Расширенный поиск

Постановление Правительства Мурманской области от 08.06.2012 № 273-ПП

 

 

 

 

 

                             ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

     от 08.06.2012                                        N 273-ПП
                               Мурманск

 

   Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых
   муниципальными образованиями Мурманской области в сфере повышения
    эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов

 

      (В редакции Постановлений Правительства Мурманской области

           от 20.02.2013 г. N 73-ПП; от 31.12.2014 № 669-ПП)          

 

 

     В  соответствии с постановлением Правительства Мурманской области
30.09.2013      554-ПП   «Об  утверждении  государственной  программы

Мурманской   области  «Управление  региональными  финансами,  создание

условий  для  эффективного  и ответственного управления муниципальными

финансами Правительство Мурманской области п о с т а н о в л я е т: 

редакции     Постановлений     Правительства     Мурманской    области

от 20.02.2013 г. N 73-ПП; от 31.12.2014 № 669-ПП)
     утвердить прилагаемую  методику  проведения  оценки  результатов,
достигнутых муниципальными образованиями Мурманской  области  в  сфере
повышения  эффективности  бюджетных  расходов,   и   динамики   данных
результатов.

 

 

     Губернатор
     Мурманской области          М. Ковтун

 

 

                                                            Утверждена
                                          постановлением Правительства
                                                    Мурманской области
                                                от 08.06.2012 N 273-ПП

 

  Методика проведения оценки результатов,  достигнутых муниципальными

   образованиями Мурманской области в сфере повышения эффективности

           бюджетных расходов, и динамики данных результатов

 

      (В редакции Постановления Правительства Мурманской области

          от 20.02.2013 г. N 73-ПП; от 31.12.2014 № 669-ПП)

 

1. Общие положения.

1.1.    Сводный    показатель    оценки   достигнутых   муниципальными

образованиями   Мурманской   области  результатов  в  сфере  повышения

эффективности  бюджетных  расходов  определяется в баллах по следующей

формуле:

Ri= 0.4 x Kli + 0.6 x Kdi, где:

 

Ri       сводный   показатель   оценки   достигнутых   муниципальными

образованиями   Мурманской   области  результатов  в  сфере  повышения

эффективности    бюджетных   расходов;

Kli  -  оценка  достигнутого i-м муниципальным образованием Мурманской

области  уровня  результатов в сфере повышения эффективности бюджетных

расходов   за   последний  отчетный  год;

 

Kdi  -  оценка  динамики  результатов  в сфере повышения эффективности

бюджетных   расходов,   достигнутых   i-м  муниципальным  образованием

Мурманской  области  за  последний  отчетный год и год, предшествующий

отчетному.

1.2. Оценка достигнутого муниципальным образованием уровня результатов

в  сфере  повышения  эффективности  бюджетных  расходов  за  последний

отчетный  период  осуществляется  по  следующей  формуле:

               г

     Kli = E БИji, где

 

       г

     БИji  -  балльная   оценка  значения   j-го   индикатора   оценки

достигнутых муниципальным образованием результатов в  сфере  повышения

эффективности бюджетных расходов за последний отчетный период.

 

     1.3. Оценка динамики результатов в сфере повышения  эффективности

бюджетных расходов, достигнутых муниципальным образованием  Мурманской

области  за  последний  отчетный  период  и   период,   предшествующий

отчетному, осуществляется по следующей формуле:

 

                г       г-1   

     Kdi = E (БИ ji - БИ  ji), где 

         

     БИ-г-1ji  -  балльная  оценка  значения  j-го  индикатора  оценки

достигнутых муниципальным образованием результатов в  сфере  повышения

эффективности бюджетных расходов за период, предшествующий отчетному.

 

     1.4. Расчет  значений  индикаторов  оценки  и   оценка   динамики

достигнутых муниципальными образованиями результатов в сфере повышения

эффективности бюджетных расходов осуществляются на  основе  отчетности

об  исполнении  бюджета  муниципальным  образованием  (если  иное   не

установлено настоящей Методикой).

 

     1.5. Значение по отдельным индикаторам достигнутых муниципальными

образованиями результатов в сфере  повышения  эффективности  бюджетных

расходов принимается равным нулю в случаях:

     - выявления ошибок, допущенных при расчете значений индикатора;

     - неполного представления в составе отчетности документов и (или)

материалов, подтверждающих значение индикатора;

     - использования  в  расчетах  значения  индикатора  недостоверных

данных.

 

     1.6. Перечень  индикаторов  оценки   достигнутых   муниципальными

образованиями результатов в сфере  повышения  эффективности  бюджетных

расходов и соответствующие им значения балльной оценки определяются  в

соответствии с нижеуказанной таблицей.

 

     Таблица.    Индикаторы    оценки    достигнутых    муниципальными

образованиями результатов в сфере  повышения  эффективности  бюджетных

расходов и соответствующие им значения балльной оценки:

 

Код

Индикатор

Баллы и соответствующие им значения индикаторов

0

1

2

3

4

5

ОС

Группа индикаторов «Обеспечение сбалансированности и устойчивости местных бюджетов»

ОС1

Отношение дефицита бюджета муниципального образования к доходам без учета объема безвозмездных поступлений, %

5 и более

3-5

1-3

менее 1

 

 

ОС2

Отношение муниципального долга (за вычетом выданных гарантий) муниципального образования к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, %

20 и более

10-20

5-10

менее 5

0

 

ОС3

Наличие просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов, %

да

 

 

 

 

нет

ОС4

Исполнение местного бюджета по доходам к первоначально утвержденному уровню, %

менее 1

1-5

5-10

более 10

 

 

ОС5

Наличие утвержденной  методики формализованного прогнозирования доходов бюджета муниципального образования по основным налогам и сборам

нет

 

да

 

 

 

ОС6

Рост поступлений доходов местного бюджета по земельному налогу и арендной плате за земельные участки (до и после разграничения государственной собственности на землю) за отчетный финансовый год  к году, предшествующему отчетному, %

менее 1

1-5

5-10

10-15

15-20

20 и более

ОС7

Снижение объема дебиторской задолженности по неналоговым доходам местного бюджета за отчетный финансовый год  к году, предшествующему отчетному, %

менее 2

2-4

4-6

6-8

8-10

10 и более

ПР

Группа индикаторов «Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления»

ПР1

Удельный вес расходов бюджета муниципального образования, формируемых в рамках программ, %

менее 80

80-83

83-87

87-91

91-95

95 и более

ПР2

Доля руководителей органов местного самоуправления муниципального образования, руководителей муниципальных учреждений, главных распорядителей  и распорядителей средств бюджета, для которых оплата их труда определяется с учетом результатов их профессиональной деятельности, %

менее 20

20-30

30-40

40-50

50 и более

 

ПА

Группа индикаторов «Повышение эффективности распределения бюджетных средств»

ПА1

Наличие утвержденного местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период

нет

 

 

 

да

 

ПА2

Наличие утвержденного порядка  и методики планирования бюджетных ассигнований муниципального образования и определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета

нет

 

да

 

 

 

ПА3

Доля муниципальных программ муниципального образования, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 10 процентов от первоначального плана, %

50 и более

40-50

25-40

10-25

5-10

менее 5

ПА4

Процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов бюджета муниципального образования на очередной финансовый год от объема расходов соответствующего года при его утверждении на первый год планового периода в году, предшествующем отчетному году, %

15 и более

10-15

5-10

3-5

менее 3

 

ПА5

Доля муниципальных программ муниципального образования, принятых в отчетном году, проекты которых прошли публичные обсуждения, %

менее 5

5-25

25-50

50-75

75-100

100

ПА6

Публикация в средствах массовой информации и сети Интернет результатов распределения бюджета принимаемых обязательств между принимаемыми и действующими программами муниципального образования

нет

 

да

 

 

 

ПА7

Наличие нормативного закрепления обязательности представления перечня муниципальных программ в составе материалов, представляемых с проектом бюджета

нет

 

да

 

 

 

ПА8

Наличие нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего требования к инвестиционным проектам с государственным (муниципальным) участием по экономической эффективности, критериям их достижения, а также механизмы контроля хода реализации проектов по срокам, стоимости и качеству

нет

 

 

да

 

 

ГУ

Группа индикаторов «Оптимизация функций муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения»

ГУ1

Доля муниципальных услуг муниципального образования по осуществлению юридически значимых действий, предоставляемых в электронной форме, %

менее 10

10-20

20-30

30-50

50-70

более 70

ГУ2

Доля функций исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, в отношении которых утверждены административные регламенты их исполнения, %

менее 20

20-50

50-80

80 и более

 

 

ГУ3

Публикация данных мониторинга качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств муниципального образования

нет

да

 

 

 

 

ГУ4

Доля муниципальных услуг, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству их оказания, %

менее 20

20-40

40-60

60-70

70-80

80 и более

ГУ5

Проведение независимой оценки соответствия качества фактически предоставленных муниципальных услуг утвержденным требованиям к качеству, изучение мнения населения о качестве предоставляемых муниципальных услуг

нет

 

 

да

 

 

ГУ6

Осуществление мониторинга оказания муниципальных услуг и формирование планов по решению выявленных проблем в соответствии с нормативным правовым актом муниципального образования в сферах образования, социального обеспечения, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта

нет

 

 

да

 

 

ГУ7

Доля муниципальных учреждений, выполнивших муниципальное задание на 100%, в общем количестве учреждений муниципального образования, которым установлены муниципальные задания, %

менее 70

70-80

80-90

90-100

100

 

ГУ8

Доля бюджетных расходов на финансовое обеспечение оказания бюджетными и автономными учреждениями муниципальных услуг, рассчитанных исходя из нормативов финансовых затрат, %

менее 50

50-70

70-90

90-100

100

 

ГУ9

Доля учреждений, в которых соотношение средней заработной платы руководителей учреждения и их заместителей к средней заработной плате работников учреждения превышает 8 раз, %

более 10

7-10

5-7

2-5

менее 2

 

ИС

Группа индикаторов «Развитие информационной системы управления муниципальными финансами»

ИС1

Размещение информации о муниципальных финансах на специализированном сайте муниципального образования  в сети Интернет 

нет

 

да

 

 

 

ИС2

Наличие интернет-портала оказания муниципальных услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме

нет

 

да

 

 

 

ИС3

Наличие сайта муниципального образования в сети Интернет, имеющего  функцию обратной связи с потребителями муниципальных услуг

нет

 

да

 

 

 

ИС4

Доля учреждений муниципального образования, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет, % 

0

0-20

20-50

50-80

80-100

100

ИС5

Доля органов местного самоуправления муниципального образования, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет, %

менее 10

10-40

40-70

70-90

90-100

100

ИС6

Актуализация информации о муниципальных учреждениях на сайте www.bus.gov.ru

менее 0,6

0,6-0,7

0,7-0,8

0,8-0,9

0,9-0,95

более 0,95

 

    2. Порядок   расчета   значений   отдельных   индикаторов   оценки

достигнутых   муниципальными    образованиями    Мурманской    области

результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов.

 

     2.1. Индикатор ОС1  "Отношение  дефицита  бюджета  муниципального

образования к доходам  без  учета  объема  безвозмездных  поступлений"

(согласно  статье  92.1  Бюджетного  кодекса   Российской   Федерации)

рассчитывается по следующей формуле:

 

          ДЕФ - СКО - ПА

     ОС1= _________________ X 100,, где:

             Д - БВП

 

     ДЕФ - размер дефицита местного бюджета;

     СКО - размер  снижения  остатков  средств  на  счетах  по  учету

средств местного бюджета;

     ПА - объем поступлений от продажи акций и иных  форм  участия  в

капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

     Д - общий объем доходов местного бюджета;

     БВП - объем безвозмездных поступлений  в  бюджет  муниципального

образования.

     До 1 января  2017  года  в  случае  утверждения  решением  Совета

депутатов  в  составе  источников  финансирования   дефицита   бюджета

муниципального образования разницы  между  полученными  и  погашенными

бюджетными   кредитами,   предоставленными   бюджету    муниципального

образования другими бюджетами бюджетной системы Российской  Федерации,

дефицит   бюджета   муниципального   образования    может    превысить

ограничения, установленные статьей 92.1 Бюджетного кодекса  Российской

Федерации, в пределах указанной разницы.

 

     2.2. Индикатор ОС2 "Отношение муниципального  долга  (за  вычетом

выданных гарантий) муниципального образования к  доходам  бюджета  без

учета  объема  безвозмездных   поступлений"   (согласно   статье   107

Бюджетного кодекса Российской Федерации) рассчитывается  по  следующей

формуле:

 

            ГД - ГАР

     ОС2=______________ Х 100, где:

            Д -  БВП

            

     ГД -  размер  муниципального  долга  муниципального  образования

Мурманской области;

     ГАР - размер муниципального долга муниципального  образования  в

части предоставленных муниципальных гарантий;

     Д - общий объем доходов бюджета муниципального образования;

     БВП - объем безвозмездных поступлений  в  бюджет  муниципального

образования.

     До 1 января  2017  года  в  случае  утверждения  решением  Совета

депутатов о бюджете муниципального образования  в  составе  источников

финансирования дефицита бюджета  бюджетных  кредитов,  привлекаемых  в

бюджет муниципального образования от других бюджетов бюджетной системы

Российской Федерации,  предельный  объем  муниципального  долга  может

превысить ограничения, установленные статьей  107  Бюджетного  кодекса

Российской Федерации, в пределах указанных кредитов.

 

2.3.  Индикатор  ОС3  «Наличие просроченной кредиторской задолженности

местных  бюджетов»  принимает отрицательно значение, если по состоянию

на  конец  отчетного  года  у муниципального образования отсутствовала

просроченная  кредиторская задолженность по расходам местного бюджета.

    редакции    Постановления   Правительства   Мурманской   области

от 31.12.2014 № 669-ПП)

     2.4. Индикатор ОС4 "Исполнение  местного  бюджета  по  доходам  к

первоначально  утвержденному  уровню"  рассчитывается   по   следующей

формуле:

          |Д - Дпп|

     ОС4= |_______|х 100,где:

          |  Дпп  |

Д  -  фактические доходы бюджета муниципального образования в отчетном

году  (без учета безвозмездных поступлений);

Дпп - первоначально  утвержденные  доходы   бюджета     муниципального

образования на отчетный год (без учета безвозмездных поступлений).
2.5.  Индикатор  ОС5  «Наличие  утвержденной методики формализованного

прогнозирования доходов бюджета муниципального образования по основным

налогам  и  сборам»  принимает  положительное  значение при выполнении

следующих    дополнительных   условий:

-  методика прогнозирования доходов бюджета муниципального образования

 утверждена правовым актом муниципального образования;

- применение методики   при  составлении  проекта  бюджета  закреплено

Нормативным     правовым    актом     муниципального      образования,

регламентирующим порядок составления проекта бюджета;

-  методика прогнозирования доходов бюджета муниципального образования

содержит  порядок  расчета  прогнозных  доходов  бюджета  по налогу на

доходы  физических  лиц,  налогу  на имущество физических лиц, единому

налогу   на   вмененный   доход,   земельному   налогу.

 

2.6.  Индикатор  ОС6  «Рост поступлений  доходов  местного  бюджета по

земельному  налогу  и  арендной плате за земельные участки (до и после

разграничения  государственной  собственности  на  землю)  за отчетный

финансовый  год  к  году, предшествующему отчетному» рассчитывается по

следующей  формуле:

 

     | ЗЕМ (ф1) + АР (ф1)|

ОС6= | __________________| Х 100 - 100

     | ЗЕМ (ф2) + АР (ф2)|             , где:

 

     ЗЕМ(ф1) - фактические поступления по земельному налогу  в  бюджет

муниципального образования за отчетный финансовый год;

     АР(ф1)  -  арендная  плата  за  земельные  участки  до  и   после

разграничения  государственной  собственности  на  землю  за  отчетный

финансовый год;

     ЗЕМ(ф2) - фактические поступления по земельному налогу  в  бюджет

муниципального образования за год, предшествующий отчетному году;

     АР(ф2)  -  арендная  плата  за  земельные  участки  до  и   после

разграничения  государственной  собственности   на   землю   за   год,

предшествующий отчетному году.

 

     2.7. Индикатор ОС7 "Снижение объема дебиторской задолженности  по

неналоговым доходам местного бюджета  за  отчетный  финансовый  год  к

году, предшествующему отчетному" рассчитывается по формуле:

 

              |ДЗненал1)      |

   ОС7 = 100- |____________ х 100|

              |ДЗненал2)      |,где:

    

     ДЗненал(ф1)    -   фактическая   дебиторская   задолженность   по

неналоговым  доходам  бюджета  муниципального  образования  (без учета

отсроченных  и  рассроченных  платежей) на конец отчетного финансового

года;
     ДЗненал(ф2)   -   фактическая   дебиторская   задолженность    по

неналоговым доходам  бюджета  муниципального  образования по состоянию

на 1 января отчетного финансового года.

 

2.8.    Индикатор ПР1 «Удельный  вес расходов  бюджета  муниципального

образования,   формируемых   в  рамках  программ»   рассчитывается  по

следующей формуле:

 

          |РП - РПРСУБ|

     ПР1= |___________| Х 100,где:

          |  Р – РСУБ | 

 

РП – объем расходов  бюджета муниципального  образования на реализацию

программ (региональных и муниципальных программ);

РПРСУБ – объем   расходов   бюджета   муниципального   образования  на

реализацию  программ, формируемых за счет субвенций от других бюджетов

бюджетной системы Российской Федерации;

РСУБ – объем   расходов     бюджета     муниципального    образования,

осуществляемых за счет субвенций от других бюджетов  бюджетной системы

Российской Федерации;

Р – общий объем расходов бюджета муниципального образования.

В случае если расходы на  реализацию  одной  программы  полностью  или

частично учитываются в расходах на реализацию  иных  программ, в целях

расчета такие расходы учитываются только по одному типу программ.

 

2.9. Индикатор ПР2 «Доля руководителей органов местного самоуправления

муниципального    образования,   руководителей   учреждений,   главных

распорядителей  средств  и распорядителей средств бюджета, для которых

оплата  их труда определяется с учетом результатов их профессиональной

деятельности»   рассчитывается   по  следующей  формуле:

 

           КРУ

     ПР2 = _____ х 100,где:

           КУ

 

КРУ   -   количество  руководителей  органов  местного  самоуправления

муниципального    образования,   руководителей   учреждений,   главных

распорядителей  средств  и распорядителей средств бюджета, для которых

оплата  их труда определяется с учетом результатов их профессиональной

деятельности;

КУ   -   количество  органов  местного  самоуправления  муниципального

образования,  руководителей учреждений, главных распорядителей средств

и   распорядителей   средств   бюджета.

 

2.10.   Индикатор  ПА1  «Наличие  утвержденного  местного  бюджета  на

очередной  финансовый  год  и плановый период» принимает положительное

значение,  если  решение  муниципального  образования  о  бюджете  (по

состоянию на отчетную дату) утверждает параметры бюджета на трехлетний

период   и   распределение   бюджетных   ассигнований   по   разделам,

подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным

направлениям  деятельности),  группам  (группам  и  подгруппам)  видов

расходов   и   по   целевым   статьям   (муниципальным   программам  и

непрограммным   направлениям   деятельности),   группам   (группам   и

подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на плановый

период,  а  также  по  разделам  и  подразделам классификации расходов

бюджетов   в   случаях,  установленных  муниципальным  правовым  актом

представительного  органа  муниципального образования, и ведомственной

структуры  расходов  бюджета  муниципального  образования  на плановый

период   по   главным   распорядителям  бюджетных  средств,  разделам,

подразделам  и  (или)  целевым  статьям  (муниципальным  программам  и

непрограммным   направлениям   деятельности),   группам   (группам   и

подгруппам)   видов   расходов  классификации  расходов  бюджетов.

В случае если параметры планового периода  и  распределение  бюджетных

ассигнований   на   плановый   период   не  утверждены  либо  признаны

утратившими силу, индикатор принимает отрицательное значение.

 

2.11.   Индикатор   ПА2  «Наличие  утвержденного  порядка  и  методики

планирования   бюджетных  ассигнований  муниципального  образования  и

определения  предельных  объемов  бюджетных ассигнований, доводимых до

главных   распорядителей  бюджетных  средств  в  процессе  составления

проекта  бюджета»  принимает положительное значение, если:

-  порядок  (методика)  планирования бюджетных ассигнований утверждает

форму представления обоснований бюджетных ассигнований, предполагающую

составление  обоснований  для  отдельных  расходных обязательств, либо

выделение   в  сводной  форме  отдельных  расходных  обязательств;

- методика  планирования  бюджетных  ассигнований  утверждает   методы

(порядки) расчета для различных видов (типов) расходных обязательств;

- порядок и методика планирования  бюджетных  ассигнований  утверждены

правовым актом без ограничения срока действия;

-  порядок  определения  предельных  объемов бюджетных ассигнований на

очередной  финансовый  год  и  плановый  период,  доводимых до главных

распорядителей   бюджетных  средств  в  процессе  составления  проекта

бюджета,   установлен   нормативным   правовым   актом  муниципального

образования;

-  порядок  определения  предельных  объемов  бюджетных  ассигнований,

доводимых  до  главных  распорядителей бюджетных средств, предполагает

формульный   метод   их   расчета   либо  иной  метод,  предполагающий

однозначность  получения  итоговых значений.

Порядок может предусматривать определение  предварительных  предельных

объемов  бюджетных  ассигнований, доводимых до главных  распорядителей

бюджетных  средств, с  их  последующим уточнением  и  корректировкой в

процессе составления проекта бюджета.

В  случае  если составление проекта бюджета муниципального образования

не  предусматривает  доведения  до  главных  распорядителей  бюджетных

средств    предельных   плановых   объемов   бюджетных   ассигнований,

проверяется   наличие   аналогичного   порядка  доведения  до  главных

распорядителей   бюджетных   средств   предельных   объемов  бюджетных

ассигнований  на  исполнение  принимаемых  обязательств.

 

2.12.   Индикатор  ПА3  «Доля  муниципальных  программ  муниципального

образования,  по которым утвержденный объем финансирования изменился в

течение  отчетного  года  более чем на 10 процентов от первоначального

плана»   рассчитывается   по   формуле:

 

            Q(ЦП10)

     ПА3 = _________ х 100, где

            Q(ЦП)

 

Q(ЦП10)  -  число  муниципальных  программ муниципального образования,

расходы   на   реализацию  которых  осуществлялись  в  отчетном  году,

утвержденный  объем  расходов  бюджета  муниципального  образования на

реализацию  которых  в  отчетном  году  отклонился от утвержденного по

состоянию  на 1 января отчетного года объема более чем на 10 процентов

(без  учета  расходов,  осуществляемых  за  счет субсидий и субвенций,

предоставляемых  из  бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

При расчете значения показателя учитывается отклонение  как в меньшую,

так и в большую сторону  от значения, утвержденного  по  состоянию  на

1 января отчетного года;

Q(ЦП) - общее число  муниципальных  программ,  расходы  на  реализацию

которых осуществлялись в отчетном году.

Значения  показателей  определяются  на  основе сопоставления редакций

муниципальных  программ по  состоянию  на 1 января отчетного года и по

состоянию  на  31  декабря отчетного года. При отсутствии утвержденной

муниципальной  программы  на  1  января  отчетного  года первоначально

утвержденный объем расходов по ней принимается в соответствии с первой

редакцией   программы.

2.13.  Индикатор  ПА4  «Процент  абсолютного  отклонения утвержденного

объема   расходов  бюджета  муниципального  образования  на  очередной

финансовый  год  от  объема  расходов  соответствующего  года  при его


Информация по документу
Читайте также