Расширенный поиск
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1662ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 декабря 2007 года N 1662 Об Экологической политике Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 19.02.2010 г. N 171) Рассмотрев представленную Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Экологическую политику Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы, Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить Экологическую политику Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы согласно приложению. 2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга при разработке нормативных правовых актов Санкт-Петербурга учитывать положения Экологической политики Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы. 3. (Исключен - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.02.2010 г. N 171) 3.1. (Исключен - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.02.2010 г. N 171) 3.2. (Исключен - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19.02.2010 г. N 171) 4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А. Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 N 1662 Экологическая политика Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы Введение Экологическая политика Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы (далее - экологическая политика) определяет участие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности настоящего и будущих поколений жителей Санкт-Петербурга, воспроизводства природных ресурсов, сохранения биосферы. Экологическая политика основана на Конституцию Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, законах и иных нормативных правовых актах Санкт-Петербурга. Устойчивое развитие Санкт-Петербурга, высокое качество жизни и здоровья населения Санкт-Петербурга могут быть обеспечены только при поддержании соответствующего состояния окружающей среды. Для этого необходимо сформировать и последовательно реализовывать экологическую политику в целях обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Стратегической целью экологической политики является обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения, рационального использования и охраны природных ресурсов и сохранение природных систем для устойчивого развития общества, улучшения демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга. 1. Основные принципы экологической политики Санкт-Петербург проводит экологическую политику, основанную на принципах, изложенных в федеральном законодательстве, целью которой является: устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим, признание невозможности развития Санкт-Петербурга при деградации среды обитания населения; участие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, общественных организаций в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и рационального природопользования; подход к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности не как к отдельной изолированной области деятельности, а как к составной части всех без исключения областей городского хозяйства; развитие и совершенствование нормативного правового обеспечения в области охраны окружающей среды и рационального природопользования путем разработки и принятия правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования, градостроительства, землепользования, благоустройства, административных правонарушений и других; развитие и совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на территории Санкт-Петербурга; учет и предотвращение негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности, в том числе учет отдаленных экологических последствий, отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на окружающую среду, если их последствия непредсказуемы; открытость и доступность экологической информации; повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии, формирование экологической культуры в индивидуальном и общественном сознании; сохранение и восстановление ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности; обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую среду, выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; поддержка экологических общественных движений и благотворительной деятельности, направленной на сохранение среды обитания. 2. Государственное управление в области охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга. 2.1. Государственный экологический мониторинг В соответствии с положениями действующего законодательства государственный экологический мониторинг - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее - экологический мониторинг). Объектами экологического мониторинга являются атмосферный воздух, почвы, зеленые насаждения, городские леса, водные объекты, объекты животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории, состояние недр, источники антропогенного воздействия, природные факторы. Информация, получаемая при проведении экологического мониторинга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, относится к государственным информационным ресурсам Санкт-Петербурга, должна систематизироваться в информационно-аналитическом комплексе "Экологический паспорт территории Санкт-Петербурга" и передаваться в исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти для включения в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, а также использоваться для информирования населения Санкт-Петербурга об экологическом состоянии компонентов окружающей среды Санкт-Петербурга. Экологический мониторинг должен осуществляться в целях обеспечения потребностей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в оперативной и достоверной информации об изменениях состояния окружающей среды для принятия мер по охране окружающей среды Санкт-Петербурга, а также защиты населения Санкт-Петербурга при чрезвычайных ситуациях. Осуществление экологического мониторинга должно быть направлено: на развитие территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды в целях получения оперативной и достоверной информации об изменениях состояния окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; на методическое и метрологическое обеспечение экологического мониторинга, проводимого на территории Санкт-Петербурга; на разработку и развитие расчетных методов оценки состояния окружающей среды в целях выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на ее состояние. 2.2. Государственная экологическая экспертиза Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В соответствии с федеральным законодательством исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют полномочия Российской Федерации по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня. В целях повышения эффективности осуществления в установленном порядке государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня необходимы: подготовка и принятие правовых актов в области государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий Санкт-Петербурга; сокращение сроков организации и проведения государственной экологической экспертизы за счет создания и внедрения автоматизированной информационной системы, включая подсистему информирования населения Санкт-Петербурга о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и их результатах. 2.3. Государственный экологический контроль Экологический контроль - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды. Объектами государственного экологического контроля, осуществляемого исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, являются объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Для осуществления в установленном порядке государственного экологического контроля необходимо: развитие материально-технической базы подразделений государственного экологического контроля, повышение ее мобильности и оснащение оборудованием экспресс-диагностики загрязнения окружающей среды; развитие и совершенствование автоматизированной системы государственного экологического контроля; внедрение системы добровольного представления информации о выполнении требований природоохранного законодательства предприятиями (система самодекларирования предприятий). 3. Охрана атмосферного воздуха Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние окружающей среды в Санкт-Петербурге. Качество атмосферного воздуха зависит от выбросов загрязняющих веществ от предприятий, расположенных на территории Санкт-Петербурга, и автотранспорта. Охрана атмосферного воздуха должна быть направлена: на сокращение выбросов загрязняющих веществ от передвижных и стационарных источников; на осуществление мониторинга атмосферного воздуха с использованием инструментальных и расчетных методов; на соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха. 3.1. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками Среди стационарных источников основными загрязнителями воздуха являются предприятия теплоэнергетики и энергетические подразделения промышленных предприятий. Экологическая политика в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками ориентирована на снижение выбросов загрязняющих веществ от предприятий теплоэнергетики за счет внедрения ресурсосберегающих и иных наилучших существующих технологий, способствующих охране окружающей среды. Осуществление охраны атмосферного воздуха от загрязнения стационарными источниками должно быть направлено: на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от действующих генерирующих источников и котельных за счет их реконструкции и модернизации; на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет перевода котельных, использующих в качестве топлива уголь или мазут, на природный газ; на использование при новом строительстве и реконструкции генерирующих источников и котельных технических решений по снижению выбросов в атмосферу оксидов азота и оксидов серы (изменение конструкции и режимов горелок и топочных устройств (далее - ГТУ), оснащение ГТУ малотоксичными камерами сгорания и др.; на установление объединенных санитарно-защитных зон предприятий; на совершенствование системы государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, включая инструментальный химико-аналитический контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на объектах хозяйственной и иной деятельности, расположенных на территории Санкт-Петербурга. 3.2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения передвижными источниками Автотранспорт негативно влияет на состояние атмосферного воздуха Санкт-Петербурга. Более 80 процентов в валовой выброс загрязняющих веществ по Санкт-Петербургу обеспечивают выбросы от автотранспорта. Основными факторами, влияющими на загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, являются увеличение количества автомобилей, медленное развитие инфраструктуры общественного транспорта, недостатки в организации движения общественного транспорта, низкие экологические характеристики производимых (эксплуатируемых) в стране автомобилей, увеличение объемов международных автоперевозок. Охрана атмосферного воздуха от передвижных источников загрязнения должна быть направлена: на развитие общественного транспорта, включая оснащение Санкт-Петербурга автобусами с эмиссией загрязняющих веществ не ниже Евро-3 с применением топлива с улучшенными экологическими характеристиками, развитие электрических видов транспорта, в том числе метрополитена, троллейбусной сети, сетей скоростных трамвайных линий; на совершенствование транспортно-планировочной структуры и развитие улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, включая завершение строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, строительство Западного скоростного диаметра, строительство участков магистралей непрерывного движения вдоль границ центральных районов Санкт-Петербурга, строительство радиальных участков магистралей непрерывного движения, завершение работ по формированию Центральной дуговой магистрали, вынос станции Сортировочная-Московская и грузовых дворов железнодорожных станций, расположенных в центральной части Санкт-Петербурга, за границы города, защиту жилой застройки от выхлопных газов зелеными насаждениями; на совершенствование организации дорожного движения, включая развитие автоматизированной системы управления дорожным движением, ограничение въезда автомобилей в исторический центр Санкт-Петербурга, развитие системы парковок вблизи станций метрополитена, дестимулирование поездок на личном автотранспорте в центральную часть Санкт-Петербурга; на повышение эффективности государственного контроля выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта; на стимулирование осуществления мероприятий по сокращению выбросов паров бензина на автозаправочных станциях. 4. Рациональное использование и охрана водных объектов Водные объекты на территории Санкт-Петербурга (далее - водные объекты) представлены восточной частью Балтийского моря - Финским заливом, р.Невой и ее притоками, естественными и искусственными водоемами, реками, каналами и болотами. В целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержания оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод, отвечающего санитарным и экологическим требованиям, необходимо обеспечить: сокращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты; проведение мероприятий по восстановлению водотоков и водоемов Санкт-Петербурга; круглогодичную очистку акватории водных объектов и водоохранных зон; очистку рек и каналов от донных отложений. Развитие системы водоотведения (канализации) Санкт-Петербурга должно быть направлено на прекращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты, что позволит улучшить состояние водного бассейна Санкт-Петербурга и обеспечить выполнение международных обязательств Российской Федерации. Основными направлениями деятельности по сокращению сброса неочищенных сточных вод в водные объекты Санкт-Петербурга должны стать: полное прекращение сброса неочищенных хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод в р.Неву и ее притоки, Невскую губу и Финский залив; завершение строительства Главного канализационного коллектора в северной части Санкт-Петербурга; переключение прямых выпусков, через которые сточные воды сбрасываются в водные объекты без очистки; решение проблемы очистки поверхностных сточных вод, включая строительство очистных сооружений поверхностного стока для обеспечения прекращения сброса загрязненных поверхностных сточных вод; совершенствование технологических процессов очистки сточных вод, включая широкое внедрение технологии глубокого удаления из сточных вод биогенных элементов и технологий обеззараживания очищенных сточных вод; реконструкция действующих сетей и сооружений системы водоотведения Санкт-Петербурга; уменьшение сбросов загрязняющих веществ в водные источники за счет строительства оборотных систем технического водоснабжения на теплоэлектроцентралях; содействие внедрению водосберегающих технологий на предприятиях. Восстановление водотоков и водоемов Санкт-Петербурга должно быть направлено на реализацию экологических и рекреационных функций водных объектов и прилегающих к ним территорий путем: поэтапного создания сбалансированных устойчивых водных экосистем, адаптированных к условиям Санкт-Петербурга; водоохранного и ландшафтно-экологического благоустройства прилегающих территорий; проведения берегоукрепительных и противоэрозионных работ на участках с неустойчивым состоянием береговой зоны. Для обеспечения надлежащего экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов, а также улучшения их внешнего облика на акватории водных объектов необходимо проводить комплекс мероприятий, включающий уборку и очистку акватории водных объектов и водоохранных зон от мусора и наплавных загрязнений, кошение водной растительности на водотоках Санкт-Петербурга, очистку акватории водных объектов от затонувших судовых и промышленных конструкций. Основными направлениями деятельности по проведению дноочистительных работ на реках и каналах Санкт-Петербурга должны стать: внедрение и реализация современных технологий комплекса дноочистительных и связанных с ними сопутствующих работ, а также технологий переработки и складирования загрязненных донных отложений; завершение строительства базы для зимнего отстоя технического флота городских специализированных служб; поддержание существующих объектов складирования донных отложений и подготовка новой технологической основы для решения проблемы постоянного складирования и утилизации извлеченных донных отложений. 5. Охрана и рациональное использование недр Недра на территории Санкт-Петербурга используются в целях добычи общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод, лечебных грязей, для строительства различных подземных сооружений и в целях их геологического изучения. Государственное регулирование отношений недропользования направлено на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений. Регулирование отношений недропользования осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в установленном законодательством порядке. Основными направлениями деятельности по охране и рациональному использованию недр должны стать: обеспечение функционирования системы лицензирования пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, а также участками недр местного значения, распоряжение которыми в соответствии с законодательством отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; создание и ведение территориального фонда геологической информации, баланса запасов, кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, системы учета участков недр местного значения, используемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых на территории Санкт-Петербурга; осуществление государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в пределах полномочий исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга; защита подземных вод от поверхностного загрязнения, ликвидация бесхозных (заброшенных) гидрогеологических скважин на территории Санкт-Петербурга, выявление и ликвидация очагов загрязнения подземных вод; развитие на базе эксплуатационных запасов подземных вод сети резервных скважинных водозаборов для питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга и пригородов Санкт-Петербурга на период чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; переоценка запасов ранее разведанных и неиспользуемых месторождений. 6. Охрана почв Почвы являются важнейшим системообразующим компонентом природной среды. Современное состояние почвенного покрова сформировалось в результате градостроительного и индустриального развития Санкт-Петербурга. В настоящее время техногенные процессы почвообразования стали преобладающими над природными, формируя в итоге специфические группы почв и сложный почвенный покров. Естественные (ненарушенные) почвы (дерново-подзолистые, болотные, аллювиальные) сохранились преимущественно на окраинах города, а среди жилых массивов - в пределах старых лесопарковых участков. Основными источниками загрязнения почв служат промышленные выбросы, строительная, дорожная и другая пыль, захоронение промышленных отходов, свалки строительного, бытового и другого мусора, опавшие листья. Деградация почвенного покрова приводит к ухудшению качества почв, является источником загрязнения подземных и поверхностных вод, приводит к гибели зеленых насаждений, открытые участки загрязненной почвы являются источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха. Охрана почв должна быть направлена на проведение комплекса природоохранных мероприятий, способствующих сохранению почв от эрозии и загрязнения, включая рекультивацию территорий, неблагополучных в экологическом отношении, снижение пылеобразования. Осуществление деятельности по охране почв должно быть направлено: на принятие в установленном порядке мер по санации (рекультивации) загрязненных почв Санкт-Петербурга, в том числе на территории промышленных предприятий, которые планируется ликвидировать либо перебазировать; на ведение геохимической съемки территории Санкт-Петербурга в целях оценки загрязнения почв тяжелыми металлами; на мониторинг загрязнений и деградации почв как одного из элементов экологического мониторинга; на установление нормативов качества почв на территории Санкт-Петербурга. 7. Охрана окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления Отходы производства и потребления являются источником антропогенного воздействия на окружающую среду. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Отходы производства и потребления могут рассматриваться в качестве сырья для другого производства при наличии экологически безопасной технологии их использования. Охрана окружающей среды от воздействия отходов производства и потребления должна быть направлена на минимизацию образования отходов, использование отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, внедрение современных технологий промышленной переработки отходов, предотвращение загрязнения окружающей среды. Основными направлениями деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами должны стать: разработка и принятие правовых актов, создающих благоприятные экономические условия для сокращения образования количества отходов; развитие современных технологий по сбору, в том числе селективному, транспортировке, переработке и обезвреживанию отходов; внедрение современных методов сжигания отходов с извлечением энергии; создание условий для привлечения инвестиций в области обращения с отходами; развитие автоматизированной системы учета и контроля процессов сбора и утилизации отходов, усиление контроля за транспортировкой отходов, борьба с несанкционированными свалками; привлечение населения Санкт-Петербурга и предпринимателей к раздельному сбору и переработке отходов; развитие системы сбора и переработки отслуживших автотранспортных средств, электронного и электротехнического лома, полимерных материалов; внедрение отделения и обезвреживания опасных отходов, в том числе в составе бытовых отходов; внедрение современных экологически чистых технологий переработки отходов, в том числе переработки с извлечением энергии; информирование населения Санкт-Петербурга и предприятий о негативном воздействии отходов на окружающую среду. Промышленность Санкт-Петербурга является источником разнообразных отходов производства. Значительная часть этих отходов представляет серьезную опасность для окружающей среды в связи с их высокой реакционной способностью и наличием высокоопасных компонентов - тяжелых металлов, полиароматических углеводородов, хлорорганических веществ и других. Снижение негативного воздействия промышленных отходов на окружающую среду должно достигаться: созданием передового перерабатывающего центра, применяющего современные технологии переработки и захоронения отходов производства; разработкой и реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия захороненных опасных отходов на окружающую среду; организацией системы регистрации отходов производства путем создания и ведения регионального кадастра отходов; внедрением системы контроля движения опасных отходов по территории Санкт-Петербурга; стимулированием реализации инвестиционных проектов, направленных на внедрение современных методов и технологий раздельного сбора и переработки опасных промышленных отходов в целях роста извлечения вторичного сырья. В ходе производства строительно-монтажных и сопутствующих работ на территории Санкт-Петербурга ежегодно образуется значительное количество отходов от строительства и сноса (далее - строительные отходы), использование которых после переработки на вторичный щебень и песчано-гравийную смесь может снизить затраты на новое строительство, уменьшить нагрузку на городские полигоны и исключить образование несанкционированных свалок. Обращение со строительными отходами должно быть направлено на их максимальное использование в целях получения товарной продукции. Строительные отходы в максимально возможных объемах должны подвергаться переработке и последующему использованию при наличии в Санкт-Петербурге соответствующих перерабатывающих мощностей. Строительные отходы, переработка которых по причине отсутствия соответствующих мощностей пока временно невозможна, должны использоваться для засыпки отработанных карьеров, оврагов и иных нарушений рельефа. Основными направлениями деятельности по обращению со строительными отходами должны стать: разработка нормативной правовой базы в области обращения со строительными отходами путем принятия взаимосвязанных правовых актов, создающих благоприятные экономические условия для максимального вторичного использования строительных отходов; внедрение новых перспективных технологий утилизации строительных отходов с производством из продуктов их переработки товарной продукции; анализ существующих технологий по переработке строительных отходов в продукцию строительного назначения, а при необходимости разработка таких технологий для их последующего внедрения; разработка рекомендаций по применению строительно-отделочных материалов, произведенных из вторичного сырья и строительных отходов; выдача разрешений на перемещение строительных отходов для размещения их на полигонах и санкционированных свалках в соответствии с разработанным технологическим регламентом только при обосновании невозможности их переработки. Одной из проблем, стоящих перед Санкт-Петербургом, является проблема утилизации осадков сточных вод очистных сооружений Санкт-Петербурга, который перерабатывается на специальных заводах или размещается на специальных полигонах. Деятельность по обращению с осадками очистных сооружений Санкт-Петербурга должна быть направлена: на решение задачи по эффективному способу утилизации золы, образующейся при сжигании осадков очистных сооружений; на рекультивацию земель существующих полигонов для размещения осадков очистных сооружений; на создание резервного полигона. 8. Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений Санкт-Петербурга Зеленые насаждения на территории Санкт-Петербурга выполняют самые разные функции, главные из которых - оздоровление воздушного бассейна Санкт-Петербурга за счет поглощения углекислого газа и выделения кислорода, снижение уровня городского шума, запыленности и загазованности воздуха, а также улучшение микроклимата за счет понижения температуры окружающего воздуха в жаркую погоду из-за испарения влаги, защита от ветров, выделение растениями фитонцидов - особых летучих веществ, уничтожающих болезнетворные микробы. Деятельность по охране, содержанию и восстановлению зеленых насаждений Санкт-Петербурга должна быть направлена: на максимальное сохранение зеленых насаждений всех видов пользования; а в центре Санкт-Петербурга - каждого дерева, если оно не требует в силу возрастных изменений и болезни плановой рубки, ухода; на увеличение озелененных территорий Санкт-Петербурга за счет строительства новых объектов зеленых насаждений общего пользования, озеленение неиспользуемых территорий, а в исторической части Санкт-Петербурга за счет градостроительного преобразования территорий промышленных предприятий, намечаемых к ликвидации либо перебазированию, озеленение санитарно-защитных зон промышленных предприятий и сельскохозяйственных земель; на плановую замену старовозрастных деревьев, представляющих угрозу для жизни и здоровья населения Санкт-Петербурга, на молодые посадки деревьев ценных пород, устойчивых к негативному воздействию окружающей среды, с увеличением баланса вырубаемых и высаживаемых зеленых насаждений в пользу последних; на реконструкцию существующих зеленых насаждений общего пользования; на эффективную организацию работ по профилактике заболеваний зеленых насаждений. 9. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти Санкт-Петербурга полностью или частично из хозяйственного пользования и для которых установлен режим особой охраны. На территории Санкт-Петербурга расположены шесть ООПТ: два государственных природных заказника: Юнтоловский и Гладышевский, а также четыре памятника природы: Комаровский берег, Стрельнинский берег, парк Сергиевка и Дудергофские высоты. Генеральный план Санкт-Петербурга предусматривает проведение комплекса организационных и проектных мероприятий по организации 21 новой ООПТ общей площадью около 23652 га. Сохранение и развитие ООПТ должно быть направлено на создание благоприятной экологической среды обитания населения Санкт-Петербурга, обеспечение сохранения природного наследия Санкт-Петербурга в интересах настоящего и будущих поколений. Основными направлениями деятельности по сохранению и развитию ООПТ должны быть: разработка правовых актов и проведение комплекса организационных и проектных мероприятий по организации новых ООПТ; усиление государственного контроля за соблюдением режима особой охраны ООПТ; обеспечение функционирования ООПТ в соответствии с их статусом; организация и ведение государственного кадастра ООПТ в целях учета и оценки их состояния, определения перспектив их развития, повышения эффективности функционирования и усиление государственного контроля за соблюдением режима особой охраны; ведение экологического мониторинга состояния природных комплексов ООПТ. 10. Организация выявления, учета и оценки экологически опасных объектов и зон, разработка мер по прекращению (снижению) их вредного воздействия, обеспечение экологической безопасности Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Обеспечение экологической безопасности включает в себя систему действий по организации выявления, учета и оценки экологически опасных объектов и зон, разработку мер по прекращению (снижению) их вредного воздействия в целях предотвращения возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе и отдаленных. 10.1. Обеспечение радиационной безопасности Радиационная безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения. Структура облучения населения Санкт-Петербурга обусловлена воздействием природных источников, техногенных источников и облучения от медицинских процедур. Одним из основных направлений деятельности по обеспечению радиационной безопасности населения являются работы по выявлению и ликвидации участков техногенного радиоактивного загрязнения. В целях оценки радиационной обстановки и планирования мероприятий по повышению радиационной безопасности ежегодно составляется радиационно-гигиенический паспорт Санкт-Петербурга, проводится учет и контроль образования, использования, перемещения и размещения на долговременное хранение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Санкт-Петербурга. Обеспечение радиационной безопасности должно быть направлено на снижение до социально приемлемого уровня риска радиационного воздействия на человека и среду его обитания от источников ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения. Основными направлениями деятельности по обеспечению радиационной безопасности населения Санкт-Петербурга должны стать: учет и контроль поступления, использования, перемещения и размещения на долговременное хранение радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на предприятиях Санкт-Петербурга; радиационное обследование территории общего пользования и объектов социальной сферы с экстренной ликвидацией выявленных источников загрязнения; радиационный контроль вскрышных работ и перевозимых грузов; ежегодное составление радиационно-гигиенического паспорта Санкт-Петербурга; эксплуатация и развитие автоматизированной системы контроля радиационной обстановки. 10.2. Обеспечение химической безопасности Химическая безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от загрязнения окружающей среды, формирующегося в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени. В Санкт-Петербурге расположено большое количество химически опасных предприятий, активно развивается транспортная сеть, что в совокупности обуславливает высокий уровень риска техногенных химических загрязнений. Основным фактором защиты населения Санкт-Петербурга и окружающей среды от химического загрязнения является реализация комплекса превентивных мер по снижению вероятности возникновения аварийных ситуаций, а также оперативная локализация и ликвидация выявленных источников химического загрязнения. Обеспечение химической безопасности должно быть ориентировано на реализацию комплекса мероприятий по снижению вредного воздействия химически опасных веществ на окружающую среду и население Санкт-Петербурга. Основными направлениями деятельности по обеспечению химической безопасности населения Санкт-Петербурга должны стать: инвентаризация предприятий, использующих в своей деятельности аварийно-химически опасные вещества; обследование территории общего пользования и объектов социальной сферы с экстренной ликвидацией выявленных источников химического загрязнения; создание производств по переработке ртутьсодержащих изделий и опытных площадок для очистки загрязненных почв; внедрение современных технологий по очистке почв, загрязненных тяжелыми металлами и органическими загрязнителями; контроль естественных процессов газообразования на территории Санкт-Петербурга, создание и эксплуатация газоотводных систем. 10.3. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений К гидротехническим сооружениям относятся плотины, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (далее - ГТС), должно быть направлено на предотвращение аварийных ситуаций в целях обеспечения необходимого уровня защищенности населения Санкт-Петербурга от аварий на ГТС. Основными направлениями деятельности по обеспечению безопасности ГТС должны стать: инвентаризация и идентификация всего комплекса ГТС на территории Санкт-Петербурга, разработка реестра ГТС Санкт-Петербурга; совершенствование системы государственного управления ГТС, включая разработку необходимой документации, в том числе паспорта и декларации безопасности ГТС, инструкции по безопасной эксплуатации, проекта мониторинга безопасности ГТС; подготовка предложений по совершенствованию системы государственного надзора за выполнением правил и норм эксплуатации собственниками и эксплуатирующими организациями, а также надзора за деятельностью иных лиц, которая может привести к снижению уровня безопасности ГТС; организация наблюдения за ГТС, анализ их состояния, своевременное обнаружение и устранение тех дефектов, которые при дальнейшем развитии могут привести к полной или частичной потере работоспособности объекта и возникновению чрезвычайной ситуации; подготовка персонала к выполнению противоаварийных мероприятий и действиям в условиях локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создание необходимых для этого материальных и финансовых резервов. 10.4. Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов - комплекс мероприятий, направленных на недопущение загрязнения окружающей среды нефтепродуктами, обеспечение оперативной готовности аварийных экологических служб, ликвидацию аварийных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов, а также других неотложных работ, проводимых при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленных на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба, нанесенного окружающей среде, а также материальных потерь. Организационной основой при ликвидации разливов нефтепродуктов являются планы операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - ЛРН) на акватории и территории Санкт-Петербурга, в которых регламентированы действия Комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Санкт-Петербурга, аварийных служб и предприятий, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Посредством согласования планов ЛРН предприятий и организаций, осуществляющих хранение, транспортировку, переработку и использование нефти и нефтепродуктов, осуществляется контроль за наличием у них сил и средств для ЛРН, выполнением требований нормативных документов. Основными направлениями деятельности по предупреждению и ЛРН на акватории и территории Санкт-Петербурга должны стать: предотвращение экологических правонарушений при транспортировке нефти и нефтепродуктов; совершенствование планирования операций по ЛРН, включая проведение ежегодных учений в целях отработки взаимодействия городских аварийных служб; решение вопросов по обеспечению безопасности от разливов нефти и нефтепродуктов на участке р.Невы от Шлиссельбурга до границ Санкт-Петербурга, включая организацию пункта базирования сил ЛРН в верхнем течении р.Невы для защиты Санкт-Петербурга; расширение и дальнейшее совершенствование единой электронной системы оповещения и реагирования при нефтеразливах на акватории; создание совместной с федеральными органами власти системы контроля загрязнений нефтепродуктами акватории с использованием аэромобильных средств; создание учебно-тренировочной базы для аварийных экологических служб ЛРН. 10.5. Обеспечение развития государственных экологических аварийных служб Государственные экологические аварийные службы созданы на основе государственных унитарных предприятий Санкт-Петербурга. В настоящее время система государственных экологических аварийных служб включает в себя: аварийную службу по ЛРН на акватории р.Невы и Финского залива; аварийную службу по ЛРН на реках и каналах; аварийную службу по ЛРН на территории Санкт-Петербурга; аварийную службу по ликвидации радиационного загрязнения; аварийную службу по ликвидации химического загрязнения; аварийную службу по ликвидации загрязнения ртутью. Государственные экологические аварийные службы включены в состав сил постоянной готовности Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в качестве экологических аварийных служб по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов на акватории, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории общего пользования Санкт-Петербурга. Развитие государственных экологических аварийных служб должно быть направлено на совершенствование технического оснащения и подготовку персонала государственных экологических аварийных служб в целях предотвращения и недопущения загрязнения окружающей среды. Основными направлениями деятельности по реализации политики обеспечения развития государственных экологических аварийных служб должны стать: оптимизация системы управления аварийными экологическими службами; развитие материально-технической базы государственных экологических аварийных служб; создание оперативных подразделений районного звена по ЛРН на территории Санкт-Петербурга; создание учебно-тренировочной базы для подготовки сотрудников государственных экологических аварийных служб; внедрение в практику работы экологических аварийных служб современных информационных технологий и средств автоматизации; создание единой электронной системы оповещения и реагирования на аварийные ситуации на акватории и территории Санкт-Петербурга; совершенствование системы взаимной передачи информации и взаимодействия с элементами РСЧС и органами государственного экологического контроля. 11. Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга Экологическая культура - неотъемлемая часть общечеловеческой и национальной культуры, включающая систему социальных отношений, материальных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному развитию общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества и человека. Формирование экологической культуры должно быть направлено на формирование у населения Санкт-Петербурга всех возрастов и социальных групп активной общественной позиции как в деле отстаивания своих законных прав на благоприятную окружающую среду, так и в деле практического участия в мероприятиях по формированию такой благоприятной среды, предотвращение и недопущение экологических правонарушений. Основными направлениями деятельности по формированию экологической культуры населения Санкт-Петербурга должны стать: совершенствование системы экологического образования (подготовка педагогических кадров, развитие экспериментальных площадок экологического образования на базе учебных учреждений Санкт-Петербурга); развитие эколого-просветительской деятельности в учреждениях дополнительного образования детей и взрослых; оказание поддержки образовательным и детским общественным организациям, ведущим активную работу в экологическом направлении; привлечение общественных объединений и иных некоммерческих организаций к решению актуальных экологических проблем Санкт-Петербурга; проведение общегородских массовых экологических мероприятий, направленных на привлечение внимания населения Санкт-Петербурга к вопросам охраны окружающей среды, обеспечению безопасности жизнедеятельности и здоровья; развитие системы профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; повышение информированности деловых кругов Санкт-Петербурга по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, а также обучение их методам управления с учетом экологического фактора; создание специальных программ на каналах телевидения и радио, освещение актуальных проблем охраны окружающей среды в средствах массовой информации и при помощи социальной рекламы; увеличение объема издаваемой специализированной литературы, журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике и ее распространение среди населения Санкт-Петербурга, совершенствование работы экологической видеотеки; создание и поддержание веб-сайтов по актуальным вопросам охраны окружающей среды. 12. Заключение Экологическая политика реализуется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга путем учета экологических приоритетов при подготовке правовых актов, а также путем разработки, принятия и реализации в установленном порядке программ в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха, организации природоохранных работ и мероприятий. Реализация экологической политики позволит обеспечить устойчивое развитое Санкт-Петербурга, реализовав права граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечить экологическую безопасность населения Санкт-Петербурга, улучшить показатели качества окружающей среды по всем ее компонентам. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|