Расширенный поиск
Закон Псковской области от 13.05.1995 № 10-ОЗЗ А К О Н ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Псковской области от 10.03.2000 г. N 74-ОЗ О выборах Главы Администрации Псковской области Принят областным Собранием депутатов 27 апреля 1995 года (В редакции Законов Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ; от 04.07.96 г. N 24-ОЗ; от 16.08.96 г. N 27-ОЗ) Глава I. Общие положения Статья 1. Основные принципы выборов Выборы Главы Администрации области осуществляются населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Граждане участвуют в выборах Главы Администрации области на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос. Граждане участвуют в выборах непосредственно и лично. Участие в выборах является добровольным. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Статья 2. Законодательство о выборах Главы Администрации области Выборы Главы Администрации области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Уставом области и настоящим Законом. Статья 3. Избирательное право Право избирать Главу Администрации области принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему на день выборов 18 лет и являющемуся жителем Псковской области. Военнослужащие войсковых частей, дислоцированных на территории области, обладают избирательными правами как постоянные жители области. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Главой Администрации области может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, проживающий на территории области не менее 1 года, обладающий в соответствии с настоящим Законом избирательным правом. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Глава Администрации области не может быть депутатом областного Собрания депутатов и органов местного самоуправления, а также не имеет права состоять в правлениях или других органах управления предприятий, учреждений, организаций. Статья 4. Назначение выборов Главы Администрации области Выборы Главы Администрации области назначаются областным Собранием депутатов за три месяца до истечения срока пребывания в должности Главы Администрации области. При прекращении полномочий Главы Администрации области до истечения срока, определенного Уставом области, Собрание депутатов назначает досрочные выборы Главы Администрации области, которые должны состояться не позднее трех месяцев со дня принятия решения о их назначения. Постановление Собрания депутатов о назначении даты выборов Главы Администрации должно быть официально опубликовано в средствах массовой информации области в семидневный срок со дня принятия. Статья 5. Проведение выборов Главы Администрации области Выборы Главы Администрации области проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию Псковской области. Подготовку и проведение выборов Главы Администрации области и контроль за соблюдением избирательных прав граждан осуществляют избирательные комиссии. При подготовке и проведении выборов Главы Администрации области избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии работают коллегиально. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. Областное Собрание депутатов, Администрация области и органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, определенны настоящим Законом, принимают необходимые меры и оказывают помощь избирательным комиссиям в подготовке и проведении выборов Главы Администрации области. Статья 6. Право выдвижения кандидатов Право выдвижения кандидатов на должность Главы Администрации области принадлежит избирателям и региональным избирательным объединениям. Статья 7. Финансирование выборов Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов Главы Администрации области, осуществляется за счет средств областного бюджета. Для финансирования избирательной кампании кандидаты и избирательные объединения вправе создавать собственные избирательные фонды, которые могут состоять из средств, выделенных на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Если кандидат на должность Главы Администрации области или избирательное объединение использовало иные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисленных в избирательный фонд, избирательная комиссия области вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Глава II. Организация выборов Главы Администрации области Статья 8. Система избирательных комиссий Подготовку и проведение выборов Главы Администрации области осуществляют: избирательная комиссия области; территориальные (районные и городов Пскова, Великие Луки) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Статья 9. Порядок формирования избирательной комиссии области Избирательная комиссия области действует на постоянной основе и формируется в соответствии с Положением об избирательной комиссии области, утвержденным областным Собранием депутатов. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Статья 10. Полномочия избирательной комиссии области Избирательная комиссия области: руководит деятельностью избирательных комиссий по выборам Главы Администрации области, формирует территориальные избирательные комиссии; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов Главы Администрации области, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; регистрирует избирательные блоки; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам на должность Главы Администрации области; издает инструкции и постановления по вопросам применения настоящего Закона; регистрирует кандидатов на должность Главы Администрации области и их доверенных лиц; выдает кандидатам и доверенным лицам удостоверения установленного образца; заслушивает сообщения глав органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; утверждает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий и других избирательных документов; утверждает текст избирательного бюллетеня; распределяет выделенные из областного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, обеспечение деятельности избирательных комиссий, контролирует их целевое использование; контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; устанавливает единый порядок обработки выборной документации; устанавливает результаты выборов Главы Администрации области; организует повторное голосование по выборам Главы Администрации области; организует повторные выборы Главы Администрации области; обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации". Решения избирательной комиссии области, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, обязанных оказывать ей содействие и предоставлять необходимые документы и информацию. Статья 11. Формирование территориальных избирательных комиссий Территориальные избирательные комиссии по выборам Главы Администрации области формируются в каждом районе и городах Псков, Великие Луки избирательной комиссией области по представлению представительных органов местного самоуправления городов, районов не позднее 55 дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 5-10 членов избирательной комиссии. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) При определении кандидатур в состав территориальных избирательных комиссий представительные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав территориальной избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 20 избирателей. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. (В редакции Закона Псковской области от 16.08.96 г. N 27-ОЗ) В случае, если представительные органы местного самоуправления городов, районов в течение двадцати дней после опубликования постановления о назначении выборов Главы Администрации области не внесли предложения по составу избирательной комиссии, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией области в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Статья 12. Полномочия территориальной избирательной комиссии Территориальная избирательная комиссия по выборам Главы Администрации области: осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории района, городов Псков и Великие Луки; руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения действия этих комиссий, принимает по ним решения; формирует участковые избирательные комиссии; обеспечивает предоставление равных условий предвыборной деятельности для каждого кандидата; обеспечивает доставку избирательных бюллетеней; организует досрочное голосование в помещении комиссии; распределяет между избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; заслушивает сообщения представителей органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; контролирует своевременность и правильность составления списков избирателей и представления их для всеобщего ознакомления; устанавливает итоги голосования на территории района, городов Псков и Великие Луки и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию области; обеспечивает передачу в архив документации, связанной с проведением и организацией выборов; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. Решения территориальной избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для всех органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий - четыре года. Статья 13. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются территориальными избирательными комиссиями не позднее, чем за 40 дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 4-12 членов комиссии из числа кандидатур, предложенных представительными органами местного самоуправления городов, районов, волостей, поселков. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) При определении кандидатур в состав участковой избирательной комиссии представительные органы местного самоуправления учитывают предложения общественных объединений, трудовых коллективов, собраний военнослужащих, собраний избирателей по месту жительства. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Общественные объединения выдвигают кандидатов в состав участковой избирательной комиссии уполномоченным на то, в соответствии с Уставом объединения, органом. Собрание избирателей по выдвижению кандидатов в состав участковой избирательной комиссии правомочно, если на нем присутствует не менее 20 избирателей. Председатель, заместитель председателя, секретарь участковой избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. В случае, если представительные органы местного самоуправления городов, районов, волостей, поселков не внесли предложения по составу участковой избирательной комиссии в течение семи дней после образования избирательных участков, формирование участковой избирательной комиссии производится территориальной избирательной комиссией в соответствии с требованиями части второй настоящей статьи. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Статья 14. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: оповещает население через средства массовой информации о месте нахождения участковой избирательной комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, установленных настоящим Законом; обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на избирательном участке; рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются по истечении 30 дней после опубликования общих итогов выборов в области. Статья 15. Назначение членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, и каждый зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирателями, вправе назначить в избирательную комиссию области, зарегистрировавшую кандидата, в территориальные и участковые избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях. Полномочия членов избирательной комиссии области и территориальных избирательных комиссий с совещательным голосом в случаях, если их кандидаты были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган; полномочия остальных членов избирательной комиссии области и территориальных избирательных комиссий с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования итогов выборов Главы Администрации области. Статья 16. Статус члена избирательной комиссии Члены избирательных комиссий, имеющие право решающего голоса, обязаны присутствовать на всех заседаниях комиссии. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты на должность Главы Администрации области, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, а также лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. В этих случаях орган, сформировавший комиссию, в двадцатидневный срок принимает решение об исключении данного члена комиссии из ее состава. Члены избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. При принятии решения члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, не более одного человека от объединения, представители средств массовой информации. Решения избирательной комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. В день голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования, на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, по одному от общественных и избирательных объединений, и по одному от каждого из кандидатов, выдвинутых избирателями. Полномочия наблюдателей должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом или избирательным объединением с указанием его фамилии, имени и отчества, места жительства, чьи интересы он представляет, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Предварительное уведомление участковой избирательной комиссии о направлении наблюдателя на избирательный участок не требуется. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Наблюдатель вправе: присутствовать при голосовании избирателей, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования; знакомиться со списками избирателей; обращаться в участковую избирательную комиссию с предложениями и замечаниями; обжаловать действия участковой избирательной комиссии в территориальную избирательную комиссию. Вмешательство в действия участковой избирательной комиссии не допускается. Замечания и предложения наблюдателей рассматриваются председателем участковой избирательной комиссии, а при необходимости - на заседании участковой избирательной комиссии. Наблюдатели осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и Положением, утвержденным избирательной комиссией области. Статья 18. Организация работы избирательных комиссий Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса, установленного для данной комиссии. Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий об избрании председателя комиссии, заместителя председателя и секретаря, о регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов об общего числа членов комиссии правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее, чем в трехдневный срок. Решение избирательной комиссии, противоречащее настоящему Закону, либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Заседание избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. По решению территориальной избирательной комиссии, утвержденному избирательной комиссией области, председатель и отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной избирательной комиссией, председатель или отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 40 дней. Освобождение от основной работы производится с сохранением среднемесячной заработной платы, но не более шести минимальных размеров оплаты труда за счет средств, выделенных на проведение выборов. Остальным членам избирательных комиссий за время работы в комиссии (но не более, чем за три дня) заработная плата выплачивается по представлению председателя комиссии исходя из их среднемесячной оплаты труда, но не более шести минимальных размеров оплаты труда. (В редакции Закона Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ) Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий. Председатель, заместитель председателя, секретарь, любой из членов избирательной комиссии могут быть выведены из состава комиссии образовавшим ее органом по их личному заявлению. Выдвижение и утверждение нового представителя в состав комиссии взамен освобожденного производится в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 19. Взаимодействие избирательных комиссий с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, выделять помещения, транспорт, средства связи, а также предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок. Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок с момента поступления жалобы в комиссию, а в день выборов немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. Статья 21. Образование избирательных участков Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах Главы Администрации области образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой местного самоуправления района, городов Псков, Великие Луки по согласованию с территориальной избирательной комиссией с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей, из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 50 дней до дня выборов. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: соблюдения границ административно-территориального деления; в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах и иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания по представлению руководителей этих органов могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять дней до дня выборов. Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях. В этих случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателями, кандидатам и их доверенным лицам по предъявлении соответствующего удостоверения. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Статья 22. Список избирателей и порядок его составления Списки избирателей составляются участковыми избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами местного самоуправления. Существующие сведения об избирателях направляются в избирательные комиссии не позднее, чем за 40 дней до дня выборов. Списки избирателей составляются в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией области, и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Список избирателей составляется в алфавитном порядке или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в год выборов исполняется 18 лет, дополнительно указываются день и месяц рождения. Список избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основании сведений, представляемых командиром воинской части в сроки, установленные в настоящей статье. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. Статья 23. Порядок включения граждан в списки избирателей В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, достигшие на день выборов 18 лет и имеющие право в соответствии с частью первой статьи третьей настоящего Закона избирать Главу Администрации области. Основанием для включения граждан Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его проживания на территории этого избирательного участка, устанавливаемый в соответствии с федеральным законом, определяющим права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Граждане, имеющие право участвовать в выборах Главы Администрации области и находящиеся в день голосования в больницах и других стационарных учреждениях, а также в иных местах временного пребывания, могут, по решению территориальных избирательных комиссий, включаться в списки избирателей по месту их нахождения. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в списки, включаются участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. (В редакции Закона Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ) Список избирателей подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. (В редакции Закона Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ) Статья 24. Ознакомление избирателей со списком избирателей Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 30 дней до дня выборов. Каждый гражданин вправе обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем. Заявление подается в участковую избирательную комиссию. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо установить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава III. Избирательные объединения Статья 25. Понятие избирательного объединения Избирательными объединениями являются: областные отделения общефедеральных партий, политических движений, иных общественных объединений, устав которых зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации и предусматривает участие в выборах; региональные партии, политические движения, иные общественные объединения, устав которых зарегистрирован в установленном порядке и предусматривает участие в выборах; избирательный блок указанных общественных объединений, созданный на период проведения выборов. Статья 26. Избирательные блоки Избирательные блоки могут образовываться не менее, чем двумя избирательными объединениями. Общественные объединения, в случае вхождения в состав блока, не могут выступать на период выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Избирательные блоки создаются на совместных съездах (конференциях) общественных объединений. Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией области. Регистрация производится не позднее, чем в пятидневный срок после представления в избирательную комиссию области совместного решения данных объединений о создании избирательного блока, подписанного уполномоченными представителями избирательных объединений, и протокола совместного съезда (конференции) общественных объединений. Статья 27. Уполномоченные представители избирательных объединений Избирательное объединение, выдвинувшие кандидата, назначает представителей, уполномоченных, в соответствии с настоящим Законом, представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах, в том числе по финансовым операциям. Статья 28. Участие избирательных объединений в выборах Избирательные объединения участвуют в выборах Главы Администрации области в порядке, установленном настоящим Законом. Все избирательные объединения участвуют в выборах на равных основаниях. Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Главы Администрации области Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями Выдвижение кандидатов на должность Главы Администрации области производится на съездах (конференциях) избирательных объединений. Избирательное объединение вправе выдвигать не более одного кандидата. Выдвижение кандидатов начинается с момента опубликования постановления областного Собрания депутатов о назначении выборов Главы Администрации области. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. Избирательное объединение, избирательные блоки вправе выдвигать кандидатом на должность Главы Администрации области лиц, не являющихся членами избирательных объединений. Решение избирательного объединения о выдвижении кандидата на должность Главы Администрации области представляется в избирательную комиссию области. В решении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место работы и занимаемая должность. Избирательная комиссия области незамедлительно выдает уполномоченному представителю избирательного объединения подтверждение о принятии документов. Статья 30. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательным объединением Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата на должность Главы Администрации области, собирает подписи избирателей в его поддержку в количестве не менее семи тысяч. Избирательное объединение вправе начать сбор подписей после принятия решения о выдвижении кандидатов со дня получения от избирательной комиссии области письменного подтверждения о приеме документов. Подписи должны собираться только в таких местах, в такое время и таким образом, которые гарантируют отсутствие принуждения. Подписные листы изготавливаются избирательными объединениями по форме, указанной в приложении 1 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата, кроме указанных данных в подписном листе указывается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель или лицо, собирающее подписи, указывает его фамилию, имя, отчество (или инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта либо заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвигающего кандидата. Статья 31. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями производится путем сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет и обладающий правом избирать и быть избранным в соответствии с настоящим Законом, вправе подать заявление о своем выдвижении кандидатом на должность Главы Администрации области в избирательную комиссию области. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата. Заявление должно быть подписано на менее 20 избирателями с указанием фамилии, имени, отчества, дата рождения, места жительства каждого. Заявление о выдвижении кандидата может быть подано в избирательную комиссию области и от имени группы избирателей, численностью не менее 20 человек. В этом случае в заявлении должны содержаться сведения об уполномоченном представителе группы избирателей. В заявлении о выдвижении кандидата указывается его фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства. Избирательная комиссия области незамедлительно выдает кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменное подтверждение о принятии документов. Отказ в выдаче письменного подтверждения о принятии документов может быть обжалован в суд. Статья 32. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно избирателями, начинается со дня выдачи избирательной комиссией области кандидату или уполномоченному представителю группы избирателей письменного подтверждения о приеме документов. В поддержку кандидата должно быть собрано не менее семи тысяч подписей избирателей области. Сбор подписей может проводиться по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. При этом не допустимо принуждение к избирателям со стороны лица, собирающего подписи. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для сбора подписей в поддержку кандидатов. Подписные листы изготавливаются кандидатом по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество (инициалы), дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Установочные данные избирателя может заполнить лицо, собирающее подписи. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и кандидатом. Статья 33. Регистрация кандидатов на должность Главы Администрации области Для регистрации кандидатов, баллотирующихся от избирательных объединений, уполномоченные представители этих объединений или сами кандидаты представляют в избирательную комиссию области не позднее, чем за 27 дней до дня выборов подписные листы, заявление кандидата о его согласии баллотироваться не должность Главы Администрации области с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, занимаемой должности (рода занятий), места жительства. Одновременно с подписными листами регистрационные избирательные объединения представляют: копию свидетельства о регистрации отделом юстиции Администрации области; устав (возвращается уполномоченному представителю избирательного объединения одновременно с подтверждением о принятии подписных листов); областные отделения общефедеральных партий, политических движений и иных общественных объединений решение (копию решения) центрального органа партии, движения об образовании на территории области своего отделения. Все избирательные объединения представляют также решение конференции, съезда о выдвижении кандидатов и оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя избирательного объединения. Уполномоченные представители избирательных блоков одновременно с подписными листами представляют в избирательную комиссию области решение общественных объединений о создании избирательного блока, решение совместного съезда (конференции) блока, на котором были выдвинуты кандидаты, а также оформленную в установленном законом порядке доверенность уполномоченного представителя блока. Кандидат, выдвинутый непосредственно избирателями, вносит в избирательную комиссию области не позднее, чем за 27 дней до дня выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться на должность Главы Администрации области с указанием сведений, предусмотренных частью первой настоящей статьи. Подписные листы представляются в избирательную комиссию области сброшюрованными в папки не более 100 листов и в пронумерованном виде. При их приемке избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов. Избирательная комиссия области в течение семи дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. При проверке избирательной комиссией области правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений и групп избирателей, выдвинувших кандидатов, а также кандидаты. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, избирательная комиссия области организует проверку подписных листов. Решение избирательной комиссии области о регистрации кандидата либо об отказе в его регистрации может быть обжаловано в суд. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствами массовой информации. Если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. Если в период после завершения регистрации кандидатов на должность Главы Администрации области и до дня выборов останется менее двух кандидатов или если будет зарегистрирован только один кандидат, выборы откладываются по решению избирательной комиссии области на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Законе. Статья 34. Несовместимость должности Главы Администрации области с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах Лица, у которых должность, мандат или занятия несовместимы в соответствии с частью четвертой статьи третьей настоящего Закона с мандатом Главы Администрации области, при их регистрации кандидатами на должность Главы Администрации области дают письменное обязательство о прекращении, в случае избрания, соответствующей деятельности. Статья 35. Права и обязанности кандидатов на должность Главы Администрации области Все кандидаты на должность Главы Администрации области обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, избирательная комиссия области может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на ведение предвыборной агитации. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. В течение этого срока избирательная комиссия области, зарегистрировавшая кандидата, ежемесячно выплачивает ему средний заработок, исчисленный за предшествующие дате регистрации три месяца, но в размере, не превышающем десятикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов. Кандидаты, не находящиеся на государственной или муниципальной службе и не работающие в средствах массовой информации, после регистрации по их личному заявлению освобождаются от работы на время участия в выборах. (В редакции Законов Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ; от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Кандидаты на должность Главы Администрации области не могут быть по инициативе Администрации (работодателя) уволены с работы во время подготовки и проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах зачисляется в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов в пределах территории области (кроме такси и заказных рейсов), из средств избирательной комиссии области. Кандидат приобретает право на возмещение транспортных расходов со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Порядок оплаты расходов определяется избирательной комиссией области. Кандидат после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административной ответственности, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора области. Кандидат на должность Главы Администрации области может иметь до 40 доверенных лиц, которые регистрируются избирательной комиссией области по его письменному заявлению. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, письменно уведомив об этом избирательную комиссию области, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. Глава V. Предвыборная агитация Статья 36. Право на участие в предвыборной агитации. Избиратели, общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в допускаемых законом формах и законными методами. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, областное Собрание депутатов, Администрация области, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Статья 37. Порядок проведения предвыборных мероприятий Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний рассматриваются главами местного самоуправления в 5-дневный срок в порядке, установленном избирательной комиссией области. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности всем кандидатам и избирательным объединениям. Статья 38. Предвыборная агитация через средства массовой информации Кандидаты на должность Главы Администрации области, избирательные объединения имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам региональной государственной телерадиокомпании, осуществляющей телевизионное и радиовещание на территории области, на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях). Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам региональной государственной телерадиокомпании и его использование устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с органами управления телерадиокомпании. Кандидат, избирательное объединение имеют право требовать от негосударственной телерадиокомпании (телекомпании, радиокомпании), предоставившей другому кандидату, избирательному объединению эфирное время для проведения предвыборной агитации, предоставить ему равное по времени, условиям оплаты и иным условиям эфирное время. Периодические печатные издания, одним из учредителей которого выступают областное Собрание депутатов, Администрация области или органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам, избирательным объединениям. Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части четвертой настоящей статьи, устанавливается избирательной комиссией области по согласованию с редакциями средств массовой информации. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы. Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. В своей профессиональной деятельности при освещении избирательной кампании каждый журналист, каждый творческий работник телекомпании, радиокомпании должен быть беспристрастным, объективным и точным, строго следовать своим профессиональным обязанностям и не злоупотреблять профессиональными правами. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста. Теле- и радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 2 месяцев со дня выхода передачи в эфир. Статья 39. Предвыборная агитация в периодических изданиях Периодические печатные издания, учрежденные областным Собранием депутатов, Администрацией области исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе опубликовывать агитационные материалы кандидатов и избирательных объединений. В период агитационной кампании редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату, избирательному объединению место на полосе, не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах. Положения части второй настоящей статьи не распространяется на периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, а также входящими в них общественными объединениями без иных соучредителей. Статья 40. Выпуск агитационных печатных материалов. Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Избирательная комиссия области, а также территориальные и участковые избирательные комиссии, которым стало известно о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, обязаны принять меры по недопущению их распространения и обратиться в соответствующие органы внутренних дел с требованием о пресечении противоправной агитационной деятельности. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Статья 41. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещения для голосования, могут сохраняться на прежних местах. Статья 42. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. В случаях совершения действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, избирательная комиссия области вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное заявление рассматривается судом в трехдневный срок. Глава VI. Финансирование выборов Статья 43. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов Средства, выделенные на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение избирательной комиссии области в двадцатидневный срок после назначения выборов и распределяются ею между территориальными избирательными комиссиями, которые распределяют полученные средства между участковыми избирательными комиссиями. Территориальные избирательные комиссии представляют избирательной комиссии области отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов по форме, установленной избирательной комиссией области. Избирательная комиссия представляет Собранию депутатов отчет о расходовании средств, выделенных ей из бюджета, не позднее 3-х месяцев со дня официального опубликования результатов выборов. Отчет публикуется избирательной комиссией области в газете "Псковская правда". Статья 44. Избирательные фонды и порядок их создания Кандидаты на должность Главы Администрации области и избирательные объединения создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: а) средств, выделенных кандидату или избирательному объединению на предвыборную агитацию избирательной комиссией области; б) собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Размер собственных средств кандидата или избирательного объединения, перечисленных в избирательный фонд не может превышать 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Сумма добровольного пожертвования отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения не может превышать установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда более чем в 100 раз. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды региональным избирательным объединениям либо кандидатам. Региональные избирательные объединения и кандидаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с частью 1 настоящей статьи, обязаны в 30-дневный срок после опубликования итогов выборов представить избирательной комиссии области отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы в средства массовой информации избирательной комиссией области одновременно с предоставлением отчета избирательной комиссии областному Собранию депутатов о расходовании средств, выделенных на проведение выборов. Статья 45. Порядок расходования средств избирательных фондов Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд регионального избирательного объединения или кандидата, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения избирательной комиссии области после регистрации кандидата. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается законодательством Российской Федерации. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по области региональное избирательное объединение или кандидат обязаны представить в избирательную комиссию области финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма отчета устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. Глава VII. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование Статья 46. Помещение для голосования Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой местного самоуправления города, района, волости. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находится в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. В помещении для голосования либо непосредственно перед ним должен быть оборудован участковой избирательной комиссией стенд с информацией о всех региональных избирательных объединениях и выдвинутых ими кандидатах, а также о всех кандидатах, баллотирующихся на должность Главы Администрации области, с обязательным указанием для всех кандидатов данных, требуемых статьей 33 настоящего Закона. Статья 47. Избирательные бюллетени Для выборов Главы Администрации области каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форма и текст избирательного бюллетеня утверждаются избирательной комиссией области. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных кандидатов на должность Главы Администрации области и их данные, указанные в статье 33 настоящего Закона. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце избирательного бюллетеня помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться указание избирателю о порядке заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке по распоряжению избирательной комиссии области, пересылаются территориальным избирательным комиссиям не позднее 15 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее трех дней до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. Все избирательные бюллетени, полученные участковой избирательной комиссией подписываются в правом верхнем углу двумя членами участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией бюллетени признаются недействительными и при подсчете голосов не учитываются. (В редакции Закона Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ) В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, территориальные или участковые избирательные комиссии, по указанию избирательной комиссии области, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 48. Порядок голосования Голосование в день выборов Главы Администрации области проводится с 8 часов до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. В случае необходимости, с учетом местных условий, территориальные избирательные комиссии могут, по согласованию с избирательной комиссией области, изменить время голосования при сохранении его продолжительности. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации, а также письменно не позднее, чем за 20 дней до дня его проведения. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, по его письменному заявлению должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении территориальной (за 15-4 дня) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии, так чтобы при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. При досрочном голосовании в помещении территориальной или участковой избирательной комиссии в верхнем правом углу выдаваемого избирателю избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии, которые заверяются печатью этой комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать территориальной или участковой избирательной комиссии и подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии. Территориальные избирательные комиссии передают заявления, списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом избирателей - "проголосовал досрочно". (В редакции Законов Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ; от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) В 8 часов утра в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательный ящик, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. При получении избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер удостоверения личности или паспорта избирателя, а избиратель расписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии и не являющегося наблюдателем, фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе "Подпись избирателя о получении бюллетеня". Член участковой избирательной комиссии подтверждает своей подписью в списке избирателей выдачу избирательного бюллетеня. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене по выборам Главы Администрации области избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя, его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по письменному или устному заявлению избирателя участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, и с использованием специального переносного избирательного ящика. Таких ящиков не может быть более пяти на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество избирательных бюллетеней, соответствующее количеству письменных и устных заявлений. В списке избирателей делается отметка, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. (В редакции Закона Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ) Организация голосования вне помещения для голосования должна исключить возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней, отмечается в отдельном акте. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 49. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, могут быть признаны недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. При подсчете голосов, прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной или участковой избирательной комиссии и подписями двух членов участковой избирательной комиссии, а также избирательные бюллетени, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых любой знак (знаки) проставлен более, чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. К недействительным относятся также бюллетени, в которых избиратели, проголосовавшие досрочно, выразили свою волю по отношению к кандидатам снявшим свои кандидатуры накануне дня выборов. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. Участковая избирательная комиссия составляет в двух экземплярах протокол об итогах голосования на данном участке. В протокол вносятся следующие данные: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность Главы Администрации области; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Протоколы подписываются всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикладываются жалобы и заявления, поступившие в избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения комиссии. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса немедленно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой избирательной комиссии, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы. Избирательная документация, включающая избирательные бюллетени, передается в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее, чем через десять дней после официального объявления итогов выборов Главы Администрации области. Статья 50. Установление итогов голосования территориальными избирательными комиссиями На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных территориальная избирательная комиссия в суточный срок со дня выборов устанавливает итоги голосования в районе, городах Псков и Великие Луки. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующей территории, в который вносятся следующие данные: общее количество участковых избирательных комиссий в районе, городах Псков и Великие Луки; количество протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность Главы Администрации области; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. По требованию любого члена территориальной избирательной комиссии или наблюдателя, территориальная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом об итогах голосования и снять с него копию в помещении территориальной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется избирательной комиссией. При подписании протокола о результатах голосования члены территориальной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Протокол об итогах голосования составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и всеми членами территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в избирательную комиссию области. Второй экземпляр протокола вместе с протоколами участковых избирательных комиссий, списками членов территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих при установлении итогов голосования и составлении протокола, хранится у секретаря комиссии до окончания ее работы. Статья 51. Определение результатов выборов Главы Администрации области На основании протоколов территориальных избирательных комиссий об итогах голосования избирательная комиссия области путем суммирования содержащихся в них данных в течение пяти дней по их получении определяет и публикует результаты выборов Главы Администрации области. По результатам выборов Главы Администрации области избирательная комиссия области составляет протокол, в который вносятся следующие данные: общее количество территориальных избирательных комиссий в области; количество протоколов территориальных избирательных комиссий, на основании которых составлен настоящий протокол; число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число голосов избирателей, поданных за каждого из внесенных в избирательные бюллетени кандидатов на должность Главы Администрации области; число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; фамилия, имя, отчество избранного кандидата. По требованию любого члена избирательной комиссии области или наблюдателя, избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении избирательной комиссии области. Копия протокола заверяется избирательной комиссией. Избранным считается кандидат на должность Главы Администрации области, получивший в ходе выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избирательная комиссия области признает выборы несостоявшимися, если в голосовании приняло участие менее 25 процентов избирателей, внесенных в список избирателей. (В редакции Закона Псковской области от 15.03.96 г. N 7-ОЗ) Избирательная комиссия области признает выборы недействительными, если допущенные при голосовании, установлении итогов голосования и определении результатов выборов нарушения настоящего Закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. Избирательная комиссия области признает, что ни один из кандидатов не избран на должность Главы Администрации области, если число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше поданных за кандидата, получившего наибольшее число голосов. Абзац. (Исключен - Закон Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Статья 52. Повторное голосование В случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух кандидатов на должность Главы Администрации области и ни один из них не был избран, избирательная комиссия области назначает повторное голосование по выборам Главы Администрации области по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится не позднее 15 дней со дня установления результатов общих выборов с соблюдением требований настоящего Закона. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется в средствах массовой информации в течение трех суток со дня принятия соответствующего решения избирательной комиссии области. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Главы Администрации области, получивший при голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату, при условии, что число голосов, поданных за этого кандидата, больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. Статья 53. Регистрация избранного Главы Администрации области Избирательная комиссия области после подписания протокола о результатах выборов извещает об этом кандидата, избранного Главой Администрации области. Кандидат, избранный Главой Администрации, в десятидневный срок в письменном виде обязан сообщить в избирательную комиссию области о сложении с себя обязанностей, указанных в части четвертой статьи третьей настоящего Закона, не совместимых со статусом Главы Администрации, с приложением к сообщению заверенной копии решения, приказа или распоряжения об освобождении его от этих обязанностей. В случае, если избранный кандидат не выполнит в десятидневный срок требование о сложении им с себя обязанностей, не совместимых со статусом Главы Администрации области, избирательная комиссия области принимает решение об отказе в регистрации избранного кандидата на должность Главы Администрации области. Избирательная комиссия области на основании протокола о результатах выборов Главы Администрации области и после опубликования общих итогов выборов в десятидневный срок производит регистрацию избранного Главы Администрации области и выдачу ему удостоверения об избрании при условии выполнения им требований, изложенных в части второй настоящей статьи. Статья 54. Вступление в должность Главы Администрации области Глава Администрации области, избранный в соответствии с настоящим Законом, вступает в должность с момента регистрации его избрания избирательной комиссией области. Статья 55. Повторные выборы В случае признания выборов Главы Администрации области несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо повторном голосовании ни один кандидат не был избран Главой Администрации области, или если избранный кандидат не выполнил требования части второй статьи 53 настоящего Закона, областное Собрание депутатов назначает повторные выборы Главы Администрации области. Выдвижение и регистрация кандидата на должность Главы Администрации области, другие избирательные мероприятия, связанные с проведением повторных выборов, осуществляются в порядке, установленном настоящим Законом. Повторные выборы проводятся не позднее шести месяцев после первоначальных выборов. Статья 56. Опубликование итогов голосования и результатов выборов Главы Администрации области Итоги голосования по каждому избирательному участку, району, городам Псков и Великие Луки в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю. Избирательная комиссия области, проводившая регистрацию кандидатов, направляет общие данные о результатах выборов в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Не позднее чем через один месяц после проведения выборов Главы Администрации области избирательная комиссия области публикует в бюллетене областного Собрания депутатов информацию о результатах выборов, включающих в себя данные протоколов по каждому району, городам Псков и Великие Луки и результаты статистической обработки данных. (В редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Глава VII. Заключительные положения Статья 57. Назначение выборов Главы Администрации области, в случае досрочного прекращения его полномочий В случае досрочного прекращения полномочий Главы Администрации области, областное Собрание депутатов назначает выборы Главы Администрации в соответствии с требованиями статьи 47 Устава области. Выборы проводятся в порядке, установленном настоящим Законом. Статья 58. Последствия признания недействительными подписей в подписных листах В случае признания недействительными подписей в подписных листах, если количество оставшихся подписей менее необходимого для регистрации в соответствии с настоящим Законом, регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией области. Если указанные обстоятельства устанавливаются после выборов, удостоверение об избрании Главой Администрации области аннулируется судом по представлению избирательной комиссии области. (Статья в редакции Закона Псковской области от 04.07.96 г. N 24-ОЗ) Статья 59. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способам препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Статья 60. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Администрации области В.Н.Туманов Псков 13 мая 1995 года N 10-ОЗ Приложение 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение избирательным объединением ________________________________________ кандидатом на должность Главы Администрации Псковской области гражданина Российской Федерации _____________________________________________, родившегося ______________, работающего ___________________________ __________________________________________________________________, проживающего в ___________________________________________________. ------------------------------------------------------------------+ NN ¦Фамилия, имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦ ¦ п/п¦ отчество ¦рождения¦ места ¦паспорта или ¦подпи-¦Подпись¦ ¦ (инициалы) ¦ ¦жительства¦заменяющего ¦сания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ ---+-------------+--------+----------+-------------+------+-------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+-------------+--------+----------+-------------+------+-------¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю: _______________________________________ ___________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Уполномоченный избирательного объединения: ________________________ (Подпись) ___________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного избирательного объединения) Дата и место сбора подписей Приложение 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение инициативной группой избирателей кандидатом на должность Главы Администрации Псковской области гражданина Российской Федерации _________________ ___________________________________________________________________ родившегося ______________________, работающего ___________________ __________________________________________________________________, проживающего в ___________________________________________________. ------------------------------------------------------------------+ NN ¦Фамилия,имя,¦ Дата ¦ Адрес ¦Серия и номер¦Дата ¦ ¦ п/п¦ отчество ¦рождения¦ места ¦паспорта или ¦подпи-¦Подпись ¦ ¦ (инициалы) ¦ ¦жительства¦заменяющего ¦сания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦его документа¦ ¦ ¦ ---+------------+--------+----------+-------------+------+--------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---+------------+--------+----------+-------------+------+--------¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю: _______________________________________ ___________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, место жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, собиравшего подписи) (Подпись и дата) Кандидат на должность Главы Администрации области _____________________________ (подпись) Дата и место сбора подписей Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|