Расширенный поиск
Закон Псковской области от 28.12.1995 № 34-ОЗЗ А К О Н ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Псковской области от 23.07.2002 г. N 204-ОЗ О природопользовании на территории области Принят областным Собранием депутатов 21 декабря 1995 года Земля, недра, воды, растительный и животный мир Псковской области используются и охраняются как основа жизни и деятельности настоящего и будущих поколений жителей области. Природопользование на территории области осуществляется в единстве с охраной окружающей среды. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками или владельцами свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает прав и законных интересов иных лиц и не связано с использованием невозобновляемых природных ресурсов. Раздел I. Общие положения Статья 1. Задачи законодательства о природопользовании Задачей законодательства о природопользовании является регулирование отношений между органами государственного управления и контроля, владельцами и пользователями (в том числе арендаторами, заготовителями) природных ресурсов с целью создания условий для рационального, многоцелевого, неистощительного пользования природными ресурсами, их воспроизводства, защиты и охраны. Статья 2. Система законодательства о природопользовании. Систему законодательства о природопользовании составляют федеральное законодательство, настоящий Закон и разрабатываемые на их основе иные правовые акты органов государственной власти области. Статья 3. Основные принципы природопользования При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, связанной с природопользованием на территории Псковской области, все юридические лица, граждане (физические лица), лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами: приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для его жизни, труда и отдыха; научно-обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; платностью и лицензированием природопользования; гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; сотрудничеством с научными и специализированными организациями в области охраны окружающей природной среды; международным сотрудничеством в вопросах природопользования и охраны окружающей среды. Статья 4. Объекты, на которые распространяется действие Закона К объектам, на которые распространяется действие Закона, относятся: естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы, земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты, особо охраняемые природные территории; выбросы и сбросы, вредные микроорганизмы и другие биологические вещества, загрязняющие окружающую природную среду; промышленные, бытовые и другие виды отходов; шум, вибрация, магнитные поля, радиационное и другие виды физических воздействий; рекреационные ресурсы: культурно-исторические, природные. Статья 5. Виды природопользовательской деятельности К видам природопользовательской деятельности относятся: землепользование (в т.ч. для сельскохозяйственных и промышленных нужд); побочное землепользование (в т.ч. сбор лекарственных растений, ягод, пчеловодство); промышленная заготовка древесины, живицы, древесных соков; заготовка второстепенных (сопутствующих) лесных материалов (коры, бересты, сосновой и еловой лапки, семян, березовых веников и пр.); побочное лесное пользование (сбор и заготовка дикорастущих плодов, грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, технического сырья, мха, подстилки, опавшего листа, бортничество); промысловая и любительская (в т.ч. спортивная) охота; водопользование (водоснабжение) для осуществления производственной деятельности предприятий, организаций и сельскохозяйственных объектов, обеспечения водой населения области, а также для судоходства, выработки электроэнергии, рыбохозяйственных целей, научно-исследовательских, культурно-оздоровительных и иных целей, добычи сапропеля и других полезных ископаемых; промысловое и любительское (в т.ч. спортивное) рыболовство, включая добычу водных животных и гидробионтов (иных биоресурсов); использование недр с целью: геологического изучения; добычи полезных ископаемых и эксплуатации подземных вод; строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное и эстетическое, санитарно-оздоровительное значение; сбора минералогических палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; захоронения отходов, полученных в результате хозяйственной и иной деятельности; использование отходов перерабатывающих производств и иной деятельности; загрязнение окружающей природной среды сбросами, выбросами загрязняющих веществ в воздух и водоемы, поверхностное и приповерхностное размещение отходов в результате хозяйственной и иной деятельности; использование и эксплуатация рекреационных ресурсов. Статья 6. Основные понятия и определения В настоящем Законе используются понятия и определения, которые означают: Природопользование - совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению. Природопользование включает в себя: а) извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и/или воспроизводство, использование природных ресурсов без изъятия; б) использование и охрану природных условий среды жизни; в) сохранение (воспроизводство и рациональное изменение экологического баланса природных систем), что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества. Природопользование - хозяйственная и иная (включая военную) деятельность, осуществляемая с использованием отдельных видов природных ресурсов, а также воздействие этой деятельности на окружающую среду. Природопользование рекреационное - формы и способы использования природных ресурсов и условий для рекреации (отдыха). Включает как воздействие природы на человека, так и обратное влияние отдыхающего человека на природу. Природопользователь - любое юридическое и физическое лицо, так как каждое предприятие и каждый человек пользуются природными ресурсами и условиями жизни, а вне природы существовать не могут. В экономике особо выделяют: природопользователь - организация, деятельность которой непосредственно базируется на природных ресурсах и целиком зависит от их изъятия, такое вычленение закономерно при определении путей формирования платности природопользования. Окружающая среда - совокупность природных компонентов (атмосферного воздуха, воды, почвы, недр, животного и растительного мира) и ландшафта, природные, исторические, культурные памятники и другие материальные объекты, оказывающие влияние на качество жизни, условия жизнедеятельности и состояние здоровья человека и/или взаимодействие этих факторов. Охрана окружающей среды - комплекс правовых, хозяйственных, социальных мер и мероприятий, направляемых на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и сохранение здоровья человека, растительного и животного мира, объектов культурного и исторического наследия, других сооружений и комплексов, улучшение качества воздуха, воды, почв, ландшафта, рекреационных ресурсов. Природные ресурсы - все природные блага, предназначенные для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных потребностей человека и общества. Ресурсы природной среды - ресурсная группа, включающая в себя все экологические ресурсы, которые непосредственно воздействуют на человечество и являются объектами его хозяйства. РЕСУРСЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - 1) совокупность средообразующих компонентов, обеспечивающая экологическое равновесие в биосфере и ее подразделениях; 2) тела и силы природы, обеспечивающие нормальную среду жизни человеку как социально-биологическому существу. Сюда также входят практически все экологические или средообразующие компоненты природной среды, окружающей человека. РЕСУРСЫ АНТРОПОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ - все предметы, явления, условия и факторы, необходимые для существования людей и человечества, как развивающего целого. РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ - пространственная составляющая природных ресурсов, лимитирующая трудовую деятельность людей, рост численности человечества и многие другие показатели. Ресурсы территориальные относятся к незаменимым, невозместимым и невозобновляемым ресурсам. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ - закрепление в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общих процедурных норм и правил организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием отдельных видов природных ресурсов и/или воздействием на окружающую среду. ОБОСНОВЫВАЮЩАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - подготовленная в установленном порядке документация (предплановая, предпроектная, проектная и другая), содержащая проектные и иные решения по реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - экологические, экономические, инженерные, технические и/или иные меры, обозначенные в планах, программах, прогнозах, мероприятиях, направленные на использование одного или нескольких видов природных ресурсов. СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ - областные подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие государственное управление и координацию в области использования отдельных видов природных ресурсов, а также охраны окружающей среды и отдельных видов природных ресурсов. ЛИЦЕНЗИЯ (в области охраны окружающей среды) - разрешение, выдаваемое специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления, на: а) выемку, потребление, использование природного ресурса; б) выброс, сброс, размещение отходов; в) способы контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов. ЛИМИТЫ НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ - система экологических ограничений по территории и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства. Раздел II. Государственное и местное регулирование деятельности по природопользованию Статья 7. Органы управления и регулирования 1. Государственное управление и регулирование природопользования в области осуществляется органами государственной власти области в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом области, настоящим Законом, иными законами области по конкретным видам природопользовательской деятельности. Функции государственного регулирования и управления природопользованием осуществляют областное Собрание депутатов, Администрация области, областной комитет по охране природы и другие специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления, в пределах компетенции, установленной положениями об этих органах федеральным законодательством. 2. Местное управление и регулирование природопользования осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством, Уставом области, настоящим Законом, иными законами области по конкретным видам природопользовательской деятельности, постановлениями и распоряжениями Администрации области, указаниями специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Статья 8. Компетенция областного Собрания К компетенции областного Собрания депутатов в регулировании отношений природопользования и охраны окружающей среды относятся: принятие законодательных актов по установлению порядка, норм и правил использования природных ресурсов области и охраны окружающей среды в пределах действующего федерального законодательства; образование и ликвидация областных внебюджетных экологических фондов и внебюджетных фондов воспроизводства природных ресурсов; утверждение порядка образования и использования внебюджетных экологических фондов воспроизводства природных ресурсов; объявление в пределах своей компетенции находящихся на территории области природных объектов, имеющих экологическую и научную ценность, охраняемыми памятниками природы; установление для них порядка охраны и использования; принятие решений, устанавливающих административную ответственность граждан и должностных лиц за неисполнение решений областного Собрания депутатов по вопросам использования природных ресурсов и охраны природы; установление в соответствии с федеральным законодательством порядка определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Статья 9. Компетенция Администрации области Администрация области в вопросах природопользования и охраны окружающей среды: определяет основные направления природопользования, охраны окружающей среды и утверждает экологические программы; разрабатывает и содействует выполнению областных экологических программ; координирует деятельность органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций области в сфере природопользования и охраны окружающей среды; ведет учет и оценку природной среды, состояния природных ресурсов, учет экологически вредных объектов, организует ведение кадастров природных ресурсов; осуществляет планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных программ; запрещает строительство экологически вредных объектов; организует особо охраняемые природные территории и памятники природы; устанавливает на основе соответствующих проектных разработок границы территорий с особым правовым режимом использования земель по согласованию с органами муниципальной власти; устанавливает дифференцированные ставки оплаты за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды; организует ведение земельного кадастра и мониторинга земель; обеспечивает планирование и контроль за использованием земель, принимает участие в разрешении земельных споров; в установленном законодательством порядке предоставляет лицензии в виде горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, устанавливает квоты на добычу полезных ископаемых, взимает платежи за право пользования недрами; содействует осуществлению контроля за использованием и охраной вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории области; предоставляет полностью или частично водные объекты в обособленное пользование; участвует в планировании развития лесного хозяйства, использовании лесных ресурсов, обеспечивает проведение мероприятий по охране и защите лесов; осуществляет постоянный контроль за соблюдением установленных правил охоты и рыбной ловли; организует строительство и реконструкцию объектов охраны природы, содействует проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся на территории области объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны; проводит перераспределение и изъятие земель госфонда в установленном порядке на территории области; организует за счет средств области или на хозрасчетных договорных началах работы по развитию канализации, водоснабжения районов и городов, созданию предприятий по сбору и переработке промышленных и бытовых отходов; осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф предусмотренные федеральным законодательством меры, связанные со спасением жизни людей, защитой их здоровья; организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды области; обеспечивает население необходимой экологической информацией; участвует в международном сотрудничестве в вопросах природопользования и охраны окружающей среды; координирует организацию сбора, рекуперации и захоронения производственных и бытовых отходов. Статья 10. Компетенция специально уполномоченных государственных органов Компетенция специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, осуществляющих свои функции в соответствующих сферах управления, определяется федеральным законодательством. Статья 11. Компетенция органов местного самоуправления 1. К ведению органов местного самоуправления в области природопользования и охраны окружающей среды на подведомственной территории относятся: определение основных направлений природопользования и охраны окружающей среды; разработка и реализация экологических программ; учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; образование и ликвидация местных (городских и районных) внебюджетных экологических фондов и фондов воспроизводства природных ресурсов; учет и оценка объемов промышленных и бытовых отходов, выбросов и сбросов; планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий; проведение мероприятий по охране окружающей среды; обеспечение соблюдения правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и других видов природопользования; координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций, независимо от их форм собственности и подчинения; осуществление в соответствии с законодательством управления и контроля в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов; принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности; разрешение споров в области охраны окружающей природной среды; объявление природных объектов местного значения, имеющих экологическую или научную ценность, памятниками природы, определение правил их охраны и использования; организация охраны памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий; экологическое воспитание, образование, просвещение; обеспечение населения необходимой экологической информацией; организация сбора, рекуперации и захоронения бытовых и промышленных отходов, организация за счет местных средств и на хозрасчетных договорных началах работ по развитию водоснабжения, канализации, созданию предприятий по переработке промышленных и бытовых отходов; контроль сбора, рекуперации и захоронения отходов производств, расположенных на территориях местного сообщества. 2. Ведению органов местного самоуправления в сфере регулирования лесных отношений (кроме обозначенных в п.1) подлежат: участие в разработке федеральных и областных программ развития лесного хозяйства; учет лесного фонда, распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд; утверждение на переданных в аренду участках лесного фонда на срок более 5 лет проектов рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства до 50 лет, организации охотничьего хозяйства, согласованных с государственным органом управления лесным хозяйством области и со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды; согласование с соответствующими органами государственного управления области принципов определения ставок и размеров лесных податей, а также размеров арендной платы за пользование лесным фондом; установление ставок и размеров лесных податей, размеров арендной платы и предоставление льгот по платежам отдельным категориям лесопользователей, а также определение форм внесения лесных податей и арендной платы; принятие совместного с владельцами лесного фонда решения о передаче в долгосрочное или краткосрочное пользование (аренду) участков лесного фонда; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям; определение формы выбора лесопользователя (прямые переговоры, лесные торги, конкурсы); организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством области лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование; утверждение лицензий на аренду участков лесного фонда; принятие совместного решения с владельцем лесного фонда о прекращении действия лицензии на аренду участков лесного фонда; регистрация договоров на аренду участков лесного фонда, подписанных владельцами лесного фонда и арендатором. 3. Ведению органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования (кроме обозначенных в п.1) подлежат: участие в решении вопросов о предоставлении недр в пользование, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории и отводом земельных участков; развитие материально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности; выдача в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; определение в соответствии с федеральным законодательством условий использования месторождений полезных ископаемых; определение квоты на разработку месторождений полезных ископаемых, находящихся в муниципальной собственности. 4. Ведению органов местного самоуправления в области регулирования отношений водопользования (кроме обозначенных в п.1) подлежат: установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, организаций всех форм собственности; определение зон санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм; предоставление в пользование в установленном порядке водных ресурсов городского, районного значения; контроль за строительством и эксплуатацией сооружений водоснабжения, ирригационных и мелиоративных сооружений. 5. Регулирование отношений землепользования осуществляется земельным законодательством. 6. К ведению органов местного самоуправления могут относиться другие вопросы природопользования и охраны окружающей среды, определенные федеральным законодательством и законодательством области, делегированные соответствующими соглашениями. Статья 12. Подготовка решений о природопользовании 1. Подготовка решений о природопользовании состоит в поэтапной разработке документации, обосновывающей экономические, инженерные, технические, природоохранные и/или иные меры по реализации намечаемой деятельности. На каждом этапе подготовки обосновывающей документации любые решения принимаются с учетом выполнения экологических требований федерального и областного законодательства. 2. Процедура разработки (или выбора) направлений деятельности в конкретной области государственной политики, осуществляемой на уровне концепций, планов, прогнозов, программ, а также порядок подготовки документации, обосновывающей развитие хозяйственной и иной деятельности, реализация которой требует использования земельного участка, включает выявление, анализ и сравнение будущих воздействий на окружающую среду, прогнозирование ее изменений, а также учет экологических и связанных с ними экономических, социальных и других последствий осуществления намечаемой деятельности. 3. Подготовка решения о развитии природопользования на конкретном земельном участке осуществляется инициатором (заказчиком) в соответствии с действующим законодательством. Статья 13. Принятие решений о природопользовании 1. Решение о природопользовании принимается исполнительными органами власти после согласования инициатором (заказчиком) с собственником (владельцем) земельных участков, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также с учетом согласований со специально уполномоченными государственными органами в сфере охраны окружающей природной среды, охраны и использования отдельных природных ресурсов, а также материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованными при органах местного самоуправления и другими заинтересованными сторонами возможных последствий реализации намечаемой деятельности. 2. Государственные и муниципальные органы исполнительной власти, принимающие решение о природопользовании, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления, обеспечивают выполнение и контролируют экологические требования, а также предъявляют при необходимости в процессе подготовки обосновывающей документации дополнительные экологические условия. 3. При подготовке и принятии решений о природопользовании учитывается право граждан на информацию об обеспечении благоприятных условий проживания на близлежащей территории. Статья 14. Оценка воздействия на окружающую среду. 1. В системе подготовки и принятия решений развития хозяйственной и иной деятельности организуется и осуществляется процедура оценки воздействия на окружающую среду, направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий ее реализации. 2. Процедура оценки воздействия на окружающую среду организуется инициатором (заказчиком) хозяйственной и иной деятельности; осуществляется и контролируется разработчиком обосновывающей документации, органами государственной власти управления и контроля, общественными объединениями и организациями. 3. Решения о развитии природопользования принимаются на основании результатов оценки воздействия на окружающую среду. Раздел III. Экономический механизм природопользования Глава 1. Нормирование природопользования Статья 15. Нормативы качества компонентов природной среды 1. Нормирование качества компонентов природной среды осуществляется путем установления количественных и качественных ограничений (нормативов качества) на характеристики их состава и свойств. Нормативы качества устанавливаются с учетом природно-климатических условий и особенностей природного объекта. 2. Нормативы качества компонентов природной среды используются при: планировании социально-экономического территориального отраслевого развития; планировании и реализации мероприятий по оздоровлению окружающей среды; установлении правил ведения текущей хозяйственной и иной деятельности; установлении нормативов воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды. Статья 16. Нормативы природопользования Нормативы природопользования устанавливаются в виде: отраслевых поресурсных нормативов природопользования, представляющих собой удельные величины использования, изъятия природного ресурса на единицу производимой продукции; территориальных поресурсных нормативов рационального природопользования, представляющих собой суммарные величины использования, изъятия отдельных видов природных ресурсов всеми хозяйствующими субъектами на конкретной территории. Статья 17. Нормативы воздействия на окружающую среду 1. Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливаются в виде: территориальных природоохранных нормативов воздействия, представляющих собой величины совокупного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; отраслевых природоохранных нормативов воздействия, представляющих собой удельные величины образования веществ и энергии на единицу продукции; предельно допустимых величин поступления вещества и/или энергии в окружающую среду от источника воздействия, в том числе: выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, канализационные системы, в том числе в системы коммунальной канализации, и на рельеф местности; размещения отходов в окружающей среде; уровней шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий. 2. Не допускается установление менее жестких, чем федеральные, отраслевых и территориальных поресурсных нормативов природопользования и природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду. В случаях организации и реализации программ поэтапного снижения нормативных объемов использования природных ресурсов, предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и нормативных объемов размещения отходов допускается устанавливать переходные нормативы. Глава 2. Лицензирование природопользования Статья 18. Выдача лицензий на природопользование 1. В случае принятия решения о реализации намечаемой деятельности инициатор/заказчик получает лицензию (разрешение). 2. Лицензия на комплексное природопользование выдается специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды при наличии лицензий на пользование теми видами природных ресурсов, которые необходимы для осуществления намечаемой деятельности. Лицензии на конкретный вид использования (изъятия) природных ресурсов и (или) воздействия на окружающую среду выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления. 3. Лицензия на пользование природными ресурсами с указанной целью (лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром, рыбными запасами, рекреационными территориями, побочными пользованиями) выдается на определенный срок только при соблюдении экологических требований и условий. Полнота учета экологических условий и требований в обосновании деятельности, осуществляемой на основании лицензии, определяется государственной экологической экспертизой. 4. Все виды использования природных ресурсов осуществляются на условиях, определенных в Договоре на природопользование. 5. В случае нарушения хозяйствующим субъектом условий природопользования, включая экологические требования, действие лицензии приостанавливается или аннулируется в установленном порядке. 6. Порядок выдачи, приостановки действия и аннулирования лицензий на природопользование регулируется действующим законодательством. Статья 19. Договорное регулирование природопользования 1. Договор на природопользование заключается между природопользователем, собственником (владельцем) и органом исполнительной власти области, города, района на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения) на использование природных ресурсов. 2. В Договоре на использование природных ресурсов: закрепляется право инициатора/заказчика на рациональное, неистощительное природопользование; устанавливаются размеры платежей за пользование, воздействие на окружающую среду; устанавливается порядок внесения платежей; определяется перечень, объемы и сроки выполнения природоохранных мероприятий, осуществляемых природопользователем; устанавливаются другие условия пользования, не противоречащие действующему законодательству. 3. По ходатайству природопользователя в случаях выполнения им природоохранных мероприятий, предусмотренных Договором на использование природных ресурсов, он может быть освобожден (полностью или частично) от платежей за воздействие на окружающую среду. Решение об освобождении от платежей принимается органом исполнительной власти области, района и городов Псков и Великие Луки по согласованию со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды. 4. Контроль за выполнением условий Договора на использование природных ресурсов осуществляют орган исполнительной власти области, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления, и органы местного самоуправления. Глава 3. Экономическое регулирование природопользования Статья 20. Методы экономического регулирования природопользования 1. Экономическое регулирование в области природопользования осуществляется с целью формирования у природопользователя экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства. 2. Экономическое регулирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется посредством: лимитирования природопользования; осуществления платы за природопользование; экономического стимулирования хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с учетом экологических требований; экологического страхования; экологического аудирования; формирования внебюджетных экологических фондов и фондов воспроизводства природных ресурсов. 3. Законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами области могут быть установлены другие методы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Статья 21. Лимитирование природопользования 1. Текущая хозяйственная и иная деятельность (природопользование) ограничивается с помощью лимитов и нормативов на природопользование, специально устанавливаемых хозяйствующим субъектам на: использование, изъятие отдельных видов природных ресурсов; величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в том числе сбрасываемые организациями через системы коммунальной канализации) и размещение в ней отходов производства и потребления; величины иных вредных физических воздействий. 2. Лимиты на природопользование устанавливаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими эти функции в соответствующих сферах управления. 3. Порядок установления и применения лимитов на природопользование определяется действующим законодательством. Статья 22. Внебюджетные экологические фонды 1. Внебюджетные экологические фонды области, городов и районов, внебюджетные фонды воспроизводства природных ресурсов создаются в целях дополнительного финансирования и осуществления мероприятий, реализация которых улучшит качество окружающей среды. 2. Решения о создании внебюджетных экологических фондов, фондов воспроизводства природных ресурсов и положения о них принимаются представительными органами власти области, городов и районов. 3. Запрещается расходование средств внебюджетных экологических фондов на цели, не связанные с охраной и воспроизводством окружающей среды. Статья 23. Плата за природопользование 1. Плата за природопользование включает плату: за использование (изъятие) природных ресурсов; за воздействие на окружающую среду 2. Плата за использование (изъятие) природных ресурсов взимается: за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование (изъятие) природных ресурсов; на воспроизводство природных ресурсов. 3. Плата за воздействие на окружающую среду взимается: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия сверх установленных лимитов. 4. Средства внебюджетных фондов воспроизводства природных ресурсов используются на восстановление количества и качества отдельных видов природных ресурсов и другие цели в соответствии с федеральным законодательством. 5. Средства, образующиеся за счет платы за загрязнение окружающей среды и другие вредные воздействия на нее, направляются хозяйствующими субъектами во внебюджетные экологические фонды области, районов и городов Пскова и Великие Луки. Средства внебюджетного экологического фонда области используются на охрану окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами области. 6. Внебюджетные фонды воспроизводства природных ресурсов и внебюджетный экологический фонд области освобождаются от налогообложения в части средств, поступающих в областной бюджет. Статья 24. Экономическое стимулирование природопользования и охраны окружающей среды 1. Экономическое стимулирование ведения хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований федерального и областного законодательства осуществляется путем: установления налоговых, кредитных и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим малоотходные технологии и безотходные производства, использующим вторичные материальные ресурсы, ресурсосберегающие технологии, нетрадиционные виды энергии и осуществляющим другие эффективные меры по охране окружающей природной среды; передачи части средств экологических фондов на договорных условиях безвозмездно или под льготные процентные займы субъектам хозяйствования для реализации мер по гарантированному снижению уровня неблагоприятного воздействия на окружающую среду; установления повышенных норм амортизации основных производственных природоохранительных фондов; введения специального налогообложения экологически опасной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасной технологии; применения льготного кредитования субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, осуществляющих очистку вод и ее подачу для населения и промышленности, прием и очистку бытовых и производственных стоков, сбор, переработку, утилизацию, в том числе захоронение промышленных и бытовых отходов, разработку и внедрение технологий по очистке производственных сбросов и выбросов; частичного либо полного освобождения от налогов субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих очистку бытовых и производственных стоков, сбор, переработку и утилизацию производственных отходов, разработку и внедрение технологий по очистке промышленных сбросов и выбросов, производящих экологически чистую продукцию; формирования рынка работ (услуг) природоохранного назначения; возмещения вреда, причиненного окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц, жизни и здоровью граждан экологическими правонарушениями; применения штрафных санкций к нарушителям природоохранительного законодательства. 2. Порядок экономического стимулирования охраны окружающей среды определяется федеральным законодательством и правовыми актами органов государственной власти области. Глава 4. Планирование и финансирование природопользования Статья 25. Целевые программы по рациональному использованию природных ресурсов 1. В целях обеспечения государственной поддержки осуществления мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды разрабатываются и реализуются целевые программы на федеральном, областном и местном уровнях. 2. Заказчиками государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды могут быть Администрация области, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей природной среды, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, осуществляющие эти функции в соответствующих сферах управления. Заказчиком местных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды является администрация района, города. 3. Порядок разработки и реализации государственных и местных целевых программ по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды и программ организаций, поддерживаемых из экологических фондов, устанавливается Администрацией области. Статья 26. Финансирование целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды 1. Финансирование государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды может производиться за счет: целевых средств федерального бюджета; средств областного и местных бюджетов; средств предприятий и их отраслевых объединений; средств федерального, областного и местных внебюджетных экологических фондов; средств внебюджетных фондов воспроизводства природных ресурсов; средств фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан; иных, не запрещенных законом источников финансирования. Финансирование программ местного уровня, программ отдельных организаций, поддерживаемых из экологических фондов, может проводиться за счет: средств областного и местного бюджетов; средств организаций и их объединений; средств областных и местных экологических фондов и фондов воспроизводства природных ресурсов; кредитов, добровольных взносов и средств, поступающих из других источников. 2. Финансирование целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды в областном и местных бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается в порядке, установленном для государственного заказа. 3. Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию государственных целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды осуществляется органами государственной власти области совместно с органами налоговой службы и привлечением аудиторских фирм. 4. Порядок финансирования целевых программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды областного значения устанавливается Администрацией области. Финансовая поддержка программ отдельных предприятий осуществляется на конкурсной основе. Раздел IV. Принятие нормативно-правовых актов регулирования природопользования Статья 27. Законодательная инициатива принятия нормативно-правовых актов регулирования природопользования Настоящий Закон и его положения не являются исчерпывающими. Законодательной инициативой принятия уточнений и дополнений к настоящему Закону, а также принятия новых законов и иных нормативно-правовых актов о природопользовании в области обладают депутаты и комитеты областного Собрания депутатов, Администрация области, администрации районов и городов Пскова и Великие Луки. Статья 28. Платное природопользование на территории области 1. Нормативно-правовое регулирование платного природопользования области осуществляется соответствующими нормативными актами. 2. Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Администрацией области. 3. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов. 4. В случае принятия иного, чем в настоящем Законе, федерального законодательства о природопользовании Псковское областное Собрание вносит соответствующие изменения в областное законодательство. Раздел V. Разрешение споров в сфере природопользования и охраны окружающей среды Статья 29. Разрешение споров 1. Споры, возникающие в сфере природопользования, разрешаются судами общей юрисдикции, арбитражными судами, а также Конституционным Судом Российской Федерации. 2. В отдельных случаях разногласия и споры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области, а также между органами государственной власти области и других субъектов Российской Федерации разрешаются в порядке, предусмотренном статьей 85 Конституции Российской Федерации. Статья 30. Вступление Закона в силу 1. Закон Псковской области "О природопользовании на территории области" вступает в силу со дня опубликования в газете "Псковская правда". 2. В случае введения в законодательство Российской Федерации норм, отличных от норм настоящего Закона, действуют нормы Российского законодательства. Первый заместитель Главы Администрации Псковской области В.А.Звонков Псков 28 декабря 1995 года N 34-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|