Расширенный поиск
Закон Мурманской области от 20.02.1996 № 19-01-ЗМОЗ А К О Н МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Утратил силу - Закон Мурманской области от 05.07.2000 г. N 212-01-ЗМО О ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (В редакции Законов Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО; от 07.07.97 г. N 77-01-ЗМО; от 09.02.99 г. N 131-01-ЗМО; от 23.09.99 г. N 159-01-ЗМО; от 03.11.99 г. N 161-01-ЗМО) Принят Мурманской областной Думой 08 февраля 1996г. Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет основные принципы, порядок организации и проведения выборов в представительные органы местного самоуправления в Мурманской области. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов 1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований Мурманской области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 2. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие гражданина в выборах, а также на его свободное волеизъявление. 3. Срок полномочий представительного органа местного самоуправления - четыре года. Уставом муниципального образования может быть установлен иной срок полномочий, но не менее двух лет. 4. Выборы осуществляются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единой для данного представительного органа местного самоуправления нормы представительства, а также по многомандатным избирательным округам. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать депутатов представительного органа местного самоуправления принадлежит гражданам Российской Федерации, проживающим на территории соответствующего муниципального образования Мурманской области и достигшим 18-летнего возраста. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 2. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, проживающий на территории соответствующего муниципального образования Мурманской области и обладающий избирательным правом. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 3. Гражданин может избирать и быть избранным независимо от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 4. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Назначение выборов 1. Решение о проведении выборов принимается представительным органом местного самоуправления не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий представительного органа местного самоуправления и доводится до сведения населения не позднее чем за 65 дней до дня выборов. 2. Дата выборов назначается на один из воскресных дней последнего месяца истечения срока полномочий представительного органа местного самоуправления. 3. Если представительный орган местного самоуправления не назначил выборы в срок, установленный пунктами 1,2 настоящей статьи, либо если на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, выборы назначаются законом Мурманской области. Статья 4. Организация выборов Организация выборов депутатов представительных органов местного самоуправления возлагается на избирательные комиссии, которые обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. Статья 5. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в представительные органы местного самоуправления, осуществляется за счет средств, выделяемых из соответствующего местного бюджета. В предусмотренных законом Мурманской области случаях финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в представительные органы местного самоуправления частично или полностью может осуществляться за счет средств областного бюджета. 2. Кандидаты в депутаты вправе создавать собственные избирательные фонды, не обладающие правом юридического лица, для финансирования предвыборной агитации. Глава 2. ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 6. Образование избирательных округов 1. Избирательные округа по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления образуются на основании данных, представляемых главой муниципального образования (главой местной администрации).Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются территориальной избирательной комиссией, утверждаются представительным органом местного самоуправления и доводятся до сведения населения не позднее чем за 60 дней до дня выборов. Изменение границ избирательных округов после их установления не допускается. 2. Избирательный округ составляет единую территорию, не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. 3. Избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований: - единая норма представительства для данной территории; - примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более 10 процентов; в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. При соблюдении указанных требований образования округов учитывается административно-территориальное деление. 4. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей и местонахождение окружных избирательных комиссий публикуются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 60 дней до дня выборов. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) Статья 7. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой муниципального образования (главой местной администрации) по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня выборов из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок с учетом местных условий. 3. В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета от 20 избирателей. 4. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 5. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. 6. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов, районах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления и их доверенным лицам по предъявлению соответствующего удостоверения. 7. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий публикуются в печати территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Постановлением комиссии устанавливается единая нумерация участков. Статья 8. Составление списков избирателей 1. В списки избирателей включаются все граждане, проживающие на соответствующей территории Мурманской области, обладающие надень голосования активным избирательным правом. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 2. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых главой муниципального образования (главой местной администрации). 3. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. Список избирателей составляется по установленный форме в двух экземплярах в алфавитном или ином порядке, удобном для организации голосования, и подписывается председателем участковой избирательной комиссии и ее секретарем. Один экземпляр списка избирателей остается в участковой избирательной комиссии, второй экземпляр передается в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов. 5. Список избирателей-военнослужащих, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части. 6. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. 7. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 8. Список избирателей по избирательному участку, образованному на судне, находящемуся в день выборов в плавании, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна. 9. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 10. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих место жительства на территории данного избирательного участка. 11. Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. 12. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 9. Статус избирательных комиссий 1. Организацию и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляют: - избирательная комиссия Мурманской области; - территориальные избирательные комиссии; - окружные избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. 2. Избирательная комиссия Мурманской области оказывает методическую и организационно-техническую помощь территориальным избирательным комиссиям. 3. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. 4. Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной настоящим Законом, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, других юридических лиц, исключая религиозные объединения. 5. Государственные органы, органы местного самоуправления, другие юридические лица, исключая религиозные объединения, обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в недельный срок, а также предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий. Статья 10. Формирование избирательных комиссий 1. Формирование избирательных комиссий по выборам в представительные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. Территориальные избирательные комиссии образуются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за б0 дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 4-8 членов комиссии с правом решающего голоса. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной избирательной комиссии в установленный срок, либо на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией Мурманской области. 3. Окружные избирательные комиссии образуются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 4-10 членов комиссии с правом решающего голоса. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав окружной избирательной комиссии в установленный срок, либо представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование окружной избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией. Допускается исполнение полномочий окружных избирательных комиссий территориальными или участковыми избирательными комиссиями. В этом случае требования настоящего Закона в части полномочий окружной избирательной комиссии в полном объеме распространяются на соответствующие территориальные или участковые избирательные комиссии. (Дополнен - Закон Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 4. Участковые избирательные комиссии образуются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и 4-10 членов комиссии с правом решающего голоса, а на избирательных участках, насчитывающих менее 100 избирателей - в составе председателя, секретаря и 1-3 членов комиссии с правом решающего голоса. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначил состав участковой избирательной комиссии в установленный срок, либо на данной территории представительный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой избирательной комиссии производится соответствующей территориальной избирательной комиссией. 5. На избирательном участке, образованном на судне, находящемся в плавании, состав участковой избирательной комиссии назначается капитаном судна в срок, установленный частью четвертой настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. 6. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов, либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 7. После регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, он вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие комиссии по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Полномочия членов комиссии с правом совещательного голоса в случае если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в соответствующие представительные органы местного самоуправления, полномочия остальных членов комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов, выборов. Статья 11. Полномочия избирательной комиссии Мурманской области Избирательная комиссия Мурманской области осуществляет полномочия в соответствии с Законом Мурманской области "Об избирательной комиссии Мурманской области". Статья 12. Полномочия территориальных избирательных комиссий 1. Территориальные избирательные комиссии: - осуществляют контроль за организацией выборов депутатов представительных органов местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования; определяют границы избирательных округов и число избирателей в каждом из них; - координируют деятельность окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривают жалобы (заявления) на их действия (бездействие); - обеспечивают соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности всех кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления; - распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и распределяют их между окружными и участковыми избирательными комиссиями, обеспечивают контроль за их целевым использованием; - оказывают методическую, организационно-техническую помощь окружным и участковым избирательным комиссиям; - устанавливают результаты выборов в соответствующие представительные органы местного самоуправления, доводят их до сведения населения; - обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив; - осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. Полномочия территориальной избирательной комиссии сохраняются до истечения срока полномочий избранного представительного органа местного самоуправления. Статья 13. Полномочия окружных избирательных комиссий 1. Окружные избирательные комиссии: - осуществляют контроль за исполнением настоящего Закона на территории соответствующих округов; - руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают жалобы (заявления) на их действия (бездействие); - регистрируют кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца, публикуют сведения о зарегистрированных кандидатах; - утверждают текст бюллетеней для голосования; - организуют доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям; - организуют досрочное голосование в помещении окружной избирательной комиссии; - оказывают организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках; - устанавливают результаты выборов по округу и передают их в соответствующую территориальную избирательную комиссию; - осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. Полномочия окружной избирательной комиссии сохраняются до истечения срока полномочий избранного представительного органа местного самоуправления. Статья 14. Полномочия участковых избирательных комиссий 1. Участковые избирательные комиссии: - организуют составление списков избирателей по избирательному участку на основании сведении, предоставляемых главой муниципального образования (главой местно администрации); - проводят ознакомление избирателей со списками избирателей, принимают и рассматривают заявления об ошибках и неточностях в списках, решают вопросы о внесении в них соответствующих изменений; - оповещают население о дне выборов, времени и месте голосования; - обеспечивают подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; - распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов; - организуют на своем избирательном участке досрочное голосование и голосование в день выборов; - производят подсчет голосов, определяют результаты голосования на участке, передают в окружную избирательную комиссию документы, связанные с проведением выборов; - рассматривают жалобы (заявления) по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимают по ним решения; - осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. Полномочия участковых избирательных комиссий прекращаются через Юлией после официального опубликования общих итогов выборов. Статья 15. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности и гласности. 2. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательных комиссий избираются тайным голосованием на их первых заседаниях из числа членов соответствующей избирательной комиссии. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 4. Заседание избирательной комиссии является правомочным. если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 5. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, об отмене регистрации кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, об установлении результатов выборов или об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 6. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии. 7. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 8. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам Мурманской области, иным нормативным правовым актам, настоящему Закону либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. 9. По решению избирательной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены комиссии (но не более двух человек) с правом решающего голоса могут работать в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. Оплата труда освобожденных членов избирательной комиссии производится в пределах средств, выделенных соответствующей избирательной комиссии в порядке и размерах, определяемых избирательной комиссией Мурманской области, с сохранением размера средней заработной платы по основному месту работы. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 10. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в 3-дневный срок. 11. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. 12. При голосовании на избирательных участках и подсчете голосов участковыми избирательными комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные общественными и избирательными объединениями, группами избирателей, кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме кандидатом, общественным или избирательным объединением, чьи интересы он представляет, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства, а также номера избирательного участка, на который он направляется. Данный документ действителен только при предъявлении паспорта или заменяющего его удостоверения личности. Статья 16. Права наблюдателя Наблюдатель имеет право: - знакомиться со списком граждан, имеющих право на участие в выборах; - наблюдать за процессом организации голосования; (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) - присутствовать при подсчете голосов и составлении протоколов участковой, окружной и территориальной избирательных комиссии об итогах голосования; - обращаться в комиссии по проведению выборов с предложениями и замечаниями; - обжаловать действия (бездействие) комиссий по проведению выборов. Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателями комиссий. Вмешательство наблюдателей в действия комиссий по проведению выборов не допускается. Статья 17. Обжалование нарушений избирательных прав граждан 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти области, органов местного самоуправления и других юридических лиц, исключая религиозные объединения, нарушающих избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. 2. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в соответствующую вышестоящую (окружную или территориальную) избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Решения и действия (или бездействие) территориальной избирательной комиссии и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а за три дня до выборов и в день выборов немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом территориальная или окружная избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 3. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Глава 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 18. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления 1. Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления принадлежит избирательным объединениям, избирательным блокам и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Допускается самовыдвижение. 2. Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления начинается не ранее чем за 60 дней до дня выборов и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Статья 19. Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления избирательными объединениями и избирательными блоками 1. Избирательными объединениями, которые обладают правом выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, являются организации, отделения (или филиалы) и представительства общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, а также местные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах посредством выдвижения кандидатов и которые созданы и зарегистрированы в порядке, установленном действующим законодательством, не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 2. Решения о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления от общероссийских, межрегиональных и областных избирательных объединений принимаются на собраниях (конференциях) местных отделений этих объединений. Решения о выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления от местных избирательных объединений, действующих в пределах территории муниципального образования, принимаются на общих собраниях (конференциях) этих объединений. 3. Решение о выдвижении кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления оформляется протоколом, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников собрания; число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом; ход выдвижения и обсуждения; итоги голосования по каждой кандидатуре; решение о выдвижении кандидата; итоги голосования по этому решению. Протокол подписывается председательствующим и секретарем собрания и заверяется печатью. 4. Избирательное объединение может выступать в блоке с другими избирательными объединениями. В этом случае выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления проводится на съездах (конференциях) представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. 5. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления принимается тайным голосованием. 6. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном одномандатном избирательном округе не более одного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, в многомандатном избирательном округе - не более числа мандатов, установленных для данного округа. 7. В поддержку кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, выдвинутых от избирательных объединений и избирательных блоков собираются подписи избирателей в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей соответствующего округа в порядке, определенном пунктами 4-10 статьи 20. Статья 20. Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления непосредственно избирателями 1. Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата, наименование избирательного округа. 2. Для выдвижения кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее одного процента от общего числа избирателей, проживающих на территории избирательного округа. 3. Инициатива сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления может исходить от любого избирателя (избирателей). Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют в письменной форме соответствующую окружную избирательную комиссию, которой будет осуществляться регистрация данного кандидата, о своей инициативе. 4. Лица, выдвигаемые кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 5. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления. 6. Сбор подписей в поддержку кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления начинается со дня опубликования соответствующей территориальной избирательной комиссией списка избирательных округов и заканчивается не позднее 30 дней до дня выборов. 7. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении к настоящему Закону. 8. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя и отчество, год рождения (18-летние указывают также число и месяц рождения), адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. 9. Подписной лист удостоверяется лицом, собравшим подписи, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения этого лица, адреса, серии и номера документа, удостоверяющего личность гражданина, и лица, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. 10. При приеме подписных листов окружные избирательные комиссии заверяют каждый подписной лист печатью комиссии и выдают кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления или его уполномоченному представителю подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. Статья 21. Регистрация кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления 1. Окружные избирательные комиссии осуществляют регистрацию кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления в течение пяти дней с момента поступления документов о выдвижении кандидата и его заявления о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 2. Передачу документов на регистрацию производят непосредственно избиратели (избиратель), избирательное объединение, избирательный блок или сам кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления не позднее чем за 27 дней до дня выборов. 3. Если кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления был выдвинут избирательным объединением, избирательным блоком, в окружную избирательную комиссию должны быть направлены протокол выдвижения, оформленный в соответствии с требованием настоящего Закона, подписные листы и заявление кандидата. 4. Если кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления был выдвинут непосредственно избирателями, на регистрацию представляются подписные листы и заявление кандидата. 5. Окружные избирательные комиссии проверяют достоверность и законность представленных документов: правомерность процедуры выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, правильность оформления подписных листов. При проверке окружными избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать уполномоченные представители соответствующих избирательных объединений, избирательных блоков, групп избирателей, а также кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей, избирательная комиссия организует проверку подписных листов. Подписные листы и подписи, оформленные с нарушением требований настоящего Закона, не учитываются. Если количество оставшихся подписей недостаточно для регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, окружная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации либо об отмене ранее произведенной регистрации. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 6. Зарегистрированному кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты. Данные о зарегистрированных кандидатах в депутаты представительного органа местного самоуправления публикуются не позднее трех дней после регистрации в печати. 7. Соответствующая окружная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления в случае непредоставления надлежащим образом оформленных подписных листов, необходимых для регистрации, либо обнаружения повлиявших на итоги выдвижения нарушений настоящего Закона, включая подлог документов. В случае отказа в регистрации кандидата, избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу, либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Отказ в регистрации кандидата может быть обжалован в суд. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 8. Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. 9. Лица, у которых должность или занятия несовместимы со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, дают письменное обязательство о прекращении деятельности в случае их избрания. Неисполнение такого обязательства влечет за собой признание избрания соответствующего лица недействительным. 10. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не зарегистрировано ни одного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, либо количество зарегистрированных кандидатов не превышает количества мандатов, установленного для данного избирательного округа, выборы в избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии переносятся на срок не менее 65 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) Глава 5. СТАТУС КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 22. Равенство прав кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления Все кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления с момента их регистрации участвуют в предвыборной кампании на равных основаниях, обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 23. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления 1. После регистрации кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации на время их участия в выборах, освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 2. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. 3. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем 10-кратный размер минимальной оплаты труда, установленный федеральным законом надень проведения выборов. 4. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. 5. Время участия кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом в депутаты. 6. Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан немедленно известить соответствующую окружную избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 7. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов имеют право на территории соответствующего избирательного округа пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. Оплата этих поездок производится из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов, в порядке и размерах, определяемых соответствующей избирательной комиссией. В городских, сельских поселениях, где имеются несколько избирательных округов, кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления может бесплатно пользоваться транспортом общего пользования, за исключением такси и заказных рейсов, на территории всего поселения. 8. Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления может иметь до трех доверенных лиц, которые регистрируются окружной избирательной комиссией. Доверенные лица получают удостоверения установленного образца и ведут деятельность, способствующую избранию кандидата. Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления вправе в любое время отозвать своих доверенных лиц, уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию Глава 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 24. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации, избирательные объединения, избирательные блоки вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию в допустимых законом формах и законными методами. 2. Кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 3. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссии, митингов, демонстрации, шествии, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. 4. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных с другими кандидатами основаниях. 5. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственной телерадиокомпании запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами в депутаты представительных органов местного самоуправления либо доверенными лицами кандидатов. 6. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств. Статья 25. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации 1. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, избирательные объединения, избирательные блоки имеют равное право на выступления в местной печати и других средствах массовой информации. 2. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственной и муниципальной телерадиокомпании, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. 3. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления по каналам государственной телерадиокомпании устанавливается избирательной комиссией области с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в средствах массовой информации. 4. Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидатов, имеют право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за равную плату время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. 5. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, организации, учреждения либо финансируемые полностью или частично за счет государственных средств или средств местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, придерживающихся различных политических взглядов. 6. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 7. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, пропаганда войны. Агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организации и о лицах, ответственных за их выпуск. Запрещается распространение анонимных агитационных печатных материалов. 8. В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления. Указанное предложение рассматривается судом в трехдневный срок. 9. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Статья 26. Сроки проведения предвыборной агитации 1. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления и прекращается за один день до дня выборов. 2. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 3. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 27. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления в организации предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. 2. Заявления о выделении помещения для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и главой муниципального образования (главой местной администрации) в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом территориальной избирательной комиссией. 3. Предвыборные митинги организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 4. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. 5. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий предоставлять их в пользование для встреч кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления и доверенных лиц с избирателями, с последующим возмещением расходов за счет средств, выделенных на проведение выборов. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности всем кандидатам. Глава 7. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ Статья 28. Порядок создания избирательных фондов 1. Избирательные фонды могут создаваться из следующих средств: - средств, выделенных кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; - собственных средств кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, кроме случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; - средств, выделенных кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления выдвинувшим его избирательным объединением; - добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Сумма добровольных пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления не может превышать 10-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать установленной законом минимальной месячной оплаты труда более чем в 20 раз. 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, предприятий с государственным участием, органов местного самоуправления и религиозных объединений. 4. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, устанавливается федеральным законодательством. 5. Предельный размер общей суммы добровольных пожертвований в избирательные фонды от физических и юридических лиц не может превышать соответственно двадцати и двухсот минимальных месячных размеров оплаты труда. Статья 29. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, поступивших в их избирательные фонды. 2. Все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления с разрешения соответствующей избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается действующим законодательством. 3. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам в депутаты представительных органов местного самоуправления. 4. Сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления представляются соответствующей избирательной комиссии в трехдневный срок со дня их поступления. 5. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования, либо в размерах, превышающих предусмотренные статьей 28 размеры, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования соответственно полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, с указанием причины возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход муниципального образования. 6. Если кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления или избирательное объединение, избирательный блок использовали денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательный фонд, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. 7. Не позднее чем через 30 дней после опубликования общих результатов выборов кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, создавший избирательный фонд, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и совершенные затраты. Остатки денежных средств на счетах кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. Глава 8. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 30. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий соответствующими органами местного самоуправления (главой местной администрации). Возмещение затрат производится избирательными комиссиями за счет средств, выделенных для проведения выборов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 3. В помещении для тайного голосования либо непосредственно перед ним участковой избирательной комиссией должен быть оборудован стенд с информацией обо всех кандидатах в депутаты представительных органов местного самоуправления, баллотирующихся в соответствующем избирательном округе, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, рода занятий и постоянного места жительства каждого кандидата, а также разъяснением о порядке заполнения избирательных бюллетеней. Статья 31. Избирательные бюллетени 1. Для выборов в представительные органы местного самоуправления каждый избиратель получает избирательный бюллетень, текст которого утверждается окружной избирательной комиссией. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности, места работы и жительства, В избирательный бюллетень заносится запись о принадлежности кандидата в депутаты к избирательному объединению или избирательному блоку или указание о выдвижении непосредственно избирателями. После перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов". 3. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени для голосования печатаются по распоряжению окружной избирательной комиссии не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. 5. Число избирательных бюллетеней, по каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. На обороте полученных бюллетеней ставятся печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленного образца и при подсчете голосов не учитываются. (В редакции Закона Мурманской области от 25.09.96 г. N 35-01-ЗМО) 6. В случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, участковые избирательные комиссии, по указанию соответствующих окружных избирательных комиссий, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах, либо изготавливаются новые избирательные бюллетени. Если в случае выбытия отдельных кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления число оставшихся кандидатов не будет превышать числа мандатов, установленного для данного избирательного округа, выборы в избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии переносятся для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 32. Порядок голосования 1. Голосование по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления проводится в воскресный день с 8 до 22 часов. При проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в день проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или в день проведения выборов Президента Российской Федерации время начала и окончания голосования устанавливается согласно соответствующему федеральному закону. (Дополнен - Закон Мурманской области от 23.09.99 г. N 159-01-ЗМО) 2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 3. На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. 4. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно, по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной избирательной комиссии (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой избирательной комиссии (за 3-1 день до дня выборов). 5. При досрочном голосовании заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает члену соответствующей избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии и подписи двух членов избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей комплектов избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом граждан. 6. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяется неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печатен, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списках избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени опускаются в избирательные ящики, после чего приглашаются избиратели для голосования. 7. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или заменяющего его документа. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлению, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя. 8. Голосование производится путем нанесения избирателем какого-либо знака в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, за которого он голосует (в многомандатных округах - напротив нескольких фамилий кандидатов, за которых он голосует, но не более числа мандатов, установленного для данного избирательного округа) либо в квадрате, расположенном напротив строки "против всех кандидатов". 9. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. 10. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 11. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. 12. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей напротив фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Статья 33. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 3. Вначале производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. 4. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число заявлений, все избирательные бюллетени, находившиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными, о чем участковая избирательная комиссия принимает решение. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. 5. При подсчете голосов прежде всего определяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени неустановленной формы, изготовленные неофициально, не заверенные печатью участковой избирательной комиссии и подписями двух ее членов, а также такие, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. 6. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. 7. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. 8. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколе указываются: - общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку и число избирателей, внесенных в список дополнительно; - число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; - число погашенных неиспользованных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; - число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; - число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; - число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; - число действительных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; - фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления; - число действительных голосов, поданных за каждого кандидата; - число голосов, поданных против всех кандидатов; - число поступивших в комиссию жалоб и заявлений по порядку голосования и принятые по ним решения. 9. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 10. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии немедленно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. В целях исключения возможности фальсификации результатов голосования подсчет голосов проводится без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и избирательные блоки. 11. По требованию любого члена избирательной комиссии или наблюдателей комиссия обязана предоставлять им заверенную в комиссии копию протокола о результатах голосования. Статья 34. Определение результатов выборов 1. Окружная избирательная комиссия по получении протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет поданных голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: - число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен протокол; - общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; - число мандатов, установленное для избирательного округа; - число избирательных бюллетеней, полученных участковыми избирательными комиссиями; - число выданных избирательных бюллетеней; - число погашенных избирательных бюллетеней; - число бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; - число действительных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; - фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления; - число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; - число голосов, поданных против всех кандидатов; - одно из следующих решений: а) признание избранными депутатами представительного органа местного самоуправления кандидатов - по количеству мандатов, установленному для данного округа, получивших наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов, избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. (В редакции Закона Мурманской области от 07.07.97 г. N 77-01-ЗМО) б) признание выборов по избирательному округу недействительными, если совершенные и допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей, или если выборы признаны недействительными более чем на трети избирательных участков; в) (Исключен - Закон Мурманской области от 09.02.99 г. N 131-01-ЗМО) 3. В случае, если нарушения, допущенные при проведении выборов не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей по отдельным избирательным участкам, выборы по этим избирательным участкам могут быть признаны недействительными. Итоги голосования по этим участкам исключаются из общего результата подсчета голосов на выборах.(Дополнена - Закон Мурманской области от 07.07.97 г. N 77-01-ЗМО) 4. Протокол составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и всеми членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Один экземпляр протокола направляется в территориальную избирательную комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее работы. 5. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, несогласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. (Нумерация пунктов в редакции Закона Мурманской области от 07.07.97 г. N 77-01-ЗМО) Статья 35. Установление общих итогов выборов 1. Установление результатов выборов, суммирование результатов голосования в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется непосредственно членами соответствующих избирательных комиссий на основании подлинных протоколов в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления, избирательные объединения и блоки. 2. Территориальная избирательная комиссия может признать недействительными выборы по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах нарушения при проведении голосования не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 3. Документация избирательных комиссий всех уровней хранится не менее шести месяцев, при этом избирательные бюллетени хранятся в течение года со дня выборов, а протоколы избирательных комиссий - в течение года со дня объявления следующих выборов. Хранение и передача в архив документации избирательных комиссий осуществляется в порядке, установленном избирательной комиссией Мурманской области. Статья 36. Регистрация избранных депутатов представительных органов местного самоуправления 1. Соответствующая окружная избирательная комиссия после установления общих итогов выборов извещает кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления об его избрании депутатом представительного органа местного самоуправления. 2. В соответствии с требованиями настоящего Закона кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления, избранный депутатом представительного органа местного самоуправления, в трехдневный срок в письменной форме обязан сообщить в соответствующую окружную избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа местного самоуправления. 3. Территориальная избирательная комиссия в пятидневный срок после официального опубликования итогов выборов производит регистрацию избранных лиц и выдает им удостоверения об избрании. 4. Лицо, избранное депутатом представительного органа местного самоуправления, с момента регистрации приобретает установленный законом статус депутата представительного органа местного самоуправления. Статья 37. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления, наблюдателю, а также представителю средств массовой информации. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления, направляют общие данные о результатах выборов по округу в средства массовой информации не позднее трех дней после проведения выборов, 2. Не позднее месяца со дня проведения выборов избирательные комиссии всех уровней, кроме участковых, публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах подведения итогов голосования самой комиссии данного уровня и в протоколах непосредственно нижестоящих комиссий, на основании которых подводились итоги голосования в соответствующих комиссиях. Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН Статья 38. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов избирателей или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо Ложные сведения о кандидатах в депутаты представительных органов местного самоуправления, либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, препятствующие законной деятельности доверенных лиц кандидатов, наблюдателей или проведению предвыборной агитации, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Глава 10. ПОВТОРНЫЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ (Наименование главы в редакции Закона Мурманской области от 03.11.99 г. N 161-01-ЗМО) Статья 39. Повторные выборы 1. Если по избирательному округу выборы депутата представительного органа местного самоуправления признаны несостоявшимися или недействительными, представительный орган местного самоуправления муниципального образования назначает повторные выборы в соответствующем избирательном округе. В случае невозможности назначения повторных выборов представительным органом местного самоуправления муниципального образования либо если представительный орган местного самоуправления муниципального образования отсутствует, повторные выборы назначает территориальная избирательная комиссия муниципального образования. 2. В случае, если кандидат (все кандидаты по многомандатному избирательному округу), набравший (набравшие) необходимое для избрания число голосов избирателей, не сложил (не сложили) с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, территориальная избирательная комиссия муниципального образования назначает повторные выборы в соответствующем избирательном округе. 3. Повторные выборы проводятся в соответствии с настоящим Законом не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее чем через шесть месяцев со дня признания выборов недействительными. Как правило, голосование на повторных выборах проводится на тех же избирательных участках и по тем же спискам избирателей, по которым проводилось голосование на первичных выборах. (Статья в редакции Закона Мурманской области от 03.11.99 г. N 161-01-ЗМО) Статья 40. Дополнительные выборы 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по одномандатному избирательному округу, а также в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствующем избирательном округе в течение одного месяца представительным органом местного самоуправления муниципального образования назначаются дополнительные выборы депутата представительного органа местного самоуправления. Такие выборы проводятся в соответствии с настоящим Законом не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении дополнительных выборов. 2. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, избранного по многомандатному избирательному округу, дополнительные выборы назначаются и проводятся в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, если в избирательном округе замещено менее двух третей депутатских мандатов. (Статья в редакции Закона Мурманской области от 03.11.99 г. N 161-01-ЗМО) Статья 40-1. Особые условия для назначения и проведения повторных и дополнительных выборов 1. В случае, если повторные и (или) дополнительные выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, проведенные в сроки, установленные настоящим Законом, были признаны не состоявшимися по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" и "б" пункта 2 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", следующие повторные и (или) дополнительные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года. 2. Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат представительного органа местного самоуправления не может быть избран на срок более одного года. (Статья дополнена - Закон Мурманской области от 03.11.99 г. N 161-01-ЗМО) Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 41. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Статья 42. Период с даты вступления в силу настоящего Закона до окончания формирования представительных органов местного самоуправления в области является переходным периодом формирования представительных органов местного самоуправления. (В редакции Закона Мурманской области от 07.07.97 г. N 77-01-ЗМО) Статья 43. 1. Первые выборы депутатов представительных органов местного самоуправления в области проводятся одновременно. 2. Дата проведения выборов в переходный период устанавливается законом Мурманской области. 3. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе в переходный период утверждаются Мурманской областной Думой. Статья 44. Численный состав представительного органа местного самоуправления в переходный период, в случае, если он не определен Уставом муниципального образования либо местным референдумом, устанавливается Мурманской областной Думой. Глава Администрации Мурманской области Е.Комаров 20 февраля 1996 г. N 19-01-ЗМО г. Мурманск Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|