Расширенный поиск
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 № 45ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 января 2008 года N 45 О Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 г. N 1484) В целях повышения уровня общественной активности населения Санкт-Петербурга, создания дополнительных условий, способствующих эффективному решению социальных проблем, Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить Концепцию развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы согласно приложению N 1. 2. Утвердить План мероприятий на 2008-2009 годы по реализации Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы согласно приложению N 2. 3. Комитету по труду и социальной защите населения до 30.12.2009 представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга План мероприятий на 2010-2011 годы по реализации Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. 4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А. Губернатор Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко Приложение N 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 N 45 Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 г. N 1484) 1. Введение Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 559 "О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества. 2. Основные понятия, используемые в Концепции В целях Концепции используются следующие основные понятия: добровольный труд (работа) - безвозмездный труд, осуществляемый человеком на основе свободного выбора в организациях социальной сферы или в составе организованной группы, действующей в гуманитарных целях; добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда; добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом; социальное добровольчество - добровольческая деятельность и добровольный труд, направленные на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества; молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности; семейное добровольчество - добровольческая деятельность и добровольный труд двух и более членов одной семьи; добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы; добровольческая организация - некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты; система поддержки социального добровольчества - комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов; центр поддержки добровольческих инициатив - государственное учреждение (структурное подразделение государственного учреждения), оказывающее полный комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в области социального добровольчества в Санкт-Петербурге; (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 г. N 1484) агентство добровольной помощи - государственное учреждение (структурное подразделение государственного учреждения), действующее на территории района Санкт-Петербурга, оказывающее полный комплекс информационных и консультационных услуг организациям и гражданам в области социального добровольчества; (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 г. N 1484) координатор добровольцев - ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности; технологии организации добровольной работы - совокупность методик по привлечению, организации работы и поддержке добровольцев в добровольческой организации; добровольческая программа - гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей - эффективная организация добровольной работы; добровольческая акция - мероприятие одной или нескольких добровольческих организаций, главным человеческим ресурсом которых для достижения целей акции являются добровольцы; организации социальной сферы - организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики; (Дополнен - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 г. N 1484) государственные учреждения социальной сферы - государственные учреждения, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга и оказывающие услуги в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики. (Дополнен - Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 г. N 1484) Понятия и термины, используемые в Концепции, не указанные в настоящем разделе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами. 3. Анализ состояния социального добровольчества Для анализа состояния социального добровольчества важно учитывать: труд добровольцев, то есть услуги, которые они оказывают, и мотивацию добровольческой деятельности в социальной сфере; деятельность некоммерческих организаций в данной сфере, их взаимодействие с органами государственной власти и иными субъектами правоотношений; проблемы в области развития социального добровольчества. Основными принципами социального добровольчества являются: свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности и добровольного труда; личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества; реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом; ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности и добровольного труда; отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность и добровольный труд. В течение последних трех лет в социальной сфере Санкт-Петербурга наблюдается положительная динамика состояния добровольного труда. Согласно социологическим исследованиям свыше 40 процентов населения готовы активно заниматься данным видом деятельности на общественных началах. На сегодняшний день области применения добровольной работы граждан становятся чрезвычайно многообразны: поддержка социально незащищенных групп населения, помощь и услуги пожилым людям, поддержка семей с детьми, больными специфическими, тяжелыми заболеваниями, профилактика алкоголизма и наркомании, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, борьба с детской безнадзорностью, помощь инвалидам, бездомным, лицам, отбывающим наказание и вышедшим из мест заключения, и др. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку: потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта (молодые пенсионеры); потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (люди с высшим образованием, специалисты в гуманитарных областях); потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные. В последние годы среди мотивов добровольцев стали преобладать более прагматичные, такие как: проба себя на пути к профессии; потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (молодежь, студенты гуманитарных и иных средних и высших учебных заведений); профессиональный интерес для карьерного роста (молодые специалисты); потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения, и пр. Разнообразию мотивов добровольцев соответствуют разнообразные виды добровольческих работ и услуг. Современная добровольческая деятельность и добровольный труд жителей Санкт-Петербурга в социальной сфере направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации (инвалидность, особые индивидуальные потребности, связанные с преклонным возрастом или тяжелой хронической болезнью, сиротство, безнадзорность, бездомность, вынужденное переселение, безработица, депрессия и др.), так и на реализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан (просвещение, развитие личности, укрепление семьи, досуг, духовное развитие, профилактика и охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния граждан и др.). Добровольческая деятельность лежит в основе функционирования некоммерческого сектора Санкт-Петербурга. По состоянию на начало 2007 года некоммерческий сектор Санкт-Петербурга составляли: общественные объединения - 33 процента; потребительские кооперативы - 16 процентов; фонды - 13 процентов; некоммерческие партнерства - 10 процентов; учреждения - 10 процентов; товарищества собственников жилья - 13 процентов; другие некоммерческие организации - 5 процентов. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 13,5 тыс. некоммерческих организаций (или одна организация на 350 жителей Санкт-Петербурга). По экспертным оценкам, в некоммерческой сфере заняты 1-2 процента горожан. В социальной сфере Санкт-Петербурга активно действуют примерно 700 некоммерческих организаций регионального, районного и муниципального уровня. Большая часть работы осуществляется общественными и некоммерческими организациями социальной сферы на основе добровольной активности граждан. Примерно 320 тыс. человек в год получают добровольную социальную помощь и услуги. Подавляющее большинство услуг некоммерческие организации предоставляют на бесплатной основе либо значительно ниже средних рыночных цен. По состоянию на 01.01.2007 суммарная стоимость добровольческого труда в некоммерческих организациях социальной сферы составляет ориентировочно более 96 млн.руб. В настоящее время санкт-петербургские общественные и некоммерческие организации имеют определенные успехи в развитии социального добровольчества: профессионально классифицируют социальные добровольческие услуги, занимаются разработкой норм и стандартов оказания добровольческой помощи и услуг; продвигают идеи добровольчества, а также используют технологии организации добровольной работы в качестве инструмента своей деятельности; создают учебно-методические и технологические разработки в области привлечения и управления добровольческими ресурсами, нефинансовых методов мотивирования, которые используются также учебными заведениями в регионах Российской Федерации и на федеральном уровне; проводят необходимое количество общественных слушаний и выступлений с привлечением специалистов некоммерческих организаций, представителей от науки, высшей школы, бизнеса, власти, учащейся молодежи; создают условия для развития практического взаимодействия государственных и негосударственных организаций в области развития добровольчества и создания добровольческих служб при государственных учреждениях; формируют подходы для включения тематики "Добровольчество" в программы гражданского образования в школах. Таким образом, совместные действия некоммерческих организаций в области развития добровольчества демонстрируют способность негосударственных организаций к позитивной консолидации усилий как в целях активизации граждан, так и в целях создания новых моделей и механизмов развития добровольной работы. При наличии в Санкт-Петербурге значительных человеческих ресурсов и достаточно большого количества организаций социальной сферы, накопивших определенный опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие социального добровольчества требует решения определенного спектра проблем, а именно: отставания действующего законодательства в области социального добровольчества от развившейся практики деятельности добровольческих некоммерческих организаций, например отсутствия единой нормативной базы для использования добровольного труда в негосударственных и государственных организациях социальной сферы; отсутствия инфраструктуры добровольческой деятельности на городском и районном уровнях; отсутствия механизмов системной поддержки добровольческой деятельности; несовершенства стандартов деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые не предусматривают организацию добровольного труда; препятствия ориентации социальных учреждений на широкое использование труда добровольцев вследствие ответственности, лежащей на руководителях данных учреждений, за клиентов и качество предоставляемых услуг в рамках действующих стандартов, норм и правил; отсутствия в бюджете государственных учреждений социальной сферы статьи расходов, предусматривающей затраты на реализацию добровольческих инициатив; отсутствия методического обеспечения организации добровольной работы; нехватки информационной и консультационной поддержки в этой области; отсутствия системы профессиональной подготовки кадров для квалифицированной организации добровольной работы и управления добровольцами; неэффективности взаимодействия между субъектами правоотношений в области добровольчества, которая препятствует межсекторной интеграции социальных технологий и консолидации ресурсов, в том числе человеческих; недостаточности финансовой поддержки со стороны государства для развития добровольчества. Решение вышеперечисленных проблем становится возможным в результате взаимодействия органов государственной власти и негосударственных организаций. 4. Цели, задачи и принципы развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге Социально-демографическая ситуация и социально-экономические изменения, происходящие на современном этапе в стране, диктуют необходимость развития новых подходов к решению социальных проблем. В настоящее время общество нуждается в создании механизмов, позволяющих гражданам быть включенными в решение социальных задач. Добровольческая деятельность является одним из таких механизмов, отражающих сопричастность и солидарность граждан, социальную значимость их работы, развивает личную инициативу и ответственность для решения общественных проблем. Целью развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге является создание условий для максимально возможной реализации социальных потребностей населения Санкт-Петербурга в процессе социально-экономического развития Санкт-Петербурга. Для достижения цели необходимо осуществить комплекс организационных, законодательных и экономических мер, направленных на формирование системы поддержки социального добровольчества в Санкт-Петербурге. Основными задачами развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге являются: совершенствование законодательства Санкт-Петербурга и формирование целостной системы нормативной правовой базы добровольческой деятельности, партнерских отношений между органами государственной власти Санкт-Петербурга и добровольческими организациями в процессе реализации общих социальных задач; развитие инфраструктуры поддержки добровольчества в Санкт-Петербурге на городском и районном уровнях, обеспечивающей полный комплекс услуг в сфере добровольчества; создание системы профессиональной подготовки специалистов и организаторов добровольной работы; совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития добровольчества; обеспечение системы поддержки и развития молодежного добровольчества; создание финансовых условий развития добровольчества, включая привлечение внебюджетных источников и совершенствование бюджетного регулирования, позволяющих обеспечивать стабильное финансирование затрат, связанных с организацией и поддержкой создаваемой системы стимулирования добровольческой деятельности и добровольной работы; содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества. Формирование системы стимулирования, поддержки и развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге строится на следующих принципах: доступность участия и равенство граждан, представляющих все слои населения в процессе развития социального добровольчества (информационное, организационное, территориальное и др.); гарантированность участия граждан в добровольческой деятельности в социальной сфере без ущерба для физического, психического здоровья и материального положения; ответственность некоммерческих и государственных организаций социальной сферы за организацию квалифицированного управления и обеспечение адекватных условий для добровольной работы граждан. 5. Основные направления развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге В целях достижения поставленных задач развитие социального добровольчества в Санкт-Петербурге планируется осуществлять по следующим направлениям: 5.1. Совершенствование действующего законодательства Санкт-Петербурга в области социального добровольчества Расширение правовой базы добровольчества является необходимым условием развития гражданской активности населения Санкт-Петербурга и эффективного взаимодействия государственных и негосударственных организаций социальной сферы. В рамках совершенствования законодательства Санкт-Петербурга в области социального добровольчества должен быть разработан и принят нормативный правовой акт, комплексно регулирующий правоотношения социального добровольчества в Санкт-Петербурге, а также условия создания системы стимулирования, поддержки и развития добровольчества в регионе. Совершенствование законодательства Санкт-Петербурга должно осуществляться в соответствии с действующим федеральным законодательством, ориентацией на стратегии социально-экономического развития и приоритетными направлениями развития гражданского общества. Существует необходимость разработки проекта закона Санкт-Петербурга, регламентирующего отдельные вопросы социального добровольчества, содержащего нормы и положения об условиях добровольного труда в социальной сфере, определении социального добровольчества в качестве специфичной формы труда, существенном расширении понятия "доброволец", определении его в качестве субъекта социальной деятельности, взаимодействии органов власти и общественных институтов в сферах совместного решения социальных задач, комплексе мероприятий, способствующих развитию молодежного добровольчества, и др. 5.2. Формирование инфраструктуры и механизма поддержки социального добровольчества в Санкт-Петербурге Важным условием современной социальной политики, административного и социального реформирования является необходимость государственной поддержки в создании условий для организации жизни общества таким образом, чтобы люди могли свободно реализовать свой собственный потенциал, взяв на себя часть ответственности, тем самым расширяя ресурсную базу социальной сферы. Формирование инфраструктуры поддержки добровольчества в Санкт-Петербурге должно осуществляться на городском и районном уровнях. Для этого необходимо: возложить на существующие учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, функции по поддержке и развитию добровольчества. Данная деятельность должна включать формирование информационной и научно-методической базы развития добровольной социальной работы, подготовку кадров для организации добровольных работ, вовлечение, поддержку и стимулирование представителей всех слоев общества и возрастных категорий для участия в общественно полезной деятельности, уделяя особое внимание развитию молодежного и семейного добровольчества; разработать механизм поддержки, обеспечивающий возникновение инфраструктуры и ее функционирование. Инфраструктура поддержки добровольчества включает в себя: (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.11.2010 г. N 1484) центр поддержки добровольческих инициатив, обеспечивающий базовый комплекс услуг в сфере стимулирования, поддержки и развития добровольчества, прежде всего информационную и методическую поддержку, предоставление гражданам и организациям информации о наличии видов работ, предлагаемых для исполнения на основе добровольной работы, подготовку кадров для организации добровольной работы, предоставление добровольцев для выполнения работ в Санкт-Петербурге; агентства добровольной помощи, действующие на районном уровне, обеспечивающие стимулирование и поддержку добровольчества и осуществляющие деятельность по организации добровольной работы на территории каждого района Санкт-Петербурга. Осуществлять практическую деятельность по организации добровольной работы возможно также и на муниципальном уровне. Необходимым условием реализации Концепции является формирование механизмов финансового обеспечения. В этой связи требуется: проведение анализа потребности финансовых и иных ресурсов, связанных с организацией и поддержкой создаваемой системы стимулирования добровольческой деятельности, реализацией мер и мероприятий Концепции; разработка экономически обоснованной методики определения социально-экономической эффективности добровольного труда в социальной сфере, которая должна базироваться на стандартах и критериях оценки эффективности добровольной работы в социальной сфере и учитывать сопоставление затрат на организацию добровольной работы и экономического эффекта, достигнутого в результате безвозмездного добровольного труда. 5.3. Создание системы профессиональной подготовки кадров В настоящее время квалификация руководителей негосударственных организаций в области добровольной работы в социальной сфере явно недостаточна, вследствие чего имеющиеся добровольческие трудовые ресурсы далеко не всегда используются эффективно. При этом и в государственных учреждениях социальной сферы практически отсутствуют подготовленные специалисты по организации добровольной работы, вследствие чего эти учреждения не получают добровольческих ресурсов общества. Однако как в некоммерческом секторе, так и в государственных учреждениях социальной сферы уже сформировано понимание того, что координаторы и организаторы добровольцев должны иметь специальную подготовку. Подобная деятельность требует знаний технологий организации добровольной работы и навыков в области социальной работы, социального и некоммерческого менеджмента, специальной подготовки в области организации досуговой деятельности и клубной работы, организации массовых мероприятий, связей с общественностью и т.п. В некоммерческом секторе существует опыт разработки и реализации обучающих программ для руководителей некоммерческих организаций и организаторов добровольной работы, который целесообразно использовать. Однако для создания системы профессиональной подготовки кадров в области социального добровольчества этого явно недостаточно. Анализ развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге в течение последних трех лет подтверждает необходимость создания обучающих программ, обеспечивающих проведение данной деятельности на профессиональной основе, системной базе знаний и практического опыта. Деятельность по преодолению проблемы подготовки кадров следует начать с разработки первичной, оптимальной на сегодняшний день, модели программы обучения и методического обеспечения организации добровольной работы в социальной сфере. К началу практической реализации системы поддержки социального добровольчества на городском и районном уровнях ее учреждения должны быть укомплектованы квалифицированными кадрами в области организации добровольной работы граждан. Для этого необходимо разработать и поэтапно реализовать программу подготовки и переподготовки кадров в области привлечения и управления добровольческими ресурсами. Такую работу необходимо провести совместно с высшими учебными заведениями, центрами повышения квалификации кадров Санкт-Петербурга и общественными организациями, реализующими подобные обучающие программы для некоммерческих организаций. В дальнейшем разработка такой программы может быть включена в состав программ подготовки специалистов по социальной работе, специалистов в области государственного и муниципального управления, в области общественной, благотворительной, некоммерческой деятельности. 5.4. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области развития социального добровольчества Актуальная социально-экономическая ситуация, содержание и характер проводимых в Российской Федерации реформ предъявляют новые требования ко всем участникам процесса реформирования и развития социальной сферы. Решающим фактором, влияющим на стабильность и развитие общества, становится сотрудничество. От способности к общему видению проблем и путей их решения, способности к практическому взаимодействию органов государственной власти и управления, государственных и негосударственных организаций социальной сферы и жителей Санкт-Петербурга зависит качество жизни в Санкт-Петербурге. В процессе развития такого взаимодействия решающей является роль органов государственной власти Санкт-Петербурга. Эта роль предполагает прежде всего государственную поддержку социального добровольчества, такую как: включение социального добровольчества в приоритеты городской социальной рекламы; поощрение и стимулирование добровольцев и добровольческих организаций социальной сферы как на основе проведения профильных конкурсов в сфере добровольчества, так и на основе представления к наградам отличившихся добровольцев и добровольческих организаций; долевое участие, субсидирование и предоставление грантов устойчивым и эффективным добровольческим социальным программам и проектам; содействие информационному обеспечению добровольческой деятельности в средствах массовой информации в целях позитивного освещения добровольчества. Необходимо государственное стимулирование процесса разработки и реализации совместных добровольческих программ государственными и негосударственными организациями социальной сферы, программ, ориентированных на расширение социальной помощи и услуг населению посредством развития социального добровольчества. Это будет способствовать: дополнительному привлечению ресурсов в социальную сферу Санкт-Петербурга, в том числе внебюджетных средств; профессиональной ориентации населения Санкт-Петербурга, прежде всего молодежи, для занятости в социальной сфере; взаимному обучению и расширению видов обслуживания населения в различных учреждениях социальной сферы. В Санкт-Петербурге, как и в Российской Федерации в целом, на базе действующего регионального и федерального законодательства накоплен значительный опыт взаимодействия и партнерства органов государственной власти с общественными и некоммерческими организациями, созданными и работающими с участием добровольцев в таких сферах как социальная помощь нуждающимся группам населения, образование, здравоохранение, культура, молодежная политика, экология и др. Эффективность процесса дальнейшего развития добровольчества зависит как от уровня сотрудничества некоммерческих организаций между собой, так и от уровня взаимодействия некоммерческих организаций с органами государственной власти. При условии создания системы поддержки и стимулирования добровольчества последнее будет широко использоваться в реализации социальной политики, прежде всего в области социальной защиты населения и работы с молодежью. При этом рост эффективности добровольного труда достигается за счет предоставления всем слоям общества широких возможностей реализовывать свои индивидуальные и социальные потребности через квалифицированное управление как в организациях общественного сектора, так и в государственных учреждениях социальной сферы. Необходимо создать условия для преодоления проблем, связанных с деятельностью государственных учреждений, на базе которых осуществляется или может осуществляться добровольная работа и реализация добровольческих инициатив. Перспективным фактором для развития социального добровольчества является межотраслевое взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в таких сферах как социальная защита населения, молодежная политика, образование, культура, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение. В первую очередь необходимо разработать механизм информационного взаимодействия указанных субъектов правоотношений. Основанием и опорой для реализации такой стратегии служит политика Правительства Российской Федерации в части, касающейся определения приоритетных направлений развития организаций гражданского общества. Задача содействия развитию гражданского общества должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного характера. 5.5. Обеспечение системной поддержки молодежного добровольчества Важнейшим аспектом при создании системы стимулирования, поддержки и развития молодежного добровольчества должно стать внедрение в практику учебных заведений и молодежных организаций Санкт-Петербурга специальных разноуровневых просветительских и прикладных программ, направленных на вовлечение молодежи в общественную жизнь и участие в деятельности организаций социальной сферы. Такие программы должны предусматривать разработку и реализацию конкретных действий, стимулирующих интерес молодежи к добровольчеству. В целях использования добровольческого потенциала молодежи для развития социальной сферы Санкт-Петербурга необходимо: разработать и осуществить среднесрочную информационно-просветительскую программу для молодежи Санкт-Петербурга, ориентированную на информирование и мотивирование молодых людей к добровольческой деятельности в социальной сфере. Реализация программы возможна в форме факультативного курса в учебных заведениях, молодежных организациях и подростковых клубах; создать организационные условия для обеспечения возможности проведения практик учащихся средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга на базе организаций и учреждений социальной сферы. Рабочими механизмами для этого должны служить структурные элементы системы поддержки социального добровольчества городского и районного уровней; выявлять лучший практический опыт организации молодежного добровольчества в социальной сфере, содействовать его распространению и стимулировать повышение качества организации молодежной добровольной работы в социальной сфере, например посредством проведения районных и общегородских конкурсов; учитывать при разработке программы обучения и методического обеспечения по организации добровольной работы в социальной сфере опыт подготовки специалистов по организации добровольной работы молодежи в социальной сфере; осуществлять поддержку массовых молодежных добровольческих акций городского уровня, направленных на социально полезную деятельность; разработать механизм, позволяющий использовать добровольный труд молодежи в учреждениях социальной сферы. Использование молодежного добровольного труда в организациях и учреждениях социальной сферы Санкт-Петербурга позволит расширить их ресурсные и сервисные возможности. При этом участие молодежи в добровольном труде будет влиять на процесс ее воспитания, в частности: способствовать получению информации о социальной жизни Санкт-Петербурга, проблемах и нуждах населения, развитию жизненного опыта и повышению ответственности молодежи за будущее Санкт-Петербурга; пробуждать чувства сострадания, милосердия, заботы, воспитывать толерантность; развивать гражданское самосознание и предоставлять возможность получения навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач; стимулировать профессиональную ориентацию и профессиональное развитие, тем самым способствовать личностной устойчивости и социализации молодежи. Существующая международная и российская практика использования молодежных добровольческих ресурсов в социальной сфере подтверждает востребованность молодежного добровольчества и необходимость его поддержки и развития. 6. Принципы, механизмы и условия реализации Концепции В основе реализации Концепции лежит государственно-общественный принцип взаимодействия, в соответствии с которым максимально используется потенциал общественных объединений и некоммерческих организаций, органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также духовно-нравственный опыт и авторитет религиозных конфессий. Механизмами реализации Концепции являются: принятие нормативных правовых актов, направленных на создание системы поддержки добровольчества в Санкт-Петербурге на краткосрочный и среднесрочный периоды; разработка и утверждение планов мероприятий по реализации Концепции на соответствующие годы; проведение мониторинга процесса создания и деятельности инфраструктуры поддержки добровольчества на городском и районном уровнях; осуществление деятельности Координационного совета по взаимодействию с некоммерческими организациями, созданного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2005 N 2070; создание системы способов передачи полученных знаний и опыта между организациями и специалистами. Условиями реализации Концепции является наличие ресурсного обеспечения, включающего: финансовые ресурсы, предусматриваемые в бюджете Санкт-Петербурга; территориальные ресурсы, то есть определение местонахождения центра поддержки добровольческих инициатив и агентств добровольной помощи; имущественные ресурсы, в том числе разработку и подготовку обоснований и предложений для поиска помещений под размещение создаваемых центра поддержки добровольческих инициатив и агентств добровольной помощи; кадровые ресурсы, предусматривающие выявление имеющихся специалистов и подготовку кадров для организации работы добровольцев на основе разработки комплексных программ повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов и социальных работников; информационно-методические ресурсы, включающие сбор, классификацию и распространение информационных и методических материалов и технологий, формирование и подготовку сертифицированных групп специалистов - координаторов, консультантов, лекторов и тренеров в области добровольчества. 7. Заключительные положения Реализация Концепции позволит достичь следующих результатов: формирования целостной устойчивой общественно-государственной системы поддержки социального добровольчества; внедрения опыта организации добровольной работы негосударственных организаций в деятельность государственных учреждений социальной сферы; расширения спектра и объема социальной помощи и социальных услуг, предоставляемых населению Санкт-Петербурга, повышение их качества; повышения эффективности социальных программ и деятельности государственных и негосударственных организаций социальной сферы; повышения уровня общественной активности населения Санкт-Петербурга, вовлеченности граждан в решение социальных задач; активизации молодежи посредством вовлечения в общественную и профессиональную занятость в социальной и общественно-полезной сфере на основе добровольчества; совершенствования деятельности некоммерческих организаций и форм их взаимодействия с органами государственной власти в интересах социально-экономического развития и укрепления гражданского общества. В перспективе реализация Концепции будет способствовать: созданию возможностей для поэтапного увеличения притока добровольческих ресурсов в социальную сферу; снижению потребительского настроя граждан и социальной напряженности в обществе, а также повышению культурного уровня населения; воспитанию молодежи в духе гражданственности и заботы; формированию позитивного общественного мнения по отношению к социальной политике Санкт-Петербурга; снижению финансовых бюджетных затрат при расширении спектра и объема оказываемых социальных услуг и увеличению категорий и численности граждан, получающих эти услуги. Приложение N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 23.01.2008 N 45 План мероприятий на 2008-2009 годы по реализации Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| |N п/п | Наименование мероприятия | Срок | Ответственные | | | | исполнения | исполнители | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1. Формирование инфраструктуры и механизма поддержки социального добровольчества в | | Санкт-Петербурге | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1.1 |Проведение мониторинга потребностей | 2008 год |КТСЗН | | |государственных и негосударственных организаций | | | | |социальной сферы в добровольческих ресурсах | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1.2 |Анализирование потребности финансовых и иных | 2008 год |КТСЗН, КМПВОО, | | |ресурсов, необходимых для организации работы | |КЭРППТ | | |инфраструктуры поддержки социального | | | | |добровольчества | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1.3 |Разработка методических рекомендаций по | 2008 год |КТСЗН, КМПВОО, | | |организации деятельности инфраструктуры поддержки | |КРИОГВВОМС | | |добровольчества на городском и районном уровнях | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1.4 |Организация центра поддержки добровольческих | 2008 год |КТСЗН, КМПВОО, КУГИ | | |инициатив | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1.5 |Разработка критериев оценки и методики определения | 2009 год |КТСЗН, КМПВОО, | | |социально-экономической эффективности добровольной | |КЭРППТ | | |работы в социальной сфере | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 1.6 |Разработка механизма представления в центр | 2008 год |КТСЗН, КМПВОО, КЗ, | | |поддержки добровольческих инициатив информации о | |КО, КК, КФКС, КИС | | |потребности государственных учреждений социальной | | | | |сферы в добровольческих ресурсах | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 2. Создание системы профессиональной подготовки кадров | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 2.1 |Анализирование кадрового потенциала в | 2008 год |КТСЗН, КМПВОО, | | |Санкт-Петербурге для создания и развития | |КРИОГВВОМС | | |инфраструктуры поддержки социального | | | | |добровольчества | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 2.2 |Разработка программы подготовки и переподготовки | 2009 год |КТСЗН, КНВШ, КМПВОО | | |кадров в области организации добровольной работы в | | | | |социальной сфере | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 3. Совершенствование взаимодействия между различными субъектами правоотношений в области | | развития социального добровольчества | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 3.1 |Разработка примерного перечня услуг и видов работ, | 2008 год |КТСЗН, КМПВОО, КЗ, | | |предоставляемых на основе добровольной работы | |КО, КК, КФКС | | |граждан в государственных организациях социальной | | | | |сферы | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 3.2 |Разработка методических рекомендаций по | 2009 год |КТСЗН, КМПВОО, КЗ, | | |организации и использованию добровольного труда в | |КО, КК, КФКС | | |организациях социальной сферы | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 3.3 |Организация и проведение цикла семинаров и круглых |2008-2009 годы |КТСЗН | | |столов с руководителями некоммерческих организаций | | | | |по вопросам социального добровольчества | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 4. Обеспечение системной поддержки молодежного добровольчества | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 4.1 |Организация и проведение информационных кампаний |2008-2009 годы |КМПВОО | | |по развитию добровольчества в молодежной среде | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 4.2 |Проведение конкурса "Эффективное добровольчество" | Ежегодно |КМПВОО | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 4.3 |Оказание поддержки в организации и проведении | Ежегодно |КМПВОО, КТСЗН | | |молодежных акций и мероприятий "День молодежного | | | | |служения", "Весенняя неделя добра", "День | | | | |добровольцев" | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 4.4 |Оказание поддержки в организации и проведении | Ежегодно |КО | | |детско-юношеских акций и мероприятий "День | | | | |добровольного служения городу", "Посылка | | | | |солдату-земляку", "Память сердца - Вахта памяти", | | | | |"Зеленый пояс Славы - объект детской заботы" | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 4.5 |Разработка специальной комплексной программы для | 2009 год |КМПВОО, | | |подростковых и молодежных клубов | |администрации | | | | |районов | | | | |Санкт-Петербурга | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| | 4.6 |Организация и проведение цикла семинаров и круглых |2008-2009 годы |КМПВОО | | |столов с руководителями молодежных общественных | | | | |объединений по вопросам молодежного | | | | |добровольчества | | | |——————|———————————————————————————————————————————————————|———————————————|————————————————————| Принятые сокращения: КЗ - Комитет по здравоохранению КИС - Комитет по информатизации и связи КК - Комитет по культуре КМПВОО - Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями КНВШ - Комитет по науке и высшей школе КО - Комитет по образованию КРИОГВВОМС - Комитет по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга КТСЗН - Комитет по труду и социальной защите населения КУГИ - Комитет по управлению городским имуществом КФКС - Комитет по физической культуре и спорту КЭРППТ - Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|