Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Псковской области от 16.11.1998 № 809-р

 

                  АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16.11.1998 N 809-р

Об утверждении планирующих документов
по вопросам гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 1999 год

     В  целях своевременного и организованного начала учебного года
в   системе   гражданской   обороны,  предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных  ситуаций, качественной подготовки органов управления,
руководящего  и  командно-начальствующего  состава, личного состава
невоенизированных  формирований  и  населения области к действиям в
чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени:
     1. Утвердить:
     1.1.  План  основных мероприятий Псковской области по вопросам
гражданской   обороны,  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций на 1999 год.
     1.2.   Организационно-методические   указания   по  подготовке
органов  управления  и  сил  Псковской  областной подсистемы единой
государственной  системы  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 1999 год.
     1.3.   План   комплектования  учебно-методического  центра  по
гражданской  обороне  и  чрезвычайным ситуациям Псковской области и
курсов  гражданской  обороны  г.Великие Луки контингентом обучаемых
на 1999 учебный год.
     1.4.    Перспективный    план    подготовки   руководящего   и
командно-начальствующего  состава  в  УМЦ по ГО и ЧС и на курсах ГО
на 1999-2004 годы.
     2.  Мэрам  городов  Пскова  и  Великие  Луки,  главам районов,
начальникам   гражданской   обороны  областных  служб,  управлений,
объединений   и   учреждений  в  10-дневный  срок  после  получения
организационно-методических   указаний  по  подготовке  гражданской
обороны  на  1999  год  разработать,  согласовать  в  установленном
порядке  и  утвердить  свои  планирующие  документы  по гражданской
обороне,  предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1999
год.
     3.  Контроль  за выполнением настоящего распоряжения возложить
на Главное управление по делам ГО и ЧС области.


     И.о.Главы Администрации области          А.П.Копосов


                                             Утверждены
                                распоряжением Администрации области
                                от 16.11.1998 г. N 809-р

               ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    по подготовке органов управления и сил Псковской областной
    подсистемы единой государственной системы предупреждения и
           ликвидации чрезвычайных ситуаций на 1999 год

     Подготовка    по   гражданской   обороне,   предупреждению   и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  в  1998  году  осуществлялась в
соответствии  с  Планом,  утвержденным  распоряжением Администрации
области   от  2  декабря  1997  года  N  755-р,  и  Организационно-
методическими  указаниями начальника Северо-Западного регионального
центра МЧС России.
     Основные    задачи    по   подготовке   гражданской   обороны,
предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  в  1998 году
выполнены в полном объеме.
     Лучше  они решались в г.Пскове - НГО Прокофьев А.В., начальник
управления  ГОЧС  -  полковник  Воробьев В.Б.; г.Великие Луки - НГО
Мигров  А.А.,  начальник управления ГОЧС подполковник Лычаков А.Н.;
районах:  Бежаницком  -  НГО  Трофимов  А.Я., начальник отдела ГОЧС
Трофимов  Н.Д.;  Гдовском - НГО Антипов В.Я., начальник отдела ГОЧС
Яковлев  В.Я..  Дедовичском - НГО Гуйдо Д.Д., начальник отдела ГОЧС
Шарипов  Н.К.,  Дновском  - НГО Груздов Н.А., начальник отдела ГОЧС
Гриченко  Л.С., Печорском - НГО Монтаровский А.А., начальник отдела
ГОЧС  Урунбаева Л.С.; Псковском - НГО Иванов Е.К., начальник отдела
ГОЧС  Лапенков  С.В.;  Пустошкинском  -  НГО Зенков М.А., начальник
отдела   ГОЧС   Саваль  Я.Э.;  Пушкиногорском  -  НГО  Жуков  А.В.,
начальник  отдела  ГОЧС  Яковлев  Н.И.; службах ГО: снабжения ГСМ -
начальник  службы  Исаков  В.Б.,  начальник  штаба  -  Лузин  А.М.;
энергетики  и  светомаскировки  -  начальник  службы  Сойгин  В.Ф.,
начальник штаба ГО - Широков А.Е.
     Вместе  с  тем,  при  организации  подготовки  по  гражданской
обороне,  предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций имелись
недостатки,  не  позволившие выполнить задачи на высоком уровне и с
требуемым качеством.
     Основными из них следует считать:
     -  недостаточный  уровень  подготовки органов управления и сил
территориальных  звеньев  городов  и  районов  областной подсистемы
РСЧС  к  практическим  действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и
военного времени;
     -  снижение  качества  подготовки  и  обучения  руководящего и
командно-начальствующего состава в районах;
     -  снижение требовательности органов местного самоуправления к
руководителям   потенциально-опасных   объектов,   не   выполняющих
требования    закона    "О    промышленной   безопасности   опасных
производственных объектов";
     -  отсутствие  чрезвычайных  фондов  материальных ресурсов - в
Дедовичском,    Локнянском,   Опочецком   и   Палкинском   районах,
финансовых ресурсов в Пустошкинском районе;
     -  дальнейшее  снижение уровня оснащенности органов управления
и  сил  ГО  современными  техническими  средствами для эффективного
проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
     В   целях   повышения  готовности  органов  управления  и  сил
областной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях -

                            ПРЕДЛАГАЮ:

     Главной   задачей   на   1999  год  по  подготовке  в  области
гражданской   обороны,  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  считать  обеспечение готовности органов управления, сил и
средств   гражданской   обороны   и  областной  подсистемы  РСЧС  к
действиям  по  предназначению, подготовку населения к действиям при
возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
     Начальникам  гражданской  обороны,  председателям  комиссий по
чрезвычайным ситуациям всех уровней:
     1.   Обеспечить   в   администрациях,  службах,  объединениях,
управлениях,   на   объектах   экономики,   в   сельских  волостях,
акционерных    обществах,    корпорациях    реализацию   требований
Федеральных   законов   "О   защите   населения   и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного  характера", "О
гражданской  обороне",  Постановления  Правительства  РФ  "О единой
государственной  системе  предупреждения  и ликвидации чрезвычайных
ситуаций"  от 5.11.95 г. N 1113, Закона Псковской области "О защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного    характера"    и    Закона    "Об   административной
ответственности  за  нарушение  законодательства  области  о защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций".
     2.  Поддерживать  готовность  органов  управления  и сил служб
гражданской   обороны   к   всестороннему  обеспечению  мероприятий
гражданской   обороны,  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     3.   Завершить   работу   по   созданию  нормативной  базы  по
реализации  Федеральных законов "О защите населения и территорий от
чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного характера" и "О
гражданской обороне" на местном и объектовом уровнях.
     4.   Продолжать   работу   по   дальнейшему  совершенствованию
деятельности  АСС  области,  улучшению ее технической оснащенности,
повышению  мобильности  и готовности к оказанию помощи и проведению
АСиДНР.
     5.  Продолжать  работу  по  внедрению  системы  декларирования
безопасности  промышленных объектов в соответствии с Постановлением
Правительства  РФ  от  1.07.95  г. N 675, а также страхование риска
ответственности  потенциально  опасных  производств. Активизировать
работу по лицензированию опасных производственных объектов.
     6.  Продолжать  работу  по  вопросам  социально-экономической,
правовой    и   медицинской   защиты   граждан,   пострадавших   от
радиационных   аварий   и   катастроф  или  принимавших  участие  в
ликвидации их последствий.
     7.    Обеспечить    готовность   фонда   защитных   сооружений
гражданской  обороны  к приему укрываемых. Особое внимание обратить
на  необходимость  сохранения фонда защитных сооружений гражданской
обороны в государственной собственности.
     8.   Не   допустить   снижения   уровня   готовности  дежурных
подразделений.  В  ходе  учений  и  занятий  проводить обязательное
заслушивание   должностных   лиц   по  вопросу  порядка  возмещения
возможного  ущерба  при  аварии на промышленном объекте. Обеспечить
незамедлительное    прохождение    информации    о    возникновении
чрезвычайных  ситуаций и ходе их локализации и ликвидации, повысить
оперативность  оповещения руководящего состава органов управления и
сил областной подсистемы РСЧС и информированность населения.
     9.  Наращивать  усилия  по  увеличению  чрезвычайных резервных
фондов  финансовых,  продовольственных,  медицинских и материально-
технических  средств  для  обеспечения  работ  по  предупреждению и
ликвидации  чрезвычайных ситуаций, а также по созданию и содержанию
запасов в целях гражданской обороны.
     10.   Продолжить   работу   по  совершенствованию  нормативной
правовой   базы   в   области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных  ситуаций  природного и техногенного характера. Особое
внимание  уделить  приведению  нормативных правовых актов области в
соответствие с Федеральным законом "О гражданской обороне".
     11.   Совершенствовать   организацию  системы  выдачи  средств
индивидуальной  защиты  всем  категориям  населения при предпосылке
или  возникновении  чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными
авариями  на  радиационно и химически опасных объектах экономики, и
при  планомерном  переводе гражданской обороны с мирного на военное
время.
     12.   Обеспечить   готовность   эвакоорганов   (эвакокомиссий,
сборных    эвакопунктов,   промежуточных   звеньев   эвакуации)   к
выполнению  возложенных на них задач по проведению эвакомероприятий
в установленное планами время.
     13.  Продолжать  совершенствовать  приемы и способы эвакуации.
Вести  активную работу по поиску путей возможного сокращения сроков
проведения  эвакомероприятий,  особенно  в  районах  с потенциально
опасными объектами экономики.
     14.   Оперативно,   достоверно  и  своевременно  информировать
население  через  средства  массовой информации и по иным каналам о
состоянии  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и
принятых  мерах  по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и
возникших  чрезвычайных  ситуациях,  о  приемах  и  способах защиты
населения от них.
     15.  Более целенаправленно осуществлять подготовку гражданских
организаций  гражданской  обороны  и  обучение  населения приемам и
способам  защиты  от  опасностей,  возникающих  при ведении военных
действий  или  вследствие  этих действий и в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера.

                     I. Оперативная подготовка

     Оперативную  подготовку  проводить  в  соответствии  с Планами
основных  мероприятий  по  вопросам ГО, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на 1999 год и настоящими Указаниями.
     Основные  усилия  сосредоточить на качественном планировании и
выполнении  мероприятий  гражданской  обороны  по  предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом современных требований.
     Повысить  персональную  ответственность  руководящего  состава
всех  уровней  за  своевременное выполнение мероприятий оперативной
подготовки.   В  ходе  их  проведения  добиваться  от  руководящего
состава  умения  принимать  грамотные решения по защите населения в
чрезвычайных ситуациях.
     Командно  - штабные учения ГО городов, отнесенных к группам по
ГО,   сельских   районов   проводить   по   комплексной   тематике,
позволяющей отрабатывать вопросы мирного и военного времени.
     Командно  -  штабные,  штабные  и  специальные учения, а также
комплексные  проверки состояния ГО не планировать, если их проводит
старший начальник.
     Учения   во   всех   звеньях   ГО   проводить  с  обязательным
привлечением  оперативных групп комиссий по чрезвычайным ситуациям,
служб  ГО  и  эвакоорганов  с целью слаживания органов управления и
подготовки  их  к  решению  задач  по  управлению  силами  ГО  и их
всестороннему    обеспечению.   Учения   проводить   только   после
соответствующей   подготовки  органов  управления  в  ходе  штабных
тренировок.
     В  ходе  учений  и занятий проводить обязательное заслушивание
должностных  лиц  по  вопросу  порядка возмещения возможного ущерба
при аварии на промышленных объектах.
     Специальные  учения проводить со службами ГО и функциональными
звеньями     областной    подсистемы    РСЧС    под    руководством
соответствующих  начальников  территориальных  органов,  специально
уполномоченных   решать   задачи  гражданской  обороны,  задачи  по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Штабные  тренировки  (совместные  и  раздельные) в управлениях
(отделах)  по  делам  ГО и ЧС, службах ГО планировать и проводить с
целью  отработки  обучаемыми  своих функциональных обязанностей при
угрозе  и  возникновении  чрезвычайных  ситуаций в мирное и военное
время,  разработки  необходимых  документов, повышения практических
навыков сотрудников в управлении мероприятиями ГО.
     Тематику   учений,   штабных   тренировок,  сборов  определять
руководителям,  проводящим эти мероприятия. Основной упор делать на
отработку мероприятий ГО в чрезвычайных ситуациях мирного времени.
     При  комплексных  проверках  объектов особое внимание обращать
на   обеспеченность   предприятия   финансовыми   и   материальными
ресурсами  для ликвидации последствий ЧС, наличие страховых полисов
и запасов материальных средств.
     В  целях  повышения  готовности  оперативных групп комиссий по
чрезвычайным  ситуациям  всех  уровней к практическим действиям при
угрозе   и   возникновении   чрезвычайных  ситуаций  планировать  и
проводить  с  ОГ  с  последующим  докладом  в Главной управление по
делам ГО и ЧС области.
     Ежемесячно  тренировки  по  сбору, обмену информацией и выходу
на радиосвязь.
     Ежеквартально   тренировки   по   выходу   в   условный  район
чрезвычайной ситуации и организации связи с ним.
     Главными  целями  проводимых мероприятий должны быть: проверка
способности    руководителей   (начальников)   органов   управления
организовывать  и  обеспечивать  устойчивое управление подчиненными
силами  и средствами в сложной обстановке, принимать целесообразные
решения  в  условиях  ограниченного  времени,  проверка (уточнение)
реально действующих планов и состояния привлекаемых сил и средств.

                 II. Подготовка населения области

     Основной   задачей  всех  звеньев  областной  подсистемы  РСЧС
определить  совершенствование и дальнейшее развитие государственной
подготовки   населения   и   специалистов   в   области  защиты  от
чрезвычайных  ситуаций,  основанной  на  применении  новых  учебных
программ  и  методик  обучения,  компьютерных  средств, интенсивных
методов обучения.
     Подготовку  населения  области организовать по соответствующим
возрастным  и  специальным  группам  и проводить на предприятиях, в
учреждениях   (в   том   числе   образовательных)  и  организациях,
независимо  от  их  организационно-правовой формы, а также по месту
жительства.  Порядок  подготовки населения по ГО и в области защиты
от  чрезвычайных  ситуаций  определен  постановлением Администрации
области от 01.12.97 г. N 291.
     При    подготовке    всех    категорий   обучаемых   основными
направлениями на 1999 учебный год считать:
     -  обучение  населения  правилам поведения и основным способам
защиты   от   чрезвычайных   ситуаций,   приемам   оказания  первой
медицинской     помощи     пострадавшим,    правилам    пользования
коллективными и индивидуальными средствами защиты;
     -  обучение руководителей всех уровней управления действиям по
защите населения от чрезвычайных ситуаций;
     -  выработке  у  руководителей и специалистов органов местного
самоуправления,  предприятий,  учреждений  и организаций навыков по
подготовке  и управлению силами и средствами, входящими в Псковскую
областную подсистему РСЧС;
     -  практическое  усвоение работниками в составе сил РСЧС своих
обязанностей при действиях в чрезвычайных ситуациях.
     На  предприятиях,  в учреждениях и организациях, независимо от
организационно-правовой  формы,  сохранить  ранее созданную систему
подготовки   всех   групп  населения  к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени.
     1.  Подготовку  и  повышение  квалификации органов управления,
входящих   в   областную  подсистему  РСЧС,  руководящего  состава,
командно-начальствующего   состава   территориальных  и  объектовых
формирований   общего   назначения,   руководителей  (инструкторов)
занятий  по ГО, учителей начальных классов и классных руководителей
средних  классов,  занятых  в  системе  обучения  по  предмету ОБЖ,
проводить  на базе учебно-методического центра по ГО и ЧС области и
курсов  ГО  г.Великие  Луки  в соответствии с "Перспективным планом
подготовки  руководящего  и  командно-начальствующего состава в УМЦ
по  ГО  и  ЧС  и  на  курсах  ГО  на  1999-2004  годы"  и  "Планами
комплектования  УМЦ  и  курсов  ГО на 1999 год", а также отраслевых
учебных  заведениях  переподготовки  кадров  и  непосредственно  на
объектах  экономики.  При  этом подготовка командно-начальствующего
состава  противопожарных,  медицинских, защиты животных и растений,
охраны    общественного    порядка,    автомобильных,    связи    и
аварийно-восстановительных          формирований         проводится
соответствующими  службами  и  управлениями  городов  и  районов  с
периодичностью  один  раз  в три года по рекомендуемых программам в
объеме  21  часа,  а  также  в  ходе  учений  и  тренировок.  Общее
методическое  руководство обучением данной категории осуществляется
учебно-методическим  центром  по  ГО  и  ЧС области. Финансирование
подготовки  специалистов  районного  звена  методом выездных сессий
преподавателей  УМЦ  по  ГО  и  ЧС  и  курсов  ГО проводить за счет
средств местного бюджета районов.
     2.   Текущую   подготовку   руководящего   состава   объектов,
предприятий  и  учреждений  организовать  начальникам  ГО  по месту
работы  из  расчета  15  часов  на  учебный  год  в  соответствии с
рекомендуемой  тематикой  (Приложение  N 1). Для проведения занятий
на  категорированных  и  наиболее  важных  предприятиях  привлекать
преподавателей УМЦ и курсов ГО.
     3.    Подготовку    работников   предприятий,   учреждений   и
организаций  в  составе гражданских организаций гражданской обороны
осуществлять  непосредственно  по  месту  работы,  под руководством
соответствующих  начальников  ГО объектов, по Программе специальной
подготовки  гражданских организаций гражданской обороны к действиям
в  чрезвычайных  ситуациях,  утвержденной  МЧС России 3 ноября 1994
года, в объеме 15 часов.
     При   этом   общую  тематику  (10  часов)  отрабатывать  всеми
формированиями,  специальную  тематику  (5  часов)  отрабатывать  с
учетом их предназначения, в соответствии с приложением N 2.
     При   обучении   личного   состава   гражданских   организаций
гражданской   обороны   особое   внимание   обращать  на  выработку
практических   действий   при   ликвидации   последствий  стихийных
бедствий,   аварий,   катастроф,   а   также  в  очагах  поражения.
Начальникам  ГО  разрешается  вносить  уточнения  и  дополнения  (в
тематику  и  количество  часов)  с учетом специфики решаемых задач,
без сокращения общего количества часов, отводимых на подготовку.
     Все  занятия  проводить  в  основном  практически в обстановке
максимально   приближенной   к   той,  которая  может  сложиться  в
результате  стихийного  бедствия,  аварии,  катастрофы и применения
современных    средств    поражения.   При   отработке   нормативов
руководствоваться  Сборником  нормативов  по специальной подготовке
личного состава невоенизированных формирований ГО.
     При  проведении  практических  занятий  постоянно отрабатывать
вопросы   морально-психологической  подготовки  личного  состава  к
действиям в чрезвычайных ситуациях.
     4.   Обучение   рабочих,   служащих   и  работников  сельского
хозяйства,  не входящих в невоенизированные формирования, проводить
без  отрыва  от  производственной деятельности на плановых занятиях
по  новой программе, согласно приложению N 3 (в объеме 12 часов), с
последующим   закреплением   полученных   знаний   и   навыков  при
выполнении  нормативов  в  ходе  практических  занятий,  объектовых
тренировок и комплексных учений.
     Для  проведения  занятий  на  объектах экономики, учреждениях,
организациях,     учебных     заведениях,    независимо    от    их
организационно-правовой  формы,  создавать учебные группы (не более
30  чел.)  в  цехах,  на  участках, в отделениях, бригадах и других
структурных подразделениях.
     К   проведению   занятий   привлекать   руководящий  состав  и
инженерно-технических    работников   предприятий,   учреждений   и
организаций,  руководителей  цехов,  участков,  членов  комиссий по
чрезвычайным ситуациям, а также других подготовленных лиц.
     С   руководителями   занятий   (учебных  групп),  назначенными
приказами  начальников ГО объектов, провести одно-двухдневные сборы
на  выездных  занятиях  УМЦ по ГО и ЧС области и курсов гражданской
обороны  города  Великие  Луки,  в ходе которых отработать методику
проведения  занятий  и  тренировок  по  тематике  предстоящего года
обучения.
     5.  Обучение  населения,  не  занятого в сферах производства и
обслуживания,   осуществлять   по   программе,   в  соответствии  с
приложением N 3.
     При  этом  подготовку  осуществлять  путем  проведения лекций,
бесед,   просмотров   учебных  фильмов,  привлечения  на  учения  и
тренировки  по  месту жительства, а также самостоятельного изучения
пособий,    памяток,    прослушивания    радиопередач,    просмотра
телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
     Для   этой   цели  использовать  консультационные  пункты  при
жилищно-эксплуатационных      органах,     деятельность     которых
организуется  управлениями  (отделами)  по  делам ГО и ЧС городов и
районов,  учебно-методическим  центром  по ГО и ЧС области, курсами
гражданской  обороны  города  Великие  Луки  на  договорной основе,
технические    кабинеты,   комнаты   здоровья,   другие   пригодные
помещения,  а  также  учебно-материальную базу курсов ГО и объектов
экономики:  учебные  классы  и  городки, автоклубы, учебные пункты,
оборудованные защитные сооружения гражданской обороны.
     Управлениям  (отделам)  по  делам  ГО  и  ЧС городов и районов
оказывать  постоянную помощь руководителям жилищно-эксплуатационных
органов в улучшении и активизации работы консультационных пунктов.
     Основное   внимание  при  обучении  этой  категории  населения
обращать  на  его моральную и психологическую подготовку к умелым и
решительным  действиям в экстремальных ситуациях, выработку точного
представления  о  чрезвычайных  ситуациях,  характерных для мест их
проживания,  возможные  реальные  масштабы  и  последствия  от них,
чувства   высокой  ответственности  за  свою  личную  подготовку  и
подготовку семьи к защите от чрезвычайных ситуаций.
     Повысить  роль комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней
в    организации   обучения   неработающего   населения,   особенно
проживающего   в   фонде   жилищно-строительных   кооперативов,   в
индивидуальном жилом фонде и сельской местности.
     Ответственность  за организацию обучения населения возлагается
на  начальников гражданской обороны органов местного самоуправления
и управления (отделы) по делам ГО и ЧС городов и районов.
     Практиковать  совместно  с  жилищно-эксплуатационными органами
проведение  тренировок  с  населением, на которых отрабатывать сбор
по  предупредительному  сигналу  "Внимание  всем",  а также порядок
действий  при  чрезвычайных  ситуациях,  характерных  для  мест  их
проживания.
     6.  Подготовку студентов высших учебных заведений осуществлять
по  примерной программе дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
для   всех  специальностей  высшего  профессионального  образования
объемом  136  учебных  часов,  утвержденной  Госкомвузом  России 27
апреля  1995  года  и  согласованной с МЧС России 16 мая 1995 года.
При  этом особое внимание обратить на повышение качества подготовки
студентов   в   вопросах   управления  и  действий  в  чрезвычайных
ситуациях  мирного  времени  и  в  особый  период, выработку умений
разрабатывать  и  осуществлять  мероприятия  по  защите населения и
территорий   от  последствий  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного  характера.  Продолжить  совершенствование организации
подготовки  студентов по вопросам гражданской обороны, включая их в
учебные  планы в виде специального раздела дисциплины "Безопасность
жизнедеятельности"  (БЖ)  либо  в  качестве самостоятельного курса.
Обучение  студентов  по  разделу  "Защита  населения и территорий в
чрезвычайных  ситуациях"  планировать  в объеме не менее 50 учебных
часов обязательных аудиторных занятий на старших курсах.
     Для  закрепления  знаний  и  навыков, получаемых студентами на
занятиях,   вопросы   защиты   населения   и  территорий,  а  также
гражданской   обороны   включать   в  задания  на  производственную
практику.
     В  дипломные  проекты  (работы),  содержанием которых является
проектирование   объектов  экономики  или  их  элементов,  включать
задания  по  этой тематике в виде вопросов или раздела. Там, где не
предусматривается  разработка  раздела  (вопроса),  предусматривать
разработку   курсового   проекта   (работы)  по  прогнозированию  и
предупреждению  чрезвычайных  ситуаций.  Контроль  усвоения учебных
вопросов  по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
и гражданской обороне целесообразно проводить в форме зачета.
     Продолжать   совершенствование   обучения   учащейся  молодежи
(студентов)  учебных  заведений  профессионального  педагогического
образования  с целью подготовки выпускников к проведению занятий по
ОБЖ:
     а)  в  Опочецком  педагогическом колледже по программе "Основы
безопасности   жизнедеятельности"  с  объемом  140  учебных  часов,
введенной приказом Минобразования России 17 мая 1994 года N 149;
     б)  в  Псковском  государственном  педагогическом институте по
примерной  учебной  программе  для  педагогических  высших  учебных
заведений      по      специальности      330100      "Безопасность
жизнедеятельности", введенной с 1995-96 учебного года;
     в)   в   Великолукском  государственном  институте  физической
культуры  по  программе  подготовки  по специализации "Безопасность
жизнедеятельности"    с    получением    высшего    педагогического
образования  по специальности "преподаватель - организатор ОБЖ, НВП
- специалист по физической подготовке и спорту";
     г)    Главному   управлению   среднего   и   профессионального
образования  области,  в целях повышения качества обучения учащейся
молодежи  в  образовательных  учреждениях  по  программам курса ОБЖ
повысить   роль   Института   повышения   квалификации   работников
образования  в  совершенствовании системы подготовки преподавателей
ОБЖ   и  специалистов  органов  управлений  образования  городов  и
районов, связанных с преподаванием этого курса.
     Обратить    особое    внимание   на   полное   укомплектование
образовательных  учреждений  преподавателями - организаторами ОБЖ в
соответствии с квалификационными характеристиками по должности;
     д)   улучшить  уровень  подготовки  и  повышения  квалификации
профессорско-преподавательского  состава,  преподающего  дисциплины
"Безопасность жизнедеятельности" и "Гражданская оборона".
     Ректорам         ВУЗов         обеспечивать        направление
профессорско-преподавательского   состава,   преподающего   БЖ,   в
Академию  гражданской  защиты МЧС России при вступлении в должность
и один раз в 5 лет для переподготовки и повышения квалификации.
     7.    Подготовку   в   учреждениях   начального   и   среднего
профобразования  проводить  по программе курса "Основы безопасности
жизнедеятельности"  ("Безопасность жизнедеятельности") для учащихся
профессиональных  учебных  заведении  Российской  Федерации объемом
140   учебных   часов,   введенной   в  учебный  процесс  указанием
Минобразования  и  МЧС  России  от  4.02.94  г.  N  15-М/22-201-10.
Основной  целью  изучения  данного  курса  считать  формирование  у
учащихся  знаний  и  умений  по  защите жизни и здоровья в условиях
опасных  и  чрезвычайных  ситуаций,  по  ликвидации  последствий  и
оказанию  само-  и  взаимопомощи  в  случае  проявления опасностей,
развитие   сознательного  и  ответственного  отношения  к  вопросам
личной  безопасности  и  безопасности окружающих, умение опознать и
оценить   опасные   и  вредные  факторы  среды  обитания  человека,
находить способы защиты от них.
     В   рабочих   программах   курса   ОБЖ  (БЖ),  разрабатываемых
образовательными  учреждениями,  возможны  изменения и дополнения в
отдельных  темах  и  разделах,  с учетом местных условий, специфики
обучения,  учебно-материальной  базы и квалификации преподавателей.
При  этом  изменение перечня и основного содержания разделов и тем,
а также сокращение общего объема учебных часов не допускать.
     8.    Подготовку   учащихся   общеобразовательных   учреждений
осуществлять    по    программе    курса    "Основы    безопасности
жизнедеятельности"  (ОБЖ)  объемом  400  учебных часов, введенной в
учебный  процесс  указанием Минобразования России и МЧС России от 4
февраля 1994 г. N 15-М/22-201-10.
     При   изучении  данного  курса  особое  внимание  обращать  на
формирование  в  сознании  детей  и подростков обостренного чувства
личной  и коллективной безопасности, привитие навыков распознавания
и  оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных
и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и в природе.
     Изучение   курса   ОБЖ   в   общеобразовательных   учреждениях
планировать  по  одному  часу в неделю в I-IX и XI классах и по два
часа в Х классе.
     Завершающий  этап  занятий  с  учащимися  по курсу ОБЖ на всех
уровнях  в части отработки практических навыков в области защиты от
чрезвычайных  ситуаций,  оказанию  само- и взаимопомощи и знаний по
основам здорового образа жизни приурочить к Дню защиты детей.
     До  15  мая  1999  года  провести  во  всех  городах и районах
слеты-соревнования  "Школа  безопасности",  на  которых  определить
победителей,  организовать  их  подготовку  и отправку на областной
слет-соревнование,   который   состоится  26-28  мая  1999  года  в
г.Пскове.
     Продолжить    работу   по   укреплению   и   совершенствованию
учебно-материальной  базы.  Управлениям  (отделам) по делам ГО и ЧС
городов,   районов,   служб   ГО,  совместно  с  местными  органами
исполнительной    власти,    органами    управления   образованием,
жилищно-эксплуатационными  органами организовать работу по созданию
и  оснащению специализированных классов ОБЖ для подготовки учащихся
в  общеобразовательных  учреждениях, учреждениях среднего и высшего
профессионального    образования,   средних   специальных   учебных
заведениях,  а  также  для  обучения  населения  в консультационных
пунктах.
     В  городах  и  районах  области  до  1 июня 1999 года провести
смотры-конкурсы  на  лучший  кабинет  (класс)  ОБЖ,  а также лучший
консультационный пункт.
     Основными  формами подготовки и проверки обученности населения
в    области    защиты    от    чрезвычайных    ситуации    считать
командно-штабные,   тактико-специальные   и  комплексные  учения  и
объектовые тренировки.
     Командно-штабные   учения  продолжительностью  до  трех  суток
проводить в органах местного самоуправления один раз в три года.
     Командно-штабные  учения  или  штабные  тренировки на объектах
независимо  от  их организационно-правовой формы проводить ежегодно
продолжительностью до одних суток.
     При  проведении  командно-штабных  учений  в  органах местного
самоуправления    для    отработки    вопросов   взаимодействия   в
чрезвычайных   ситуациях   привлекать   в   установленном   порядке
оперативные  группы  гарнизонов  и  воинских частей Вооруженных Сил
Российской  Федерации,  внутренних  войск и органов МВД, а также по
согласованию  с  органами исполнительной власти и органами местного
самоуправления силы областной подсистемы РСЧС.
     Основной  задачей  при  проведении  командно-штабных  учений и
штабных    тренировок   считать   выработку   у   руководителей   и
специалистов   областной   подсистемы  РСЧС  всех  уровней  навыков
оперативного  управления  силами  и  средствами  в  ходе ликвидации
последствий  аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий,
проведении мероприятий гражданской обороны.
     Тактико-специальные   учения  (ТСУ)  продолжительностью  до  8
часов проводить:
     - с формированиями объектов - один раз в три года,
     - с формированиями повышенной готовности - один раз в год.
     Основной  задачей  при  проведении  ТСУ  считать  выработку  у
личного  состава  формирований  практических  навыков  в проведении
АСиДНР,  оказании  само-  и взаимопомощи при ранениях, отравлениях,
применении  закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и
оборудования,  а  также  средств  защиты при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
     Комплексные   учения   продолжительностью  до  двух  суток,  с
периодичностью один раз в три года проводить:
     - в органах местного самоуправления;
     - на всех категорированных объектах;
     -  на  некатегорированных  объектах с численностью 300 и более
работающих  и в лечебно-профилактических учреждениях емкостью 600 и
более коек;
     -  на некатегорированных объектах, производящих и использующих
в  технологическом  процессе  пожаро-,  аварийно химические опасные
вещества.
     В   других   организациях   один  раз  в  три  года  проводить
объектовые тренировки продолжительностью до 8 часов:
     -  на  предприятиях,  в  учреждениях  и  организациях, имеющих
численность  работников  менее  50  человек, учения и тренировки не
проводятся.    Обучение    работников    проводится   руководителем
предприятия,   учреждения,   организации   по   методике   обучения
неработающего  населения.  Указанное  положение не распространяется
на:
     - химически, взрыво-, и пожароопасные объекты;
     -  учреждения,  входящие  в  сеть  наблюдения  и лабораторного
контроля;
     - предприятия, продолжающие работу в военное время;
     - медицинские учреждения;
     - предприятия тепло-, водо-, газо- и электроснабжения;
     -  предприятия  организации сельскохозяйственного производства
и переработки сельскохозяйственной продукции;
     - учебные заведения.
     Работники   предприятий,  учреждений  и  организаций,  имеющих
численность  работников  менее  50  человек,  расположенных в зонах
возможных  заражений, в случае аварий на химически опасных объектах
или  зонах  возможных  заражений,  взрыво-,  пожароопасных объектах
привлекаются  на  учения  и  тренировки, проводимые на этих опасных
объектах.
     Тренировки   с   учащимися  общеобразовательных  учреждений  и
учреждений  начального,  среднего  и  высшего образования проводить
ежегодно.
     Комплексные  учения  с  органами  управления сельских волостей
проводить  один  раз  в  три  года  в ходе КШУ, проводимых органами
местного самоуправления.
     Одной  из  важнейших задач при проведении комплексных учений и
тренировок   считать   отработку   действий   по   защите  людей  и
материальных   ценностей   от  последствий  возможных  чрезвычайных
ситуаций.
     В    ходе    комплексных    учений   (объектовых   тренировок)
отрабатывать:
     -  на  территориях,  подверженных  возникновению  чрезвычайных
ситуаций  природного  характера,  -  вопросы оповещения, экстренной
эвакуации и жизнеобеспечения людей;
     -  на  химически опасных объектах - вопросы оповещения, защиты
от  АХОВ  производственного персонала и населения прилегающих жилых
кварталов, ликвидации последствий химического заражения.
     Перед  комплексными  учениями  (объектовыми  тренировками)  на
объектах,   где  они  предусмотрены,  провести  КШУ.  На  остальных
объектах эти учения провести в удобное для объекта время.
     К  1  ноября  1999  учебного  года  обобщить  и распространить
положительный  опыт  организации  проведения  комплексных  учений и
тренировок на предприятиях, в учреждениях и организациях.

           III. Подготовка аварийно-спасательной службы

     Основной    задачей   аварийно-спасательной   службы   считать
дальнейшее  повышение ее готовности к ведению аварийно-спасательных
работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

     Подготовка руководящего состава АСС.

     Подготовку  руководящего  состава аварийно-спасательной службы
направить  на  выработку  организаторских и методических навыков по
проведению   комплекса   мероприятий  по  организации  деятельности
подчиненных формирований при выполнении задач по предназначению.
     Подготовку  руководящего  состава  проводить  в  ходе  учений,
тренировок,    комплексных   и   целевых   проверок   и   реального
реагирования на ЧС.
     Повышение        квалификации       руководящего       состава
аварийно-спасательной  службы,  а  также  перспективных  спасателей
осуществлять  в  ходе проведения сборов по планам МЧС России, СЗРЦ,
а  также  на факультете повышения квалификации руководящего состава
в АГЗ по месячной программе обучения.

     Профессиональная подготовка спасателей.

     Профессиональную    подготовку    спасателей    направить   на
закрепление   ранее   приобретенных   навыков  и  на  повышение  их
профессионального мастерства.
     Подготовку  спасателей  организовать и проводить по программам
противопожарной,   медицинской  и  психологической  подготовки,  по
общей  и  специальной  тематике  с  учетом квалификации спасателей,
особенностей   выполняемых   ими  задач  в  регионе,  необходимости
подготовки по технически сложным специальностям.
     Ответственность   за   организацию  и  проведение  занятий  со
спасателями возложить на начальника АСС ГУ ГОЧС области.
     Занятия   со   спасателями   в   соответствии   с   годовым  и
ежемесячными  планами  подготовки, включающими в себя теоретические
и практические занятия по дисциплинам:
     -   специальная,   водная,  водолазная,  горная,  медицинская,
противопожарная,  воздушно-десантная,  техническая, психологическая
и физическая подготовки;
     - подготовка к работе с АХОВ;
     - взрывное дело.
     Занятия  по теоретической и практической подготовке спасателей
проводить  не  реже  одного  раза  в неделю по 6 учебных часов. Дни
недели,  отведенные на обучение, определять начальнику АСС с учетом
наличия   и   загрузки   личного   состава,   специфики  выполнения
функциональных  задач.  Допускается планирование проведения занятий
для отдельных групп спасателей.
     Подготовку   специалистов  АСС  в  УМЦ  по  ГО  и  ЧС  области
проводить по 35-часовой учебной программе.
     Основное  внимание при подготовке спасателей уделить выработке
твердых  практических  навыков  и обязательному соблюдению правил и
мер безопасности, особенно в сложных и особо опасных условиях.
     Особое  внимание  по  технической подготовке уделить выработке
навыков        правильной        эксплуатации       автотранспорта,
аварийно-спасательного    оборудования,   средств   связи,   умению
оперативно устранять возможные неисправности.
     Психологическую    подготовку    спасателей    направить    на
обеспечение   постоянной   готовности   к   преодолению   стрессов,
формирование   качеств,   позволяющих  успешно  переносить  высокие
моральные,  психологические  и  физические  нагрузки при проведении
аварийно-спасательных  работ  и  при общении с потерпевшими в зонах
ЧС.
     При  проведении  противопожарной  подготовки, не реже 1 раза в
полгода, проводить учебные пожарные тренировки.
     Одной  из главных задач на 1999 учебный год считать дальнейшее
освоение спасателями новых специальностей:

     По воздушно-десантной подготовке:

     -   отработать  со  спасателями  программу  воздушно-десантной
подготовки  с  совершением  3-х прыжков с парашютом из транспортных
самолетов и вертолетов,
     -  готовить  спасателей по беспарашютной десантной подготовке,
изучить   тактико-технические  характеристики  спусковых  устройств
роликовых  (СУ-Р) и системы беспарашютного десантирования (СБД-10),
правил   спуска,   погрузки,   разгрузки  техники,  оборудования  и
имущества  на вертолетах МИ-2, МИ-8 и самолетах АН-2, ЛН-26, ИЛ-76,
порядка  эвакуации  пострадавших  с  помощью  штатного оборудования
вертолетов,  международных  сигналов  для аварийного спасения и мер
безопасности.  Практические  занятия  с  применением устройств СУ-Р
системы СБД-10 планировать не менее трех раз в период обучения.

     Подготовка к работе с АХОВ:

     -  осуществлять  на базе 322 УМЦ по ГО и ЧС области, а также в
ходе   плановых  теоретических  и  практических  занятий  в  местах
постоянной  дислокации  и  на  химически  опасных  объектах города.
Практические  занятия  проводить при наличии индивидуальных средств
защиты кожи и органов дыхания с использованием имитаторов;
     -  практическую  работу  с  реальными видами АХОВ осуществлять
при  наличии технической оснащенности спасателей после аттестации и
получения допуска на данный вид работы.
     По  окончании учебного периода у спасателей принимать зачеты и
экзамены,   а   также   нормативы   по   физической   подготовке  с
обязательным  выставлением  оценок.  Полученные  оценки учитываются
при последующей переаттестации.

                IV. Управление, оповещение и связь

     В  свете  требований  Федерального  и  областного  законов  "О
защите  населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и  техногенного  характера",  руководящих  документов  МЧС и СЗРЦ о
подготовке   по  вопросам  гражданской  обороны,  предупреждения  и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  на  1999 год продолжать работу,
направленную  на  совершенствование системы управления оповещения и
связи и поддержание ее в готовности к использованию.

     Управление.

     Обеспечить    постоянную    готовность    защищенных   пунктов
управления  к  функционированию  и  обеспечению непрерывной связи с
вышестоящими,  взаимодействующими  и подчиненными силами и органами
управления.
     Принимать   меры   по  оборудованию  ЗПУ  средствами  связи  и
жизнеобеспечения,   позволяющими   развернуть  пункт  управления  и
обеспечить его работу в установленные сроки.
     Предусмотреть  установку необходимого количества средств связи
на  ЗПУ для приема дополнительных телефонных и телеграфных каналов,
выделяемых  из  государственной  сети  связи  на  военное  время по
сигналу  "Узор",  при  этом руководствоваться требованиями директив
штаба  ГОЧС  области (исх. N 0207 от 18.09.89 г. и N 029 от 5.02.90
г.).

     Оповещение.

     В  соответствии  с  Постановлением  Правительства  РФ N 178 от
1.03.93  г. и постановления Администрации Псковской области N 28 от
6.05.93  г.  "О  создании  локальных  систем  оповещения  в районах
размещения потенциально опасных объектов":
     -  ежеквартально планировать и рассматривать вопрос о принятых
мерах  по созданию локальных систем оповещения на химически опасных
объектах  1-3 степени опасности. Оказывать финансовую помощь на эти
цели из фондов чрезвычайных расходов;
     -   на  химически  опасных  объектах  4-ой  степени  опасности
обеспечить функционирование объектовых систем оповещения;
     -  при  возникновении  производственных  аварий  на  химически
опасных   объектах,   не   имеющих   локальных  систем  оповещения,
обеспечить   своевременное   (в   течение   2-х  минут)  оповещение
населения,  проживающего  вблизи этих объектов путем задействования
территориальных систем оповещения;
     -   уточнять   списки  руководящего  состава  ГО,  подлежащего
оповещению  по  сигналу  "Объявлен сбор", и проводить корректировку
стоек СЦВ;
     -   обеспечить   своевременное  доведение  сигнала  оповещения
должностным лицам, не имеющим домашних телефонов.
     В  целях  максимального охвата населения при передаче сигналов
оповещения  об  угрозе  и  возникновении  чрезвычайной  ситуации, а
также  на основании Постановления Правительства РФ N 177 от 1.03.93
г.  и  указаний  МЧС  России N 23-278-5 от 25.04.95 г., проработать
механизм   использования  государственных  и  частных  коммерческих
радио-  и  телестудий,  действующих на территории города, сельского
района.
     Для  передачи  сигналов  оповещения  и  речевой  информации об
обстановке  в районе стихийного бедствия спланировать использование
подвижных  звуковещательных  установок  и звукоусилительных станций
ведомств и учреждений.
     При    изменениях    в    организации    оповещения   (наличие
оперативно-диспетчерской,  селекторной  связи  и  др.) своевременно
корректировать  схемы  оповещения руководящего состава ГО в рабочее
и  нерабочее время (приложение к плану действий по ЧС и плану ГО на
военное время).

     Связь.

     При   организации   связи   в   районе  чрезвычайной  ситуации
предусмотреть    обходные    каналы   связи   ведомственных   сетей
(медицинской   службы,   службы   охраны   общественного   порядка,
противопожарной   службы,   железнодорожного   транспорта,   службы
энергетики и светомаскировки и др.).
     Данную   информацию   отразить  на  схемах  организации  связи
(приложения к плану действий и плану ГО на военное время).
     Распоряжением   главы   района   (мэра   города)  предоставить
необходимые   полномочия   председателю   КЧС  связи  и  оповещения
(начальнику  службы связи и оповещения) в целях организации единого
руководства  системой  связи  и  оповещения  с учетом ведомственных
систем,    сетей,    средств   и   каналов   связи   (Постановление
Администрации области от 24.02.97 г. N 54).

                        V. Защита населения

     а) предупреждение ЧС

     В   соответствии  с  требованиями  Федерального  и  областного
законов  "О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного   и  техногенного  характера",  Федерального  закона  "О
промышленной   безопасности   опасных   производственных  объектов"
активизировать  работу  по  лицензированию  и  страхованию  опасных
производственных объектов.
     Привести  техническое  состояние  объектов  в  соответствие  с
требованиями  руководств  и инструкций по эксплуатации. Считать эту
работу   приоритетной   для   руководителей   потенциально  опасных
объектов.
     При   проведении   учений  и  занятий  проводить  обязательное
заслушивание   должностных   лиц   по  вопросу  порядка  возмещения
возможного ущерба при аварии на промышленном объекте.
     Работу  органов государственной экспертизы, надзора и контроля
направить на предупреждение ЧС на потенциально опасных объектах.
     Совершенствовать  взаимодействие органов исполнительной власти
и   местного   самоуправления  в  предупреждении  ЧС  природного  и
техногенного характера.
     В   целях  усиления  контроля  за  промышленной  безопасностью
создать реестр опасных промышленных объектов области.
     Создать  систему  мониторинга  за окружающей природной средой,
способную  своевременно  предупреждать о развитии опасных природных
явлений.
     Продолжать   работу   по  созданию  системы  страхового  фонда
документации объектов области.
     Строительство    новых   опасных   производственных   объектов
осуществлять   только   при   наличии   положительного   заключения
экспертизы  промышленной  безопасности и безопасности для населения
территорий области.
     б) инженерная защита
     В   соответствии  с  требованиями  Федерального  и  областного
законов  "О  защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного  и  техногенного характера", Постановлений Правительства
РФ  "О  единой  государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных  ситуаций",  "О порядке подготовки населения в области
защиты  от  чрезвычайных  ситуаций", других действующих нормативных
документов   продолжать  проведение  мероприятий,  направленных  на
максимально  возможное  уменьшение  риска возникновения ЧС, а также
на  сохранение  здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей
природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
     Проводить   комплекс   инженерно-технических   мероприятий  по
повышению надежности потенциально опасных объектов.
     Участвовать  в  разработке и осуществлении федеральных целевых
научно-технических   программ   в   области   защиты   населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Продолжать  работы  по  созданию  страхового фонда технической
документации,  обеспечить  выполнение  мероприятий  по сохранению и
поддержанию  в  готовности  фонда  защитных  сооружении.  Постоянно
иметь    данные    об   обеспечении   подведомственных   территорий
электроэнергией,  водой,  газом,  тепловой  энергией,  основными  и
резервными  видами  топлива. Содержать в постоянной готовности силы
и   средства   для   ликвидации   аварийных  ситуаций  на  системах
жизнеобеспечения  объектов экономики и населения, иметь необходимые
запасы  топлива,  материальных  и  финансовых средств и содержать в
готовности  противопожарную  и  инженерную  технику  для ликвидации
лесных и торфяных пожаров.
     Принимать   активное   участие  в  совместной  работе  органов
государственной  экспертизы,  надзора  и  контроля в области защиты
населения   и   территорий,   лицензирования  потенциально  опасных
объектов,  разработки  деклараций  безопасности и страхования риска
возникновения чрезвычайных ситуаций.

     в) радиационная, химическая, и биологическая защита

     Организовать  работу  по  осуществлению контроля за состоянием
окружающей  природной  среды,  обстановкой  на  объектах экономики,
использующих  в  производстве  АХОВ  (аварийные  химически  опасные
вещества),  и на прилегающих к ним территориях, анализу воздействия
вредных факторов на здоровье населения, прогнозированию ЧС.
     Проработать  вопросы ведения радиационной, химической разведки
и  осуществлять  контроль  за  готовностью  к  выполнению  задач по
ведению    разведки    ведомственными    службами    наблюдения   и
лабораторного контроля.
     Осуществлять    учет   обеспеченности   населения   средствами
индивидуальной        защиты,       специально       подготовленных
аварийно-спасательных  подразделений  и  гражданских организаций ГО
приборами и специальной техникой.
     Спланировать   мероприятия   по   выдаче   населению   средств
индивидуальной   защиты,   обнаружению   и   обозначению   районов,
подвергшихся       радиоактивному,      химическому      заражению,
обеззараживанию  техники,  зданий,  сооружений.  В  ходе проведения
учений,  тренировок  практически отрабатывать вопросы развертывания
пунктов  выдачи  СИЗ населению и постов радиационного и химического
наблюдения,  санитарно-обмывочных  пунктов, станций обеззараживания
техники.
     Осуществлять    контроль    за    эксплуатацией,   техническим
обслуживанием  и  хранением  СИЗ, приборов радиационной, химической
разведки  и  дозиметрического  контроля  на  объектах  экономики  и
пунктах ответственного хранения.

     г) медико-биологическая защита

     В  соответствии  с  Постановлением  Правительства РФ N 1113 от
5.11.95  г.  "О  единой  государственной  системе  предупреждения и
ликвидации   чрезвычайных   ситуаций"  медико-биологическую  защиту
осуществлять    как    дальнейшее   совершенствование,   оснащение,
подготовку  и  поддержание  в  высокой  степени  готовности  сил  и
средств службы "Медицина катастроф".
     Подготовку   медицинского  состава  к  работе  в  чрезвычайных
ситуациях  и  обучение  всего  населения  области  оказанию  первой
медицинской  помощи  и правилам адекватного поведения при различных
видах  ЧС осуществляет в ходе проведения методических, практических
и организационных мероприятий ГО.
     Осуществлять  планирование  мероприятий по эвакуации населения
и  культурных ценностей, оборудование районов и мест для принятия и
размещения   эвакуируемых,   проведение   учений  и  тренировок  по
отработке    выполнения   планов   эвакуации   и   жизнеобеспечению
населения,  пострадавшего  при  чрезвычайных  ситуациях природного,
техногенного и военного характера.
     Совершенствовать  подготовку  личного  состава эвакоорганов по
знанию  и  практическому выполнению функциональных обязанностей при
проведении эвакомероприятий в условиях мирного и военного времени.

              VI. Материально-техническое обеспечение

     В  соответствии  с  Федеральным и областным законами "О защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  природного  и
техногенного    характера"    и    во    исполнение   Постановления
Правительства  РФ  от  10.11.97  г.  N  1340  "О порядке создания и
использования  резервов  материальных  ресурсов  для  ликвидации ЧС
природного  и  техногенного характера" создать и иметь в наличии не
менее   75%   резервных   фондов   финансовых,   продовольственных,
медицинских   и   материально-технических   ресурсов  от  расчетной
потребности  для  обеспечения  ведения АСиДНР, а также для оказания
помощи  пострадавшему  населению, для чего повысить ответственность
служб  ГО  области,  городов  и  районов  за  исправность созданных
резервных  фондов  и готовность их к использованию при чрезвычайных
ситуациях.
     Продолжать     наращивание     материально-технической    базы
аварийно-спасательной    службы    области    современными   видами
оборудования,   связи   и   другими   средствами   согласно  нормам
оснащенности.

                        VII. Пропаганда ГО

     Пропагандистскую    работу   направить   на   убедительное   и
аргументированное  разъяснение  социально-экономической  значимости
места  и  роли  гражданской  обороны,  РСЧС  в системе безопасности
страны,  целей  и  задач  в  общей системе мер по защите населения,
территорий  и объектов экономики от последствий стихийных бедствий,
аварий и катастроф.
     Для   пропаганды   знаний   в   области  защиты  населения  от
чрезвычайных  ситуаций  использовать  средства массовой информации,
особенно    возможности    местной    печати,   радио,   кабельного
телевидения,  многотиражных  газет  и  объектового  радиовещания  с
учетом особенностей территории и специфики работы.

         Начальникам ГО городов, районов, областных служб,
               управлений, объединений и учреждений:

     В  соответствии  с требованиями настоящих указаний разработать
свои  организационные  указания  и  издать приказы на новый учебный
год;
     организовать   контроль   за   качеством   и  своевременностью
разработки планирующих документов;
     планирующие  документы,  отчеты  и  донесения  представлять  в
соответствии  с  выпиской  из Табеля срочных донесений Министерства
Российской  Федерации  по  делам  гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных бедствий, введенного
в  действие с ноября 1996 года приказом МЧС России от 25.06.96 г. N
427,  и указаниями (распоряжениями) Главного управления по делам ГО
и ЧС области;
     решить  основные  проблемные  вопросы  в  области  создания  и
использования резервов финансовых и материальных ресурсов:
     недостаточность    финансовых    средств   на   всех   уровнях
управления;
     отсутствие  необходимой  нормативно-правовой  базы в городах и
районах области по вопросам создания и использования резервов.
     в    декабре    1998    г.   -   январе   1999   г.   провести
учебно-методические  сборы  с  должностными  лицами  и  работниками
органов   управления,   предприятий,   учреждений   и  организаций,
командно-начальствующим         составом         специализированных
аварийно-спасательных   и   гражданских   организаций   гражданской
обороны,  на  которых  подвести итоги 1998 г. и поставить задачи на
1999 учебный год.
     Учебный  год  начать  5  января 1999 года, закончить 30 ноября
1999 года.
     Первый   период  обучения  закончить  31  мая,  второй  период
обучения начать 1 июля.


                                            Приложение N 1
                                 к оргуказаниям на 1999 учебный год

                      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА
           для подготовки руководящего состава объектов
          экономики к действиям в чрезвычайных ситуациях
                        в 1999 учебном году
___________________________________________________________________________________
 N              Наименование тем                    Количество часов       Виды
п/п                                               ____________________    учебных
                                                  Первичная  Повторная    занятий 
                                                  подготовка подготовка      
___________________________________________________________________________________
 1.  Роль и задачи ГО в мирное и военное время        2           2      Лекция
___________________________________________________________________________________
 2.  Организационная структура ГО в                   2           2      Групповое
     учреждениях, организациях и на предприятиях                         занятие
___________________________________________________________________________________
 3.  Обязанности должностных лиц учреждений,          4           2         -"-
     организаций и предприятий при выполнении
     задач РСЧС
___________________________________________________________________________________
 4.  Организация подготовки производственного         4           2      Практичес-
     персонала, формирования в промышленных                              кое  
     (сельскохозяйственных) учреждениях,                                 занятие
     организациях, предприятиях к действиям в
     чрезвычайных ситуациях
___________________________________________________________________________________
 5.  Способы защиты населения, защитные               2           1         -"-
     сооружения гражданской обороны, имеющиеся
     на объекте
___________________________________________________________________________________
 6.  Основные требования норм инженерно-              2           1         -"-
     технических мероприятий ГО и
     промышленной безопасности учреждений,
     организаций, предприятий
___________________________________________________________________________________
 7.  Организация защиты производственного             2           1         -"-
     персонала и материально-технических фондов
     на предприятиях с технологией повышенной
     опасности
___________________________________________________________________________________
 8.  Планы по ГО и действиям по предупреждению        4           2         -"-
     и ликвидации последствий чрезвычайных
     ситуаций на мирное время
___________________________________________________________________________________
 9.  Оценка обстановки в учреждениях,                 4           2         -"-
     организациях, предприятиях при стихийном
     бедствии, аварии, катастрофе
___________________________________________________________________________________
10.  Радиационно и химически опасные                  2           2      Групповое
     учреждения, организации, предприятия, их                            занятие
     классификация
___________________________________________________________________________________
11.  Ионизирующие излучения и методы их               2          1       Практичес-
     обнаружения                                                         кое
                                                                         занятие
___________________________________________________________________________________
12.  Приборы радиационной, химической разведки        3          2          -"-
     и дозиметрического контроля
     Организация и осуществление
     дозиметрического и химического контроля
___________________________________________________________________________________
13.  Действия руководящего состава учреждений,        4          2       Групповое
     организаций, предприятий при спасательных и                         занятие
     других неотложных работах, в ходе
     ликвидации аварий, катастроф, стихийных
     бедствий
___________________________________________________________________________________
14.  Организация и проведение эвакомероприятий        2          1       Групповое
                                                                         занятие
___________________________________________________________________________________
15.  Мероприятия по переводу ГО с мирного на          2          1          -"-
     военное положение
___________________________________________________________________________________
16.  Медицинское обеспечение при проведении           1          1       Практичес-
     мероприятий ГО в учреждениях, предприятиях,                         кое 
     организациях                                                        занятие
___________________________________________________________________________________
17.  Организация оповещения и связи в                 4          2          -"-
     учреждениях, организациях, предприятиях.
     Порядок действий по сигналам ГО на объекте.
     Управление гражданской обороной
___________________________________________________________________________________
18.  Противопожарная защита на объектах               2          1       Групповое
     экономики                                                           занятие
___________________________________________________________________________________
19.  Организация управления и поддержание             4          2          -"-
     взаимодействия между невоенизированными
     формированиями ГО в ходе действий в
     чрезвычайных ситуациях
___________________________________________________________________________________
20.  Взаимопомощь (самопомощь) при ранениях,          2          1       Практичес-
     ожогах, обморожениях (переохлаждениях)                              коe 
                                                                         занятие
___________________________________________________________________________________
21.  Порядок и способы проведения специальной         2          1          -"-
     обработки
___________________________________________________________________________________
22.  Санитарная обработка в промышленных              3          2          -"-
     сельскохозяйственных учреждениях,
     организациях, предприятиях
___________________________________________________________________________________
23.  Организация материально-технического             2          1       Групповое
     обеспечения действий формирований                                   занятие
___________________________________________________________________________________
24.  Организация и проведение комплексных             8          6       Практичес-
     учений и тренировок ГО на объекте                                   кое
                                                                         занятие
___________________________________________________________________________________
25.  Морально-психологическая подготовка -            1          1       Групповое
     неотъемлемая часть обучения личного                                 занятие
     состава органов управления к действиям в
     чрезвычайных ситуациях
___________________________________________________________________________________
26.  Пропаганда социально-экономической               1          1          -"-
     значимости мероприятий РСЧС в современных
     условиях
___________________________________________________________________________________
    
     Примечания:
     1.  В рекомендуемой тематике указаны основные темы, подлежащие
изучению.   Исходя  из  местных  условий  начальникам  ГО  объектов
экономики  разрешается  вносить  изменения  в тематику и количество
отводимых    на    изучение    тем   часов   при   согласовании   с
соответствующими  начальниками  ГО  городов  и  районов. Подготовка
проводится  в  объеме  15  часов.  Занятия  проводят  начальники ГО
объекта, его заместители, работники штаба и начальники служб ГО.
     2.  Тема  N  24  является  подготовительной  перед  учением по
итогам всей программы обучения.


                                           Приложение N 2
                                 к оргуказаниям на 1999 учебный год

                      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА
 для подготовки личного состава невоенизированных формирований ГО
     к действиям в чрезвычайных ситуациях в 1999 учебном году

           а) Перечень тем и расчет часов общей тематики
___________________________________________________________________
 N              Наименование тем                        Количество
п/п                                                        часов
___________________________________________________________________
 1.  Действия личного состава при приведении                 1
     формирований в готовность 
___________________________________________________________________
 2.  Организация защиты личного состава формирований         2
     при чрезвычайных ситуациях мирного времени и при 
     применении противником современных средств 
     поражения
___________________________________________________________________
 3.  Организация санитарной обработки личного состава,       2
     специальной обработки техники и материальных 
     средств формирований при заражении радиоактивными, 
     отравляющими веществами, бактериальными средствами, 
     СДЯВ
___________________________________________________________________
 4.   Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, ожогах,    2
      отравлениях в ходе проведения спасательных и 
      других неотложных работ
___________________________________________________________________
 5.   Меры безопасности при проведении спасательных и        2
      других неотложных работ при ликвидации последствий 
      стихийных бедствий, аварий, катастроф
___________________________________________________________________
 6.   Взаимодействие личного состава формирований при        1
      проведении работ в районах чрезвычайных ситуаций
___________________________________________________________________
     
     б) Перечень тем и расчет часов по специальной подготовке
___________________________________________________________________
 N              Наименование тем                        Количество
п/п                                                       часов
___________________________________________________________________
                   Для спасательных формирований
___________________________________________________________________ 
 1.   Приемы и способы спасения людей, находящихся под       2
      завалами и на верхних этажах в поврежденных и 
      горящих зданиях
___________________________________________________________________
 2.   Действия формирований по вскрытию заваленных           2
      защитных сооружений и спасению людей
___________________________________________________________________
 3.   Приемы и способы спасения людей при заражении          2
      местности радиоактивным, отравляющими,
      сильнодействующими веществами и бактериальными 
      средствами
___________________________________________________________________
                    Для инженерных формирований
___________________________________________________________________
 4.   Действия формирований по устройству проездов           2
      (проходов) в завалах, обрушению, укреплению
      конструкций, угрожающих обвалом
___________________________________________________________________
 5.   Устройство и внутреннее оборудование защитных          2
      сооружений, имеющихся на объекте
___________________________________________________________________
 6.   Устранение аварий и повреждений в защитном             2
      сооружении
___________________________________________________________________
 7.   Подготовка машин и механизмов к действиям в            2
      очагах поражения, аварий и катастроф
___________________________________________________________________
 8.   Действия формирований при устройстве укрытий           2
      для личного состава и техники
___________________________________________________________________
            Для аварийно-восстановительных формирований
___________________________________________________________________
 9.   Возможный характер разрушений и повреждений на         2
      коммунально-энергетических сетях
___________________________________________________________________
10.   Способы устранения аварий на коммунально-              2
      энергетических сетях и технологических линиях
___________________________________________________________________
11.   Действия формирования при ликвидации аварий на         2
      объектах с сильнодействующими ядовитыми веществами
___________________________________________________________________
              Для формирований разведки радиационной
                        и химической защиты
___________________________________________________________________
12.   Приборы радиационной, химической разведки и            2
      дозиметрического контроля
___________________________________________________________________
13.   Действия формирований разведки при ведении разведки    2
      маршрутов выдвижения из района (объекта) 
      спасательных и других неотложных работ
___________________________________________________________________
14.   Организация и ведение дозиметрического контроля        1
___________________________________________________________________
15.   Частичная и полная санитарная обработка                4
___________________________________________________________________
16.   Обеззараживание транспорта и техники                   2
___________________________________________________________________
17.   Обеззараживание территорий и сооружений                2
___________________________________________________________________
18.   Работа пунктов выдачи средств индивидуальной защиты    2
___________________________________________________________________
            Для формирований обеспечения и обслуживания
___________________________________________________________________
19.   Развертывание и действия подвижного пункта питания     3
___________________________________________________________________
20.   Развертывание и действия пункта продовольственного     3
      снабжения
___________________________________________________________________
21.   Развертывание и оборудование пункта вещевого           3
      снабжения
___________________________________________________________________
           Для формирований защиты сельскохозяйственных
                        растений и животных
___________________________________________________________________
22.   Ветеринарная обработка животных                        2
___________________________________________________________________
23.   Обеззараживание продуктов животноводства,              2
      растениеводства, воды, фуража
___________________________________________________________________
24.   Оказание лечебной и профилактической помощи животным   2
___________________________________________________________________
25.   Проведение мероприятий по защите сельскохозяйственных  2
      растений
___________________________________________________________________
                 Для противопожарных формирований
___________________________________________________________________
26.   Средства пожаротушения и порядок их использования      2
___________________________________________________________________
27.   Локализация и тушение лесных, торфяных и               2
      степных пожаров
___________________________________________________________________
28.   Противопожарные профилактические мероприятия на        2
      объекте
___________________________________________________________________
           Для формирований охраны общественного порядка
___________________________________________________________________
29.   Законодательные основы чрезвычайного положения         3
___________________________________________________________________
30.   Действия формирований при проведении эвакуации         2
      населения
___________________________________________________________________
31.   Обеспечение общественного порядка, предупреждение      3
      и пресечение случаев мародерства, расхитительства 
      материальных ценностей и имущества при ликвидации 
      последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф
___________________________________________________________________
                  Для автомобильных формирований
___________________________________________________________________
32.   Оборудование автотранспорта для перевозок              2
      населения и грузов
___________________________________________________________________
33.   Осуществление перевозок населения и грузов             2
___________________________________________________________________
34.   Оборудование автотранспорта для перевозки              2
      пораженных и пострадавших при ликвидации
      стихийных бедствий, аварий, катастроф
___________________________________________________________________
                      Для формирований связи
___________________________________________________________________
35.   Организация и осуществление устойчивой связи           2
      в районах стихийных бедствий, аварий, катастроф
___________________________________________________________________
36.   Средства связи, находящиеся на вооружении              2
      формирований
___________________________________________________________________
37.   Развертывание и эксплуатация средств связи             2
___________________________________________________________________
                    Для формирований эвакуации
___________________________________________________________________
38.   Порядок проведения эвакуационных мероприятий           2
___________________________________________________________________
39.   Эвакуация людей из районов стихийных бедствий,         2
      аварий и катастроф
___________________________________________________________________
40.   Эвакуация людей и грузов, материальных ценностей,      2
      оборудования при угрозе применения
      противником современных средств поражения
___________________________________________________________________
    
     Примечание:    Общий    объем   подготовки   личного   состава
формирований  ГО  -  15  часов.  При этом общую тематику (10 часов)
отрабатывать  всеми  формированиями, специальную тематику (5 часов)
отрабатывать с учетом их предназначения.

                                           Приложение N 3
                                 к оргуказаниям на 1999 учебный год

                      РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА
 для подготовки рабочих, служащих, работников сельского хозяйства
  и неработающего населения к действиям в чрезвычайных ситуациях
                        в 1999 учебном году
___________________________________________________________________
 N                     Наименование тем
п/п
___________________________________________________________________
 1.  Обязанности производственного персонала и населения по
     гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях
___________________________________________________________________
 2.  Оповещение в чрезвычайных ситуациях. Действия
     производственного персонала и населения по сигналу
     "Внимание всем!" и речевым информациям штабов по делам
     гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
___________________________________________________________________
 3.  Действия производственного персонала (населения) при
     стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. Ведение
     спасательных и других неотложных работ
___________________________________________________________________
 4.  Радиоактивное загрязнение местности при авариях на АЭС и
     других радиационно опасных объектах. Понятие о дозах
     облучения, уровнях загрязнения различных поверхностей и
     объектов (тела человека, одежды, техники, местности,
     поверхности животных), продуктов питания, фуража и воды
___________________________________________________________________
 5.  Методы обнаружения и измерения ионизирующих излучений.
     Единицы измерения. Приборы радиационной разведки и
     дозиметрического контроля, работа с ними
___________________________________________________________________
 6.  Особенности ликвидации последствий радиоактивного
     загрязнения при разрушении объектов ядерно-топливного цикла
___________________________________________________________________
 7.  Действия производственного персонала и населения при
     обеззараживании территорий, зданий и сооружений, рабочих
     мест и обуви. Санитарная обработка людей
___________________________________________________________________
 8.  Действия населения в зонах радиоактивного загрязнения.
     Режим радиационной защиты и поведения
___________________________________________________________________
 9.  Сильнодействующие ядовитые вещества (аммиак, хлор). Их
     воздействие на организм человека. Предельно допустимые и
     поражающие концентрации, приборы химической разведки
___________________________________________________________________
10.  Средства коллективной и индивидуальной защиты
     производственного персонала и населения
___________________________________________________________________
11.  Порядок заполнения защитных сооружений и пребывания в них.
     Порядок эвакуации из защитных сооружений. Особенности
     использования их при авариях на радиационно и химически
     опасных объектах
___________________________________________________________________
12.  Повышение защитных свойств дома (квартиры) от проникновения
     радиоактивной пыли и сильнодействующих ядовитых веществ
___________________________________________________________________
13.  Защита населения путем эвакуации. Порядок проведения
     эвакуации
___________________________________________________________________
14.  Выполнение противопожарных мероприятий. Локализация и
     тушение пожаров
___________________________________________________________________
15.  Медицинские средства индивидуальной защиты населения
___________________________________________________________________
16.  Оказание само- и взаимопомощи при ранениях, кровотечениях,
     переломах, ожогах. Основы ухода за больными
___________________________________________________________________
17.  Особенности защиты детей. Обязанности взрослого населения по
     ее организации
___________________________________________________________________
18.  Зашита продуктов питания, фуража, воды от заражения
     радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными
     средствами
___________________________________________________________________
19.  Организация защиты сельскохозяйственных животных и растений
     от заражения
___________________________________________________________________
20.  Правила поведения населения при проведении изоляционно-
     ограничительных мероприятий
___________________________________________________________________
21.  Морально-психологическая подготовка населения к действиям
     в чрезвычайной ситуации
___________________________________________________________________

     Примечание:  В  рекомендуемой  тематике указаны основные темы,
подлежащие  изучению.  Обучение  проводится  в  объеме  12 часов. В
зависимости    от   специфики   отрасли   экономики,   особенностей
производства,  местных  условий  и степени усвоения ранее изученных
вопросов   соответствующим   начальникам   ГО  разрешается  вносить
изменения и дополнения в наименование тем.


                                           Приложение N 4
                                 к оргуказаниям на 1999 учебный год

                             ПЕРЕЧЕНЬ
      основных должностных лиц из числа руководящего состава
     и специалистов, подлежащих обучению в учебно-методическом
     центре по ГО и ЧС области, на курсах гражданской обороны
                          г.Великие Луки
___________________________________________________________________
 N                       Категории обучаемых
п/п
___________________________________________________________________
           Подготовка руководящего состава и специалистов 
                на базе УМЦ по ГО и ЧС области
___________________________________________________________________
 1.  Руководящий состав областной службы ГО, управлений,
     объединений
___________________________________________________________________
 2.  Руководящий состав ГО городов, районов
___________________________________________________________________
 3.  Руководящий состав служб ГО городов, районов
___________________________________________________________________
 4.  Руководящий состав служб ГО других категорий
___________________________________________________________________
 5.  Специалисты нештатных штабов ГОЧС районов
___________________________________________________________________
 6.  Командиры невоенизированных территориальных формировании ГО
___________________________________________________________________
 7.  Аварийно-спасательная служба ГУ ГОЧС области
___________________________________________________________________
    Подготовка руководящего, командно-начальствующего состава и
 специалистов методом выездных сессий преподавательского состава в
                              районы
___________________________________________________________________
 1.  Начальники ГО волостей
___________________________________________________________________
 2.  НШ ГО волостей
___________________________________________________________________
 3.  Начальники ГО объектов экономики (ОЭ)
___________________________________________________________________
 4.  НШ ГО объектов экономики
___________________________________________________________________
 5.  Главные специалисты ОЭ
___________________________________________________________________
 6.  Начальники ГО сельхозобъектов
___________________________________________________________________
 7.  Главные агрономы сельскохозяйственных объектов
___________________________________________________________________
 8.  Главные зоотехники хозяйственных объектов
___________________________________________________________________
 9.  Председатели объектовых эвакуационных комиссий,
     начальники сборных и приемных эвакопунктов
___________________________________________________________________
10.  Инспектора (методисты) управлений образования по ОБЖ
___________________________________________________________________
11.  Директора общеобразовательных учреждений, учреждений
     начального профессионального образования
___________________________________________________________________
12.  НШ ГО общеобразовательных учреждений, учреждений
     начального профессионального образования
___________________________________________________________________
13.  Преподаватели-организаторы ОБЖ общеобразовательных
     учреждений, учреждений начального профессионального
     образования
___________________________________________________________________
14.  Учителя 1-3 (4) классов
___________________________________________________________________
15.  Классные руководители 5-11 классов
___________________________________________________________________
16.  Инструкторы предприятий, учреждений и организаций по
     подготовке руководителей занятий с рабочими и служащими
___________________________________________________________________
17.  Инструкторы учебно-консультационных пунктов при
     муниципальных учреждениях микрорайонов, домоуправлениях,
     органах местного самоуправления
___________________________________________________________________
18.  Командиры формирований общего назначения
___________________________________________________________________
19.  Командиры формирований разведки
___________________________________________________________________
20.  Командиры формирований радиационной и химической защиты
___________________________________________________________________
21.  Командиры инженерных формирований
___________________________________________________________________
22.  Командиры формирований материального обеспечения, защиты
     и обеззараживания продовольствия
___________________________________________________________________
23.  Командиры формирований технического обеспечения
___________________________________________________________________

     Примечания:  1.  Порядок,  сроки  и  периодичность  подготовки
указанных  категорий определен постановлением Администрации области
от   1.12.97   г.   N   291   и  "Перспективным  планом  подготовки
руководящего  и  командно-начальствующего состава в МЦ по ГО и ЧС и
на курсах ГО на 1999-2004 годы".
     2.  Объем  учебных  программ  для некоторых категорий обучения
может  быть  изменен  в  связи  со  сложным финансовым положением и
проведением  занятий  методом  выездных  сессий  преподавательского
состава  в  районы.  Также  возможно  объединение  в учебные группы
нескольких категорий обучаемых, имеющих сходную специализацию.





Информация по документу
Читайте также