Расширенный поиск
Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 01.04.1997 № 75-КЗ3АКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ N 75-КЗ Об охране и использовании памятников истории и культуры на территории Краснодарского края Утратил силу - Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 06.02.2003 г. N 558-КЗ Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 18 марта 1997 года Памятники истории и культуры - это уникальные, ничем не заменимые и не возобновимые свидетельства исторического развития народа, общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности или степени их сохранности, и служащие основами духовной, моральной и интеллектуальной жизни. Они являются неотъемлемым достоянием и национальным богатством народов Российской Федерации и охраняются государством. Охрана памятников истории и культуры на территории края находится в совместном ведении Российский Федерации и Краснодарского края и является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и Краснодарского края. Настоящий 3акон регулирует взаимоотношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области охраны и использования памятников истории и культуры на территории Краснодарского края. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с охраной государством памятников истории и культуры в целях их сохранения для современников и будущих поколений. Статья 2. Законодательство о государственной охране и использовании памятников истории и культуры Законодательство о государственной охране и использовании памятников истории и культуры на территории Краснодарского края основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных соглашениях, действующих в Российской Федерации, нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы охраны и использования памятников истории и культуры, и настоящем Законе. Статья 3. Действие настоящего Закона в отношении собственности на памятники истории и культуры Памятники на территории Краснодарского края находятся под охраной государства независимо от Форм собственности, характера использования, а также от степени их сохранности. Установленный настоящим Законом порядок учета, охраны и использования памятников истории и культуры применяется ко всем памятникам истории и культуры, расположенным на территории Краснодарского края. Статья 4. Основные понятия В настоящем Законе применяются следующие понятия: памятники истории и культуры - движимые и недвижимые объекты, иное имущество, обладающие общественно значимой (универсальной) культурной ценностью и зарегистрированные в государственных списках недвижимых памятников истории и культуры, вне зависимости от форм собственности, управления, использования и степени их сохранности; движимые памятники истории и культуры - произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, произведения народного творчества, документы, образцы книгопечатания, археологические находки, составляющие архивные фонды, музейные, библиотечные, иные государственные и частные коллекции; недвижимые единичные памятники истории и культуры - здания или сооружения, как отдельные, так и образующие четко локализуемые ансамбли (монастыри, погосты, крепости, городские и сельские усадьбы и т.д.). вместе с историческими территориями владений и находящимися в них движимыми культурными ценностями; земельные участки, содержащие археологические слои; древние захоронения; подводные исторические объекты; недвижимые ансамблевые памятники истории и культуры - исторически или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых единичных памятников истории и культуры в их композиционной и ландшафтной взаимосвязи, исторические культурные места и исторические ландшафты; недвижимые объекты историко-культурного наследия - вновь выявленные здания, сооружения, ансамбли, памятные и достопримечательные места, наземные и подводные археологические, погребальные, жилые и хозяйственные комплексы, фортификационные сооружения, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, не включенные в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. К общему понятию "недвижимые объекты историко-культурного наследия" относятся и памятники, внесенные в государственные списки; государственная охрана памятников истории и культуры - система специальных, правовых, организационных, финансовых и иных мер, принимаемых государственными органами и направленных на выявление и учет, сохранение, реставрацию, использование (включая обеспечение общественной доступности) памятников истории и культуры; государственные списки недвижимых памятников истории и культуры - перечень недвижимых памятников истории и культуры, находящихся под охраной государства; список выявленных недвижимых памятников истории и культуры - перечень недвижимых объектов, предлагаемых специально уполномоченными государственными органами охраны памятников истории и культуры Краснодарского края для включения в государственный список недвижимых памятников истории и культуры; список учетных культурных ценностей - перечень недвижимых культурных ценностей, выявленных при обследовании объектов культурного наследия; списки всемирного наследия - перечень объектов культурного и природного наследия, отнесенных решениями Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Комитета всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО к особо ценным объектам, имеющим международное культурное значение; зоны охраны недвижимого памятника истории и культуры - земельные и водные участки, как примыкающие к территории памятника истории и культуры, так и иные участки, необходимые для обеспечения его материальной и культурной сохранности и закрепленные в установленном законодательством порядке; земли историко-культурного назначения - территории недвижимых памятников - фиксированная часть недвижимости, в том числе земельные участки, на которых (и в которых) расположены недвижимые памятники истории и культуры, включая зоны их охраны, а также особо охраняемые территории с установленными для них режимами использования и зонами охраны; открытый лист - специальное разрешение, выдаваемое Институтом археологии Российской академии наук археологу-исследователю на право проведения археологических исследований; особо охраняемые территории - территории музеев-усадеб, музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, музеев под открытым небом, национальных историко-культурных парков и иных государственных организаций хранения недвижимых памятников истории и культуры; список исторических городов и поселений - перечень городов и поселений, обладающих историко-культурной ценностью планировки застройки и получивших статус исторических; государственные организации хранения памятников истории и культуры - государственные музеи, библиотеки, архивы, музеи-заповедники и иные учреждения культуры, осуществляющие государственное хранение памятников истории и культуры; национальные историко-культурные парки - организации государственного хранения памятников истории и культуры, обеспечивающие сохранность крупных территориальных историко-культурных комплексов, имеющих особое значение с точки зрения науки, образования, культуры и охраны природы; особо ценные объекты историко-культурного наследия - историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, организации культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства, включенные актами Президента Российской Федерации в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; исторический город, историческое поселение - города и иные поселения в Краснодарском крае, обладающие выдающейся историко-культурной ценностью и включенные в список исторических городов и исторических поселений Российской Федерации; реставрация - весь комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, производимых на памятниках истории и культуры с целью максимального обеспечения их сохранности и выявления культурной ценности; специально уполномоченные государственные органы по охране и использованию памятников истории и культуры - органы в системе исполнительной власти, осуществляющие управление и контроль в сфере государственной охраны памятников истории и культуры (далее - органы охраны памятников); местные органы охраны памятников - специально уполномоченные органы местного самоуправления городов и районов (кроме районов, округов, входящих в состав городов) края, наделенные отдельными государственными полномочиями органов охраны памятников по договору с краевым государственным органом охраны памятников. Статья 5. Виды памятников истории и культуры К памятникам истории и культуры относятся: 1) недвижимые объекты: - памятники архитектуры и градостроительства: единичные памятники - отдельные постройки, здания, сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения; пещеры вместе с их историческими территориями и связанными с ними предметами, представляющими историческую, научную, художественную и иную ценность; ансамбли - совокупность недвижимых единичных памятников и открытых пространств, включая места музеефицированных археологических или палеонтологических раскопок, составляющих заселенные места в городах или сельской местности, обладающих универсальной ценностью с археологической, архитектурной, исторической, эстетической или социально-культурной точек зрения, как-то: исторические города и поселения; фрагменты исторических планировок; старинные городские кварталы, деревни; архитектурные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры, некрополи; произведения монументального искусства-скульптурные памятники, стелы, обелиски, произведения монументальной живописи, комплексы монументально-декоративного искусства; достопримечательные места - территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории, эстетики, этнологии; - памятники истории - постройки с их исторически сложившимися территориями, кладбища, воинские захоронения, могилы, ландшафты, связанные с историческими событиями, жизнью городов, выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей искусств; - памятники археологии: объекты жилого назначения - культурные слои и постройки древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилища, убежища, архитектурно-археологические объекты; объекты фортификационного назначения; объекты религиозного назначения - храмы, церкви, монастыри, святые места, культовые комплексы, святилища, места совершения обрядов и иные культовые сооружения; - погребальные комплексы - курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи, дольмены и другие наземные могильники; - каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, эпиграфические памятники, менгиры; - объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических сооружений (пруды, каналы и другие), транспортных артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие), инфраструктура водных и водно волоковых путей; - подводные объекты - челны, лодки, остатки древних кораблей, их снаряжение, вооружение, груз, древние корабельные (якорные) стоянки, места морских сражений, остатки затонувших городов. 2) движимые объекты: археологические предметы - древние предметы, извлеченные из земли или найденные на поверхности земли, в обрывах, осыпях, на берегах или на дне водоемов случайно, в результате хозяйственной деятельности или научных раскопок (орудия труда и оружие, посуда, домашняя утварь, произведения мелкой пластики, торевтики, эпиграфики, монеты и монетные клады, печати, украшения, детали одежды, снаряжения, останки домашних животных, любые предметы из погребений и погребальных сооружений, культурного слоя древних населенных пунктов, архитектурные детали и их фрагменты, другие предметы, имеющие научную или культурную ценность); элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию; этнологические материалы; исторические ценности, связанные с историей естественных наук и техники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов и национальных руководителей, мыслителей, ученых и деятелей искусства и важными историческими событиями; произведения живописи и графики на любой основе и из любых материалов полностью ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную; афиши и фотографии как виды оригинального творчества; оригинальные художественные подборки и монтаж из любых материалов, диорамы; произведения скульптуры из любых материалов; произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов (мебель, гобелены, ковры, шитье, костюмы, музыкальные инструменты); манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющие особый интерес; предметы, представляющие особый интерес с точки зрения нумизматики (медали, монеты и другие) или филателии: предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта, ремесла, промышленного производства; архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео - и звукозаписи, машиночитаемые документы. Памятниками истории и культуры могут являться также и другие, не поименованные в данном перечне объекты и комплексы объектов или их фрагменты. ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 6. Государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры На территории Краснодарского края устанавливается государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры, осуществляемое специально уполномоченными государственными органами охраны памятников. Статья 7. Специально уполномоченные государственные органы по охране и использованию памятников истории и культуры 1. Специально уполномоченным государственным органом управления, контроля и осуществления мероприятий по охране, использованию и реставрации памятников истории и культуры на территории Краснодарского края является комитет по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края (далее - краевой орган охраны памятников). 2. Указания (предписания) краевого органа охраны памятников в пределах его компетенции обязательны для органов исполнительной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. Статья 8. Предметы ведения краевого органа охраны памятников К предметам ведения краевого органа охраны памятников относятся: - осуществление Федеральной политики в области охраны и использования памятников истории и культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ по выявлению, изучению, учету охране, реставрации и музеефикации памятников истории и культуры местного значения, их реализация и материально-техническое обеспечение; - осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры; - информационное и научно-техническое обеспечение деятельности в области охраны и использования памятников истории и культуры местного значения, ведение их учета; - организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников в области консервации, реставрации и ремонта памятников истории и культуры местного значения. Полномочия краевого органа охраны памятников определяются органами государственной власти Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны и использования памятников истории и культуры 1. Местными органами охраны памятников Краснодарского края могут быть специально уполномоченные органы местного самоуправления, городов и районов (кроме районов, округов, входящих и состав городов) края, наделенные отдельными государственными полномочиями органов охраны памятников по договору (соглашению) с краевым органом охраны памятников. 2. Местным органам охраны памятников могут быть переданы следующие полномочия: разработка по согласованию с краевым органом охраны памятников и утверждение в установленном порядке программы по обеспечению охраны и использования памятников на подведомственной территории; контроль за состоянием, содержанием памятников, переданных в ведение муниципального образования как государственная собственность; выявление памятников, внесение предложений по постановке их под охрану государства в краевой орган охраны памятников; контроль за соблюдением режима зон охраны памятников, земель историко-культурного назначения; контроль за соблюдением законодательства в области охраны и использования памятников истории и культуры; создание банка информации об историко-культурном наследии подведомственной территории; составление на основе исследований историко-архитектурных опорных планов; издательская деятельность по вопросам охраны и использования памятников истории и культуры и пропаганды историко-культурного наследия. 3. Положения (уставы) местных органов охраны памятников утверждаются исполнительными органами местного самоуправления по согласованию с краевым органом охраны памятников. 4. Краевой орган охраны памятников может передать местным органам охраны памятников и другие полномочия, что вносится в договор между краевым органом охраны памятников и исполнительными органами местного самоуправления, а также в положение о местных органах охраны памятников. 5. Краевой орган охраны памятников осуществляет контроль за деятельностью местных органов охраны памятников. Статья 10. Научно-методический совет органа охраны памятников истории и культуры Научно-методический совет органа охраны памятников истории и культуры создается при краевом органе охраны памятников. Состав научно-методического совета и положение о нем утверждаются руководителем краевого органа охраны памятников. Совет наделяется правами научной экспертизы любого направления деятельности органа охраны памятников. На его рассмотрение выносятся сложные программные, в также спорные вопросы учета, охраны, использования, изучения и реставрации памятников истории и культуры. Решения научно-методического совета являются рекомендательными для краевого органа охраны памятников и могут быть пересмотрены лишь решением высшего научно-методического совета при федеральном органе охраны памятников. Статья 11. Участие общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры 1. Общественные объединения и лица, заинтересованные в постоянном участии в проведении мероприятий по популяризации дела охраны историко-культурного наследия, а также по сохранению и использованию памятников истории и культуры в целях науки, образования, культуры и иных общественно-полезных целях либо в оказании содействия государственным органам охраны памятников, осуществляют свою деятельность по согласованию с соответствующим государственным органом охраны памятников. 2. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры способствует привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию в охране памятников, осуществляет пропаганду историко-культурного наследия и законодательства о его охране и использовании, активно содействует работе государственных органов охраны памятников. ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 12. Организация государственного учета памятников истории и культуры 1. Под государственным учетом памятников истории и культуры понимается: выявление объектов историко-культурного наследия, определение их ценности; принятие общественно значимых объектов на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры; составление учетных документов на памятники истории и культуры, их изучение, графическая и фото фиксация. Государственный учет памятников истории и культуры осуществляется краевым органом охраны памятников. 2. Государственный учет памятников истории и культуры, входящих в состав архивных, музейных, библиотечных и иных фондов, производится в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, Краснодарского края об архивных, музейных, библиотечных и иных фондах. 3. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков памятников истории и культуры. Списки памятников истории и культуры подразделяются на: списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры; государственные списки недвижимых памятников истории и культуры; списки учетных культурных ценностей. Статья 13. Порядок выявления, обследования недвижимых объектов историко-культурного наследия Выявление, обследование, фотофиксацию недвижимых объектов историко-культурного наследия (ценностей) проводит краевой орган охраны памятников совместно с местными органами охраны памятников или привлекаемые им специализированные организации, творческие коллективы и специалисты. Администрация Краснодарского края и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать условия выявления и обследования историко-культурного наследия. Организации и граждане обязаны содействовать краевому органу охраны памятников в выявлении объектов историко-культурного наследия. Орган охраны памятников обязан организовать экспертизу обнаруженных культурных объектов (ценностей). Недвижимые культурные объекты (ценности) ставятся на учет краевым органом охраны памятников и вносятся в списки учетных культурных ценностей. Недвижимые объекты, внесенные в списки учетных культурных ценностей, находятся под наблюдением краевого органа охраны памятников и до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона. Статья 14. Списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры 1. В списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры включаются объекты из списков учетных культурных ценностей, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим общественно-значимой культурной ценностью. Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится краевым органом охраны памятников с участием высококвалифицированных специалистов в соответствующей области истории и культуры. Статус недвижимого памятника истории и культуры распространяется на объект в течение трех лет с момента включения его в списки выявленных недвижимых памятников культуры до принятия решения об отнесении объекта к памятникам истории и культуры. В этот период на выявленный памятник, в том числе объект градостроительства, распространяются все положения законодательства, касающиеся государственного учета, охраны, реставрации, сохранения и использования принятых на государственную охрану недвижимых памятников истории и культуры на территории Краснодарского края. 2. Списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры утверждаются краевым органом охраны памятников по видам памятников и по административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры, присваивается порядковый номер. Краевой орган охраны памятников обязан направлять списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры в исполнительные органы местного самоуправления городов и районов края и в течение месяца извещать собственников (пользователей) недвижимых культурных объектов о включении их в списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры. 3. Если выявленный памятник не будет принят на государственную охрану в качестве памятника истории и культуры, он вновь включается краевым органом охраны памятников в списки учетных культурных ценностей. Статья 15. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры 1. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры включают в себя объекты культурного наследия, отнесенные федеральными органами исполнителей власти или органами государственной власти Краснодарского края к охраняемым государством памятникам истории и культуры. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры подразделяются на: государственные списки недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения (далее - списки памятников истории и культуры федерального значения); государственные списки недвижимых памятников истории и культуры регионального (краевого) значения Краснодарского края (далее списки памятников истории и культуры краевого значения). 2. Недвижимые объекты историко-культурного наследия принимаются на государственную охрану как памятники истории и культуры не ранее чем через 30 лет после их создания или связанных с ними исторических событий, за исключением мемориальных объектов. Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат постановке на государственную охрану в пределах их зон охраны. 3. Списки памятников истории и культуры краевого значения и дополнения к ним формируются краевым органом охраны памятников на основе списка выявленных недвижимых памятников истории и культуры. Списки памятников истории и культуры краевого значения и дополнения к ним утверждаются Законодательным Собранием Краснодарского края. 4. объекты, включенные в списки памятников истории и культуры краевого значения, по представлению (или согласованию) краевого органа охраны памятников могут быть представлены федеральным органам охраны памятников для принятия их на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры федерального значения для внесения в государственный перечень объектов историко-культурного наследия. Статья 16. Порядок ведения учета недвижимых памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану 1. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры формируются краевым органом охраны памятников по категориям охраны памятников, видам памятников, административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в государственные списки недвижимых памятников истории и культуры, присваивается архивный номер в общей последовательности. Четко локализуемые ансамбли памятников истории и культуры включаются в списки недвижимых памятников истории и культуры под одним номером и обладают статусом единичных памятников истории и культуры. Памятники истории и культуры федерального значения образуют единый список памятников истории и культуры федерального значения, а списки памятников истории и культуры местного значения формируются в границах соответствующих территорий. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры подлежат публикации в периодической печати и специальных изданиях. 2. На памятниках истории и культуры, принятых на государственную охрану, органами местного самоуправления городов и районов Краснодарского края устанавливаются охранные доски в соответствии с утвержденными образцами. Охранные доски изготавливаются за счет пользователей (собственников) памятников и за счет органов местного самоуправления. 3. Краевой орган охраны памятников организует историко-архитектурные, историко-культурные, историко-художественные, инженерно-геологические и другие исследования памятников, а также составляет учетную документацию по установленным образцам, включая историко-архитектурные опорные планы. 4. Краевой орган охраны памятников обязан готовить и издавать государственные списки недвижимых памятников истории и культуры, каталоги, справочники и другие учетно-информационные и пропагандистские материалы. Статья 17. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры Недвижимые памятники истории и культуры федерального и краевого значения снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты решением Правительства Российской Федерации. Памятники истории и культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из государственных списков недвижимых памятников истории и культуры. Статья 18. Списки всемирного наследия 1. В Списки всемирного наследия включаются объекты культурного и природного наследия, отнесенные решениями Международного совета по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Комитета всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО к объектам всемирного наследия. Объекты для включения в Списки всемирного наследия представляются федеральным органам охраны памятников по предложению краевого органа охраны памятников из числа памятников культуры федерального значения в соответствии с утвержденными ЮНЕСКО организационными и документальными формами. 2. Объекты, включенные в Списки всемирного наследия, отмечаются установкой информационно-охранных досок в соответствии с утвержденными образцами. Доски устанавливаются за счет средств предприятий, учреждений, организаций, в пользовании или собственности которых находятся памятники, за счет средств местного и государственного (краевого, федерального) бюджетов и специальных средств государственных органов охраны памятников. ГЛАВА IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 19. Формы собственности на памятники истории и культуры 1. Памятники истории и культуры могут находиться в любой форме собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, за исключением памятников археологии. Памятники археологии находятся в государственной собственности. 2. Единичные памятники истории и культуры, находящиеся в общей собственности, и их территории разделу не подлежат, выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется. Статья 20. 0хранные договоры на памятники истории и культуры 1. Типовую форму и порядок заключения охранных договоров устанавливает краевой орган охраны памятников. Собственники памятников истории и культуры заключают охранные договоры (обязательства) с краевым органом охраны памятников. 2. В случае отказа или уклонения собственника, пользователя от заключения охранного договора краевой орган охраны памятников вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора. 3. Нарушение охранного договора является основанием для отчуждения (изъятия) памятников истории и культуры или иных форм административного и уголовного наказания в соответствии с действующим законодательством. Статья 21. Отчуждение недвижимых памятников истории и культуры из государственной и муниципальной собственности 1. Недвижимые памятники истории и культуры могут отчуждаться: из краевой собственности (государственной собственности) - в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством, по представлению краевого органа охраны памятников; из муниципальной собственности - на основании решений органов местного самоуправления по согласованию с краевым органом охраны памятников. 2. Отчуждение памятника истории и культуры из государственной и муниципальной собственности производится только при условии подписания будущим собственником памятника охранного договора. Статья 22. Запрет на отчуждение памятников истории и культуры из государственной и муниципальной собственности 1. Движимые и недвижимые памятники, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и входящие в состав музейного, архивного, библиотечного фондов Российской Федерации, а также помещения и здания, где они расположены, отчуждению из государственной и муниципальной собственности не подлежат. 2. Памятники истории и культуры, отнесенные к особо ценным объектам историко-культурного наследия народов Российской Федерации либо являющиеся имуществом организаций, отнесенных к особо ценным объектам историко-культурного наследия Российской Федерации, отчуждению из государственной собственности не подлежат. Статья 23. Ограничения приватизации жилых помещений в зданиях-памятниках и помещениях, являющихся памятниками истории и культуры Приватизация жилых помещений в зданиях-памятниках или помещениях, являющихся памятниками истории и культуры, без оформления охранных документов не допускается. Статья 24. Собственность на выявленные памятники истории и культуры 1. Выявленные памятники истории и культуры, которые не имеют собственника, а также все памятники археологии поступают в государственную (краевую) собственность до определения категории их охраны в установленном законодательством порядке. 2. При продаже памятников истории и культуры краевой орган охраны памятников, государственные организации хранения памятников имеют право преимущественной покупки. ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 25. Ограничения использования памятников истории и культуры 1. Использование памятников истории и культуры допускается при обеспечении их сохранности. 2. Использование культовых памятников по прямому назначению допускается, если это не наносит ущерба их сохранности и культурной ценности. 3. При передаче в пользование или собственность памятник и связанные с ним движимые объекты историко-культурного наследия подлежат обязательному страхованию в соответствии со списком и описью. Составление страхового полиса должно производиться пользователем при обязательном участии представителя краевого органа охраны памятников в срок и на условиях, согласованных сторонами. Статья 26. Права пользователей памятников истории и культуры 1. Пользователи памятников истории и культуры имеют право на первоочередную приватизацию, если пользователь произвел ремонтно-реставрационные работы на памятнике за свой счет. 2. Пользователи памятников истории и культуры имеют право на возмещение произведенных ими затрат на реставрацию арендуемых ими памятников за счет вносимой ими арендной платы по согласованию с краевым органом охраны памятников в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Пользователь при выкупе имущества имеет право на зачет суммы стоимости ремонтно-реставрационных работ, выполненных за счет пользователя и не возмещенных ему за счет вносимой им арендной платы, в цене выкупаемого имущества. Статья 27. Права собственников памятников истории и культуры Права собственников памятников истории и культуры ограничиваются установленными правилами содержания и использования памятников истории и культуры в целях их сохранения, что фиксируется в охранных договорах. Статья 28. Обязанности собственников, пользователей памятников истории и культуры Собственники, пользователи памятников истории и культуры обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, использования и реставрации памятников, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края заключать охранные и охранно-арендные договоры в установленном порядке; содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников истории и культуры в установленном порядке; своевременно уведомлять краевой орган охраны памятников о своих намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту, реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или используемых ими памятников истории и культуры; выполнять предписания краевого органа охраны памятников, данные им в пределах своей компетенции и на основании настоящего 3акона; обеспечивать доступ представителей краевого органа охраны памятников и специалистов к памятникам истории и культуры с целью осмотра и обследования, для проведения консервационных и реставрационных работ и иных мероприятий по технической защите памятников истории и культуры; хранить и предоставлять краевому органу охраны памятников документацию на принадлежащие или используемые ими памятники истории и культуры; финансировать охранные мероприятия, проводимые на памятнике истории и культуры по предписанию государственного органа охраны памятников, и оформление охранных документов. Статья 29. Охранно-арендные договоры на использование памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности 1. Памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края, в том числе культовые, используются при условии обязательного заключения их пользователями охранно-арендных договоров с краевым органом охраны памятников. 2. Типовую форму и порядок заключения охранных, охранно-арендных договоров на использование памятников истории и культуры устанавливает краевой орган охраны памятников. 3. Охранно-арендный договор на использование единичного памятника истории и культуры заключается в соответствии с действующим законодательством. 4. 3а предоставленные в пользование памятники истории и культуры арендатор независимо от результатов своей хозяйственной деятельности выплачивает арендную плату. 5. Конфессиальные организации и объединения освобождаются от арендной платы за используемые по прямому назначению культовые постройки при заключении охранно-арендного договора с краевым органом охраны памятников на особых условиях. Статья 30. Изменение и расторжение охранно-арендных и охранных договоров Лицо, отчуждающее или сдающее в арену памятник, обязано уведомить приобретателя, арендатора о наличии охранно-арендного или охранного договора и об условиях использования памятника. Лицо, приобретающее памятник, принимает на себя обязательства прежнего собственника, владельца и переоформляет охранные документы, которые являются неотъемлемой частью договора отчуждения (купли-продажи, дарения). Статья 31. Одностороннее расторжение охранно-арендных и охранных договоров В случае нанесения ущерба, угрозы уничтожения, порчи, разрушения памятников истории и культуры из-за систематического невыполнения пользователями условий охранно-арендных или охранных договоров органы, заключившие указанные договоры, вправе расторгнуть в одностороннем порядке указанные договоры и принять меры к возмещению ущерба. Статья 32. Коммерческая деятельность, связанная с пропагандой и популяризацией памятников истории и культуры Коммерческая деятельность, связанная с пропагандой и популяризацией памятников истории и культуры, осуществляется по согласованию с краевым органом охраны памятников и с разрешения собственников памятников. ГЛАВА VI. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 33. Государственное хранение памятников истории и культуры 1. Памятники истории и культуры в целях обеспечения сохранности и оптимального использования могут быть переданы собственником на государственное хранение. 2. Государственное хранение движимых памятников истории и культуры производится музеями, архивами, библиотеками и другими государственными органами хранения памятников, осуществляющими свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края о музейном, архивном, библиотечном деле и настоящим Законом. 3. В целях обеспечения оптимального режима содержания и использования в интересах культуры недвижимые памятники истории и культуры могут объявляться музеями, историко-культурными заповедниками или иными организациями хранения недвижимых памятников истории и культуры. 4. Организации государственного хранения памятников истории и культуры учреждаются: краевые организации хранения - решением органов государственной власти Краснодарского края по представлению краевого органа охраны памятников; муниципальные организации хранения - органами местного само-управления по согласованию с краевым органом охраны памятников. 5. Государственные организации хранения недвижимых памятников истории и культуры действуют в соответствии с уставами, утвержденными учредителями. 6. Государственные и муниципальные организации хранения памятников не могут быть ликвидированы без согласия краевого органа охраны памятников. 7. Изъятие и использование не по целевому назначению движимого и недвижимого имущества, в том числе земель, государственных организаций хранения памятников истории и культуры запрещается. Статья 34. Приостановление строительных и иных работ, представляющих опасность для памятников истории и культуры 1. Производство строительных дорожных, мелиоративных, всех видов подводных, ремонтно-реставрационных и других работ, представляющих угрозу сохранности памятников истории и культуры, должно быть приостановлено независимо от того, получено или нет предписание краевого органа охраны памятников. После его предписания работы должны быть немедленно прекращены. Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных и иных работ археологических, архитектурных и других объектов, которые могут иметь историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны немедленно сообщить об этом органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ. 2. Приостановленные в указанных случаях работы могут быть возобновлены по письменному разрешению краевого органа охраны памятников в пределах его компетенции после устранении возникшей опасности или допущенного нарушения установленных правил охраны и использования памятников истории и культуры. 3. Все виды земляных, строительных, мелиоративных, дорожных, инженерных и других работ на памятниках могут проводиться после определения, разработки и осуществления мероприятий по охране памятников истории и культуры. Статья 35. 3апрещение сноса, перемещения, изменения памятников истории и культуры 1. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещается. Исключение из этого правила допускается в каждом отдельном случае по решению Правительства Российской Федерации. 2. В случае получения разрешения на снос, изменение, перемещение памятника истории и культуры краевой орган охраны памятников обязан организовать до его сноса работы по научному изучению и полной фиксации памятника. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических или физических лиц, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника истории и культуры. 3. В случае получения разрешения на перемещение или изменение памятника истории и культуры производится страхование памятника за счет лиц, получивших соответствующее разрешение, на срок, согласованный с краевым органом охраны памятников. Статья 36. Ограничение движения транспортных средств в зонах охраны памятников истории и культуры Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим по их территориям, зонам охраны, а также по территориям музеев-заповедников, историко-культурных заповедников, при угрозе порчи или разрушения памятников может быть ограничено или запрещено в соответствии с указаниями краевого органа охраны памятников. Статья 37. Ограничение использования памятников археологии 1. 3емельные участки в пределах территории памятников археологии и их зон охраны подлежат изъятию из хозяйственного пользования, если оно может привести к разрушению памятника, не соответствует установленному режиму использования земель или является препятствием для проведения археологических работ. 2. Порядок охраны и исследования памятников археологии регулируется специальными законодательными актами и настоящим 3аконом. 3. Мероприятия по обследованию и обеспечению сохранности исторических некрополей или отдельных захоронений и связанных с ними памятников истории и культуры (художественных надгробий) осуществляются только с разрешения краевого органа охраны памятников. Статья 38. Раскопки и разведки памятников археологии, обследование зданий и строений 1. Археологические (наземные и подводные) исследования (раскопки, шурфы, разведки), в том числе сборы подъемного материала, производятся на основании специального разрешения - открытого листа, выдаваемого археологу-исследователю Институтом археологии Российской академии наук. Открытые листы согласовываются с федеральным органом охраны памятников по представлению краевого органа охраны памятников, регистрируются краевым органом охраны памятников и органами местного самоуправления, на территории которых проводятся археологические раскопки. 2. Обследование зданий с целью выявления элементов архитектурно-художественного убранства может производиться только по специальным разрешениям, выдаваемым краевым органом охраны памятников, с разрешения владельца или пользователя памятника. 3. Поиск и сбор древних предметов на территории археологических объектов и вне их границ без открытого листа запрещаются. Статъя 39. Охрана археологических предметов и коллекций 1.Археологические объекты, выявленные в результате археологических разведок и раскопок, являются государственной собственностью в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации независимо от условий, места находки и формы собственности на землю, в которой они найдены. 2. После камеральной обработки археологические предметы передаются на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры - музеи Краснодарского края. 3. Место постоянного хранения археологических предметов определяется договором между организацией, производящей раскопки или разведки, краевым органом охраны памятников и государственной организацией хранения памятников. 4. Юридические и физические лица, осуществляющие в установленном порядке исследования археологических предметов, несут ответственность за их сохранность до передачи их на постоянное хранение в государственные организации хранения памятников истории и культуры. 5. Предметы, найденные в процессе раскопок, проводимых музеями других регионов Российской Федерации, по согласованию с краевым органом охраны памятников могут быть переданы им по договору. 6. Предприятия, организации, учреждения, граждане, случайно обнаружившие археологические предметы, обязаны прекратить работы, немедленно поставить в известность краевой орган охраны памятников. Краевой орган охраны памятников обязан организовать экспертизу и оценку обнаруженных культурных ценностей. Особо ценные предметы передаются государственным организациям хранения памятников. 7. Физическое или юридическое лицо, обнаружившее археологический предмет, обязано передать его в краевой орган охраны памятников. Вознаграждение нашедшего производится в соответствии с действующим законодательством. 8. Археологический предмет, не представляющий по заключению экспертизы особой ценности для государственных хранилищ, поступает в собственность нашедшего, о чем последнему выдается соответствующий документ. 9. В случае, если по представлению краевого органа охраны памятников государственная организация хранения памятников отказывается принять предмет на хранение либо выдать нашедшему причитающееся вознаграждение, предмет поступает в собственность нашедшего, о чем ему выдается соответствующий документ краевым органом охраны памятников. 10. Если установлено, что предмет найден на территории археологического памятника либо получен в результате самовольных (грабительских) раскопок археологических объектов, предмет изымается в судебном порядке и передается в музеи Краснодарского края. ГЛАВА VII. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Статья 40. Земли историко-культурного назначения 1. Отнесение земельных участков к категории земель историко-культурного назначения производится в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации, Краснодарского края и настоящим Законом. 2. 3емли историко-культурного назначения включают в себя территории недвижимых памятников истории и культуры и зоны их охраны, особо охраняемые территории (музеи, музеи-заповедники, иные организации хранения памятников истории и культуры) и зоны их охраны. Земельные участки, отнесенные к категории земель историко-культурного назначения, учитываются в краевом органе охраны памятников и в государственном земельном кадастре. Статья 41. Определение границ земель историко-культурного назначения 1. Границы территорий и зон охраны единичных недвижимых памятников истории и культуры определяются краевым органом охраны памятников на основании проектных разработок и историко-архитектурных опорных планов и утверждаются администрацией края. 2. Границы особо охраняемых территорий и их зон охраны в зависимости от категории памятников истории и культуры и статуса организации утверждаются Правительством Российской Федерации или органами государственной власти Краснодарского края по представлению федерального и краевого органов охраны памятников. Статья 42. Использование земель историко-культурного назначения 1. Целью установления режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них памятников истории и культуры. 2. Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель, запрещается. 3. Оформление отводов и перерегистрация земельных участков любым категориям землепользователей осуществляется соответствующими органами по согласованию с краевым органом охраны памятников. 4. 3емли историко-культурного назначения могут быть полностью или частично изъяты из хозяйственного оборота и переданы в пользование специально учрежденным государственным организациям хранения памятников истории и культуры. 5. Изъятие земель историко-культурного назначения для нужд, противоречащих их основному целевому назначению, не допускается. Статья 43. Особо охраняемые территории историко-культурного назначения Для всех видов особо охраняемых территорий историко-культурного назначения и зон их охраны федеральным органом охраны памятников разрабатываются типовые режимы содержания и использования, на основе которых для каждой особо охраняемой территории историко-культурного назначения краевым органом охраны памятников по согласованию с федеральным органом охраны памятников утверждается индивидуальный режим. Для особо ценных объектов историко-культурного наследия Российской Федерации режим содержания и использования определяется в порядке, установленном действующим федеральным законодательством, для прочих историко-культурных земель - краевым законодательством. Статья 44. 3оны охраны памятников истории и культуры В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры на примыкающих к ним землях устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта (далее - зоны охраны). Границы и режим зон охраны особо ценных объектов и объектов на территории края, включенных в Списки всемирного наследия, разрабатываются федеральным органом охраны памятников по согласованию с органами государственной власти Краснодарского края и утверждаются Правительством Российской Федерации. Границы и режим зон охраны памятников истории и культуры федерального значение утверждаются федеральным органом охраны памятников. Границы и режим зон охраны памятников истории и культуры местного значения утверждаются органами государственной власти Краснодарского края по представлению краевого органа охраны памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края. Статья 45. Порядок проектирования и производства земляных, строительных и других работ, градостроительной и хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры 1. Проектирование, производство работ, градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в зонах охраны памятников истории и культуры местного значения осуществляется только по разрешению краевого органа охраны памятников, согласованному с краевыми органами архитектуры и градостроительства. 2. Производства мелиоративных, дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерных и других работ, а также градостроительная или хозяйственная деятельность в пределах зон охраны памятников истории и культуры допускается только после проведения специальных охранных мероприятий, устанавливаемых государственным органом охраны памятников, и лишь в той степени, которая не может привести к радикальному изменению или разрушению памятников, нарушению их целостности и сохранности. 3. Проектирование, производство земляных, строительных и иных работ, градостроительная, хозяйственная деятельность в зонах охраны музеев, музейных комплексов, музеев-заповедников федерального значения, а также памятников истории и культуры, находящих и состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, всемирного наследия, особо охраняемых историко-культурных территорий федерального значения, осуществляется только по разрешению федерального органа охраны памятников, согласованному с федеральным органом архитектуры и градостроительства. 4. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ осуществляются юридическими и физическими лицами, производящими эти работы, с привлечением специализированных научных и научно-реставрационных организаций (или отдельных специалистов) и под надзором краевого органа охраны памятников либо подведомственных ему специализированных органов, служб и их полномочных представителей. Указанные мероприятия включают выявление памятников, их исследование и фиксацию, передачу вещественных находок в музеи и другие государственные организации хранения памятников истории и культуры, археологические раскопки, реставрационные и иные работы, производимые по указанию (предписанию) органов охраны памятников. 5. Финансирование указанных в данной статье мероприятий производится за счет юридических и физических лиц, являющихся заказчиками осуществляемых строительных, мелиоративных, дорожных и других работ. 6. Правоустанавливающие документы на земельные участки, включающие земли историко-культурного назначения, оформленные без согласования с краевым органам охраны памятников, подлежат отмене в установленном законом порядке. ГЛАВА VIII. ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ Статья 46. Списки исторических городов и поселений Списки исторических городов и поселений Российской Федерации и их статус утверждаются: исторических городов и поселений федерального значения - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны памятников, согласованному с федеральным и краевым органами архитектуры и градостроительства и органами государственной власти Краснодарского края; исторических городов и поселений местного значения Краснодарского края - краевыми исполнительными органами государственной власти по представлению краевого органа охраны памятников, согласованному с федеральным органом охраны памятников и краевым органом архитектуры и градостроительства. Статья 47. Статус исторического города и поселения Статус исторического города и поселения предоставляется территориям, обладающим значительной историко-культурной ценностью планировки и застройки в пределах административных границ этих территорий, и закрепляется в уставе муниципального образования Краснодарского края не позднее двух лет со дня внесения его в список исторических городов и поселений. Статья 48. Государственная охрана исторических городов и поселений 1. Под государственной охраной исторических городов и поселений понимается комплекс мер, обеспечивающий их защиту, физическую сохранность памятников истории и культуры и историко-градостроительной среды, реставрацию, регенерацию, непрерывность развития и не искажающее их облик приспособление к современной жизни, включая новое строительство. 2. В исторических городах и поселениях охране подлежат все градоформирующие и художественные объекты: планировка, застройка, композиция, природный и культурный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободным, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемых масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции города, исторического места, приобретенные им в процессе развития. 3. Все виды реконструктивных мероприятий в структуре исторического города или поселения регулируются настоящим 3аконом, а также специальными законодательными актами в сфере охраны градостроительного наследия. Статья 49. Порядок проектирования и регулирования застройки исторических городов и поселений 1. Проектирование и застройка исторических городов и поселений производится и регулируются на основе системы последовательных и заимствованных мероприятий, проводимых краевым органом охраны памятников и краевым органом архитектуры и градостроительства, как-то: историко-архитектурные и археологические исследования городов или поселений отдельных исторических территорий; составление на основе исследований историко-архитектурных опорных планов с обозначением расположения и оценкой всего фонда недвижимых памятников истории и культуры с выявлением эволюции градостроительной структуры и оценкой градоформирующих ценностей; разработка проектов зон охраны единичных памятников истории и культуры, градостроительных комплексов и ансамблей с установлением режимов использования земель в пределах зон охраны как одной из основ всех этапов градостроительного проектирования. Историко-архитектурный опорный план утверждается органами государственной власти Краснодарского края по представлению краевого органа охраны памятников при согласовании с федеральным органом охраны памятников. Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны исторических городов и поселений разрабатываются в составе генеральных планов исторических городов и поселений, а также как самостоятельная стадия градостроительного проектирования и являются обязательными исходными материалами для планов их развития и строительства, принятия отдельных градостроительных и хозяйственных решений. 2. Краевой орган охраны памятников совместно с краевыми органами архитектурно-строительного надзора осуществляют контроль за разработкой предпроектной и проектной градостроительной документации на всех стадиях, а также контроль за отводом земельных участков, реализацией градостроительной документации, включая различные виды хозяйственной деятельности на территории исторических городов и поселений. 3. Орган охраны памятников, согласующий материалы исследований и рекомендаций, несет ответственность за достоверность сведений и обоснованность рекомендаций. При изменении оценок и рекомендаций в процессе историко-архитектурных исследований и осуществления последующих стадий проектирования и выполнения работ затраты, связанные с изменением проектных решений, возмещаются органом охраны памятников. Статья 50. Согласование с органами охраны памятников градостроительной документации исторических городов и других поселений, имеющие памятники истории и культуры Градостроительная документация для исторических городов и поселений в зависимости от их категорий подлежит согласованию с федеральным или краевым органом охраны памятников, для остальных населенных пунктов, имеющих памятники истории и культуры, с краевым органом охраны памятников. Органы исполнительной власти Краснодарского края и местного самоуправления на территории Краснодарского края, ведающие вопросами архитектуры и градостроительства, обязаны предоставлять на согласование краевому органу охраны памятников, а для исторических городов и поселений дополнительно федеральному органу охраны памятников, генеральные планы, проекты планировки, застройки и реконструкции, проекты отдельных функциональных зон, предприятий, проекты защиты от природных и техногенных процессов, проекты инженерных систем, дорог и другую градостроительную документацию городов, поселений и территорий, имеющих памятники. ГЛАВА IX. РЕСТАВРАЦИЯ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 51. Контроль за проведением реставрационных работ 1. Ремонт и реставрация памятников истории и культуры проводятся с разрешения краевого органа охраны памятников и под его контролем. 3аказчики ремонтно-реставрационных работ обязаны заключить с краевым органом охраны памятников договор на технический надзор за ремонтно-реставрационными работами. 2. Реставрация движимых памятников истории и культуры регулируется специальным законодательством Российской Федерации. 3. Реставрация недвижимых памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом охраны памятников. Строительные нормы и правила применяются в реставрации только в случаях, не противоречащих интересам охраны памятников. Статья 52. Обследование технического состояния недвижимых памятников истории и культуры Краевой орган охраны памятников обязан проводить не реже одного раза в пять лет обследования технического состояния памятников истории и культуры с целью разработки текущих и перспективных программ реставрационных работ. Статья 53. Воссоздание утраченных недвижимых памятников истории и культуры Воссоздание недвижимых памятников истории и культуры как элементов исторических ансамблей, комплексов, градостроительных образований осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной общественной значимости утраченной культурной ценности. Статья 54. Производство реставрационных работ 1. Все работы по реставрации недвижимых памятников истории и культуры выполняются на основании задания, выдаваемого краевым органом охраны памятников. 2. Разрешение на работы по реставрации недвижимых памятников истории и культуры выдаются на основании согласованной и утвержденной научно-проектной документации. 3. Научно-проектная документация на работы по реставрации недвижимых памятников истории и культуры разрабатывается юридическими и физическими лицами, имеющими необходимые лицензии и аттестацию. 4. Лица, ведущие разработку научно-проектной документации для реставрации недвижимого памятника истории и культуры, осуществляют научное руководство и авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их завершения. Проведение реставрационных работ с отклонением или нарушением утвержденной в установленном порядке научно-проектной документации и требуемой технологии не допускается. После завершения реставрации лица, осуществляющие научное руководство, представляют в краевой орган охраны памятников научный отчет. 5. Согласования и разрешения на работы по реставрации недвижимых памятников истории и культуры выдаются: для памятников истории и культуры федерального значения федеральным органом охраны памятников; для памятников истории и культуры местного значения краевым органом охраны памятников. 6. Выполненные реставрационные работы принимаются краевым органом охраны памятников. 7. Окончательную приемку реставрационных работ на памятниках истории и культуры осуществляют соответствующие органы охраны памятников. Статья 55. Лицензирование реставрационных работ на памятниках истории и культуры Все виды ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры производятся юридическими и физическими лицами на основании лицензии. Лицензирование ремонтно-реставрационных работ осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Лицензии не заменяют собой разрешений на производство работ, выдаваемых краевым органом охраны памятников по конкретным памятникам. Статья 56. Ответственность за сохранность памятника истории и культуры при проведении реставрационных работ Исполнитель реставрационных работ несет ответственность за сохранность памятника истории и культуры в соответствии с действующим законодательством и договором на реставрационные работы. ГЛАВА Х. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 57. Источники финансирования Основными источниками финансирования деятельности по государственной охране и использованию памятников истории и культуры являются средства федерального бюджета Российской Федерации и краевого бюджета. На эти цели также направляются: доходы организаций государственного хранения памятников истории и культуры; арендная плата за использование памятников истории и культуры, находящихся в государственной собственности Краснодарского края; отчисления от деятельности специализированных организаций, учреждаемых органом охраны памятников; отчисления от доходов туристической деятельности; добровольные отчисления и пожертвования юридических и физических лиц; средства от штрафных санкций за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры; средства от приватизации памятников истории и культуры в соответствии с краевым законодательством; доходы от разрешенной предпринимательской деятельности краевого органа охраны памятников, организаций государственного хранения памятников истории и культуры; средства от иных источников, не запрещенных законодательством. Средства, поступающие из всех источников, зачисляются на счет краевого органа охраны памятников и расходуются на программы и мероприятия по учету, реставрации и использованию памятников истории и культуры, развитию их инфраструктуры, переподготовку кадров органов охраны памятников, содержание краевого органа охраны памятников. Средства, поступающие на специальный счет краевого органа охраны памятников, не подлежат обложению краевыми налогами и сборами. Статья 58. Средства собственников, владельцев, пользователей памятников истории и культуры 1. Собственники, владельцы, пользователи памятников истории и культуры обязаны в установленном порядке содержать, ремонтировать и реставрировать памятники истории и культуры за свой счет. 2. Органы охраны памятников имеют право, с согласия собственников, владельцев, пользователей, принимать долевое участие в финансировании работ по сохранению памятников истории и культуры. Функции заказчиков в этих случаях сохраняются за собственниками, владельцами, пользователями либо по соглашению сторон переходят к органам охраны памятников. 3. Функции государственного технического надзора за ведением ремонтно-реставрационных работ осуществляет краевой орган охраны памятников. Статья 59. Средства, за счет которых осуществляются реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры 1. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей и собственников памятников, а также за счет средств краевого органа охраны памятников. 2. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры, не находящихся в пользовании предприятий, учреждений и организаций или подлежащих музейному показу, осуществляются за счет средств государственных органов охраны памятников. ГЛАВА XI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 6О. Ответственность за нарушение законодательства о государственной охране и использовании памятников истории и культуры Лица, допустившие нарушения законодательства о государственной охране и использовании памятников истории и культуры, несут ответственность в соответствии с Федеральным и краевым законодательством. Статья 61. Возмещение ущерба, причиненного памятникам истории и культуры Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам истории и культуры, зонам охраны памятников, обязаны восстановить памятники, зоны охраны памятников, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с федеральным и краевым законодательством. Методика экспертных оценок стоимости памятников истории и культуры и нанесенного им ущерба разрабатывается краевым органом охраны памятников и утверждается исполнительными органами государственной власти Краснодарского края. Восстановление памятников истории и культуры осуществляется с соблюдением установленного порядка всех видов работ за счет лиц, причинивших вред памятнику. ГЛАВА Х11. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 62. Вывоз и ввоз памятников истории и культуры Вывоз и ввоз памятников истории и культуры регулируется 3аконом Российской Федерации "0 вывозе и ввозе культурных ценностей". ГЛАВА Х111 ВВЕДЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ Статья 63. Введение настоящего 3акона в действие Настоящий 3акон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Краснодарского края Н.И. Кондратенко Краснодар 01 апреля 1997 года N 75 - К3 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|