Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Псковской области от 28.02.2013 № 49-р
АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28.02.2013 N 49-р
Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Псковской области на 2013-2018 годы" (В редакции Распоряжений Администрации Псковской области
от 07.05.2014 г. N 157-р; от 20.07.2015 № 422-р;
от 14.04.2017 № 211-р)
На основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 282 "О плане
мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества
услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)":
(В редакции Распоряжения Администрации Псковской области
от 07.05.2014 г. N 157-р)
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Псковской области на 2013-2018 годы".
1.1. Главному государственному управлению социальной защиты
населения Псковской области ежеквартально не позднее 15-го числа
месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о
ходе выполнения Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение
эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания
населения (2013-2018 годы)", утвержденного приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г.
N 282, и Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение
эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания
населения Псковской области на 2013-2018 годы", утвержденного
пунктом 1 настоящего распоряжения. (Дополнен - Распоряжение
Администрации Псковской области от 07.05.2014 г. N 157-р)
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на
заместителя Губернатора области Емельянову В.В. Губернатор области А.А.Турчак
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Администрации области
от 28.02.2013 N 49-р
ПЛАН
мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества
услуг в сфере социального обслуживания населения Псковской области
на 2013-2018 годы"
(В редакции Распоряжения Администрации Псковской области
от 14.04.2017 № 211-р)
I. Общее описание Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Псковской области на 2013 - 2018 годы" 1. Реализация Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Псковской области на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Псковской области, повышение ее уровня, качества и эффективности. "Дорожная карта" разработана в соответствии с: Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 597); Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р; Планом мероприятий ("дорожной картой") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)". "Дорожная карта" направлена на развитие системы социального обслуживания граждан в Псковской области, повышение ее качества и эффективности. Для решении задач "дорожной карты" необходимо дальнейшее совершенствование деятельности организаций социального обслуживания, проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа социального работника, выработка единых подходов для обеспечения доступности предоставляемых гражданам социальных услуг в учреждениях социального обслуживания области, их адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям. Реализация "дорожной карты" позволит обеспечить достижение основной цели, выраженной в обеспечении доступности, существенного повышения эффективности и качества предоставления социальных услуг населению Псковской области, в том числе: модернизация и развитие системы социального обслуживания населения Псковской области, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям; привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг - индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев; ликвидация очередности на стационарное социальное обслуживание в психоневрологические интернаты и профилактика очередности путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому; проведение эффективной кадровой политики в целях повышения заинтересованности работников в труде и престижа профессии социального работника; повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Псковской области. 2. Реализация мероприятий "дорожной карты" в 2013 - 2016 годах позволила обеспечить выполнение следующих задач. 1) Совершенствование правового регулирования предоставления социальных услуг. Во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в Псковской области принято 25 нормативных правовых актов, в том числе: Закон области от 06 ноября 2014 г. N 1438-ОЗ "Об отдельных вопросах регулирования социального обслуживания граждан в Псковской области"; Закон области от 29 декабря 2014 г. N 1476-ОЗ "О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Псковской области"; постановление Администрации области от 28 ноября 2014 г. N 516 "Об определении размера и порядка выплаты компенсации за оказание социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)"; постановление Администрации области от 28 ноября 2014 г. N 515 "О порядке обеспечения работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении области, специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплаты денежной компенсации на их приобретение, и порядке выплаты работникам, профессиональная деятельность которых связана с разъездами, денежной компенсации в размере фактически понесенных расходов, связанных с проездом на транспорте общего пользования (кроме такси)"; постановление Администрации области от 28 ноября 2014 г. N 517 "О регламенте межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти области в связи с реализацией полномочий в сфере социального обслуживания и при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения"; постановление Администрации области от 28 ноября 2014 г. N 518 "Об утверждении Порядка приема на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания области со специальным социальным обслуживанием граждан из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию"; постановление Администрации области от 28 ноября 2014 г. N 519 "О порядке утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг"; постановление Администрации области от 16 января 2015 г. N 14 "О признании утратившими силу отдельных актов Администрации области"; постановление Администрации области от 11 января 2016 г. N 3 "О внесении изменения в Положение о порядке обеспечения работников организаций социального обслуживания, находящихся в ведении области, специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплаты денежной компенсации на их приобретение"; распоряжение Администрации области от 31 октября 2014 г. N 506-р "О плане проведения информационно-разъяснительной работы о порядке и условиях предоставления социальных услуг с 01 января 2015 года, требованиях к организации социального обслуживания и иных положениях, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 07 ноября 2014 г. N 340 "Об утверждении норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 17 апреля 2015 г. N 187 "О внесении изменений в приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 07 ноября 2014 г. N 340 "Об утверждении норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 21 ноября 2014 г. N 365 "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных услуг в Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 16 апреля 2015 г. N 155 "О внесении изменений в приказ Главного государственного управления социальной защиты населения области от 21 ноября 2014 г. N 365 "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных услуг в Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 07 ноября 2014 г. N 341 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 16 апреля 2015 г. N 154 "О внесении изменений в приказ Главного государственного управления социальной защиты населения области от 07 ноября 2014 г. N 341 "О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг в Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 20 мая 2014 г. N 142 "Об утверждении общественного совета при Главном государственном управлении социальной защиты населения Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 14 августа 2014 г. N 240 "Об утверждении Порядка расходования организациями социального обслуживания Псковской области средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 07 ноября 2014 г. N 342 "Об утверждении Порядка обеспечения бесплатного доступа к информации о поставщиках социальных услуг в Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 14 ноября 2014 г. N 353 "О ведении учета и отчетности в сфере социального обслуживания в Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области 14 ноября 2014 г. N 352 "Об утверждении Порядка определения размера платы за предоставление социальных услуг в Псковской области и порядка ее взимания"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 04 декабря 2014 г. N 381 "Об утверждении примерного положения о попечительском совете организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 15 декабря 2014 г. N 397 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 07 ноября 2014 г. N 343 "Об утверждении номенклатуры организаций социального обслуживания Псковской области"; приказ Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 07 ноября 2014 г. N 344 "Об утверждении нормативов штатной численности организаций социального обслуживания области". 2) Обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам и создание нормативной базы. Социальные услуги во всех формах социального обслуживания (социальное обслуживание на дому, полустационарная, стационарная форма социального обслуживания) предоставляются организациями социального обслуживания по видам социальных услуг в соответствии со стандартами социальных услуг на основе критерия нуждаемости. В соответствии с приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 21 ноября 2014 г. N 365 "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных услуг в Псковской области" уполномоченными органами на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании являются территориальные подразделения - территориальные управления (территориальные отделы) Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области. В соответствии с названным приказом специалисты центров социального обслуживания - участковые социальные работники осуществляют обследование граждан, подавших заявление на предоставление социальных услуг. Акт обследования, заявление и другие необходимые документы передаются в территориальное управление (территориальный отдел) Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области на рассмотрение созданной при территориальном подразделении межведомственной комиссии о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (далее - межведомственная комиссия). Состав межведомственной комиссии утверждается руководителем территориального подразделения. В межведомственную комиссию входят медицинские работники, представители органов местного самоуправления, общественных организаций. Межведомственная комиссия осуществляет оценку условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, к которым относятся: а) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; б) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; в) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; г) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; д) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; е) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ж) отсутствие работы и средств к существованию. При оценке условий жизнедеятельности гражданина межведомственная комиссия исходит из: условий проживания и состава семьи гражданина; дохода, учитываемого для расчета величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 г. N 1075 "Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно"; медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме (на основании заключения медицинской организации); реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг и иных условий, определяющих индивидуальную потребность в социальном обслуживании. Межведомственной комиссией принимается решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо решение об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании, которое оформляется протоколом. Тарифы на социальные услуги утверждаются ежегодно приказами Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области и определяются ежегодно на основе подушевых нормативов финансовых затрат на предоставление организациями социального обслуживания Псковской области стандарта социальной услуги в расчете на одного получателя. Подушевые нормативы финансирования социальных услуг рассчитаны в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2014 г. N 1285 "О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг". Подушевые нормативы финансирования предоставления социальных услуг применяются: при определении объемов финансирования для государственных и негосударственных поставщиков социальных услуг; при утверждении тарифов на социальные услуги. Тарифы на социальные услуги устанавливаются для учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении Псковской области, и негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги. Тарифы на социальные услуги дифференцируются в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг и категорий получателей социальных услуг. Также учитывается местонахождение организаций социального обслуживания (города, рабочие поселки, сельская местность), особенности материальной базы организаций социального обслуживания (количество занимаемых площадей, тарифы на коммунальные услуги, количество и виды объектов движимого и недвижимого имущества (для бюджетных и автономных учреждений социального обслуживания - объектов особо ценного движимого имущества). Тариф подушевого норматива финансирования социальных услуг устанавливается: на одну койку (койко-день) в месяц (день) для поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги в форме стационарного социального обслуживания; на одно место (человека) в месяц (день) для поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги в форме полустационарного социального обслуживания; в форме социального обслуживания на дому на каждую социальную услугу, входящую в перечень видов социальных услуг, утвержденный законом области. Тарифы на социальные услуги на 2015 год утверждены приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 15 декабря 2014 г. N 397 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания", тарифы на 2016 год утверждены приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 30 декабря 2015 г. N 421 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания". Тарифы 2017 год утверждены приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области от 29 декабря 2016 г. N 364 "Об установлении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, оказываемых организациями социального обслуживания на 2017 год". Порядок оплаты гражданами социальных услуг установлен приказом Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области 14 ноября 2014 г. N 352 "Об утверждении порядка определения размера платы за предоставление социальных услуг в Псковской области и порядка ее взимания". Бесплатно предоставляются социальные услуги несовершеннолетним гражданам, гражданам, у которых размер предельной величины среднедушевого дохода не превышает полуторной величины прожиточного минимума. Граждане в зависимости от размера среднедушевого дохода, превышающего предельную величину, оплачивают 30 процентов, 50 процентов или 100 процентов от тарифов на социальные услуги. Дополнительно в Псковской области социальные услуги на дому предоставляются бесплатно независимо от величины среднедушевого дохода инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. 3) Обеспечение доступности социальных услуг и удовлетворение спроса на них. На 01 января 2017 года в Псковской области функционируют 64 учреждения, в том числе: 18 домов-интернатов общего типа; 11 психоневрологических интернатов; 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей; 4 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров социального обслуживания; 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; 1 центр семьи и интеграционные мастерские для инвалидов. 24 центра социального обслуживания являются казенными учреждениями, 1 психоневрологический интернат - автономное учреждение, остальные 39 учреждений являются бюджетными. В Псковской области в соответствии с действующим законодательством финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения осуществляется в соответствии с двумя государственными программами Псковской области: Государственная программа Псковской области "Социальная поддержка граждан и реализация демографической политики на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 500; Государственная программа Псковской области "Доступная среда для инвалидов и иных маломобильных групп населения" на 2014 - 2020 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 28 октября 2013 г. N 490. Выделение бюджетным учреждениям субсидий осуществляется по нормативно-душевому принципу. Ежегодно с каждым бюджетным (автономным) учреждением заключается соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждениями в соответствии с государственными заданиями услуг (выполнением работ), или субсидии на иные цели. При невыполнении государственного задания более чем на 5 процентов производится уменьшение субсидий. По итогам работы за 2015 год в целом государственное задание подведомственными учреждениями выполнено на 96,2 процента. За 2016 год обеспечено выполнение государственного задания по социальному обслуживанию населения на 97,4 процента. Данные о динамике численности получателей приведены в таблице 1. Таблица 1 ДАННЫЕ о динамике численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг учреждениями социального обслуживания Псковской области за 2013 - 2018 годы
<1> Уменьшение в 2015 году числа получателей социальных услуг в стационарной форме на 43 человека произошло по причине естественного выбытия из домов-интернатов общего типа. Смертность граждан, проживающих в интернатах общего типа, выросла в 2015 году на 48 человек со 182 до 230 человек. <2> Уменьшение в 2016 году числа получателей социальных услуг в стационарной форме на 66 человек произошло по причине естественного выбытия из домов-интернатов общего типа, а также выбытия граждан по их инициативе. Смертность граждан, проживающих в интернатах общего типа, выросла в 2016 году на 10 человек с 230 до 240 человек, численность граждан, отправленных домой, возросла со 121 человека до 203 человек. <3> В 2015 году снижение получателей социальных услуг на дому произошло по причине введения критерия нуждаемости и адресности предоставления социальных услуг в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". На 01 января 2017 года социальные услуги на дому, в полустационарах, в домах-интернатах общего типа предоставляются в полном объеме. В психоневрологические интернаты имеется очередь, которая составляет 58 человек. Очередь в психоневрологические интернаты за период с 2013 года по 2016 год сократилась на 70 человек (со 128 до 58 человек). В 2013 году создано ГАУСО Псковской области "Плюсский психоневрологический интернат" на 55 мест, в 2016 году создано ГБУСО Псковской области "Дновский психоневрологический интернат" на 50 мест. Ликвидация очереди в 2017 году будет обеспечена за счет создания психоневрологического интерната вместимостью 65 койко-мест на базе ГБУСО Псковской области "Чихачевский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Для граждан пожилого возраста, проживающих в указанном доме-интернате, имеются места в ГБУСО Псковской области "Опочецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов" и других домах-интернатах. Профилактика очередности в психоневрологические интернаты будет обеспечена за счет дальнейшего увеличения числа лиц, в отношении которых осуществляется сопровождаемое проживание в городе Пскове, городе Великие Луки и Порховском районе, за счет увеличения численности инвалидов, посещающих ГБУСО Псковской области "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. Вернера Петера Шмитца", улучшения работы с семьей, развития стационарозамещающих технологий. Сокращение числа выпускников психоневрологических интернатов, достигших 18-летнего возраста, направляемых в психоневрологические интернаты для взрослых, планируется осуществить за счет активизации работы с кровными семьями, имеющими детей-инвалидов, развития службы сопровождения семей с детьми-инвалидами, а также за счет распространения опыта работы ГБУСО Псковской области "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. Вернера Петера Шмитца" на территории области путем создания отделения в г. Великие Луки. В целях повышения качества и совершенствования социального обслуживания на дому с 2009 года на базе центров социального обслуживания населения Псковской области поэтапно внедрена "Участковая социальная служба". Данная модель работы с жителями сельских поселений позволяет оказывать социальные услуги непосредственно на местах проживания, осуществлять мониторинг ситуации на участке, выявлять граждан и семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении и нуждающиеся в мерах экстренного реагирования. На каждого жителя района, признанного нуждающимся, заполнены паспорта. Данные паспорта включают в себя информацию о социально-бытовых и экономических условиях семей, получающих меры социальной поддержки. На основании данных социальных паспортов строится дальнейшая работа и формируется план по работе с семьями, по реализации выявленных потребностей, осуществляется контроль ситуации, оказывается различная помощь в случае необходимости. В 2010 году начата работа мобильных бригад медико-социального обслуживания граждан. В 2016 году во всех 24 районах Псковской области на базе центров социального обслуживания работают мобильные бригады медико-социального обслуживания граждан. Заявки населения о потребностях в различных услугах для формирования состава мобильных бригад медико-социального обслуживания граждан собираются и направляются в центры социального обслуживания районов области участковыми социальными работниками. В состав мобильной бригады медико-социального обслуживания граждан входят участковые социальные работники, специалисты по социальной работе центра социального обслуживания, психологи реабилитационных центров для детей, а также юрист, мастер по ремонту бытовой техники, обуви, разнорабочие, медицинские работники - врачи, медицинские сестры, процедурные медицинские сестры, врачи-окулисты, фармацевты и другие работники. Подведомственные Государственному комитету Псковской области по здравоохранению и фармации учреждения работают в рамках заключенного соглашения между Главным государственным управлением социальной защиты населения Псковской области и Государственным комитетом Псковской области по здравоохранению и фармации. По заявкам жителей районов в состав мобильной бригады медико-социального обслуживания граждан включаются работники подразделений Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Псковской области, территориальных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации. Кроме социальных услуг оказываются еще бытовые, ремонтные, медицинские, юридические, консультационные и другие услуги. Показатели работы мобильной бригады медико-социального обслуживания граждан в Псковской области приводятся в таблице 2. Таблица 2 ПОКАЗАТЕЛИ работы мобильных бригад медико-социального обслуживания граждан в Псковской области за 2013 - 2018 годы
На условиях софинансирования с Пенсионным фондом Российской Федерации приобретено для мобильных бригад медико-социального обслуживания граждан 11 автомобилей. С 2002 года организована служба "Социальное такси" в государственных бюджетных учреждениях социального обслуживания ГБУСО Псковской области "Центр социального обслуживания г. Великие Луки" и ГБУСО Псковской области "Центр социального обслуживания г. Пскова". "Социальное такси" представлено четырьмя автомобилями, предназначенными для перевозки людей с ограниченными физическими способностями (в поликлиники, больницы, административные учреждения, места погребения родственников). Услуги "Социального такси" предоставляются бесплатно. В 2016 году услугами "Социального такси" воспользовались 1118 человек. Работа социальных такси в 2017 - 2018 годах будет продолжена. Ведется работа по взаимодействию между организациями здравоохранения, аптечными организациями и учреждениями социального обслуживания населения по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными препаратами, назначенными им по медицинским показаниям врачом (фельдшером), в том числе по доставке их на дом. В 2015 году мобильными бригадами медико-социального обслуживания граждан и участковыми социальными работниками доставлены лекарства на дом 10492 гражданам пожилого возраста, в 2016 году - 11737 гражданам пожилого возраста. На базе четырех центров социального обслуживания реализуется проект "Привлечение социальных работников к раннему выявлению артериальной гипертензии". Для граждан пожилого возраста, сохранивших способность к активному образу жизни, с целью обучения навыкам работы на персональном компьютере, поддержания социально-культурной активности проводится обучение компьютерной грамотности. В 2015 году на базе образовательных организаций обучено 180 человек, в 2016 году - 210 человек. В рамках взаимодействия с Региональным отделением Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" по Псковской области организовано обучение граждан пожилого возраста по 9 факультетам "Университета третьего возраста" за счет грантовой поддержки областного бюджета. Ежегодно посещают различные обучающие семинары - факультеты около 500 человек. Деятельность "Университета третьего возраста" будет продолжена в 2017 - 2018 годах. С целью общения пожилых людей и инвалидов, реализации их творческого потенциала, предотвращения изоляции и одиночества во всех учреждениях социального обслуживания работают на бесплатной основе кружки различной направленности, в которых в 2016 году приняли участие 2479 человек. Социальное обслуживание семей с детьми осуществляют 9 служб социальной реабилитации несовершеннолетних, 16 отделений помощи семье и детям, находящихся в составе центров социального обслуживания, ГБУСО Псковской области "Областной Центр семьи", 4 центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 1 реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. Приоритетом реализации государственной семейной политики является раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении, профилактика социального сиротства и неблагополучия семьи и ребенка, развитие стабильности семьи, воспитание ребенка ненасильственными методами в комфортном семейном окружении. На 01.01.2017 на учете в органах и учреждениях системы социальной защиты населения состояло 1613 семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 3372 ребенка. В результате проводимой работы численность семей, находящихся в социально опасном положении, за 2013 - 2016 годы сократилась на 1071 семью. За 2013 - 2016 годы в стационарной форме социального обслуживания прошли реабилитацию 4235 несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, возвращено в родные семьи более 65 процентов несовершеннолетних, проходящих реабилитацию в учреждениях социального обслуживания. В 2017 - 2018 годах будут осуществляться мероприятия, направленные на возврат детей в родные семьи, не менее чем в 65 процентах семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно с профилактического учета снимаются более 250 семей в связи с улучшением положения в семьях. С 2007 года в Псковской области работает межведомственная участковая социальная служба сопровождения семей с детьми, в которой принимают участие специалисты различных ведомств и учреждений - участников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В рамках данной работы проводится постоянная паспортизация семей с детьми с целью выявления нуждаемости семей с детьми в услугах. Данная деятельность позволяет проводить раннее выявление семейного неблагополучия. Межведомственное взаимодействие по работе с несовершеннолетними осуществляется в соответствии с совместными приказами Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области, Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации и Государственного управления образования Псковской области от 12 января 2015 г. N 1/7/1 "О проведении диспансеризации детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации", от 31 марта 2016 г. N 19/80/357 "Об организации взаимодействия по вопросам психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от преступлений". В 2014 - 2016 годах на территории Псковской области при участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализованы 2 проекта по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, по внедрению социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей. В ходе реализации проектов разработаны необходимые нормативные и информационно-методические документы, обеспечивающие внедрение социального сопровождения семей с детьми на территории области; создана устойчивая продуктивная модель внутриотраслевого и межведомственного взаимодействия по социальному сопровождению семей с детьми. Для каждой семьи в рамках программы социального сопровождения разрабатывается индивидуальная программа с учетом потребностей и ресурсов семьи по воспитательной и реабилитационной работе, в том числе по профилактике жестокого обращения. Родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних обеспечивается социальное сопровождение путем оказания содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящихся к социальным услугам. На основании опыта регионов - частников пилотных проектов разработана и реализуется модельная программа по внедрению социального сопровождения семей с детьми. Модельная программа социального сопровождения включает технологию работы с приемными, замещающими, многодетными семьями, семьями с одним родителем, воспитывающими ребенка-инвалида, детей с ограниченными возможностями здоровья, молодыми семьями. Внедрены следующие технологии социальной работы: "Мобильная бригада", "Подготовка и сопровождение замещающих семей", "Передвижная школа родительского мастерства", "Информационно-консультативная приемная", "Участковая социальная служба", "Социальная служба медиации". ГБУСО Псковской области "Областной Центр семьи" обеспечивается методическое сопровождение учреждений социального обслуживания путем проведения циклов обучающих семинаров для психологов, социальных педагогов, специалистов по социальной работе по вопросам работы со случаями социального неблагополучия, сопровождения семей с детьми, попавших в кризисную ситуацию. На начало реализации проектов на социальном сопровождении находилось 1389 семей с детьми, в том числе 568 семей, воспитывающих детей-инвалидов, 220 многодетных семей, 47 принимающих семей, 491 семья с одним родителем, воспитывающих несовершеннолетних детей. По окончании реализации проектов в 2015 году на социальном сопровождении находилось 2434 семьи, в том числе 900 семей, воспитывающих детей-инвалидов, 302 многодетные семьи, 450 принимающих семей, 650 семей с одним родителем, воспитывающим несовершеннолетних детей. В 2017 году предполагается осуществление социального сопровождения 5106 многодетных семей, 1700 семей с детьми-инвалидами, 800 приемных семей, в 2018 году - 5440 многодетных семей, 1820 семей с детьми-инвалидами, 820 приемных семей. Работа по сопровождению семей с детьми в 2017 - 2018 годах будет продолжена. По результатам выполнения комплекса мероприятий двух пилотных проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, (далее - Фонд) по внедрению института социального сопровождения участковыми социальными работниками семей с детьми; семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, Псковская область включена в число регионов, обеспечивающих работу профессиональных стажировочных площадок Фонда по направлению "Социальное сопровождение семей с детьми". В 2016 году ГБУСО Псковской области "Областной Центр семьи", являющимся стажировочной площадкой, организовало обучение по 3 программам - "Социальное сопровождение принимающих семей", "Социальное сопровождение семей, находящихся в обстоятельствах, которые не могут преодолеть самостоятельно", "Социальное сопровождение семей с детьми-инвалидами и ОВЗ" - для специалистов из 11 субъектов Российской Федерации. Грантовая поддержка Фонда составила 16,4 млн. рублей. С 2015 года социальное сопровождение семей с детьми осуществляется за счет средств областного бюджета. С 2010 года на территории Псковской области функционирует служба экстренной психологической помощи - "детский телефон доверия". За время работы на "детский телефон доверия" поступило более 13000 звонков. За 2016 год поступило 2324 обращения, в том числе: от несовершеннолетних - 979, от родителей - 36, от иных граждан - 1309. В июле 2016 года на территории области прошла масштабная акция в поддержку общероссийского "детского телефона доверия" - автопробег "Эстафета доверия". "Детский телефон доверия" продолжит работу в 2017 и 2018 годах, по данной услуге финансирование осуществляется в рамках устанавливаемого государственного задания. На 01 января 2017 года шесть стационарных учреждений оказывают социальные услуги для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: два детских дома-интерната на 160 койко-мест и четыре центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, на 205 койко-мест. Центры помощи детям в г. Пскове, в г. Великие Луки, в Печорском и Гдовском районах переданы Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области в соответствии с Планом мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2015 - 2017 годы, утвержденным первым заместителем Губернатора области 15.01.2015. Организация деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей". Образовательные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в ГБУСО Псковской области "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГБУСО Псковской области "Бобровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГБУСО Псковской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Псков", ГБУСО Псковской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Великие Луки", ГБУСО Псковской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района", ГБУСО Псковской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Гдовского района" осуществляются образовательными учреждениями области на основании договоров, заключенных между учреждениями социального обслуживания и образовательными учреждениями области. По результатам повторного психолого-медико-педагогического обследования 331 ребенок, названной категории, находящийся в вышеуказанных учреждениях социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаны обучаемыми, даны рекомендации по их обучению согласно специальным программам. Дополнительные образовательные услуги (занятия различных кружков во внеурочное время) осуществляются в учреждениях социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании лицензий на дополнительное образование. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дошкольного возраста посещают детские сады. В соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") мониторинга проведения оценки соответствия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Псковской области, утвержденным первым заместителем Губернатора области, 08 ноября 2016 года проведен мониторинг соответствия организаций социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленным требованиям. По результатам мониторинга составлен План мероприятий по устранению в 2017 году выявленных случаев несоответствия по каждой организации. В План мероприятий по улучшению условий жизнеустройства воспитанников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включены мероприятия по защите прав воспитанников, содействию устройства детей на воспитание в семью, содействие в получении среднего общего образования, организации досуга воспитанников, увеличению числа детей, проживающих по принципу семейного воспитания. План мероприятий по улучшению условий жизнеустройства воспитанников учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя мероприятия по созданию условий для общения с родственниками, оказанию консультативной помощи, обеспечению комфортных условий для посещения ребенка лицами, желающими усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, получившими в установленном порядке направление на посещение ребенка в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными лицами, современные технологии работы по комплексной реабилитации и защите прав детей, профилактике жестокого обращения с детьми, по формированию семейных традиций, воспитанию родственных чувств и привязанностей между братьями и сестрами, по созданию программы постинтернатной адаптации, по подготовке воспитанников к выходу из организации в семью или подготовку к самостоятельной жизни. В соответствии с Планом мероприятий намечено организовать в каждом учреждении социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школу приемных родителей, социальное сопровождение детей. По результатам мониторинга в ГБУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Печорского района" установлено, что полностью созданы условия проживания детей по семейному принципу - семейные квартиры. В 2017 - 2018 годах предусматривается обеспечение семейного проживания детей во всех центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Работа по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи является приоритетным направлением деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За 2015 - 2016 годы 80 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в семьи, в том числе 50 детей переданы под опеку, 24 ребенка устроены в приемные семьи, 5 детей возвращены в родные семьи, один ребенок усыновлен. 4) Внедрение стационарозамещающих технологий. С марта 2016 года в Псковской области реализуется проект "Система Забота" по предоставлению услуг службы социального сопровождения гражданам пожилого возраста и инвалидам. "Система Забота" - это сервис, который круглосуточно позволяет оказывать помощь и поддерживать здоровье 100 пожилым гражданам и инвалидам. В 2017 - 2018 годах планируется увеличение числа граждан по предоставлению указанной услуги до 150 человек. В 2015 году в Пыталовском, Новоржевском и Опочецком районах установлены малообеспеченным и пожилым гражданам по типу "тревожной кнопки" противопожарные автономные домовые пожароопасные извещатели в 473 индивидуальных жилых домах, что позволяет обеспечить гражданам безопасное проживание. В 2017 - 2018 годах планируется оснастить "тревожной кнопкой" 150 домов. В ГБУСО Псковской области "Центр социального обслуживания г. Великие Луки" действует отделение дневного пребывания по работе с гражданами пожилого возраста и инвалидами в рамках оказания социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания по технологии "Детский сад для пожилых и инвалидов". Деятельность отделения направлена на социализацию пожилых людей и инвалидов, повышение уровня здоровья и физической активности, работоспособности, оказание помощи в борьбе со стрессами и психосоматическими заболеваниями, содействие сохранению позитивного отношения к жизни. При реализации технологии "Детский сад для пожилых и инвалидов" используются занятия лечебной физкультурой, занятия на тренажерах, которые содействуют укреплению и поддержанию здоровья, улучшению общего физического состояния, психологические занятия, позволяющие пожилым людям справиться с негативными переживаниями, организация досуга. Обслужено в 2016 году 320 граждан пожилого возраста и 25 инвалидов. В 2017 году на базе ГБУСО Псковской области "Центр социального обслуживания г. Псков" планируется создать отделение дневного пребывания граждан пожилого возраста на 15 человек, в 2018 году - 20 человек. В Псковской области с 2001 года создано и действует с учетом немецкого опыта государственное бюджетное учреждение Псковской области "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. Вернера Петера Шмитца", которое обеспечивает дневное социальное обслуживание граждан с психоневрологическими заболеваниями в условиях безбарьерной среды. Численность инвалидов, посещающих интеграционные мастерские, в 2013 - 2016 годах составила 140 человек ежегодно. В интеграционных мастерских имеется отделение на 60 мест по уходу и развитию, которое посещают инвалиды, полностью утратившие способность к самообслуживанию. Таким гражданам обеспечивается предоставление социально-бытовых, медицинских услуг и питание. Имеются четыре отделения на 80 человек, в которых предоставляются социально-бытовые услуги, питание и социально-трудовые услуги. Граждане в меру своих возможностей заняты посильным трудом, предварительно прошедшие обучение и тренировки для выявления способностей осуществлять несложные виды работ: выращивание цветов, изготовление деревянных изделий и поделок, картонажные работы, пошив простыней и другие виды работ. Доставка граждан в производственно-интеграционные мастерские осуществляется автотранспортом учреждения. В 2017 году планируется создать отделение по стирке белья за счет средств областного бюджета и общественно-полезного союза "Инициатива - Псков в евангелической церкви Рейланда" (Германия). В Псковской области осуществляется сопровождаемое проживание граждан с умственной отсталостью. С 2002 года начала работать первая социальная квартира сопровождаемого проживания для группы из 5 человек - выпускников ГБУСО Псковской области "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на базе первой социальной квартиры в Порховском районе Псковской области силами волонтеров Псковской региональной общественной благотворительной организации "Росток" за счет благотворительных пожертвований. За период с 2002 по 2017 год количество выпускников ГБУСО Псковской области "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", получивших услуги по сопровождаемому проживанию в социальных квартирах ПРОБО "Росток", возросло до 12 человек. Модель сопровождаемого проживания получила свое развитие с 2013 года в г. Пскове с открытием двух пятикомнатных квартир для постоянного сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью. Данный проект осуществляется Псковской региональной общественной благотворительной организацией "Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом "Я и ТЫ". ГБУСО Псковской области "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" осуществляет сопровождаемое проживание бывших выпускников. Сопровождаемое проживание осуществляется за счет средств областного бюджета и благотворительных пожертвований, в том числе средств общественно полезного союза "Инициатива - Псков в евангелической церкви Рейланда" (Германия) Инвалиды, проживающие в квартирах, осваивают полную учебную программу подготовки к самостоятельному сопровождаемому проживанию, дневной социальной занятости и сопровождаемому трудоустройству. На 01 января 2017 года сопровождаемое проживание обеспечивается в 12 квартирах 70 гражданам - бывшим воспитанникам детских домов-интернатов, гражданам, проживающим в семьях, и несовершеннолетним, проживающим в приемных семьях. Планируется увеличить в 2017 - 2018 годах сопровождаемое проживание силами ГБУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" 3 выпускникам интерната, в 2018 году - 3 выпускникам интерната. Кроме того, сопровождаемое проживание будет увеличено за счет оказания услуг гражданам, проживающим в семьях. Начиная с 2016 года на территории Псковской области при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется пилотный проект по обеспечению самостоятельного проживания выпускников домов-интернатов для умственно отсталых детей системы социальной защиты населения (сопровождаемое проживание) в первые годы после их выхода из учреждений (далее - пилотный проект). В пилотном проекте принимают участие ГБУСО "Бельско-Устьенский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", ГБУСО "Производственно-интеграционные мастерские для инвалидов им. Вернера Петера Шмитца", Псковская региональная общественная благотворительная организация "Общество родителей детей-инвалидов с аутизмом "Я и ТЫ", Псковская региональная общественная благотворительная организация "Росток". Комплекс мероприятий пилотного проекта включает: отработку моделей подготовки к самостоятельному проживанию (учебное сопровождаемое проживание) и самостоятельного сопровождаемого проживания выпускников детских домов-интернатов для детей с умственной отсталостью в первые годы после их выхода из организаций; внедрение стационарозамещающих форм и технологий сопровождаемого проживания, сопровождаемой дневной занятости и сопровождаемого трудоустройства выпускников интернатов; расширение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, обеспечение согласованной работы соответствующих органов исполнительной власти и некоммерческих организаций. В рамках пилотного проекта будет подготовлен пакет нормативных правовых, организационных и информационно-методических документов, обеспечивающих внедрение и тиражирование эффективных практик сопровождаемого проживания, отработанных в ходе пилотного проекта: о сопровождаемом проживании; сопровождаемой дневной социальной занятости и сопровождаемом трудоустройстве; регламент предоставления услуг при сопровождаемом проживании; сопровождаемой дневной социальной занятости и сопровождаемом трудоустройстве; стандарт услуг, предоставляемых при сопровождаемом проживании; сопровождаемой дневной социальной занятости и сопровождаемом трудоустройстве; должностные инструкции работников, оказывающих услуги при сопровождаемом проживании, сопровождаемой дневной социальной занятости и сопровождаемом трудоустройстве. Планируется внести предложения по включению понятий "сопровождаемое проживание", "сопровождаемая дневная социальная занятость", "сопровождаемое трудоустройство" в федеральное законодательство. На начало осуществления проекта численность детей-инвалидов, воспитывающихся в домах-интернатах, получивших подготовку к самообслуживанию в быту и посильной трудовой занятости, составляет 45 детей-инвалидов, по окончании реализации проекта планируется 65 человек. По окончании проекта численность выпускников детских домов-интернатов, включенных в процесс сопровождаемого проживания, будет увеличена с 75 до 86 человек. В ходе реализации пилотного проекта будет увеличен охват участников целевой группы, проживающих с сопровождением, в том числе: обеспеченных дневной социальной занятостью с 189 до 209 человек, трудоустроенных - с 20 до 29 человек. 5) В Псковской области активно развивается работа по вовлечению молодежи в социальную практику добровольческой (волонтерской) деятельности. Учреждения социального обслуживания области в 2016 году взаимодействуют с 25 волонтерскими отрядами, в состав которых входит около 150 волонтеров, в том числе волонтерские отряды благотворительного фонда "Старость в радость". За период 2013 - 2016 годы обслужено 2500 граждан. Псковский государственный университет в рамках университетского проекта "Я - волонтер" осуществляет взаимодействие с домами-интернатами и со всеми центрами помощи детям, оставшихся без попечения родителей. При общежитии негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Псковский кооперативный техникум" создано и функционирует на протяжении восьми лет студенческое объединение "Забота", которое осуществляет шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, проживающими в микрорайоне, примыкающем к общежитию. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|