Расширенный поиск

Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарский край от 09.07.2008 № 644

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ
          ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОРА)КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
                                   
          от 09.07.2008                                  N 644
                             г. Краснодар


         Об утверждении Концепции развития общего, начального
          профессионального и дополнительного образования на
       основе историко-культурных традиций кубанского казачества
                                   
                                    
 
     В целях эффективного   использования историко-культурных традиций 
кубанского       казачества         в      гражданско-патриотическом и 
духовно-нравственном      воспитании           подрастающего поколения 
Краснодарского края постановляю:
     1.  Утвердить      Концепцию      развития    общего,  начального 
профессионального   и    дополнительного      образования    на основе 
историко-культурных  традиций  кубанского     казачества      (далее - 
Концепция) (прилагается).
     2.   Департаменту   образования и    науки    Краснодарского края 
(Хлопова)   организовать    мониторинг      развития     образования в 
образовательных      учреждениях,    классах      и   группах казачьей 
направленности с учетом Концепции.
     3. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления муниципальных 
образований   Краснодарского  края организовать  разработку и принятие 
муниципальных целевых программ, направленных на реализацию Концепции.
     4. Рекомендовать   Кубанскому   войсковому   казачьему   обществу 
(Долуда)  организовать  системное   сотрудничество   казачьих обществ, 
входящих в его состав, с образовательными  учреждениями Краснодарского 
края.
     5. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания  и средств 
массовых   коммуникаций   Краснодарского  края (Касьянов) опубликовать 
настоящее постановление в средствах массовой информации.
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления  возложить на 
заместителя   главы  администрации  (губернатора) Краснодарского края, 
управляющего делами Н.А.Долуду.
     7.  Настоящее    постановление  вступает в  силу     со   дня его 
официального опубликования.
     
      
 
     Глава администрации (губернатор)
     Краснодарского края                     А.Н.Ткачев

                                               ПРИЛОЖЕНИЕ

                                               УТВЕРЖДЕНА 
                                   постановлением главы администрации 
                                   (губернатора) Краснодарского края
                                           от 09.07.2008 N 644


                              КОНЦЕПЦИЯ
              развития общего, начального профессионального
                и дополнительного образования на основе
          историко-культурных традиций кубанского казачества
                                   
 

     Настоящая Концепция  представляет    собой  систему   взглядов на 
государственную  политику Краснодарского края  в    сфере образования, 
которая   опирается     на     историко-культурные традиции кубанского 
казачества.
     Концепция    реализуется     путем     согласованной деятельности 
департамента по  делам казачества   администрации Краснодарского края, 
департамента образования и  науки   Краснодарского  края, департамента 
культуры Краснодарского края,  департамента  по  физической культуре и 
спорту     Краснодарского  края,     муниципальных  органов управления 
образованием,     государственных  и     муниципальных образовательных 
учреждений   Краснодарского   края,  Кубанского   войскового казачьего 
общества (далее - Кубанское      казачье  войско),    направленной  на 
патриотическое,      духовно-нравственное  воспитание детей и молодежи 
Краснодарского    края,      опирающееся     на культурно-национальные 
особенности  и  духовно-нравственные традиции кубанского казачества, в 
рамках       образовательных      учреждений        общего, начального 
профессионального и дополнительного образования.
     Исходным   пунктом в      выработке   стратегического направления 
реализации  данной  Концепции являются  положения     статьи  2 Устава 
Краснодарского     края:   "Краснодарский  край  является исторической 
территорией  формирования  кубанского     казачества,  исконным местом 
проживания  русского  народа,   составляющего    большинство населения 
края.".
     Правовую   основу настоящей      Концепции   составляют следующие 
нормативные  акты:          
     Конституция Российской Федерации,   Закон Российской Федерации от 
10     июля    1992   года   N  3266-1   "Об   образовании", Концепция 
государственной       национальной   политики    Российской Федерации, 
утвержденная Указом Президента  Российской  Федерации от 15  июня 1996 
года  N 909,  Концепция модернизации российского образования на период 
до  2010  года,     одобренная  распоряжением Правительства Российской 
Федерации от 29 декабря  2001  года  N 1756-р,  Концепция национальной 
образовательной политики  Российской Федерации,    одобренная приказом 
Министерства образования  и  науки Российской  Федерации  от 3 августа 
2006  года N   201,  Закон РСФСР от 26  апреля 1991  года  N 1107-1 "О 
реабилитации  репрессированных  народов",   Устав Краснодарского края, 
Закон  Краснодарского края   от  9 октября  1995     года   N 15-КЗ "О 
реабилитации кубанского казачества",  Закон Краснодарского края  от 28 
июня 2007  года     N  1264-КЗ  "О государственной  политике   в сфере 
сохранения   традиционной   народной культуры  в  Краснодарском крае", 
Концепция   патриотического воспитания  населения Краснодарского края, 
утвержденная   постановлением Законодательного Собрания Краснодарского 
края от  19     июня  2006    года    N  2320-ГТ,  постановление главы 
администрации Краснодарского края от  11 августа  2004 года N  799 "Об 
утверждении    Положения   об      образовании     казачьих  классов в 
общеобразовательных  учреждениях  на  территории Краснодарского края", 
постановление  главы  администрации Краснодарского края   от 18 апреля 
2001    года    N     300      "О    подготовке   к военной   службе и 
военно-патриотическом воспитании молодежи края". 
     
    I. Содержание  проблемы  и  обоснование необходимости  ее решения 
         путем выработки и принятия  Концепции  развития   общего, 
       начального  профессионального и дополнительного  образования 
        на основе историко-культурных традиций кубанского казачества
     
     Кардинальные политические  и социально-экономические  изменения в 
Российской  Федерации, произошедшие    за       последние десятилетия, 
обусловили  и предопределили необходимость  качественной и структурной 
переоценки  состояния  и  содержания  образования   на всех ступенях и 
направлениях деятельности современных  образовательных  учреждений. От 
того,  чему и  как  сегодня  учат   и    воспитывают   детей в системе 
образовательных  учреждений,  во  многом  зависит внутреннее и внешнее 
благополучие и прогресс нашего общества.
     Многие постперестроечные  проекты  в  большинстве своем   не дали 
желаемого результата. В  настоящее время  предпринимаются значительные 
усилия   для достижения не только  успехов  в   отдельных   областях и 
отраслях  социально-экономического   развития  общества и государства. 
Идет   реализация    приоритетных       национальных     направлений - 
беспрецедентный шаг по  достижению системных  изменений, в том числе в 
области    образовательной      политики.  Рост   экономики, успехи на 
экономическом  и  политическом поприще    как внутри  страны, так и на 
международном   уровне  немыслимы   без  решения  главного   вопроса - 
воспитания  морально и нравственно устойчивого  гражданина, способного 
осознать,  принять и поддержать деятельность государства, направленную 
на  укрепление  его мощи.  Это невозможно без здорового, образованного 
молодого  поколения,    обладающего   высокими  моральными качествами, 
знающего свою историю и гордящегося ею.
     В настоящее время  налицо факт деградации  духовных, нравственных 
ценностей.  Итогом стало   значительное     "омоложение" преступности, 
вовлечение   подростков в новые   сферы   криминальной  деятельности - 
детскую проституцию,  торговлю   наркотиками и другие. Для преодоления 
нравственного кризиса среди молодежи,   которая  является неотъемлемой 
частью нашего общества, необходим целый комплекс  средств традиционной 
и  народной  педагогики (этнопедагогики).  На    первом   месте в этом 
направлении    стоит   гражданско-патриотическое, духовно-нравственное 
воспитание  детей,  молодежи   и населения в целом. В противном случае 
все экономические и политические достижения не будут иметь смысла.
     Гражданско-патриотическому,      духовно-нравственному воспитанию 
населения в Краснодарском крае  большое внимание уделяют администрация 
и  Законодательное Собрание  Краснодарского    края,    общественные и 
ветеранские  организации.  Важная   роль  в   этой  работе принадлежит 
учебным   заведениям:     общеобразовательным      школам, учреждениям 
дополнительного    образования,    учреждениям  начального, среднего и 
высшего      профессионального    образования.   Значительное  место в 
патриотическом,  духовно-нравственном     воспитании    населения края 
принадлежит Кубанскому казачьему войску.
     
           II. Цель, принципы и условия реализации Концепции
     
     Настоящая   Концепция  разработана     с        целью определения 
стратегических  задач и   приоритетных направлений  работы по развитию 
системы образования  в классах и группах казачьей направленности путем 
создания региональной  практико-ориентированной    модели образования, 
опирающейся на историко-культурные традиции кубанского казачества.
     Под системой  образования  в    классах   и      группах казачьей 
направленности понимается реализация  целенаправленного и комплексного 
подхода   к образованию в  классах  и группах казачьей направленности. 
Специфика  создаваемой   региональной  практико-ориентированной модели 
образования  заключается   в   этнокультурном    компоненте содержания 
образования, применении педагогических  традиций кубанского казачества 
в технологическом  плане,  максимальном  использовании воспитательного 
потенциала      как       учебной,   так    и внеучебной деятельности, 
способствующего  формированию   и развитию интеллектуальных, духовных, 
морально-нравственных,   служебно-деловых    качеств    образованной и 
социально-активной      личности.     Создание    данной  модели будет 
способствовать ведению системной работы в  образовательных учреждениях 
общего, начального профессионального  и дополнительного образования по 
воспитанию,   обучению    и  развитию   учащихся  на  основе ценностей 
традиционной культуры кубанского казачества.
     Методологические принципы Концепции:
     1) программно-целевой подход,      обеспечивающий  единую систему 
осуществления комплексной        деятельности   исполнительных органов 
государственной  власти, органов местного самоуправления муниципальных 
образований  Краснодарского    края,     казачьих   обществ Кубанского 
казачьего войска, образовательных учреждений;
     2) преемственность и интегративность    общего, дополнительного и 
начального профессионального образования;
     3) преемственность  научной         и         народной педагогики 
(этнопедагогики); классы и  группы   казачьей   направленности могут и 
должны  развиваться   в    исторически сложившейся   в  России системе 
образования,  развивающей    традиционные    для России педагогические 
методы и приемы; в выборе   содержания  образования,  методов обучения 
необходимо использовать  не только знание  общих научных дидактических 
методов, но и опыт, методы народной педагогики,  в том числе и системы 
воспитания, основанной  на   историко-культурных  традициях кубанского 
казачества;
     4) природосообразность воспитания,    предполагающая обязательный 
учет половозрастных особенностей учащихся;
     5) культуросообразность воспитания,       предполагающая  опору в 
воспитательном  процессе на     традиционные,       в     том  числе и 
духовно-нравственные,     особенности   кубанского     казачества, его 
культуру, обрядность;
     6) доминанта (преобладание) деятельностного  подхода в реализации 
концепции;
     7) гласность, то есть   мобильное      информирование об аспектах 
реализации концепции как участников, так и социума;
     8) принцип взаимозависимости и единства   духовного и физического 
воспитания учащихся;
     9) традиционная культура и   этнопедагогика кубанского казачества 
как  основа воспитания   учащихся       классов      и  групп казачьей 
направленности;
     10) личностный подход в воспитании;
     11) гуманистический подход     к         построению   отношений в 
воспитательном процессе;
     12) использование возможностей  внутренней        и внешней среды 
образовательного учреждения в развитии личности учащегося.
     Условия реализации Концепции:
     1)   создание    и    совершенствование     нормативно-правовой и 
организационно-методической базы в сфере образования,  опирающегося на 
историко-культурные традиции кубанского казачества;
     2)   активизация деятельности   средств   массовой   информации в 
освещении  и пропаганде   развития системы  образования  в   классах и 
группах казачьей направленности;
     3)   разработка  краевых   и    муниципальных   целевых программ, 
направленных на развитие  образовательных учреждений, классов  и групп 
казачьей направленности;
     4)   обеспечение       непрерывного     характера воспитательного 
воздействия на участников образовательного процесса всех уровней;
     5)   определение приоритетных  направлений   работы   по созданию 
региональной практико-ориентированной модели  образования  в классах и 
группах казачьей   направленности, опирающейся  на историко-культурные 
традиции кубанского казачества;
     6)  совершенствование системы подготовки специалистов по работе с 
учащимися классов и групп казачьей направленности;
     7) целенаправленное  и систематическое   финансирование расходов, 
связанных с реализацией настоящей Концепции.
     
    III.  Ситуация развития    системы   классов  и    групп казачьей 
                 направленности в Краснодарском крае к 2008 году
     
                     1. Исторический аспект
     
     Кубанская  школа   всегда   опиралась   на    традиции кубанского 
казачества. В 1821 году  в войсковой  гимназии, директором которой был 
знаменитый просветитель  Кубани К.В.Российский, открылся класс военных 
наук, преподавание которых считалось необходимым для  молодых казаков, 
таким образом,  главное  назначение казачества  -  защищать Отечество. 
Важнейшую облагораживающую    и   гармонизирующую  силу К.В.Россинский 
видел в    православии,   подчеркивал  его    влияние  на формирование 
гражданско-патриотических и нравственных качеств личности.
     В начале XX века воспитание идеалов патриотизма,  долга, высокого 
предназначения  казачества   получило   особое   звучание   в практике 
станичных школ   Кубани     благодаря  изданию    учебника А.П.Певнева 
"Кубанские  казаки",   "Сборника материалов   к   казачьей хрестоматии 
Кубанского войска"  П.П.Орлова и  других  учебных   книг.  В указанный 
период шла активная  и плодотворная работа по поиску методов, средств, 
форм обучения и воспитания  в первую очередь мальчиков, их физического 
развития, формирования жизненно  важных  навыков и, что самое главное, 
качеств характера  настоящего  казака -мужественного, сильного, стойко 
переносящего  тяготы  военной   службы  и  гордящегося   своим высоким 
предназначением  защитника  Отечества.  Методика воспитательной работы 
активно  обогащалась     за  счет   использования    таких   форм, как 
военно-прикладные   игры, встречи   с  бывалыми   казаками,   чтение и 
обсуждение художественных произведений о казачестве и других.
     Возрождение казачества на  Кубани в  90-е годы XX века обусловило 
необходимость  воспитания молодого   поколения    в  духе нравственных 
устоев  и    культурных   традиций   предков  в   условиях современной 
социокультурной среды.   В  целях возрождения казачества  на  Кубани в 
1994  году   была  создана одна     из     первых в   стране кадетская 
школа-интернат "Кубанский казачий   кадетский     корпус имени атамана 
М.П.Бабыча". Позднее    повсеместно  в городах   и районах  края стали 
создаваться     классы    и  группы казачьей   направленности  в целях 
воспитания  юных   кубанцев    на основе  историко-культурных традиций 
казачества, подготовки  юношей к служению Отечеству  на  гражданском и 
военном поприще.
     
      2. Динамика развития сети образовательных учреждений, имеющих
                  классы и группы казачьей направленности
     
     С   2000   года наблюдается рост сети    учреждений  с классами и 
группами  казачьей    направленности:   по    сравнению   с 2000 годом 
количество    образовательных  учреждений, в которых   созданы казачьи 
классы и группы, увеличилось  к 2007 - 2008 учебному году в 24  раза и 
составило 221 учреждение (в 2000  году их  было  9),  в  том числе 211 
общеобразовательных   школ, 8  учреждений  дополнительного образования 
детей  (далее   - УДОд)  и  2  учреждения начального профессионального 
образования.
     Всего в  2007  - 2008 учебном году   на базе 221 образовательного 
учреждения  открыто 614 классов и групп казачьей направленности, в том 
числе   375  классов  и 226     межклассных   или межвозрастных групп, 
созданных как на базе школ,  так и на базе УДОд, и 13 групп, созданных 
в учреждениях начального профессионального образования.
     Тенденция   увеличения  как образовательных    учреждений,  так и 
классов   и   групп   казачьей направленности     влечет за собой рост 
численности учащихся. В 2007  - 2008 учебном году  в классах и группах 
насчитывается 11584 воспитанника, что в 24 раза больше  по сравнению с 
2000    годом. Только   за последние  три  года   численность учащихся 
образовательных учреждений удвоилась.
     
    3. Тендерный состав  обучающихся  в   классах и  группах казачьей 
                        направленности
     
     Из 11,5 тысячи школьников казачьих  классов и групп 6723 человека 
-мальчики (58%),  а 4861  - девочки  (42%). Это свидетельствует о том, 
что наряду с традиционными однополыми мальчишескими   коллективами (27 
классов  и   групп   -  5%   от  общего  количества) получили развитие 
смешанные разнополые классы и группы.
     
     4. Педагогические  кадры    образовательных   учреждений, имеющих 
                классы и группы казачьей направленности
     
      Общая  численность  педагогов,  работающих  в   классах (группах) 
казачьей направленности, включая   учителей, педагогов дополнительного 
образования  и   воспитателей, составляет 1645 человек. Основную часть 
педагогов    - 1248   человек    (76%)    составляют женщины. Очевидна 
необходимость   привлечения  к работе в   классах   и группах казачьей 
направленности педагогов-мужчин.
     
    5.Организационные модели деятельности  классов  и групп казачьей 
                               направленности
     
     К  концу    2007  года   в   крае   сложилась вариативная система 
организации   образования   на   основе  историко-культурных ценностей 
кубанского   казачества, состоящая  из      7 основных организационных 
моделей:
     1. Класс казачьей направленности в общеобразовательной школе.
     2.  Одновозрастная межклассная  группа  казачьей направленности в 
общеобразовательной школе (объединение детей одной параллели).
     3.    Разновозрастная     группа      казачьей   направленности в 
общеобразовательной школе (объединение детей разных параллелей).
     4. Одновозрастная группа казачьей направленности на базе УДОд.
     5. Разновозрастная группа казачьей направленности на базе УДОд.
     6. Кадетская школа (школа-интернат).
     7.  Группа   казачьей направленности    в   учреждении начального 
профессионального образования.
     
      6. Финансирование    деятельности классов    и   групп казачьей 
                            направленности
     
     К 2008  году сформировались различные схемы  финансовой поддержки 
существования классов и групп казачьей направленности:
     1.   Из   средств  краевого бюджета     в  рамках факультативных, 
групповых занятий учебного плана и сохранения в  штате школы педагогов 
дополнительного образования.
     2. Из средств муниципального бюджета, выделяемых на  оплату труда 
педагогов  дополнительного образования   как в УДОд, так  и в казачьих 
классах общеобразовательных школ.
     3.  Смешанная схема  финансирования из бюджетов двух уровней, при 
которой   преподавание части  спецкурсов оплачивается по первой схеме, 
части -по второй.
     Кроме       того,   в    нескольких    муниципальных образованиях 
Краснодарского   края     статьи расходов, связанные   с деятельностью 
классов и  групп  казачьей    направленности,   финансируются в рамках 
целевых муниципальных программ:
     1)    финансирование на   оплату труда  педагогов дополнительного 
образования;
     2) развитие сети казачьих образовательных учреждений и классов;
     3) организация дополнительного питания;
     4) приобретение формы;
     5)   проведение   внеклассных мероприятий, военно-полевых сборов, 
экскурсий по местам боевой славы;
     6) приобретение  оборудования, тренировочного инвентаря, учебных, 
учебно-методических, наглядных пособий;
     7) организация летних профильных казачьих смен;
     8)  создание  групп   казачьей направленности на  базе  клубов по 
месту жительства;
     9) создание музейных  комнат истории казачества, оформление музея 
казачества.
     
          7.       Преемственность образования на разных ступенях
     
     Уже давно образование  с региональным компонентом на Кубани вышло 
за  рамки работы с детьми школьного возраста. Постепенно выстраивается 
преемственная  линия образовательных учреждений, способных познакомить 
ребят  с культурой   и традициями  родного края, дать   знания  по его 
истории,      воспитывать  на    примерах жизни  казаков дошкольников, 
школьников и молодых людей, выбирающих профессии рабочих и служащих.
     Дошкольный  детский возраст  - сензитивный период для пробуждения 
интереса ребенка к  родному краю, малой родине. В этот период в рамках 
дошкольного образования Кубани в 1466 детских  садах изучается природа 
родного  края,   его  достопримечательности,  на  занятиях воспитатели 
рассказывают о знаменитых земляках.
     Мотивы   декоративно-прикладного  искусства кубанского казачества 
присутствуют в  оформлении интерьеров детских   садов,  созданы уголки 
казачьего  быта,  в которых    дети знакомятся с  элементами казачьего 
костюма,     особенностями  кубанского говора, народными праздниками и 
обрядами.
     Следующим   этапом   образования на    основе историко-культурных 
традиций  кубанского    казачества является общеобразовательная школа, 
учреждения      дополнительного  образования    детей, где  введен ряд 
региональных предметов и курсов казачьей направленности.
     С    2002  году группы   казачьей  направленности  действуют  и в 
учреждениях    начального    профессионального   образования. Основное 
содержание реализуется   в    преподавании   военного    дела, истории 
кубанского казачества,    строевой    подготовки. Во  внеурочное время 
учащиеся  посещают факультативы по   культуре и   искусству кубанского 
казачества, занимаются в патриотических клубах и спортивных секциях.
     
    8. Взаимодействие  образовательных  учреждений,  имеющих классы и 
         группы   казачьей  направленности,   с  другими участниками 
                         образовательного процесса
     
     Наиболее  эффективно  складывается  работа  в тех образовательных 
учреждениях,    где состоялось  сотрудничество  с  районными казачьими 
обществами. В ряде муниципальных  образований классы и группы казачьей 
направленности  получают   поддержку   и  сотрудничают  с учреждениями 
культуры, с военкоматами, воинскими частями, с   учреждениями спорта и 
представителями органов    внутренних дел.   Социальное взаимодействие 
образовательных учреждений     расширяется  за  счет  сотрудничества с 
общественными   организациями        различной       социокультурной и 
гражданско-патриотической направленности.  Это помогает строить работу 
на новом качественном уровне.
     
     9. Актуальные  проблемы развития системы классов и групп казачьей 
                               направленности
     
     Изучение  ситуации   развития  образовательной  системы позволяет 
говорить о наличии необходимых предпосылок   для  дальнейшего развития 
сети классов и групп казачьей направленности. Вместе с  тем существует 
необходимость  в  решении   ряда  проблем, к  наиболее   актуальным из 
которых можно отнести:
     1) определение цели, задач,  основного содержания, прогнозируемых 
результатов образовательного   процесса  в классах и  группах казачьей 
направленности;
     2)  нормативно-правовое  обеспечение деятельности образовательных 
учреждений, классов и групп казачьей направленности;
     3)    профессиональную      компетентность учителей-предметников, 
воспитателей,     педагогов-организаторов,     классных руководителей, 
педагогов    дополнительного   образования, мастеров производственного 
обучения,   преподавателей, работающих  в классах и   группах казачьей 
направленности;
     4) обеспеченность   учащихся  учебниками,  учебными  пособиями по 
изучаемым региональным предметам и курсам казачьей направленности;
     5)    обеспечение   педагогов       образовательными программами, 
учебно-методическими пособиями, научными и справочными изданиями;
     6)  оснащенность образовательных  учреждений  современным учебным 
оборудованием  и    средствами  обучения      (мультимедийная техника, 
компьютеры, наглядные пособия и другое);
     7)  эффективное   взаимодействие   образовательных   учреждений с 
казачьими обществами    на основе совместной   деятельности   в рамках 
государственно-общественного управления;
     8)   диагностико-аналитическое   сопровождение  выявления проблем 
воспитания,    обучения     и  социализации   личности      в условиях 
образовательных учреждений.
     
              IV. Основные направления реализации Концепции
     
     Основной  целью   создания  региональной практико-ориентированной 
модели образования   в классах и   группах    казачьей направленности, 
опирающейся  на  историко-культурные и   духовно-нравственные традиции 
кубанского   казачества,   является    организация системной  работы в 
образовательных    учреждениях общего, начального  профессионального и 
дополнительного  образования  по  воспитанию,   обучению    и развитию 
учащихся   на  основе    ценностей    традиционной культуры кубанского 
казачества.
     Для достижения вышеуказанной цели необходимо  развивать следующие 
направления реализации настоящей Концепции:
     
     1.  Совершенствование нормативно-правовой  базы      и механизмов 
          развития  системы образования в классах и  группах казачьей 
                                направленности
     
     Приоритетными мерами реализации данного направления являются:
     1)  разработка  нормативно-правовых    документов, обеспечивающих 
эффективность   функционирования  системы образования в      классах и 
группах  казачьей   направленности  на   региональном  и муниципальном 
уровнях;
     2) популяризация через средства массовой  информации деятельности 
по организации образовательного процесса в классах и  группах казачьей 
направленности,    основанного  на       историко-культурных традициях 
кубанского казачества.

         2. Оптимизация содержания и организации обучения 
    
     С учетом возрастных особенностей учащихся  содержание образования 
выстраивается в разных вариантах:
     В начальной школе:
     основы православной культуры;
     кубановедение.
     Учитывая  специфику казачьих классов, учителям    начальной школы 
рекомендуется перераспределить количество  часов внутри   программы по 
кубановедению  с целью увеличения количества часов   на  изучение тем, 
связанных с   историей и  традициями кубанского казачества. Углублению 
изучения   истории     и    традиций    кубанского   казачества должна 
способствовать и  внеклассная работа - утренники, праздники, конкурсы, 
ярмарки,  экскурсии,   спортивные соревнования  и  другие мероприятия, 
содержащие элементы   казачьей  культуры. В начальной школе необходимо 
осуществление  знакомства и  приобщения к культуре, традициям, истории 
кубанского казачества через примеры  казачьего прошлого   и настоящего 
своей семьи, станицы,  города. Это  позволит зародить  любовь к родной 
земле и гордость за принадлежность к казачьему роду;
     в основной школе:
     кубановедение;
      основы православной культуры;
     история кубанского казачества;
     традиции        кубанского     казачества (декоративно-прикладное 
творчество, фольклор);
     курсы военно-спортивной направленности, в том  числе традиционная 
физическая культура кубанского казачества.
     В   5-9    классах   необходимо продолжить  формирование личности 
патриота не  только  через   пассивную передачу   знаний,  но  и через 
активное      участие    школьников      в   проектировочной, игровой, 
исследовательской, спортивной деятельности.
     В  средней   школе     -  профилизация     обучения      в рамках 
оборонно-спортивного профиля.     Базисный    учебный   план 2004 года 
позволяет  в старших классах   увеличить количество  часов на изучение 
таких    предметов, как   физическая   культура,   основы безопасности 
жизнедеятельности      и    наполнить содержание   образования курсами 
"Рукопашный бой", "Строевая подготовка", "Основы конной  верховой езды 
и джигитовки" и другими. Казачью  составляющую целесообразно усилить в 
предметах "кубановедение", "основы православной  культуры", "история", 
"обществознание",  организуя   проектно-исследовательскую деятельность 
учащихся.  В    старшей   школе    необходимо   завершить формирование 
гражданского сознания выпускника-гражданина России  и патриота Кубани, 
имеющего социально значимую  позитивную жизненную активность, умеющего 
самостоятельно      делать          выбор,  принимать   решения, нести 
ответственность, готового к действенному служению Отечеству.
     В    учреждениях    начального      профессионального образования 
-корректировка  программ        по      общеобразовательным предметам, 
кубановедению,    основам    православной    культуры    и специальным 
дисциплинам      по профессиональной    подготовке  с целью реализации 
казачьей направленности. Введение  специальных курсов и факультативов, 
отражающих самобытность  кубанского казачества,  - "История кубанского 
казачества",  "Культура кубанского казачества". Учебные сборы учащихся 
следует проводить с использованием этнокультурных  традиций кубанского 
казачества.
     В системе начального   профессионального   образования необходимо 
осуществить    формирование   рабочего    с   высокой профессиональной 
культурой  и ответственным  отношением  к  труду, творчески усвоившего 
духовные ценности казачества, его культурно-исторические традиции.
     
       3. Создание условий для повышения качества образования
     
     С  целью создания необходимых  условий   для   повышения качества 
образования предусматривается:
     1)  обновление содержания на  основе   разработки   научных основ 
организации  образовательного процесса  в классах  и  группах казачьей 
направленности;
     2) создание краевого  научно-методического   центра   по вопросам 
организации      образовательного      процесса,        основанного на 
историко-культурных традициях кубанского казачества;
     3)   методическое сопровождение   классов     и    групп казачьей 
направленности;
     4)  организация базовых площадок  по   оптимизации   содержания и 
структуры образовательного процесса в  общеобразовательных учреждениях 
казачьей направленности;
     5)     регулярное   проведение      для     учащихся региональных 
интеллектуальных  и    творческих  конкурсов,    олимпиад, спартакиад, 
соревнований,   викторин,  экскурсий,  экспедиций, научно-практических 
конференций казачьей направленности;
     6) профилактика рисков асоциального поведения среди учащихся.
     
      4. Создание   условий       для     повышения профессиональной 
            компетентности педагогов,   работающих  в классах  и  
                         группах казачьей направленности
     
      Приоритетными мерами реализации данного направления являются:
     1)  активизация  и актуализация повышения квалификации педагогов, 
ведущих курсы казачьей направленности;
     2)    организация   и     проведение  профессиональных конкурсов, 
педагогических фестивалей, научно-практических  конференций   и других 
методических мероприятий;
     3)   планирование в   бюджетах всех уровней финансовых средств на 
повышение квалификации педагогических работников;
     4)  освещение в        профессиональных    периодических изданиях 
деятельности классов и групп казачьей направленности.
     
     5. Учебно-методическое   и    материально-техническое обеспечение 
                         образовательного процесса
     
     Основные меры по реализации данного направления предусматривают:
     1)  разработку и  издание     комплекса образовательных программ, 
учебной, научной, методической, справочной литературы  для  учащихся и 
педагогов;
     2)  оснащение учебных  кабинетов     современным  оборудованием и 
средствами обучения;
     3) строительство и  оборудование    спортивных сооружений (залов, 
площадок и других);
     4)  обеспечение участников     образовательного   процесса единой 
формой, установленного образца.
     
         6. Формирование эффективных экономических отношений
     
     Важными    элементами     формирования  эффективных экономических 
отношений являются:
     1)  выделение   средств из   бюджетов  соответствующих уровней на 
развитие системы классов и групп казачьей направленности;
     2) актуализация опыта многоканального финансирования;
     3)  поддержка   классов и    групп  казачьей направленности через 
реализацию    краевых и   муниципальных  целевых программ  на условиях 
софинансирования.
     
     7. Управление развитием системы образования в классах и группах
                           казачьей направленности
     
     К числу  первоочередных мер,  направленных на развитие управления 
системы  образования  в  классах   и  группах казачьей направленности, 
можно отнести:
     1)   выявление  и     распространение  эффективного опыта органов 
управления   образованием  по внедрению  и  сопровождению региональной 
практико-    ориентированной   модели   образования,    опирающейся на 
историко-культурные традиции кубанского казачества;
     2) разработку  и внедрение  механизмов материального и морального 
стимулирования  учреждений, руководящих   и педагогических работников, 
добившихся  высоких  результатов   в  работе по внедрению региональной 
практико-ориентированной       модели   образования,    опирающейся на 
историко-культурные традиции кубанского казачества;
     3)    организацию четкой     системы межведомственной координации 
органов  управления образованием,   культуры, спорта, внутренних дел и 
военкоматов;
     4)    формирование оптимальной     модели социального партнерства 
образовательных  учреждений,   казачьих  обществ  Кубанского казачьего 
войска   и   общественных  организаций по   сопровождению деятельности 
классов и групп казачьей направленности;
     5)   выявление  тенденций  развития   системы общеобразовательных 
учреждений,  классов    и  групп  казачьей  направленности, подготовку 
пакета   исследовательских         материалов,  позволяющих определить 
результативность образовательного процесса.
     
     В рамках реализации настоящей Концепции:
     определяются   основные направления    реализации государственной 
политики в  сфере развития  образования  на основе историко-культурных 
традиций кубанского казачества;
     устанавливаются дополнительные  к предусмотренным   федеральным и 
краевым  законодательством  виды  и  формы   материальной и финансовой 
поддержки  образовательных    учреждений,   имеющих  классы   и группы 
казачьей  направленности    и      реализующих задачи, предусмотренные 
настоящей Концепцией;
     разрабатываются,   утверждаются     и    реализуются    краевые и 
муниципальные  целевые  программы,  направленные на оказание поддержки 
образовательным  учреждениям, имеющим    классы     и  группы казачьей 
направленности;
     осуществляется  мониторинг   развития образования   в   классах и 
группах      казачьей               направленности,    опирающегося на 
культурно-национальные  особенности  и   духовно-нравственные традиции 
кубанского казачества;
     организуется и обеспечивается системное   сотрудничество казачьих 
обществ Кубанского казачьего войска с образовательными учреждениями;
     осуществляется привлечение учащихся образовательных  учреждений к 
участию в мероприятиях, проводимых Кубанским казачьим войском.
     
      
              V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
     
     Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
     1)  созданию   современной   законодательной   базы, нормативного 
правового   обеспечения,  разработке     механизмов   развития системы 
образования в классах и группах казачьей направленности;
     2)     созданию  региональной     практико-ориентированной модели 
образования в  классах  и группах казачьей направленности, опирающейся 
на историко-культурные традиции кубанского казачества;
     3)  улучшению  качественного состава   и   повышению квалификации 
педагогических  и  руководящих кадров системы  образования в классах и 
группах казачьей направленности;
     4)  функционированию  системы образования в   классах   и группах 
казачьей направленности в режиме устойчивого развития;
     5)  увеличению  численности учащихся классов   и   групп казачьей 
направленности;
     6)  развитию   материально-технической     базы   образовательных 
учреждений, классов   и   групп   казачьей направленности, в том числе 
обеспечению  образовательного   процесса  современным  оборудованием и 
средствами обучения;
     7)  повышению эффективности профилактики   асоциальных проявлений 
среди детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
     8)  созданию четкой системы межведомственной  координации органов 
управления  образованием,    культуры,     спорта,   внутренних  дел и 
военкоматов;
     9)  созданию     оптимальной    модели   социального  партнерства 
образовательных  учреждений   Краснодарского   края,  казачьих обществ 
Кубанского     казачьего    войска    и общественных    организаций по 
сопровождению деятельности классов и групп казачьей направленности;
     10)  функционированию краевого   научно-методического   центра по 
вопросам    организации    образовательного   процесса, основанного на 
историко-культурных традициях кубанского казачества.
     
      
 
    Директор департамента по делам           Руководитель департамента
    казачества администрации                 образования и науки
    Краснодарского края                      Краснодарского края
         А.Т.Марченко                              Т.П.Хлопова

Информация по документу
Читайте также