Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Псковской области от 03.09.2010 № 236-р

          



                  АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 03.09.2010 N 236-р


Об утверждении концепции и разработке 
областной долгосрочной целевой программы 
"Развитие мясного животноводства 
в Псковской области на 2011-2020 годы"


    На   основании   статьи   179   Бюджетного  кодекса  Российской  
Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N
174   "Об   утверждении  Порядка  принятия  решений  о  разработке,  
формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
    1.   Утвердить  прилагаемую  Концепцию  областной  долгосрочной  
целевой  программы  "Развитие  мясного  животноводства  в Псковской 
области на 2011-2020 годы".
    2.  Принять  предложение  Главного  государственного управления 
сельского  хозяйства,  ветеринарии  и государственного технического 
надзора  Псковской  области  о  разработке  областной  долгосрочной  
целевой  программы  "Развитие  мясного  животноводства  в Псковской 
области на 2011-2020 годы".
    3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной 
целевой  программы  "Развитие  мясного  животноводства  в Псковской 
области  на  2011-2020  годы"  Главное  государственное  управление  
сельского  хозяйства,  ветеринарии  и государственного технического 
надзора Псковской области.
    4.  Главному  государственному  управлению сельского хозяйства, 
ветеринарии   и  государственного  технического  надзора  Псковской  
области разработать проект областной долгосрочной целевой программы 
"Развитие  мясного  животноводства в Псковской области на 2011-2020 
годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 
06 сентября 2010 г.
    5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на 
первого заместителя Губернатора области Перникова С.Г.


И.п.Губернатора области                              В.В.Емельянова



                                             УТВЕРЖДЕНА               
                                распоряжением Администрации области
                                        от 03.09.2010 N 236-р


                             КОНЦЕПЦИЯ
    областной долгосрочной целевой программы "Развитие мясного
       животноводства в Псковской области на 2011-2020 годы"


       1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
программы целям и задачам социально-экономического развития области

    Областная  долгосрочная  целевая  программа  "Развитие  мясного  
животноводства  в  Псковской  области  на  2011-2020 годы" (далее - 
программа)  разработана  во исполнение Перечня поручений Президента 
Российской  Федерации от 21 июля 2010 г. N Пр-2126 ГС по разработке 
региональной  программы  развития  мясного  животноводства с учетом 
основных положений доклада "О мерах по ускоренному развитию мясного 
животноводства    как    приоритетного    направления   обеспечения   
продовольственной  безопасности  России"  и  направлена  на решение 
проблемы    обеспечения   населения   области   продуктами   первой   
необходимости, в частности, мясом всех видов.
    Одним  из  приоритетных направлений развития экономики области, 
определенных    в   Стратегии   социально-экономического   развития   
Псковской области до 2020 года, является развитие агропромышленного 
комплекса, в частности, животноводства.
    Повышение  конкурентоспособности  базовой  мясной специализации 
животноводства:
    повышение   производительности   труда,   и   других   факторов   
производства (продуктивности скота и птицы);
    усиление    позиций   псковских   производителей   на   местном   
продовольственном рынке;
    создание  четкой  системы  стимулирования  для  стабилизации  и  
увеличения    производства    говядины,    сокращение   убыточности   
производства некоторых отраслей мясного животноводства;
    интеграция     производства     мяса     с    перерабатывающими    
производствами.
    Настоящая  программа  направлена  на развитие агропромышленного 
комплекса Псковской области.
    При  этом в рамках программы решается одна из важнейших задач - 
развитие   мясного  животноводства,  которое  окажет  в  наибольшей  
степени  положительное  влияние на динамику увеличения производства 
мяса   на   душу  населения,  доли  отечественного  производства  в  
формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо).
                                                                      
         2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

    Среднегодовые  темпы  роста  в агропромышленном комплексе могут 
составлять    5-8    процентов.    Высокий    потенциал   роста   в   
агропромышленном   комплексе   определен   как   наличием  факторов  
производства,  так и относительно стабильным рынком даже в условиях 
социально-экономического спада.
    Но  при  этом  только  на  развитие агропромышленного комплекса 
Администрация   области  может  оказывать  достаточно  существенное  
влияние   за  счет  реализации  областных  долгосрочных  целевых  и  
ведомственных   программ,   реализации  инвестиционной  политики  в  
агропромышленном комплексе и т.д.
    Для  вывода  мясной  отрасли  на  рубежи, обеспечивающие полное 
импортозамещение   мясной   продукцией   и  отвечающие  требованиям  
Доктрины   продовольственной  безопасности,  требуется  привлечение  
финансовых   ресурсов,   в   том  числе  кредитов  банков,  средств  
внутренних  и  внешних  инвесторов, а также концентрация средств на 
наиболее  приоритетных направлениях, адресность выделения, увязка с 
конечными    результатами,    усиление    контроля    за    целевым    
использованием.  Этим  требованиям  в  наибольшей  степени отвечает 
программно-целевой метод решения проблемы.

    3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
        ситуации в рассматриваемой сфере без использования
                    программно-целевого метода

    Мясное   животноводство   включает  в  себя  производство  мяса  
крупного  рогатого  скота,  свиней,  птицы,  овец  и коз, кроликов, 
является  одной  из  важнейших отраслей агропромышленного комплекса 
Псковской  области и в то же время одной из наиболее проблемных. На 
протяжении  периода с 1992 по 2007 год показатели производства мяса 
в   Псковской  области,  за  минимальными  исключениями,  неуклонно  
снижались  и  лишь  с  2008 года наметился небольшой подъем. Тем не 
менее,  производство  мяса  в 2008 г. не достигло уровня 1992 года. 
Если  в  1992  году  в области было произведено 102,3 тыс.тонн мяса 
всех  видов,  то  в  2008  году  этот показатель составил лишь 34,3 
тыс.тонн.

                                                          Таблица 1

       Производство различных видов мяса в Псковской области
                          в 1992-2009 гг.

                                                           тыс.тонн
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|
|        | 1992|1995|2000|2001|2002|2003|2004|2005|2006|2007|2008|2009|
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|
|Говядина| 53,5|29,2|18,7|17,9|17,0|18,8|18,6|17,4|15,3|14,3|12,9|11,8|
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|
|Свинина | 37,4|27,7|15,1|13,7|12,0|12,6|12,5|12,9|12,3|14,1|12,4|13,4|
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|
|Птица   |  8,0| 5,1| 4,1| 3,8| 5,9| 5,6| 3,8| 3,1| 3,6| 3,6| 7,3|14,9|
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|
|Баранина|  2,8| 3,3| 2,2| 2,9| 2,8| 2,6| 2,0| 1,8| 1,6| 1,4| 1,5| 1,4|
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|
|Прочее  |  0,8| 0,4| 0,3| 0,3| 0,3| 0,2| 0,3| 0,3| 0,3| 0,3| 0,2|  - |
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|
|ИТОГО   |102,3|65,7|40,4|38,6|38,0|39,8|37,2|35,5|33,1|33,7|34,3|41,5|
|————————|—————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|————|

    За   прошедшие   семнадцать  лет  резко  сократилось  поголовье  
сельскохозяйственных  животных.  С  1992  по  2009  год численность 
крупного  рогатого  скота  снизилась  с  475,8  тыс.голов  до 113,9 
тыс.голов,  поголовье свиней - с 213,7 тыс.голов до 69,2 тыс.голов, 
овец и коз - с 166,7 тыс.голов до 40,1 тыс.голов.
    Сокращение     машинно-технического    парка    животноводства,    
банкротство   животноводческих   хозяйств,   ухудшение  финансового  
состояния   значительной  части  сельскохозяйственных  предприятий,  
неразвитость  рыночной инфраструктуры являются основными факторами, 
способствующими    сокращению    производства   продукции   мясного   
животноводства  в  общественном секторе. В секторе личных подсобных 
хозяйств,  на  долю  которого  приходится производство 20 процентов 
мяса   скота,   птицы,   основным  фактором  снижения  производства  
выступает сокращение численности сельского населения, прежде всего, 
трудоспособного. Даже если производство мяса в сельскохозяйственных 
предприятиях  в  ближайшие  10 лет сохранится на текущем уровне, то 
только  за  счет неизбежного по демографическим причинам уменьшения 
контингента  товарных подсобных хозяйств сельского населения, общее 
производство  мяса  останется  на  уровне  текущих  лет,  что  явно  
недостаточно.
    Существующий  в  настоящее  время  в  Псковской области уровень 
потребления  мяса и мясопродуктов, составляющий 69 кг в год на душу 
населения   или  55  процентов  от  нормы,  ставит  область  в  ряд  
слаборазвитых областей с высоким белковым дефицитом для большинства 
групп  населения.  Дефицит  полноценных  белков  (белков  с  полным  
аминокислотным  профилем)  в питании населения большинства регионов 
России  составляет  от 10 до 13 кг в пересчете на чистый белок. Для 
восстановления  уровня  потребления  белков  1987-1992  гг. годовое 
потребление  мяса  (или  его  внутренне производство при условии не 
увеличения  импорта) должно увеличиться почти в два раза, то есть с 
нынешних 41,5 тыс.тонн до 102,3 тыс.тонн.
    В  настоящее  время  проблемами развития мясного животноводства 
являются следующие.
    В мясном скотоводстве:
    слабая  кормовая база, неудовлетворительное состояние природных 
пастбищ;
    недостаточный уровень технического и технологического оснащения 
мясной  отрасли, отсутствие специализированных площадок для откорма 
скота;
    низкая закупочная цена на продукцию;
    недостаточная государственная поддержка мясной отрасли;
    недостаточная развитость племенной базы;
    низкий  технический и технологический уровень производства мяса 
в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах.
    В свиноводстве:
    старение основных фондов свиноводческих хозяйств;
    слабое развитие селекционно-племенной работы;
    биологический  потенциал  животных  используется  далеко  не  в  
полной мере;
    дефицит племенных ресурсов в специализированных породах мясного 
направления   продуктивности,   без   которых   невозможно  создать  
качественно новую сырьевую базу беконной и мясной свинины;
    медленное  обновление  технической  базы  ведет  к росту затрат 
технологического   процесса   производства,   к  снижению  качества  
продукции.
    В птицеводстве:
    неблагоприятные  для сельскохозяйственных предприятий изменения 
конъюнктуры   рынка,   вызванные   падением   спроса  на  продукцию  
птицеводства   в   связи  с  распространением  заболевания  птичьим  
гриппом,  а  также  растущим  диспаритетом  цен  в  самом  аграрном  
секторе,  привели  к падению выручки от реализации продукции, что в 
свою  очередь  вызвало  нехватку  средств  для  обеспечения текущих 
потребностей птицефабрик.
    В овцеводстве и кролиководстве:
    слабая  кормовая база, неудовлетворительное состояние природных 
пастбищ;
    низкая закупочная цена на продукцию;
    недостаточная развитость племенной базы;
    высокая  себестоимость  производимой  продукции  ввиду  высоких  
затрат на ее производство;
    отсутствие современных технологий производства продукции;
    отсутствие материально технической базы производства.
    В  сложившихся  условиях  сохранение  и развитие отечественного 
мясного  животноводства становится задачей первоочередной важности. 
Без   ее   решения   будет  не  только  потеряна  продовольственная  
безопасность  по  одному  из  важнейших  направлений,  но и утрачен 
технический,  селекционно-генетический  и  кадровый  потенциал  для  
возрождения мясного животноводства в последующие годы.
    Стабилизация   мясного  животноводства,  в  частности,  мясного  
скотоводства, свиноводства и птицеводства, создание предпосылок для 
его возрождения и успешной конкурентоспособной работы в современных 
условиях  является  задачей  стратегической  важности  и высочайшей 
востребованности обществом.
    В  мясном животноводстве без решения программно-целевым методом 
сложившейся  проблемной  ситуации  производство мяса свиней и птицы 
останется  на  прежнем  уровне  2010 года, а возможность создания и 
развития   мясного   скотоводства,   овцеводства  и  кролиководства  
практически    отсутствует   из-за   высокой   затратности   данных   
направлений  животноводства.  Это  не  позволит добиться нужного на 
сегодняшний  день вывода из депрессивного состояния мясного сектора 
области.

    4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
  и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

    В  результате реализации запланированных программой мероприятий 
будет  внесен  вклад в улучшение социально-экономического положения 
значительного   числа   сельских   населенных  пунктов,  районов  и  
территорий.  Прогнозируется  заметный  вклад  в  увеличение доходов 
сельского населения, улучшение демографической ситуации на селе.
    Одним   из   вариантов  решения  проблемы  обеспечения  кормами  
является   предотвращение   выбытия   земель  сельскохозяйственного  
назначения  и  совершенствование  структуры  кормового поля за счет 
увеличения  площадей под энергетическими культурами - зернобобовыми 
и  многолетними  бобовыми (горох, вика, козлятник, люцерна, клевер, 
лядвинец и другие).
    Следующим   вариантом   решения   проблемы   является  создание  
селекционно-генетических    центров   для   обеспечения   племенным   
материалом и совершенствованием пород.
    Возможным   вариантом   решения   проблемы  является  внедрение  
современных    технологий   производства   продукции   -   создание   
высокотехнологичных производств, отвечающих современным требованиям 
(автоматизация, технологии кормления и содержания).
    Экологические   негативные   последствия  реализации  программы  
крайне  незначительны.  Благодаря современным технологиям очистки и 
утилизации  (компостирование, производство органических удобрений и 
т.д.)  отходов  производства  будет  реализован  косвенный эффект в 
повышении  продуктивности  растениеводства,  поддержании плодородия 
почв.
    К  внешним  рискам, которые могут оказать влияние на достижение 
запланированных результатов, относятся:
    недостаточный уровень финансирования из бюджетных источников;
    недостаточный    уровень    финансирования    из   внебюджетных   
источников;
    неблагоприятная  рыночная  конъюнктура, затрудняющая реализацию 
дополнительных объемов мяса отечественного производства.
    К    числу   внутренних   рисков   относятся,   прежде   всего,   
организационный риск, демографический риск (нехватка подготовленной 
рабочей  силы),  а  также производственные риски (кормообеспечение, 
ветеринарная   защита   и   т.д.).  Технологические  риски,  обычно  
связываемые  с  освоением  новой  техники и оборудования, полностью 
устраняются  мероприятиями  по подготовке и переподготовке кадров и 
развитию человеческого потенциала отрасли.
    Управление внешними рисками в рамках программы должно сводиться 
к   точному   и   своевременному   обеспечению   финансирования  ее  
мероприятий   из   всех   источников,   при  этом  особое  внимание  
предполагается     уделять     обеспечению    плановых    пропорций    
финансирования  из  внебюджетных  источников  с  финансированием по 
линии  бюджета  действующих  обязательств.  Эффективное  управление  
внутренними  рисками  входит  в  сферу ответственности исполнителей 
программы в рамках имеющихся полномочий.

       5. Сроки решения проблемы программно-целевым методом

    Реализация  программы  предусматривается  в  течение  2011-2020  
годов.  Однако, многие организационные вопросы должны быть решены в 
порядке подготовки в 2010 году:
    утверждение программы;
    подготовка    согласованных    с    местными    администрациями    
муниципальных районов заданий-контрактов.
    Первый  этап  программы  будет реализовываться в течение первых 
трех  лет (2011-2013 годы), когда будут осуществлены первоочередные 
мероприятия   по   развитию   мясного   животноводства   на  основе  
действующих    программ,   улучшению   макроэкономических   условий   
функционирования отрасли, укреплению рыночных позиций отечественных 
производителей  мяса,  инфраструктурное  обеспечение.  Второй  этап  
программы будет реализовываться в течение 2014-2020 годов.

   6. Цели и задачи программы, целевые индикаторы и показатели,
       позволяющие оценить ход реализации программы по годам

    Цель  программы  -  создание  экономических  и  технологических  
условий  устойчивого  развития  мясного животноводства и увеличения 
объемов производства мяса всех видов.
    Для  достижения  намеченной  цели  необходимо  решить следующие 
задачи:
    укрепление кормовой базы;
    повышение  генетического  потенциала  свиней,  птицы,  крупного  
рогатого скота и скота мясных пород, овец и кроликов;
    увеличение поголовья сельскохозяйственных животных всех видов;
    обновление и модернизация основных фондов за счет строительства 
и реконструкции животноводческих помещений.
    Результат  реализации  программы  определяется  количественными  
показателями.  В  период  реализации  программы  будет создана база 
развития   мясного   животноводства.   Важнейшую  роль  в  процессе  
ускоренного   развития   мясного   животноводства  будет  выполнять  
складывающийся    инвестиционный   климат   за   счет   привлечения   
инвестиционных кредитных ресурсов и частного бизнеса.
    Реализация  программы предусматривает использование имеющихся в 
области  ресурсов,  строительство новых предприятий по производству 
мяса   с   технологическим   обновлением   имеющихся   мощностей  и  
применением   новых   технологий   в   отрасли  в  целях  повышения  
устойчивости  и  конкурентоспособности производства. При этом будет 
внесен  существенный  вклад  в  решение  проблемы развития сельских 
территорий.
    Основным   индикатором  программы  является  показатель  объема  
производства       мяса      всех      видов      всеми      типами      
сельхозтоваропроизводителей области.
    Производство мяса на душу населения.
    Показатели численности поголовья к 2020 году:
    крупного рогатого скота на откорме - около 93,5 тыс.голов;
    свиней - 400,1 тыс.голов;
    птицы - около 3600 тыс.голов;
    овец - 2,0 тыс.голов;
    кроликов - около 1,5 тыс.голов.

         7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
    и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
                                                                      
    Оценку   эффективности   реализации   программы  предполагается  
проводить  на  основе  использования  целевых  индикаторов, которые 
обеспечат   мониторинг   динамики  показателей  производства  мяса,  
численности  скота  и  птицы  и  качественных  показателей развития 
отрасли.

             8. Предложения по исполнителям программы

    1.  Главное  государственное  управление  сельского  хозяйства,  
ветеринарии   и  государственного  технического  надзора  Псковской  
области.
    2. Сельскохозяйственные товаропроизводители области.
    3.  Органы  местного  самоуправления  муниципальных образований 
области.

9. Предложения о разработчике программы и исполнителе-координаторе
                             программы
                                                                      
    Определить разработчиком и исполнителем-координатором программы 
Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии 
и государственного технического надзора Псковской области.

 10. Предложения по объемам и источникам финансирования программы

    Финансирование  программы  предполагается  осуществлять за счет 
средств областного бюджета и привлечением внебюджетных средств.
    Долевое  финансирование программы за счет средств муниципальных 
образований не предусматривается.
    Необходимые  объемы  финансирования  программы будут определены 
при  обобщении  предложений исполнителей программы при формировании 
программных мероприятий.






Информация по документу
Читайте также