявлению   данной   категории   детей   и    оказанию    им
квалифицированной  помощи.  Конечно,  нельзя   сказать,   что   данная
категория детей оставлена без внимания. Их проблемами  занимаются  как
учреждения здравоохранения, в чье  поле  зрения  они  попадают  прежде
всего, так и  учреждения  образования,  социальной  защиты  населения,
медико-социальной экспертизы.
     Однако   каждое   из   указанных    ведомств    оказывает    свою
профессиональную помощь ребенку,  не  взаимодействуя  друг  с  другом,
тогда как комплексное решение проблемы возможно только при объединении
усилий всех заинтересованных ведомств.
     Опыт работы подведомственных министерству социального развития  и
труда  Астраханской   области   реабилитационных   учреждений   выявил
следующие основные факторы, влияющие на  увеличение  количества  детей
раннего возраста в структуре детской инвалидности:
     - отсутствие информированности родителей об особенностях развития
ребенка,  признаках  детской  патологии,  что  приводит   к   позднему
обращению за квалифицированной помощью;
     - отсутствие    скоординированной    системы    медицинского    и
психолого-педагогического  сопровождения  детей  в возрасте до 3 лет с
нарушениями развития;
     - недостаточная   разработка   психолого-педагогических  вопросов
аномального развития и коррекции развития в раннем возрасте;
     - недостаточное  количество  специалистов  для  работы  с  детьми
раннего возраста.
     Решение указанных проблем возможно  только  при  межведомственном
взаимодействии с использованием программно-целевого метода.
     В  связи  с  этим  министерством  социального  развития  и  труда
Астраханской области совместно с другими заинтересованными ведомствами
и учреждениями разработан проект комплексной целевой программы "Раннее
вмешательство" на 2010-2012 годы (далее - программа).
     Программно - целевой метод объединит и скоординирует усилия  всех
заинтересованных ведомств в решении  задач  минимизации  отклонений  в
состоянии здоровья детей и профилактике инвалидности у детей на основе
комплексной реабилитации в раннем возрасте.
     Новизна программы заключается в том, что в поле  реабилитационной
деятельности специалистов включаются и родители, воспитывающие ребенка
раннего возраста. Семья воспринимается как единый целостный  организм,
нуждающийся в         разрешении         проблем         медицинского,
психолого-педагогического, социального характера, в связи с чем помощь
оказывается всей семье (родителям,  другим членам семьи),  а не только
ребенку с ограниченными возможностями.
     Таким образом, расширяется субъект реабилитационного воздействия:
вместо одного (ребенок с нарушениями развития) возникает полимодальный
субъект,  представленный  детской   и   взрослой   составляющей.   Это
обеспечивает использование родителями гармоничных моделей воспитания и
развития, и в перспективе - оптимальный вариант  социальной  адаптации
ребенка и семьи в целом.
     Мероприятиями  программы  предполагается  не  только   проведение
диагностических  и  реабилитационных  мероприятий,  но  и  организация
патронирования семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии,
динамическое наблюдение за его развитием, оказание  психологической  и
методической  помощи  семьям,  в  первую  очередь  тем,  где  оба  или
единственный родитель являются безработными.

 3. Предложения по цели и задачам программы, показателям, позволяющим
                   оценить ход реализации программы

     Основной  целью  программы  является  минимизация  отклонений   в
состоянии здоровья детей на основе комплексной реабилитации  в  раннем
возрасте (до трех лет).
     Для   достижения   указанной   цели   программа   предусматривает
выполнение следующих задач:
     - организационно-методическое      обеспечение      работы     по
предотвращению ранней детской патологии;
     - просветительскую  работу  с  молодыми  родителями  по  вопросам
выявления признаков патологии у детей;
     - организацию  и  проведение  абилитационных  и  реабилитационных
мероприятий с детьми раннего возраста;
     - укрепление     материально-технической     базы     учреждений,
осуществляющих мероприятия по абилитации и реабилитации детей  раннего
возраста.
     В качестве  основного   критерия   оценки   эффективности   будет
рассматриваться   наличие   положительной   динамики  в  психомоторном
развитии детей раннего возраста.

              4. Предлагаемый срок реализации программы

     Срок реализации программы  -  2010-2012  годы.  Этапы  реализации
программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно  предусматривается
реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.

   5. Предложения по объемам и источникам финансирования программы

     Финансовые затраты на весь период реализации программы составляют
15406,9 тыс. рублей, в том числе из:
     - средств бюджета Астраханской области - 9883,8 тыс. рублей;
     - внебюджетных средств - 899,0 тыс. рублей;
     - средств,  запрашиваемых в виде гранта  Фонда  поддержки  детей,
находящихся  в трудной жизненной ситуации (далее - средства Фонда),  -
4624,1 тыс. рублей.
     В том числе по годам реализации:
     2010 год:
     - всего 7762,2 тыс. рублей, из них:
     - из бюджета Астраханской области - 3625,8 тыс. рублей;
     - внебюджетные средства - 384,0 тыс. рублей;
     - средства Фонда - 3752,4 тыс. рублей;
     2011 год:
     - всего 3749,0 тыс. рублей, из них:
     - из бюджета Астраханской области - 3075,0 тыс. рублей;
     - внебюджетные средства - 235,0 тыс. рублей;
     - средства Фонда - 439,0 тыс. рублей;
     2012 год:
     - всего 3895,7 тыс. рублей, из них:
     - из бюджета Астраханской области - 3183,0 тыс. рублей;
     - внебюджетные средства - 280,0 тыс. рублей;
     - средства Фонда - 432,7 тыс. рублей.
     Финансирование программных мероприятий за  счет  средств  бюджета
Астраханской   области   осуществляется   в   рамках   отраслевых    и
ведомственных программ  исходя  из  возможности  бюджета  Астраханской
области на очередной финансовый год и плановый период, в том числе  из
средств:
     - направления "Семья с детьми-инвалидами"  подпрограммы  "Дети  и
семья" отраслевой целевой программы  "Дети  Астраханской  области"  на
2010  год,  утвержденной  постановлением  Правительства   Астраханской
области от 17.07.2009 N 386-П, - 40,0 тыс. рублей;
     - аналитической   ведомственной   целевой   программы   "Развитие
социального обслуживания и социальной  поддержки  отдельных  категорий
граждан  Астраханской  области  на   2010-2012   годы",   утвержденной
постановлением министерства социального развития и труда  Астраханской
области от 17.12.2009 N 76, - 9843,8 тыс. рублей.
     Под внебюджетными средствами понимаются средства,  полученные  от
предпринимательской деятельности, и спонсорские средства.
     Средства  Фонда  на  реализацию  комплексной  целевой   программы
"Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы в виде  гранта  перечисляются
Астраханскому областному фонду социальной поддержки населения, который
финансирует  исполнителей  программы  в  соответствии  с  программными
мероприятиями.

   6. Предложения по основным направлениям финансирования программы

     Для  эффективного  достижения   поставленной   цели   планируется
реализация следующих мероприятий:
     - создание информационной базы о детях в возрасте от 0 до 3 лет с
риском развития ранней патологии;
     - создание межведомственного ресурсного центра на базе областного
государственного  учреждения  "Областной  реабилитационный  центр  для
детей  и   подростков   с   ограниченными   возможностями",   основным
направлением деятельности  которого  станет  координация  возможностей
различных  ведомств  по  реабилитации  и  абилитации   детей   раннего
возраста;
     - организация и проведение  научно-практических  межведомственных
конференций, семинаров по проблемам выявления ранней патологии;
     - повышение квалификации и переподготовка специалистов по  работе
с детьми раннего возраста;
     - распространение знаний о патологии детей раннего возраста;
     - проведение  обучающих  семинаров,  курсов  для   родителей   по
обучению навыкам ухода, абилитации детей раннего возраста с различными
видами  патологии,  проблемам   психолого   -   медико-педагогического
сопровождения детей  раннего  возраста;  создание  родительских  групп
самопомощи;
     - изучение, внедрение и разработка технологий комплексной  ранней
диагностики и программ реабилитации детей раннего возраста, проведение
видеомониторинга динамики психомоторного развития ребенка;
     - расширение деятельности  отделения    "Раннее    вмешательство"
областного  государственного  учреждения  "Областной  реабилитационный
центр для детей и подростков с ограниченными возможностями".
     Реализация мероприятий программы  позволит  организовать  систему
ранней диагностики  имеющихся  отклонений  в  развитии  детей  раннего
возраста,  своевременной  эффективной   реабилитации   и   абилитации;
обеспечить  необходимое  для  этого  взаимодействие   заинтересованных
ведомств; вовлечь в процесс реабилитации семью,  обеспечив  тем  самым
его непрерывность;  внедрить  новые  современные  методы  реабилитации
детей  на  ранних   этапах   развития;   снизить   уровень   первичной
инвалидности в раннем возрасте.

7. Предложения по государственному заказчику и разработчикам программы
 и участию исполнительных органов государственной власти Астраханской
    области, ответственных за формирование и реализацию программы

     Государственным  заказчиком   программы   является   министерство
социального  развития  и   труда   Астраханской   области   (далее   -
государственный заказчик программы).
     Исполнителями   программы   являются   министерство   социального
развития и труда  Астраханской  области,  министерство  образования  и
науки Астраханской области, министерство здравоохранения  Астраханской
области. Также  в  реализации  мероприятий  программы  примут  участие
Астраханская региональная общественная организация  детей-инвалидов  и
их  родителей,  Астраханский  областной  фонд   социальной   поддержки
населения. Исполнители программы с учетом выделяемых на ее  реализацию
финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и  показатели,
затраты по  мероприятиям  программы,  механизмы  реализации  и  состав
учреждений - непосредственных исполнителей.
     В ходе реализации программы государственный заказчик программы:
     - обеспечивает  руководство  и  текущее  управление   реализацией
программы;
     - с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых  средств
ежегодно  уточняет  целевые  индикаторы  и  показатели,   затраты   на
мероприятия  программы,  механизм  реализации   программы   и   состав
исполнителей;
     - обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
     - разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые
акты, необходимые для реализации программы;
     - проводит   анализ  и  формирует  предложения  по  рациональному
использованию финансовых ресурсов программы;
     - на  основании предложений исполнителей программы подготавливает
ежегодно в установленном  порядке  предложения  по  уточнению  перечня
мероприятий программы на очередной финансовый год;
     - осуществляет подготовку и представление в установленном порядке
справочно-аналитической   информации  о  ходе  реализации  мероприятий
программы  и  эффективности   использования   финансовых   средств   в
министерство экономического развития Астраханской области.

              8. Предложения по механизмам формирования
мероприятий программы и возможным вариантам форм и методов управления
                        реализацией программы

     Механизм   формирования   мероприятий   программы    определяется
государственным  заказчиком  программы  и  предусматривает  проведение
организационных мероприятий, обеспечивающих ее  выполнение.  В  основе
программы  лежит  практический  опыт  работы  специалистов  областного
государственного  учреждения  "Областной  реабилитационный  центр  для
детей и подростков с  ограниченными  возможностями",  межведомственное
сотрудничество с другими учреждениями,  в  частности,  с  учреждениями
здравоохранения.
     Государственный заказчик программы:
     - согласовывает  с  исполнителями   программы   возможные   сроки
выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
     - несет ответственность за реализацию программы в целом;
     - обеспечивает согласованные действия исполнителей по  подготовке
и  реализации  программных  мероприятий,  а  также   по   целевому   и
эффективному   использованию   средств,   выделяемых   на   реализацию
программы;
     - готовит и представляет в установленном порядке бюджетную заявку
на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год.
     Корректировка программы,  в  том  числе  включение  в  нее  новых
мероприятий, а также продление срока ее  реализации  осуществляются  в
установленном  порядке  по  предложению   государственного   заказчика
программы.
     Государственный заказчик программы ежегодно уточняет  мероприятия
и объемы финансирования с учетом выполненных работ.
     Государственный  заказчик  программы  несет  ответственность   за
своевременное   выполнение   мероприятий    программы,    рациональное
использование выделенных бюджетных средств и ежеквартально,  до  15-го
числа  месяца,  следующего  за  отчетным  кварталом,  представляет   в
министерство экономического развития  Астраханской  области  отчеты  о
ходе реализации  программы  и  эффективности  использования  бюджетных
ассигнований по установленной форме.
     Организация  управления,  координация   и   контроль   за   ходом
реализации   программы   осуществляется   государственным   заказчиком
программы.
     В организации управления реализацией программы принимает  участие
координационный совет по делам инвалидов при Губернаторе  Астраханской
области.

        9. Ожидаемые конечные результаты реализации программы
        и показатели ее социально-экономической эффективности

     Реализация программы позволит:
     - провести   раннюю   диагностику,   своевременную    эффективную
реабилитацию  и   абилитацию   детей   раннего   возраста   из   числа
обратившихся, имеющих отклонения в развитии;
     - обеспечить     необходимое     для     этого     взаимодействие
заинтересованных ведомств;
     - вовлечь в процесс реабилитации семью, обеспечив тем  самым  его
непрерывность;
     - внедрить новые современные методы реабилитации детей на  ранних
этапах развития;
     - обеспечить  положительную  динамику  в  психомоторном  развитии
детей раннего возраста.
     Для  оценки  хода   реализации   и   эффективности   мероприятий,
предусмотренных программой, используются  следующие  статистические  и
качественные показатели эффективности.

|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————————————————|
|Наименование                          |Ед.  |Значения  пока-| Прогнозные зна- |
|показателя                            |изме-|зателя за пери-|чения показателей|
|                                      |рения|од, предшест-  |—————|—————|—————|
|                                      |     |вующий         |2010 |2011 |2012 |
|                                      |     |реализации     | г.  | г.  | г.  |
|                                      |     |программы      |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Доля семей, принявших участие в кор-  |%    |13,2           |50   |70   |90   |
|рекционно-развивающих занятиях с      |     |               |     |     |     |
|детьми с нарушениями развития в воз-  |     |               |     |     |     |
|расте от 0 до 3 лет, от числа обратив-|     |               |     |     |     |
|шихся                                 |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Количество семей, посещающих клуб     |     |-              |30   |40   |50   |
|"Гармония", от общего числа семей с   |     |               |     |     |     |
|детьми с нарушениями развития в воз-  |     |               |     |     |     |
|расте от 0 до 3 лет                   |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Количество специалистов по работе с   |     |-              |10   |5    |-    |
|детьми раннего возраста с нарушениями |     |               |     |     |     |
|развития, повысивших квалификацию     |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Количество специалистов, принявших    |     |-              |180  |190  |205  |
|участие в семинарах конференциях, вы- |     |               |     |     |     |
|ездных семинарах                      |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Наличие информационной базы о детях   |нали-|-              |+    |+    |+    |
|в возрасте от 0 до 3 лет с риском     |чие  |               |     |     |     |
|нарушений развития                    |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Количество детей, посетивших занятия  |     |               |     |     |     |
|школы "Я смогу сам", от общего числа  |%    |-              |20   |20   |20   |
|детей с нарушениями развития в возрас-|     |               |     |     |     |
|те от 0 до 3 лет, от числа принятых на|     |               |     |     |     |
|обслуживание                          |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Доля семей, принявших участие в заня- |%    |-              |55   |75   |75   |
|тиях кружков для мамы и ребенка       |     |               |     |     |     |
|"Цветной мир", "Обучаясь - лечусь",   |     |               |     |     |     |
|"Пластилиновая сказка", от общего чис-|     |               |     |     |     |
|ла семей с детьми с нарушениями разви-|     |               |     |     |     |
|тия в возрасте от 0 до 3 лет, от числа|     |               |     |     |     |
|обратившихся                          |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Разработка и внедрение методики и кор-|нали-|-              |+    |+    |+    |
|рекционно-развивающих занятий для     |чие  |               |     |     |     |
|детей раннего возраста с синдромом    |     |               |     |     |     |
|Дауна                                 |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|
|Доля детей раннего возраста с положи- |%    |87             |90   |92   |93,4 |
|тельной динамикой психомоторного      |     |               |     |     |     |
|развития из числа обратившихся        |     |               |     |     |     |
|——————————————————————————————————————|—————|———————————————|—————|—————|—————|

Информация по документу
Читайте также