Расширенный поиск

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 № 275

 
                    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
 
     от 28 марта 2012 года N 275
 

     О Концепции социально-
     экономического развития
     Санкт-Петербурга 
     до 2020 года

       (В редакции Постановлений Правительства Санкт-Петербурга
           от 01.03.2013 г. N 115; от 17.07.2013 г. N 500)
 

     Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т:
      
     1. Утвердить    Концепцию    социально-экономического    развития
Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Концепция) согласно приложению.
     
     2. Обеспечить в период 2012-2013 гг. разработку проекта Стратегии
социально-экономического  развития  Санкт-Петербурга на период до 2030
года   (далее  -  Стратегия),  отражающего  основные  согласованные  в
Концепции  направления деятельности Правительства Санкт-Петербурга. (В
редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г.
N 500)
     
     3.   Комитету   по   экономической   политике  и  стратегическому
планированию Санкт-Петербурга обеспечить: (В   редакции  Постановления
Правительства Санкт-Петербурга от 01.03.2013 г. N 115)
     
     3.1. Привлечение независимых  экспертов для  проведения оценки  и
анализа материалов, формируемых при разработке Стратегии.
     
     3.2. Разработку проекта Стратегии и его представление в 2013 году
на    рассмотрение   Правительства   Санкт-Петербурга.   (В   редакции
Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г. N 500)
     
     4. Признать   утратившим    силу   постановление    Правительства
Санкт-Петербурга    от     20.07.2007    N     884    "О     Концепции
социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года".
     
     5. Контроль   за    выполнением   постановления   возложить    на
вице-губернатора Санкт-Петербурга Вязалова С.Ю.
     
     
     Губернатор
     Санкт-Петербурга          Г.С.Полтавченко
 

                                                           
                                                            Приложение
                                         к постановлению Правительства
                                                      Санкт-Петербурга
                                                 от 28.03.2012   N 275
 

                                 КОНЦЕПЦИЯ
      социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года

       (В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга
                       от 17.07.2013 г. N 500)
 

     1. Социальный контракт - 2020: общественные обсуждения
     
     Концепция социально-экономического  развития Санкт-Петербурга  до
2020 года (далее - Концепция - 2020) является документом общественного
согласия,  подготовленным  по  итогам  проведенных  в  2010-2011   гг.
обсуждений  дальнейших направлений  развития  города. Концепция  носит
характер  социального  контракта  между  населением  и  Правительством
Санкт-Петербурга (далее - Правительство), суть которого заключается  в
том, что жители доверяют право распоряжения своими налогами, но вместе
с тем формулируют ожидаемые результаты. Ожидания населения и важнейшие
направления деятельности Правительства по их реализации сформулированы
на основе  предложений, высказанных  в  ходе дискуссий,  и положены  в
основу Концепции - 2020.
     
     Концепция -     2020    обсуждалась     с     бизнес-сообществом,
представителями  общественных   организаций  и  молодежных   движений,
ассоциациями  профессиональных  участников. Были  организованы  опросы
мнения населения посредством горячих линий и анкетирования. Обсуждение
документа  стало  более  важным  процессом,  нежели  формирование  его
содержания, поскольку только в ходе дискуссии возникает общее  видение
участников. Непосредственно в  подготовке приняло участие более  10000
человек. Концепция - 2020  активно освещалась на радио и  телевидении,
ей  были  посвящены   публикации  в  большинстве  печатных   городских
изданиях. Общий охват  населения Санкт-Петербурга средствами  массовой
информации составил более  2 миллионов человек. Финальное  голосование
было  организовано в  сети  Интернет  на основных  площадках  Twitter,
Vkontakte,   LiveJournal.  По   его   итогам  большинство   участников
проголосовали за  дальнейшее  развитие города  как глобального  центра
современной промышленности.
     
     Появление подобного    документа    в    сфере    стратегического
планирования развития города стало возможным по нескольким причинам:
     
     во-первых, возросли  бюджетные  возможности  города,  позволяющие
Правительству перейти  от политики финансирования  текущих расходов  к
реализации масштабных инвестиционных проектов;
     
     во-вторых, сформировались      различные     группы      активных
представителей  городского  сообщества,   имеющих  четкую  позицию   и
намерение участвовать в конструктивном диалоге с Правительством;
     
     в-третьих, появилась   организационная   возможность   проведения
общественных обсуждений на различных площадках.
     
     В  целях  практической  реализации ожиданий населения и детальной
проработки  важнейших  направлений  деятельности  Правительства  будет
разработана      Стратегия      социально-экономического      развития
Санкт-Петербурга   до   2030   года  (далее  -  Стратегия  -  2030)  с
привлечением   экспертов   в  соответствующих  областях,  подготовлены
изменения    в    Закон    Санкт-Петербурга   "О   Генеральном   плане
Санкт-Петербурга",  разработан прогноз макроэкономических показателей.
(В редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2013
г. N 500)
     
     2. Социальный контракт - 2020: ожидания населения
     
     2.1. Видение будущего
      
                     "В 2020 году Санкт-Петербург укрепит свои позиции
                 глобального города и войдет в рейтинг ведущих центров
                                           современной промышленности"
     
                                  Итоги голосования в социальных сетях
     
     Санкт-Петербург станет   наиболее   влиятельным   среди   городов
Северной   Европы.  Именно   здесь   транснациональные  и   российские
корпорации  разместят  свои  региональные  штаб-квартиры,  где   будут
создаваться современные  технологии и обеспечиваться  их внедрение  на
территории города.  Внимание мировой  общественности и  многочисленных
туристов будет привлечено  разнообразием происходящих на его  обширной
культурной  сцене   концертов,  театральных  премьер,   художественных
выставок,   кинопоказов,   танцевальных   представлений,    спортивных
мероприятий.  В  Санкт-Петербурге  планируется  проводить  мероприятия
общенационального и  мирового  уровня от  выставок всемирно  известных
художников   до   Чемпионата   мира  по   футболу   и   Международного
экономического форума.

     Санкт-Петербург станет лидером в  России по экспорту  современной
продукции промышленности  и научно-технических услуг.  В городе  будет
завершено    формирование    кластеров    в    сфере     судостроения,
автомобилестроения,        энергомашиностроения,         фармацевтики,
информационно-коммуникационных  технологий,  радиологии.   Предприятия
кластеров обеспечат  конкурентоспособность  промышленной продукции  на
открытых рынках и мобилизуют ключевой ресурс города - людей, способных
реализовать лидерские проекты, создать новые технологии и идеи.
     
     В Санкт-Петербурге   появятся  новые   интеллектуальные   отрасли
промышленности,  которые  займут  значимые  позиции  на  международных
рынках. Для этого в городе будут локализованы современные производства
и   созданы   центры  технологического   развития.   Лидеры   мирового
технологического  рынка  перейдут   от  первой  стадии  -   восприятия
Санкт-Петербурга как  интересного и  емкого  рынка и  второй стадии  -
инвестирования в локализацию производства к третьей стадии -  созданию
в Санкт-Петербурге новых технологий и новых продуктов.

     В Санкт-Петербурге  будет   сформирована  креативная  среда   для
самореализации   жителей.  В   город   будут  приезжать   студенты   и
квалифицированные специалисты из других регионов Российской  Федерации
и  из-за  рубежа,   поскольку  именно   здесь  будут  созданы   лучшие
возможности для  получения  образования европейского  уровня, а  также
последующего применения  своих профессиональных навыков  и талантов  в
промышленности. Санкт-Петербург будет открытым и толерантным для жизни
различных этнических, социальных и культурных групп.

     Город повысит свое место в международных туристических рейтингах.
Это будет  достигнуто  за  счет   использования  в  полной  мере   его
культурного потенциала,  формирования  новых туристических  маршрутов,
появления новых  экскурсионных программ, развертывания  инфраструктуры
гостеприимства.  Санкт-Петербург, наряду  с  Лондоном, будет  ключевым
центром притяжения туристических круизов в регионе бассейна  Северного
и Балтийского морей.

     Санкт-Петербург станет крупнейшим логистическим центром. В городе
разместятся ведущие   национальные   и   международные   операторы   и
перевозчики,  будут  созданы  новые  складские  мощности,  позволяющие
осуществлять перевалку  дорогих и сложных  грузов (контейнеров,  RO-RO
грузов   и   рефрижераторных   грузов).   Аэропорт   "Пулково"   будет
международным   авиационным   хабом   с   современным   аэровокзальным
комплексом. Возрастет количество направлений и объем авиаперевозок.
     
     2.2. Ограничения
     
                                 "В 2020 году Санкт-Петербург сохранит
                               внешний облик в сочетании с характерной
                                 стройностью его исторического образа"
     
                                  Итоги голосования в социальных сетях
     
     Укрепление позиций  города в  качестве  глобального центра  будет
проходить  в  соответствии   с  имеющимися  аутентичными   культурными
активами.  Санкт-Петербург  сохранит характерный  исторический  облик.
Новая  застройка в  историческом  центре  будет развиваться  с  учетом
обеспеченности   объектами   транспортной,   социальной,    инженерной
инфраструктур, а  также сложившейся архитектурной  традиции. Город  не
должен утратить особый "звуковой образ", такой как звуки Большой Невы,
пушечные выстрелы в  "адмиралтейский час" с Петропавловской  крепости,
игра курантов на Петропавловской колокольне и башне Городской Думы.
     
     3. Стартовые позиции
     
                          "В 2008 году Санкт-Петербург вошел в рейтинг
                          глобальных городов мира благодаря взвешенной
                                  экономической политике, которая дала
                                  возможность реализовать конкурентные
                             преимущества, сложившиеся в прошлые годы,
               и заложить фундамент для нового экономического подъема"
      
                           По данным исследовательского агентства GaWC
     
     Для Санкт-Петербурга 2000-е  годы стали десятилетием,  насыщенным
экономическими и социальными событиями, периодом реализации масштабной
программы перехода от политики сокращения расходов к стратегии  роста.
В город  пришли новые  предприятия, которые не  только обеспечили  его
представительство на крупных рынках,  но и сформировали новые  отрасли
современной   промышленности,    основную   доходную   базу    бюджета
Санкт-Петербурга. В результате валовой региональный продукт увеличился
на  55%, а  бюджет  Санкт-Петербурга  превысил  300 млрд.руб.  В  свою
очередь  это  позволило  добиться  роста  денежных  доходов  на   душу
населения более чем в 3,6 раза, а средней номинальной заработной платы
в два раза.

     В Санкт-Петербурге был развернут сектор автосборки и производства
автокомпонентов, который   совместно  с   аналогичными   предприятиями
Ленинградской   области    постепенно   перерастает   в    полноценный
автомобилестроительный кластер  (были открыты  заводы General  Motors,
Toyota, Nissan,  Hyundai, Scania,  Яровит Моторз, Man  и др.).  Только
легковых автомобилей в  2010 году в Петербурге  было собрано около  70
тыс. шт., а по заявленным планам к 2015 году должно быть собрано около
630-650 тыс.шт. при резко возрастающих показателях локализации и числе
занятых в рамках автокластера.

     В городе  фактически заново  и  на новом  технологическом  уровне
создается   фармацевтическая   отрасль.   На   сегодняшний   день    в
Санкт-Петербурге реализуется ряд проектов по созданию фармацевтических
производств,  в том  числе  таких  новых отечественных  компаний,  как
"Биокад",  "Герофарм", "Вертекс".  В  ближайшее время  будет  построен
завод швейцарской фирмы "Новартис" - всемирно известного производителя
фармацевтических средств.

     В Санкт-Петербурге    сформировалась    отрасль    информационных
технологий. Размещены R&D центры ведущих международных компаний, таких
как Microsoft,  EMC, Oracle, Intel,  Яндекс, Google,  Hewlett-Packard,
Motorola Mobility, EPAM,  LGSoftLab, Siemens,  T-Systems. В 2010  году
годовой  оборот ИТ-отрасли  составил  около  100 млрд.руб.  Более  25%
выручки   от   экспорта   всех  ИТ-компаний   России   приходится   на
Санкт-Петербург.

     Отдельные сектора  и  отрасли  петербургской  экономики  достигли
значимых по  объему и  качеству позиций на  национальных и  глобальных
рынках. Большой порт Санкт-Петербург обеспечивает более 10% экспортных
и   50%   импортных   морских   грузоперевозок   России,    количество
международных пассажироперевозок аэропорта "Пулково" увеличилось более
чем  в  2 раза  и  составило  около  6,7 млн.чел.  В  Санкт-Петербурге
сформировался второй  по  своим масштабам  в России  и  один из  самых
значительных  в Балтийском  макрорегионе  потребительских рынков,  при
этом  потребительская  сфера  по  своим  показателям  за  2000-е  годы
постепенно сблизилась  с европейской. В  городе разместились  всемирно
известные  торговые  сети,  начала  формироваться   дифференцированная
система  торговых  коридоров,  часть  из  которых,  например   Невский
проспект, входит в мировые рейтинги подобных зон торговли.

     Существенно усилилось геополитическое влияние города на  развитие
других регионов.  Город  успешно реализовал  в  2000-е годы  стратегию
"второй столицы".  В 2006  году Санкт-Петербург  принимал саммит  глав
государств   "Группы   восьми",  ежегодно   проводится   Международный
военно-морской салон, Петербургский международный инновационный форум,
Петербургский международный экономический  форум, в рамках которого  в
2011 году город  заключил соглашений на сумму  около 97 млрд.  рублей.
Число участников за последние три года выросло в 1,9 раза и  составило
4,7  тысяч  человек  из  более  чем  90  стран  мира.  На   территории
Санкт-Петербурга  размещены  и  работают  Межпарламентская   ассамблея
государств-участников     Содружества     Независимых      Государств,
Конституционный  Суд  Российской Федерации,  Государственный  комплекс
"Дворец Конгрессов", Президентская  библиотека имени Б.Н.Ельцина,  ряд
других международных и федеральных организаций.

     Возросла привлекательность    города     для    проживания.     В
Санкт-Петербург стали  приезжать  до 60  тыс.чел.  ежегодно из  других
регионов  России  и  из-за  рубежа, в  то  же  время  отток  населения
сократился и  составил менее  30 тысяч  человек ежегодно.  Численность
населения увеличилась по  сравнению с 2003 годом  на 244,4 тыс.чел.  и
составила на начало 2011 года 4868,5 тыс.чел.
     
     4. Препятствия и последствия развития города
          
                          В ходе укрепления позиций глобального центра
                            Санкт-Петербург столкнется с препятствиями
                                        ухудшающейся городской среды и
                                                демографического спада
     
     Санкт-Петербург обладает     дорогим     и     престижным,     но
малофункциональным  историческим  центром.  Одновременное   совмещение
культурно-развлекательной,   туристической,   деловой,   торговой    и
коммуникационной  функций  в  центре города  приводит  к  значительной
перегруженности,  росту  затрат   на  текущее  содержание.   Снижается
эффективность использования его территории,  которая в полной мере  не
удовлетворяет запросы на  формирование современной политики в  области
использования  архитектурно-исторического  наследия,  по  отношению  к
которому   преобладает   логика  "музеификации"   объектов   культуры.
Имеющееся   пространство   для  приема   туристов   не   соответствует
культурно-историческому потенциалу  Санкт-Петербурга,  что приводит  к
сокращению длительности пребывания и мотивации к повторным посещениям.

     В долгосрочной   перспективе   возрастает   риск   "трущобизации"
отдельных  кварталов  центральной  части  города,  а  также  нарушения
традиционных  форм  застройки.  Исторический  центр  Санкт-Петербурга,
являясь мировым  памятником архитектуры,  изначально планировался  как
территория  регулярной   застройки,  рассчитанная   на  другой   объем
постоянно проживающего населения, иные транспортные и пассажиропотоки.
В   настоящий   момент   в   четырех   центральных   районах    города
(Адмиралтейском,   Василеостровском,  Петроградском   и   Центральном)
сконцентрировано до 40 тысяч коммунальных квартир (39% от общего числа
в городе), 1700 многоквартирных домов не имеют горячего водоснабжения,
более 60% жилищного фонда  имеет физический износ, превышающий 30%,  в
том числе более 1 тысячи зданий - деревянными перекрытиями.

     В Санкт-Петербурге  сформировался   ряд  дисбалансов,   снижающих
эффективность   городского   хозяйства  по   сравнению   с   основными
конкурентами. Периферийная зона стареющей жилой застройки, сложившаяся
преимущественно в 1970-80-е годы,  а также территории новой  застройки
(1990-2000-х гг.), "растягивают" город и связанную с ним инженерную  и
социальную инфраструктуру.  Город  рискует в  перспективе стать  более
расточительным и дорогим  для любой  масштабной деятельности и  просто
жизни, чем его основные глобальные конкуренты.

     Периферийная зона обладает низкой привлекательностью для жизни  и
работы, прежде всего "креативного класса". Микрорайонный тип застройки
блокирует развитие  территории. Улицы  используются исключительно  для
перемещения  людей  в  пространстве и  не  выполняют  важных  функций,
связанных   с   мобильной   торговлей,   предоставлением   бытовых   и
культурно-развлекательных   услуг.  В   Санкт-Петербурге   отсутствует
эффективная  система подцентров,  где  формируются рабочие  места  для
жителей  районов и  стягивается  активность горожан.  Практически  вся
индустрия отдыха  и  развлечений сосредоточена  в историческом  центре
города.  В повседневной  жизни  это  стало  начало приводить  к  росту
автомобилизации  и  дефициту  столь  востребованных  новым  поколением
горожан современных форматов публичных пространств.

     В Санкт-Петербурге  не  сформирован  центральный  деловой  район,
характерный для всех современных мегаполисов. Это создает сложности  с
принятием городом  офисов  глобальных компаний  (как  головных, так  и
региональных штаб-квартир),  следовательно,  не способствует  развитию
пассажирских коммуникаций, росту  сложных деловых услуг,  формированию
рынка труда с современными квалификациями. Более 40% офисных  площадей
сосредоточено  в  Центральном,  Петроградском  и  Приморском   районах
Санкт-Петербурга.

     Низкая транспортная связанность  и  доступность различных  частей
Санкт-Петербурга  приводят к  транспортной  перегрузке практически  по
всей  территории  и  росту  затраченного  на  перемещение  времени.  В
Нью-Йорке средняя скорость автомобильного движения составляет более 39
км/час, в Сеуле - 38 км/час,  тогда как в Санкт-Петербурге - менее  27
км/час.  Это   означает,   что  в   ближайшем   будущем  город   будет
конкурировать  по  данному   показателю  не  с  ведущими   глобальными
центрами,  а   с  такими   городами  как   Сан-Паулу,  Мехико-Сити   и
Йоханнесбург.

     Экономическое процветание  Санкт-Петербурга в  перспективе  будет
определяться  миграционной   составляющей.  Город   входит  в   период
существенного увеличения  численности  жителей, достигших  пенсионного
возраста, а также низкого уровня рождаемости. Демографическая нагрузка
(количество  детей  и  пенсионеров  на  1000  человек  трудоспособного
населения)  в  период с  2003  по  2010  год увеличилась  на  6,8%.  В
соответствии с официальным прогнозом Петростата, указанный  показатель
к 2020 году возрастет еще на 37%  и составит 827,1 чел. К 2020 году  в
Санкт-Петербурге будут  проживать более 1,4  миллиона лиц  пенсионного
возраста  при   одновременном  снижении  численности   трудоспособного
населения. В ближайшей перспективе сохранение социального  обеспечения
старшего поколения на прежнем уровне потребует опережающего увеличения
выплат.  Основной   источник,   способный  компенсировать   сокращение
численности трудоспособного населения,  - это привлечение в  экономику
людей из других регионов России  и из-за рубежа, способных к  созданию
новых идей и технологий, а также нового креативного содержания.
          
                                       Глобальные центры предоставляют
                                       более разнообразные возможности
                              для самореализации, тем самым становятся
                                         привлекательными для граждан.
                            Санкт-Петербург столкнется с последствиями
                                    миграционного притока, в том числе
                                  с увеличением концентрации носителей
                                различных культурных традиций, уровней
                              образования, профессиональной подготовки
     
     Санкт-Петербург может  столкнуться  с  социальной   фрагментацией
общества и утратой самобытности  культурной среды города. Уже  сегодня
наряду с Москвой  Санкт-Петербург является  лидером по числу  трудовых
мигрантов из-за рубежа (в 2010 году выдано более 180 тысяч  разрешений
на работу иностранцев).  Ежегодный миграционный  прирост (на 30  тысяч
человек ежегодно) компенсирует естественную убыль коренного  населения
и позволяет  городу продолжать  развитие. В то  же время  в городе  не
создана   среда  для   адаптации   трудовых  мигрантов   и   приезжих.
Периферийные районы обладают  низким уровнем толерантности и  духовной
идентичности населения. Здесь  не сформированы характерные для  многих
городов  креативные   кварталы.  В  целом   креативная  индустрия   не
фиксируется   статистически   и   не  входит   в   число   приоритетов
экономической и культурной политики. Дефицит публичных пространств для
общения  жителей  и  проведения  совместных  мероприятий  приводит   к
изоляции населения и росту социальной напряженности.
     
     5. Социальный  контракт  -   2020:  пять  важнейших   направлений
деятельности Правительства
     
     5.1. Главная цель Правительства
          
                               Содействуя становлению Санкт-Петербурга
                                        глобальным центром современной
                               промышленности, обеспечить консолидацию
                        населения вокруг традиционных ценностей города
     
     Успех в  реализации  ожиданий населения  относительно  укрепления
позиций   Санкт-Петербурга   как   глобального   города   определяется
способностью Правительства преодолеть стоящие на этом пути препятствия
и   последствия   развития.  Важнейшими   направлениями   деятельности
Правительства  являются  городская  среда  и  транспорт,  образование,
здравоохранение, экология, культура.

     Критерием эффективности  выполнения  предполагаемых  мер   станет
достижение  консолидации  вокруг  традиционных  ценностей  города.  По
утверждению Д.С.Лихачева,  культура  Санкт-Петербурга всегда  обладала
европейским характером со всеми европейскими ценностями:
     
     личностный характер города;
     
     универсализм;
     
     восприимчивость к другим культурам;
     
     терпимость к чужим убеждениям;
     
     свобода;
     
     открытый выход в Европу и свободный вход в город.
     
     Помимо ментальных   ценностей,   в   Санкт-Петербурге   есть   их
материальное воплощение -  историческая застройка города. Бережное  ее
сохранение   и  восстановление   должно   стать  доминирующей   идеей,
объединяющей население, наряду с сохранением культурной традиции.
     
     Консолидация населения - это формирование:
     
     общего города - сохраненного культурного наследия;
     
     общего дома - комфортно застроенного и транспортно связанного;
     
     общих ценностей - сформированных культурой и образованием.
     
     5.2. Городская среда и транспорт
          
                                   В целях сохранения и восстановления
                                 исторического центра Санкт-Петербурга
                          предполагается не допустить возведения новых
                               объектов, нарушающих традиционные формы
                                 застройки, снизить влияние процессов,
                               связанных с автомобилизацией населения,
                            значительной перегруженностью выполняемыми
                               функциями, а также провести мероприятия
                                по сохранению центральной части города
     
     В историческом  центре  Санкт-Петербурга  основными   участниками
движения  станут  пешеходы  и городской  пассажирский  транспорт.  Для
организации транспортного обхода центра будут созданы новые  переправы
через р.Неву и ее протоки, завершено формирование системы  набережных.
Предстоит  также  упорядочить  пространство  для  парковки:   оставить
автомобиль на дорогах центра  города будет возможно только на  платной
основе. Улицы, традиционно привлекательные для передвижения жителей  и
туристов,  будут  подготовлены  под  пешеходные  территории,  а  также
велосипедные  дорожки  со  специально  оборудованными  парковками  для
велосипедов. При строительстве и реконструкции не будут использоваться
материалы,  вызывающие   дискомфорт  при   передвижении  людей,   как,
например, тротуарная плитка. Предстоит также осуществить реконструкцию
тротуаров  в  соответствии со  сложившейся  интенсивностью  пешеходных
потоков, в том числе провести их расширение.

     В исторической  части города  не  будет возникать  уплотнительная
застройка,   она  сохранит   за   собой  преимущественно   культурную,
туристическую и  жилую  функцию с  одновременным размещением  объектов
коммунально-бытового назначения.  В  то же  время  центр города  будет
постепенно  освобождаться  от выполнения  деловой  и  административной
функции.   Аппарат    управления   органов   государственной    власти
Санкт-Петербурга будет переведен в деловой квартал.

     Существующие в  настоящий  момент  в  исторической  части  города
предприятия "старой"  промышленности, будут  постепенно выводиться  за
его пределы, а высвободившиеся территории планируется использовать для
размещения  парков,   садов,  скверов.   Для  этого   Санкт-Петербургу
предстоит решить проблему  нехватки свободных  площадей за счет  более
эффективного и компактного  расселения за пределами центральной  части
города,  а  также  вовлечения в  хозяйственный  оборот  новых  земель,
используя   современные   технологии   намыва   территорий,   развития
городов-спутников.  В  Санкт-Петербурге  будет  проведена  комплексная
реставрация центральной  части города на  основе бережного  сохранения
этого единственного в своем роде и совершенного воплощения европейской
идеи регулярного  города, гармонизированного  с ландшафтом.  Памятники
исторического наследия сохранят подлинность, утраченные элементы будут
восстановлены  строго  по  архивным  материалам.  В  целях   избежания
трущобизации центра и утраты  его исторического облика в городе  будут
проведены   комплексные   реставрационные   работы,    отремонтированы
инженерные системы  жилого  фонда с  высоким  коэффициентом износа,  а
также приведена в порядок коммунальная инфраструктура. В новых районах
города также появятся оригинальные здания и сооружения, которые смогут
претендовать на то, чтобы стать архитектурным наследием в будущем.
     
                                     Санкт-Петербургу будет возвращена
                                 свойственная ему организация уличного
                                 пространства и проведена модернизация
                              городской среды под образ жизни и работу
                               "креативного класса". В городе не будут
                            образовываться новые зоны низкого качества
                                   жилья, где сосредоточено наибольшее
                                    количество коммунальных и частично
                                               благоустроенных квартир
     
     Основными элементами     модернизации    периферийных     районов
Санкт-Петербурга и повышения  их привлекательности выступят  изменения
соотношений  между публичными  и  приватными  зонами. В  городе  будет
преобладать  квартальная  застройка  над  микрорайонной.  Улицы  будут
перестроены  за  счет  использования первых  этажей  зданий  и  смогут
совмещать функции сферы услуг и торговли, образуя тем самым  "торговые
коридоры", максимально приближенные к покупателю и потребителю. Каждый
дом по  возможности будет  иметь  выход на  городскую улицу,  а не  на
проезжую  часть,   при  этом  публичные,   приватные  и   коллективные
пространства будут четко разделены.

     Пространственная организация    города   будет    строиться    на
"полицентрической"  основе,   предполагающей   закрепление  за   одной
территорией  нескольких  функций и  недопущение  появления  территорий
монофункций  (например,  "спальных"  районов).  Жилые  кварталы  будут
обладать  комплексностью и  самостоятельностью  для жизни  и  удобного
передвижения  людей. В  районах  города будет  завершено  формирование
инфраструктуры, позволяющей жителю получить доступ ко всем необходимым
услугам, не покидая места проживания.

     Развитие периферийных  районов  города  будет  осуществляться  на
принципах  гражданского  равенства   и  культурного  разнообразия.   В
Санкт-Петербурге не будут возникать отдельные кварталы для  малоимущих
горожан, для  приезжающих мигрантов и  т.д. Комплексная  реконструкция
домов и занятых ими территорий ("зон реновации"), застроенных типовыми
многоэтажными  домами серий  1960-1970-х  годов, будет  сопровождаться
формированием жилья  различного уровня и  передачей инвесторами  части
площадей в  объектах  нового строительства  под  социальную функцию  в
качестве инвестиционных условий.

     В Санкт-Петербурге  будет  сформирован  современный   центральный
деловой квартал  за пределами исторической  части города.  Центральный
деловой квартал сможет снизить нагрузку на историческую часть  города,
а также выступит  катализатором освоения  и повышения стоимости  новых
территорий.  Формирование квартала  может  быть организовано  в  зонах
"Лахта",  "Пулково"  и  других  территориях,  обладающих   необходимой
транспортной доступностью и инженерной инфраструктурой.
          
                            Горожане смогут пользоваться мобильностью,
                             которая позволит выбрать подходящий режим
                              деятельности, не теряя удовольствия жить
                                                    в Санкт-Петербурге
     
     Повышение транспортной связанности периферийных зон города  между
собой   и  историческим   центром   станет  результатом   формирования
современной сети скоростных дорог и магистралей непрерывного движения.
Для  улучшения  связи  с  центром  необходимо  обеспечить   соединение
кольцевой  автодороги  с Западным  скоростным  диаметром,  реализовать
проект строительства широтной скоростной дороги с мостом через  р.Неву
в   створе  улиц   Фаянсовая   -  Зольная,   сформировать   магистрали
непрерывного движения по правому  берегу р.Невы и р.Б.Невки.  Создание
дополнительных широтных дуговых магистралей, проведение  реконструкции
наиболее напряженных транспортных узлов и строительство путепроводов в
зонах  пересечения  с  железнодорожными переездами  и  водными  путями
позволит жителям быстро перемещаться между районами города.

     В часы пик, особенно в весенне-летний период, не останется пробок
на въезд и выезд из города. Для этого предстоит провести реконструкцию
Приморского шоссе,   автодороги   М-20  "Санкт-Петербурга   -   Киев",
автодороги М-11 "Нарва",  а также завершить строительство  продолжения
Софийской   улицы    до   Московского    шоссе,   промышленной    зоны
"Металлострой".

     Самым быстрым  и  удобным  способом добраться  до  места  работы,
учебы, развлечений и  отдыха станет  общественный транспорт, в  первую
очередь - метрополитен и трамвай.  В городе появятся новые маршруты  и
остановки,  будут   созданы  дополнительные   выделенные  полосы   для
общественного   транспорта,   а   также   внедрены    интеллектуальные
транспортные системы.  Обновление подвижного  состава новыми  моделями
техники, а также адаптация улиц и дорог позволят людям с ограниченными
возможностями  удобно  перемещаться  в  городском  пространстве.   Для
удобства горожан, а также гостей Санкт-Петербурга, предстоит запустить
новый вид скоростного сообщения, связывающий центр города с  объектами
внешнего транспорта, такими как аэропорт "Пулково".
     
     5.3. Образование
     
     Ведущие вузы  Санкт-Петербурга  укрепят  лидирующие  позиции   на
международном уровне. Предстоит увеличить объем научных исследований и
последующего внедрения  их результатов на  отечественных и  зарубежных
предприятиях. Основным элементом  такой коммерциализации станут  вновь
создаваемые   с  участием   студентов,   аспирантов,  молодых   ученых
высокотехнологичные     компании.     Образовательная     деятельность
университетов    будет   характеризоваться    высокой    академической
мобильностью студентов и преподавателей (выезд за границу  собственных
профессоров и студентов,  приглашение зарубежных, практика смены  мест
учебы и  работы в  вузах).  Возрастет объем  подготовки кадров  высшей
квалификации,      что      будет      способствовать       омоложению
профессорско-преподавательского состава вузов.

     Для получения  или  продолжения профессионального  образования  в
город  будет  приезжать  из  других регионов  России,  а  также  стран
ближнего и дальнего зарубежья талантливая молодежь. При этом студенты,
аспиранты  вузов будут  обеспечены  местами в  современных  комфортных
общежитиях, находящихся в черте города.

     В целях  улучшения  профессиональной  подготовки  и  последующего
трудоустройства специалистов (в  первую очередь, наукоемких  отраслей)
будет   сформирована   сеть   крупных   образовательных    комплексов,
объединяющих высшее и среднее профессиональное образование. Для  этого
будет расширено участие  представителей реального сектора экономики  в
формировании   и   реализации   учебных   программ   профессионального
образования,  разработана  система  участия  работодателей  в   оценке
качества подготовки выпускников через их профессиональные  ассоциации.
В  Санкт-Петербурге  будет создана  эффективная  система  непрерывного
образования, предоставляющая возможности выбора родителями для  своего
ребенка  образовательного   учреждения,  начиная   с  дошкольного   до
профессионального образования.

     Научные организации Санкт-Петербурга увеличат количество  научных
исследований и разработок по приоритетным направлениям развития  науки
и  техники. Предстоит  обеспечить  сохранение научных  школ,  привлечь
молодежь в  науку,  обновить парк  исследовательского оборудования,  а
также реализовать ряд инновационных проектов.

     В Санкт-Петербурге  будут созданы  социальные  лифты для  молодых
перспективных людей, которые позволят начать профессиональную  карьеру
на  крупных промышленных  предприятиях  и их  научно-исследовательских
подразделениях.
     
     5.4. Здравоохранение
     
     Санкт-Петербург предоставит  лучшие возможности  для  продолжения
трудовой  деятельности и  участия  в жизни  общества  после выхода  на
пенсию. В городе появятся центры повышения компьютерной грамотности  и
адаптации  к современным  средствам  коммуникации старшего  поколения.
Будут созданы специальные рабочие места, позволяющие устанавливать для
таких граждан особый  режим труда и  отдыха, или возможность  работать
дистанционно. Получат развитие специальные клубы для пожилых  граждан,
позволяющие избежать одиночества и разобщенности, а также начать вести
активную социальную и творческую жизнь.

     В Санкт-Петербурге будет ликвидирован  один из главных  барьеров,
препятствующих  занятости  пенсионеров  -  ухудшающееся  состояние  их
здоровья.  Система   ранних   диагностических  обследований   позволит
увеличить  период  трудоспособности  населения,  снижая  экономические
потери   города   за  счет   непрерывного   восстановления   трудового
потенциала. Популяризация здорового  и спортивного образа жизни  среди
жителей города будет  способствовать сохранению и укреплению  здоровья
на протяжении долгих лет.

     Каждый житель города сможет  добраться до современных  спортивных
сооружений и мест занятия физкультурой и спортом, затратив не более 10
минут. В каждом районе  будут созданы современные объекты для  занятия
популярными  среди  молодежи   видами  спорта,  такие  как   хоккейные
площадки, объекты  для занятий скейтбордингом  и скалолазанием,  новые
футбольные  поля.   Указанные  меры   будут  способствовать   снижению
классовой разобщенности молодежи за счет развития личностных навыков и
умений, которые не зависят от уровня достатка семьи.

     Снижение уровня потребления табака и, в первую очередь,  снижение
негативного воздействия на здоровье населения пассивного курения будет
способствовать  увеличению  продолжительности жизни  горожан  и  росту
трудоспособности. В Санкт-Петербурге  наряду с  запретом на курение  в
общественных   местах   (кинотеатрах,  театрах,   ресторанах,   барах,
транспорте,  учреждениях  здравоохранения и  образования)  существенно
возрастут штрафы не только для владельцев помещений, которые допускают
курение на своей территории, но и для самих курильщиков. Это подвигнет
собственников помещений к обустройству специально отведенных мест  для
курения. Будет вестись  активная работа  по распространению знаний  об
опасности табака,  введен  категорический запрет  на рекламу  табачных
изделий.
     
     5.5. Благоустройство
     
     Санкт-Петербург увеличит  количество  парков,  садов,  скверов  и
открытых  водоемов   и  достигнет  по   площади  зеленых   насаждений,
приходящихся   на    1   жителя,    уровня   Лондона.    Правительство
Санкт-Петербурга  будет резервировать  городские  территории, а  также
использовать существующие, в отношении  которых в настоящий момент  не
разработаны  проекты комплексного  освоения,  для пополнения  зеленого
фонда. В этих же целях будет проведена оценка необходимости реализации
отдельных   инвестиционных   проектов   на   городских    территориях.
Обязательным  условием   при  строительстве   новых  объектов   станет
озеленение территории, сопоставимой по размерам с площадью  размещения
объекта.  Земли,  занятые  в настоящий  момент  предприятиями  "старой
промышленности", будут постепенно  освобождаться и использоваться  для
формирования зеленых зон.

     Будет реализована      экологическая      политика       развития
Санкт-Петербурга в направлении "чистый город". В качестве первого шага
в данном направлении Санкт-Петербург избавится от  несанкционированных
свалок.  Как  и  любой  мегаполис  мира,  город  ежедневно  производит
значительный объем  твердых бытовых и  промышленных отходов.  Основные
полигоны, используемые для их захоронения, в ближайшее время исчерпают
остаточную емкость. Предстоит создать новые мощности для  переработки,
осуществить переход к раздельному  сбору и утилизации отходов. Во  все
сферы  деятельности будут  внедрены  технологии, снижающие  негативный
эффект  на экологию  региона,  в  том числе  технологии  возобновления
ресурсов, содержащихся в отходах.
     
     5.6. Культура
     
     Формирование дружественной  атмосферы в  каждом  районе города  в
соответствии  с традиционными  ценностями  Санкт-Петербурга создаст  в
сознании жителей чувство сопричастности  к его настоящему и  будущему.
Будут внедрены  решения по  городскому дизайну  и развитию  публичного
искусства, созданы объекты  Public-art и тематические городские  зоны.
При планировании развития жилых кварталов будет предусмотрено создание
специальных  площадей  и   общественных  пространств  для   проведения
локальных праздников и ярмарок, встреч и общения людей. При содействии
бюджета  города  получат  поддержку частные  музеи,  проекты  создания
парков развлечений для детей и другие инициативы.

     Сохранение бесценного  культурного  наследия  Санкт-Петербурга  и
самого   города  как   градостроительного   феномена  будет   гарантом
формирования имиджа города на  глобальных рынках в качестве одного  из
самых    притягательных    для    туристов.    Создание    комфортного
социокультурного пространства будет обеспечено открытием в центральной
части города  и  местах, традиционно  вызывающих  интерес у  туристов,
специализированных информационных офисов. Получит развитие  событийный
туризм.  Будут сформированы  новые  центры туристического  притяжения,
эксплуатирующие  не   столько  имперское  наследие   Санкт-Петербурга,
сколько его  креативные  возможности настоящего  времени. Этому  будет
способствовать создание новых  и развитие уже существующих  креативных
пространств, таких как кварталы Васильевского острова (там уже сегодня
существуют  центры  современного искусства),  лофт-проекты  Лиговского
проспекта,   некоторые  зоны,   прилегающие   к  Невскому   проспекту,
промышленные зоны Обводного канала и т.д.

     В городе будет реализована практика приглашения молодых  деятелей
искусства из разных стран. Для этого будут созданы новые международные
центры,  на  базе   которых  будут  проводиться  выставки   начинающих
художников,   дизайнеров,   архитекторов   и   других   представителей
креативного  класса. Указанные  меры  будут способствовать  укреплению
толерантности молодежи и популяризации современных видов искусства.
     
     6.   Стратегия   -   2030:   переход  к  реализации  (В  редакции
Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г. N 500)
     
     Стратегия  -  2030  позволит  Правительству  перейти к реализации
положений  Концепции  -  2020,  в  которой отражены ожидания населения
относительно   будущего   развития   города.   Важнейшие   направления
деятельности Правительства будут дополнены практическими мероприятиями
со  сроками исполнения, показателями и объемами финансирования и будут
осуществляться   на  основе  документов  краткосрочного  планирования,
включающих отраслевые политики по всем сферам социально-экономического
развития города. Разработка Стратегии - 2030 будет завершена по итогам
работы    специально   созданных   экспертных   групп.   (В   редакции
Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г. N 500)

     Организационные  преобразования  в работе Правительства обеспечат
успешное  выполнение  ожиданий  населения.  В  этих целях будет создан
совещательный  орган, отвечающий за координацию и оценку эффективности
работы  ведомств города по реализации основных направлений Концепции -
2020.  Контроль  и  мониторинг выполнения мероприятий Стратегии - 2030
будет осуществляться с привлечением различных групп общественности. (В
редакции Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2013 г.
N 500)

     Концепция - 2020 является результатом совместной работы населения
и Правительства,   поэтому   внесение  актуальных   изменений   должно
проводиться с учетом мнения большинства.
 

Информация по документу
Читайте также