Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Псковской области от 28.07.2010 № 200-р

 



                  АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

                           РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 28.07.2010 N 200-р


Об утверждении концепции и разработке областной 
долгосрочной целевой программы "Комплексные меры 
по безопасному обращению с устаревшими пестицидами 
на территории Псковской области на 2011-2013 годы"

     (В редакции Распоряжения Администрации Псковской области
                     от 20.12.2010 г. N 347-р)


    На   основании   статьи   179   Бюджетного  кодекса  Российской  
Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N
174   "Об   утверждении  Порядка  принятия  решений  о  разработке,  
формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
    1.   Утвердить  прилагаемую  концепцию  областной  долгосрочной  
целевой  программы  "Комплексные  меры  по  безопасному обращению с 
устаревшими   пестицидами   на   территории  Псковской  области  на  
2011-2013 годы". (В  редакции  Распоряжения Администрации Псковской
области от 20.12.2010 г. N 347-р)
    2.  Принять  предложение  Государственного  комитета  Псковской
области   по   природопользованию   и  охране  окружающей  среды  о
разработке  областной  долгосрочной  целевой программы "Комплексные
меры   по   безопасному  обращению  с  устаревшими  пестицидами  на
территории  Псковской  области  на  2011-2013  годы".  (В  редакции
Распоряжения  Администрации  Псковской  области  от 20.12.2010 г. N
347-р)
    3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной
целевой  программы  "Комплексные  меры  по  безопасному обращению с
устаревшими   пестицидами   на   территории  Псковской  области  на
2011-2013   годы"  Государственный  комитет  Псковской  области  по
природопользованию   и   охране   окружающей   среды.  (В  редакции
Распоряжения  Администрации  Псковской  области  от 20.12.2010 г. N
347-р)
    4.    Государственному    комитету    Псковской    области   по
природопользованию  и  охране  окружающей  среды разработать проект
областной  долгосрочной  целевой  программы  "Комплексные  меры  по
безопасному  обращению  с  устаревшими  пестицидами  на  территории
Псковской  области на 2011-2013 годы" и внести его на утверждение в
установленном  порядке  в  срок  до  30 августа 2010 г. (В редакции
Распоряжения  Администрации  Псковской  области  от 20.12.2010 г. N
347-р)
    5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на 
заместителя    Губернатора    области   -   Руководителя   Аппарата   
Администрации области Жаворонкова М.К.


Губернатор области                                       А.А.Турчак



                                            УТВЕРЖДЕНА
                                распоряжением Администрации области
                                       от 28.07.2010 N 200-р


                             КОНЦЕПЦИЯ
             областной долгосрочной целевой программы
     "Комплексные меры по безопасному обращению с устаревшими
  пестицидами на территории Псковской области на 2011-2013 годы"

     (В редакции Распоряжения Администрации Псковской области
                     от 20.12.2010 г. N 347-р)


  1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной
  долгосрочной целевой программы "Комплексные меры по безопасному
обращению с устаревшими пестицидами на территории Псковской области
    на 2010-2013 годы" целям и задачам социально-экономического
                         развития области
                             
    В  Псковской  области  хранится  более  1,4 тыс.тонн устаревших 
пестицидов  - наследие советских времен, из которых более 1000 тонн 
-  стойкие  органические загрязнители. Применяемые ранее химической 
промышленностью    для    борьбы    с   вредителями   и   болезнями   
сельскохозяйственных  культур и не только (для уничтожения клещей - 
акарициды,  сорняков  -  гербициды,  грибков растений - дефолианты, 
всего  известно  их более 100 видов), теперь они представляют собой 
неконтролируемые  запасы  запрещенных  и  устаревших ядохимикатов и 
потенциальную угрозу для здоровья населения и окружающей среды. Эта 
угроза сопоставима с ущербом от воздействия радиоактивных веществ и 
с течением времени нарастает. Проблема обезвреживания запрещенных и 
непригодных  к  использованию  пестицидов  и агрохимикатов с каждым 
годом  становится  все  актуальнее  для  Псковской области. Объекты 
размещения    данных    препаратов    являются   бесхозяйными,   не   
соответствующими   экологическим   и   санитарно-эпидемиологическим   
нормам  и требованиям, что приводит к угрозе загрязнения почвенного 
покрова,   близлежащих   водных   объектов,   подземных  водоносных  
горизонтов,  способствует  поступлению токсичных веществ в организм 
человека   с   пищевыми  продуктами,  питьевой  водой,  атмосферным  
воздухом,  приводит  к ухудшению здоровья населения в целом. Анализ 
размещения  и состояния помещений, в которых хранятся запрещенные и 
непригодные  к применению пестициды, опасность для окружающей среды 
и    населения   дают   основание   считать   проблему   утилизации   
просроченных,  пришедших  в  негодность  пестицидов и агрохимикатов 
одной  из  первоочередных  эколого-социальных  проблем  в Псковской 
области.   Особую   опасность   представляют   хранящиеся   стойкие   
органические     загрязнители,     хлорорганические     соединения,     
ртутьорганические   протравители,   а   также   обладающие  высокой  
токсичностью фосфорорганические и медьсодержащие пестициды.
    По   данным  Государственного  комитета  Псковской  области  по  
природопользованию  и  охране окружающей среды в настоящее время на 
территории  области  находится  1413 тонн устаревших пестицидов, из 
них  600  тонн размещены на временное безопасное хранение в складах 
деревни  Лесное  Палкинского  района из 10 северных районов области 
(Гдовский,    Псковский,    Порховский,    Печорский,   Палкинский,   
Пушкиногорский,    Плюсский,   Островский,   Струго-Красненский   и   
Дновский)   в   результате  реализации  российско-датского  проекта  
"Экологически  безопасное  обращение  с  устаревшими  пестицидами в 
Северо-Западном регионе".
    Крайне  остро  в настоящее время стоит вопрос о ликвидации мест 
хранения   пришедших   в  негодность  и  запрещенных  к  применению  
пестицидов и агрохимикатов (далее - УП) в южных районах области.
    В   15   районах   области,  не  охваченных  ранее  действующим  
российско-датским проектом, находятся 168 складов и приспособленных 
помещений  с  устаревшими ядохимикатами, в которых размещено 313884 
кг  УП.  Помещения,  в которых хранятся непригодные к использованию 
пестициды,  ветшают. Хозяйства из-за отсутствия средств не могут их 
отремонтировать   и   организовать   хранение   в   соответствии  с  
требованиями природоохранного законодательства.
    Из-за  сложного  финансового  положения  местные  администрации  
муниципальных  районов  не  в состоянии обеспечить вывоз за пределы 
области и утилизацию УП за счет собственных средств.
    В  то  же  время  имеются  склады в Палкинском районе Псковской 
области,  которые  позволяют  организовать там безопасное локальное 
хранение УП до решения вопроса об их уничтожении.
    Особую   тревогу   вызывает   захоронение   ядохимикатов  возле  
дер.Корсаково    Струго-Красненского   района,   которое   является   
потенциальным источником загрязнения почвы и водоносных горизонтов. 
На этом участке был простроен полигон, в котором в период с 1973 по 
1984  год  захоронили  и  уничтожили  путем сжигания более 500 тонн 
ядохимикатов  из  районов  области  и  других  регионов  страны.  В  
настоящее  время  этот  полигон  не имеет собственника и фактически 
является бесхозяйным.
    Расходы  по  безопасному  хранению  и  уничтожению УП потребуют 
значительных ассигнований из различных источников финансирования.
    Выполнение комплекса мероприятий областной долгосрочной целевой 
программы  "Комплексные меры по безопасному обращению с устаревшими 
пестицидами  на  территории  Псковской  области  на 2010-2013 годы" 
(далее  - Программа) имеет цель кардинального изменения ситуации по 
обеспечению    безопасного    хранения,   рекультивации   полигона,   
обезвреживания  и  утилизации  на специализированных полигонах всех 
устаревших  и  запрещенных  к  применению препаратов, оставшихся от 
сельскохозяйственной   деятельности   прошлых   лет,  за  пределами  
области.
    Совместными    усилиями    всех    заинтересованных    структур    
программными   методами   планируется   снять  острые  проблемы  по  
организации  мероприятий безопасного хранения устаревших пестицидов 
в  южных  районах  области  путем  локализации их в складах деревни 
Лесное  Палкинского  района до решения вопроса об их уничтожении на 
федеральном  уровне.  Соответствующие  предложения  вошли  в проект 
концепции федеральной целевой программы "Национальная программа мер 
по оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря".

2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым
                              методом
            
    В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ 
"Об  отходах  производства  и  потребления" разработка и реализация 
региональных  программ  в области обращения с отходами возложена на 
субъекты Российской Федерации, все полномочия по сбору и утилизации 
отходов, включая их безопасное хранение, возложены на собственников 
отходов и органы местного самоуправления. Основная масса устаревших 
пестицидов   является   бесхозяйной.   Имеющиеся   собственники   -   
сельскохозяйственные     предприятия     не    имеют    возможности    
самостоятельно, без помощи местных администраций решать проблемы по 
безопасному  хранению  и  утилизации отходов. Учитывая значительные 
финансовые   затраты  на  реализацию  природоохранных  мероприятий,  
органы  местного  самоуправления  не в состоянии решать проблемы по 
обеспечению  безопасного  обращения  с  устаревшими  пестицидами на 
своих  территориях.  Без  решения  изложенных выше проблем в случае 
возникновения  чрезвычайных  ситуаций  при  обращении с устаревшими 
пестицидами  на  отдельных  территориях  муниципальных  образований  
масштабы   негативного  воздействия  на  все  природные  компоненты  
окружающей  среды  и  здоровье  населения  будут  иметь необратимые 
последствия  для  экологической  безопасности всей области. Поэтому 
требуется   консолидированное   решение   проблемы   с  устаревшими  
пестицидами   программно-целевым   методом   с   участием   органов   
исполнительной  власти  области,  органов  местного самоуправления, 
общественных организаций.
    Разработка  Программы  позволит  решить  проблемы по ликвидации 
накопленного  экологического  ущерба  от хозяйственной деятельности 
прошлых   лет,   носящие   межмуниципальный  характер,  и  защитить  
окружающую  среду  и здоровье населения всей области от воздействия 
пестицидов,  потерявших  свои  свойства  и  пришедших в негодность, 
путем:
    проведения   паспортизации   всех   бесхозяйных  мест  хранения  
устаревших пестицидов в южных районах области;
    локализации  (сбор,  транспортировка  и  размещение) устаревших 
пестицидов  из  южных  районов  области  в  надежном, защищенном от 
природного  воздействия  месте в складах деревни Лесное Палкинского 
района;
    обеспечения    надежного    безопасного   хранения   устаревших   
пестицидов   в   складах   деревни   Лесное  Палкинского  района  в  
соответствии  с  требованиями  Санитарных правил и норм 1.2.1077-01 
Гигиена,   токсикология,   санитария  "Гигиенические  требования  к  
хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов";
    организации   мониторинга   загрязнения   окружающей  среды  на  
полигоне  в  дер.Корсаково  Струго-Красненского  района до принятия 
федеральной   целевой  программы  "Национальная  программа  мер  по  
оздоровлению и реабилитации экосистемы Балтийского моря", в которую 
вошли мероприятия по уничтожению всех пестицидов в области.

    3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной
        ситуации в рассматриваемой сфере без использования
                    программно-целевого метода

    Реализация   мероприятий  Программы  потребует  консолидации  в  
работе  органов  исполнительной  власти  области,  органов местного 
самоуправления, общественных организаций.
    Без  использования  программного метода реализации мероприятий, 
направленных   на   улучшение  экологической  ситуации  в  области,  
разрешение  проблемной  ситуации  будет  существенно затруднено или 
невозможно, в результате чего произойдет:
    увеличение   потенциальной   опасности  загрязнения  почвенного  
покрова,   близлежащих   водных   объектов,   подземных  водоносных  
горизонтов   токсичными   веществами,   а  именно,  запрещенными  и  
непригодными к применению пестицидами и агрохимикатами;
    увеличение   угрозы   возникновения  чрезвычайных  ситуаций  на  
территории  населенных  пунктов,  где  размещены  бесхозяйные места 
хранения устаревших пестицидов, и всей области в целом.

   4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
   рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

    В  рамках  реализации  Программы  возможны  следующие  варианты  
решения проблемы:
    1.    Предоставление    средств   организациям   (собственникам   
устаревших   пестицидов)  и  органам  местного  самоуправления  для  
самостоятельной   организации   безопасного   хранения   устаревших   
пестицидов  и  проведения  мониторинга окружающей среды в местах их 
хранения.  В  этом  случае  сложно  обеспечить  контроль за целевым 
использованием средств.
    2.   Более   целесообразным   представляется   централизованное   
осуществление  мер  по  комплексному  решению  проблем, связанных с 
обеспечением  безопасного  хранения бесхозяйных пестицидов путем их 
локализации  (сбор,  транспортировка и размещение) из южных районов 
области  в  надежном,  защищенном от природного воздействия месте в 
складах  деревни Лесное Палкинского района и проведения мониторинга 
окружающей     среды    с    использованием    управленческого    и    
административного  ресурса  органов  исполнительной власти области, 
органов  местного  самоуправления,  общественных  организаций.  При  
реализации  указанного  варианта  возможно обеспечить своевременное 
выполнение   Программы,   экономию   средств   за  счет  уменьшения  
количества   мест   хранения   устаревших   пестицидов  и  объектов  
мониторинга    окружающей    среды    и   максимально   эффективное   
использование бюджетных средств.

5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения
                проблемы программно-целевым методом

    Предлагаемые сроки реализации Программы: 2011-2013 годы.
    Планируется  проведение  мероприятий  по локализации устаревших 
пестицидов  из  южных районов области в склады Палкинского района и 
обеспечение их безопасного временного хранения до начала реализации 
федеральной   целевой  программы  "Национальная  программа  мер  по  
оздоровлению  и  реабилитации  экосистемы Балтийского моря", раздел 
"вредные вещества".
    (Раздел в редакции Распоряжения Администрации Псковской области
от 20.12.2010 г. N 347-р)

 6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
  и показателям, позволяющим оценить ход реализации Программы по
                               годам

    Цели Программы:
    проведение   паспортизации   всех   бесхозяйных  мест  хранения  
устаревших пестицидов в южных районах области;
    локализация  (сбор,  транспортировка  и  размещение) устаревших 
пестицидов  из  южных  районов  области  в  склады  деревни  Лесное  
Палкинского района;
    обеспечение   безопасного   хранения  устаревших  пестицидов  в  
складах   деревни   Лесное  Палкинского  района  и  на  полигоне  в  
дер.Корсаково Струго-Красненского района;
    организация   мониторинга   загрязнения   окружающей  среды  на  
территории  складов деревни Лесное Палкинского района и на полигоне 
в дер.Корсаково Струго-Красненского района.
    Задачи Программы:
    определение   собственников  отходов  (отходов  средств  защиты  
растений, устаревших пестицидов) в разрезе районов области;
    проведение  паспортизации  устаревших пестицидов как отходов по 
классам опасности;
    заключение  договоров  с  организациями,  имеющими  лицензию на 
право   осуществления   деятельности   по   сбору,   использованию,   
транспортировке  и  размещению  отходов  1 класса опасности (отходы 
средств  защиты  растений,  устаревшие  пестициды),  на  проведение  
работ;
    подготовка  трех  складов  в  дер.Лесное  Палкинского  района к 
приему   устаревших  пестицидов,  включая  проведение  капитального  
ремонта двух арочных складов и приобретение погрузочно-разгрузочной 
техники;
    приобретение   тары   и   европоддонов   для   перезатаривания,   
транспортировки   и  размещения  устаревших  пестицидов  в  складах  
деревни Лесное Палкинского района;
    организация  работ  по  перезатариванию, перемещению устаревших 
пестицидов  в  склады  дер.Лесное  Палкинкого района из 168 складов 
южных районов области;
    организация  механизированных  погрузочно-разгрузочных  работ в 
дер.Лесное Палкинского района по размещению устаревших пестицидов в 
складах в несколько ярусов;
    организация  охраны  складов в дер.Лесное Палкинского района на 
период складирования устаревших пестицидов;
    установка охранной и пожарной сигнализации в складах дер.Лесное 
Палкинского района после завершения работ по перемещению устаревших 
пестицидов из южных районов области;
    организация  мониторинга  окружающей среды (лабораторные замеры 
воздуха,  воды, почвы) на территории полигона устаревших пестицидов 
в дер.Корсаково Струго-Красненского района;
    организация  мониторинга  окружающей среды (лабораторные замеры 
воздуха,   воды,   почвы)  на  территории  складов  деревни  Лесное  
Палкинского района.
    Целевые индикаторы и показатели Программы:
    Реализация   природоохранных   мероприятий   не   дает  прямого  
экономического   эффекта.   Целевыми  индикаторами  и  показателями  
Программы являются:
    доля   ликвидированных  бесхозяйных  мест  хранения  устаревших  
пестицидов   в   общем  объеме  выявленных  (учтенных),  являющихся  
источниками загрязнения почв, подземных и поверхностных вод;
    доля  безопасно хранящихся устаревших пестицидов в соответствии 
с  требованиями  природоохранного  законодательства  в общем объеме 
выявленных пестицидов (просроченных и пришедших в негодность).

        7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
     результативности предлагаемого варианта решения проблемы

    В результате выполнения мероприятий Программы предполагается:
    увеличение   доли  ликвидированных  бесхозяйных  мест  хранения  
устаревших   пестицидов   в  общем  объеме  выявленных  (учтенных),  
являющихся  источниками загрязнения почв, подземных и поверхностных 
вод, на 35%;
    увеличение  доли  безопасно  хранящихся устаревших пестицидов в 
соответствии  с  требованиями  природоохранного  законодательства в 
общем  объеме  выявленных  пестицидов  (просроченных  и пришедших в 
негодность) на 65%.
    Главными   итогами  Программы  станет  улучшение  экологической  
обстановки   и  предотвращение  угрозы  возникновения  чрезвычайных  
ситуаций в местах размещения бесхозяйных устаревших пестицидов.

             8. Предложения по исполнителям Программы
        
    Исполнители Программы:
    Администрация Псковской области;
    органы местного самоуправления;
    Государственное финансовое управление Псковской области;
    Государственный    комитет    Псковской    области   по   делам   
строительства,  жилищно-коммунального  хозяйства,  государственного  
строительного и жилищного надзора;
    Государственный комитет Псковской области по природопользованию 
и охране окружающей среды;
    Государственное  управление по информационной политике и связям 
с общественностью Псковской области;
    Экологическая общественная организация "Зеленый крест".

9. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе
                             Программы

    Разработчиком     и     исполнителем-координатором    Программы    
предлагается  определить  Государственный комитет Псковской области 
по природопользованию и охране окружающей среды.

 10. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

    Финансирование Программы предполагается осуществлять из средств 
областного бюджета.
    Всего  на  период  с  2011  по  2013  год из средств областного 
бюджета потребуется 17860 тыс.рублей, в том числе:
    2011 год - 11860 тыс.рублей;
    2012 год - 3000 тыс.рублей;
    2013 год - 3000 тыс.рублей.
    (Раздел в редакции Распоряжения Администрации Псковской области
от 20.12.2010 г. N 347-р)






Информация по документу
Читайте также