Расширенный поиск

Решение Новгородской городской Думы Новгородской области от 25.12.2003 № 664

                        Российская Федерация
                    Новгородская городская Дума

                              Решение
           от 25 декабря 2003 г. № 664  Великий Новгород

 О ходе реализации в 2003 году Основных направлений развития сферы
  образования, молодежной политики, физической культуры и спорта
               Великого Новгорода на 2001-2005 годы


     Дума Великого Новгорода
РЕШИЛА:
     принять  к  сведению  информацию о ходе реализации в 2003 году
Основных    направлений   развития  сферы  образования,  молодежной
политики,  физической  культуры  и  спорта  Великого  Новгорода  на
2001-2005  годы,  утвержденных  решением Думы Великого Новгорода от
24.05.2001 № 162.


     Мэр Великого Новгорода          Н.И.Гражданкин



                                            Приложение
                                      к решению Думы Великого
                                      Новгорода от 25.12.2003 № 664

                            Информация
о ходе реализации Основных направлений развития сферы образования,
    молодежной политики, физической культуры и спорта Великого
                    Новгорода на 2001-2005 годы

     Основные  направления  развития  сферы образования, молодежной
политики,  физической  культуры  и  спорта  Великого  Новгорода  на
2001-2005  годы,  утвержденные  решением Думы Великого Новгорода от
24.05.2001    №    162,    являются   составной  частью  реализации
региональной  программы  развития  образования Новгородской области
на период   до  2005  года  и  Концепции  модернизации  Российского
образования на период до 2010 года.
     Приоритетами  развития сферы образования, молодежной политики,
физической  культуры  и  спорта  в Великом Новгороде на период трех
предыдущих этапов реализации Основных направлений являлись:
     в сфере образования:
     развитие  образования  как открытой системы, гибко реагирующей
на меняющиеся  социально-экономические  реалии и соответствующие им
индивидуальные и групповые образовательные потребности;
     поддержание    и  улучшение  качества  образования  на  основе
создания  единого  механизма обеспечения качества, охватывающей все
стороны  развития  образования,  в  том  числе создание условий для
развития  образования,  ориентированного на сохранение и укрепление
здоровья детей;
     восстановление  и  развитие  в  новых  условиях воспитательных
функций     как    неотъемлемой    части    системы    образования,
ориентированных  на  приобретение  индивидуумом  комплекса ключевых
компетенций:  социальной, поликультурной, языковой, информационной,
предметно-деятельностной и др.;
     в сфере молодежной политики:
     создание    условий    для    социальной  интеграции  молодого
поколения,    содействие    в    профессиональной    подготовке   и
трудоустройстве  молодежи,  воспитание гражданственности и активной
общественной позиции молодых людей;
     в сфере физической культуры и спорта:
     развитие    видов  и  форм  спортивной  деятельности  в  сфере
массового    спорта,  удовлетворение  потребностей  в  двигательной
деятельности    и    физических   упражнениях  различных  категорий
населения;
     поддержка   спортсменов,  демонстрирующих  высокие  спортивные
результаты.
     Общими приоритетами выступают:
     формирование  кадровых  ресурсов города, обладающих знаниями и
навыками,  соответствующими актуальным и перспективным потребностям
экономики в условиях перехода к устойчивому развитию;
     обеспечение    взаимодействия  учреждений  сферы  образования,
физической    культуры    и    спорта  с  различными  общественными
институтами в рамках социального партнерства;
     оптимизация  ресурсного обеспечения на основе развития единого
информационного     пространства,    научного    и    методического
сопровождения  профессиональной деятельности специалистов, создания
механизма     многоканального     финансирования,     рационального
использования материальных ресурсов.
     Итоги  реализации  этих  направлений  определяются  следующими
показателями:
     1.  Создание  условий  для  получения  дошкольного, начального
основного  и  среднего  (полного)  общего образования всеми детьми,
развитие    и    совершенствование   дополнительного,   начального,
профессионального   образования,   обеспечение   высокого  качества
образования  всех  уровней и эффективность использования финансовых
и материальных ресурсов на эти цели.

            Сеть дошкольных образовательных учреждений

|----------------------------------------+--------+---------+----------|
|                                        |        |         |Количество|
|                                        |        |         |учреждений|
|----------------------------------------+--------+---------+----------|
|                                        |2000 год|2001 год | 2002 год |
|----------------------------------------+--------+---------+----------|
|Дошкольные образовательные учреждения   |   62   |   61    |    61    |
|----------------------------------------+--------+---------+----------|
|Школы с дошкольными группами            |   5    |    6    |    6     |
|----------------------------------------+--------+---------+----------|
|Дошкольный детский дом                  |   1    |    1    |    1     |
|----------------------------------------+--------+---------+----------|
|Всего учреждений                        |   68   |   68    |    68    |
|----------------------------------------+--------+---------+----------|

     Первым  уровнем  образования является дошкольное образование с
общим  числом мест - 9300, где в настоящее время воспитывается 9462
ребенка  дошкольного  возраста,  что  составляет  91,3% контингента
детей  от  1 года до 7 лет, в том числе 394 ребенка посещают группы
кратковременного    пребывания.    Ежегодно    растет  охват  детей
дошкольным    образованием    и   численность  детей  в  дошкольных
учреждениях.  Пока  в  городе  еще достаточное число мест в детских
садах,  чем  обеспечена  доступность  этого  уровня образования для
всех детей.  При  росте  охвата  детей  дошкольным образованием 899
детей  в  возрасте  от  1  до  7 лет все еще воспитываются только в
семье.
     Для  привлечения  всех  дошкольников  в  систему общественного
воспитания,  необходимо решить самое главное - наладить объективный
учет  детей  дошкольного возраста. Традиционный обход семей сегодня
затруднен   в   силу   соображений   безопасности.   Поэтому  нужно
определиться,   прежде   всего,   с   органами   здравоохранения  о
сотрудничестве  по  получению  данных обо всех детях, проживающих в
микрорайонах  дошкольных  учреждений,  а затем, уже непосредственно
дошкольным    учреждениям,   продумать   дополнительные   меры   по
вовлечению  детей.  В  рамках  обеспечения  доступности дошкольного
образования  город  стал  одним  из  первых реализовывать программы
развития групп кратковременного пребывания детей.

    Количество групп кратковременного пребывания детей (ГКП) в
              дошкольных образовательных учреждениях

|-----------------------------------------+--------+--------+---------|
|                                         |2000 год|2001 год|2002 год |
|-----------------------------------------+--------+--------+---------|
|Количество  учреждений,  имеющих  в своем|   6    |   8    |   14    |
|составе ГКП                              |        |        |         |
|-----------------------------------------+--------+--------+---------|
|Количество ГКП                           |   13   |   17   |   26    |
|-----------------------------------------+--------+--------+---------|
|Количество детей в ГКП                   |  156   |  218   |   94    |
|-----------------------------------------+--------+--------+---------|

     Для  увеличения  охвата  детей  дошкольные  учреждения активно
развивают и другие нетрадиционные формы воспитательной работы:
     группы  с  гибким  режимом  работы  с  одно-  или  двухразовым
питанием;
     группы летней адаптации;
     группы малой наполняемости;
     группы круглосуточного пребывания.
     Вместе  с  тем,  возможности  расширения  форм  воспитательной
работы  снижаются,  так  как  большая часть детских садов полностью
укомплектована детьми и не имеет свободных мест.
     Одним  из  критериев  деятельности  дошкольных образовательных
учреждений    является    их    работа    по   укреплению  здоровья
воспитанников,    которая  оценивается  числом  дней  пропусков  по
болезни.   За  2002  год  среднее  число  дней,  пропущенных  одним
ребенком  по  болезни,  в  городе составило 13,1. Анализ показывает
ежегодное улучшение этого показателя.

         Заболеваемость детей в дошкольных образовательных
                           учреждениях

|-----------------------------------------+--------+--------+--------|
|                                         |2000 год|2001 год|2002 год|
|-----------------------------------------+--------+--------+--------|
|Количество  дней,  пропущенных по болезни|  13,7  |  13,4  |  13,1  |
|одним ребенком в год                     |        |        |        |
|-----------------------------------------+--------+--------+--------|

     Большая   часть  дошкольных  учреждений  имеет  дополнительные
условия  для укрепления здоровья детей: работает 41 физиокабинет, в
16 детских  садах  функционируют бассейны, в большинстве учреждений
имеются  оборудованные  спортивные  залы,  но,  вместе  с тем, пока
низка  ответственность  самих  работников  учреждений  за  здоровье
детей.  Так,  по  результатам  обследования  службой санэпиднадзора
только  в  45%  учреждений  полностью  соблюдается санэпидрежим. Во
всех других  учреждениях  зафиксированы  нарушения  в работе кухни,
занижена    калорийность    питания,   отсутствуют  систематические
закаливающие процедуры, нарушается тепловой режим и т.д.
     В  числе  проблем  дошкольного  образования  в рамках Основных
направлений  развития определена проблема упорядочения родительской
платы  за  дошкольные  услуги.  В Великом Новгороде с первого марта
родительская  плата  увеличена и максимально составляет 18,5 рублей
в день.

      Размер родительской платы в дошкольных образовательных
                           учреждениях

|-------------+--------+---------+-----------------+------------------|
|             |2000 год|2001 год |    2002 год     |     2003 год     |
|-------------+--------+---------+-----------------+------------------|
|Родительская |5,00 руб|9,00 руб.|12,50 руб.,      |15,00 руб.,       |
|плата   за  1|        |         |16,00   руб. (с  |18,50 руб. (с бас-|
|день         |        |         |бассейном)       |сейном),          |
|посещения    |        |         |                 |17,00    руб.   (с|
|             |        |         |                 |аллерго-          |
|             |        |         |                 |патологией и круг-|
|             |        |         |                 |лосуточным        |
|             |        |         |                 |пребыванием)      |
|-------------+--------+---------+-----------------+------------------|
     Сделана  попытка  дифференцировать  родительскую плату на трех
уровнях    с    предоставлением  льгот  малообеспеченным  семьям  и
работникам  самих  дошкольных  учреждений.  Но проблема остается до
конца  не  решенной:  больше  повышать  размер  родительской  платы
нельзя,  так  как  законодательно  имеется  ограничение  -  20%  от
стоимости   общего  содержания  ребенка  в  дошкольном  учреждении,
которое  естественно  зависит от объемов бюджетного финансирования,
практически  реально  не  меняющегося  за последнее десятилетие. На
выделенные  средства невозможно обеспечить сбалансированное питание
детей,  не закладывается финансирование на замену мебели, наглядных
пособий,    технологического    оборудования.  Нехватка  средств  и
невозможность  законного  увеличения  родительской  платы  породили
повальное    явление   -  неофициальный  сбор  неучтенных  денег  с
родителей,    что    уже    вызывает   их  недовольство  и  интерес
правоохранительных органов.
     Следующий  уровень  образования - начальное общее образование.
Деятельность  образовательных учреждений на ступени начальной школы
направлена  на повышение качества обучения детей, совершенствование
работы    по    обеспечению    единства  в  реализации  программ  и
педагогических    технологий    по    преемственности  дошкольного,
начального и основного образования.
     В  начальной школе обучение ведется по 7 различным программам,
наиболее    востребованными   оказались  традиционная  программа  и
программа "Школа-2100".
     В    рамках   модернизации  образовательного  процесса  особое
внимание  уделялось  созданию условий для внедрения общеразвивающих
курсов  "Информатика"  и  "Иностранный язык". В результате, в 24 из
30 общеобразовательных  учреждений города, имеющих начальное звено,
начато  преподавание информатики, в 27 школах - иностранного языка.
Вместе  с  тем,  и  то и другое сделали только 21 учреждение из 30,
причем    половина   учреждений  ввела  курсы  обучения  в  системе
дополнительного   образования,  что  естественно  снижает  качество
образования    и   требования  к  его  обязательности.  Сохраняется
проблема   -  передача  уроков  иностранного  языка  и  информатики
специалистам    еще  больше  снижает  нагрузку  учителей  начальных
классов (до 15 - 17 часов).
     Охват  учащихся  начальной  школы обучением иностранному языку
составил 37,7%, информатикой - 40,3%.
     С  целью  повышения  качества  образования  отработан механизм
контроля    за    качеством   обученности  учащихся,  в  том  числе
организовано  тестирование выпускников начальной школы по отдельным
предметам    для    получения  аналитического  материала  в  помощь
руководителям    учреждений,    учителям    и  родителям  учащихся.
Успеваемость    учащихся   начальной  школы  по  итогам  III  этапа
реализации  Основных  направлений  составила  100%,  вместе  с тем,
количество  учащихся,  имеющих хорошие и отличные оценки, снизилось
по сравнению с прошлым этапом с 62% до 59%.
     С  целью  реализации  задачи  по преемственности в обучении на
начальной  ступени  и  в  основной  школе  в городе создана система
повышения уровня квалификации педагогических кадров.
     В  результате  96,8%  учащихся подтвердили оценки "4" и "5", в
том числе 6% улучшили свои результаты.
     Приоритетными    направлениями    деятельности    по  развитию
основного и среднего (полного) общего образования были:
     повышение качества образования в основной школе;
     развитие  профильности  в  обучении  детей  с нацеленностью на
будущую    профессию,    в   том  числе  совершенствование  системы
углубленного   изучения  предметов  на  фоне  постоянного  снижения
контингента учащихся как в основной, так и в средней школе.
     Анализ  качества  обученности  в  основной  школе показал, что
успеваемость  учащихся  ежегодно повышается и в 2003 году составила
99,5%.   На  второй  год  оставлено  22  ученика.  Хотя  в  течение
последних  лет число второгодников сокращалось, результат по городу
остается ниже среднеобластного.

|------+------+----------+-------+------+---------+------+------+---------|
|      |      | 2001 год |       |      |2002 год |      |      |2003 год |
|------+------+----------+-------+------+---------+------+------+---------|
|число | про- | средне-  | число | про- | средне- |число | про- | средне- |
|      | цент |областной |       | цент |областной|      | цент |областной|
|      |      | процент  |       |      | процент |      |      | процент |
|------+------+----------+-------+------+---------+------+------+---------|
|  52  | 0,3  |   0,18   |  27   | 0,16 |  0,12   |  22  | 0,15 |  0,10   |
|------+------+----------+-------+------+---------+------+------+---------|

     В    большинстве  случаев  в  общеобразовательных  учреждениях
оставлены  на  второй  год  учащиеся,  которые  не  смогли  освоить
программу  из-за  пропуска  без уважительной причины от 200 и более
уроков.  Это  дети  с  явными  социально-педагогическими проблемами
воспитания.
     Качественная    успеваемость  в  классах  II  и  III  ступеней
остается  достаточно стабильным показателем на протяжении ряда лет.
Ее, как  правило,  характеризует  слабый  рост. Так, в 2003 году на
второй  ступени  она составляет 34,4%, что на 1% выше чем в прошлом
году,  на  третьей  ступени  -  43%,  что  на 3% выше прошлогоднего
показателя.
     К  критериям  качества  обученности  относится  и  показатель,
характеризующий    количество   учащихся,  получивших  аттестаты  с
оценками  "4"  и  "5".  В  школах  города  количество  выпускников,
получивших  аттестаты без оценки "3", на протяжении последних лет с
небольшим приростом идет в сторону увеличения.
     Если  в  2002  году  31,6% выпускников основной школы получили
аттестаты  с  оценками  "4"  и  "5", то в 2003 эта цифра составляет
32,3%.  По  средней школе этот показатель соответственно был 39,5%,
41,3%.   Растет  количество  выпускников  9-х  классов,  получивших
аттестаты  особого  образца,  в  этом  учебном  году  -  2,8%  (104
человека).
     В  2003  году  процент  учащихся,  получивших медали, составил
6,62 по  сравнению  с  4,6%  в 2002 году. Однако на протяжении ряда
лет он  значительно  хуже,  чем  в  среднем по области. Так, в 2003
учебном году среднеобластной показатель составил 7,2%.
     В  течение  последних  двух лет одним из объективных критериев
оценки    деятельности    общеобразовательных  учреждений  являются
результаты  единого  государственного  экзамена.  Первый показатель
результативности   ЕГЭ  -  средний  балл  по  математике.  Всего  в
экзамене  по математике приняло участие 1842 выпускника, их средний
балл составил 59,8 (из 100 баллов), по области - 55,8 балла.
     Второй  показатель результативности обучения в средней школе -
подтверждение   годовых  оценок  оценкой,  полученной  на  ЕГЭ.  По
математике    подтвердили    и    улучшили  свои  результаты  89,5%
выпускников,    причем    в    10    учреждениях  города  все  100%
одиннадцатиклассников подтвердили результаты.
     В  предметах  по  выбору  естественно результаты выше, что еще
раз показывает  верную  направленность  в  развитии вариативности и
профильности    обучения    в  средней  школе.  В  целом  в  городе
реализуется  18  программ углубленного изучения предметов из 31-ой,
рекомендованной  Министерством  образования  Российской  Федерации.
Больше  половины  школ  города  ведут  активную  работу по открытию
классов  с  углубленным  изучением  предметов  - 27 школ на II и 24
школы на III ступени обучения.
     В  профильных  классах средних школ занимаются все учащиеся, и
в дальнейшем  эта  работа  требует  уже качественных изменений, так
как анализ   показывает  явный  перекос  в  формировании  профилей.
Подавляющими  являются  экономический  и гуманитарный профили - 65%
учащихся.  32%  учащихся  занимаются в классах естественно-научного
профиля.  Здесь, наверное, и кроется ажиотаж при поступлении в ВУЗы
на "экономику",  "юриспруденцию", "иностранный язык" и "психологию"
и неуспешность    работы   по  развитию  инженерно-технологического
образования.  С  целью  более осознанного выбора будущего профиля в
старшей  школе  три  учреждения  - школы № 4, № 8, № 10, включены в
федеральный  эксперимент  по  апробации  технологии  предпрофильной
подготовки учащихся.
     Напрямую  на  результаты  успеваемости  в  начальной  школе, а
особенно  в  основной,  влияет  развитие специального образования в
городе,  которое  в  настоящее  время также нужно рассматривать как
вариативное  образование  для  определенной  (до  10%) части детей.
Категорию  детей, изучающих специальные программы, условно называют
детьми  с  особыми нуждами или детьми с ограниченными возможностями
здоровья.  В  организованных  формах обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья наблюдается небольшой рост:
     процент  учащихся  с  ограниченными  возможностями здоровья от
общего числа обучающихся равен 5,4 (в прошлом учебном году - 5%);
     процент  учащихся  с ЗПР от общего числа обучающихся равен 3,5
(в прошлом учебном году - 3,3%);
     количество    классов    в    специальных   (коррекционных)  и
общеобразовательных  школах равно 148 (в прошлом учебном году - 147
классов);
     процент    детей    от   трех  до  семи  лет  с  ограниченными
возможностями    здоровья,    посещающих   детские  сады  и  группы
компенсирующего вида равен 10,5 (в прошлом учебном году - 10,1%);
     увеличивается  число  детей  раннего  возраста (от рождения до
трех лет),    получающих    специальную   помощь  по  индивидуально
ориентированным программам.
     При этом:
     несколько  уменьшился  процент  учащихся  с ЗПР, обучающихся в
классах  специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ, от
общего  количества  детей  дети  с ЗПР составляют в 2003 году 52,7%
(2002 год - 65%);
     процент    организованного   адаптивного  образования  остался
практически  на  прежнем  уровне  -  99,4 (в прошлом учебном году -
99,5%).  В  целом  город располагает достаточной сетью для обучения
всех выявленных детей.

|------------------------------------+---------+----------+----------|
|            Учебный год             |2000-2001|2001-2002 |2002-2003 |
|------------------------------------+---------+----------+----------|
|Количество детей от трех до семи лет|         |          |          |
|в                                   |  7022   |   7191   |   7104   |
|ДОУ города                          |         |          |          |
|------------------------------------+---------+----------+----------|
|Количество     детей    в    группах|         |          |          |
|компенсирующего вида                |   701   |   728    |   744    |
|------------------------------------+---------+----------+----------|
|Процент адаптивного образования     |   10    |   10,1   |   10,5   |
|------------------------------------+---------+----------+----------|
     Одной  из  актуальных задач в развитии дошкольного начального,
основного    общего  и  специального  образования  остается  задача
раннего  выявления  проблем  развития  детей  с  целью  оказания им
адекватной помощи.
     В  целом  по  направлению  развития  специального  образования
город по итогам реализации III этапа занял первое место в области.
     Деятельность  образовательных  учреждений  общего и начального
профессионального    образования    города   была   направлена   на
совершенствование   допрофессиональной  технологической  подготовки
учащихся,  отработку  новых подходов в системе профориентации. И на
этой  основе - расширение возможностей привлечения выпускников школ
к  обучению  в учреждениях начального профессионального образования
с  целью подготовки рабочих кадров, востребованных рынком труда. По
итогам  года  муниципальная система образования заняла первое место
в  реализации  областной  программы  по направлению технологической
подготовки   учащихся,  но,  вместе  с  тем,  остались  нерешенными
проблемы   организации   трудового   обучения.  Главные  из  них  -
неудовлетворительное  состояние  учебно-материальной  базы школьных
мастерских  и  дефицит  кадров  учителей  труда, в первую очередь -
технического.   Поэтому   институтом   образовательного  маркетинга
сделано   подробное   обследование  материальной  базы,  результаты
которого  дали  возможность  определить  конкретные, нетрадиционные
меры  по  привлечению  разных  возможностей  в  обучении  учащихся.
Анализ показал, что:
     наиболее  благополучное  состояние  материально-технического и
кадрового  обеспечения  технологического образования в тех школах и
гимназиях,    где  имеются  перспективные  планы  развития  данного
направления,  т.е.  есть  заинтересованность  руководителя.  В  них
ведется  большая  работа  с  родителями  и  предприятиями-шефами по
привлечению        дополнительных        источников        развития
материально-технической  базы  мастерских,  с другой стороны, много
внимания    уделяется   вопросам  повышения  квалификации  учителей
технологии  и  внедрению  новых  технологий  обучения,  а  именно -
метода проектов в технологическое образование.
     В    образовательных    учреждениях  накоплен  серьезный  опыт
сотрудничества     с    учреждениями    начального    и    среднего
профессионального    образования  в  организации  предпрофильной  и
профильной   подготовки  учащихся,  когда  образовательный  процесс
осуществляется  по согласованным учебным планам и программам как на
базе школ,  так  и на базе учреждений профессионального образования
с привлечением    и    учителей  школы,  и  преподавателей  училищ,
техникумов, колледжей.
     Такого  рода образовательные услуги, несмотря на то что они от
части  являются  платными  (200-300  рублей  в  месяц),  все  более
востребованы учащимися и их родителями.
     С    целью    совершенствования    профориентационной   работы
разработаны    программы    профессиональной  ориентации  учащихся,
проведены    семинары  как  для  учителей  технологии,  так  и  для
руководителей  образовательных  учреждений  с  показом  новых  форм
работы,   разработан  порядок  организации  экскурсий  учащихся  на
предприятия,  проведена  как  рекламная акция традиционная "ярмарка
профессий",  предлагающая  учащимся  и  их родителям дополнительную
информацию  о  возможностях  получения  той  или  другой профессии,
востребованности  на  рынке  труда,  ежегодно  издается  справочник
"Куда пойти учиться".
     За    последние  три  года  наблюдается  устойчивая  тенденция
увеличения  числа выпускников 9-х классов, поступающих в учреждения
начального  профессионального  образования, как в абсолютном, так и
в относительном исчислении.

|--------------------------------------+---------+----------+----------|
|                                      |2001 год | 2002 год | 2003 год |
|--------------------------------------+---------+----------+----------|
|Количество выпускников 9-х классов    |  3622   |   3738   |   3686   |
|--------------------------------------+---------+----------+----------|
|Поступили в УНПО                      |   848   |   1119   |   1184   |
|--------------------------------------+---------+----------+----------|
|Процент от выпуска                    |   23    |    30    |    32    |
|--------------------------------------+---------+----------+----------|

     Активность  выпускников  в выборе именно учреждения начального
профессионального  образования  объясняется  еще  и  тем, что набор
профессий  в  училищах и лицеях значительно расширился. В настоящее
время  в  них готовятся специалисты по 42 профессиям, причем только
за последние    три  года  появились  такие  новые  профессии,  как
парикмахер,   коммерсант  на  транспорте,  мастер  строительного  и
мебельного       производства,    слесарь-мехатроник.    Улучшается
материальная  база  учреждений.  Для  новых  профессий  оборудованы
современные    мастерские.    Ведутся  капитальные  ремонты  зданий
учебного    корпуса   профессионального  училища  №  28  в  поселке
Волховский,     общежития    технологического    лицея,    столовой
профессионального  училища  № 15, гаражей профессионального лицея №
1. В целом  по  четырем  учреждениям на эти цели только в этом году
уже израсходовано   более  1  млн.  140  тыс.  руб.  В  учреждениях
начального    профессионального    образования   оборудованы  новые
компьютерные    классы,    для  которых  заново  отремонтированы  и
обеспечены мебелью кабинеты.
     Работа    по    совершенствованию  образования  в  учреждениях
начального  профессионального  образования  велась  давно и сегодня
можно  увидеть  ее  главные  положительные  результаты  - возросший
авторитет   училищ  и  лицеев  как  среди  выпускников  школ  и  их
родителей, так и среди работодателей.
     На    IV    этапе    реализации   Основных  направлений  нужно
сосредоточить       внимание    на    совершенствовании    качества
технологического    образования    во    всех   общеобразовательных
учреждениях,  расширении  возможности  профессиональной  подготовки
учащихся   общеобразовательных  учреждений  за  счет  использования
материальной  базы  хороших  школ  и училищ, заключения договоров о
принятии квалификационных экзаменов.
     На        базе       школы    №    28    началась    отработка
профессиональноремесленнического  профиля с целью расширения выбора
учащимися  и  отработки  модели  общеобразовательного  учреждения в
системе  непрерывного  профес-сионального образования: Школа - УНПО
- УСПО - ВУЗ.
     Дополнительным  образованием  в городе охвачено 44,5 тыс. чел.
- условно  116,1%  общего  количества  детей  в возрасте от 6 до 18
лет. Из  них  80%  занимаются в объединениях, финансируемых за счет
бюджета,  20% - на платной основе. Сеть дополнительного образования
в целом стабильна на протяжении последних лет.
     Одним    из    критериев  оценки  этой  деятельности  является
результативность  участия  в  мероприятиях  разного  уровня.  В  14
областных    мероприятиях    учащиеся    городских  образовательных
учреждений  завоевали  37  призовых мест - самое большое количество
мест по сравнению с другими территориями.
     В   мероприятиях  по  различным  направлениям  дополнительного
образования и воспитания приняло участие более 40000 детей.
     Расширился    спектр    городских    мероприятий   технической
направленности:
     спортивно-технический конкурс "Морская зарница";
     городской       конкурс-соревнование    юных    велосипедистов
"Безопасное колесо" и смотр-конкурс "Дорожная безопасность";
     конкурс-выставка    технического   творчества  учащихся  школ,
учреждений НПО и студентов колледжей и техникумов.
     По  этим  направлениям  сборные команды города успешно приняли
участие во всероссийских финальных конкурсах:
     юных  инспекторов  дорожного движения "Безопасное колесо" в г.
Тольятти, где члены сборной команды города заняли первое место;
     "История  флота  -  история  славы  России", в котором из 1100
участников ребята из Клуба юных моряков завоевали первые места.
     Продолжается  работа с интеллектуально-одаренными детьми через
организацию  и  проведение  предметных  олимпиад, работу городского
научного общества учащихся и научно-практические конференции.
     В    областных    олимпиадах  приняли  участие  118  городских
школьников,  73  из  них  стали  победителями  (62%).  Это  высокий
результат  по области, но итоги участия в зональных и всероссийских
олимпиадах  показывают  результаты  значительно  ниже.  В прошедшем
году 22  учащихся  школ  города  были  направлены  на  олимпиады по
химии,  физике, математике, биологии, физической культуре, истории,
русскому  языку, английскому языку, астрономии и физике космоса. На
эти цели  израсходовано почти 120,0 тыс. руб. из городского бюджета
и бюджета  области. Только на трех олимпиадах учащиеся города вошли
в десятку сильнейших.
     Причина  неудач  кроется  в несоответствии качества подготовки
учащихся  школ  города уровню заданий на IV, V этапах всероссийских
олимпиад  школьников.  Эта  проблема выходит за рамки только школы.
Ее решение   -  в  создании  совместного  с  комитетом  образования
области и НовГУ центра по подготовке учащихся к олимпиадам.
     Приоритетными   направлениями  в  деятельности  учреждений  по
воспитанию  учащихся  остаются гражданско-патриотическое воспитание
и создание структуры органов ученического самоуправления.
     Особое    внимание  в  образовательных  учреждениях  уделяется
занятиям    физической   культурой.  Традиционно  основной  задачей
являлось    расширение   числа  учащихся,  занимающихся  физической
культурой  и  спортом. С этой целью проводится смотр-конкурс уровня
развития  системы  физического  воспитания.  В  конкурсе  2003 года
приняли    участие    36   учреждений.  В  рамках  конкурса  оценка
деятельности   системы  физического  воспитания  в  образовательных
учреждениях определялась по трем показателям:
     уровень  физической  подготовленности учащихся с 1-го по 11-ый
классы  по  программе  "Президентские  состязания".  В  них приняло
участие  23042  человека.  Средний  городской показатель состязаний
несколько  выше  среднеобластного  и среднегородского прошлогоднего
(на 0,001).
     Во  всех  видах  соревнований приняло участие 4706 учащихся из
36 образовательных  учреждений, что на 1200 человек больше прошлого
года.  На  уровне  областной спартакиады город занимает традиционно
первое место.
     Вместе  с  тем,  результативность участия Великого Новгорода в
реализации  III  этапа  Основных  направлений по другим показателям
хуже, чем в некоторых территориях области.
     Процент  детей,  занимающихся в спортивных секциях, - 53. Этот
показатель значительно выше чем в прошлом году (34%).
     Процент  финансирования затрат на развитие физической культуры
и спорта  также выше среднеобластного на 200 тыс. руб., но на шести
территориях он выше.
     Обеспеченность  спортивными  залами  -  1,29  кв.  м  на  1-го
учащегося  Это  незначительно превышает среднеобластной показатель,
но ниже чем на семи территориях.
     Обеспеченность  открытыми  спортивными сооружениями - 4,08 кв.
м. Это  самый проигрышный показатель - ниже областного и ниже чем в
17 районах  области.  Есть  перспектива  улучшить эти показатели за
счет введения  ФОКа,  зала тяжелой атлетики и 4 теннисных кортов на
центральном стадионе.
     Учитывая  все  показатели  областного  смотра-конкурса,  город
находится  на  4 месте в I группе районов и на 9-10 месте по итогам
реализации III этапа областной Программы развития образования.
     В    соответствии    с    Законом  "Об  образовании"  основной
компетенцией  муниципальных  органов  образования является создание
условий    для    функционирования   муниципальных  образовательных
учреждений.    В    оперативном    управлении   119-ти  учреждений,
подведомственных  комитету  по  образованию,  физической культуре и
спорту  Администрации  города,  находится  162 здания и сооружения.
Силами  МУ "УКС" к началу учебного года проведен капитальный ремонт
30-ти  учреждений  на  сумму  3530  тыс.  руб.,  в  том  числе:  15
общеобразовательных        учреждений    (школ),    8    дошкольных
образовательных    учреждений,    3    учреждения   дополнительного
образования    и    4    учреждения   начального  профессионального
образования.
     В  плане капитального строительства продолжается строительство
пристройки  спортзала  тяжелой  атлетики к СДЮСШОР № 1 на сумму 400
тыс.руб.
     За    счет    средств   собственных  кредитов  образовательных
учреждений    был    спланирован  текущий  ремонт  кровель,  систем
отопления,    горячего  и  холодного  водоснабжения,  электрических
систем на сумму 2381 тыс. руб.
     Таким  образом,  проведен  ремонт на сумму 5900 тыс. руб., что
ниже чем  в  предыдущие  годы (в 2001 году - 16,0 млн. руб., в 2002
году - 12,0 млн. руб.).
     Из  резервного  фонда  Администрации города было дополнительно
выделено 800,0 тыс. руб.
     Современное       образование    предполагает    использование
информационных  технологий  в  образовательном  процессе. Важнейшим
показателем    информатизации    является    количество   учащихся,
приходящихся  на  один компьютер, причем учитывается только техника
не ниже  "Пентиум-2".  К  сожалению,  ситуация  в Великом Новгороде
значительно  хуже  чем  в среднем по области, где этот показатель -
54 человека на один компьютер (по городу - 60,5).
     Поэтому,  одной  из  основных  задач  материально-технического
обеспечения    образовательных   учреждений  на  завершающем  этапе
реализации  Основных  направлений  будет  улучшение  обеспеченности
компьютерной  техникой,  в  том  числе  не  только  за счет средств
бюджета, но и за счет внебюджетных источников.
     Кадровая политика осуществлялась по следующим направлениям:
     обеспеченность кадрами учреждений, подведомственных комитету;
     повышение  уровня  образования  и  квалификации педагогических
работников;
     социальная  поддержка работников сферы образования, физической
культуры и спорта;
     стимулирование труда педагогических и руководящих работников.
     В  образовательных  учреждениях города работает 4415 педагогов
и руководителей.  Вместе  с  тем,  ежегодно  остается потребность в
педагогахдефектологах    со    специальным   образованием,  которая
составляет 22 человека (2002 год - 28 человек).
     Для  сокращения  потребности организована работа по обучению и
переподготовке    кадров   по  дефектологическим  специальностям  -
логопедия,        дошкольная      дефектология,    сурдопедагогика,
олигофренопедагогика.  В  Московском государственном педагогическом
университете  за  период  с  2000  по  2002  год прошли обучение 16
педагогов.  В  2003  году направлены на обучение еще 5 педагогов, 7
работников   специальных  образовательных  учреждений  поступили  в
НовГУ на вновь открытую там специальность.
     Анализ    уровня  образования  кадров  показал,  что  из  2317
педагогических    и    руководящих  работников  общеобразовательных
учреждений  города  2087  человек  (90%)  имеют  высшее образование
(областной  показатель  -  80%),  остальные - среднее специальное и
незаконченное высшее.

          Сравнительная характеристика уровня образования
    педагогических и руководящих работников общеобразовательных
    учреждений c 2001 по 2003 год (по состоянию на 01.09.2003)

|-----------------------------+--------+--------+--------+--------------|
|         Показатели          |2001 год|2002 год|2003 год|   Всего по   |
|                             |        |        |        |   области    |
|-----------------------------+--------+--------+--------+--------------|
|Всего          педагогических|  2585  |  2457  |  2317  |              |
|работников (чел.)            |        |        |        |              |
|-----------------------------+--------+--------+--------+--------------|
|С высшим образованием (чел.) |  2295  |  2203  |  2087  |2001    г.   -|
|                             | (88%)  | (90%)  | (90%)  |80,09%        |
|                             |        |        |        |2002    г.   -|
|                             |        |        |        |82,74%        |
|-----------------------------+--------+--------+--------+--------------|
|Со  средним  профессиональным|  226   |  212   |  185   |              |
|образованием (чел.)          | (8,7%) | (8,6%) |  (8%)  |              |
|-----------------------------+--------+--------+--------+--------------|
|С  общим средним образованием|  нет   |  нет   |  нет   |              |
|(чел.)                       |        |        |        |              |
|-----------------------------+--------+--------+--------+--------------|
|С     незаконченным    высшим|  3,3%  |  1,4%  |   2%   |              |
|образованием                 |        |        |        |              |
|-----------------------------+--------+--------+--------+--------------|

     Уровень  образования  кадров  выше среднего по городу имеют 20
общеобразовательных учреждений.
     Проблема  повышения  уровня  образования в общеобразовательных
учреждениях,  в  основном,  решается  при  ротации педагогических и
руководящих   кадров,  так  как  при  приеме  на  работу  приоритет
отдается педагогам с высшим профессиональным образованием.
     В    дошкольных    образовательных    учреждениях    из   1302
педагогических  и  руководящих  работников только 619 человек (48%)
имеют  высшее образование (областной показатель - 31%), в том числе
29 человек  имеют высшее дошкольное образование, 623 человека (48%)
- среднее профессиональное.
     Уровень  образования  кадров  выше среднего по городу имеет 31
дошкольное образовательное учреждение.
     Анализ  данных  об  уровне  образования,  ежегодная аттестация
кадров    показывают  сравнительно  высокий  кадровый  потенциал  в
дошкольных  образовательных учреждениях. Средний возраст работающих
педагогов  со  средним  профессиональным образованием составляет от
30 до    40   лет.  Для  решения  проблемы  обеспечения  дошкольных
учреждений  педагогами  с высшим образованием сформирована заявка в
НовГУ на заочное ускоренное (бесплатное) обучение 80 педагогов.
     Из    4415    педагогических    и    руководящих    работников
образовательных        учреждений    Великого    Новгорода    имеют
квалификационные  категории  3963  человека,  что  составляет 90% и
превышает результаты 2002 года на 2%.

         Сравнительная характеристика уровня квалификации
      педагогических и руководящих работников образовательных
                    учреждений (2001-2003 гг.)

|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|    Показатели     | 2001 год  | 2002 год  | 2003 год  |     Всего по области      |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|1. Всего педагогов |   4394    |   4304    |   4415    |                           |
|из них аттестовано |   3778    |   3783    |   3963    |2001 г. - 90,99%           |
| (чел.)            |   (86%)   |   (88%)   |   (90%)   |2002 г. - 92,06%           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|1.1. Высшая        |   1464    |   1778    |   2049    |                           |
|квалификационная   |   (33%)   |   (41%)   |   (46%)   |                           |
|категория (чел.)   |           |           |           |                           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|1.2. Первая        |   1265    |   1159    |   1041    |                           |
|квалификационная   |   (29%)   |   (27%)   |   (24%)   |                           |
|категория (чел.)   |           |           |           |                           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|1.3.         Вторая|   1049    |    846    |    873    |                           |
|квалификационная   |   (24%)   |   (20%)   |   (20%)   |                           |
|категория (чел.)   |           |           |           |                           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|1.4.    Не    имеют|    14%    |    12%    |    10%    |                           |
|категории          |           |           |           |                           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|2. Всего           |    461    |    117    |    474    |                           |
|руководителей      |   (97%)   |  (100%)   |  (100%)   |                           |
|образовательных    |           |           |           |                           |
|учреждений (чел.)  |           |           |           |                           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|2.1. Высшая        |    229    |    96     |    275    |                           |
|квалификационная   |   (50%)   |   (82%)   |   (58%)   |                           |
|категория (чел.)   |           |           |           |                           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|
|2.2. Первая        |    215    |    21     |    199    |                           |
|квалификационная   |   (47%)   |   (18%)   |   (42%)   |                           |
|категория (чел.)   |           |           |           |                           |
|-------------------+-----------+-----------+-----------|---------------------------|

     Финансово-экономическая политика
     По  данному  направлению  на  протяжении  I  и II этапов город
стабильно  занимал  первое  место,  на  III  этапе - второе. Анализ
показал,  что  основной причиной является перераспределение средств
по отношению  к областному нормативу финансирования образовательных
учреждений,  связанное  с  тем,  что  был  увеличен фонд заработной
платы    по    дошкольным   образовательным  учреждениям,  уменьшен
областной  норматив  по  материальным затратам для сохранения 12-ти
часового режима работы для 65% детей муниципальных учреждений.
     Внедрение  регионального  норматива  финансирования  усугубило
проблему дефицита по ФЗП.
     Для  сокращения дефицита проводится работа по сокращению штата
и фонда    заработной   платы.  Завершен  переход  на  казначейское
исполнение бюджета.
     Дополнительно    к   бюджету  получено  75,7  млн.  рублей  из
внебюджетных  источников,  в  том  числе от платных образовательных
услуг  -  12,4  млн.  рублей.  В  целом  ситуация  по  внебюджетным
источникам требует серьезного анализа и оценки.
     Продолжена  работа  по  переводу учреждений на самостоятельный
баланс  с  созданием  собственных  бухгалтерских  служб. С 1 января
создано  три  самостоятельных  бухгалтерии,  с  1  октября  - еще 5
учреждений.    Впервые    проведена    аттестация    41   работника
бухгалтерских служб.
     Главной  задачей  в  совершенствовании  финансовой  политики в
области  образования  остается  упорядочение  штатов  учреждений  в
соответствии  с  региональными нормативами, выделение приоритетов в
дополнительном  финансировании  за  счет бюджета города, расширение
сети самостоятельных   бухгалтерских  служб  и  увеличение  бюджета
образовательных  учреждений  всех  типов  и  видов за счет развития
платных образовательных услуг.
     Таким    образом,    доступность   образования  обеспечивается
созданной    адаптивной   образовательной  средой,  удовлетворяющей
потребности  всех  слоёв населения города, за счет ее оптимизации и
интеграции, вариативности и гибкости.
     Улучшение  качества  образования  на всех его уровнях в рамках
реализации   Основных  направлений  развития  осуществляется  через
внедрение     технологий    открытого    образования,    расширение
углубленного  изучения отдельных предметов, развитие предпрофильной
подготовки    учащихся    и    профильного   обучения,  рационально
организованного  методического  сопровождения  и  консультирования,
апробации и внедрения системы мониторинга качества.
     Эффективность  развития сферы образования, физической культуры
и   спорта   достигается   посредством  программно-целевого  метода
управления  с опорой на принципы современного менеджмента, развития
социального    партнерства    и    международного   сотрудничества,
совершенствования   нормативного   финансирования   образовательных
учреждений  города  и механизма осуществления финансового контроля,
перехода    на   казначейское   исполнение   бюджета,   активизации
деятельности  по привлечению внебюджетных средств, развития платных
дополнительных    услуг,   оказываемых   учреждениями,   расширения
самостоятельной  финансово-хозяйственной  деятельности  учреждений,
подведомственных комитету.

Информация по документу
Читайте также