Расширенный поиск

Закон Законодательное Собрание Краснодарский край от 01.04.1997 № 75-КЗ

 
               3АКОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ N 75-КЗ

     Об охране и использовании памятников истории и культуры на
     территории Краснодарского края
                                          Утратил силу - Закон
                                        Законодательное Собрание
                                           Краснодарский край
                                        от 06.02.2003 г. N 558-КЗ

     Принят Законодательным  Собранием  Краснодарского  края
     18 марта 1997 года

     Памятники  истории  и  культуры  -  это  уникальные,  ничем  не
заменимые  и  не  возобновимые  свидетельства исторического развития
народа,  общества  и  государства,  произведения   материального   и
духовного    творчества,   представляющие   историческую,   научную,
художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм
собственности  или  степени  их  сохранности,  и  служащие  основами
духовной,  моральной  и   интеллектуальной   жизни.   Они   являются
неотъемлемым достоянием и национальным богатством народов Российской
Федерации и охраняются государством.
     Охрана  памятников   истории   и   культуры  на территории края
находится в совместном ведении Российский Федерации и Краснодарского
края  и является одной из приоритетных задач органов государственной
власти Российской Федерации и Краснодарского края.
     Настоящий  3акон  регулирует  взаимоотношения  между   органами
государственной   власти,   органами   местного   самоуправления   и
гражданами,  предприятиями,  учреждениями  и организациями в области
охраны и использования памятников истории и культуры  на  территории
Краснодарского края.

                      ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1.  Предмет  регулирования  Настоящий  Закон  регулирует
отношения,  возникающие в связи с  охраной  государством  памятников
истории и культуры в целях их сохранения для современников и будущих
поколений.

     Статья 2.   Законодательство   о   государственной   охране   и
                использовании памятников истории и культуры
     Законодательство о  государственной  охране   и   использовании
памятников  истории  и  культуры  на  территории Краснодарского края
основывается  на  положениях   Конституции   Российской   Федерации,
международных   соглашениях,  действующих  в  Российской  Федерации,
нормативных  правовых  актах  Российской   Федерации,   регулирующих
вопросы  охраны  и  использования  памятников истории и культуры,  и
настоящем Законе.

     Статья 3.  Действие настоящего Закона в отношении собственности
                на памятники истории и культуры
     Памятники на  территории  Краснодарского  края  находятся   под
охраной  государства  независимо  от  Форм собственности,  характера
использования, а также от степени их сохранности.
     Установленный настоящим   Законом   порядок   учета,  охраны  и
использования памятников истории  и  культуры  применяется  ко  всем
памятникам   истории   и   культуры,   расположенным  на  территории
Краснодарского края.

     Статья 4.  Основные  понятия 
     В  настоящем  Законе  применяются следующие  понятия:  
     памятники  истории и культуры - движимые и недвижимые  объекты,
иное  имущество,  обладающие  общественно  значимой  (универсальной)  
культурной   ценностью   и   зарегистрированные   в  государственных 
списках  недвижимых  памятников истории и культуры, вне зависимости 
от  форм  собственности,  управления,  использования  и  степени  их 
сохранности;
     движимые памятники истории и культуры - произведения  живописи,
скульптуры,    декоративно-прикладного    искусства,    произведения
народного    творчества,    документы,    образцы    книгопечатания,
археологические  находки,  составляющие  архивные  фонды,  музейные,
библиотечные, иные государственные и частные коллекции;
     недвижимые единичные  памятники истории и культуры - здания или
сооружения,  как отдельные,  так  и  образующие  четко  локализуемые
ансамбли (монастыри, погосты, крепости, городские и сельские усадьбы
и т.д.). вместе с историческими территориями владений и находящимися
в   них   движимыми   культурными   ценностями;  земельные  участки,
содержащие  археологические  слои;  древние  захоронения;  подводные
исторические объекты;
     недвижимые ансамблевые   памятники   истории   и   культуры   -
исторически  или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых
единичных памятников  истории  и  культуры  в  их  композиционной  и
ландшафтной    взаимосвязи,    исторические   культурные   места   и
исторические ландшафты;
     недвижимые объекты   историко-культурного   наследия   -  вновь
выявленные    здания,    сооружения,    ансамбли,     памятные     и
достопримечательные  места,  наземные  и  подводные археологические,
погребальные,  жилые  и  хозяйственные  комплексы,  фортификационные
сооружения, представляющие историческую, научную, художественную или
иную культурную ценность,  не включенные  в  государственные  списки
недвижимых   памятников   истории   и  культуры.  К  общему  понятию
"недвижимые  объекты  историко-культурного  наследия"  относятся   и
памятники, внесенные в государственные списки;
     государственная охрана памятников истории и культуры -  система
специальных,  правовых,  организационных,  финансовых  и  иных  мер,
принимаемых государственными органами и направленных на выявление  и
учет,  сохранение,  реставрацию,  использование (включая обеспечение
общественной доступности) памятников истории и культуры;
     государственные списки недвижимых памятников истории и культуры
- перечень недвижимых памятников истории и культуры, находящихся под
охраной государства;
     список выявленных недвижимых памятников истории  и  культуры  -
перечень     недвижимых     объектов,     предлагаемых    специально
уполномоченными государственными органами охраны памятников  истории
и  культуры  Краснодарского  края  для  включения  в государственный
список недвижимых памятников истории и культуры;
     список учетных   культурных  ценностей  -  перечень  недвижимых
культурных   ценностей,   выявленных   при   обследовании   объектов
культурного наследия;
     списки всемирного наследия - перечень  объектов  культурного  и
природного  наследия,  отнесенных решениями Международного совета по
охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) и Комитета всемирного
культурного  и  природного  наследия ЮНЕСКО к особо ценным объектам,
имеющим международное культурное значение;
     зоны охраны   недвижимого   памятника   истории  и  культуры  -
земельные и водные участки,  как примыкающие к территории  памятника
истории и культуры,  так и иные участки, необходимые для обеспечения
его  материальной  и  культурной  сохранности   и   закрепленные   в
установленном законодательством порядке;
     земли историко-культурного назначения -  территории  недвижимых
памятников - фиксированная часть недвижимости, в том числе земельные
участки,  на которых (и в которых) расположены недвижимые  памятники
истории и культуры, включая зоны их охраны, а также особо охраняемые
территории с установленными для них режимами использования и  зонами
охраны;
     открытый лист - специальное разрешение,  выдаваемое  Институтом
археологии Российской академии наук археологу-исследователю на право
проведения археологических исследований;
     особо охраняемые   территории   -   территории   музеев-усадеб,
музеев-заповедников,  историко-культурных заповедников,  музеев  под
открытым  небом,  национальных  историко-культурных  парков  и  иных
государственных организаций хранения недвижимых памятников истории и
культуры;
     список исторических городов и поселений -  перечень  городов  и
поселений,   обладающих   историко-культурной  ценностью  планировки
застройки и получивших статус исторических;
     государственные организации   хранения   памятников  истории  и
культуры    -    государственные    музеи,    библиотеки,    архивы,
музеи-заповедники   и   иные   учреждения  культуры,  осуществляющие
государственное хранение памятников истории и культуры;
     национальные историко-культурные     парки     -    организации
государственного   хранения   памятников   истории    и    культуры,
обеспечивающие       сохранность       крупных       территориальных
историко-культурных комплексов,  имеющих  особое  значение  с  точки
зрения науки, образования, культуры и охраны природы;
     особо ценные   объекты    историко-культурного    наследия    -
историко-культурные и природные комплексы,  архитектурные ансамбли и
сооружения,  организации   культуры,   а   также   другие   объекты,
представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные
ценности  эталонного  или  уникального  характера  с  точки   зрения
истории,  археологии,  культуры,  архитектуры,  науки  и  искусства,
включенные актами Президента Российской Федерации в  Государственный
свод  особо  ценных объектов культурного наследия народов Российской
Федерации;
     исторический город,  историческое  поселение  -  города  и иные
поселения    в    Краснодарском    крае,    обладающие    выдающейся
историко-культурной  ценностью  и  включенные  в список исторических
городов и исторических поселений Российской Федерации;
     реставрация -  весь  комплекс  исследовательских,  проектных  и
производственных  работ,  производимых  на  памятниках   истории   и
культуры   с   целью  максимального  обеспечения  их  сохранности  и
выявления культурной ценности;
     специально уполномоченные  государственные  органы  по охране и
использованию памятников истории  и  культуры  -  органы  в  системе
исполнительной власти,  осуществляющие управление и контроль в сфере
государственной охраны памятников истории и культуры (далее - органы
охраны памятников);
     местные органы охраны памятников  -  специально  уполномоченные
органы  местного  самоуправления  городов  и районов (кроме районов,
округов,  входящих в состав  городов)  края,  наделенные  отдельными
государственными  полномочиями органов охраны памятников по договору
с краевым государственным органом охраны памятников.

     Статья 5.  Виды памятников  истории  и  культуры 
     К  памятникам истории и культуры относятся:
    1) недвижимые    объекты:   
    - памятники архитектуры и градостроительства: 
    единичные памятники  -  отдельные  постройки, здания, сооружения
фортификационного, культового,  дворцового,  жилого,  общественного,
административного,  торгового, производственного, научного, учебного
назначения;
     пещеры вместе с их историческими территориями  и  связанными  с
ними     предметами,    представляющими    историческую,    научную,
художественную и иную ценность;
     ансамбли -   совокупность  недвижимых  единичных  памятников  и
открытых    пространств,     включая     места     музеефицированных
археологических   или   палеонтологических   раскопок,  составляющих
заселенные  места  в  городах  или  сельской  местности,  обладающих
универсальной    ценностью    с    археологической,   архитектурной,
исторической,  эстетической или социально-культурной  точек  зрения,
как-то:  исторические  города  и  поселения;  фрагменты исторических
планировок;
     старинные городские кварталы,  деревни; архитектурные ансамбли,
     произведения ландшафтной архитектуры,  некрополи;  произведения
     монументального искусства-скульптурные памятники,
стелы, обелиски,  произведения  монументальной  живописи,  комплексы
монументально-декоративного искусства;
     достопримечательные места - территории,  имеющие  универсальную
ценность  как  совместные творения природы и человека с точки зрения
истории, эстетики, этнологии;
     - памятники  истории  - постройки с их исторически сложившимися
территориями,  кладбища,  воинские захоронения,  могилы,  ландшафты,
связанные  с  историческими  событиями,  жизнью городов,  выдающихся
исторических личностей, ученых, деятелей искусств;
     - памятники археологии:  
     объекты жилого назначения - культурные слои и постройки древних 
городов,    городищ,     селищ,     стоянок,     жилища,    убежища,
архитектурно-археологические объекты;
     объекты фортификационного   назначения;   
     объекты   религиозного  назначения - храмы,  церкви, монастыри,
святые места,   культовые  комплексы,  святилища,  места  совершения
обрядов и иные культовые сооружения;
    - погребальные  комплексы  -  курганные  и грунтовые могильники,
отдельные  погребения,  некрополи,  мавзолеи,  дольмены   и   другие
наземные могильники;
    - каменные  кресты,  культовые  камни,  изваяния,  наскальная  и
пещерная живопись, эпиграфические памятники, менгиры;
    - объекты  хозяйственного   назначения   -   остатки   и   следы
охотничьих,  скотоводческих,  земледельческих,  промысловых  угодий,
добывающих и обрабатывающих производств,  мастерских,  ирригационных
сооружений,  гидротехнических  сооружений (пруды,  каналы и другие),
транспортных артерий и сооружений (дороги, мосты, стоянки и другие),
инфраструктура водных и водно волоковых путей;
     - подводные объекты - челны,  лодки,  остатки древних кораблей,
их  снаряжение,  вооружение,  груз,  древние  корабельные  (якорные)
стоянки, места морских сражений, остатки затонувших городов.
     2) движимые   объекты:  
     археологические   предметы  -  древние предметы, извлеченные из
земли  или  найденные на  поверхности земли, в обрывах,  осыпях,  на  
берегах  или  на  дне  водоемов случайно, в результате хозяйственной
деятельности или научных  раскопок (орудия труда  и  оружие, посуда, 
домашняя   утварь,   произведения    мелкой   пластики,   торевтики,  
эпиграфики,  монеты  и  монетные  клады,  печати,  украшения, детали  
одежды,  снаряжения,  останки  домашних  животных, любые предметы из 
погребений и  погребальных  сооружений,  культурного  слоя   древних  
населенных   пунктов, архитектурные детали  и  их фрагменты,  другие 
предметы,   имеющие   научную   или   культурную ценность);
    элементы исторических памятников, подвергшихся фрагментированию;
    этнологические  материалы;  
    исторические  ценности, связанные с историей естественных наук и
техники, военной и общественной историей, а также с жизнью народов и
национальных руководителей,  мыслителей, ученых и деятелей искусства
и важными историческими событиями;
    произведения живописи и графики  на  любой  основе  и  из  любых
материалов  полностью ручной работы,  а также чертежи и промышленные
изделия, украшенные вручную;
    афиши и    фотографии   как   виды   оригинального   творчества;
    оригинальные художественные подборки и монтаж из любых
материалов, диорамы;  произведения  скульптуры  из любых материалов;
    произведения   декоративно-прикладного искусства    из     любых  
материалов (мебель,  гобелены,  ковры,  шитье,  костюмы, музыкальные 
инструменты);
    манускрипты, инкунабулы,     кодексы,     книги    и    издания,
представляющие особый интерес;
    предметы, представляющие   особый   интерес   с   точки   зрения
нумизматики (медали, монеты и другие) или филателии:
    предметы, представляющие  интерес  с  точки зрения истории быта,
ремесла, промышленного производства;
    архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов,
карты и другие картографические материалы,  фотографии,  кинофильмы,
видео - и звукозаписи, машиночитаемые документы.
    Памятниками истории и культуры могут являться также и другие, не
поименованные  в  данном перечне объекты и комплексы объектов или их
фрагменты.

          ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
            ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 6.   Государственное   управление  в  области  охраны  и
                  использования памятников истории и культуры
     На территории      Краснодарского      края     устанавливается
государственное  управление  в  области   охраны   и   использования
памятников    истории    и   культуры,   осуществляемое   специально
уполномоченными государственными органами охраны памятников.

     Статья 7.  Специально уполномоченные государственные органы  по
               охране и использованию памятников истории и культуры
     1. Специально    уполномоченным     государственным     органом
управления,   контроля   и   осуществления  мероприятий  по  охране,
использованию  и  реставрации  памятников  истории  и  культуры   на
территории   Краснодарского   края   является   комитет  по  охране,
реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей  (наследия)
Краснодарского края (далее - краевой орган охраны памятников).
     2. Указания (предписания) краевого органа охраны  памятников  в
пределах  его  компетенции  обязательны  для  органов исполнительной
власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

     Статья 8.  Предметы ведения краевого органа охраны памятников 
     К предметам   ведения   краевого  органа   охраны  памятников 
относятся:
     -  осуществление  Федеральной  политики  в  области  охраны   и
использования памятников истории и культуры, разработка на ее основе
территориальных  и  иных  программ  по  выявлению,  изучению,  учету
охране,  реставрации и музеефикации памятников  истории  и  культуры
местного   значения,   их   реализация   и   материально-техническое
обеспечение;
     - осуществление  контроля  за  соблюдением  законодательства об
охране и использовании памятников истории и культуры;
     - информационное  и научно-техническое обеспечение деятельности
в области охраны  и  использования  памятников  истории  и  культуры
местного значения, ведение их учета;
     - организация   подготовки,    переподготовки    и    повышения
квалификации работников в области консервации, реставрации и ремонта
памятников истории и культуры местного значения.
     Полномочия краевого   органа   охраны  памятников  определяются
органами государственной власти Краснодарского края в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Краснодарского края.

     Статья 9.  Полномочия органов местного самоуправления в области
                охраны и использования памятников истории и культуры
     1. Местными  органами  охраны  памятников  Краснодарского  края
могут быть специально уполномоченные органы местного самоуправления,
городов  и  районов  (кроме  районов,  округов,  входящих  и  состав
городов) края,  наделенные отдельными государственными  полномочиями
органов охраны памятников по договору (соглашению) с краевым органом
охраны памятников.
    2. Местным   органам   охраны  памятников  могут  быть  переданы
следующие полномочия:
    разработка по согласованию с краевым органом охраны памятников и
утверждение в установленном порядке программы по обеспечению  охраны
и использования памятников на подведомственной территории;
    контроль за состоянием,  содержанием  памятников,  переданных  в
ведение     муниципального     образования    как    государственная
собственность;
    выявление памятников,  внесение предложений по постановке их под
охрану государства в краевой орган охраны памятников;
    контроль за  соблюдением  режима  зон охраны памятников,  земель
историко-культурного назначения;
    контроль за  соблюдением  законодательства  в  области  охраны и
использования памятников истории и культуры;
    создание банка   информации   об   историко-культурном  наследии
подведомственной территории;
    составление на    основе   исследований   историко-архитектурных
опорных планов;
    издательская деятельность  по  вопросам  охраны  и использования
памятников истории  и  культуры  и  пропаганды  историко-культурного
наследия.
    3. Положения  (уставы)   местных   органов   охраны   памятников
утверждаются  исполнительными  органами  местного  самоуправления по
согласованию с краевым органом охраны памятников.
    4. Краевой   орган  охраны  памятников  может  передать  местным
органам охраны  памятников  и  другие  полномочия,  что  вносится  в
договор  между  краевым  органом охраны памятников и исполнительными
органами местного самоуправления,  а также  в  положение  о  местных
органах охраны памятников.
    5. Краевой орган  охраны  памятников  осуществляет  контроль  за
деятельностью местных органов охраны памятников.

    Статья 10.  Научно-методический  совет  органа охраны памятников
                истории и культуры
    Научно-методический совет  органа  охраны  памятников  истории и
культуры создается при  краевом  органе  охраны  памятников.  Состав
научно-методического   совета   и   положение   о  нем  утверждаются
руководителем краевого органа охраны  памятников.  Совет  наделяется
правами  научной  экспертизы  любого направления деятельности органа
охраны   памятников.   На   его   рассмотрение   выносятся   сложные
программные,  в также спорные вопросы учета,  охраны, использования,
изучения и реставрации памятников истории и культуры.
    Решения научно-методического  совета  являются рекомендательными
для краевого органа охраны памятников и могут быть пересмотрены лишь
решением  высшего научно-методического совета при федеральном органе
охраны памятников.

    Статья 11.  Участие  общественных  организаций   и   граждан   в
                 осуществлении мероприятий по охране и использованию
                 памятников истории и культуры
    1. Общественные   объединения   и   лица,   заинтересованные   в
постоянном участии в проведении мероприятий  по  популяризации  дела
охраны  историко-культурного  наследия,  а  также  по  сохранению  и
использованию  памятников  истории  и  культуры   в   целях   науки,
образования,  культуры  и  иных  общественно-полезных  целях  либо в
оказании  содействия  государственным  органам  охраны   памятников,
осуществляют  свою  деятельность  по  согласованию с соответствующим
государственным органом охраны памятников.
    2. Всероссийское  общество  охраны памятников истории и культуры
способствует привлечению  широких  слоев  населения  к  активному  и
непосредственному   участию   в   охране   памятников,  осуществляет
пропаганду историко-культурного наследия и  законодательства  о  его
охране  и использовании,  активно содействует работе государственных
органов охраны памятников.

        ГЛАВА III.  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УЧЕТ   ПАМЯТНИКОВ   ИСТОРИИ   И
                        КУЛЬТУРЫ

     Статья 12.   Организация   государственного   учета  памятников
                  истории и культуры
     1. Под  государственным  учетом  памятников  истории и культуры
понимается:
     выявление объектов  историко-культурного наследия,  определение
их ценности;
     принятие общественно   значимых   объектов  на  государственную
охрану в качестве памятников истории и культуры;
     составление учетных документов на памятники истории и культуры,
их изучение, графическая и фото фиксация.
     Государственный учет     памятников    истории    и    культуры
осуществляется краевым органом охраны памятников.
     2. Государственный учет памятников истории и культуры, входящих
в  состав  архивных,   музейных,   библиотечных   и   иных   фондов,
производится  в  порядке,  определяемом законодательством Российской
Федерации, Краснодарского края об архивных, музейных, библиотечных и
иных фондах.
     3. Государственный  учет  недвижимых   памятников   истории   и
культуры  является  основой  системы  их  государственной  охраны  и
осуществляется на основании списков памятников истории и культуры.
     Списки памятников истории и культуры подразделяются на:  
     списки выявленных недвижимых памятников истории  и    культуры;
     государственные   списки   недвижимых  памятников   истории   и 
культуры; 
     списки учетных культурных ценностей.

     Статья 13.  Порядок выявления, обследования недвижимых объектов
                 историко-культурного наследия
     Выявление,   обследование,  фотофиксацию  недвижимых   объектов
историко-культурного  наследия  (ценностей)  проводит  краевой орган
охраны памятников совместно с местными  органами  охраны  памятников
или   привлекаемые  им  специализированные  организации,  творческие
коллективы и специалисты.
     Администрация Краснодарского    края    и    органы    местного
самоуправления обязаны обеспечивать условия выявления и обследования
историко-культурного наследия.
     Организации и граждане обязаны  содействовать  краевому  органу
охраны   памятников   в   выявлении   объектов  историко-культурного
наследия.  Орган охраны памятников  обязан  организовать  экспертизу
обнаруженных культурных объектов (ценностей).
     Недвижимые культурные  объекты  (ценности)  ставятся  на   учет
краевым  органом  охраны  памятников  и  вносятся  в  списки учетных
культурных ценностей. Недвижимые объекты, внесенные в списки учетных
культурных  ценностей,  находятся  под  наблюдением  краевого органа
охраны  памятников  и  до  решения  вопроса   о   принятии   их   на
государственный  учет  как  памятников  истории  и культуры подлежат
охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.

     Статья 14.  Списки выявленных недвижимых памятников  истории  и
                 культуры
     1. В списки выявленных недвижимых памятников истории и культуры
включаются   объекты   из   списков  учетных  культурных  ценностей,
отнесенные  по  результатам  экспертизы   к   объектам,   обладающим
общественно-значимой культурной ценностью.
     Экспертиза выявленных культурных ценностей  проводится  краевым
органом   охраны   памятников   с  участием  высококвалифицированных
специалистов в соответствующей области истории и культуры.
     Статус недвижимого     памятника     истории     и     культуры
распространяется на объект в течение трех лет  с  момента  включения
его  в  списки выявленных недвижимых памятников культуры до принятия
решения об отнесении объекта к памятникам истории и культуры. В этот
период    на    выявленный    памятник,    в    том   числе   объект
градостроительства, распространяются все положения законодательства,
касающиеся государственного учета, охраны, реставрации, сохранения и
использования  принятых   на   государственную   охрану   недвижимых
памятников истории и культуры на территории Краснодарского края.
     2. Списки выявленных недвижимых памятников истории  и  культуры
утверждаются краевым органом охраны памятников по видам памятников и
по административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в
списки   выявленных   недвижимых   памятников  истории  и  культуры,
присваивается порядковый номер.
     Краевой орган   охраны   памятников  обязан  направлять  списки
выявленных недвижимых памятников истории и культуры в исполнительные
органы  местного  самоуправления  городов и районов края и в течение
месяца извещать собственников (пользователей) недвижимых  культурных
объектов  о  включении  их в списки выявленных недвижимых памятников
истории и культуры.
     3. Если  выявленный памятник не будет принят на государственную
охрану в качестве памятника истории и культуры,  он вновь включается
краевым  органом  охраны  памятников  в  списки  учетных  культурных
ценностей.

     Статья 15. Государственные списки недвижимых памятников истории
                 и культуры
     1. Государственные  списки  недвижимых  памятников  истории   и
культуры  включают  в себя объекты культурного наследия,  отнесенные
федеральными   органами    исполнителей    власти    или    органами
государственной власти Краснодарского края к охраняемым государством
памятникам истории и культуры.
     Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры
подразделяются на:
     государственные списки недвижимых памятников истории и культуры
федерального (общероссийского) значения (далее -  списки  памятников
истории и культуры федерального значения);
     государственные списки недвижимых памятников истории и культуры
регионального  (краевого) значения Краснодарского края (далее списки
памятников истории и культуры краевого значения).
     2. Недвижимые объекты историко-культурного наследия принимаются
на государственную охрану как памятники истории и культуры не  ранее
чем через 30 лет после их создания или связанных с ними исторических
событий,  за исключением мемориальных объектов. Недвижимые единичные
памятники  истории и культуры подлежат постановке на государственную
охрану в пределах их зон охраны.
     3. Списки  памятников  истории  и  культуры краевого значения и
дополнения к ним формируются краевым органом  охраны  памятников  на
основе списка выявленных недвижимых памятников истории и культуры.
     Списки памятников  истории  и  культуры  краевого  значения   и
дополнения    к    ним    утверждаются   Законодательным   Собранием
Краснодарского края.
     4. объекты,  включенные  в списки памятников истории и культуры
краевого значения,  по  представлению  (или  согласованию)  краевого
органа охраны памятников могут быть представлены федеральным органам
охраны памятников  для  принятия  их  на  государственную  охрану  в
качестве  памятников  истории  и  культуры федерального значения для
внесения в государственный  перечень  объектов  историко-культурного
наследия.

     Статья 16.  Порядок ведения учета недвижимых памятников истории
                 и культуры, принятых на государственную охрану
     1. Государственные   списки  недвижимых  памятников  истории  и
культуры формируются краевым органом охраны памятников по категориям
охраны            памятников,            видам           памятников,
административно-территориальному принципу.  Объектам,  включенным  в
государственные  списки  недвижимых  памятников  истории и культуры,
присваивается  архивный  номер  в  общей  последовательности.  Четко
локализуемые  ансамбли  памятников  истории  и культуры включаются в
списки недвижимых памятников истории и культуры под одним номером  и
обладают статусом единичных памятников истории и культуры. Памятники
истории и культуры  федерального  значения  образуют  единый  список
памятников  истории  и  культуры  федерального  значения,  а  списки
памятников  истории  и  культуры  местного  значения  формируются  в
границах    соответствующих   территорий.   Государственные   списки
недвижимых памятников  истории  и  культуры  подлежат  публикации  в
периодической печати и специальных изданиях.
     2. На   памятниках   истории   и    культуры,    принятых    на
государственную  охрану,  органами местного самоуправления городов и
районов  Краснодарского  края  устанавливаются  охранные   доски   в
соответствии    с    утвержденными    образцами.    Охранные   доски
изготавливаются за счет пользователей (собственников)  памятников  и
за счет органов местного самоуправления.
     3. Краевой     орган     охраны      памятников      организует
историко-архитектурные,                         историко-культурные,
историко-художественные,    инженерно-геологические     и     другие
исследования памятников,  а также составляет учетную документацию по
установленным  образцам,  включая   историко-архитектурные   опорные
планы.
     4. Краевой орган охраны памятников обязан готовить  и  издавать
государственные  списки  недвижимых  памятников  истории и культуры,
каталоги,   справочники    и    другие    учетно-информационные    и
пропагандистские материалы.

     Статья 17.   Снятие   с   государственной   охраны   недвижимых
                 памятников истории и культуры
     Недвижимые памятники истории и культуры федерального и краевого
значения снимаются с  государственной  охраны  в  случае  их  полной
физической утраты решением Правительства Российской Федерации.
     Памятники истории и культуры,  снятые с государственной охраны,
исключаются из государственных списков недвижимых памятников истории
и культуры.

     Статья 18.  Списки всемирного наследия 
     1. В Списки всемирного наследия  включаются объекты культурного 
и природного наследия, отнесенные решениями Международного совета по 
охране  памятников   и  исторических   мест   (ИКОМОС)  и   Комитета 
всемирного   культурного  и  природного  наследия  ЮНЕСКО к объектам 
всемирного наследия.
     Объекты для    включения    в    Списки   всемирного   наследия
представляются федеральным органам охраны памятников по  предложению
краевого  органа  охраны  памятников  из  числа  памятников культуры
федерального  значения  в  соответствии   с   утвержденными   ЮНЕСКО
организационными и документальными формами.
     2. Объекты, включенные в Списки всемирного наследия, отмечаются
установкой    информационно-охранных    досок   в   соответствии   с
утвержденными  образцами.  Доски  устанавливаются  за  счет  средств
предприятий,    учреждений,    организаций,    в   пользовании   или
собственности которых находятся памятники,  за счет средств местного
и  государственного (краевого,  федерального) бюджетов и специальных
средств государственных органов охраны памятников.

        ГЛАВА IV. СОБСТВЕННОСТЬ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 19.  Формы собственности на памятники истории и культуры
     1. Памятники истории и культуры могут находиться  в любой форме
собственности, предусмотренной     законодательством      Российской
Федерации,   за   исключением   памятников   археологии.   Памятники
археологии находятся в государственной собственности.
     2. Единичные памятники истории и культуры,  находящиеся в общей
собственности,  и  их  территории   разделу   не   подлежат,   выдел
собственникам их доли в натуре не осуществляется.

     Статья 20. 0хранные договоры на памятники истории и культуры 
     1. Типовую форму и порядок  заключения  охранных  договоров
устанавливает краевой    орган   охраны   памятников.   Собственники
памятников  истории   и   культуры   заключают   охранные   договоры
(обязательства) с краевым органом охраны памятников.
     2. В случае отказа или уклонения собственника,  пользователя от
заключения охранного договора краевой орган охраны памятников вправе
обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора.
     3. Нарушение   охранного   договора   является  основанием  для
отчуждения (изъятия) памятников истории и  культуры  или  иных  форм
административного   и   уголовного   наказания   в   соответствии  с
действующим законодательством.

     Статья 21.  Отчуждение недвижимых памятников истории и культуры
                 из государственной и муниципальной собственности
     1. Недвижимые памятники истории и культуры  могут  отчуждаться:
     из краевой собственности (государственной собственности) - в
порядке и на условиях,  определяемых действующим  законодательством,
по представлению краевого органа охраны памятников;
     из муниципальной собственности - на основании  решений  органов
местного  самоуправления  по  согласованию  с краевым органом охраны
памятников.
     2. Отчуждение памятника истории и культуры из государственной и
муниципальной  собственности   производится   только   при   условии
подписания будущим собственником памятника охранного договора.

     Статья 22.  Запрет  на отчуждение памятников истории и культуры
                 из государственной и муниципальной собственности
     1. Движимые    и    недвижимые    памятники,    находящиеся   в
государственной и муниципальной собственности и  входящие  в  состав
музейного,  архивного,  библиотечного фондов Российской Федерации, а
также  помещения  и  здания,  где  они  расположены,  отчуждению  из
государственной и муниципальной собственности не подлежат.
     2. Памятники истории и  культуры,  отнесенные  к  особо  ценным
объектам  историко-культурного наследия народов Российской Федерации
либо являющиеся имуществом организаций,  отнесенных к  особо  ценным
объектам   историко-культурного   наследия   Российской   Федерации,
отчуждению из государственной собственности не подлежат.

     Статья 23.   Ограничения   приватизации   жилых   помещений   в
                   зданиях-памятниках   и   помещениях,   являющихся
                   памятниками истории и культуры
     Приватизация жилых    помещений    в   зданиях-памятниках   или
помещениях,  являющихся  памятниками   истории   и   культуры,   без
оформления охранных документов не допускается.

     Статья 24.  Собственность  на  выявленные  памятники  истории и
                 культуры
     1. Выявленные  памятники  истории и культуры,  которые не имеют
собственника,  а  также  все  памятники   археологии   поступают   в
государственную  (краевую) собственность до определения категории их
охраны в установленном законодательством порядке.
     2. При  продаже  памятников  истории  и  культуры краевой орган
охраны памятников,  государственные организации хранения  памятников
имеют право преимущественной покупки.

           ГЛАВА V. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 25.   Ограничения  использования  памятников  истории  и
                 культуры
     1. Использование  памятников истории и культуры допускается при
обеспечении их сохранности.
     2. Использование  культовых  памятников  по  прямому назначению
допускается,  если это не наносит ущерба их сохранности и культурной
ценности.
     3. При передаче в  пользование  или  собственность  памятник  и
связанные  с  ним  движимые  объекты  историко-культурного  наследия
подлежат обязательному  страхованию  в  соответствии  со  списком  и
описью.   Составление   страхового   полиса   должно   производиться
пользователем при обязательном участии представителя краевого органа
охраны памятников в срок и на условиях, согласованных сторонами.

     Статья 26. Права пользователей памятников истории и культуры 
     1. Пользователи памятников истории и культуры имеют право на
первоочередную приватизацию,      если     пользователь     произвел
ремонтно-реставрационные работы на памятнике за свой счет.
     2. Пользователи  памятников  истории  и культуры имеют право на
возмещение произведенных ими затрат на  реставрацию  арендуемых  ими
памятников  за  счет  вносимой  ими арендной платы по согласованию с
краевым  органом  охраны   памятников   в   порядке,   установленном
действующим законодательством.
     3. Пользователь при выкупе имущества имеет право на зачет суммы
стоимости   ремонтно-реставрационных   работ,  выполненных  за  счет
пользователя и не возмещенных  ему  за  счет  вносимой  им  арендной
платы, в цене выкупаемого имущества.

     Статья 27.  Права  собственников  памятников истории и культуры
     Права собственников памятников истории и культуры
ограничиваются установленными  правилами  содержания и использования
памятников истории и культуры в целях их сохранения, что фиксируется
в охранных договорах.

     Статья 28.  Обязанности собственников, пользователей памятников
                  истории и культуры
     Собственники, пользователи   памятников   истории   и  культуры
обязаны:
    соблюдать порядок и правила охраны,  использования и реставрации
памятников, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Краснодарского края
    заключать охранные и охранно-арендные договоры  в  установленном
порядке;
    содержать памятники  в  надлежащем  состоянии,  производить   их
ремонт,  реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников
истории и культуры в установленном порядке;
    своевременно уведомлять  краевой орган охраны памятников о своих
намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту, реставрации
и  иному  изменению  состояния  принадлежащих  или  используемых ими
памятников истории и культуры;
    выполнять предписания краевого органа охраны памятников,  данные
им в пределах своей компетенции и на основании настоящего 3акона;
    обеспечивать доступ   представителей   краевого   органа  охраны
памятников и специалистов к памятникам истории и  культуры  с  целью
осмотра   и   обследования,   для   проведения   консервационных   и
реставрационных работ  и  иных  мероприятий  по  технической  защите
памятников истории и культуры;
    хранить и  предоставлять  краевому  органу   охраны   памятников
документацию на принадлежащие или используемые ими памятники истории
и культуры;
    финансировать охранные   мероприятия,  проводимые  на  памятнике
истории и культуры по  предписанию  государственного  органа  охраны
памятников, и оформление охранных документов.

     Статья 29.    Охранно-арендные    договоры   на   использование
                 памятников  истории  и  культуры,   находящихся   в
                 государственной собственности
     1. Памятники истории и культуры,  находящиеся в государственной
собственности   Краснодарского   края,   в   том   числе  культовые,
используются при условии обязательного заключения их  пользователями
охранно-арендных договоров с краевым органом охраны памятников.
     2. Типовую     форму    и    порядок    заключения    охранных, 
охранно-арендных договоров на  использование  памятников  истории  и
культуры устанавливает краевой орган охраны памятников.
     3. Охранно-арендный   договор   на   использование   единичного
памятника   истории   и   культуры   заключается  в  соответствии  с
действующим законодательством.
     4. 3а   предоставленные   в  пользование  памятники  истории  и
культуры арендатор независимо  от  результатов  своей  хозяйственной
деятельности выплачивает арендную плату.
     5. Конфессиальные организации и  объединения  освобождаются  от
арендной  платы  за  используемые  по  прямому  назначению культовые
постройки  при  заключении  охранно-арендного  договора  с   краевым
органом охраны памятников на особых условиях.

     Статья 30.  Изменение и расторжение охранно-арендных и охранных
                 договоров
     Лицо, отчуждающее   или   сдающее  в  арену  памятник,  обязано
уведомить приобретателя,  арендатора о наличии охранно-арендного или
охранного  договора  и  об  условиях использования памятника.  Лицо,
приобретающее памятник,  принимает на  себя  обязательства  прежнего
собственника,  владельца и переоформляет охранные документы, которые
являются неотъемлемой  частью  договора  отчуждения  (купли-продажи,
дарения).

     Статья 31.   Одностороннее   расторжение   охранно-арендных   и
                 охранных договоров
     В случае   нанесения   ущерба,   угрозы   уничтожения,   порчи,
разрушения памятников  истории  и  культуры  из-за  систематического
невыполнения  пользователями  условий  охранно-арендных или охранных
договоров органы, заключившие указанные договоры, вправе расторгнуть
в   одностороннем  порядке  указанные  договоры  и  принять  меры  к
возмещению ущерба.

     Статья 32. Коммерческая деятельность, связанная с пропагандой и
                 популяризацией памятников истории и культуры
     Коммерческая деятельность,   связанная    с    пропагандой    и
популяризацией  памятников  истории  и  культуры,  осуществляется по
согласованию с краевым органом  охраны  памятников  и  с  разрешения
собственников памятников.

        ГЛАВА VI.   СПЕЦИАЛЬНЫЕ   МЕРЫ  ПО  ОХРАНЕ  И  ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
                   ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 33.  Государственное  хранение  памятников   истории   и
                 культуры
     1. Памятники истории и культуры в целях обеспечения сохранности
и  оптимального  использования  могут быть переданы собственником на
государственное хранение.
     2. Государственное   хранение  движимых  памятников  истории  и
культуры производится  музеями,  архивами,  библиотеками  и  другими
государственными органами хранения памятников,  осуществляющими свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации
и  Краснодарского  края  о музейном,  архивном,  библиотечном деле и
настоящим Законом.
     3. В   целях   обеспечения  оптимального  режима  содержания  и
использования в интересах культуры недвижимые  памятники  истории  и
культуры    могут    объявляться    музеями,    историко-культурными
заповедниками или иными организациями хранения недвижимых памятников
истории и культуры.
     4. Организации государственного хранения памятников  истории  и
культуры   учреждаются:  краевые  организации  хранения  -  решением
органов государственной власти Краснодарского края по  представлению
краевого   органа   охраны   памятников;  муниципальные  организации
хранения -  органами  местного  само-управления  по  согласованию  с
краевым органом охраны памятников.
     5. Государственные организации хранения  недвижимых  памятников
истории   и   культуры   действуют   в   соответствии   с  уставами,
утвержденными учредителями.
     6. Государственные   и   муниципальные   организации   хранения
памятников не могут быть ликвидированы без согласия краевого  органа
охраны памятников.
     7. Изъятие и использование не по целевому назначению  движимого
и   недвижимого  имущества,  в  том  числе  земель,  государственных
организаций хранения памятников истории и культуры запрещается.

     Статья 34.   Приостановление   строительных   и   иных   работ,
                представляющих  опасность  для  памятников истории и
                культуры
     1. Производство   строительных  дорожных,  мелиоративных,  всех
видов   подводных,   ремонтно-реставрационных   и   других    работ,
представляющих  угрозу  сохранности  памятников  истории и культуры,
должно быть приостановлено независимо  от  того,  получено  или  нет
предписание краевого органа охраны памятников. После его предписания
работы должны быть немедленно прекращены.  Предприятия, учреждения и
организации  в  случае  обнаружения  при  производстве строительных,
дорожных,  мелиоративных и иных работ археологических, архитектурных
и  других  объектов,  которые  могут  иметь  историческую,  научную,
художественную или  иную  культурную  ценность,  обязаны  немедленно
сообщить об этом органу охраны памятников и приостановить дальнейшее
ведение работ.
     2. Приостановленные  в  указанных  случаях  работы  могут  быть
возобновлены  по  письменному  разрешению  краевого  органа   охраны
памятников  в  пределах  его  компетенции после устранении возникшей
опасности или допущенного нарушения установленных  правил  охраны  и
использования памятников истории и культуры.
     3. Все виды земляных,  строительных,  мелиоративных,  дорожных,
инженерных  и  других  работ  на  памятниках могут проводиться после
определения,  разработки  и  осуществления  мероприятий  по   охране
памятников истории и культуры.

     Статья 35.  3апрещение сноса, перемещения, изменения памятников
                  истории и культуры
     1. Снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и
культуры запрещается.  Исключение из  этого  правила  допускается  в
каждом   отдельном   случае   по  решению  Правительства  Российской
Федерации.
     2. В   случае   получения   разрешения   на   снос,  изменение,
перемещение  памятника  истории  и  культуры  краевой  орган  охраны
памятников  обязан  организовать  до  его  сноса  работы по научному
изучению  и  полной  фиксации  памятника.   Расходы,   связанные   с
осуществлением указанных работ, производятся за счет юридических или
физических лиц,  получивших  разрешение  на  снос,  перемещение  или
изменение памятника истории и культуры.
     3. В случае получения разрешения на перемещение  или  изменение
памятника  истории  и культуры производится страхование памятника за
счет  лиц,   получивших   соответствующее   разрешение,   на   срок,
согласованный с краевым органом охраны памятников.

     Статья 36.  Ограничение  движения  транспортных средств в зонах
                 охраны памятников истории и культуры
     Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по
дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим
по   их   территориям,   зонам   охраны,   а  также  по  территориям
музеев-заповедников,  историко-культурных заповедников,  при  угрозе
порчи  или разрушения памятников может быть ограничено или запрещено
в соответствии с указаниями краевого органа охраны памятников.

     Статья 37.  Ограничение использования памятников археологии 
     1. 3емельные  участки   в   пределах   территории    памятников
археологии и  их  зон  охраны  подлежат  изъятию  из  хозяйственного
пользования,  если  оно  может  привести к разрушению памятника,  не
соответствует  установленному  режиму   использования   земель   или
является препятствием для проведения археологических работ.
     2. Порядок  охраны   и   исследования   памятников   археологии
регулируется   специальными   законодательными  актами  и  настоящим
3аконом.
     3. Мероприятия   по   обследованию  и  обеспечению  сохранности
исторических некрополей или отдельных захоронений и связанных с ними
памятников    истории    и   культуры   (художественных   надгробий)
осуществляются  только   с   разрешения   краевого   органа   охраны
памятников.

     Статья 38.   Раскопки   и   разведки   памятников   археологии,
                 обследование зданий и строений
     1. Археологические    (наземные   и   подводные)   исследования
(раскопки, шурфы, разведки), в том числе сборы подъемного материала,
производятся на основании специального разрешения - открытого листа,
выдаваемого археологу-исследователю Институтом археологии Российской
академии наук.
     Открытые листы согласовываются  с  федеральным  органом  охраны
памятников  по  представлению  краевого  органа  охраны  памятников,
регистрируются краевым органом охраны памятников и органами местного
самоуправления,  на  территории  которых  проводятся археологические
раскопки.
     2. Обследование    зданий    с    целью   выявления   элементов
архитектурно-художественного  убранства может  производиться  только
по   специальным  разрешениям,  выдаваемым  краевым  органом  охраны
памятников, с разрешения владельца или пользователя памятника.
     3. Поиск и сбор древних предметов на территории археологических
объектов и вне их границ без открытого листа запрещаются.

     Статъя 39.  Охрана  археологических   предметов   и   коллекций
     1.Археологические     объекты,    выявленные    в    результате
археологических  разведок  и   раскопок,  являются   государственной  
собственностью   в  соответствии  с   гражданским  законодательством  
Российской Федерации независимо от условий,  места находки  и  формы 
собственности на землю, в которой они найдены.
     2. После   камеральной   обработки   археологические   предметы
передаются на  постоянное  хранение  в  государственные  организации
хранения памятников истории и культуры - музеи Краснодарского края.
     3. Место   постоянного   хранения   археологических   предметов
определяется договором между организацией, производящей раскопки или
разведки,  краевым  органом  охраны  памятников  и   государственной
организацией хранения памятников.
     4. Юридические   и   физические    лица,    осуществляющие    в
установленном порядке исследования археологических предметов,  несут
ответственность за их  сохранность  до  передачи  их  на  постоянное
хранение в государственные организации хранения памятников истории и
культуры.
     5. Предметы,  найденные в процессе раскопок, проводимых музеями
других регионов Российской  Федерации,  по  согласованию  с  краевым
органом охраны памятников могут быть переданы им по договору.
     6. Предприятия,  организации,  учреждения,  граждане,  случайно
обнаружившие  археологические  предметы,  обязаны прекратить работы,
немедленно поставить в известность краевой орган охраны  памятников.
Краевой  орган  охраны  памятников  обязан организовать экспертизу и
оценку обнаруженных  культурных  ценностей.  Особо  ценные  предметы
передаются государственным организациям хранения памятников.
     7. Физическое    или     юридическое     лицо,     обнаружившее
археологический предмет, обязано передать его в краевой орган охраны
памятников.  Вознаграждение нашедшего производится в соответствии  с
действующим законодательством.
     8. Археологический предмет,  не  представляющий  по  заключению
экспертизы особой ценности для государственных хранилищ, поступает в
собственность нашедшего,  о чем последнему выдается  соответствующий
документ.
     9. В случае,  если  по  представлению  краевого  органа  охраны
памятников    государственная    организация   хранения   памятников
отказывается принять  предмет  на  хранение  либо  выдать  нашедшему
причитающееся  вознаграждение,  предмет  поступает  в  собственность
нашедшего,  о чем  ему  выдается  соответствующий  документ  краевым
органом охраны памятников.
     10. Если  установлено,  что  предмет   найден   на   территории
археологического  памятника  либо  получен  в результате самовольных
(грабительских) раскопок археологических объектов, предмет изымается
в судебном порядке и передается в музеи Краснодарского края.

           ГЛАВА VII. ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

     Статья 40.  Земли историко-культурного назначения
     1. Отнесение   земельных   участков   к   категории   земель 
историко-культурного   назначения     производится     в    порядке, 
установленном   земельным  законодательством  Российской  Федерации, 
Краснодарского  края  и настоящим Законом.
     2. 3емли  историко-культурного  назначения  включают   в   себя
территории  недвижимых  памятников  истории  и  культуры  и  зоны их
охраны,  особо охраняемые территории (музеи, музеи-заповедники, иные
организации  хранения  памятников  истории  и  культуры)  и  зоны их
охраны.
     Земельные участки,     отнесенные     к     категории    земель
историко-культурного назначения, учитываются в краевом органе охраны
памятников и в государственном земельном кадастре.

     Статья 41.   Определение   границ  земель  историко-культурного
                назначения
     1. Границы   территорий   и  зон  охраны  единичных  недвижимых
памятников истории и культуры определяются  краевым  органом  охраны
памятников      на      основании     проектных     разработок     и
историко-архитектурных опорных планов и утверждаются  администрацией
края.
     2. Границы особо  охраняемых  территорий  и  их  зон  охраны  в
зависимости  от  категории  памятников  истории и культуры и статуса
организации утверждаются  Правительством  Российской  Федерации  или
органами государственной власти Краснодарского края по представлению
федерального и краевого органов охраны памятников.

     Статья 42. Использование земель историко-культурного назначения
     1. Целью    установления    режима     использования     земель  
историко-культурного назначения  является  обеспечение   сохранности 
расположенных на них памятников истории и культуры.
     2. Деятельность,   не   соответствующая  установленному  режиму
использования земель, запрещается.
     3. Оформление  отводов  и  перерегистрация  земельных  участков
любым категориям землепользователей осуществляется  соответствующими
органами по согласованию с краевым органом охраны памятников.
     4. 3емли историко-культурного назначения могут  быть  полностью
или   частично   изъяты  из  хозяйственного  оборота  и  переданы  в
пользование  специально  учрежденным  государственным   организациям
хранения памятников истории и культуры.
     5. Изъятие земель  историко-культурного  назначения  для  нужд,
противоречащих их основному целевому назначению, не допускается.

     Статья 43.  Особо  охраняемые  территории  историко-культурного
                 назначения
     Для всех видов особо охраняемых территорий историко-культурного
назначения и зон их охраны  федеральным  органом  охраны  памятников
разрабатываются типовые режимы содержания и использования, на основе
которых для каждой особо охраняемой территории  историко-культурного
назначения  краевым  органом  охраны  памятников  по  согласованию с
федеральным органом охраны  памятников  утверждается  индивидуальный
режим.  Для  особо  ценных  объектов  историко-культурного  наследия
Российской Федерации режим содержания и использования определяется в
порядке,  установленном  действующим  федеральным законодательством,
для прочих историко-культурных земель - краевым законодательством.

     Статья 44.  3оны охраны памятников истории и культуры 
     В целях обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и
культуры на примыкающих к ним землях устанавливаются охранные  зоны,
зоны   регулирования   застройки   и   зоны  охраняемого  природного 
ландшафта (далее - зоны охраны).
     Границы и  режим зон охраны особо ценных объектов и объектов на
территории  края,   включенных   в   Списки   всемирного   наследия,
разрабатываются    федеральным    органом   охраны   памятников   по
согласованию с органами государственной власти Краснодарского края и
утверждаются Правительством Российской Федерации.
     Границы и  режим  зон  охраны  памятников  истории  и  культуры
федерального   значение   утверждаются  федеральным  органом  охраны
памятников.
     Границы и  режим  зон  охраны  памятников  истории  и  культуры
местного  значения  утверждаются  органами  государственной   власти
Краснодарского   края   по   представлению  краевого  органа  охраны
памятников в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Краснодарского края.

     Статья 45.  Порядок  проектирования  и  производства  земляных,
                  строительных и других работ,  градостроительной  и
                  хозяйственной    деятельности   в   зонах   охраны
                  памятников истории и культуры
     1. Проектирование,   производство   работ,   градостроительная,
хозяйственная и иная деятельность в зонах охраны памятников  истории
и  культуры  местного  значения  осуществляется только по разрешению
краевого  органа  охраны  памятников,  согласованному   с   краевыми
органами архитектуры и градостроительства.
     2. Производства    мелиоративных,    дорожных,    строительных,
геологоразведочных,    инженерных    и   других   работ,   а   также
градостроительная или  хозяйственная  деятельность  в  пределах  зон
охраны  памятников  истории  и  культуры  допускается  только  после
проведения   специальных   охранных   мероприятий,   устанавливаемых
государственным  органом  охраны  памятников,  и лишь в той степени,
которая не может привести к радикальному  изменению  или  разрушению
памятников, нарушению их целостности и сохранности.
     3. Проектирование,  производство земляных,  строительных и иных
работ,  градостроительная, хозяйственная деятельность в зонах охраны
музеев,  музейных   комплексов,   музеев-заповедников   федерального
значения,  а также памятников истории и культуры, находящих и состав
особо  ценных  объектов  культурного  наследия  народов   Российской
Федерации, всемирного наследия, особо охраняемых историко-культурных
территорий   федерального   значения,   осуществляется   только   по
разрешению  федерального органа охраны памятников,  согласованному с
федеральным органом архитектуры и градостроительства.
     4. Мероприятия  по обеспечению сохранности памятников истории и
культуры при производстве строительных,  мелиоративных,  дорожных  и
других  работ  осуществляются  юридическими  и  физическими  лицами,
производящими эти работы,  с привлечением специализированных научных
и  научно-реставрационных организаций (или отдельных специалистов) и
под надзором краевого органа охраны памятников либо подведомственных
ему    специализированных    органов,   служб   и   их   полномочных
представителей.
     Указанные мероприятия   включают   выявление   памятников,   их
исследование и фиксацию,  передачу вещественных находок  в  музеи  и
другие  государственные  организации  хранения  памятников истории и
культуры,  археологические раскопки,  реставрационные и иные работы,
производимые по указанию (предписанию) органов охраны памятников.
     5. Финансирование  указанных  в   данной   статье   мероприятий
производится  за  счет  юридических  и  физических  лиц,  являющихся
заказчиками осуществляемых строительных,  мелиоративных,  дорожных и
других работ.
     6. Правоустанавливающие   документы   на   земельные   участки,
включающие  земли  историко-культурного назначения,  оформленные без
согласования с краевым органам охраны памятников,  подлежат отмене в
установленном законом порядке.

          ГЛАВА VIII. ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ

     Статья 46.  Списки  исторических  городов  и  поселений 
     Списки исторических городов и поселений Российской Федерации и 
их  статус утверждаются:
     исторических городов  и  поселений  федерального   значения   -
Правительством  Российской  Федерации  по представлению федерального
органа охраны памятников,  согласованному с  федеральным  и  краевым
органами архитектуры и градостроительства и органами государственной
власти Краснодарского края;
     исторических городов     и    поселений    местного    значения
Краснодарского   края   -    краевыми    исполнительными    органами
государственной  власти  по  представлению  краевого  органа  охраны
памятников, согласованному с федеральным органом охраны памятников и
краевым органом архитектуры и градостроительства.

     Статья 47.  Статус  исторического  города  и  поселения  
     Статус  исторического   города   и  поселения   предоставляется   
территориям, обладающим  значительной  историко-культурной ценностью 
планировки и  застройки  в  пределах  административных  границ  этих  
территорий,  и  закрепляется  в  уставе  муниципального  образования 
Краснодарского края  не  позднее двух лет  со  дня  внесения  его  в 
список  исторических городов и поселений.

     Статья 48.   Государственная   охрана  исторических  городов  и
                 поселений
     1. Под государственной охраной исторических городов и поселений
понимается  комплекс  мер,  обеспечивающий  их  защиту,   физическую
сохранность      памятников      истории      и      культуры      и
историко-градостроительной    среды,    реставрацию,    регенерацию,
непрерывность  развития  и  не  искажающее их облик приспособление к
современной жизни, включая новое строительство.
     2. В  исторических  городах  и  поселениях охране  подлежат все
градоформирующие и художественные  объекты:  планировка,  застройка,
композиция,  природный и культурный ландшафт,  археологический слой,
соотношение между различными городскими  пространствами  (свободным,
застроенными,   озелененными),  объемно-пространственная  структура,
фрагментарное и руинированное градостроительное  наследие,  форма  и
вид   зданий   и   сооружений,   определяемых   масштабом,  объемом,
структурой,  стилем, материалами, цветом и декоративными элементами,
соотношение с природным и созданным человеком окружением,  различные
функции города,  исторического места,  приобретенные им  в  процессе
развития.
     3. Все   виды   реконструктивных   мероприятий   в    структуре
исторического города или поселения регулируются настоящим 3аконом, а
также  специальными   законодательными   актами   в   сфере   охраны
градостроительного наследия.

     Статья 49.  Порядок  проектирования  и  регулирования застройки
                  исторических городов и поселений
     1. Проектирование  и застройка исторических городов и поселений
производится и регулируются на  основе  системы  последовательных  и
заимствованных   мероприятий,   проводимых  краевым  органом  охраны
памятников  и  краевым  органом  архитектуры  и  градостроительства,
как-то:
     историко-архитектурные и археологические  исследования  городов
или поселений отдельных исторических территорий;
     составление на   основе   исследований   историко-архитектурных
опорных  планов  с  обозначением  расположения и оценкой всего фонда
недвижимых памятников  истории  и  культуры  с  выявлением  эволюции
градостроительной структуры и оценкой градоформирующих ценностей;
     разработка проектов зон охраны единичных памятников  истории  и
культуры,  градостроительных  комплексов и ансамблей с установлением
режимов использования земель в пределах  зон  охраны  как  одной  из
основ всех этапов градостроительного проектирования.
     Историко-архитектурный опорный   план   утверждается   органами
государственной власти Краснодарского края по представлению краевого
органа охраны памятников  при  согласовании  с  федеральным  органом
охраны памятников.
     Историко-архитектурный опорный  план  и  проекты   зон   охраны
исторических   городов   и   поселений   разрабатываются  в  составе
генеральных планов исторических городов и  поселений,  а  также  как
самостоятельная  стадия градостроительного проектирования и являются
обязательными  исходными  материалами  для  планов  их  развития   и
строительства,  принятия отдельных градостроительных и хозяйственных
решений.
     2. Краевой   орган   охраны  памятников  совместно  с  краевыми
органами архитектурно-строительного надзора осуществляют контроль за
разработкой предпроектной и проектной градостроительной документации
на всех стадиях,  а также контроль за  отводом  земельных  участков,
реализацией  градостроительной документации,  включая различные виды
хозяйственной деятельности  на  территории  исторических  городов  и
поселений.
     3. Орган охраны памятников,  согласующий материалы исследований
и  рекомендаций,  несет  ответственность за достоверность сведений и
обоснованность рекомендаций.  При изменении оценок и рекомендаций  в
процессе   историко-архитектурных   исследований   и   осуществления
последующих  стадий  проектирования  и  выполнения  работ   затраты,
связанные с изменением проектных решений, возмещаются органом охраны
памятников.

     Статья 50.   Согласование   с   органами   охраны    памятников
                градостроительной  документации исторических городов
                и других  поселений,  имеющие  памятники  истории  и
                культуры
     Градостроительная документация  для  исторических   городов   и
поселений  в  зависимости  от  их  категорий подлежит согласованию с
федеральным или краевым органом  охраны  памятников,  для  остальных
населенных пунктов,  имеющих памятники истории и культуры, с краевым
органом охраны памятников.
     Органы исполнительной  власти  Краснодарского  края  и местного
самоуправления на территории Краснодарского края, ведающие вопросами
архитектуры   и   градостроительства,   обязаны   предоставлять   на
согласование краевому органу охраны памятников,  а для  исторических
городов   и   поселений  дополнительно  федеральному  органу  охраны
памятников,  генеральные  планы,  проекты  планировки,  застройки  и
реконструкции,  проекты  отдельных функциональных зон,  предприятий,
проекты  защиты  от  природных  и  техногенных  процессов,   проекты
инженерных  систем,  дорог  и  другую градостроительную документацию
городов, поселений и территорий, имеющих памятники.

           ГЛАВА IX.  РЕСТАВРАЦИЯ НЕДВИЖИМЫХ  ПАМЯТНИКОВ  ИСТОРИИ  И
                     КУЛЬТУРЫ

     Статья 51.  Контроль  за  проведением  реставрационных работ 
     1. Ремонт   и  реставрация  памятников   истории    и  культуры 
проводятся с разрешения краевого органа охраны памятников и  под его
контролем.   3аказчики   ремонтно-реставрационных   работ    обязаны 
заключить с краевым органом охраны памятников договор на технический 
надзор за ремонтно-реставрационными работами.
     2. Реставрация   движимых   памятников   истории   и   культуры
регулируется специальным законодательством Российской Федерации.
     3. Реставрация  недвижимых  памятников   истории   и   культуры
осуществляется   в   соответствии   с   реставрационными  нормами  и
правилами,  утвержденными  федеральным  органом  охраны  памятников.
Строительные  нормы  и  правила  применяются  в реставрации только в
случаях, не противоречащих интересам охраны памятников.

     Статья 52.  Обследование  технического   состояния   недвижимых
                памятников истории и культуры
     Краевой орган охраны памятников обязан проводить не реже одного
раза  в  пять  лет  обследования  технического  состояния памятников
истории и  культуры  с  целью  разработки  текущих  и  перспективных
программ реставрационных работ.

     Статья 53. Воссоздание утраченных недвижимых памятников истории
                и культуры
     Воссоздание недвижимых   памятников   истории  и  культуры  как
элементов  исторических  ансамблей,  комплексов,   градостроительных
образований     осуществляется     реставрационными    методами    в
исключительных случаях при наличии достаточных научных данных и  при
особой исторической,  научной,  художественной или иной общественной
значимости утраченной культурной ценности.

     Статья 54. Производство реставрационных работ
     1. Все работы по реставрации недвижимых  памятников истории и
культуры  выполняются  на  основании  задания, выдаваемого краевым
органом охраны памятников.
     2. Разрешение  на  работы  по реставрации недвижимых памятников
истории  и  культуры   выдаются   на   основании   согласованной   и
утвержденной научно-проектной документации.
     3. Научно-проектная  документация  на  работы  по   реставрации
недвижимых    памятников    истории   и   культуры   разрабатывается
юридическими и физическими лицами,  имеющими необходимые лицензии  и
аттестацию.
     4. Лица,  ведущие разработку научно-проектной документации  для
реставрации  недвижимого памятника истории и культуры,  осуществляют
научное руководство и авторский надзор по всем видам работ  на  этом
памятнике  до  их  завершения.  Проведение  реставрационных  работ с
отклонением или  нарушением  утвержденной  в  установленном  порядке
научно-проектной документации и требуемой технологии не допускается.
     После завершения  реставрации  лица,   осуществляющие   научное
руководство,  представляют в краевой орган охраны памятников научный
отчет.
     5. Согласования   и   разрешения   на   работы  по  реставрации
недвижимых памятников истории и культуры  выдаются:  для  памятников
истории  и культуры федерального значения федеральным органом охраны
памятников;  для памятников истории  и  культуры  местного  значения
краевым органом охраны памятников.
     6. Выполненные  реставрационные  работы   принимаются   краевым
органом охраны памятников.
     7. Окончательную приемку реставрационных  работ  на  памятниках
истории   и  культуры  осуществляют  соответствующие  органы  охраны
памятников.

     Статья 55.  Лицензирование реставрационных работ на  памятниках
                  истории и культуры
     Все виды ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и
культуры производятся юридическими и физическими лицами на основании
лицензии.     Лицензирование     ремонтно-реставрационных      работ
осуществляется   в  соответствии  с  действующим  законодательством.
Лицензии  не  заменяют  собой  разрешений  на  производство   работ,
выдаваемых   краевым   органом   охраны   памятников  по  конкретным
памятникам.

     Статья 56.  Ответственность за сохранность памятника истории  и
                 культуры при проведении реставрационных работ
     Исполнитель реставрационных  работ  несет  ответственность   за
сохранность   памятника   истории   и   культуры  в  соответствии  с
действующим законодательством и договором на реставрационные работы.

     ГЛАВА Х. ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ И
              ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 57.   Источники   финансирования  
     Основными    источниками    финансирования    деятельности   по    
государственной охране и использованию памятников истории и культуры 
являются  средства  федерального  бюджета  Российской  Федерации   и 
краевого бюджета.
     На эти    цели    также    направляются:  
     доходы организаций государственного хранения памятников истории
и культуры;  арендная  плата  за использование памятников истории  и
культуры, находящихся в государственной собственности Краснодарского
края;
     отчисления от  деятельности   специализированных   организаций,
учреждаемых органом охраны памятников;
     отчисления от доходов туристической деятельности; 
     добровольные   отчисления   и   пожертвования   юридических   и 
физических лиц;  
     средства от штрафных санкций за нарушение   законодательства об
охране и использовании памятников истории и  культуры; 
     средства  от   приватизации   памятников   истории и культуры в 
соответствии с  краевым  законодательством;  
     доходы  от   разрешенной    предпринимательской    деятельности 
краевого органа  охраны   памятников,  организаций  государственного 
хранения памятников истории и культуры;
     средства от иных источников,  не запрещенных законодательством.
     Средства, поступающие из всех источников, зачисляются  на  счет
краевого органа охраны  памятников  и  расходуются  на  программы  и
мероприятия по учету, реставрации и использованию памятников истории
и  культуры,  развитию  их  инфраструктуры,  переподготовку   кадров
органов   охраны   памятников,  содержание  краевого  органа  охраны
памятников.
     Средства, поступающие   на  специальный  счет  краевого  органа
охраны  памятников,  не  подлежат  обложению  краевыми  налогами   и
сборами.

     Статья 58.  Средства собственников,  владельцев,  пользователей
                  памятников истории и культуры
     1. Собственники,  владельцы,  пользователи памятников истории и
культуры обязаны в установленном порядке содержать,  ремонтировать и
реставрировать памятники истории и культуры за свой счет.
     2. Органы   охраны   памятников   имеют   право,   с   согласия
собственников,  владельцев, пользователей, принимать долевое участие
в финансировании работ по сохранению памятников истории и  культуры.
Функции  заказчиков  в  этих  случаях сохраняются за собственниками,
владельцами,  пользователями либо по соглашению сторон  переходят  к
органам охраны памятников.
     3. Функции государственного технического  надзора  за  ведением
ремонтно-реставрационных  работ  осуществляет  краевой  орган охраны
памятников.

     Статья 59.   Средства,   за   счет    которых    осуществляются
                 реставрация,   консервация   и   ремонт  памятников
                 истории и культуры
     1. Реставрация,  консервация  и  ремонт  памятников  истории  и
культуры   осуществляются   за   счет   средств   пользователей    и
собственников  памятников,  а  также за счет средств краевого органа
охраны памятников.
     2. Реставрация,  консервация  и  ремонт  памятников  истории  и
культуры,  не находящихся в пользовании  предприятий,  учреждений  и
организаций или подлежащих музейному показу,  осуществляются за счет
средств государственных органов охраны памятников.

            ГЛАВА XI.   ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА  НАРУШЕНИЕ
                        ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ И
                        ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 6О.  Ответственность  за  нарушение  законодательства  о
                  государственной  охране и использовании памятников
                  истории и культуры
     Лица, допустившие  нарушения законодательства о государственной
охране  и  использовании  памятников  истории  и   культуры,   несут
ответственность    в    соответствии   с   Федеральным   и   краевым
законодательством.

     Статья 61. Возмещение ущерба, причиненного памятникам истории и
                 культуры
     Юридические и  физические  лица,  нанесшие   ущерб   памятникам
истории  и культуры,  зонам охраны памятников,  обязаны восстановить
памятники,  зоны  охраны  памятников,  а  при  невозможности   этого
возместить   убытки   в   соответствии   с   федеральным  и  краевым
законодательством.
     Методика экспертных   оценок  стоимости  памятников  истории  и
культуры и нанесенного им  ущерба  разрабатывается  краевым  органом
охраны    памятников   и   утверждается   исполнительными   органами
государственной власти Краснодарского края.
     Восстановление памятников  истории  и культуры осуществляется с
соблюдением установленного порядка всех видов  работ  за  счет  лиц,
причинивших вред памятнику.

       ГЛАВА Х11. ВЫВОЗ И ВВОЗ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ

     Статья 62.  Вывоз  и ввоз памятников истории и культуры
     Вывоз и ввоз памятников истории и культуры регулируется 3аконом
Российской Федерации "0 вывозе и ввозе культурных ценностей".

           ГЛАВА Х111 ВВЕДЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ

     Статья 63.  Введение  настоящего  3акона  в  действие
     Настоящий  3акон  вступает  в силу  со  дня  его   официального
опубликования.


     Глава администрации
     Краснодарского края         Н.И. Кондратенко



     Краснодар
     01 апреля 1997 года
     N 75 - К3






Информация по документу
Читайте также