Расширенный поиск

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1662

 
                    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 25 декабря 2007 года N 1662


     Об Экологической политике Санкт-Петербурга
     на 2008-2012 годы

       (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга
                       от 19.02.2010 г. N 171)
     
     
     Рассмотрев представленную Комитетом по природопользованию, охране
окружающей среды    и    обеспечению    экологической     безопасности
Экологическую   политику    Санкт-Петербурга   на   2008-2012    годы,
Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т:
     
     1. Одобрить Экологическую политику Санкт-Петербурга на  2008-2012
годы согласно приложению.
     
     2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга
при разработке нормативных  правовых актов Санкт-Петербурга  учитывать
положения Экологической политики Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы.
     
     3. (Исключен   -   Постановление  Правительства  Санкт-Петербурга
от 19.02.2010 г. N 171)
     
     3.1. (Исключен  -  Постановление  Правительства  Санкт-Петербурга
от 19.02.2010 г. N 171)
     
     3.2. (Исключен  -  Постановление  Правительства  Санкт-Петербурга
от 19.02.2010 г. N 171)
     
     4. Контроль   за    выполнением   постановления   возложить    на
вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.
     
     
     Губернатор
     Санкт-Петербурга          В.И.Матвиенко



                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                      Санкт-Петербурга
                                                  от 25.12.2007 N 1662
     
     
      Экологическая политика Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы


                               Введение
     
     Экологическая политика Санкт-Петербурга на 2008-2012 годы  (далее
- экологическая  политика) определяет  участие исполнительных  органов
государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции в
определении основных направлений охраны окружающей среды на территории
Санкт-Петербурга   в    целях   обеспечения   благоприятных    условий
жизнедеятельности    настоящего    и   будущих    поколений    жителей
Санкт-Петербурга,  воспроизводства   природных  ресурсов,   сохранения
биосферы.
     
     Экологическая политика   основана   на   Конституцию   Российской
Федерации,  федеральных  законах  и иных  нормативных  правовых  актах
Российской  Федерации,   Уставе  Санкт-Петербурга,   законах  и   иных
нормативных правовых актах Санкт-Петербурга.
     
     Устойчивое развитие Санкт-Петербурга,  высокое  качество жизни  и
здоровья населения Санкт-Петербурга  могут быть обеспечены только  при
поддержании  соответствующего состояния  окружающей  среды. Для  этого
необходимо сформировать и последовательно реализовывать  экологическую
политику в целях обеспечения  охраны окружающей среды и  рационального
использования природных ресурсов.
     
     Стратегической целью экологической политики является  обеспечение
благоприятного  состояния окружающей  среды  как необходимого  условия
улучшения   качества  жизни   и   здоровья  населения,   рационального
использования  и  охраны  природных ресурсов  и  сохранение  природных
систем для  устойчивого развития  общества, улучшения  демографической
ситуации, обеспечения экологической безопасности Санкт-Петербурга.
     
     
     
             1. Основные принципы экологической политики
     
     Санкт-Петербург проводит  экологическую политику,  основанную  на
принципах, изложенных  в федеральном  законодательстве, целью  которой
является:
     
     устойчивое развитие,   предусматривающее   равное   внимание    к
экономической,  социальной  и  экологической  составляющим,  признание
невозможности развития Санкт-Петербурга при деградации среды  обитания
населения;
     
     участие исполнительных     органов     государственной     власти
Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в  Санкт-Петербурге,
общественных  организаций   в  подготовке,   обсуждении,  принятии   и
реализации решений в области  охраны окружающей среды и  рационального
природопользования;
     
     подход к  охране  окружающей среды  и  обеспечению  экологической
безопасности не как к отдельной изолированной области деятельности,  а
как  к  составной  части  всех  без  исключения  областей   городского
хозяйства;
     
     развитие и совершенствование нормативного правового обеспечения в
области охраны  окружающей  среды и  рационального  природопользования
путем разработки и принятия правовых актов в области охраны окружающей
среды  и  природопользования,  градостроительства,   землепользования,
благоустройства, административных правонарушений и других;
     
     развитие и совершенствование системы государственного  управления
в  области  охраны  окружающей  среды  и  рационального  использования
природных ресурсов на территории Санкт-Петербурга;
     
     учет и  предотвращение  негативных  экологических  последствий  в
результате хозяйственной  деятельности,  в том  числе учет  отдаленных
экологических последствий,  отказ  от хозяйственных  и иных  проектов,
связанных с  воздействием  на окружающую  среду,  если их  последствия
непредсказуемы;
     
     открытость и доступность экологической информации;
     
     повышение экологической   культуры  населения,   образовательного
уровня  и  профессиональных  навыков  и  знаний  в  области  экологии,
формирование экологической  культуры в  индивидуальном и  общественном
сознании;
     
     сохранение и   восстановление   ландшафтного   и   биологического
разнообразия,  достаточного  для  поддержания  способности   природных
систем  к  саморегуляции   и  компенсации  последствий   антропогенной
деятельности;
     
     обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов
деятельности, реабилитация  территорий  и  акваторий,  пострадавших  в
результате техногенного воздействия  на окружающую среду, выявление  и
минимизация  экологических  рисков  для  природной  среды  и  здоровья
населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера;
     
     поддержка экологических общественных движений и благотворительной
деятельности, направленной на сохранение среды обитания.
     
     
     
      2. Государственное управление в области охраны окружающей
                 среды на территории Санкт-Петербурга
     
     Государственное управление  в  области  охраны  окружающей  среды
осуществляется  органами  государственной  власти  Санкт-Петербурга  в
соответствии с  федеральными законами и  иными нормативными  правовыми
актами Российской Федерации,  законами и иными нормативными  правовыми
актами Санкт-Петербурга.
     
     
     
            2.1. Государственный экологический мониторинг
     
     В соответствии   с  положениями   действующего   законодательства
государственный  экологический   мониторинг   -  комплексная   система
наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений
состояния окружающей среды под воздействием природных и  антропогенных
факторов (далее - экологический мониторинг).
     
     Объектами экологического мониторинга являются атмосферный воздух,
почвы, зеленые  насаждения, городские  леса,  водные объекты,  объекты
животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории,
состояние  недр,   источники  антропогенного  воздействия,   природные
факторы.
     
     Информация, получаемая при проведении экологического  мониторинга
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, относится к  государственным
информационным ресурсам Санкт-Петербурга, должна систематизироваться в
информационно-аналитическом    комплексе    "Экологический     паспорт
территории Санкт-Петербурга"  и передаваться  в исполнительные  органы
государственной  власти  Санкт-Петербурга,  в  территориальные  органы
федеральных  органов  исполнительной  власти для  включения  в  Единый
государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды,  а
также использоваться для информирования населения Санкт-Петербурга  об
экологическом состоянии компонентов окружающей среды Санкт-Петербурга.
     
     Экологический мониторинг    должен   осуществляться    в    целях
обеспечения потребностей исполнительных органов государственной власти
Санкт-Петербурга в оперативной и достоверной информации об  изменениях
состояния окружающей среды для принятия мер по охране окружающей среды
Санкт-Петербурга,  а  также  защиты  населения  Санкт-Петербурга   при
чрезвычайных ситуациях.
     
     Осуществление экологического мониторинга должно быть направлено:
     
     на развитие  территориальной  системы  наблюдения  за  состоянием
окружающей  среды   в  целях  получения   оперативной  и   достоверной
информации об изменениях состояния окружающей среды, оценки и прогноза
изменений  состояния окружающей  среды  под воздействием  природных  и
антропогенных факторов;
     
     на методическое  и  метрологическое  обеспечение   экологического
мониторинга, проводимого на территории Санкт-Петербурга;
     
     на разработку  и  развитие  расчетных  методов  оценки  состояния
окружающей  среды  в   целях  выявления  и  прогнозирования   развития
негативных процессов, влияющих на ее состояние.
     
     
     
            2.2. Государственная экологическая экспертиза
     
     Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и
(или) документации, обосновывающих  намечаемую в  связи с  реализацией
объекта экологической  экспертизы хозяйственную  и иную  деятельность,
экологическим требованиям,  установленным техническими регламентами  и
законодательством  в   области  охраны  окружающей   среды,  в   целях
предотвращения   негативного   воздействия   такой   деятельности   на
окружающую среду.
     
     В соответствии  с  федеральным  законодательством  исполнительные
органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют полномочия
Российской  Федерации  по  организации  и  проведению  государственной
экологической экспертизы объектов регионального уровня.
     
     В целях  повышения  эффективности осуществления  в  установленном
порядке    государственной    экологической    экспертизы     объектов
регионального уровня необходимы:
     
     подготовка и принятие  правовых актов  в области  государственной
экологической  экспертизы  объектов  регионального  уровня  с   учетом
специфики   экологических,   социальных   и   экономических    условий
Санкт-Петербурга;
     
     сокращение сроков   организации  и   проведения   государственной
экологической    экспертизы    за   счет    создания    и    внедрения
автоматизированной   информационной   системы,   включая    подсистему
информирования населения  Санкт-Петербурга о  намечаемых и  проводимых
экологических экспертизах и их результатах.
     
     
     
             2.3. Государственный экологический контроль
     
     Экологический контроль  -  это   система  мер,  направленная   на
предотвращение, выявление  и пресечение  нарушений законодательства  в
области  охраны окружающей  среды,  обеспечение соблюдения  субъектами
хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и
нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
     
     Объектами государственного        экологического        контроля,
осуществляемого   исполнительными  органами   государственной   власти
Санкт-Петербурга, являются объекты  хозяйственной и иной  деятельности
независимо от форм собственности, за исключением объектов,  подлежащих
федеральному государственному экологическому контролю.
     
     Для осуществления   в  установленном   порядке   государственного
экологического контроля необходимо:
     
     развитие материально-технической        базы        подразделений
государственного экологического контроля,  повышение ее мобильности  и
оснащение  оборудованием экспресс-диагностики  загрязнения  окружающей
среды;
     
     развитие и    совершенствование    автоматизированной     системы
государственного экологического контроля;
     
     внедрение системы   добровольного  представления   информации   о
выполнении требований природоохранного законодательства  предприятиями
(система самодекларирования предприятий).
     
     
     
                    3. Охрана атмосферного воздуха
     
     Загрязнение воздушного  бассейна   является  ключевым   фактором,
оказывающим негативное  воздействие  на состояние  окружающей среды  в
Санкт-Петербурге. Качество  атмосферного воздуха  зависит от  выбросов
загрязняющих  веществ  от  предприятий,  расположенных  на  территории
Санкт-Петербурга, и автотранспорта.
     
     Охрана атмосферного воздуха должна быть направлена:
     
     на сокращение  выбросов  загрязняющих веществ  от  передвижных  и
стационарных источников;
     
     на осуществление    мониторинга     атмосферного    воздуха     с
использованием инструментальных и расчетных методов;
     
     на соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха.
     
     
     
           3.1. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения
                      стационарными источниками
     
     Среди стационарных  источников основными  загрязнителями  воздуха
являются предприятия  теплоэнергетики  и энергетические  подразделения
промышленных предприятий.
     
     Экологическая политика в области  охраны атмосферного воздуха  от
загрязнения  стационарными   источниками  ориентирована  на   снижение
выбросов загрязняющих веществ  от предприятий теплоэнергетики за  счет
внедрения ресурсосберегающих и иных наилучших существующих технологий,
способствующих охране окружающей среды.
     
     Осуществление охраны   атмосферного   воздуха   от    загрязнения
стационарными источниками должно быть направлено:
     
     на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу  от
действующих   генерирующих  источников   и   котельных  за   счет   их
реконструкции и модернизации;
     
     на снижение валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу  за
счет перевода  котельных, использующих  в качестве  топлива уголь  или
мазут, на природный газ;
     
     на использование   при   новом  строительстве   и   реконструкции
генерирующих источников  и котельных технических  решений по  снижению
выбросов  в  атмосферу  оксидов   азота  и  оксидов  серы   (изменение
конструкции и  режимов горелок  и  топочных устройств  (далее -  ГТУ),
оснащение ГТУ малотоксичными камерами сгорания и др.;
     
     на установление объединенных санитарно-защитных зон предприятий;
     
     на совершенствование системы государственного контроля за охраной
атмосферного воздуха,  включая  инструментальный  химико-аналитический
контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов на  объектах
хозяйственной  и  иной   деятельности,  расположенных  на   территории
Санкт-Петербурга.
     
     
     
           3.2. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения
                       передвижными источниками
     
     Автотранспорт негативно влияет на состояние атмосферного  воздуха
Санкт-Петербурга. Более  80  процентов в  валовой выброс  загрязняющих
веществ по Санкт-Петербургу обеспечивают выбросы от автотранспорта.
     
     Основными факторами,   влияющими  на   загрязнение   атмосферного
воздуха выбросами  от автотранспорта,  являются увеличение  количества
автомобилей,   медленное    развитие   инфраструктуры    общественного
транспорта,   недостатки   в   организации   движения    общественного
транспорта,   низкие    экологические   характеристики    производимых
(эксплуатируемых)   в    стране   автомобилей,   увеличение    объемов
международных автоперевозок.
     
     Охрана атмосферного воздуха от передвижных источников загрязнения
должна быть направлена:
     
     на развитие   общественного    транспорта,   включая    оснащение
Санкт-Петербурга автобусами  с эмиссией загрязняющих  веществ не  ниже
Евро-3   с   применением   топлива   с   улучшенными    экологическими
характеристиками, развитие электрических видов транспорта, в том числе
метрополитена, троллейбусной сети, сетей скоростных трамвайных линий;
     
     на совершенствование   транспортно-планировочной   структуры    и
развитие  улично-дорожной  сети Санкт-Петербурга,  включая  завершение
строительства кольцевой автомобильной дороги вокруг  Санкт-Петербурга,
строительство Западного  скоростного диаметра, строительство  участков
магистралей  непрерывного движения  вдоль  границ центральных  районов
Санкт-Петербурга,   строительство  радиальных   участков   магистралей
непрерывного движения,  завершение работ  по формированию  Центральной
дуговой магистрали, вынос станции Сортировочная-Московская и  грузовых
дворов  железнодорожных  станций, расположенных  в  центральной  части
Санкт-Петербурга,  за  границы  города,  защиту  жилой  застройки   от
выхлопных газов зелеными насаждениями;
     
     на совершенствование  организации  дорожного  движения,   включая
развитие  автоматизированной  системы управления  дорожным  движением,
ограничение въезда автомобилей в исторический центр  Санкт-Петербурга,
развитие    системы    парковок    вблизи    станций    метрополитена,
дестимулирование поездок на личном автотранспорте в центральную  часть
Санкт-Петербурга;
     
     на повышение  эффективности  государственного  контроля  выбросов
загрязняющих веществ от автотранспорта;
     
     на стимулирование   осуществления   мероприятий   по   сокращению
выбросов паров бензина на автозаправочных станциях.
     
     
     
        4. Рациональное использование и охрана водных объектов
     
     Водные объекты  на территории  Санкт-Петербурга  (далее -  водные
объекты)  представлены восточной  частью  Балтийского моря  -  Финским
заливом,  р.Невой  и  ее  притоками,  естественными  и  искусственными
водоемами, реками, каналами и болотами.
     
     В целях обеспечения прав граждан  на чистую воду и  благоприятную
водную  среду,   поддержания   оптимальных  условий   водопользования,
качества  поверхностных  и  подземных вод,  отвечающего  санитарным  и
экологическим требованиям, необходимо обеспечить:
     
     сокращение сброса неочищенных сточных вод в водные объекты;
     
     проведение мероприятий  по  восстановлению водотоков  и  водоемов
Санкт-Петербурга;
     
     круглогодичную очистку акватории  водных объектов и  водоохранных
зон;
     
     очистку рек и каналов от донных отложений.
     
     Развитие системы  водоотведения  (канализации)   Санкт-Петербурга
должно быть направлено на прекращение сброса неочищенных сточных вод в
водные  объекты,  что  позволит улучшить  состояние  водного  бассейна
Санкт-Петербурга и  обеспечить  выполнение международных  обязательств
Российской Федерации.
     
     Основными направлениями   деятельности   по   сокращению   сброса
неочищенных  сточных  вод  в водные  объекты  Санкт-Петербурга  должны
стать:
     
     полное прекращение  сброса  неочищенных  хозяйственно-бытовых   и
промышленных сточных вод в р.Неву и ее притоки, Невскую губу и Финский
залив;
     
     завершение строительства Главного  канализационного коллектора  в
северной части Санкт-Петербурга;
     
     переключение прямых   выпусков,   через  которые   сточные   воды
сбрасываются в водные объекты без очистки;
     
     решение проблемы  очистки  поверхностных  сточных  вод,   включая
строительство очистных сооружений поверхностного стока для обеспечения
прекращения сброса загрязненных поверхностных сточных вод;
     
     совершенствование технологических процессов очистки сточных  вод,
включая широкое внедрение технологии глубокого удаления из сточных вод
биогенных  элементов и  технологий  обеззараживания очищенных  сточных
вод;
     
     реконструкция действующих    сетей    и    сооружений     системы
водоотведения Санкт-Петербурга;
     
     уменьшение сбросов  загрязняющих веществ  в  водные источники  за
счет  строительства  оборотных систем  технического  водоснабжения  на
теплоэлектроцентралях;
     
     содействие внедрению водосберегающих технологий на предприятиях.
     
     Восстановление водотоков и водоемов Санкт-Петербурга должно  быть
направлено на реализацию экологических и рекреационных функций  водных
объектов и прилегающих к ним территорий путем:
     
     поэтапного создания сбалансированных устойчивых водных экосистем,
адаптированных к условиям Санкт-Петербурга;
     
     водоохранного и     ландшафтно-экологического     благоустройства
прилегающих территорий;
     
     проведения берегоукрепительных  и   противоэрозионных  работ   на
участках с неустойчивым состоянием береговой зоны.
     
     Для обеспечения        надлежащего        экологического        и
санитарно-эпидемиологического  состояния  водных  объектов,  а   также
улучшения их внешнего облика  на акватории водных объектов  необходимо
проводить комплекс мероприятий, включающий уборку и очистку  акватории
водных объектов и водоохранных зон от мусора и наплавных  загрязнений,
кошение водной растительности  на водотоках Санкт-Петербурга,  очистку
акватории  водных  объектов  от  затонувших  судовых  и   промышленных
конструкций.
     
     Основными направлениями      деятельности      по      проведению
дноочистительных  работ на  реках  и каналах  Санкт-Петербурга  должны
стать:
     
     внедрение и   реализация    современных   технологий    комплекса
дноочистительных  и связанных  с  ними  сопутствующих работ,  а  также
технологий переработки и складирования загрязненных донных отложений;
     
     завершение строительства  базы  для зимнего  отстоя  технического
флота городских специализированных служб;
     
     поддержание существующих объектов складирования донных  отложений
и  подготовка  новой  технологической  основы  для  решения   проблемы
постоянного складирования и утилизации извлеченных донных отложений.
     
     
     
             5. Охрана и рациональное использование недр
     
     Недра на территории Санкт-Петербурга используются в целях  добычи
общераспространенных  полезных  ископаемых,  подземных  вод,  лечебных
грязей, для строительства различных подземных сооружений и в целях  их
геологического изучения.
     
     Государственное регулирование     отношений      недропользования
направлено на обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее
рационального использования  и  охраны недр  в  интересах нынешнего  и
будущих поколений.
     
     Регулирование отношений      недропользования      осуществляется
исполнительными  органами  государственной власти  Санкт-Петербурга  в
установленном законодательством порядке.
     
     Основными направлениями деятельности  по  охране и  рациональному
использованию недр должны стать:
     
     обеспечение функционирования  системы лицензирования  пользования
участками   недр,   содержащими   месторождения   общераспространенных
полезных  ископаемых,  а  также  участками  недр  местного   значения,
распоряжение которыми  в соответствии с  законодательством отнесено  к
полномочиям    исполнительных    органов    государственной     власти
Санкт-Петербурга;
     
     создание и   ведение    территориального   фонда    геологической
информации,  баланса  запасов,  кадастра  месторождений  и  проявлений
общераспространенных полезных ископаемых, системы учета участков  недр
местного  значения,  используемых  для  строительства  и  эксплуатации
подземных сооружений, не  связанных с  добычей полезных ископаемых  на
территории Санкт-Петербурга;
     
     осуществление государственного    контроля    за    геологическим
изучением,  охраной  и  рациональным использованием  недр  в  пределах
полномочий    исполнительных     органов    государственной     власти
Санкт-Петербурга;
     
     защита подземных вод  от  поверхностного загрязнения,  ликвидация
бесхозных  (заброшенных)  гидрогеологических  скважин  на   территории
Санкт-Петербурга, выявление и ликвидация очагов загрязнения  подземных
вод;
     
     развитие на  базе  эксплуатационных запасов  подземных  вод  сети
резервных   скважинных   водозаборов   для   питьевого   водоснабжения
Санкт-Петербурга и пригородов Санкт-Петербурга на период  чрезвычайных
ситуаций техногенного и природного характера;
     
     переоценка запасов    ранее    разведанных    и    неиспользуемых
месторождений.
     
     
     
                            6. Охрана почв
     
     Почвы являются важнейшим системообразующим компонентом  природной
среды.  Современное  состояние  почвенного  покрова  сформировалось  в
результате    градостроительного     и    индустриального     развития
Санкт-Петербурга.    В    настоящее   время    техногенные    процессы
почвообразования стали преобладающими над природными, формируя в итоге
специфические группы  почв  и сложный  почвенный покров.  Естественные
(ненарушенные)  почвы  (дерново-подзолистые,  болотные,  аллювиальные)
сохранились преимущественно на окраинах города, а среди жилых массивов
- в пределах старых лесопарковых участков.
     
     Основными источниками   загрязнения  почв   служат   промышленные
выбросы,   строительная,   дорожная   и   другая   пыль,   захоронение
промышленных отходов, свалки строительного, бытового и другого мусора,
опавшие листья.  Деградация  почвенного покрова  приводит к  ухудшению
качества   почв,   является   источником   загрязнения   подземных   и
поверхностных  вод, приводит  к  гибели зеленых  насаждений,  открытые
участки загрязненной почвы являются источником вторичного  загрязнения
атмосферного воздуха.
     
     Охрана почв  должна  быть  направлена  на  проведение   комплекса
природоохранных мероприятий, способствующих сохранению почв от  эрозии
и  загрязнения, включая  рекультивацию  территорий, неблагополучных  в
экологическом отношении, снижение пылеобразования.
     
     Осуществление деятельности по охране почв должно быть направлено:
     
     на принятие   в    установленном   порядке    мер   по    санации
(рекультивации) загрязненных  почв  Санкт-Петербурга, в  том числе  на
территории промышленных предприятий, которые планируется ликвидировать
либо перебазировать;
     
     на ведение  геохимической  съемки территории  Санкт-Петербурга  в
целях оценки загрязнения почв тяжелыми металлами;
     
     на мониторинг  загрязнений  и  деградации  почв  как  одного   из
элементов экологического мониторинга;
     
     на установление   нормативов   качества   почв   на    территории
Санкт-Петербурга.
     
     
     
              7. Охрана окружающей среды от негативного
            воздействия отходов производства и потребления
     
     Отходы производства    и    потребления    являются    источником
антропогенного   воздействия  на   окружающую   среду.  Под   отходами
производства  и  потребления  понимаются  остатки  сырья,  материалов,
полуфабрикатов, иных  изделий  или продуктов,  которые образовались  в
процессе производства  или  потребления, а  также товары  (продукция),
утратившие  свои  потребительские  свойства.  Отходы  производства   и
потребления  могут  рассматриваться  в  качестве  сырья  для   другого
производства  при  наличии   экологически  безопасной  технологии   их
использования.
     
     Охрана окружающей  среды от  воздействия  отходов производства  и
потребления должна быть направлена на минимизацию образования отходов,
использование   отходов   в   качестве   вторичных   материальных    и
энергетических ресурсов, внедрение современных технологий промышленной
переработки отходов, предотвращение загрязнения окружающей среды.
     
     Основными направлениями  деятельности   в  области  обращения   с
твердыми коммунальными отходами должны стать:
     
     разработка и  принятие  правовых актов,  создающих  благоприятные
экономические условия для сокращения образования количества отходов;
     
     развитие современных   технологий   по   сбору,   в   том   числе
селективному, транспортировке, переработке и обезвреживанию отходов;
     
     внедрение современных  методов  сжигания  отходов  с  извлечением
энергии;
     
     создание условий для привлечения инвестиций в области обращения с
отходами;
     
     развитие автоматизированной системы  учета  и контроля  процессов
сбора  и утилизации  отходов,  усиление контроля  за  транспортировкой
отходов, борьба с несанкционированными свалками;
     
     привлечение населения  Санкт-Петербурга   и  предпринимателей   к
раздельному сбору и переработке отходов;
     
     развитие системы сбора и переработки отслуживших автотранспортных
средств, электронного   и    электротехнического   лома,    полимерных
материалов;
     
     внедрение отделения и обезвреживания опасных отходов, в том числе
в составе бытовых отходов;
     
     внедрение современных экологически чистых технологий  переработки
отходов, в том числе переработки с извлечением энергии;
     
     информирование населения   Санкт-Петербурга   и   предприятий   о
негативном воздействии отходов на окружающую среду.
     
     Промышленность Санкт-Петербурга является источником разнообразных
отходов производства.  Значительная  часть этих  отходов  представляет
серьезную  опасность  для  окружающей  среды  в  связи  с  их  высокой
реакционной  способностью  и  наличием  высокоопасных  компонентов   -
тяжелых  металлов, полиароматических  углеводородов,  хлорорганических
веществ и других.
     
     Снижение негативного   воздействия   промышленных   отходов    на
окружающую среду должно достигаться:
     
     созданием передового   перерабатывающего   центра,   применяющего
современные технологии переработки и захоронения отходов производства;
     
     разработкой и  реализацией  мероприятий по  снижению  негативного
воздействия захороненных опасных отходов на окружающую среду;
     
     организацией системы  регистрации   отходов  производства   путем
создания и ведения регионального кадастра отходов;
     
     внедрением системы   контроля   движения   опасных   отходов   по
территории Санкт-Петербурга;
     
     стимулированием реализации инвестиционных проектов,  направленных
на внедрение  современных  методов и  технологий  раздельного сбора  и
переработки  опасных промышленных  отходов  в целях  роста  извлечения
вторичного сырья.
     
     В ходе производства  строительно-монтажных и сопутствующих  работ
на  территории   Санкт-Петербурга  ежегодно  образуется   значительное
количество отходов  от  строительства и  сноса  (далее -  строительные
отходы), использование которых после переработки на вторичный щебень и
песчано-гравийную смесь может снизить затраты на новое  строительство,
уменьшить  нагрузку  на  городские полигоны  и  исключить  образование
несанкционированных свалок.
     
     Обращение со строительными отходами должно быть направлено на  их
максимальное  использование  в  целях  получения  товарной  продукции.
Строительные   отходы   в   максимально   возможных   объемах   должны
подвергаться переработке  и последующему использованию  при наличии  в
Санкт-Петербурге    соответствующих    перерабатывающих     мощностей.
Строительные  отходы,  переработка   которых  по  причине   отсутствия
соответствующих   мощностей    пока   временно   невозможна,    должны
использоваться  для  засыпки  отработанных карьеров,  оврагов  и  иных
нарушений рельефа.
     
     Основными направлениями    деятельности    по    обращению     со
строительными отходами должны стать:
     
     разработка нормативной  правовой  базы  в  области  обращения  со
строительными отходами путем принятия взаимосвязанных правовых  актов,
создающих  благоприятные   экономические  условия  для   максимального
вторичного использования строительных отходов;
     
     внедрение новых перспективных технологий утилизации  строительных
отходов  с   производством  из  продуктов   их  переработки   товарной
продукции;
     
     анализ существующих   технологий  по   переработке   строительных
отходов  в продукцию  строительного  назначения, а  при  необходимости
разработка таких технологий для их последующего внедрения;
     
     разработка рекомендаций   по  применению   строительно-отделочных
материалов, произведенных из вторичного сырья и строительных отходов;
     
     выдача разрешений  на   перемещение   строительных  отходов   для
размещения их на полигонах и санкционированных свалках в  соответствии
с  разработанным технологическим  регламентом  только при  обосновании
невозможности их переработки.
     
     Одной из  проблем,  стоящих  перед  Санкт-Петербургом,   является
проблема   утилизации   осадков  сточных   вод   очистных   сооружений
Санкт-Петербурга, который перерабатывается на специальных заводах  или
размещается на специальных полигонах.
     
     Деятельность по   обращению   с  осадками   очистных   сооружений
Санкт-Петербурга должна быть направлена:
     
     на решение  задачи  по  эффективному  способу  утилизации   золы,
образующейся при сжигании осадков очистных сооружений;
     
     на рекультивацию  земель  существующих полигонов  для  размещения
осадков очистных сооружений;
     
     на создание резервного полигона.
     
     
     
      8. Охрана, содержание и восстановление зеленых насаждений
                           Санкт-Петербурга
     
     Зеленые насаждения на территории Санкт-Петербурга выполняют самые
разные функции, главные из которых - оздоровление воздушного  бассейна
Санкт-Петербурга  за  счет  поглощения углекислого  газа  и  выделения
кислорода,   снижение   уровня   городского   шума,   запыленности   и
загазованности  воздуха,  а  также  улучшение  микроклимата  за   счет
понижения  температуры  окружающего  воздуха  в  жаркую  погоду  из-за
испарения влаги, защита от  ветров, выделение растениями фитонцидов  -
особых летучих веществ, уничтожающих болезнетворные микробы.
     
     Деятельность по  охране,  содержанию  и  восстановлению   зеленых
насаждений Санкт-Петербурга должна быть направлена:
     
     на максимальное   сохранение   зеленых  насаждений   всех   видов
пользования; а в центре Санкт-Петербурга - каждого дерева, если оно не
требует в силу возрастных изменений и болезни плановой рубки, ухода;
     
     на увеличение  озелененных  территорий Санкт-Петербурга  за  счет
строительства новых  объектов зеленых  насаждений общего  пользования,
озеленение   неиспользуемых  территорий,   а   в  исторической   части
Санкт-Петербурга за счет градостроительного преобразования  территорий
промышленных    предприятий,    намечаемых    к    ликвидации     либо
перебазированию,   озеленение  санитарно-защитных   зон   промышленных
предприятий и сельскохозяйственных земель;
     
     на плановую  замену   старовозрастных  деревьев,   представляющих
угрозу для  жизни и  здоровья населения  Санкт-Петербурга, на  молодые
посадки деревьев  ценных пород, устойчивых  к негативному  воздействию
окружающей  среды, с  увеличением  баланса вырубаемых  и  высаживаемых
зеленых насаждений в пользу последних;
     
     на реконструкцию   существующих    зеленых   насаждений    общего
пользования;
     
     на эффективную  организацию  работ  по  профилактике  заболеваний
зеленых насаждений.
     
     
     
    9. Сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий
                           Санкт-Петербурга
     
     Особо охраняемые природные  территории (далее -  ООПТ) -  участки
земли, водной  поверхности  и воздушного  пространства  над ними,  где
располагаются  природные комплексы  и  объекты, которые  имеют  особое
природоохранное, научное,  культурное,  эстетическое, рекреационное  и
оздоровительное   значение,    которые   изъяты   решениями    органов
государственной  власти  Санкт-Петербурга полностью  или  частично  из
хозяйственного  пользования  и  для которых  установлен  режим  особой
охраны.
     
     На территории  Санкт-Петербурга   расположены  шесть  ООПТ:   два
государственных  природных заказника:  Юнтоловский  и Гладышевский,  а
также  четыре  памятника  природы:  Комаровский  берег,  Стрельнинский
берег,  парк  Сергиевка   и  Дудергофские  высоты.  Генеральный   план
Санкт-Петербурга предусматривает проведение комплекса  организационных
и проектных мероприятий  по организации 21  новой ООПТ общей  площадью
около 23652 га.
     
     Сохранение и развитие  ООПТ  должно быть  направлено на  создание
благоприятной экологической среды обитания населения Санкт-Петербурга,
обеспечение   сохранения   природного  наследия   Санкт-Петербурга   в
интересах настоящего и будущих поколений.
     
     Основными направлениями  деятельности  по сохранению  и  развитию
ООПТ должны быть:
     
     разработка правовых актов и проведение комплекса  организационных
и проектных мероприятий по организации новых ООПТ;
     
     усиление государственного контроля  за соблюдением режима  особой
охраны ООПТ;
     
     обеспечение функционирования ООПТ в соответствии с их статусом;
     
     организация и  ведение  государственного кадастра  ООПТ  в  целях
учета  и оценки  их  состояния,  определения перспектив  их  развития,
повышения эффективности  функционирования и усиление  государственного
контроля за соблюдением режима особой охраны;
     
     ведение экологического мониторинга состояния природных комплексов
ООПТ.
     
     
     
    10. Организация выявления, учета и оценки экологически опасных
       объектов и зон, разработка мер по прекращению (снижению)
   их вредного воздействия, обеспечение экологической безопасности
     
     Экологическая безопасность  -  состояние  защищенности  природной
среды и жизненно важных  интересов человека от возможного  негативного
воздействия хозяйственной и  иной деятельности, чрезвычайных  ситуаций
природного и техногенного характера и их последствий.
     
     Обеспечение экологической безопасности  включает  в себя  систему
действий по организации выявления, учета и оценки экологически опасных
объектов и зон, разработку  мер по прекращению (снижению) их  вредного
воздействия   в    целях   предотвращения   возникновения,    развития
экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе
и отдаленных.
     
     
     
             10.1. Обеспечение радиационной безопасности
     
     Радиационная безопасность -  состояние защищенности настоящего  и
будущего  поколений людей  от  вредного  для их  здоровья  воздействия
ионизирующего     излучения.     Структура     облучения     населения
Санкт-Петербурга   обусловлена  воздействием   природных   источников,
техногенных источников и облучения от медицинских процедур.
     
     Одним из  основных   направлений   деятельности  по   обеспечению
радиационной безопасности  населения  являются работы  по выявлению  и
ликвидации участков техногенного  радиоактивного загрязнения. В  целях
оценки радиационной обстановки и планирования мероприятий по повышению
радиационной         безопасности        ежегодно         составляется
радиационно-гигиенический паспорт Санкт-Петербурга, проводится учет  и
контроль  образования,  использования,  перемещения  и  размещения  на
долговременное хранение радиоактивных веществ и радиоактивных  отходов
на территории Санкт-Петербурга.
     
     Обеспечение радиационной безопасности  должно быть направлено  на
снижение   до  социально   приемлемого   уровня  риска   радиационного
воздействия  на   человека  и   среду  его   обитания  от   источников
ионизирующего излучения техногенного и природного происхождения.
     
     Основными направлениями деятельности по обеспечению  радиационной
безопасности населения Санкт-Петербурга должны стать:
     
     учет и  контроль   поступления,   использования,  перемещения   и
размещения  на   долговременное  хранение   радиоактивных  веществ   и
радиоактивных отходов на предприятиях Санкт-Петербурга;
     
     радиационное обследование   территории   общего   пользования   и
объектов социальной
     
     сферы с экстренной ликвидацией выявленных источников загрязнения;
     
     радиационный контроль вскрышных работ и перевозимых грузов;
     
     ежегодное составление     радиационно-гигиенического     паспорта
Санкт-Петербурга;
     
     эксплуатация и  развитие   автоматизированной  системы   контроля
радиационной обстановки.
     
     
     
              10.2. Обеспечение химической безопасности
     
     Химическая безопасность  -  состояние защищенности  настоящего  и
будущего   поколений   людей   от   загрязнения   окружающей    среды,
формирующегося  в  результате  изменения  ее  естественных  химических
свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных
ей,  а  также  в  концентрациях,  превышающих  фоновые  (естественные)
среднемноголетние   колебания   количеств   каких-либо   веществ   для
рассматриваемого периода времени.
     
     В Санкт-Петербурге  расположено   большое  количество   химически
опасных  предприятий, активно  развивается  транспортная сеть,  что  в
совокупности   обуславливает   высокий   уровень   риска   техногенных
химических   загрязнений.    Основным   фактором   защиты    населения
Санкт-Петербурга  и  окружающей   среды  от  химического   загрязнения
является реализация комплекса превентивных мер по снижению вероятности
возникновения аварийных  ситуаций, а также  оперативная локализация  и
ликвидация выявленных источников химического загрязнения.
     
     Обеспечение химической безопасности должно быть ориентировано  на
реализацию  комплекса  мероприятий по  снижению  вредного  воздействия
химически   опасных   веществ   на  окружающую   среду   и   население
Санкт-Петербурга.
     
     Основными направлениями  деятельности по  обеспечению  химической
безопасности населения Санкт-Петербурга должны стать:
     
     инвентаризация предприятий,  использующих  в  своей  деятельности
аварийно-химически опасные вещества;
     
     обследование территории общего пользования и объектов  социальной
сферы  с  экстренной  ликвидацией  выявленных  источников  химического
загрязнения;
     
     создание производств  по  переработке ртутьсодержащих  изделий  и
опытных площадок для очистки загрязненных почв;
     
     внедрение современных технологий  по  очистке почв,  загрязненных
тяжелыми металлами и органическими загрязнителями;
     
     контроль естественных  процессов  газообразования  на  территории
Санкт-Петербурга, создание и эксплуатация газоотводных систем.
     
     
     
      10.3. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
     
     К гидротехническим сооружениям  относятся плотины,  водосбросные,
водоспускные  и водовыпускные  сооружения,  туннели, каналы,  насосные
станции,  сооружения,  предназначенные  для  защиты  от  наводнений  и
разрушений берегов водохранилищ, берегов  и дна русел рек;  устройства
от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для
использования водных  ресурсов и  предотвращения вредного  воздействия
вод.
     
     Безопасность гидротехнических      сооружений     -      свойство
гидротехнических сооружений,  позволяющее  обеспечивать защиту  жизни,
здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и  хозяйственных
объектов.
     
     Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, находящихся
в собственности Санкт-Петербурга (далее - ГТС), должно быть направлено
на предотвращение аварийных ситуаций в целях обеспечения  необходимого
уровня защищенности населения Санкт-Петербурга от аварий на ГТС.
     
     Основными направлениями деятельности по обеспечению  безопасности
ГТС должны стать:
     
     инвентаризация и идентификация всего комплекса ГТС на  территории
Санкт-Петербурга, разработка реестра ГТС Санкт-Петербурга;
     
     совершенствование системы   государственного   управления    ГТС,
включая разработку необходимой  документации, в  том числе паспорта  и
декларации безопасности  ГТС, инструкции  по безопасной  эксплуатации,
проекта мониторинга безопасности ГТС;
     
     подготовка предложений      по     совершенствованию      системы
государственного надзора  за  выполнением правил  и норм  эксплуатации
собственниками и  эксплуатирующими организациями, а  также надзора  за
деятельностью  иных лиц,  которая  может  привести к  снижению  уровня
безопасности ГТС;
     
     организация наблюдения за ГТС, анализ их состояния, своевременное
обнаружение и устранение тех дефектов, которые при дальнейшем развитии
могут привести к полной или частичной потере работоспособности объекта
и возникновению чрезвычайной ситуации;
     
     подготовка персонала к выполнению противоаварийных мероприятий  и
действиям в условиях локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а
также  создание  необходимых  для  этого  материальных  и   финансовых
резервов.
     
     
     
  10.4. Предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов
     
     Предупреждение и  ликвидация разливов  нефти  и нефтепродуктов  -
комплекс   мероприятий,   направленных  на   недопущение   загрязнения
окружающей среды  нефтепродуктами, обеспечение оперативной  готовности
аварийных   экологических   служб,  ликвидацию   аварийных   ситуаций,
связанных с разливом нефтепродуктов, а также других неотложных  работ,
проводимых при возникновении  чрезвычайных ситуаций и направленных  на
сохранение  здоровья  людей,  снижение  размера  ущерба,   нанесенного
окружающей среде, а также материальных потерь.
     
     Организационной основой  при ликвидации  разливов  нефтепродуктов
являются планы операций по ликвидации разливов нефти и  нефтепродуктов
(далее - ЛРН)  на акватории и  территории Санкт-Петербурга, в  которых
регламентированы  действия  Комиссии   по  чрезвычайным  ситуациям   и
обеспечению пожарной безопасности Санкт-Петербурга, аварийных служб  и
предприятий, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Посредством
согласования  планов  ЛРН предприятий  и  организаций,  осуществляющих
хранение,  транспортировку,  переработку   и  использование  нефти   и
нефтепродуктов,  осуществляется  контроль  за наличием  у  них  сил  и
средств для ЛРН, выполнением требований нормативных документов.
     
     Основными направлениями деятельности по  предупреждению и ЛРН  на
акватории и территории Санкт-Петербурга должны стать:
     
     предотвращение экологических  правонарушений при  транспортировке
нефти и нефтепродуктов;
     
     совершенствование планирования   операций    по   ЛРН,    включая
проведение ежегодных учений в целях отработки взаимодействия городских
аварийных служб;
     
     решение вопросов по обеспечению безопасности от разливов нефти  и
нефтепродуктов  на   участке   р.Невы  от   Шлиссельбурга  до   границ
Санкт-Петербурга, включая  организацию  пункта базирования  сил ЛРН  в
верхнем течении р.Невы для защиты Санкт-Петербурга;
     
     расширение и  дальнейшее  совершенствование  единой   электронной
системы оповещения и реагирования при нефтеразливах на акватории;
     
     создание совместной  с   федеральными  органами  власти   системы
контроля  загрязнений   нефтепродуктами  акватории  с   использованием
аэромобильных средств;
     
     создание учебно-тренировочной  базы для  аварийных  экологических
служб ЛРН.
     
     
     
              10.5. Обеспечение развития государственных
                    экологических аварийных служб
     
     Государственные экологические аварийные службы созданы на  основе
государственных унитарных  предприятий  Санкт-Петербурга. В  настоящее
время система государственных экологических аварийных служб включает в
себя:
     
     аварийную службу по ЛРН на акватории р.Невы и Финского залива;
     
     аварийную службу по ЛРН на реках и каналах;
     
     аварийную службу по ЛРН на территории Санкт-Петербурга;
     
     аварийную службу по ликвидации радиационного загрязнения;
     
     аварийную службу по ликвидации химического загрязнения;
     
     аварийную службу по ликвидации загрязнения ртутью.
     
     Государственные экологические аварийные службы включены в  состав
сил   постоянной   готовности   Санкт-Петербургской    территориальной
подсистемы единой государственной системы предупреждения и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  (далее   -  РСЧС)  в  качестве   экологических
аварийных  служб  по  ликвидации чрезвычайных  ситуаций,  связанных  с
разливом нефтепродуктов на  акватории, по предупреждению и  ликвидации
чрезвычайных    ситуаций    на    территории    общего     пользования
Санкт-Петербурга.
     
     Развитие государственных  экологических  аварийных  служб  должно
быть  направлено   на  совершенствование   технического  оснащения   и
подготовку персонала государственных  экологических аварийных служб  в
целях предотвращения и недопущения загрязнения окружающей среды.
     
     Основными направлениями  деятельности   по  реализации   политики
обеспечения  развития  государственных экологических  аварийных  служб
должны стать:
     
     оптимизация системы    управления    аварийными    экологическими
службами;
     
     развитие материально-технической       базы       государственных
экологических аварийных служб;
     
     создание оперативных  подразделений  районного звена  по  ЛРН  на
территории Санкт-Петербурга;
     
     создание учебно-тренировочной  базы  для  подготовки  сотрудников
государственных экологических аварийных служб;
     
     внедрение в  практику   работы   экологических  аварийных   служб
современных информационных технологий и средств автоматизации;
     
     создание единой электронной системы оповещения и реагирования  на
аварийные ситуации на акватории и территории Санкт-Петербурга;
     
     совершенствование системы   взаимной   передачи   информации    и
взаимодействия   с  элементами   РСЧС   и  органами   государственного
экологического контроля.
     
     
     
  11. Формирование экологической культуры населения Санкт-Петербурга
     
     Экологическая культура -  неотъемлемая  часть общечеловеческой  и
национальной  культуры,   включающая  систему  социальных   отношений,
материальных  ценностей, норм  и  способов взаимодействия  общества  с
окружающей средой, преемственно формулируемая в общественном  сознании
и  поведении  людей  на  протяжении  жизни  и  деятельности  поколений
непрерывным экологическим образованием и просвещением,  способствующая
здоровому  образу  жизни,  духовному  развитию  общества,  устойчивому
социально-экономическому развитию, экологической безопасности общества
и человека.
     
     Формирование экологической  культуры  должно быть  направлено  на
формирование у населения Санкт-Петербурга всех возрастов и  социальных
групп  активной общественной  позиции  как  в деле  отстаивания  своих
законных  прав  на  благоприятную  окружающую  среду,  так  и  в  деле
практического   участия   в   мероприятиях   по   формированию   такой
благоприятной  среды,   предотвращение  и  недопущение   экологических
правонарушений.
     
     Основными направлениями     деятельности     по      формированию
экологической культуры населения Санкт-Петербурга должны стать:
     
     совершенствование системы экологического образования  (подготовка
педагогических    кадров,    развитие    экспериментальных    площадок
экологического    образования     на    базе    учебных     учреждений
Санкт-Петербурга);
     
     развитие эколого-просветительской   деятельности  в   учреждениях
дополнительного образования детей и взрослых;
     
     оказание поддержки   образовательным   и   детским   общественным
организациям, ведущим активную работу в экологическом направлении;
     
     привлечение общественных   объединений  и   иных   некоммерческих
организаций    к    решению    актуальных    экологических     проблем
Санкт-Петербурга;
     
     проведение общегородских   массовых  экологических   мероприятий,
направленных  на  привлечение внимания  населения  Санкт-Петербурга  к
вопросам   охраны    окружающей   среды,   обеспечению    безопасности
жизнедеятельности и здоровья;
     
     развитие системы профессиональной  подготовки (переподготовки)  и
повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных  за
принятие решений в области природопользования, охраны окружающей среды
и обеспечения экологической безопасности;
     
     повышение информированности  деловых кругов  Санкт-Петербурга  по
вопросам  законодательства  в   области  охраны  окружающей  среды   и
рационального  природопользования,   а  также   обучение  их   методам
управления с учетом экологического фактора;
     
     создание специальных  программ на  каналах  телевидения и  радио,
освещение  актуальных  проблем  охраны окружающей  среды  в  средствах
массовой информации и при помощи социальной рекламы;
     
     увеличение объема   издаваемой   специализированной   литературы,
журналов,  газет,  буклетов,  рекламной  продукции  по   экологической
проблематике и  ее распространение  среди населения  Санкт-Петербурга,
совершенствование работы экологической видеотеки;
     
     создание и поддержание веб-сайтов  по актуальным вопросам  охраны
окружающей среды.
     
     
     
                            12. Заключение
     
     Экологическая политика   реализуется   исполнительными   органами
государственной  власти  Санкт-Петербурга  путем  учета  экологических
приоритетов при подготовке правовых  актов, а также путем  разработки,
принятия  и реализации  в  установленном  порядке программ  в  области
охраны окружающей  среды  и охраны  атмосферного воздуха,  организации
природоохранных работ и мероприятий.
     
     Реализация экологической политики позволит обеспечить  устойчивое
развитое Санкт-Петербурга, реализовав  права граждан на  благоприятную
окружающую  среду и  обеспечить  экологическую безопасность  населения
Санкт-Петербурга,  улучшить показатели  качества  окружающей среды  по
всем ее компонентам.
     
     

Информация по документу
Читайте также