Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2003 № 104

       ОПУБЛИКОВАНО: СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                        апрель 2003 года  N 4


                 КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                     от 21 апреля 2003 года N 104
                               г.Майкоп

     О СИТУАЦИИ, СЛОЖИВШЕЙСЯ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В
                   ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


     Заслушав информацию  Межведомственного  совета  по  защите   прав
потребителей  при  Кабинете  Министров  Республики Адыгея "О ситуации,
сложившейся в органах местного самоуправления в  области  защиты  прав
потребителей", Кабинет Министров Республики Адыгея


                      п о с т а н о в л я е т :


     1. Принять  к  сведению  информацию  Межведомственного  совета по
защите прав потребителей при Кабинете Министров Республики  Адыгея  "О
ситуации,  сложившейся  в  органах  местного  самоуправления в области
защиты прав потребителей".
     2. Рекомендовать  главам  муниципальных образований предусмотреть
сохранение в структуре исполнительных органов местного  самоуправления
отделов  (специалистов),  осуществляющих  полномочия  по  защите  прав
потребителей,  предусмотренные статьей 44 Закона Российской  Федерации
от  7  февраля  1992  года  N  2300-1  "О  защите  прав  потребителей"
(Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного
Совета  Российской Федерации,  1992,  N 15;  Собрание законодательства
Российской Федерации, 1996, N 3; 1999, N 51; 2002, N 1 (часть 1)).
     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.



     Премьер-министр Республики Адыгея          Г. Микичура
     г. Майкоп
     от 21 апреля 2003 года
     N 104





   Информация Межведомственного совета по защите прав потребителей
               при Кабинете Министров Республики Адыгея
      "О ситуации, сложившейся в органах местного самоуправления
                 в области защиты прав потребителей".


     Проведение эффективной потребительской политики во многом зависит
от  единого  понимания ее целей и задач органами исполнительной власти
на  федеральном   и   региональном   уровнях   и   органами   местного
самоуправления,   согласованности   их   действий.   Органы   местного
самоуправления являются одной  из  составляющих  национальной  системы
защиты   прав   потребителей.   Поскольку   именно   органы   местного
самоуправления в  соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации
решают вопросы местного значения, постольку они, используя полномочия,
предоставленные  Законом   Российской   Федерации   "О   защите   прав
потребителей",   могут   обеспечить   оперативную   защиту   интересов
потребителей  по   месту   жительства   на   основе   безвозмездности,
беспристрастности,  индивидуального  подхода  к  каждому  потребителю.
Причем эта деятельность органически связана  с  деятельностью  органов
местного  самоуправления  по  экономическому  и  социальному  развитию
муниципального образования, поскольку она в конечном итоге нацелена на
проживающих в нем граждан.
     В 1993-1994  годах  в  Республике   Адыгея   в   соответствии   с
постановлением  Правительства Республики Адыгея от 25.02.1993 г.  N 56
"Об органах по защите прав потребителей при местной администрации и  о
мерах по обеспечению государственной защиты прав потребителей товаров,
работ и услуг в Республике Адыгея" были созданы органы по защите  прав
потребителей  в каждом районе и в городе Майкопе.  В основном они были
самостоятельными подразделениями администраций.
     В соответствии  с п.1 мероприятий по реализации "Программы защиты
прав  потребителей  Республики  Адыгея   на   2000-2003   годы   (утв.
постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 06.10.1999г.  N
321) на администрации городов и районов  Республики  Адыгея  возложены
функции  по  обеспечению  функциональной  самостоятельности отделов по
защите прав потребителей.
     На протяжении всех десяти лет существования органы по защите прав
потребителей муниципальных образований выполняют весь  комплекс  задач
по  защите  прав  потребителей:  рассматривают  заявления  и обращения
потребителей  и  предпринимателей,  консультируют   их   по   вопросам
потребительского  законодательства,  проводят  проверки  хозяйствующих
субъектов,  осуществляют  судебную  защиту  прав  потребителей,  ведут
информационно-просветительскую  работу.  Специалисты органов по защите
прав  потребителей  ведут  личный  прием  граждан,   помогают   им   в
составлении   претензий   и   исковых   заявлений,  направляют  письма
хозяйствующим субъектам, способствуя тем самым разрешению конфликтов.
     В результате   разъяснительной   работы,   постоянно   проводимой
специалистами  по  защите  прав  потребителей  с   предпринимательским
корпусом,  удается добиваться устранения в добровольном порядке до 90%
выявленных нарушений.
     Наряду с этим в поселковых и сельских администрациях защитой прав
потребителей занимаются уполномоченные по  защите  прав  потребителей.
Ими   проводится   просветительская   и  информационная  работа  среди
населения,  и  оказываемая  ими  помощь  потребителям   действенна   и
эффективна.
     При этом  востребованность  работы   органов   по   защите   прав
потребителей продолжает из года в год расти. Если в 2000 году ими было
рассмотрено 1840 жалоб и обращений граждан,  то в 2002 году - 5670, то
есть  в  три раза больше.  Это свидетельствует о том,  что органами по
защите прав потребителей проводится просветительская и  информационная
работа   среди   населения,  и  оказываемая  ими  помощь  потребителям
достаточно действенна. Большинство населения знакомо со своими правами
и  пытается  отстаивать  их  самостоятельно,  а в случае необходимости
обращается   за   консультацией   и   помощью   в   органы    местного
самоуправления.  Для  многих  потребителей  важным аргументом в выборе
органа (государственная,  муниципальная власть или юридические службы,
адвокатура), в который они хотели бы обратиться за помощью, служит тот
факт, что органы местного самоуправления, как и антимонопольные органы
осуществляют    досудебное    разрешение    споров,   консультирование
потребителей,  оказывают  помощь  в  составлении  исковых   заявлений,
сопровождают дела в судах бесплатно. Наряду с этим, органами по защите
прав потребителей в целях профилактики правонарушений,  предупреждения
нарушений  прав потребителей проводят проверки хозяйствующих субъектов
в различных  сферах  потребительского  рынка:  реализации  алкогольной
продукции,   хлеба,   бензина,   коммунальных,  транспортных,  платных
образовательных  услуг,  услуг   связи.   Анализ   этой   деятельности
свидетельствует  об  активном  использовании  органами  по защите прав
потребителей своих полномочий,  предоставленных Законом "О защите прав
потребителей",   особенно  в  части,  касающейся  прекращения  продажи
товаров с просроченными сроками годности, либо приостановления продажи
товаров   до   предоставления   потребителям   необходимой   полной  и
достоверной информации о товаре.
     Анализ работы  органов  местного  самоуправления в области защиты
прав  потребителей  показывает,  что  более   успешно   осуществляется
деятельность  по  защите  прав  потребителей там,  где органы местного
самоуправления имеют самостоятельные подразделения, занимающиеся этими
вопросами, которые обеспечены профессиональными кадрами.
     Эффективность работы  органов   по   защите   прав   потребителей
непосредственно  зависит  от поддержки местных властей и понимания ими
важности задач, решаемых этими службами.
     Вместе с   тем,  в  настоящее  время,  в  связи  с  изменением  в
Республике   Адыгея   статуса   органов    местного    самоуправления,
проведенными  выборами  глав  муниципальных  образований и связанные с
ними изменениями в структуре аппарата в большинстве районов республики
наметилась   тенденция   сокращения   специалистов   по   защите  прав
потребителей,  ликвидация отделов  по  защите  прав  потребителей  как
самостоятельных   структур  и  передача  их  функций  по  защите  прав
потребителей другим структурным подразделениям администраций.  Так,  в
связи  с  реорганизацией  в Теужеском районе был ликвидирован отдел по
защите прав потребителей и функции по защите возложены на  специалиста
отдела малого и среднего бизнеса;  в г.Адыгейске эти функции возложены
на специалиста отдела торговли  и  предпринимательства;  в  Гиагинском
районе  ликвидирован  отдел  по  защите  прав потребителей,  а его два
сотрудника переведены в отдел экономического развития  и  торговли;  в
Майкопском районе сокращен специалист, который осуществлял защиту прав
потребителей в поселке Каменномостком;  в Кошехабльском районе функции
защиты  прав  потребителей  возложены на специалиста отдела экономики,
хотя ранее специалист по защите прав потребителей  был  самостоятелен,
причем   в   этом   районе   происходит   постоянная   кадровая  смена
специалистов.
     Возложение функций  по  защите прав потребителей на подразделения
органов  местного  самоуправления,  занимающихся  вопросами  торговли,
ценообразования,   социально-экономическими  и  т.д.,  нельзя  оценить
положительно.   Так   как   привязка   этих   функций   к   отраслевым
подразделениям не дает возможности реализовать полноценный контроль за
соблюдением прав потребителей в  различных  секторах  потребительского
рынка   товаров,   работ,   услуг,   значительно   сужает  полномочия,
предусмотренные законом.
     При этом  следует  отметить,  что  в администрациях муниципальных
образований  Республики  Адыгея  вопросами  защиты  прав  потребителей
занимаются  по одному человеку,  что является крайне недостаточным для
нашего региона.  Вместе  с  тем,  в  штатах  органов  по  защите  прав
потребителей отсутствуют специалисты с юридическим образованием, что в
определенной степени негативно сказывается на  работе  по  отстаиванию
нарушенных прав потребителей. Особенно это сказывается в муниципальных
образованиях  с  небольшой  численностью  населения,  где  возможности
получить  юридическую консультацию как для работников органов местного
самоуправления, так и для потребителей весьма ограничены.
     Практика показывает,  что  обеспечение  равной  и реальной защиты
законных интересов потребителей повсеместно на  территории  Республики
Адыгея   возможно   при   развитой   и  крепкой  системе  защиты  прав
потребителей.
     Сокращение сферы  деятельности муниципальной составляющей системы
защиты прав потребителей лишает потребителей в  получении  необходимой
помощи в защите нарушенных прав на безвозмездной основе.
     При этом  в  перспективе  центр  тяжести  по  рассмотрению  жалоб
потребителей,   их   консультированию,  оказанию  практической  помощи
потребителям в восстановлении их нарушенных прав,  в  том  числе  и  в
судебном   порядке   должен   быть  перенесен  с  федеральных  органов
исполнительной власти на органы местного самоуправления.
     Для эффективного  функционирования  муниципальной  части  системы
защиты прав потребителей необходимо:
     -   в целях предотвращения  ликвидации  органов  по  защите  прав
         потребителей  включить  в  уставы  муниципальных  образований
         функции по защите прав потребителей;
     -   главам  муниципальных  образований принять меры, направленные
         на создание   самостоятельных   структур   по   защите   прав
         потребителей;
     -   обеспечить их квалифицированными кадрами;
     -   расширять сеть уполномоченных по защите прав  потребителей  в
         сельских и поселковых администрациях;
     -   усилить  взаимодействие органов  местного  самоуправления   с
         другими государственными организациями,  осуществляющими свою
         деятельность на территории муниципального образования,  через
         координационные   советы,  в  целях  выработки  и  реализации
         совместных действий по защите прав потребителей;
     -   Межведомственному  совету  по  защите прав  потребителей  при
         Кабинете Министров Республики Адыгея  оказывать  всестороннюю
         поддержку  органам  по защите прав потребителей муниципальных
         образований,   предусмотреть   в   планах    работы    совета
         заслушивание   глав   муниципальных  образований  по  вопросу
         обеспечения  защиты  прав  потребителей  в  городе   (районе)
         Республики Адыгея.

     Решение поставленных   вопросов  позволит  на  качественно  новом
уровне обеспечивать защиту прав потребителей,  что,  в  свою  очередь,
повлечет повышение жизненного уровня населения.












Информация по документу
Читайте также