Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Псковской области от 12.08.2010 № 211-р

 



                  АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 12.08.2010 N 211-р


Об утверждении концепции и разработке 
областной долгосрочной целевой 
программы "Культура Псковского 
региона в 2011-2015 годах"


    На   основании   статьи   179   Бюджетного  кодекса  Российской  
Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N
174   "Об   утверждении  Порядка  принятия  решений  о  разработке,  
формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
    1.   Утвердить  прилагаемую  концепцию  областной  долгосрочной  
целевой программы "Культура Псковского региона в 2011-2015 годах".
    2.  Принять  предложение  Государственного  комитета  Псковской  
области  по  культуре  о  разработке областной долгосрочной целевой 
программы "Культура Псковского региона в 2011-2015 годах".
    3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной 
целевой  программы  "Культура Псковского региона в 2011-2015 годах" 
Государственный комитет Псковской области по культуре.
    4.  Государственному  комитету  Псковской  области  по культуре 
разработать   проект   областной   долгосрочной  целевой  программы  
"Культура  Псковского  региона  в  2011-2015 годах" и внести его на 
утверждение в установленном порядке в срок до 25 августа 2010 г.
    5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения осуществляет 
Губернатор области.


И.п.Губернатора области                              М.К.Жаворонков



                                            УТВЕРЖДЕНА
                                распоряжением Администрации области
                                       от 12.08.2010 N 211-р
                                                                      

                             КОНЦЕПЦИЯ
   областной долгосрочной целевой программы "Культура Псковского
                    региона в 2011-2015 годах"
                                                                      

  I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной
    долгосрочной целевой программы "Культура Псковского региона
    в 2011-2015 годах" целям и задачам социально-экономического
                         развития области

    Программно-целевое   управление  культурной  политикой  региона  
связано   с   осознанием  ключевой  роли  культуры  в  общественном  
развитии.  Сегодня ни одно государство не может обойтись без вполне 
определенной    и    целенаправленной   культурной   политики,   ее   
формирование  и осуществление является важной и неотложной задачей, 
обеспечивающей  стабильность  общества.  Культура становится частью 
взаимозависимых    социальных   стратегий   государства.   Культура   
выступает  не  просто  как  совокупность  материальных  и  духовных  
ценностей,  созданных  и  создаваемых  человечеством,  это  процесс  
интеллектуального  и эмоционального обогащения человеком общества и 
самого  себя.  Вложения  в  культуру  -  это  наиболее  эффективные  
вложения  в  человека  -  главного  субъекта  и творца цивилизации. 
Именно   культура   способна  дать  наиболее  эффективное  развитие  
"человеческого   капитала",  формирование  творческих  способностей  
человека,    его   всестороннее   развитие.   Необходимость   этого   
обусловлена  переходом  к  инновационному  типу развития экономики, 
повышением  профессиональных  требований  к кадрам, включая уровень 
интеллектуального  и  культурного развития. При этом развитие сферы 
культуры   выступает   одним   из   механизмов   для  осуществления  
приоритетных  задач,  намеченных  Посланием  Президента  Российской  
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 
года,  долгосрочного социально-экономического развития государства. 
В    основных    направлениях    социально-экономической   политики   
Правительства  Российской Федерации в качестве стратегических целей 
культурной  политики государства зафиксированы развитие культурного 
потенциала   и  обеспечение  единства  культурного  пространства  и  
доступности культурных ценностей широким слоям населения.
    Сегодня   в   российском   обществе   сформировались  различные  
тенденции  и  субкультуры  (молодежные,  политические, этнические и 
т.д.).   Одним  из  факторов,  влияющих  на  современное  развитие,  
является  информационная  революция, принципиально меняющая "способ 
вхождения"  в  культуру.  Все это влияет на процессы формирования и 
реализации современных принципов и целей культурной политики, в том 
числе  в  области.  Формирование  эффективной  культурной  политики  
возможно  при  понимании  процессов  формирования  и  существования  
субкультур,   определении  тех  приоритетов,  которые  нуждаются  в  
государственной    поддержке,   наличии   необходимого   ресурсного   
обеспечения  и  соответствующих механизмов их реализации, а главное 
соответствия   со   Стратегией   социально-экономического  развития  
Псковской области до 2020 года.
    Основная  цель  концепции,  ее  приоритет  - повышение качества 
жизни   населения   Псковской  области.  В  сфере  культуры  данные  
обстоятельства  требуют  перехода  к  качественно  новому  развитию  
библиотечного,    музейного,    выставочного    дела,   концертной,   
театральной  деятельности,  традиционной народной культуры, а также 
художественного  и профессионального образования в сфере культуры и 
искусства.  Улучшение  качества жизни населения области должно быть 
достигнуто путем обеспечения доступности и повышения качества услуг 
в  сфере  культуры,  которое  возможно  только  на  основе развития 
практики   внедрения   инновационных   подходов   к   осуществлению   
деятельности   учреждений   культуры,   на   основе   использования   
информационных технологий.
    Сохраняя   преемственность   региональной  культурной  политики  
2001-2010 годов, концепция предусматривает ориентацию на дальнейшую 
последовательную  модернизацию  отрасли по всем видам деятельности: 
музейному  делу,  библиотечной  сфере, профессиональному искусству, 
дополнительному  и  профессиональному  художественному образованию, 
традиционной   народной   культуре   (самодеятельному   творчеству,   
ремеслам  и народным промыслам), в том числе созданию новых услуг в 
сфере событийного и культурно-познавательного туризма, модернизации 
материально-технической  базы  и  технического оснащения учреждений 
культуры   и   искусства   области,  обеспечению  отрасли  кадрами,  
владеющими высокопрофессиональными навыками и технологиями.

         II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

    Культура  области  развивается в контексте реформ, проводимых в 
стране  и области. Социально ориентированная политика Администрации 
области  позволяет  ставить  вопрос  о  развитии  отрасли  на новом 
уровне. Первое десятилетие нового века для культуры области явилось 
временем дальнейшего активного формирования региональной культурной 
политики, а также использования программно-целевого метода развития 
культуры   как   основного  инструмента  управления.  Включенные  в  
областные  долгосрочные  целевые  программы  проекты  и мероприятия 
позволяли решать наиболее острые проблемы в сфере культуры области. 
В  настоящий  момент  реализуется  областная  долгосрочная  целевая  
программа  "Культура  Псковского  региона  в  2007-2010 годах", что 
позволило:
    расширить  практику  гастрольной  деятельности  по обслуживанию 
жителей села учреждениями искусства области;
    пополнить  культурную афишу значительным количеством культурных 
акций,  среди  которых  постановка  оперы "Псковитянка" в Псковском 
Кремле,    музыкальный    фестиваль    "Крещендо",    Международный    
этнокультурный фестиваль "Сетомаа. Семейные встречи", международные 
фестивали   военно-исторической  реконструкции  "Ледовое  побоище",  
"Железный  град",  общественно-политические  акции, посвященные Дню 
России,  Дню государственного флага России и другим государственным 
праздникам и памятным датам;
    развивать  международное  культурное сотрудничество со странами 
Балтии;
    реализовать  проект  по  автоматизации  библиотечных  процессов  
"Информатизация областной научной универсальной библиотеки";
    обеспечить    создание    новых    экспозиций    в    Псковском    
государственном   музее-заповеднике:   Картинной  галереи,  Золотой  
кладовой,  в  музее-заповеднике  "Изборск":  экспозиции  арсенала в 
башне Луковка, нового туристического маршрута "Тропа здоровья".
    Областная  долгосрочная  целевая программа "Культура Псковского 
региона   в   2007-2010   годах"   позволила  обеспечить  поддержку  
творческих  проектов  муниципальных  учреждений  культуры,  создать  
систему  адресной поддержки профессионального искусства, литературы 
и  творчества  в  форме премий для талантливой молодежи и одаренных 
детей,  продолжить работу по нравственно патриотическому воспитанию 
молодежи.  Востребованность населением услуг сферы культуры по ряду 
направлений подтверждается стабильной динамикой показателей.
    Вместе  с  тем,  систематическое  недофинансирование отрасли не 
позволило  перейти  от  практики  сохранения  культуры  к  практике  
устойчивого  развития.  Негативные  последствия  для  сохранения  и  
развития   культуры,   особенно   муниципальной,   имели  процессы,  
связанные   с   выбыванием   населения   как  естественным,  так  и  
миграционным.  Расположенные рядом столичные города Санкт-Петербург 
и  Москва  с огромным рынком труда привели к оттоку молодежи, в том 
числе   творческой.  Низкая  оплата  труда,  несоответствие  уровня  
рабочих  мест  требованиям  времени,  отсутствие жилья не позволили 
закрепить  молодых  специалистов,  что  привело  к резкому старению 
работников   сферы.   Существующие  сегодня  объемы  финансирования  
региональной    культурной   политики   не   обеспечивают   решение   
накопившихся   проблем:  устаревшая  материально-техническая  база,  
слабое  техническое  оснащение  учреждений  культуры  и  искусства,  
низкий   процент  обеспеченности  компьютерной  техникой,  особенно  
сельских   учреждений  культуры,  почти  полный  износ  музыкальных  
инструментов  учреждений  профессионального музыкального искусства, 
образования,  дополнительного  художественного  образования детей в 
сфере     культуры.    Проблемы,    связанные    с    недостаточным    
финансированием,  приводят  к  снижению  конкурентных  возможностей  
государственных  учреждений  культуры перед коммерческими. Особенно 
сложной  становится  проблема с учреждениями культуры села, которые 
чаще   всего   расположены   в   приспособленных   помещениях,   не   
соответствующих   современным   требованиям,   в   силу  финансовой  
необеспеченности работники переведены на неполный рабочий день. Это 
привело  к  снижению  качества  услуг и показателей по обслуживанию 
сельского  населения, разрыву в обеспеченности услугами организаций 
культуры  между  сельским  и  городским  населением. Также одной из 
главных   проблем   отрасли  является  разрыв  между  возможностями  
учреждений  культуры  области и растущими культурными потребностями 
населения области.
    Накопившиеся  проблемы  требуют  усиления  взаимодействия между 
областными и муниципальными органами исполнительной власти области. 
Сегодня  очевидно,  что  сохранение  и  развитие  культуры  области  
требует  комплексного и системного подхода. Потребность в изменении 
ситуации с учетом ограниченности во времени и финансовых затратах и 
необходимость   реализации   комплекса  мероприятий,  увязанных  по  
задачам,    ресурсам    и    срокам,   предполагает   использование   
программно-целевого  метода  решения проблемы. Разработка областной 
долгосрочной  целевой  программы  "Культура  Псковского  региона  в  
2011-2015   годах"   (далее  -  Программа)  вызвана  необходимостью  
наиболее  эффективно  использовать  ограниченные финансовые ресурсы 
областного   бюджета   для   реализации   приоритетных  мероприятий  
Программы на территории Псковской области. В свою очередь благодаря 
мероприятиям   Программы   появится   возможность   дополнительного   
стимулирования  муниципальных образований к активному использованию 
программно-целевого  метода  в  реализации  культурной  политики  в  
районах  области,  разработке  и  реализации  муниципальных целевых 
программ.
    В этой связи разработка Программы является оптимальным решением 
проблемы    в    условиях   реформирования   бюджетного   процесса,   
предусматривающего  смещение  акцентов  с  управления  расходами на 
управление     результатами    и    переход    преимущественно    к    
программно-целевым       методам      бюджетного      планирования.      
Программно-целевой  метод решения перечисленных проблем позволит за 
пять лет (2011-2015 годы) реализовать конкретные меры по сохранению 
и развитию культурного потенциала области.
    Основные    преимущества    решения    поставленной    проблемы    
программно-целевым методом:
    наиболее эффективное использование бюджетных средств;
    возможность  определения  приоритетных проектов и мероприятий и 
их реализацию в конкретные сроки;
    концентрация  бюджетных  средств  на  приоритетных направлениях 
региональной культурной политики;
    определение  необходимых  объемов  финансовых,  материальных  и  
кадровых ресурсов для реализации определенных приоритетов.

   III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
        ситуации в рассматриваемой сфере без использования
                    программно-целевого метода

    В  предыдущих  разделах  концепции отражены основные негативные 
тенденции  и проблемы сохранения и развития культуры в области. При 
сохранении   сложившихся   тенденций   и  отказе  от  использования  
программно-целевого  метода  при  решении  проблем  сферы  культуры  
области неизбежны:
    дальнейшее  снижение  уровня  доступности  культурных услуг для 
жителей  сельской  местности,  так  как  основным ресурсом создания 
условий  для  оказания  услуг  в  области  культуры  и гарантией их 
предоставления является деятельность учреждений культуры;
    увеличение    разрыва    между   возможностями   удовлетворения   
культурных потребностей сельского и городского населения;
    снижение духовного и творческого потенциала населения области;
    дальнейшее  ухудшение  материально-технической  базы учреждений 
культуры, их физическая утрата;
    уменьшение    перечня   услуг   в   сфере   культуры   в   силу   
необеспеченности  их  производства  техническим  и  технологическим  
оборудованием;
    увеличение количества правонарушений среди детей и подростков в 
связи со снижением возможностей по организации их досуга;
    дальнейшее  снижение  востребованности  учреждений  культуры  в  
связи с отсутствием новых услуг, которые создаются с использованием 
информационных технологий.
    Сохранение  текущей ситуации в сфере культуры Псковской области 
не  позволит  в  ближайшее  время  сократить  отставание  по уровню 
материальной   базы   и  качеству  предоставляемых  услуг,  которое  
становится   очевидным   при   сравнительном  анализе  с  областями  
Северо-Западного федерального округа.

    IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ
  и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

    Решение   поставленной   проблемы   программно-целевым  методом  
позволит:
    определить приоритетные проекты и мероприятия, конкретные сроки 
их реализации;
    определить   необходимые   объемы  финансовых,  материальных  и  
кадровых ресурсов для реализации приоритетов;
    сконцентрировать    бюджетные    средства    на    приоритетных    
направлениях региональной культурной политики;
    наиболее эффективно использовать бюджетные средства.
    Выполнению поставленных в концепции задач могут помешать риски, 
возникающие   под   воздействием  социально-экономических  проблем,  
выраженных в недостаточном финансировании мероприятий Программы.
    В  целях  управления  возможными  рисками в процессе реализации 
Программы  следует предусмотреть формирование системы мониторинга и 
анализа  выполнения Программы и ежегодную корректировку программных 
мероприятий и ее бюджета.
    В   случае   непринятия   Программы   определение   приоритетов   
региональной  культурной  политики  на  среднесрочный  период будет 
иметь  теоретический  характер,  их  реализация  в конкретные сроки 
станет  невозможна,  потому  что не будет обеспечена ресурсная база 
как   финансовая,   так   и   кадровая.  Формирование  региональной  
культурной  афиши  будет  прекращено,  что  повлечет снижение числа 
мероприятий,   способствующих   развитию  культурно-познавательного  
туризма.   Реализация   творческого  потенциала  государственных  и  
муниципальных  учреждений культуры области не будет осуществляться, 
так как их бюджетное финансирование рассчитано только на содержание 
учреждений и текущую деятельность. Отсутствие Программы не позволит 
получать  софинансирование из федерального бюджета, вследствие чего 
развитие культуры области может иметь негативные тенденции.

   V. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым
                              методом

    Программа  является  одним  из основных инструментов реализации 
региональной  политики  в  сфере  культуры  области,  в  этой связи 
концепция   предусматривает  определение  стратегических  целей  на  
среднесрочную  перспективу  на  основе выбора приоритетных целей на 
период 2011-2015 годов.

 VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
    и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы
                             по годам

    Основной  целью  Программы является обеспечение равного доступа 
жителей  области  к  культурным  ценностям,  знаниям  и информации, 
создание  условий для дальнейшего развития творческих способностей, 
участие   в   культурной   жизни,  сохранение  единого  культурного  
пространства  области  и  интеграция  культуры  Псковской области в 
российский культурный процесс.
    Достижение   поставленных   целей   обеспечивается  выполнением  
следующих задач:
    укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
    модернизация  технического оснащения и переоснащение учреждений 
культуры,   в   том   числе  приобретение  современных  передвижных  
автокомплексов внестационарного обслуживания;
    внедрение  и  развитие  инновационных  подходов  к  технологиям  
культурного обслуживания;
    повышение   качества  и  доступности  услуг  в  сфере  культуры  
области;
    развитие кадрового потенциала сферы культуры;
    обеспечение  свободы  творчества  и  прав  граждан на участие в 
культурной жизни.
    Для  оценки  результативности исполнения Программы предлагается 
использовать целевые индикаторы.

               Основные целевые индикаторы Программы

|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
| N |Целевые индикаторы Программы | 2011| 2012| 2013| 2014 | 2015 |
|п/п|                             |  г. |  г. |  г. |  г.  |  г.  |
|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
| 1 |Рост количества посещений    |  0,5|  0,6|  0,7|  0,8 |  1,0 |
|   |музеев, в % к предыдущему    |     |     |     |      |      |
|   |году                         |     |     |     |      |      |
|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
| 2 |Рост числа посещений         |  0,2|  0,4|  0,6|  0,8 |  1,0 |
|   |библиотек, в % к предыдущему |     |     |     |      |      |
|   |году                         |     |     |     |      |      |
|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
| 3 |Число посещений веб-сайтов   | 20,0| 25,0| 30,0| 35,0 | 40,0 |
|   |библиотек с размещенными на  |     |     |     |      |      |
|   |них информационными ресурсами|     |     |     |      |      |
|   |- библиографическими и       |     |     |     |      |      |
|   |полнотекстовыми в удаленном  |     |     |     |      |      |
|   |режиме, тыс.единиц           |     |     |     |      |      |
|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
| 4 |Рост количества посещений    |  3,0|  3,5|  4,0|  4,5 |  5,0 |
|   |спектаклей, концертов,       |     |     |     |      |      |
|   |представлений, в том числе   |     |     |     |      |      |
|   |гастрольных и фестивальных,  |     |     |     |      |      |
|   |на 1000 человек населения, в |     |     |     |      |      |
|   |% к предыдущему году         |     |     |     |      |      |
|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
| 5 |Охват детского населения     | 13,0| 13,5| 14,0| 14,5 | 15,0 |
|   |области (от 6 до 15 лет)     |     |     |     |      |      |
|   |образовательными услугами    |     |     |     |      |      |
|   |детских школ искусств, к     |     |     |     |      |      |
|   |общему количеству детского   |     |     |     |      |      |
|   |населения области, в % к     |     |     |     |      |      |
|   |предыдущему году             |     |     |     |      |      |
|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
| 6 |Количество муниципальных     |   14|   16|   20|   24 |   26 |
|   |целевых программ развития    |     |     |     |      |      |
|   |сферы культуры, единиц       |     |     |     |      |      |
|———|—————————————————————————————|—————|—————|—————|——————|——————|
                                                                      
        VII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
    и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

    Важной  особенностью  сферы  культуры является то, что конечные 
результаты  культурной  деятельности  выражаются,  как  правило,  в  
отложенном  по времени социальном эффекте и проявляются в изменении 
ценностных   ориентиров   и  мотивов  поведения  людей.  Индикаторы  
конечных  результатов  мероприятий  Программы  могут  проявляться в 
повышении   привлекательности   учреждений   культуры  как  центров  
общественной  и  культурной  активности населения, учете культурных 
аспектов  при  разработке  и  реализации  планов  развития сельских 
территорий области, формировании позитивного мироощущения у жителей 
области.
    В    оценке    эффективности   и   результативности   Программы   
предполагается  использовать  систему  непосредственных показателей 
результативности  приоритетных мероприятий, включенных в Программу, 
а   также  систему  показателей  эффективности  и  результативности  
механизма   субсидирования   муниципальных   образований  в  рамках  
Программы.

            VIII. Предложения по исполнителям Программы

    Исполнители Программы:
    Государственный комитет Псковской области по культуре;
    государственные учреждения культуры и искусства области;
    муниципальные  учреждения  культуры,  творческие  организации и 
работники, общественные институты и иные некоммерческие организации 
(на конкурсной основе).

            IX. Предложения о разработчике Программы и
                исполнителе-координаторе Программы

    Разработчиком и исполнителем-координатором Программы определить 
Государственный комитет Псковской области по культуре.

  X. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

    Финансирование Программы предполагается осуществлять из средств 
федерального,  областного  и  муниципальных бюджетов и внебюджетных 
средств.  Необходимые  объемы  финансирования  будут определены при 
формировании программных мероприятий.







Информация по документу
Читайте также