Расширенный поиск
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 № 1535ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 декабря 2007 года N 1535 О Программе развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. В целях реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.", одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.", обеспечения нового качества образования, повышения эффективности управления образовательной системой Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить Программу развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. согласно приложению N 1. 2. Утвердить План мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. согласно приложению N 2. 3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Тарасова С.Б. Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко Приложение N 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1535 Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. 1. Нормативные основы для разработки Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. (далее - Программа): 1.1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании". 1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 N 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации". 1.3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 N 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования". 1.4. Устав Санкт-Петербурга. 1.5. Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2004 N 356-52 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы". 1.6. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг.". 2. Государственный заказчик Программы - Правительство Санкт-Петербурга. 3. Основной разработчик Программы - Комитет по образованию. 4. Основные исполнители Программы: Комитет по образованию; Комитет по науке и высшей школе; Комитет по здравоохранению; Комитет по культуре; Комитет по физической культуре и спорту; Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями; Комитет по труду и социальной защите населения; Комитет по информатизации и связи; администрации районов Санкт-Петербурга. 5. Обоснование необходимости принятия Программы. Принятие Программы необходимо для обеспечения обучающихся и их родителей, педагогических коллективов, органов управления образованием всех уровней, институтов гражданского общества надежной информацией о состоянии и развитии системы образования в Санкт-Петербурге. Качество образования в современных условиях является одной из тех важных характеристик, которая определяет конкурентоспособность образовательных учреждений (далее - ОУ), эффективность решения задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 N 343 одобрена Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа 2005-2010 гг." (далее - Концепция). Концепция предусматривает существенные изменения в различных звеньях образовательной системы, которые должны привести к достижению нового качества образования, повышению доступности качественного образования, более эффективному использованию имеющихся ресурсов системы образования. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. При построении региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга (далее - РСОКО) необходимо использовать и развивать уже существующие механизмы и процедуры: аккредитационные и диагностические обследования ОУ и обучающихся; международные мониторинговые исследования качества образования (далее - международные мониторинговые исследования) (PISA, TIMSS и другие); технологии и информационное обеспечение единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ); методический опыт разработки контрольных измерительных (оценочных) материалов; региональные системы мониторинга качества общего и дополнительного образования детей. 6. Сроки реализации Программы - 2008-2010 годы. 7. Источники финансирования Программы - средства бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год. 8. Цели и задачи Программы. Развитие РСОКО ориентировано на обеспечение единого образовательного пространства через создание системы многоуровневого мониторинга качества образования; повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучающихся и установление эффективного взаимодействия различных участников образовательного процесса. Основными задачами РСОКО являются: 8.1. Создание стандартизованных средств оценки учебных достижений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учетом видового разнообразия школ и подготовки школ к проведению итоговой аттестации. 8.2. Мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении начальной, основной и средней (полной) ступеней общего образования по каждому учебному предмету и по завершении учебного года. 8.3. Получение независимой объективной информации об образовательных достижениях обучающихся, состоянии здоровья, о качестве организации образовательного процесса в отдельных ОУ, в районах Санкт-Петербурга, в целом по Санкт-Петербургу. 8.4. Формирование общественной оценки качества образования. 8.5. Сочетание в РСОКО как региональных мониторинговых исследований, аттестационных процедур, так и международных мониторинговых исследований. 8.6. Участие в международных и всероссийских образовательных проектах, направленных на развитие РСОКО. Основные пути достижения цели: анализ и мониторинг качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга; эффективное использование внутренних ресурсов системы общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга; активное включение интеллектуальных, организационных, информационных, финансовых, материально-технических ресурсов системы образования в развитие РСОКО; расширение базы экспериментальной деятельности, использование инновационного потенциала ОУ; укрепление и расширение информационного обмена и взаимодействия с ОУ, научными учреждениями, учреждениями культуры Санкт-Петербурга, образовательными системами других субъектов Российской Федерации, зарубежными партнерами. 9. Организационно-технологические основы Программы. Принципами построения Программы РСОКО являются: учет потребностей системы общего и дополнительного образования детей; сопоставимость системы показателей с международными показателями; сочетание процедур профессиональной (ведомственной) и общественной оценки качества образования; многократное использование источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования; инструментальность и технологичность используемых показателей; минимизация системы показателей качества и эффективности образования с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; иерархичность системы показателей качества и эффективности образования. 10. Состояние РСОКО. 10.1. Организационная, информационно-технологическая модель деятельности РСОКО (схема N 1). Модель РСОКО, с одной стороны, обеспечивает организационное и содержательное единство общероссийской системы оценки качества на уровне Санкт-Петербурга, с другой - реализует специфические цели региональной системы образования. Задачи РСОКО: организация (организационное обеспечение, технологии и инструментарий оценивания, учебно-методический комплекс, обеспечивающий подготовку специалистов и нормативное основание); контроль (сбор и накопление информации как основы для последующего аналитического обобщения); анализ (обобщение, формирование аналитических отчетов). Модель РСОКО состоит из ряда структурных элементов, связанных между собой организационно через отношения учредительства, а также через сформированную в 2005-2007 годах информационно-технологическую инфраструктуру, обеспечивающую сбор и анализ информации об образовательной системе Санкт-Петербурга, с включением элементов оценки и управления качеством образования. Модель РСОКО в основном отражает вертикальные связи, основанные на взаимодействии Комитета по образованию с подведомственными учреждениями и учреждениями, находящимися в ведении администраций районов Санкт-Петербурга. Горизонтальные связи РСОКО определены в Плане мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга, одобряющему Программу. Традиционно в системе образования Санкт-Петербурга оценка качества образования строилась на основе автоматизированных информационных систем (далее - АИС) и предполагала распределение информационно-аналитических функций между специально созданными структурами Комитета по образованию, отделами образования администраций районов Санкт-Петербурга и их подведомственными учреждениями: государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования центром повышения квалификации специалистов Санкт-Петербурга "Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий" (далее - РЦОКОиИТ), государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования (далее - АППО), иными образовательным учреждением дополнительного профессионального образования. Основные функции РСОКО распределяются следующим образом (схема N 1): концепция РСОКО - разработка концептуальных вопросов РСОКО, управление процессами формирования и развития сети ОУ основного и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга, разработка основных нормативных актов - в компетенции Комитета по образованию, Комитета по культуре, Комитета по физической культуре и спорту; анализ и прогноз - подготовка аналитических заключений по основным направлениям деятельности РСОКО, представлений в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга по основным проблемам, выявленным в ходе проводимых оценок, формирование прогнозов по вопросам образования - в компетенции учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; оценочные процедуры в образовании - развитие образовательной сети Санкт-Петербурга, расширение числа ОУ, имеющих видовые отличия, усилении общественной составляющей в проведении оценок в образовании - в компетенции Комитета по образованию, Комитета по культуре, Комитета по физической культуре и спорту. Организационно-технологическую поддержку оценочных процедур осуществляет РЦОКОиИТ; оценка условий организации и структуры образовательной деятельности, в том числе лицензирование образовательной деятельности, относится к группе нормирующих процедур образования и рассматривается его как часть оценочных процедур. Процедуры лицензирования и лицензионного контроля проводятся Комитетом по образованию, Комитетом по культуре; мониторинг и образовательная статистика - организационно-методическое сопровождение работ по сбору образовательной статистики в Санкт-Петербурге, организация работы по проектированию и проведению мониторинга состояния образования; проведение исследований в образовании - в компетенции РЦОКОиИТ и АППО; подготовка измерителей - подборка, подготовка, разработка измерителей разного рода, целостных технологий, используемых в проведении оценки качества общего и дополнительного образования детей, возложена на РЦОКОиИТ; функция обеспечения - комплекс ресурсного сопровождения деятельности РСОКО: комплекс технического, организационно-технологического и экономического сопровождения. Функцию обеспечения процедур оценки качества общего и дополнительного образования детей выполняет РЦОКОиИТ. 10.2. Содержательная, аналитическая, технологическая и кадровая базы Программы. 10.2.1. Содержательная и аналитическая базы создания Программы включают: Сформированную и функционирующую в Санкт-Петербурге систему лицензирования и государственной аккредитации ОУ на основе комплексной оценки качества их деятельности. Сформированную и постоянно развивающуюся в Санкт-Петербурге (в рамках проводимого федерального эксперимента) систему проведения итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ. Результаты научно-исследовательской и научно-аналитической работы, отражающие идеологию оценки качества на разных уровнях (ОУ, района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербурга в целом): индикаторы оценки качества общего и дополнительного образования детей; тестовые формы контроля качества общего и дополнительного образования детей; аналитические материалы в области оценки функциональной грамотности учащихся, социально-педагогических показателей результативности школьного образования, удовлетворенности и проблем учителей, полученные в ходе региональных исследований качества образования; результаты мониторинга здоровьесозидающей образовательный среды. Результаты участия Санкт-Петербурга в международных мониторинговых исследованиях качества образования. Результаты реализации международных проектов по теме "Оценка качества образования". 10.2.2. Технологическая база создания Программы включает: Организационно-технологическое обеспечение эксперимента по введению ЕГЭ в Санкт-Петербурге, осуществляемое РЦОКОиИТ. Используется распределенная организационно-технологическая схема формирования региональной базы данных (далее - РБД) и планирования экзаменов. Используемые в настоящее время в системе образования РБД, сопровождение которых обеспечивает РЦОКОиИТ: база данных "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга"; база данных "Научно-методические материалы, разработанные образовательными учреждениями Санкт-Петербурга"; база данных "Вакансии в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"; Интернет-сайт образовательных программ повышения квалификации педагогических работников Санкт-Петербурга; база данных "Профилактика правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга"; автоматизированная информационная система учета детей школьного возраста в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга "Параграф-Движение" (далее - АИСУ "Параграф-Движение"); региональная база данных для проведения ЕГЭ; база данных учета обучающихся в ОУ, пользующихся льготными проездными билетами. Программно-технологические комплексы, использующиеся в ОУ для автоматизации управленческой деятельности: программно-технологический комплекс "ПараГраф" установлен в ОУ ряда районов Санкт-Петербурга с 2002 года. Входит в комплекс программных продуктов: "Школьный наставник", АИСУ "Параграф-Движение", установленных в большинстве ОУ; автоматизированное рабочее место "Директор" установлено в ОУ Адмиралтейского, Петродворцового, Центрального районов Санкт-Петербурга с 2004 года; программно-технологический комплекс "Школовед" установлен в ОУ Невского района Санкт-Петербурга. Информационные системы ОУ, создаваемые как учетные системы, предназначенные для решения административных задач ОУ. 10.2.3. Кадровая база создания Программы включает: Комитет по образованию, АППО, РЦОКОиИТ, районные научно-методические центры (далее - НМЦ), районные центры информатизации, методические центры ОУ, экспертов по лицензированию и аккредитации. 10.3. Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения. Организационная, информационно-технологическая модель деятельности РСОКО (схема N 1), отражающая состояние и перспективы развития РСОКО, представлена в последовательности действий и мероприятий. Логико-информационная модель РСОКО, основанная на анализе достигнутых результатов, представлена в схеме N 2. 10.4. Оценка эффективности реализации Программы. Эффективность реализации Программы оценивается по следующим показателям: разработка разноуровневой и многоаспектной системы показателей оценки качества, которая включает в себя оценку результатов, оценку процесса, оценку условий и оценку управления на основе разных источников (ведомственная и общественная оценка, результаты лицензирования, государственная аккредитация); разработка способов анализа и оценивания полученной информации; внедрение автоматизированных систем процедур сбора информации о результатах, процессах и условиях деятельности системы образования Санкт-Петербурга; увеличение возможностей имеющихся процедур сбора информации за счет оптимизации имеющихся баз данных и создания новых РБД; оптимизация процедур получения информации; разработка соответствующих нормативных актов, позволяющих совершенствовать систему управления образованием на основе современных технологий с использованием оперативной информации о состоянии системы и качестве образования; совершенствование способов взаимодействия различных ОУ дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей, и ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов. 11. Содержание Программы и условия реализации основных направлений Программы. 11.1. Создание единой системы индикаторов оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга. 11.1.1. Значимость настоящего направления. Настоящее направление РСОКО является центральным, содержательно объединяющим все части системы. Оценка качества невозможна без набора апробированных шкал, критериев, норм для ОУ различных типов и видов. Настоящее направление требует привлечения серьезных кадровых и финансовых ресурсов, поэтому возможно только в рамках отдельного целевого проекта РСОКО. 11.1.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления. Разработка разноуровневой и многоаспектной системы индикаторов оценки качества, которая включает в себя оценку результатов, оценку процесса, оценку условий и оценку управления на основе разных источников (ведомственная и общественная оценка, результаты лицензирования и государственной аккредитации). Разработка концепции и методики оценки качества образования. Определение объектов оценивания: система образования - Санкт-Петербурга, района Санкт-Петербурга, ОУ; персонифицированные объекты - ОУ, педагоги, ученики (воспитанники); процессы обучения - качество различных видов занятий, внеурочной деятельности и других видов образовательной деятельности; социально-педагогические явления и процессы - социально-педагогическая ситуация, успешность обучения, воспитательный процесс, психолого-медико-социальное сопровождение и т.п. Определение индикаторов качества для каждого объекта. 11.1.3. Режим функционирования настоящего направления. Основные показатели качества образования востребованы при проведении регламентационных процедур - лицензирования и государственной аккредитации. Для проведения лицензирования образовательной деятельности необходима разработка единых требований к условиям деятельности учреждений, реализующих программы общего и дополнительного образования детей. Разработка показателей государственной аккредитации отнесена к компетенции Российской Федерации. В Санкт-Петербурге есть опыт разработки аккредитационных показателей на основе федеральных документов по нескольким типам ОУ: дошкольным ОУ, учреждениям дополнительного образования детей, учреждениям начального профессионального образования. 11.1.4. Перспективы развития настоящего направления. Для эффективной работы РСОКО необходимо: разработать систему индикаторов оценки качества общего и дополнительного образования детей; разработать шкалы оценивания каждого критерия качества общего и дополнительного образования детей; разработать математическое и программное обеспечение процессов сбора и обработки результатов оценки качества образования; разработать методики сбора информации и анализа результатов оценки качества образования; организовать и провести пилотажные исследования; подготовить специалистов для работы с методикой оценки качества образования; разработать положения по организационно-методическому обеспечению процедур оценки качества образования. 11.2. Оптимизация региональной системы регламентации (лицензирования и аккредитации) общего и дополнительного образования детей в рамках деятельности органов управления образованием различных уровней. 11.2.1. Значимость настоящего направления. Оптимизация РСОКО возможна через создание и внедрение автоматизированной информационной системы регламентации образовательной деятельности (далее - АИС РОД). В Санкт-Петербурге представлены ОУ всех типов и видов. Обычные сроки действия лицензии и государственной аккредитации - пять лет, поэтому можно оценить объем работ в пределах 2000 учреждений (считая плановые лицензирование и аккредитацию). К ним добавляются ОУ, подающие заявления на переоформление лицензии (в связи с переименованием и другими причинами), а также негосударственные учреждения и организации, получающие лицензии, как правило, на 11 месяцев в связи с наличием договоров аренды на ограниченный срок. Количество таких обращений - 600-800 в год. АИС РОД должна обрабатывать материалы около 1000-1200 ОУ в год. Целью создания АИС РОД является повышение эффективности работы органов управления образованием и ОУ. 11.2.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: обеспечение технологичности процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений; контроль за выполнением лицензионных требований в период действия лицензии; анализ информации о результативности работы ОУ и представление ее заинтересованным сторонам для принятия управленческих решений. 11.2.3. Режим функционирования настоящего направления. При проведении процедур регламентации и контроля качества образовательной деятельности существует ряд проблем, от решения которых зависит эффективность управления образовательной деятельностью: администрирование процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений; достоверность информации подотчетных учреждений; качество регламентации и управления деятельностью ОУ; эффективность управленческих решений в деятельности ОУ; подготовка и представление информации о деятельности ОУ; анализ информации в процессе проведения процедур лицензирования и аккредитации; использование полученной информации о деятельности ОУ. 11.2.4. Перспективы развития настоящего направления. Указанные проблемы могут быть успешно решены путем применения средств автоматизации процедур лицензирования и аккредитации за счет: упрощения администрирования процесса за счет автоматизации ряда функций планирования, информирования и контроля; упрощения и ускорения подготовки данных для административно-управленческого персонала ОУ за счет использования удобных форм ввода, готовых реестров типовых данных, устранения необходимости затрат времени на форматирование текстовых и табличных документов и автоматизации подготовки печатных форм; обеспечения единообразия типов данных и форм представления информации ОУ; ускорения обработки полученной информации за счет применения технологий управления базами данных; облегчения работы специалистов и экспертов за счет автоматизации типовых статистических и аналитических процедур; повышения эффективности контроля органов управления образованием за соблюдением ОУ аккредитационных показателей. Упрощение процедур лицензирования и аккредитации ОУ, а также повышение их эффективности осуществляется в результате: технологически организованного распределения функций участников лицензионных и аккредитационных процедур; автоматизации стандартных функций подготовки, представления, передачи, обработки и анализа данных; минимизации документооборота на бумажном носителе; сокращения временных затрат работников за счет использования ранее введенных данных. 11.2.5. Предложения по развитию настоящего направления. Применение АИС РОД основано на создании в Комитете по образованию базы данных, содержащей: данные обо всех ОУ; документы нормативной базы лицензирования и аккредитации; критерии регламентации образовательной деятельности; реестры данных о программном, кадровом и ресурсном обеспечении образовательной деятельности; данные о выданных, действующих и утративших силу лицензиях и свидетельствах о государственной аккредитации. АИС РОД может рассматриваться в качестве эффективного средства информационного обеспечения управления образованием на всех уровнях, а также инструментом изучения и анализа качества образования на различных уровнях образования и различными управленческими системами. 11.3. Разработка системы государственно-общественной оценки деятельности ОУ. 11.3.1. Значимость настоящего направления. В настоящее время согласована система показателей результативности деятельности ОУ, которая позволит более объективно оценивать достижения ОУ по следующим аспектам: результаты образовательной деятельности (предметные результаты, надпредметные результаты, личностные результаты); обеспечение доступности качественного образования; состояние здоровья обучающихся; отношение к ОУ выпускников, родителей, местного сообщества; выполнение учебного плана (далее - УП) (фиксация факта выполнения УП носит информативный характер, так как это необходимое условие для аккредитации ОУ); выполнение образовательных программ (далее - ОП) и учебных программ (в том числе надпредметных) (фиксация факта выполнения ОП носит информативный характер, так как это необходимое условие для аккредитации ОУ); выполнение программ профильного обучения; используемые образовательные технологии; показатели информатизации образовательного процесса; система оценивания образовательных результатов; обеспечение условий для внеурочной деятельности учащихся и организации дополнительного образования; обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса; обеспечение ОУ квалифицированными кадрами; государственно-общественное управление; ресурсное обеспечение. Существующий набор показателей может быть использован при самоанализе педагогическим коллективом своих достижений, что позволит ОУ выбрать ориентиры при составлении программ развития. Данный набор показателей, составленный по итогам согласования с директорами школ, сотрудниками НМЦ, другими представителями педагогического сообщества Санкт-Петербурга, позволяет провести не формально-статистический, а сущностный анализ деятельности ОУ, выявить существующий потенциал для развития. 11.3.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: получение дополнительной объективной информации о качестве деятельности ОУ, содержании программ развития ОУ; накопление опыта и развитие самооценочной деятельности педагогических коллективов ОУ; привлечение к анализу деятельности ОУ общественности. 11.3.3. Режим функционирования настоящего направления: разработан перечень показателей эффективности и качества общего и дополнительного образования детей; проведена частичная апробация показателей эффективности и качества образования; элементы указанного перечня используются при оценивании программ развития ОУ, а также в ходе реализации программ повышения квалификации. 11.3.4. Перспективы развития настоящего направления: совершенствование перечня показателей; разработка процедур его использования (в том числе и для общественной оценки); создание базы данных, которая позволит систематизировать и хранить информацию; создание соответствующей нормативной базы. 11.3.5. Предложения по развитию настоящего направления. Дальнейшая разработка системы государственно-общественной оценки деятельности ОУ возможна в рамках деятельности кафедры управления образованием АППО и кафедры теории развития образовательных систем АППО в рамках отдельного целевого проекта РСОКО. 11.4. Совершенствование системы организации государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов в формате ЕГЭ и 9 классов в новой форме. 11.4.1. Значимость настоящего направления. Одной из составляющих оценки качества образования является оценка качества образовательных достижений обучающихся. Система проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся 11 классов в форме ЕГЭ и 9 классов в новой форме позволяет получить объективную оценку результатов образовательной деятельности на ступенях основного и среднего (полного) общего образования, способствует формированию единого образовательного пространства и обеспечению объективности при приеме в профильные классы, на ступень среднего (полного) общего образования, вузы, сузы. Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации дает объективную картину результативности учебного процесса и позволяет планировать работу по улучшению деятельности как отдельных учреждений, так и системы в целом. 11.4.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления. Внедрение новых форм государственной (итоговой) (9 и 11 классы) аттестации учащихся учреждений общего образования. Подготовка аналитических заключений, экспертиз, выявление причин позитивных и негативных изменений в области образования, тенденций и прогнозов развития. Создание стандартизованных средств измерения учебных достижений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учетом видового разнообразия школ и подготовки ОУ к проведению итоговой аттестации. Мониторинг и диагностика учебных достижений учащихся по завершении основной и средней школы по каждому учебному предмету и по завершении учебного года. Получение независимой объективной информации об образовательных достижениях обучающихся. 11.4.3. Режим функционирования настоящего направления. В Санкт-Петербурге накоплен значительный опыт проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся в форме ЕГЭ. Сформирована и постоянно развивается служба проведения ЕГЭ, активно осуществляются новации в области механизмов и техники проведения государственной (итоговой) аттестации. Проведение эксперимента на территории Санкт-Петербурга обеспечивается Комитетом по образованию, органами управления образованием администраций районов Санкт-Петербурга, Комитетом по науке и высшей школе. В 2006/2007 учебном году в Санкт-Петербурге в рамках эксперимента государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов по новой форме проводилась по двум предметам: алгебре и русскому языку. Общее количество участников экзаменов составило около 10 процентов от общего количества учащихся 9 классов Санкт-Петербурга. С учетом большого количества заявленных в 2007 году участников эксперимента и планируемого расширения количества участников в 2007/2008 учебном году до 50 процентов целесообразно использовать автоматизированную обработку результатов экзаменов, которая была успешно апробирована в текущем учебном году. Для обеспечения организации, подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации в Санкт-Петербурге используется распределенная организационно-технологическая схема формирования РБД и планирования экзаменов по технологии проведения ЕГЭ. Для проведения ЕГЭ формируется государственная экзаменационная комиссия Санкт-Петербурга. Организационно-технологическое обеспечение эксперимента в Санкт-Петербурге осуществляет РЦОКОиИТ. 11.4.4. Перспективы развития настоящего направления: увеличение количества участников и предметов с использованием автоматизированной обработки результатов экзамена; продолжение проведения ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование технического оснащения; подготовка кадров. 11.4.5. Предложения по развитию настоящего направления. Планируемые преобразования будут способствовать формированию системы мониторинга качества образовательной и педагогической деятельности, а также расширению информационного поля для обеспечения контроля выполнения государственных образовательных стандартов. 11.5. Мониторинг здоровьесозидающей деятельности ОУ. 11.5.1. Значимость настоящего направления. Основу мониторинга составляет региональная модель психофизиологического мониторинга, разработанная в рамках участия 13 ОУ в федеральном эксперименте по модернизации общего образования (2001-2006 гг.). Кроме того, инструментарий мониторинга был использован в исследовании образовательной системы Санкт-Петербурга в 2004/2005 учебном году (48 ОУ). В 2005-2007 мониторинг применяется в рамках эксперимента "Апробация организационно-функциональной модели службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга". В 2006/2007 учебном году по запросу администрации Петроградского района Санкт-Петербурга к мониторингу подключены 14 ОУ района. В результате получены санкт-петербургские нормы по всем показателям мониторинга. Таким образом, участие в мониторинге дает уникальную возможность соотнести работу конкретного ОУ: с общегородскими данными; с данными ОУ, участвующих в экспериментальной деятельности по обеспечению здоровья участников образовательного процесса; с данными 79 субъектов Российской Федерации, участвовавших в федеральном эксперименте; с гигиеническими нормативами (частично). 11.5.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: сбор и анализ первичной информации, выявляющей результативность деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья; повышение культуры здоровья участников образовательного процесса. 11.5.3. Режим функционирования настоящего направления. Объекты мониторинга: внутришкольная образовательная среда (инфраструктура и кадровый потенциал ОУ, организация учебного процесса, организация медицинских, физкультурных и педагогических мероприятий по охране и укреплению здоровья учащихся); деятельность педагогов ОУ по сохранению и укреплению здоровья учащихся, повышению культуры здоровья; образ жизни учащихся (социальные условия, режим дня, питание, досуговая деятельность, социальные риски); функциональное состояние учащихся и состояние их здоровья. Субъекты мониторинга: учащиеся всех возрастных групп, классы (группы) и ОУ. В рамках эксперимента разработана структура критериев и показателей оценки объектов мониторинга. Мониторинг осуществляется с помощью АИС, поэтому организация мониторинга предполагает использование информационных технологий сбора, обработки и передачи данных. Руководители ОУ получают аналитический отчет о результатах мониторинга, который дает возможность сопоставить уровень своих показателей с обобщенными данными других ОУ. 11.5.4. Перспективы развития настоящего направления. Перспективы связаны с распространением мониторинга, проведенного в рамках эксперимента "Апробация организационно-функциональной модели службы здоровья в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга", на все ОУ Санкт-Петербурга. Для включения в единый мониторинг ОУ должно иметь соответствующую техническую базу (компьютерный класс с широкополосным выходом в Интернет). 11.5.5. Предложения по развитию настоящего направления. Наиболее целесообразно развитие настоящего направления в рамках создания Санкт-Петербургского координационного центра службы здоровья в структуре АППО (на основе имеющегося временного научно-исследовательского коллектива, обеспечивающего сопровождение городского эксперимента). Это позволит централизованно обеспечивать сопровождение здоровье созидающей деятельности ОУ, осуществлять подготовку кадров, поддерживать и совершенствовать АИС мониторинга и веб-сайт. 11.6. Разработка системы мониторинга образовательных результатов. 11.6.1. Система оценки функциональной грамотности выпускников школ (далее - СОФГ). 11.6.1.1. Значимость настоящего направления. Оценка результативности общего и дополнительного образования детей как одного из индексов развития человеческого потенциала должна носить интегральный характер, включающий социально-педагогические показатели качества. Одним из важных показателей является готовность выпускников к послешкольной жизни (как показатель их интеллектуальной, социальной и эмоциональной зрелости). В рамках компетентностного подхода готовность к послешкольной жизни наряду со знаниями, умениями, навыками в предметных областях включает набор необходимых человеку надпредметных компетентностей. Оценка подобных компетентностей представляет собой серьезную проблему. 11.6.1.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: оценка качества результата общего и дополнительного образования детей с точки зрения компетентностного подхода; оценка надпредметных образовательных результатов; оценка сформированности у учащихся ключевых компетентностей, опыта принятия самостоятельных решений; оценка готовности учащихся быть субъектами различных видов культурно-образовательной деятельности. 11.6.1.3. Режим функционирования настоящего направления. В АППО разработана методика оценки уровня функциональной грамотности (далее - ФГ). ФГ является одной из базовых оценок образовательных результатов учащихся, предполагающая умение решать задачи в различных сферах жизни на основе прикладных знаний. По мере развития общества требования к прикладным знаниям и умениям растут: расширяется их диапазон, формируются новые качественные признаки. Значимость этих результатов образования достаточно велика, так как от них во многом зависит умение выпускников успешно адаптироваться к конкретным требованиям социума. В настоящее время СОФГ работает в режиме проведения один раз в два года массового выборочного опроса выпускников ОУ различных типов (порядка 1000 выпускников дают репрезентативную для Санкт-Петербурга выборку). Опрос "Выпускник", проводимый кафедрой педагогики и андрагогики АППО, представляет собой уникальное лонгитюдное исследование, проводимое с 1993 года. Опрос проводится с помощью независимых интервьюеров АППО. В опросник включены вопросы ФГ выпускников, а также следующие разделы: отношение выпускников к ОУ и оценка ими различных школьных факторов; интенсивность и виды дополнительного образования выпускников; оценка выпускниками своей готовности к послешкольной жизни, профессиональные планы; ценностные ориентации выпускников; образ жизни, здоровье. Таким образом, проведение опроса "Выпускник" решает более широкие задачи, чем только оценка ФГ. Вычленение, изъятие ФГ из общего набора признаков анкеты нежелательно, так как приведет к тому, что можно будет оценить уровень ФГ, но невозможно будет ответить на вопрос: с чем связан данный уровень, от чего он зависит, какие динамические характеристики влияют на его поведение. 11.6.1.4. Перспективы развития настоящего направления. Перспективы развития настоящего направления связаны: с совершенствованием набора индексов ФГ и составляющих их вопросов; с совершенствованием статистической обработки и исследованиями, связанными с формированием индексов различных компетентностей учащихся на основе данных о ФГ; с поиском взаимосвязей ФГ со школьными и внешкольными факторами (условиями) для выдвижения и обоснования гипотез о причинах повышения или снижения ФГ выпускников ОУ и выхода на управленческие решения; с разработкой единого формата хранения данных о ФГ (базы данных), позволяющего быстро находить нужные данные, получать выборочные отчеты за любой год, сравнивать данные в динамике, расширять наборы признаков. 11.6.1.5. Предложения по развитию настоящего направления. Оценка ФГ проводится по самооценке выпускниками своих умений, на нее в значительной мере влияют субъективные факторы. Совершенствование СОФГ должно проводиться за счет составления тестов на ФГ, составления базы данных подобных тестов, стандартизации тестов, составления комплекта тестов для оценки различных компонентов ФГ, апробации тестов, разработки организационных схем для проведения подобного тестирования в ОУ в рамках отдельного целевого проекта РСОКО. 11.6.2. Участие в международных мониторинговых исследованиях. 11.6.2.1. Значимость настоящего направления. Международные мониторинговые исследования PISA, PIRLS, TIMSS, SITES позволяют оценить уровень и качество образовательной подготовки учащихся Российской Федерации в соответствии с международными требованиями, выявить факторы, влияющие на уровень этих достижений. Исследование PIRLS оценивает умения находить в предложенных текстах информацию, заданную в явном и неявном виде, обобщать и интерпретировать полученную информацию, формулировать выводы и высказывать аргументированную точку зрения. Исследование PISA оценивает уровень межпредметной компетентности учащихся и умение использовать полученные знания для решения поставленной задачи. Ситуации, предлагаемые учащимся для решения, связаны с актуальными проблемами в личной жизни каждого человека, в жизни человека как члена какого-либо коллектива или общества, в жизни человека как гражданина мира. Исследование TIMSS оценивает математическую и естественно-научную подготовку школьников и по своему содержанию более других соответствует содержанию учебных программ российского образования. Исследование SITES для получения разносторонней информации о применении информационных технологий в образовании использует анкетирование взаимосвязанных групп педагогических работников ОУ. В период проведения исследования вопросники заполняют учителя математики, учителя естественно-научных дисциплин, координатор информационных технологий (учитель информатики), директор ОУ. Участники исследований определяются методом случайной выборки. Максимальное количество участников от региона для исследований PIRLS, PISA, TIMSS (кроме SITES) - 10 ОУ. 11.6.2.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления. В указанных международных мониторинговых исследованиях качества образования единицей исследования является страна и результаты представляются по стране в целом. Результаты каждого ОУ региона, участвующего в исследованиях, представляются не для сравнения их между собой и не для публикации, а для принятия управленческих решений как на уровне ОУ, так и на уровне региона. 11.6.2.3. Режим функционирования настоящего направления. В 2006-2007 гг. ОУ Санкт-Петербурга участвовали в четырех международных мониторинговых исследованиях: PIRLS "Исследование качества чтения и понимания текста в начальной школе". PISA "Программа по оценке образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста". TIMSS "Исследование тенденций в математическом и естественно-научном образовании". SITES "Исследование применения информационных технологий в образовании". Выборка по Санкт-Петербургу по указанным исследованиям составила: PIRLS - 4 ОУ, PISA - 6 ОУ, TIMSS - 8 ОУ. В исследовании SITES участвовали 23 ОУ. Результаты проведенного исследования будут получены во второй половине 2008 года. В этом же году в исследовании TIMSS будут участвовать только ОУ с углубленным изучением физики и математики. Продолжение международных мониторинговых исследований планируется на 2009-2011 гг. 11.6.3. Мониторинг обученности в системе общего образования. 11.6.3.1. Значимость настоящего направления. В условиях расширения эксперимента по введению ЕГЭ в российской образовательной системе необходимо создание централизованной независимой системы мониторинга обученности в каждой предметной области на каждой ступени общего образования: ступень начального общего образования (4 класс); ступень основного общего образования (9 класс). Наиболее эффективный путь решения этой проблемы - использование тестовых форм контроля. Проведение мониторинга, основанного на использовании тестовых форм контроля, требует решения следующих проблем усилиями учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (АППО и РЦОКОиИТ): разработка тестовых материалов в каждой предметной области; подготовка всех категорий специалистов по разработке и использованию тестовых форм контроля (разработчики тестовых заданий, эксперты по оцениванию экзаменационных работ, администраторы проведения); создание структуры для статистической обработки и анализов результатов мониторинга. 11.6.3.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: разработка общей концепции структуры, формата мониторинга; разработка системы измеряемых показателей уровня обученности на каждом этапе обучения; обучение специалистов в области теории и практики использования тестовых форм контроля; обучение специалистов в области статистической обработки результатов тестирования; централизация статистической обработки и анализа результатов тестирования в структуре учреждений дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов (АППО и РЦОКОиИТ); администрирование мониторинга учреждениями дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов (АППО и РЦОКОиИТ). 11.6.3.3. Режим функционирования настоящего направления. Участниками программы являются: АППО (центр оценки качества общего и постдипломного образования; кафедра теории развития образовательных систем; кабинеты биологии, истории, информатики, русской словесности, химии, физики, географии, математики, иностранных языков; центр социологических исследований и мониторинга); специалисты РЦОКОиИТ; органы управления образованием (Комитет по образованию и отделы образования административных районов Санкт-Петербурга); ОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов; ОУ. 11.6.3.4. Перспективы развития настоящего направления: модель (концепция, структура, формат и т.д.) централизованного независимого мониторинга обученности в системе общего образования; обученные специалисты в области теории и практики использования тестовых форм контроля; система измеряемых показателей уровня обученности; набор тестовых материалов мониторинга обученности на каждом этапе обучения в каждой предметной области; инфраструктура, обеспечивающая функционирование мониторинга обученности в структуре учреждений дополнительного профессионального образования повышения квалификации специалистов (АППО и РЦОКОиИТ). 11.7. Создание единой базы данных о системе общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга и внедрение в систему общего образования АИС. 11.7.1. Значимость настоящего направления. При создании региональной модели управления качеством образования необходимо получение достоверной информации о системе для своевременного и правильного принятия управленческих решений, что требует внедрения в систему образования АИС. 11.7.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: подготовка аналитических заключений, экспертиз, выявление причин позитивных и негативных изменений в области образования, тенденций и прогнозов развития; создание стандартизованных средств учета проводимых в рамках оценки качества образования измерений для обеспечения сравнимости образовательных результатов с учетом видового разнообразия ОУ; мониторинг условий и учебных достижений учащихся; формирование независимой объективной информации об ОУ и образовательных результатах. 11.7.3. Режим функционирования настоящего направления. В настоящее время в системе образования используются: РБД, сопровождение которых обеспечивает РЦОКОиИТ (РБД находятся на этапе формирования и работы в тестовом режиме); программно-технологические комплексы, использующиеся в ОУ для автоматизации управленческой деятельности; АИС, предназначенная для решения административных задач общеобразовательного учреждения. 11.7.4. Перспективы развития настоящего направления. Относительно полный перечень РБД, необходимых для работы органам управления образования, ОУ, обучающимся и родителям, экспертам по оценке качества образования, может быть сформирован в 2008 году. Одно из условий эффективного использования баз данных - поддержка работы РЦОКОиИТ отделами образования администраций районов Санкт-Петербурга, ОУ и внешними по отношению к отрасли потребителями (исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, контролирующие органы и др.), поскольку эти процедуры требуют формулирования запросов на получение и обработку данных. В настоящее время можно сформулировать следующие потребности в базах данных: по реализуемым ОП (будет реализована после создания АИС "Регламентация образовательной деятельности"); по сети ОУ (реальная наполняемость) на основе АИСУ "Параграф-Движение"; по учебникам и учебным пособиям (в контексте реализуемых ОП), которая может работать с приобретенной Комитетом по образованию программой "Библиограф" и обеспечивать поддержку решений по приобретению учебников; по учебно-наглядным пособиям, технической оснащенности кабинетов по предметам; по компьютерной технике; по зданиям и помещениям ОУ; по анализу результатов образования (успеваемость, успехи в олимпиадах); по реализуемым программам дополнительного образования (геоинформационная система, позволяющая гражданам выбрать ОУ дополнительного образования); по финансам ОУ, работающая с программой "Электронное казначейство", включающая данные по сметам расходов и договорам на государственные закупки. В настоящее время разрабатывается техническое задание по интеграции различных АИС в единую базу данных. 11.7.5. Предложения по развитию настоящего направления. Планируемые преобразования будут способствовать расширению информационного поля для обеспечения контроля выполнения государственных образовательных стандартов и анализа состояния образования. 11.8. Исследование профессиональной компетентности педагогов как фактора качества образования. 11.8.1. Значимость настоящего направления. В качестве одного из ведущих факторов, определяющих общую результативность общего и дополнительного образования детей, выступают квалификация и условия работы педагогических кадров. Показатели качества профессиональной деятельности педагогов можно разделить на три группы: формальные индикаторы, имеющие отношение к квалификации педагогического персонала и демографии (пол, возраст, образование, стаж, разряд, частота и формы повышения квалификации, награды, участие в конкурсах и пр.); формальные индикаторы, имеющие отношение к условиям работы педагогов и определяющие эффективность педагогического труда (нагрузка, оплата труда, материально-техническое и методическое обеспечение школ и пр.); неформальные и субъективные индикаторы, определяющие эффективность педагогического процесса, в том числе: социально-профессиональная мотивация учителя и удовлетворенность различными аспектами работы; представление о ценностях и целях современного образования; ценностные ориентации учительства; владение различными педагогическими технологиями; осознание педагогами различий между традиционными результатами обучения (знаниями, умениями, навыками) и компетентностями как результатами обучения; ориентация в педагогической практике на личностно ориентированное обучение; овладение приемами организации проектной деятельности школьников; использование возможностей информационных технологий в процессе обучения; подготовленность к различным видам деятельности (учебной, воспитательной, управленческой, опытно-экспериментальной и др.); стиль педагогического общения с учащимися; распределение рабочего времени по различным видам деятельности; основные трудности, проблемы, факторы неудовлетворенности; взаимоотношения с коллегами, родителями; осознанная потребность в непрерывном образовании и самообразовании; образ жизни, досуг, состояние здоровья. Если индикаторы первых двух групп должны содержаться в проектируемых и уже существующих базах данных, то для получения не менее важных субъективных оценок, даваемых учителями различным аспектам своей профессиональной деятельности, и изучения их динамики необходимо проведение регулярных опросов по анкете "Петербургский учитель". Инструментарий для таких опросов и опыт проведения есть на кафедре педагогики и андрагогики и в лаборатории комплексных социологических исследований АППО. 11.8.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: сопоставление, объединение различных инструментов; уточнение и минимизация состава индикаторов; организация регулярных городских исследований по заказу Правительства Санкт-Петербурга. 11.8.3. Режим функционирования настоящего направления. В рамках темы научной разработки АППО в течение 2008-2010 гг. планирует исследование влияния непрерывного образования на профессиональный и личностный рост педагогов. 11.8.4. Перспективы развития настоящего направления. В ходе исследовательской работы будут выработаны новые подходы к оценке качества педагогической деятельности и подготовки педагогов. 11.8.5. Предложения по развитию настоящего направления. По результатам работы по настоящему направлению и с учетом уже имеющегося инструментария возможно внесение изменений в структуру анкеты "Петербургский учитель" и перечень конкретных вопросов для включения в анкету. Необходимо включение настоящего направления в общий план комплексных социологических исследований АППО. 11.9. Создание системы оценки качества воспитания в ОУ. 11.9.1. Значимость настоящего направления. В АППО разработан ряд способов оценки качества воспитания в ОУ. Отсутствие элементов, обеспечивающих оценку качества воспитания в ОУ, в РСОКО не позволило бы всесторонне оценить качество образования обучающихся. Необходимо выработать единые подходы и единое понимание критериев оценки воспитания в Санкт-Петербурге, учитывая сложность выявления объективных показателей качества воспитания. 11.9.2. Задачи, решаемые посредством настоящего направления: оценка уровня воспитанности учащихся; оценка качества выполнения воспитательной функции администрацией и педагогами ОУ; оценка качества проведения воспитательных мероприятий в ОУ; оценка уровня развития воспитательной системы образовательного учреждения. 11.9.3. Перспективы развития настоящего направления. Оценка качества воспитания в ОУ может осуществляться в процессе аккредитационной экспертизы, при регулярном мониторинге обученности и качества воспитания в системе общего и дополнительного образования детей. 12. Ожидаемые конечные результаты: повышение качества общего и дополнительного образования детей; оптимизация структуры системы общего и дополнительного образования детей; повышение объективности и независимости процедур лицензирования аккредитации ОУ на основе комплексной оценки качества их деятельности; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений; внедрение в практику инновационных технологий обучения, воспитания и развития детей. 13. Система контроля за ходом выполнения Программы. Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с полномочиями, определенными действующим законодательством. 14. Основные определения и понятия Программы. Достижения ОУ - положительные, успешные результаты жизнедеятельности ОУ и ее подсистем - образовательной, инновационной, обеспечивающей, управленческой, школьного сообщества; могут оцениваться как изнутри школы, так и со стороны внешних наблюдателей. Здоровьеразвивающий учебный процесс - учебный процесс, прогнозируемый результат которого - здоровье индивида, безвредность технологий и методов организации (природообразность), конечный результат которых - сохраненное достоинство ребенка. Здоровьеразвивающий учебный процесс - это и деятельность учителя, направленная на создание условий, способствующих развитию конкретной личности в процессе двудоминантного интеллектуального взаимодействия; на поиск механизмов педагогического вмешательства в процессе интеллектуального развития ребенка в кризисных личностных и средовых ситуациях. Индикаторы должны обеспечить возможность, во-первых, описать состояние системы (через идентификацию процессов и тенденций, складывающихся в системе) и прогнозировать ее развитие; во-вторых, дать общую оценку системы; в третьих, выявить проблемы или возможность их появления. Качество образования - совокупность образовательных результатов, обеспечивающих возможность самостоятельного решения обучаемыми социально и личностно значимых проблем, для достижения которых требуется такое время, которое позволяет им заниматься другими видами деятельности, имеющими существенное значение для развития личности. Качество есть то, в какой степени набор собственных характеристик отвечает соответствующим требованиям. Качество является характеристикой продукта (товара или услуги). Его можно измерить непосредственно на соответствие определенному стандарту или опосредованно - при помощи оценки граждан/потребителей или степени воздействия. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; измерение оценки. Мониторинг образовательной деятельности - постоянное наблюдение за каким-либо процессом образовательной деятельности в целях выяснения его соответствия желаемому результату или исходным положениям. Надпредметные компетентности - можно выделить три направления надпредметных компетентностей: компетентность решения проблем; коммуникативная компетентность; компетентность в области информационных технологий. Образованность - качество личности, приобретаемое в процессе целенаправленной деятельности по освоению социального опыта, представленного в знаниях, умениях и навыках, способах творческой деятельности, ценностях. Выражается в способности личности решать познавательные, ценностно-ориентационные, практические, коммуникативные и иные проблемы на основе использования освоенного социального опыта. Образованность представляет собой интегрированный результат образовательной деятельности, достигаемый за счет реализации программ изучения отдельных учебных дисциплин, надпредметных программ, формирования опыта самообразовательной и социально-творческой деятельности. Образовательная программа школы - документ, описывающий образовательную систему школы в период ее текущего функционирования (традиционная идеология). Рассматривается как структурная и функциональная единица организации образовательного пространства, направленная на решение определенных педагогических и образовательных задач. Педагогические цели образования - запланированные результаты образовательной деятельности, ожидаемые после завершения какого-либо ее относительно самостоятельного цикла или ряда последовательно идущих циклов. Показатель - наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат. Предпрофильная подготовка и профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, призванное учесть интересы, склонности и способности учащихся и создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами с учетом особой структуры, содержания и организации образовательного процесса. Программа - сложно организованное управленческое знание относительно некоторой планируемой в ее развитии будущей деятельности. Региональная система образования - единая в своих целях, содержании и результатах деятельности система органов управления и подведомственных им городских учебных заведений разных типов и видов во всей совокупности организации, содержания, форм и методов, условий их учебно-воспитательного процесса. Результативность - соотношение между поставленными целями и достигнутым результатом, эффектом, воздействием. Самооценка - это оценка всеми участниками образовательного процесса состояния отдельных областей и объектов образовательной системы ОУ, имеющая системный характер и направленная на повышение качества и эффективности деятельности ОУ. Управление качеством образования - целенаправленное преобразование образовательной системы, направленное на повышение и реализацию ее педагогического потенциала, на основе регулирования трансформационных процессов, происходящих в системе образования. ФГ - выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы разрешения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения. Индикаторы ФГ: общая грамотность (чтение, письмо, счет); грамотность при решении задач самообразования и при работе с информацией различного типа; компьютерная грамотность; грамотность при взаимодействии с людьми и в области самопознания; владение иностранными языками; грамотность при решении бытовых проблем; грамотность действий в отношении собственного здоровья и в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность. Цели образования - ожидаемые результаты образовательной деятельности, достижимые за определенный период времени, имеющие значение для развития общества и личности. Представляют собой иерархическую систему. Для общего образования данная система включает следующие уровни: общие цели образования; цели ступени образования; цели предмета; цели раздела, темы, урока. Схема N 1 Организационная, информационно-технологическая модель РСОКО Схема N 2 Логико-информационная модель РСОКО, основанная на анализе достигнутых результатов Приложение N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 04.12.2007 N 1535 План мероприятий по реализации Программы развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008-2010 гг. |———|—————————————————————————————————|———————————|—————————————————|—————————————————| |N | Наименование мероприятия | Срок | Объем | Ответственные | | | |выполнения |финансирования, | исполнители | | | | | тыс.руб. | | | | | |—————|—————|—————| | | | | |2008 |2009 |2010 | | | | | | г. | г. | г. | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |1 |Создание единой системы | 2008 г. |ВПТФ | - | - | КО, КНВШ | | |индикаторов оценки качества | | | | | | | |общего и дополнительного | | | | | | | |образования для АИС РОД | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |2 |Разработка системы |2009-2010 | - |ВПТФ |ВПТФ | КО, КНВШ, | | |государственно-общественной | гг. | | | | администрации | | |оценки деятельности ОУ | | | | | районов | | | | | | | |Санкт-Петербурга | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |3 |Совершенствование процедур | 2008 г. |ВПТФ | - | - | КО, КИС, | | |лицензирования и государственной | | | | | администрации | | |аккредитации ОУ средствами АИС | | | | | районов | | |РОД | | | | |Санкт-Петербурга | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |4 |Мониторинг здоровьесберегающей |2008-2010 |ВПТФ |ВПТФ |ВПТФ | КО, КЗ, КТСЗН | | |деятельности ОУ общего и | гг. | | | | | | |дополнительного образования | | | | | | | |детей | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |5 |Создание СОФГ ОУ |2009-2010 | - |ВПТФ |ВПТФ | КО | | | | гг. | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |6 |Проведение мониторинга | 2008 и |ВПТФ | - |ВПТФ | КО, КК, КФКиС | | |обученности и качества | 2010 гг. | | | | | | |воспитания в системе общего и | | | | | | | |дополнительного образования | | | | | | | |детей | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |7 |Разработка единых региональных | 2008 г. |ВПТФ | - | - | КО, КК, КФКиС, | | |требований к оборудованию, | | | | | КМПиВОО | | |оснащению образовательного | | | | | | | |процесса в ОУ, реализующих | | | | | | | |программы общего и | | | | | | | |дополнительного образования | | | | | | | |детей для АИС РОД | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |8 |Создание единой базы данных о | 2008 г. |ВПТФ | | - | КО, КИС, | | |системе образования | | | | | администрации | | |Санкт-Петербурга и внедрение в | | | | | районов | | |систему образования АИСУ, в том | | | | |Санкт-Петербурга | | |числе: АИСУ "Параграф-Движение", | | | | | | | |базы данных "Педагогические | | | | | | | |кадры системы образования | | | | | | | |Санкт-Петербурга", базы данных | | | | | | | |"Образовательные программы" | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |9 |Участие в международных |2008-2010 |ВПТФ |ВПТФ |ВПТФ | КО | | |сравнительных исследованиях | гг. | | | | | | |качества образования | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |10 |Внесение дополнений и изменений | 2009 г. | - |ВПТФ | - | КО | | |в Закон Санкт-Петербурга от | | | | | | | |04.07.2007 N 381-66 "Об общем | | | | | | | |образовании" в целях приведения | | | | | | | |его в соответствие с федеральным | | | | | | | |законодательством | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |11 |Разработка нормативных правовых | Сентябрь |ВПТФ |ВПТФ | - | КО | | |документов, методических |2008-2009 | | | | | | |рекомендаций по вопросам | | | | | | | |регламентации образовательной | | | | | | | |деятельности и оценке качества | | | | | | | |общего и дополнительного | | | | | | | |образования детей, | | | | | | | |соответствующих новым | | | | | | | |федеральным документам | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |12 |Разработка структуры и создание | Ежегодно |ВПТФ |ВПТФ |ВПТФ | КО | | |ежегодного аналитического отчета | | | | | | | |по оценке качества общего и | | | | | | | |дополнительного образования | | | | | | | |детей Санкт-Петербурга | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| |13 |Совершенствование системы | Ежегодно |ВПТФ |ВПТФ |ВПТФ | КО, КНВШ | | |организации государственной | | | | | | | |(итоговой) аттестации | | | | | | | |выпускников 11 классов в формате | | | | | | | |ЕГЭ и 9 классов в новой форме | | | | | | |———|—————————————————————————————————|———————————|—————|—————|—————|—————————————————| Принятые сокращения: АИС РОД - автоматизированная информационная система регламентации образовательной деятельности ВПТФ - в пределах текущего финансирования КО - Комитет по образованию КНВШ - Комитет по науке и высшей школе КФКиС - Комитет по физической культуре и спорту КМПиВОО - Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями КИС - Комитет по информатизации и связи КК - Комитет по культуре КТСЗН - Комитет по труду и социальной защите населения КЗ - Комитет по здравоохранению ОУ - образовательные учреждения СОФГ - система оценки функциональной грамотности Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|