Расширенный поиск
Постановление Администрации сельского поселения Тулома от 13.05.2009 № 13Администрация сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 13.05.2009 с. Тулома N 13 О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования, их формирования и реализации В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Мурманской области "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации" от 30.06.2008 года N 309-ПП, Уставом сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, в целях дальнейшего социально-экономического развития сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, повышения эффективности системы долгосрочного планирования, п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемый Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования, их формирования и реализации. 2. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой. 3. Настоящее постановление обнародовать в установленном порядке. И. о. главы администрации сельского поселения Тулома Кольского района О.А. Головина Утвержден постановлением администрации сельского поселения Тулома Кольского района от 13.05.2009г. N 13 Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования, их формирование и реализации Настоящее Положение определяет порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности их реализации в целях упорядочения процесса разработки, утверждения и реализации муниципальных целевых программ, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), постановлением Правительства Мурманской области "О порядке принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Мурманской области и их формирования и реализации" от 30.06.2008 года N 309-ПП и Уставом сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области. 1. Общие положения 1.1. Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области, их формирования и реализации (далее по тексту - Порядок) разработан в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и регламентирует процесс принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования, утверждения и реализации, проведения оценки эффективности их реализации, а также порядок принятия решений о сокращении бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ или о досрочном прекращении их реализации. 1.2. Долгосрочные целевые программы муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области (далее по тексту - ДЦП) представляют собой комплекс взаимоувязанных по срокам, исполнителям, ресурсам производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области экономического, экологического, социального, культурного развития муниципального образования. Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках ДЦП. 1.3. К ДЦП относятся целевые программы со сроком реализации более одного года. Конкретные сроки реализации ДЦП определяются при их формировании в зависимости от решаемых в рамках ДЦП проблем, ожидаемых результатов и ресурсных возможностей. 1.4. Расходы и мероприятия ДЦП не могут быть включены в ведомственные целевые программы. 1.5. Расходы на капитальные вложения, предусмотренные в составе расходов ДЦП, подлежат включению в адресную инвестиционную программу. 1.6. В работе с ДЦП выделяются следующие этапы: 1) принятие решения о разработке ДЦП (отбор проблем для программной разработки); 2) формирование и утверждение ДЦП; 3) реализация ДЦП; 4) контроль за ходом реализации ДЦП; 5) оценка эффективности и результативности реализации ДЦП; 6) принятие решения об объемах финансирования ДЦП на очередной финансовый год. 1.7. Методическое руководство по разработке и выполнению ДЦП осуществляет администрация сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области (далее по тексту - администрация сельского поселения). 2. Этапы работы с ДЦП 2.1. Принятие решения о разработке ДЦП: 2.1.1. Инициаторами разработки Программ могут выступать администрация сельского поселения Тулома, муниципальные предприятия и учреждения. 2.1.2. В целях обеспечения участия муниципального образования в ДЦП, реализуемых за счет средств федерального, областного и местного бюджетов и получения межбюджетных субсидий, могут разрабатываться аналогичные ДЦП. 2.1.3. Отбор проблем для их программной разработки и решения определяется следующими факторами: 1) значимость проблемы; 2) невозможность решить комплексно проблему в кратчайшие сроки; 3) обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития поселения в соответствии с программой социально-экономического развития муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района; 4) принципиальная новизна и высокая эффективность мероприятий ДЦП; 5) другие факторы, влияющие на решение рассматриваемой проблемы. 2.1.4. Разработке проекта ДЦП предшествует разработка и согласование Концепции ДЦП. 2.1.5. Концепция ДЦП должна содержать: 1) обоснование соответствия целей и задач ДЦП целям и задачам социально-экономического развития муниципального образования, определенным документами стратегического характера на долгосрочный период; 2) обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом; 3) характеристику и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода; 4) возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы; 5) ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом; 6) предложения по целям и задачам ДЦП, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам; 7) предварительную оценку ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы; 8) предложения о разработчике ДЦП и исполнителях ДЦП; 9) предложения об объемах финансирования ДЦП. 2.1.6. Разработанная Концепция ДЦП направляется на согласование: 1) В случае если она была разработана администрацией сельского поселения, - Глава администрации сельского поселения, который в течение 10 рабочих дней от даты поступления документов осуществляет согласование Концепции ДЦП по следующим направлениям: - соответствие целей, задач, ожидаемых результатов ДЦП основным направлениям социально-экономического развития муниципального образования; - объемы финансирования программы. 2) В случае если она была разработана муниципальным предприятием или учреждением, - в администрацию сельского поселения. После согласования специалистами администрации сельского поселения, концепция ДЦП направляется Главе администрации сельского поселения. 2.1.7. Согласованная Концепция ДЦП направляется ее разработчиком в администрацию поселения для принятия решения о разработке проекта ДЦП. 2.1.8. Решение о разработке ДЦП принимается администрацией поселения путем издания распоряжения, проект которого готовит инициатор ДЦП. 2.1.9. В распоряжении о разработке ДЦП в обязательном порядке указываются: - сроки разработки ДЦП; - разработчик (-и) ДЦП; - должностное лицо или специалист администрации сельского поселения, ответственное за разработку проекта ДЦП (далее - куратор программы). 2.2. Формирование и утверждение ДЦП: 2.2.1. Разработчик (-и) программы в установленные распоряжением администрации поселения сроки формирует проект ДЦП в соответствии с типовым макетом программы (приложение к Порядку), готовит проект постановления администрации сельского поселения об утверждении ДЦП. 2.2.2. Проект ДЦП и постановления направляются в первоочередном порядке куратору программы. 2.2.3. Куратор программы направляет проект ДЦП и постановление в администрацию сельского поселения на согласование. Согласование указанных проектов производится в установленном регламентом администрации поселения порядке, при этом проект ДЦП оценивается с учетом: 1) приоритетности характера проблемы, предлагаемой для программного решения; 2) обоснованности, комплексности программных мероприятий; 3) ресурсного обеспечения ДЦП; 4) привлечения внебюджетных средств; 5) участия бюджетов других уровней в реализации ДЦП; 6) социально-экономической эффективности и значимости программных мероприятий в целом. 2.2.4. ДЦП, планируемые к реализации на очередной финансовый год, утверждаются не позднее одного месяца до дня внесения проекта решения о местном бюджете в Совет депутатов сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области и направляются в администрацию сельского поселения до 15 октября текущего финансового года для формирования проекта местного бюджета на очередной финансовый год. 2.2.5. Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП утверждается решением о бюджете сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области в составе ведомственной структуры расходов местного бюджета по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с постановлением администрации сельского поселения. 2.2.6. Сводный перечень ДЦП на очередной финансовый год представляется администрацией сельского поселения в Совет депутатов сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области одновременно с проектом решения о бюджете сельского поселения Тулома на очередной финансовый год. 2.2.7. Постановление об утверждении программы и сама ДЦП подлежат обязательному опубликованию в печатном издании - газета "Кольское слово". 2.2.8. Внесение изменений в действующую ДЦП осуществляется в порядке, предусмотренном для ее утверждения. 2.3. Реализация ДЦП: 2.3.1. Реализацию мероприятий утвержденной ДЦП осуществляют главные распорядители (распорядители), получатели бюджетных средств, определенные в ДЦП исполнителями программы. 2.3.2. Объем бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП утверждается решением Совета депутатов сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области о местном бюджете на очередной финансовый год в составе ведомственной структуры расходов по соответствующей каждой ДЦП целевой статье расходов бюджета, а также учитывается в среднесрочном финансовом плане сельского поселения Тулома Кольского района мурманской области. 2.4. Контроль за ходом реализации ДЦП: 2.4.1. Контроль за ходом реализации осуществляет: куратор программы и администрация сельского поселения. 2.4.2. Главные распорядители (распорядители), получатели бюджетных средств, определенные в ДЦП исполнителями отдельных мероприятий программы, несут ответственность за целевое и эффективное использование выделенных им бюджетных средств. Осуществляет непосредственный контроль за ходом реализации ДЦП и несет ответственность за эффективность и результативность программы. 2.4.3. Для проведения текущего контроля за ходом реализации ДЦП: 1) администрация сельского поселения вправе запрашивать у исполнителей ДЦП необходимую для реализации его контрольных функций информацию и отчетность; 2) в администрацию сельского поселения, исполнителем представляются: - в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - информацию о финансировании ДЦП; - в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, а также по окончании срока реализации ДЦП - отчет о ходе реализации ДЦП; - в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, а также по окончании срока реализации ДЦП - оценку эффективности и результативности реализации ДЦП в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка. 2.4.4. Администрация сельского поселения вправе проводить проверки исполнителей ДЦП, а также проводить экспертизы ДЦП. 2.5. Оценка эффективности и результативности реализации ДЦП: 2.5.1. Оценка эффективности и результативности реализации ДЦП проводится по итогам ее реализации за отчетный финансовый год и в целом после завершения реализации ДЦП. 2.5.2. Критериями оценки эффективности и результативности реализации ДЦП являются: 1) степень достижения заявленных результатов реализации ДЦП; 2) процент отклонения достигнутых показателей результативности от плановых; 3) динамика расходов на реализацию мероприятий ДЦП; 4) динамика показателей эффективности и результативности реализации ДЦП. 2.5.3. Исполнители программы готовят отчет, в котором отражаются качественные и количественные результаты выполнения ДЦП, приводится анализ достигнутых результатов, их соответствия плановым показателям, результаты соотношения достигнутых показателей к потраченным ресурсам. 2.5.4. Для подготовки заключения об эффективности и результативности ДЦП и определения объемов финансирования программы на очередной финансовый год пакет документов по оценке эффективности и результативности реализации ДЦП направляется исполнителями в администрацию сельского поселения и должен содержать: 1) пояснительную записку; 2) анализ объемов финансирования мероприятий ДЦП (таблица N 1); 3) анализ достижения показателей-индикаторов результативности ДЦП (таблица N 2); 4) оценку эффективности реализации ДЦП (таблица N 3). Таблица N 1 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ДЦП --------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Источник | Объем финансирования, тыс. руб. | Исполнитель | | п/п | задачи, мероприятия | финансирования |-------------------------------------------| мероприятия | | | | | плановое | фактическое | отклонение | | | | | | значение | значение |----------------| | | | | | | | тыс. руб. | % | | | | | | | | -/+ | | | |-----+---------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Задача | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | Мероприятие 1 | | | | | | | |-----+---------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | 2 | Мероприятие 2 | | | | | | | |-----+---------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | 3 | Мероприятие 3 | | | | | | | |-----+---------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | | ........... | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | Итого по Программе | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | в том числе: | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | федеральный бюджет (ФБ) | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | областной бюджет (ОБ) | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | местный бюджет (МБ) | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | привлеченные средства | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | Справочно: | | | | | | | |---------------------------+----------------+-----------+--------------+------------+---+--------------| | капитальные расходы | | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица N 2 АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЦП ------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование показателя | Ед. | Плановое | Фактическое | Отклонение | | п/п | | измерения | значение | значение |------------| | | | | | | -/+ | % | |-----+-------------------------+-----------+-----------+--------------+------+-----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |-----+-------------------------+-----------+-----------+--------------+------+-----| | 1 | Индикатор | | | | | | | | результативности 1 | | | | | | |-----+-------------------------+-----------+-----------+--------------+------+-----| | 2 | Индикатор | | | | | | | | результативности 2 | | | | | | |-----+-------------------------+-----------+-----------+--------------+------+-----| | ... | ....... | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------- Таблица N 3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДЦП --------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Показатели | Фактические объемы | Фактическое значение | Эффективность | | п/п | результативности | финансирования | показателя (индикатора) | реализации ДЦП | | | | (суммарно по всем | результативности | (5 = 4/3) | | | | источникам), | в натуральном | | | | | тыс. руб. | или стоимостном | | | | | | выражении | | |-----+------------------+---------------------+--------------------------+-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-----+------------------+---------------------+--------------------------+-----------------| | | | | | | |-----+------------------+---------------------+--------------------------+-----------------| | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание: в случае предоставления отчетности на втором и третьем годах реализации ДЦП в таблице указываются также эффективность за прошлые отчетные периоды (с разбивкой по годам реализации ДЦП). 2.5.5 Оценка результативности реализации ДЦП представляет собой определение степени достижения запланированных результатов. 2.5.6. Оценка эффективности реализации ДЦП осуществляется с учетом особенностей программы и представляет собой сопоставление достигнутых результатов (социальных, экологических, бюджетных) и фактических объемов расходов на их достижение. Социальная эффективность определяется как отношение полученных благоприятных социальных результатов к затратам на их достижение. Бюджетная эффективность представляет собой оценку достигнутых в рамках реализации ДЦП результатов с точки зрения влияния на доходы и расходы бюджета поселения. 2.5.7. Администрация сельского поселения рассматривает пакет документов, представленных исполнителями в 15-дневный срок со дня их предоставления, и дает заключение об эффективности реализации ДЦП. 2.5.8. В случае если оценка эффективности и результативность ДЦП низкая, Глава администрации сельского поселения о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию программы, приостановлении реализации или досрочном прекращении ее реализации. 2.5.9. Решение о сокращении бюджетных ассигнований, приостановлении или досрочном прекращении ДЦП по результатам оценки эффективности ее реализации принимается администрацией сельского поселения в форме издания постановления. В случае принятия решения о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию ДЦП или досрочном прекращении ее реализации и при наличии заключенных во исполнение соответствующей программы муниципальных контрактов, в местном бюджете предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении. 3. Заключительные положения 3.1. Настоящий порядок подлежит применению, начиная с разработки долгосрочных целевых программ на период с 2009 года. Приложение к Порядку принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ муниципального образования, их формирования и реализации. ТИПОВОЙ МАКЕТ ПРОГРАММЫ 1. Паспорт долгосрочной целевой программы --------------------------------------------- | Наименование Программы | | |----------------------------------------+--| | Основание для разработки Программы | | | (наименование, номер и дата правового | | | акта, краткое содержание проблемы и | | | обоснование необходимости ее решения | | | программно-целевым методом) | | |----------------------------------------+--| | Основные разработчики Программы | | |----------------------------------------+--| | Куратор и исполнители Программы | | |----------------------------------------+--| | Цель Программы | | |----------------------------------------+--| | Задачи Программы | | |----------------------------------------+--| | Сроки и этапы реализации Программы | | |----------------------------------------+--| | Объемы и источники финансирования | | | Программы | | |----------------------------------------+--| | Методы реализации программы | | |----------------------------------------+--| | Ожидаемые результаты реализации | | | Программы и показатели эффективности | | |----------------------------------------+--| | Система организации контроля за | | | исполнением Программы | | --------------------------------------------- 2. Основание для разработки Программы В качестве предмета ДЦП должна быть выбрана конкретная приоритетная проблема в области экономического, экологического, социального, культурного развития сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области. Раздел должен содержать: 1) правовое обоснование решения проблем ДЦП, то есть решение вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из компетенции органов местного самоуправления путем установления дополнительных расходных обязательств; 2) характеристику проблем, на решение которых направлена ДЦП, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения программным методом. 3. Цель и задачи Программы Цель - __________________________________________________________ Задачи -_________________________________________________________ Раздел должен содержать: 1) обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей Программы; 2) обоснование сроков реализации Программы. 4. Сроки и этапы реализации Программы Таблица N 1 СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ----------------------------------------------------------------------- | N | Наименование этапа | Период реализации | Ожидаемые результаты | | п/п | | | | |-----+--------------------+-------------------+----------------------| | | | | | ----------------------------------------------------------------------- 5. Объемы и источники финансирования Финансовой основой реализации ДЦП являются средства местного бюджета. Возможность привлечения дополнительных средств, для финансирования ДЦП учитывается как прогноз софинансирования на основе соглашений (договоров) между участниками финансового обеспечения ДЦП. Таблица N 2 СТРУКТУРА ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ -------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем финансирования | | расходов | тыс. руб. | | |-------------------------------------------| | | Всего | В том числе по годам | | | |-----------------------------------| | | | 1-й | 2-й | 3-й | Последующие | | | | год | год | год | годы | |----------------------------------+-------+------+------+------+--------------| | Местный бюджет | | | | | | |----------------------------------+-------+------+------+------+--------------| | Областной бюджет (на условиях | | | | | | | софинансирования) | | | | | | |----------------------------------+-------+------+------+------+--------------| | Федеральный бюджет (на условиях | | | | | | | софинансирования) | | | | | | |----------------------------------+-------+------+------+------+--------------| | Другие источники | | | | | | |----------------------------------+-------+------+------+------+--------------| | Всего | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------- 6. Методы реализации Программы и ожидаемые результаты Данный раздел содержит описание программных мероприятий согласно их перечню (указанных в приложении к Программе), а также перечень ожидаемых результатов в количественном измерении - индикаторов результативности. Таблица N 3 СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименован- | Источники | Объем | В том числе по | Исполнители | Ожидаемый | | п/ | ие | финансирован- | финансирования | срокам | программных | результат в | | п | программн- | ия | всего, тыс. руб. |-----------------------| мероприятий | количественном | | | ых | | | 1 | 2 | 3 | __ | | измерении | | | мероприяти | | | год | год | год | год | | | | | й | | | | | | | | | |----+-------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+--------------+-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |----+-------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+--------------+-----------------| | | | | | | | | | | | |----+-------------+---------------+------------------+-----+-----+-----+-----+--------------+-----------------| | | | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 7. Организация контроля за исполнением ДЦП Данный раздел должен содержать описание системы управления за ходом реализации ДЦП, включающей в себя исполнителя (-ей), распределение полномочий и ответственности между ними по выполнению мероприятий программы и использованию средств, направленных на их выполнение. В данном разделе указываются специалисты администрации поселения, осуществляющие контроль за ходом исполнения ДЦП. Кроме того, описываются сроки представления информации о финансировании, отчетов о ходе реализации ДЦП и специалисты администрации поселения, которым необходимо ее представить. 8. Оценка эффективности реализации ДЦП Данный раздел содержит описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации ДЦП, общую оценку вклада ДЦП в социально-экономическое развитие муниципального образования, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств и результативности реализации ДЦП в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|