Расширенный поиск
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15.11.1999 № 51ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 ноября 1999 года N 51 О Концепции экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года Заслушав и обсудив доклад исполняющего обязанности председателя Комитета экономики и промышленной политики Алексашина А.А. "О Концепции экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года", Правительство Санкт-Петербурга отмечает, что принятые Администрацией Санкт-Петербурга в 1997-1999 годах меры по поддержке промышленного экспорта сыграли важную роль в развитии внешнеторговой деятельности целого ряда предприятий. Принимая во внимание важность внешнеторговой деятельности для экономики Санкт-Петербурга и необходимость развития экспортной деятельности как важнейшего инструмента для выхода предприятий и организаций Санкт-Петербурга на мировой рынок, а также учитывая, что развитие экспорта как важнейшего элемента структурной перестройки и модернизации городской промышленности требует координации и целенаправленной государственной поддержки, Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить Концепцию экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года (далее - Концепция). 2. Предложить Комитету экономики и промышленной политики: 2.1. Совместно с Комитетом по внешним связям до 30 декабря 1999 года подготовить и представить на утверждение губернатору Санкт-Петербурга план первоочередных мероприятий по реализации Концепции. 2.2. В целях уточнения отдельных положений Концепции привлечь в 2000 году к их разработке специализированные и научные организации. 3. Рекомендовать общественной организации "Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга" совместно с Комитетом экономики и промышленной политики до 1 мая 2000 года провести конференцию, на которой рассмотреть ход реализации Концепции и предложения по ее совершенствованию. 4. Контроль за выполнением постановления возложить на губернатора Санкт-Петербурга - председателя Правительства Санкт-Петербурга. Губернатор Санкт-Петербурга - председатель Правительства Санкт-Петербурга В.А.Яковлев Концепция экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года 1. Вводная часть Концепция экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года (далее - Концепция) представляет собой программный документ действий Администрации Санкт-Петербурга на ближайшие три года (краткосрочная перспектива). В Концепции дана оценка состояния и проблем развития экспорта в Санкт-Петербурге (раздел 2), определены цели Концепции и задачи по их реализации (раздел 3), определены факторы, обусловившие необходимость разработки Концепции (раздел 4), дана краткая характеристика экспортного потенциала Санкт-Петербурга (раздел 5), а также определены основные направления развития экспортной деятельности (раздел 6). Кроме того, в ней определены источники финансового обеспечения системы государственной региональной поддержки и работ, реализуемых в рамках Концепции (раздел 7), и основные подходы к организации ее выполнения (раздел 8). Необходимость разработки Концепции обусловлена важностью и значением для Санкт-Петербурга внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов региона и экспорта как ее важнейшей составляющей. Экспорт товаров, в частности, обеспечивает поступление в город значительных финансовых ресурсов, которые поступают, в т.ч. в бюджет Санкт-Петербурга (так, из всей реализованной промышленными предприятиями города продукции за первое полугодие 1999 года около 35% приходится на экспорт). Главная цель Концепции - создать все необходимые условия для выхода предприятий и организаций Санкт-Петербурга на (мировой) рынок, добиться увеличения экспорта продукции и максимально возможного эффективного функционирования и устойчивости хозяйствующих субъектов, тем самым обеспечив необходимый рост налогов и сборов в бюджеты всех уровней для развития Санкт-Петербурга в целом в соответствии с иерархической системой целей, определенной Администрацией Санкт-Петербурга. Предлагаемая Концепция органично сочетается с политикой реструктуризации промышленных предприятий, проводимой Администрацией Санкт-Петербурга, и соответствует принципам, провозглашенным в Программе стабилизации и дальнейшего развития экономики Санкт-Петербурга на 1997-2000 годы. Концепция дополняет их в части создания необходимых условий для выхода предприятий и организаций Санкт-Петербурга на зарубежные рынки. Концепция направлена на решение вопросов, связанных с участием Администрации Санкт-Петербурга в развитии и поддержке экспортной деятельности, тесную координацию усилий всех заинтересованных сторон, формирование партнерских отношений властных структур и деловых кругов в реализации торгово-экономических интересов. Концепция основывается на следующих важнейших принципах: 1) обоснованность положений и выводов, составляющих содержание Концепции и базирующихся на данных результатов науки и мировой практики развития и поддержки экспортной деятельности; 2) соблюдение действующих нормативно-правовых актов в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечение реализации государственной политики в области экспорта продукции; 3) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти в решении вопросов, связанных с развитием и поддержкой экспортной деятельности на территории Санкт-Петербурга, повышением конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями города; 4) сотрудничество и координация усилий Администрации Санкт-Петербурга и всех участников (субъектов) внешнеэкономической деятельности в реализации Концепции. В течение предыдущего периода Администрация Санкт-Петербурга проделала определенную работу по созданию условий для развития экспортной деятельности. Необходимость поддержки промышленного экспорта и некоторые формы такой поддержки были впервые сформулированы в "Программе стабилизации экономического развития Санкт-Петербурга". В марте 1998 года на заседании Правительства Санкт-Петербурга было принято постановление "Об основных направлениях деятельности Администрации Санкт-Петербурга по поддержке промышленного экспорта" (постановление Правительства Санкт-Петербурга N 11 от 16 марта 1998 года). Согласно этому документу, в частности, за период с 1997 года были выполнены следующие основные мероприятия: 1. Создана и зарегистрирована Ассоциация экспортеров продукции высоких технологий Санкт-Петербурга, в состав которой вошли 11 ведущих предприятий города. При содействии Ассоциации был подготовлен ряд документов, способствующих совершенствованию системы экспортного контроля. 2. В рамках соответствующих программ была осуществлена подготовка значительного числа российских специалистов в области менеджмента в Швеции, Дании и Германии. 3. Создано бюро международной сертификации, являющееся первой российской организацией на северо-западе, получившей аккредитацию в Европейском аккредитационном совете. 4. Организовано участие ряда предприятий и организаций Санкт-Петербурга в зарубежных выставках, в частности на Ганноверской ярмарке, на Скандинавской технической выставке и др. 5. Подготовлена и утверждена концепция зон экономического развития Санкт-Петербурга, обеспечивающих реализацию режима льготного налогообложения, в т.ч. для экспортных производств. 6. Выпущены каталоги предприятий на бумажном носителе и на CD-ROM, включающие информацию более чем о 2000 производителях продукции, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга. 7. Разработана Система сертификации продукции двойного назначения, обеспечивающая упрощение процедур идентификации и способствующая упрощению экспортного контроля. Реализация Администрацией Санкт-Петербурга мер поддержки промышленного экспорта позволила целому ряду предприятий и организаций города получить реальную помощь в сертификации производства и продукции, установлении деловых контактов, рекламе товаров и услуг предприятий на зарубежном рынке и др. Принятые меры в определенной степени позволили смягчить последствия экономического кризиса августа 1998 года. Однако вместе с этим, как было отмечено на очередном заседании Правительства Санкт-Петербурга, посвященном проблемам экспорта, в апреле 1999 года, "по ряду объективных причин, в том числе обусловленных продолжающимся экономическим кризисом, предпринятые меры не могут быть признаны достаточными, и поэтому дальнейшая деятельность Администрации Санкт-Петербурга по поддержке промышленного экспорта в стратегическом плане должна быть направлена на ... совершенствование городской политики в области развития экспорта, более широкое развитие научно-технологического потенциала и инновационной деятельности предприятий". В этой связи Правительством Санкт-Петербурга (постановление от 08.04.99 N 20) было принято решение о подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию городской политики в области развития экспорта. В ходе работы по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга была определена необходимость подготовки развернутого документа, определяющего политику Администрации Санкт-Петербурга по отношению к экспорту продукции на ближайшую перспективу - Концепции экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года. 2. Состояние и проблемы развития экспорта На учете в ГНИ по Санкт-Петербургу в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности по состоянию на 1 января 1999 года зарегистрировано около 6000 предприятий и организаций различных форм собственности. Непосредственно в 1998 году экспорт продукции, согласно данным Северо-Западного таможенного управления ГТК Российской Федерации, осуществляли свыше 2000 предприятий и организаций. Развитие внешнеэкономической деятельности в 1996-1998 годах происходило в условиях спада производства, системного кризиса, поразившего страну в августе 1998 года, падения платежеспособного спроса внутри страны, а также изменяющихся условий реализации продукции на мировых рынках. Динамика внешнеторговой деятельности Санкт-Петербурга приведена в таблице 1. Таблица 1. Динамика внешнеторговой деятельности (млн. долларов США) +---------------------------------------------------------------------+ ¦ ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦9 мес. 1999 г. ¦ +---------------------+---------------+--------------+----------------¦ ¦Внешнеторговый ¦ 5755,0 ¦ 5165,0 ¦ 2921,3 ¦ ¦оборот ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------+---------------+--------------+----------------¦ ¦Экспорт ¦ 1758,0 ¦ 1619,0 ¦ 1227,9 ¦ +---------------------+---------------+--------------+----------------¦ ¦Импорт ¦ 3997,0 ¦ 3546,0 ¦ 1693,4 ¦ +---------------------+---------------+--------------+----------------¦ ¦Сальдо ¦ -2239,0 ¦ -1927,0 ¦ - 465,5 ¦ +---------------------------------------------------------------------+ Товарная структура экспорта и его динамика приведены в таблице 2. Таблица 2. Динамика товарной структуры экспорта (млн. долларов США) +---------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование товара ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦9 мес. 1999 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г. ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Продовольственные товары и ¦ 79,9 ¦ 35,7 ¦ 16,6 ¦ ¦сырье для их производства ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Продукция ¦ 15,3 ¦ 4,2 ¦ 13,6 ¦ ¦топливно-энергетического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦комплекса ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Продукция нефтехимического ¦ 62,6 ¦ 71,4 ¦ 94,9 ¦ ¦комплекса ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Кожевенное сырье, меха, ¦ 27,7 ¦ 17,7 ¦ 9,4 ¦ ¦изделия ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Древесина, изделия из нее, ¦ 97,5 ¦ 102,4 ¦ 118,9 ¦ ¦включая печатную продукцию ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Одежда и обувь ¦ 58,8 ¦ 58,7 ¦ 37,9 ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Черные и цветные металлы, ¦ 370,6 ¦ 343,1 ¦ 259,7 ¦ ¦изделия из них ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Машиностроительная продукция ¦ 927,9 ¦ 874,1 ¦ 589,3 ¦ +-----------------------------+------------+-------------+------------¦ ¦Прочие ¦ 117,6 ¦ 111,9 ¦ 87,3 ¦ +---------------------------------------------------------------------+ Динамика экспорта услуг, работ и результатов интеллектуальной деятельности приведена в таблице 3 (млн. долларов США). Таблица 3. Динамика экспорта работ и услуг (млн. долларов США) +---------------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование работ и услуг ¦ 1997 г. ¦ 1998 г. ¦6 мес. 1999 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ г. ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Всего ¦ 112,2 ¦ 185,1 ¦ 65,9 ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Строительство зданий и ¦ 0,626 ¦ - ¦ - ¦ ¦сооружений ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги гостиниц и ресторанов ¦ 34,8 ¦ 74,3 ¦ 16,7 ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги транспорта, складского ¦ 23,1 ¦ 42,8 ¦ 21,6 ¦ ¦хозяйства ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги почт и связи ¦ 18,2 ¦ 25,6 ¦ 13,4 ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги по финансовому ¦ 49,9 ¦ 3,0 ¦ 0,6 ¦ ¦посредничеству ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги по аренде ¦ 0,076 ¦ 0,1 ¦ - ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги вычислительной техники ¦ 0,53 ¦ 1,0 ¦ 0,2 ¦ ¦и обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги в области исследований ¦ 5,99 ¦ 2,1 ¦ 2,2 ¦ ¦и разработок ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги в области права, ¦ 14,6 ¦ 19,1 ¦ 5,6 ¦ ¦маркетинга, аудита, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инженерного дела, архитектуры ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Коммерческие услуги, не ¦ 0,73 ¦ 5,0 ¦ 1,1 ¦ ¦включенные в др. категории ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Прочие услуги ¦ 4,4 ¦ 8,5 ¦ 4,2 ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Активы нефинансовые ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦нематериальные ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------------+-----------+-------------+------------¦ ¦Услуги по организации отдыха ¦ 3,97 ¦ 3,4 ¦ 0,3 ¦ ¦и спортивно-культурных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------------------------------------+ Как видно из таблиц, в период с 1997 по 1998 год происходило падение внешнеторгового оборота и экспорта продукции из Санкт-Петербурга. В 1999 году экспорт товаров, по данным за 3 квартала, возрастает и его уровень может достигнуть значения 1998 года. Главной причиной падения экспорта в 1997-1998 годы явился общий спад промышленного производства в Санкт-Петербурге, обусловленный неблагоприятной экономической обстановкой в стране, и недостаточная конкурентоспособность товаров и услуг, производимых предприятиями и организациями города. Вследствие резкой девальвации рубля, произошедшей вследствие августовского кризиса 1998 года, возникли экономические условия для повышения конкурентоспособности продукции предприятий и организаций Санкт-Петербурга. В результате предприятиями и организациями города в 1999 году была реализована в определенной мере стратегия продвижения своих товаров и услуг на мировой рынок. Однако такие экономические условия не заменяют систему поддержки экспорта, действуют только ограниченный период и, кроме того, являются вынужденными. Следует отметить также и ряд факторов, сдерживающих расширение экспорта, поскольку их уяснение позволит определить меры для стимулирования экспортной деятельности хозяйствующих субъектов. Прежде всего это ограниченная государственная финансовая поддержка экспортеров, а в большинстве случаев и отсутствие таковой. В частности, в бюджете Санкт-Петербурга такая поддержка не предусмотрена. Экспорт продукции является весьма эффективным видом деятельности, обеспечивающим городу сохранение рабочих мест, социальную стабильность и поступление финансовых ресурсов и налогов, что в условиях крайне ограниченного платежеспособного спроса внутри страны очень важно. Поэтому закономерен вывод о необходимости оказания поддержки экспортерам, в т.ч. и финансовой, на определенных условиях, что, разумеется, должно обеспечить увеличение экспорта продукции и наполнение бюджета Санкт-Петербурга. Фактором сдерживания экспорта является и отсутствие в Санкт-Петербурге системы информационного обеспечения экспортной деятельности. Вследствие этого сегодня практически отсутствует база данных об экспортном потенциале города, затруднена возможность изучения товарных рынков и импортных потребностей зарубежных стран, таможенные и налоговые режимы последних, в т.ч. льготы, распространяющиеся на российских поставщиков, международные соглашения, правила оформления контрактов. Такая ситуация серьезно затрудняет целенаправленную работу Администрации Санкт-Петербурга по установлению внешнеэкономических связей, созданию необходимых условий для эффективной внешнеэкономической деятельности. Администрация Санкт-Петербурга уделяет большое внимание формированию в городе благоприятного инвестиционного климата. Благодаря этому и несмотря на низкий рейтинг в целом по России, инвестиции продолжают поступать в экономику Санкт-Петербурга. Основными отраслями, куда направляются эти инвестиции, являются связь, торговля, пищевая и перерабатывающая промышленность. В отрасли производства высокотехнологичной продукции и создания экспортоориентированных производств инвестиции практически не поступают, что также является существенным фактором, сдерживающим экспорт продукции. Это обстоятельство свидетельствует о несовершенстве инвестиционного законодательства Санкт-Петербурга и позволяет сделать вывод о необходимости задействования более эффективных механизмов экономического стимулирования инвесторов, желающих работать в Санкт-Петербурге. Основными направлениями стимулирования в этом направлении могут быть льготные налоговые условия, полное использование существующих таможенных режимов, максимальное использование механизма финансового лизинга, совершенствование системы взимания таможенных пошлин и других сборов на ввозимое оборудование, используемое при изготовлении экспортной продукции. Как видно из таблицы 2, в структуре экспорта из Санкт-Петербурга преобладающее место принадлежит машинотехнической продукции. Это существенная особенность экспорта Санкт-Петербурга, обусловленная историческим развитием города. В России основу экспортного потенциала составляют минерально-сырьевые ресурсы, обеспечивающие свыше 40% объемов всего экспорта и значительную долю поступлений в федеральный бюджет. Естественно, что и экономические приоритеты федеральной политики лежат в области поддержки прежде всего предприятий топливно-энергетического, минерально-сырьевого комплексов, во всяком случае на ближайшие 2-3 года. В этом еще один довод в формировании именно региональной системы поддержки экспортной деятельности, включая финансовую поддержку из бюджета Санкт-Петербурга. Важное место в структуре экспорта товаров Санкт-Петербурга занимает экспорт черных и цветных металлов, а также экспорт продукции топливно-энергетического и нефтехимического комплексов. В первом полугодии 1999 года резко возросли объемы экспорта продукции топливно-энергетического комплекса (384% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), что объясняется ростом цен на мировых рынках и, как следствие, возросшим экономическим интересом к экспорту этого вида продукции. Кроме того, в структуре экспорта представлены продовольственные товары и сырье для их производства, древесина и изделия из нее, в т.ч. печатная продукция, одежда и обувь. При определенных условиях возможен рост экспорта продукции этой товарной номенклатуры. 3. Некоторые сведения об экспортном потенциале Санкт-Петербурга Санкт-Петербург обладает значительным экспортным потенциалом, позволяющим ему экспортировать товары, работы, услуги и результаты интеллектуальной деятельности более чем в 100 стран мира. Приведем его краткую характеристику применительно к отраслям экономики, представленным в Санкт-Петербурге. 3.1. Промышленность 3.1.1. Судостроение Основу экспортного потенциала судостроительного комплекса составляют 12 судостроительных предприятий, около 30 научных и проектных организаций. Важнейшим направлением деятельности комплекса является производство и поставки военно-морской техники и вооружения по линии военно-технического сотрудничества. Экспорт этого вида продукции иностранным субъектам военно-технического сотрудничества - важнейшая составляющая внешнеэкономической деятельности предприятий комплекса. Судостроительные предприятия производят и поставляют на рынок такие виды продукции, как: - суда различных классов военного и гражданского назначения (подводные лодки, ракетные крейсеры, в том числе и с атомными силовыми установками, эсминцы, тральщики, сторожевые корабли, боевые катера, плавучие буровые установки, ледоколы, сухогрузные и нефтеналивные суда, суда технического флота и др.); - энергоустановки для судов. Производимая продукция обладает достаточными конкурентоспособными свойствами. Устойчивым спросом пользуется на рынке продукция военного назначения. 3.1.2. Энергомашиностроение Основу экспортного потенциала энергомашиностроительного комплекса составляют такие предприятия, как ОАО "Металлический завод", ОАО "Электросила", ОАО "Завод турбинных лопаток", ОАО "Ижорские заводы". Предприятия производят и поставляют на рынок: - стационарные энергетические турбины (паровые, мощностью от 25 до 1200 МВт, гидравлические, мощностью от 4 кВт до 700 МВт, газовые, мощностью 100 и 150 МВт); - гидрогенераторы (мощностью от 4 до 640 МВт); - турбогенераторы с воздушным, водородно-водяным и полным водяным охлаждением для ТЭС АЭС (мощностью до 1200 МВт); - электрические машины постоянного тока для привода прокатных станов, экскаваторов, судовых машин, буровых установок; - электрические машины переменного тока (асинхронные двигатели мощностью от 470 до 2500 кВт; синхронные двигатели мощностью от 250 до 22000 кВт; синхронные дизельные генераторы мощностью от 200 до 6300 кВт); - электрические аппараты низкого напряжения: контакторы, пускатели. 3.1.3. Машиностроение, станкостроение Экспортный потенциал предприятий машиностроительного комплекса составляют прежде всего такие предприятия, как ОАО "Кировский завод", ОАО "Невский машиностроительный завод", ОАО "Ленподъемтрансмаш", ОАО "Звезда", ОАО "Компрессор", ОАО "Пролетарский завод", ОАО "Красный Октябрь", ОАО "ЛСПО им.Я.М.Свердлова". Предприятия производят и поставляют на рынок такую продукцию, как: - техника для сельского хозяйства (тракторы колесные общего назначения, в т.ч. малогабаритные); - дорожно-строительные и специальные машины (погрузчики, портальные краны, гусеничные краны, инкассаторские машины); - компрессорное оборудование судового и общепромышленного назначения для сжатия различных газов (давление от 10 до 400 , производительностью от 2 до 600 ), в т.ч. для химической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности; - дизели судовые и для магистральных тепловозов, дизель-генераторы; - агрегаты силовые и редукторы главные трансмиссий вертолетов; - двигатели запуска газотурбинные для самолетов; - агрегаты газоперекачивающие, турбины энергетические газовые и паровые приводные; - станки сверлильно-фрезерно-расточные (горизонтальные и вертикальные), центры обрабатывающие, модули гибкие, инструменты, абразивы различные. 3.1.4. Приборостроение, радиоэлектроника, средства связи Основу промышленного потенциала предприятий приборостроения, ориентированных на производство экспортной продукции, составляют прежде всего такие предприятия, как ОАО "ЛОМО", ОАО "Светлана", ОАО ХК "Ленинец", ГП "Аврора", ОАО "Пирометр", ГП "ВНЦ "ГОИ им.С.И.Вавилова" и др. Предприятия производят и поставляют на рынок такую продукцию, как: - микроскопы различного вида и назначения; - различные оптические приборы и изделия; - электровакуумные приборы (магнитроны, клистроны, лампы генераторные, трубки электронно-лучевые и др.); - полупроводниковые приборы (микросхемы, транзисторы, диоды); - аппаратура радиолокационная, бортовая и наземная, радиорелейные системы; - медицинская аппаратура (бронхоскопы, колоноскопы, гастродуоэндоскопы, эхотомоскопы, электрокардиографы, аппараты дыхательные); - системы автоматического управления для электростанций, а также судовыми двигателями и турбинами; - приборы навигационных систем для самолетов. 3.1.5. Промышленность черной и цветной металлургии Основу экспортного потенциала этой отрасли промышленности составляют такие предприятия, как ОАО "Ижорские заводы", ОАО "Кировский завод", ОАО "Красный выборжец", ГП "Обуховский завод". Предприятия производят и поставляют на рынок такую продукцию, как: - толстослойный прокат, отливки, поковки, штамповки, двухслойный лист, горячекатаные трубы из различных марок сталей, мартеновскую сталь; - плоский, круглый и профильный прокат (слитки, ленты, листы, плиты, прутки, трубы) цветных металлов на основе меди; - отходы и лом черных и цветных металлов в слитках и навалом. 3.1.6. Предприятия нефтехимической отрасли Основу экспортного потенциала отрасли составляют ОАО "Пигмент", ОАО "Красный треугольник", ОАО "Пластполимер" и др. Предприятия производят и поставляют на рынок такую продукцию, как: - лакокрасочные материалы на основе синтетических смол, смолы эпоксидные и полиамидные, растворители и разбавители для колеров, красок и лаков, компаунды; - изделия из пластмасс, в том числе из фторопласта и на основе полихлорвинила. 3.1.7. Предприятия деревообрабатывающей отрасли Основу экспортного потенциала предприятий деревообрабатывающей отрасли составляет продукция таких предприятий, как ОАО "Первая мебельная фабрика", ОАО "Деревообрабатывающий завод N 2". Предприятия производят и выпускают на рынок: - обработанные (брусованные и небрусованные ) пиломатериалы; - мебель для офисов и жилых помещений из дельного дерева, а также из ДСП, облицованных шпоном из натуральной древесины. 3.1.8. Предприятия легкой промышленности Основу экспортного потенциала предприятий легкой промышленности составляет продукция таких предприятий, как ОАО "Фабрика одежды "Санкт-Петербург" и др. Предприятия производят и поставляют на рынок одежду, обувь, ткани. 3.1.9. Предприятия перерабатывающей и пищевой промышленности Основу экспортного потенциала предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности составляет продукция таких предприятий, как ОАО "Балтика", ОАО "Вена", ОАО "Самсон", ОАО "Парнас-М" и др. Предприятия производят и поставляют на рынок: - пиво различного ассортимента; - мясную продукцию; - кондитерскую продукцию. 3.2. Предприятия сферы услуг 3.2.1. Строительство Основу экспортного потенциала строительного комплекса Санкт-Петербурга составляют услуги таких предприятий, как ОАО "Монолитстрой", ЗАО "Спецтоннельстрой", АОЗТ "Спецстрой" и пр. Основными видами работ, которые наиболее привлекательны для зарубежных потребителей, являются: - строительство гидротехнических сооружений, туннелей и мостов; - монтаж и установка специальных металлоконструкций. 3.2.3. Организации в сфере права, маркетинга, аудита, инженерного дела В городе имеется разветвленная инфраструктура организаций и частных лиц, выполняющих услуги в области права, маркетинга, аудита, инженерного дела. При определенных условиях их деятельность была бы весьма полезна для иностранных партнеров, желающих вести свою деятельность в Санкт-Петербурге. 3.2.4. Предприятия транспорта и складского хозяйства Основу экспорта услуг транспорта и складского хозяйства составляют перевозки продукции транспортными организациями города за пределами Российской Федерации, а также предоставление складских услуг российскими организациями для продукции нерезидентов. 3.2.5. Гостиницы и рестораны В городе функционирует сеть гостиниц и ресторанов, имеющих высокий уровень предоставляемых услуг и удовлетворяющих запросы иностранных граждан. Наиболее известными учреждениями являются гостиницы "Европа", "Астория", "Прибалтийская", "Пулково", "Невский палас" и др. 3.2.6. Услуги в области исследований и разработок Санкт-Петербург обладает значительным экспортным потенциалом в предоставлении услуг в области исследований и разработок. В городе сосредоточено около 500 предприятий, занимающихся научными исследованиями, проектными и изыскательскими разработками. В числе этих предприятий институты и организации Российской академии наук, Министерства науки и технологий Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, а также научно-исследовательские учреждения и конструкторские бюро предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и видов собственности. 4. Цели Концепции и задачи по их реализации Как было отмечено выше, главная цель Концепции - создать все необходимые условия для выхода предприятий и организаций Санкт-Петербурга на (мировой) рынок, добиться увеличения экспорта и максимально возможного эффективного функционирования и устойчивости хозяйствующих субъектов, тем самым обеспечив необходимый рост налогов и сборов в бюджеты всех уровней для развития Санкт-Петербурга в целом в соответствии с иерархической системой целей, определенной Администрацией Санкт-Петербурга. Целью Концепции также является определение наиболее эффективных путей повышения конкурентоспособности продукции предприятий и организаций Санкт-Петербурга и прежде всего предприятий машиностроения, составляющих основу экспортного потенциала Санкт-Петербурга. Совершенно очевидно, что существенное сокращение ассигнований на НИОКР и резкое уменьшение объема государственного заказа не могло не сказаться на качестве продукции. При всем многообразии мер по повышению конкурентоспособности продукции главные усилия здесь должны быть направлены на привлечение инвестиций в экономику Санкт-Петербурга, на модернизацию основных фондов, использование новых технологий и создание современных экспортоориентированных производств. Концепция, кроме того, преследует цель определить основные направления для создания условий роста экспорта услуг. Так, в настоящее время объем экспорта услуг не соответствует их удельному весу в валовом региональном продукте. У Санкт-Петербурга имеется значительный потенциал для экспорта высококачественных услуг в области туризма, научно-технических разработок, программно-математического обеспечения, строительства. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1) провести всесторонний анализ экспортной деятельности и оценить состояние факторов, определяющих эффективность ее функционирования; 2) определить комплекс мер по развитию экспортной деятельности, обеспечивающих реальный рост экспорта; 3) разработать механизм реализации мер, направленных на развитие экспортной деятельности; 4) добиться эффективного функционирования механизма реализации мер, способствующих развитию экспортной деятельности. 5. Обоснование необходимости Концепции В ходе осуществления экономической реформы в России внешнеторговая деятельность и экспорт продукции заняли важное место в хозяйственной жизни Санкт-Петербурга, превратившись в важнейший стабилизирующий фактор экономики мегаполиса. Значимость экспорта как фактора поддержания производства и источника поступления валютно-финансовых ресурсов для формирования доходной части бюджета Санкт-Петербурга существенно возросла в последнее время, особенно в связи с падением платежеспособного спроса на внутреннем рынке и нехваткой на нем финансовых ресурсов. Так, по итогам первого полугодия 1999 года экспорт продукции промышленных предприятий Санкт-Петербурга составил 581 млн. долларов, или 12,5 млрд. рублей в пересчете на средневзвешенное значение курса валюты за этот период (около 40% от всего объема отгруженной, т.е. реализованной промышленными предприятиями продукции). Поскольку поступившие за продукцию деньги реально обеспечивают наполнение бюджета Санкт-Петербурга, не требуется особо комментировать здесь роль и значение экспортной деятельности для города. Необходимость разработки Концепции экспортной деятельности на период до 2003 года определяется следующими факторами: 1. Экономическая обстановка в стране по-прежнему остается неустойчивой. Для роста промышленного производства, составляющего основу экспортного потенциала страны, достаточных условий не создано. По-прежнему на федеральном уровне отсутствует программа стабилизации и развития экономики, не реализуется Федеральная программа развития экспорта, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.96 N 123. В этой связи особую актуальность приобретает экономическая политика Администрации Санкт-Петербурга и концепция экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года как важная составляющая этой политики. 2. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей налоговые отношения в сфере внешнеэкономической деятельности. Следствием этого является то, что в стране не действуют в необходимой мере стимулирующие факторы в отношении развития экспортной деятельности. В частности, в совершенствовании нуждается механизм возврата из федерального бюджета экспортерам сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ими поставщикам материальных ресурсов при производстве экспортной продукции. Подлежит изменению и процедура взимания с организаций-экспортеров налога на добавленную стоимость на авансовые платежи, получаемых ими в счет оплаты последующих экспортных поставок. Несомненно назрела настоятельная необходимость подготовки и специальных законов о государственной поддержке экспорта и производства продукции с длительным циклом изготовления. Отдельные вопросы совершенствования законодательства могут решаться на региональном уровне. К примеру, снижение ставки налога на имущество, используемого для производств экспортной продукции. 3. Полномочия субъектов внешнеторговой деятельности определены Федеральным законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Однако процедуры реализации предоставляемых полномочий требуют уточнения и создания ряда региональных законов. Отсутствие нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию Санкт-Петербургом полномочий, предоставляемых вышеуказанным законом, тормозит деятельность Санкт-Петербурга как субъекта внешнеторговой деятельности. 4. Внешнеторговая деятельность, и в частности экспорт продукции, являются сегодня важнейшим компонентом экономики Санкт-Петербурга. Так, в 1998 году отношение объема экспорта товаров к валовому региональному продукту составило около 25% (для сравнения в США и Германии, крупнейших экспортерах мира, это отношение составляет соответственно 32 и 40%), выручка от экспорта товаров в 1998 году составила 1619 млн. долларов США. Однако начиная с 4-го квартала 1998 года поквартальные объемы экспорта товаров ниже по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. Причины снижения объемов экспорта обусловлены прежде всего последствиями кризиса 1998 года. Однако начиная с 1-го квартала 1999 года наблюдается рост объемов экспорта, обусловленный прежде всего повышением конкурентоспособности продукции и усилением внимания предприятий и организаций к зарубежному рынку как важнейшему сегменту получения финансовых ресурсов. Несомненно, что наличие эффективных программ развития и поддержки экспортной деятельности, в том числе и на региональном уровне, смогло бы обеспечить большую эффективность экспортной деятельности в этот период. 5. Сегодня в Санкт-Петербурге отсутствуют эффективные механизмы поддержки экспортной деятельности, включая и финансовые. В частности, в настоящее время бюджетная политика Администрации Санкт-Петербурга не предусматривает непосредственной финансовой поддержки экспортерам (за исключением средств в объеме около 2 млн. рублей на ярмарочно-выставочную деятельность). С точки зрения же экономической науки и практической надобности, было бы целесообразно иметь систему и формы такой поддержки не только на федеральном уровне, но и на региональном. Это обусловлено объективным наличием экономических интересов у Санкт-Петербурга и необходимостью их эффективной реализации. Для решения этого вопроса необходимо провести работы по обоснованию системы поддержки экспортной деятельности в Санкт-Петербурге, которая должна создаваться с учетом как интересов города, так и предприятий-экспортеров. 6. В Санкт-Петербурге значительная часть промышленных предприятий в недавнем прошлом была тесно связана с военно-промышленным комплексом. В настоящее время многие из них испытывают финансовые затруднения и не в состоянии обеспечить производство конкурентоспособной продукции и реализацию ее на (мировом) рынке. Принимая во внимание, что доля государственного оборонного заказа, размещаемого в настоящее время на этих предприятиях города, не обеспечивает их полной загрузки, следует иметь в виду, что без поддержки Администрации Санкт-Петербурга нельзя обеспечить их нормальное функционирование и сохранение рабочих мест. Наиболее остро предприятия оборонно-промышленного комплекса нуждаются сегодня в реструктуризации производства и в выходе на рынки сбыта продукции. 7. Основой экономического потенциала Санкт-Петербурга, как известно, является высокотехнологическая наукоемкая (машинотехническая) продукция. Именно эта продукция занимает главное место в товарной структуре экспорта Санкт-Петербурга и обеспечивает наибольшие поступления валютно-финансовых средств в Санкт-Петербург. Системный кризис 1998 года нанес ощутимый урон именно машиностроению. В результате объем производства продукции машиностроения в Санкт-Петербурге за первое полугодие 1999 года составил лишь 81,6% от аналогичного периода 1998 года. Это не смогло не сказаться на экспорте этого вида продукции, который составил в первом полугодии 1999 года лишь 55% от аналогичного периода 1998 года. 8. В структуре экспорта Санкт-Петербурга доля экспорта услуг занимает незначительное место. Так, за первое полугодие 1999 года объем экспортируемых услуг составил около 67 млн. долларов США (11% от экспорта товаров за этот же период). В то же самое время в структуре производства валового регионального продукта наибольший вес составляют услуги (около 60%). Из этого следует вывод о необходимости создания условий для расширения экспорта услуг. Тем более, что потенциал Санкт-Петербурга в этой области весьма значителен. Так, из анализа структуры экспорта услуг следует, что наиболее значимыми видами экспортных услуг являются транспортно-складские услуги (22 млн. долларов США), гостиничные услуги (17 млн. долларов США) и услуги почт и телеграфов (13 млн. долларов США). Очевидно, что объем этих и других услуг может и должен быть существенно расширен. Обладая значительным научно-техническим потенциалом, объем экспортируемых услуг, связанных с выполнением разработок, вычислительной техникой, проведением исследований, составил в первом полугодии 1999 года всего лишь 2,4 млн. долларов США, а имея уникальный строительный комплекс, город вообще не экспортирует такой вид услуги, как строительство зданий и сооружений. 9. Промышленность Санкт-Петербурга исторически сориентирована на производство составных частей и комплектующих изделий для головных производителей (исключение здесь составляют предприятия судостроительной отрасли). Начиная с 1992 года были серьезно нарушены и кооперационные связи предприятий Санкт-Петербурга, имеющих в этой области значительный потенциал. В настоящее время проблема вовлечения предприятий города в международную производственную кооперацию, в том числе со странами дальнего зарубежья, становится крайне актуальной. 6. Основные направления экспортной политики Основными направлениями экспортной политики являются: 6.1. Разработка нормативно-правовой базы в виде законов Санкт-Петербурга, обеспечивающих реализацию в полной мере на территории региона полномочий, предоставляемых Законом Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". В частности, должны быть разработаны законопроекты по таким направлениям, как: - о порядке заключения Санкт-Петербургом соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей и обеспечения их исполнения; - о программах внешнеторговой деятельности Санкт-Петербурга; - о налоговых льготах для организаций-экспортеров; - о контроле за внешнеторговой деятельностью на территории Санкт-Петербурга. 6.2. Разработка системы мер государственной поддержки экспортной деятельности со стороны Администрации Санкт-Петербурга, основанной на конкретных механизмах стимулирования экспорта. Как показывает мировая практика, такая поддержка является необходимой и включает, как правило: - предоставление государственных гарантий экспортерам под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения оборотными средствами экспортных контрактов предприятий и организаций; - льготное кредитование экспорта продукции высокой степени обработки (предоставление государственных кредитов предприятиям и организациям для финансирования высокоэффективных ориентированных на экспорт инвестиционных проектов и экспортных контрактов); - страхование экспортных кредитов для обеспечения экспортеров от коммерческих (банковских) рисков; - финансирование организационных и специальных мер стимулирования экспорта (создание и обслуживание системы внешнеторговой информации, развитие ярмарочно-выставочной деятельности, экспертное сопровождение экспортеров). Поддержка экспортной деятельности со стороны Администрации Санкт-Петербурга не подменяет систему федеральной поддержки, а дополняет ее. Это обусловлено теми экономическими интересами, которые объективно присутствуют как у Российской Федерации, так и у Санкт-Петербурга и которые не всегда совпадают. В случае с экспортом такие интересы на федеральном уровне лежат прежде всего, в деятельности предприятий сырьевых отраслей, осуществляющих поставки на экспорт нефти, газа и др. С учетом вышеизложенного финансовая поддержка экспортной деятельности должна найти отражение в бюджете Санкт-Петербурга начиная с 2001 года и составлять 0,1-0,3% от объема валового регионального продукта, рассчитанного на базе итогов года, предшествующего принятию бюджета Санкт-Петербурга. 6.3. Совершенствование налоговой системы в направлении создания условий для стимулирования экспортной деятельности. Принимая во внимание ограниченность выбора решений по налоговым преференциям на уровне региона, целесообразно активизировать работу с депутатами, депутатскими образованиями, комитетами и комиссиями Государственной Думы Российской Федерации, имеющих право законодательной инициативы, с целью принятия законов, способствующих развитию экспортной деятельности. В период 2000-2001 годов необходимо провести следующую работу по совершенствованию федерального законодательства в этой области: - подготовить предложения для включения в проект закона о государственной поддержке экспортной деятельности в Российской Федерации, разрабатываемый в настоящее время Министерством торговли Российской Федерации; - добиваться прохождения в Государственной Думе законопроекта о государственной поддержке предприятий судостроительной отрасли; - добиваться внесения изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в части освобождения организаций-экспортеров от налога на добавленную стоимость на авансовые платежи, получаемые ими в счет оплаты последующих экспортных поставок; а также замены механизма возврата из федерального бюджета экспортерам сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ими поставщикам материальных ресурсов при производстве экспортной продукции, освобождением от уплаты этого налога; - добиваться снижения и постепенного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на импортное оборудование, материалы и комплектующие, не производимые в стране, необходимые для производства экспортируемых товаров и услуг и технического перевооружения производства в целях обеспечения конкурентоспособности продукции; - добиваться внесения изменений в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусматривающих исключение из налогооблагаемой базы лизинговых компаний инвестиционных затрат. В сфере совершенствования регионального законодательства необходима разработка нормативно-правового акта, регламентирующего порядок применения пониженных ставок налога на имущество, относящееся к незавершенному производству. 6.4. Создание системы информационного обеспечения внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов Санкт-Петербурга, включающей информацию об экспортном потенциале города, конъюнктуре мирового рынка по основным товарным группам и субъектам рынка. Кроме того, система информационного обеспечения должна включать сведения о федеральных и региональных программах развития внешнеторговой деятельности и организациях, предоставляющих услуги по кредитованию и страхованию в области внешнеторговой деятельности. 6.5. Создание необходимой институционально-организационной инфраструктуры обеспечения внешнеторговой деятельности, включающей создание представительств Санкт-Петербурга за рубежом, информационно-консультационных фирм, центров по взаимодействию с зарубежными партнерами, консалтинговых, маркетинговых и др. компаний. Целесообразно учредить в Санкт-Петербурге внешнеторговое государственное унитарное предприятие. Для координации экспортной деятельности на территории Санкт-Петербурга целесообразно создать Межведомственный координационный совет по развитию экспортной деятельности для реализации следующих основных функций: - разработка предложений по формированию основных направлений государственной региональной политики Санкт-Петербурга в сфере экспортной (внешнеторговой) деятельности; - анализ результатов внешнеторговой деятельности и выработка рекомендаций по совершенствованию государственной региональной политики Санкт-Петербурга в области внешнеторговой деятельности; - рассмотрение предложений субъектов внешнеэкономической деятельности по вопросам совершенствования экспортной и внешнеторговой политики; - рассмотрение проектов нормативно-правовых актов федеральных органов власти, регулирующих внешнеторговую деятельность. Подготовка предложений для разработки нормативно-правовых актов, направленных на активизацию экспортной и внешнеторговой деятельности Санкт-Петербурга; - рассмотрение вопросов, связанных с обеспечением экономической безопасности внешнеторговой деятельности предприятий и организаций Санкт-Петербурга; - рассмотрение случаев нарушения предприятиями и организациями Санкт-Петербурга действующих нормативно-правовых актов по вопросам внешнеторговой деятельности и выработка предложений по предотвращению подобных нарушений; - разработка предложений по формированию и реализации программ Санкт-Петербурга в области внешнеторговой деятельности. 6.6. Разработка региональных программ развития внешнеторговой деятельности - важнейшее направление развития экспорта. Принимая во внимание наличие в Санкт-Петербурге предприятий с ярко выраженной отраслевой принадлежностью, целесообразно придавать этим программам производственно-отраслевой характер. Главными принципами при разработке таких программ должны стать: конкурсность, окупаемость, доходность и срочность. Содержательная часть программы должна включать следующие основные разделы: - оценка экспортных возможностей продукции; - анализ конъюнктуры мировых рынков; - необходимые меры по повышению конкурентоспособности продукции; - мероприятия по продвижению продукции на рынок; - обоснование экономических результатов исполнения программы; - стоимость реализации программы. В случае необходимости привлечения к реализации тех или иных экспортных проектов хозяйствующих субъектов регионов России возможна разработка и реализация межрегиональных программ внешнеторговой деятельности. Разработка таких программ должна основываться на соответствующей нормативно-правовой базе. В отдельных случаях, связанных с государственными интересами страны, по инициативе Администрации Санкт-Петербурга могут подготавливаться федеральные программы внешнеторговой деятельности, рассматриваемые и утверждаемые в установленном в Российской Федерации порядке. В настоящее время региональные программы внешнеторговой деятельности могут быть разработаны прежде всего для предприятий энергомашиностроения и легкой промышленности. 6.7. Совершенствование кредитно-финансового обеспечения экспортной деятельности хозяйствующих субъектов по следующим основным направлениям: - предоставление среднесрочных (от 1 до 3 лет) и долгосрочных кредитов (свыше 3 лет) прежде всего для предприятий с длительным циклом изготовления изделий; - удешевление предоставляемых кредитов; - усовершенствование процедуры предоставления городских гарантий организациям-экспортерам. 6.8. Совершенствование условий для инвестирования средств (как отечественных, так и иностранных) в реальный сектор экономики, особенно в экспортоориентированные отрасли промышленности. Нынешнее законодательство Санкт-Петербурга в области инвестиционной политики нуждается в изменении по следующим направлениям: - снижение планки инвестируемых на развитие основных фондов средств для предоставления налоговых льгот; - разработка подзаконных правовых актов для реализации в полной мере Закона Санкт-Петербурга "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга"; - введение в действие закона Санкт-Петербурга о налоговых льготах для субъектов лизинговой деятельности. 6.9. Создание всех необходимых условий для более эффективного использования научно-технического потенциала Санкт-Петербурга в создании конкурентоспособной продукции. С этой целью необходимо активизировать усилия по созданию в Санкт-Петербурге сети инновационно-технологических центров, обеспечивающих наиболее короткий путь для прохождения от идеи до готового образца. 6.10. Шире использовать возможности, предоставляемые федеральным законодательством в части реализации условий по созданию наиболее благоприятной системы налогообложения. В частности, при создании новых производств для изготовления экспортной продукции целесообразно использование таможенного режима свободного склада, предусматриваемого Таможенным кодексом Российской Федерации. Для приобретения технологического оборудования наиболее оптимальным способом является лизинг, нормы которого изложены в Законе Российской Федерации "О лизинге". 6.11. Упрощение процедур прохождения экспортного контроля предприятиями и организациями Санкт-Петербурга. В этой связи необходимо добиваться в полном объеме реализации норм Федерального закона Российской Федерации "Об экспортном контроле", изложенной в статье 24 "Идентификация контролируемых товаров и технологий". Для решения этой задачи Администрация Санкт-Петербурга должна содействовать учреждению в Санкт-Петербурге экспертных организаций по идентификации контролируемых товаров и технологий и созданию специальных баз данных товаров с признаками двойных технологий. 6.12. Содействие развитию международной кооперации при производстве высокотехнологичной продукции предприятиями Санкт-Петербурга с зарубежными партнерами, в т.ч. и со странами СНГ, содействие созданию совместных предприятий, ориентированных на выпуск продукции на экспорт и импортозамещение. Учитывая важность установления межпроизводственных кооперационных связей предприятий Санкт-Петербурга с зарубежными партнерами, целесообразно учредить в городе Центр международных кооперационных связей. 6.13. Использование потенциальных возможностей по сохранению рынка СНГ. В этой связи целесообразно предусмотреть разработку и поддержку программ торгово-экономического сотрудничества и производственной кооперации с Беларусью, Украиной и странами Балтии. 6.14. Создание условий для более динамичного развития экспорта услуг. Санкт-Петербург обладает уникальными возможностями по развитию экспорта услуг в сфере туризма, выполнения научно-исследовательских и технологических разработок, строительства, создания программного обеспечения, информации и финансов. В качестве первоочередного шага в развитии данного вида услуг и содействия экспорту разработок в области программно-математического обеспечения целесообразно предусмотреть создание в Санкт-Петербурге Консорциума предприятий - производителей информационных технологий. 6.15. Создание системы мониторинга мирового рынка. Создание такой системы даст возможность оценить возможности реализации экспортного потенциала Санкт-Петербурга и создать обоснованные предпосылки действий Администрации Санкт-Петербурга и деловых кругов города на мировом рынке. В качестве исходной предпосылки такой системы необходимо провести работу по исследованию зарубежных рынков с привлечением компетентных специалистов. 6.16. Создание условий по снижению транспортных тарифов и стоимости услуг по переработке и оформлению грузов, а также использованию при транспортировке (переработке) грузов современных технологий, обеспечивающих их безусловную сохранность и безопасность. Для реализации данного направления целесообразно постепенно переходить к использованию хозяйствующими субъектами во внешнеторговой деятельности к технологии товарообслуживающих центров. С этой целью необходимо обеспечить создание всех условий для учреждения в Санкт-Петербурге таких центров. 7. Финансовое обеспечение Некоторые разделы Концепции предполагают задействование системы финансовой поддержки со стороны бюджета Санкт-Петербурга. С этой целью финансирование может быть осуществлено по следующим направлениям: 1. В настоящее время Администрация Санкт-Петербурга вносит в Законодательное Собрание проект Закона "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах". Согласно проекту Закона предприятиям - экспортерам продукции предоставляется льгота, согласно которой при исчислении налога на прибыль предприятий и организаций, зачисляемого в бюджет Санкт-Петербурга, налогооблагаемая прибыль уменьшается на 50% от доли прироста прибыли от экспорта продукции по отношению к предыдущему отчетному периоду. Предлагается суммы, перечисляемые в бюджет Санкт-Петербурга с этой доли прибыли, направлять на поддержку экспортной деятельности. Объем такой поддержки должен составить в 2001 году примерно 0,1% от валового регионального продукта, рассчитанного по итогам 1999 года. 2. Отдельные разработки и исследования, необходимые для реализации Концепции, могут быть осуществлены за счет статьи бюджета Санкт-Петербурга, выделяемой для финансирования НИОКР. 8. Организация работы по реализации Концепции В целях обеспечения безусловной реализации Концепции предлагается следующий порядок организации работ: 1. После одобрения Концепции на заседании Правительства Санкт-Петербурга Комитетом экономики и промышленной политики совместно с заинтересованными подразделениями Администрации Санкт-Петербурга разрабатывается план мероприятий по реализации Концепции (далее - План), утверждаемый губернатором Санкт-Петербурга. 2. Ход реализации Плана контролируется в установленном порядке. Периодически (но не менее 1 раза в год) результаты работы по реализации Концепции рассматриваются на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга. 3. Для обеспечения общественной поддержки реализации Концепции в полном объеме предполагается заключение соглашения о сотрудничестве Администрации Санкт-Петербурга с заинтересованными организациями. Данный договор будет открытым и к нему может присоединиться любой участник внешнеэкономической деятельности. 4. При необходимости в Концепцию могут вноситься изменения. Основанием для корректировки Концепции являются решения, принимаемые на заседаниях Правительства Санкт-Петербурга. 9. Заключение Концепция экспортной политики Администрации Санкт-Петербурга на период до 2003 года является инструментом, обеспечивающим создание необходимых условий для интеграции предприятий и организаций Санкт-Петербурга в систему мирового разделения труда и их выхода на мировой рынок в качестве равноправных участников. Реализация настоящей Концепции, по мнению экспертов рабочей группы, обеспечит рост экспорта Санкт-Петербурга, который составит в 2000 году 2100 млн. долларов США, 2001 - 2450 млн. долларов США, 2002 - 2900 млн. долларов США. Основу экспорта по-прежнему будет составлять машинотехническая продукция, однако возрастет доля экспорта продукции предприятий нефтехимического комплекса, древесины и изделий из нее, одежды и обуви. Заметно, почти на 100%, вырастет экспорт услуг, объем которых в 2002 году достигнет, по оценке, не менее 380 млн. долларов США. В работе по подготовка Концепции принимали участие: 1. Алексашин А.А. - и.о. председателя Комитета экономики и промышленной политики 2. Макаров В.Л. - заместитель председателя Комитета по внешним связям 3. Котов А.И. - начальник отдела координации внешнеэкономической деятельности Комитета экономики и промышленной политики 4. Ковешников В.П. - генеральный директор Санкт-Петербургского Союза промышленников и предпринимателей 5. Сивач Н.В. - генеральный директор Ассоциации совместных предприятий Санкт-Петербурга 6. Джихович В.В. - генеральный директор Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга 7. Питернов В.И. - председатель правления ОАО "Инкасбанк" 8. Петров В.В. - генеральный директор ПГ "Мастер" 9. Аветикян Т.С. - заместитель президента Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты 10. Представитель научного учреждения 11. Попов В.В. - генеральный директор ОАО "Светлана" 12. Киракозов С.Н. - генеральный директор Ассоциации экспортеров продукции высоких технологий 13. Бродский М.Н. - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 14. Серов К.Н. - депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 15. Кузьменко С.В. - ведущий специалист отдела координации внешнеэкономической деятельности Комитета экономики и промышленной политики Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|